Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
* |*| ..vi".. >••• Ж И П Е Ц К Л Я • Ж г а з е т а амамйййаай^ари■ ■ W -.$■/, .<.-• - ■* s ^A-s/ •. £ ' МА ЛЫЙ бизнес - Б О Л Ь Ш О Е Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Е Д Е Л О ш ш ш ш П Р И З Н А Н И Е У Ч А С Т Н И К О В П Р О Ш Е Д Ш Е Г О В Л И П Е Ц К Е Э К О Н О М И Ч Е С К О Г О Состояние российской экономики оценивается нынче не столь оптимистично, как в ушедшем году. Правительство ищет новые источники пополнения бюджета. Надежды связываются, в первую очередь , с развитием м алого бизнеса, который все б о л е е расширяет свои позиции на отечественном потребительском рынке. Сегодня пришло и понимание того, что без мощного предпринимательского движения не обойтись: здесь основа укрепления экономики и социальной стабильности. Вопрос в том , какую оптимально приемлемую политику надо сегодня выстраивать, чтобы она максимально отраж ала интересы бизнеса, власти и общества. Именно эта тема стала предметом серьезного р а з го в о р а на зас ед ании Совета Ц ентрального ф ед ер а л ьн о го окру га , прошедшего на прошлой неделе в Липецке. Обсуждение проблем малого бизнеса прошло достаточно жестко и принципиально. Столь критический подход к делу был во многом обусловлен недавним выступлением Президента России Владимира Путина на заседании Государственного Совета, где было сказано что, во-первых, малый бизнес —это большое государственное дело; во-вторых, по количеству малых предприятий в том или ином регионе можно судить о качестве работы местной власти, а в-третьих, н адо менять отношение к проблем ам малого бизнеса. В докладе зам. полномочного представи теля Президента РФвЦФОВасилия Ки- чеджи прозвучал тот же критический на строй. По его признанию, ни федеральная, ни региональная, ни муниципальная власти не смогли за все годы реформ создать необходи мые условия предпринимателям для реализа ции их потенциала, а потому государство, бе зусловно, в большом долгу перед малым биз несом. Повода для оптимизма, подчеркивалось на совещании, не дает и тот факт, что число малых предприятий в нашем округе в первом полугодии 2001 года увеличилось на 13,5 про цента. Во-первых, в пересчете их на тысячу жителей мы здесь по сравнению с европейс кими странами все равно отстаем на целый порядок. Кроме того, более 70 процентов этих малых предприятий в ЦФО сосредоточено в Москве —со всеми вытекающими отсюда по следствиями. А потому очень важно стиму лироватьразвитие предпринимательства преж де всего в регионах. Иначе и дальше будет продолжаться, по словам докладчика, пере ток финансовых и кадровых ресурсов из реги онов в центр. Таким образом, делает вывод В. Кичеджи, малый бизнес в округе способству ет сегодня не выравниванию уровней разви тия его субъектов, а приводит к еще большей их дифференциации. Есть и другая негативная сторона: по-пре жнему большой крен в сторону коммерции — там меньше рисков и более быстрый оборот денег. В промышленность и другие производ ственные сферы малый бизнес идет с неохо той. Правда, в последнее время тенденция к лучшему все-таки появилась. В Орловской области, например, рост числа малых пред приятий в строительстве опережает рост ком мерческих структур. Но такие успехи далеко не везде. Отмечалась и такая качественная характеристика малого бизнеса, как развитие инновационной деятельности. По существу наш малый бизнес в сфере инновации нахо дится в зачаточном состоянии: на этот сектор в бизнесе у нас приходится всего 3,6 процен та. Для сравнения: на Западе доля фирм, ра ботающих в сфере высоких технологий, со ставляет третью часть. Именно на этот недо статок российского предпринимательства ука зал полномочный представитель Президента России в ЦФО Георгий Полтавченко на не давней областной конференции «Малый биз нес-2002» и об этом снова напомнил на про шедшем экономическом Совете. Примеры активного развития малого пред принимательства в научно-технической сфере у нас уже есть: в подмосковном Зеленограде, например, создана целая инновационная ин фраструктура, названная научным технопар ком. В Белгородской и Орловской областях действуют так называемые бизнес-инкубато ры, вкоторых новыми перспективнымнаправ лениям придают первостепенное значение и оказывают посильнуюподдержку. По мнению некоторых участников совещания, этот опыт надо не просто распространять, но и всячески «насаждать». Правда, каким образом это сде лать без государственной поддержки, деталь но пока не ясно. Пока же государственная поддержка ма лому бизнесу носит чаще всего декларатив ный характер. Вот факт —Минфин заклады вает в статью своих расходов на поддержку предпринимателей всего 20 млн. рублей. В CHIA и Японии, для сравнения, 1,5 миллиар да долларов. У нашего правительства на эти цели денег сегодня нет. Банки же, которые должны, по логике вещей, тесно сотрудничать с малыми предприятиями на взаимовыгодных условиях, предлагают кредиты под 25 процен тов, что перечеркивает всю «поддержку». Полу чается парадоксальная ситуация: кредитная ставка — 25 процентов годовых, а рентабель ность предприятия всего 10 процентов! Замми нистра по антимонопольной политике РФАлек сандр Егорушков иронично заметил, что лучше, в таком случае, считать приоритетным не про изводственный, а высокорентабельный финан совый бизнес. Проблему кредитования малого бизнеса в областях ЦФОрешают каждый по-своему. Одни «пробивают» кредитную линию, другие берут половину расходов по кредитованию малых предприятий. Липецкая же область пошла по иному пути, и такая практика финансирования рекомендована и для других регионов —имеет ся в виду схема погашения процентных ставок по выданным банковским кредитам. Таким об разом в области удалось реализовать несколько интересных бизнес-проектов. Неплохо обстоит дело и с микрокредитованием малого бизнеса, при котором на короткий срок предоставляется до 100 тысяч рублей. Правда, здесь тот же ми нус — высокие процентные ставки. Чтобы не попасть в кабалу от банков и других финансо во-кредитных организаций, на Совете Централь ного федерального округа предложена идея сформировать окружной Фонд поддержки пред принимателей. Каждая область может добро вольно отчислять вфонд средства, зная, что они могут быть использованы затем и в ее целях и интересах. Речь идет, таким образом, о созда нии на территории округа единого экономичес кого пространства, где можно будет реализовать любую перспективную бизнес-идею. Но для того, чтобы экономические механиз мыработали эффективнее, только региональных усилий будет недостаточно. Нужныгосударствен ные меры поддержки малого бизнеса — в раз личных направлениях. Многие проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес, невозможно решать в отдельно взятом регионе, считает начальник управления финансов администрации Липецкой области Татьяна Глуховкина. Здесь очень мно гое зависит от политики федерального центра, направленной на создание благоприятного пред принимательского климата. Какие же это проблемы? Прежде всего —не совершенство нормативно-правовой базы и сис темы налогообложения. Последняя, в частно сти, достаточно сложна, громоздка и во многом носит экспериментальный характер. Она прием лема лишь для становления рыночных отноше ний в стране, но малопригодна в действующей практике. На Совете предложена модель, кото рая предусматривает специальный режим нало гообложения для малого бизнеса. Правитель ство Москвы, вчастности, давно предлагает для этой цели сделать поправку во вторую часть Налогового кодекса РФ. Введение специально го режима для предпринимательства поддержи вает и администрация Липецкой области. На несовершенство системы налогообложе ния накладывается еще одна беда малого биз неса — изменение порядка уплаты единого со циального налога. В итоге общая налоговая на грузка для предпринимателей возросла в два- три раза. Казалось бы, бюджеты всех уровней таким путем должны заметно пополняться. На самом деле вышло наоборот: поступлений от такого нововведения нисколько не прибавилось. Губернатор Тульской области Василий Старо дубцев отметил, что это обстоятельство вынуж дает предпринимателей скрывать свои доходы. В свое время на правительственном и регио нальном уровнях кое-что удалось сделать для того, чтобы малый бизнес был заинтересован в своей легальности. Сегодня, признавалось на Со вете ЦФО, мы снова отступили здесь назад: ма лый бизнес принимает свои контрмеры, стано вясь «теневым». По данным правительстваМос квы, примерно 40 процентов малых предприя тий в столице действуют подпольно. Глава ад министрации Костромской области ВикторШер шунов потребовал незамедлительного принятия мер для облегчения налогового бремени для предпринимателей. Сюда надо добавить и пре одоление административных барьеров, упроще ние отчетности, порядка регистрации и лицен зирования малых предприятий. Если мы смо жем оптимально сочетать интересы государства и малого бизнеса, то снимем социальную на пряженность в регионах и действительно добь емся подъема экономики. Малый бизнес, по еди нодушному мнению участников прошедшего в нашем городе экономического форума, должен сыграть большую роль в развитии страны. Итогом его работы стало принятие проекта Комплексной программы развития малого и среднего предпринимательства в ЦФО на 2000- 2004 гг. В ней учтены замечания и предложе ния по совершенствованию налогообложения, государственной поддержке, развитию новых направлений в сфере высоких технологий имеж отраслевой кооперации, созданию единого ин формационного поля, социальной защищенно сти работающих в малом бизнесе, ряд других моментов. Все это, при соответствующей прави тельственной поддержке, должно благоприят ствовать развитию малого бизнеса в России и всей экономики страны. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ СОВЕЩАНИЯ: В а си ли й С Т А Р О П У Б П Е В . г у б е р н а т о р Т у л ь с к о й о б л а ст и : — Малое предпринима тельство становится все бо лее массовой формой эконо мической самодеятельности населения. Буквально на наших гла зах рождается новый человек, новая психоло гия, новое мышление, а в конечном счете — новый образ жизни. Этот слой населения и на зывают у нас «новыми русскими», вкладывая определенный отрицательный смысл. Однако человек, который имеет свое дело, ведет его честно, грамотно и умело с пользой для себя, полезен и нужен и обществу, и госу дарству. Сегодня малые предприятия нашей области дают уже 19 процентов доходной части бюдже та. Конечно, этого пока мало. В западной эко номике удельный вес малого бизнеса гораздо больше. Но ведь история современного предпри нимательства насчитывает всего несколько лет, поэтому очень важно, по какому пути оно пой дет. Причем не только в сфере экономики, но и в вопросах нравственности... Безусловно, первый этап в истории нашего предпринимательства пройден. Малый бизнес как факт, как явление состоялся. Он уже неотъемлемая часть нашей жизни. Но мы хоро шо понимаем, что это только начало, количе ственное, так сказать, накопление. Сейчас важ ны качественные изменения. Надо решать воп росы именно на этом направлении. В Тульской области при губернаторе сфор мирован общественный совет по предпринима тельству. Такой же совет действует при Глав ном федеральном инспекторе. В него входят наиболее авторитетные представители деловых кругов области. Через эти институты власть и бизнес ведут конструктивный диалог. Многие вопросы и проблемы для обсужде ния выносят сами предприниматели. Именно по их инициативе мы обсудили состояние бизнеса в сфере производства, научно-технической и инновационной деятельности. Мыисходим из того, что люди, занимающие ся бизнесом, как правило, инициативные и твор ческие, они действительно русские... И в этой связи мы рассматриваем их работу как своего рода школу хозяйствования, школу нового под хода крешениюсоциально-экономических задач. Разработана четкая программа действий. И вот первые ее результаты: начат процесс струк турной перестройки бизнеса —на 6,2 процента уменьшилось число занятых торговлей, зато на 15 процентов увеличилось число занятых в про изводстве... Восстанавливается экономика, улучшается финансовая обстановка, сокращается число убы точных предприятий. Образно говоря —инвес тиционный климат теплеет. В области сегодня успешно действуют десят ки крупных известных иностранных фирми ком паний, приносящих огромную пользу. Это на глядный пример эффективного предпринима тельства. Ясно главное — мы должны строить совре менную, эффективную, конкурентоспособную экономику, которая может отвечать на вызов времени. И в этом очень важном процессе ма лый бизнес может сыграть свою большую роль. И в то же время мы видим немало нерешен ных проблем. Одна из главных и тяжелых — это административные барьера На пути малого бизнеса. Недавно президент поставил задачу — и мы поддерживаем его — создать такие усло вия, которые исключали бы вмешательство чи новников в хозяйственную деятельность мало го бизнеса. Пока же малый бизнес давят со всех сторон, и нередко тем самым создают почву для зло употреблений. И налоговый режим не способствует эффек тивной работе предпринимательства. Более того, с января текущего года для подавляющего боль шинства налогоплательщиков из сферы малого предпринимательстварезко возрос груз налогов... Реакция на это простая —уход в тень! Рост неучтенного наличного оборота, падение нало гов на 30 и даже 50 процентов, сокрытие реаль ного фонда оплаты труда... Надо срочно рассмотреть принятие глав На логового кодекса России, устанавливающих спе циальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства, необходимо ис ключить и авансовый характер налоговых по ступлений. Должно быть оставлено и,свободное поле для федеральных органов власти: для стимулирова ния развития приоритетных отраслей малого предпринимательства. И конечно, очень важна государственная поддержка предпринимательства. Унас она осу ществляется по многим направлениям. Напри мер, мы освоили технологию микрокредитова ния. Источники финансирования здесь —сред ства бюджета области, средства федеральных программ, получаемые на конкурсной основе под гарантии администрации области. Используем мыи кредиты частных банков... С принятием программы развития малого и среднего предпринимательства в Центральном федеральном округе мы связываем большие на дежды. У нас сходные проблемы, и координа ция усилий в сфере информационного обмена, подготовки кадров, усовершенствования норма тивной базы, государственной поддержки мало го предпринимательства послужит нам для их успешного решения... Б о р и с С Л О В . п р е д с е д ат е л ь С о в ет а а гр о к о р п о р а ц и и « А з о т » : — Я представляю не ма лый бизнес и не крупный — наша корпорация относится к среднему бизнесу, хотя мы производим приблизительно одну треть азотных удобрений России и более половины сложной наукоемкой продукции тя желого органического синтеза, без которой, в принципе, невозможно создание авиационной, ракетной, морской техники и так далее. Хотел бы остановиться на двух взаимодопол няющих аспектах развития малого и среднего бизнеса в России. Есть малый бизнес, связанный со сферой услуг, со сферой мелкого товарного производства. С его проблемами все более или менее ясно. Достаточно уменьшить налоговый пресс, дать больше свободы предприимчивым людям, избавить их от диктата чиновников, от необходимости контактировать с неформальны ми группами, «курирующими» малый и средний бизнес, —и он будет развиваться сам по себе! Причем количество занятых в нем людей (в процентах от экономически активной части на селения) и те доходы, которые они приносят, не столь важны. Главное, что этот бизнес решает социальные проблемы, вопросы занятости... А есть другая сфера малого бизнеса, кото рая без серьезной поддержки со стороны феде ральных и региональных органов развивать ся не может. И связана она, в первую оче редь, с крупным бизнесом, о чем здесь совер шенно забыли. Не знаю, как отражено все это в комплексной программе развития предпри нимательства, но вопросы взаимосвязи круп ного и среднего бизнеса, участия крупного бизнеса в становлении малого бизнеса долж ны найти в ней самое серьезное место. Нельзя не сказать и еще об одной сфере малого бизнеса, требующей поддержки, —ин новационной. Скажу так: если использовать наработки нашей научной школы, берущие начало еще со времен Менделеева, Жуковского и других великих русских ученых, то доходы в бизнесе могли бы быть несоизмеримо огромными. Хочу ос.обоподчеркнуть такуюистину: нра вится это кому-то или нет, но мировая тен денция развития промышленности заключа ется в том, что 85-90 процентов товарной мас сы будет производиться все-таки в крупных компаниях. В мелких же объемы продукции не важны, важна, повторяю, численность за нятых в них. Вот вам и ответ на вопрос: будут тогда и дешевые удобрения... Е г о р С Т Р О Е В . п р е д с е д ат е л ь С о в ет а Ц е н т р а л ь н о г о ф е д е р а л ь н о г о о к р у г а , г у б е р н а т о р О р л о в с к о й о б л а ст и : —Отмечу, наиболее се рьезной проблемой разви тия малого бизнеса, это подчеркнули все выс тупающие, является нынешняя система нало гообложения. Получилось так, что сегодня на малый и средний бизнес сразу упали и налог с продаж, отмененный даже Конституционным судом, но по-прежнему существующий на деле, и вмененный налог, и социальные отчисления. Что особенно тяжело сказалось на нарожда ющемся бизнесе. Обратите внимание — половина предпри нимателей ушли в тень, половина работаю щих вообще не показывают, что они работа ют. Может быть, это и терпимо на каком-то переходном этапе, но как отразится такая си стема затем на пенсии человека, работающего в малом бизнесе? В нашем округе сосредоточен 41 процент всего бизнеса России, поэтому мы первыми и должны объявить кричащее положение мало го предпринимательства, открыто заявить о беде, постигшей его с «утяжелением» налого вой базы. Другая проблема —кредитование, выделе ние ресурсов... Давайте же серьезно посмот рим на создание кредитных кооперативов, ко торые как раз и призваны поддержать малый и средний бизнес. Это очень хорошая форма кредитования малого бизнеса, особенно для крестьян — с их личными подворьями, фер меров —под небольшой процент, а то и вооб ще без процента на короткий период времени. Сегодня нет смысла писать обращения и предложения — этим сейчас ничего не добь ешься. От имени участников сегодняшнего за седания внесем необходимый законопроект — в порядке законодательной инициативы, пра вом на которую наделила нас Конституция, —в Правительство РФ и Федеральное Собра ние, в котором и выступим со своими замеча ниями и предложениями. Новый уклад малого и среднего бизнеса невозможен без формирования крупного биз неса: малое предпринимательство должно жить и развиваться рядом и в содружестве именно с крупным бизнесом. Так происходит во всем мире... На прошедшей пресс-конференции Егор Семенович подробно ответил на вопрос «ЛГ» о проблеме развития малого бизне са на селе в свете нового закона об оборо те сельхозугодий. —Малый и средний бизнес из села не ис чез. Что такое фермерство? Это средний биз нес. Что такое подсобное хозяйство крестья нина? Это малый и даже сегодня уже средний бизнес. И он развивается очень успешно. В Орловской области урожайность у фер меров составляет 31 центнер с гектара, произ водство зерна, в пересчете на гектар пашни, в два раза выше, чем у производителей с други ми формами хозяйствования. Сегодня мы не просто поговорили о про блемах малого предпринимательства, а обме нялись накопленным опытом. А опыт есть: сегодня от 6 процентов вало вого регионального продукта до 27 и даже 30 по отдельным регионам дает малый и средний бизнес. Восемь лет назад мысоздали Фонд поддер жки малого и среднего предпринимательства и за это время «прокрутили» больше одного миллиарда рублей. Я вообще не понимаю, как можно развиваться, вписываться в рыночную экономику и не соблюдать главное условие — создание рабочих мест... Когда я начал руководить областью, у нас было 40 тысяч безработных, останавливались заводы. Пришлось бросить все силы, чтобы, с одной стороны, поддержать заводы, а с дру гой — малый и средний бизнес: создали 81 тысячу рабочих мест. То есть дали людям в руки не рыбу, а удочку: рыбу они сами пойма ют. На Орловщине вопросы малого и среднего бизнеса решаются положительно, и сегодня мыдолжны законом защитить эту часть пред принимательства. Повторяю — вопрос не в деньгах, а в социальной защите людей... Что касается земельного вопроса, то счи таю, что к обороту земель мы подошли. И вот почему. Может быть, я первый в России, еще в бытность Советского Союза, понял, какую опасность представляют для крестьянской зем ли жадные руки, тянущиеся к ней со всех сто рон. Ивсегда выступал за долевуюформу соб ственности на землю. Надо, в первую очередь, отдать землю крестьянам, которые на ней живут и работают. Для меня это и политическое, и нравствен ное кредо защитить крестьянина! Прошло 10 с лишним лет. Целые поколе ния ушли из жизни, постарели и не способны работать на земле. Вот у нас в области, в со зданной нами крупной промышленной агро структуре, работает всего от 15 до 18 процен товлюдей, имеющих собственный пай. Осталь ная земля — арендована, на ней не могут ра ботать ее владельцы. Как сделать, чтобы земля, принадлежащая людям, ушедшим из жизни, покинувшимнаши места, бросившим свой надел, плавно «пере текла» в руки работающих крестьян? К оборо ту земли мы подошли, а способов передачи ее в оборот, надежных- законов еще не принято. Я приму участие по линии Госсовета в раз работке такого закона и обязательно буду за щищать эволюционный путь передачи земель в работающие руки самих крестьян, а не тем людям, что владеют мешками долларов, за ко торые можно скупить всю землю. Ясчитаю, что латифундии ц центре Черно земья, если они появятся, приведут ко второ му антоновскому восстанию. Это очень опас но! Идти по нему —это значит идти не к побе де, а к поражению на перспективу... Отчет подготовили Владимир ПЕТРОВ, Виктор МАНАЕНКОВ, Эмма МЕНЬШИКО ВА и Ольга БЕЛЯКОВА (фото).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz