Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

16 апреля 2002 г., № 75 (21703) • • .Л-:,;, ИСКУССТВО В ГЛУБИНКЕ: ДВА ВЗГЛЯДА НА ПРОБЛЕМУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛЮБИТЕЛЯ Ж ИВОПИСИ НУЖНАНИВГАЛЕРЕЕНАСКАЛЬНАЯЖИВОПИСЬ? Прошло почти три месяца с начала работы вЛипецке вы­ ставки из собрания Государ­ ственного Эрмитажа. Это круп­ нейшее событие в культурной жизни не только Липецкой об­ ласти, но и ряда других облас­ тей черноземной России. По будничным дням экспозицию осматривают в среднем пять­ сот человек, а в субботу и вос­ кресенье количество посетите­ лей возрастает до полугора ты­ сяч. Выставка Эрмитажа дает, по крайней мере, два важней­ ших урока: посетителям—как смотреть шедевры живописи и скульптуры, а организаторам провинциальных картинных га­ лерей —как подбирать произ­ ведения, воспитывающие вкус, обращающие людей кдуховно­ муначалу, дарящие высокое на­ слаждение. Думаю, нашим липецким специалистам такие уроки весьма не бесполезны. На мой взгляд, экспозиция в Липецкой картинной галерее сегодня да­ леко не безупречна. Она «засо­ рена» примитивными картинка­ ми сомнительной художествен­ ной ценности. Боюсь, что здесь не без греха и областное уп­ равление культуры, и управле­ ние культуры Липецкой город­ ской администрации, и отделе­ ние Союза художников. И это при том, что у нас немало пре­ красных художников-профессио- налов. Но получается так, что отделе­ ние Союза художников недоста­ точно, как говорится, популяризи­ рует их творчество, публика их плохо знает. Зато как только по­ является какой-нибудь примити­ вист, его начинают расхваливать, устраивать выставку за выстав­ кой, помещают о нем хвалебные отзывы в газетах. Нет, я отнюдь не утверждаю, что всякий прими­ тивист—заведомая бездарность. Напротив, он, возможно, потенци­ ально талантлив. Но ему просто нужно учиться, а не кичиться тем, что, рисуя по-детски и ничего больше не умея, он получает щед­ рые комплименты за «оригиналь­ ность» манеры. Иногда доброхо­ ты ссылаются при этом на то, что такие работы демонстрируются и в Москве или даже за границей. И вот в результате примитивист так и остается примитивистом, а его произведения прививают столь же примитивные, как и они сами, невзыскательные вкусы. По­ ощрение примитивизма привело к тому, что началась настоящая эпидемия соискателей славы при помощи примитивной живописи. Интересно: ни режиссером, ни дирижером, ни композитором, ни архитектором без серьезной уче­ бы не станешь. Ав живописи, по­ лучается, можно не иметь никакой подготовки и срывать аплодис­ менты. Что касается интереса каких- то любителей или музеев к при­ митивной живописи,то не стоит его преувеличивать. Да, разуме­ ется, существует определенное внимание специалистов к искус­ ству африканских или австралий­ ских аборигенов. Но у абориге­ нов не было художественных учи­ лищ и академий. Азачем же нам- то поднимать на щит амбициоз­ ных неумех? Между прочим, вот какотзываются московские искус­ ствоведы о выставках примитиви­ стов. Вгазете «Деловой вторник» за 18 сентября 2001 в статье о залах Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве говорит­ ся следующее: «Очень модная пи­ сательница, эксперт по современ­ ному искусству, призналась не­ давно в московской газете: «Нам в экспертный совет несут и несут проекты очередной мерзости и запустения, только мерзости и ничего другого. Мы обязаны по­ тратить выделенные нам деньги, иначе фонд закроют. После оче­ редного заседания мы выходим на улицу и молча курим, не глядя друг другу в глаза...» «... Это, ко­ нечно, правильно, что—не глядя в глаза, — заключает газета. — Стыдно. Стыдно, что в бедной, жи­ вущей трагически трудно стра­ не потворствуют извращенным прихотям бездарностей...» В свое время, когда цены на книги ихудожественные аль­ бомы были более доступными, мне посчастливилось приобре­ сти ряд альбомов областных картинных галерей. Ни в одном из альбомов нет таких убогих «произведений», которые хра­ нятся (наряду с настоящими картинами) в нашей Липецкой галерее. Надеюсь, рано или по­ здно подобный альбом будет издан и о липецких живопис­ цах. Но до того надо освобо­ дить галерею от работ «перво­ бытных» по исполнению ифор­ мировать ее фонды ответствен­ но и основательно. Причем даже у профессионалов брать не этюды, сделанные наскоро, а законченные картины. Яслышал, что ранее пред­ лагалось в помощь музейным работникам утвердить компе­ тентную комиссию по отбору. Мне кажется, чтобыне было ни­ какого лоббирования, «блата», комиссия должна быть незави­ симой от местного отделения Союза художников. Ксожале­ нию, в свое время на это пред­ ложение чиновники внимания не обратили... Но, может быть, кнему стоит, наконец, вернуть­ ся? Ф едор МЕЛИХОВ. г. Липецк. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХУ ДОЖ НИКА О (ОВ ЕЯН , ТАЛАНТЕ И 450 КАРТИНАХ В ЗАПАСНИКАХ — Я тоже устал от напора бездарны х дилетан­ тов. Сколько же их, самодовольных , самодоста­ точных, н е сомневающихся в с е б е ! «Ну что вы мне в с е Сорокин д а Сорокин. Сорокин такой, а я д р у ­ гой. Имею право . А вы смотрите и в ладоши хло ­ пайте». И н е доходит д о бедняги , что Виктор С е ­ менович Сорокин такой, д а сам-то он никакой. Прежде чем услышать этот темпераментный комментарий заслуженного художника России Ви­ лена Дворянчикова , я вдо вол ь покружился у л е ­ ген дарн о го «дома Губина». Раз пять прош ел мимо вы вески ресторана «Былина». Там единственная д в е р ь , в которую можно войти б е з опаски. Но, точь-в-точь по Высоцкому, мне туда н е надо. В се прочие д в е р и открываешь — и отшатываешься: лестничные марши ра зобраны , полов нет, с п е р ­ во го этажа крыша видна. Не торопись, однако, возмущаться, липчанин. Это уже н е р а зо р , н е разруха , а ремонт. Точнее даже — начало реконструкции. И она означает, что существующая лет шесть на бум аге областная кар­ тинная гал ер ея должна наконец стать действую ­ щ ей . • Не знаю, но до гады ваю сь , с какой стати пока не сам о е уютное кр е сло в крохотном директор­ ском кабинетике, примостившемся п о ср ед и р ем - строевского кавардака, предложили Дворянчико- ву. Да , конечно, руководить га л ер е ей можетлишь настоящий художник. Но проф ессиональных жи­ вопи сц ев в Липецке и кром е Дворянчикова н е так уж мало. Гпавное в с е же, что Вилен Дмитри­ еви ч н е отшельник, прячущийся от суетности мира в с в о ей мастерской, а чело век обществен­ ный, деятель в истинном смы сл е слова . Вечно он что-нибудь затевает, скликает сою зников , бла го одн о го имени Дворянчикова достаточно, чтобы эти сою зники появились. Так он когда-то превратил зиявший выбитыми окнами о собн я ­ чок на улице Ленина в знаменитый ныне м у зей Виктора Сорокина , Мастера, п е р е д которым благоговеет . Так, построил в с е л е Д альн ем п р е ­ лестную дер евянн ую церквушку, непонятно ка­ ким магнитом притянув энтузиастов и пожерт- вователей (новом одное «спонсор» тутн е умест­ но). Пусть, повторял он, состарившимся д е р е ­ венским солдаткам второй мировой , о ком ник­ то с р о д у не вспоминал, будет г д е помолиться за женихов и мужей убиенных... Короче, дл я гал ер еи потребовался художник- строитель, организатор, практичный идеалист. Значит он, Дворянчиков. Д р у го го не сыскать. Д а кто бы еще* Согласился покинуть Д ом Сорокина, налаженное собственными руками д е л о , д а бы на с е д ьм о й Дёсяткё за ту же скромную зарп ла ­ ту окунуться в ремонтные хлопоты и взвалить на с е б я б р ем я ответственности за гал ер ею , за 4 5 0 холстов, пропылившихся где-то в чужих п о д ­ валах, откуда их в лю б ой момент могут вы б р о ­ сить? Опережая м ой воп р о с , Вилен Дмитриевич коротко объяснился : — П ер ед Учителем (только так, с больш ой буквы, называет он Сорокина) я с в о й д о л г вы ­ полнил. Слава Богу, есть человек , на ко го я с о спокойной душ ой м о г у Д ом Мастера оставить. А Л ипецку б е з г а л е р е и нельзя . Стыдно уже. И он нет ерпеливо р а з в е р н у л простыню пла ­ на: смотри сю да , вот — «красный зал» д л я н а ­ родны х художников Сорокина и Гоишко, вот тут р а з в е с и м картины старшего поколения , а тут будет см енная экспозиция . И, с д е л а в паузу , как бы по о с о б о м у секрету: — Хорош о бы в к р а е в е д ч е с к ом м у з е е вы ­ просить ещ е и А й ва зо вско го , В аснецова , Гра­ б аря . .. Так вот и получилось: шел-то я в с е г о лишь любопытное письм о показать, а меня с поро га втянули в обсуж дение перспектив покамест н е открытой га л ер еи . Но я всё-таки попро сил с о ­ б е с е д н и к а Сперва вернуться к рассуж дениям Ф едо ра Мелихова . " 4 —Да прав он! В принципе прав. Ну, наверное, не без пе­ ребора. Примитив примитиву рознь. Пиросмани тоже прими­ тивист. —А в Липецке давно ра ­ ботает в ключе «грубого при­ митива» самоучка Юрий Та­ тьянин. И, мне кажется, его вещи зам етили и у нас , и в Москве отнюдь не оттого , что сейчас , дескать , м ода на такое искусство или в се его поклонники беспринципны. —Внашем деле вообще не бывает единственного, стандар­ тного пути—сперва кружок, по­ том художественное училище или академия, рисование гип­ сов итак далее. Судьба талант­ ливого человека неповторима, ее не уместишь в раз и навсег­ да утвердившуюся схему. Яска­ жу так: всегда надеюсь, всегда жду свершений. Даже от моих творческих оппонентов, от ху­ дожников, чья эстетика мне не очень близка. Вот пусть они и преодолевают сопротивление зрителя, убеждают меня, или Мелихова, или еще кого-либо, что ихпоисктоже способендать сильный результат. Ктомуже примитивно рас­ красить холст можно ведь не только под африканских абори­ генов, но и под передвижников или импрессионистов. Навер­ ное, в письме это и имеется в виду. Кстати, там мне попались кое-какие неточности. Ваш чи­ татель Выставочный зал Союза художников называет галереей. А галереи у нас, как видишь, еще нет. Нотеперь будет. Имыс­ ли вашего читателя для меня как предостережение. Азаодно и для моих коллег. Вдруг кто- нибудь увидит заново вещи Соро­ кина, Сальникова или Королева и что-то в нем очнется, торкнется: стоит ли мне с моими картинками на публику вылезать? — А что, Вилен , э т о прав­ д а , будто у нас нет отбороч ­ ной комиссии , выставкома? —Нупочему нет? Есть. Нолю­ бому выставкому иногда недоста­ ет то чутья, то честности. Сраба­ тывает принцип: я тебе порадею, твою мазню пропущу, а завтра ты мою. Я не сужу, а констатирую. Жизнь у художника нелегка. Ион, случается, соглашается на антиху­ дожественные решения и поступ- ки.^Но при этом он бьется с нище­ той материальной, а порождает нищетудуховную. Она начинается там, где кончается требователь­ ность. Вот еще почемунужна гале­ рея. Чтобычеловексмотрел исрав­ нивал. Иучился скромности, сове­ стливости. — Ты помянул о 4 5 0 х ол ­ стах в зап асник е . Но в с ем и зал а х гал ереи их в с е равно не выставишь. —Да и не надо! Предвижу, ко­ нечно, каким нелегким будет от­ бор. Укого-то три или две вещи возьмем, у кого-то одну. Но—луч­ шую! Потому как висеть-то ей в компании с Сорокиным. А недо­ вольному я так и скажу: ну пойди да сам сними натюрморт Виктора Семеновича. Изамени своим. Если совести хватит. — Я знаю , что ты в этом смы сл е б е ск ом п р ом и с сен . В Д ом е М астера , гд е ты дир ек ­ торствовал , разны е выставки бывали. Естественно, верниса­ жи с ам о г о Сорокина, кроме того работы московских живо­ п и с ц е в , ск ул ьп т уры Юрия Гришко. Но свои холсты ты там ни разу не показывал. —Да какже я вДоме Сороки­ на свое буду выставлять! —А в га л ер е е выставишь? —Это как раз комиссия и ре­ шит, можно выставить мне одну- две картины или нет. Видишь ли, мое поколение художников в чем- то счастливое, а в чем-то неудач­ ливое. Надо было быть очень твер­ дым и мужественным человеком, чтобы не губить свои способности казенной заказухой. Это не значит, что, так сказать, будни пятилеток не достойны внимания живописца или скульптура, и он, изображая их, непременно халтурил. Мыжи­ вем в рабочем городе металлур­ гов, и почему, собственно, долж­ ны писать одни пейзажи и натюр­ морты? Яоднажды зашел в цехо­ вую столовую и увидел мужика. Под два метра ростом. Лицо вы­ разительное, интересное. Потом уже в цехе говорю ему: давай я тебя нарисую. Аон на кого-тодру­ гого показывает: чего, дескать, меня рисовать, вон у нас Герой Соцтруда. Нет, отвечаю, я по ге­ роям не специализируюсь, лучше тебя. Иполучился у меня портрет Александра Ламонова. Его сразу в Москву забрали. Сначала на одну всесоюзнуювыставку, потом, меня даже не спросив, на другую—на Крымском валу... Бывало и так. И не уменя одного. Такчто к«соцре­ ализму» тоже нужно подходить с разбором. Но, чего же скрывать, частенько писали радиденег, ради тематической выдержанности, что­ бы за счет идейности на большую выставку взяли, в Союз приняли. Это вот Сорокин сумел устоять... Но потому он и стал Сорокиным. — Итак, в гал ер е е р а зв ер ­ нется ретроспектива творче­ ства липецких авторов з а н е ­ сколько д еся ти л е ти й . . . —Лет за сорок. Более давних живописных традиций в области нет. Это сегодня у нас то ли ше­ стьдесят, то ли семьдесят членов Союза художников. Ая помню, как мы торжествовали, когда к пер­ вым десяти или двенадцати при­ бавилось еще двое, потом еще... — Кстати, о традициях . А ты знаеш ь , что в Липецке ещ е в гражданскую войну появи­ лась худож ественная студия и с м олодеж ью там занимались п р оф есси он альны е м а ст ер а , приехавшие и з голодных боль­ ших гор о д о в , и з Питера, из Москвы? В том числе ученики С ерова , Коровина. А с о з д а л студию Ф едор Мелихов. Меж­ д у прочим , о т ец автора пись ­ ма^ которое я т е б е п ок а за л . . . Сейчас в е го ч есть на одн ом и з липецких д ом о в висит м е ­ мориальная д о ск а . —Постой, постой... Так при­ мерно в то же время в Липецке жили замечательные художники Ефимовы. Мы, между прочим, сра­ зу после открытия Дома Мастера устроили там выставку Симано- вич-Ефимовой... Надо же! Получа­ ется, наши традиции возникли го­ раздо раньше, чем образовалась организация Союза художников. Конечно, это необходимо отразить в экспозиции... — Можно признаться? Я, к стыду с в о ем у , не зн ал , что у нас уж е довольн о д о л г о е в р е ­ мя га л ер ея « д е -ю р е » с ущ е ­ ствует . Она что, была с о з д а ­ на только на бум а г е и з - з а о т ­ сутствия пом ещ ения? —Нутак сказать нельзя. Про­ изведения из фондов галереи де­ монстрировались за пределами области. Видели их и в райцент­ рах, благо там есть музеи и вы­ ставочные залы. Вот только что повезли холсты в Лебедянь, выезжали в Доброе. — А обратный п р оц е с с ? В «Липецкой га зет е» не р а з уж е пр едл а гал о сь показы ­ вать работы , хранящ иеся в районных выставочных з а ­ лах , в Липецке . В Д анкове , н а п р и м е р , е с т ь п о л о т н а крупных м а ст ер ов . . . А то та ­ кое впечатление, что эк сп о ­ наты и з Эрмитажа л егче з а ­ получить в областной центр, чем и з районов нашей ж е области . —Ядумаю, то, чтоу нас сей­ час гостит Эрмитаж, —это пре­ красный стимул для оживления всей экспозиционной работы. К тому же питерцы продемонст­ рировали, на каком уровне это нужно делать. Анасчет обмена —чтоже спорить? Вот будет га­ лерея —и появятся дополни­ тельные возможности этим за­ ниматься. Кстати, разве не странно: в районном Данкове или Льве Толстом галереи дав­ но существуют, а в областном центре только-только предпри­ нимаются практические шаги для открытия стационарной эк­ спозиции? — А когда она откроет ­ ся? —Надеюсь и верю—через год. Если, конечно, с финанси­ рованием не будет перебоев. К слову, я вот все думаю: эх, включили бы кандидаты во власть (разговор наш был еще до выборов. — И.Н.) в свои про­ граммы пункт об открытии га­ лереи! Это же дело чести для области... Б е с е д о в а л И. НЕВЕРОВ. ЗАЧЕА1 НАСЕВЕ НЕОБХОДИМ«МОБИЛЬНИК» ( Ок,тш'1иио план ____ ______ тт и ( кончание. Начало на 1-й стр.) Елисеева же при этом волновал один вопрос: по силам ли будет столь тяже­ лая ноша «Водоканалу»? Убедили —по силам. И вот — первые подтверждения этого. Бывший председатель «Коробовского* Анатолий Бобровский ныне исполни­ тельный директор агроцеха. Из нагрудного кармана вы­ глядывает примета прогрес­ са — новенький радиотеле­ фон. «Водоканал* всем спе­ циалистам своего нового под­ разделения раздал, чтобы экономили время. Оно в по­ севную—факторрешающий. СамПетр Елисеев предпочи­ тает все увидеть собственны­ ми глазами. В хозяйстве в эти весенние дни пропадает больше, нежели на террито­ рии муниципального пред­ приятия. Кроме того, «Водоканал* итехнику выделяет—два эк­ скаватора и 6-7 транспорт­ ных единиц для вывозки на­ воза на паровые поля. И даже недостающих механи­ заторов на посевную подыс­ кал. Последний факт Анато­ лий Бобровский подчеркивал в разговоре не раз. Ине слу­ чайно. Оказывается, на 30 тракторов в хозяйстве наби­ рается всего 15 собственных механизаторов. Причем 12 из них работают в Падворском отделении и лишь трое — в Коробовском. Именно отсю­ да отток кадров в кризисные годы был самым заметным. Беседую с Владимиром Куновым, вдвое перевыпол­ няющим норму на севе. Вла­ димир Иванович, приехав­ ший в Коробовку вместе со своими коллегами из Ольхов- киДобринскогорайона, удив­ ляется: а как же не старать­ ся, коль зарплата вовремя и неплохая? Он вообще не про­ тив переехать с семьей в Ко­ робовку. В руководстве здесь —люди слова, платят регулярно, обинтересах сель­ ского труженика радеют. А что еще надо? Как радеют ныне о крес­ тьянине в Коробовке — не­ давно выездной президиум райкома профсоюза работни­ ков агропромышленного комплекса убедился, проводя смотр условий труда на по­ севной. Среди лучших —аг­ роцех «Водоканала* отмечен. Здесьни одной детали не упу­ щено. Заехали в столовую— готовят повара превосходно, горячее питание дважды в день по полям развозится. Заглянули туда, где пыльно- вато, —у всех респираторы, везде строгий контроль за техникой безопасности. Итак во всем, что касается заботы о земледельце. Невольно подумалось: инвестиции—это хорошо. Но ведь их возвращать надо. Не начнут ли накапливаться долгипо второму кругу?Ана­ толий Бобровский уверил: не начнут. «Коробовский* пото­ му иоказался банкротом, что достаточных средств на «рас­ крутку* не имел. А ныне вон сколько удобрений внесено. Отдача обязательно будет. И приличная. А дальше? Даль­ ше, имея средства, агроцех никогда уже не будет вынуж­ ден вести весновспашку. Ози­ мых посеет втрое больше ны­ нешнего—не менее 1500 гек­ таров. А озимые —это гаран­ тированная прибыль. Покинув Коробовку, мы проехали немного и словно бы оказались в столь красоч­ но нарисованном Анатолием Бобровским ее завтрашнем дне. Бескрайние, покрытые мощной сочной зеленьюполя озимых. Чистейшие посевы. Окончательно вышедший из обихода термин «весновспаш­ ка*. Таков сельхозкооператив «Грязинский*. Ныне здесь вовсю осуще­ ствляется программа окуль­ туривания полей, именуемая КАХОП, в рамках которой полным ходом вносится де- фекат. Полностью выровне­ на зябь под свеклу. Идет сев, но селяне уже... готовятся к уборочной кампании. Свек­ лоуборочный комбайн РКС-6 в задонской «Авроре* купили. А далее управляющий Александр Качанов загово­ рил о... делах коробовских земледельцев, ибо, Как ока­ залось, сам оттуда родом и, конечно же, близко к сердцу принимает происходящие там перемены. На вопрос о роли инвестиций он ответил так: главная инвестиция — это энергия, опыт руководителя. Их хозяйство без финансовых вливаний обретало плаву­ честь врыночномморе идру­ гих при этом вытягивало, земли трех захиревших хо­ зяйств присоединило, увели­ чивплощадь пашни втрое. Не знает Качанов более одержи­ мого работой председателя, чем Юрий Алексеевич Федя- нин, потому и движется впе­ ред «Грязинский* столь уве­ ренно. Именно этим «секретом» он и хотел бы поделиться в первуюочередьс соседями. Не получилось раньше у коро- бовцев адаптироваться к ры­ ночным условиям — может быть, сейчас, при новом хо­ зяине полей иферм, получит­ ся? ч ВячеславИСКОРНЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Грязинский район. Ш И П Е Ц К А Я г а з е т а ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЙ ПАКЕТ И ПИСТОЛЕТ С ГЛУШИТЕЛЕМ "Т" Во д в о р е одн о го и з д ом о в на улице Ж е­ лябова в ц ентр е Липецка на прошлой н е д ел е был обнаружен полиэтиленовый пакет, с о д е р ­ ж им о е которого очень за и н т ер е с о в а л о право­ охранительные органы. В брош енном (или при­ прятанном) кем -то св ер тк е находил ся н е б е з ­ опасный «джентльменский» набор : три в я за ­ ные шапочки с пр ор е зям и для гла з , которые обычно использую т при нап адениях гр абит е ­ ли , и газовый пи стол ет , п ер ед ел анны й для стрельбы боевыми патронами . «Ствол» оказал ­ ся заряженным и снабж ен глушителем . По некоторым данным , оперативникам уже удал о сь установить владельца найденного пи­ стол ета . Т еперь о ста ет ся выяснить, каким о б ­ р а зом оружие попало во д в ор жилого д о м а . КОНОКРАДЫ ИСЧЕЗЛИ, • ЛОШАДИ ВЕРНУЛИСЬ ^ Н ападению н е и з в е с т ны х гр а би т ел ей подверглась конюшня СХПК «Карамышевский». Глубокой ночью т р о е налетчиков в масках свя ­ зали сторожа и, беспрепятственно похитив трех лош ад ей , скрылись. Финал ночного о грабл ения получился , о д ­ нако, неожиданным . Ч е р е з пару часов к р а д е ­ ные животные сами возвратились в хозяй ство . Выяснением об стоя т ель ств странного о гр а б ­ ления занялись сыщики Грязинского РОВД. КВАРТИРАНТАМ НЕ ПОВЕЗЛО + В Ельце ночью неож иданн о за го р ел а сь квартира в о дн ом и з д ом о в на улице Гайтеро- вой . По предварительным данным , сначала прои зош ло в о згор ани е входной д в ер и , а з а ­ тем огонь перекинулся в прихожую . П острада ­ ли д в о е находившихся в жилищ е квартиран­ тов —м олоды е мужчина и женщина. Оба полу­ чили ожоги второй степ ени и го спи тали зи ро ­ ваны. Видимо , возникший пожар стал для них полной неожиданностью . Судя по характеру возгорания , им ел м е ст о преднам еренный подж ог . Такова одн а и з в ер ­ сий сл ед ств и я , к оторое с ей ч а с проводит про- к у р а т у р а . ПРОКАТИЛИСЬ ПОДЕЛЬНИКИ НА «ВОЛГЕ»... < 1 111 + В Т ербунах т р о е подр о стков угнали ав ­ томобиль «Волга», стоявший в гараже м е стн о ­ го профучилищ а . П ом ещ ени е в р о д е бы о х р а ­ нялось, тем не м ен е е подельникам удалось б е з о собы х усилий до бр а т ь ся д о машины и угнать е е . Видим о , пом огло др у зьям то о б с то я т ел ь ­ ство , что один и з них является учащимся э т о ­ го ПУ. Он н еплохо ори ен тировал ся на т ер ри ­ тории родного уч ебного за в е д ен и я . Уехали угонщики д о ст а т очн о д а л е к о . По­ хищенная ими «Волга» в неисправном с о с т о я ­ нии была обнаруж ен а брош енной в 2 0 кило­ м етрах от райцентра . А ч е р е з н екотор о е в р е ­ мя всех троих зад ерж али сотрудники милиции. СТО ТОНН КАК КОРОВА ЯЗЫКОМ СЛИЗАЛА "ф" Около 1 0 0 тонн с ен а с г о р ел о в ре зуль тате пожара на станции Яхонтово Данковского района. Огонь вспыхнул д н ем на склад е , ар ен ­ д у ем ом агрофирмой «Русь». Причины пожара и сумм а п он есенного ущ ер ба устанавливаются . ГРАБИТЕЛИ ПРИШЛИ НОЧЬЮ ... Д е р зк о е о гр а бл ен и е со в ерш ен о в ночь на 10 апреля в о дн ом и з липецких ООО, за н и ­ м ающ ем ся р еали зац и ей авто запч а стей . В на­ пад ении , по предварительным данным , уча ­ ствовало 4 ч еловека . Около 3 часов ночи они проникли на территорию фирмы , свя зали с т о ­ рожа , п о сл е чего с д е л а л и то , з а чем пришли. Похищено 3 компьютера , автозапчасти к гру­ зовым машинам и автомобиль марки «М -2715». В ПОДОЗРИТЕЛЬНОЙ КОРОБКЕ НАШЛИ— КИРПИЧ Н емало хлопот д о ст ави л а учителям и учащимся школы № 1 города Чаплыгина некая картонная коробка , обнаруженная в школьном зд ан и и . О по д о зри т ел ьн ом п р е дм е т е тут ж е было с о о бщ е н о в милицию . На м е с т о п р ои с ­ ш ествия прибыла оперативная группа, при ­ шлось эвакуировать учащихся . К счастью , тревога ока зал а сь напрасной : в злополучной коробке стражи порядка нашли не взры вное у стр ой ств о , а в с его лишь с тр ои ­ тельный кирпич. ТРАНСПОРТЕР: УТРОМ - НАВОЗ, НОЧЬЮ - БУРЕНКИ + Недюжинную см екалку проявили уч а с ­ тники недавней ночной кражи, соверш енной на ф ер м е задон ск ого МУП «Дружба». Чтобы умык­ нуть приглянувшихся буренок , воришки реш и ­ ли д ей ств ов а ть не путем традиционного в п о ­ добны х случаях взламывания дверны х з а п о ­ ров животноводческих пом ещ ений , а восполь ­ зовали сь подручными техническими с р е д с т в а ­ ми . Под рукой у местных «умельцев» ока зал ся тран сп ортер для н ав о зо у д ал ен и я . Именно по нем у (такова о дн а и з в ерсий оперативников) ночные воры сум ели переправить з а стены о х ­ раняемой ф ермы двух животных. О Б РА ЗО ВА Н И Е УРОКИНА... КОЛЕСАХ Недавно наши десятиклассники побывали в лев-толстовском музее. Хотя от Чаплыгина до Льва Толстого и недалеко, но такие поездки всегда дело хлопотное. Они не предусмотрены программами обучения, но уже много лет мы считаем их обязательными для нашей школы. Как и другие историко-литературные экскурсии — в Ясную Поляну, на Куликово поле, на выставки в Липецк (только в этом году наши ребята уже пять раз посетили выставку Эрмитажа), в есенинский музей... Посещение домика, где провел последние дни Лев Толстой, совпало как раз с изучением творчества великого писателя. И впечатления от экскурсии заставили школьников по- новому, гораздо эмоциональнее, осмыслить уже знакомые страницы романов и учебников. Хотя бы рассказ о Татьяне Берс, прототипе Наташи Ростовой. Они всматривались в портрет юной свояченицы Льва Николаевича, узнавая в ней запомнившиеся по «Войне и миру» черты «черноглазой некрасивой девочки с большим ртом», и понимали неповторимое очарование, вдохновившее художника. Если говорить об образовании нео­ трывно от воспитания, если культура все- таки нечто большее, чем сумма инфор­ мации, то замыкаться исключительно в рамках школьной программы невозмож­ но. Но и выходить за ее рамки непросто. Организационные хлопоты осложняются финансовыми затруднениями. Но их уда­ ется все же решить, поскольку игра сто­ ит свеч. К примеру, две «эрмитажные» поездки нам «подарило» роно. А мы по­ старались, чтобы этот подарок получили те, кто максимально его оценит — от­ личники, активисты, победители и при­ зерырайонных олимпиад, лучшие спорт­ смены. Однако желающих было намно­ го больше. Тогда школа попросила по­ мощи у родителей. И никто не отказал в ней. Огромная все-таки удача, что у ребят есть шанс осмотреть для начала хотя бы музеи, исторические места да просто встретиться с интересными людьми, ко­ торые находятся в пределах досягаемос­ ти. Благо, что наши края не были обде­ лены настоящими талантами. На терри­ тории Добринского района одно время жил (и написал рассказ «Сторож») Мак­ сим Горький. Слипецкой землей связа­ ны имена Тургенева, Пушкина, Лермон­ това. Иван Бунин и Пришвин — наши земляки. В соседнем районе — один из четырех крупных музеев Льва Толстого в России. Да и Ясная Поляна тоже неда­ леко — я регулярно вожу туда старше­ классников. А в этом году к нам на не­ сколько месяцев стал ближе прославлен­ ный Эрмитаж. Большое, умное и доброе дело сделали те, кто обеспечил работу его выставки внашей области! Побывали мы и в чаплыгинском селе Урусово, на мо­ гиле первой русской поэтессы Анны Бу­ ниной. Кстати, у нас стало традицией по­ свящать этой замечательной женщине особый урок. Да, учебная программа и без того перенасыщена, и все-таки о сво­ ей землячке знать надо. Знакомы ребята и с нынешними чап- лыгинскими поэтами. Члены литератур­ ного клуба «Росинка» не раз выступали в школе, их диалоги с ребятами о жиз­ ни и творчестве запомнились. Однажды я со старшеклассниками организовала литературную гостиную в доме поэтессы СветланыАксеновой —еще до того, как ее приняли вчленыСоюза писателей РФ. ...Только что вернулась с урока в 10а классе. Он прошел сразу после возвра­ щения из Льва Толстого. Насколько за­ интересованнее обсуждали мытеперь ге­ роев «Войны и мира»! Более того, я по­ чувствовала, что класс пытается и ны­ нешнююжизнь, нравственные, духовные коллизии нашего времени увидеть тол­ стовскими глазами. Всего одна поездка, а как повзрослели мои парни и девчата. Значит, не зря ищем деньги, не зря тра­ тим силы, не зря переступаем через гра­ ницы, очерченные программной обяза­ ловкой... Любовь КИСЕЛЕВА, заместитель директора чаплыгинской средней школы № 1, преподаватель литературы. ----------------------------- ТВОРЧЕСТВО в з н о с в п о л ь з у Т Е Р П С И Х О Р Ы Для шести юных служительниц Терпсихоры из липецкой городской школы искусств № 6 этот отчетный концерт ее хореографического отделения был последним. И хотя танцовщицам предстоят еще контрольные уроки, их решение поступать в Липецкое областное училище искусств, конечно же, на отделение хореографии, уже не изменится. Они успели узнать цену и терниям, и лаврам, они знают, какой труд предшествует овациям, и не боятся его... Программа отчета, про­ ходившего в ДК тракторо­ строителей, была составле­ на из номеров, которые представлены каждым из восьми классов школы. Ря­ дом с выпускницами увле­ ченно демонстрировали, чему они уже научились, малыши. Когда-нибудь, даст Бог, эти подготовиш­ ки будут похожи на стар­ ших подруг —воспитанниц МариныАникеевой, почув­ ствуют себя на сцене уве­ ренно, во всеоружии мас­ терства. Однако концерт не только радовал и трогал публику, но и заставлял размышлять о весьма не­ простых вещах, связанных с творчеством и детей, и взрослых. Начальник городского управления культуры Тать­ янаМинаева. Однаиз острей­ ших наших забот —нехват­ ка профессиональных хоре­ ографов. Отсутствие в облас­ ти высшего учебного заведе­ ния культуры ведет к оттоку молодых специалистов. По­ лучив дипломы в училище искусств, многие поступают в институты в других регио­ нах, и к нам, как правило, уже не возвращаются. Так или иначе эту проблему нам всем необходимо решать. Ведь тяга к хореографичес­ кому искусству огромна. И нынешний концерт—одно из самых убедительных свиде­ тельств этому. Да, это безусловно. Кон­ курс —три человека на ме­ сто —прошлой осенью как раз на хореографическое от­ деление школы доказал преимущество системного многолетнего обучения, ког­ да дети не только танцуют, но и приобретают навыки игры на фортепиано и дру­ гих инструментах, знако­ мятся с музлитературой, ис­ торией культуры. Вера Ерохина, ведущий специалист Липецкого го­ родского управления куль­ туры. Сегодня на хореогра­ фическом отделении школ искусств, которых у нас уже семь, помесячная плата со­ ставляет 52 рубля. Но для матерей-одиночек и других категорий малоимущего на­ селения существуют 30- и 50-процентные скидки. А сироты обучаются бесплат­ но. Недостаточное финанси­ рование культуры, о кото­ ром уже все мы устали го­ ворить, заставляет нас зара­ батывать, в том числе плат­ ным обучением. Но разве можно в принципе согла­ ситься с целесообразностью какой-либо платы, если мы хотим помочь раскрыться таланту, дать детям воз­ можность прикоснуться к прекрасному? Наталья АРКАТОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz