Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
& ' < ' "" ' -V |Жк|gg : ' ' ' ' . I А Ш И П Е Ц К А Я • / Я г а з е т а 21 м а р т а 2 0 0 2 г ., № 5 3 {21681} _________________ ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИ А Л О Г У ВЕК ЖИВИ - ВЕК УЧИСЬ! Сергей ПОР ОБСКОЙ . заместитель главы администрации Липецкой области: н 1:1 е преувеличу, если ска жу, что наша область — уникальна в составе территорий, входящих в Цен тральный федеральный ок руг. Мы обладаем богатей шим культурно-историческим наследием. Наше бесценное природное достояние —зна менитые русские черноземы. За полувековой путь разви тия, что прошла область, здесь сформирована высо коразвитая промышленная и строительная индустрия, многопрофильное сельское хозяйство, сложилась гармо ничная инфраструктура рас пределения трудовых ресур сов, возрос научно-интеллек туальный потенциал. Реформы самым серьез ным образом сказались на поступательном развитии об ласти. Перед нами, как и всей страной, встала задача как можно безболезненней и без ощутимых потерь впи сать экономику, весь хозяй ственный комплекс области в те суровые реалии, что предъявила жизнь в годы ре форм. Неизбежные утраты и потери перестроечных про цессов надо было уравнове шивать новыми, принципи ально иными обретениями. Для администрации обла сти в её сегодняшнем соста ве ситуация осложнялась еще и тем, что первые шаги и действия пришлись на дра матический 1998 год, когда на экономику страны обру шился дефолт. Сложно скла дывалось становление мало го бизнеса, непростые про блемы стояли перед сельс ким хозяйством, была, по сути, парализована, в ре зультате дефолта, вся фи нансово-банковская система. Очевидно, в столь непро стой ситуации выстроить так тику и стратегию развития было непросто, как и избе жать ошибочных решений. Мы, однако, не замкнулись в кругу собственных поисков и противоречий, а реш или о б р ат и ть ся к опы ту и п р а к тике с о с е д е й , п р а в и т е л ь с т в а М осквы с т е м , ч т о бы п е р е н е с т и их н а р а б о т к и , и д е и , п р о г р ам м ы на р е а л и и , с к л а д ы в а вш и е с я в о б л а сти . Такой перспективный рас чет, время показало, вполне оправдал себя. Скажем, именно в 1998 году мы по ставили задачу создания сво его областного банка с тем, чтобы застраховать финан совую систему от кризисных явлений. Банк был создан и действует, являясь важным инструментом стабилизации экономики области. Уже с первых шагов была поставлена задача не просто создать условия для устой чивой наполняемости бюдже та области, а формировать его как бюджет развития. На первой сессии облас тного Совета депутатов было немало дебатов по по воду направления 500 млн. рублей на подъем сельского хозяйства. А ведь именно этот вклад в экономику села стал решающим тогда: воз росли объемы производства, активизировала работу пи щевая и перерабатывающая промышленность, продукция липецких сельхозпроизводи телей пошла в столицу, а об ратно — столь необходимые средства. Это пример того, как важно найти нужное, для конкретной ситуации, управ ленческое решение... Н ем ал о си л и вр ем е н и бы л о у д е л е н о и зу ч е н и ю опы та наш их с о с е д е й -о р - ловчан, где успехи сельско го хозяйства впечатляли. Нас всех тревожила судьба хиреющей инфраструктуры села. Земле нужен работник, а работнику —свой дом. Так родилась, сформировалась и затем воплотилась в долго срочную программу идея сельского жилищного стро ительства, не случайно на званная «Свой дом». В о с н о в е е е — эф ф е к т и в н ы й о п ы т р а б о т ы б е л г о р о д ц е в . Вряд ли кто сегодня всерьез возьмется отвер гать программу: строитель ство ведется в каждом сель ском поселке. При этом не оставляем без поддержки и само сель ское хозяйство. Мы ушли от прямого бюджетного креди тования, но поддержка в фор ме погашения кредитных ставок банков остается. М осквичи — наши учи те л я в о св о ен и и практики и п о те чн о го к р е д и т о в а н и я г о р о д с к о г о ж и л и щ н о г о с т р о и т е л ь с т в а . И хотя здесь предстоит еще много работы, перспективность этого направления для ре шения важной социальной задачи и для развития стро ительного бизнеса несом ненна. Сегодня можно смело ут верждать: экономические, рыночные механизмы регули рования экономических отно шений меж хозяйствующими субъектами, обществом и структурами управления в области налажены и эффек тивно работают. Более того, произошел столь важный пе релом в психологии самих субъектов экономических от ношений. Люди научились считать, видеть перспективу, все подвергать анализу, рас считывать свои действия. В значительной мере —это ре зультат и тех усилий, что предприняты администраци ей области, специалистами ее по налаживанию диалога с хозяйственниками, пред принимателями, финансиста ми. В ыстраивать экономичес кую стратегию развития в условиях рынка не возможно, не создав условий для успешной работы всех субъектов рыночных отноше ний. И особое значение се годня приобретает развитие малого бизнеса и предприни мательства. Несмотря на то, что промышленный потенци ал области по-прежнему вы сок (здесь сравнительно ус пешно работают «Стинол», «Цемзавод», завод силикат ных изделий и т.д.), наше осо бое внимание —именно этой сфере деятельности. В начале работы действу ющей администрации бюд жетные поступления от мало го бизнеса составляли всего один процент. Сегодня — семь! То есть 700 млн. руб лей из 8,5 млрд, рублей до ходной части бюджета. Нет нужды повторять, как важно устойчивое развитие малого бизнеса в стабилизации об щественных отношений. И не только трудовых или экономи ческих. Здесь основа оздо ровления и всего общества. В области реализуется Программа поддержки мало го предпринимательства, дей ствует Координационный со вет по его развитию — эф фективный орган взаимодей ствия субъектов бизнеса и власти, где отыскивается и баланс интересов, и опти мальные варианты решения спорных вопросов. Этому же способствует и работа меж ведомственной комиссии, со зданной в конце прошлого года, работа «круглых столов» и зональных совещаний. С целью расширения дос тупа к кредитным ресурсам коммерческих банков, сниже ния рисков, возникающих в процессе кредитования, уде шевления банковских креди тов в области, как я уже ска зал, осуществляется субсиди рование процентных ставок за счет средств областного бюд жета по инвестиционным про ектам, отобранным на конкур сной основе. На эти цели в бюджете 2001 года было пре дусмотрено 11 млн. рублей. Поддержку получил 21 инвес тиционный проект, что позво лило дополнительно привлечь в малый бизнес 60 млн. руб лей банковских кредитов. Ауспешное внедрение ин вестиционных проектов по зволило создать около 500 дополнительных рабочих мест. Оказание такой поддерж ки будет продолжено. В теку щем году в бюджете области на эти цели также предусмот рено 11 млн. руб. Сфера малого бизнеса становится все более привле кательной для кредитных уч реждений: сумма выданных в 2001 году кредитов состави ла около 1 млрд, руб., или в два раза больше, чем в 2000 году. Появились и альтерна тивные формы кредитования, которые необходимо активно развивать. Скажем, в целях облегчения фермерам досту па к кредитным ресурсам за регистрирован первый в об ласти сельскохозяйственный кредитный кооператив «Вос ход», к сожалению, пока не приступивший к работе по ряду объективных причин, в том числе и финансовых. Т еперь о месте нашей об ласти — в оценках неза висимых аналитических структур. Так, по мнению Рей тингового агентства Интер факс (РАИ) наша область вхо дит в д е с я т к у р еги о н о в с сам ы м и вы соким и т е м п а ми р о с т а р е а л ь н ы х д о х о д о в н а с е л е н и я . Реальные доходы населения выросли в 2000 году по отношению кдок ризисному 1997 году более чем на 111 процентов. В 2001 году темп роста составил 110 процентов. Липецкая область входит в д е с я т к у р е ги о н о в с с а мыми вы сокими о б ъ ем ам и р а с х о д о в р е г и о н а л ь н о г о бю дж ета по таким статьям, как «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Промышлен ность и энергетика», «СельС' кое хозяйство и рыболовство» «Транспорт, дорожное строи тельство, связь и информа тика». Объем расходов на ре гиональную экономику по вышеуказанным статьям в 2000 году составил свыше 1 млрд, руб., или 23,6 процента (по России объем этих рас ходов не превышает 20 про центов). Липецкая область входит в число 14 суб ъ ек то в Ф е д е р а ц и и , н е по л учающ и х тр а н сф е ры из Фонда финан совой поддержки регионов, вместе с тем в последние два года область имеет бездефи цитный бюджет. Наверное, и сам факт, что руководство Центрального федерального округа приня ло решение провести совеща ние именно у нас в области, говорит о многом. Это и вы сокая оценка, и, одновремен но, серьезный стимул для дальнейшей созидательной работы. Надеемся, что гости и участники совещания выне сут из нашего опыта, из тех дискуссий, что предстоит ус лышать, немало полезного — и для своих регионов, и для России в целом. ЗАКОНЫ ПРИНИМАЮТ НЕ БОГИ ИТОГИ Анатолий САВЕН КО В . председатель областного Совета депутатов: Итоги работы областного депутатского корпуса за последние четыре года убедительно показывают, что органы представительной власти играют все более зн а чительную роль в развитии Липецкой области. Высокая интенсивность за конодательного процесса(а за прошедшее время подготовле но и принято 186 законов, 779 постановлений по различным вопросам экономической, соци альной, гуманитарной жизни региона) позволила существен но обновить законодательную базу практически во всех об ластях права. Особую значи мость имеет то, что областной Совет принял новую редакцию Устава Липецкой области, по ложения которого значительно корректируют ряд ключевых принципов законотворчества и полностью соответствуют фе деральному законодательству. При всем многообразии задач и проблем, решаемых законодателями, прежде все го были определены четкие приоритеты деятельности на основе единой концепции вза имодействия с исполнительной властью, другими субъектами законодательной инициативы. Первыми среди главных на правлений в работе стали воп росы стабилизации и развития экономики области. Особый под ход был применен к разработке и принятию законов об област ном бюджете и программ соци ально-экономического развития. Он заключался в том, что все противоречия, порой диамет рально противоположные мне ния, сближались, а то и вовсе снимались, тщательным анали зом социально-экономических тенденций, разработкой объек тивных прогнозов доходных ста тей в целом на перспективу. Так, при рассмотрении проекта бюд жета на 2002 год депутатский корпус и администрация облас ти были принципиально едины во мнении, что в условиях почти радикального изменения феде рального налогового законода тельства необходимо рассчиты вать на собственный экономи ческий потенциал, всячески сти мулировать экономическую ак тивность населения, малого и среднего бизнеса, укреплять тенденции роста объемов про изводства и в промышленнос ти, и в сельском хозяйстве, больше заботиться об инвес тициях в местные предприятия. Впрактическом обеспечении этих идей существенную роль сыграло принятие таких облас тных законов, как «О промыш ленной политике», «О закупках и поставках продукции для об ластных нужд», новой редакции Закона «О поддержке инвести ций в экономику Липецкой об ласти» и целой серии норматив но-правовых актов, направлен ных на поддержку и развитие малого бизнеса. Наша область является од ним из немногих регионов, не получающих трансферов из фе дерального бюджета, она само стоятельно обеспечивает свои текущие расходы. Поэтому од ним из важнейших приоритетов законодательной практики ста ло особое внимание к социаль но-культурной сфере, постоян ная поддержка части населения, нуждающегося в социальной защите. Только в прошлом году на финансирование этих отрас лей израсходовано 59 процен тов бюджетных средств. Карди нально поменялись за после дние четыре года тактика и стра тегия законодательной работы депутатского корпуса по реше нию социальных проблем. Если в начале работы второго созы ва депутатами принимались важные, но частные решения по ликвидации многомесячных за держек зарплаты бюджетникам, задолженностей по выплате детских пособий, пособий учи телям на методическую литера туру, сохранению и увеличению норм расходов на питание и ме дикаменты в больницах и тому подобное, то сегодня решению многих проблем социально культурной сферы способству ют специально разработанные областные долговременные программы. Они позволяют не только сохранять социальную стабиль ность в области, но и активизи руют развитие многих отраслей. Итаких программ, имеющих со циальную направленность, дей ствует в области более трех де сятков. Важнейшим приоритетом, связующим элементом в зако нодательной практике работы облсовета стало постоянное внимание к укреплению местно го самоуправления, развитию правовой и финансовой базы его деятельности, которая реа лизуется 18 областными зако нами. Особую роль, например, во взаимоотношениях с органа ми госвласти сыграл один из последних Законов «О закреп лении долей федеральных и ре гиональных налогов за бюдже тами городов и районов». Про должается работа по принятию областного закона по финансо вым основам местного самоуп равления, готовится законопро ект по организации территори ального общественного само управления. Особое внимание уделяется оказанию помощи местными органами власти по реализации возложенных на них полномочий, в том числе и государственных. Сегодня деятельность обл совета и его депутатских ко митетов не ограничивается только разработкой местных нормативных актов. Очень мно го времени отводится рас смотрению проектов федераль ных законов, а используя свое право законодательной иници ативы, депутатский корпус не однократно выходил в Госдуму со своими предложениями о внесении изменений и допол нений в действующее феде ральное законодательство, приняв участие в 20 парла ментских слушаниях. Сегодня наши депутатские комитеты активно поддержива ют контакты с законодателями многих других субъектов Фе дерации, изучают их практику работы, перенимают все луч шее в их законодательной де ятельности. Наши делегации за последнее время побывали во Владимирской, Воронежской, Белгородской, Брянской, Ря-[ занской, Тюменской областях, в Краснодарском крае. Конечно, вся эта многопла новая работа не дает основа ний утверждать, что в законо творческом процессе нами ис пользованы все возможности. Думается, что поиск и реали зация многих из них лежит в более тесном сотрудничестве представительных органов об ластей Центрального феде рального округа, в разработке согласованных методик эконо мической и социальной поли тики, в поиске единой концеп ции взаимодействия. 11 | | ill! шш. РИ С К - Д Е Л О Б Л А ГО РО Д Н О Е ОПЫТ Геннад ийЖЕРЕБИЛОВ. начальникотделаинвестиционной политикиуправленияинвестиций имеждународных связей администрации Липецкойобласти: Областной инвестиционный климат определяется многими факторами. Прежде всего показателями эко номического развития области, благоприятной зак о нодательной базой и доверием инвесторов к полити ке, проводимой региональными властями. С учетом этих позиций Липецкая область выглядит достойно в сопоставлении с другими российскими регионами. У нас имеется устойчиво развивающаяся экономи ка, действует Закон «О поддержке инвестиций в эко номику Липецкой области», предоставляющий льго ты по налогообложению , проводится активная инве стиционная политика, нацеленная на рост и обнов ление производственной базы . Все это в совокупности позволяет нам делать опти мистический вывод и утверждать, что область многого добилась в д ел е созидания благоприятного инвести ционного климата. Так считаем не только мы, липчане, но и те инвесторы, которых мы приглашаем к со трудничеству. Один из них — Европейский банк реконструк ции и развития, уважаемая в деловом мире организация. Побывав в прошлом году у нас и ознакомившись с достиже ниями нашего региона, глава представительства ЕБРР в России г-жа Пилипович-Чаф- фи высоко оценила инвестици онный климат Липецкой обла сти. Но самая объективная оценка проводимой политики— реальный интерес зарубежных деловых кругов к сотрудниче ству с липецкими предприни мателями. На территории об ласти работают 114 предприя тий с участием иностранных инвесторов, здесь трудятся свыше 10 тысяч человек. Наи более известные: завод «Сти нол», приобретенный итальян ской компанией «Мерлони Элеттродоместичи»; ООО «Золо той Петушок Инвест» — пред приятие с американским капи талом, выпускающее мясо брой леров: ОАО «Комтез» с италь янскими инвестициями, где про изводят высококачественные очковые оправы; ОАО «Дж. Т. И.-Елец» — фабрика с японс ким капиталом, на которой де лают восстановленный табак и сигареты. Деловые контакты с нами поддерживают авторитет ные зарубежные фирмы и кор порации. Область включена в американскую правительствен ную программу ПРАРИ по под держке реформ в сельском хо зяйстве: в апреле прошлого года к нам приезжала предста вительная делегация американ ских бизнесменов и сотрудни ков Министерства сельского хо зяйства США. В мае 2001 года прошли Дни немецкой экономи ки в Липецкой области под эги дой Министерства экономики Германии. Важной деловой встречей станет и'предстоящая в начале апреля этого года пре зентация Липецкой области в посольстве Италии в Москве. Мероприятие приурочено к ви зиту в Россию премьер-мини стра Италии г-на Берлускони и группы итальянских бизнесме нов, намеренных установить взаимовыгодные инвестицион ные и торговые связи с регио нами России. Можно однако значительно увеличить приток капитала в область, если грамотно и целе направленно работать на рын ке ценных бумаг. Определенных положительных результатов мы уже достигли. Работая с регио нальным венчурным фондом ЕББР «Игл-Черноземье», уда лось привлечь иностранные ин вестиции в проекты модерниза ции ОАО «Липецкий хладоком бинат» и ОАО «Стройдеталь». Сотрудничество с Региональ ным венчурным фондом может служить хорошим примером ин вестирования в производство через ценные бумаги. Почему мы так считаем? Главным об разом потому, что такая схема выгодна всем. Во-первых, пред приятия покупают на деньги ин вестора современные техноло гические линии и основательно обновляют производство. Во- вторых, инвестор имеет свою прибыль. И наконец, областной и местные бюджеты получают дополнительные налоговые пла тежи. В целом схема венчурно го инвестирования работает та ким образом, что фонд покупа ет от 25 до 49 процентов акций предприятия и не преследует при этом цели стать его пол новластным собственником. Здесь другая задача — приоб ретенные таким путем акции продать лет через десять по более высокой цене тому же предприятию или на рынке цен ных бумаг. Разумеется, венчур ный фонд кровно заинтересован в том, чтобы российский про изводитель товаров, в которого он вложил немалые средства, успешно развивался, а его про дукция была конкурентоспособ ной на внутреннем и внешнем рынках. Такую модель инвестирова ния рискового (именно так пе реводится слово «венчурный») капитала в реальный сектор эко номики считаю оптимальной для нынешнего состояния российс кой экономики. С одной сторо ны, она не влечет смену соб ственника, чего опасаются мно гие руководители предприятий, а с другой —повышает качество менеджмента, служит барьером для различных сомнительных действий. Очень надеюсь, что, кроме иностранных венчурных фондов, в ближайшее время в России появятся такие же свои финансовые структуры. Говорю так не только из патриотичес ких соображений —и нам пора переходить на иной, более ци вилизованный механизм при влечения российских, в том чис ле и государственных средств в наши заводы и фабрики. Но, к сожалению, венчурных фондов с российским капиталом в на стоящее время практически нет, и это одна из больших проблем в государственной инвестицион ной политике. Причины этого, на мой взгляд, как в недостаточ ном стимулировании отечествен ного капитала при работе в ре альном секторе экономики, в недооценке роли государства в рыночных механизмах, так и в завышенных и привычных ожи даниях в стиле «Запад нам по может». Думаю, что запланиро ванное по инициативе полпреда Президента России в Централь ном федеральном округе Г. Пол тавченко обсуждение главами регионов на ближайших засе даниях Межрегионального Эко номического Совета проекта Программы по развитию рынка ценных бумаг станет первым, но очень важным шагом на этом пути. Совершенно очевидно, что и нам необходимо сделать соб ственные шаги в этом направ лении на региональном уровне. В России по сути дела только Москва и Санкт-Петербург до статочно прочно утвердились на I I : щ : ■ щ X' I И ! ' ' V рынке ценных бумаг: выпуска ют муниципальные облигации, выходят с ними на фондовый рынок и ведут там свою актив ную финансовую политику. У нас же, как и в других регио нах, еще многое предстоит сде лать. В настоящее время об ластная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку имеет только наблюдательные функции,управление финансов занимается вопросами обла стных облигаций, а наш отдел работает с иностранными вла дельцами акций и т. д. Поэто му в первую очередь было бы целесообразно скоординиро вать усилия подразделений ад министрации области в этом направлении и создать, по опы ту Москвы и Санкт-Петербур га, областную структуру, кото рая бы тщательным образом отслеживала ситуацию на ре гиональном и российском рын ке ценных бумаг и формиро вала бы единую финансовую политику на этих рынках, ко нечно, это дело не одного дня, поскольку задачи стоят непро стые. Унас, в частности, «еще не пахано поле» корпоративных ценных бумаг. А ведь их вы пуск может стать весьма пер спективным делом. Особенно выпуск облигаций липецких предприятий. В этом случае заемщик обязуется через пол года или год выплачивать оп ределенный купонный доход. Это выгодно и предприятиям, постоянно испытывающим де фицит оборотных средств, и владельцам такого вида цен ных бумаг, потому что появля ется дополнительный источник дохода. Кроме того, немало важно, что держатели облига ций не требуют «дать порулить» коллективом. Облигации мог ли бы выпускать, скажем, «Стинол», Новолипецкий ме таллургический комбинат идру гие наши передовые предпри ятия. Ктому же активных дей ствий областных администра ций в этой сфере требует уже упомянутая Программа по раз витию фондового рынка, пре дусматривающая участие ме стных властей в различных ме роприятиях — от повышения инвестиционной грамотности населения до содействия по вышению капитализации акци онерных обществ. РЕКОНСТРУКЦИЙ ГИГАНТ МЕНЯЕТ ИМИДЖ Чтобы упрочить свои позиции на ры нк е ч е р ных м е т а л л о в , Н оволи п ец ки й к о м б и н а т п р о долж ает крупномасштаб ную модерни зацию про изводства, в том числе и листопрокатных цехов. В ЛПЦ-3 совместно с б ел ь ги й с к о й ф и р м о й «Эр- б е л ь » п о л н ы м х о д о м идет реконструкция пятой методической печи, что в итоге позволит повысить качество проката и н а половину сократить р ас ход дефицитного при родного га за . Благодаря микропроцессорной тех нике будет полностью а в т о м а т и з и р о в а н в е с ь технологический режим , а с о в р ем ен ны е о гн е у п о р н ы е м а т е р и а л ы в д еся ть (I) р а з у в ел и ч а т надежность и сроки экс плуатации агрегата. На р е к о н с т р у к ц и ю печи уйдет около года.. После д ем о н т аж а ста рой предстоит смонтиро вать о к о л о 5,5 тысячи тонн нового об о р у д о в а ния и м еталлоконструк ц и й . П р и ч ем т р е т ью часть изделий изготовит н е п о с р е д с т в е н н о р е монтный з а в о д НЛМК. Объем работ на р екон струкции печи, которую нам ечено ввести в строй в д е к а б р е ны н еш н е го года, запланирован н е малый . Но, как говорит ся, гл аза боятся, а руки делаю т. В том, что модерни за ция а г р е г а т а по у н и кальному проекту будет вы п о л н ен а в с р о к и с д о л ж н ы м к а ч е с т в о м , уверен и старший мастер н а г р е в а т е л ь н ы х п ечей Сергей Васильевич Аксе нов (на снимке), ко то рый сейчас возглавляет участок по демонтаж у и монтаж у оборудования реконструируемой печи. (Соб. инф.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz