Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
с V щттттжт Ш 23 а п р е л я 2002 г., № 81 (21709) Ш р Ш пр Ш жатель ствитШШвлЕМ ВСЕМХОЧЕТСЯРАБОТАТЬ а к известно, в феврале состоялась вторая о бл а стная конф еренция «Малый б и зн ес -20 02 » , на к о то р о й о б с уж д ал и сь п робл емы п р е д п р и н и м а тельско го движ ения н аш е го р е гион а и перспективы е го развития . «ЛГ» у ж е рассказы вала в своих публи к а ц и я х о н аиб о л ее важны х тем ах п рош едш е го фо р ум а , тем не м ен ее мно гое все -таки осталось «за к а д ром » . Сегодня на странице «Деловая жи знь» мы р е шили представить фрагменты выступлений некоторы х представителей м ало го бизнеса . Татьяна ДЬЯКОНОВА, председатель ассоциации «Рынок»: — С а м а я б о л ь н а я д л я н ас п р о б л ем а — э т о отсу т стви е п о д линных с ер ти ф и к а т о в и н ак л ад ных на т о в а р , который п р е д п р и н им а тел и п р и о б р е т аю т на круп ных оптовых рынках Москвы. Мы м ож ем выполнить в с е т р е б о в а ния, ко торы е прим еняю т к нам кон тролирующ и е о р г а ны ,^ф ом е о дно го '—•'■'получить на оптовых столичных рынках с ер тиф и к аты и н а к л а д ны е . Л и п ец ки е п р е д приниматели категорически п р о тив т о г о , чтобы п о к уп а т ь эти ф а л ьш и вы е докум енты . Я прин ципи ал ьно их не покупаю и п ри зы в аю своих коллег , р а б о т аю щих на рынке, не д е л а т ь это го . В о о б щ е э т о п р о б л е м а не только одних липецких к о м м е р с ан тов , э то п р о б л ем а в с ей Р о с сии . Ни мы, ни м естны е органы вл асти не в со сто ян и и пока р е шить е ё . Между тем кон троли рующие ор ганы н ал агаю т б о л ь ш ие ш тр афы з а о тсу т стви е т а ких до кум ен то в , и мы т ем с а мым о к а зы в а е м с я з а л о ж н и к а ми д ан н ой ситуации . Мое м н е ние: оп то вы е рынки — э то очень у д о б н а я ф о р м а р а б о т ы д л я п р е д п р и н и м а т е л е й , но на них г о с у д а р с т в у н а д о о б я з а т е л ь н о н аво ди т ь порядок , е с л и мы хо тим с о з д а т ь ц и в и л и з о в а н н ы й рынок и то р говать д е й с т в и т е л ь но качественной продукцией . Татьяна КАЦУБА, дирек тор ООО «Былина-1»: — Липецк — растущий город . К н ам в с е б о л ьш е п р и е зж а е т го с тей и з столицы и других го р о д о в . Мы рады об служ и вать их н а с а м о м вы соком у р о в н е , д а н е м ож ем . Д е л о в том , что нам н е х в а т а е т хорош о п о д го то вл ен но го п е р с о н а л а . По б ол ьш ом у счету, речь идет о кадровой п р о б л ем е . В го р о д е е с т ь кл а с сны е п о в ар а , но их очень м ало , и каж ды й р е с т о р а н или к аф е и зо всех сил т я н е т их к с е б е . Молодых сп ец и а л и с т о в — единицы . Нам п о з а р е з нужны п о в а р а , оф и ц и а н ты , б а р м е н ы . Мы поним аем , что наши ПТУ не и м е ют х орош ей м а т е р и а л ьн о й б а зы д л я их подготовки и н ам ер ены пом очь им в э т ом в о п р о с е . Я о б р а щ а ю с ь к р у к о в о д и т е л я м го р о д а и о б л а с т и , наших с п е ци али зированны х учебных з а в е д е н и й : д а в а й т е с о в м е с т н ы м и у сили ям и р еш а т ь э то т в о п р о с и повыш ать уровен ь ' ™редприя-“| тий о бщ е с т в е н н о .» п 1 .'ме>п*м И н а ч е э т у ры н очн ую ниш у в с ф е р е услуг займ у т дру ги е . Владимир ДИБРОВ, предприниматель: — Я б е р у с ь у тверж д а ть , что п р е д п р и н и м а т е л ь п р еж д е в с е го с о з д а е т р а б о ч и е м е с т а , а это , н а мой в згл яд , н е м е н е е в аж н ая вещ ь , чем н ап о л н ен и е бю дж ета . С о гл а с ен с тем , что в э т ом н апр авл ении у н а с с д е л ан о н ем а л о , но о с таю тс я ещ е м но ги е н ер еш ен ны е вопро сы . К ним относи тся , н ап рим е р , в в е д е н и е м ак сим а льн о простой п роц едуры р е ги с тр ац и и малых пр едп ри я ти й по принципу «од ного окна». С ущ ествует и п р о б л е м а их ликвидации : в ком п ь ю т ерн ой б а з е данны х «висят» ты сячи таких малых п р е д п р и я тий , а п р о ц е д у р а их з акры ти я н астол ько слож н а и запу т анн а , что п р е д п р и н и м а т е л ь п р о с т о б р о с а е т свою ф и рм у на п р о и з вол судьбы . В с е эту п р о б л ем у понимаю т, но никто пока не при д ум ал , как е е реш ить . П о - п р е ж н е м у с ущ е с т в ую т слож ности в отнош ениях п р е д п р и н им а т е л ей и кон тролирую щих о р ганов . Б е зу словно , «круг лы е столы» с у ча сти ем о р га н о в в л а с т и , п р е д п р и н и м а т е л е й и различны х госуд ар ственны х в е д о м с т в пом о гаю т находи ть о б щий я зы к и с глаж и ват ь м но ги е наш и п р о б л ем ы , и такой д и а ло г н е о б х о д им о пр о д о лж а ть и д а л ь ш е . В ч а с т н о с т и , нуж но п р о в е с ти и сп еци ал ьны й «круг лый стол» по з ащ и т е пр ав п р е д прин им а т ел ей . ГГ СергейЧАУКЖ заместитель главы, администрацииг. Липецка: «КОНСТРУКТИВНАЯКРИТИКА ПОМОГАЕТНАМВЫРАБОТАТЬ П роблема бизнеса и вла сти на городском её уровне по большому счету никогда не стояла ост ро. По крайней мере до яв ного противостояния и кон фликтных ситуаций у нас дело не доходило. Почему, спрашивается, удавалось из бежать таких противоречий? Да потому, что мы всегда понимали: малый бизнес надо обязательно развивать и поддерживать. И эту прин ципиальную позицию город ская администрация жестко отстаивала. Особенно в период форми рования рыночных отноше ний, когда липецкие пред приниматели начали конку рировать с государственны ми, муниципальными пред приятиями. Нас тогда не один раз критиковали, что мы ставим не на того, кого надо, и вообще ведем непра вильную экономическую по литику. Жизнь рассудила, кто в итоге был прав: сегод ня те, кого мы поддержива ли, стали общепризнанными лидерами в бизнесе и во мно гом определяют лицо наше го города. Это те же фирмы «Калинка», «Солнечный», «Дель Рио», «Баскин Роб бинс» и другие. Благоприятному бизнес- климату в Липецке способ ствовал еще и то обстоятель ство, что был создан комитет по поддержке и развитию предпринимательства — дру гой такой организации в го родской административной структуре в Центрально-Чер ноземном регионе на тот мо мент не было. Может быть, работа этого комитета не столь пока эффективна, не столь сильно ее влияние на малый бизнес, но то, что та кое сотрудничество на пользу и предпринимателям, и всему городу, совершенно очевидно. У нас действует и Кон сультативный совет при го родской администрации, кото рый отстаивает интересы ма лого бизнеса по различным направлениям — законода тельному, организационному, финансовому и т.д. Консуль тативный совет, как правило, собирается по важнейшим для предпринимателей и экономи ки области вопросам: напри мер, по поводу разработки перспективной программы поддержки и развития мало го бизнеса или принятия на лога на вмененный доход. Здесь не допускается какого- либо формального и уж тем более бюрократического под хода: такая организация на 90 процентов состоит из самих предпринимателей, и никто не мешает им принимать нужные решения, от которых зависит во многом судьба предприни мательского движения. От кровенно говоря, мы хотим, чтобы работа Консультативно го совета не ограничивалась только законотворчеством. Мы идем на открытый диалог власти и предпринимателей, ждём интересных идей и предложений. Ждём и конст руктивной критики в свой ад рес, потому что она поможет нам ориентироваться в пробле мах малого бизнеса и выраба тывать таким образом пра вильную и гибкую бизнес-по литику. Что нам удалось сделать в прошлом году для развития малых предприятий? Считаю, что мы сделали на этом пути шаг вперед. Судите сами: в Липецке на сегодняшний день 4 тысячи малых пред приятий и более 25 тысяч предпринимателей. Их общий вклад в бюджет города достиг 7 процентов. Конечно, по сравнению с Москвой мы за метно отстаем. Тем не менее динамика роста позволяет нам делать оптимистический про гноз на будущее. В прошлом году мы при няли 35 различных распоря жений и постановлений, на правленных на поддержку малого предпринимательства. Все они действуют и идут на пользу дела. Нами было рас смотрено 6 бизнес-проектов, из которых два оценены как интересные и перспективные. Под их реализацию выдавал ся беспроцентный кредит. В частности, на строительство кафе «Старая мельница». Ад министрация города выдели ла также кредит в размере 200 тысяч рублей на откры тие нового, производства — биотуалетов. Может быть, их качество пока не дотягивает до европейского уровня, зато они дешевле и главное — сде ланы у нас, а не на Западе или в Москве. Конечно, выделен ные в прошлом году из город ского бюджета 500 тысяч на поддержку приоритетных на правлений в бизнесе явно не достаточны, но это тем не ме нее первые конкретные прак тические шаги, за которыми обязательно последуют дру гие. М алый бизнес в Липец ке все активнее идет не только в торговлю, но и в сферу услуг. И это очень важно. У нас, в частно сти, салон Химчистки «Дая на» после покупки дорогосто ящего оборудования стал ра ботать как современная евро пейская фабрика. Есть три частные сауны и готовятся к открытию еще три — можно сказать, что и банный бизнес в городе становится все более популярным. В 2001 году от крылось 12 частных парикма херских, 3 ателье по пошиву одежды, 4 мастерских по ре монту обуви, 3 фотоателье, 5 автостоянок. Всего в городе действуют 274 малых пред приятия в сфере услуг, 80 процентов из них работают с прибылью. Я считаю, что это большой для нас прогресс. Спрашивается, каким обра зом нам удалось достичь та кого результата? Прежде все го за счет того, что мы стара емся создавать благоприятные условия для бизнеса. Напри мер, если мы предоставляем муниципальную собственность в аренду предпринимателям, то ставка при этом делается в 12 раз ниже, чем для тех, кто занимается коммерцией. Это довольно большая разница. Кроме того, когда тот же предприниматель, представ ляющий сферу услуг, прово дит ремонт помещения за свои деньги, то значительная часть затраченной суммы идет в счет арендной платы. Такие условия стали настолько При влекательными и выгодными, что нет теперь необходимос ти уговаривать кого-либо за ниматься подобным бизнесом. Иногда, правда, приходи лось слышать от некоторых наших депутатов, что бизнес менам дали слишком много льгот и ставку арендной пла ты надо непременно повысить, потому что и так мало денег поступает в городской бюд жет. Администрация города тем не менее так не считает: мы предоставляем нашим предпринимателям ровно столько льгот, сколько нуж но для того, чтобы сфера ус луг развивалась, а не зачахла окончательно. Когда к нам приезжают гости из других регионов, видят результаты нашей совместной работы и узнают, каким образом мы это сделали, то по-хорошему за видуют нам. Особо следует сказать и о таком новом бизнесе, как час тные автоперевозки. Для по лумиллионного города транс портная проблема одна из наи важнейших. За счет только государственных автопредп риятий решить ее невозмож но. Сама жизнь заставила нас в прошлом году подключить к пассажирским перевозкам и предпринимателей — появи лось около 60 частных микро автобусов на 10 маршрутах. И мы убедились сегодня, что поступили совершенно пра вильно: они работают при быльно, платят все виды на логов и главное — помогают решать проблемы обществен ного транспорта. В этом деле городская администрация не собирается ставить точку. В ближайшее время предпола гается открыть таким образом еще полтора десятка новых городских маршрутов, а это примерно 130-140 дополни тельных автобусов. М ы сделали большой шаг вперед и в благо устройстве города. Появилась сеть магазинов, которые работают на европей ском уровне и которые стали к тому же украшением Липец ка. Важно заметить: пред- БИЗНЕСИВЛАСТЬ принимателеи теперь це надо подталкивать к тому, чтобы они не забывали еще и про эстетику. Они сегодня сами приходят к нам и говорят: я хочу участвовать в вашем конкурсе и вложить деньги в такое-то дело. То есть наши бизнесмены готовы вклады вать средства на эти цели, и для них теперь очень важен и внешний вид своего пред приятия. Нельзя не заметить и то, как на месте старых киосков в последнее время появились красивые и удобные торговые павильоны, которые тоже ме няют в лучшую сторону го родской облик. При этом мы никого не выбрасываем на улицу с насиженного места, предлагая предпринимателю при сносе его киоска торго вать в других точках города — например, в новых микро районах и частном секторе. Действует у нас при этом и такое правило: если на том месте, где стоял коммерчес кий киоск, будет построен торговый комплекс, то мы даем возможность предпри нимателю финансировать в определенной доли стройку и таким образом остаться там, где он и был. Через та кое прошли Москва, Санкт- Петербург и другие крупные российские города. Мы тща тельно изучили их опыт и считаем, что такой подход к делу единственно правиль ный, и иного тут не надо. Повторю, что во взаимо отношении бизнеса и власти мы проводим взвешенную политику и не собираемся на вязывать кому-то свою волю. Для нас важна и обратная связь — предпринимательс кие идеи и предложения. В городских общественных местах появились почтовые ящики с надписью «Письмо мэру». Этим могли бы вос пользоваться и предприни матели. Кроме того, админи страция в ближайшее время объявит номер пейджера, по которому любой предприни матель может высказать по желания по поводу того, что мешает развиваться малому бизнесу в нашем городе. Ко нечно, «скинуть» таким пу тем могут все, что угодно. Наша задача — отобрать по крупицам действительно са мое нужное и полезное. В политике взаимодоверия и информационной открытости мы видим залог дальнейше го плодотворного сотрудни чества бизнеса и власти. «ДОКТОР»ДЛЯФИРМЫ? ПОЧЕМУ БЫ НЕТ! Д о недавне го времени вопросы — что, для ко го , в к а к и х к о личествах производить и к а к распространять , — реш ались в России, к а к правило , на интуитивном уровне . При этом про и з водители и дистрибьюторы , пос тавщ и ки и потребители часто говорили на разны х я зы ках . Решить проблем у взялись посред нические фирмы, появившиеся к а к грибы после д о ж д я . Но они т а к и не сумели заменить количеством качества услу г. Н аш ей о гром ной и разнопл ановой стране требовалось п р е ж д е всего н а л а ж и в а н и е хозяйственных связей на региональном уровне . Т а к во зникла идея создания системы м еж ре гион аль ны х м а р кетин говы х центров (ММЦ ), цель ко торы х — в установлении не м ен е е тесных, чем в советской плановой э ко н о м и к е , связей, но построенных на качественно ином уровне — рацион альном рас предел ении и взаимной выгоде. СОТРУДНИЧЕСТВО В основной круг задач межре гиональных маркетинговых цент ров было включено создание ин тегрированной базы данных по предприятиям самого разного рода деятельности, маркетинговые исследования товарных рынков, формирование портфеля регио нальных инвестиционных проек тов и банка данных инвесторов. Си стематическая работа по этим на правлениям обеспечивала поиск для региональных предпринима-- телей деловых партнеров и инвес торов по конкретным предложени ям, создание совместных производ ственных и торговых предприятий с использованием местных ресур сов, планирование рекламных кам паний предприятий и разработка их маркетинговой стратегии. Если говорить о круге лиц, за интересованных в развитии струк туры ММЦ, то среди них оказа лись, с одной стороны, наиболее сильная и прогрессивная часть предпринимательства (в том чис ле и ассоциации, союзы и центры поддержки предприниматель ства), а с другой — органы, при званные обеспечить регионам наи более благоприятные экономичес кие условия, т.е. сама исполни тельная власть. Соответственно, и развитие системы ММЦ проходи ло в согласии с общегосударствен ной бизнес-политикой. Сегодня ММЦ оказывают эф фективную сервисную поддержку: это — проведение переговоров, со провождение контрактов, оценка основных фондов, оптимизация эк спортного потенциала предприя тий, консультирование по вопро сам лицензирования и сертифика ции и т.д. Именно комплексная форма работы, в дополнение к про фессионализму и хорошей техни ческой базе, позволяющая быст ро и точно реагировать на запро сы клиентов, является одним пз самых выгодных достоинств сис темы ММЦ. Липецкий, Тульский, Ивановский, Калужский, Пензен ский, Ставропольский, Вологодс кий центры ведут, кроме того, ак тивную деятельность по привле чению в свои регионы российских и зарубежных инвесторов. Среди прочих достижений межрегиональных маркетинговых центров следует отметить также и накопление информационных ресурсов, что ведет к расширению существующих возможностей. В настоящее время в Систему вхо дят 72 центра, в том числе в Бе лоруссии, Эстонии, Латвии, Ка захстане, Киргизии, Узбекистане, Германии, Чехословакии и Испа нии. Такая разветвленная струк тура позволила запустить новый проект под названием «Виртуаль ная выставка», позволяющий даже малым предприятиям пред ставлять свою продукцию через Интернет потенциальным россий ским и зарубежным покупателям. ММЦ увеличивает шансы нала живания взаимовыгодного сотруд ничества- между фирмой и близ лежащим центром, который ста новится «доктором» вашего пред приятия, способным квалифициро ванно не только поставить точный диагноз, но и оказать реальную помощь в решении возникающих проблем. Григорий ЧЕРКАСОВ, директор Межрегионального маркетингового центра «Липецк — Москва». Щ9 шж ОБЛАСТНОГОКОНКУРСА итого НЕСА-201» ВРАЗЛИЧНЫХ НОМИНАЦИЯХ Торговля — Вадим Кучин (мага зин «Дель Рио»), Николай Ромакин (магазин «Новосел») Общепит — Игорь Морозов (кафе «Баскин Роббинс») Сфера услуг — Владимир Ульян- чев (ООО «Владон») Строительство — Владислав Тон ких (ООО «Пенаты») Производство — Василий Шубин (ООО «Амарант») Бизнес-инновация — Владимир Петров (ЗАО «Пресс-полимер») За производство новых товаров — Вячеслав Хрипко (предприятие «Русская ковка») Королева малого бизнеса — Мар гарита Воропаева (салон «Русский стиль»), Любовь Демина (ООО «Де мина-стиль») Деловая репутация —Александр .ч I Павлов (компания «Торгсервис»), Бо рис Яблонский (фирма «Уллис») За милосердие — Сергей Митин (ЗАО «Петровский рынок»), Андрей Афанасенко (ООО «Ассорти») Трибуна малого бизнеса — Алек сей Крутько (областная общественная организация содействия малому биз несу), Татьяна Дьяконова (ассоциация «Рынок»), Лилия Погудина (област ная торгово-промышленная палата) Доверие потребителей — Сергей Туданов (ООО «Космея») За создание эффективной систе мы менеджмента в сфере малого биз неса — Виктор Шахов (ООО «Разви тие»), Юрий Рыжков (ООО «Московс кий мебельный центр»). аздник круглый год «ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ НЕ ЗАВИСИТ ОТ ВЕЛИЧИНЫ БУКЕТА» СЧИТАЕТ ФЛОРИСТ-ДИЗАЙНЕР МАГАЗИНА «ДЕЛЬ РИО» ВЕРАТАГИНЦЕВА В ц веточном д о м е «Дель Рио» в Л ип ец к е находи ться о дно у д о во л ь с тви е . П осле сум атош ной и с е р о й г о р о д с к о й ж и зн и з д е с ь каж ется , что ты попал в р ай с к о е м е с то : м нож ес тво ярких э к з о т и ческих ц ве то в в горшках, вазах , букетах, п ер епл етенны е в причуд л и вы е ф о рмы , с о зд аю т н еп о в т о р и м ы й м и р з а п а х о в и к р а с о к . Сюда, как правило , приходят , что бы п о д ари т ь лю бим ом у ч е л о в е ку и с е б е н ем но го р а д о с ти . . . М ежду тем с д е л а т ь н аш е го покупателя сч астли вым и р а д о с тным — д е л о в е с ьм а тонкое , к р о п о тли во е . Можно, конечно , с р а зу ж е купить букет по д уш е — в м а г а з и н е о громны й вы б о р ц в е тов . Н априм ер , е сл и ты сп еш иш ь на с в и д а н ь е к лю бимой — тут уж ж д ать не приходи тся . Но э т о с о в с ем не то по ср авн ен ию с тем , ко гд а ты з а к а зы в а еш ь цветы , и это том и т е л ьн о е ож ид ани е с лих вой о к у п а е т с я по том при в и д е ч у д е сн о го с о з д а н и я п ри р о ды и т во р ен и я рук м а с т е р а . П о с л е д н е е прои сходи т таким о б р а з о м : предполож им , зах о д и т в «Д ель Рио» м о ло д ой ч е ло в ек и с о о бщ а е т о сторож но п р о д а в ц ам , что хочет п о д ари т ь д евуш к е н е что т а к о е , о тч его он а п р и д е т в полный во стор г . Р а з у м е е т с я , о д ними только чайными р о з ам и или г л а д и о л у с ам и тут н е о б о й ти с ь . Опытному прод авц у приходи тся в таком случа е р а с сп р аш и в а т ь кли ен т а о е го лю бимой : какие ц в е ты о н а лю би т и о каких в тай н е м е ч т а е т , к а к о м у ц в е т у о т д а е т п р е д п о ч т ен и е и т .д . Получается что -то в р о д е «допро са с п р и с т р а сти ем » . Нужные р о с си й ск им покупа т е л ям цветы д о с т аю т не гд е -н и будь в подм осковны х о р а н ж е р е ях , а н а ц в е то ч н ом ау к ц и о н е в Г олландии . Именно сю д а по сту паю т с ам ы е кр а си вы е и н ео бы ч н ы е п р е д с т а в и т е л и ф л о р ы с о в с е г о м и р а — Испании , Италии , И зр аил я , Э к в ад о р а , Колумбии и дру гих южных стр ан . З а т е м п о купку тран спор тирую т на р е ф р и ж е р а т о р а х в М оскву , а о т т у д а б л а г о у х аю щ и е к ар ав аны р а с х о д я т с я по р а з л и ч н ы м р а й о н а м Р о с си и . В том чи сл е и в Л и п ец кую о б л а с т ь . З а к а зы бы ваю т с о в е рш е н н о р а з н ы м и — в з а в и с и м о с т и от то го , кому они п р е д н а з н а ч е н ы : ж енщ ине , д евуш к е , мужчине, н а чальнику на р а б о т е или какому- то почетному гостю . Если, д о п у стим , э то мужчина, то букет не до лж ен им еть широкую цветовую г ам м у — м ак сим ум д в а - т р и о т тенка : мужской пол и з д е с ь д о с т а точн о с т р о г и к он с ер в а ти в ен . Д р у г о е д е л о — п р е к р а с н а я п о л о в и н а ч е л о в е ч е с т в а . Тут уж п р о с то н ео б х о д им о б уй ств о ц в е то в и б о г а т с т в о ф а н т а з и и . Д л я с о в с е м ещ е м о ло д ен ьки х о с о б , н а п р и м е р , в б у к е т д о б а в л я ю т р а зл и ч ны е а к с е с с у а ры — б ан ти ки, п о золоченны е ленточки и п р о ч и е « п р и б а м б а с ы » . Д е в о ч к а м к л и р а с и л ь н о г о в о з р а с т а о н и ч р е звы ч а й н о н р ав я тс я . Для ж ен щины ж е тр е б у е т с я ино е — тут и с о д е р ж а н и е п о б о г а ч е , и ф о р м у н а д о с о б лю с ти . В о з р а с т н о е о т личие , по с л о в ам р аботников ц в е точно го д о м а «Дель Рио», д о л ж но к т о м у ж е в ы р а ж а т ь с я и в .н е к о т о р ы х с и м в о л а х . С к а ж е м , п о л у р а с п у с т и в ш и е с я л е п е с т к и тю л ьп ана — при н ад л еж н о с ть м о л о д еж н о го букет а : они н а п о м и н а е т о н ача ле жизни , а б а л ь з а ковский в о з р а с т женщины лучше п о д ч е р к и в аю т р а с п у с т и в ш и е с я пыш ны е ф о рмы . З а к а зы , п ом им о прочего , о т личаю тся по с в о ем у назн ач ению . Есть ф л о р и с ти к а с в а д е б н а я , т р а урн ая , т е а т р а л ьн а я , е с т ь букеты на Новый год , к 8 М арта , 23 ф е в р а л я , П асх е . С ущ ествую т и так н а з ы в а е м ы е б и з н е с - б у к е т ы о т м а г а з и н а «Дель Рио» — к ним с е годня о со бы й и н т е р е с . О с о б е н н о с т ь т а к о г о б у к е т а в том , что он д о л ж е н бы т ь э л е г а н т н ы м и о д н о в р ем е н н о стро гим . В нем и ц в е т ы , и у п а к о в к а н е д о лж ны бы ть ч е р е с ч у р яркими и п р и в л е к а т е л ь н ы м и . О д н и м с л о в о м , з д е с ь важ но н ам екну ть о б у в а ж ен и и к д е л о в о й п е р с о н е . По с л о в а м д и р е к т о р а ц в е т о ч н о г о д о м а «Д ель Рио» В а д им а Кучи на, э т о н а п р а в л е н и е в т о р го вл е и м е е т хорош ую п ерспективу . Мы п о и н т е р е с о в а л и с ь у ф л о - р и с т а - д и з а й н е р а Веры Т агинце - вой , какие цветы нынче в м о д е . В Е вропе , ко тор ая ди кту ет моду не только в о д еж д е , но и в ц в е тах, нынче п р едпочи таю т б о р д о вы е р о зы в б о р д о в о й упаковке . Нам лиш ь о с т а е т с я с л е д о в а т ь з а э тим п о в е т р и ем . П р авд а , д е л а ем мы э т о , по мнению с п е ц и а л и с т о в «Д ель Рио», в е с ь м а о с торож но и д аж е кон с ер в а ти вн о . Н априм ер , п о -пр еж н ем у счит аем , что ж ел ты е цветы — к р а зл у к е и п еч а ли . Ф ло ри с ты же и з «Дель Рио» , м еж д у т ем , с о в е т ую т н а шим ж енщ инам р а с с т а т ь с я с т а ким у б еж д е н и ем : в е с ь м а поп у лярны й в м и р е ж елтый цвет , н а о б о р о т , с и м в о л и з и р у е т б о г а т с т в о и в е л и ч и е . Т ак ч то , е с л и мужчина вд р у г вручит ж енщ и н е букет жёлтых х р и з ан т ем , значи т , он хочет, чтобы он а с т а л а б о г а тым и сч ас тл и вы м ч е ло в еком . Виктор ТАМБОВЦЕВ. На снимках: цветочный дом «Дель Рио» на улице Первомайской — победи тель областного конкурса «Лидер малого б и зн е с а - 2001» в номинации «Тор говля». С января 2002 года он вошел в состав нацио нальной гильдии ф лори с тов, а его членство в меж дународной органи зации «Интерфлора» д а е т в о з можность липчанам поздра вить своих близких в 141 стране мира. Фото Дмитрия ДРОБЫШЕВА. - /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz