Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ЕВУШКА У ОКНА ДЛЯ ПОТОМКОВ НАТАША КОТЛЯРОВА ОСТАНЕТСЯ ВЕЧНО МОЛОДОЙ КАКОЙ ЕЕ ЗАПЕЧАТЛЕЛ ПЕТРОВ-ВОДКИН Декабрьским вечером я шел на свидание. Начинался синий московский вечер. За з ывалы в кафтанах и колпа ках шумели, з авлекая публи ку на распродажи. Я огляды вался на блестящие витрины и вспоминал фра зу одного на шего мудрого современника: как много вокруг вещей, кото рые мне не нужны! Я волновался: о вдруг ее не приве зл и? Все картины Петро- ва-Водкина приве зли, а ее ос тавили. Или она на реставра ции... Вошел в зал небольшой галереи на Неглинной улице и вдруг понял: она здесь. Я еще не знал, где висит картина, которую мечтаю увидеть мно го лет, но почувствовал на се бе взгляд, знакомый мне не только по репродукциям... Конечно, Только здесь, в углу, в затишье она и должна быть... К. Петров-Водкин. «Де вушка . у окна». 1928 год. «Холст, масло. 114x88,5». Я пришел поклониться «Де вушке у окна» от той, что семьдесят три года назад во шла в комнату в белой блузке с косами, заплетенными у висков, а художник сказал: «Наденьте, пожалуйста, то платье, в котором я вас здесь впервые увидел...» Тем летом ей было восем надцать, и она отдыхала с ро дителями в деревне Песочки. Среди друзей отца был и ху дожник в белых брюках и хла мидообразном пальто - Кузь ма Сергеевич Петров-Водкин. Наталья Григорьевна Зава лишина, героиня портрета. «Девушка у окна», живет сей час на Урале, в Нижнем Таги ле, с детьми, внуками и пра внуками. Несколько лет назад гостил у нее, и мы вместе смотрели тяжелый альбом К. Петрова-Водкина. И вот теперь впервые ее портрет приехал в Москву из Петербурга, из Русского му зея, где он с давних пор нахо дится в постоянной экспози ции. Правда, последние десять лет, как мне сказали специа листы, портрет провел в за пасниках. «Когда целое поколение сменяется и уходит, оно еще оставляет нам на какой-то срок своих одиноких часовых, последних вестников прошло го, способных донести до нас дыхание былой эпохи. И вне запное пересечение их с на шей жизнью поражает, как весть с иной планеты...» Эти строки, написанные ко гда-то замечательным крити ком Владимиром Лакшиным, вспоминаются мне, когда я ду маю о своей встрече с На тальей Григорьевной Завали шиной. Она родилась за три года до начала Первой мировой войны в семье 'петербургского историка Григория Котлярова. Осенью 1917 года он стал первым выборным директором царскосельского реального училища. Детство Наташи прошло в местах, священных для русской, культуры. В мае 1932 года Наташа Котлярова вышла замуж за Алексея Завалишина, одного из потомков декабриста Зава лишина и полководца Кутузо ва. Их венчание в одном из уцелевших царскосельских храмов было последним в го родке, уже переименованном в Детское Село. Больше здесь никто не венчался. На свадьбе у Наташи были Алексей Тол стой, Вячеслав Шишков, Кузь ма Петров-Водкин.... А еще она помнит, как за ходил прощаться перед отъез дом за границу Евгений Замя тин, как был в гостях у отца Андрей Белый, как Николай Клюев принес ей свою книгу с надписью: «Наташе Котляро вой .с нежной тоской на ее жемчужную юность». В книге мемуаров, еще ни где не опубликованной, Ната лья Григорьевна вспоминает обо всех этих замечательных деятелях русской культуры так, как будто не прошло многих и многих десятилетий. Самые трагические страницы в этой книге - блокадные. За две пер вые военные зимы Наталья Григорьевна потеряла отца, мать, мужа, тестя... С дочкой Ириной на руках она ехала через всю страну из умирающего. Ленинграда в Нижний Тагил. Ее направили на 63-й оборонный завод. Со хранилась ее дневниковая за пись: «Светлая ночь. Проезжа ем мимо высокой железнодо рожной будки. На ее балкон чик поднимается человек с зе леным флажком. Он вглядыва ется в ленинградский эшелон, снимает фуражку и низко нам кланяется...» В Нижнем Тагиле Наталья Григорьевна почти сорок лет преподавала английский. Поч ти весь город -.ее ученики. Недавно мне удалось опуб ликовать небольшой фрагмент из ее блокадных воспомина ний, и вот на днях получил от вет: «...Я совершенно потрясе на вашим подарком. И еще благодарна -за три экземпля ра. Мне именно столько и на до. То, что я писала о писате лях и других знаменитостях, уже несколько раз.публикова лось. А вот этот отрывочек - первый раз, и это доставило мне огромную радость. Еще раз большое спасибо. Помни те обо мне.:. Ваша Наталья Григорьевна Завалишина». Раньше Наталье Григорьев- не удавалось почти каждое ле то’ навещать . родной Петер бург, друзей’ и, конечно, Рус ский музей. Она садилась где- нибудь в сторонке и смотрела на лицо людей, приходивших к ее портрету. В последние годы и дороговизна билетов, й воз- Ьаст (в прошлом году Наталье Григорьевне исполнилось 90) стали помехой для дальних по ездок. Но вот какая идея вдруг возникла у меня сейчас: а что если Русскому музею устроить выставку одной картины в Нижнем Тагиле, и пусть этой картиной станет «Девушка у окна». Это был бы удивитель ный подарок не только для На тальи Григорьевны Завалиши ной, но и для всего рабочего города, приютившего в войну тысячи ленинградцев. Это был бы не просто красивый жест - благородный поступок. В Ниж нем Тагиле прекрасная кар,- тинная галерея, и дл/) портре та, написанного Кузьмой Пет-' ровым-Водкиным, там, без со мнения, выделили бы лучший Зал. Мы обращаемся к директо ру Русского музея Владимиру Александровичу Гусеву: помо гите «Девушке у окна» доб раться до Урала! Дмитрий ШЕВАРОВ. СЮЖЕ ТЫ ПРЕСТУПНИКИ ЗАСТРЕВАЮТ В ЛИФТАХ И СУГРОБАХ До недавнего времени со стояние городского хозяйства волновало лишь порядочных людей. Как ни странно, настала пора проявить беспокойство и криминальным элементам. Если у себя на сходе они проанали зируют несколько неудачных попыток грабежей и краж, то, пожалуй, придут к выводу о не обходимости немедленных ре форм в коммунальной сфере. Приведем первый попавший ся пример с первым попавшим ся грабителем. Попался он в го роде Набережные Челны, когда вошел в лифт с женщиной, оде той в ондатровую шубу. По за мыслу банДюги, выйти из лифта в этой шубе должен был он сам, однако, едва он достал нож, лифт, как водится, сломал ся и застрял между этажами. Услышав крики женщины, жиль-, цы дома вызвали милицию. В возникшей ситуации патруль ный отряд, наверное, мог, не. Спеша, прогреть мотор и поти хоньку тронуться по вызову - ку да ж злоумышленник денется! Точно тай же могли не да вить на газ работники милиции, преследовавшие в Авиастрои тельном районе Казани угнан ные «Жигули». Нынешней зимой снега в Казани выпало не боль ше обычного, но с очисткой улиц городское хозяйство не справляется (ощущение такое, что с проезжей части не убра ли еще и прошлогодний снег). Понятно, a таких условиях пре следуемый угонщик очень скоро уткнулся в сугроб, и произош ло, можно сказать, снегозадер жание. Борис БРОНШТЕЙН. РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН. ОН ГИМНЫ ПРЕЖНИЕ ЗАПЕЛ... Автор гимна Челябинской области Валерий Алюшкин мо жет оказаться на тюремных на рах. Бывший зам. главы админи страции Металлургического района Челябинска обвиняется в махинациях с бюджетными деньгами. После возбуждения уголовного дела Валерий Алюшкин вышел в отставку и занялся творчеством. Сначала он сочинил гимн для Челябин ского металлургического ком бината, а затем - гимн области. При утверждении гимна никто из депутатов не вспомнил, что автор находится на скамье под судимых... Сергей СМИРНОВ. ЧЕЛЯБИНСК МОНИКА ПОЖАЛОВАЛА В КРЕМЛЬ . Моника Левински и теперь уже российский п|эезидент Вла димир Путин стали персонажа ми новой комической оперы «Моника в Кремле» волжского композитора Виталия Окороко- ва. Для начала композитор предложил постановку своего творения.Саратовскому театру оперы и балета. В случае удачи проект, причем весьма дорого стоящий, будет осуществлен в Москве. Спонсоры, готовые финанси ровать столичную постановку после саратовской обкатки, на деются, что она забьет все ост ромодные мьюзиклы. Сюжет не сложен: Моника Левински, де- Скр-идитировав американского президента, приучает от Пента-, гона задание повторить трюк уже не в Овальном кабинете, а. в Кремле. Увы, Моника влюбля ется в начальника охраны пре зидента по фамилии Коржик... На роль президента автор на мерен пригласить ярко сияю- .щую звезду - Николая Баскова. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. РЕМНЕМ ИХ, С ФИРМЕННОЙ ПРЯЖКОЙ? В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ ПОТИХОНЬКУ ВВОДИТСЯ ЕДИНАЯ ФОРМА Неразумных школяров с давних пор у нас принято пугать станком и армией, а вот родителей - введением единой школьной формы. Как-то незаметно угроза покончить с вольницей и вновь нарядить российских школьников в нечто утвер жденное высокими инстан циями стала почти реаль ностью. Еще в 2000 году администра ции Кемеровского края; Орен бургской области, Чувашии из дали постановления о введении, школьной формы. Как водится, «по просьбам трудящихся». На Алтае школьников младших клас сов уже давно не пускают в шко лу, если они одеты не по форме. Глава .краевой, администрации Александр. Суриков считает, что единая форма - это. «дисциплини рующий фактор, который при зван сократить имущественное расслоение». ' На- этот тезис напирают почти все сторонники «единообразия», пекущиеся о нежной детской психике. Неваж но, что некоторых школяров при везут на урок на «Мерседесе», главное,, чтобы все были одеты одинаково... В Подмосковье в ряде рай онов учащиеся год прощеголяли в единой форме. Совсем недав но руководитель департамента образования правительства Мо сквы подписала соответствую щий документ, в школах уже проводят разъяснительную рабо ту с родителями и учащимися, разрабытывают модели школь ной одежды, договариваются с дизайнерами и производителями.- Правда, в столице речь пока идет 6 единообразии только в рамках оДной 'отдельно взятой школы. То есть можно выбрать модель и материал по вкусу. .А в недрах Миноброза готовится до кумент о введении единой школьной формы по всей Рос сии. У .сторонников этого мас штабного проекта есть пример перед глазами. .Молдавские ком мунисты, едва придя к власти, ак тивно нсчали продвигать эту идею через парламент. Довод все тот же: «Необходимо устано- вить равенство среди учеников». По. мнению спикера молдавского парламента Евгении Остапчук, одни дети одеваются лучше, дру гие - хуже. Это влияет на психи ку школьников й сказывается на результатах успеваемости». . Не знаю, как в Молдавии, а в Моск ве форма будет стоить от 2-3 ты сяч рублей и выше. Как насчет психики не очень состоятельных родителей? Можно и дальше спорить, что больше подрывает психику дет воры и родителей. Но нельзя не заметить самого важного: все дискуссии по поводу реформы отечественного образования свелись у нас к 1 2 -летке и школьной форме. Серьезный разговор утонул в болтовне по поводу деталей. Классический пример. В Ижевске был организован «круг лый стол» с громким названием «Стратегия развития образова ния в Удмуртии». Собрались вы сокие чиновники, ректоры, дире ктора школ. Высокое собрание обсудило перспективы введения единого госэкзамена, перехода на 1 2 -летнеё образование и... введение единой школьной фор мы. О реформе нашей школы го ворят уже многие годы - в основ ном чиновники от образования. Школьный учитель за это время доведен до крайней нищеты, превращен в вымогателя и за туркан все новыми бессистемны ми нововведениями в школьные программы. Зарплата педагога стала в два-три раза ниже зар платы дворника. Ь ставание в ехническое от- оснащении нашей школы от цивилизованного мира удручающее. Здоровых детей в российской школе днем с огнем не отыскать. Некогда лучшая си стема образования продолжает разваливаться. Почему бы в та кой ситуации не поспорить о преимуществах бантов в косич ках или френчей с блестящими пуговицами? Дешево и сердито! Единообразие всегда было ими тацией порядка и организован ности. Всего лишь имитацией... Кстати, чиновником движет не только бюрократический инте рес. Известный бизнесмен аж воздух стал глотать от восторга. В каждой городской школе в среднем учится тысяча ребят и девчонок. Множим 2 тысячи (руб лей - по минимуму) на одну тыся чу (учащихся) да на число школ в городе. Получаем... А в масшта бах страны?! Это же как мост че рез Берингов пролив, как пере нос столицы за Полярный круг - сколько можно наварить! Только не надо ссылок на За пад: мол, в кембриджах тоже одеты «по форме». Ведь вовсе не за этим посылают своих отпры сков образовываться на Запад российское чиновничество и оли гархи. Михаил МАКСИМОВ. А КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ВОЗВРАЩЕНИЮ ЕДИНОЙ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ? Николай Николаевич СКАТОВ, член-корреспондент РАН, ди ректор Института русской литературы РАН (Пушкинский дом): - М н о го е'зависит от того, какая это будет форма-. Элементы унификации традиционно были во многих учебных заведениях стран всего мира. В том же О ксфордском университете это спе циальные галстуки. Такие же «знаки отличия» введены в ведущих академиях США. Если возвращаться к школьной ф орм е уже в наше время, то она должна быть модной и красивой. Та неказистая серо-коричне вая '«спецодежда», в которой ходили наши дети, -вряд -ли сейчас приживется. О со б ен н о после того, как соврем енны е мальчишки и девчонки уже привыкли ходить в школу в том, что удобно, а не в том, к чему обязывают правила. Валентин ЮДАШКИН, модельер: - Я - за' форму. О н а дисциплинирует и организовывает детей, дает им собранность. Это лицо учебного заведения. К тому же н е многие семьи у н а с могут позволить се б е часто покупать новые в е щи детям. Ф орм а скрасит ситуацию. Владимир ЛЫСАК, профессор, проректор Волгоградского государственного технического университета: - Как отец школьницы, я считаю, что ф орм а - это хорош о. Но при одном непрем енном условии: она должна нравиться самим ребятам. А значит быть удобной, красивой и модной. Вряд ли н а д о все школы страны одеть по единым лекалам, пусть в каждой вы берут свои модели. Только как это сделать? Государство на себя расходы не возьмет. А далеко не все . родители смогут позволить с е б е справить р еб ен к у обновку. Вот почему, думаю , пока р а зго воры о всеобщ ем введении школьной формы - лишь утопия. Марина САНАТИНА, преподаватель иностранных языков му ниципальной школы N° 69 г. Екатеринбурга, отличник народного просвещения: - Я с большим удовольствием вспоминаю свою школьную ф о р му. Фартучек, как известно, м ог выгодно подчеркнуть талию. С е годняшние дети, признаем, сами не умеют подобрать стиль в о д е жде. Даже зимой девочки не прочь одеть блестящие топики, свер- кают голыми животами. Просто пока представления о деловом ко стюме, который дисциплинирует и мобилизует, у них нет. Поэтому я - за форму. Только не строго единообразную . Пусть будет о б щий цвет. Или единая ткань, может, даже джинсовая. Жилетка, сви тер - не нужно строгостей. 4 Елена СПИРИДОНОВА, художник-модельер, зам. генераль ного директора «Дома моделей «Кузнецкий мост»: Россия - многонациональная страна, где множество особен н о стей и традиций в одежде. Невозможно игнорировать эти особен н о сти и законодательно вновь загнать всех в единые рамки. Даже вве сти форм у для отдельной школы - очень непростое дело. Я работа ла над этим в одной из московских гимназий. Мы специально р а з работали модели, изготовили костюмы. Но м ода изменчива - и то, что нравилось детям вчера, сегодня вызывает отторжение. Чтобы школьная одежда носилась, необходимо постоянно совершенство вать модели, изменять ткани. А это, сами понимаете, требует денег. У российской школы их нет. Д а, форм а дисциплинирует, сглаживает социальное неравенст во, которое неумные родители пытаются подчеркнуть, одевая св о их детей подчеркнуто д о р о го и б ез элементарного вкуса. Но еди ная форм а - это не выход. Нужно прививать вкус. Сможем - тогда и найдется естественное реш ен ие проблемы школьной одежды. СЛ ОВАРНЫЙ ЗАП АС ВОТ ПОЧЕМУ МОЯ ДЕРЕВНЯ НАЗЫВАЕТСЯ ИМЕННО ТАК... В СТОРОНУ ГОРБАТОГО МОСТИКА Своего земляка я узнал бы, кажется, по одной фразе: «Я живу на Казацкой, у Гулова моста». Есть что-то трепетно-близкое для ка ждого, кто родился в городке Валуйки, что на Белгородчине. Это язык моего города. Размышляя о судьбе нашей речи, нельзя забыть о «географических словах» (топони мах в широком смысле этого слова), которые живут в каждом городе. Они оживляют зем лю, делают ее уникальной. Имена городов, сел, рек, озер, улиц, оврагов - своеобразные реликты нашей речи, они могут рассказать о многом. Забыть их - значит обезличить свой язык, лишить его привязанности к родному для человека месту. Вот отрывок из рассказа валуйского ста рожила Семена Тарасовича Баромыченко: «Пройдя большой ягодный бугор, что на краю Мещанского луга, по тропинке, мимо Горелого озера, компания двигалась в сторо ну горбатого, мостика, по которому на ло шадках ездили из города в Агошевку. Это единственная дорога через никогда не про сыхающий ручей, бывший в далеком далеке рукавом полноводного Оскоса. От этого ру кава и теперь сохранились озера Аникеево и Бездонное...» По-моему, это блестящий пример языково го вкуса народа. Топонимы здесь - изящный узор, украшающий землю. Имена эти, к со жалению, давно уже не живут среди валуй- чан. Л.Скворцов предложил собрать исчеза ющие топонимы в «Красную книгу топони мов» - особый список исторических, геогра фических названий, подлежащих охране и восстановлению. Мой город мог бы подарить этой книге много слов: Пеньки, Гулов мост, Завалуй, Зацеп, Поднизовка, Угол, где тата рин шапку потерял (есть и такой «ориентир»). Мне кажется, что эти слова можно долго смаковать и наслаждаться их вкусом. Гулов - в память об одном из жителей го рода, именитом купце; Поднизовка тянется у самой реки, ниже, чем стояла в прошлом го родская крепость; Завалуй ясно показывает направление заселения города: от крепости за реку, за Валуй. Городские особенности схвачены здесь крепко и точно. Я не подчеркиваю превосходство моего города. Конечно, есть места и лучше, и кра ше. Но нужно ценить и оберегать близкое - так и рождается любовь. В. ГАЦУЦЫН, учитель русского языка. ВАЛУЙКИ, Белгородская область. МЕДОВЫЙ КЛЮЧ Называлась моя деревушка Медовый Ключ (по легенде - от меда, вывалившегося из дупла в ключ-родник) и находилась на юге Кировской области недалеко от границы с Удмуртией. И хотя шли «космические» 60-е годы, мир моего детства (я родился в самый короткий день 1959-го) мало чем отличался от детства моих предшественников. Я захватил кусочек той Руси, от которой давно не осталось и следа. Помню, как всей улицей мои земляки помогали друг другу копать картошку. Как ез дили всей деревней на луга заготовлять сено для колхозных коров, и мы, мальцы, увязыва лись за взрослыми помогать им, оставаясь ночевать в шалашах. В деревне не было электричества, и я до четвертого класса де лал уроки по вечерам при свете керосино вой лампы, сидя за столом на широкой лав ке. Добрым существом была для меня Лесная Бабушка. Когда отец с матерью возвраща лись из чащобы с заготовки дров, они прино сили мне гостинец от этой мифической ба бушки - кусок черного хлеба. И этот начинав ший черстветь остаток родительской трапезы казался мне таким вкусным! Единственной техникой был патефон у од ного из жителей деревни. Изредка приезжа ла на телеге кинопередвижка. Вшколу мы хо дили за пять километров в ближайшее село пешком или ездили на лошади. И там, в шко ле, вполне резонно. пытались привить нам нормальный литературный язык, хотя подчас и сами учителя - местные по происхождению - могли «блеснуть» тем или иным диалектным словом. Но навечно засели в меня речения, иду щие из столь глубокой древности, что удивля ешься подчас, как они могли сохраниться! Древнегреческий ад - тартар - закрепился в выражении «Провались ты в тартарары»! А из каких времен «назадь переды», означаю щее, что дело сделано шиворот-навыворот? А вот это совсем уж, кажется, абракада бра: шёлуди-макары, поехали в татары! Так говаривала моя бабушка, загоняя клубы ды ма в растапливавшуюся ею печь. Вероятно, необходимо целое исследование, чтобы объ яснить каждое из этих слов, как сделал это применительно к поговорке «Куда Макар те лят не гонял» гениальный Роман Якобсон. Имеют ли что-то общее эти макары с тем, что гонял телят? Или это, по одному из тол кований, восходящее к древним ариям назва ние крокодила или похожего на него чудища, что некогда пугал живших на берегу Волхо ва древних русичей. Кстати, одна из летопи сей повествует об этом вполне серьезно, я кропотливо изучал ее, когда, учась на истфа ке МГУ, писал курсовую работу о происхож дении Великого Новгорода. Тогда понятно, почему шёлуди, - представьте на миг, как вы глядит крокодил. Выговорился перед вами - и легче стало на душе. Да и воспоминания о детских годах всегда прибавляют сил для того, чтобы вы жить в наше непростое время. Искренне ваш Владимир Константинович СЕМИБРАТОВ, зав. отделом Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина. КИРОВ. ЗИМОВЬЕ МОИХ БАБУШЕК Меня учили русскому языку мои бабушки - Аполлинария Евгеньевна Молоткова и Мария Степановна Сидорова; прожили они по 85 лет, вечная им память. Бабушка Аполлинария открыла для меня язык Пушкина, что не случайно: сама она ро дилась в Болдино (там, где Пушкин завершил «Евгения Онегина») и была знакома с послед ним владельцем этого имения Львом Анатоль евичем Пушкиным. Помню, как в раннем детстве, затаив ды хание, я слушал сказки Пушкина, и впечатле ния тех уютных вечеров с керосиновой лам пой остались на всю жизнь: и зимняя вьюга, и несчастный старик со своей рыбкой, и ле шие, и русалки, и страшный Черномор, кото рый почему-то мне представлялся чем-то по хожим на немецкий бомбардировщик. Аполлинария Евгеньевна окончила казан скую Мариинскую женскую гимназию и всю жизнь трудилась учительницей начальных классов в сельских школах. Вдвухлетнем воз расте я ходил к ней на уроки (мы жили при школе) и к трем годам неплохо читал и. писал. На всю жизнь бабушка Аполлинария - внуч ка героя Крымской войны, дочь мещанина, окончившего Петровско-Разумовскую акаде мию, и жена священника - сохранила в не прикосновенности язык Серебряного века: сельский совет называла присутственным ме стом, моих знакомых девчонок - пассиями и симпатиями, почтальона-женщину - барыш ней. К сожалению, я был тогда слишком мо лод и не все, о чем сейчас хотелось бы уз нать подробнее, понимал и правильно оце нивал. Но все-таки помню ее рассказы о пе тербургском высшем свете (в Петербурге служил ее брат, офицер медицинской служ бы), о далекой Диканьке, откуда родом были предки бабушки, крепостные князя Кочубея, о пушкинском Болдино... Как волшебно звучат названия этих теперь уже знаменитых (спасибо классикам!) деревенек, вот у кого надо было учиться с любовью называть родные места. Другая моя бабушка (со стороны матери), Сидорова Мария Степановна, родилась в обычной крестьянской семье в селе Кошки, грамотой почти не владела, но язык ее, как и всех в ее семье, отличался напевностью и глубинным народным богатством. Я даже иногда путался в степенях родства: кого на зывали бабинькой и дединькой, а кого баба- кой и нянякой... Было в этой речи не просто что-то рязанское (они оттуда переселились на Волгу, вернее - их предки), а нечто лас кательно-детское, колыбельное. Все дела лось неторопливо, со смыслом. Шутки-при баутки, пословицы к месту, сказки про зве рей - особенно помнятся в изложении ба бушки «Медведь с липовой ногой» да «Зимо вье зверей»... Николай АРНОЛЬДОВ, кандидат исторических наук, учитель истории. с. КОШКИ, Самарская область. < ВТОРНИК У ч редитель и Издатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Per. ПИ№ 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: ф<Сизь|й- Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. B.Симонов. Т елеф он для справок: (095) 25 7 -3 7 -9 2 . А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Т ел еф он /ф ак с от д ел а рекламы : (095) 2 5 7 -3 7 -8 3 . C. Заворотныи, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт: h ttp://in form .ad i.ru . E-mail: vtornik@ adi.ru © «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83 Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, гЛипецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.411.715 экз. Цена - бесплатно. V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz