Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

7 м а р т а 2 0 0 2 г ., № 4 5 ( 2 1 6 7 3 ) ТЖИПЕЦКАЯ • / Ж г а з е т а l i l i i £ r J N 7л а£а восьм ая: £изнес~8&иек э к с к л ю з и в о т Директор салона «Рус­ ский стиль» Маргарита Во­ ропаева считает себя счаст­ ливым человеком. Почти счастливым. В наше время такое признание редкость. Тем не менее это так: у нее есть прекрасная семья и любимая работа, которая приносит ей материальное и моральное удовлетворение, дает возможность макси­ мально реализовать себя как личность. А почему все- таки «почти», я объясню по­ том. Чем-то ее судьба напо­ минает сказку о Золушке. Семь лет назад она просто работала, крутила швейную машинку, упорно доказы­ вая всем, и главное — себе самой, что чего-то стоит и что-то умеет. Сегодня она Королева малого бизнеса. Это не метафора. Именно такого титула Маргарита была удостоена на прошед­ шей недавно областной предпринимательской кон­ ференции в одной из номи­ наций. Воропаева говорит, что это не только свидетель­ ство коммерческого успеха. Это признание перспектив­ ности художественного на­ правления в бизнесе. Но давайте по порядку. Сдав школьные экзаме­ ны, Маргарита оказалась перед выбором: либо стать математиком, либо модель­ ером. К тому и другому у нее был равный интерес. Она училась в школе с ма­ тематическим уклоном, ув­ леченно решала сложные задачи и участвовала в олимпиадах. Учителя ею гордились и даже, пред­ ставьте себе, заранее гото­ вили ей место после инсти­ тута. Но кроме науки она обожала шитье. Это уже бабушкино наследство: та и шила, и вязала. Ну и внуч­ ку пристрастила. Да так, что в итоге выпускница ли­ пецкой школы оказалась в Ивановском текстильном институте на отделении конструирования и модели­ рования швейных изделий. А затем — фабрика «Лип- чанка», где дипломирован­ ный специалист хорошо за­ рекомендовал себя сначала как конструктор в экспери­ ментальном цехе, а потом и как главный художник. Все складывалось так, как хо­ телось. Дело, которое лю­ бишь, интересные команди­ ровки, уважительное отно­ шение людей. — - •- И все-таки она решилась "§ все круто изменить. Толч­ ком стала встреча со знако­ мыми, которые обладали художественным вкусом, но были недовольны своим положением . Тогда и возникла идея: создать час­ тный швейный салон. Первый раз оригиналь­ ная коллекция верхней одежды была представлена на всеобщее обозрение в 1994 году в областном Доме культуры. Группа манекен­ щиц в эффектных платьях, костюмах и головных уборах от «Русского стиля» на фоне выставленных в фойе картин произвела на неизбалован­ ную липецкую публику силь­ ное впечатление. Многие не­ доверчиво спрашивали: не­ ужели все это сшили у нас, а не привезли из столицы или из заграницы? Для Во­ ропаевой это стало первой большой победой. Никто, кроме самой Мар­ гариты, не знал, впрочем, какой ценой досталась она. Как, встав в шесть утра, 'Во­ ропаева сама шила, кроила, таскала к клиентам огромные сумки с готовой одеждой, считала доходы и расходы — словом, была сразу и модель­ ером, и коммерсантом, и бухгалтером, и бизнес-леди. Это потом, когда у нее уже будет сильная команда швейников, она сможет вка­ лывать не так напряженно. А пока для хрупкой молодой женщины каждый день был настоящим испытанием. И она сумела его выдержать. Хрупкая-то она хрупкая, но ни. воли, ли целеустремлен­ ности ей не занимать. Мар­ гарите не нравится, если кто- то говорит: это не мое дело, оно меня совершенно не ка­ сается, у меня другие обязан­ ности. У Воропаевой иное правило: я могу, а значит, я обязана это сделать. Задумала, например, на­ чать шить концертные и те­ атральные наряды. И опять же — все получается. Кста­ ти: директор салона «Рус­ ский стиль» — единственный в Липецкой области модель­ ер, ставший членом Союза дизайнеров России. А это дорогого стоит. Воропаева — человек принципиальный. Она не доверяется случаю. Даже в одежде. Скажем, Маргари­ на убеждена: деловая жен­ щина вовсе не обязана быть «синим чулком». И делови­ тость ее не должна демон­ стрироваться непременно строгим деловым костю­ мом. Зачем быть мужчиной в юбке? Она против стан­ дартов и единообразия. Главное в платье — удоб­ ство и подчеркнутая инди­ видуальность. Сама Короле­ ва малого бизнеса-2001 но­ сит одежду исключительно собственного производства. Вернее то, что по ее разра­ боткам шьют сегодня в «Русском стиле». И ей, при­ знаться, очень к лицу эк­ склюзивный и стильный наряд. Друзья, даже бли­ зорукие, узнают ее на ули­ це издалека: другого тако­ го костюма ни у кого в го­ роде больше нет. На Пет­ ровский рынок бизнес-леди ходит с превеликой неохо­ той: при виде турецкого ширпотреба она впадает в беспросветную тоску — да разве это можно покупать? У Королевы одна мечта: когда, наконец, не этот со­ мнительный импорт, а ее фирменную одежду смогут носить обычные женщины. Когда это будет всем по кар­ ману. Вот тогда, наверное, Маргарита и почувствует себя уже не почти, а абсо­ лютно счастливой. Виктор МАНАЕНКОВ. 7л а £ а я е€я /к ая : в белом, халш не РЕЦЕПТ НА ВСЕ ВРЕМЕНА Кардиолог Ольга Останина считает, что большинст­ во наших хворей — от неправильного питания. — Уж эти мне жирные, сладкие, острые блюда, — сердито говорит она. — Все мы не умеем устоять перед соблазном. И прямохонько идем к гипертонии, атеро­ склерозу, сахарному диабету и прочим сердечно-сосу­ дистым заболеваниям. Двадцать лет Ольга Николаевна учит своих пациен­ тов, прежде всего, правильно питаться. А начала с соб­ ственной семьи. Муж Игорь Сергеевич и сын Глеб не сетуют, что домашний повар не балует их мясными де­ ликатесами, пирогами, салатом оливье. Игорь Сергее­ вич — тоже врач, а Глеб из родительских разговоров давно уяснил, в чем секрет здоровья. — Да не морю я домашних голодом, — отвечает на мой незаданный вопрос Ольга Николаевна. — На столе у нас бывают и гусь, и торт, и рыбная икра. Но мы этим не злоупотребляем. Один-два раза в неделю едим мясо, яйца, бутерброды с маслом или сыром. Но пред­ почтение отдаем овощам, нежирному молоку, кефиру или творогу. В памятках, которые Останина вручает пациентам, рекомендации: употреблять только снятое молоко, обез­ жиренные сыры или творог, курицу, кролика, теляти­ ну, белую рыбу, овсяную кашу и максимально ограни­ чить жиры и сладости, насыщающие организм холес­ терином и излишним сахаром. Может быть, самая убедительная агитация за такое меню — сама Ольга Николаевна. Она стройна, подтяну­ та, энергична, и паспортным ее данным не хочется ве­ рить. — Врач, естественно, обязан сам выполнять то, что советует другим, — считает Останина. Ее коллеги по кардиологическому отделению № 2 областной клинической больницы раскрыли еще один секрет ее молодости: их заведующая страшно увлечена своей работой, отдает ей времени больше, чем семье, родным, близким. Нередко ее рабочий день длится по двенадцать часов. Домашние привыкли, что Ольга Ни­ колаевна возвращается позже всех: приготовятся к ужи­ ну, уберут в доме. Они ее понимают. И, похоже, гордят­ ся ею. — К врачеванию меня приобщила мама, — рассказы­ вает Останина. — Всю жизнь она посвятила медицине. И сегодня в шестьдесят девять мама все еще работает врачом функциональной диагностики в одной из поли­ клиник Липецка. Но вот шестнадцатилетний Глеб уже решил, что вра­ чом он точно не будет. По его мнению, престиж у этой профессии в России нынче невелик. За тысячу рублей в месяц белые халаты надевают либо энтузиасты, вроде его мамы, либо неудачники, к коим он себя не относит. — Это, конечно, горько. Труд врача, медсестры, са­ нитарки ценится у нас крайне низко, — констатирует моя собеседница. — Молодой врач получает 1000-1200 рублей в месяц. Можно ли на это содержать семью? Вот и вынужден человек брать полторы-две ставки, дежур­ ства, подрабатывать где только можно. В результате семья не видит своего главу и кормильца неделями. Не все такое выдерживают. Скажем, один наш врач сегод­ ня торгует на рынке компьютерами. Но для самой Ольги Николаевны это немыслимо. Нет, она не неудачница, а энтузиаст, нашедший в жизни то, ради чего на свет родился. И благодаря таким врачам, как она, престиж медицины все-таки сохраняется. И может быть, пусть не Глеб, а его дети когда-нибудь про­ должат семейную традицию Останиных... Николай РОЩУПКИН. i е КАК СТАТЬ «ЗВЕЗДОЙ» Jlia& a яеся /н ггя; с надеж дой ...Дел, как всегда, было много. Поэтому, услышав, как хлопнула вход­ ная дверь, Валентина крикнула: — Сынок, посмотри, кто там при­ шел. Он выглянул из своей комнаты, где делал уроки: на пороге стоял незнако­ мый человек. Зато она, вытирая руки о фартук и выходя в коридор, уже почти наверняка угадала, кто это... —Ты посмотри внимательней, сы­ нок, —сказала, —это твой отец... Более десяти лет понадобилось топтавшемуся у порога мужчине, что­ бы соскучиться и приехать к сыну из соседнего района. Он решил взять Максима к себе в гости — на канику­ лы... — Нет, — ответила Валентина. — Теперь только я за него в ответе. — Как ты можешь? Ведь это моя кровинушка... —Уже не твоя, а моя, — сдержав подступившие слезы, сказала она. Бывший отец ушел, не слишком уд­ рученный. Повидался—иладно. Не стала встреча потрясением идля мальчика: он знал о существовании отца, просто забыл, кактот выглядит, и не ис­ пытывал никаких чувств кэтому чужому дяде. Совсем маленьким попал он в семью Лямзиных —Валентины и Вла­ димира. Называет их мамой и папой. И роднее нет- у него никого на белом свете. Авообще-то Валентина Ивановна приходится ему теткой. Ее сестра тра­ гически погибла, а перед смертью «за­ вещала» ей сына. Отец тогда почти не возражал. Валентина же «кровинушку» приняла не в дом свой, а в сердце. Ей ли не знать, что такое для ребенка дом и семья, где его любят. Сама она, две ее сестры идва брата тоже рано остались без мамы. Детей рас­ пределили по детским домам, пока не собрались они наконец все вместе в од­ ном, Боринском. Росли, заботясь друг о друге, ибо там, «на воле», за стенамидет­ дома, ихникто неждал: глухонемомуотцу Богтоже отпустил недолгуюжизнь. Знали: они —семья. Только вот жизненные пути троих из них оказались несправедливо ко­ роткие. Но Валентина старается ранысвои не бередить. Она человек волевой, трудо­ любивый, у нее есть свой интерес в жиз­ ни. Честно говоря, не всякий поверит, что эта хрупкая миловидная женщина с лег­ кой, светлой улыбкой и выразительными глазами — ни дать ни взять звезда эк­ рана, даже позирует с редкой легкостью и артистизмом! —уже почти тридцать лет работает в Конь-Колодезе Левенского района дояркой. На ферму пришла с ин­ ститутской скамьи. Знаний и желания учиться оказалось недостаточно для того, чтобы детдомовской сироте осилить вуз. И она попросила знакомых помочь ей. Они подсобили с жильем и устройством на работу: в селе не пропадешь. Сегодня у нее в группе 60 с лишним первотелок. Раздаивала их одна, без на­ парницы, забыв о выходных, целых че­ тыре месяца —вручную: так коровы дают больше молока. Особо высокими надоями, впрочем, сегодня аграрный Конь-Колодезский тех­ никум похвастать не может. Дела в хо­ зяйстве, обремененном учебным заве­ дением и сомнительным по теперешним временам государственным статусом, не блещут. Оно испытывает огромные труд­ ности в условиях нынешней экономики, но пытается удержаться на плаву. Люди верят — лучшие времена еще впереди. Вот только теперь бы помогли им немного. Стадо ведь племенное, по­ тенциал у него — дай Бог. Однако ре­ формы «задавили», а помощь со сторо­ ны государства — символическая... — Нет, мы сдаваться не собираем­ ся. Село наше старинное, красивое, с бо­ гатыми традициями. Анарод работящий. Выживем. И будем жить! И совхоз от­ стоим! И Валентина задорно сжимает изра­ ботавшиеся, с опухшими пальцами, ма­ ленькие, но сильные ручки в кулачки. Невольно подумалось: какее на все-то хватает? Наферму, надом, насемью? Как? Иона вдруг улыбается: да по дому у меня мужуправляется... Владимир женой явно гордится. Ка­ жется, до сих пор в нее трогательно влюблен. Жалеет ее и на подворье, и в доме старается'уСпевать все сам. Ей, го­ ворит, ибез того достается. Да иМакси­ му нужнывремя и забота. Старший-то сын уже женат. Зато внучка подрастает. Тоже в бабушке нуждается... —А что позирует умело, —смеется Владимир, — так это она еще при со­ ветской власти с Доски почета «не схо­ дила». Вот и привыкла фотографиро­ ваться. Почет, уважение, грамоты, пре­ мии — все было. Даже зарплата... Но Валентина и нынче работает без скидок на время и обстоятельства. Не умеет она по-другому... Эмм а МЕНЬШИКОВА. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. У лава одиннадиш&ая: с ^аДг11Сшическсш УМАПАЛАТА ИЭНЕРГИЧНЫЙ ВНЕШНИЙВИН Какие они - среднестатистические липчанки? Например, по последней переписи, которая проводи­ лась еще вСССР в 1989 году, женщин в Липецкой области проживало665 тысяч. Стехпор их число уменьшилось. А вот количество мужчин увеличи­ лось. Правда, разрыв между численностью мужчин и жен­ щин в 6 процентов (мужчин— 47 процентовотобщей числен­ ности населения, женщин—53) у нас держится стойко с 1926 года. Но тут прослеживаются интересные закономерности. Дело втом, что мальчиков всегда рождается больше. И если проанализироватьданные соотношениячисленностимуж­ чин и женщин по возрастным группам, товсе переписиимик­ ропереписи фиксируют, что числодевочекдо 5 лет всред­ нем по области на7,5 процен­ та меньше числа мальчиков этого же возраста. Апо пере­ писям 1979 и 1989 годов муж­ чин оставалось больше идо 35 лет. То есть вбрачном возрас­ те, впериод создания семьи, у женщин всё же есть выбор, во­ преки песне: «...на 10девчонок по статистике 9 ребят». Авотпосле 35 лет—ситуа­ ция резко меняется. Особенно это заметно кпенсионномувоз­ расту: после 60 летженщинста­ новится в 2 раза больше, чем мужчин, а после 70—в3 раза. Каковже совокупный порт­ рет россиянки? Её средний возраст —37 лет. По уровню образования женщины давно дали форумужчинам. Уже с пе­ реписи населения 1970 года женщин с высшим и средним специальным образованием (в возрастных группахдо 30 лет) было значительно больше. Тог­ да как, например, по результа­ там первой российской пере­ писи 1897 года всего 15,4 про­ центаженщин были грамотны. Где чаще всего женщины находятприменение своимспо­ собностям и знаниям? Заня­ тость в промышленности и сельском хозяйстве уменьша­ ется год от года. Повышается же в образовании и социаль­ ной сфере. Например, по ста­ тистике за 1998 год, 98,4 про­ центаучителей младших и88,1 процента старших классов — женщины. Вцелом, включая и руководящий состав, россий­ ские школысостоят на 85%из женщин. ВЛипецкой области этот показатель равнялся 78,3. Таковы наши женщины—ум­ ные, профессиональные, педа­ гогичные... По м атериалам областного комитета госстатистики подготовил Сергей ЧЕБОТАРЕВ. ". ■ I 11111 lllfl I I ■ Ь': i I — ■ В моей жизни — знаю точно — это была третья песня, как-то очень нечаянно запавшая в душу с детских лет. Сначала, всем известную про елочку, шепелявила в новогодних хороводах. В шесть лет, заболев малярией, попала в больницу. Единственной книжкой в палате был букварь с красивой кар­ тинкой под обложкой. С картинки, в белой парадной одежде, добрыми глазами смотрел Сталин. А чуть ниже крупным шрифтом была напе­ чатана песня о вожде. Вся палата, куплет за куплетом, выучила ее на­ изусть. И каждый день, отстрадав уколы и рыбий жир, мы с девчонка­ ми впятером усаживались на одну кровать, закутывались от холода в колючее суконное одеяло и вдохно­ венно исполняли: Ст ал ин — наше знам я боевое. Сталин — нашей Родины оплот... Нам эта песня очень нравилась! Шел 51-й год. И что мы, шести­ летние, могли знать о той реальнос­ ти, которую преобразили в держав­ ный миф поэт с композитором? А год спустя как раз и случилась встреча с песней особенной. Привез­ ли меня на зимние каникулы в дет­ ский пансионат. В первый же вечер, благополучно избежав кружковой работы, я устроилась в вестибюле около старшеклассников, среди ко­ торых была девочка с гитарой. Они уже спели несколько песен, и вдруг я услышала совершенно необычное: «Сиреневый туман над нами проплы­ вает...» Я никогда не видела сиреневый туман. Сидела, завороженная чем- то неведомым, красивым и непонят­ ным. А мелодия была такая хоро­ шая... Может, вовсе и не стоило бы пи­ сать об этом. Но я, признаться, до сих пор как некое откровение осоз­ наю тот факт, что песню эту люди поют уже более полувека! А не так давно узнала, что человек, написав­ ший ее, — наш земляк. И женщи­ на, которой он посвятил песню, жи­ вет всего в полутора часах езды... В стретились они случайно, во второй год войны. Семнадцати­ летняя Нина Глухова работа­ ла на станции Лев Толстой грузовым диспетчером. Ее ровесник Юра Ли­ патов жил в маленьком старинном Раненбурге (ныне Чаплыгин) и был актером фронтового театра, создан­ ного эвакуированной сюда Варварой Маслюченко, женой писателя Оста­ па Вишни. Одну из первых своих пос­ тановок артисты и «повезли» к со­ седям, в Лев Толстой. Приехав, по каким-то делам оказались в станци­ онной службе, заодно и на спектакль Д А НЕ РАССЕЕТСЯ я к н е в ы й Ш . . в Дом культуры пригласили. Остави­ ли несколько контрамарок — Нина по­ лучила свою из рук красивого голу­ боглазого блондина. Юрия Липатова. А вечером, в перерыве спектакля, он поспешил к пышноволосой девуш­ ке в зал: «Нина, вы не будете против, если я вас провожу?» Она сама уди­ вилась тому, как легко согласилась на его предложение. Им хорошо было вместе. И когда уже она провожала его на перроне, из проема вагонной теп­ лушки, в которой возвращался домой небольшой театральный коллектив, до девушки донеслось: «Ждите меня. Я вернусь к вам...» Как причалы их первой любви — эти вокзалы. Юрий провожал Нину, когда она бывала у него в Раненбурге. Нина всегда стояла до отхода его по­ езда на своей станции. Встречи, рас­ ставания... Их теплые, романтические отношения продолжались пять лет. Уже и война закончилась, и им, лю­ бящим, можно было соединить свои судьбы. Но вот тут-то знакомый пер­ рон неожиданно стал местом Проща­ ния. Так сложилось — и пусть истин­ ная причина разрыва останется их тай­ ной. Это потом, спустя годы, сохра­ нив неизбывную любовь в сердцах, они оба поймут, что не было повода терять друг друга. А сейчас они расставались... И ярко горе­ ла звезда, прямо над там­ буром. И плыл туман, сме­ шанный с паровозным ды­ мом. И кондуктор выжидал до предела... В ту ночь за,стареньким пианино и родилась песня, которая вскоре облетела всю ростенькие стихи. Не­ замысловатая мело­ дия. Но почему же она, эта песня, всегда так трогала душу? Помню, из поселка, где я жила в детстве, уходил эшелон на целину. Вся ули­ ца наша сбежалась к вокза­ лу. Здесь играла гармошка, плясали, делили четверть по стопочкам. И как же вдруг стало тревожно-тихо, когда кто-то затянул: Сиреневый т ум ан над нами проплывает , Н ад тамбуром горит полночная звезда... Соседка тетя Дуся, про­ вожавшая дочку, вытирала глаза кончиком платка. А развеселый Матвей, сам собравшийся в путь, враз присмирел, привлек к пле­ чу свою подругу Зойку и гладил ее во­ лосы... Сколько раз я слышала эту песню в студенческих походах, на семейных посиделках, на вечерах в нашей ре­ дакции, на самых солидных презента­ циях — и всегда, всегда ее поют и слу­ шают с каким-то особым, трогатель­ ным чувством. Словно на всех нас по­ делил свою боль раненбургский паре­ нек, словно всем нам сумел передать трепет своего сердца. Мы уже собствен­ ной жизнью живем в этой песне, на себя переносим ее щемящую грусть, потому что думаем: она про каждого из нас. Пусть так и будет. Истина ос­ танется. Д а , вот и жизнь прошла... Судьба и х не связала. Он тот прощальный миг Н е в си л а х бы л забыть! И каждый год он ждал У старого вокзала Ту, что сам Бог су ли л Н а веки полюбить... Н о есть и свет лый лу ч В истории печальной. Ведь был он м узы кант С поэзией в крови, И песню он сложил, К а к пам ят н и к прощальный П редутренней звезде, Единст венной Любви. Это написал один из сыновей ком­ позитора, Михаил. Всего в его семье было четверо детей. Из Раненбурга Юрий Липатов так и не уехал, создал еще немало известных песен. В 1986 году его не стало... Ниной Александровной мы встре­ тились на той же тихой улочке, где прошла ее молодость. Живые глаза, милая, приятная улыбка. — Рассказать вам о Юре? И с грустью смотрит в окно. Пере­ жившая мужа, с которым не была счас­ тлива, — откроет ли она душу незна­ комым людям? — Так то ж ведь, — находится вдруг, — первая любовь... t ( С ; У ла£а двенатт Д1ал: к fro песню и лю бовь Как же светло, как доверчиво и до­ стойно рассказывала Нина Алексан­ дровна о своем давнем чувстве! И мы будто вместе с ней прошли вокзаль­ ным перроном, постояли у третьего пути, откуда отправлялся раненбургс­ кий, — мы тоже провожали Юру. И туман был действительно сиреневый, потому что уходил этот поезд за пол­ ночь, когда уже чуть брезжил предут­ ренний свет. Многое вспомнила пожилая жен­ щина — даже те редкие встречи, ког­ да у каждого уже была своя семья. Им очень дорога была память о про­ шлом, но что-либо изменить в жизни они не смели... Кстати, Нина Александровна долго не знала о том, что звучавшая по ра­ дио песня «Прощание» — так назвал ее сам Липатов — была посвящена именно ей. — А сейчас, когда слушаю, всегда волнуюсь, — по щеке ее сбегает слеза. — И виню себя... Вот так прошли рядом две судьбы. Нине Александровне далеко за семь­ десят. А сердце, теперь уже больное сердце, все еще живет светлым чувст­ вом, подаренным юностью. Каюсь: в эту командировку (повод, что ни говорите, особый!) я впервые за всю свою журналистскую жизнь при­ хватила бутылку вина. Очень хороше­ го вина. И когда мы накрыли с хозяй­ кой нехитрый стол и предложили ей первый тост, Нина Александровна за­ думалась. Потом, смущаясь, вдруг улыбнулась совсем по-девчоночьи: — Давайте выпьем за любовь... Потом мы помянули Юрия Михай­ ловича. А потом — просто за хорошие песни чуточку выпили и за прекрас­ ных женщин, которые во все века вдох­ новляли поэтов. ...Проводить нас Нина Алексан­ дровна вышла на улицу. Мы увозили с собой ее рассказ, единственные, мно­ го лет хранимые ею, фотографии. Мы уже думали над,строчками будущей статьи в газете... А она, помахав нам вслед рукой, неспеша пошла к дому. Ее мир теперь узок. Небольшая родня. Белобрысая Булька во дворе да петух с тремя квочками. Корвалол на сто­ ле... Но проносятся мимо поезда — и волнующий зов чудится ей в стуке ко­ лес. По радио, как и много лет назад, поют «Сиреневый туман» — и тут же звонит кто-нибудь из знакомых: «Нина, ты слушаешь?» Слушает. Помнит. И все еще лю­ бит. Галина КАЙДА1ПКО. Фото из архива и Ольги БЕЛЯКОВОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz