Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

1АЕМДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ. УЧРЕЖДЕНОН БЫЛ В РОВОГОЗНАЧЕНИЯ: НАШСООТЕЧЕСТВЕННИКЮРИЙ СОВЕРШИВ В ЭТОТ ДЕНЬ 41 ГОД НАЗАД 'КВОКРУГЗЕМЛИ. СЭТОГОМОМЕНТАНАЧАЛСЯОТСЧ ЦЕЛЬНОГОСОБЫТИЯГК» ПЕРВЫМКОСМОНАВТОМ ЮМКОРАБЛЕ «ВОСТОК» I 1ЧЕСКОЙ, ЭРЫЧЕЛОВЕЧЕС ШЯШЯт Шаг за шагом наш а страна, а зат ем Соединенны е Штаты Америки ( д о сих пор пока только эти д в е д ерж авы осуществляют собственными силами пилотируемые кос­ мические полеты) п о сл едовательно и ц ел еу стр ем л енн о двигались в космические д а л и , завоевывая новые высоты, осваивая наук у жизни лю д ей в новых непривычных и порой враж д ебны х для землян условиях косм оса. Околоземный космос стал м естом постоянного пребывания ч ел ов ек а , полигоном для освоения новой космической техники и космических технологий , научной л а б о р а ­ торией для изучения З ем ли , мирового о к е а н а , планет Солнечной системы и В сел ен ­ ной . Число запусков различных пилотируемых космических к ор а бл ей Советского Со- 8 ю за — России и США у ж е приближается к дв ум с половиной сотням, на ор бит е р а б о т а ­ ли б о л е е четырехсот землян . Многие из них стартовали в космос по нескольку р а з. Осуществлены длительные космические экспедиции на орбитальных станциях и ком ­ плексах, достигнута п олуторагодовая продолжительность непрерывного пребывания ч ел ов ека в условиях невесомости и замкнутого пространства космических к ор а бл ей . Двенадцати зем лянам посчастливилось ступить на поверхность наш ей н еб есн ой с о ­ седки Луны. Отрадно отметить, что наш а страна, наш н а р о д , наши уч ены е, конструкторы, и нж е­ неры , р а б оч и е , космонавты внесли и п р одолж аю т вносить свой немалый вклад в р а з ­ витие мировой космонавтики. Мы на этом весьма сл ож н ом , полном напряж енного тру­ д а , а порой др ам ати зм а и опасностей , пути, были и остаемся в числе первых. Первый полет ч ел ов ека в космос, первый групповой полет д в у х пилотируемых космических НИН « А Р Х И В К О С М О Н А В Т И К И » ЛУННАЯ ГОНКА 1 О том, что Америка главной задачей на це- | лое десятилетие в области пилотируемых по­ лётов поставила высадку людей на Луну, весь 1 мир узнал из знаменитой речи президента США Джона Кеннеди, с которой он выступил перед нацией 25 мая 1961 года. Это было тяжелое для американцев время, когда по престижу этой страны был нанесен мощнейший удар со стороны Советского Союза. Только что впер­ вые в мире и раньше, чем это смогли осущес­ твить американцы, в космос стартовал косми­ ческий корабль «Восток» с человеком на бор­ ту. Конечно, богатая Америка с передовыми наукой и техникой не могла не ответить на брошенный вызов. Ответом на триумфальные достижения Советского Союза в области пилотируемой космонавти­ ки должна была стать программа полетов людей на Луну «Аполлон». Именно на ней американцы со­ средоточили свои усилия, бросили всю свою индустриальную, науч­ ную, материальную, финансовую и людскую мощь. И, как известно, в июле 1969 года первые два амери­ канских астронавта Нейл Арм­ стронг и Эдвин Олдрин совершили свою прогулку по поверхности Луны, установив звездно-полоса­ тый американский флаг вМоре Спо­ койствия. А что делалось у нас? Или мы отказались в то время от участия в гонке за лунное первенство? Только в начале 90-х годов поя­ вились первые публикации о том, что Луна нас манила не меньше, чем американцев, что в шестиде­ сятые-семидесятые годы прошло­ го столетия мы немало сделали для того, чтобы побывать на нашей не­ бесной соседке, чтобы оставить на Луне отпечатки наших ног. Мы шли букваль- § но по пятам американцев. И это была настоя­ щая лунная гонка. | В Советском Союзе активно велись работы и над пилотируемыми лунными программами, | и над автоматическими космическими станци- | ями-роботами, которые должны были доставить ' на Землю лунный грунт и высадить на повер­ хность нашего космического соседа передвиж- . ные лаборатории «Луноходы». | И уже в июне-июле 1969 года, буквально накануне запуска «Аполлона-11» с первой лун­ ной экспедицией американских астронавтов, в СССР были предприняты две попытки осущес­ твить доставку на Землю лунного грунта. Од­ нако в первом случае во время запуска автома­ тической лунной станции взорвалась ракета, а вторая станция «Луна-15» слишком жестко села на поверхность естественного спутника Земли и разбилась, не выполнив своей задачи. Если бы этот полет оказался удачным, то лун­ ный грунт был бы доставлен нашей автомати­ ческой станцией на Землю за трое суток до возвращения с Луны американских астронав­ тов. Можно себе представить, какой полити­ ческий эффект был бы в этом случае достиг­ нут и насколько поблекла бы победа американ­ цев в лунной гонке! Хотя, конечно, полет автоматических стан­ ций и высадка людей на Луну не сопоставимы ни по сложности технической задачи, ни по ее исполнению. В Советском Союзе вопрос отправ­ ки людей на Луну долго дискутировался в раз­ личных инстанциях, и мы со значительным отставанием от американцев начали всерьез за­ ниматься лунным проектом. Только в 1964 году, на три года позже американцев, у нас наконец было принято на самом высоком уров­ не решение о начале лунной программы, хотя предварительные разработки велись и до это­ го. Всего таких проектов в различных вариан­ тах было четыре. Из них один — облет космо­ навтами Луны с возвращением на Землю — условно можно считать осуществленным. Услов­ но — потому что вместо космонавта в кресле кос­ мического корабля «Зонд» находился манекен. Проект *Союз-Л1»-«Зонд» предусматривал за­ пуск с помощью ракеты-носителя «Протон* на сильно вытянутую орбиту с максимальным уда­ лением от Земли в 360-400 тысяч километров (т.е. за пределы лунной орбиты) космического корабля, внешне очень похожего на хорошо из­ вестный многоцелевой «Союз», только без тре­ тьего орбитального отсека. Двое космонавтов должны были в течение семи суток, находясь в тесном отсеке спускаемого аппарата космичес­ кого корабля, совершить облет Луны на удале­ нии от ее поверхности в несколько десятков ки­ лометров и затем вернуться на Землю. В ходе облета Луны предполагалось выполнить фото­ съемки лунной поверхности с целью выбора в даль­ нейшем места посадки советских космонавтов. Всего планировалось осуществить три пило­ тируемых пуска «Союз-Л1» к Луне, и сделать это готовились три экипажа: Алексей Леонов и Олег Макаров, Валерий Быковский и Николай Рукавишников, Павел Попович и Виталий Се­ вастьянов. К сожалению, установленные сроки реализации этого проекта по разным причинам не выдерживались. Однако, несмотря на наше заметное отставание от американцев, несмотря на ряд неудач при беспилотных пусках, когда взрывались ракеты, разбивался о Землю возвра­ щаемый аппарат корабля из-за отказа тормозно­ го парашюта или производился аварийный под­ рыв спускаемого аппарата из-за нерасчетного режима его посадки, наши космонавты, готовив­ шиеся к облету Луны, что называется, «рвались в бой», писали письма в ЦК партии и правитель­ ство, что готовы выполнить эту важную миссию, рискуя жизнью. И высокое «добро» было получено. Старт лунного пилотируемого корабля был намечен на 8 декабря 1968 года. И все же из-за техничес­ кой неисправности ракеты он был сначала отло­ жен, а потом совсем отменен. 20 декабря к Луне стартовал американский корабль «Аполлон-8», который через три с половиной дня вышел на круговую лунную орбиту, и трое американцев Борман, Ловвел и Андерс стали первыми земля­ нами, увидавшими лунную поверхность с рас­ стояния всего нескольких десятков километров. Мы отстали от американцев. И хотя в даль­ нейшем состоялось еще несколько беспилотных пусков советских кораблей «Зонд», подтвердив­ ших возможность успешного выполнения про­ граммы, наши космонавты так к Луне и не по­ летели, в том числе из-за того, что политичес­ кий эффект от такой миссии был уже потерян. Проект же высадки человека на Луну разра­ батывался в двух отечественных конструктор­ ских бюро: в ОКБ-52 под руководством академи­ ка В.Н. Челомея (сегодня — это Государствен­ ный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева) и в конструктор­ ском бюро С.П. Королева — ОКБ-1 (сегодня — это знаменитая фирма НПО «Энергия»), Окон­ чательный выбор пал на вариант, предложенный ОКБ-1. В соответствии с этим проектом лунный кос­ мический корабль с двумя космонавтами на бор­ ту должен был прибыть на орбиту вокруг Луны, после чего один космонавт через открытый кос­ мос в специальном скафандре переходил в лун­ ный посадочный модуль и совершал посадку на Луну. (Кстати, Липецк имеет самое прямое отноше­ ние к этой части лунной программы. Именно здесь, в местном авиационном Центре, в конце 60-х — начале 70-х годов проходила интенсив­ ная подготовка пилотов лунных модулей на спе­ циально сконструированных вертолет­ ных тренажерах. В липецком небе Алек­ сей Леонов, Георгий Шонин, Юрий Ма­ лышев и многие другие наши космонав­ ты отрабатывали технику пилотирования лунных модулей, имитировали мягкую посадку на лунную поверхность). Затем следовал выход космонавта на лунную поверхность, сбор образцов лун­ ного грунта, научные исследования и, конечно же, установка на Луне совет­ ского флага. После завершения корот­ кого (всего несколько часов) пребывания на Луне взлетный отсек лунного моду­ ля с космонавтом на борту должен был стартовать на окололунную орбиту и сты­ коваться с ожидавшим его там пилоти­ руемым кораблем. Далее следовало воз­ вращение на Землю. Перед советскими конструкторами ставилась задача осуществить первую высадку космонавта на поверхность Луны раньше американцев в 1967-68 гг. Однако сделать это не удалось: слиш­ ком много возникло проблем техничес­ ких, организационных, материальных, слишком много было отказов техники в ходе испытаний. Так, всего через минуту после первого испы­ тательного запуска в феврале 1969 года ракета «Н-1» взорвалась и пылающим факелом упала недалеко от стартовой позиции. Следующие три испытательных старта этой ракеты также закон­ чились авариями, причем в июле 1969 года ра­ кета «Н-1» взорвалась прямо на старте, уничто­ жив полностью пусковой комплекс и сильно пов­ редив соседний. А после успешных полетов аме­ риканских астронавтов на Луну была потеряна политическая значимость нашей лунной про­ граммы, а значит, и интерес к ней руководства страны. В 1974 году она была тихо закрыта, а вся техника, в том числе готовые ракеты-носители, космические корабли, уничтожены... ОБЖИВАЯ ОРБИТУ В июне 1974 года в космос стартовала орби­ тальная станция «Салют-3», и вскоре на ее борт прибыл первый экипаж космонавтов. Этим стар­ том была открыта программа пилотируемых во­ енных орбитальных станций, которая носила на­ звание «Алмаз». У этой программы также слож­ ная и весьма противоречивая история. ж е Решение о начале работ по программе «Ал­ маз* принималось на самом высоком государ­ ственном уровне, и в середине 60-х годов кон­ структорское бюро ОКБ-52 под руководством ака­ демика В.Н. Челомея подготовило основные кон­ цепции ее реализации. Станции «Алмаз» весили около 20 тонн и предназначались для наблюде­ ния за поверхностью Земли, фотографирования наиболее интересных ее участков, в первую оче­ редь военных объектов США и стран НАТО. Для этого на станцию должны были приле­ тать экипажи космонавтов, осуществлять точную ее ориентацию и в нужное время включать фото­ аппарат, оснащенный сверхмощным длиннофо­ кусным объективом. Фотопленка проявлялась прямо на орбите, и сами космонавты могли изу­ чать то, что они засняли. Разрешающая способ­ ность этой специальной фотокамеры была на гра­ ни фантастики: на фотоснимке можно было раз­ личать объекты размером всего в один метр! Дру­ гими словами, от такого фоторазведчика прак­ тически было невозможно упрятать какой либо объект: морское судно, транспортное средство, танк, ракету, самолет на стоянке и т.д. Причем в случае необходимости космонавты могли срочно отправить обработанную пленку на Землю с по­ мощью небольшой возвращаемой капсулы. Кроме фотосъемки космонавты выполняли и много других работ в интересах науки и оборо­ ны страны. Станция «Алмаз* имела систему за­ щиты от несанкционированного инспектирования или космической атаки противника. Под против­ ником тогда понимались, разумеется, США. На ее борту была установлена специальная аппара­ тура кругового обзора пространства вокруг стан­ ции, прицеливания и стрельбы из скорострель­ ной пушки. Правда, в ходе полетов космонавтов эту пушку поостереглись испытывать, так как при стрельбе экипаж перенес бы на себе огром­ ную шумовую нагрузку: корпус станции — это, по большому счету, металлическая бочка-цис­ терна и нетрудно себе представить состояние че­ ловека внутри этой цистерны, если по ней коло­ тить кувалдой. К счастью, никто из ♦чужих* и не собирался прилетать на «Алмаз», и эта пушка по назначению не применялась. Станции «Алмаз* на­ чали летать уже после полета первой научной станции «Салют», хотя они могли быть готовы к старту раньше, чем пос­ ледняя. Дело в том, что в конце 60-х годов про­ грамма «Алмаз* была за­ морожена, решением пра­ вительства СССР уже го­ товые корпуса несколь­ ких станций были переда­ ны в Подлипки (Москов­ ская область), в «королев­ ское* ОКБ-1, где на их базе и были созданы ор­ битальные станции «Са­ лют* первого поколения. Однако военным и ру­ ководителям ОКБ-52 уда­ лось убедить высокое на­ чальство в необходимости создания военной станции «Алмаз», и соответствую­ щее решение было приня­ то. Правда, «Алмазу» опять не везло: два запус­ ка первых станции этой серии в 1972 и 1973 году закончились авариями, станции погибли. Первый экипаж стан­ ции «Салют-3» («Алмаз») — космонавты Павел По­ пович и Артюхин — отра­ ботал на ее борту 16 суток и благополучно вер­ нулся на Землю. Второму экипажу — космонав­ там Сарафанову и Льву Демину не повезло: в про­ цессе стыковки космического корабля «Союз-15» со станцией произошел отказ, и космонавтам при­ шлось возвращаться досрочно на Землю. Работа со станцией была продолжена в автоматическом режиме, и через несколько месяцев она была за­ топлена в Тихом океане. Следующая станция серии «Алмаз» —«Са- лют-5* стартовала в 1976 году. Первый экипаж в составе Бориса Волынова и Желобова должен был отработать на ее борту около 70 суток, но полет был прерван на 49-е сутки по причине болезни борт-инженера и развития на этой поч­ ве конфликта между космонавтами. Следующая экспедиция на станцию «Салют-5» не состоялась: во время стыковки космического корабля «Союз- 23» с экипажем в составе Зудова и Рождествен­ ского произошел сбой, и корабль аварийно вер­ нули на Землю. Причем впервые в истории на­ шей пилотируемой космонавтики спускаемый ап­ парат с космонавтами сел не как обычно — в казахстанской степи, а приводнился на повер­ хность озера Тенгиз (Казахстан). Очень долго поисковые службы не могли эва­ куировать космонавтов, так как над озером бу­ шевала настоящая буря, и к спускаемому аппа­ рату не удавалось подобраться. Все-таки космо­ навты были спасены, но по этому случаю ходи­ ло немало злых шуток. Дело в том, что Рождес­ твенский пришел в отряд космонавтов из военного флота, он был профессио­ нальным водолазом-глубо- ководником. Вот и полу­ чилось так, что ему при­ шлось вместе с команди­ ром еще раз пройти «кре­ щение* в водах соленого озера Тенгиз. В феврале 1977 года на станцию «Салют-5» при­ был экипаж космонавтов в составе Горбатко и Глаз- кова. Они отработали на борту две недели и завер­ шили пилотируемую часть программы «Ал­ маз». В дальнейшем эти станции летали в космос под именем «Космос* и без пилотов. Только в 1990 году последняя стан­ ция серии «Алмаз» стартовала под своим род­ ным именем. Параллельно с созданием орбитальных стан­ ций «Алмаз» в ОКБ-52 велись работы по специ­ альному транспортному кораблю снабжения «ТКС». Это был уникальный корабль, который в пилотируемом режиме, к сожалению, так и не полетел. Он был рассчитан на доставку на борт «Алмаза* экипажа в составе трех человек и боль­ шого количества грузов и топлива для коррек­ ции орбиты, что было весьма важно, поскольку применявшиеся в то время транспортные кораб­ ли «Союз» имели серьезные ограничения как по количеству членов экипажа (2 человека), так и по грузу, который они везли на орбиту. К концу 70-х годов корабль был создан, ис­ пытан неоднократно в автономных беспилотных полетах, а затем в составе орбитальных комплек­ сов «Салют-6», «Салют-7». Специально для по­ лётов на «ТКС» и станции «Алмаз» на ОКБ-52 была отобрана группа инженеров-космонавтов. Но они так и не приняли участие в космических экспедициях. В середине 80-х годов эта программа была закрыта, а экипажи расформированы. Однако труд инженеров, ученых и конструкторов не про­ пал даром: на основе этого корабля в дальней- § шем в нашей стране были созданы специали- | зированные модули орбитальной станции | «Мир*. И Международная космическая стан- || ция начала свой многолетний полет с запуска § российского функционального грузового бло- | ка «Заря* — «младшего брата» «ТКС». « э н е р г и я » - «БУРАН» В мае 1987 года с космодрома «Байконур» I впервые стартовала транспортная космическая | система «Энергия». Испытанием самой мощ- § ной своей ракеты СССР заявил о переходе к | практической реализации проекта многоразо- 1 вого транспортного космического корабля «Бу- § ран». Начало этой программы было положено спе- § циальным решением правительства Советско- 1 го Союза в 1976 году. Но еще задолго до это- | го с 1965 года в нашей стране в опытно-кон- | структорском бюро А.И. Микояна (знаменитый | «МИГ») велись работы по созданию воздуш- | но-космической системы «Спираль», в состав 1 которой должны были войти пилотируемые, | многократно используемые гиперзвуковой са- || молет-разгонщик и вторая крылатая космичес- | кая ступень, способные после завершения по- | лета возвращаться на Землю и производить | посадку как обыкновенные реактивные само- 1 леты. Специально под эту программу была ото- I брана группа летчиков-космонавтов, среди ко- | торых был и Герман Титов. Были построены | летные модели перспективной орбитальной сту- | пени, уже велась подготовка к первым испы- I тательным запускам в космос. Но вдруг, как || это случалось и с некоторыми другими наши­ ми космическими проектами, на этапе начала | практической реализации «Спирали» появи- | лось «высокое* решение о прекращении работ | и закрытии проекта. Однако накопленный во | время разработки «Спирали» опыт очень при- | годился в дальнейшем при создании «Энергии» § и «Бурана». «Энергия » | воплотила в | себя самые пе- | редовые на то | время достиже- I ния в науке и | технике, химии | и металлургии, ■ машинострое- I нии и электро­ нике. «Энер­ гия» строилась | как универсаль­ ное средство 1 для доставки на | орбиту вокруг | Земли полезной нагрузки мае- | сой более 100 | тонн. Этой по­ лезной нагруз- | кой в первую | очередь должен был стать мно- | горазовый кос­ мический ко- | рабль «Буран» § — наш ответ на | уже принятый в |1 эксплуатацию американский | «Спейс Шаттл». Но если | «Шаттл» может || летать только | вместе с раке- ™ той , наша | «Энергия», кро- | ме «Бурана», была способна выводить на ор- || биту любые аппараты: крупногабаритные ор- ' битальные станции, межпланетные зонды- и | т.д. Кроме этого «Энергия» имела возможность , более существенной модернизации ее элемен- | тов с их многоразовым применением в после­ дующих запусках, что должно было умень- | шить стоимость космических стартов. Причем § в перспективе могли бы возвращаться на Зем- § лю не только блоки первой ступени, но и вто­ рая ступень. А в дальнейшем на базе двухсту­ пенчатой «Энергии» могла бы появиться еще более мощная трехступенчатая ракета, способ­ ная выводить на орбиту вокруг Земли весовые 1 нагрузки в 200 и более тонн! «Энергия» имела внушительные габариты и вес: высота — около 60 метров, максималь- 1 ный поперечный размер в сборе с блоками пер­ вой ступени — 16 метров, вес в заправленном || состоянии — 2400 тонн! Специально под этот проект были реконструированы оставшиеся после закрытия нашего лунного проекта или | вновь построены гигантские монтажно-испы­ тательный корпус, железнодорожные транспор- | теры, два пусковых комплекса. Вот такая «машина» с сопутствующими ей системами, оборудованием и инфраструктурой была создана за 10 лет работы над проектом «Энергия» — «Буран»! Только вот беда: «Энер­ гия» совершила всего два испытательных по- § лета, а «Буран» только однажды поднялся в космос... В начале 90-х годов работа над про- I а ектом была прекращена, все объекты заморо­ жены, кое-что уничтожено, сдано в металло- 1 лом. И не только потому, что для продолжения | работ не было денег, а СССР канул в Лету. | Вообще-то оказалось, что «Энергии» с «Бура- 1 ном» нечего было «возить» на орбиту и воз­ вращать на Землю. Реальных задач для этой мощной ракетной системы не было! Сегодня много уже сказано об этом «про­ екте века», много слов прозвучало и восхваля­ ющих это достижение нашей космонавтики, и ' наоборот — резко критикующих руководство | нашей страны, принимавшее в 70-е годы ам- бициозное решение о начале работ по програм- | ме «Энергия» — «Буран». Но ясно одно: наш | народ, наши конструкторы и ученые, инжене­ ры и рабочие, летчики и испытатели способны | решать такие грандиозные'задачи, как созда- | ние уникальных ракетно-космических систем, не имеющих аналогов в мире. Наша беда в другом: слишком часто при определении пути развития той или иной области деятельности, науки и техники, и, особенно в космонавтике, л' в ход шли аргументы чаще политические, чем практические, превалировали амбиции и же- | лание отличиться... : ' : Г! ч шяшяш I - 4 ^ ^ I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz