Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
16 апреля 2002 г., № 75 (21703) • • .Л-:,;, И С К У С С Т В О В Г Л У Б И Н К Е : Д В А В З Г Л Я Д А НА П Р О Б Л Е М У С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛЮБИТЕЛЯ Ж ИВОПИСИ НУЖНА НИ В ГАЛЕРЕЕ НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ? Прошло почти три месяца с начала работы вЛипецке вы ставки из собрания Государ ственного Эрмитажа. Это круп нейшее событие в культурной жизни не только Липецкой об ласти, но и ряда других облас тей черноземной России. По будничным дням экспозицию осматривают в среднем пять сот человек, а в субботу и вос кресенье количество посетите лей возрастает до полугора ты сяч. Выставка Эрмитажа дает, по крайней мере, два важней ших урока: посетителям—как смотреть шедевры живописи и скульптуры, а организаторам провинциальных картинных га лерей —как подбирать произ ведения, воспитывающие вкус, обращающие людей кдуховно муначалу, дарящие высокое на слаждение. Думаю, нашим липецким специалистам такие уроки весьма не бесполезны. На мой взгляд, экспозиция в Липецкой картинной галерее сегодня да леко не безупречна. Она «засо рена» примитивными картинка ми сомнительной художествен ной ценности. Боюсь, что здесь не без греха и областное уп равление культуры, и управле ние культуры Липецкой город ской администрации, и отделе ние Союза художников. И это при том, что у нас немало пре красных художников-профессио- налов. Но получается так, что отделе ние Союза художников недоста точно, как говорится, популяризи рует их творчество, публика их плохо знает. Зато как только по является какой-нибудь примити вист, его начинают расхваливать, устраивать выставку за выстав кой, помещают о нем хвалебные отзывы в газетах. Нет, я отнюдь не утверждаю, что всякий прими тивист—заведомая бездарность. Напротив, он, возможно, потенци ально талантлив. Но ему просто нужно учиться, а не кичиться тем, что, рисуя по-детски и ничего больше не умея, он получает щед рые комплименты за «оригиналь ность» манеры. Иногда доброхо ты ссылаются при этом на то, что такие работы демонстрируются и в Москве или даже за границей. И вот в результате примитивист так и остается примитивистом, а его произведения прививают столь же примитивные, как и они сами, невзыскательные вкусы. По ощрение примитивизма привело к тому, что началась настоящая эпидемия соискателей славы при помощи примитивной живописи. Интересно: ни режиссером, ни дирижером, ни композитором, ни архитектором без серьезной уче бы не станешь. Ав живописи, по лучается, можно не иметь никакой подготовки и срывать аплодис менты. Что касается интереса каких- то любителей или музеев к при митивной живописи,то не стоит его преувеличивать. Да, разуме ется, существует определенное внимание специалистов к искус ству африканских или австралий ских аборигенов. Но у абориге нов не было художественных учи лищ и академий. Азачем же нам- то поднимать на щит амбициоз ных неумех? Между прочим, вот какотзываются московские искус ствоведы о выставках примитиви стов. Вгазете «Деловой вторник» за 18 сентября 2001 в статье о залах Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве говорит ся следующее: «Очень модная пи сательница, эксперт по современ ному искусству, призналась не давно в московской газете: «Нам в экспертный совет несут и несут проекты очередной мерзости и запустения, только мерзости и ничего другого. Мы обязаны по тратить выделенные нам деньги, иначе фонд закроют. После оче редного заседания мы выходим на улицу и молча курим, не глядя друг другу в глаза...» «... Это, ко нечно, правильно, что—не глядя в глаза, — заключает газета. — Стыдно. Стыдно, что в бедной, жи вущей трагически трудно стра не потворствуют извращенным прихотям бездарностей...» В свое время, когда цены на книги ихудожественные аль бомы были более доступными, мне посчастливилось приобре сти ряд альбомов областных картинных галерей. Ни в одном из альбомов нет таких убогих «произведений», которые хра нятся (наряду с настоящими картинами) в нашей Липецкой галерее. Надеюсь, рано или по здно подобный альбом будет издан и о липецких живопис цах. Но до того надо освобо дить галерею от работ «перво бытных» по исполнению ифор мировать ее фонды ответствен но и основательно. Причем даже у профессионалов брать не этюды, сделанные наскоро, а законченные картины. Яслышал, что ранее пред лагалось в помощь музейным работникам утвердить компе тентную комиссию по отбору. Мне кажется, чтобыне было ни какого лоббирования, «блата», комиссия должна быть незави симой от местного отделения Союза художников. Ксожале нию, в свое время на это пред ложение чиновники внимания не обратили... Но, может быть, кнему стоит, наконец, вернуть ся? Ф едор МЕЛИХОВ. г. Липецк. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХУ ДОЖ НИКА О ( О В Е Я Н , Т А Л А Н Т Е И 4 5 0 К А Р Т И Н А Х В З А П А С Н И К А Х — Я тоже устал от напора бездарны х дилетан тов. Сколько же их, самодовольных, самодоста точных, н е сомневающихся в се б е ! «Ну что вы мне в с е Сорокин д а Сорокин. Сорокин такой, а я д р у гой. Имею право. А вы смотрите и в ладоши хло пайте». И н е доходит д о бедняги, что Виктор С е менович Сорокин такой, д а сам-то он никакой. Прежде чем услышать этот темпераментный комментарий заслуженного художника России Ви лена Дворянчикова, я вдо вол ь покружился у л е ген дарн ого «дома Губина». Раз пять прош ел мимо вы вески ресторана «Былина». Там единственная д в е р ь , в которую можно войти б е з опаски. Но, точь-в-точь по Высоцкому, мне туда н е надо. В се прочие д в е р и открываешь — и отшатываешься: лестничные марши разобраны , полов нет, с п е р во го этажа крыша видна. Не торопись, однако, возмущаться, липчанин. Это уже н е р а зо р , н е разруха, а ремонт. Точнее даже — начало реконструкции. И она означает, что существующая лет шесть на бум аге областная кар тинная гал ер ея должна наконец стать действую щ ей. • Не знаю, но догады ваю сь, с какой стати пока не сам о е уютное кресло в крохотном директор ском кабинетике, примостившемся п о ср ед и р ем - строевского кавардака, предложили Дворянчико- ву. Да, конечно, руководить га л ер еей можетлишь настоящий художник. Но проф ессиональных жи вопи сц ев в Липецке и кром е Дворянчикова н е так уж мало. Гпавное в с е же, что Вилен Дмитри еви ч н е отшельник, прячущийся от суетности мира в с в о ей мастерской, а человек обществен ный, деятель в истинном смы сле слова. Вечно он что-нибудь затевает, скликает сою зников, благо одн ого имени Дворянчикова достаточно, чтобы эти сою зники появились. Так он когда-то превратил зиявший выбитыми окнами особн я чок на улице Ленина в знаменитый ныне м узей Виктора Сорокина, Мастера, п е р е д которым благоговеет . Так, построил в с е л е Д альн ем п р е лестную деревянн ую церквушку, непонятно ка ким магнитом притянув энтузиастов и пожерт- вователей (новом одное «спонсор» тутн е умест но). Пусть, повторял он, состарившимся д е р е венским солдаткам второй мировой, о ком ник то с р о д у не вспоминал, будет г д е помолиться за женихов и мужей убиенных... Короче, дл я гал ер еи потребовался художник- строитель, организатор, практичный идеалист. Значит он, Дворянчиков. Д р у го го не сыскать. Д а кто бы еще* Согласился покинуть Д ом Сорокина, налаженное собственными руками д е л о , д а бы на с е д ьм о й Дёсяткё за ту же скромную зарп ла ту окунуться в ремонтные хлопоты и взвалить на с е б я б р ем я ответственности за гал ер ею , за 4 5 0 холстов, пропылившихся где-то в чужих п о д валах, откуда их в лю б ой момент могут вы б р о сить? Опережая м ой воп р о с, Вилен Дмитриевич коротко объяснился: — П ер ед Учителем (только так, с больш ой буквы, называет он Сорокина) я сво й д о л г вы полнил. Слава Богу, есть человек, на кого я со спокойной душ ой м о гу Д ом Мастера оставить. А Л ипецку б е з га л е р е и нельзя. Стыдно уже. И он нет ерпеливо р а зв е р н у л простыню пла на: смотри сю да, вот — «красный зал» д л я н а родны х художников Сорокина и Гоишко, вот тут р а зв е с и м картины старшего поколения, а тут будет см енная экспозиция. И, с д е л а в паузу, как бы по о с о б о м у секрету: — Хорош о бы в к р а е вед ч ес к ом м у з е е вы просить ещ е и А й вазовского, В аснецова, Гра б аря... Так вот и получилось: шел-то я в с е го лишь любопытное письм о показать, а меня с порога втянули в обсуж дение перспектив покамест н е открытой га л ер еи . Но я всё-таки попросил с о б е с ед н и к а Сперва вернуться к рассуж дениям Ф едора Мелихова. " 4 —Да прав он! В принципе прав. Ну, наверное, не без пе ребора. Примитив примитиву рознь. Пиросмани тоже прими тивист. —А в Липецке давно ра ботает в ключе «грубого при митива» самоучка Юрий Та тьянин. И, мне кажется, его вещи зам етили и у нас, и в Москве отню дь не оттого, что сейчас, дескать, м ода на такое искусство или все его поклонники беспринципны. —Внашем деле вообще не бывает единственного, стандар тного пути—сперва кружок, по том художественное училище или академия, рисование гип сов итак далее. Судьба талант ливого человека неповторима, ее не уместишь в раз и навсег да утвердившуюся схему. Яска жу так: всегда надеюсь, всегда жду свершений. Даже от моих творческих оппонентов, от ху дожников, чья эстетика мне не очень близка. Вот пусть они и преодолевают сопротивление зрителя, убеждают меня, или Мелихова, или еще кого-либо, что ихпоисктоже способендать сильный результат. Ктомуже примитивно рас красить холст можно ведь не только под африканских абори генов, но и под передвижников или импрессионистов. Навер ное, в письме это и имеется в виду. Кстати, там мне попались кое-какие неточности. Ваш чи татель Выставочный зал Союза художников называет галереей. А галереи у нас, как видишь, еще нет. Нотеперь будет. Имыс ли вашего читателя для меня как предостережение. Азаодно и для моих коллег. Вдруг кто- нибудь увидит заново вещи Соро кина, Сальникова или Королева и что-то в нем очнется, торкнется: стоит ли мне с моими картинками на публику вылезать? — А что, Вилен, эт о прав д а , будто у нас нет отбороч ной комиссии, выставкома? —Нупочему нет? Есть. Нолю бому выставкому иногда недоста ет то чутья, то честности. Сраба тывает принцип: я тебе порадею, твою мазню пропущу, а завтра ты мою. Я не сужу, а констатирую. Жизнь у художника нелегка. Ион, случается, соглашается на антиху дожественные решения и поступ- ки.^Но при этом он бьется с нище той материальной, а порождает нищетудуховную. Она начинается там, где кончается требователь ность. Вот еще почемунужна гале рея. Чтобычеловексмотрел исрав нивал. Иучился скромности, сове стливости. — Ты помянул о 4 5 0 хол стах в зап асник е. Но в сем и зал ах галереи их в се равно не выставишь. —Да и не надо! Предвижу, ко нечно, каким нелегким будет от бор. Укого-то три или две вещи возьмем, у кого-то одну. Но—луч шую! Потому как висеть-то ей в компании с Сорокиным. А недо вольному я так и скажу: ну пойди да сам сними натюрморт Виктора Семеновича. Изамени своим. Если совести хватит. — Я знаю , что ты в этом смы сл е б еск ом п р ом и ссен . В Д ом е М астера, где ты д ир ек торствовал, разны е выставки бывали. Естественно, верниса жи сам о го Сорокина, кром е того работы московских живо п и с ц е в , ск ул ьп туры Юрия Гришко. Но свои холсты ты там ни разу не показывал. —Да какже я вДоме Сороки на свое буду выставлять! —А в га л ер ее выставишь? —Это как раз комиссия и ре шит, можно выставить мне одну- две картины или нет. Видишь ли, мое поколение художников в чем- то счастливое, а в чем-то неудач ливое. Надо было быть очень твер дым и мужественным человеком, чтобы не губить свои способности казенной заказухой. Это не значит, что, так сказать, будни пятилеток не достойны внимания живописца или скульптура, и он, изображая их, непременно халтурил. Мыжи вем в рабочем городе металлур гов, и почему, собственно, долж ны писать одни пейзажи и натюр морты? Яоднажды зашел в цехо вую столовую и увидел мужика. Под два метра ростом. Лицо вы разительное, интересное. Потом уже в цехе говорю ему: давай я тебя нарисую. Аон на кого-тодру гого показывает: чего, дескать, меня рисовать, вон у нас Герой Соцтруда. Нет, отвечаю, я по ге роям не специализируюсь, лучше тебя. Иполучился у меня портрет Александра Ламонова. Его сразу в Москву забрали. Сначала на одну всесоюзнуювыставку, потом, меня даже не спросив, на другую—на Крымском валу... Бывало и так. И не уменя одного. Такчто к«соцре ализму» тоже нужно подходить с разбором. Но, чего же скрывать, частенько писали радиденег, ради тематической выдержанности, что бы за счет идейности на большую выставку взяли, в Союз приняли. Это вот Сорокин сумел устоять... Но потому он и стал Сорокиным. — Итак, в гал ер ее р а зв ер нется ретроспектива творче ства липецких авторов за н е сколько д еся ти л ети й ... —Лет за сорок. Более давних живописных традиций в области нет. Это сегодня у нас то ли ше стьдесят, то ли семьдесят членов Союза художников. Ая помню, как мы торжествовали, когда к пер вым десяти или двенадцати при бавилось еще двое, потом еще... — Кстати, о традициях. А ты знаеш ь, что в Липецке ещ е в гражданскую войну появи лась худож ественная студия и с м олодеж ью там занимались п р оф есси он альны е м а стер а, приехавшие из голодных боль ших гор о до в , и з Питера, из Москвы? В том числе ученики С ерова, Коровина. А с о зд а л студию Ф едор Мелихов. Меж д у прочим, отец автора пись ма^ которое я т е б е п о к а за л ... С ейчас в его честь на одн ом из липецких д о м о в висит м е мориальная до ск а . —Постой, постой... Так при мерно в то же время в Липецке жили замечательные художники Ефимовы. Мы, между прочим, сра зу после открытия Дома Мастера устроили там выставку Симано- вич-Ефимовой... Надо же! Получа ется, наши традиции возникли го раздо раньше, чем образовалась организация Союза художников. Конечно, это необходимо отразить в экспозиции... — Можно признаться? Я, к сты ду св о ем у , не зн ал , что у нас уж е довольн о д о л го е в р е мя га л ер ея « д е-ю р е» с ущ е ствует. Она что, была с о з д а на только на бум аге и з -за о т сутствия пом ещ ения? —Нутак сказать нельзя. Про изведения из фондов галереи де монстрировались за пределами области. Видели их и в райцент рах, благо там есть музеи и вы ставочные залы. Вот только что повезли холсты в Лебедянь, выезжали в Доброе. — А обратный п р о ц есс? В «Липецкой газете» не р аз уж е пр едл агал ось показы вать работы , хранящ иеся в районных выставочных з а лах, в Липецке. В Д анкове, н а п р и м е р , е с т ь п о л о т н а крупных м астер ов ... А то та кое впечатление, что эк сп о наты из Эрмитажа л егче з а получить в областной центр, чем и з районов нашей ж е области. —Ядумаю, то, чтоу нас сей час гостит Эрмитаж, —это пре красный стимул для оживления всей экспозиционной работы. К тому же питерцы продемонст рировали, на каком уровне это нужно делать. Анасчет обмена —чтоже спорить? Вот будет га лерея —и появятся дополни тельные возможности этим за ниматься. Кстати, разве не странно: в районном Данкове или Льве Толстом галереи дав но существуют, а в областном центре только-только предпри нимаются практические шаги для открытия стационарной эк спозиции? — А когда она откроет ся? —Надеюсь и верю—через год. Если, конечно, с финанси рованием не будет перебоев. К слову, я вот все думаю: эх, включили бы кандидаты во власть (разговор наш был еще до выборов. — И.Н.) в свои про граммы пункт об открытии га лереи! Это же дело чести для области... Б есед о в а л И. НЕВЕ РОВ. ЗАЧЕА1 НА СЕВЕ НЕОБХОДИМ «МОБИЛЬНИК» ( Ок,тш'1иио план ____ ______ тт и ( ончан е. Начало на 1-й стр.) Елисеева же при этом волновал один вопрос: по силам ли будет столь тяже лая ноша «Водоканалу»? Убедили —по силам. И вот — первые подтверждения этого. Бывший председатель «Коробовского* Анатолий Бобровский ныне исполни тельный директор агроцеха. Из нагрудного кармана вы глядывает примета прогрес са — новенький радиотеле фон. «Водоканал* всем спе циалистам своего нового под разделения раздал, чтобы экономили время. Оно в по севную—факторрешающий. СамПетр Елисеев предпочи тает все увидеть собственны ми глазами. В хозяйстве в эти весенние дни пропадает больше, нежели на террито рии муниципального пред приятия. Кроме того, «Водоканал* итехнику выделяет—два эк скаватора и 6-7 транспорт ных единиц для вывозки на воза на паровые поля. И даже недостающих механи заторов на посевную подыс кал. Последний факт Анато лий Бобровский подчеркивал в разговоре не раз. Ине слу чайно. Оказывается, на 30 тракторов в хозяйстве наби рается всего 15 собственных механизаторов. Причем 12 из них работают в Падворском отделении и лишь трое — в Коробовском. Именно отсю да отток кадров в кризисные годы был самым заметным. Беседую с Владимиром Куновым, вдвое перевыпол няющим норму на севе. Вла димир Иванович, приехав ший в Коробовку вместе со своими коллегами из Ольхов- киДобринскогорайона, удив ляется: а как же не старать ся, коль зарплата вовремя и неплохая? Он вообще не про тив переехать с семьей в Ко робовку. В руководстве здесь —люди слова, платят регулярно, об интересах сель ского труженика радеют. А что еще надо? Как радеют ныне о крес тьянине в Коробовке — не давно выездной президиум райкома профсоюза работни ков агропромышленного комплекса убедился, проводя смотр условий труда на по севной. Среди лучших —аг роцех «Водоканала* отмечен. Здесь ни одной детали не упу щено. Заехали в столовую— готовят повара превосходно, горячее питание дважды в день по полям развозится. Заглянули туда, где пыльно- вато, —у всех респираторы, везде строгий контроль за техникой безопасности. Итак во всем, что касается заботы о земледельце. Невольно подумалось: инвестиции—это хорошо. Но ведь их возвращать надо. Не начнут ли накапливаться долги по второму кругу?Ана толий Бобровский уверил: не начнут. «Коробовский* пото му иоказался банкротом, что достаточных средств на «рас крутку* не имел. А ныне вон сколько удобрений внесено. Отдача обязательно будет. И приличная. А дальше? Даль ше, имея средства, агроцех никогда уже не будет вынуж ден вести весновспашку. Ози мых посеет втрое больше ны нешнего—не менее 1500 гек таров. А озимые —это гаран тированная прибыль. Покинув Коробовку, мы проехали немного и словно бы оказались в столь красоч но нарисованном Анатолием Бобровским ее завтрашнем дне. Бескрайние, покрытые мощной сочной зеленьюполя озимых. Чистейшие посевы. Окончательно вышедший из обихода термин «весновспаш ка*. Таков сельхозкооператив «Грязинский*. Ныне здесь вовсю осуще ствляется программа окуль туривания полей, именуемая КАХОП, в рамках которой полным ходом вносится де- фекат. Полностью выровне на зябь под свеклу. Идет сев, но селяне уже... готовятся к уборочной кампании. Свек лоуборочный комбайн РКС-6 в задонской «Авроре* купили. А далее управляющий Александр Качанов загово рил о... делах коробовских земледельцев, ибо, Как ока залось, сам оттуда родом и, конечно же, близко к сердцу принимает происходящие там перемены. На вопрос о роли инвестиций он ответил так: главная инвестиция — это энергия, опыт руководителя. Их хозяйство без финансовых вливаний обретало плаву честь врыночномморе идру гих при этом вытягивало, земли трех захиревших хо зяйств присоединило, увели чивплощадь пашни втрое. Не знает Качанов более одержи мого работой председателя, чем Юрий Алексеевич Федя- нин, потому и движется впе ред «Грязинский* столь уве ренно. Именно этим «секретом» он и хотел бы поделиться в первуюочередьс соседями. Не получилось раньше у коро- бовцев адаптироваться к ры ночным условиям — может быть, сейчас, при новом хо зяине полей иферм, получит ся? ч ВячеславИСКОРНЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Грязинский район. Ш И П Е Ц К А Я г а з е т а ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЙ ПАКЕТ И ПИСТОЛЕТ С ГЛУШИТЕЛЕМ "Т" Во д в о р е одн ого из д ом о в на улице Ж е лябова в центре Липецка на прошлой н е д ел е был обнаружен полиэтиленовый пакет, с о д е р ж им ое которого очень за и н т ер есо в а л о право охранительные органы. В брош енном (или при прятанном) кем -то свер тк е находился н е б е з опасный «джентльменский» набор: три в я за ные шапочки с пр орезям и для гл аз, которые обычно использую т при нап адениях гр абите ли, и газовый пи стол ет, п ередел анны й для стрельбы боевыми патронами. «Ствол» оказал ся заряженным и снабж ен глуш ителем . По некоторым данным, оперативникам уже удал ось установить владельца найденного пи стол ета. Т еперь остается выяснить, каким о б р азом оружие попало во д в ор жилого д о м а . КОНОКРАДЫ ИСЧЕЗЛИ, • ЛОШАДИ ВЕРНУЛИСЬ ^ Н ападению н еи зв ест ны х гр аби тел ей подверглась конюшня СХПК «Карамышевский». Глубокой ночью т р ое налетчиков в масках свя зали сторожа и, беспрепятственно похитив трех л ош адей , скрылись. Финал ночного ограбления получился, о д нако, неожиданным . Ч ер ез пару часов к р а д е ные животные сами возвратились в хозяйство. Выяснением обстоя тельств странного о гр аб ления занялись сыщики Грязинского РОВД. КВАРТИРАНТАМ НЕ ПОВЕЗЛО + В Ельце ночью неож иданн о за го р ел а сь квартира в од н ом и з д о м о в на улице Гайтеро- вой. По предварительным данным , сначала произош ло в озгор ани е входной д в ер и , а з а тем огонь перекинулся в прихожую . П острада ли д в о е находившихся в жилищ е квартиран тов —м олоды е мужчина и женщина. Оба полу чили ожоги второй степ ени и госпи тали зи ро ваны. В идим о, возникший пожар стал для них полной неожиданностью . Судя по характеру возгорания, им ел м есто преднам еренный подж ог. Такова одн а из в ер сий сл едств и я , к оторое сей ч а с проводит про- к у р а т у р а . ПРОКАТИЛИСЬ ПОДЕЛЬНИКИ НА «ВОЛГЕ»... < 1 111 + В Т ербунах т р о е подр остков угнали ав том обиль «Волга», стоявший в гараже м естн о го профучилищ а. П ом ещ ени е в р о д е бы о х р а нялось, тем не м ен ее подельникам удалось б е з особы х усилий добр аться д о машины и угнать е е . Видим о, пом огло др узьям то об сто я тел ь ство, что один и з них является учащимся э т о го ПУ. Он непл охо ори ен тировал ся на тер ри тории родного учебного за в ед ен и я . Уехали угонщики достаточн о д а л ек о . По хищенная ими «Волга» в неисправном с о ст о я нии была обнаруж ен а брош енной в 2 0 кило м етрах от райцентра. А ч е р е з некотор ое в р е мя всех троих задерж али сотрудники милиции. СТО ТОНН КАК КОРОВА ЯЗЫКОМ СЛИЗАЛА "ф" Около 1 0 0 тонн сен а сго р ел о в резуль тате пожара на станции Яхонтово Данковского района. Огонь вспыхнул д н ем на скл аде, ар ен д уем ом агрофирмой «Русь». Причины пожара и сумм а п он есенного ущ ер ба устанавливаются. ГРАБИТЕЛИ ПРИШЛИ НОЧЬЮ ... Д ер зк о е о гр абл ен и е со в ерш ен о в ночь на 10 апреля в одн ом и з липецких ООО, за н и м ающ ем ся р еали зац и ей автозапч астей. В на падении, по предварительным данным , уча ствовало 4 человека. Около 3 часов ночи они проникли на территорию фирмы , связали с т о рожа, п о сл е чего с д е л а л и то, за чем пришли. Похищено 3 компью тера, автозапчасти к гру зовым машинам и автомобиль марки «М -2715». В ПОДОЗРИТЕЛЬНОЙ КОРОБКЕ НАШЛИ— КИРПИЧ Н емало хлопот достави л а учителям и учащимся школы № 1 города Чаплыгина некая картонная коробка, обнаруженная в школьном здан и и . О подозри тел ьн ом п р ед м ет е тут ж е было со о бщ е н о в милицию . На м ест о п р о и с ш ествия прибыла оперативная группа, при шлось эвакуировать учащихся. К счастью , тревога оказал ась напрасной: в злополучной коробке стражи порядка нашли не взры вное устр ой ств о, а в сего лишь стр о и тельный кирпич. ТРАНСПОРТЕР: УТРОМ - НАВОЗ, НОЧЬЮ - БУРЕНКИ + Недюжинную см екалку проявили уч а с тники недавней ночной кражи, соверш енной на ф ер м е задон ск ого МУП «Дружба». Чтобы умык нуть приглянувшихся буренок, воришки реш и ли дей ств ов ать не путем традиционного в п о добны х случаях взламывания дверны х за п о ров животноводческих пом ещ ений, а восполь зовались подручными техническими ср едст в а ми. Под рукой у м естны х «умельцев» оказался тран сп ортер для н ав озоудал ен и я . Именно по нем у (такова о дн а и з версий оперативников) ночные воры сум ели переправить за стены о х раняемой ф ермы двух животных. О Б РА ЗО ВА Н И Е УРОКИ НА... КОЛЕСАХ Недавно наши десятиклассники побывали в лев-толстовском музее. Хотя от Чаплыгина до Льва Толстого и недалеко, но такие поездки всегда дело хлопотное. Они не предусмотрены программами обучения, но уже много лет мы считаем их обязательными для нашей школы. Как и другие историко-литературные экскурсии — в Ясную Поляну, на Куликово поле, на выставки в Липецк (только в этом году наши ребята уже пять раз посетили выставку Эрмитажа), в есенинский музей... Посещение домика, где провел последние дни Лев Толстой, совпало как раз с изучением творчества великого писателя. И впечатления от экскурсии заставили школьников по- новому, гораздо эмоциональнее, осмыслить уже знакомые страницы романов и учебников. Хотя бы рассказ о Татьяне Берс, прототипе Наташи Ростовой. Они всматривались в портрет юной свояченицы Льва Николаевича, узнавая в ней запомнившиеся по «Войне и миру» черты «черноглазой некрасивой девочки с большим ртом», и понимали неповторимое очарование, вдохновившее художника. Если говорить об образовании нео трывно от воспитания, если культура все- таки нечто большее, чем сумма инфор мации, то замыкаться исключительно в рамках школьной программы невозмож но. Но и выходить за ее рамки непросто. Организационные хлопоты осложняются финансовыми затруднениями. Но их уда ется все же решить, поскольку игра сто ит свеч. К примеру, две «эрмитажные» поездки нам «подарило» роно. А мы по старались, чтобы этот подарок получили те, кто максимально его оценит — от личники, активисты, победители и при зерырайонных олимпиад, лучшие спорт смены. Однако желающих было намно го больше. Тогда школа попросила по мощи у родителей. И никто не отказал в ней. Огромная все-таки удача, что у ребят есть шанс осмотреть для начала хотя бы музеи, исторические места да просто встретиться с интересными людьми, ко торые находятся в пределах досягаемос ти. Благо, что наши края не были обде лены настоящими талантами. На терри тории Добринского района одно время жил (и написал рассказ «Сторож») Мак сим Горький. Слипецкой землей связа ны имена Тургенева, Пушкина, Лермон това. Иван Бунин и Пришвин — наши земляки. В соседнем районе — один из четырех крупных музеев Льва Толстого в России. Да и Ясная Поляна тоже неда леко — я регулярно вожу туда старше классников. А в этом году к нам на не сколько месяцев стал ближе прославлен ный Эрмитаж. Большое, умное и доброе дело сделали те, кто обеспечил работу его выставки внашей области! Побывали мы и в чаплыгинском селе Урусово, на мо гиле первой русской поэтессы Анны Бу ниной. Кстати, у нас стало традицией по свящать этой замечательной женщине особый урок. Да, учебная программа и без того перенасыщена, и все-таки о сво ей землячке знать надо. Знакомы ребята и с нынешними чап- лыгинскими поэтами. Члены литератур ного клуба «Росинка» не раз выступали в школе, их диалоги с ребятами о жиз ни и творчестве запомнились. Однажды я со старшеклассниками организовала литературную гостиную в доме поэтессы СветланыАксеновой —еще до того, как ее приняли вчленыСоюза писателей РФ. ...Только что вернулась с урока в 10а классе. Он прошел сразу после возвра щения из Льва Толстого. Насколько за интересованнее обсуждали мытеперь ге роев «Войны и мира»! Более того, я по чувствовала, что класс пытается и ны нешнююжизнь, нравственные, духовные коллизии нашего времени увидеть тол стовскими глазами. Всего одна поездка, а как повзрослели мои парни и девчата. Значит, не зря ищем деньги, не зря тра тим силы, не зря переступаем через гра ницы, очерченные программной обяза ловкой... Любовь КИСЕЛЕВА, заместитель директора чаплыгинской средней школы № 1, преподаватель литературы. ----------------------------- ТВОРЧЕСТВО в з н о с в п о л ь з у Т Е Р П С И Х О Р Ы Для шести юных служительниц Терпсихоры из липецкой городской школы искусств № 6 этот отчетный концерт ее хореографического отделения был последним. И хотя танцовщицам предстоят еще контрольные уроки, их решение поступать в Липецкое областное училище искусств, конечно же, на отделение хореографии, уже не изменится. Они успели узнать цену и терниям, и лаврам, они знают, какой труд предшествует овациям, и не боятся его... Программа отчета, про ходившего в ДК тракторо строителей, была составле на из номеров, которые представлены каждым из восьми классов школы. Ря дом с выпускницами увле ченно демонстрировали, чему они уже научились, малыши. Когда-нибудь, даст Бог, эти подготовиш ки будут похожи на стар ших подруг —воспитанниц МариныАникеевой, почув ствуют себя на сцене уве ренно, во всеоружии мас терства. Однако концерт не только радовал и трогал публику, но и заставлял размышлять о весьма не простых вещах, связанных с творчеством и детей, и взрослых. Начальник городского управления культуры Тать янаМинаева. Однаиз острей ших наших забот —нехват ка профессиональных хоре ографов. Отсутствие в облас ти высшего учебного заведе ния культуры ведет к оттоку молодых специалистов. По лучив дипломы в училище искусств, многие поступают в институты в других регио нах, и к нам, как правило, уже не возвращаются. Так или иначе эту проблему нам всем необходимо решать. Ведь тяга к хореографичес кому искусству огромна. И нынешний концерт—одно из самых убедительных свиде тельств этому. Да, это безусловно. Кон курс —три человека на ме сто —прошлой осенью как раз на хореографическое от деление школы доказал преимущество системного многолетнего обучения, ког да дети не только танцуют, но и приобретают навыки игры на фортепиано и дру гих инструментах, знако мятся с музлитературой, ис торией культуры. Вера Ерохина, ведущий специалист Липецкого го родского управления куль туры. Сегодня на хореогра фическом отделении школ искусств, которых у нас уже семь, помесячная плата со ставляет 52 рубля. Но для матерей-одиночек и других категорий малоимущего на селения существуют 30- и 50-процентные скидки. А сироты обучаются бесплат но. Недостаточное финанси рование культуры, о кото ром уже все мы устали го ворить, заставляет нас зара батывать, в том числе плат ным обучением. Но разве можно в принципе согла ситься с целесообразностью какой-либо платы, если мы хотим помочь раскрыться таланту, дать детям воз можность прикоснуться к прекрасному? Наталья АРКАТОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz