Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

* '% ч. 18 апреля 2002 г., № 77 (21705) .:: Ш И П Е Ц К А Я * ■ г а з е т а ШШШШшХШ* ОБЛАСТНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2 0 0 2 - 2 0 0 5 ГОДЫ ПАСП ОРТ областной комплексной программы «ОД А Р ЕННЫЕ ДЕТИ» на 2 0 0 2 -2 0 0 5 годы Приложение № 3 Основание для разработки программы Заказчик программы Разработч ики и исполнители программы Цель и задачи программы Сроки реализации программы Объемы и источники финансирования Распоряжение главы администрации Липецкой области от 25 июля 2001 года № 619-р «О разработке област­ ны х комплексных программ по улучше­ нию положения детей в Липецкой области на 2ОО2-20О5 годы» Администрация области Департамент образования и науки администрации области, Управление культуры, и искусства администрации области, Управление начального профессионального образования администрации области, Управление физкультуры, спорта и туризма администрации области Целью программы является создание условий для выявления, развития и реализации способностей одаренных детей. Программа предусматривает решение следующих задач: —создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей; —открытие экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми; —развитие образовательных учрежде­ ний, работающих с одаренными детьми, и укрепление их материально- технической базы; —социальная поддержка семей, воспитывающих одаренных детей. 2002-2005 годы Областной Федеральный Итого бюджет бюджет (тыс. руб.) (тыс. руб.) 2002 682 1000 2003 9551 2004 8812 2005 9022 2 0 0 2 -2 0 0 5 гг. - 2 9 0 6 7 тыс. руб.. областной бюджет—28067 тыс. руб., федеральный бюджет— 1000 тыс. руб Контроль за исполнением программы Объемы расходов на выполнение про- граммыуточняются в процессе испол­ нения областного бюджета текущего года и при формировании бюджета на очередной финансовый год. 1т^ъруб-> 1682 9551 8812 9022 Департамент образования и науки администрации области, Комитет по делам женщин, семьи и демографии администрации области ХА РАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ „ Выявле ние, поддержка, развитие и социализация одаренных д е ­ тей — приоритетная задача государства и общества. Опыт реализации программы «Одаренные дети» в 2000-2001 годах показал, что основные направления и механизм осуществления про­ граммных мероприятий определены правильно, наметились положи­ тельные тенденции, получены социально значимые результаты. Продолжалась работа по формированию банка диагностических ме­ тодик, программ и научно-методических разработок по проблеме «Ода­ ренные дети», их использованию. Успешно функционирует поддерживаемая программой система предметных олимпиад, которые проводятся как на уровне образова­ тельных учреждений, районов, городов, так и на областном уровне. Школьники Липецкой области успешно выступают на Российски х олим- пиадах.Так, только в 2001 году они заняли первые места по физике, астрономии, второе место — по русскому языку, третьи — по техноло­ гии и экологии. Ведется работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей путем проведения конкурсов, конференций, слетов, фестивалей и других мероприятий. Сформированы основы системного подхода к работе по перепод­ готовке и повышению квалификации педагогов, работающих с ода­ ренными детьми. Разработан и внедрен порядок присуждения премий и назна чения стипендий одаренным детям, учителям. В предстоящий период необходимо укрепить материально-техни­ ческую базу учреждений, работающих с одаренными детьми, открыть областную школу-интернат для одаренных детей (150 чел.), а также совершенствовать систему моральной и материальной поддержки ода­ ренных детей, семей, воспитывающих их, осуществлять разработку но­ вых методов подготовки, повышения квалификации педагогических кад­ ров, обучающих данную категорию детей. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ Р ЕАЛИЗАЦИИ П РОГР АММЫ Реализация программы позволит: —сформировать областной банк данны х по различным направле­ ниям работы с одаренными детьми; —укрепить материально-техническую базу учреждений, работаю­ щих с одаренными детьми; —успешно выступить липецким школьникам на Российски х олим­ пиадах, спортивных соревнованиях, конкурсах и фестивалях. М ЕРОПРИЯТИЯ N8 п/п Наименование мероприятий Сроки исполнения Объем финансировани в ТЫС. ОУО. Источник финансировани Исполнители 1. Развитие и поддержка учреждений и организаций, работающих с одаренными д етьми 1 открыть ооластную школу-интернат для одаренных детей] — разработка нормативно-правовой базы функционирования школы-интерната; — реализация 2 0 0 2 г. - Областной бюджет Департамент образования и науки администрации области, Управление культуры и искусства администрации области, Управление физкультуры, спорта и туризма администрации области 2003 г. 5000 2004 5000 2005 5000 1 фиооретение: -----------------------------------------------------------------— ----------- — иоорудования для раооты по программам повышенного уровня в лицеи N 8 44, 24, 66 г. Липецка, № 5,_4 г. Ельца, гимназии № 1,12, 19. 64 г. Липецка, № 11 г. Ёльца, N 8 3 г. Грязи, школы с углубленным изучением отдельных предметов: сш№ 1 р. п. Добринка, Ольговская сш Добринского района, Долгоруковская сш Долгоруковского района, N 8 10 г. Ельца, № 6 8 .и N 8 г, Липецка 2 0 0 2 г. 1 0 0 0 Федеральный бюджет Департамент образования и науки 2003 800 Областной бюджет 2004 800 2205 900 —Музыкальных инструментов для областной специальной школы искусств 2003 300 Областной бюджет Управление культуры и искусства администрации области 2004 300 2005 300 Расширить сеть очно-заочных школ, работающих с одаренными детьми на базе Липецкого государственного института усовершенствования учителей 2 0 0 2 В пределах выделенных ассигнований Областной бюджет Департамент образования и науки администрации области 2003 2004 2005 (Открыть областную очно-заочную школу педагогического мастерства для специалистов, работающих с одаренными детьми: — разработка нормативно-правовой базы функционирования школы; ^ —реализация Йстог* Областной бюджет Департамент образования и науки администрации области, управление физической культуры, спорта и туризма администрации области 2 0 0 2 г. - 2003 г. ........ 2004 г. 2 0 0 2005 г. 300 II. Осуществление поддержки одаренных детей и семей, воспитывающих их 5 Выделение денежных средств на выплаты: ----------------------- - — ------------------------------------ —ооластных стипендии и премии победителям областных олимпиад и одаренным детям за особо высокие достижения в Российских и международных олимпиадах; 2 0 0 2 г. 379,0*) Областной бюджет Департамент образования и науки администрации области 2003 г. 379,9 2004 379.0 2005 379,0 —стипендий одаренным учащимся художественных школ и школ искусств; 2 0 0 2 157*) Областной бюджет Управление культуры и искусства администрации области 2003 г. 157 2004 г. 157 2005 г. 157 — премий областного Совета и администрации области лучшим выпускникам средних специальных учебных заведений искусства, детских художественных школ, музыкальных школ и школ искусства; 2 0 0 2 г. 2,0 Областной бюджет Управление культуры и искусства администрации области 2003 г. 2,0 2004 г. 2,0 2005 г. 2,0 —областных стипендий одаренным юным спортсменам; 2 0 2 г. 108,0*) Областной бюджет * Управление физической культуры, спорта и туризма администрации области 2003 г. 108,0 2004 г. 108,0 2005 г. 108,0 — областных премий победителям конкурсов профессионального мастерства учащимся профтехучилищ 2 0 0 2 г. 36,0*) Областной бюджет Управление начального профессионального образования администрации области 2003 г. 36,0 2004 г. 36,0 2005 г. ТО) *) Примечание: В 2 0 0 2 г. размер стипендий предполагается увеличить в три раза 6 Учредить областные стипендии одаренным детям, занявшим в Российских олимпиадах, соревнованиях первое место и обучающимся в высших учебных заведениях 2^03 г. ООО Областной бюджет Департамент образования и науки администрации области, управление физической культуры, спорта и туризма Оказание помощи семьям в обучении одаренных детей в специальных учебных заведениях 2003 г. 1 2 0 Областной бюджет Управление физической культуры, спорта и туризма администрации области Департамент образования и науки администрации области 2004 г. 130 2005 г. 140 2003 г. 150 Областной бюджет Управление культуры и искусства администрации области 2004 г. 150 2005 г. 150 2003 г. 150 2004 г. 150 2005 г. 150 8 иоеспечить участие одаренных детей в региональных. Российских и международных иипоппиатми- Департамент образования и науки администрации области В пределах общих ассигнований Областной бюджет — Принять участие в зональных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, и др. предметам 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. — Принять участие в Российских олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, географии, экологии, экономике, астрономии, информатике, русскому языку, литературе, обществознанию, истории, иностранным языкам, технологии и др—предметам________________ _____________________________ 20 0 2 г. В пределах общих ассигнований Областной бюджет Департамент образования и науки администрации области 2003 г. 2004 г. —Принять участие в Российской инженерной выставке и Национальном соревновании молодых ученых Европейского 2005 г. 2003 г. 175 Областной бюджет Областной бюджет Департамен образования и науки администрации области Департамен образования и науки администрации области 2004 г. 175 2005 г. 175 — Принять учадтие в Российском соревновании юных исследователей «Шаг в будущее, ЮНИОР» 2003 г. 10 2004 г. 10 2005 г. 10 — Принять участие в Российской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» 1 1 о о с Областной бюджет Областной бюджет Департамент образования и науки администрации области — 11 ринять участие в Российских и Международных конкурсах, конференциях и выставках одаренных детей 2003 г. 30 Департамент образования и науки администрации области, управление культуры и искусства администрации области, управление физической культуры, спорта и 2004 г. 30 2005 г. 30 —принять участие в Международных научных и инженерных ВЫСТЗВКЗХ 1Л161 1осг 2003 г. 75 Областной бюджет Департамент образования и науки администрации области 2004 г. |г75 2005 г. 75 —Принять участие в Лондонском международном научном форуме для школьников Ш1 Е: спела ООС Областной бюджет Департаменр образования и науки администрации области — принять учзстие в Стокгольском междунзродном нзучном семинаре для школьников с посещением церемонии вручения Нобелевских премии 2003 г. 45 Областной бюджет Департамент образования и науки администрации области 2004 г. 45 2005 г. 45 Организовать творческую смену победителей областных, Российских, международных конкурсов на базе одного из загородных лагерей 2003 г. 800 Областной бюджет Департамент образования и науки администрации области, комитет по делам молодежи администрации области 2004 г. 800 2005 г. 800 Организовать и провести: —Областную молодежную инженерную выставку «Шаг в будущее, Центральная Россия» ’ ’ 2003 г. 24 Областной бюджет Департамент образования и науки администрации области 2004 г. 25 2005 г. 25 Областную конференцию школьников «Шаг в будущее» —Региональную олимпиаду для школьников "Шаг в будущее’ 2003 г. 10 Областной бюджет Департамент образования и науки администрации области 2004 г. 10 2005 г. 10 2003 г. 10 иоластнои бюджет Областной _____бюджет Департамент образования и науки администрации области Управление культуры и искусства администрации пбпагти____________ 2004 г. 10 — Конкурс юных пианистов им. К.Н. Игумнова 2005 г. 10 2003 г. 800 ПАСПОРТ Приложение № 4 ОБЛАСТНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ» НА 2 0 0 2 -2 0 0 5 ГОДЫ Ос нование для разработки программы Распоряжение главы администрации области от 25.07.2001 г. № 619-р» О разработке областны х комплексных программ по улучшению положения детей в Липецкой области на 2002— 2005 гг.» Заказчик программы Разработ чики и исполнители программы Администрация области управление социальной защиты населения администрации области, управление здравоохранения админис­ трации области, управление культуры и искусства администрации области, управление начального профессио- Цель программы Задачи программы: Срок реализации программы Объем и источники финансирования нального образования администрации области, департамент образования и науки администрации области, департамент федеральной государ­ ственной службы занятости населения по Липецкой области (по согласова­ нию ) Создание и развитие в области сети учреждений нового типа —учреждений социального обслуживания семьи и детей — расширение перечня и объема предоставляемых услуг, —укрепление материально-техничес­ кой базы учреждений социального обслуживания семьи и детей, — научно-методическое и информаци­ онное обеспечение деятельности учреждений социального обслужива­ ния семьи и детей, — повышение квалификации кадров, работающих в системе социального обслуживания семьи и детей, —совершенствование управления системой учреждений социального обслуживания семьи и детей Контроль за исполнением программы бюджетов на очередной финансовый год —Управление социальной защиты населения администрации области, комитет по делам женщин, семьи и демографии администрации области год —2002-2005 годы федеральный областной бюджет бюджет ХА Р АКТЕ РИСТИК А П РОБЛ ЕМЫ Принятие Федерального закона «Об основах социального обслу­ живания населения в Российской Федерации» способствовало разви­ тию учреждений социального обслуживания семьи и детей, находя­ щихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной защите и в социальных услугах широкого профиля. Существующие уч­ реждения, ввиду их недостаточной численности, слабой материаль­ ной базы, узкого перечня социальных услуг, не в состоянии обесп е­ чить реализацию потребностей семьи и детей, предупредить такие явления, как бродяжничество, социальное сиротство, асоциальное по­ ведение подростков, насилие в семье. Остро не хватает квалифицированных кадров. Профилактическая § абота учреждений социального обслуживания семьи и детей должна ыть усилена, что требует увеличения в области количества социаль­ ных учреждений и служб, включающих территориальные центры соци­ альной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической по­ мощи населению, центры экстренной психологической помощи по те­ лефону, кризисные центры для женщин. Решению названны х проблем будет способствовать реализация мероприятий программы. итого Оценка эффективности реализации программы 2002 300 тыс.руб. 500 тыс. руб 800 тыс. руб. 2003 1500 тыс. руб. 4120 тыс. руб. 5620 тыс.руб. 2004 1500 тыс. руб. 4120 тыс. руб. 5620 тыс.руб. 2005 1500 тыс. руб. 4120 тыс. руб. 5620 тыс.руб. 2002-2005 гг. — 17660 тыс. руб. Объемы расходов на выполнение программы уточняются в процессе исполнения областного бюджета текущего года и при формировании — Реализация мероприятий програм­ мы позволит: — расширить сеть у чреждений социального обслуживания семьи и детей, —укрепить кадровый потенциал и материально-техническую базу учреждений, —усилить роль учреждений социаль­ ного обслуживания в решении актуаль­ ных проблем семьи и детства, в том числе в укреплении стабильности семьи М ЕРОПРИЯТИЯ ОБЛАСТНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ» НА 2 0 0 2 -2 0 0 5 ГОДЫ № п.п Наименование мероприятий Срок исполнения Объем финансировани тыс.руб. Источники финансировани Исполнители 1 . Развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение перечня и объем а предоставляемых услуг 1 создание оптимальных моделей территориальных центров социального обслуживания семьи и детей на основе анализа результатов деятельности социальных учреждений различных ведомств, а также разработка рекомендации по повышению эффективности их деятельности с целью расширения объема ПВедйЕТавляемых челуг: 2 0 0 2 2003 188Й 1 0 0 0 ,0 1888,'8 Областной бюджет Департамент образования и науки администрации области, управление здравоохранения администрации области, комитет по делам молодежи администрации области, комитет по делам женщин, семьи и демографии администрации области, управление социальной защиты населения администрации области 1.1. Совместный анализ деятельности и разработка рекомендаций; 1.2. Обеспечение новых технологий и проектов 2 создание областных государственных учреждений социального обслуживания семьи и летеи: 2 0 0 2 Областной бюджет Департамент образования и науки администрации области, управление социальной защиты населения администрации области 2.1. Центр постинтернатной адаптации выпускников детских домов и интернатов для детеи-сирот и детей, оставшихся без попечение оодителеи: — разработка нормативно-правовой базы, — реализация программы; 2003 1 0 0 0 ,0 2004 1 0 0 0 ,0 2005 1 0 0 0 ,0 2 . 2 . центр социально-трудовой адаптации больных наркоманией — разработка нормативно-правовой базы, — реализация программы 2003 300,0 Федеральный бюджет Областной бюджет Управление здравоохранения администрации области 2004 300,0 2005 300,0 2 0 0 2 - 2003 1 0 0 0 2004 1 0 0 0 ,0 2005 1 0 0 0 ,0 3 Обеспечение эффективной работы областного государственного учреждения «Кризисный центр помощи женщинам и детям»: — завершение капитального ремонта, — приобретение бытовой техники, оборудования 2 0 0 2 500,0 Областной бюджет Управление социальной защиты населения администрации области 2003 500,0 2004 500,0 2005 500,0 2 0 0 2 300.0 федеральный - . . ; . - 1 1 2003 1 0 0 0 ,0 бюджет 2004 1 0 0 0 ,0 2005 1 0 0 0 ,0 Расширение сферы оказываемых услуг областного государственного учреждения «Центр социального обеспечения семьи и детей, материально-технического и психологического обслуживания населения»: — приобретение технических средств, приспособлений, оборудования, микроавтобуса 2003 2 0 0 ,0 Областной бюджет федеральный бюджет Управление социальной защиты населения администрации области 2 0 0 ,0 2 0 0 ,0 Федеральный бюджет 2004 2 0 0 ,0 2005 2 0 0 ,0 2003 2 0 0 ,0 2004 2 0 0 ,0 2005 2 0 0 ,0 5 Создать при службах быта благотворительные пункты оказания услуг многодетным семьям (стирка белья, ремонт бытовой техники и т.д.); — разработка нормативно-правовой базы, — реализация программы_____ 2 0 0 2 Областной бюджет управление социальной защиты населения администрации области совместно с ОАО «Липецкоблбытсервис» ( по согласованию) 2003 400,0 2004 400,0 2005 400,0 II. Информационно -методологическое обеспечение проблемы социального обслуживания семьи и детей выпуск методических материалов для организации работы с семьей и детьми: —справочник социальных служб и услуг семье и детям, — методические материалы по вопросам социально-правовой защиты женщин и детей 2 0 0 2 Областной бюджет Управление социальной защиты населения администрации области, управление здравоохранения администрации области, комитет по делам молодежи администрации области, комитет по делам женщин, семьи и демографии администрации области, департамент образования и науки администрации области 2003 2 0 ,0 2004 2 0 ,0 2005 2 0 ,0 Создание цикла телерадиопрограмм по проблемам социального обслуживания семьи и детей: «Предотвращение жестокого обращения с детьми* «Социальная и психологическая помощь семьям с десовершеннолетними в ситуациях расторжения боака» 2 0 0 2 В пределах выделенных ассигнований Областной бюджет Управление социальной защиты населения администрации области, управление здравоохранения администрации области, департамент образования и науки III. ирганизация повышения квалификации кадров, занимающихся вопросами социального обслуж ивания семьи и детей | |роведение курсов повышения квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми, по проблемам повышения эффективности социального обслуживания семьи и детей 2003-2005 В пределах выделенных ассигнований Областной бюджет Управление социальной защиты населения администрации области, комитет по делам женщин, семьи и демографии администрации Провести курсы для социальных работников центров с целью улучшения социального обслуживания семьи и детей по проблемам: «Нет — насилию в семье!», «Предотвращение жестокого обращения с детьми», «Социальная и психологическая помощь семьям с несовершеннолетними в ситуациях расторжения 2002-2005 В пределах выделенных ассигнований Областной бюджет Управление социальной защиты населения администрации области, управление здравоохранения администрации области, департамент образования и науки администрации области, комитет по делам женщин, семьи и демографии администрации Ос нование для разработки программы Заказчик программы Разработ чики и исполнители программы ОБЛАСТНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ П РОГР АММЫ “П РО ФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗО РНОСТИ. П РАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗА ЩИТА ИХ П РАВ» НА 2 0 0 2 -2 0 0 5 гг. ипАКУШЬ" " " Приложение 5 Цель программы Задачи программы Срок реализации программы О бъем и источники финансирования 2002 2003 2004 2005 Распоряжение главы администрации области от 25.07. 2001 г. № 619-р «О разработке областны х комплексных программ по улучшению положения детей в Липецкой области на 2002- 2005 гг.» Администрация области управление социальной защиты населения администрации области, управление здравоохранения админис­ трации области, управление физичес кой культуры, спорта и туризма администрации области, управление культуры и искусства администрации области, управление начального профессионального образования администрации области, управление внутренних дел Липецкой области, департамент образования и науки администрации области, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Липецкой области (по согласованию), Липецкий государственный институт усовершен­ ствования учителей (по согласованию) Комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальная реабилитация Программа предусматривает решение основных задач: — развитие территориальной сети учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, —укрепление материально-техничес­ кой базы учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних, методическое и кадровое обеспечение 2002-2005 годы Итого Контроль за исполнением программы Управление социальной защиты населения администрации области, комитет по делам женщин, семьи и демографии администрации области, комиссия по делам несовершеннолет­ них при администрации области ХА Р АКТЕ РИСТИК А П РОБЛ ЕМЫ Реализация мероприятий программы «Профилактика безнадзор­ ност и, правонарушений несовершеннолетних и защита их прав на 2000- 2001 гг.» позволила открыть 4 учреждения социальной реабилитации для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, начать капитальный ремонт и реконструкцию профессионального учи­ лища № 18 с целью открытия на его базе спецшколы —профтехучили­ ща закрытого типа для подростков-правонарушителей, оснастить на­ ркологическую службу оборудованием. Вместе с тем, несмотря на снижение преступности среди несовер­ шеннолетних (на 8%), по-прежнему растет число подростков, употреб­ ляющих спиртные напитки и наркотики, совершающих самовольные уходы из дома, бродяжничающих, число « неблагополучных» семей. В последние годы значительно увеличилось количество тяжких преступ­ лений, совершаемых несовершеннолетними. Остается острой пробле­ ма профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно­ летних. Требуется расширение сети учреждений социальной реаби­ литации подростков, нуждающихся в особой заботе государства, за ­ вершение капитальной реконструкции спецшколы-профтехучилища для подростков -правонарушителей, обучение и повышение квалификации кадров работников, работающих в системе профилактики безнадзор­ ности несовершеннолетних и защиты их прав. Оценка эффективности реализации программы федеральный областной бюджет бюджет 2100 тыс. руб. 1100 тыс. руб. 3200 тыс. руб. 1800 тыс. руб. 5460 тыс. руб. 7260 тыс. руб. 2000 тыс. руб. 2900 тыс. руб. 4900 тыс. руб. 2100 тыс. руб. 2600 тыс. руб. 4700 тыс. руб. 2002-2005 гг. 20 060 тыс. руб. Объемы расходов на выполнение программы уточня­ ются в процессе исполнения областного бюджета текущего года и при формировании бюджетов на очередной финансовый год Реализация мероприятий программы позволит: — повысить эффективность профилак­ ти ческой деятельности с несовершен­ нолетними, индивидуальной работы с «трудными» подростками и «неблаго­ получными» семьями, —улучшить координацию и взаимо­ действие всех органоа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, — создать сеть учреждений областного и муниципального значения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, — оказывать экстренную социальную, медицинскую и другие виды помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, —усилить роль учреждений социаль­ ного обслуживания семьи и детей в целях уменьшения социальной напряженности в семье.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz