Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
мимИи|ММм ш т ш з а е ш т к т о т в о и у ч и т е л я , Р о с с и я ? ЖАНДАРМ РАЗБУШЕВАЛСЯ Когда-то зап адны е советологи и кремленологи сде л али в ели ко е открытие: Россия — родин а террори з м а . Мол, отсю да, от н арод овол ьц ев , Н ечаева , эсе ров, больш евиков , расползлось по миру это зло . Нра вы Дикого З а п а д а — с готовностью пристрелить лю бого конкурента з а клочок зем ли , з а нефтяную сква жину — в расчет не брались, о Джоне Браун е тоже забы ли . Потом стало модным проводить п ар ал л ели м еж ду Гитлером и Сталиным. Дескать, Гитлер имен но у Сталина позаимствовал идею партийной дикта туры для р асправы с неугодными и опыт устройства концентрационных л а гер ей . Короче, все страшное, кр о в ав о е , противное демократии и гуманизму идет из в арварско го славянского государства-монстра. Вероятно, кто-нибудь из советологов, зн ая русский язык, читал басню Крылова с е е хрестоматийной м о ралью : «Чем кумуш ек считать гаудиться, не лучше ль на себя оборотиться?». Но на себя они смотрели с иной точки зрени я. З а п а д во главе с США — средоточие д о б р а и цивилизованности. Россия — центр мирово го з л а . Но с ам о е , одн ако , н ел епо е и ом ерзительное не это, а б е зр о п о тн о е , почти тельно -восторж енное принятие забугорного ди а гно за русскими по р ож д е нию лю дьми , россиянами по месту жительства. Что и побудило читателя «ЛГ» предпринять к о е -к а ки е ис торические исследования, поскольку официозная про п аганд а почти целиком в р ук ах д ем ок р атов и л иб е р ал о в , преклоняющих колени п ер ед звездно -поло са тыми и прочими ненашими ф лагами . И вот о чем он н ам написал . Несколько картинок из прошлого. Над Курдистаном (север современного Ирака) и Пуштунистаном (по обе сто роны границы между Афга нистаном и Пакистаном) — гул самолетов ВВС Велико британии. Осуществляется операция возмездия племе- j , нам, не желающим призна вать власть англичан: их па стбища поливают с воздуха отравляющими веществами. Это вызывает падеж скота, а значит —голодный мор сре ди курдов и пуштунов. Иног да отраву льют прямо на сто янки кочевников. Надо отдать должное ан гличанам: они нередко быва ли первопроходцами по час ти геноцида. Например, ис кусственно устраивали голод в Бенгалии и других облас тях Индии. Цель—«высокая иблагородная*: заставитьин дийских крестьян продавать урожай за бесценок. А вот в Бирме и Малай зии они создавали лагеря, ничем не отличающиеся от лагерей смерти. Кстати, концлагеря —это их изобре тение. Впервые они были со зданы британцами во время войныс бурами. Познакоми ли граждане страны класси ческой западной демократии со своим изобретением и рос сиян. В 1918 году на острове Мудьюга, что подАрхангель ском, они открыли такой ла герь. Его узники были обре чены: если не расстрел, не ви селица, не избиение до смер ти, то все равно доконают го лод, холод, болезни. Система заложничества, карательные экспедиции, когда выжигались целые се ления, — все это тоже ноу- хау Туманного Альбиона. Потом уже по тем же стопам пошли другие, а Гитлер до вел дело своих английских учителей до совершенства. Нельзя лишать законно- v го права занять свое место в ряду гуманистов и францу зов. В Индокитае и Африке наследники Робеспьера иНа полеона творили такое, что бывшие эсэсовцы, нашедшие прибежище во французском иностранном легионе, толь ко руками разводили! Ну и, конечно, США. Сей час, после Югославии, после *антитеррористических»опе раций в Афганистане, после начала очередного военного нажима на Ирак даже по клонники великой американ ской цивилизации поежива ются: уж больно мировой жандарм распоясался. Наи вные люди! А разве это для Америки что-то новое?А рас правы с индейцами Великих равнин и Дикого Запада? А «ковровые* бомбардировки Индокитая задолго до Юго славии? А «эскадроны смер ти*, когда янки собирали банды головорезов, чтобыих руками чинить расправу над коренными народамиАмери ки? В Латинской Америке прикормленные и экипиро ванные бандиты, обученные в спецлагерях инструктора- ми-янки, уничтожали левую оппозицию и левые профсо юзы, похищали их лидеров и активистов, пытали их, убивали. А власти США умывали руки: они ни при чем. Да еще читали нотации всему миру о правах челове ка и нормах демократии. И уверяли устами г-на Карте ра, что американцы—нация идеалистов. Уже после этого были Ирак, Югославия, Афганис тан и еще немало всякого. И не надо думать, что «ковро вые* бомбардировки или на палм действительно пусть жесткое, но служение идеа лу. За всем этим — голая корысть. Стоит лишь како му-либо народу «третьего мира* заявить, что он хочет самостоятельно определять свою судьбу, самостоятельно распоряжаться своими бо гатствами, как следует кара. Не сметь! Не мешать перека чивать ресурсы и средства в цивилизованные страны на пользу «золотому миллиар ду»! Приверженностьдемокра тии эти ребята понимают ин тересно. Неужто в Южной Корее, в Индонезии или на Филиппинах подлинная де мократия? Неужто там есть свобода доступа в СМИ для оппозиции — если она не карманная, не опереточная? Неужто тамреализуется пра во на митинги, шествия, со брания —хотя бытак, как в самих США? Ну конечно, нет! Но «цивилизованные* страны с ходу признают ре зультаты любых тамошних выборов. Как признают весь ма сомнительные выборыгде- нибудь в Закавказье или Средней Азии. Зато закон ность выборов в Республике Беларусь ни за что не хотят признать! Причина: а оттуда им не дают выкачивать мил лиарды долларов... По той же причине для них остается врагом и Куба. Что с того, что детская смер тность на Кубе вдесятки раз ниже, чем в большинстве го сударств Латинской Амери ки? Что с того, что там не умирают от голода и болез ней/ Раз с этого острова нельзя получить прибыль, как вБразилии или Боливии, то он уже центр зла, он уже виноват и преступен перед «цивилизацией*. Матерый эгоизм, нацио нализм, шовинизм, который любят приписывать той же России, вАмерике процвета ют. Иправят бал. Это прояв ляется во всем: и в распра вах с неугодными странами, и наОлимпийских играх, ко торые буквально прикарма нены американцами. А наши политики продол жают смотреть в рот этим «цивилизаторам*, чьи деды были учителями и вдохнови телями фюрера, а внуки, кое- чему сами уже подучившись у него, довели до предела ис кусство командовать миром и держать человечество в страхе. Ине оттого ли в Рос сии дела все не клеятся, что она подлаживается под этих гуманистов-демократов, ждет их одобрения, милости, со ветов? Алексей МАЛИКОВ. г. Липецк. У читателя, похоже, память более долгая, чем у журналиста. В ре дакции, подстегиваемые набегающими, накладывающимися друг на друга событиями, живут уже новыми темами, а редакционная п о ч т < продолжает приносить письма, связанные с м атериалами многомесячк J ной давности. Люди думают, ищут аргументы, они хотят, чтобы их м Щ || ние тоже прозвучало й было услышано.:Так, например, появились у нас письмо по поводу дискуссии о переименовании улиц в Задонске § Маргариты и Валерия Суриковых или отклик Леонида Федорова на т статью о mcxtaim прагматизма, а вернее, циничной расчетливости, уби вающей в наших детях с младых ногтей тягу к романтике и творчеству. Ну что ж е, если это волнует читателей и они включаются в диалог, тШ как ж е можно лишиЩррх возможности высказаться? Так же как нет оснований проигнорировать иные письма только по тому, что скоротечная предвыборная ситуация изменилась и один ц » :Ч потенциальных кандидатов, развивший очень уж бурную деятельность Щ касательно Саморекламы, счел эа благо|йе выдвигаться на губернатор ский пост. Читатели, недавно получившие послания Владимира Лиси на, где он повторил риторические вопросы насчет нынешнего област ного руководства, напоминают о другой :«анкете»^;опубл 1 «к 0 ваииой# «ЛГ» и адресованной лично Владимиру Сергеевичу. Там вопросы были отнюдь не абстрактные, а вполне конкретные и затрагивали весьма | серьезные стороны , связанные с деятельностью председателя ОАО*;: | «НЛМК». Однако г-н Лисин ими пренебрег. Быть может, нечего сказать? Или правда такова, что е е лучше не обнародовать? По крайней мере, многие из тех, кого Владимир Сергеевич тепло называет «дорогими земляками», именно так и расценивают его молчание. Зато в шумных сочинениях бесплатных пиаровских газет, коими щ едро наводнена облаем»;, па инерции (или с дальним , но тайным рас- *** (Еиице'femjjiea пролисинская агитация. При этом в средствах не церемонятся, ||рибегая1 к аргументам порою не просто лживым, й о и 'Д окрашенным в националистические тона. Скаж ем ;семьЧветерано*: ВвЩ ликой Отечественной войны ,с возмущением написали в«ЛГ» о фев ральской публикации «Липецкого б а зар а» ; огулом обвинившей всех i Цыган в воровстве И прочих преступлениях. Журналисты «....базара» д аж е сослались на Христа, который якобы благословил ромал на во ровской промысел. Такая позиция заставила фронтовиков провести | аналогию с гитлеризмом, уничтожившим сотни тысяч цыган. Между тем, i утверждают авторы письма, «мы зн аем немало цыган, живущих чест- i иым трудом , цыгане воевали рядом с нами против фашизма». Причем I «базарные» выпады подобного сорта отнюдь не исключение. Ветераны говорят н о других эскападах « ...базара», оскорбляющих, например, i участников войны. Зато на страницах этой газеты старательно обходят деяния олигархов, присвоивших право распоряжаться народным доб ром . Да, у наших читателей хорошая и долгая память. И е е не удается запудрить, запиарить, забить мякиной компромата. Люди думают сами, : б е з ^ я у ж я н в ы х суфлеров на жаловании у . новых хозяев хшзии..!. | П О Ч Е М Н Ы Н Ч Е Н Е П Р О Д А Ж Н Ы Е ? Московская «Новая газета» несколько недель в рас печатке телепрограмм на месте, отведенном для ТВ-6, вос производила репродукцию «Черного квадрата» Малеви ча, сигнализируя читателю: свобода слова в России под угрозой! Для защитников канала, похоже, не имеет значе ния, что студия ТВ-6 прикрыта по решению суда, которое не может быть отменено никем, кроме более высокой су дебной же инстанции. Почти то же самое происходит и в Липецке вокруг ситуации с ТВК. Правда, эта студия про должает работать. Но редакторам ее программ мало од ного канала. Они возникают и на других «кнопках», посто янно жалуются на продолжающийся на ТВК прессинг и требуют от главы областной администрации какого-то вмешательства, поскольку, мол, это политическая акция за оппозиционность и приверженность В. Лисину. Аза одно ставят ему в пример все того же В. Лисина, кото рый, дескать, сделал первый шаг навстречу власти. По-моему, однако, формальные шаги к примирению сделали оба, подписав известное обращение клипчанам. Или «первым шагом» считать заявление Лисина об отка зе претендовать на губернаторскую должность? Но при чем в этом случае ТВК, проблемы которого не в первый раз решаются в суде? Аможет, тележурналисты полага ют, что Королеву тоже следует отказаться от участия в выборах? Так сказать, для полного паритета? Между тем поведение Лисина после отказа довольно странное. Спер ва организуется показательное пиаровское рыдание по поводу самого «отказа», а в каждый почтовый ящик бро сили, по-видимому, дорого обошедшееся коллективу НЛМК новое «открытое письмо» Лисина жителям Липец кой области. Письмо это чем-то напоминает известное заявление Чубайса о «Волгах», которые тот обещал каж дому «дорогому россиянину», а взамен преподнес отклю чения рубильника, не считаясь при этом ни с лютыми морозами, ни с безопасностью страны в целом. Г-н Ли син вновь задал вопросы, не должна ли областная власть работать эффективнее, хотим ли мыжить лучше и не сле довало ли бы ему пойти в губернаторы. Ну что ж, спра шивает—отвечаю. 1. Считаю, что администрация нашей области долж на работать лучше и больше делать для людей, но это можно пожелать любой властной структуре в любом ре гионе и в Центре. Тут не ошибешься. До идеала никто, нигде и никогда, увы, недотягивал. Границ для таких по желаний вообще не существует, но необходимо понимать, что полностью одолеть горбачевско-ельцинскую разруху в отдельно взятой области крайне сложно. Тем более что значительная часть валюты, заработанной страной, про должает утекать за ее границы. 2. Нынешний уровень жизни устраивает только тех, кто нажился и продолжает наживаться за счет народа. 3. Лучше желают жить даже эти алчные и ненасыт ные грабители, чувствующие себя не всегда уютно в ус ловиях созданного ими же всевластия криминала. 4. По поводу обещаний г-на Лисина. Вчудеса мало кто верит, как и в мессию местного масштаба. Хватит нам и былых чудотворцев вроде Ельцина с Чубайсом. 5. Если у Лисина все так хорошо и чудесно, как об этом сообщают подконтрольные ему СМИ, зачем же НЛМК терять такого великолепного менеджера? Зачем ему ос тавлять рыбалку в пруду, населенном сплошь золотыми рыбками? Так что не надо бы журналистам так горячо прослав лять своего хозяина. Кстати, они осчастливили зрите лей афоризмом, достойным Козьмы Пруткова: «Можно продаваться, но не быть продажным». Что-то уж очень тонко. Аглавное—как уверить публику, что канал не про дажный, если там все поставлено на службу исключитель но председателю совета ОАО «НЛМК»? Владимир КАФАНОВ. г. Липецк. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ в п у с т о й д у ш е МЕЧТЕ НЕ Н А Ч ТО О П Е Р Е Т Ь С Я Печальный, но точный диагноз поста вила журналистка Елена Бредис в статье «Мечтатели вымрут, к а к мамонты?» в «J1Г» за 14 февраля. Да, навязанный нам обр аз жизни убивает в людях способ ность мечтать, увлекаться, искать свое место под солнцем не в качестве потре бителя, а в качестве творца. Это боль шая беда! Сейчас хорошим тоном считается без разбору обливать грязью то общество, которое мы начали разруш ать д ва д е сятилетия н а зад . Но тогда все-таки од ной из главных забот государства было повышение культуры, уважения к сози дательному началу в человеке. Я вспо минаю книжные магазины того време ни, очереди желающих подписаться на толстые журналы , обилие стоивших бук вально копейки книг по физике, химии, астрономии, машиностроению, авиации, радиотехнике... Да, был книжный дефи цит. Но был и спрос. «Юноше, обдумы вающему житье», оказывались доступны издания, пробуждающие и поддержива ющие интерес к знаниям. Сегодня тоже книг навалом. Исреди «раз влекаловки* попадаются весьма полезные. Но по^карману ли они пацану не из зажи точной семьи, если какая-нибудь брошюрка стоит тридцать, сорок, а то ивосемьдесят руб лей? Между прочим, самым беззастенчивым образом взвинчивают цены как раз на учеб ную, познавательную, социально полезную литературу. Дескать, ежели тебе надо, не хочешь быть невеждой — раскошелишься. А нет денег —не суйся в образованные. Мечтать может лишь развитой человек, мечта должна чем-то подпитываться. А чем? Фильмами, что идут по ТВ или выдаются в видеопрокате? Да после них если и можно о чем-то мечтать, так о том, чтобы научиться разбивать физиономии ближним. А слаща во-приторные мексиканские сериалыпросто пусты, безвкусны, пошлы. Фильмы советс кого времени обвинялись влакировке. Было и это. Но все-таки то кино проникнуто идеа лами, оно не смаковало низменное, злое, ужасное в человеке, а противостояло этому. Сегодня в значительной степени именно «благодаря* экрану подросток знает все о маньяках, извращенцах, насильниках, пыт ках, проституции. Что же удивляться или возмущаться, что столько молодых людей, даже из сравнитель но благополучных семей, усмехаются, ког да им говорят об упорном труде, о серьезной учебе? Они ищут удовольствий, и только, а для удовольствия нужно много легких де- Кто-то из философов сказал: «Одно не- нег и полная безответственность. удавшееся поколение может погубить на- Нейтрализует ли это хоть в малой мере цию*. Значит, поколение надо спасать. И школа, где идет непрерывная реформа? Во- начинать, по-моему, следует с закона, за- юсь, что нет. И как раз сама реформа и ока- прещающего видеопродукциюи печатные на зывается главной помехой. Поскольку ее це- дания, унижающие и оскорбляющие досто- лью так и не становится пробудить интерес инство человека, пропагандирующие наси- у ребенка к ученью, прекратить шараханья лие, опустошающие душу. Не стоит хватать- в программах, где, похоже, нет ничего ста- ся за «это сладкое слово — «свобода*, когда бильного, привлечь в школы талантливых речь идет о судьбе нации. А тем более пре людей. А без этого ни мечты, ни граждане- вращать свободу в беспредел, кого самосознания, ни нравственных ориен тиров, ни подлинной культуры у наших де- Леонид ФЕДОРОВ, тей не будет. г. Липецк. И С Т О Р И Ч Е С К И - З Н А Ч И Т , П О - Х Р И С Т И А Н С К И В номере « Липецкой газеты» за про шлый год была опубликована статья на шего обозревателя Ai Кося кина «У мо настыря, на улйЦё'Кб№муны...т> Матгерй-^ ал вызвал неоднозначную реакцию чи тателей, мнения которых уже не раз «зву чали» на страницах нашей газеты. И вот очередное письмо из Задонска. Названия улиц вокруг Богородицкого монастыря (Коммуны, Ленина, К.Маркса, Крупской) вызывают как минимум чувство исторической несправедливости. Я уж не го ворюоб элементарном—как-то неуютно вхо дить в святую обитель с... улицы Коммуны. Город Задонск и возник-то в результате поселений именно вокруг монастыря. Пра вославная обитель —начало всему и всего в этом крае. Поэтому справедливо рассматри вать сложившуюся ситуацию прежде всего с христианской точки зрения, которая внашем контексте будет одновременно точкой зрения исторической. Христианство возникло 2002 года тому назад. И именно в честь этого важнейшего для планетыЗемля события все человечество отсчитывает свою историю, историю нового времени. Как после этого неоспоримого фак та относиться к крикам ортодоксов: «Нельзя плевать в свою историю!*? То есть в исто рию советскую. Да в сравнении с двумя ты сячелетиями даже двадцатый век —век осо бой популярности атеистических воззрений — слишком малый срок. Даже со времен Крещения Руси и то прошло более десяти веков, так что опять же век «советской эпо хи» — существенно меньшая- часть нашей Истории;' •<> -i -., /W ядь sii* ildU.Hi . Наконец, центр христианства нашего края —Задонский Богородицкий мужской мона стырь существует почти три века, и опять- таки что в сравнении с ними какие-то семь десят лет советской власти? Поэтому исто рическая несправедливость сохранения тех переименований улиц и площадей, которые у нас произвели в последние десятилетия (стерев старые, не ими данные!), слишком очевидна. И надо отдать должное и газете, и автору публикации за поставленную пробле му. Однако, понимая сложность разрешения «конфликта времен и поколений», предла гаем следующий компромиссный и чисто «арифметический» вариант. Поскольку со ветский период составляет в истории города приблизительно третью часть (по времени), то и одну треть существующих названий надо оставить без изменений, установив в начале каждой улицы небольшую табличку, напо минающую о ее названии до революции. У двух третей улиц следует восстановить доре волюционные названия с подобными мемо риальными табличками по поводу их имен в советский период. Причем восстанавливать прежние названия надо прежде всего у улиц вокруг монастыря. Маргарита и Валерий СУРИКОВЫ, г. Задонск. Со8«к*»го СТАЛИНА И. В. i:‘U блилшриссть :»а отл> "П ? **> Xpzfoii гт * i / 1 f\i "■ Ут Цп’р * # А \Ц **№****'■Ъч*«?§****** /A I . im am ттттшшт ШЛА ВОИНА... « К Р О В Н Ы Е » Б Р А Т Ь Я И « К Р Е С Т Н И К И » Фронтовики не любят вспоминать войну. Слиш ком много боли, крови, ут рат, нечеловеческого на пряжения. Анна Семенов на Дубровина не исключе ние. Ей и сегодня тяжело, когда она устало рассказы вает о страшных июньских днях 43-го в украинской станице Боровая, что под Харьковом. Немцыразбом били наш полевой госпи таль. Погибли четырнад цать медиков вместе с главным врачом. И лишь чудом уцелела ОРМУ (от дельная рота медицинско го усиления), где служила совсем молоденькая Аня. —Мыуспели укрыться в блиндаже, — говорит Дубровина. —Ашкола, где мы располагались, была разбита полностью. Но что мы... Наше дело солдатс кое. А вот жители стани цы... На войне мои подру ги по роте были уже не но вички, всякогопонасмотре лись. Однако нас потрясло, когда по дороге девятилет няя девочка и ее малень кий брат тащили окровав ленное одеяло. На нем ле жала их мама. Они спра шивали, где госпиталь, где врачи, что ей помогут. Но женщина уже умерла... Говорят, у войны не женское лицо. Но и не мужское. У нее просто нет человеческого лица. И пройти сквозь нее, сохра нивдар сострадания, не очер стветь, не ожесточиться, не огрубеть душой нелегко. Осо бенно если тыдевушка и тебе только девятнадцать. Аня выбрала себе поисти не самуюмирнуюпрофессию. Девочка из многодетной де ревенской семьи закончила Липецкуюфельдшерско-аку шерскую школу. В семнад цать лет приняла первые роды. 300 детишек появи лось на свет с ее помощью. А потом началась война... Военную форму Анна на дела где-то в Подмосковье. Она еще не знала, что фронто вые дороги приведут ее в45-м кПраге вместе с 1-й гвардейс кой армией, всоставе которой был и ее ОРМУ. Рота эта что- то вроде медицинского десан та, военной «неотложки». Ко мандование бросало ее туда, где требовалась срочная по мощь. Ее укомплектовали опытными специалистами. И они, выполняя сложнейшие операции, случалось, сутка- т ми, спасали жизни солдатам. Падающие от усталости мед сестры не только ухаживали за ранеными, но и, если надо было, отдавалиимсвоюкровь —из веныввену. УАнныСе меновны тоже появились «кровные» братья. Один из них, НиколайРешетников, по правившись, вновьвоевал, пи сал девушке письма. Но до конца войны он не дожил... ...Да, ей нелегко вспоми нать. Впрочем, есть в ее во енно-медицинской биогра фии эпизод, о котором она повествует с легким сердцем. Ипроизошел он все в той же станице Боровой. Анне нена долго довелось вернуться к своей акушерской профес сии. У женщины родилось трое мальчишек-близнецов. Одного назвали в честь отца Анны Семеновны — Семе ном. Где-то и сегодня живут на земле эти мальчишки, поседевшие ее «крестники»... Александр ГАРЮГИН, полковник в отставке. На снимках: Анна Ко- маревцева (впоследствии Дубровина), старшая опе рационная сестра 30-й ОРМУ, 1944 год; этот до кумент с благодарностью за отличные боевые дей ствия по преодолению Карпатского хребта — одно из свидетельств дол гого и трудного фронтово го пути Анны Семеновны; А.С. Дубровина, снимок 1998 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz