Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

■преля 2002 г., N 9 68-69 (21696 ШИПЕЦКА Я •'■ газета ГС5 Г I Д «С ТВ ! ИН А СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РЫНОК ТРУДА СУАЬБА И РАБОТА Б ю л л е т е н ь Д е п а р т а м е н т а ф е д е р а л ь н о й г о с у д а р с т в е н н о й с л у ж б ы за н ят о ст и н а с е л е н и я п о Л и п е ц к о й о б л а с т и — и III: ■’З Ж Я » ОПЫТ I п р а в и л ь н ы й в ы б о р п р о ф е с с и и Т В О Е Б У Д У Щ Е Е я к В п о сл едн и е годы специалисты службы занятости насел ения , зан и ­ м ающ иеся проф ессиональной ори ен тац и ей , всё больш е у б еж д аю т ся в том , что выбор проф ессии для значительной части ю нош ей и д е в у ­ ш ек становится серь ёзн ой ж и зн ен н ой п р о бл ем ой . Как показываю т ис­ сл едов ан и я , интересы и проф ессиональный вы бор выпускников школ зачастую не совпадаю т и н е соответствуют потребностям вр ем ени . Не­ правильно выбранная проф ессия сниж ает и б е з того невысокий у р о ­ вень мотивации к у ч ё б е и р а б о т е по и збр анн ой специальности , не способствует становлению п роф есси он ал ов высокой квалификации. На рынок тр у да приходит м о л о д ёж ь н ек онк ур ен то сп о собн ая , н е у м е ­ ющ ая быстро адаптироваться к новой социально-экономич еской о б ­ становке. И как результат — б е зр а б о т и ц а , р а зо ч а р о в а н и е, н а р уш е­ ние жи зненны х планов , конфликт с самим со б ой и с общ еств ом , н ега ­ тивные последствия в ви д е роста преступности, нарком ании и т. д . А всё потом у, что р еал ь н о проф ори ен таци ей подра стающ его п о ­ коления сегодня никто н е заним ается . Система УПК р аспалась , к а би ­ неты проф ори ентации в ш кол ах ликвидированы , а если где-то и есть психологи , то р а б о ту в этом направл ении они проводят эп и зо ди ч ес­ ки, время от вр ем ени . Р еш ен и е этой непростой пробл емы в данны х условиях по в о зм ож ­ ности б ер у т на себя сл уж б а занятости населения и проф ессиональны е о бр а зов а т ел ь ны е у ч р еж д ен и я , так как им енн о они б ол ьш е других сталкиваются с тяжёлыми последствиями бессистемной проф ори ен та ­ ции м о л о д еж и . Об опыте Елецкого районн о го ЦЗН по р а б о т е с м о л о д ёж ью р асска- зы вает его д и р е ктор Владимир Ф ёдор ович КИРЬЯНОВ. Нестабильное состояние экономики создаёт сложную ситуацию на рынке труда нашего района. Особенно в затруднительном положении ШИоказывается молодёжь, как менее подготовленная в про­ фессиональном плане, а по­ тому и недостаточно конку­ рентоспособна. В 2001 году к данной категории относил­ ся каждый пятый в возрасте до 25 лет из общего числа зарегистрированных безра­ ботных, или 17 процентов. А если учесть, что в Центр Ц | занятости обращаются дале­ ко не все юноши и девушки, й ищущие работу, то эта циф- ' 4ра окажется ещё выше. Причин, по которым мо- % лодёжь не прибегает к услу- Щ гам службы занятости, не­ сколько. Одни просто не зна­ ют своих прав в сфере заня­ тости, другие считают унизи- тельным для себя носить ста­ тус безработного, у третьих ' отсутствует сама мотивация к труду. Проведенные нами иссле­ дования показали, что до об­ ращения в службу занятос­ ти за содействием в трудоус­ тройстве только 30 процен­ тов молодых людей имели работу, а с предприятий были высвобождены по раз­ личным причинам, в том чис­ ле и из-за низкой квалифи­ кации. Действия работодате­ лей в данном случае вроде бы оправданны: при возни­ кающих финансово-эконо­ мических трудностях они, конечно же, в первую оче­ редь стремятся избавиться от менее опытной части своих работников, то есть от моло­ дёжи. И в то же время ими допускается весьма серьёз­ ная ошибка — не решается проблема подготовки резер­ ва квалифицированных ра­ бочих кадров. Кто придёт на смену уходящим на пенсию? Этот вопрос, к сожалению, сегодня не волнует работода­ теля. Так как же быть моло­ дым? Где им набраться опы- Ш та, если увольняют до того, как они сумели чему-либо научиться? Из числа зарегистриро­ ванных нашим ЦЗН в 2001 году молодых людей более половины оказались на рын- ..ке труда впервые. За плеча- 11 ми у них школа или профес­ сиональное учебное заведе­ ние, а 50 процентов вообще не имели никакой профес- сии, что, конечно же, снижа­ ло их шанс на трудоустрой- : ство. Именно эта категория молодёжи являлась и явля­ ется долговременным факто- * ром напряжённости на рай­ онном рынке труда. Вместе с тем даже про­ фессиональное образование не даёт полной гарантии от безработицы. По причине не- востребованности ряда про­ фессий более 10 процентов выпускников профессио­ нальных учебных заведений лишены возможности рабо­ тать по приобретённой спе­ циальности. Ещё в более худ­ шем положении оказалась та часть молодёжи, которая из­ начально ошиблась в выбо­ ре своей профессии. А это не только временной фактор, материальные затраты, но и прежде всего психологичес­ кая травма юноши или де­ вушки. Профессиональная под­ готовка, разумная занятость молодёжи являются своего рода достоянием любого го­ сударства, вне зависимости от уровня его развития, а отсуТ*-*1 ствие должного внимания к вопросу занятости, как пра- ‘ вило, ведёт к негативным процессам в молодёжной сре­ де. Статистика подтвержда­ ет, что один процент роста безработицы среди молодёжи даёт два процента увеличе­ ния преступности. И тенден­ ции к сокращению молодёж­ ной безработицы при таком отношении к этой проблеме не намечается. Вот почему, чтобы не по­ полнять ряды безработных, быть конкурентоспособным на рынке труда, молодым людям необходимо заранее тщательно планировать свою профессиональную деятель­ ность. Право на выбор профес­ сии, рода занятий и работы в нашей стране предоставле­ но каждому. Однако, как показывает практика, его порой бывает трудно реали­ зовать: молодёжи не хвата­ ет знаний о самих професси­ ях, их перспективности, о требованиях, которые они предъявляют к личности ра­ ботающего. Выбор профессии — про­ цесс длительный. И чем рань­ ше у молодого человека сформируется социально­ профессиональная ориента­ ция, тем правильнее будет его выбор, надёжнее положе­ ние на рынке труда. Учиты­ вая это, наш центр занятос­ ти несколько перестроил свою работу с молодёжью. Мы не стали ждать, когда она придёт к нам в Центр за консультацией, а решили сами идти к ней. Так, по предложению ЦЗН, главой районной администрации было принято распоряжение ♦О профориентационной ра­ боте в образовательных уч­ реждениях района», соглас­ но которому определены ра­ бочие группы и утверждён график проведения этих ме­ роприятий в каждой школе конкретно. В состав групп вошли работники админист­ рации, специалисты ЦЗН, районного отдела народного образования, представители профессиональных учебных заведений и работодателей. Для участия в проведении профориентационной работы были приглашены также ро­ дители учащихся 8-11 клас­ сов, главы сельских админи­ страций. За период с ноября по декабрь включительно мы посетили все 23 средние и об­ щеобразовательные школы района. Встречи со старше­ классниками в них выли­ лись не в сухие формальные собрания, а в откровенные семейные беседы с исчерпы­ вающей информацией о по­ ложении на рынке труда, по­ требностях предприятий и хо­ зяйств района и города Ель­ ца в кадрах специалистов, об услугах по профориентации, оказываемых центром заня­ тости, об учебных заведени­ ях, в которых можно полу­ чить желаемую профессию, об условиях приёма и учёбы в них и так далее. Одним словом, довольны остались и организаторы этих встреч, а главное — сами учащиеся. В январе-феврале теку­ щего года выпускники обще­ образовательных школ рай­ она прошли компьютерное тестирование по вопросу вы­ бора профессий непосред­ ственно в центре занятости населения. А на апрель нами запланировано проведение совместно с администрацией района ярмарки вакансий учебных мест для учащихся 9-11 классов. Надеемся, что этот ком­ плекс мероприятий позволит решить сразу несколько за­ дач: оказать выпускникам помощь в правильном выбо­ ре профессии, конкуренто­ способной на рынке труда, дать понятие о перечне про­ фессий и их особенностях, об учебных заведениях, кото­ рые готовят специалистов той или иной профессии и со­ риентировать юношей и де­ вушек на получение требуе­ мой району специальности. Вторым и самым пробле­ матичным направлением де­ ятельности районной служ­ бы занятости в работе с мо­ лодёжью является её трудо­ устройство, и, прежде всего, таких слабозащищённых категорий, как сироты, юно­ ши, уволенные из рядов во­ оружённых сил и не имею­ щие первичной специально­ сти (профессии), лица, состо­ ящие на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, и другие. Решая задачу их трудо­ устройства, ЦЗН работает в тесном контакте с органами опеки, комиссией по делам несовершеннолетних, сель­ скими администрациями. Благодаря такому заинтере­ сованному взаимодействию, только в минувшем году нами было трудоустроено 48 молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет, 36 юношей и девушек успешно прошли профобучение и тоже обрели работу. У нас стало традицией: перед направлением на про­ фессиональную подготовку или для трудоустройства каждый молодой человек проходит в ЦЗН тестирова­ ние на предмет определения призвания к работе по вы­ бранной профессии или обу­ чения по ней, в обязатель­ ном порядке встречается с ди­ ректором центра. В ходе ин­ дивидуальных бесед уточня­ ется мотивация к труду на­ правляемого на работу по данной специальности, дают­ ся рекомендации по прави­ лам поведения в коллекти­ ве, отношению к своим обя­ занностям и утверждению себя как специалиста. У кого-то может возникнуть со­ мнение, дескать, нужны-то они, ваши беседы, нынешней молодёжи. На что на осно­ вании уже накопленного опыта могу ответить — да, нужны и весьма полезны. Большинству из них при вы­ боре профессии или места ра­ боты эти беседы помогли не допустить досадных ошибок. По итогам прошедшего года мы добились того, что зна­ чительное большинство на­ правленных нами на работу молодых людей прочно зак­ репились на предприятиях и не было ни одного случая прекращения обучения из-за нежелания получить выбран­ ную специальность. Важное место в деятель­ ности нашего районного Цен­ тра занятости населения за­ нимает работа с выпускника­ ми учебных заведений, как общеобразовательных, так и профессиональных. В 2001 году к нам обратилось 28 вы­ пускников, в том числе 16 — из общеобразовательных школ. Все они направлены на профобучение с целью по­ лучения первичной специ­ альности. А из 12 выпуск­ ников профучилищ 4 трудо­ устроены, 5 направлены на прохождение молодёжной практики, 2 участвуют в об­ щественных работах и толь­ ко один состоит на учёте в ЦЗН. С этой категорией моло­ дёжи мы также предвари­ тельно проводим обстоятель­ ные беседы, стараемся вну­ шить, что они, как специа­ листы, очень нужны району, что именно они являются сменой и нынешним квали­ фицированным кадрам рабо­ чих, и инициативным руко­ водителям хозяйств, и опыт- ЙННННННННЙМШНПМИЮ $.• 4Ж \ ч :- .. ч ’■ ч Яж ным административным ра­ ботникам, а потому долж­ ны относиться к своей ра­ боте и добросовестно, и творчески. Говоря сегодня о пробле­ мах трудоустройства моло­ дёжи, правильного выбора ею своего жизненного пути, не могу умолчать о той её части, которая нигде не ра­ ботает, не учится, но хочет праздно жить за чужой счёт. Есть такая и на селе. К сожалению, действенной управы на неё по тепереш­ ним законам, можно ска­ зать, нет. И тем не менее администрация района не оставляет это без внима­ ния. По предложению ЦЗН глава администрации рай­ она ежегодно издаёт распо­ ряжение о проведении вы­ ездных встреч представите­ лей заинтересованных сто­ рон с безработными непос­ редственно в сёлах. Их цель—трудоустройство без­ работных граждан и преж­ де всего молодёжи, опреде­ ление возможностей пере­ квалификации или проф­ подготовки юношей и деву­ шек, исходя из реальной по­ требности предприятий и хозяйств, расположенных поблизости от места жи­ тельства. Как правило, во встречах участвуют работо­ датели, представители рай­ онной и главы сельских ад­ министраций. В ходе бесед выявляются и склонность молодого человека к той или иной профессии, и сте­ пень серьёзности его отно­ шения к труду, и черты ха­ рактера. В то же время на­ лицо и воспитательный ас­ пект. Не проходят бесслед­ но такие встречи и для ра­ ботодателей. Они дают им возможность не только бли­ же узнать своих молодых земляков, но и осмыслить собственную ответствен­ ность за решение проблем их трудоустройства, свою причастность к становлению гражданина Отечества. Пользуясь случаем, хочу выразить сердечную благодарность за активную позицию в решении вопро­ сов трудоустройства, заня­ тости и воспитания молодё­ жи главам сельских адми­ нистраций А.П. Дёмину, Н.П. Семенихину, В.Н. Ов­ сянникову, В.Н. Дербунову и многим другим, которые совместно с Центром заня­ тости населения стараются оказать своим односельча­ нам и моральную, и мате­ риальную поддержку. Владимир КИРЬЯНОВ, директор Елецкого районного Центра занятости населения. шр ?• >'I Н'' I ■В >.. ■ !1 | . 1§§! и ш ШЦ 111 I I . ■I «У МЕНЯ РАСТУТ ГОДА, БУДЕТ МНЕ СЕМНАДЦАТЬ...» ЭКСПРЕСС -ТЕСТ Вы бор проф ессии — • сложный и I ответствен ный шаг в жизни к аж д о г о ч ел ов ек а , от котор о го б у д е т Щ, Зависеть его ■ф" дальн ейш ая деятельность. При р еш ении пробл емы «кем быть?» МЫ о м е н д у ем ьзоваться которыми п р ави л ам и . ПРАВИЛОПЕРВОЕ. Познай себя, свое собственное «Я»: —здоровье: —интересы и склонности; —способности, знания и умения. ПРАВИЛОВТОРОЕ. Узнай все о профессиях: —предмет, цель и условия труда; —пути получения профессии; —медицинские противопоказания; —требования профессии кличности (профессионально важ­ ные качества); —актуальность выбранной профессии на рынке труда и перс­ пективы ее развития. ПРАВИЛОТРЕТЬЕ. Соотнести себя с требованиями выбранной профессии. Для определения сферы профессиональной деятельно­ сти предлагаем экспресс-тест. „ Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец ле­ вой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат. Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука оказа­ лась сверху (Л или П)? Запишите результат. Возьмите ручку или карандаш. Попробуйте прицелиться, выб­ рав мишень, глядя на нее обоими глазами. Если мишень сильно смешается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз —веду­ щий. Инаоборот. Какой глаз ведущий? Запишите результат. Поаплодируйте. Какая ладонь сверху? Запишите результат. Обработка результатов. Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, к которому относятся профессии: биолог, цветовод, ветеринар, аг­ роном и т.д., где предмет труда —живая природа; дизайнер, ху­ дожник, артист, парикмахер, фотограф, модельер, закройщик и др., где предмет труда —художественные объекты (литература, живопись, искусство); юрист, учитель, воспитатель, врач, менед­ жер, социальный работник, секретарь-референт, официант, про­ давец и т.п., где предмет труда —человек, группылюдей, коллек­ тивы. Сочетание ПППП соответствует мыслительному типу, кко­ торому относятся профессии: пользователь ЭВМ, конструктор, пе­ реводчик, лингвист, специалист по маркетингу, бухгалтер и др., где предмет труда—цифры, числа, условные знаки, чертежи; ин­ женер, швея,технолог, автослесарь, водитель, радиомонтажники т.п., где предмет труда—различные виды техники. Сочетание ЛППП —преобладает мыслительный тип. Сочетание ЛЛЛП —преобладает художественный тип. Сочетание ЛЛПП отражает многообразие психологических структур. Конечно, по одному тесту определиться с выбором профессии невозможно, но это уже информация кразмышлению для вас. Для более профессионального подхода крешению этой важ­ ной проблемы советуем посетить ярмарки учебных мест или обра­ титься за помощью кпрофконсультантам в Центры занятости на­ селения своего города или района. Светлана СОБОЛЕВА, ведущий специалист отдела профориентации и профобучения. НАИТИ Ж Рождается человек , растёт, и у ж е с пер ­ вым самостоятельным ш агом по ещ ё зы б ­ кой для него з е м л е начинает проявлять свои природны е склонности, интересы. Хо­ р ош о , если р одители сум ею т их разгля­ деть и дать х о д развитию . Х ор ош о , если , достигнув со в ерш ен н ол ети я , он сам не спасует п е р е д трудностями и проявит н а ­ стойчивость в достиж ении поставленной цели . Из такого р е б ён к а наверняка вы­ растет классный специалист своего д е л а , который всю ж и зн ь б у д е т ег о лю бить , творч ески , с инициативой п о д х о д и т ь к р а б о т е , п ер едав ать свои знания и опыт другим . К акое это счастье — найти себя в ж и зни , соверш енствоваться, ощ ущ ать свою надобн о сть окруж ающ им тебя лю дям . Но, к сож ал ен ию , так бы ва­ ет д а л е к о н е в сегда. В силу различных обстоятельств, зачастую д а ж е одар ён ны й ч ел ов ек , сд ел а в ош ибк у при вы бор е проф ессии , вы нуж ден всю жи знь выполнять с о ­ всем н е свойственную ем у р а б о ту , н е ту, о которой м еч ­ тал в юности. Мой школьный друг Вик­ тор Симбиряков был в клас­ се всеобщим любимцем. Его побаивались мальчишки, к нему с просьбой защитить обращались девчонки. Не сказать, чтобы он выглядел эдаким накачанным здоро­ вяком. Нет. Просто он был (чересчур справедлив и слиш­ ком смел. Среднего роста, худощавый, с иронично-пыт­ ливым взглядом серо-голу­ бых глаз и доброй улыбкой, он располагал к себе, его редко когда можно было увидеть одного: всегда с ва­ тагой ребят, всегда в гуще всех школьных мероприя­ тий. Но больше всего в нём подкупал разносторонний природный дар. Ещё в пер­ вом классе Витя свободно иг­ рал на многих музыкальных инструментах, самых распро­ странённых в ту далекую послевоенную пору, мог зап­ росто сплясать, спеть, кого- нибудь скопировать, изобра­ зить, вовремя вставить в разговор нужное слово и до слёз рассмешить. И всё это делалось им как-то в такт, ненавязчиво, к месту. Дом Симбиряковых, доб­ ротный, рубленый, с резны­ ми наличниками и ставня­ ми, крытым двором и огром­ ными дощатыми воротами под козырьком, стоял особ­ няком на развилке двух главных улиц небольшого уральского городка в Челя­ бинской области, на взгорье, метрах в ста от школы. Зи­ мой на занятия мы, как пра­ вило, приходили кто с сан- С А У Ж Б А ЗА Н Я ТО С ТИ : Д ЕН Ь З А Д Н ЁМ в гостах - шегиь В конце февраля Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Липецкой области посетила боль­ шая группа делегаток второго об­ ластного съезда женщин. Они оз­ накомились с работой отделов де­ партамента, посмотрели, как ве­ дётся приём населения по вопро­ сам занятости в Советском окру­ ге города. С информацией о состоянии рынка труда области и результа­ тах работы службы занятости за 2001 год перед гостями выступи­ ла заместитель руководителя д е­ партамента Нина Ивановна Каку- нина. Встреча делегатов съезда женщин с работниками департа­ мента вылилась в тёплую дружес­ кую б есед у , которую просто нельзя было не запечатлеть на память. Татьяна КОСЕНКОВА, главный специалист отдела организационного и инфор­ мационного обеспечения. «РАБОТА - ОБЩАЯ ЗАБОТА» Так называется страничка в елецкой городской газете «Крас­ ное знамя», которую совместно с редакцией подготовил городской Центр занятости населения. На ней в краткой, но ёмкой форме представлены все направления деятельности службы занятости за 2001 год, чётко обозначены задачи и проблемы на год теку­ щий. Исамая острая из них—это проблема женской безработицы. Во втором по величине городе области доля женщин среди за­ регистрированных безработных составляет более 50 процентов, и тенденции к её снижению не предвидится. При этом многие работодатели предпочитают не высвобождать работников, а про­ сто «выдавливают» их с предпри­ ятий любыми путями. Остальные, имеющие зарплату ниже уровня среднеобластной, пытаются с по­ мощью Центра занятости найти более высокооплачиваемую рабо­ ту. Но только 11,5 процента рабо­ чих мест предполагает оплату бо­ лее полутора тысяч рублей в ме­ сяц. В этих условиях, конечно же, чаще всего страдают женщины. О том, какую помощь может оказать и оказывает им Центр занятости населения, рассказывает на этой странице начальник отдела ЦЗН Р.А. Соколова. Следует отметить, что у го­ родской службы занятости и ре­ дакции газеты давние дружеские и деловые отношения. Татьяна БАРАНОВА, ведущий специалист отдела организационного и инфор­ мационного обеспечения. нами, кто с коньками или лыжами, чтобы после уро­ ков скатиться с этой горы почти до самых своих до­ мов, но частенько и задер­ живались у своего уважае­ мого одноклассника. И здесь всегда и для всех находил­ ся горячий чай, колотый са­ хар и пироги с черёмухой. Её на Урале корзинами со­ бирали летом, сушили, что­ бы зимой перемолоть и упот­ ребить в пищу. Вкусные пи­ роги получались. Родители Виктора были настолько го­ степриимными, что могли выложить на стол последние нехитрые запасы. После чае­ пития бывало подолгу меч­ тали о том, кто кем станет. Витьке все пророчили быть артистом, на что он скром­ но молчал или отшучивал­ ся. Почти пять лет учились мы вместе, затем судьба раз­ вела нас. Но, уезжая с Ура­ ла, я ничуть не сомневался, что мой друг обязательно «выйдет в люди». Прошли, пролетели годы. Так случилось, что мы, об­ ременённые каждый своими заботами, не переписыва­ лись и не встречались. И вот через 30 лет, в 1984 году, я — на своей малой родине. Не буду описывать то трепетно­ радостное состояние и удив­ лённый восторг от встреч с первой учительницей, с од­ ноклассниками, навеявши­ ми воспоминания о далёком детстве, от перемен и собы­ тий в жизни городка и в судьбах сверстников. Удиви­ ло и разочаровало совсем другое — то, что мой школь­ ный друг не стал артистом. Оказывается, при всей ду­ шевной открытости и раскре­ пощённости у Виктора не хватило смелости сдать до­ кументы в театральное учеб­ ное заведение. На пути не­ преодолимой стеной встал психологический барьер. Да, в ту послевоенную пору не знали мы таких понятий, как профессиональная ори­ ентация, психологическая подготовка. Шли учиться туда, куда посылали родите­ ли, устраивались работать, где было нужней стране воп­ реки своим мечтам, желани­ ям и даже способностям. Именно так произошло и с Виктором. Всю свою жизнь после окончания професси­ онально-технического учи­ лища он проработал маши­ нистом экскаватора на маг­ незитовом комбинате, был на хорошем счету, заслужен­ но завоевал авторитет и ува­ жение, но в доверительно дружеской беседе с горечью признался: «Всю жизнь я делал не своё дело, не на то потратил лучшие годы». Сейчас мой друг на пен­ сии. Мы переписываемся. И почти в каждом письме нет- нет да и проскальзывают нотки сожаления по поводу неправильно выбранного трудового пути. Но разве можно теперь исправить про­ житое?! Вот она, цена всего одной ошибки. Не ошибайтесь, мои юные друзья. Помните, у С. Щи- пачёва: «Жизнь прожить — не поле перейти...». Пусть выбранный вами путь будет хоть и тернистым, но желан­ ным. Найдите себя. Поста­ райтесь не занять чужое ме­ сто в жизни, чтобы не полу­ чилось по пословице:«ни себе, ни людям». Николай ЯКОВЛЕВ. (ПРИГЛАШАЕМ НА ЯРМАРКИ) 14 м арта грязинская средняя ш кола № 5 ш ироко р а сп а хн ул а свои дв ери для гостей. Сю да, как и год н а з а д , со в сех школ р айон а съ ехались те, к ом у ч е­ р е з 2 м есяц а предстоит ответить на свой главный жи зненный вопрос: «Кем быть? Что делать?» 6 4 0 ю нош ей и д ев уш ек заканчиваю т в этом году одиннадцаты й класс, б о л е е тысячи — девятый. Как сориентироваться им в этом м ире? Где получить выб­ ранн ую специальность, чтобы и время и деньги не были потрачены впустую? Каждый наверняка у ж е задумы вался о св о ем б у д ущ ем . 11 часов. Актовый зал школы заполнен до отказа. На сцене представители районной админи­ страции, её отделов, Департамен­ та ФГСЗН по Липецкой области и 20 образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. По-отеческитепло исердечно при­ ветствовали они и напутствовали старшеклассников. Притихли ре­ бята, сосредоточенно смотрят на выступающих, ловят каждое сло­ во. С особым вниманием слуша­ ют сообщение о состоянии на рынке труда области, о котором оченьдоходчиво рассказывает за­ меститель руководителяДепарта­ мента федеральной государ­ ственной службы занятости насе­ ления по Липецкой области К.К. Георгиевский. Чувствуется, на­ сколько волнует их неизведанное будущее. Да и какиначе, если се­ годня более 40 тысяч различных профессий и специальностей. Каждый год одни отмирают, ус­ таревают, другие появляются. В данной ситуации только на яр­ марках и можно получить наибо­ лее полные ответына все этижиз­ ненно важные вопросы. Заканчивается официальная часть ярмарки приглашением ре­ бят пройти компьютерное тести­ рование, встретиться с предста­ вителями учебных заведений, районного отдела внутреннихдел, военкомата. Многие юноши иде­ вушки пришли с родителями: им ведь ой как небезразлична даль­ нейшая судьба своих детей. Особенно оживлённо в зале для тестирования. Это же так ин­ тересно узнать о своих наклонно­ стях. Однако некоторых, как на­ пример, Андрея Коновалова (на снимке), результатанкетирования поставил в весьма затруднитель­ ное положение: на чашах весов без перевеса две интересные и любимые им профессии—учите­ ля и машиностроителя. Думает Андрей, решает. Впереди у него ещё два месяца на раздумья. Но если учесть, что он выпускникдет­ ского дома и посоветоваться не с кем, кроме учителей-воспитате- лей, то выбор этот довольно про­ блемный. Примечателен факт: из всех представленных учебных заведе­ ний наибольший интерес привлёк Липецкий металлургический кол­ ледж. Ине только ребят, но и де­ вушек. На вопрос: почему?—по­ чти все отвечали одинаково, по- взрослому рассудительно: «Уме­ таллургов заработки нормальные и работа стабильная» Около 900 старшеклассников района посетили первую в этом году ярмарку. 262 из них прошли тестирование, почти 200 предва­ рительно определились в выбо­ ре учебного заведения. А закон­ чилась ярмарка, как это и пола­ гается, интересным и весёлым концертом и самих ребят, и их учителей. В этом годуДепартамент фе­ деральной государственной службы занятости населения по Липецкой области и центры за­ нятости населения проведут та­ кие ярмарки ещё в г. Ельце, Дан- ковском, Становлянском, Усман- ском и Чаплыгинском районах. А пока они прошли в Грязинском и Лебедянском районах и в г. Ли­ пецке. Почему государственная служба занятости ежегодно орга­ низует подобные мероприятия? Потому что считает своим долгом донести необходимую информа­ цию до ребят о том, какую и где они могут получить профессию, какая у них будет перспектива с трудоустройством после оконча­ ния образовательного учрежде­ ния, ответить на другие интере­ сующие их вопросы. Любовь СИЛУЯНОВА, главный специалист отдела профориентации и профобучения. Фото Ольги КОСТЕННИКОВОЙ. Вы пуск подготовил Н и колай ЛЫ САЧЕНКО .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz