Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

с V щттттжт Ш 23 а п р е л я 2002 г., № 81 (21709) Ш р Ш пр Ш жатель ствитШШвлЕМ ВСЕМХОЧЕТСЯРАБОТАТЬ а к известно, в феврале состоялась вторая о бл а ­ стная конф еренция «Малый б и зн ес -20 02 » , на к о ­ то р о й о б с уж д ал и сь п робл емы п р е д п р и н и м а ­ тельско го движ ения н аш е го р е гион а и перспективы е го развития . «ЛГ» у ж е рассказы вала в своих публи ­ к а ц и я х о н аиб о л ее важны х тем ах п рош едш е го фо­ р ум а , тем не м ен ее мно гое все -таки осталось «за к а д ­ ром » . Сегодня на странице «Деловая жи знь» мы р е ­ шили представить фрагменты выступлений некоторы х представителей м ало го бизнеса . Татьяна ДЬЯКОНОВА, председатель ассоциации «Рынок»: — С а м а я б о л ь н а я д л я н ас п р о б л ем а — э т о отсу т стви е п о д ­ линных с ер ти ф и к а т о в и н ак л ад ­ ных на т о в а р , который п р е д п р и ­ н им а тел и п р и о б р е т аю т на круп­ ных оптовых рынках Москвы. Мы м ож ем выполнить в с е т р е б о в а ­ ния, ко торы е прим еняю т к нам кон тролирующ и е о р г а ны ,^ф ом е о дно го '—•'■'получить на оптовых столичных рынках с ер тиф и к аты и н а к л а д ны е . Л и п ец ки е п р е д ­ приниматели категорически п р о ­ тив т о г о , чтобы п о к уп а т ь эти ф а л ьш и вы е докум енты . Я прин ­ ципи ал ьно их не покупаю и п ри ­ зы в аю своих коллег , р а б о т аю ­ щих на рынке, не д е л а т ь это го . В о о б щ е э т о п р о б л е м а не только одних липецких к о м м е р ­ с ан тов , э то п р о б л ем а в с ей Р о с ­ сии . Ни мы, ни м естны е органы вл асти не в со сто ян и и пока р е ­ шить е ё . Между тем кон троли ­ рующие ор ганы н ал агаю т б о л ь ­ ш ие ш тр афы з а о тсу т стви е т а ­ ких до кум ен то в , и мы т ем с а ­ мым о к а зы в а е м с я з а л о ж н и к а ­ ми д ан н ой ситуации . Мое м н е ­ ние: оп то вы е рынки — э то очень у д о б н а я ф о р м а р а б о т ы д л я п р е д п р и н и м а т е л е й , но на них г о с у д а р с т в у н а д о о б я з а т е л ь н о н аво ди т ь порядок , е с л и мы хо ­ тим с о з д а т ь ц и в и л и з о в а н н ы й рынок и то р говать д е й с т в и т е л ь ­ но качественной продукцией . Татьяна КАЦУБА, дирек­ тор ООО «Былина-1»: — Липецк — растущий город . К н ам в с е б о л ьш е п р и е зж а е т го с тей и з столицы и других го ­ р о д о в . Мы рады об служ и вать их н а с а м о м вы соком у р о в н е , д а н е м ож ем . Д е л о в том , что нам н е х в а т а е т хорош о п о д го то вл ен ­ но го п е р с о н а л а . По б ол ьш ом у счету, речь идет о кадровой п р о ­ б л ем е . В го р о д е е с т ь кл а с сны е п о в ар а , но их очень м ало , и каж ­ ды й р е с т о р а н или к аф е и зо всех сил т я н е т их к с е б е . Молодых сп ец и а л и с т о в — единицы . Нам п о з а р е з нужны п о в а ­ р а , оф и ц и а н ты , б а р м е н ы . Мы поним аем , что наши ПТУ не и м е ­ ют х орош ей м а т е р и а л ьн о й б а зы д л я их подготовки и н ам ер ены пом очь им в э т ом в о п р о с е . Я о б р а щ а ю с ь к р у к о в о д и т е л я м го р о д а и о б л а с т и , наших с п е ­ ци али зированны х учебных з а в е ­ д е н и й : д а в а й т е с о в м е с т н ы м и у сили ям и р еш а т ь э то т в о п р о с и повыш ать уровен ь ' ™редприя-“| тий о бщ е с т в е н н о .» п 1 .'ме>п*м И н а ч е э т у ры н очн ую ниш у в с ф е р е услуг займ у т дру ги е . Владимир ДИБРОВ, предприниматель: — Я б е р у с ь у тверж д а ть , что п р е д п р и н и м а т е л ь п р еж д е в с е ­ го с о з д а е т р а б о ч и е м е с т а , а это , н а мой в згл яд , н е м е н е е в аж н ая вещ ь , чем н ап о л н ен и е бю дж ета . С о гл а с ен с тем , что в э т ом н апр авл ении у н а с с д е ­ л ан о н ем а л о , но о с таю тс я ещ е м но ги е н ер еш ен ны е вопро сы . К ним относи тся , н ап рим е р , в в е д е н и е м ак сим а льн о простой п роц едуры р е ги с тр ац и и малых пр едп ри я ти й по принципу «од ­ ного окна». С ущ ествует и п р о ­ б л е м а их ликвидации : в ком п ь ­ ю т ерн ой б а з е данны х «висят» ты сячи таких малых п р е д п р и я ­ тий , а п р о ц е д у р а их з акры ти я н астол ько слож н а и запу т анн а , что п р е д п р и н и м а т е л ь п р о с т о б р о с а е т свою ф и рм у на п р о и з ­ вол судьбы . В с е эту п р о б л ем у понимаю т, но никто пока не при ­ д ум ал , как е е реш ить . П о - п р е ж н е м у с ущ е с т в ую т слож ности в отнош ениях п р е д ­ п р и н им а т е л ей и кон тролирую ­ щих о р ганов . Б е зу словно , «круг­ лы е столы» с у ча сти ем о р га н о в в л а с т и , п р е д п р и н и м а т е л е й и различны х госуд ар ственны х в е ­ д о м с т в пом о гаю т находи ть о б ­ щий я зы к и с глаж и ват ь м но ги е наш и п р о б л ем ы , и такой д и а ­ ло г н е о б х о д им о пр о д о лж а ть и д а л ь ш е . В ч а с т н о с т и , нуж но п р о в е с ти и сп еци ал ьны й «круг­ лый стол» по з ащ и т е пр ав п р е д ­ прин им а т ел ей . ГГ СергейЧАУКЖ заместитель главы, администрацииг. Липецка: «КОНСТРУКТИВНАЯКРИТИКА ПОМОГАЕТНАМВЫРАБОТАТЬ П роблема бизнеса и вла­ сти на городском её уровне по большому счету никогда не стояла ост­ ро. По крайней мере до яв­ ного противостояния и кон­ фликтных ситуаций у нас дело не доходило. Почему, спрашивается, удавалось из­ бежать таких противоречий? Да потому, что мы всегда понимали: малый бизнес надо обязательно развивать и поддерживать. И эту прин­ ципиальную позицию город­ ская администрация жестко отстаивала. Особенно в период форми­ рования рыночных отноше­ ний, когда липецкие пред­ приниматели начали конку­ рировать с государственны­ ми, муниципальными пред­ приятиями. Нас тогда не один раз критиковали, что мы ставим не на того, кого надо, и вообще ведем непра­ вильную экономическую по­ литику. Жизнь рассудила, кто в итоге был прав: сегод­ ня те, кого мы поддержива­ ли, стали общепризнанными лидерами в бизнесе и во мно­ гом определяют лицо наше­ го города. Это те же фирмы «Калинка», «Солнечный», «Дель Рио», «Баскин Роб­ бинс» и другие. Благоприятному бизнес- климату в Липецке способ­ ствовал еще и то обстоятель­ ство, что был создан комитет по поддержке и развитию предпринимательства — дру­ гой такой организации в го­ родской административной структуре в Центрально-Чер­ ноземном регионе на тот мо­ мент не было. Может быть, работа этого комитета не столь пока эффективна, не столь сильно ее влияние на малый бизнес, но то, что та­ кое сотрудничество на пользу и предпринимателям, и всему городу, совершенно очевидно. У нас действует и Кон­ сультативный совет при го­ родской администрации, кото­ рый отстаивает интересы ма­ лого бизнеса по различным направлениям — законода­ тельному, организационному, финансовому и т.д. Консуль­ тативный совет, как правило, собирается по важнейшим для предпринимателей и экономи­ ки области вопросам: напри­ мер, по поводу разработки перспективной программы поддержки и развития мало­ го бизнеса или принятия на­ лога на вмененный доход. Здесь не допускается какого- либо формального и уж тем более бюрократического под­ хода: такая организация на 90 процентов состоит из самих предпринимателей, и никто не мешает им принимать нужные решения, от которых зависит во многом судьба предприни­ мательского движения. От­ кровенно говоря, мы хотим, чтобы работа Консультативно­ го совета не ограничивалась только законотворчеством. Мы идем на открытый диалог власти и предпринимателей, ждём интересных идей и предложений. Ждём и конст­ руктивной критики в свой ад­ рес, потому что она поможет нам ориентироваться в пробле­ мах малого бизнеса и выраба­ тывать таким образом пра­ вильную и гибкую бизнес-по­ литику. Что нам удалось сделать в прошлом году для развития малых предприятий? Считаю, что мы сделали на этом пути шаг вперед. Судите сами: в Липецке на сегодняшний день 4 тысячи малых пред­ приятий и более 25 тысяч предпринимателей. Их общий вклад в бюджет города достиг 7 процентов. Конечно, по сравнению с Москвой мы за­ метно отстаем. Тем не менее динамика роста позволяет нам делать оптимистический про­ гноз на будущее. В прошлом году мы при­ няли 35 различных распоря­ жений и постановлений, на­ правленных на поддержку малого предпринимательства. Все они действуют и идут на пользу дела. Нами было рас­ смотрено 6 бизнес-проектов, из которых два оценены как интересные и перспективные. Под их реализацию выдавал­ ся беспроцентный кредит. В частности, на строительство кафе «Старая мельница». Ад­ министрация города выдели­ ла также кредит в размере 200 тысяч рублей на откры­ тие нового, производства — биотуалетов. Может быть, их качество пока не дотягивает до европейского уровня, зато они дешевле и главное — сде­ ланы у нас, а не на Западе или в Москве. Конечно, выделен­ ные в прошлом году из город­ ского бюджета 500 тысяч на поддержку приоритетных на­ правлений в бизнесе явно не­ достаточны, но это тем не ме­ нее первые конкретные прак­ тические шаги, за которыми обязательно последуют дру­ гие. М алый бизнес в Липец­ ке все активнее идет не только в торговлю, но и в сферу услуг. И это очень важно. У нас, в частно­ сти, салон Химчистки «Дая­ на» после покупки дорогосто­ ящего оборудования стал ра­ ботать как современная евро­ пейская фабрика. Есть три частные сауны и готовятся к открытию еще три — можно сказать, что и банный бизнес в городе становится все более популярным. В 2001 году от­ крылось 12 частных парикма­ херских, 3 ателье по пошиву одежды, 4 мастерских по ре­ монту обуви, 3 фотоателье, 5 автостоянок. Всего в городе действуют 274 малых пред­ приятия в сфере услуг, 80 процентов из них работают с прибылью. Я считаю, что это большой для нас прогресс. Спрашивается, каким обра­ зом нам удалось достичь та­ кого результата? Прежде все­ го за счет того, что мы стара­ емся создавать благоприятные условия для бизнеса. Напри­ мер, если мы предоставляем муниципальную собственность в аренду предпринимателям, то ставка при этом делается в 12 раз ниже, чем для тех, кто занимается коммерцией. Это довольно большая разница. Кроме того, когда тот же предприниматель, представ­ ляющий сферу услуг, прово­ дит ремонт помещения за свои деньги, то значительная часть затраченной суммы идет в счет арендной платы. Такие условия стали настолько При­ влекательными и выгодными, что нет теперь необходимос­ ти уговаривать кого-либо за­ ниматься подобным бизнесом. Иногда, правда, приходи­ лось слышать от некоторых наших депутатов, что бизнес­ менам дали слишком много льгот и ставку арендной пла­ ты надо непременно повысить, потому что и так мало денег поступает в городской бюд­ жет. Администрация города тем не менее так не считает: мы предоставляем нашим предпринимателям ровно столько льгот, сколько нуж­ но для того, чтобы сфера ус­ луг развивалась, а не зачахла окончательно. Когда к нам приезжают гости из других регионов, видят результаты нашей совместной работы и узнают, каким образом мы это сделали, то по-хорошему за­ видуют нам. Особо следует сказать и о таком новом бизнесе, как час­ тные автоперевозки. Для по­ лумиллионного города транс­ портная проблема одна из наи­ важнейших. За счет только государственных автопредп­ риятий решить ее невозмож­ но. Сама жизнь заставила нас в прошлом году подключить к пассажирским перевозкам и предпринимателей — появи­ лось около 60 частных микро­ автобусов на 10 маршрутах. И мы убедились сегодня, что поступили совершенно пра­ вильно: они работают при­ быльно, платят все виды на­ логов и главное — помогают решать проблемы обществен­ ного транспорта. В этом деле городская администрация не собирается ставить точку. В ближайшее время предпола­ гается открыть таким образом еще полтора десятка новых городских маршрутов, а это примерно 130-140 дополни­ тельных автобусов. М ы сделали большой шаг вперед и в благо­ устройстве города. Появилась сеть магазинов, которые работают на европей­ ском уровне и которые стали к тому же украшением Липец­ ка. Важно заметить: пред- БИЗНЕСИВЛАСТЬ принимателеи теперь це надо подталкивать к тому, чтобы они не забывали еще и про эстетику. Они сегодня сами приходят к нам и говорят: я хочу участвовать в вашем конкурсе и вложить деньги в такое-то дело. То есть наши бизнесмены готовы вклады­ вать средства на эти цели, и для них теперь очень важен и внешний вид своего пред­ приятия. Нельзя не заметить и то, как на месте старых киосков в последнее время появились красивые и удобные торговые павильоны, которые тоже ме­ няют в лучшую сторону го­ родской облик. При этом мы никого не выбрасываем на улицу с насиженного места, предлагая предпринимателю при сносе его киоска торго­ вать в других точках города — например, в новых микро­ районах и частном секторе. Действует у нас при этом и такое правило: если на том месте, где стоял коммерчес­ кий киоск, будет построен торговый комплекс, то мы даем возможность предпри­ нимателю финансировать в определенной доли стройку и таким образом остаться там, где он и был. Через та­ кое прошли Москва, Санкт- Петербург и другие крупные российские города. Мы тща­ тельно изучили их опыт и считаем, что такой подход к делу единственно правиль­ ный, и иного тут не надо. Повторю, что во взаимо­ отношении бизнеса и власти мы проводим взвешенную политику и не собираемся на­ вязывать кому-то свою волю. Для нас важна и обратная связь — предпринимательс­ кие идеи и предложения. В городских общественных местах появились почтовые ящики с надписью «Письмо мэру». Этим могли бы вос­ пользоваться и предприни­ матели. Кроме того, админи­ страция в ближайшее время объявит номер пейджера, по которому любой предприни­ матель может высказать по­ желания по поводу того, что мешает развиваться малому бизнесу в нашем городе. Ко­ нечно, «скинуть» таким пу­ тем могут все, что угодно. Наша задача — отобрать по крупицам действительно са­ мое нужное и полезное. В политике взаимодоверия и информационной открытости мы видим залог дальнейше­ го плодотворного сотрудни­ чества бизнеса и власти. «ДОКТОР»ДЛЯФИРМЫ? ПОЧЕМУ БЫ НЕТ! Д о недавне го времени вопросы — что, для ко го , в к а к и х к о ­ личествах производить и к а к распространять , — реш ались в России, к а к правило , на интуитивном уровне . При этом про и з ­ водители и дистрибьюторы , пос тавщ и ки и потребители часто говорили на разны х я зы ках . Решить проблем у взялись посред ­ нические фирмы, появившиеся к а к грибы после д о ж д я . Но они т а к и не сумели заменить количеством качества услу г. Н аш ей о гром ной и разнопл ановой стране требовалось п р е ж д е всего н а л а ж и в а н и е хозяйственных связей на региональном уровне . Т а к во зникла идея создания системы м еж ре гион аль ны х м а р ­ кетин говы х центров (ММЦ ), цель ко торы х — в установлении не м ен е е тесных, чем в советской плановой э ко н о м и к е , связей, но построенных на качественно ином уровне — рацион альном рас­ предел ении и взаимной выгоде. СОТРУДНИЧЕСТВО В основной круг задач межре­ гиональных маркетинговых цент­ ров было включено создание ин­ тегрированной базы данных по предприятиям самого разного рода деятельности, маркетинговые исследования товарных рынков, формирование портфеля регио­ нальных инвестиционных проек­ тов и банка данных инвесторов. Си­ стематическая работа по этим на­ правлениям обеспечивала поиск для региональных предпринима-- телей деловых партнеров и инвес­ торов по конкретным предложени­ ям, создание совместных производ­ ственных и торговых предприятий с использованием местных ресур­ сов, планирование рекламных кам­ паний предприятий и разработка их маркетинговой стратегии. Если говорить о круге лиц, за­ интересованных в развитии струк­ туры ММЦ, то среди них оказа­ лись, с одной стороны, наиболее сильная и прогрессивная часть предпринимательства (в том чис­ ле и ассоциации, союзы и центры поддержки предприниматель­ ства), а с другой — органы, при­ званные обеспечить регионам наи­ более благоприятные экономичес­ кие условия, т.е. сама исполни­ тельная власть. Соответственно, и развитие системы ММЦ проходи­ ло в согласии с общегосударствен­ ной бизнес-политикой. Сегодня ММЦ оказывают эф­ фективную сервисную поддержку: это — проведение переговоров, со­ провождение контрактов, оценка основных фондов, оптимизация эк­ спортного потенциала предприя­ тий, консультирование по вопро­ сам лицензирования и сертифика­ ции и т.д. Именно комплексная форма работы, в дополнение к про­ фессионализму и хорошей техни­ ческой базе, позволяющая быст­ ро и точно реагировать на запро­ сы клиентов, является одним пз самых выгодных достоинств сис­ темы ММЦ. Липецкий, Тульский, Ивановский, Калужский, Пензен­ ский, Ставропольский, Вологодс­ кий центры ведут, кроме того, ак­ тивную деятельность по привле­ чению в свои регионы российских и зарубежных инвесторов. Среди прочих достижений межрегиональных маркетинговых центров следует отметить также и накопление информационных ресурсов, что ведет к расширению существующих возможностей. В настоящее время в Систему вхо­ дят 72 центра, в том числе в Бе­ лоруссии, Эстонии, Латвии, Ка­ захстане, Киргизии, Узбекистане, Германии, Чехословакии и Испа­ нии. Такая разветвленная струк­ тура позволила запустить новый проект под названием «Виртуаль­ ная выставка», позволяющий даже малым предприятиям пред­ ставлять свою продукцию через Интернет потенциальным россий­ ским и зарубежным покупателям. ММЦ увеличивает шансы нала­ живания взаимовыгодного сотруд­ ничества- между фирмой и близ­ лежащим центром, который ста­ новится «доктором» вашего пред­ приятия, способным квалифициро­ ванно не только поставить точный диагноз, но и оказать реальную помощь в решении возникающих проблем. Григорий ЧЕРКАСОВ, директор Межрегионального маркетингового центра «Липецк — Москва». Щ9 шж ОБЛАСТНОГОКОНКУРСА итого НЕСА-201» ВРАЗЛИЧНЫХ НОМИНАЦИЯХ Торговля — Вадим Кучин (мага­ зин «Дель Рио»), Николай Ромакин (магазин «Новосел») Общепит — Игорь Морозов (кафе «Баскин Роббинс») Сфера услуг — Владимир Ульян- чев (ООО «Владон») Строительство — Владислав Тон­ ких (ООО «Пенаты») Производство — Василий Шубин (ООО «Амарант») Бизнес-инновация — Владимир Петров (ЗАО «Пресс-полимер») За производство новых товаров — Вячеслав Хрипко (предприятие «Русская ковка») Королева малого бизнеса — Мар­ гарита Воропаева (салон «Русский стиль»), Любовь Демина (ООО «Де­ мина-стиль») Деловая репутация —Александр .ч I Павлов (компания «Торгсервис»), Бо­ рис Яблонский (фирма «Уллис») За милосердие — Сергей Митин (ЗАО «Петровский рынок»), Андрей Афанасенко (ООО «Ассорти») Трибуна малого бизнеса — Алек­ сей Крутько (областная общественная организация содействия малому биз­ несу), Татьяна Дьяконова (ассоциация «Рынок»), Лилия Погудина (област­ ная торгово-промышленная палата) Доверие потребителей — Сергей Туданов (ООО «Космея») За создание эффективной систе­ мы менеджмента в сфере малого биз­ неса — Виктор Шахов (ООО «Разви­ тие»), Юрий Рыжков (ООО «Московс­ кий мебельный центр»). аздник круглый год «ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ НЕ ЗАВИСИТ ОТ ВЕЛИЧИНЫ БУКЕТА» СЧИТАЕТ ФЛОРИСТ-ДИЗАЙНЕР МАГАЗИНА «ДЕЛЬ РИО» ВЕРАТАГИНЦЕВА В ц веточном д о м е «Дель Рио» в Л ип ец к е находи ться о дно у д о ­ во л ь с тви е . П осле сум атош ной и с е р о й г о р о д с к о й ж и зн и з д е с ь каж ется , что ты попал в р ай с к о е м е с то : м нож ес тво ярких э к з о т и ­ ческих ц ве то в в горшках, вазах , букетах, п ер епл етенны е в причуд­ л и вы е ф о рмы , с о зд аю т н еп о в т о ­ р и м ы й м и р з а п а х о в и к р а с о к . Сюда, как правило , приходят , что­ бы п о д ари т ь лю бим ом у ч е л о в е ­ ку и с е б е н ем но го р а д о с ти . . . М ежду тем с д е л а т ь н аш е го покупателя сч астли вым и р а д о с ­ тным — д е л о в е с ьм а тонкое , к р о ­ п о тли во е . Можно, конечно , с р а ­ зу ж е купить букет по д уш е — в м а г а з и н е о громны й вы б о р ц в е ­ тов . Н априм ер , е сл и ты сп еш иш ь на с в и д а н ь е к лю бимой — тут уж ж д ать не приходи тся . Но э т о с о ­ в с ем не то по ср авн ен ию с тем , ко гд а ты з а к а зы в а еш ь цветы , и это том и т е л ьн о е ож ид ани е с лих ­ вой о к у п а е т с я по том при в и д е ч у д е сн о го с о з д а н и я п ри р о ды и т во р ен и я рук м а с т е р а . П о с л е д н е е прои сходи т таким о б р а з о м : предполож им , зах о д и т в «Д ель Рио» м о ло д ой ч е ло в ек и с о о бщ а е т о сторож но п р о д а в ц ам , что хочет п о д ари т ь д евуш к е н е ­ что т а к о е , о тч его он а п р и д е т в полный во стор г . Р а з у м е е т с я , о д ­ ними только чайными р о з ам и или г л а д и о л у с ам и тут н е о б о й ти с ь . Опытному прод авц у приходи тся в таком случа е р а с сп р аш и в а т ь кли­ ен т а о е го лю бимой : какие ц в е ­ ты о н а лю би т и о каких в тай н е м е ч т а е т , к а к о м у ц в е т у о т д а е т п р е д п о ч т ен и е и т .д . Получается что -то в р о д е «допро са с п р и с т р а ­ сти ем » . Нужные р о с си й ск им покупа­ т е л ям цветы д о с т аю т не гд е -н и ­ будь в подм осковны х о р а н ж е р е ­ ях , а н а ц в е то ч н ом ау к ц и о н е в Г олландии . Именно сю д а по сту ­ паю т с ам ы е кр а си вы е и н ео бы ч ­ н ы е п р е д с т а в и т е л и ф л о р ы с о в с е г о м и р а — Испании , Италии , И зр аил я , Э к в ад о р а , Колумбии и дру гих южных стр ан . З а т е м п о ­ купку тран спор тирую т на р е ф р и ­ ж е р а т о р а х в М оскву , а о т т у д а б л а г о у х аю щ и е к ар ав аны р а с х о ­ д я т с я по р а з л и ч н ы м р а й о н а м Р о с си и . В том чи сл е и в Л и п ец ­ кую о б л а с т ь . З а к а зы бы ваю т с о в е рш е н н о р а з н ы м и — в з а в и с и м о с т и от то го , кому они п р е д н а з н а ч е н ы : ж енщ ине , д евуш к е , мужчине, н а ­ чальнику на р а б о т е или какому- то почетному гостю . Если, д о п у ­ стим , э то мужчина, то букет не до лж ен им еть широкую цветовую г ам м у — м ак сим ум д в а - т р и о т ­ тенка : мужской пол и з д е с ь д о с ­ т а точн о с т р о г и к он с ер в а ти в ен . Д р у г о е д е л о — п р е к р а с н а я п о л о в и н а ч е л о в е ч е с т в а . Тут уж п р о с то н ео б х о д им о б уй ств о ц в е ­ то в и б о г а т с т в о ф а н т а з и и . Д л я с о в с е м ещ е м о ло д ен ьки х о с о б , н а п р и м е р , в б у к е т д о б а в л я ю т р а зл и ч ны е а к с е с с у а ры — б ан ти ­ ки, п о золоченны е ленточки и п р о ­ ч и е « п р и б а м б а с ы » . Д е в о ч к а м к л и р а с и л ь н о г о в о з р а с т а о н и ч р е звы ч а й н о н р ав я тс я . Для ж ен ­ щины ж е тр е б у е т с я ино е — тут и с о д е р ж а н и е п о б о г а ч е , и ф о р м у н а д о с о б лю с ти . В о з р а с т н о е о т ­ личие , по с л о в ам р аботников ц в е ­ точно го д о м а «Дель Рио», д о л ж ­ но к т о м у ж е в ы р а ж а т ь с я и в .н е к о т о р ы х с и м в о л а х . С к а ж е м , п о л у р а с п у с т и в ш и е с я л е п е с т к и тю л ьп ана — при н ад л еж н о с ть м о ­ л о д еж н о го букет а : они н а п о м и ­ н а е т о н ача ле жизни , а б а л ь з а ­ ковский в о з р а с т женщины лучше п о д ч е р к и в аю т р а с п у с т и в ш и е с я пыш ны е ф о рмы . З а к а зы , п ом им о прочего , о т ­ личаю тся по с в о ем у назн ач ению . Есть ф л о р и с ти к а с в а д е б н а я , т р а ­ урн ая , т е а т р а л ьн а я , е с т ь букеты на Новый год , к 8 М арта , 23 ф е в ­ р а л я , П асх е . С ущ ествую т и так н а з ы в а е м ы е б и з н е с - б у к е т ы о т м а г а з и н а «Дель Рио» — к ним с е ­ годня о со бы й и н т е р е с . О с о б е н ­ н о с т ь т а к о г о б у к е т а в том , что он д о л ж е н бы т ь э л е г а н т н ы м и о д н о в р ем е н н о стро гим . В нем и ц в е т ы , и у п а к о в к а н е д о лж ны бы ть ч е р е с ч у р яркими и п р и в л е ­ к а т е л ь н ы м и . О д н и м с л о в о м , з д е с ь важ но н ам екну ть о б у в а ­ ж ен и и к д е л о в о й п е р с о н е . По с л о в а м д и р е к т о р а ц в е т о ч н о г о д о м а «Д ель Рио» В а д им а Кучи­ на, э т о н а п р а в л е н и е в т о р го вл е и м е е т хорош ую п ерспективу . Мы п о и н т е р е с о в а л и с ь у ф л о - р и с т а - д и з а й н е р а Веры Т агинце - вой , какие цветы нынче в м о д е . В Е вропе , ко тор ая ди кту ет моду не только в о д еж д е , но и в ц в е ­ тах, нынче п р едпочи таю т б о р д о ­ вы е р о зы в б о р д о в о й упаковке . Нам лиш ь о с т а е т с я с л е д о в а т ь з а э тим п о в е т р и ем . П р авд а , д е л а ­ ем мы э т о , по мнению с п е ц и а ­ л и с т о в «Д ель Рио», в е с ь м а о с ­ торож но и д аж е кон с ер в а ти вн о . Н априм ер , п о -пр еж н ем у счит аем , что ж ел ты е цветы — к р а зл у к е и п еч а ли . Ф ло ри с ты же и з «Дель Рио» , м еж д у т ем , с о в е т ую т н а ­ шим ж енщ инам р а с с т а т ь с я с т а ­ ким у б еж д е н и ем : в е с ь м а поп у ­ лярны й в м и р е ж елтый цвет , н а ­ о б о р о т , с и м в о л и з и р у е т б о г а т ­ с т в о и в е л и ч и е . Т ак ч то , е с л и мужчина вд р у г вручит ж енщ и н е букет жёлтых х р и з ан т ем , значи т , он хочет, чтобы он а с т а л а б о г а ­ тым и сч ас тл и вы м ч е ло в еком . Виктор ТАМБОВЦЕВ. На снимках: цветочный дом «Дель Рио» на улице Первомайской — победи ­ тель областного конкурса «Лидер малого б и зн е с а - 2001» в номинации «Тор­ говля». С января 2002 года он вошел в состав нацио­ нальной гильдии ф лори с ­ тов, а его членство в меж­ дународной органи зации «Интерфлора» д а е т в о з ­ можность липчанам поздра­ вить своих близких в 141 стране мира. Фото Дмитрия ДРОБЫШЕВА. - /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz