Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
« В О З Ь М И Н Е М Н О Г О С В Е Т А М О Е Г О . . . » ВЕШНЕЕ СЛОВО ПОЭТА АЛЕКСЕЯ РЕШЕТОВА Потомок грузинских ари- стократов. Внук русского офи цера. Сын советского журна листа, расстрелянного в трид цать седьмом. Голодный маль чишка из барачного поселка. Механик на калийной шахте, награжденный «Шахтерской славой» третьей степени. Поэт, чье появление в литературе приветствовали Борис Слуц кий и Виктор Астафьев. По четный гражданин города Бе резники. Родился весной. Лю бит осень... На Урал семья попала по трагическому предписанию эпохи. В 1937 году отец буду щего поэта, известный хаба ровский журналист, был аре стован по доносу и вскоре расстрелян. Мать, Нину Ва димовну, выгнали с работы, а в 38-м арестовали. Полугодо валый Алеша и его двухлет ний брат остались на руках у бабушки, Ольги Александ ровны. Перед отправкой в Казах стан Нине Вадимовне уда лось выбросить из вагона письмо, это заметили охран ники и даже поезд останови ли, но письма не нашли, и оно каким-то чудом дошло до бабушки Оли. А Нину Вади мовну отвезли в Караганду, а потом по этапу - в лагерь на Каму. Женщины-заключенные В аботали там на лесосплаве. ина Вадимовна вспоминала позднее: «С Севера сплавля ли лес по Каме. Бревна вмер зали в лед. Мы их вырубали изо льда...» В сорок пятом году бабуш ка привезла внуков в посе лок строителей близ Соли камска, где Нину Вадимовну оставили на поселение. Че рез два года строителей Со- ликамскстроя, а вместе с ни ми и семью Решетовых, пере бросили в соседние Березни ки. Там Алексей окончил школу и горно-химический техникум. С тех пор (на це лых двадцать шесть лет!) он - горный электромеханик на Березниковском калийном комбинате. Постоянное чув ство тошнотворной, гнетущей опасности и... стихи. Откуда? Как? Загадка. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» В двадцать с небольшим - первая книжка. Виктор Пет рович Астафьев был одним из немногих, кто еще в шестиде сятые годы понял масштаб дарования Решетова, гово рил о нем во многих интер вью как об одном из лучших русских лириков, сравнивал его стихи с музыкой капели. В девяностые годы хлопотал о выдвижении поэта на Госу дарственную премию, пере живал, когда выдвинуть-то вы двинули, но премии не дали. Решетов относится к пре миям если не равнодушно, то философски: не дали - и лад но, меньше забот. Однажды и он получил премию - име ни Аркадия Гайдара, от пермской газеты «Звезда». Сто двадцать рублей. В на чале семидесятых это были неплохие деньги. Всегда застенчивый и сму щенный молчун, Алексей Ле онидович с радостью проме няет любую презентацию на место в очереди за пивом. А если пива не достанется, шу меть не будет, бормотнет что-нибудь вроде: «Не фон тан, конечно...» и вдруг за смотрится на дерево возле пивного ларька. Словно впервые его увидит. Дерево возле пивного ларька, Ты мне любимой моей показалось... Несколько лет назад Алек сей Леонидович Решетов пе реехал из Перми в Екатерин бург - по семейным обстоя тельствам. Мы говорим на тесной кухоньке, за окном си неют ранние сумерки, и, ка жется, лучше нет места для разговора о русской поэзии. - Что вам д о р о г о в р у с ск о й к л а сси ч еск о й литерату р е ? Что вы перечиты вает е? - «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя...» Что может быть выше?.. Многое у Пушкина знаю наизусть, не сомневаясь ни в одном слове, но люблю читать, видеть гла зами текст. Обожаю Гоголя. Я очень рано выучился читать, но не по книгам, а по газетам. - У в а с есть т рагическое стихот ворение о том, как п о с л е арест а отца д о м аш н ю ю библи от еку сва л и л и п о д о к ном в о д в о р е ... - ...И рыжий дворник, подпитой, При всех арестах понятой, Сонеты Данте и Петрарки Рвал на вонючие цигарки... Так и было. Друг отца, ху дожник Владимир Иванович Костин говорил мне: «Ты не можешь себе представить, что это была за личность!..» А погиб отец, когда ему было всего двадцать семь. - К ем в а с ви д ел и в б у д у щ ем м а м а с б а б уш к о й ? - Бабушка хотела одного только - чтобы я не болел. Я в детстве много болел. А мать... Ее не удивляло, когда я писал стишки к праздникам, потом их стали печатать в га зете. Но она относилась к этому без восторгов. Поэзия - это было так далеко от то го, где мы жили, как мы жили. С девяти лет пробовал под рабатывать, помогать мате ри. Потом пошел на шахту, калийную, метров триста... Работал лопатой. Чем больше отдаляюсь от тех лет, тем больше переживаю. Мне снятся мои погибшие товари щи. И они все дороже стано вятся, все ближе. Я же при шел после техникума, учился по электрооборудованию, но не умел даже лампочки поме нять. Шахтеры меня учили. И ни разу не упрекнули. - И б е р е гл и парн иш ку, н а в е р н о е ? .. - Господи, конечно. Еще на практике я встретил хороше го человека по фамилии Лос кутов. Помню, мы попали с ним в ночную смену. «Давай бурить, - говорит Лоскут, ты меня только придержи вай...» Сверло двадцать два кило весит. И вот Лоскут бу рит, а я его держу, чтобы не свалился. Пришли взрывники, аммонит заложили, и по сви стку все укрылись куда надо. А я побежал в обратную сторону. Темно, страшно. И вот Лоскут бросился за мной, поймал, как щенка, а в это время рвануло. Нас присыпа ло, но только пылью, а не камнями. «Ну, - сказал он, - теперь будешь жить вечно...» Нет, мне повезло с земля ками. Они меня всегда пони мали. Кроме благодарности, ничего в душе нет. Очень жа лею, что в свое время, когда башка работала, я не вел дневники. Я бы и о матери написал, что она испытала... - М н е кажется, лучш ий п а мятник вы пост авили им с в о и ми стихами - и м а м е, и това рищ ам . Эти стихи будут жить г о р а з д о д о л ьш е н ас. - Пусть живут, но мне они не кажутся такими уж хоро шими. Многие слова мне ка жутся заменяемыми, и это не утешает... - С кем в с о в р е м е н н о й л и тературе вы ощ ущ ает е р о д ство, близост ь? - У меня непостоянный, пе ременчивый характер. Пом ню, нравились мне очень Ах мадулина, Вознесенский - лю бил их с первых стихов, а по том привык, остыл... Очень люблю Арсения Тарковского, Николая Панченко, Владими ра Корнилова, недавно ушедшего. Очень меня по тряс когда-то Кузнецов Юрий, пока я Бродского не прочел. А Бродского прочел- тут уже надо помалкивать. - Что значит - п ом а л к и вать? - Поскромнее быть. Неко торые стихи у Бродского мог бы написать поэт и моего уровня, но есть такие недос тупные вещи... «Темно, как внутри иголки...» - Вам н и к о гд а н е хот елось поменять с в о ю с у д ь б у н а что- то п о л е гч е ? - Я бы не хотел. Ведь это значит, что и детство свое от дать, а я ни на что его не сменяю... - С в о е го л о д н о е , сирот с к о е детство? - Прекрасное... Это сейчас у меня все время какие-то фальшивые претензии. Нет денег ни на лимузин, ни на особняк... А вот чтобы выпить никто не мешал. Или еще не доволен чем-то. А в детстве настолько ты благодарен солнышку, звездам, что и ночь наступает - хорошо, и утро - хорошо. За все ты только благодарен бесконеч но. И дальше эти дни стано вятся еще драгоценнее. Они помогают переживать сегод няшний возраст... Глаза, за крою: Амур вижу, лучше нет реки на свете. Когда жил в Хабаровске, Амур от нас был в трех шагах, наш дом стоял в Портовом переулке. Дух пе рехватывает, видя ширину этой реки!.. Когда приехали на Каму - я еще не видел ее, а мы только шли к ней - впе реди были густые сосны, они закрывали реку. Но на меня, семилетнего, что-то нахлыну ло. И я как рванул на эти со сны... Долго бежал, минут де сять, а потом мне открылась Кама, распахнулась передо мной... Вот такое у меня было предчувствие воды. Ни разу не был на море, но что такое власть воды - я знаю... - Д аж е п о писательским пут евкам н а м о р е н е езд и л и ? - Как же - я поеду, а мать и маленькую племянницу ос тавлю?... А то, что можно бы ло вместе, - этого даже не представляли. Денег у нас не было, в общем-то. Дмитрий ШЕВАРОВ. ЕКАТЕРИНБУРГ. ВМЕСТОПОСЛЕСЛОВИЯ Мы в детстве были много откровенней: - Что у тебя на завтрак? - Ничего. - А у меня х л е б с маслом и вареньем . Возьми немного х л е б а моего... Года прошли, и мы иными стали. Теперь никто не спросит никого: - Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли? Возьми немного света моего... Алексей РЕШЕТОВ. С Ю Ж Е Т Ы ПРИШЕЛЬЦЫ ЯПОНЦЕВ СТЕСНЯЮТСЯ В районном центре Шаля, что в 147 километрах от Екате ринбурга, несколько дней ра ботала съемочная группа жур налистов из японской компании NTV. Гости оказались на дале ком Урале по наводке местных жителей, уверяющих, что над окрестными холмами то и дело появляются «летающие тарел ки». Доверчивые японцы засня ли окрестности поселка, запи сали рассказы очевидцев. Но вот как назло при японских гос тях инопланетяне проведать сельчан отказались. Придется любознательнымХгостям пове рить на слово... Геннадий НИКОЛАЕВ. ЕКАТЕРИНБУРГ. ЛОШАДИНАЯ ИНСТРУКЦИЯ Чиновники никогда без работы не останутся - и это прекрасно доказали работники городской мэрии Бердска. Они разработали и утвердили «Правила участия лошадей в различных городских мероприя тиях». Документ поражает глу биной и дотошностью. Отныне задействованные в парадах, празднествах и прочих шоу не парнокопытные (точнее, лица сопровождающие на праздни ках лошадей) должны иметь при себе ветсправки и паспорта, облачены в спецодежду и рас полагать документом, подтвер ждающим знание правил до рожного движения. И все бы хо рошо, кабы не знать, что лоша дей в «празднествах и прочих шоу» в Бердске - спутнике Но восибирска - практически нико гда не задействовали... Вячеслав НЕЧИПУРЕНКО. НОВОСИБИРСК. СПАСИБО, ТЕЩА! Два месяца устроители на циональной лотереи «Супер-ло то» разыскивали жителя Донец ка, выигравшего около 400 тысяч долларов. Получить свои кровные «о, счастливчик» не мог раньше по вполне прозаи ческой причине: заболел от радости. Лотерейный билет потомст венный шахтер заполнял вместе с женой и сыном. Но тут подо шла теща и предложила поме нять последнее число на 39 - год, когда она впервые влюби лась. На этот раз шахтер тещу послушал - и разбогател. Вот вам и теща! Александр ПАВЛОВ. ДОНЕЦК. ИЗ КАКОГО ТЕСТАБЫЛИ ТЕОЛИМПИЙЦЫ? В ЖИЗНИ ЧЕТЫРЕХКРАТНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ЧЕМПИОНА ВИКТОРА ЧУКАРИНА МОЖНО НАЙТИ ОТВЕТЫ НА МНОГИЕ СЕГОДНЯШНИЕ ВОПРОСЫ О том, что каждая победа на Олим пийских играх - почти подвиг, знают сего дня и болельщики, и спортсмены. Но есть страницы в олимпийской летописи, кото рые стоят особняком. Посмотришь на та кую судьбу - и многое из наших сегод няшних спортивных неурядиц становится понятным... Как же они сумели тогда, впервые попав на Олимпиаду, так изу мить мир? Ведь тогда тоже страна не жи ровала, жила впроголодь. Из какого же теста были сделаны те олимпийцы? О гимнасте Викторе Чукарине сложили легенды при жизни, по есть и объективные показатели. Это ему принадлежит до сих пор не побитый рекорд в многоборье - 118,75 балла из 120 возможных, то есть за 12 обязательных и произвольных ком бинаций на 6 снарядах он получил от су дей в среднем по 9,9 балла! Как извест но, отсчет выступлений сборной команды СССР в Олимпиадах начался с XV Игр в Хельсинки в 1952 году. Их подлинным ге роем стал именно Виктор Чукарин, заво евавший 4 золотые и 2 серебряные меда ли. Количество набранных им очков превы сило показатели делегаций десятков спор тивных держав. Он в одиночку обеспечил бы сборной Советского Союза 10-е место в неофициальном общекомандном заче те! Триумфальным было выступление гим наста и на XVI Олимпийских играх в Мельбурне в 1956 году - вновь победа в абсолютном первенстве и медали всех достоинств: 3 золотые, серебряная и бронзовая. Кроме того, Чукарин - трех кратный чемпион мира, побеждал на ме ждународных соревнованиях самого высо- го ранга... Но триумфальный путь лег че рез невиданные испытания. Вот почему никак нельзя нам забывать этого олимпий ца. Виктор Иванович скончался от рака 18 лет назад, в 62 года. Недавно у спортив ной общественности был повод еще раз отдать дань уважения его памяти - испол нилось 80 лет со дня рождения Чукарина. Увы, мало кто вспомнил об этом даже во Львове, где гимнаст жил и работал пос ледние четыре десятилетия. Между тем приближается еще одна «круглая» дата - 50-летие фейерверка его достижений на XV Олимпийских играх. Вес этих медалей и рекордов много кратно возрастает, если вспомнить одно обстоятельство: судьба беспощадно экза меновала Чукарина на выживаемость, он не раз был на волосок от смерти, сполна познав кошмары фашистского плена в во енное лихолетье. Узник № 10491 концла геря в Зандбостеле на берегу Северного моря, весивший весной 1945 года менее 40 килограммов и уже не мечтавший хотя бы отжаться на брусьях, в 31 год стал аб солютным чемпионом XV Олимпиады, а в 35 лет добился этого звания вновь. ...Виктор увлекся гимнастикой в Мариу поле, куда семья переехала из села Крас ноармейское. Мальчишки нашли на за дворках завода трубу, начистили ее шку ркой до блеска и соорудили между сара ем и забором турник. Рвение у Вити Чука рина и его друзей было так велико, что в первый же день пацаны набили себе кро вавые мозоли... Первым тренером Чука рина стал учитель физкультуры 10-й мари упольской средней школы Виталий Поли карпович Попович. Этот уже пожилой и умудренный жизнью человек развил в па реньке природные данные, заложил осно вы высшего мастерства. А во время учебы в Киевском физкультурном техникуме, в который Виктор поступил осенью 1938 го да, опеку над ним взял абсолютный чем пион СССР по гимнастике тех лет Аджат Ибадулаев, имя которого тогда было у всех на слуху - наравне с именами легко атлетов братьев Знаменских, боксера Ни колая Королева, футболиста Григория Федотова... Удостоверение мастера спорта Витя получил перед самой войной. На фронте солдат-артиллерист Чукарин испил горь кую чашу первых месяцев отступлений и поражений. Под Полтавой его 1044-й полк Юго-Западного фронта попал в ок ружение. Раненные, контуженные, обесси левшие бойцы, расстрелявшие весь бое запас, оказались в плену. Эпопея за ко лючей проволокой для рядового Чукарина продолжалась более трех с половиной лет. Пересыльные пункты в Эстонии, Поль ше, Германии. Работа на доках на раз грузке угля и у немецкого бауэра. Попыт ка побега. Концлагерь в Бремерхафене, затем в Зандбостеле. Ни фамилии, ни имени - только номер 10491. Рытье брат ских могил для умерших соотечественни ков, англичан, поляков... Дождливой но чью в первых числах мая 1945-го узников загнали в трюмы баржи и вывезли в Се верное море. От гибели спасло чудо - транспорт перехватил английский воен ный корабль. Несколько месяцев мытарств в фильт ровочных лагерях, проверки в комендату рах, объяснения в различных комиссиях. Мастер спорта Чукарин только к концу лета набрал 40 килограммов. В родной Мариуполь вернулся в праздничный день 7 ноября. Мама долго не признавала его, пока не нащупала шрам на голове, ос тавшийся с детства после падения со сто га сена. Бывший военнопленный долго не мог получить паспорт, устроиться на работу. Но за всеми мытарствами он вспомнил про гимнастику. Занимался по ночам в бывшей бане, холодной и пустой. Если бы кто сказал, что этот доходяга, мешком свисающий с турника, станет олимпий ским чемпионом, его бы подняли на смех. Только он сам знал, сколько понадоби лось труда, пока вдруг тело не начало об ретать послушание. В 24 года (сегодня в гимнастике это уже ветеран) Чукарин сно ва начал с азов. Этой фотографии исполняется полвека: Чукарин с олимпийским золотом в Хельсинки. Он стал первокурсником открывшегося во Львове Государственного института физкультуры. Виктор, словно альпинист, буквально на зубах карабкался вверх, по ражая сокурсников силой воли и безза ветным трудолюбием. Из воспоминаний Владимира Зименко: - Забежал в спортзал и... обомлел. Че ловек подтягивался на одной руке! Пони маете? На одной! До изнеможения. На левой - на правой... Снова и снова. Один взгляд его чего стоил: глаза горят, столь ко в них силы и упорства... С 1950 года Чукарин вышел в лидеры советской гимнастики. Выступления на Олимпиадах - конечно же, главные собы тия в жизни гимнаста Чукарина. Оба раза по ходу соревнований он значительно ус тупал соперникам, однако на финише не только настигал, но и опережал их в аб солютном первенстве. Об этих и других достижениях Виктора было написано мно го. Но сегодня, когда многое из той, прежней жизни ушло навсегда, хочется опереться на личности, которые заставля ют до сей поры гордиться родством с той страной и с тем народом. Нам трудно представить Чукарина в сегодняшних обстоятельствах. Спорт стал жестче, практичнее, циничнее. Но когда я слышу о трудностях и несправедливостях, обрушившихся на наших олимпийцев, мне, честное слово, становится неловко... Что если бы эти разговоры услышал сам Виктор Чукарин? Юрий КИРИЛЛОВ. ЛЬВОВ. Ш Т У Ч Н А Я Р А Б О Т А НОРМАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ НА ФОНЕ ПАЛЕХА КТО СЕГОДНЯ «ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ» НА СТАРИННЫХ РУССКИХ ПРОМЫСЛАХ? Знаменитое село Палех, по свидетельству летописей, суще ствовало еще до XV века. Предполагают, что основали его люди, бежавшие за непри ступные леса от монголо-татар ских погромов. Спалили они лес у реки, построили селение, которое потом назвали Пале хом. А речку - Палешкой. Современный Палех - это уникальное территориальное образование, почти полностью состоящее из художников, свое образная творческая дача. Из 6 тысяч его жителей нет здесь, исключая разве младенцев, ни одного человека, так или иначе не связанного с творчеством. Палех известен всему миру ис кусством лаковой миниатюры. Спутать палехские шкатулки, ларцы, брошки, портсигары с изделиями родственных промы слов из Федоскино, Холуя и Мстеры невозможно. Это тон кие, вытянутые, как на иконах, лица, золотая наводка по чер ному лаковому фону, все без исключения работы - автор ские, в единственном экземпля ре. Но то, что сейчас делается в Палехе по заказу некоторых московских предпринимателей, повергает в полуобморочное состояние патриархов лакового письма: простые «новорусские» пацаны, геройски фигурировав шие только в одном виде на родного творчества - анекдо тах, теперь ожили еще и на па лехских шкатулках. Бани, «Мерседесы», квадратные рожи с цепями на шее... - Александр Дудоров, возглавляющий кооператив «Объединение художников Па леха», пожимает плечами. - Что вижу, то и пою, - защи щается Николай. Он один из тех, кто сегодня работает на московского посредника. - На ши деды рисовали революцию и красноармейцев, отцы - вы боры в сельсовет и БАМ. А на наше время пришлись «новые русские», их быт и нравы. Чем они хуже красноармейцев? Вопрос, конечно, интерес ный. Сюжеты, исполненные в лубочном стиле, непритязатель ны. Вот братва на шестисотых «мерсох» едет на охоту, вот русский нувориш парится в ба не, причем даже здесь с «мо бильником» не расстается, а вот в бассейне плавает в окру жении грудастых русалок... Куда уходят творения, Нико лай, по его словам, знает лишь в общих чертах. Есть в Москве специальный магазин, где выставляются на продажу игрушки для «новых русских». Перед ним лежит очередная за готовка из папье-маше, Нико лай покрывает ее лаком. Люди в малиновых пиджаках, уже давненько вышедших из моды. - Но вы же не будете спо рить, что «малиновые пиджаки» - тоже наша история? - спорит Николай. Но, чувствую, смущается. Ксто и, свою настоящую фами лию на подобных работах Ни колай, как и другие художники, никогда не ставит. Выходит, слава творца в этом случае его мало интересует? Не будем впадать в разоблачительный раж: вот, дескать, докатились до сюжетов! Палехская миниатюра относится к народным промыс лам, но народу она никогда особо доступна не была. В со ветские времена ее можно бы ло купить только в «Березках» да в шереметьевских магази нах. Вот и нынче массовому по купателю она просто не по карману. И это при том, что в селе аж .пять предприятий, где занимаются лаковой миниатю рой. Валентина работает в АО «Товарищество Палех», стоит на завершающем этапе производства - полирует изделия. То есть наносит на них окись хрома, а потом долго-долго трет тыльной стороной ла дони. Говорит, что только от человече ского тепла они при обретают необходи мый блеск. За месяц Валентина осилит около 40 изделий и получит за них 400 рублей. - А сколько худож ники получают? спрашиваю сидящую здесь же кладовщицу Галину. - Например, дает худсовет сто сорок баллов художнику за работу. Это считается высокой оценкой. Значит, он получит примерно полторы тысячи. А чтобы предприятию свои расхо ды окупить - на электроэнергию и прочее, - шкатулку выставят за три тысячи. Иностранцы бе рут, что для них сто долларов? Палехская лаковая миниатю ра - работа штучная, на поток не поставишь. Приближают ее к народу мастера подделки. - До смешного доходило, - рассказывает Александр Дудо- ся по вернисажу в Измайлов ском, так из сотен якобы палех ских шкатулок насчитал только 6 настоящих. Искусство лаковой миниатю ры ведет свое начало еще с 1924 года, когда здесь возник- ров. - Шкатулки делали даже милиционеры и пожарные. Нак леивали на них рисунок, благо, книг по Палеху полно, покрыва ли сверху лаком,- и сбывали. Теперь подделку штампуют изощренней. Предприниматель покупает у палешан работы и отдает их в копировальный цех где-нибудь под Москвой. Дудо ров как-то специально прошел Владимир Бушков расписывал русское посольство в Вашинг тоне, а работает в мастерской с голой лампочкой; братва на «мерсах» - популярный сегод ня палехский сюжет. ла «Артель древней живописи». Ее мастера расписывали бро ши, баулы, бочонки, папирос ницы, табакерки, письменные приборы... Один из основате лей артели Иван Голиков сде лал Палех знаменитым, распи сывая шкатулки для певцов Большого театра, в частности, для Собинова. Голиков и другие художники тех времен - бывшие богомазы, которыми так сла вился Палех. Когда-то иконы от сюда отправляли возами. Творческая мастерская «Па лешане», вспомнив об истоках, выполнила «Евангелие в крас ках Палеха». Издание получило благословение Патриарха Алексия II. Руководителя мас терской «Палешане», лауреата Госпремии Бориса Кукулиева называют то палехским Цере тели, то Кобзоном - у него, по слухам, хорошие связи с мос ковским мэром. Кроме того, он умеет добывать масштабные заказы для своей мастерской. Два года назад, например, его ученик Владимир Бушков рас писывал залу в нашем посоль стве в Вашингтоне. Сейчас чле ны мастерской рисуют для ека теринбургского музея картины по мотивам сказок Бажова. «Палешане» - верные последо ватели палехских традиций. Супруги Наташа козлова и Михаил Ларионов, устраивая выставки «альтернативного» Палеха с говорящим названи ем - «После зимы», эти тради ции, наоборот, взрывают. - В девяносто третьем году где-то у берегов Африки зато нул корабль «Палех», был та кой, - рассказывает Миша. - Мне это показалось символич ным. К новой стилистике Миши ных миниатюр ревнители тра диций относятся неодобритель но. А Миша черпает свое вдох новение в борьбе с традиция- й ми. Тема свободы и несвободы |2 художника, обновленческие на- &строения - буквально в каждой и его работе. В «Буднях пожар- 1 ных», например, горит синим «■пламенем местный музей - как J символ традиционного письма. «Но в итоге все кончается хо рошо, - успокаивает меня Ми ша. - Пожар потушен». Изумительные Мишины та релки и прелестные Наташины шкатулки стоят тоже под две ты сячи. Но - долларов. Увидеть их работы в России практически невозможно, все они уходят в частные коллекции, преимуще ственно - зарубежные. А палехский музей уже дав но ничего не покупает у здеш них художников по одной про стой и распространенной в России причине - нет денег. Нина АРТЕМОВА. Ивановская область. Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Per. ПИ№77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-37-83. СЗаворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт: http://inform.adi.ru. E-mail: vtornik@adi.ru ©«Деловой вторник». Перепечатка без согласования средакцией не допускается. Приобретение прав©на перепечаткуииспользованиематериалов тел./факс (095) 257-37-83. «Трибуна», «Труд» (московский выпуск), «Рабочая_газета»_(Украина), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экспресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий» Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул .Московская, 83. Общий тираж 1.411.715 экз. Цена - бесплатно. >РУС (Челябинск), «Вечерняя Пермь» (Пермь)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz