Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

ЕСЛИ ПРЕДРАССУДОК НЕ СДАЕТСЯ, п о с о б и е ДЛЯ ТРУДНЫХ РОДИТЕЛЕЙ « О ч а г» п р о д о лж а ет п у б л и к а ц и ю с е р и и ст а т е й д е т с к и х п с и х о т е р а п е в т о в И р и н ы М е д в е д е в о й и Т а т ь я н ы НГиш овой. Т е м а и н а эт о т р а з н е п р о ст а . Поч ему-то принято счи­ тать, что предрассудок — это очень плохо. Как обычно го­ ворят? «Глупые предрассуд­ ки*, «идиотские», «неле­ пые»... И никто никогда не скажет: — Какой чудесный, какой умный предрассудок! Но давайте попробуем от­ решиться от стереотипа и вдумаемся в смысл слова ♦предрассудок». «Пред-рас- судок», то есть перед рассуд­ ком, прежде рассудка... Иначе говоря, это предсоз- нание. Сегодня уж е самые отъявленные скептики не решаются спорить, что со­ знание — это лишь часть ог­ ромного айсберга. И пред- сознание, конечно же, имеет очень большую силу, хотя мы часто не отдаем себе в этом отчета. Сколько было негоду­ ющих возгласов и старуше­ чьего шипения, когда в 60-е годы в моду входили мини- юбки. — Что ж ты делаешь?! Срам-то какой! — причитала бабка. — Да сейчас все так хо­ дят, бабушка! Отстань ты со своими предрассудками! — отвечала внучка, выпархивая на улицу. И оказалась права. Все так ходят... Хотя... Обычно, выйдя замуж, женщина с удовольствием меняет брос­ кое и вызывающее «брачное оперение* на более спокой- ную, традиционную одежду. Однако есть предрассуд­ ки особо стойкие. Сколько с ними ни бейся — ничего не добьешься. После революции новая власть объявила пред­ рассудком религию: сносили храмы, запрещали ходить в церковь... И все же люди тай­ но крестили детей, молились и исповедовались. А про Пас­ ху и говорить нечего! Теперь найдена новая ми­ шень. «Большевики внуша­ ли народу, что стыдно быть богатым. А ведь все как раз наоборот! Стыдно быть бед­ ным!» Сразу оговоримся: мы тоже росли в этой стране, но как-то не припомним, чтобы детям внушалась установка «стыдно быть богатым». Стыдно быть жадным — да. Стыдно обижать слабых. Стыдно предавать друзей. Впрочем, у каждого свои вос­ поминания... Но, конечно, нельзя отри­ цать, что к богатым в Рос­ сии было специфическое от­ ношение. Тут и ненависть, и зависть, и подобострастие, и высокомерное — не но чину — презрение. Но в ос­ нове — ничего не поделаешь! — безусловно, лежит непри­ язнь. А неужто и впрямь боль­ шевики такие всесильные? За каких-то семьдесят лет сумели внушить многомил­ лионному народу, который на протяжении всей своей мно­ говековой истории обожал здоровое предприниматель­ ство, люмпенскую идеоло­ гию? Народу-рыночнику — антирыночные настроения? Демоны — да и только! Вспомним одну общеизве­ стную сказку — «Золотая рыбка» (ее больше знают в переложении Пушкина под названием «Сказка о рыбаке и рыбке»). Неуемная жад­ ность старухи, жажда обога­ щения и власти воспринима­ ются анонимным сказителем как нечто греховное, а пото­ му заслуживающее кары — разбитого корыта. А вот герой русской сказ­ ки Никита Кожемяка. Он не­ редко появляется и в русских былинах. Никита Кожемяка, гово­ рится в конце, сделавши свя­ тое дело, НЕ ВЗЯЛ ЗА РА­ БОТУ НИЧЕГО, пошел опять кожи мять. Ладно, это все дело про­ шлое, а «новое поколение выбирает пепси». Диснеев­ ский мультсериал «Утиные истории» целиком посвящен теме обогащения. Ради золо­ та герои готовы отправиться куда угодно: в прошлое, в будущее, в дебри Амазонки, на морское дно. Наши же дети готовы с утра до ночи следить за их приключения­ ми. Но спросите: как они от­ носятся к дядюшке Скруд- жу, который явно задуман авторами как пример для под­ ражания? Вот ти ­ пичный от­ вет нашего ребенка: — Дядюшка Скрудж?.. Нет, вообще-то он мне не очень нравится... Он богатый, жадный, купа: ется в деньгах... Австрийский психолог, которому мы рассказывали о принципах нашей работы, с завистью воскликнул. — Вам повезло! Вы може­ те опираться на желание рус­ ских детей стать лучше. Наши дети, к сожалению, мечтают только об одном: стать богаче. Нет, почему же? И рос­ сийские малыши не прочь разбогатеть. Тем более вок­ руг сейчас столько соблазнов: «сникерсы», бананы, иност­ ранные игрушки... Но и же­ лание разбогатеть тут какое- то своеобразное. — Я хочу быть богатым только наполовину и отдавать все остальное бедным. (Из социологического опроса). Не будем долго теорети­ зировать, остановимся толь­ ко на двух моментах. Во-первых, традиционная нравственность — это гра­ нитные берега, которые не дают разлиться бурной реке бессознательного. Это устои, а устои для того и существу­ ют, чтобы придавать устой­ чивость, стабильность чело­ веку и обществу. Неправда, что дети не любят дидакти­ ку. Они не любят занудство, а дидактику обожают, если ее преподносить в мало-мальски занимательной форме. Разрабатывая вариант своей методики для дошколь­ ников, мы придумали, что у нас будут такие нравоучи­ тельные персонажи: брат и сестра примерные (Ивануш­ ка и Аленушка), и скверные (Катька и Петька). Мы пока­ зываем детям небольших кукол и разыгрываем с ними весьма незатейливые истории на темы: «доброта — злоба», «щедрость — жад­ ность», «лень — трудолю­ бие» и т. д. Мы задумывали эту игру лишь как введение, как пре­ людию к более серьезному воздействию на психику па­ циентов. Но на практике семи-, восьми- даже девяти­ летки слушают наши расска­ зы, затаив дыхание, и так сопереживают, словно им по­ казывают захватывающий приключенческий фильм. И второе соображение. Ребенок, воспитанный вне традиции, будет чувствовать себя дис­ комфортно еще и потому, что окружающие — и дети, и взрослые — будут смотреть на него, в лучшем случае, пренебрежительно-отчуж- денно, а в худшем — с от­ кровенной враждебностью. И это неминуемо скажется на психике, на мировосприятии, на судьбе. Однако не стоит впадать в противоположную край­ ность, не будьте «мальчиком наоборот». Не надо в проти­ вовес сегодняшней накачке внушать ребенку, что день­ ги — мусор, что думать о деньгах и связанных с ними удовольствиях позорно. Это ведь тоже неправда. На са­ мом-то деле очень хорошо, когда человек свободен от мыслей о куске хлеба и мо­ жет купить то, что ему понра­ вится. И уж совсем недопус­ тимо формировать в ребенке комплекс бедного человека, сто раз на дню повторяя: — Мы не можем себе это­ го позволить. Мы нищие, — и т.п. В бедности не должно быть пафоса. Это, как и бо­ гатство, не предмет гордос­ ти. Сейчас когда расслоение в обществе становится все заметнее, есть большой со­ блазн объявить себя нищими и противопоставлять «чест­ ную бедность* богатству, на­ житому несправедливым пу­ тем. Навязчивая манифеста­ ция нищеты наносит ребен­ ку непоправимый вред... У такого ребенка формируется психология жалкого, всеми униженного и обиженного «маленького человека». А ведь такой человек только в фильмах Чаплина да в рома­ нах Диккенса кажется трога­ тельным. В жизни он стра­ шен. Он с детства усвоил, что в мире все для богатых и сильных, а он жалкая букаш­ ка, с которой можно сделать все, что угодно. Поэтому кровь его отравлена завис­ тью, ненавистью и страхом. Такой человек несчастлив сам и за это считает себя вправе делать несчастными окружающих. , Как вы думаете, какой вопрос является запретным в современной американской культуре? О чем никогда не говорят эти, казалось бы, со­ вершенно свободные люди? Они все обсуждают без ма­ лейшего стеснения — секс, работу желудка, религиоз­ ные переживания, интимную жизнь политических деяте­ лей... Но есть один вопрос, который задавать нельзя. Неприлично! Об этом даже частенько предупреждают наших туристов, чтобы они случайно не опростоволоси­ лись. У американца не при­ нято спрашивать, сколько он зарабатывает. Будем надеяться, что в России национально-культур­ ный архетип достаточно си­ лен и деньги так и не станут «священной коровой*. Основания для надежды нам дает, в том числе, и та­ кое наблюдение. Если ваш ре­ бенок часто бьется в истери­ ке по поводу новых кроссовок или дорогой игрушки, преж­ де всего проанализируйте — только честно — свою семей­ ную ситуацию. Может быть, вы (или второй родитель) слишком часто принижаете его, то и дело ставите кого-то в пример, раздражаетесь? А может, у вас есть другой ре­ бенок, которого вы — неволь­ но, конечно, — любите боль­ ше? Всякое в жизни бывает. Бывают, наверно, и дети с какой-то врожденной страс­ тью к обогащению. Но в на­ шей достаточно обширной практике мы с такими еще не сталкивались. Обычно если психологический «рецепт» выписан правильно и душев­ ное самочувствие ребенка на­ лаживается, то и симптомы «золотой лихорадки» прохо­ дят сами собой. ИЗ НАШЕЙ ПОЧТЫ РОЖАЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ, АНЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА Прочла в «ЛГ» за 7 мар­ та статью «Будет ли росси­ янка мамой?» и подумала: хорошо, что в правитель­ стве помнят о женщинах, разрабатывают разного рода концепции и програм­ мы, да и сами представи­ тельницы прекрасного пола стали все чаще заявлять о себе как о серьезной обще­ ственно-политической силе (пример тому — недавний съезд женщин Липецкой области). Только этого мало для того, чтобы сподвиг- нуть наших соотечествен­ ниц на выполнение пред­ назначенной им природой миссии — быть мамами. И проблема тут, по-моему, не только в отсутствии уверен­ ности в завтрашнем дне, но и в приземленном, «рыноч­ ном» сознании людей, стремлении «быть не хуже других». Одна моя знакомая на вопрос: «Почему они с му­ жем не решаются завести второго ребенка?» ответила так: «Не хотим плодить го­ лытьбу*. И это при том, что ее супруг зарабатывает вполне приличные деньги, их хватает на полноценную еду, хорошую одежду, со­ временную технику, вклю­ чая компьютер, ежегодный семейный отдых на море... Я, конечно, понимаю, у всех свои запросы: кому-то подавай виллу на Канарах, а кто-то мечтает о собствен­ ной молодоженке, где мож­ но было бы уместить дет­ скую кроватку. Но чаще всего именно материальные интересы молодой семьи бе­ рут верх над желанием об­ завестись потомством. Се­ годня мы боимся, что у нас не хватит денег на новомод­ ную куртку для единствен­ ного чада, и стремимся во что бы то ни стало поймать ♦ за хвост» удачу, а завтра удивляемся: откуда в нас столько злобы, стяжатель­ ства, безразличия? Боюсь, от них не избавят никакие правительственные про­ граммы. Только мы сами! А потому хочу обратиться ко всем женщинам: не бойтесь материнских забот и ответ­ ственности, отдавайте де­ тям все самое лучшее, что есть у вас и чего не купишь ни за какие деньги. Ведь вы тоже когда-то были детьми и выросли, слава Богу, без чипсов и чупа- чупсов, сумасшедших по цене мини-юбок и «топи- ков». Не бойтесь рожать сегодня, пока у вас есть силы и здоровье. Помните: рожаете вы для себя, а не для государства. Ольга КОРТОВА, мать. г. Липецк. ШИПЕЦКАЯ • я газета 1 1 а щ т * т р о г г . , М ногие м ол о ды е лю ди создаю т семью по о дн ой и той ж е причине: д олж ен родиться р еб ен о к . На них давят родители , учителя, общ еств енн о е м н ен и е ... В о бщ ем , получается, что бр ак нуж ен вовсе не парню и д ев уш к е и их р еб ен к у , а окруж ающ им : педагогам в ш кол е, со седям по лестничной клетке, у б о рщ и ц е в п о д ъ е з д е ... Х орош о ли это? Может, м олоды м н а д о дать возможность самим принять р еш ени е? Ведь по статистике, большинство таких бр ак ов распадаю тся в первы е г о д -д в а ... 11111 1. ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ Узнав о своей беременно­ сти, Юля сразу же сообщила эту новость Жене, потому что ближе у нее не было никого. Она безумно его любила и надеялась, что ребенок укре­ пит их отношения. Женин ответ был более чем катего­ ричным: «Делай аборт». Как? Она даже представить себе не могла этого. А как же доверие, любовь — неужели все было ложью?.. Женя ушел, а Юля ночью решила, что аборт делать не будет. А если малыш не ну­ жен отцу, то это уже дело Евгения. Через некоторое время, ищут себя. Тем не менее вез­ де есть постоянное ядро. И еще: ребятам нравится, что есть и возможность занимать­ ся в удобное для них время. Двери-то в этом Доме откры­ ты с утра до вечера. Не влияет ли такое «рва­ ное» расписание на качество обучения? Вместо ответа на мой вопрос Савельева повела меня по учебно-производ­ ственным цехам и стала по­ казывать детские поделки: глиняные игрушки, пласти­ ковую керамику, робкие ри- ВОЗВРАЩ ЕНИЕ К ТРАДИЦИИ прочих материалов. Кто на что горазд. Но Савельевой все мало, она не устает искать новые таланты. Результатом стала череда персональных выставок А. Ерилова, С. Ка­ линина, В. Титова, других живописцев, включая извес­ тного липецкого художника Е. Сальникова. Подлинным явлением в культурной жиз­ ни города стала юбилейная выставка старейшины лебе­ дянских живописцев А. Куз­ нецова, приуроченная к 100- летию со дня его рождения. Состоялись и первые семей­ ные выставки, счет которым открыли супруги Безлепки­ ны из села Больше-Попово. Новый год и новая затея — коллективная выставка «Умельцы земли троекуров- ской», подготовленная совме­ стно с работниками тамошне­ го ДК. Затем Савельева и ее команда решились на орга­ низацию выездных выставок. Они уже успели показать по­ делки умельцев в Куймани, Куликовке, других селах. — Эта колгота стоит уси­ лий, — заметила Савельева. — Наши экспозиции как светлый лучик для отдохно­ вения душе. А умельцам все­ гда хочется показать свое творчество. Публика вдох­ новляет мастера. И в доказательство сосла­ лась на Г. Уколова: чтобы выставиться в Доме ремесел, художник за месяц сделал больше, чем за все последнее десятилетие. Конечно, Дом ремесел не промысловое предприятие. У него иная цель: приобщение молодежи к истокам родной культуры. Неудивительно, что традиционными стали здесь класс-уроки городских школ, семинары культпрос­ ветработников. Но, как гово­ рится, на одном энтузиазме далеко не уедешь. Поэтому все активнее попытки зара­ ботать на хлеб насущный. Тон задают производствен­ ные мастера, отдавая твор­ честву каждую свободную! от занятий минуту, выпол-1 няя заказы населения. Ма-1 стер Иванникова распахну-1 ла передо мной скроенное! из цветных лоскутков оде-! яло, за которое уже на­ шлись охотники раскоше-1 литься на 1500 рэ. В гон­ чарной мастерской увидел, как в умелых руках маете-1 ра Титова обычный кусок ! глины превратился в изящную цветочную вазу! — осталось высушить и: покрыть глазурью. Щедро! развернулся в бывшей ко-! тельной со своим хозяй­ ством мастер художествен­ ной резьбы по дереву Кузь­ мин: чего тут только нет — от обычных рамок и под­ рамников до уникальных окладов икон! — Мы деньги зарабаты­ ваем тем, что создаем и ре­ ализуем, — прокомменти­ ровала Савельева. — Де­ лятся с нами за услуги от реализации своих изделий авторы работ. По нынеш­ ним ценам — мелочевка, но || ее хватает на ткани, нитки, 1 пиломатериалы. Даже вык- ц раиваем на оборудование. Все лучше, чем из бюдже­ та канючить. Вот так по крупицам, шаг за шагом Дом ремесел завоевывает авторитет, об­ растает активом. За шесть лет его школу прошли бо­ лее 400 человек. За 6000 перевалило число экскур­ сантов. И вдобавок ко все­ му — куча дипломов обла­ стных и всероссийских вы­ ставок. А в голове у дирек­ тора множество новых за­ думок, которые непремен­ но воплотятся в муници­ пальном предприятии культуры с вывеской «Дом ремесел». Евгений КАРПУХИН, | соб. корр. «Липецкой! газеты». В ыпуск п о д г о то в и л о Елена ТАРА В К ОВА ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ И д ея о со здании в Л еб едяни Д ом а р ем ес ел , где школьники б удут осваивать азы н ар о дн о го мастерства, бр одили в головах отц ов -к ом ан ди р ов многие годы . Но все что-то м еш ал о : то н е было п о дх о дящ его оф и са , то в районн ом бю дж е т е оказывалась ды р а ... Плюс вопрос: кто мог бы возглавить такой Дом? И вот семь лет из ста­ ринного кирпичного особ­ няка, что на улице Совет­ ской, съехал райсобес. В схватке за «жилплощадь» победил, я полагаю, здра­ вый смысл. К тому време­ ни и кандидатура руково­ дителя в лице переселенки из Душанбе Валентины Са­ вельевой появилась. Она прошла хорошую школу — от райкомовского клерка до главного консультанта Пре­ зидиума Верховного Сове­ та Таджикской ССР. Непо­ седа, энтузиаст, в Лебедя­ ни она активничала в рай­ совете ветеранов войны и труда. Ветераны не только сыграли главную роль в решении судьбы особняка. Они и рекомендовали Саве­ льеву в директора. Передо мной — обая­ тельная, статная шатенка, которая страстно пытается втолковать мне, как важно сберечь для поколений тра­ диционные народные ре­ месла, эту часть всей на­ шей самобытной культу­ ры... — Время безжалостно. Не сделаем этого сегодня, завтра будет поздно. Ровно год ушел на кап- реконструкцию здания. Са­ вельевой тогда пригодилась и ее изначальная профес­ сия строителя, и завидная настойчивость. Торж е­ ственное открытие Дома ремесел пришлось на 1 мая, как праздничный пода­ рок лебедянцам. Укомплектовать штат про­ изводственных мастеров — большого труда не состави­ ло. Одних с помощью райцен­ тра занятости населения «подковали» на курсах обла­ стного Дома народного твор­ чества, другим, как Алексан­ дру Колыхалову, и учеба не требовалась. Он возглавил первый кружок лозоплете- ния. Казалось бы, кому в наш век сплошной компьютериза­ ции это интересно? — Я тоже поначалу сомне­ валась, — призналась Вален­ тина Серафимовна. — Пока к дедушке Саше не выстрои­ лась очередь ребят вперемеж­ ку с родителями. Потом заработали круж­ ки лоскутного шитья и руч­ ного ткачества, гончарный, художественной резьбы по дереву... Года два назад в ДЮЦ как-то выдохся кружок аппликации на стекле плас­ тилином. Поникшее знамя подхватил Дом ремесел, и, представьте себе, сегодня это занятие одно из популярных у детворы! Или другой при­ мер. Сменила место житель­ ства мастер хохломской рос­ писи, а замены себе не под­ готовила. И все-таки свято место пусто не бывает: по­ явился кружок изобразитель­ ного искусства, благо Лебе­ дянь исстари славна живо­ писцами... Сегодня в Доме ремесел активно действуют семь творческих объединений, здесь занимаются более 70 человек. В одном — погуще, в другом — пожиже, но, как говорится, о вкусах не спо­ рят. — Важно другое, — счи­ тает Савельева. — Мы увели ребят с улицы. А навыки, которые они получат у нас, пригодятся в жизни всегда. Понятно, здесь ни наме­ ка на принудиловку. Не беда, что непостоянны соста­ вы кружков. Непостоянна сама детская натура: сегод­ ня хочется одного, завтра другого. Пусть пробуют, Б Р А К ПО набравшись мужества, Юля рассказала все родителям. Мама плакала, отец молча оделся и ушел. Вернувшись через полчаса с пакетом фруктов, он сказал дочери: «Будущей матери нужны витамины». Да, родители под­ держали Юлю, хотя это им было нелегко, они все-таки люди «старой закалки». По­ добной трусости от Жени никто не ожидал, но и при­ нуждать его к никому не нуж­ ной свадьбе не стали. В конце января Юля ро­ дила сына. Назвала Сашкой. Поначалу Юле было тя­ жело заботиться о малыше и заканчивать одиннадцатый класс. В школе иные говори­ ли, что жизнь себе она испор­ тила, родив в неполные 17, опозорила чуть ли не весь район тем, что не затащила хлопца под венец. Однако жестокое понятие «мать-оди­ ночка» Юля к себе никогда не относила и не относит. «Одиночка — это когда ря­ дом никого нет. А у меня — и мама, и папа, и бабушка, и друзья. Теперь точно знаю, какие из них настоящие. Даже молодой человек, кото­ рый считает то, что у меня ребенок, а не помеха...», — говорит Юля. Конечно, ей уже не инте­ ресны дискотеки, различные тусовки. Главное для нее — Сашка. «Дети — это счастье, это дар...» Жаль, что Женя за все время этого так и не понял. Его сыну уже год, а малыш лишь пару раз видел его. Пока ребенок этого не понимает, но чем дальше, тем больше он будет нуж­ даться в отце. Юлю тревожит мысль о неизбежном разгово­ ре с сыном, да только нужен ли Сашке такой отец? Отве­ тить на эти вопросы сможет только сам Сашка. Когда вы­ растет. Возможно, Женя так и останется просто мужчиной с фотографии рядом с мамой, человеком, до которого маль­ чику не будет никакого дела... ИСТОРИЯ ВТОРАЯ Трудно сказать, когда и как встретились Юра и Лера, было ли чувство, любовь... Когда Лере было 16, она по- сунки и зрелые натюрморты, столярные сюжеты, яркую палитру лоскутных одеял, художественных панно... Потихоньку-полегоньку Дом ремесел обзавелся инст­ рументом и оборудованием. Все как полагается: универ­ сальные токарные станки по дереву и металлу, гончарный круг, электросушильные печи вкупе со шкафом, швей­ ные машинки, станки ручно­ го ткачества... И уже тесны стали производственное пло­ щадки. Для тех же лозопле- тов пришлось выклянчить одну из боковух в машзавод- ском ДК, любители живопи­ си обосновались в школе сла­ бослышащих детей. Приго­ дилось и подвальное помеще­ ние Дома ремесел — там обо­ рудовали «столярку» и гон­ чарный цех. Зато в привилегированном положении постоянно дей­ ствующая выставка изделий, получившая у горожан ста­ тус «Лебедянской Третьяков­ ки». Причем хозяева тут не только школьники. — У нас каждый может выставить свои изделия. И даже продать, — уточнила Валентина Серафимовна. Пока Савельева принима­ ла очередную экскурсию, насчитал в обоих залах 140 художественных полотен и более 200 изделий из дере­ ва, соломки, лозы, тканей, няла, что беременна, и выш­ ла замуж за Юру. Все счита­ ли, что это лучший выход, что брак — страховка от всех неврозов и гарантия, что у ребенка в свидетельстве о рождении будет отец. Падче­ рица в многодетной семье, Лера не захотела вернуться домой, хотя мачеха ее и уго­ варивала. Как-никак она же воспитала Леру и бросить их с ребенком не могла. Только Лера не пошла домой, реши­ ла, что с мужем будет луч­ ше. Семья Юры тоже была неполной, и они решили на­ чать взрослую жизнь само­ стоятельно, воспользовав­ шись временным жильем. Юра был далек от идеала: пил, избивал Леру, но она терпела ради маленькой доч­ ки. Все это продолжалось до тех пор, пока малышке не исполнилось полгода. Рабо­ тать и содержать семью Юра по-прежнему не хотел. Начал воровать, обокрал собствен­ ного отца, пытавшегося хоть чем-то помочь семье сына. И вскоре угодил в места не столь отдаленные, сколь изо­ лированные. Лера осталась одна. «Есть было нечего, де­ нег не было даже на пелен­ ки, — объясняет Лера. — И я отнесла мою девочку в Дом ребенка...» Где сейчас Лера, трудно сказать... Она не отдала сво­ его ребенка семье, в которой сама росла, предпочтя ей по­ сильную заботу государства. Может, из гордости, а может, из-за недоверия к родствен­ никам. Да и важно ли это малышке, живущей в искус­ ственном уюте Дома ребенка? Возможно, она никогда не узнает, что такое родительс­ кая любовь и забота, не уз­ нает, что значит быть доче­ рью. Юлия КОЛПАКОВА, студентка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz