Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

ЗАПЧАСТИ Д ЛЯ ЧЕЛО ВЕКА НА ВОПРОСЫ «ДВ» ОТВЕЧАЕТ АКАДЕМИК, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ ИСКУССТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВАЛЕРИЙ ШУМАКОВ - Валерий Иванович, сейчас так много публикаций о пер­ спективах пересадки человеку органов животных, в частно­ сти, свиньи. Но ведь долгое время считалось, что «ближе» всех к нам обезьяна! - Человекообразные обезья­ ны по своей природе действи­ тельно к нам ближе других жи­ вотных. Но! У обезьян масса неизученных болезней. Органы маленьких обезьян слишком малы по сравнению с челове­ ческими. Зато органы свиньи и по размерам, и по физиологи­ ческим параметрам оказались значительно приближены к че­ ловеческим. Во многих странах пока наложен мораторий на использование свиньи в транс­ плантологии. Ученые предпола­ гают наличие у этого животно­ го ретровируса, который до сих пор никак себя не проявил. Однако при пересадке орга­ нов свиньи людям он может проснуться и наградить челове­ чество еще одной болезнью. Думаю, что эта проблема бу­ дет выяснена в ближайшие не­ сколько лет. Однако если и станут использовать органы свиньи, то это будут уже не обычные ее органы, а транс­ генных животных, зародышам которых с помощью генной ин­ женерии будут привиты мини­ мум два гена человека. В ре­ зультате появится животное в иммунологическом смысле про­ межуточное, то есть между че­ ловеком и свиньей. - В целом это как-то связа­ но с проблемами клонирова­ ния органов человека для при- мения их в трансплантологии? - Это совершенно отдельная проблема. Идея клонирования органов основана на том, что у каждого взрослого человека в костном мозге есть стволовые, то есть недифференцированные клетки. Из них можно создать специфические клетки того или иного органа - например, кар- диомициты для сердца, гепото- циты для печени. Если их диффе­ ренцировать, то на основе та­ ких клеток можно создать для человека дубликаты его собст­ венного здорового органа - по сути, запчасти. Этими дублика­ тами в случае необходимости можно будет заменить соответ­ ствующий больной орган. Зада­ ча очень красивая, но пока ни­ кто не знает, как к ней подойти. Наверняка когда-нибудь и она будет решена. Но думаю, поз­ же всех. - Значит ли это, что пробле­ ма создания искусственных ор­ ганов становится менее акту­ альной? - Нет, конечно. Искусствен­ ные органы уже десятилетиями служат людям. Так, например, люди, у которых отсутствует >ункция почек, могут 10 лет и юльше жить при помощи ис­ кусственной почки. Такого больного достаточно два-три раза в неделю на несколько часов подключать к аппарату. Искусственное сердце уже сей­ час способно продлить жизнь больным до момента подыска­ ния соответствующего транс­ плантата. Такое сердце было создано и применялось у нас. Теперь во всем мире применя­ ют более простые методы - подключение к специальному насосу в обход одной или обе­ их половин собственного серд­ ца. Это намного проще, эконо­ мичнее. Это менее травматич­ ная операция, чем удаление сердца больного и вживление на его место искусственного. Но сейчас перед наукой стоит проблема создания тако­ го искусственного сердца, ко­ торое работало годами и было полностью вживляемым в орга­ низм. Один из самых острых туг вопросов - энергопитание. Его источник должен быть от­ носительно миниатюрным и по­ мещаться внутри организма человека или хотя бы на его поверхности. Те модели искус­ ственного сердца, которые, в частности, применялись в на­ шем институте раньше в каче­ стве «моста» (на тот период, пока не находилось подходя­ щее донорское сердце), всегда имели наружные источники уп­ равления и питания. Человек при этом прикован к постели. И если говорить о годах жизни, то мало найдется желающих так существовать. Не менее сложна и пробле­ ма создания искусственной пе­ чени. Ведь наша печень - это огромная биохимическая лабо­ ратория. И все механизмы ее работы до конца еще не изу­ чены. Тем не менее аппараты «искусственная печень» уже применяются. Но функциони­ ровать они могут лишь очень короткий срок. О месяцах или годах здесь говорить еще пре­ ждевременно. Создание искус­ ственных легких тоже в началь­ ной стадии: эксперименты на животных. Пока хороших ре­ зультатов они не давали нигде в мире. - На каком уровне находят­ ся наши, российские исследо­ вания в области транспланто­ логии? - Сейчас мы занимаемся всеми направлениями, позво­ ляющими создать качественный аналог естественного органа, Академик Валерий Шумаков после операции. дефицита донорских органов. включая клонирование. И если в чем и отстаем, то только по бедности. В США на такого рода исследования отпускают­ ся сотни миллионов долларов ежегодно. У нас, как известно, денег нет на все 100 процен­ тов. Тем не менее исследова­ ния идут. Не стоит забывать, что именно наша страна од­ ной из первых в мире стала за­ ниматься созданием того же искусственного сердца. В США недавно провозгласили, что проблема такого сердца, отве­ чающего всем требованиям ес­ тественного аналога, у них ре­ шена. Шестерым больным оно было поставлено. К сожале­ нию, четверо уже умерли. У нас сейчас тоже есть две но­ вые модели искусственного сердца совершенно иной кон­ струкции, которые проверяют­ ся в эксперименте на живот­ ных. И мы надеемся, что наше сердце будет пригодным для клинического применения;-* - Я не могу не затронуть од­ н у весьма деликатную вещь. Преступное изъятие органов человека давно стало темой многих публикаций, детектив­ ных романов и боевиков... - Мне тоже пришлось бесе­ довать с одним автором, ут­ верждавшим, что он был свиде­ телем такого преступления. В конце концов он признался, что все придумал... Извлечение любого органа - это сложней­ шая операция, которую не по силам сделать двум-трем даже очень профессиональным хи­ рургам. Для этого нужна боль­ ница, прекрасно оснащенная специальными аппаратами, до­ рогостоящими лекарствами... Так что всякого рода измышле­ ния только пугают и дезинфор­ мируют население. А ведь в этой области и без того хвата­ ет драм и трагедий. К транс­ плантологии того же сердца прибегают в самых крайних случаях, когда все другие мето­ ды лечения неэффективны. Жизнь человека уже зависит исключительно от того, найдет­ ся ли подходящий донор или нет. Чаще всего люди умира­ ют, так и не дождавшись сво­ его шанса. Совсем недавно в нашем институте была сделана сотая операция по пересадке серд­ ца. Пациент в реанимации, ни­ какие лекарства уже не помо­ гают, а донора все нет. Боль­ ной попросил, чтобы в реани­ мацию пустили его родных - попрощаться. А на следующий день, который был, кстати, днем его рождения, находится донор. И парень спасен! Вот какова ' цена жизни в транс­ плантологии. Больному, кстати, 23 года... - Вы сказали, сотая опера­ ция. Не так уж много, при том что пересадкой сердца зани­ маетесь уже 15 лет. - За последний год в нашем институте сделано вообще 5 операций. Как и все, связан­ ные с новейшими технология­ ми, операции по транспланта­ ции очень дорогие. В США операция по пересадке сердца стоит свыше 200 тысяч долла­ ров. Почек - около 130 тысяч. В нашем институте практиче­ ски все операции были бес­ платные. Но в данном случае не только их цена имеет ре­ шающее значение. В клиниче­ ской трансплантологии количе­ ство и качество операций за­ висят от донорских органов. Нуждающихся в них всегда на­ много больше. Такая ситуация во всем мире. Поэтому-то и ищут пути решения проблемы Опять же она упирается в фи нансирование. Объясню связь. Взять донорские органы мож­ но лишь после установки диаг­ ноза смерти мозга. Сердце в этом случае еще работает, все органы получают кровоснаб­ жение. Это длится очень корот­ кое время. Один из самых бы­ стрых методов, позволяющих определить смерть мозга, - ан­ гиография сосудов головного мозга. При этом в мозг вводит­ ся контрастное вещество, ко­ торое видно в рентгеновских лучах. Но такой, работающий круглосуточно аппарат даже в Москве имеет только Институт Склифосовского... Между тем во всех передовых европей­ ских странах и в Америке от­ работана система забора до­ норского органа. В ней задей­ ствованы огромные силы: меди­ ки, полиция, авиация... Транс­ плантацию сердца в России се­ годня выполняют только в на­ шем институте. Шире делают операции по трансплантации почек. Но система забора до­ норских органов работает ма­ лоэффективно даже в таком ог­ ромном мегаполисе, как Моск­ ва, где те же дорожно-транс­ портные трагедии разыгрыва­ ются ежедневно. Не так давно обычным транспортным само­ летом в наш институт несколь­ ко раз привозили донорское сердце из Петербурга. - На вашей памяти хоть один человек в России заве­ щал использовать свой орган в качестве донорского в случае неожиданной смерти? - Успешное состояние до­ норства на Западе связано главным образом с многолет­ ней грамотной пропагандой. Там постоянно рассказывают о трансплантологии, крутят соот­ ветствующие ролики по теле­ видению... У нас ничего этого и близко нет. У нас ведь даже не все врачи имеют ясное пред­ ставление о трансплантологии. Что тогда говорить о населе­ нии? Недостаток информации о трансплантации формирует негативное отношение к ней, к появлению всякого рада слу­ хов, баек. Хотя трансплантоло­ гия - глубоко гуманная область медицины. Не случайно Папа Римский заявил, что, когда лю­ ди, завещают свой орган, они повторяют в микромасштабе подвиг Христа. - А наша Православная церковь сразу приняла транс­ плантологию/ - Наша Церковь всегда по­ ложительно смотрела на по­ мощь врачей. Кстати, в нашем институте с благословения Па­ триарха открыта церковь. Ее настоятель - доктор медицин­ ских наук. - Но каково жить после трансплантации? - Многие думают, что если пересадили человеку сердце, то он будет жить больным, ползти по жизни. Ничего по­ добного! Мы 15 лет делаем операции по пересадке серд­ ца, есть люди, которые живут с чужим сердцем все те же 15 лет. И как живут! Многие про­ должают заниматься любимым делом. Создают семьи. И даже занимаются спортом. Группа наших пациентов с пересажен­ ным сердцем принимала уча­ стие в Параолимпийских состя­ заниях в Париже и даже заво­ евали там несколько медалей. Так что надежда всегда должна оставаться. Б еседовала Наталья КУЗИНА. СЮЖЕТЫ «ДЕВЯ ТКУ» И З БРЮ ССЕЛЯ Д О Г Н А Л И А Ж В ОМ СКЕ Новенькую «девятку» Алана Штайнера угнали в 1994 году в Брюсселе. Получив страховку, бельгиец тут же забыл об утрате. И вот пришла радостная новость. Полиция бельгийской столицы со­ общила Штайнеру, что его ма­ шина найдена аж в российском городе Омске, и предложила за­ брать ее самовывозом или за­ платить тысячу евро за транспор­ тировку авто на расстояние 4,5 тыс. км. В операции по возвра­ щению «жигуля» законному вла­ дельцу были задействованы ми­ лиция Омска, Москвы, полиция Брюсселя, а также сотрудники Интерпола. Впрочем, Штайнер забирать беглянку отказался на­ отрез... Сергей ШАРАЕВ. БРЮССЕЛЬ. А О Н С П А Л И Л Р О Д Н УЮ Х А Т У Весьма радикальный способ борьбы с вымогателями нашел 61-летний житель Хабаровска. Бедного пенсионера аккурат в день получения пенсии начали посещать двое здоровенных жлобов с соседней улицы. Пос­ ле непродолжительной «беседы» деньги переходили к вымогате­ лям (новый вид рэкета говорит о том, что сегодня именно пенсио­ неры - самые стабильно оплачи­ ваемые граждане). Но'грабите­ ли встретили отпор. Когда они явились за данью в очередной раз, старик, изловчившись, за­ пер вымогателей в доме. После чего облил родную хату бензи­ ном и чиркнул спичкой. Обгоревшие тела двух муж­ чин пожарные обнаружили на пепелище. Теперь герой этой истории поселился в изоляторе временного содержания. Во- первых, следствие идет. А во- вторых, дом-то у него сгорел. Вячеслав ВИКТОРОВ. ХАБАРОВСК. Р АС С КА ЗА ТЬ БЫ ГО ГО ЛЮ ВМатвеево-Курганском рай­ оне произошла гоголевская ис­ тория. В местный магазин за­ шел молодой человек в доброт­ ном костюме и стал интересо­ ваться у продавцов накладными документами. Приняв посетите­ ля за налогового инспектора, те тут же выставили водочку и закуску. Пообедав и приняв по­ дарки, молодой человек к сле­ дующему ларьку подкатил уже на такси. Здесь «подношение» дали уже деньгами. Около деся­ ти магазинов объехал таким образом мошенник, пока нос к носу не столкнулся у прилавка с... сотрудником налоговой службы. Проходимца разобла­ чили, вызвали милицию и - отпу­ стили. Выяснилось, что нью-Хле- стаков болен шизофренией и давно состоит на учете у психи­ атра..... Хачик ХУТЛУБЯН. РОСТОВ-на-ДОНУ. в а ж н ы й г о с т ь и з т а и н с т в е н н о й с т р а н ы ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД ОН УШЕЛ ОТ НАС - ПРЕКРАСНЫЙ ЖУРНАЛИСТ И ДРУГ ВАЛЯ КАРКАВЦЕВ... «Помните, как он ходил вразвалочку?..» (из фильма «Белорусский вокзал») Мы познакомились весной девяностого года. В Москве, в гостинице «Юность» проходи­ ла шумная сходка под назва­ нием «собкоровское совеща­ ние». Валя вытащил меня из прокуренного номера в кори­ дор. Я был рад сбежать от не­ трезвого веселья. - Т-ты хорошо написал о Николае Михалыче, - сказал, чуть заикаясь, Валя. Поэта Рубцова он называл по имени- отчеству, уважительно. Полу­ чается, что Рубцов нас и поз­ накомил. Мы, наверное, около часа проговорили тогда, стоя у две­ рей, потом устали стоять и се­ ли на корточки у стены. Нас звали в душный номер, где продолжалась братская пи­ рушка, но мы все говорили о своем. Мы почувствовали сродство, у нас была общая родина - Север. Мы потом часто говорили о нашем любимом поэте. Валя писал книгу о Рубцове и очень хотел поехать в Никольское, где в детском доме воспиты­ вался во время войны будущий классик русской поэзии. Валя звал меня в эту командировку, а я все тянул, по своему обык­ новению. Наша провинциальная при­ вязанность, наверное, выгляде­ ла заговорщицкой. В столице на слуху другие имена. Любые разговоры здесь прыгают с од­ ного предмета на другой. А мы, встречаясь, продолжали будто один, однажды начатый разговор. Валя рассказывал мне о Пустозерске, о знамени­ той сказительнице Ксении Темп, о Федоре Абрамове и Верколе, о том Севере, кото­ рый был куда севернее моего, вологодского. То и дело прино­ сил мне вырезки из архангель­ ских газет, говорил: «Твоя те­ ма...» В нем было то, чего уже почти нет в журналистике: не­ спешность, сосредоточенность на высших, главных вопросах, искреннее внимание к собе­ седнику. Тексты, которые нас окружают, часто навязчиво аг­ рессивны, с читателем стали обращаться, как с лакеем. На этом фоне даже самые обыч­ ные Валины заметки согревали уравновешенной интонацией, уважительным тоном и по-кре­ стьянски обстоятельным, зре­ лым рассуждением. Я прекрасно понимал, поче­ му Вале нравилось писать о космосе, о космонавтах, о по­ разительных летательных аппа­ ратах. Это было стремление от поколебавшейся земли, от наводнения пошлости - к небу, к ясным и крепким основам бы­ тия, к чистым отношениям му­ жественных людей. Космонав­ ты, оставляющие на время Зе­ млю, - это ведь те же поморы, выходящие в открытое холод­ ное море на утлом карбасе. Валя относился к людям так же, как и его предки-холмого- ры, ценя более всего надеж­ ность и верность. Когда и то, и другое стало стремительно убывать в редакции, где мы то­ гда работали, Каркавцев был одним из тех немногих, кто пе­ реживал случившееся искрен­ не и открыто, не пользуясь ма­ сками, которые надели почти все герои развернувшейся драмы. Как-то в эти дни я зашел к нему в комнату и минут десять горячился, говорил что-то, в чем я хотел услышать от него поддержку. Он грустно слушал меня, а потом снова склонился над бумагой - он работал. Я понял, что Валя уже все решил для себя. И в мыслях своих он был так далеко от суеты, от Москвы. Он так мечтал посе­ литься когда-нибудь в деревян­ ном, как в детстве, доме на бе­ регу тихой речки... 96-й год, июнь. Валя захо­ дит ко мне в комнату с важно­ стью гостя, прибывшего из та­ инственной страны. С торжест­ вующей мягкой улыбкой доста­ ет из-за спины и вручает мне подкову - настоящую, не суве­ нирную. «С днем рождения те­ бя! А это - на счастье. Нашел в командировке, иду по раски­ сшей дороге, дождь, смотрю под ноги, чтобы не свалиться, и вот на тебе...» Не помню, какая кошка од­ нажды пробежала между на­ ми, но помню, как зимой мы с Валей стояли в тесной редак­ ционной комнате и спрашива­ ли друг друга: «Ты не обижа­ ешься на меня?» - «А ты?» «Нет...» Так и вижу беспомощ­ но-ласковые Валины глаза. Недавно я нашел нашу с Валей старую заметку: «Ста­ нем ли жить лучше в 1994 го­ ду?» Валя выбрал себе роль оптимиста, я - пессимиста. Ва­ ля писал: «Ставлю на кон бу­ тылку шампанского, что в буду­ щем году мы будем жить луч­ ше. С чего я это взял? Да про­ сто природный я оптимист - первое. И вижу просвет в на­ шей круговерти - второе...» Жить мы лучше не стали. Но просвет остался. И Валя сде­ лал все для того, чтобы мы за­ метили этот просвет и получше его разглядели. Дмитрий ШЕВАРОВ. СЕВЕР ЕГО Л Ю Б И Т И П О М Н И Т Ловлю себя на мысли - когда пишу что-то о Валентине Па­ вловиче Каркавцеве, испытываю чувство неловкости. Как буд­ то он стоитрядом, опершись на дверной косяк, скрестив руки на груди, и смотрит с упреком: «Это ты обо мне?! Нашла клас­ сика...» Если классик - человек, которого помнят и чтут, то он, ко­ нечно, в этом р яду. Без всякой натяжки. К творчеству Валенти­ на Каркавцева самый живой и искренний интерес у студентов факультета журналистики Поморского университета. Третье­ курсник Александр Перепелкин в рамках курса «Журналисти­ ка в лицах» подготовил доклад о его творчестве, сказав, что книга Валентина Каркавцева «Наивная эпоха» - его на столь­ ная. Такое признание дорого стоит: юношей с журфаков во все времена тянет к репортерам матерым, состоявшимся... Или вот тема дипломной работы студентки четвертого кур­ са журфака ПТУ Елены Шаманиной: «Традиции российской публицистики в творчестве Ф.Абрамова и В.Каркавцева». Что общего в этих именах? Как по ясняет Лена, каждый в своем времени старался жить и писать без фальши и лжи... Как важ­ но, что об этом сейчас думают те, кто только собирается де­ лать первые шаги в журналистике - распроданной и замаран­ ной, кажется, до последнего предела. И вот Валина «Наивная эпоха» во стребована, читается, заставляет думать и в наши вовсе не наивные времена. Вижу, как наши коллеги из районных газет относятся к кон­ курсу памяти Валентина Каркавцева. В этом году мы его объя­ вили третий раз. Журналисты, которые знают беды народные не понаслышке, говорят, что участвовать в таком конкурсе для них радость и честь. А один из победителей прошлогоднего конкур­ са, известный на Севере журналист Олег Химаныч сказал: - Это самая дорогая и желанная для меня награда, ибо она присуждена коллегами и носит имя журналиста, которому мы доверяем, с которым хотелось бы сверять свое творчество. Сейчас в редакцию приходят пакеты с публикациями, где обозначено: «На конкурс памяти Валентина Каркавцева». Итоги его мы подводим в апреле - в этом ме сяце и день памя­ ти Валентина, и день рождения «Правды Севера». ...Звонит телефон. Читательница извиняется, говорит, что позвонила «просто так», - увидела в газете заметку памяти Ва­ ли Каркавцева. Рассказывает, что заходила в церковь, помя­ нула Валю, поставила свечку с надеждой - от чужого, возмож­ но, молитва быстрее дойдет? Да какие же мы чужие? Светлана ЛОЙЧЕНКО, зам.главного редактора газеты «Правда Севера». АРХАНГЕЛЬСК. ЮБИЛЕИ С Т Р А С Т И П О А Н Д Р Е Ю НАКАНУНЕ 70-ЛЕТИЯ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО НАШ РЕПОРТЕР ОТПРАВИЛСЯ ВО ВЛАДИМИР, ГДЕ СНИМАЛСЯ ВЕЛИКИЙ ФИЛЬМ «АНДРЕЙ РУБЛЕВ» Втакие же апрельские дни 65 -го го­ да во Владимире, где вУспенскомсобо­ ре сохранились фрески Рублева, он на­ чал снимать свои фильм «Андрей Руб­ лев» (авторское название - «Страсти по Андрею»). Иконопись тогда была только-то )ько со скрипом признана советской властью за искусство. Прошли выставки, интелли­ генция ходила под впечатлением. Один из авторов сценария фильма, Андрей Кончаловский, вспоминал, что делать о Рублеве кино им с Тарковским предло­ жил Василий Ливанов. Вероятно, Лива­ нов с его тонким лицом надеялся, что его возьмут на роль Рублева. Но вышло так, что и сценарий написали без него, и главную роль отдали Анатолию Соло­ ницыну. Тот работал в Свердловском драматическом театре и пришел в Моск­ ву чуть ли не пешком, когда узнал, что собираются снимать «Рублева». Рублева выбирали долго. Предлагал себя Станислав Любшин, рассматрива­ ли кандидатуры Евгения Жарикова, Иннокентия Смоктуновского... Но потом Тарковский решил: поскольку о Рублеве почти ничего не известно (даже годы ро­ ждения и смерти указываются приблизи­ тельно), то и играть его должен неизвест­ ный актер. ...Во время экспедиции киногруппа жи­ ла в гостинице «Владимир» (странно, что нынешние владельцы гостиницы до сих пор не повесили соответствующую таб­ личку для привлечения клиентов). В рес­ пектабельном с виду заведении отврат­ но кормили. Тарковский сетовал, что без риска для жизни в гостиничном рестора­ не можно есть только яичницу. Впрочем, еда - не самая крупная неприятность. Ягодки вышли на съемках эпизодов та­ тарского нашествия 1410 года, когда хан Талыч сжег город, разорил и огра­ бил собор. Успенский собор XII века, ря­ дом с которым проходила съемка, горел за свою долгую жизнь четырежды - во время страшных городских пожаров в 1185 и 1193 годах, а также в 1238 году, когда Владимир был взят ордами Батыя. Четвертый раз - в 1965 году, во время съемок «Рублева». Он должен был гореть по сценарию. Для имитации пожара на крышу прита­ щили дымовые шашки. Их надлежало по­ ложить на подносы с толстым слоем пе­ ска, однако рабочие поленились. В ито­ ге от раскаленных шашек стали тлеть стропила под железом. Из-под крыши В повалил дым. Вспыхнули стропила. Нас­ тоящий пожар! Собралась толпа. Тар­ ковский в расстройстве убежал в гости­ ницу «Владимир». Бессменный генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповед­ ника с 60-го года Алиса Аксенова в сво­ ей книге «История. Судьба. Музей» (только что вышла) вспоминает сцену в гостинице, куда она прибежала вслед за режиссером, когда пожар потушили: «В комнате сидел Тарковский, зажав голову 'коми, юный Андрей Кончаловский... не запомнилась его барская спокой­ ная поза - нога на ногу. Покачивая мод­ ным ботинком, он с любопытством спро­ сил: «Наверное, надо Патриарху сооб­ щить?» Я в ярости напустилась: «При чем тут Патриарх! Извиняйтесь перед насто­ ятелем! Организуйте ремонт, немедлен­ но! Дожди могут пойти! Крыша взлома­ на! Там же фрески Рублева!» У Тарков­ ского было измученное, отчаянное выра­ жение лица. Другой приснопамятный случай, кото­ рый стоил Тарковскому много крови, произошел с коровой. В фильме она са­ мым натуральным образом горит. Слухи о негуманном режиссере доползли до Москвы, и когда пришло время подписы­ вать акт о приемке картины, в Госкино из-за этой коровы долго кочевряжились. Подогрела ситуацию и статья на ту же тему в «Вечерней Москве». Киношники, отбиваясь, уверяли, что мечущаяся в кад­ ре горящая корова была покрыта асбе­ стом и не пострадала. Та же Аксенова утверждает, что корова сгорела заживо. Вспоминает она и о другой жутковатой сцене, когда летящий на огромной ско­ рости татарин (кстати, татарин был на­ стоящий - рабочий с Владимирского мя­ сокомбината) одним ударом - видно, он был передовым на своем мясокомбинате - рассек шею лошади. Лошадь в агонии бросилась на камеру. Аксенову восхитил оператор Вадим Юсов - даже не дрог­ нув, лишь слегка сузив глаза, он продол­ жал съемку. Во имя кадра, художественной выра­ зительности Тарковский был не менее суров к людям. Исполнитель роли Бори- ски Николай Бурляев рассказывал, как снимали в Суздале эпизод поисков глины для колокола. Найдя глину, Бориска ле­ тит с кручи вниз, к речке Каменке. По камням, кустам и кочкам. «Неплохо, - го­ ворит Тарковский, - но надо еще раз по­ пробовать». Борискину робу полощут в Каменке, по которой еще плывет лед, чуть-чуть подсушивают на осветительных приборах - и опять надевают. И он сно­ ва летит с кручи. И опять... После съемок Тарковский сам растирал закоченевше­ го Бурляева спиртом. А Солоницын счи­ тал кровоподтеки: их оказалось, по сло­ вам Бурляева, 27... Колокол, глину для которого будто бы нашел Бориска, привезли из Москвы. Хоть он и был бутафорским, весил тем не менее 5 тонн, его пришлось распили­ вать для транспортировки на три части, Тарковский неожиданно пожелал, чтобы рядом с колоколом было дерево. Дере­ во искали долго. Когда нашли, то тащи­ ли его до Суздаля 18 километров, оно было такое большое, что крона закры­ вала дорогу. «Какое маленькое», - рас­ строился Тарковский. Владимирская молодежная газета не жалела для репортажей со съемок мес­ та. Очень подружился с местными жур­ налистами сыгравший в «Рублеве» лета­ ющего мужика поэт Николай Глазков. (Евгений Евтушенко сказал о нем: «Сло­ манный, но реализовавшийся гений»). Юная редакторша молодежных про­ грамм областного радио тоже попроси­ ла у Глазкова интервью. Тот.пригласил ее для этого дела в номера. Она, как порядочная комсомолка, отказалась, а сейчас жалеет: не каждый день гении приглашают на собеседование. Оператор Вадим Юсов рассказывал в одном из интервью, как однажды им пришлось возвращаться из Суздаля во Владимир под дождем. Было холодно, неуютно, в машине витали раздражение и усталость. *•И тут Тарковский сказал: «Фильм снимем, вы все уйдете, а я оста­ нусь с картиной, буду за нее отвечать, приму страдания. Вот почему я имею право требовать...» Откуда он знал, что страдания будут? Ведь их ничего не предвещало: у фильма был огромный, по тем временам, бюджет - 1,2 млн. рублей, студента Бурляева на съемки отпрашивала с учебы сама Фур- цева, во Владимире творческая встреча с группой проходила не где-нибудь, а в официозном Доме политпросвещения. На вечер привалило немыслимое количе­ ство народа, обожание, цветы... Дата первой черновой сдачи фильма - 26 августа 1966 года. Упреки посыпа­ лись сразу же: избыток жестокости, не­ достаточно показано сопротивление игу, извращение истории, Рублев как худож- Андрей Тарковский во Владимире летом 1965 года. ник не раскрыт и т.д. Госкино требовал внести поправки и привлекало на сво 1 сторону общественность, для которс устраивались закрытые просмотры. В Владимире на подобный сеанс собралс партаппарат и представители интелл! генции. В первом ряду сидели Андре Тарковский, директор фильма Тамар Огородникова, члены съемочной групт Когда фильм закончился, Тарковски встал перед залом: «Мы бы хотели уст шать ваше мнение». Люди, как по к< манде, без звука потянулись к выходу. V отдела пропаганды обкома КПСС в М< скву ушла бумага: народ-де этот филь не поймет... В том же 69-м «Рублев» был показе вне конкурса в Канне, получил специал ный приз прессы, но в СССР фильм ув» дели только в 71-м. Нина АРТЕМОВА ВЛАДИМИР - СУЗДАЛЬ. ЦЕНОВОЙ й ш и УчредительиИздатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Министерством РФпо делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Рег. ПИ№Л-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. B.Симонов. Тел еф он для справок: (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Теле фо н/ факс отдела рекла мы: (095) 257-37-83. C. Заворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт: ЬПр://шГогт.асЛ.п 1 . Е-таН: у!огтк@асП.П 1 ©«Деловойвторник». Перепечатка без согласования средакцией не допускается. Приобретение прав©на перепечатку ииспользование материалов тел./факс (095) 257-37-83. (мо^ковский выпуск), «Рабочая газета» (Украина), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экслресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий (Брянск), «Барто» ^Нижневартовск), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Волжская коммуна» (Самаоа). «Вольная Кубань» (Коасноппо). «Вятгкий кппй» /Кыпг»п\ «^ппыиыитпппгпа пппопп^ ( 1 ^лтзиыиглпп 1 правда» (Кур< Башкортостаь , ____........ ........ (Челябинск), «Вечерняя Пермь» (Пермь) Номер подписан в 15 . 00 . По графику в 15 . 00 . . Отпечатано втипографии «Липецкое издательство» 398055 , гЛипецк, ул.Московская, 83 . Общий тираж 1 . 411.715 экз. Цена - бесплатно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz