Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ЗАПЧАСТИ Д ЛЯ ЧЕЛО ВЕКА НА ВОПРОСЫ «ДВ» ОТВЕЧАЕТ АКАДЕМИК, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ ИСКУССТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВАЛЕРИЙ ШУМАКОВ - Валерий Иванович, сейчас так много публикаций о пер спективах пересадки человеку органов животных, в частно сти, свиньи. Но ведь долгое время считалось, что «ближе» всех к нам обезьяна! - Человекообразные обезья ны по своей природе действи тельно к нам ближе других жи вотных. Но! У обезьян масса неизученных болезней. Органы маленьких обезьян слишком малы по сравнению с челове ческими. Зато органы свиньи и по размерам, и по физиологи ческим параметрам оказались значительно приближены к че ловеческим. Во многих странах пока наложен мораторий на использование свиньи в транс плантологии. Ученые предпола гают наличие у этого животно го ретровируса, который до сих пор никак себя не проявил. Однако при пересадке орга нов свиньи людям он может проснуться и наградить челове чество еще одной болезнью. Думаю, что эта проблема бу дет выяснена в ближайшие не сколько лет. Однако если и станут использовать органы свиньи, то это будут уже не обычные ее органы, а транс генных животных, зародышам которых с помощью генной ин женерии будут привиты мини мум два гена человека. В ре зультате появится животное в иммунологическом смысле про межуточное, то есть между че ловеком и свиньей. - В целом это как-то связа но с проблемами клонирова ния органов человека для при- мения их в трансплантологии? - Это совершенно отдельная проблема. Идея клонирования органов основана на том, что у каждого взрослого человека в костном мозге есть стволовые, то есть недифференцированные клетки. Из них можно создать специфические клетки того или иного органа - например, кар- диомициты для сердца, гепото- циты для печени. Если их диффе ренцировать, то на основе та ких клеток можно создать для человека дубликаты его собст венного здорового органа - по сути, запчасти. Этими дублика тами в случае необходимости можно будет заменить соответ ствующий больной орган. Зада ча очень красивая, но пока ни кто не знает, как к ней подойти. Наверняка когда-нибудь и она будет решена. Но думаю, поз же всех. - Значит ли это, что пробле ма создания искусственных ор ганов становится менее акту альной? - Нет, конечно. Искусствен ные органы уже десятилетиями служат людям. Так, например, люди, у которых отсутствует >ункция почек, могут 10 лет и юльше жить при помощи ис кусственной почки. Такого больного достаточно два-три раза в неделю на несколько часов подключать к аппарату. Искусственное сердце уже сей час способно продлить жизнь больным до момента подыска ния соответствующего транс плантата. Такое сердце было создано и применялось у нас. Теперь во всем мире применя ют более простые методы - подключение к специальному насосу в обход одной или обе их половин собственного серд ца. Это намного проще, эконо мичнее. Это менее травматич ная операция, чем удаление сердца больного и вживление на его место искусственного. Но сейчас перед наукой стоит проблема создания тако го искусственного сердца, ко торое работало годами и было полностью вживляемым в орга низм. Один из самых острых туг вопросов - энергопитание. Его источник должен быть от носительно миниатюрным и по мещаться внутри организма человека или хотя бы на его поверхности. Те модели искус ственного сердца, которые, в частности, применялись в на шем институте раньше в каче стве «моста» (на тот период, пока не находилось подходя щее донорское сердце), всегда имели наружные источники уп равления и питания. Человек при этом прикован к постели. И если говорить о годах жизни, то мало найдется желающих так существовать. Не менее сложна и пробле ма создания искусственной пе чени. Ведь наша печень - это огромная биохимическая лабо ратория. И все механизмы ее работы до конца еще не изу чены. Тем не менее аппараты «искусственная печень» уже применяются. Но функциони ровать они могут лишь очень короткий срок. О месяцах или годах здесь говорить еще пре ждевременно. Создание искус ственных легких тоже в началь ной стадии: эксперименты на животных. Пока хороших ре зультатов они не давали нигде в мире. - На каком уровне находят ся наши, российские исследо вания в области транспланто логии? - Сейчас мы занимаемся всеми направлениями, позво ляющими создать качественный аналог естественного органа, Академик Валерий Шумаков после операции. дефицита донорских органов. включая клонирование. И если в чем и отстаем, то только по бедности. В США на такого рода исследования отпускают ся сотни миллионов долларов ежегодно. У нас, как известно, денег нет на все 100 процен тов. Тем не менее исследова ния идут. Не стоит забывать, что именно наша страна од ной из первых в мире стала за ниматься созданием того же искусственного сердца. В США недавно провозгласили, что проблема такого сердца, отве чающего всем требованиям ес тественного аналога, у них ре шена. Шестерым больным оно было поставлено. К сожале нию, четверо уже умерли. У нас сейчас тоже есть две но вые модели искусственного сердца совершенно иной кон струкции, которые проверяют ся в эксперименте на живот ных. И мы надеемся, что наше сердце будет пригодным для клинического применения;-* - Я не могу не затронуть од н у весьма деликатную вещь. Преступное изъятие органов человека давно стало темой многих публикаций, детектив ных романов и боевиков... - Мне тоже пришлось бесе довать с одним автором, ут верждавшим, что он был свиде телем такого преступления. В конце концов он признался, что все придумал... Извлечение любого органа - это сложней шая операция, которую не по силам сделать двум-трем даже очень профессиональным хи рургам. Для этого нужна боль ница, прекрасно оснащенная специальными аппаратами, до рогостоящими лекарствами... Так что всякого рода измышле ния только пугают и дезинфор мируют население. А ведь в этой области и без того хвата ет драм и трагедий. К транс плантологии того же сердца прибегают в самых крайних случаях, когда все другие мето ды лечения неэффективны. Жизнь человека уже зависит исключительно от того, найдет ся ли подходящий донор или нет. Чаще всего люди умира ют, так и не дождавшись сво его шанса. Совсем недавно в нашем институте была сделана сотая операция по пересадке серд ца. Пациент в реанимации, ни какие лекарства уже не помо гают, а донора все нет. Боль ной попросил, чтобы в реани мацию пустили его родных - попрощаться. А на следующий день, который был, кстати, днем его рождения, находится донор. И парень спасен! Вот какова ' цена жизни в транс плантологии. Больному, кстати, 23 года... - Вы сказали, сотая опера ция. Не так уж много, при том что пересадкой сердца зани маетесь уже 15 лет. - За последний год в нашем институте сделано вообще 5 операций. Как и все, связан ные с новейшими технология ми, операции по транспланта ции очень дорогие. В США операция по пересадке сердца стоит свыше 200 тысяч долла ров. Почек - около 130 тысяч. В нашем институте практиче ски все операции были бес платные. Но в данном случае не только их цена имеет ре шающее значение. В клиниче ской трансплантологии количе ство и качество операций за висят от донорских органов. Нуждающихся в них всегда на много больше. Такая ситуация во всем мире. Поэтому-то и ищут пути решения проблемы Опять же она упирается в фи нансирование. Объясню связь. Взять донорские органы мож но лишь после установки диаг ноза смерти мозга. Сердце в этом случае еще работает, все органы получают кровоснаб жение. Это длится очень корот кое время. Один из самых бы стрых методов, позволяющих определить смерть мозга, - ан гиография сосудов головного мозга. При этом в мозг вводит ся контрастное вещество, ко торое видно в рентгеновских лучах. Но такой, работающий круглосуточно аппарат даже в Москве имеет только Институт Склифосовского... Между тем во всех передовых европей ских странах и в Америке от работана система забора до норского органа. В ней задей ствованы огромные силы: меди ки, полиция, авиация... Транс плантацию сердца в России се годня выполняют только в на шем институте. Шире делают операции по трансплантации почек. Но система забора до норских органов работает ма лоэффективно даже в таком ог ромном мегаполисе, как Моск ва, где те же дорожно-транс портные трагедии разыгрыва ются ежедневно. Не так давно обычным транспортным само летом в наш институт несколь ко раз привозили донорское сердце из Петербурга. - На вашей памяти хоть один человек в России заве щал использовать свой орган в качестве донорского в случае неожиданной смерти? - Успешное состояние до норства на Западе связано главным образом с многолет ней грамотной пропагандой. Там постоянно рассказывают о трансплантологии, крутят соот ветствующие ролики по теле видению... У нас ничего этого и близко нет. У нас ведь даже не все врачи имеют ясное пред ставление о трансплантологии. Что тогда говорить о населе нии? Недостаток информации о трансплантации формирует негативное отношение к ней, к появлению всякого рада слу хов, баек. Хотя трансплантоло гия - глубоко гуманная область медицины. Не случайно Папа Римский заявил, что, когда лю ди, завещают свой орган, они повторяют в микромасштабе подвиг Христа. - А наша Православная церковь сразу приняла транс плантологию/ - Наша Церковь всегда по ложительно смотрела на по мощь врачей. Кстати, в нашем институте с благословения Па триарха открыта церковь. Ее настоятель - доктор медицин ских наук. - Но каково жить после трансплантации? - Многие думают, что если пересадили человеку сердце, то он будет жить больным, ползти по жизни. Ничего по добного! Мы 15 лет делаем операции по пересадке серд ца, есть люди, которые живут с чужим сердцем все те же 15 лет. И как живут! Многие про должают заниматься любимым делом. Создают семьи. И даже занимаются спортом. Группа наших пациентов с пересажен ным сердцем принимала уча стие в Параолимпийских состя заниях в Париже и даже заво евали там несколько медалей. Так что надежда всегда должна оставаться. Б еседовала Наталья КУЗИНА. СЮЖЕТЫ «ДЕВЯ ТКУ» И З БРЮ ССЕЛЯ Д О Г Н А Л И А Ж В ОМ СКЕ Новенькую «девятку» Алана Штайнера угнали в 1994 году в Брюсселе. Получив страховку, бельгиец тут же забыл об утрате. И вот пришла радостная новость. Полиция бельгийской столицы со общила Штайнеру, что его ма шина найдена аж в российском городе Омске, и предложила за брать ее самовывозом или за платить тысячу евро за транспор тировку авто на расстояние 4,5 тыс. км. В операции по возвра щению «жигуля» законному вла дельцу были задействованы ми лиция Омска, Москвы, полиция Брюсселя, а также сотрудники Интерпола. Впрочем, Штайнер забирать беглянку отказался на отрез... Сергей ШАРАЕВ. БРЮССЕЛЬ. А О Н С П А Л И Л Р О Д Н УЮ Х А Т У Весьма радикальный способ борьбы с вымогателями нашел 61-летний житель Хабаровска. Бедного пенсионера аккурат в день получения пенсии начали посещать двое здоровенных жлобов с соседней улицы. Пос ле непродолжительной «беседы» деньги переходили к вымогате лям (новый вид рэкета говорит о том, что сегодня именно пенсио неры - самые стабильно оплачи ваемые граждане). Но'грабите ли встретили отпор. Когда они явились за данью в очередной раз, старик, изловчившись, за пер вымогателей в доме. После чего облил родную хату бензи ном и чиркнул спичкой. Обгоревшие тела двух муж чин пожарные обнаружили на пепелище. Теперь герой этой истории поселился в изоляторе временного содержания. Во- первых, следствие идет. А во- вторых, дом-то у него сгорел. Вячеслав ВИКТОРОВ. ХАБАРОВСК. Р АС С КА ЗА ТЬ БЫ ГО ГО ЛЮ ВМатвеево-Курганском рай оне произошла гоголевская ис тория. В местный магазин за шел молодой человек в доброт ном костюме и стал интересо ваться у продавцов накладными документами. Приняв посетите ля за налогового инспектора, те тут же выставили водочку и закуску. Пообедав и приняв по дарки, молодой человек к сле дующему ларьку подкатил уже на такси. Здесь «подношение» дали уже деньгами. Около деся ти магазинов объехал таким образом мошенник, пока нос к носу не столкнулся у прилавка с... сотрудником налоговой службы. Проходимца разобла чили, вызвали милицию и - отпу стили. Выяснилось, что нью-Хле- стаков болен шизофренией и давно состоит на учете у психи атра..... Хачик ХУТЛУБЯН. РОСТОВ-на-ДОНУ. в а ж н ы й г о с т ь и з т а и н с т в е н н о й с т р а н ы ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД ОН УШЕЛ ОТ НАС - ПРЕКРАСНЫЙ ЖУРНАЛИСТ И ДРУГ ВАЛЯ КАРКАВЦЕВ... «Помните, как он ходил вразвалочку?..» (из фильма «Белорусский вокзал») Мы познакомились весной девяностого года. В Москве, в гостинице «Юность» проходи ла шумная сходка под назва нием «собкоровское совеща ние». Валя вытащил меня из прокуренного номера в кори дор. Я был рад сбежать от не трезвого веселья. - Т-ты хорошо написал о Николае Михалыче, - сказал, чуть заикаясь, Валя. Поэта Рубцова он называл по имени- отчеству, уважительно. Полу чается, что Рубцов нас и поз накомил. Мы, наверное, около часа проговорили тогда, стоя у две рей, потом устали стоять и се ли на корточки у стены. Нас звали в душный номер, где продолжалась братская пи рушка, но мы все говорили о своем. Мы почувствовали сродство, у нас была общая родина - Север. Мы потом часто говорили о нашем любимом поэте. Валя писал книгу о Рубцове и очень хотел поехать в Никольское, где в детском доме воспиты вался во время войны будущий классик русской поэзии. Валя звал меня в эту командировку, а я все тянул, по своему обык новению. Наша провинциальная при вязанность, наверное, выгляде ла заговорщицкой. В столице на слуху другие имена. Любые разговоры здесь прыгают с од ного предмета на другой. А мы, встречаясь, продолжали будто один, однажды начатый разговор. Валя рассказывал мне о Пустозерске, о знамени той сказительнице Ксении Темп, о Федоре Абрамове и Верколе, о том Севере, кото рый был куда севернее моего, вологодского. То и дело прино сил мне вырезки из архангель ских газет, говорил: «Твоя те ма...» В нем было то, чего уже почти нет в журналистике: не спешность, сосредоточенность на высших, главных вопросах, искреннее внимание к собе седнику. Тексты, которые нас окружают, часто навязчиво аг рессивны, с читателем стали обращаться, как с лакеем. На этом фоне даже самые обыч ные Валины заметки согревали уравновешенной интонацией, уважительным тоном и по-кре стьянски обстоятельным, зре лым рассуждением. Я прекрасно понимал, поче му Вале нравилось писать о космосе, о космонавтах, о по разительных летательных аппа ратах. Это было стремление от поколебавшейся земли, от наводнения пошлости - к небу, к ясным и крепким основам бы тия, к чистым отношениям му жественных людей. Космонав ты, оставляющие на время Зе млю, - это ведь те же поморы, выходящие в открытое холод ное море на утлом карбасе. Валя относился к людям так же, как и его предки-холмого- ры, ценя более всего надеж ность и верность. Когда и то, и другое стало стремительно убывать в редакции, где мы то гда работали, Каркавцев был одним из тех немногих, кто пе реживал случившееся искрен не и открыто, не пользуясь ма сками, которые надели почти все герои развернувшейся драмы. Как-то в эти дни я зашел к нему в комнату и минут десять горячился, говорил что-то, в чем я хотел услышать от него поддержку. Он грустно слушал меня, а потом снова склонился над бумагой - он работал. Я понял, что Валя уже все решил для себя. И в мыслях своих он был так далеко от суеты, от Москвы. Он так мечтал посе литься когда-нибудь в деревян ном, как в детстве, доме на бе регу тихой речки... 96-й год, июнь. Валя захо дит ко мне в комнату с важно стью гостя, прибывшего из та инственной страны. С торжест вующей мягкой улыбкой доста ет из-за спины и вручает мне подкову - настоящую, не суве нирную. «С днем рождения те бя! А это - на счастье. Нашел в командировке, иду по раски сшей дороге, дождь, смотрю под ноги, чтобы не свалиться, и вот на тебе...» Не помню, какая кошка од нажды пробежала между на ми, но помню, как зимой мы с Валей стояли в тесной редак ционной комнате и спрашива ли друг друга: «Ты не обижа ешься на меня?» - «А ты?» «Нет...» Так и вижу беспомощ но-ласковые Валины глаза. Недавно я нашел нашу с Валей старую заметку: «Ста нем ли жить лучше в 1994 го ду?» Валя выбрал себе роль оптимиста, я - пессимиста. Ва ля писал: «Ставлю на кон бу тылку шампанского, что в буду щем году мы будем жить луч ше. С чего я это взял? Да про сто природный я оптимист - первое. И вижу просвет в на шей круговерти - второе...» Жить мы лучше не стали. Но просвет остался. И Валя сде лал все для того, чтобы мы за метили этот просвет и получше его разглядели. Дмитрий ШЕВАРОВ. СЕВЕР ЕГО Л Ю Б И Т И П О М Н И Т Ловлю себя на мысли - когда пишу что-то о Валентине Па вловиче Каркавцеве, испытываю чувство неловкости. Как буд то он стоитрядом, опершись на дверной косяк, скрестив руки на груди, и смотрит с упреком: «Это ты обо мне?! Нашла клас сика...» Если классик - человек, которого помнят и чтут, то он, ко нечно, в этом р яду. Без всякой натяжки. К творчеству Валенти на Каркавцева самый живой и искренний интерес у студентов факультета журналистики Поморского университета. Третье курсник Александр Перепелкин в рамках курса «Журналисти ка в лицах» подготовил доклад о его творчестве, сказав, что книга Валентина Каркавцева «Наивная эпоха» - его на столь ная. Такое признание дорого стоит: юношей с журфаков во все времена тянет к репортерам матерым, состоявшимся... Или вот тема дипломной работы студентки четвертого кур са журфака ПТУ Елены Шаманиной: «Традиции российской публицистики в творчестве Ф.Абрамова и В.Каркавцева». Что общего в этих именах? Как по ясняет Лена, каждый в своем времени старался жить и писать без фальши и лжи... Как важ но, что об этом сейчас думают те, кто только собирается де лать первые шаги в журналистике - распроданной и замаран ной, кажется, до последнего предела. И вот Валина «Наивная эпоха» во стребована, читается, заставляет думать и в наши вовсе не наивные времена. Вижу, как наши коллеги из районных газет относятся к кон курсу памяти Валентина Каркавцева. В этом году мы его объя вили третий раз. Журналисты, которые знают беды народные не понаслышке, говорят, что участвовать в таком конкурсе для них радость и честь. А один из победителей прошлогоднего конкур са, известный на Севере журналист Олег Химаныч сказал: - Это самая дорогая и желанная для меня награда, ибо она присуждена коллегами и носит имя журналиста, которому мы доверяем, с которым хотелось бы сверять свое творчество. Сейчас в редакцию приходят пакеты с публикациями, где обозначено: «На конкурс памяти Валентина Каркавцева». Итоги его мы подводим в апреле - в этом ме сяце и день памя ти Валентина, и день рождения «Правды Севера». ...Звонит телефон. Читательница извиняется, говорит, что позвонила «просто так», - увидела в газете заметку памяти Ва ли Каркавцева. Рассказывает, что заходила в церковь, помя нула Валю, поставила свечку с надеждой - от чужого, возмож но, молитва быстрее дойдет? Да какие же мы чужие? Светлана ЛОЙЧЕНКО, зам.главного редактора газеты «Правда Севера». АРХАНГЕЛЬСК. ЮБИЛЕИ С Т Р А С Т И П О А Н Д Р Е Ю НАКАНУНЕ 70-ЛЕТИЯ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО НАШ РЕПОРТЕР ОТПРАВИЛСЯ ВО ВЛАДИМИР, ГДЕ СНИМАЛСЯ ВЕЛИКИЙ ФИЛЬМ «АНДРЕЙ РУБЛЕВ» Втакие же апрельские дни 65 -го го да во Владимире, где вУспенскомсобо ре сохранились фрески Рублева, он на чал снимать свои фильм «Андрей Руб лев» (авторское название - «Страсти по Андрею»). Иконопись тогда была только-то )ько со скрипом признана советской властью за искусство. Прошли выставки, интелли генция ходила под впечатлением. Один из авторов сценария фильма, Андрей Кончаловский, вспоминал, что делать о Рублеве кино им с Тарковским предло жил Василий Ливанов. Вероятно, Лива нов с его тонким лицом надеялся, что его возьмут на роль Рублева. Но вышло так, что и сценарий написали без него, и главную роль отдали Анатолию Соло ницыну. Тот работал в Свердловском драматическом театре и пришел в Моск ву чуть ли не пешком, когда узнал, что собираются снимать «Рублева». Рублева выбирали долго. Предлагал себя Станислав Любшин, рассматрива ли кандидатуры Евгения Жарикова, Иннокентия Смоктуновского... Но потом Тарковский решил: поскольку о Рублеве почти ничего не известно (даже годы ро ждения и смерти указываются приблизи тельно), то и играть его должен неизвест ный актер. ...Во время экспедиции киногруппа жи ла в гостинице «Владимир» (странно, что нынешние владельцы гостиницы до сих пор не повесили соответствующую таб личку для привлечения клиентов). В рес пектабельном с виду заведении отврат но кормили. Тарковский сетовал, что без риска для жизни в гостиничном рестора не можно есть только яичницу. Впрочем, еда - не самая крупная неприятность. Ягодки вышли на съемках эпизодов та тарского нашествия 1410 года, когда хан Талыч сжег город, разорил и огра бил собор. Успенский собор XII века, ря дом с которым проходила съемка, горел за свою долгую жизнь четырежды - во время страшных городских пожаров в 1185 и 1193 годах, а также в 1238 году, когда Владимир был взят ордами Батыя. Четвертый раз - в 1965 году, во время съемок «Рублева». Он должен был гореть по сценарию. Для имитации пожара на крышу прита щили дымовые шашки. Их надлежало по ложить на подносы с толстым слоем пе ска, однако рабочие поленились. В ито ге от раскаленных шашек стали тлеть стропила под железом. Из-под крыши В повалил дым. Вспыхнули стропила. Нас тоящий пожар! Собралась толпа. Тар ковский в расстройстве убежал в гости ницу «Владимир». Бессменный генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповед ника с 60-го года Алиса Аксенова в сво ей книге «История. Судьба. Музей» (только что вышла) вспоминает сцену в гостинице, куда она прибежала вслед за режиссером, когда пожар потушили: «В комнате сидел Тарковский, зажав голову 'коми, юный Андрей Кончаловский... не запомнилась его барская спокой ная поза - нога на ногу. Покачивая мод ным ботинком, он с любопытством спро сил: «Наверное, надо Патриарху сооб щить?» Я в ярости напустилась: «При чем тут Патриарх! Извиняйтесь перед насто ятелем! Организуйте ремонт, немедлен но! Дожди могут пойти! Крыша взлома на! Там же фрески Рублева!» У Тарков ского было измученное, отчаянное выра жение лица. Другой приснопамятный случай, кото рый стоил Тарковскому много крови, произошел с коровой. В фильме она са мым натуральным образом горит. Слухи о негуманном режиссере доползли до Москвы, и когда пришло время подписы вать акт о приемке картины, в Госкино из-за этой коровы долго кочевряжились. Подогрела ситуацию и статья на ту же тему в «Вечерней Москве». Киношники, отбиваясь, уверяли, что мечущаяся в кад ре горящая корова была покрыта асбе стом и не пострадала. Та же Аксенова утверждает, что корова сгорела заживо. Вспоминает она и о другой жутковатой сцене, когда летящий на огромной ско рости татарин (кстати, татарин был на стоящий - рабочий с Владимирского мя сокомбината) одним ударом - видно, он был передовым на своем мясокомбинате - рассек шею лошади. Лошадь в агонии бросилась на камеру. Аксенову восхитил оператор Вадим Юсов - даже не дрог нув, лишь слегка сузив глаза, он продол жал съемку. Во имя кадра, художественной выра зительности Тарковский был не менее суров к людям. Исполнитель роли Бори- ски Николай Бурляев рассказывал, как снимали в Суздале эпизод поисков глины для колокола. Найдя глину, Бориска ле тит с кручи вниз, к речке Каменке. По камням, кустам и кочкам. «Неплохо, - го ворит Тарковский, - но надо еще раз по пробовать». Борискину робу полощут в Каменке, по которой еще плывет лед, чуть-чуть подсушивают на осветительных приборах - и опять надевают. И он сно ва летит с кручи. И опять... После съемок Тарковский сам растирал закоченевше го Бурляева спиртом. А Солоницын счи тал кровоподтеки: их оказалось, по сло вам Бурляева, 27... Колокол, глину для которого будто бы нашел Бориска, привезли из Москвы. Хоть он и был бутафорским, весил тем не менее 5 тонн, его пришлось распили вать для транспортировки на три части, Тарковский неожиданно пожелал, чтобы рядом с колоколом было дерево. Дере во искали долго. Когда нашли, то тащи ли его до Суздаля 18 километров, оно было такое большое, что крона закры вала дорогу. «Какое маленькое», - рас строился Тарковский. Владимирская молодежная газета не жалела для репортажей со съемок мес та. Очень подружился с местными жур налистами сыгравший в «Рублеве» лета ющего мужика поэт Николай Глазков. (Евгений Евтушенко сказал о нем: «Сло манный, но реализовавшийся гений»). Юная редакторша молодежных про грамм областного радио тоже попроси ла у Глазкова интервью. Тот.пригласил ее для этого дела в номера. Она, как порядочная комсомолка, отказалась, а сейчас жалеет: не каждый день гении приглашают на собеседование. Оператор Вадим Юсов рассказывал в одном из интервью, как однажды им пришлось возвращаться из Суздаля во Владимир под дождем. Было холодно, неуютно, в машине витали раздражение и усталость. *•И тут Тарковский сказал: «Фильм снимем, вы все уйдете, а я оста нусь с картиной, буду за нее отвечать, приму страдания. Вот почему я имею право требовать...» Откуда он знал, что страдания будут? Ведь их ничего не предвещало: у фильма был огромный, по тем временам, бюджет - 1,2 млн. рублей, студента Бурляева на съемки отпрашивала с учебы сама Фур- цева, во Владимире творческая встреча с группой проходила не где-нибудь, а в официозном Доме политпросвещения. На вечер привалило немыслимое количе ство народа, обожание, цветы... Дата первой черновой сдачи фильма - 26 августа 1966 года. Упреки посыпа лись сразу же: избыток жестокости, не достаточно показано сопротивление игу, извращение истории, Рублев как худож- Андрей Тарковский во Владимире летом 1965 года. ник не раскрыт и т.д. Госкино требовал внести поправки и привлекало на сво 1 сторону общественность, для которс устраивались закрытые просмотры. В Владимире на подобный сеанс собралс партаппарат и представители интелл! генции. В первом ряду сидели Андре Тарковский, директор фильма Тамар Огородникова, члены съемочной групт Когда фильм закончился, Тарковски встал перед залом: «Мы бы хотели уст шать ваше мнение». Люди, как по к< манде, без звука потянулись к выходу. V отдела пропаганды обкома КПСС в М< скву ушла бумага: народ-де этот филь не поймет... В том же 69-м «Рублев» был показе вне конкурса в Канне, получил специал ный приз прессы, но в СССР фильм ув» дели только в 71-м. Нина АРТЕМОВА ВЛАДИМИР - СУЗДАЛЬ. ЦЕНОВОЙ й ш и УчредительиИздатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Министерством РФпо делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Рег. ПИ№Л-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. B.Симонов. Тел еф он для справок: (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Теле фо н/ факс отдела рекла мы: (095) 257-37-83. C. Заворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт: ЬПр://шГогт.асЛ.п 1 . Е-таН: у!огтк@асП.П 1 ©«Деловойвторник». Перепечатка без согласования средакцией не допускается. Приобретение прав©на перепечатку ииспользование материалов тел./факс (095) 257-37-83. (мо^ковский выпуск), «Рабочая газета» (Украина), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экслресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий (Брянск), «Барто» ^Нижневартовск), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Волжская коммуна» (Самаоа). «Вольная Кубань» (Коасноппо). «Вятгкий кппй» /Кыпг»п\ «^ппыиыитпппгпа пппопп^ ( 1 ^лтзиыиглпп 1 правда» (Кур< Башкортостаь , ____........ ........ (Челябинск), «Вечерняя Пермь» (Пермь) Номер подписан в 15 . 00 . По графику в 15 . 00 . . Отпечатано втипографии «Липецкое издательство» 398055 , гЛипецк, ул.Московская, 83 . Общий тираж 1 . 411.715 экз. Цена - бесплатно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz