Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
f i ¥ М Ж "ЛГ 23 м а р т а 2 0 0 2 г., № 5 5 -5 6 (21683 -21684 ) В ф еврале и марте российские законодатели приня ли целый ряд важных для страны законодательных д о кументов. Знакомим с некоторыми из них ПРИЯТНОГО ОТДЫХА! Скоро, скоро долгожданное лето! Уже и солнышко припе кает, и птички чирикают. Южными ветрами повеяло и в кори дорах власти. Запахло отпусками, а следовательно, и путеше ствиями на курорты. Видимо, все это и вдохновило наше пра вительство принять положения о лицензировании турагентс- кой итуроператорской деятельности (инымисловами, о лицен зировании деятельности турагентств). Дело благое, а главное, своевременное, поскольку путевки «на юга» разумными людь ми приобретаются заранее, продуманно и взвешенно, чтобы честно заслуженный отдых не оставил горьких воспоминаний. Если Выиз категории тех, кто планирует цивилизованный от дых по путевкам, настоятельно советую ознакомиться с сим документом. Чем грамотнее Выпроявите себя как потребитель услуги приприобретении путевки, тембольше у Васшансов не оказаться одураченным. Кстати, обратите внимание и на то, что старые лицензии действительнытолько до 10 апреля 2002 года, а потомони уже должныбыть переоформлены на новые, срок действия которых 5 лет. (Постановление Правительства РФ «О лицензирова нии турагентской и туроператорской деятельности» № 95 от 11.02 .2002 г., «Российская газет а» от 20.02.2002г.) НАГРАДА НАЙДЕТ ГЕРОЯ В стране появился новый орден — «За морские заслуги». Им, по замыслу, будут награждаться граждане за особые зас луги в области изучения, освоения, использования Мирового океана винтересах обороноспособности России, обеспечения ее национальнойбезопасности, социально-экономического икуль турного развития и т.п. Саморден будет выполняться из сереб- , ра и эмали ввиде четырехконечного креста с лавровымвенком и перекрещивающимися морскими якорями. (Указ Президента РФ «Об учреждении ордена «За мор ск и е за с л у ги » Л ®2 4 5 от 2 7 .0 2 .2 0 0 2 г.. «РГ», 02.03.2002г.) БЕЗ ЦЕНЗУРЫ НЕ ЧИТАТЬ НАМ ЖУРНАЛОВ ВРАЖЬИХ Теперь на распространение продукции зарубежных перио дических печатных изданий (газет, журналов) на территории Российской Федерации необходимо получить специальное раз решение отМинистерства печати (МПТР). (Приказ Министерства РФ по делам печати, телера диовещания и средств массовых коммуникаций № 29 от 19.022002г. «РГ», 05.032002г.) БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ! В свете большой озабоченности нашим здоровьемМинздрав России принялПриказ о токсиколого-гигиенической эксперти зе пестицидов и агрохимикатов, применяемых при выращива нии различных сельскохозяйственных культур, которые мы употребляем а пищу. Без наличия ныне документов о проведе нии подобной экспертизыприменение пестицидов и агрохими катов в сельском хозяйстве запрещается. Проводить эксперти зу будутНИИдезинфектологии и гигиены, НИИтоксикологии и гигиенической регламентации биопрепаратовМинздрава РФ и ГУН «ФНЦГ» имени Эрисмана. Проверять будут и отече ственные, и ввозимые химикаты. (Приказ Министерства здравоохранения РФ «О ток сиколого-гигиенической экспертизе пестицидов и агро химикатов» № 24 от 31.012002 г. «РГ», 05.032002 г.). ЛЕТАТЬ ТАК ЛЕТАТЬ Нынешнее техническое состояние нашей государственной авиации оставляет желать много лучшего, как и квалифика ция экипажей, не имеющих возможности для своего совер шенствования и тренировок. В отсутствие финансирования, по замыслу Минобороны, исправить ситуацию должен помочь принятый документ по организации объективного контроля в государственной авиации. Контроль, судя по всему, будет уста новлен тотальный. (Приказ Министерства обороны РФ «Об утвержде нии Федеральных авиационных правил по организации объективного контроля в государственной авиации» № 420 от 17.102001 г. «РГ», 06.03.2002г.). РАЗРЕШЕНИЕ НА ТРУД Начиная любое дело, следует получить лицензиюна осуще ствление выбранного вида деятельности. Кто и на какие виды деятельности выдает лицензии —читайте вперечне Федераль ных органов исполнительной власти, осуществляющих лицен зирование. Это МВД, Минздрав, Минкульт, МПС, МЧС, Мин фин. Общим числом —37. (Постановление Правительства РФ «О лицензирова нии отдельных видов деятельности» № 135 от 11.022002г. «РГ», 06.03.2002г.). УГОЛОВЩИНА Внесеныизменения и дополнения вУголовный кодекс Рос сии по вопросу усиления уголовной ответственности за пре ступления, совершенные на рынке ценных бумаг. (Федеральный закон РФ «О внесении изменения и до полнения в УК РФ в части усиления уголовной ответ ственности ва преступления на рынке ценных бумаг» •№ 23-ФЗ от 04.03.2002г. «РГ», 06.03.2002г.). ДЛЯ ТЕХ. КТО НАС БЕРЕЖЕТ Президент поручил Правительству России до 1 мая 2002 года представить свои предложения о сроках и размерах повы шения окладов военнослужащим. (Указ Президента РФ «О мерах по совершенствова нию системы денежного довольствия военнослужащих» № 249 от 04.032002 г. «РГ», 06.032002г.). МАЛЕНЬКИМ И СТАРЕНЬКИМ Принят новый Закон, согласно которому граждане, отли чившиеся перед Родиной, получат прибавку к пенсии. Кчислу отличившихся Закон относит Героев СССР, лиц, награжден ных определенными орденами и медалями, лауреатов Ленинс ких премий, чемпионов олимпиад и пр. Определен размер при бавки, порядок его установления, источник выплат (федераль ный бюджет). Закон вступаетвсилу с 01.01.2002г., адля граж дан, награжденных Орденами Ленина —с 1 января 2003г. (Федеральный закон РФ «О дополнительном ежемесяч ном материальном обеспечении граждан РФ за выда ющиеся достижения и особенные заслуги перед РФ» М 21-ФЗ от 04.032002г. «РГ», 13.03.2002г.). Законыи нормативно-правовые актычитала МарияТОКАРЕВА. В л а д и м и р Е Р М А К О В : « Я Н Е З А Ж Е С Т О К О С Т Ь З А К О Н О В , А З А Ж Е С Т К О С Т Ь И Х П Р И М Е Н Е Н И Я » (Окончание. Начало на 5-й стр.) —Вопрос к вам как к специалисту по конституционномуправу. Кто-тоиз древних сказал: у каждого из живущих не отнять права есть с золотого блюда, но не всякий может воспользоваться таким правом. Не напоминаютливнынешнихреалиях гаран тированные нам права то самое недоступ ное большинству блюдо? —ВКонституции России 1993 года есть достаточно серьезная глава, посвященная правам и свободам человека, гражданина. И они не только продекларированы в Ос новном Законе. Демократические права и свободыгарантированыопределенныминор мами, которые тоже перечислены. Иодна из главных гарантий —государственная. Чего не было в прежних Конституциях. Государ ство берет на себя ответственность и гаран тируетчерез своивластные институты, начи ная с Президента — главного гаранта, эти права и свободы. Другое дело, и тут с вами трудно не согласиться, как реализуется это на практике... —Да плохо реализуется!.. — Увы! Мы вправе говорить сегодня о нарушении конституционных правчеловека и гражданина. Те же задержки с выплатой зарплаты—прямое нарушение. Ноформаль но, де-юре, государство все-таки гарантиру ет права и свободы. —Кольмыповели речь оКонституции, то у меня вопрос о разделении полномочий представительнойи исполнительнойветвей власти. Как вырасцениваете тот факт, что ныне в Совет Федерации сенатора делеги рует губернатор региона? Не парадокс ли это?Хотя приходилось слышатьмнение: те же главыизбранывсенародно, посему име ют на то полномочия... —Конечно, когда сенаторы избираются от субъекта Федерации, легитимность их выше, нежелиприназначениигубернатором или законодательным собранием. Но вныне действующем законе о комплектовании Со ветаФедерации оговорено, что это мера вре менная, предусмотренная напереходный пе риод. Замечу, подобная схема перехода ап робирована во многих странах. Но минусы этого этапа, как я уже упоминал, очевидны. Такого же мнения придерживаются право веды-теоретики конституционного права. Даже работая на постоянной основе, сенато ры, являясь по сути представителями губер натораилизаконодательногоорганасубъекта Федерации, вынуждены—хотели быилине хотели того —непосредственно зависеть от них, действовать с определенной оглядкой, осторожничать в принятии решений. Мы, кстати, обсуждали эту тему в Московской государственнойюридическойакадемии. Но, думается, и к такому выводупришли вАка демии, на некоторый период, два-три созы ва, нынешняя схема комплектования Сове та Федерации пока вполне приемлема. Жизнь все расставит на свои места. Стаби лизация государственного устройства, эко номики, всех сфержизнедеятельности обще ства само-собой подвигнет к формированию 1 института сенаторов на выборной основе. —А о чем еще принципиальномдиску тируют и спорят сегодня правоведы-теоре тики конституционного и государственного права? —Например, околичестве субъектовФе дерации. Их у нас 89. Ни в одном федера тивном государстве —а таких в мире 24 — подобного нет. В СШАи то 50 штатов. А иде альный вариант управляемости обществом, когда эта самая управляемость имеет крат ность 1 к 15, 1 к 20. В России же —1 к 89. У теоретиков-государственников естьмножество предложений об объединении субъектовФеде рации. Всвоейдокторскойдиссертации я тоже уделил место этой проблеме, предложив не сколько этапов ее решения. — Интересно. Нельзя ли рассказать об этом подробнее. —Ну раз мыкоснулись этой темы... Так вот, мне представляется, сначала надо решить проблемутак называемых сложных составных субъектовФедерации, вкоторые входят наци ональные автономные образования. Взять, на пример, Тюменскую область с ее двумя таки ми территориями. Ханты-Мансийский и Яма ло-Ненецкий автономные округа являются са мостоятельнымисубъектамиФедерации, нона ходятся всоставерегиона. Чтопорождаетмно жествопротиворечий, коллизий. Даже Консти туционный суд специально разбирал пробле му взаимоотношений внутри Тюменской об ласти. В России же 10 подобных автономных образований. Лишитьих самостоятельногоста туса субъектов РФ — первый этап. Второй этап... —Простите, но что-то подобное, если мне не изменяет намять, предлагал когда-тоВла димир Жириновский. Толькоболеерадикаль ное. Возрождение губерний без деления субъектовФедерации но национальномупри знаку. —Да, когда восемь федеральных округов были созданы, лидер ЛДПР напомнил о себе —мол, он еще восемь лет назад предлагал из восьми губерний создать РоссийскуюФедера цию. Как там было на самом деле, не знаю. Книжки его не читал. Ну, а второй этап — это формирование субъектовФедерацииврамкахмежрегиональ ных экономических ассоциаций. У нас таких сейчас девять. Центральное Черноземье, куда входит Липецкая область, ассоциации Сред няя Волга, Уральская и т.д. Объединение про исходит внутри них. Формирование ныне дей ствующих федеральных округов —это что-то подобное, но за основу была взята совершен ноиная схема. Знаете какая, не обращаливни мание? Схема военных округов. Их тоже во семь. На тех же территориях. —Владимир Гаврилович, уж извините за дилетантство: плохие, с точки зрения юрис та, законы бывают? Клонювот кчему. Гово- iopj Пр ше что-то от этого не стало. —Я бы назвал эти законы не плохими, а сырыми. Конечноже, подобныхпримеровмно го. Но такие законы, как правило, не прижи ваются в обществе. Скороспелые и поспешно принятые, они не могутрегулировать адекват но обстоятельствамобщественные отношения. Более того, подчас вступают в противоречие с действующими законами. Вспомним, январь 1998-го года. Ельцин принимает два Указа, которыми пытается регулировать налогообло жение. А потом выясняется, что по Конститу ции эти вопросы не в компетенции Президен та. Как высчитаете, в данном случае хороши были законы? Или взять ныне действующий Уголовный кодекс. Вступил в силу с 1 июня 1997 года. Казалось бы, только принят, а к нему сейчас вДуме рассматривается свыше тысячи попра вок. Иряд их уже внесен. Вот вами скороспе- рят, в советскуюпорузаконыбылине те, надо придуматьлучше. идумали, приняли, а луч- лость, те самые сырые законы. А внормотвор честве спешить нельзя. — Затронув Уголовный кодекс, вы логич но подвели меня к другой проблеме, обозна ченной второй частью названия вашей кафед ры, — уголовному праву. И вновь вопрос ди летанта. А разве такое право, в отличие от конституционного, не абсурдно? Имею в виду сам термин. Ведь речь в данном случае не о праве, а об ответственности за уголовные де яния... —Это если термин «уголовное право» тол ковать в обратном смысле... Но уж так полу чилось, что в мировой юридической практике данная отрасль давно именуется именно как уголовное, уголовно-процессуальное право. — Но все же лучше, с точки зрения обы вателя —право на заслуженное наказание. А всегда ли оно такое заслуженное? Обратимся к статье 158-й УК, как говорят юристы, в ча сти ее применения. Статья о кражах. На ваш взгляд юриста-теоретика: адекватно ли нака зание преступлению, когда мужика за укра денный мешок картошки сажают на четыре года и когда за разворованные алмазы Козле нок получает по суду почти столько же? — Определенные передержки в санкциях ныне действующего Уголовного кодекса есть. ВЕлецкой колонии-«тройке» сидит 64-летний мужчина. Срок дали ему — четыре года. За четыре килограмма мяса. История банальная. По указаниюпредседателя хозяйствазабил по росенка, да и отрезал от него себе кусок — жить-то надо, полгода вкооперативе зарплату не получал. Ну и организовали на пенсионера дело. Этот случай мне просто врезался в па мять. Действительно, с одной стороны —алмаз ное дело, а с другой — дело о четырех кило мяса. Инаказание не по преступлению. Судеб ная реформа, которая сейчас активно прово дится, какраз инаправленана то, чтобыснять этипротиворечияи парадоксы. Да и прокурор ский корпус ныне находится, если так можно сказать, в непривычном для себя положении. Государственные обвинителии защитавсудеб номпроцессе теперьравны, чтораньше вшты ки принималось сотрудниками прокуратуры. Осуществлено конституционное положение, прежде не работавшее. И обвинители, не име ющие преимущества перед защитой, надо по лагать, будутвынужденысовсемпо-иномуква лифицировать состав преступления. Чтобы за кражучетырех килограммовмяса, мешкакар тошки подсудимый не угодил на четыре года в колонию. А у нас места лишения свободы и без того переполнены. Здесь находится около миллиона россиян. Ни одно государство мира не может «похвастаться» подобной статисти кой. Хотя уровень преступности, несмотря на его рост, у нас ниже, чем в тех же США. — А как быть с наказанием по суду за нарушение налогового законодательства? Си туация ведь такова: скрыл налоги и спи себе спокойно, ничего тебе не будет. Уголовные статьи вроде бы есть^ а реально никого за на- логоукрывательство це ряудцл%, „ —Вдемократически развитых странах по добные статьиочень серьезны, предусматрива ют суровые ответственность и санкции. Ипри меняются они эффективно. Чему стоит по учиться. Но в нашей судебной практике ниче го подобного пока нет. Это — факт. Хотя и действует налоговая полиция, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. Есть кому жестко применять законы. Помни те, наверное, историю с Гусинским, когда ему как раз вменялось в вину уклонение от нало гов? Но ведь до суда дело опять же не дошло. —Наркотики и наркомания —бич наше го времени. Как бороться с этим злом? Ведь распространителей зелья не пугает ответ ственность. — Что касается законодательства на сей счет, то оно у нас не противоречит западному опыту. Уголовная ответственность признается только для лиц, производящих и распростра няющих наркотические средства. Некоторые юристысчитают—надоужесточитьответствен ность и за употребление зелья. Не ограничи ваться принудительнымлечением. V —Выв их числе? —Нет! Наркозависимость — это болезнь. Серьезная, страшная, но болезнь. И ее надо лечить. —Но если этот «больной» —потенциаль ный преступник, готовый пойти на все ради дурманящей дозы? Разве диагноз наркозави симости убийцы, грабителя — это смягчаю щее обстоятельство, дескать, что взять с не вменяемого? —Это уже решать суду вкаждом конкрет ном случае. Устанавливать — был ли на мо мент преступления человек вменяем или нет. —А если общество взбунтуется по поводу неэффективной борьбыправоохранительных структур с распространителями наркотиков? Ведьуже естьфакты, когда отчаявшиесялюди начинаютжечьнаркопритоны, особнякинар кобаронов. —Общественное мнение, конечно, играет большую роль. И на крайние меры люди мо гут пойти, если государство будет показывать низкуюрезультативность наступления на нар кодельцов. Такие случаи в мировой практике были. Когда общество само себя защищает — это хорошо. —Однако речь о незаконных методах — когда «мочат» распространителей отравыса мосудом... —Да, это —беззаконие. Но тогда и госу дарству надо соответственно реагировать, что бы подобного не происходило. Решительно и действенно бороться с наркоманией законны ми методами. —ВладимирГаврилович, ваше отношение как юриста-теоретика к смертной казни? По этому поводу сейчас многодискуссий. —Здесь я полностьюсолидарен с итальян ским юристом 18 века Чезаре Беккариа. Он первым в истории достаточно серьезно обосно вал необходимость отмены смертной казни. Потому что она противоречит нравственным началам. Не может лишить человека жизни другой человек, государство, какие-либо его институты. Только Всевышний. И другой ар гумент —никто не даст гарантии исключения судебной ошибки при вынесении смертного приговора. Смертнуюказнь как высшуюмеру наказа ния необходимо изъять из российского уголов ного законодательства. В обществе, обеспоко енном ростом преступности, ухудшением кри миногенной ситуации, мнение, как известно, другое» Но думаю, что*общество, развиваясь и совершенствуясь, безусловно придет к пони манию—лишать человекажизни государство не имеет права. —Ипоследний вопрос. Выза жесткие за-, коны? —За жесткость их применения! —Спасибо за беседу. Успехов вамв науч ныхизысканияхиподготовкедостойныхюри дических кадров. __ ИгорьВОЛГИН. ТРУДНОЕДЕТПВОКАСОВЕСТИВЗРОСЛЫ! (Окончание. Начало на 5 -й стр .) Будем анализировать р е зультаты воспитательной и про филактической работы среди 14- 15-летних подростков, особенно так называемых трудных детей. О пределим дополнительны е меры по устранению существую щих просчетов. В работе с этой возрастной группой есть немало упущений со стороны сотрудни ков органов образования и внут ренних дел. Серьезную озабоченность вызывает состояние преступнос ти среди учащейся молодежи. В прошлом году ее удельный вес вырос с 29,4 до 87,5 процента. Очень большой рост, и поэтому все службы профилактики наце лены на усиление работы имен но с этой частью молодых людей. Ужесточим спрос и с тех не радивых родителей, которые за бывают о материнском и отцов ском долге, не занимаются вос питанием и содержанием своих несовершеннолетних детей. Ни в коей м ер е нельзя оставлять КСТАТИ. Прокурором К раснинского р а й он а А л ек сан др Крючков стал с о в с е м н ед ав н о. Ему 4 2 го д а . Окончил Харь ковский юридический институт. В органах прокуратуры р а б о тает 1 8 л ет. Не р а з поощ рялся Генеральным прокурором РФ и прокурором обл асти . борьбу с пьянством и наркома нией среди молодежи, а также . против разлагающего влияния взрослых лиц, которые пытают ся вовлекать подростков в совер шение преступлений. Недавно районный суд рассмотрел уго ловное дело Татьяны Кочкиной. В неполные 20 лет она уже успела побывать на скамье подсудимых. Урок, однако, не пошел впрок. Имея на иждивений малолетнюю дочь; молодая мама не спешила трудоустраиваться, а решила подработать на краже, взяв в по дельники 13-летнего подростка. На этот раз суд милосердия к матери-одиночке проявлять не стал и приговорил ее за совер шение кражи и вовлечение под ростка в преступление кдвум го дам лишения свободы. Подобный пример не харак терный для нашего района, но, к сожалению, такие факты имеют место. Не допустить их, удержать молодежь от совершения пре ступлений—одна из главных за дач райпрокуратуры. Владимир ГНУСАРЕВ. К 200-ЛЕТИЮ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ ИДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТАЮСТИЦИИ (П родолж ен и е. Начало в н о м ер е з а 1 2 , 2 6 января, 9 , 2 2 ф евр ал я и 7 м арта). В связи с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР, образованием прокурату ры республики и необходимостью дальнейшего совершенствования работы Наркомата юстиции потребовалось новое положение о его деятельности. УЛАМИ МЛАДЕНЦА ГЛАГ0ЛЕ1 ИСТИНА (Окончание. Начало на 5 -й стр .) Из сочинения Антона Хари на: «...Необходимость реоргани зации финансового хозяйства Римского государства, в юм чис л е и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, ко торые решал император Август Октавиан (63 г. д о н.э. — 14 г. н.э.). Была... переоценена нало говая база провинций, проведе на перепись, введены обяза тельныедекларации. Налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшеству ющие результаты)...». Хорошо, что подрастающее поколение осознает значимость налоговых отчислений в бюджет и их предназначение, а также осуждает тех, кто уклоняется от уплаты налогов. Из сочинения Кати Подиной: «...Сейчас б ез налогов не обой тись... Ведь когда люди платят налоги, они надеются только на лучшее. Каждыйхочет, чтобы его страна и город хоть и малень кими шажками, но продвигались вперед... Налоги, которые люди платятгосударству, играют важ ную роль в развитии страны... ... Я еще не плачу налоги, но очень хорошо понимаю, как это необходимо. Будет пополняться казна государства, будут с р е д ства, чтобы сделать нашу приро д у и города чище, уютнее, кра си вее. Чтобы страна р а зви ва лась, а в ней строились дом а и школы, создавалось больше тех ники.... Это сказка, фантазия, вымы сел, сон, мечта? Нет! В едь каж ды й рубль в это вкладывается. Мы многое достигли, но могли бы ещ е больш е... Стоит только з а хотеть, и вс е получится. Мы м о жем это сделать, платя налоги во имя процветания России..». «...Мне иногда непонятно, по чему некоторые люди не платят налоги... Разве можно понять тех, которые с огромной заработной платы и... доходов боятся отдать государству даже рубль?.. Это неуважение к трудовому населе нию, на котором и держится Р ос сия...». Наверное, тем, кто еще скры вает свои доходы и уклоняется от уплаты налогов, поставив тем са мым личные интересы выше го сударственных, стоит прислу шаться к словам 11-летнего Димы Мочалова, который написал в зак- лю ч ени е с в о е г о с очи н е ни я «...заплати налоги —спи спокой но и живи достойно!». Управление ФСНП Р оссии по Липецкой обл асти выражает бл агодарность в сем у педагогическ ом у коллективу школы -ли цея № 4 4 и лично д и р ек тор у Н а д еж д е Д ан ил овн е Баш като вой, за м ест и т елю д и р ек тор а по научной р а б о т е Ирине Шак- жиновне Труновой, зам ест и т елю д и р ек то р а по у ч е б н о -в о с питательной р а б о т е Ольге Олеговне Хром енковой за органи зац ию и п р о в ед ен и е конкурса. Д ен и с ФОКИН. На снимке: п о б ед и т ел и конкурса с п одарк ам и . Такое Положение было утверждено поста новлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 июня 1929 г., которым на Народный комиссариат юсти ции возлагались: проведение единой судеб ной политики на территории РСФСР; надзор за законностью действий органов власти, хо зяйственных органов и общественных органи заций; общее руководство деятельностью ор ганов юстиции, а также разработка меропри ятий по упрощению и улучшению их органи зации; наблюдение и руководство деятельно стью всех органов расследования в области борьбы с преступностью; совместная с Народ ным комиссариатом внутренних дел РСФСР разработка мероприятий в области исправи тельно-трудового дела и осуществления над зора за исправительно-трудовыми учреждени ями; надзор за органами Объединенного го сударственного политического управления и за специальными судебными учреждениями (Особая коллегия высшего контроля по зе мельным спорам, земельные и арбитражные комиссии, комиссии по делам о несовершен нолетних и т. п.) в порядке и пределах, опре деляемых особыми узаконениями. Задачами НКЮназывались также предварительное рас смотрение и дача заключений по всем вноси мым в законодательные органы проектам по становлений, носящих по своему содержанию законодательный характер; разъяснение дей ствующих законов по запросам как централь ных ведомств и организаций, так и местных исполнительных комитетов. По мере образо вания других союзных советских социалисти ческих республик и создания правительствен ных органов во всех республиках также обра зовывались наркоматы юстиции. Функции их определялись аналогично функциям Наркома та юстиции РСФСР. В целях укрепления социалистической за конности и должной охраны общественной соб ственности от покушения со стороны противо общественных элементов постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 20 июня 1933 г. была уч реждена Прокуратура СССР. На Прокуратуру СССР возложен ряд функций по надзору за со блюдением законности, которые ранее осуще ствлялись наркоматами юстиции союзных рес публик. Однако в союзных республиках орга ны прокуратуры продолжали оставаться в со ставе наркоматов юстиции. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. образован союзно-республикан ский Народный комиссариат юстиции СССР. Этим же постановлением органы прокуратуры были выделены из системы народных комис сариатов юстиции союзных и автономных рес публик и подчинены непосредственно Проку рору СССР. Совет Народных Комиссаров СССР постановлением от 8 декабря 1936 г. утвер дил Положение о Народном комиссариате юс тиции СССР, которым на Наркомюст СССР возлагались организация и руководство дея тельностью судебных учреждений. В соответ ствии с этим Народный комиссариат юстиции Союза ССР выполнял следующие задачи: на блюдал за применением судами Положения о судоустройстве; Уголовного, Гражданского и процессуальных кодексов, обобщал практику их применения и разрабатывал необходимые изменения и дополнения к ним; наблюдал за применением судами советских законов и да вал судам общие указания в целях обеспече ния правильности и единообразия судебной практики; руководил организацией судебной системы, организацией выборов судей и орга низационно-хозяйственным обслуживанием судов на всей территории Союза ССР; осуще ствлял ревизию и инструктирование судебных учреждений; осуществлял общее руководство и надзор за деятельностью коллегий защит ников и организовывал юридическую помощь населению; осуществлял общее руководство и надзор за деятельностью производственно товарищеских и сельских общественных судов; осуществлял общее руководство и надзор за работой нотариата; руководил системой юри дического образования и управлял состоящи ми в его ведении высшими юридическими учебными заведениями и научно-исследова тельскими институтами; вел работу по коди фикации законодательства Союза ССР, давал юридические консультации и заключения для Совета Народных Комиссаров Союза ССР; вел судебную статистику и учет лиц, лишенных из бирательных прав по суду; руководил изда тельским делом по вопросам правовой лите ратуры. После принятия этого Положения на Нар комат юстиции СССР были возложены орга низация и руководство военными трибунала ми и транспортными судами. 16 августа 1938 г. Верховный Совет СССР принял новый З а кон о судоустройстве СССР, союзных и авто номных республик, которым, в частности, бо лее четко определялась компетенция Верхов ного Суда СССР и верховных судов союзных республик по судебному надзору. Все это выз вало необходимость внесения некоторых уточ нений и в компетенцию Наркомата юстиции СССР. В связи с этим 15 июня 1939 г. Совнар ком СССР утвердил новое Положение о Народ ном комиссариате юстиции СССР, на который возлагалось: руководство деятельностью на родных комиссариатов юстиции союзных рес публик и через них деятельностью народных комиссариатов юстиции автономных респуб лик и управлений народных комиссариатов юс тиции союзных республик при областных и краевых Советах депутатов трудящихся; орга низация специальных судов, контроль за со стоянием работы судебных органов и дача ру ководящих указаний по организации и улуч шению их работы; руководство организацией нотариальных органов и их деятельностью в соответствии с Положением о нотариальных органах; организация и руководство деятель ностью адвокатуры в соответствии с Положе нием об адвокатуре; подготовка и переподго товка кадров для системы Народного комис сариата юстиции Союза ССР и органов суда, прокуратуры, нотариата, адвокатуры и арбит ража; систематизация и подготовка матери алов по кодификации законов СССР, указов Президиума Верховного Совета СССР и по становлений Правительства СССР; издание кодексов, учебников, учебных пособий, юри дических справочников и другой юридичес кой литературы. В соответствии с п. «а» ст. 5 настоящего Положения Народный комиссариат юстиции Союза ССР наделялся правом проводить ре визии деятельности народных комиссариатов юстиции союзных и автономных республик и управлений народных комиссариатов юстиции союзных республик при областных и краевых Советах депутатов и трудящихся и давать ука зания об улучшении их работы; приостанав ливать и отменять приказы и инструкции на родных комиссариатов юстиции союзных рес публик, противоречащие законам, постанов лениям и распоряжениям Правительства Со юза ССР, а также приказам и инструкциям Народного комиссариата юстиции Союза ССР. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 г. и Положение о Народном комиссариате юстиции СССР 1939 г. провели четкое разграничение функций между Верховным Судом СССР и верховными судами союзных республик, на которые пол ностью был возложен судебный надзор, и Наркоматом юстиции СССР и наркоматами юстиции союзных республик, на которые пол ностью возлагалось судебное управление. Такое же разграничение функций было осуществлено в краях и областях. В 1939 году были образованы управления министерств юстиции союзных республик при краевых и областных Советах депутатов трудящихся, ко торые выполняли функцию судебного управ ления в пределах краев и областей. Краевые и областные суды были освобождены от этих обязанностей. Анализ компетенции министерств юсти ции СССР и союзных республик на протяже нии всего периода их существования показы вает, что одной из важнейших в их деятель ности была функция судебного управления, которая осуществлялась главным образом пу тем проверки деятельности судов и правиль ности применения ими законов при рассмот рении уголовных и гражданских дел, направ ления неправильно разрешенных дел предсе дателям соответствующих судов для решения вопроса об опротестовании приговоров, р е шений, определений и постановлений; изуче ния и обобщения судебной практики и поста новки перед пленумами верховных судов воп росов о даче судам руководящих указаний, а также путем издания приказов и инструкций по улучшению работы судов. П одготовлено о т д ел ом регистрации и правового контроля Управления Минюс та Р оссии по Липецкой о бл асти . (Окончание сл ед у ет)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz