Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

ЕВУШКА У ОКНА ДЛЯ ПОТОМКОВ НАТАША КОТЛЯРОВА ОСТАНЕТСЯ ВЕЧНО МОЛОДОЙ КАКОЙ ЕЕ ЗАПЕЧАТЛЕЛ ПЕТРОВ-ВОДКИН Декабрьским вечером я шел на свидание. Начинался синий московский вечер. За­ зывалы в кафтанах и колпа­ ках шумели, завлекая публи­ ку на распродажи. Я огляды­ вался на блестящие витрины и вспоминал фразу одного на­ шего мудрого современника: как много вокруг вещей, кото­ рые мне не нужны! Я волновался: о вдруг ее не привезли? Все картины Петро- ва-Водкина привезли, а ее ос­ тавили. Или она на реставра­ ции... Вошел в зал небольшой галереи на Неглинной улице и вдруг понял: она здесь. Я еще не знал, где висит картина, которую мечтаю увидеть мно­ го лет, но почувствовал на се­ бе взгляд, знакомый мне не только по репродукциям... Конечно, Только здесь, в углу, в затишье она и должна быть... К. Петров-Водкин. «Де­ вушка . у окна». 1928 год. «Холст, масло. 114x88,5». Я пришел поклониться «Де­ вушке у окна» от той, что семьдесят три года назад во­ шла в комнату в белой блузке с косами, заплетенными у висков, а художник сказал: «Наденьте, пожалуйста, то платье, в котором я вас здесь впервые увидел...» Тем летом ей было восем­ надцать, и она отдыхала с ро­ дителями в деревне Песочки. Среди друзей отца был и ху­ дожник в белых брюках и хла­ мидообразном пальто - Кузь­ ма Сергеевич Петров-Водкин. Наталья Григорьевна Зава­ лишина, героиня портрета. «Девушка у окна», живет сей­ час на Урале, в Нижнем Таги­ ле, с детьми, внуками и пра­ внуками. Несколько лет назад гостил у нее, и мы вместе смотрели тяжелый альбом К. Петрова-Водкина. И вот теперь впервые ее портрет приехал в Москву из Петербурга, из Русского му­ зея, где он с давних пор нахо­ дится в постоянной экспози­ ции. Правда, последние десять лет, как мне сказали специа­ листы, портрет провел в за­ пасниках. «Когда целое поколение сменяется и уходит, оно еще оставляет нам на какой-то срок своих одиноких часовых, последних вестников прошло­ го, способных донести до нас дыхание былой эпохи. И вне­ запное пересечение их с на­ шей жизнью поражает, как весть с иной планеты...» Эти строки, написанные ко­ гда-то замечательным крити­ ком Владимиром Лакшиным, вспоминаются мне, когда я ду­ маю о своей встрече с На­ тальей Григорьевной Завали­ шиной. Она родилась за три года до начала Первой мировой войны в семье 'петербургского историка Григория Котлярова. Осенью 1917 года он стал первым выборным директором царскосельского реального училища. Детство Наташи прошло в местах, священных для русской, культуры. В мае 1932 года Наташа Котлярова вышла замуж за Алексея Завалишина, одного из потомков декабриста Зава­ лишина и полководца Кутузо­ ва. Их венчание в одном из уцелевших царскосельских храмов было последним в го­ родке, уже переименованном в Детское Село. Больше здесь никто не венчался. На свадьбе у Наташи были Алексей Тол­ стой, Вячеслав Шишков, Кузь­ ма Петров-Водкин.... А еще она помнит, как за­ ходил прощаться перед отъез­ дом за границу Евгений Замя­ тин, как был в гостях у отца Андрей Белый, как Николай Клюев принес ей свою книгу с надписью: «Наташе Котляро­ вой .с нежной тоской на ее жемчужную юность». В книге мемуаров, еще ни­ где не опубликованной, Ната­ лья Григорьевна вспоминает обо всех этих замечательных деятелях русской культуры так, как будто не прошло многих и многих десятилетий. Самые трагические страницы в этой книге - блокадные. За две пер­ вые военные зимы Наталья Григорьевна потеряла отца, мать, мужа, тестя... С дочкой Ириной на руках она ехала через всю страну из умирающего. Ленинграда в Нижний Тагил. Ее направили на 63-й оборонный завод. Со­ хранилась ее дневниковая за­ пись: «Светлая ночь. Проезжа­ ем мимо высокой железнодо­ рожной будки. На ее балкон­ чик поднимается человек с зе­ леным флажком. Он вглядыва­ ется в ленинградский эшелон, снимает фуражку и низко нам кланяется...» В Нижнем Тагиле Наталья Григорьевна почти сорок лет преподавала английский. Поч­ ти весь город -.ее ученики. Недавно мне удалось опуб­ ликовать небольшой фрагмент из ее блокадных воспомина­ ний, и вот на днях получил от­ вет: «...Я совершенно потрясе­ на вашим подарком. И еще благодарна -за три экземпля­ ра. Мне именно столько и на­ до. То, что я писала о писате­ лях и других знаменитостях, уже несколько раз.публикова­ лось. А вот этот отрывочек - первый раз, и это доставило мне огромную радость. Еще раз большое спасибо. Помни­ те обо мне.:. Ваша Наталья Григорьевна Завалишина». Раньше Наталье Григорьев- не удавалось почти каждое ле­ то’ навещать . родной Петер­ бург, друзей’ и, конечно, Рус­ ский музей. Она садилась где- нибудь в сторонке и смотрела на лицо людей, приходивших к ее портрету. В последние годы и дороговизна билетов, й воз- Ьаст (в прошлом году Наталье Григорьевне исполнилось 90) стали помехой для дальних по­ ездок. Но вот какая идея вдруг возникла у меня сейчас: а что если Русскому музею устроить выставку одной картины в Нижнем Тагиле, и пусть этой картиной станет «Девушка у окна». Это был бы удивитель­ ный подарок не только для На­ тальи Григорьевны Завалиши­ ной, но и для всего рабочего города, приютившего в войну тысячи ленинградцев. Это был бы не просто красивый жест - благородный поступок. В Ниж­ нем Тагиле прекрасная кар,- тинная галерея, и дл/) портре­ та, написанного Кузьмой Пет-' ровым-Водкиным, там, без со­ мнения, выделили бы лучший Зал. Мы обращаемся к директо­ ру Русского музея Владимиру Александровичу Гусеву: помо­ гите «Девушке у окна» доб­ раться до Урала! Дмитрий ШЕВАРОВ. СЮЖЕТЫ ПРЕСТУПНИКИ ЗАСТРЕВАЮТ В ЛИФТАХ И СУГРОБАХ До недавнего времени со­ стояние городского хозяйства волновало лишь порядочных людей. Как ни странно, настала пора проявить беспокойство и криминальным элементам. Если у себя на сходе они проанали­ зируют несколько неудачных попыток грабежей и краж, то, пожалуй, придут к выводу о не­ обходимости немедленных ре­ форм в коммунальной сфере. Приведем первый попавший­ ся пример с первым попавшим­ ся грабителем. Попался он в го­ роде Набережные Челны, когда вошел в лифт с женщиной, оде­ той в ондатровую шубу. По за­ мыслу банДюги, выйти из лифта в этой шубе должен был он сам, однако, едва он достал нож, лифт, как водится, сломал­ ся и застрял между этажами. Услышав крики женщины, жиль-, цы дома вызвали милицию. В возникшей ситуации патруль­ ный отряд, наверное, мог, не. Спеша, прогреть мотор и поти­ хоньку тронуться по вызову - ку­ да ж злоумышленник денется! Точно тай же могли не да­ вить на газ работники милиции, преследовавшие в Авиастрои­ тельном районе Казани угнан­ ные «Жигули». Нынешней зимой снега в Казани выпало не боль­ ше обычного, но с очисткой улиц городское хозяйство не справляется (ощущение такое, что с проезжей части не убра­ ли еще и прошлогодний снег). Понятно, a таких условиях пре­ следуемый угонщик очень скоро уткнулся в сугроб, и произош­ ло, можно сказать, снегозадер­ жание. Борис БРОНШТЕЙН. РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН. ОН ГИМНЫ ПРЕЖНИЕ ЗАПЕЛ... Автор гимна Челябинской области Валерий Алюшкин мо­ жет оказаться на тюремных на­ рах. Бывший зам. главы админи­ страции Металлургического района Челябинска обвиняется в махинациях с бюджетными деньгами. После возбуждения уголовного дела Валерий Алюшкин вышел в отставку и занялся творчеством. Сначала он сочинил гимн для Челябин­ ского металлургического ком­ бината, а затем - гимн области. При утверждении гимна никто из депутатов не вспомнил, что автор находится на скамье под­ судимых... Сергей СМИРНОВ. ЧЕЛЯБИНСК МОНИКА ПОЖАЛОВАЛА В КРЕМЛЬ . Моника Левински и теперь уже российский п|эезидент Вла­ димир Путин стали персонажа­ ми новой комической оперы «Моника в Кремле» волжского композитора Виталия Окороко- ва. Для начала композитор предложил постановку своего творения.Саратовскому театру оперы и балета. В случае удачи проект, причем весьма дорого­ стоящий, будет осуществлен в Москве. Спонсоры, готовые финанси­ ровать столичную постановку после саратовской обкатки, на­ деются, что она забьет все ост­ ромодные мьюзиклы. Сюжет не сложен: Моника Левински, де- Скр-идитировав американского президента, приучает от Пента-, гона задание повторить трюк уже не в Овальном кабинете, а. в Кремле. Увы, Моника влюбля­ ется в начальника охраны пре­ зидента по фамилии Коржик... На роль президента автор на­ мерен пригласить ярко сияю- .щую звезду - Николая Баскова. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. РЕМНЕМИХ, СФИРМЕННОЙ ПРЯЖКОЙ? В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ ПОТИХОНЬКУ ВВОДИТСЯ ЕДИНАЯ ФОРМА Неразумных школяров с давних пор у нас принято пугать станком и армией, а вот родителей - введением единой школьной формы. Как-то незаметно угроза покончить с вольницей и вновь нарядить российских школьников в нечто утвер­ жденное высокими инстан­ циями стала почти реаль­ ностью. Еще в 2000 году администра­ ции Кемеровского края; Орен­ бургской области, Чувашии из­ дали постановления о введении, школьной формы. Как водится, «по просьбам трудящихся». На Алтае школьников младших клас­ сов уже давно не пускают в шко­ лу, если они одеты не по форме. Глава .краевой, администрации Александр. Суриков считает, что единая форма - это. «дисциплини­ рующий фактор, который при­ зван сократить имущественное расслоение». ' На- этот тезис напирают почти все сторонники «единообразия», пекущиеся о нежной детской психике. Неваж­ но, что некоторых школяров при­ везут на урок на «Мерседесе», главное,, чтобы все были одеты одинаково... В Подмосковье в ряде рай­ онов учащиеся год прощеголяли в единой форме. Совсем недав­ но руководитель департамента образования правительства Мо­ сквы подписала соответствую­ щий документ, в школах уже проводят разъяснительную рабо­ ту с родителями и учащимися, разрабытывают модели школь­ ной одежды, договариваются с дизайнерами и производителями.- Правда, в столице речь пока идет 6 единообразии только в рамках оДной 'отдельно взятой школы. То есть можно выбрать модель и материал по вкусу. .А в недрах Миноброза готовится до­ кумент о введении единой школьной формы по всей Рос­ сии. У . сторонников этого мас­ штабного проекта есть пример перед глазами. .Молдавские ком­ мунисты, едва придя к власти, ак­ тивно нсчали продвигать эту идею через парламент. Довод все тот же: «Необходимо устано- вить равенство среди учеников». По. мнению спикера молдавского парламента Евгении Остапчук, одни дети одеваются лучше, дру­ гие - хуже. Это влияет на психи­ ку школьников й сказывается на результатах успеваемости». . Не знаю, как в Молдавии, а в Моск­ ве форма будет стоить от 2-3 ты­ сяч рублей и выше. Как насчет психики не очень состоятельных родителей? Можно и дальше спорить, что больше подрывает психику дет­ воры и родителей. Но нельзя не заметить самого важного: все дискуссии по поводу реформы отечественного образования свелись у нас к 1 2 -летке и школьной форме. Серьезный разговор утонул в болтовне по поводу деталей. Классический пример. В Ижевске был организован «круг­ лый стол» с громким названием «Стратегия развития образова­ ния в Удмуртии». Собрались вы­ сокие чиновники, ректоры, дире­ ктора школ. Высокое собрание обсудило перспективы введения единого госэкзамена, перехода на 1 2 -летнеё образование и... введение единой школьной фор­ мы. О реформе нашей школы го­ ворят уже многие годы - в основ­ ном чиновники от образования. Школьный учитель за это время доведен до крайней нищеты, превращен в вымогателя и за­ туркан все новыми бессистемны­ ми нововведениями в школьные программы. Зарплата педагога стала в два-три раза ниже зар­ платы дворника. Ь ставание в ехническое от- оснащении нашей школы от цивилизованного мира удручающее. Здоровых детей в российской школе днем с огнем не отыскать. Некогда лучшая си­ стема образования продолжает разваливаться. Почему бы в та­ кой ситуации не поспорить о преимуществах бантов в косич­ ках или френчей с блестящими пуговицами? Дешево и сердито! Единообразие всегда было ими­ тацией порядка и организован­ ности. Всего лишь имитацией... Кстати, чиновником движет не только бюрократический инте­ рес. Известный бизнесмен аж воздух стал глотать от восторга. В каждой городской школе в среднем учится тысяча ребят и девчонок. Множим 2 тысячи (руб­ лей - по минимуму) на одну тыся­ чу (учащихся) да на число школ в городе. Получаем... А в масшта­ бах страны?! Это же как мост че­ рез Берингов пролив, как пере­ нос столицы за Полярный круг - сколько можно наварить! Только не надо ссылок на За­ пад: мол, в кембриджах тоже одеты «по форме». Ведь вовсе не за этим посылают своих отпры­ сков образовываться на Запад российское чиновничество и оли­ гархи. Михаил МАКСИМОВ. А КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ВОЗВРАЩЕНИЮ ЕДИНОЙ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ? Николай Николаевич СКАТОВ, член-корреспондент РАН, ди­ ректор Института русской литературы РАН (Пушкинский дом): - М н о г о е 'зависит от того, какая это будет форма-. Элементы унификации традиционно были в о многих учебных заведениях стран в с е го мира. В том же О ксфордском университете это сп е ­ циальные галстуки. Такие же «знаки отличия» введены в ведущих академиях США. Если возвращаться к школьной ф орм е уже в наше время, то он а должна быть модной и красивой. Та неказистая с еро -кори чн е ­ вая '«спецодежда», в которой ходили наши дети, -вряд -ли сейчас приживется. О с о б е н н о после того, как соврем енны е мальчишки и девчонки уже привыкли ходить в школу в том, что уд обно , а не в том, к чему обязывают правила. Валентин ЮДАШКИН, модельер: - Я - за ' форму. О н а дисциплинирует и организовывает детей, дает им собранность. Это лицо уч ебно го заведения . К тому же н е ­ многие семьи у н а с могут позволить с е б е часто покупать новые в е ­ щи детям. Ф орм а скрасит ситуацию. Владимир ЛЫСАК, профессор, проректор Волгоградского государственного технического университета: - Как отец школьницы, я считаю, что ф орм а - это хорош о . Но при одном непрем енном условии: он а должна нравиться самим ребятам. А значит быть удобной , красивой и модной . Вряд ли н а ­ д о вс е школы страны одеть по единым лекалам , пусть в каждой вы­ берут с в о и модели . Только как это сделать? Государство на себя расходы н е возьмет. А д а л ек о не вс е . родители смогут позволить с е б е справить р е б е н к у обновку. Вот почему, думаю , пока р а з г о ­ воры о всеобщ ем введении школьной формы - лишь утопия. Марина САНАТИНА, преподаватель иностранных языков му­ ниципальной школы N° 69 г. Екатеринбурга, отличник народного просвещения: - Я с большим удовольствием вспоминаю с вою школьную ф о р ­ му. Фартучек, как известно, м ог выгодно подчеркнуть талию. С е ­ годняшние дети, признаем , сами не умеют подобрать стиль в о д е ­ жде. Даже зимой девочки не прочь одеть блестящие топики, с в е р - кают голыми животами. Просто пока представления о де ло вом ко­ стюме, который дисциплинирует и мобилизует, у них нет. Поэтому я - з а форму. Только не строго един ообра зн ую . Пусть будет о б ­ щий цвет. Или единая ткань, может, даже джинсовая. Жилетка, сви тер - не нужно строгостей. 4 Елена СПИРИДОНОВА, художник-модельер, зам. генераль­ ного директора «Дома моделей «Кузнецкий мост»: Россия - многонациональная страна, где множество о с о б ен н о ­ стей и традиций в одежде. Невозможно игнорировать эти о с о б ен н о ­ сти и законодательно вновь загнать всех в единые рамки. Даже в в е ­ сти форм у для отдельной школы - очень непростое дело . Я работа­ л а над этим в одной из московских гимназий. Мы специально р а з ­ работали модели, изготовили костюмы. Но м ода изменчива - и то, что нравилось детям вчера , сегодня вызывает отторжение. Чтобы школьная одежда носилась, необходимо постоянно совершенство­ вать модели, изменять ткани. А это, сами понимаете, требует денег. У российской школы их нет. Д а , форм а дисциплинирует, сглаживает социальное неравенст­ во, которое неумные родители пытаются подчеркнуть, од е вая с в о ­ их детей подчеркнуто д о р о г о и б е з элементарного вкуса. Но ед и ­ ная форм а - это н е выход. Нужно прививать вкус. Сможем - тогда и найдется естественное р еш ен и е проблемы школьной одежды. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ВОТ ПОЧЕМУ МОЯ ДЕРЕВНЯ НАЗЫВАЕТСЯ ИМЕННО ТАК... В СТОРОНУ ГОРБАТОГО МОСТИКА Своего земляка я узнал бы, кажется, по одной фразе: «Я живу на Казацкой, у Гулова моста». Есть что-то трепетно-близкое для ка­ ждого, кто родился в городке Валуйки, что на Белгородчине. Это язык моего города. Размышляя о судьбе нашей речи, нельзя забыть о «географических словах» (топони­ мах в широком смысле этого слова), которые живут в каждом городе. Они оживляют зем­ лю, делают ее уникальной. Имена городов, сел, рек, озер, улиц, оврагов - своеобразные реликты нашей речи, они могут рассказать о многом. Забыть их - значит обезличить свой язык, лишить его привязанности к родному для человека месту. Вот отрывок из рассказа валуйского ста­ рожила Семена Тарасовича Баромыченко: «Пройдя большой ягодный бугор, что на краю Мещанского луга, по тропинке, мимо Горелого озера, компания двигалась в сторо­ ну горбатого, мостика, по которому на ло­ шадках ездили из города в Агошевку. Это единственная дорога через никогда не про­ сыхающий ручей, бывший в далеком далеке рукавом полноводного Оскоса. От этого ру­ кава и теперь сохранились озера Аникеево и Бездонное...» По-моему, это блестящий пример языково­ го вкуса народа. Топонимы здесь - изящный узор, украшающий землю. Имена эти, к со­ жалению, давно уже не живут среди валуй- чан. Л.Скворцов предложил собрать исчеза­ ющие топонимы в «Красную книгу топони­ мов» - особый список исторических, геогра­ фических названий, подлежащих охране и восстановлению. Мой город мог бы подарить этой книге много слов: Пеньки, Гулов мост, Завалуй, Зацеп, Поднизовка, Угол, где тата­ рин шапку потерял (есть и такой «ориентир»). Мне кажется, что эти слова можно долго смаковать и наслаждаться их вкусом. Гулов - в память об одном из жителей го­ рода, именитом купце; Поднизовка тянется у самой реки, ниже, чем стояла в прошлом го­ родская крепость; Завалуй ясно показывает направление заселения города: от крепости за реку, за Валуй. Городские особенности схвачены здесь крепко и точно. Я не подчеркиваю превосходство моего города. Конечно, есть места и лучше, и кра­ ше. Но нужно ценить и оберегать близкое - так и рождается любовь. В. ГАЦУЦЫН, учитель русского языка. ВАЛУЙКИ, Белгородская область. МЕДОВЫЙ КЛЮЧ Называлась моя деревушка Медовый Ключ (по легенде - от меда, вывалившегося из дупла в ключ-родник) и находилась на юге Кировской области недалеко от границы с Удмуртией. И хотя шли «космические» 60-е годы, мир моего детства (я родился в самый короткий день 1959-го) мало чем отличался от детства моих предшественников. Я захватил кусочек той Руси, от которой давно не осталось и следа. Помню, как всей улицей мои земляки помогали друг другу копать картошку. Как ез­ дили всей деревней на луга заготовлять сено для колхозных коров, и мы, мальцы, увязыва­ лись за взрослыми помогать им, оставаясь ночевать в шалашах. В деревне не было электричества, и я до четвертого класса де­ лал уроки по вечерам при свете керосино­ вой лампы, сидя за столом на широкой лав­ ке. Добрым существом была для меня Лесная Бабушка. Когда отец с матерью возвраща­ лись из чащобы с заготовки дров, они прино­ сили мне гостинец от этой мифической ба­ бушки - кусок черного хлеба. И этот начинав­ ший черстветь остаток родительской трапезы казался мне таким вкусным! Единственной техникой был патефон у од­ ного из жителей деревни. Изредка приезжа­ ла на телеге кинопередвижка. Вшколу мы хо­ дили за пять километров в ближайшее село пешком или ездили на лошади. И там, в шко­ ле, вполне резонно. пытались привить нам нормальный литературный язык, хотя подчас и сами учителя - местные по происхождению - могли «блеснуть» тем или иным диалектным словом. Но навечно засели в меня речения, иду­ щие из столь глубокой древности, что удивля­ ешься подчас, как они могли сохраниться! Древнегреческий ад - тартар - закрепился в выражении «Провались ты в тартарары»! А из каких времен «назадь переды», означаю­ щее, что дело сделано шиворот-навыворот? А вот это совсем уж, кажется, абракада­ бра: шёлуди-макары, поехали в татары! Так говаривала моя бабушка, загоняя клубы ды­ ма в растапливавшуюся ею печь. Вероятно, необходимо целое исследование, чтобы объ­ яснить каждое из этих слов, как сделал это применительно к поговорке «Куда Макар те­ лят не гонял» гениальный Роман Якобсон. Имеют ли что-то общее эти макары с тем, что гонял телят? Или это, по одному из тол­ кований, восходящее к древним ариям назва­ ние крокодила или похожего на него чудища, что некогда пугал живших на берегу Волхо­ ва древних русичей. Кстати, одна из летопи­ сей повествует об этом вполне серьезно, я кропотливо изучал ее, когда, учась на истфа­ ке МГУ, писал курсовую работу о происхож­ дении Великого Новгорода. Тогда понятно, почему шёлуди, - представьте на миг, как вы­ глядит крокодил. Выговорился перед вами - и легче стало на душе. Да и воспоминания о детских годах всегда прибавляют сил для того, чтобы вы­ жить в наше непростое время. Искренне ваш Владимир Константинович СЕМИБРАТОВ, зав. отделом Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина. КИРОВ. ЗИМОВЬЕ МОИХ БАБУШЕК Меня учили русскому языку мои бабушки - Аполлинария Евгеньевна Молоткова и Мария Степановна Сидорова; прожили они по 85 лет, вечная им память. Бабушка Аполлинария открыла для меня язык Пушкина, что не случайно: сама она ро­ дилась в Болдино (там, где Пушкин завершил «Евгения Онегина») и была знакома с послед­ ним владельцем этого имения Львом Анатоль­ евичем Пушкиным. Помню, как в раннем детстве, затаив ды­ хание, я слушал сказки Пушкина, и впечатле­ ния тех уютных вечеров с керосиновой лам­ пой остались на всю жизнь: и зимняя вьюга, и несчастный старик со своей рыбкой, и ле­ шие, и русалки, и страшный Черномор, кото­ рый почему-то мне представлялся чем-то по­ хожим на немецкий бомбардировщик. Аполлинария Евгеньевна окончила казан­ скую Мариинскую женскую гимназию и всю жизнь трудилась учительницей начальных классов в сельских школах. Вдвухлетнем воз­ расте я ходил к ней на уроки (мы жили при школе) и к трем годам неплохо читал и. писал. На всю жизнь бабушка Аполлинария - внуч­ ка героя Крымской войны, дочь мещанина, окончившего Петровско-Разумовскую акаде­ мию, и жена священника - сохранила в не­ прикосновенности язык Серебряного века: сельский совет называла присутственным ме­ стом, моих знакомых девчонок - пассиями и симпатиями, почтальона-женщину - барыш­ ней. К сожалению, я был тогда слишком мо­ лод и не все, о чем сейчас хотелось бы уз­ нать подробнее, понимал и правильно оце­ нивал. Но все-таки помню ее рассказы о пе­ тербургском высшем свете (в Петербурге служил ее брат, офицер медицинской служ­ бы), о далекой Диканьке, откуда родом были предки бабушки, крепостные князя Кочубея, о пушкинском Болдино... Как волшебно звучат названия этих теперь уже знаменитых (спасибо классикам!) деревенек, вот у кого надо было учиться с любовью называть родные места. Другая моя бабушка (со стороны матери), Сидорова Мария Степановна, родилась в обычной крестьянской семье в селе Кошки, грамотой почти не владела, но язык ее, как и всех в ее семье, отличался напевностью и глубинным народным богатством. Я даже иногда путался в степенях родства: кого на­ зывали бабинькой и дединькой, а кого баба- кой и нянякой... Было в этой речи не просто что-то рязанское (они оттуда переселились на Волгу, вернее - их предки), а нечто лас­ кательно-детское, колыбельное. Все дела­ лось неторопливо, со смыслом. Шутки-при­ баутки, пословицы к месту, сказки про зве­ рей - особенно помнятся в изложении ба­ бушки «Медведь с липовой ногой» да «Зимо­ вье зверей»... Николай АРНОЛЬДОВ, кандидат исторических наук, учитель истории. с. КОШКИ, Самарская область. < ВТОРНИК Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Per. ПИ№ 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: ф<Сизь|й- Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24 , 8-й этаж. B .Симонов . Т ел еф он дл я спр авок : (095 ) 2 5 7 - 3 7 - 9 2 . А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Т е л еф о н /ф а к с о т д е л а р екламы : (095) 2 5 7 - 3 7 - 8 3 . C. Заворотныи, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Интерн ет -сайт : h t tp : / / in fo rm .a d i .r u . E-mail: v torn ik@ ad i.ru © «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83 Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, гЛипецк, ул .Московская, 83. Общий тираж 1.411.715 экз. Цена - бесплатно. V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz