Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ЕСЛИ ПРЕДРАССУДОК НЕ СДАЕТСЯ, п о с о б и е ДЛЯ ТРУДНЫХ РОДИТЕЛЕЙ « О ч а г» п р о д о лж а ет п у б л и к а ц и ю с е р и и ст а т е й д е т с к и х п с и х о т е р а п е в т о в И р и н ы М е д в е д е в о й и Т а т ь я н ы НГиш овой. Т е м а и н а эт о т р а з н е п р о ст а . Поч ему-то принято счи тать, что предрассудок — это очень плохо. Как обычно го ворят? «Глупые предрассуд ки*, «идиотские», «неле пые»... И никто никогда не скажет: — Какой чудесный, какой умный предрассудок! Но давайте попробуем от решиться от стереотипа и вдумаемся в смысл слова ♦предрассудок». «Пред-рас- судок», то есть перед рассуд ком, прежде рассудка... Иначе говоря, это предсоз- нание. Сегодня уж е самые отъявленные скептики не решаются спорить, что со знание — это лишь часть ог ромного айсберга. И пред- сознание, конечно же, имеет очень большую силу, хотя мы часто не отдаем себе в этом отчета. Сколько было негоду ющих возгласов и старуше чьего шипения, когда в 60-е годы в моду входили мини- юбки. — Что ж ты делаешь?! Срам-то какой! — причитала бабка. — Да сейчас все так хо дят, бабушка! Отстань ты со своими предрассудками! — отвечала внучка, выпархивая на улицу. И оказалась права. Все так ходят... Хотя... Обычно, выйдя замуж, женщина с удовольствием меняет брос кое и вызывающее «брачное оперение* на более спокой- ную, традиционную одежду. Однако есть предрассуд ки особо стойкие. Сколько с ними ни бейся — ничего не добьешься. После революции новая власть объявила пред рассудком религию: сносили храмы, запрещали ходить в церковь... И все же люди тай но крестили детей, молились и исповедовались. А про Пас ху и говорить нечего! Теперь найдена новая ми шень. «Большевики внуша ли народу, что стыдно быть богатым. А ведь все как раз наоборот! Стыдно быть бед ным!» Сразу оговоримся: мы тоже росли в этой стране, но как-то не припомним, чтобы детям внушалась установка «стыдно быть богатым». Стыдно быть жадным — да. Стыдно обижать слабых. Стыдно предавать друзей. Впрочем, у каждого свои вос поминания... Но, конечно, нельзя отри цать, что к богатым в Рос сии было специфическое от ношение. Тут и ненависть, и зависть, и подобострастие, и высокомерное — не но чину — презрение. Но в ос нове — ничего не поделаешь! — безусловно, лежит непри язнь. А неужто и впрямь боль шевики такие всесильные? За каких-то семьдесят лет сумели внушить многомил лионному народу, который на протяжении всей своей мно говековой истории обожал здоровое предприниматель ство, люмпенскую идеоло гию? Народу-рыночнику — антирыночные настроения? Демоны — да и только! Вспомним одну общеизве стную сказку — «Золотая рыбка» (ее больше знают в переложении Пушкина под названием «Сказка о рыбаке и рыбке»). Неуемная жад ность старухи, жажда обога щения и власти воспринима ются анонимным сказителем как нечто греховное, а пото му заслуживающее кары — разбитого корыта. А вот герой русской сказ ки Никита Кожемяка. Он не редко появляется и в русских былинах. Никита Кожемяка, гово рится в конце, сделавши свя тое дело, НЕ ВЗЯЛ ЗА РА БОТУ НИЧЕГО, пошел опять кожи мять. Ладно, это все дело про шлое, а «новое поколение выбирает пепси». Диснеев ский мультсериал «Утиные истории» целиком посвящен теме обогащения. Ради золо та герои готовы отправиться куда угодно: в прошлое, в будущее, в дебри Амазонки, на морское дно. Наши же дети готовы с утра до ночи следить за их приключения ми. Но спросите: как они от носятся к дядюшке Скруд- жу, который явно задуман авторами как пример для под ражания? Вот ти пичный от вет нашего ребенка: — Дядюшка Скрудж?.. Нет, вообще-то он мне не очень нравится... Он богатый, жадный, купа: ется в деньгах... Австрийский психолог, которому мы рассказывали о принципах нашей работы, с завистью воскликнул. — Вам повезло! Вы може те опираться на желание рус ских детей стать лучше. Наши дети, к сожалению, мечтают только об одном: стать богаче. Нет, почему же? И рос сийские малыши не прочь разбогатеть. Тем более вок руг сейчас столько соблазнов: «сникерсы», бананы, иност ранные игрушки... Но и же лание разбогатеть тут какое- то своеобразное. — Я хочу быть богатым только наполовину и отдавать все остальное бедным. (Из социологического опроса). Не будем долго теорети зировать, остановимся толь ко на двух моментах. Во-первых, традиционная нравственность — это гра нитные берега, которые не дают разлиться бурной реке бессознательного. Это устои, а устои для того и существу ют, чтобы придавать устой чивость, стабильность чело веку и обществу. Неправда, что дети не любят дидакти ку. Они не любят занудство, а дидактику обожают, если ее преподносить в мало-мальски занимательной форме. Разрабатывая вариант своей методики для дошколь ников, мы придумали, что у нас будут такие нравоучи тельные персонажи: брат и сестра примерные (Ивануш ка и Аленушка), и скверные (Катька и Петька). Мы пока зываем детям небольших кукол и разыгрываем с ними весьма незатейливые истории на темы: «доброта — злоба», «щедрость — жад ность», «лень — трудолю бие» и т. д. Мы задумывали эту игру лишь как введение, как пре людию к более серьезному воздействию на психику па циентов. Но на практике семи-, восьми- даже девяти летки слушают наши расска зы, затаив дыхание, и так сопереживают, словно им по казывают захватывающий приключенческий фильм. И второе соображение. Ребенок, воспитанный вне традиции, будет чувствовать себя дис комфортно еще и потому, что окружающие — и дети, и взрослые — будут смотреть на него, в лучшем случае, пренебрежительно-отчуж- денно, а в худшем — с от кровенной враждебностью. И это неминуемо скажется на психике, на мировосприятии, на судьбе. Однако не стоит впадать в противоположную край ность, не будьте «мальчиком наоборот». Не надо в проти вовес сегодняшней накачке внушать ребенку, что день ги — мусор, что думать о деньгах и связанных с ними удовольствиях позорно. Это ведь тоже неправда. На са мом-то деле очень хорошо, когда человек свободен от мыслей о куске хлеба и мо жет купить то, что ему понра вится. И уж совсем недопус тимо формировать в ребенке комплекс бедного человека, сто раз на дню повторяя: — Мы не можем себе это го позволить. Мы нищие, — и т.п. В бедности не должно быть пафоса. Это, как и бо гатство, не предмет гордос ти. Сейчас когда расслоение в обществе становится все заметнее, есть большой со блазн объявить себя нищими и противопоставлять «чест ную бедность* богатству, на житому несправедливым пу тем. Навязчивая манифеста ция нищеты наносит ребен ку непоправимый вред... У такого ребенка формируется психология жалкого, всеми униженного и обиженного «маленького человека». А ведь такой человек только в фильмах Чаплина да в рома нах Диккенса кажется трога тельным. В жизни он стра шен. Он с детства усвоил, что в мире все для богатых и сильных, а он жалкая букаш ка, с которой можно сделать все, что угодно. Поэтому кровь его отравлена завис тью, ненавистью и страхом. Такой человек несчастлив сам и за это считает себя вправе делать несчастными окружающих. , Как вы думаете, какой вопрос является запретным в современной американской культуре? О чем никогда не говорят эти, казалось бы, со вершенно свободные люди? Они все обсуждают без ма лейшего стеснения — секс, работу желудка, религиоз ные переживания, интимную жизнь политических деяте лей... Но есть один вопрос, который задавать нельзя. Неприлично! Об этом даже частенько предупреждают наших туристов, чтобы они случайно не опростоволоси лись. У американца не при нято спрашивать, сколько он зарабатывает. Будем надеяться, что в России национально-культур ный архетип достаточно си лен и деньги так и не станут «священной коровой*. Основания для надежды нам дает, в том числе, и та кое наблюдение. Если ваш ре бенок часто бьется в истери ке по поводу новых кроссовок или дорогой игрушки, преж де всего проанализируйте — только честно — свою семей ную ситуацию. Может быть, вы (или второй родитель) слишком часто принижаете его, то и дело ставите кого-то в пример, раздражаетесь? А может, у вас есть другой ре бенок, которого вы — неволь но, конечно, — любите боль ше? Всякое в жизни бывает. Бывают, наверно, и дети с какой-то врожденной страс тью к обогащению. Но в на шей достаточно обширной практике мы с такими еще не сталкивались. Обычно если психологический «рецепт» выписан правильно и душев ное самочувствие ребенка на лаживается, то и симптомы «золотой лихорадки» прохо дят сами собой. ИЗ НАШЕЙ ПОЧТЫ РОЖАЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ, АНЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА Прочла в «ЛГ» за 7 мар та статью «Будет ли росси янка мамой?» и подумала: хорошо, что в правитель стве помнят о женщинах, разрабатывают разного рода концепции и програм мы, да и сами представи тельницы прекрасного пола стали все чаще заявлять о себе как о серьезной обще ственно-политической силе (пример тому — недавний съезд женщин Липецкой области). Только этого мало для того, чтобы сподвиг- нуть наших соотечествен ниц на выполнение пред назначенной им природой миссии — быть мамами. И проблема тут, по-моему, не только в отсутствии уверен ности в завтрашнем дне, но и в приземленном, «рыноч ном» сознании людей, стремлении «быть не хуже других». Одна моя знакомая на вопрос: «Почему они с му жем не решаются завести второго ребенка?» ответила так: «Не хотим плодить го лытьбу*. И это при том, что ее супруг зарабатывает вполне приличные деньги, их хватает на полноценную еду, хорошую одежду, со временную технику, вклю чая компьютер, ежегодный семейный отдых на море... Я, конечно, понимаю, у всех свои запросы: кому-то подавай виллу на Канарах, а кто-то мечтает о собствен ной молодоженке, где мож но было бы уместить дет скую кроватку. Но чаще всего именно материальные интересы молодой семьи бе рут верх над желанием об завестись потомством. Се годня мы боимся, что у нас не хватит денег на новомод ную куртку для единствен ного чада, и стремимся во что бы то ни стало поймать ♦ за хвост» удачу, а завтра удивляемся: откуда в нас столько злобы, стяжатель ства, безразличия? Боюсь, от них не избавят никакие правительственные про граммы. Только мы сами! А потому хочу обратиться ко всем женщинам: не бойтесь материнских забот и ответ ственности, отдавайте де тям все самое лучшее, что есть у вас и чего не купишь ни за какие деньги. Ведь вы тоже когда-то были детьми и выросли, слава Богу, без чипсов и чупа- чупсов, сумасшедших по цене мини-юбок и «топи- ков». Не бойтесь рожать сегодня, пока у вас есть силы и здоровье. Помните: рожаете вы для себя, а не для государства. Ольга КОРТОВА, мать. г. Липецк. ШИПЕЦКАЯ • я газета 1 1 а щ т * т р о г г . , М ногие м ол о ды е лю ди создаю т семью по о дн ой и той ж е причине: д олж ен родиться р еб ен о к . На них давят родители , учителя, общ еств енн о е м н ен и е ... В о бщ ем , получается, что бр ак нуж ен вовсе не парню и д ев уш к е и их р еб ен к у , а окруж ающ им : педагогам в ш кол е, со седям по лестничной клетке, у б о рщ и ц е в п о д ъ е з д е ... Х орош о ли это? Может, м олоды м н а д о дать возможность самим принять р еш ени е? Ведь по статистике, большинство таких бр ак ов распадаю тся в первы е г о д -д в а ... 11111 1. ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ Узнав о своей беременно сти, Юля сразу же сообщила эту новость Жене, потому что ближе у нее не было никого. Она безумно его любила и надеялась, что ребенок укре пит их отношения. Женин ответ был более чем катего ричным: «Делай аборт». Как? Она даже представить себе не могла этого. А как же доверие, любовь — неужели все было ложью?.. Женя ушел, а Юля ночью решила, что аборт делать не будет. А если малыш не ну жен отцу, то это уже дело Евгения. Через некоторое время, ищут себя. Тем не менее вез де есть постоянное ядро. И еще: ребятам нравится, что есть и возможность занимать ся в удобное для них время. Двери-то в этом Доме откры ты с утра до вечера. Не влияет ли такое «рва ное» расписание на качество обучения? Вместо ответа на мой вопрос Савельева повела меня по учебно-производ ственным цехам и стала по казывать детские поделки: глиняные игрушки, пласти ковую керамику, робкие ри- ВОЗВРАЩ ЕНИЕ К ТРАДИЦИИ прочих материалов. Кто на что горазд. Но Савельевой все мало, она не устает искать новые таланты. Результатом стала череда персональных выставок А. Ерилова, С. Ка линина, В. Титова, других живописцев, включая извес тного липецкого художника Е. Сальникова. Подлинным явлением в культурной жиз ни города стала юбилейная выставка старейшины лебе дянских живописцев А. Куз нецова, приуроченная к 100- летию со дня его рождения. Состоялись и первые семей ные выставки, счет которым открыли супруги Безлепки ны из села Больше-Попово. Новый год и новая затея — коллективная выставка «Умельцы земли троекуров- ской», подготовленная совме стно с работниками тамошне го ДК. Затем Савельева и ее команда решились на орга низацию выездных выставок. Они уже успели показать по делки умельцев в Куймани, Куликовке, других селах. — Эта колгота стоит уси лий, — заметила Савельева. — Наши экспозиции как светлый лучик для отдохно вения душе. А умельцам все гда хочется показать свое творчество. Публика вдох новляет мастера. И в доказательство сосла лась на Г. Уколова: чтобы выставиться в Доме ремесел, художник за месяц сделал больше, чем за все последнее десятилетие. Конечно, Дом ремесел не промысловое предприятие. У него иная цель: приобщение молодежи к истокам родной культуры. Неудивительно, что традиционными стали здесь класс-уроки городских школ, семинары культпрос ветработников. Но, как гово рится, на одном энтузиазме далеко не уедешь. Поэтому все активнее попытки зара ботать на хлеб насущный. Тон задают производствен ные мастера, отдавая твор честву каждую свободную! от занятий минуту, выпол-1 няя заказы населения. Ма-1 стер Иванникова распахну-1 ла передо мной скроенное! из цветных лоскутков оде-! яло, за которое уже на шлись охотники раскоше-1 литься на 1500 рэ. В гон чарной мастерской увидел, как в умелых руках маете-1 ра Титова обычный кусок ! глины превратился в изящную цветочную вазу! — осталось высушить и: покрыть глазурью. Щедро! развернулся в бывшей ко-! тельной со своим хозяй ством мастер художествен ной резьбы по дереву Кузь мин: чего тут только нет — от обычных рамок и под рамников до уникальных окладов икон! — Мы деньги зарабаты ваем тем, что создаем и ре ализуем, — прокомменти ровала Савельева. — Де лятся с нами за услуги от реализации своих изделий авторы работ. По нынеш ним ценам — мелочевка, но || ее хватает на ткани, нитки, 1 пиломатериалы. Даже вык- ц раиваем на оборудование. Все лучше, чем из бюдже та канючить. Вот так по крупицам, шаг за шагом Дом ремесел завоевывает авторитет, об растает активом. За шесть лет его школу прошли бо лее 400 человек. За 6000 перевалило число экскур сантов. И вдобавок ко все му — куча дипломов обла стных и всероссийских вы ставок. А в голове у дирек тора множество новых за думок, которые непремен но воплотятся в муници пальном предприятии культуры с вывеской «Дом ремесел». Евгений КАРПУХИН, | соб. корр. «Липецкой! газеты». В ыпуск п о д г о то в и л о Елена ТАРА В К ОВА ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ И д ея о со здании в Л еб едяни Д ом а р ем ес ел , где школьники б удут осваивать азы н ар о дн о го мастерства, бр одили в головах отц ов -к ом ан ди р ов многие годы . Но все что-то м еш ал о : то н е было п о дх о дящ его оф и са , то в районн ом бю дж е т е оказывалась ды р а ... Плюс вопрос: кто мог бы возглавить такой Дом? И вот семь лет из ста ринного кирпичного особ няка, что на улице Совет ской, съехал райсобес. В схватке за «жилплощадь» победил, я полагаю, здра вый смысл. К тому време ни и кандидатура руково дителя в лице переселенки из Душанбе Валентины Са вельевой появилась. Она прошла хорошую школу — от райкомовского клерка до главного консультанта Пре зидиума Верховного Сове та Таджикской ССР. Непо седа, энтузиаст, в Лебедя ни она активничала в рай совете ветеранов войны и труда. Ветераны не только сыграли главную роль в решении судьбы особняка. Они и рекомендовали Саве льеву в директора. Передо мной — обая тельная, статная шатенка, которая страстно пытается втолковать мне, как важно сберечь для поколений тра диционные народные ре месла, эту часть всей на шей самобытной культу ры... — Время безжалостно. Не сделаем этого сегодня, завтра будет поздно. Ровно год ушел на кап- реконструкцию здания. Са вельевой тогда пригодилась и ее изначальная профес сия строителя, и завидная настойчивость. Торж е ственное открытие Дома ремесел пришлось на 1 мая, как праздничный пода рок лебедянцам. Укомплектовать штат про изводственных мастеров — большого труда не состави ло. Одних с помощью райцен тра занятости населения «подковали» на курсах обла стного Дома народного твор чества, другим, как Алексан дру Колыхалову, и учеба не требовалась. Он возглавил первый кружок лозоплете- ния. Казалось бы, кому в наш век сплошной компьютериза ции это интересно? — Я тоже поначалу сомне валась, — призналась Вален тина Серафимовна. — Пока к дедушке Саше не выстрои лась очередь ребят вперемеж ку с родителями. Потом заработали круж ки лоскутного шитья и руч ного ткачества, гончарный, художественной резьбы по дереву... Года два назад в ДЮЦ как-то выдохся кружок аппликации на стекле плас тилином. Поникшее знамя подхватил Дом ремесел, и, представьте себе, сегодня это занятие одно из популярных у детворы! Или другой при мер. Сменила место житель ства мастер хохломской рос писи, а замены себе не под готовила. И все-таки свято место пусто не бывает: по явился кружок изобразитель ного искусства, благо Лебе дянь исстари славна живо писцами... Сегодня в Доме ремесел активно действуют семь творческих объединений, здесь занимаются более 70 человек. В одном — погуще, в другом — пожиже, но, как говорится, о вкусах не спо рят. — Важно другое, — счи тает Савельева. — Мы увели ребят с улицы. А навыки, которые они получат у нас, пригодятся в жизни всегда. Понятно, здесь ни наме ка на принудиловку. Не беда, что непостоянны соста вы кружков. Непостоянна сама детская натура: сегод ня хочется одного, завтра другого. Пусть пробуют, Б Р А К ПО набравшись мужества, Юля рассказала все родителям. Мама плакала, отец молча оделся и ушел. Вернувшись через полчаса с пакетом фруктов, он сказал дочери: «Будущей матери нужны витамины». Да, родители под держали Юлю, хотя это им было нелегко, они все-таки люди «старой закалки». По добной трусости от Жени никто не ожидал, но и при нуждать его к никому не нуж ной свадьбе не стали. В конце января Юля ро дила сына. Назвала Сашкой. Поначалу Юле было тя жело заботиться о малыше и заканчивать одиннадцатый класс. В школе иные говори ли, что жизнь себе она испор тила, родив в неполные 17, опозорила чуть ли не весь район тем, что не затащила хлопца под венец. Однако жестокое понятие «мать-оди ночка» Юля к себе никогда не относила и не относит. «Одиночка — это когда ря дом никого нет. А у меня — и мама, и папа, и бабушка, и друзья. Теперь точно знаю, какие из них настоящие. Даже молодой человек, кото рый считает то, что у меня ребенок, а не помеха...», — говорит Юля. Конечно, ей уже не инте ресны дискотеки, различные тусовки. Главное для нее — Сашка. «Дети — это счастье, это дар...» Жаль, что Женя за все время этого так и не понял. Его сыну уже год, а малыш лишь пару раз видел его. Пока ребенок этого не понимает, но чем дальше, тем больше он будет нуж даться в отце. Юлю тревожит мысль о неизбежном разгово ре с сыном, да только нужен ли Сашке такой отец? Отве тить на эти вопросы сможет только сам Сашка. Когда вы растет. Возможно, Женя так и останется просто мужчиной с фотографии рядом с мамой, человеком, до которого маль чику не будет никакого дела... ИСТОРИЯ ВТОРАЯ Трудно сказать, когда и как встретились Юра и Лера, было ли чувство, любовь... Когда Лере было 16, она по- сунки и зрелые натюрморты, столярные сюжеты, яркую палитру лоскутных одеял, художественных панно... Потихоньку-полегоньку Дом ремесел обзавелся инст рументом и оборудованием. Все как полагается: универ сальные токарные станки по дереву и металлу, гончарный круг, электросушильные печи вкупе со шкафом, швей ные машинки, станки ручно го ткачества... И уже тесны стали производственное пло щадки. Для тех же лозопле- тов пришлось выклянчить одну из боковух в машзавод- ском ДК, любители живопи си обосновались в школе сла бослышащих детей. Приго дилось и подвальное помеще ние Дома ремесел — там обо рудовали «столярку» и гон чарный цех. Зато в привилегированном положении постоянно дей ствующая выставка изделий, получившая у горожан ста тус «Лебедянской Третьяков ки». Причем хозяева тут не только школьники. — У нас каждый может выставить свои изделия. И даже продать, — уточнила Валентина Серафимовна. Пока Савельева принима ла очередную экскурсию, насчитал в обоих залах 140 художественных полотен и более 200 изделий из дере ва, соломки, лозы, тканей, няла, что беременна, и выш ла замуж за Юру. Все счита ли, что это лучший выход, что брак — страховка от всех неврозов и гарантия, что у ребенка в свидетельстве о рождении будет отец. Падче рица в многодетной семье, Лера не захотела вернуться домой, хотя мачеха ее и уго варивала. Как-никак она же воспитала Леру и бросить их с ребенком не могла. Только Лера не пошла домой, реши ла, что с мужем будет луч ше. Семья Юры тоже была неполной, и они решили на чать взрослую жизнь само стоятельно, воспользовав шись временным жильем. Юра был далек от идеала: пил, избивал Леру, но она терпела ради маленькой доч ки. Все это продолжалось до тех пор, пока малышке не исполнилось полгода. Рабо тать и содержать семью Юра по-прежнему не хотел. Начал воровать, обокрал собствен ного отца, пытавшегося хоть чем-то помочь семье сына. И вскоре угодил в места не столь отдаленные, сколь изо лированные. Лера осталась одна. «Есть было нечего, де нег не было даже на пелен ки, — объясняет Лера. — И я отнесла мою девочку в Дом ребенка...» Где сейчас Лера, трудно сказать... Она не отдала сво его ребенка семье, в которой сама росла, предпочтя ей по сильную заботу государства. Может, из гордости, а может, из-за недоверия к родствен никам. Да и важно ли это малышке, живущей в искус ственном уюте Дома ребенка? Возможно, она никогда не узнает, что такое родительс кая любовь и забота, не уз нает, что значит быть доче рью. Юлия КОЛПАКОВА, студентка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz