Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

* |*| ..vi".. >••• Ж И П Е Ц К Л Я • Ж г а з е т а амамйййаай^ари■ ■ W -.$■/, .<.-• - ■* s ^A-s/ •. £ ' МА ЛЫЙ бизнес - Б О Л Ь Ш О Е Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Е Д Е Л О ш ш ш ш П Р И З Н А Н И Е У Ч А С Т Н И К О В П Р О Ш Е Д Ш Е Г О В Л И П Е Ц К Е Э К О Н О М И Ч Е С К О Г О Состояние российской экономики оценивается нынче не столь оптимистично, как в ушедшем году. Правительство ищет новые источники пополнения бюджета. Надежды связываются, в первую очередь , с развитием м алого бизнеса, который все б о л е е расширяет свои позиции на отечественном потребительском рынке. Сегодня пришло и понимание того, что без мощного предпринимательского движения не обойтись: здесь основа укрепления экономики и социальной стабильности. Вопрос в том , какую оптимально приемлемую политику надо сегодня выстраивать, чтобы она максимально отраж ала интересы бизнеса, власти и общества. Именно эта тема стала предметом серьезного р а з го в о р а на зас ед ании Совета Ц ентрального ф ед ер а л ьн о го окру га , прошедшего на прошлой неделе в Липецке. Обсуждение проблем малого бизнеса прошло достаточно жестко и принципиально. Столь критический подход к делу был во многом обусловлен недавним выступлением Президента России Владимира Путина на заседании Государственного Совета, где было сказано что, во-первых, малый бизнес —это большое государственное дело; во-вторых, по количеству малых предприятий в том или ином регионе можно судить о качестве работы местной власти, а в-третьих, н адо менять отношение к проблем ам малого бизнеса. В докладе зам. полномочного представи­ теля Президента РФвЦФОВасилия Ки- чеджи прозвучал тот же критический на­ строй. По его признанию, ни федеральная, ни региональная, ни муниципальная власти не смогли за все годы реформ создать необходи­ мые условия предпринимателям для реализа­ ции их потенциала, а потому государство, бе­ зусловно, в большом долгу перед малым биз­ несом. Повода для оптимизма, подчеркивалось на совещании, не дает и тот факт, что число малых предприятий в нашем округе в первом полугодии 2001 года увеличилось на 13,5 про­ цента. Во-первых, в пересчете их на тысячу жителей мы здесь по сравнению с европейс­ кими странами все равно отстаем на целый порядок. Кроме того, более 70 процентов этих малых предприятий в ЦФО сосредоточено в Москве —со всеми вытекающими отсюда по­ следствиями. А потому очень важно стиму­ лироватьразвитие предпринимательства преж­ де всего в регионах. Иначе и дальше будет продолжаться, по словам докладчика, пере­ ток финансовых и кадровых ресурсов из реги­ онов в центр. Таким образом, делает вывод В. Кичеджи, малый бизнес в округе способству­ ет сегодня не выравниванию уровней разви­ тия его субъектов, а приводит к еще большей их дифференциации. Есть и другая негативная сторона: по-пре­ жнему большой крен в сторону коммерции — там меньше рисков и более быстрый оборот денег. В промышленность и другие производ­ ственные сферы малый бизнес идет с неохо­ той. Правда, в последнее время тенденция к лучшему все-таки появилась. В Орловской области, например, рост числа малых пред­ приятий в строительстве опережает рост ком­ мерческих структур. Но такие успехи далеко не везде. Отмечалась и такая качественная характеристика малого бизнеса, как развитие инновационной деятельности. По существу наш малый бизнес в сфере инновации нахо­ дится в зачаточном состоянии: на этот сектор в бизнесе у нас приходится всего 3,6 процен­ та. Для сравнения: на Западе доля фирм, ра­ ботающих в сфере высоких технологий, со­ ставляет третью часть. Именно на этот недо­ статок российского предпринимательства ука­ зал полномочный представитель Президента России в ЦФО Георгий Полтавченко на не­ давней областной конференции «Малый биз­ нес-2002» и об этом снова напомнил на про­ шедшем экономическом Совете. Примеры активного развития малого пред­ принимательства в научно-технической сфере у нас уже есть: в подмосковном Зеленограде, например, создана целая инновационная ин­ фраструктура, названная научным технопар­ ком. В Белгородской и Орловской областях действуют так называемые бизнес-инкубато­ ры, вкоторых новыми перспективнымнаправ­ лениям придают первостепенное значение и оказывают посильнуюподдержку. По мнению некоторых участников совещания, этот опыт надо не просто распространять, но и всячески «насаждать». Правда, каким образом это сде­ лать без государственной поддержки, деталь­ но пока не ясно. Пока же государственная поддержка ма­ лому бизнесу носит чаще всего декларатив­ ный характер. Вот факт —Минфин заклады­ вает в статью своих расходов на поддержку предпринимателей всего 20 млн. рублей. В CHIA и Японии, для сравнения, 1,5 миллиар­ да долларов. У нашего правительства на эти цели денег сегодня нет. Банки же, которые должны, по логике вещей, тесно сотрудничать с малыми предприятиями на взаимовыгодных условиях, предлагают кредиты под 25 процен­ тов, что перечеркивает всю «поддержку». Полу­ чается парадоксальная ситуация: кредитная ставка — 25 процентов годовых, а рентабель­ ность предприятия всего 10 процентов! Замми­ нистра по антимонопольной политике РФАлек­ сандр Егорушков иронично заметил, что лучше, в таком случае, считать приоритетным не про­ изводственный, а высокорентабельный финан­ совый бизнес. Проблему кредитования малого бизнеса в областях ЦФОрешают каждый по-своему. Одни «пробивают» кредитную линию, другие берут половину расходов по кредитованию малых предприятий. Липецкая же область пошла по иному пути, и такая практика финансирования рекомендована и для других регионов —имеет­ ся в виду схема погашения процентных ставок по выданным банковским кредитам. Таким об­ разом в области удалось реализовать несколько интересных бизнес-проектов. Неплохо обстоит дело и с микрокредитованием малого бизнеса, при котором на короткий срок предоставляется до 100 тысяч рублей. Правда, здесь тот же ми­ нус — высокие процентные ставки. Чтобы не попасть в кабалу от банков и других финансо­ во-кредитных организаций, на Совете Централь­ ного федерального округа предложена идея сформировать окружной Фонд поддержки пред­ принимателей. Каждая область может добро­ вольно отчислять вфонд средства, зная, что они могут быть использованы затем и в ее целях и интересах. Речь идет, таким образом, о созда­ нии на территории округа единого экономичес­ кого пространства, где можно будет реализовать любую перспективную бизнес-идею. Но для того, чтобы экономические механиз­ мыработали эффективнее, только региональных усилий будет недостаточно. Нужныгосударствен­ ные меры поддержки малого бизнеса — в раз­ личных направлениях. Многие проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес, невозможно решать в отдельно взятом регионе, считает начальник управления финансов администрации Липецкой области Татьяна Глуховкина. Здесь очень мно­ гое зависит от политики федерального центра, направленной на создание благоприятного пред­ принимательского климата. Какие же это проблемы? Прежде всего —не­ совершенство нормативно-правовой базы и сис­ темы налогообложения. Последняя, в частно­ сти, достаточно сложна, громоздка и во многом носит экспериментальный характер. Она прием­ лема лишь для становления рыночных отноше­ ний в стране, но малопригодна в действующей практике. На Совете предложена модель, кото­ рая предусматривает специальный режим нало­ гообложения для малого бизнеса. Правитель­ ство Москвы, вчастности, давно предлагает для этой цели сделать поправку во вторую часть Налогового кодекса РФ. Введение специально­ го режима для предпринимательства поддержи­ вает и администрация Липецкой области. На несовершенство системы налогообложе­ ния накладывается еще одна беда малого биз­ неса — изменение порядка уплаты единого со­ циального налога. В итоге общая налоговая на­ грузка для предпринимателей возросла в два- три раза. Казалось бы, бюджеты всех уровней таким путем должны заметно пополняться. На самом деле вышло наоборот: поступлений от такого нововведения нисколько не прибавилось. Губернатор Тульской области Василий Старо­ дубцев отметил, что это обстоятельство вынуж­ дает предпринимателей скрывать свои доходы. В свое время на правительственном и регио­ нальном уровнях кое-что удалось сделать для того, чтобы малый бизнес был заинтересован в своей легальности. Сегодня, признавалось на Со­ вете ЦФО, мы снова отступили здесь назад: ма­ лый бизнес принимает свои контрмеры, стано­ вясь «теневым». По данным правительстваМос­ квы, примерно 40 процентов малых предприя­ тий в столице действуют подпольно. Глава ад­ министрации Костромской области ВикторШер­ шунов потребовал незамедлительного принятия мер для облегчения налогового бремени для предпринимателей. Сюда надо добавить и пре­ одоление административных барьеров, упроще­ ние отчетности, порядка регистрации и лицен­ зирования малых предприятий. Если мы смо­ жем оптимально сочетать интересы государства и малого бизнеса, то снимем социальную на­ пряженность в регионах и действительно добь­ емся подъема экономики. Малый бизнес, по еди­ нодушному мнению участников прошедшего в нашем городе экономического форума, должен сыграть большую роль в развитии страны. Итогом его работы стало принятие проекта Комплексной программы развития малого и среднего предпринимательства в ЦФО на 2000- 2004 гг. В ней учтены замечания и предложе­ ния по совершенствованию налогообложения, государственной поддержке, развитию новых направлений в сфере высоких технологий имеж­ отраслевой кооперации, созданию единого ин­ формационного поля, социальной защищенно­ сти работающих в малом бизнесе, ряд других моментов. Все это, при соответствующей прави­ тельственной поддержке, должно благоприят­ ствовать развитию малого бизнеса в России и всей экономики страны. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ СОВЕЩАНИЯ: В а си ли й С Т А Р О П У Б П Е В . г у б е р н а т о р Т у л ь с к о й о б л а ст и : — Малое предпринима­ тельство становится все бо­ лее массовой формой эконо­ мической самодеятельности населения. Буквально на наших гла­ зах рождается новый человек, новая психоло­ гия, новое мышление, а в конечном счете — новый образ жизни. Этот слой населения и на­ зывают у нас «новыми русскими», вкладывая определенный отрицательный смысл. Однако человек, который имеет свое дело, ведет его честно, грамотно и умело с пользой для себя, полезен и нужен и обществу, и госу­ дарству. Сегодня малые предприятия нашей области дают уже 19 процентов доходной части бюдже­ та. Конечно, этого пока мало. В западной эко­ номике удельный вес малого бизнеса гораздо больше. Но ведь история современного предпри­ нимательства насчитывает всего несколько лет, поэтому очень важно, по какому пути оно пой­ дет. Причем не только в сфере экономики, но и в вопросах нравственности... Безусловно, первый этап в истории нашего предпринимательства пройден. Малый бизнес как факт, как явление состоялся. Он уже неотъемлемая часть нашей жизни. Но мы хоро­ шо понимаем, что это только начало, количе­ ственное, так сказать, накопление. Сейчас важ­ ны качественные изменения. Надо решать воп­ росы именно на этом направлении. В Тульской области при губернаторе сфор­ мирован общественный совет по предпринима­ тельству. Такой же совет действует при Глав­ ном федеральном инспекторе. В него входят наиболее авторитетные представители деловых кругов области. Через эти институты власть и бизнес ведут конструктивный диалог. Многие вопросы и проблемы для обсужде­ ния выносят сами предприниматели. Именно по их инициативе мы обсудили состояние бизнеса в сфере производства, научно-технической и инновационной деятельности. Мыисходим из того, что люди, занимающие­ ся бизнесом, как правило, инициативные и твор­ ческие, они действительно русские... И в этой связи мы рассматриваем их работу как своего рода школу хозяйствования, школу нового под­ хода крешениюсоциально-экономических задач. Разработана четкая программа действий. И вот первые ее результаты: начат процесс струк­ турной перестройки бизнеса —на 6,2 процента уменьшилось число занятых торговлей, зато на 15 процентов увеличилось число занятых в про­ изводстве... Восстанавливается экономика, улучшается финансовая обстановка, сокращается число убы­ точных предприятий. Образно говоря —инвес­ тиционный климат теплеет. В области сегодня успешно действуют десят­ ки крупных известных иностранных фирми ком­ паний, приносящих огромную пользу. Это на­ глядный пример эффективного предпринима­ тельства. Ясно главное — мы должны строить совре­ менную, эффективную, конкурентоспособную экономику, которая может отвечать на вызов времени. И в этом очень важном процессе ма­ лый бизнес может сыграть свою большую роль. И в то же время мы видим немало нерешен­ ных проблем. Одна из главных и тяжелых — это административные барьера На пути малого бизнеса. Недавно президент поставил задачу — и мы поддерживаем его — создать такие усло­ вия, которые исключали бы вмешательство чи­ новников в хозяйственную деятельность мало­ го бизнеса. Пока же малый бизнес давят со всех сторон, и нередко тем самым создают почву для зло­ употреблений. И налоговый режим не способствует эффек­ тивной работе предпринимательства. Более того, с января текущего года для подавляющего боль­ шинства налогоплательщиков из сферы малого предпринимательстварезко возрос груз налогов... Реакция на это простая —уход в тень! Рост неучтенного наличного оборота, падение нало­ гов на 30 и даже 50 процентов, сокрытие реаль­ ного фонда оплаты труда... Надо срочно рассмотреть принятие глав На­ логового кодекса России, устанавливающих спе­ циальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства, необходимо ис­ ключить и авансовый характер налоговых по­ ступлений. Должно быть оставлено и,свободное поле для федеральных органов власти: для стимулирова­ ния развития приоритетных отраслей малого предпринимательства. И конечно, очень важна государственная поддержка предпринимательства. Унас она осу­ ществляется по многим направлениям. Напри­ мер, мы освоили технологию микрокредитова­ ния. Источники финансирования здесь —сред­ ства бюджета области, средства федеральных программ, получаемые на конкурсной основе под гарантии администрации области. Используем мыи кредиты частных банков... С принятием программы развития малого и среднего предпринимательства в Центральном федеральном округе мы связываем большие на­ дежды. У нас сходные проблемы, и координа­ ция усилий в сфере информационного обмена, подготовки кадров, усовершенствования норма­ тивной базы, государственной поддержки мало­ го предпринимательства послужит нам для их успешного решения... Б о р и с С Л О В . п р е д с е д ат е л ь С о в ет а а гр о к о р п о р а ц и и « А з о т » : — Я представляю не ма­ лый бизнес и не крупный — наша корпорация относится к среднему бизнесу, хотя мы производим приблизительно одну треть азотных удобрений России и более половины сложной наукоемкой продукции тя­ желого органического синтеза, без которой, в принципе, невозможно создание авиационной, ракетной, морской техники и так далее. Хотел бы остановиться на двух взаимодопол­ няющих аспектах развития малого и среднего бизнеса в России. Есть малый бизнес, связанный со сферой услуг, со сферой мелкого товарного производства. С его проблемами все более или менее ясно. Достаточно уменьшить налоговый пресс, дать больше свободы предприимчивым людям, избавить их от диктата чиновников, от необходимости контактировать с неформальны­ ми группами, «курирующими» малый и средний бизнес, —и он будет развиваться сам по себе! Причем количество занятых в нем людей (в процентах от экономически активной части на­ селения) и те доходы, которые они приносят, не столь важны. Главное, что этот бизнес решает социальные проблемы, вопросы занятости... А есть другая сфера малого бизнеса, кото­ рая без серьезной поддержки со стороны феде­ ральных и региональных органов развивать­ ся не может. И связана она, в первую оче­ редь, с крупным бизнесом, о чем здесь совер­ шенно забыли. Не знаю, как отражено все это в комплексной программе развития предпри­ нимательства, но вопросы взаимосвязи круп­ ного и среднего бизнеса, участия крупного бизнеса в становлении малого бизнеса долж­ ны найти в ней самое серьезное место. Нельзя не сказать и еще об одной сфере малого бизнеса, требующей поддержки, —ин­ новационной. Скажу так: если использовать наработки нашей научной школы, берущие начало еще со времен Менделеева, Жуковского и других великих русских ученых, то доходы в бизнесе могли бы быть несоизмеримо огромными. Хочу ос.обоподчеркнуть такуюистину: нра­ вится это кому-то или нет, но мировая тен­ денция развития промышленности заключа­ ется в том, что 85-90 процентов товарной мас­ сы будет производиться все-таки в крупных компаниях. В мелких же объемы продукции не важны, важна, повторяю, численность за­ нятых в них. Вот вам и ответ на вопрос: будут тогда и дешевые удобрения... Е г о р С Т Р О Е В . п р е д с е д ат е л ь С о в ет а Ц е н т р а л ь н о г о ф е д е р а л ь н о г о о к р у г а , г у б е р н а т о р О р л о в с к о й о б л а ст и : —Отмечу, наиболее се­ рьезной проблемой разви­ тия малого бизнеса, это подчеркнули все выс­ тупающие, является нынешняя система нало­ гообложения. Получилось так, что сегодня на малый и средний бизнес сразу упали и налог с продаж, отмененный даже Конституционным судом, но по-прежнему существующий на деле, и вмененный налог, и социальные отчисления. Что особенно тяжело сказалось на нарожда­ ющемся бизнесе. Обратите внимание — половина предпри­ нимателей ушли в тень, половина работаю­ щих вообще не показывают, что они работа­ ют. Может быть, это и терпимо на каком-то переходном этапе, но как отразится такая си­ стема затем на пенсии человека, работающего в малом бизнесе? В нашем округе сосредоточен 41 процент всего бизнеса России, поэтому мы первыми и должны объявить кричащее положение мало­ го предпринимательства, открыто заявить о беде, постигшей его с «утяжелением» налого­ вой базы. Другая проблема —кредитование, выделе­ ние ресурсов... Давайте же серьезно посмот­ рим на создание кредитных кооперативов, ко­ торые как раз и призваны поддержать малый и средний бизнес. Это очень хорошая форма кредитования малого бизнеса, особенно для крестьян — с их личными подворьями, фер­ меров —под небольшой процент, а то и вооб­ ще без процента на короткий период времени. Сегодня нет смысла писать обращения и предложения — этим сейчас ничего не добь­ ешься. От имени участников сегодняшнего за­ седания внесем необходимый законопроект — в порядке законодательной инициативы, пра­ вом на которую наделила нас Конституция, —в Правительство РФ и Федеральное Собра­ ние, в котором и выступим со своими замеча­ ниями и предложениями. Новый уклад малого и среднего бизнеса невозможен без формирования крупного биз­ неса: малое предпринимательство должно жить и развиваться рядом и в содружестве именно с крупным бизнесом. Так происходит во всем мире... На прошедшей пресс-конференции Егор Семенович подробно ответил на вопрос «ЛГ» о проблеме развития малого бизне­ са на селе в свете нового закона об оборо­ те сельхозугодий. —Малый и средний бизнес из села не ис­ чез. Что такое фермерство? Это средний биз­ нес. Что такое подсобное хозяйство крестья­ нина? Это малый и даже сегодня уже средний бизнес. И он развивается очень успешно. В Орловской области урожайность у фер­ меров составляет 31 центнер с гектара, произ­ водство зерна, в пересчете на гектар пашни, в два раза выше, чем у производителей с други­ ми формами хозяйствования. Сегодня мы не просто поговорили о про­ блемах малого предпринимательства, а обме­ нялись накопленным опытом. А опыт есть: сегодня от 6 процентов вало­ вого регионального продукта до 27 и даже 30 по отдельным регионам дает малый и средний бизнес. Восемь лет назад мысоздали Фонд поддер­ жки малого и среднего предпринимательства и за это время «прокрутили» больше одного миллиарда рублей. Я вообще не понимаю, как можно развиваться, вписываться в рыночную экономику и не соблюдать главное условие — создание рабочих мест... Когда я начал руководить областью, у нас было 40 тысяч безработных, останавливались заводы. Пришлось бросить все силы, чтобы, с одной стороны, поддержать заводы, а с дру­ гой — малый и средний бизнес: создали 81 тысячу рабочих мест. То есть дали людям в руки не рыбу, а удочку: рыбу они сами пойма­ ют. На Орловщине вопросы малого и среднего бизнеса решаются положительно, и сегодня мыдолжны законом защитить эту часть пред­ принимательства. Повторяю — вопрос не в деньгах, а в социальной защите людей... Что касается земельного вопроса, то счи­ таю, что к обороту земель мы подошли. И вот почему. Может быть, я первый в России, еще в бытность Советского Союза, понял, какую опасность представляют для крестьянской зем­ ли жадные руки, тянущиеся к ней со всех сто­ рон. Ивсегда выступал за долевуюформу соб­ ственности на землю. Надо, в первую очередь, отдать землю крестьянам, которые на ней живут и работают. Для меня это и политическое, и нравствен­ ное кредо защитить крестьянина! Прошло 10 с лишним лет. Целые поколе­ ния ушли из жизни, постарели и не способны работать на земле. Вот у нас в области, в со­ зданной нами крупной промышленной агро­ структуре, работает всего от 15 до 18 процен­ товлюдей, имеющих собственный пай. Осталь­ ная земля — арендована, на ней не могут ра­ ботать ее владельцы. Как сделать, чтобы земля, принадлежащая людям, ушедшим из жизни, покинувшимнаши места, бросившим свой надел, плавно «пере­ текла» в руки работающих крестьян? К оборо­ ту земли мы подошли, а способов передачи ее в оборот, надежных- законов еще не принято. Я приму участие по линии Госсовета в раз­ работке такого закона и обязательно буду за­ щищать эволюционный путь передачи земель в работающие руки самих крестьян, а не тем людям, что владеют мешками долларов, за ко­ торые можно скупить всю землю. Ясчитаю, что латифундии ц центре Черно­ земья, если они появятся, приведут ко второ­ му антоновскому восстанию. Это очень опас­ но! Идти по нему —это значит идти не к побе­ де, а к поражению на перспективу... Отчет подготовили Владимир ПЕТРОВ, Виктор МАНАЕНКОВ, Эмма МЕНЬШИКО­ ВА и Ольга БЕЛЯКОВА (фото).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz