Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

« В О З Ь М И Н Е М Н О Г О С В Е Т А М О Е Г О . . . » ВЕШНЕЕ СЛОВО ПОЭТА АЛЕКСЕЯ РЕШЕТОВА Потомок грузинских ари- стократов. Внук русского офи­ цера. Сын советского журна­ листа, расстрелянного в трид­ цать седьмом. Голодный маль­ чишка из барачного поселка. Механик на калийной шахте, награжденный «Шахтерской славой» третьей степени. Поэт, чье появление в литературе приветствовали Борис Слуц­ кий и Виктор Астафьев. По­ четный гражданин города Бе­ резники. Родился весной. Лю­ бит осень... На Урал семья попала по трагическому предписанию эпохи. В 1937 году отец буду­ щего поэта, известный хаба­ ровский журналист, был аре­ стован по доносу и вскоре расстрелян. Мать, Нину Ва­ димовну, выгнали с работы, а в 38-м арестовали. Полугодо­ валый Алеша и его двухлет­ ний брат остались на руках у бабушки, Ольги Александ­ ровны. Перед отправкой в Казах­ стан Нине Вадимовне уда­ лось выбросить из вагона письмо, это заметили охран­ ники и даже поезд останови­ ли, но письма не нашли, и оно каким-то чудом дошло до бабушки Оли. А Нину Вади­ мовну отвезли в Караганду, а потом по этапу - в лагерь на Каму. Женщины-заключенные В аботали там на лесосплаве. ина Вадимовна вспоминала позднее: «С Севера сплавля­ ли лес по Каме. Бревна вмер­ зали в лед. Мы их вырубали изо льда...» В сорок пятом году бабуш­ ка привезла внуков в посе­ лок строителей близ Соли­ камска, где Нину Вадимовну оставили на поселение. Че­ рез два года строителей Со- ликамскстроя, а вместе с ни­ ми и семью Решетовых, пере­ бросили в соседние Березни­ ки. Там Алексей окончил школу и горно-химический техникум. С тех пор (на це­ лых двадцать шесть лет!) он - горный электромеханик на Березниковском калийном комбинате. Постоянное чув­ ство тошнотворной, гнетущей опасности и... стихи. Откуда? Как? Загадка. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» В двадцать с небольшим - первая книжка. Виктор Пет­ рович Астафьев был одним из немногих, кто еще в шестиде­ сятые годы понял масштаб дарования Решетова, гово­ рил о нем во многих интер­ вью как об одном из лучших русских лириков, сравнивал его стихи с музыкой капели. В девяностые годы хлопотал о выдвижении поэта на Госу­ дарственную премию, пере­ живал, когда выдвинуть-то вы­ двинули, но премии не дали. Решетов относится к пре­ миям если не равнодушно, то философски: не дали - и лад­ но, меньше забот. Однажды и он получил премию - име­ ни Аркадия Гайдара, от пермской газеты «Звезда». Сто двадцать рублей. В на­ чале семидесятых это были неплохие деньги. Всегда застенчивый и сму­ щенный молчун, Алексей Ле­ онидович с радостью проме­ няет любую презентацию на место в очереди за пивом. А если пива не достанется, шу­ меть не будет, бормотнет что-нибудь вроде: «Не фон­ тан, конечно...» и вдруг за­ смотрится на дерево возле пивного ларька. Словно впервые его увидит. Дерево возле пивного ларька, Ты мне любимой моей показалось... Несколько лет назад Алек­ сей Леонидович Решетов пе­ реехал из Перми в Екатерин­ бург - по семейным обстоя­ тельствам. Мы говорим на тесной кухоньке, за окном си­ неют ранние сумерки, и, ка­ жется, лучше нет места для разговора о русской поэзии. - Что вам д о р о г о в р у с ­ ск о й к л а сси ч еск о й литерату­ р е ? Что вы перечиты вает е? - «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя...» Что может быть выше?.. Многое у Пушкина знаю наизусть, не сомневаясь ни в одном слове, но люблю читать, видеть гла­ зами текст. Обожаю Гоголя. Я очень рано выучился читать, но не по книгам, а по газетам. - У в а с есть т рагическое стихот ворение о том, как п о ­ с л е арест а отца д о м аш н ю ю библи от еку сва л и л и п о д о к ­ ном в о д в о р е ... - ...И рыжий дворник, подпитой, При всех арестах понятой, Сонеты Данте и Петрарки Рвал на вонючие цигарки... Так и было. Друг отца, ху­ дожник Владимир Иванович Костин говорил мне: «Ты не можешь себе представить, что это была за личность!..» А погиб отец, когда ему было всего двадцать семь. - К ем в а с ви д ел и в б у д у ­ щ ем м а м а с б а б уш к о й ? - Бабушка хотела одного только - чтобы я не болел. Я в детстве много болел. А мать... Ее не удивляло, когда я писал стишки к праздникам, потом их стали печатать в га­ зете. Но она относилась к этому без восторгов. Поэзия - это было так далеко от то­ го, где мы жили, как мы жили. С девяти лет пробовал под­ рабатывать, помогать мате­ ри. Потом пошел на шахту, калийную, метров триста... Работал лопатой. Чем больше отдаляюсь от тех лет, тем больше переживаю. Мне снятся мои погибшие товари­ щи. И они все дороже стано­ вятся, все ближе. Я же при­ шел после техникума, учился по электрооборудованию, но не умел даже лампочки поме­ нять. Шахтеры меня учили. И ни разу не упрекнули. - И б е р е гл и парн иш ку, н а ­ в е р н о е ? .. - Господи, конечно. Еще на практике я встретил хороше­ го человека по фамилии Лос­ кутов. Помню, мы попали с ним в ночную смену. «Давай бурить, - говорит Лоскут, ты меня только придержи­ вай...» Сверло двадцать два кило весит. И вот Лоскут бу­ рит, а я его держу, чтобы не свалился. Пришли взрывники, аммонит заложили, и по сви­ стку все укрылись куда надо. А я побежал в обратную сторону. Темно, страшно. И вот Лоскут бросился за мной, поймал, как щенка, а в это время рвануло. Нас присыпа­ ло, но только пылью, а не камнями. «Ну, - сказал он, - теперь будешь жить вечно...» Нет, мне повезло с земля­ ками. Они меня всегда пони­ мали. Кроме благодарности, ничего в душе нет. Очень жа­ лею, что в свое время, когда башка работала, я не вел дневники. Я бы и о матери написал, что она испытала... - М н е кажется, лучш ий п а ­ мятник вы пост авили им с в о и ­ ми стихами - и м а м е, и това­ рищ ам . Эти стихи будут жить г о р а з д о д о л ьш е н ас. - Пусть живут, но мне они не кажутся такими уж хоро­ шими. Многие слова мне ка­ жутся заменяемыми, и это не утешает... - С кем в с о в р е м е н н о й л и ­ тературе вы ощ ущ ает е р о д ­ ство, близост ь? - У меня непостоянный, пе­ ременчивый характер. Пом­ ню, нравились мне очень Ах­ мадулина, Вознесенский - лю­ бил их с первых стихов, а по­ том привык, остыл... Очень люблю Арсения Тарковского, Николая Панченко, Владими­ ра Корнилова, недавно ушедшего. Очень меня по­ тряс когда-то Кузнецов Юрий, пока я Бродского не прочел. А Бродского прочел- тут уже надо помалкивать. - Что значит - п ом а л к и ­ вать? - Поскромнее быть. Неко­ торые стихи у Бродского мог бы написать поэт и моего уровня, но есть такие недос­ тупные вещи... «Темно, как внутри иголки...» - Вам н и к о гд а н е хот елось поменять с в о ю с у д ь б у н а что- то п о л е гч е ? - Я бы не хотел. Ведь это значит, что и детство свое от­ дать, а я ни на что его не сменяю... - С в о е го л о д н о е , сирот ­ с к о е детство? - Прекрасное... Это сейчас у меня все время какие-то фальшивые претензии. Нет денег ни на лимузин, ни на особняк... А вот чтобы выпить никто не мешал. Или еще не­ доволен чем-то. А в детстве настолько ты благодарен солнышку, звездам, что и ночь наступает - хорошо, и утро - хорошо. За все ты только благодарен бесконеч­ но. И дальше эти дни стано­ вятся еще драгоценнее. Они помогают переживать сегод­ няшний возраст... Глаза, за ­ крою: Амур вижу, лучше нет реки на свете. Когда жил в Хабаровске, Амур от нас был в трех шагах, наш дом стоял в Портовом переулке. Дух пе­ рехватывает, видя ширину этой реки!.. Когда приехали на Каму - я еще не видел ее, а мы только шли к ней - впе­ реди были густые сосны, они закрывали реку. Но на меня, семилетнего, что-то нахлыну­ ло. И я как рванул на эти со­ сны... Долго бежал, минут де­ сять, а потом мне открылась Кама, распахнулась передо мной... Вот такое у меня было предчувствие воды. Ни разу не был на море, но что такое власть воды - я знаю... - Д аж е п о писательским пут евкам н а м о р е н е езд и л и ? - Как же - я поеду, а мать и маленькую племянницу ос­ тавлю?... А то, что можно бы­ ло вместе, - этого даже не представляли. Денег у нас не было, в общем-то. Дмитрий ШЕВАРОВ. ЕКАТЕРИНБУРГ. ВМЕСТОПОСЛЕСЛОВИЯ Мы в детстве были много откровенней: - Что у тебя на завтрак? - Ничего. - А у меня х л е б с маслом и вареньем . Возьми немного х л е б а моего... Года прошли, и мы иными стали. Теперь никто не спросит никого: - Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли? Возьми немного света моего... Алексей РЕШЕТОВ. С Ю Ж Е Т Ы ПРИШЕЛЬЦЫ ЯПОНЦЕВ СТЕСНЯЮТСЯ В районном центре Шаля, что в 147 километрах от Екате­ ринбурга, несколько дней ра­ ботала съемочная группа жур­ налистов из японской компании NTV. Гости оказались на дале­ ком Урале по наводке местных жителей, уверяющих, что над окрестными холмами то и дело появляются «летающие тарел­ ки». Доверчивые японцы засня­ ли окрестности поселка, запи­ сали рассказы очевидцев. Но вот как назло при японских гос­ тях инопланетяне проведать сельчан отказались. Придется любознательнымХгостям пове­ рить на слово... Геннадий НИКОЛАЕВ. ЕКАТЕРИНБУРГ. ЛОШАДИНАЯ ИНСТРУКЦИЯ Чиновники никогда без работы не останутся - и это прекрасно доказали работники городской мэрии Бердска. Они разработали и утвердили «Правила участия лошадей в различных городских мероприя­ тиях». Документ поражает глу­ биной и дотошностью. Отныне задействованные в парадах, празднествах и прочих шоу не­ парнокопытные (точнее, лица сопровождающие на праздни­ ках лошадей) должны иметь при себе ветсправки и паспорта, облачены в спецодежду и рас­ полагать документом, подтвер­ ждающим знание правил до­ рожного движения. И все бы хо­ рошо, кабы не знать, что лоша­ дей в «празднествах и прочих шоу» в Бердске - спутнике Но­ восибирска - практически нико­ гда не задействовали... Вячеслав НЕЧИПУРЕНКО. НОВОСИБИРСК. СПАСИБО, ТЕЩА! Два месяца устроители на­ циональной лотереи «Супер-ло­ то» разыскивали жителя Донец­ ка, выигравшего около 400 тысяч долларов. Получить свои кровные «о, счастливчик» не мог раньше по вполне прозаи­ ческой причине: заболел от радости. Лотерейный билет потомст­ венный шахтер заполнял вместе с женой и сыном. Но тут подо­ шла теща и предложила поме­ нять последнее число на 39 - год, когда она впервые влюби­ лась. На этот раз шахтер тещу послушал - и разбогател. Вот вам и теща! Александр ПАВЛОВ. ДОНЕЦК. ИЗ КАКОГО ТЕСТАБЫЛИ ТЕОЛИМПИЙЦЫ? В ЖИЗНИ ЧЕТЫРЕХКРАТНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ЧЕМПИОНА ВИКТОРА ЧУКАРИНА МОЖНО НАЙТИ ОТВЕТЫ НА МНОГИЕ СЕГОДНЯШНИЕ ВОПРОСЫ О том, что каждая победа на Олим­ пийских играх - почти подвиг, знают сего­ дня и болельщики, и спортсмены. Но есть страницы в олимпийской летописи, кото­ рые стоят особняком. Посмотришь на та­ кую судьбу - и многое из наших сегод­ няшних спортивных неурядиц становится понятным... Как же они сумели тогда, впервые попав на Олимпиаду, так изу­ мить мир? Ведь тогда тоже страна не жи­ ровала, жила впроголодь. Из какого же теста были сделаны те олимпийцы? О гимнасте Викторе Чукарине сложили легенды при жизни, по есть и объективные показатели. Это ему принадлежит до сих пор не побитый рекорд в многоборье - 118,75 балла из 120 возможных, то есть за 12 обязательных и произвольных ком­ бинаций на 6 снарядах он получил от су­ дей в среднем по 9,9 балла! Как извест­ но, отсчет выступлений сборной команды СССР в Олимпиадах начался с XV Игр в Хельсинки в 1952 году. Их подлинным ге­ роем стал именно Виктор Чукарин, заво­ евавший 4 золотые и 2 серебряные меда­ ли. Количество набранных им очков превы­ сило показатели делегаций десятков спор­ тивных держав. Он в одиночку обеспечил бы сборной Советского Союза 10-е место в неофициальном общекомандном заче­ те! Триумфальным было выступление гим­ наста и на XVI Олимпийских играх в Мельбурне в 1956 году - вновь победа в абсолютном первенстве и медали всех достоинств: 3 золотые, серебряная и бронзовая. Кроме того, Чукарин - трех­ кратный чемпион мира, побеждал на ме­ ждународных соревнованиях самого высо- го ранга... Но триумфальный путь лег че­ рез невиданные испытания. Вот почему никак нельзя нам забывать этого олимпий­ ца. Виктор Иванович скончался от рака 18 лет назад, в 62 года. Недавно у спортив­ ной общественности был повод еще раз отдать дань уважения его памяти - испол­ нилось 80 лет со дня рождения Чукарина. Увы, мало кто вспомнил об этом даже во Львове, где гимнаст жил и работал пос­ ледние четыре десятилетия. Между тем приближается еще одна «круглая» дата - 50-летие фейерверка его достижений на XV Олимпийских играх. Вес этих медалей и рекордов много­ кратно возрастает, если вспомнить одно обстоятельство: судьба беспощадно экза­ меновала Чукарина на выживаемость, он не раз был на волосок от смерти, сполна познав кошмары фашистского плена в во­ енное лихолетье. Узник № 10491 концла­ геря в Зандбостеле на берегу Северного моря, весивший весной 1945 года менее 40 килограммов и уже не мечтавший хотя бы отжаться на брусьях, в 31 год стал аб­ солютным чемпионом XV Олимпиады, а в 35 лет добился этого звания вновь. ...Виктор увлекся гимнастикой в Мариу­ поле, куда семья переехала из села Крас­ ноармейское. Мальчишки нашли на за­ дворках завода трубу, начистили ее шку­ ркой до блеска и соорудили между сара­ ем и забором турник. Рвение у Вити Чука­ рина и его друзей было так велико, что в первый же день пацаны набили себе кро­ вавые мозоли... Первым тренером Чука­ рина стал учитель физкультуры 10-й мари­ упольской средней школы Виталий Поли­ карпович Попович. Этот уже пожилой и умудренный жизнью человек развил в па­ реньке природные данные, заложил осно­ вы высшего мастерства. А во время учебы в Киевском физкультурном техникуме, в который Виктор поступил осенью 1938 го­ да, опеку над ним взял абсолютный чем­ пион СССР по гимнастике тех лет Аджат Ибадулаев, имя которого тогда было у всех на слуху - наравне с именами легко­ атлетов братьев Знаменских, боксера Ни­ колая Королева, футболиста Григория Федотова... Удостоверение мастера спорта Витя получил перед самой войной. На фронте солдат-артиллерист Чукарин испил горь­ кую чашу первых месяцев отступлений и поражений. Под Полтавой его 1044-й полк Юго-Западного фронта попал в ок­ ружение. Раненные, контуженные, обесси­ левшие бойцы, расстрелявшие весь бое­ запас, оказались в плену. Эпопея за ко­ лючей проволокой для рядового Чукарина продолжалась более трех с половиной лет. Пересыльные пункты в Эстонии, Поль­ ше, Германии. Работа на доках на раз­ грузке угля и у немецкого бауэра. Попыт­ ка побега. Концлагерь в Бремерхафене, затем в Зандбостеле. Ни фамилии, ни имени - только номер 10491. Рытье брат­ ских могил для умерших соотечественни­ ков, англичан, поляков... Дождливой но­ чью в первых числах мая 1945-го узников загнали в трюмы баржи и вывезли в Се­ верное море. От гибели спасло чудо - транспорт перехватил английский воен­ ный корабль. Несколько месяцев мытарств в фильт­ ровочных лагерях, проверки в комендату­ рах, объяснения в различных комиссиях. Мастер спорта Чукарин только к концу лета набрал 40 килограммов. В родной Мариуполь вернулся в праздничный день 7 ноября. Мама долго не признавала его, пока не нащупала шрам на голове, ос­ тавшийся с детства после падения со сто­ га сена. Бывший военнопленный долго не мог получить паспорт, устроиться на работу. Но за всеми мытарствами он вспомнил про гимнастику. Занимался по ночам в бывшей бане, холодной и пустой. Если бы кто сказал, что этот доходяга, мешком свисающий с турника, станет олимпий­ ским чемпионом, его бы подняли на смех. Только он сам знал, сколько понадоби­ лось труда, пока вдруг тело не начало об­ ретать послушание. В 24 года (сегодня в гимнастике это уже ветеран) Чукарин сно­ ва начал с азов. Этой фотографии исполняется полвека: Чукарин с олимпийским золотом в Хельсинки. Он стал первокурсником открывшегося во Львове Государственного института физкультуры. Виктор, словно альпинист, буквально на зубах карабкался вверх, по­ ражая сокурсников силой воли и безза­ ветным трудолюбием. Из воспоминаний Владимира Зименко: - Забежал в спортзал и... обомлел. Че­ ловек подтягивался на одной руке! Пони­ маете? На одной! До изнеможения. На левой - на правой... Снова и снова. Один взгляд его чего стоил: глаза горят, столь­ ко в них силы и упорства... С 1950 года Чукарин вышел в лидеры советской гимнастики. Выступления на Олимпиадах - конечно же, главные собы­ тия в жизни гимнаста Чукарина. Оба раза по ходу соревнований он значительно ус­ тупал соперникам, однако на финише не только настигал, но и опережал их в аб ­ солютном первенстве. Об этих и других достижениях Виктора было написано мно­ го. Но сегодня, когда многое из той, прежней жизни ушло навсегда, хочется опереться на личности, которые заставля­ ют до сей поры гордиться родством с той страной и с тем народом. Нам трудно представить Чукарина в сегодняшних обстоятельствах. Спорт стал жестче, практичнее, циничнее. Но когда я слышу о трудностях и несправедливостях, обрушившихся на наших олимпийцев, мне, честное слово, становится неловко... Что если бы эти разговоры услышал сам Виктор Чукарин? Юрий КИРИЛЛОВ. ЛЬВОВ. Ш Т У Ч Н А Я Р А Б О Т А НОРМАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ НА ФОНЕ ПАЛЕХА КТО СЕГОДНЯ «ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ» НА СТАРИННЫХ РУССКИХ ПРОМЫСЛАХ? Знаменитое село Палех, по свидетельству летописей, суще­ ствовало еще до XV века. Предполагают, что основали его люди, бежавшие за непри­ ступные леса от монголо-татар­ ских погромов. Спалили они лес у реки, построили селение, которое потом назвали Пале­ хом. А речку - Палешкой. Современный Палех - это уникальное территориальное образование, почти полностью состоящее из художников, свое­ образная творческая дача. Из 6 тысяч его жителей нет здесь, исключая разве младенцев, ни одного человека, так или иначе не связанного с творчеством. Палех известен всему миру ис­ кусством лаковой миниатюры. Спутать палехские шкатулки, ларцы, брошки, портсигары с изделиями родственных промы­ слов из Федоскино, Холуя и Мстеры невозможно. Это тон­ кие, вытянутые, как на иконах, лица, золотая наводка по чер­ ному лаковому фону, все без исключения работы - автор­ ские, в единственном экземпля­ ре. Но то, что сейчас делается в Палехе по заказу некоторых московских предпринимателей, повергает в полуобморочное состояние патриархов лакового письма: простые «новорусские» пацаны, геройски фигурировав­ шие только в одном виде на­ родного творчества - анекдо­ тах, теперь ожили еще и на па­ лехских шкатулках. Бани, «Мерседесы», квадратные рожи с цепями на шее... - Александр Дудоров, возглавляющий кооператив «Объединение художников Па­ леха», пожимает плечами. - Что вижу, то и пою, - защи­ щается Николай. Он один из тех, кто сегодня работает на московского посредника. - На­ ши деды рисовали революцию и красноармейцев, отцы - вы­ боры в сельсовет и БАМ. А на наше время пришлись «новые русские», их быт и нравы. Чем они хуже красноармейцев? Вопрос, конечно, интерес­ ный. Сюжеты, исполненные в лубочном стиле, непритязатель­ ны. Вот братва на шестисотых «мерсох» едет на охоту, вот русский нувориш парится в ба­ не, причем даже здесь с «мо­ бильником» не расстается, а вот в бассейне плавает в окру­ жении грудастых русалок... Куда уходят творения, Нико­ лай, по его словам, знает лишь в общих чертах. Есть в Москве специальный магазин, где выставляются на продажу игрушки для «новых русских». Перед ним лежит очередная за­ готовка из папье-маше, Нико­ лай покрывает ее лаком. Люди в малиновых пиджаках, уже давненько вышедших из моды. - Но вы же не будете спо­ рить, что «малиновые пиджаки» - тоже наша история? - спорит Николай. Но, чувствую, смущается. Ксто и, свою настоящую фами­ лию на подобных работах Ни­ колай, как и другие художники, никогда не ставит. Выходит, слава творца в этом случае его мало интересует? Не будем впадать в разоблачительный раж: вот, дескать, докатились до сюжетов! Палехская миниатюра относится к народным промыс­ лам, но народу она никогда особо доступна не была. В со­ ветские времена ее можно бы­ ло купить только в «Березках» да в шереметьевских магази­ нах. Вот и нынче массовому по­ купателю она просто не по карману. И это при том, что в селе аж .пять предприятий, где занимаются лаковой миниатю­ рой. Валентина работает в АО «Товарищество Палех», стоит на завершающем этапе производства - полирует изделия. То есть наносит на них окись хрома, а потом долго-долго трет тыльной стороной ла­ дони. Говорит, что только от человече­ ского тепла они при­ обретают необходи­ мый блеск. За месяц Валентина осилит около 40 изделий и получит за них 400 рублей. - А сколько худож­ ники получают? спрашиваю сидящую здесь же кладовщицу Галину. - Например, дает худсовет сто сорок баллов художнику за работу. Это считается высокой оценкой. Значит, он получит примерно полторы тысячи. А чтобы предприятию свои расхо­ ды окупить - на электроэнергию и прочее, - шкатулку выставят за три тысячи. Иностранцы бе­ рут, что для них сто долларов? Палехская лаковая миниатю­ ра - работа штучная, на поток не поставишь. Приближают ее к народу мастера подделки. - До смешного доходило, - рассказывает Александр Дудо- ся по вернисажу в Измайлов­ ском, так из сотен якобы палех­ ских шкатулок насчитал только 6 настоящих. Искусство лаковой миниатю­ ры ведет свое начало еще с 1924 года, когда здесь возник- ров. - Шкатулки делали даже милиционеры и пожарные. Нак­ леивали на них рисунок, благо, книг по Палеху полно, покрыва­ ли сверху лаком,- и сбывали. Теперь подделку штампуют изощренней. Предприниматель покупает у палешан работы и отдает их в копировальный цех где-нибудь под Москвой. Дудо­ ров как-то специально прошел­ Владимир Бушков расписывал русское посольство в Вашинг­ тоне, а работает в мастерской с голой лампочкой; братва на «мерсах» - популярный сегод­ ня палехский сюжет. ла «Артель древней живописи». Ее мастера расписывали бро­ ши, баулы, бочонки, папирос­ ницы, табакерки, письменные приборы... Один из основате­ лей артели Иван Голиков сде­ лал Палех знаменитым, распи­ сывая шкатулки для певцов Большого театра, в частности, для Собинова. Голиков и другие художники тех времен - бывшие богомазы, которыми так сла­ вился Палех. Когда-то иконы от­ сюда отправляли возами. Творческая мастерская «Па­ лешане», вспомнив об истоках, выполнила «Евангелие в крас­ ках Палеха». Издание получило благословение Патриарха Алексия II. Руководителя мас­ терской «Палешане», лауреата Госпремии Бориса Кукулиева называют то палехским Цере­ тели, то Кобзоном - у него, по слухам, хорошие связи с мос­ ковским мэром. Кроме того, он умеет добывать масштабные заказы для своей мастерской. Два года назад, например, его ученик Владимир Бушков рас­ писывал залу в нашем посоль­ стве в Вашингтоне. Сейчас чле­ ны мастерской рисуют для ека­ теринбургского музея картины по мотивам сказок Бажова. «Палешане» - верные последо­ ватели палехских традиций. Супруги Наташа козлова и Михаил Ларионов, устраивая выставки «альтернативного» Палеха с говорящим названи­ ем - «После зимы», эти тради­ ции, наоборот, взрывают. - В девяносто третьем году где-то у берегов Африки зато­ нул корабль «Палех», был та­ кой, - рассказывает Миша. - Мне это показалось символич­ ным. К новой стилистике Миши­ ных миниатюр ревнители тра­ диций относятся неодобритель­ но. А Миша черпает свое вдох­ новение в борьбе с традиция- й ми. Тема свободы и несвободы |2 художника, обновленческие на- &строения - буквально в каждой и его работе. В «Буднях пожар- 1 ных», например, горит синим «■пламенем местный музей - как J символ традиционного письма. «Но в итоге все кончается хо­ рошо, - успокаивает меня Ми­ ша. - Пожар потушен». Изумительные Мишины та­ релки и прелестные Наташины шкатулки стоят тоже под две ты­ сячи. Но - долларов. Увидеть их работы в России практически невозможно, все они уходят в частные коллекции, преимуще­ ственно - зарубежные. А палехский музей уже дав­ но ничего не покупает у здеш­ них художников по одной про­ стой и распространенной в России причине - нет денег. Нина АРТЕМОВА. Ивановская область. Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Per. ПИ№77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-37-83. СЗаворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт: http://inform.adi.ru. E-mail: vtornik@adi.ru ©«Деловой вторник». Перепечатка без согласования средакцией не допускается. Приобретение прав©на перепечаткуииспользованиематериалов тел./факс (095) 257-37-83. «Трибуна», «Труд» (московский выпуск), «Рабочая_газета»_(Украина), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экспресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий» Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул .Московская, 83. Общий тираж 1.411.715 экз. Цена - бесплатно. >РУС (Челябинск), «Вечерняя Пермь» (Пермь)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz