Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
16 апреля 2002 г., № 75 (21703) • • .Л-:,;, ИСКУССТВО В ГЛУБИНКЕ: ДВА ВЗГЛЯДА НА ПРОБЛЕМУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛЮБИТЕЛЯ Ж ИВОПИСИ НУЖНАНИВГАЛЕРЕЕНАСКАЛЬНАЯЖИВОПИСЬ? Прошло почти три месяца с начала работы вЛипецке вы ставки из собрания Государ ственного Эрмитажа. Это круп нейшее событие в культурной жизни не только Липецкой об ласти, но и ряда других облас тей черноземной России. По будничным дням экспозицию осматривают в среднем пять сот человек, а в субботу и вос кресенье количество посетите лей возрастает до полугора ты сяч. Выставка Эрмитажа дает, по крайней мере, два важней ших урока: посетителям—как смотреть шедевры живописи и скульптуры, а организаторам провинциальных картинных га лерей —как подбирать произ ведения, воспитывающие вкус, обращающие людей кдуховно муначалу, дарящие высокое на слаждение. Думаю, нашим липецким специалистам такие уроки весьма не бесполезны. На мой взгляд, экспозиция в Липецкой картинной галерее сегодня да леко не безупречна. Она «засо рена» примитивными картинка ми сомнительной художествен ной ценности. Боюсь, что здесь не без греха и областное уп равление культуры, и управле ние культуры Липецкой город ской администрации, и отделе ние Союза художников. И это при том, что у нас немало пре красных художников-профессио- налов. Но получается так, что отделе ние Союза художников недоста точно, как говорится, популяризи рует их творчество, публика их плохо знает. Зато как только по является какой-нибудь примити вист, его начинают расхваливать, устраивать выставку за выстав кой, помещают о нем хвалебные отзывы в газетах. Нет, я отнюдь не утверждаю, что всякий прими тивист—заведомая бездарность. Напротив, он, возможно, потенци ально талантлив. Но ему просто нужно учиться, а не кичиться тем, что, рисуя по-детски и ничего больше не умея, он получает щед рые комплименты за «оригиналь ность» манеры. Иногда доброхо ты ссылаются при этом на то, что такие работы демонстрируются и в Москве или даже за границей. И вот в результате примитивист так и остается примитивистом, а его произведения прививают столь же примитивные, как и они сами, невзыскательные вкусы. По ощрение примитивизма привело к тому, что началась настоящая эпидемия соискателей славы при помощи примитивной живописи. Интересно: ни режиссером, ни дирижером, ни композитором, ни архитектором без серьезной уче бы не станешь. Ав живописи, по лучается, можно не иметь никакой подготовки и срывать аплодис менты. Что касается интереса каких- то любителей или музеев к при митивной живописи,то не стоит его преувеличивать. Да, разуме ется, существует определенное внимание специалистов к искус ству африканских или австралий ских аборигенов. Но у абориге нов не было художественных учи лищ и академий. Азачем же нам- то поднимать на щит амбициоз ных неумех? Между прочим, вот какотзываются московские искус ствоведы о выставках примитиви стов. Вгазете «Деловой вторник» за 18 сентября 2001 в статье о залах Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве говорит ся следующее: «Очень модная пи сательница, эксперт по современ ному искусству, призналась не давно в московской газете: «Нам в экспертный совет несут и несут проекты очередной мерзости и запустения, только мерзости и ничего другого. Мы обязаны по тратить выделенные нам деньги, иначе фонд закроют. После оче редного заседания мы выходим на улицу и молча курим, не глядя друг другу в глаза...» «... Это, ко нечно, правильно, что—не глядя в глаза, — заключает газета. — Стыдно. Стыдно, что в бедной, жи вущей трагически трудно стра не потворствуют извращенным прихотям бездарностей...» В свое время, когда цены на книги ихудожественные аль бомы были более доступными, мне посчастливилось приобре сти ряд альбомов областных картинных галерей. Ни в одном из альбомов нет таких убогих «произведений», которые хра нятся (наряду с настоящими картинами) в нашей Липецкой галерее. Надеюсь, рано или по здно подобный альбом будет издан и о липецких живопис цах. Но до того надо освобо дить галерею от работ «перво бытных» по исполнению ифор мировать ее фонды ответствен но и основательно. Причем даже у профессионалов брать не этюды, сделанные наскоро, а законченные картины. Яслышал, что ранее пред лагалось в помощь музейным работникам утвердить компе тентную комиссию по отбору. Мне кажется, чтобыне было ни какого лоббирования, «блата», комиссия должна быть незави симой от местного отделения Союза художников. Ксожале нию, в свое время на это пред ложение чиновники внимания не обратили... Но, может быть, кнему стоит, наконец, вернуть ся? Ф едор МЕЛИХОВ. г. Липецк. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХУ ДОЖ НИКА О (ОВ ЕЯН , ТАЛАНТЕ И 450 КАРТИНАХ В ЗАПАСНИКАХ — Я тоже устал от напора бездарны х дилетан тов. Сколько же их, самодовольных , самодоста точных, н е сомневающихся в с е б е ! «Ну что вы мне в с е Сорокин д а Сорокин. Сорокин такой, а я д р у гой. Имею право . А вы смотрите и в ладоши хло пайте». И н е доходит д о бедняги , что Виктор С е менович Сорокин такой, д а сам-то он никакой. Прежде чем услышать этот темпераментный комментарий заслуженного художника России Ви лена Дворянчикова , я вдо вол ь покружился у л е ген дарн о го «дома Губина». Раз пять прош ел мимо вы вески ресторана «Былина». Там единственная д в е р ь , в которую можно войти б е з опаски. Но, точь-в-точь по Высоцкому, мне туда н е надо. В се прочие д в е р и открываешь — и отшатываешься: лестничные марши ра зобраны , полов нет, с п е р во го этажа крыша видна. Не торопись, однако, возмущаться, липчанин. Это уже н е р а зо р , н е разруха , а ремонт. Точнее даже — начало реконструкции. И она означает, что существующая лет шесть на бум аге областная кар тинная гал ер ея должна наконец стать действую щ ей . • Не знаю, но до гады ваю сь , с какой стати пока не сам о е уютное кр е сло в крохотном директор ском кабинетике, примостившемся п о ср ед и р ем - строевского кавардака, предложили Дворянчико- ву. Да , конечно, руководить га л ер е ей можетлишь настоящий художник. Но проф ессиональных жи вопи сц ев в Липецке и кром е Дворянчикова н е так уж мало. Гпавное в с е же, что Вилен Дмитри еви ч н е отшельник, прячущийся от суетности мира в с в о ей мастерской, а чело век обществен ный, деятель в истинном смы сл е слова . Вечно он что-нибудь затевает, скликает сою зников , бла го одн о го имени Дворянчикова достаточно, чтобы эти сою зники появились. Так он когда-то превратил зиявший выбитыми окнами о собн я чок на улице Ленина в знаменитый ныне м у зей Виктора Сорокина , Мастера, п е р е д которым благоговеет . Так, построил в с е л е Д альн ем п р е лестную дер евянн ую церквушку, непонятно ка ким магнитом притянув энтузиастов и пожерт- вователей (новом одное «спонсор» тутн е умест но). Пусть, повторял он, состарившимся д е р е венским солдаткам второй мировой , о ком ник то с р о д у не вспоминал, будет г д е помолиться за женихов и мужей убиенных... Короче, дл я гал ер еи потребовался художник- строитель, организатор, практичный идеалист. Значит он, Дворянчиков. Д р у го го не сыскать. Д а кто бы еще* Согласился покинуть Д ом Сорокина, налаженное собственными руками д е л о , д а бы на с е д ьм о й Дёсяткё за ту же скромную зарп ла ту окунуться в ремонтные хлопоты и взвалить на с е б я б р ем я ответственности за гал ер ею , за 4 5 0 холстов, пропылившихся где-то в чужих п о д валах, откуда их в лю б ой момент могут вы б р о сить? Опережая м ой воп р о с , Вилен Дмитриевич коротко объяснился : — П ер ед Учителем (только так, с больш ой буквы, называет он Сорокина) я с в о й д о л г вы полнил. Слава Богу, есть человек , на ко го я с о спокойной душ ой м о г у Д ом Мастера оставить. А Л ипецку б е з г а л е р е и нельзя . Стыдно уже. И он нет ерпеливо р а з в е р н у л простыню пла на: смотри сю да , вот — «красный зал» д л я н а родны х художников Сорокина и Гоишко, вот тут р а з в е с и м картины старшего поколения , а тут будет см енная экспозиция . И, с д е л а в паузу , как бы по о с о б о м у секрету: — Хорош о бы в к р а е в е д ч е с к ом м у з е е вы просить ещ е и А й ва зо вско го , В аснецова , Гра б аря . .. Так вот и получилось: шел-то я в с е г о лишь любопытное письм о показать, а меня с поро га втянули в обсуж дение перспектив покамест н е открытой га л ер еи . Но я всё-таки попро сил с о б е с е д н и к а Сперва вернуться к рассуж дениям Ф едо ра Мелихова . " 4 —Да прав он! В принципе прав. Ну, наверное, не без пе ребора. Примитив примитиву рознь. Пиросмани тоже прими тивист. —А в Липецке давно ра ботает в ключе «грубого при митива» самоучка Юрий Та тьянин. И, мне кажется, его вещи зам етили и у нас , и в Москве отнюдь не оттого , что сейчас , дескать , м ода на такое искусство или в се его поклонники беспринципны. —Внашем деле вообще не бывает единственного, стандар тного пути—сперва кружок, по том художественное училище или академия, рисование гип сов итак далее. Судьба талант ливого человека неповторима, ее не уместишь в раз и навсег да утвердившуюся схему. Яска жу так: всегда надеюсь, всегда жду свершений. Даже от моих творческих оппонентов, от ху дожников, чья эстетика мне не очень близка. Вот пусть они и преодолевают сопротивление зрителя, убеждают меня, или Мелихова, или еще кого-либо, что ихпоисктоже способендать сильный результат. Ктомуже примитивно рас красить холст можно ведь не только под африканских абори генов, но и под передвижников или импрессионистов. Навер ное, в письме это и имеется в виду. Кстати, там мне попались кое-какие неточности. Ваш чи татель Выставочный зал Союза художников называет галереей. А галереи у нас, как видишь, еще нет. Нотеперь будет. Имыс ли вашего читателя для меня как предостережение. Азаодно и для моих коллег. Вдруг кто- нибудь увидит заново вещи Соро кина, Сальникова или Королева и что-то в нем очнется, торкнется: стоит ли мне с моими картинками на публику вылезать? — А что, Вилен , э т о прав д а , будто у нас нет отбороч ной комиссии , выставкома? —Нупочему нет? Есть. Нолю бому выставкому иногда недоста ет то чутья, то честности. Сраба тывает принцип: я тебе порадею, твою мазню пропущу, а завтра ты мою. Я не сужу, а констатирую. Жизнь у художника нелегка. Ион, случается, соглашается на антиху дожественные решения и поступ- ки.^Но при этом он бьется с нище той материальной, а порождает нищетудуховную. Она начинается там, где кончается требователь ность. Вот еще почемунужна гале рея. Чтобычеловексмотрел исрав нивал. Иучился скромности, сове стливости. — Ты помянул о 4 5 0 х ол стах в зап асник е . Но в с ем и зал а х гал ереи их в с е равно не выставишь. —Да и не надо! Предвижу, ко нечно, каким нелегким будет от бор. Укого-то три или две вещи возьмем, у кого-то одну. Но—луч шую! Потому как висеть-то ей в компании с Сорокиным. А недо вольному я так и скажу: ну пойди да сам сними натюрморт Виктора Семеновича. Изамени своим. Если совести хватит. — Я знаю , что ты в этом смы сл е б е ск ом п р ом и с сен . В Д ом е М астера , гд е ты дир ек торствовал , разны е выставки бывали. Естественно, верниса жи с ам о г о Сорокина, кроме того работы московских живо п и с ц е в , ск ул ьп т уры Юрия Гришко. Но свои холсты ты там ни разу не показывал. —Да какже я вДоме Сороки на свое буду выставлять! —А в га л ер е е выставишь? —Это как раз комиссия и ре шит, можно выставить мне одну- две картины или нет. Видишь ли, мое поколение художников в чем- то счастливое, а в чем-то неудач ливое. Надо было быть очень твер дым и мужественным человеком, чтобы не губить свои способности казенной заказухой. Это не значит, что, так сказать, будни пятилеток не достойны внимания живописца или скульптура, и он, изображая их, непременно халтурил. Мыжи вем в рабочем городе металлур гов, и почему, собственно, долж ны писать одни пейзажи и натюр морты? Яоднажды зашел в цехо вую столовую и увидел мужика. Под два метра ростом. Лицо вы разительное, интересное. Потом уже в цехе говорю ему: давай я тебя нарисую. Аон на кого-тодру гого показывает: чего, дескать, меня рисовать, вон у нас Герой Соцтруда. Нет, отвечаю, я по ге роям не специализируюсь, лучше тебя. Иполучился у меня портрет Александра Ламонова. Его сразу в Москву забрали. Сначала на одну всесоюзнуювыставку, потом, меня даже не спросив, на другую—на Крымском валу... Бывало и так. И не уменя одного. Такчто к«соцре ализму» тоже нужно подходить с разбором. Но, чего же скрывать, частенько писали радиденег, ради тематической выдержанности, что бы за счет идейности на большую выставку взяли, в Союз приняли. Это вот Сорокин сумел устоять... Но потому он и стал Сорокиным. — Итак, в гал ер е е р а зв ер нется ретроспектива творче ства липецких авторов з а н е сколько д еся ти л е ти й . . . —Лет за сорок. Более давних живописных традиций в области нет. Это сегодня у нас то ли ше стьдесят, то ли семьдесят членов Союза художников. Ая помню, как мы торжествовали, когда к пер вым десяти или двенадцати при бавилось еще двое, потом еще... — Кстати, о традициях . А ты знаеш ь , что в Липецке ещ е в гражданскую войну появи лась худож ественная студия и с м олодеж ью там занимались п р оф есси он альны е м а ст ер а , приехавшие и з голодных боль ших гор о д о в , и з Питера, из Москвы? В том числе ученики С ерова , Коровина. А с о з д а л студию Ф едор Мелихов. Меж д у прочим , о т ец автора пись ма^ которое я т е б е п ок а за л . . . Сейчас в е го ч есть на одн ом и з липецких д ом о в висит м е мориальная д о ск а . —Постой, постой... Так при мерно в то же время в Липецке жили замечательные художники Ефимовы. Мы, между прочим, сра зу после открытия Дома Мастера устроили там выставку Симано- вич-Ефимовой... Надо же! Получа ется, наши традиции возникли го раздо раньше, чем образовалась организация Союза художников. Конечно, это необходимо отразить в экспозиции... — Можно признаться? Я, к стыду с в о ем у , не зн ал , что у нас уж е довольн о д о л г о е в р е мя га л ер ея « д е -ю р е » с ущ е ствует . Она что, была с о з д а на только на бум а г е и з - з а о т сутствия пом ещ ения? —Нутак сказать нельзя. Про изведения из фондов галереи де монстрировались за пределами области. Видели их и в райцент рах, благо там есть музеи и вы ставочные залы. Вот только что повезли холсты в Лебедянь, выезжали в Доброе. — А обратный п р оц е с с ? В «Липецкой га зет е» не р а з уж е пр едл а гал о сь показы вать работы , хранящ иеся в районных выставочных з а лах , в Липецке . В Д анкове , н а п р и м е р , е с т ь п о л о т н а крупных м а ст ер ов . . . А то та кое впечатление, что эк сп о наты и з Эрмитажа л егче з а получить в областной центр, чем и з районов нашей ж е области . —Ядумаю, то, чтоу нас сей час гостит Эрмитаж, —это пре красный стимул для оживления всей экспозиционной работы. К тому же питерцы продемонст рировали, на каком уровне это нужно делать. Анасчет обмена —чтоже спорить? Вот будет га лерея —и появятся дополни тельные возможности этим за ниматься. Кстати, разве не странно: в районном Данкове или Льве Толстом галереи дав но существуют, а в областном центре только-только предпри нимаются практические шаги для открытия стационарной эк спозиции? — А когда она откроет ся? —Надеюсь и верю—через год. Если, конечно, с финанси рованием не будет перебоев. К слову, я вот все думаю: эх, включили бы кандидаты во власть (разговор наш был еще до выборов. — И.Н.) в свои про граммы пункт об открытии га лереи! Это же дело чести для области... Б е с е д о в а л И. НЕВЕРОВ. ЗАЧЕА1 НАСЕВЕ НЕОБХОДИМ«МОБИЛЬНИК» ( Ок,тш'1иио план ____ ______ тт и ( кончание. Начало на 1-й стр.) Елисеева же при этом волновал один вопрос: по силам ли будет столь тяже лая ноша «Водоканалу»? Убедили —по силам. И вот — первые подтверждения этого. Бывший председатель «Коробовского* Анатолий Бобровский ныне исполни тельный директор агроцеха. Из нагрудного кармана вы глядывает примета прогрес са — новенький радиотеле фон. «Водоканал* всем спе циалистам своего нового под разделения раздал, чтобы экономили время. Оно в по севную—факторрешающий. СамПетр Елисеев предпочи тает все увидеть собственны ми глазами. В хозяйстве в эти весенние дни пропадает больше, нежели на террито рии муниципального пред приятия. Кроме того, «Водоканал* итехнику выделяет—два эк скаватора и 6-7 транспорт ных единиц для вывозки на воза на паровые поля. И даже недостающих механи заторов на посевную подыс кал. Последний факт Анато лий Бобровский подчеркивал в разговоре не раз. Ине слу чайно. Оказывается, на 30 тракторов в хозяйстве наби рается всего 15 собственных механизаторов. Причем 12 из них работают в Падворском отделении и лишь трое — в Коробовском. Именно отсю да отток кадров в кризисные годы был самым заметным. Беседую с Владимиром Куновым, вдвое перевыпол няющим норму на севе. Вла димир Иванович, приехав ший в Коробовку вместе со своими коллегами из Ольхов- киДобринскогорайона, удив ляется: а как же не старать ся, коль зарплата вовремя и неплохая? Он вообще не про тив переехать с семьей в Ко робовку. В руководстве здесь —люди слова, платят регулярно, обинтересах сель ского труженика радеют. А что еще надо? Как радеют ныне о крес тьянине в Коробовке — не давно выездной президиум райкома профсоюза работни ков агропромышленного комплекса убедился, проводя смотр условий труда на по севной. Среди лучших —аг роцех «Водоканала* отмечен. Здесьни одной детали не упу щено. Заехали в столовую— готовят повара превосходно, горячее питание дважды в день по полям развозится. Заглянули туда, где пыльно- вато, —у всех респираторы, везде строгий контроль за техникой безопасности. Итак во всем, что касается заботы о земледельце. Невольно подумалось: инвестиции—это хорошо. Но ведь их возвращать надо. Не начнут ли накапливаться долгипо второму кругу?Ана толий Бобровский уверил: не начнут. «Коробовский* пото му иоказался банкротом, что достаточных средств на «рас крутку* не имел. А ныне вон сколько удобрений внесено. Отдача обязательно будет. И приличная. А дальше? Даль ше, имея средства, агроцех никогда уже не будет вынуж ден вести весновспашку. Ози мых посеет втрое больше ны нешнего—не менее 1500 гек таров. А озимые —это гаран тированная прибыль. Покинув Коробовку, мы проехали немного и словно бы оказались в столь красоч но нарисованном Анатолием Бобровским ее завтрашнем дне. Бескрайние, покрытые мощной сочной зеленьюполя озимых. Чистейшие посевы. Окончательно вышедший из обихода термин «весновспаш ка*. Таков сельхозкооператив «Грязинский*. Ныне здесь вовсю осуще ствляется программа окуль туривания полей, именуемая КАХОП, в рамках которой полным ходом вносится де- фекат. Полностью выровне на зябь под свеклу. Идет сев, но селяне уже... готовятся к уборочной кампании. Свек лоуборочный комбайн РКС-6 в задонской «Авроре* купили. А далее управляющий Александр Качанов загово рил о... делах коробовских земледельцев, ибо, Как ока залось, сам оттуда родом и, конечно же, близко к сердцу принимает происходящие там перемены. На вопрос о роли инвестиций он ответил так: главная инвестиция — это энергия, опыт руководителя. Их хозяйство без финансовых вливаний обретало плаву честь врыночномморе идру гих при этом вытягивало, земли трех захиревших хо зяйств присоединило, увели чивплощадь пашни втрое. Не знает Качанов более одержи мого работой председателя, чем Юрий Алексеевич Федя- нин, потому и движется впе ред «Грязинский* столь уве ренно. Именно этим «секретом» он и хотел бы поделиться в первуюочередьс соседями. Не получилось раньше у коро- бовцев адаптироваться к ры ночным условиям — может быть, сейчас, при новом хо зяине полей иферм, получит ся? ч ВячеславИСКОРНЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Грязинский район. Ш И П Е Ц К А Я г а з е т а ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЙ ПАКЕТ И ПИСТОЛЕТ С ГЛУШИТЕЛЕМ "Т" Во д в о р е одн о го и з д ом о в на улице Ж е лябова в ц ентр е Липецка на прошлой н е д ел е был обнаружен полиэтиленовый пакет, с о д е р ж им о е которого очень за и н т ер е с о в а л о право охранительные органы. В брош енном (или при прятанном) кем -то св ер тк е находил ся н е б е з опасный «джентльменский» набор : три в я за ные шапочки с пр ор е зям и для гла з , которые обычно использую т при нап адениях гр абит е ли , и газовый пи стол ет , п ер ед ел анны й для стрельбы боевыми патронами . «Ствол» оказал ся заряженным и снабж ен глушителем . По некоторым данным , оперативникам уже удал о сь установить владельца найденного пи стол ета . Т еперь о ста ет ся выяснить, каким о б р а зом оружие попало во д в ор жилого д о м а . КОНОКРАДЫ ИСЧЕЗЛИ, • ЛОШАДИ ВЕРНУЛИСЬ ^ Н ападению н е и з в е с т ны х гр а би т ел ей подверглась конюшня СХПК «Карамышевский». Глубокой ночью т р о е налетчиков в масках свя зали сторожа и, беспрепятственно похитив трех лош ад ей , скрылись. Финал ночного о грабл ения получился , о д нако, неожиданным . Ч е р е з пару часов к р а д е ные животные сами возвратились в хозяй ство . Выяснением об стоя т ель ств странного о гр а б ления занялись сыщики Грязинского РОВД. КВАРТИРАНТАМ НЕ ПОВЕЗЛО + В Ельце ночью неож иданн о за го р ел а сь квартира в о дн ом и з д ом о в на улице Гайтеро- вой . По предварительным данным , сначала прои зош ло в о згор ани е входной д в ер и , а з а тем огонь перекинулся в прихожую . П острада ли д в о е находившихся в жилищ е квартиран тов —м олоды е мужчина и женщина. Оба полу чили ожоги второй степ ени и го спи тали зи ро ваны. Видимо , возникший пожар стал для них полной неожиданностью . Судя по характеру возгорания , им ел м е ст о преднам еренный подж ог . Такова одн а и з в ер сий сл ед ств и я , к оторое с ей ч а с проводит про- к у р а т у р а . ПРОКАТИЛИСЬ ПОДЕЛЬНИКИ НА «ВОЛГЕ»... < 1 111 + В Т ербунах т р о е подр о стков угнали ав томобиль «Волга», стоявший в гараже м е стн о го профучилищ а . П ом ещ ени е в р о д е бы о х р а нялось, тем не м ен е е подельникам удалось б е з о собы х усилий до бр а т ь ся д о машины и угнать е е . Видим о , пом огло др у зьям то о б с то я т ел ь ство , что один и з них является учащимся э т о го ПУ. Он н еплохо ори ен тировал ся на т ер ри тории родного уч ебного за в е д ен и я . Уехали угонщики д о ст а т очн о д а л е к о . По хищенная ими «Волга» в неисправном с о с т о я нии была обнаруж ен а брош енной в 2 0 кило м етрах от райцентра . А ч е р е з н екотор о е в р е мя всех троих зад ерж али сотрудники милиции. СТО ТОНН КАК КОРОВА ЯЗЫКОМ СЛИЗАЛА "ф" Около 1 0 0 тонн с ен а с г о р ел о в ре зуль тате пожара на станции Яхонтово Данковского района. Огонь вспыхнул д н ем на склад е , ар ен д у ем ом агрофирмой «Русь». Причины пожара и сумм а п он есенного ущ ер ба устанавливаются . ГРАБИТЕЛИ ПРИШЛИ НОЧЬЮ ... Д е р зк о е о гр а бл ен и е со в ерш ен о в ночь на 10 апреля в о дн ом и з липецких ООО, за н и м ающ ем ся р еали зац и ей авто запч а стей . В на пад ении , по предварительным данным , уча ствовало 4 ч еловека . Около 3 часов ночи они проникли на территорию фирмы , свя зали с т о рожа , п о сл е чего с д е л а л и то , з а чем пришли. Похищено 3 компьютера , автозапчасти к гру зовым машинам и автомобиль марки «М -2715». В ПОДОЗРИТЕЛЬНОЙ КОРОБКЕ НАШЛИ— КИРПИЧ Н емало хлопот д о ст ави л а учителям и учащимся школы № 1 города Чаплыгина некая картонная коробка , обнаруженная в школьном зд ан и и . О по д о зри т ел ьн ом п р е дм е т е тут ж е было с о о бщ е н о в милицию . На м е с т о п р ои с ш ествия прибыла оперативная группа, при шлось эвакуировать учащихся . К счастью , тревога ока зал а сь напрасной : в злополучной коробке стражи порядка нашли не взры вное у стр ой ств о , а в с его лишь с тр ои тельный кирпич. ТРАНСПОРТЕР: УТРОМ - НАВОЗ, НОЧЬЮ - БУРЕНКИ + Недюжинную см екалку проявили уч а с тники недавней ночной кражи, соверш енной на ф ер м е задон ск ого МУП «Дружба». Чтобы умык нуть приглянувшихся буренок , воришки реш и ли д ей ств ов а ть не путем традиционного в п о добны х случаях взламывания дверны х з а п о ров животноводческих пом ещ ений , а восполь зовали сь подручными техническими с р е д с т в а ми . Под рукой у местных «умельцев» ока зал ся тран сп ортер для н ав о зо у д ал ен и я . Именно по нем у (такова о дн а и з в ерсий оперативников) ночные воры сум ели переправить з а стены о х раняемой ф ермы двух животных. О Б РА ЗО ВА Н И Е УРОКИНА... КОЛЕСАХ Недавно наши десятиклассники побывали в лев-толстовском музее. Хотя от Чаплыгина до Льва Толстого и недалеко, но такие поездки всегда дело хлопотное. Они не предусмотрены программами обучения, но уже много лет мы считаем их обязательными для нашей школы. Как и другие историко-литературные экскурсии — в Ясную Поляну, на Куликово поле, на выставки в Липецк (только в этом году наши ребята уже пять раз посетили выставку Эрмитажа), в есенинский музей... Посещение домика, где провел последние дни Лев Толстой, совпало как раз с изучением творчества великого писателя. И впечатления от экскурсии заставили школьников по- новому, гораздо эмоциональнее, осмыслить уже знакомые страницы романов и учебников. Хотя бы рассказ о Татьяне Берс, прототипе Наташи Ростовой. Они всматривались в портрет юной свояченицы Льва Николаевича, узнавая в ней запомнившиеся по «Войне и миру» черты «черноглазой некрасивой девочки с большим ртом», и понимали неповторимое очарование, вдохновившее художника. Если говорить об образовании нео трывно от воспитания, если культура все- таки нечто большее, чем сумма инфор мации, то замыкаться исключительно в рамках школьной программы невозмож но. Но и выходить за ее рамки непросто. Организационные хлопоты осложняются финансовыми затруднениями. Но их уда ется все же решить, поскольку игра сто ит свеч. К примеру, две «эрмитажные» поездки нам «подарило» роно. А мы по старались, чтобы этот подарок получили те, кто максимально его оценит — от личники, активисты, победители и при зерырайонных олимпиад, лучшие спорт смены. Однако желающих было намно го больше. Тогда школа попросила по мощи у родителей. И никто не отказал в ней. Огромная все-таки удача, что у ребят есть шанс осмотреть для начала хотя бы музеи, исторические места да просто встретиться с интересными людьми, ко торые находятся в пределах досягаемос ти. Благо, что наши края не были обде лены настоящими талантами. На терри тории Добринского района одно время жил (и написал рассказ «Сторож») Мак сим Горький. Слипецкой землей связа ны имена Тургенева, Пушкина, Лермон това. Иван Бунин и Пришвин — наши земляки. В соседнем районе — один из четырех крупных музеев Льва Толстого в России. Да и Ясная Поляна тоже неда леко — я регулярно вожу туда старше классников. А в этом году к нам на не сколько месяцев стал ближе прославлен ный Эрмитаж. Большое, умное и доброе дело сделали те, кто обеспечил работу его выставки внашей области! Побывали мы и в чаплыгинском селе Урусово, на мо гиле первой русской поэтессы Анны Бу ниной. Кстати, у нас стало традицией по свящать этой замечательной женщине особый урок. Да, учебная программа и без того перенасыщена, и все-таки о сво ей землячке знать надо. Знакомы ребята и с нынешними чап- лыгинскими поэтами. Члены литератур ного клуба «Росинка» не раз выступали в школе, их диалоги с ребятами о жиз ни и творчестве запомнились. Однажды я со старшеклассниками организовала литературную гостиную в доме поэтессы СветланыАксеновой —еще до того, как ее приняли вчленыСоюза писателей РФ. ...Только что вернулась с урока в 10а классе. Он прошел сразу после возвра щения из Льва Толстого. Насколько за интересованнее обсуждали мытеперь ге роев «Войны и мира»! Более того, я по чувствовала, что класс пытается и ны нешнююжизнь, нравственные, духовные коллизии нашего времени увидеть тол стовскими глазами. Всего одна поездка, а как повзрослели мои парни и девчата. Значит, не зря ищем деньги, не зря тра тим силы, не зря переступаем через гра ницы, очерченные программной обяза ловкой... Любовь КИСЕЛЕВА, заместитель директора чаплыгинской средней школы № 1, преподаватель литературы. ----------------------------- ТВОРЧЕСТВО в з н о с в п о л ь з у Т Е Р П С И Х О Р Ы Для шести юных служительниц Терпсихоры из липецкой городской школы искусств № 6 этот отчетный концерт ее хореографического отделения был последним. И хотя танцовщицам предстоят еще контрольные уроки, их решение поступать в Липецкое областное училище искусств, конечно же, на отделение хореографии, уже не изменится. Они успели узнать цену и терниям, и лаврам, они знают, какой труд предшествует овациям, и не боятся его... Программа отчета, про ходившего в ДК тракторо строителей, была составле на из номеров, которые представлены каждым из восьми классов школы. Ря дом с выпускницами увле ченно демонстрировали, чему они уже научились, малыши. Когда-нибудь, даст Бог, эти подготовиш ки будут похожи на стар ших подруг —воспитанниц МариныАникеевой, почув ствуют себя на сцене уве ренно, во всеоружии мас терства. Однако концерт не только радовал и трогал публику, но и заставлял размышлять о весьма не простых вещах, связанных с творчеством и детей, и взрослых. Начальник городского управления культуры Тать янаМинаева. Однаиз острей ших наших забот —нехват ка профессиональных хоре ографов. Отсутствие в облас ти высшего учебного заведе ния культуры ведет к оттоку молодых специалистов. По лучив дипломы в училище искусств, многие поступают в институты в других регио нах, и к нам, как правило, уже не возвращаются. Так или иначе эту проблему нам всем необходимо решать. Ведь тяга к хореографичес кому искусству огромна. И нынешний концерт—одно из самых убедительных свиде тельств этому. Да, это безусловно. Кон курс —три человека на ме сто —прошлой осенью как раз на хореографическое от деление школы доказал преимущество системного многолетнего обучения, ког да дети не только танцуют, но и приобретают навыки игры на фортепиано и дру гих инструментах, знако мятся с музлитературой, ис торией культуры. Вера Ерохина, ведущий специалист Липецкого го родского управления куль туры. Сегодня на хореогра фическом отделении школ искусств, которых у нас уже семь, помесячная плата со ставляет 52 рубля. Но для матерей-одиночек и других категорий малоимущего на селения существуют 30- и 50-процентные скидки. А сироты обучаются бесплат но. Недостаточное финанси рование культуры, о кото ром уже все мы устали го ворить, заставляет нас зара батывать, в том числе плат ным обучением. Но разве можно в принципе согла ситься с целесообразностью какой-либо платы, если мы хотим помочь раскрыться таланту, дать детям воз можность прикоснуться к прекрасному? Наталья АРКАТОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz