Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

f i ¥ М Ж "ЛГ 23 м а р т а 2 0 0 2 г., № 5 5 -5 6 (21683 -21684 ) В ф еврале и марте российские законодатели приня­ ли целый ряд важных для страны законодательных д о ­ кументов. Знакомим с некоторыми из них ПРИЯТНОГО ОТДЫХА! Скоро, скоро долгожданное лето! Уже и солнышко припе­ кает, и птички чирикают. Южными ветрами повеяло и в кори­ дорах власти. Запахло отпусками, а следовательно, и путеше­ ствиями на курорты. Видимо, все это и вдохновило наше пра­ вительство принять положения о лицензировании турагентс- кой итуроператорской деятельности (инымисловами, о лицен­ зировании деятельности турагентств). Дело благое, а главное, своевременное, поскольку путевки «на юга» разумными людь­ ми приобретаются заранее, продуманно и взвешенно, чтобы честно заслуженный отдых не оставил горьких воспоминаний. Если Выиз категории тех, кто планирует цивилизованный от­ дых по путевкам, настоятельно советую ознакомиться с сим документом. Чем грамотнее Выпроявите себя как потребитель услуги приприобретении путевки, тембольше у Васшансов не оказаться одураченным. Кстати, обратите внимание и на то, что старые лицензии действительнытолько до 10 апреля 2002 года, а потомони уже должныбыть переоформлены на новые, срок действия которых 5 лет. (Постановление Правительства РФ «О лицензирова­ нии турагентской и туроператорской деятельности» № 95 от 11.02 .2002 г., «Российская газет а» от 20.02.2002г.) НАГРАДА НАЙДЕТ ГЕРОЯ В стране появился новый орден — «За морские заслуги». Им, по замыслу, будут награждаться граждане за особые зас­ луги в области изучения, освоения, использования Мирового океана винтересах обороноспособности России, обеспечения ее национальнойбезопасности, социально-экономического икуль­ турного развития и т.п. Саморден будет выполняться из сереб- , ра и эмали ввиде четырехконечного креста с лавровымвенком и перекрещивающимися морскими якорями. (Указ Президента РФ «Об учреждении ордена «За мор­ ск и е за с л у ги » Л ®2 4 5 от 2 7 .0 2 .2 0 0 2 г.. «РГ», 02.03.2002г.) БЕЗ ЦЕНЗУРЫ НЕ ЧИТАТЬ НАМ ЖУРНАЛОВ ВРАЖЬИХ Теперь на распространение продукции зарубежных перио­ дических печатных изданий (газет, журналов) на территории Российской Федерации необходимо получить специальное раз­ решение отМинистерства печати (МПТР). (Приказ Министерства РФ по делам печати, телера­ диовещания и средств массовых коммуникаций № 29 от 19.022002г. «РГ», 05.032002г.) БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ! В свете большой озабоченности нашим здоровьемМинздрав России принялПриказ о токсиколого-гигиенической эксперти­ зе пестицидов и агрохимикатов, применяемых при выращива­ нии различных сельскохозяйственных культур, которые мы употребляем а пищу. Без наличия ныне документов о проведе­ нии подобной экспертизыприменение пестицидов и агрохими­ катов в сельском хозяйстве запрещается. Проводить эксперти­ зу будутНИИдезинфектологии и гигиены, НИИтоксикологии и гигиенической регламентации биопрепаратовМинздрава РФ и ГУН «ФНЦГ» имени Эрисмана. Проверять будут и отече­ ственные, и ввозимые химикаты. (Приказ Министерства здравоохранения РФ «О ток­ сиколого-гигиенической экспертизе пестицидов и агро­ химикатов» № 24 от 31.012002 г. «РГ», 05.032002 г.). ЛЕТАТЬ ТАК ЛЕТАТЬ Нынешнее техническое состояние нашей государственной авиации оставляет желать много лучшего, как и квалифика­ ция экипажей, не имеющих возможности для своего совер­ шенствования и тренировок. В отсутствие финансирования, по замыслу Минобороны, исправить ситуацию должен помочь принятый документ по организации объективного контроля в государственной авиации. Контроль, судя по всему, будет уста­ новлен тотальный. (Приказ Министерства обороны РФ «Об утвержде­ нии Федеральных авиационных правил по организации объективного контроля в государственной авиации» № 420 от 17.102001 г. «РГ», 06.03.2002г.). РАЗРЕШЕНИЕ НА ТРУД Начиная любое дело, следует получить лицензиюна осуще­ ствление выбранного вида деятельности. Кто и на какие виды деятельности выдает лицензии —читайте вперечне Федераль­ ных органов исполнительной власти, осуществляющих лицен­ зирование. Это МВД, Минздрав, Минкульт, МПС, МЧС, Мин­ фин. Общим числом —37. (Постановление Правительства РФ «О лицензирова­ нии отдельных видов деятельности» № 135 от 11.022002г. «РГ», 06.03.2002г.). УГОЛОВЩИНА Внесеныизменения и дополнения вУголовный кодекс Рос­ сии по вопросу усиления уголовной ответственности за пре­ ступления, совершенные на рынке ценных бумаг. (Федеральный закон РФ «О внесении изменения и до­ полнения в УК РФ в части усиления уголовной ответ­ ственности ва преступления на рынке ценных бумаг» •№ 23-ФЗ от 04.03.2002г. «РГ», 06.03.2002г.). ДЛЯ ТЕХ. КТО НАС БЕРЕЖЕТ Президент поручил Правительству России до 1 мая 2002 года представить свои предложения о сроках и размерах повы­ шения окладов военнослужащим. (Указ Президента РФ «О мерах по совершенствова­ нию системы денежного довольствия военнослужащих» № 249 от 04.032002 г. «РГ», 06.032002г.). МАЛЕНЬКИМ И СТАРЕНЬКИМ Принят новый Закон, согласно которому граждане, отли­ чившиеся перед Родиной, получат прибавку к пенсии. Кчислу отличившихся Закон относит Героев СССР, лиц, награжден­ ных определенными орденами и медалями, лауреатов Ленинс­ ких премий, чемпионов олимпиад и пр. Определен размер при­ бавки, порядок его установления, источник выплат (федераль­ ный бюджет). Закон вступаетвсилу с 01.01.2002г., адля граж­ дан, награжденных Орденами Ленина —с 1 января 2003г. (Федеральный закон РФ «О дополнительном ежемесяч­ ном материальном обеспечении граждан РФ за выда­ ющиеся достижения и особенные заслуги перед РФ» М 21-ФЗ от 04.032002г. «РГ», 13.03.2002г.). Законыи нормативно-правовые актычитала МарияТОКАРЕВА. В л а д и м и р Е Р М А К О В : « Я Н Е З А Ж Е С Т О К О С Т Ь З А К О Н О В , А З А Ж Е С Т К О С Т Ь И Х П Р И М Е Н Е Н И Я » (Окончание. Начало на 5-й стр.) —Вопрос к вам как к специалисту по конституционномуправу. Кто-тоиз древних сказал: у каждого из живущих не отнять права есть с золотого блюда, но не всякий может воспользоваться таким правом. Не напоминаютливнынешнихреалиях гаран­ тированные нам права то самое недоступ­ ное большинству блюдо? —ВКонституции России 1993 года есть достаточно серьезная глава, посвященная правам и свободам человека, гражданина. И они не только продекларированы в Ос­ новном Законе. Демократические права и свободыгарантированыопределенныминор­ мами, которые тоже перечислены. Иодна из главных гарантий —государственная. Чего не было в прежних Конституциях. Государ­ ство берет на себя ответственность и гаран­ тируетчерез своивластные институты, начи­ ная с Президента — главного гаранта, эти права и свободы. Другое дело, и тут с вами трудно не согласиться, как реализуется это на практике... —Да плохо реализуется!.. — Увы! Мы вправе говорить сегодня о нарушении конституционных правчеловека и гражданина. Те же задержки с выплатой зарплаты—прямое нарушение. Ноформаль­ но, де-юре, государство все-таки гарантиру­ ет права и свободы. —Кольмыповели речь оКонституции, то у меня вопрос о разделении полномочий представительнойи исполнительнойветвей власти. Как вырасцениваете тот факт, что ныне в Совет Федерации сенатора делеги­ рует губернатор региона? Не парадокс ли это?Хотя приходилось слышатьмнение: те же главыизбранывсенародно, посему име­ ют на то полномочия... —Конечно, когда сенаторы избираются от субъекта Федерации, легитимность их выше, нежелиприназначениигубернатором или законодательным собранием. Но вныне действующем законе о комплектовании Со­ ветаФедерации оговорено, что это мера вре­ менная, предусмотренная напереходный пе­ риод. Замечу, подобная схема перехода ап­ робирована во многих странах. Но минусы этого этапа, как я уже упоминал, очевидны. Такого же мнения придерживаются право­ веды-теоретики конституционного права. Даже работая на постоянной основе, сенато­ ры, являясь по сути представителями губер­ натораилизаконодательногоорганасубъекта Федерации, вынуждены—хотели быилине хотели того —непосредственно зависеть от них, действовать с определенной оглядкой, осторожничать в принятии решений. Мы, кстати, обсуждали эту тему в Московской государственнойюридическойакадемии. Но, думается, и к такому выводупришли вАка­ демии, на некоторый период, два-три созы­ ва, нынешняя схема комплектования Сове­ та Федерации пока вполне приемлема. Жизнь все расставит на свои места. Стаби­ лизация государственного устройства, эко­ номики, всех сфержизнедеятельности обще­ ства само-собой подвигнет к формированию 1 института сенаторов на выборной основе. —А о чем еще принципиальномдиску­ тируют и спорят сегодня правоведы-теоре­ тики конституционного и государственного права? —Например, околичестве субъектовФе­ дерации. Их у нас 89. Ни в одном федера­ тивном государстве —а таких в мире 24 — подобного нет. В СШАи то 50 штатов. А иде­ альный вариант управляемости обществом, когда эта самая управляемость имеет крат­ ность 1 к 15, 1 к 20. В России же —1 к 89. У теоретиков-государственников естьмножество предложений об объединении субъектовФеде­ рации. Всвоейдокторскойдиссертации я тоже уделил место этой проблеме, предложив не­ сколько этапов ее решения. — Интересно. Нельзя ли рассказать об этом подробнее. —Ну раз мыкоснулись этой темы... Так вот, мне представляется, сначала надо решить проблемутак называемых сложных составных субъектовФедерации, вкоторые входят наци­ ональные автономные образования. Взять, на­ пример, Тюменскую область с ее двумя таки­ ми территориями. Ханты-Мансийский и Яма­ ло-Ненецкий автономные округа являются са­ мостоятельнымисубъектамиФедерации, нона­ ходятся всоставерегиона. Чтопорождаетмно­ жествопротиворечий, коллизий. Даже Консти­ туционный суд специально разбирал пробле­ му взаимоотношений внутри Тюменской об­ ласти. В России же 10 подобных автономных образований. Лишитьих самостоятельногоста­ туса субъектов РФ — первый этап. Второй этап... —Простите, но что-то подобное, если мне не изменяет намять, предлагал когда-тоВла­ димир Жириновский. Толькоболеерадикаль­ ное. Возрождение губерний без деления субъектовФедерации но национальномупри­ знаку. —Да, когда восемь федеральных округов были созданы, лидер ЛДПР напомнил о себе —мол, он еще восемь лет назад предлагал из восьми губерний создать РоссийскуюФедера­ цию. Как там было на самом деле, не знаю. Книжки его не читал. Ну, а второй этап — это формирование субъектовФедерацииврамкахмежрегиональ­ ных экономических ассоциаций. У нас таких сейчас девять. Центральное Черноземье, куда входит Липецкая область, ассоциации Сред­ няя Волга, Уральская и т.д. Объединение про­ исходит внутри них. Формирование ныне дей­ ствующих федеральных округов —это что-то подобное, но за основу была взята совершен­ ноиная схема. Знаете какая, не обращаливни­ мание? Схема военных округов. Их тоже во­ семь. На тех же территориях. —Владимир Гаврилович, уж извините за дилетантство: плохие, с точки зрения юрис­ та, законы бывают? Клонювот кчему. Гово- iopj Пр ше что-то от этого не стало. —Я бы назвал эти законы не плохими, а сырыми. Конечноже, подобныхпримеровмно­ го. Но такие законы, как правило, не прижи­ ваются в обществе. Скороспелые и поспешно принятые, они не могутрегулировать адекват­ но обстоятельствамобщественные отношения. Более того, подчас вступают в противоречие с действующими законами. Вспомним, январь 1998-го года. Ельцин принимает два Указа, которыми пытается регулировать налогообло­ жение. А потом выясняется, что по Конститу­ ции эти вопросы не в компетенции Президен­ та. Как высчитаете, в данном случае хороши были законы? Или взять ныне действующий Уголовный кодекс. Вступил в силу с 1 июня 1997 года. Казалось бы, только принят, а к нему сейчас вДуме рассматривается свыше тысячи попра­ вок. Иряд их уже внесен. Вот вами скороспе- рят, в советскуюпорузаконыбылине те, надо придуматьлучше. идумали, приняли, а луч- лость, те самые сырые законы. А внормотвор­ честве спешить нельзя. — Затронув Уголовный кодекс, вы логич­ но подвели меня к другой проблеме, обозна­ ченной второй частью названия вашей кафед­ ры, — уголовному праву. И вновь вопрос ди­ летанта. А разве такое право, в отличие от конституционного, не абсурдно? Имею в виду сам термин. Ведь речь в данном случае не о праве, а об ответственности за уголовные де­ яния... —Это если термин «уголовное право» тол­ ковать в обратном смысле... Но уж так полу­ чилось, что в мировой юридической практике данная отрасль давно именуется именно как уголовное, уголовно-процессуальное право. — Но все же лучше, с точки зрения обы­ вателя —право на заслуженное наказание. А всегда ли оно такое заслуженное? Обратимся к статье 158-й УК, как говорят юристы, в ча­ сти ее применения. Статья о кражах. На ваш взгляд юриста-теоретика: адекватно ли нака­ зание преступлению, когда мужика за укра­ денный мешок картошки сажают на четыре года и когда за разворованные алмазы Козле­ нок получает по суду почти столько же? — Определенные передержки в санкциях ныне действующего Уголовного кодекса есть. ВЕлецкой колонии-«тройке» сидит 64-летний мужчина. Срок дали ему — четыре года. За четыре килограмма мяса. История банальная. По указаниюпредседателя хозяйствазабил по­ росенка, да и отрезал от него себе кусок — жить-то надо, полгода вкооперативе зарплату не получал. Ну и организовали на пенсионера дело. Этот случай мне просто врезался в па­ мять. Действительно, с одной стороны —алмаз­ ное дело, а с другой — дело о четырех кило мяса. Инаказание не по преступлению. Судеб­ ная реформа, которая сейчас активно прово­ дится, какраз инаправленана то, чтобыснять этипротиворечияи парадоксы. Да и прокурор­ ский корпус ныне находится, если так можно сказать, в непривычном для себя положении. Государственные обвинителии защитавсудеб­ номпроцессе теперьравны, чтораньше вшты­ ки принималось сотрудниками прокуратуры. Осуществлено конституционное положение, прежде не работавшее. И обвинители, не име­ ющие преимущества перед защитой, надо по­ лагать, будутвынужденысовсемпо-иномуква­ лифицировать состав преступления. Чтобы за кражучетырех килограммовмяса, мешкакар­ тошки подсудимый не угодил на четыре года в колонию. А у нас места лишения свободы и без того переполнены. Здесь находится около миллиона россиян. Ни одно государство мира не может «похвастаться» подобной статисти­ кой. Хотя уровень преступности, несмотря на его рост, у нас ниже, чем в тех же США. — А как быть с наказанием по суду за нарушение налогового законодательства? Си­ туация ведь такова: скрыл налоги и спи себе спокойно, ничего тебе не будет. Уголовные статьи вроде бы есть^ а реально никого за на- логоукрывательство це ряудцл%, „ —Вдемократически развитых странах по­ добные статьиочень серьезны, предусматрива­ ют суровые ответственность и санкции. Ипри­ меняются они эффективно. Чему стоит по­ учиться. Но в нашей судебной практике ниче­ го подобного пока нет. Это — факт. Хотя и действует налоговая полиция, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. Есть кому жестко применять законы. Помни­ те, наверное, историю с Гусинским, когда ему как раз вменялось в вину уклонение от нало­ гов? Но ведь до суда дело опять же не дошло. —Наркотики и наркомания —бич наше­ го времени. Как бороться с этим злом? Ведь распространителей зелья не пугает ответ­ ственность. — Что касается законодательства на сей счет, то оно у нас не противоречит западному опыту. Уголовная ответственность признается только для лиц, производящих и распростра­ няющих наркотические средства. Некоторые юристысчитают—надоужесточитьответствен­ ность и за употребление зелья. Не ограничи­ ваться принудительнымлечением. V —Выв их числе? —Нет! Наркозависимость — это болезнь. Серьезная, страшная, но болезнь. И ее надо лечить. —Но если этот «больной» —потенциаль­ ный преступник, готовый пойти на все ради дурманящей дозы? Разве диагноз наркозави­ симости убийцы, грабителя — это смягчаю­ щее обстоятельство, дескать, что взять с не­ вменяемого? —Это уже решать суду вкаждом конкрет­ ном случае. Устанавливать — был ли на мо­ мент преступления человек вменяем или нет. —А если общество взбунтуется по поводу неэффективной борьбыправоохранительных структур с распространителями наркотиков? Ведьуже естьфакты, когда отчаявшиесялюди начинаютжечьнаркопритоны, особнякинар­ кобаронов. —Общественное мнение, конечно, играет большую роль. И на крайние меры люди мо­ гут пойти, если государство будет показывать низкуюрезультативность наступления на нар­ кодельцов. Такие случаи в мировой практике были. Когда общество само себя защищает — это хорошо. —Однако речь о незаконных методах — когда «мочат» распространителей отравыса­ мосудом... —Да, это —беззаконие. Но тогда и госу­ дарству надо соответственно реагировать, что­ бы подобного не происходило. Решительно и действенно бороться с наркоманией законны­ ми методами. —ВладимирГаврилович, ваше отношение как юриста-теоретика к смертной казни? По этому поводу сейчас многодискуссий. —Здесь я полностьюсолидарен с итальян­ ским юристом 18 века Чезаре Беккариа. Он первым в истории достаточно серьезно обосно­ вал необходимость отмены смертной казни. Потому что она противоречит нравственным началам. Не может лишить человека жизни другой человек, государство, какие-либо его институты. Только Всевышний. И другой ар­ гумент —никто не даст гарантии исключения судебной ошибки при вынесении смертного приговора. Смертнуюказнь как высшуюмеру наказа­ ния необходимо изъять из российского уголов­ ного законодательства. В обществе, обеспоко­ енном ростом преступности, ухудшением кри­ миногенной ситуации, мнение, как известно, другое» Но думаю, что*общество, развиваясь и совершенствуясь, безусловно придет к пони­ манию—лишать человекажизни государство не имеет права. —Ипоследний вопрос. Выза жесткие за-, коны? —За жесткость их применения! —Спасибо за беседу. Успехов вамв науч­ ныхизысканияхиподготовкедостойныхюри­ дических кадров. __ ИгорьВОЛГИН. ТРУДНОЕДЕТПВОКАСОВЕСТИВЗРОСЛЫ! (Окончание. Начало на 5 -й стр .) Будем анализировать р е ­ зультаты воспитательной и про­ филактической работы среди 14- 15-летних подростков, особенно так называемых трудных детей. О пределим дополнительны е меры по устранению существую­ щих просчетов. В работе с этой возрастной группой есть немало упущений со стороны сотрудни­ ков органов образования и внут­ ренних дел. Серьезную озабоченность вызывает состояние преступнос­ ти среди учащейся молодежи. В прошлом году ее удельный вес вырос с 29,4 до 87,5 процента. Очень большой рост, и поэтому все службы профилактики наце­ лены на усиление работы имен­ но с этой частью молодых людей. Ужесточим спрос и с тех не­ радивых родителей, которые за­ бывают о материнском и отцов­ ском долге, не занимаются вос­ питанием и содержанием своих несовершеннолетних детей. Ни в коей м ер е нельзя оставлять КСТАТИ. Прокурором К раснинского р а й он а А л ек сан др Крючков стал с о в с е м н ед ав н о. Ему 4 2 го д а . Окончил Харь­ ковский юридический институт. В органах прокуратуры р а б о ­ тает 1 8 л ет. Не р а з поощ рялся Генеральным прокурором РФ и прокурором обл асти . борьбу с пьянством и наркома­ нией среди молодежи, а также . против разлагающего влияния взрослых лиц, которые пытают­ ся вовлекать подростков в совер­ шение преступлений. Недавно районный суд рассмотрел уго­ ловное дело Татьяны Кочкиной. В неполные 20 лет она уже успела побывать на скамье подсудимых. Урок, однако, не пошел впрок. Имея на иждивений малолетнюю дочь; молодая мама не спешила трудоустраиваться, а решила подработать на краже, взяв в по­ дельники 13-летнего подростка. На этот раз суд милосердия к матери-одиночке проявлять не стал и приговорил ее за совер­ шение кражи и вовлечение под­ ростка в преступление кдвум го­ дам лишения свободы. Подобный пример не харак­ терный для нашего района, но, к сожалению, такие факты имеют место. Не допустить их, удержать молодежь от совершения пре­ ступлений—одна из главных за­ дач райпрокуратуры. Владимир ГНУСАРЕВ. К 200-ЛЕТИЮ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ ИДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТАЮСТИЦИИ (П родолж ен и е. Начало в н о м ер е з а 1 2 , 2 6 января, 9 , 2 2 ф евр ал я и 7 м арта). В связи с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР, образованием прокурату­ ры республики и необходимостью дальнейшего совершенствования работы Наркомата юстиции потребовалось новое положение о его деятельности. УЛАМИ МЛАДЕНЦА ГЛАГ0ЛЕ1 ИСТИНА (Окончание. Начало на 5 -й стр .) Из сочинения Антона Хари­ на: «...Необходимость реоргани­ зации финансового хозяйства Римского государства, в юм чис­ л е и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, ко­ торые решал император Август Октавиан (63 г. д о н.э. — 14 г. н.э.). Была... переоценена нало­ говая база провинций, проведе­ на перепись, введены обяза­ тельныедекларации. Налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшеству­ ющие результаты)...». Хорошо, что подрастающее поколение осознает значимость налоговых отчислений в бюджет и их предназначение, а также осуждает тех, кто уклоняется от уплаты налогов. Из сочинения Кати Подиной: «...Сейчас б ез налогов не обой­ тись... Ведь когда люди платят налоги, они надеются только на лучшее. Каждыйхочет, чтобы его страна и город хоть и малень­ кими шажками, но продвигались вперед... Налоги, которые люди платятгосударству, играют важ­ ную роль в развитии страны... ... Я еще не плачу налоги, но очень хорошо понимаю, как это необходимо. Будет пополняться казна государства, будут с р е д ­ ства, чтобы сделать нашу приро­ д у и города чище, уютнее, кра­ си вее. Чтобы страна р а зви ва ­ лась, а в ней строились дом а и школы, создавалось больше тех­ ники.... Это сказка, фантазия, вымы­ сел, сон, мечта? Нет! В едь каж­ ды й рубль в это вкладывается. Мы многое достигли, но могли бы ещ е больш е... Стоит только з а ­ хотеть, и вс е получится. Мы м о­ жем это сделать, платя налоги во имя процветания России..». «...Мне иногда непонятно, по­ чему некоторые люди не платят налоги... Разве можно понять тех, которые с огромной заработной платы и... доходов боятся отдать государству даже рубль?.. Это неуважение к трудовому населе­ нию, на котором и держится Р ос­ сия...». Наверное, тем, кто еще скры­ вает свои доходы и уклоняется от уплаты налогов, поставив тем са­ мым личные интересы выше го­ сударственных, стоит прислу­ шаться к словам 11-летнего Димы Мочалова, который написал в зак- лю ч ени е с в о е г о с очи н е ни я «...заплати налоги —спи спокой­ но и живи достойно!». Управление ФСНП Р оссии по Липецкой обл асти выражает бл агодарность в сем у педагогическ ом у коллективу школы -ли­ цея № 4 4 и лично д и р ек тор у Н а д еж д е Д ан ил овн е Баш като­ вой, за м ест и т елю д и р ек тор а по научной р а б о т е Ирине Шак- жиновне Труновой, зам ест и т елю д и р ек то р а по у ч е б н о -в о с ­ питательной р а б о т е Ольге Олеговне Хром енковой за органи ­ зац ию и п р о в ед ен и е конкурса. Д ен и с ФОКИН. На снимке: п о б ед и т ел и конкурса с п одарк ам и . Такое Положение было утверждено поста­ новлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 июня 1929 г., которым на Народный комиссариат юсти­ ции возлагались: проведение единой судеб­ ной политики на территории РСФСР; надзор за законностью действий органов власти, хо­ зяйственных органов и общественных органи­ заций; общее руководство деятельностью ор­ ганов юстиции, а также разработка меропри­ ятий по упрощению и улучшению их органи­ зации; наблюдение и руководство деятельно­ стью всех органов расследования в области борьбы с преступностью; совместная с Народ­ ным комиссариатом внутренних дел РСФСР разработка мероприятий в области исправи­ тельно-трудового дела и осуществления над­ зора за исправительно-трудовыми учреждени­ ями; надзор за органами Объединенного го­ сударственного политического управления и за специальными судебными учреждениями (Особая коллегия высшего контроля по зе ­ мельным спорам, земельные и арбитражные комиссии, комиссии по делам о несовершен­ нолетних и т. п.) в порядке и пределах, опре­ деляемых особыми узаконениями. Задачами НКЮназывались также предварительное рас­ смотрение и дача заключений по всем вноси­ мым в законодательные органы проектам по­ становлений, носящих по своему содержанию законодательный характер; разъяснение дей­ ствующих законов по запросам как централь­ ных ведомств и организаций, так и местных исполнительных комитетов. По мере образо­ вания других союзных советских социалисти­ ческих республик и создания правительствен­ ных органов во всех республиках также обра­ зовывались наркоматы юстиции. Функции их определялись аналогично функциям Наркома­ та юстиции РСФСР. В целях укрепления социалистической за­ конности и должной охраны общественной соб­ ственности от покушения со стороны противо­ общественных элементов постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 20 июня 1933 г. была уч­ реждена Прокуратура СССР. На Прокуратуру СССР возложен ряд функций по надзору за со­ блюдением законности, которые ранее осуще­ ствлялись наркоматами юстиции союзных рес­ публик. Однако в союзных республиках орга­ ны прокуратуры продолжали оставаться в со­ ставе наркоматов юстиции. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. образован союзно-республикан­ ский Народный комиссариат юстиции СССР. Этим же постановлением органы прокуратуры были выделены из системы народных комис­ сариатов юстиции союзных и автономных рес­ публик и подчинены непосредственно Проку­ рору СССР. Совет Народных Комиссаров СССР постановлением от 8 декабря 1936 г. утвер­ дил Положение о Народном комиссариате юс­ тиции СССР, которым на Наркомюст СССР возлагались организация и руководство дея­ тельностью судебных учреждений. В соответ­ ствии с этим Народный комиссариат юстиции Союза ССР выполнял следующие задачи: на­ блюдал за применением судами Положения о судоустройстве; Уголовного, Гражданского и процессуальных кодексов, обобщал практику их применения и разрабатывал необходимые изменения и дополнения к ним; наблюдал за применением судами советских законов и да­ вал судам общие указания в целях обеспече­ ния правильности и единообразия судебной практики; руководил организацией судебной системы, организацией выборов судей и орга­ низационно-хозяйственным обслуживанием судов на всей территории Союза ССР; осуще­ ствлял ревизию и инструктирование судебных учреждений; осуществлял общее руководство и надзор за деятельностью коллегий защит­ ников и организовывал юридическую помощь населению; осуществлял общее руководство и надзор за деятельностью производственно­ товарищеских и сельских общественных судов; осуществлял общее руководство и надзор за работой нотариата; руководил системой юри­ дического образования и управлял состоящи­ ми в его ведении высшими юридическими учебными заведениями и научно-исследова­ тельскими институтами; вел работу по коди­ фикации законодательства Союза ССР, давал юридические консультации и заключения для Совета Народных Комиссаров Союза ССР; вел судебную статистику и учет лиц, лишенных из­ бирательных прав по суду; руководил изда­ тельским делом по вопросам правовой лите­ ратуры. После принятия этого Положения на Нар­ комат юстиции СССР были возложены орга­ низация и руководство военными трибунала­ ми и транспортными судами. 16 августа 1938 г. Верховный Совет СССР принял новый З а ­ кон о судоустройстве СССР, союзных и авто­ номных республик, которым, в частности, бо­ лее четко определялась компетенция Верхов­ ного Суда СССР и верховных судов союзных республик по судебному надзору. Все это выз­ вало необходимость внесения некоторых уточ­ нений и в компетенцию Наркомата юстиции СССР. В связи с этим 15 июня 1939 г. Совнар­ ком СССР утвердил новое Положение о Народ­ ном комиссариате юстиции СССР, на который возлагалось: руководство деятельностью на­ родных комиссариатов юстиции союзных рес­ публик и через них деятельностью народных комиссариатов юстиции автономных респуб­ лик и управлений народных комиссариатов юс­ тиции союзных республик при областных и краевых Советах депутатов трудящихся; орга­ низация специальных судов, контроль за со­ стоянием работы судебных органов и дача ру­ ководящих указаний по организации и улуч­ шению их работы; руководство организацией нотариальных органов и их деятельностью в соответствии с Положением о нотариальных органах; организация и руководство деятель­ ностью адвокатуры в соответствии с Положе­ нием об адвокатуре; подготовка и переподго­ товка кадров для системы Народного комис­ сариата юстиции Союза ССР и органов суда, прокуратуры, нотариата, адвокатуры и арбит­ ража; систематизация и подготовка матери­ алов по кодификации законов СССР, указов Президиума Верховного Совета СССР и по­ становлений Правительства СССР; издание кодексов, учебников, учебных пособий, юри­ дических справочников и другой юридичес­ кой литературы. В соответствии с п. «а» ст. 5 настоящего Положения Народный комиссариат юстиции Союза ССР наделялся правом проводить ре­ визии деятельности народных комиссариатов юстиции союзных и автономных республик и управлений народных комиссариатов юстиции союзных республик при областных и краевых Советах депутатов и трудящихся и давать ука­ зания об улучшении их работы; приостанав­ ливать и отменять приказы и инструкции на­ родных комиссариатов юстиции союзных рес­ публик, противоречащие законам, постанов­ лениям и распоряжениям Правительства Со­ юза ССР, а также приказам и инструкциям Народного комиссариата юстиции Союза ССР. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 г. и Положение о Народном комиссариате юстиции СССР 1939 г. провели четкое разграничение функций между Верховным Судом СССР и верховными судами союзных республик, на которые пол­ ностью был возложен судебный надзор, и Наркоматом юстиции СССР и наркоматами юстиции союзных республик, на которые пол­ ностью возлагалось судебное управление. Такое же разграничение функций было осуществлено в краях и областях. В 1939 году были образованы управления министерств юстиции союзных республик при краевых и областных Советах депутатов трудящихся, ко­ торые выполняли функцию судебного управ­ ления в пределах краев и областей. Краевые и областные суды были освобождены от этих обязанностей. Анализ компетенции министерств юсти­ ции СССР и союзных республик на протяже­ нии всего периода их существования показы­ вает, что одной из важнейших в их деятель­ ности была функция судебного управления, которая осуществлялась главным образом пу­ тем проверки деятельности судов и правиль­ ности применения ими законов при рассмот­ рении уголовных и гражданских дел, направ­ ления неправильно разрешенных дел предсе­ дателям соответствующих судов для решения вопроса об опротестовании приговоров, р е­ шений, определений и постановлений; изуче­ ния и обобщения судебной практики и поста­ новки перед пленумами верховных судов воп­ росов о даче судам руководящих указаний, а также путем издания приказов и инструкций по улучшению работы судов. П одготовлено о т д ел ом регистрации и правового контроля Управления Минюс­ та Р оссии по Липецкой о бл асти . (Окончание сл ед у ет)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz