Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

16 апреля 2002 г., № 75 (21703) • • .Л-:,;, И С К У С С Т В О В Г Л У Б И Н К Е : Д В А В З Г Л Я Д А НА П Р О Б Л Е М У С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛЮБИТЕЛЯ Ж ИВОПИСИ НУЖНА НИ В ГАЛЕРЕЕ НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ? Прошло почти три месяца с начала работы вЛипецке вы­ ставки из собрания Государ­ ственного Эрмитажа. Это круп­ нейшее событие в культурной жизни не только Липецкой об­ ласти, но и ряда других облас­ тей черноземной России. По будничным дням экспозицию осматривают в среднем пять­ сот человек, а в субботу и вос­ кресенье количество посетите­ лей возрастает до полугора ты­ сяч. Выставка Эрмитажа дает, по крайней мере, два важней­ ших урока: посетителям—как смотреть шедевры живописи и скульптуры, а организаторам провинциальных картинных га­ лерей —как подбирать произ­ ведения, воспитывающие вкус, обращающие людей кдуховно­ муначалу, дарящие высокое на­ слаждение. Думаю, нашим липецким специалистам такие уроки весьма не бесполезны. На мой взгляд, экспозиция в Липецкой картинной галерее сегодня да­ леко не безупречна. Она «засо­ рена» примитивными картинка­ ми сомнительной художествен­ ной ценности. Боюсь, что здесь не без греха и областное уп­ равление культуры, и управле­ ние культуры Липецкой город­ ской администрации, и отделе­ ние Союза художников. И это при том, что у нас немало пре­ красных художников-профессио- налов. Но получается так, что отделе­ ние Союза художников недоста­ точно, как говорится, популяризи­ рует их творчество, публика их плохо знает. Зато как только по­ является какой-нибудь примити­ вист, его начинают расхваливать, устраивать выставку за выстав­ кой, помещают о нем хвалебные отзывы в газетах. Нет, я отнюдь не утверждаю, что всякий прими­ тивист—заведомая бездарность. Напротив, он, возможно, потенци­ ально талантлив. Но ему просто нужно учиться, а не кичиться тем, что, рисуя по-детски и ничего больше не умея, он получает щед­ рые комплименты за «оригиналь­ ность» манеры. Иногда доброхо­ ты ссылаются при этом на то, что такие работы демонстрируются и в Москве или даже за границей. И вот в результате примитивист так и остается примитивистом, а его произведения прививают столь же примитивные, как и они сами, невзыскательные вкусы. По­ ощрение примитивизма привело к тому, что началась настоящая эпидемия соискателей славы при помощи примитивной живописи. Интересно: ни режиссером, ни дирижером, ни композитором, ни архитектором без серьезной уче­ бы не станешь. Ав живописи, по­ лучается, можно не иметь никакой подготовки и срывать аплодис­ менты. Что касается интереса каких- то любителей или музеев к при­ митивной живописи,то не стоит его преувеличивать. Да, разуме­ ется, существует определенное внимание специалистов к искус­ ству африканских или австралий­ ских аборигенов. Но у абориге­ нов не было художественных учи­ лищ и академий. Азачем же нам- то поднимать на щит амбициоз­ ных неумех? Между прочим, вот какотзываются московские искус­ ствоведы о выставках примитиви­ стов. Вгазете «Деловой вторник» за 18 сентября 2001 в статье о залах Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве говорит­ ся следующее: «Очень модная пи­ сательница, эксперт по современ­ ному искусству, призналась не­ давно в московской газете: «Нам в экспертный совет несут и несут проекты очередной мерзости и запустения, только мерзости и ничего другого. Мы обязаны по­ тратить выделенные нам деньги, иначе фонд закроют. После оче­ редного заседания мы выходим на улицу и молча курим, не глядя друг другу в глаза...» «... Это, ко­ нечно, правильно, что—не глядя в глаза, — заключает газета. — Стыдно. Стыдно, что в бедной, жи­ вущей трагически трудно стра­ не потворствуют извращенным прихотям бездарностей...» В свое время, когда цены на книги ихудожественные аль­ бомы были более доступными, мне посчастливилось приобре­ сти ряд альбомов областных картинных галерей. Ни в одном из альбомов нет таких убогих «произведений», которые хра­ нятся (наряду с настоящими картинами) в нашей Липецкой галерее. Надеюсь, рано или по­ здно подобный альбом будет издан и о липецких живопис­ цах. Но до того надо освобо­ дить галерею от работ «перво­ бытных» по исполнению ифор­ мировать ее фонды ответствен­ но и основательно. Причем даже у профессионалов брать не этюды, сделанные наскоро, а законченные картины. Яслышал, что ранее пред­ лагалось в помощь музейным работникам утвердить компе­ тентную комиссию по отбору. Мне кажется, чтобыне было ни­ какого лоббирования, «блата», комиссия должна быть незави­ симой от местного отделения Союза художников. Ксожале­ нию, в свое время на это пред­ ложение чиновники внимания не обратили... Но, может быть, кнему стоит, наконец, вернуть­ ся? Ф едор МЕЛИХОВ. г. Липецк. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХУ ДОЖ НИКА О ( О В Е Я Н , Т А Л А Н Т Е И 4 5 0 К А Р Т И Н А Х В З А П А С Н И К А Х — Я тоже устал от напора бездарны х дилетан­ тов. Сколько же их, самодовольных, самодоста­ точных, н е сомневающихся в се б е ! «Ну что вы мне в с е Сорокин д а Сорокин. Сорокин такой, а я д р у ­ гой. Имею право. А вы смотрите и в ладоши хло ­ пайте». И н е доходит д о бедняги, что Виктор С е ­ менович Сорокин такой, д а сам-то он никакой. Прежде чем услышать этот темпераментный комментарий заслуженного художника России Ви­ лена Дворянчикова, я вдо вол ь покружился у л е ­ ген дарн ого «дома Губина». Раз пять прош ел мимо вы вески ресторана «Былина». Там единственная д в е р ь , в которую можно войти б е з опаски. Но, точь-в-точь по Высоцкому, мне туда н е надо. В се прочие д в е р и открываешь — и отшатываешься: лестничные марши разобраны , полов нет, с п е р ­ во го этажа крыша видна. Не торопись, однако, возмущаться, липчанин. Это уже н е р а зо р , н е разруха, а ремонт. Точнее даже — начало реконструкции. И она означает, что существующая лет шесть на бум аге областная кар­ тинная гал ер ея должна наконец стать действую ­ щ ей. • Не знаю, но догады ваю сь, с какой стати пока не сам о е уютное кресло в крохотном директор­ ском кабинетике, примостившемся п о ср ед и р ем - строевского кавардака, предложили Дворянчико- ву. Да, конечно, руководить га л ер еей можетлишь настоящий художник. Но проф ессиональных жи­ вопи сц ев в Липецке и кром е Дворянчикова н е так уж мало. Гпавное в с е же, что Вилен Дмитри­ еви ч н е отшельник, прячущийся от суетности мира в с в о ей мастерской, а человек обществен­ ный, деятель в истинном смы сле слова. Вечно он что-нибудь затевает, скликает сою зников, благо одн ого имени Дворянчикова достаточно, чтобы эти сою зники появились. Так он когда-то превратил зиявший выбитыми окнами особн я­ чок на улице Ленина в знаменитый ныне м узей Виктора Сорокина, Мастера, п е р е д которым благоговеет . Так, построил в с е л е Д альн ем п р е ­ лестную деревянн ую церквушку, непонятно ка­ ким магнитом притянув энтузиастов и пожерт- вователей (новом одное «спонсор» тутн е умест­ но). Пусть, повторял он, состарившимся д е р е ­ венским солдаткам второй мировой, о ком ник­ то с р о д у не вспоминал, будет г д е помолиться за женихов и мужей убиенных... Короче, дл я гал ер еи потребовался художник- строитель, организатор, практичный идеалист. Значит он, Дворянчиков. Д р у го го не сыскать. Д а кто бы еще* Согласился покинуть Д ом Сорокина, налаженное собственными руками д е л о , д а бы на с е д ьм о й Дёсяткё за ту же скромную зарп ла ­ ту окунуться в ремонтные хлопоты и взвалить на с е б я б р ем я ответственности за гал ер ею , за 4 5 0 холстов, пропылившихся где-то в чужих п о д ­ валах, откуда их в лю б ой момент могут вы б р о ­ сить? Опережая м ой воп р о с, Вилен Дмитриевич коротко объяснился: — П ер ед Учителем (только так, с больш ой буквы, называет он Сорокина) я сво й д о л г вы ­ полнил. Слава Богу, есть человек, на кого я со спокойной душ ой м о гу Д ом Мастера оставить. А Л ипецку б е з га л е р е и нельзя. Стыдно уже. И он нет ерпеливо р а зв е р н у л простыню пла­ на: смотри сю да, вот — «красный зал» д л я н а­ родны х художников Сорокина и Гоишко, вот тут р а зв е с и м картины старшего поколения, а тут будет см енная экспозиция. И, с д е л а в паузу, как бы по о с о б о м у секрету: — Хорош о бы в к р а е вед ч ес к ом м у з е е вы ­ просить ещ е и А й вазовского, В аснецова, Гра­ б аря... Так вот и получилось: шел-то я в с е го лишь любопытное письм о показать, а меня с порога втянули в обсуж дение перспектив покамест н е открытой га л ер еи . Но я всё-таки попросил с о ­ б е с ед н и к а Сперва вернуться к рассуж дениям Ф едора Мелихова. " 4 —Да прав он! В принципе прав. Ну, наверное, не без пе­ ребора. Примитив примитиву рознь. Пиросмани тоже прими­ тивист. —А в Липецке давно ра­ ботает в ключе «грубого при­ митива» самоучка Юрий Та­ тьянин. И, мне кажется, его вещи зам етили и у нас, и в Москве отню дь не оттого, что сейчас, дескать, м ода на такое искусство или все его поклонники беспринципны. —Внашем деле вообще не бывает единственного, стандар­ тного пути—сперва кружок, по­ том художественное училище или академия, рисование гип­ сов итак далее. Судьба талант­ ливого человека неповторима, ее не уместишь в раз и навсег­ да утвердившуюся схему. Яска­ жу так: всегда надеюсь, всегда жду свершений. Даже от моих творческих оппонентов, от ху­ дожников, чья эстетика мне не очень близка. Вот пусть они и преодолевают сопротивление зрителя, убеждают меня, или Мелихова, или еще кого-либо, что ихпоисктоже способендать сильный результат. Ктомуже примитивно рас­ красить холст можно ведь не только под африканских абори­ генов, но и под передвижников или импрессионистов. Навер­ ное, в письме это и имеется в виду. Кстати, там мне попались кое-какие неточности. Ваш чи­ татель Выставочный зал Союза художников называет галереей. А галереи у нас, как видишь, еще нет. Нотеперь будет. Имыс­ ли вашего читателя для меня как предостережение. Азаодно и для моих коллег. Вдруг кто- нибудь увидит заново вещи Соро­ кина, Сальникова или Королева и что-то в нем очнется, торкнется: стоит ли мне с моими картинками на публику вылезать? — А что, Вилен, эт о прав­ д а , будто у нас нет отбороч­ ной комиссии, выставкома? —Нупочему нет? Есть. Нолю­ бому выставкому иногда недоста­ ет то чутья, то честности. Сраба­ тывает принцип: я тебе порадею, твою мазню пропущу, а завтра ты мою. Я не сужу, а констатирую. Жизнь у художника нелегка. Ион, случается, соглашается на антиху­ дожественные решения и поступ- ки.^Но при этом он бьется с нище­ той материальной, а порождает нищетудуховную. Она начинается там, где кончается требователь­ ность. Вот еще почемунужна гале­ рея. Чтобычеловексмотрел исрав­ нивал. Иучился скромности, сове­ стливости. — Ты помянул о 4 5 0 хол ­ стах в зап асник е. Но в сем и зал ах галереи их в се равно не выставишь. —Да и не надо! Предвижу, ко­ нечно, каким нелегким будет от­ бор. Укого-то три или две вещи возьмем, у кого-то одну. Но—луч­ шую! Потому как висеть-то ей в компании с Сорокиным. А недо­ вольному я так и скажу: ну пойди да сам сними натюрморт Виктора Семеновича. Изамени своим. Если совести хватит. — Я знаю , что ты в этом смы сл е б еск ом п р ом и ссен . В Д ом е М астера, где ты д ир ек ­ торствовал, разны е выставки бывали. Естественно, верниса­ жи сам о го Сорокина, кром е того работы московских живо­ п и с ц е в , ск ул ьп туры Юрия Гришко. Но свои холсты ты там ни разу не показывал. —Да какже я вДоме Сороки­ на свое буду выставлять! —А в га л ер ее выставишь? —Это как раз комиссия и ре­ шит, можно выставить мне одну- две картины или нет. Видишь ли, мое поколение художников в чем- то счастливое, а в чем-то неудач­ ливое. Надо было быть очень твер­ дым и мужественным человеком, чтобы не губить свои способности казенной заказухой. Это не значит, что, так сказать, будни пятилеток не достойны внимания живописца или скульптура, и он, изображая их, непременно халтурил. Мыжи­ вем в рабочем городе металлур­ гов, и почему, собственно, долж­ ны писать одни пейзажи и натюр­ морты? Яоднажды зашел в цехо­ вую столовую и увидел мужика. Под два метра ростом. Лицо вы­ разительное, интересное. Потом уже в цехе говорю ему: давай я тебя нарисую. Аон на кого-тодру­ гого показывает: чего, дескать, меня рисовать, вон у нас Герой Соцтруда. Нет, отвечаю, я по ге­ роям не специализируюсь, лучше тебя. Иполучился у меня портрет Александра Ламонова. Его сразу в Москву забрали. Сначала на одну всесоюзнуювыставку, потом, меня даже не спросив, на другую—на Крымском валу... Бывало и так. И не уменя одного. Такчто к«соцре­ ализму» тоже нужно подходить с разбором. Но, чего же скрывать, частенько писали радиденег, ради тематической выдержанности, что­ бы за счет идейности на большую выставку взяли, в Союз приняли. Это вот Сорокин сумел устоять... Но потому он и стал Сорокиным. — Итак, в гал ер ее р а зв ер ­ нется ретроспектива творче­ ства липецких авторов за н е­ сколько д еся ти л ети й ... —Лет за сорок. Более давних живописных традиций в области нет. Это сегодня у нас то ли ше­ стьдесят, то ли семьдесят членов Союза художников. Ая помню, как мы торжествовали, когда к пер­ вым десяти или двенадцати при­ бавилось еще двое, потом еще... — Кстати, о традициях. А ты знаеш ь, что в Липецке ещ е в гражданскую войну появи­ лась худож ественная студия и с м олодеж ью там занимались п р оф есси он альны е м а стер а, приехавшие из голодных боль­ ших гор о до в , и з Питера, из Москвы? В том числе ученики С ерова, Коровина. А с о зд а л студию Ф едор Мелихов. Меж­ д у прочим, отец автора пись­ ма^ которое я т е б е п о к а за л ... С ейчас в его честь на одн ом из липецких д о м о в висит м е ­ мориальная до ск а . —Постой, постой... Так при­ мерно в то же время в Липецке жили замечательные художники Ефимовы. Мы, между прочим, сра­ зу после открытия Дома Мастера устроили там выставку Симано- вич-Ефимовой... Надо же! Получа­ ется, наши традиции возникли го­ раздо раньше, чем образовалась организация Союза художников. Конечно, это необходимо отразить в экспозиции... — Можно признаться? Я, к сты ду св о ем у , не зн ал , что у нас уж е довольн о д о л го е в р е­ мя га л ер ея « д е-ю р е» с ущ е ­ ствует. Она что, была с о з д а ­ на только на бум аге и з -за о т­ сутствия пом ещ ения? —Нутак сказать нельзя. Про­ изведения из фондов галереи де­ монстрировались за пределами области. Видели их и в райцент­ рах, благо там есть музеи и вы­ ставочные залы. Вот только что повезли холсты в Лебедянь, выезжали в Доброе. — А обратный п р о ц есс? В «Липецкой газете» не р аз уж е пр едл агал ось показы ­ вать работы , хранящ иеся в районных выставочных з а ­ лах, в Липецке. В Д анкове, н а п р и м е р , е с т ь п о л о т н а крупных м астер ов ... А то та­ кое впечатление, что эк сп о­ наты из Эрмитажа л егче з а ­ получить в областной центр, чем и з районов нашей ж е области. —Ядумаю, то, чтоу нас сей­ час гостит Эрмитаж, —это пре­ красный стимул для оживления всей экспозиционной работы. К тому же питерцы продемонст­ рировали, на каком уровне это нужно делать. Анасчет обмена —чтоже спорить? Вот будет га­ лерея —и появятся дополни­ тельные возможности этим за­ ниматься. Кстати, разве не странно: в районном Данкове или Льве Толстом галереи дав­ но существуют, а в областном центре только-только предпри­ нимаются практические шаги для открытия стационарной эк­ спозиции? — А когда она откроет­ ся? —Надеюсь и верю—через год. Если, конечно, с финанси­ рованием не будет перебоев. К слову, я вот все думаю: эх, включили бы кандидаты во власть (разговор наш был еще до выборов. — И.Н.) в свои про­ граммы пункт об открытии га­ лереи! Это же дело чести для области... Б есед о в а л И. НЕВЕ РОВ. ЗАЧЕА1 НА СЕВЕ НЕОБХОДИМ «МОБИЛЬНИК» ( Ок,тш'1иио план ____ ______ тт и ( ончан е. Начало на 1-й стр.) Елисеева же при этом волновал один вопрос: по силам ли будет столь тяже­ лая ноша «Водоканалу»? Убедили —по силам. И вот — первые подтверждения этого. Бывший председатель «Коробовского* Анатолий Бобровский ныне исполни­ тельный директор агроцеха. Из нагрудного кармана вы­ глядывает примета прогрес­ са — новенький радиотеле­ фон. «Водоканал* всем спе­ циалистам своего нового под­ разделения раздал, чтобы экономили время. Оно в по­ севную—факторрешающий. СамПетр Елисеев предпочи­ тает все увидеть собственны­ ми глазами. В хозяйстве в эти весенние дни пропадает больше, нежели на террито­ рии муниципального пред­ приятия. Кроме того, «Водоканал* итехнику выделяет—два эк­ скаватора и 6-7 транспорт­ ных единиц для вывозки на­ воза на паровые поля. И даже недостающих механи­ заторов на посевную подыс­ кал. Последний факт Анато­ лий Бобровский подчеркивал в разговоре не раз. Ине слу­ чайно. Оказывается, на 30 тракторов в хозяйстве наби­ рается всего 15 собственных механизаторов. Причем 12 из них работают в Падворском отделении и лишь трое — в Коробовском. Именно отсю­ да отток кадров в кризисные годы был самым заметным. Беседую с Владимиром Куновым, вдвое перевыпол­ няющим норму на севе. Вла­ димир Иванович, приехав­ ший в Коробовку вместе со своими коллегами из Ольхов- киДобринскогорайона, удив­ ляется: а как же не старать­ ся, коль зарплата вовремя и неплохая? Он вообще не про­ тив переехать с семьей в Ко­ робовку. В руководстве здесь —люди слова, платят регулярно, об интересах сель­ ского труженика радеют. А что еще надо? Как радеют ныне о крес­ тьянине в Коробовке — не­ давно выездной президиум райкома профсоюза работни­ ков агропромышленного комплекса убедился, проводя смотр условий труда на по­ севной. Среди лучших —аг­ роцех «Водоканала* отмечен. Здесь ни одной детали не упу­ щено. Заехали в столовую— готовят повара превосходно, горячее питание дважды в день по полям развозится. Заглянули туда, где пыльно- вато, —у всех респираторы, везде строгий контроль за техникой безопасности. Итак во всем, что касается заботы о земледельце. Невольно подумалось: инвестиции—это хорошо. Но ведь их возвращать надо. Не начнут ли накапливаться долги по второму кругу?Ана­ толий Бобровский уверил: не начнут. «Коробовский* пото­ му иоказался банкротом, что достаточных средств на «рас­ крутку* не имел. А ныне вон сколько удобрений внесено. Отдача обязательно будет. И приличная. А дальше? Даль­ ше, имея средства, агроцех никогда уже не будет вынуж­ ден вести весновспашку. Ози­ мых посеет втрое больше ны­ нешнего—не менее 1500 гек­ таров. А озимые —это гаран­ тированная прибыль. Покинув Коробовку, мы проехали немного и словно бы оказались в столь красоч­ но нарисованном Анатолием Бобровским ее завтрашнем дне. Бескрайние, покрытые мощной сочной зеленьюполя озимых. Чистейшие посевы. Окончательно вышедший из обихода термин «весновспаш­ ка*. Таков сельхозкооператив «Грязинский*. Ныне здесь вовсю осуще­ ствляется программа окуль­ туривания полей, именуемая КАХОП, в рамках которой полным ходом вносится де- фекат. Полностью выровне­ на зябь под свеклу. Идет сев, но селяне уже... готовятся к уборочной кампании. Свек­ лоуборочный комбайн РКС-6 в задонской «Авроре* купили. А далее управляющий Александр Качанов загово­ рил о... делах коробовских земледельцев, ибо, Как ока­ залось, сам оттуда родом и, конечно же, близко к сердцу принимает происходящие там перемены. На вопрос о роли инвестиций он ответил так: главная инвестиция — это энергия, опыт руководителя. Их хозяйство без финансовых вливаний обретало плаву­ честь врыночномморе идру­ гих при этом вытягивало, земли трех захиревших хо­ зяйств присоединило, увели­ чивплощадь пашни втрое. Не знает Качанов более одержи­ мого работой председателя, чем Юрий Алексеевич Федя- нин, потому и движется впе­ ред «Грязинский* столь уве­ ренно. Именно этим «секретом» он и хотел бы поделиться в первуюочередьс соседями. Не получилось раньше у коро- бовцев адаптироваться к ры­ ночным условиям — может быть, сейчас, при новом хо­ зяине полей иферм, получит­ ся? ч ВячеславИСКОРНЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Грязинский район. Ш И П Е Ц К А Я г а з е т а ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЙ ПАКЕТ И ПИСТОЛЕТ С ГЛУШИТЕЛЕМ "Т" Во д в о р е одн ого из д ом о в на улице Ж е­ лябова в центре Липецка на прошлой н е д ел е был обнаружен полиэтиленовый пакет, с о д е р ­ ж им ое которого очень за и н т ер есо в а л о право­ охранительные органы. В брош енном (или при­ прятанном) кем -то свер тк е находился н е б е з ­ опасный «джентльменский» набор: три в я за­ ные шапочки с пр орезям и для гл аз, которые обычно использую т при нап адениях гр абите­ ли, и газовый пи стол ет, п ередел анны й для стрельбы боевыми патронами. «Ствол» оказал­ ся заряженным и снабж ен глуш ителем . По некоторым данным, оперативникам уже удал ось установить владельца найденного пи­ стол ета. Т еперь остается выяснить, каким о б ­ р азом оружие попало во д в ор жилого д о м а . КОНОКРАДЫ ИСЧЕЗЛИ, • ЛОШАДИ ВЕРНУЛИСЬ ^ Н ападению н еи зв ест ны х гр аби тел ей подверглась конюшня СХПК «Карамышевский». Глубокой ночью т р ое налетчиков в масках свя­ зали сторожа и, беспрепятственно похитив трех л ош адей , скрылись. Финал ночного ограбления получился, о д ­ нако, неожиданным . Ч ер ез пару часов к р а д е­ ные животные сами возвратились в хозяйство. Выяснением обстоя тельств странного о гр аб­ ления занялись сыщики Грязинского РОВД. КВАРТИРАНТАМ НЕ ПОВЕЗЛО + В Ельце ночью неож иданн о за го р ел а сь квартира в од н ом и з д о м о в на улице Гайтеро- вой. По предварительным данным , сначала произош ло в озгор ани е входной д в ер и , а з а ­ тем огонь перекинулся в прихожую . П острада­ ли д в о е находившихся в жилищ е квартиран­ тов —м олоды е мужчина и женщина. Оба полу­ чили ожоги второй степ ени и госпи тали зи ро­ ваны. В идим о, возникший пожар стал для них полной неожиданностью . Судя по характеру возгорания, им ел м есто преднам еренный подж ог. Такова одн а из в ер ­ сий сл едств и я , к оторое сей ч а с проводит про- к у р а т у р а . ПРОКАТИЛИСЬ ПОДЕЛЬНИКИ НА «ВОЛГЕ»... < 1 111 + В Т ербунах т р о е подр остков угнали ав­ том обиль «Волга», стоявший в гараже м естн о­ го профучилищ а. П ом ещ ени е в р о д е бы о х р а ­ нялось, тем не м ен ее подельникам удалось б е з особы х усилий добр аться д о машины и угнать е е . Видим о, пом огло др узьям то об сто я тел ь ­ ство, что один и з них является учащимся э т о ­ го ПУ. Он непл охо ори ен тировал ся на тер ри ­ тории родного учебного за в ед ен и я . Уехали угонщики достаточн о д а л ек о . По­ хищенная ими «Волга» в неисправном с о ст о я ­ нии была обнаруж ен а брош енной в 2 0 кило­ м етрах от райцентра. А ч е р е з некотор ое в р е­ мя всех троих задерж али сотрудники милиции. СТО ТОНН КАК КОРОВА ЯЗЫКОМ СЛИЗАЛА "ф" Около 1 0 0 тонн сен а сго р ел о в резуль тате пожара на станции Яхонтово Данковского района. Огонь вспыхнул д н ем на скл аде, ар ен ­ д уем ом агрофирмой «Русь». Причины пожара и сумм а п он есенного ущ ер ба устанавливаются. ГРАБИТЕЛИ ПРИШЛИ НОЧЬЮ ... Д ер зк о е о гр абл ен и е со в ерш ен о в ночь на 10 апреля в одн ом и з липецких ООО, за н и ­ м ающ ем ся р еали зац и ей автозапч астей. В на­ падении, по предварительным данным , уча­ ствовало 4 человека. Около 3 часов ночи они проникли на территорию фирмы , связали с т о ­ рожа, п о сл е чего с д е л а л и то, за чем пришли. Похищено 3 компью тера, автозапчасти к гру­ зовым машинам и автомобиль марки «М -2715». В ПОДОЗРИТЕЛЬНОЙ КОРОБКЕ НАШЛИ— КИРПИЧ Н емало хлопот достави л а учителям и учащимся школы № 1 города Чаплыгина некая картонная коробка, обнаруженная в школьном здан и и . О подозри тел ьн ом п р ед м ет е тут ж е было со о бщ е н о в милицию . На м ест о п р о и с­ ш ествия прибыла оперативная группа, при­ шлось эвакуировать учащихся. К счастью , тревога оказал ась напрасной: в злополучной коробке стражи порядка нашли не взры вное устр ой ств о, а в сего лишь стр о и ­ тельный кирпич. ТРАНСПОРТЕР: УТРОМ - НАВОЗ, НОЧЬЮ - БУРЕНКИ + Недюжинную см екалку проявили уч а с­ тники недавней ночной кражи, соверш енной на ф ер м е задон ск ого МУП «Дружба». Чтобы умык­ нуть приглянувшихся буренок, воришки реш и­ ли дей ств ов ать не путем традиционного в п о­ добны х случаях взламывания дверны х за п о ­ ров животноводческих пом ещ ений, а восполь­ зовались подручными техническими ср едст в а ­ ми. Под рукой у м естны х «умельцев» оказался тран сп ортер для н ав озоудал ен и я . Именно по нем у (такова о дн а и з версий оперативников) ночные воры сум ели переправить за стены о х ­ раняемой ф ермы двух животных. О Б РА ЗО ВА Н И Е УРОКИ НА... КОЛЕСАХ Недавно наши десятиклассники побывали в лев-толстовском музее. Хотя от Чаплыгина до Льва Толстого и недалеко, но такие поездки всегда дело хлопотное. Они не предусмотрены программами обучения, но уже много лет мы считаем их обязательными для нашей школы. Как и другие историко-литературные экскурсии — в Ясную Поляну, на Куликово поле, на выставки в Липецк (только в этом году наши ребята уже пять раз посетили выставку Эрмитажа), в есенинский музей... Посещение домика, где провел последние дни Лев Толстой, совпало как раз с изучением творчества великого писателя. И впечатления от экскурсии заставили школьников по- новому, гораздо эмоциональнее, осмыслить уже знакомые страницы романов и учебников. Хотя бы рассказ о Татьяне Берс, прототипе Наташи Ростовой. Они всматривались в портрет юной свояченицы Льва Николаевича, узнавая в ней запомнившиеся по «Войне и миру» черты «черноглазой некрасивой девочки с большим ртом», и понимали неповторимое очарование, вдохновившее художника. Если говорить об образовании нео­ трывно от воспитания, если культура все- таки нечто большее, чем сумма инфор­ мации, то замыкаться исключительно в рамках школьной программы невозмож­ но. Но и выходить за ее рамки непросто. Организационные хлопоты осложняются финансовыми затруднениями. Но их уда­ ется все же решить, поскольку игра сто­ ит свеч. К примеру, две «эрмитажные» поездки нам «подарило» роно. А мы по­ старались, чтобы этот подарок получили те, кто максимально его оценит — от­ личники, активисты, победители и при­ зерырайонных олимпиад, лучшие спорт­ смены. Однако желающих было намно­ го больше. Тогда школа попросила по­ мощи у родителей. И никто не отказал в ней. Огромная все-таки удача, что у ребят есть шанс осмотреть для начала хотя бы музеи, исторические места да просто встретиться с интересными людьми, ко­ торые находятся в пределах досягаемос­ ти. Благо, что наши края не были обде­ лены настоящими талантами. На терри­ тории Добринского района одно время жил (и написал рассказ «Сторож») Мак­ сим Горький. Слипецкой землей связа­ ны имена Тургенева, Пушкина, Лермон­ това. Иван Бунин и Пришвин — наши земляки. В соседнем районе — один из четырех крупных музеев Льва Толстого в России. Да и Ясная Поляна тоже неда­ леко — я регулярно вожу туда старше­ классников. А в этом году к нам на не­ сколько месяцев стал ближе прославлен­ ный Эрмитаж. Большое, умное и доброе дело сделали те, кто обеспечил работу его выставки внашей области! Побывали мы и в чаплыгинском селе Урусово, на мо­ гиле первой русской поэтессы Анны Бу­ ниной. Кстати, у нас стало традицией по­ свящать этой замечательной женщине особый урок. Да, учебная программа и без того перенасыщена, и все-таки о сво­ ей землячке знать надо. Знакомы ребята и с нынешними чап- лыгинскими поэтами. Члены литератур­ ного клуба «Росинка» не раз выступали в школе, их диалоги с ребятами о жиз­ ни и творчестве запомнились. Однажды я со старшеклассниками организовала литературную гостиную в доме поэтессы СветланыАксеновой —еще до того, как ее приняли вчленыСоюза писателей РФ. ...Только что вернулась с урока в 10а классе. Он прошел сразу после возвра­ щения из Льва Толстого. Насколько за­ интересованнее обсуждали мытеперь ге­ роев «Войны и мира»! Более того, я по­ чувствовала, что класс пытается и ны­ нешнююжизнь, нравственные, духовные коллизии нашего времени увидеть тол­ стовскими глазами. Всего одна поездка, а как повзрослели мои парни и девчата. Значит, не зря ищем деньги, не зря тра­ тим силы, не зря переступаем через гра­ ницы, очерченные программной обяза­ ловкой... Любовь КИСЕЛЕВА, заместитель директора чаплыгинской средней школы № 1, преподаватель литературы. ----------------------------- ТВОРЧЕСТВО в з н о с в п о л ь з у Т Е Р П С И Х О Р Ы Для шести юных служительниц Терпсихоры из липецкой городской школы искусств № 6 этот отчетный концерт ее хореографического отделения был последним. И хотя танцовщицам предстоят еще контрольные уроки, их решение поступать в Липецкое областное училище искусств, конечно же, на отделение хореографии, уже не изменится. Они успели узнать цену и терниям, и лаврам, они знают, какой труд предшествует овациям, и не боятся его... Программа отчета, про­ ходившего в ДК тракторо­ строителей, была составле­ на из номеров, которые представлены каждым из восьми классов школы. Ря­ дом с выпускницами увле­ ченно демонстрировали, чему они уже научились, малыши. Когда-нибудь, даст Бог, эти подготовиш­ ки будут похожи на стар­ ших подруг —воспитанниц МариныАникеевой, почув­ ствуют себя на сцене уве­ ренно, во всеоружии мас­ терства. Однако концерт не только радовал и трогал публику, но и заставлял размышлять о весьма не­ простых вещах, связанных с творчеством и детей, и взрослых. Начальник городского управления культуры Тать­ янаМинаева. Однаиз острей­ ших наших забот —нехват­ ка профессиональных хоре­ ографов. Отсутствие в облас­ ти высшего учебного заведе­ ния культуры ведет к оттоку молодых специалистов. По­ лучив дипломы в училище искусств, многие поступают в институты в других регио­ нах, и к нам, как правило, уже не возвращаются. Так или иначе эту проблему нам всем необходимо решать. Ведь тяга к хореографичес­ кому искусству огромна. И нынешний концерт—одно из самых убедительных свиде­ тельств этому. Да, это безусловно. Кон­ курс —три человека на ме­ сто —прошлой осенью как раз на хореографическое от­ деление школы доказал преимущество системного многолетнего обучения, ког­ да дети не только танцуют, но и приобретают навыки игры на фортепиано и дру­ гих инструментах, знако­ мятся с музлитературой, ис­ торией культуры. Вера Ерохина, ведущий специалист Липецкого го­ родского управления куль­ туры. Сегодня на хореогра­ фическом отделении школ искусств, которых у нас уже семь, помесячная плата со­ ставляет 52 рубля. Но для матерей-одиночек и других категорий малоимущего на­ селения существуют 30- и 50-процентные скидки. А сироты обучаются бесплат­ но. Недостаточное финанси­ рование культуры, о кото­ ром уже все мы устали го­ ворить, заставляет нас зара­ батывать, в том числе плат­ ным обучением. Но разве можно в принципе согла­ ситься с целесообразностью какой-либо платы, если мы хотим помочь раскрыться таланту, дать детям воз­ можность прикоснуться к прекрасному? Наталья АРКАТОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz