Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
7 м а р т а 2 0 0 2 г ., № 4 5 ( 2 1 6 7 3 ) ТЖИПЕЦКАЯ • / Ж г а з е т а l i l i i £ r J N 7л а£а восьм ая: £изнес~8&иек э к с к л ю з и в о т Директор салона «Рус ский стиль» Маргарита Во ропаева считает себя счаст ливым человеком. Почти счастливым. В наше время такое признание редкость. Тем не менее это так: у нее есть прекрасная семья и любимая работа, которая приносит ей материальное и моральное удовлетворение, дает возможность макси мально реализовать себя как личность. А почему все- таки «почти», я объясню по том. Чем-то ее судьба напо минает сказку о Золушке. Семь лет назад она просто работала, крутила швейную машинку, упорно доказы вая всем, и главное — себе самой, что чего-то стоит и что-то умеет. Сегодня она Королева малого бизнеса. Это не метафора. Именно такого титула Маргарита была удостоена на прошед шей недавно областной предпринимательской кон ференции в одной из номи наций. Воропаева говорит, что это не только свидетель ство коммерческого успеха. Это признание перспектив ности художественного на правления в бизнесе. Но давайте по порядку. Сдав школьные экзаме ны, Маргарита оказалась перед выбором: либо стать математиком, либо модель ером. К тому и другому у нее был равный интерес. Она училась в школе с ма тематическим уклоном, ув леченно решала сложные задачи и участвовала в олимпиадах. Учителя ею гордились и даже, пред ставьте себе, заранее гото вили ей место после инсти тута. Но кроме науки она обожала шитье. Это уже бабушкино наследство: та и шила, и вязала. Ну и внуч ку пристрастила. Да так, что в итоге выпускница ли пецкой школы оказалась в Ивановском текстильном институте на отделении конструирования и модели рования швейных изделий. А затем — фабрика «Лип- чанка», где дипломирован ный специалист хорошо за рекомендовал себя сначала как конструктор в экспери ментальном цехе, а потом и как главный художник. Все складывалось так, как хо телось. Дело, которое лю бишь, интересные команди ровки, уважительное отно шение людей. — - •- И все-таки она решилась "§ все круто изменить. Толч ком стала встреча со знако мыми, которые обладали художественным вкусом, но были недовольны своим положением . Тогда и возникла идея: создать час тный швейный салон. Первый раз оригиналь ная коллекция верхней одежды была представлена на всеобщее обозрение в 1994 году в областном Доме культуры. Группа манекен щиц в эффектных платьях, костюмах и головных уборах от «Русского стиля» на фоне выставленных в фойе картин произвела на неизбалован ную липецкую публику силь ное впечатление. Многие не доверчиво спрашивали: не ужели все это сшили у нас, а не привезли из столицы или из заграницы? Для Во ропаевой это стало первой большой победой. Никто, кроме самой Мар гариты, не знал, впрочем, какой ценой досталась она. Как, встав в шесть утра, 'Во ропаева сама шила, кроила, таскала к клиентам огромные сумки с готовой одеждой, считала доходы и расходы — словом, была сразу и модель ером, и коммерсантом, и бухгалтером, и бизнес-леди. Это потом, когда у нее уже будет сильная команда швейников, она сможет вка лывать не так напряженно. А пока для хрупкой молодой женщины каждый день был настоящим испытанием. И она сумела его выдержать. Хрупкая-то она хрупкая, но ни. воли, ли целеустремлен ности ей не занимать. Мар гарите не нравится, если кто- то говорит: это не мое дело, оно меня совершенно не ка сается, у меня другие обязан ности. У Воропаевой иное правило: я могу, а значит, я обязана это сделать. Задумала, например, на чать шить концертные и те атральные наряды. И опять же — все получается. Кста ти: директор салона «Рус ский стиль» — единственный в Липецкой области модель ер, ставший членом Союза дизайнеров России. А это дорогого стоит. Воропаева — человек принципиальный. Она не доверяется случаю. Даже в одежде. Скажем, Маргари на убеждена: деловая жен щина вовсе не обязана быть «синим чулком». И делови тость ее не должна демон стрироваться непременно строгим деловым костю мом. Зачем быть мужчиной в юбке? Она против стан дартов и единообразия. Главное в платье — удоб ство и подчеркнутая инди видуальность. Сама Короле ва малого бизнеса-2001 но сит одежду исключительно собственного производства. Вернее то, что по ее разра боткам шьют сегодня в «Русском стиле». И ей, при знаться, очень к лицу эк склюзивный и стильный наряд. Друзья, даже бли зорукие, узнают ее на ули це издалека: другого тако го костюма ни у кого в го роде больше нет. На Пет ровский рынок бизнес-леди ходит с превеликой неохо той: при виде турецкого ширпотреба она впадает в беспросветную тоску — да разве это можно покупать? У Королевы одна мечта: когда, наконец, не этот со мнительный импорт, а ее фирменную одежду смогут носить обычные женщины. Когда это будет всем по кар ману. Вот тогда, наверное, Маргарита и почувствует себя уже не почти, а абсо лютно счастливой. Виктор МАНАЕНКОВ. 7л а £ а я е€я /к ая : в белом, халш не РЕЦЕПТ НА ВСЕ ВРЕМЕНА Кардиолог Ольга Останина считает, что большинст во наших хворей — от неправильного питания. — Уж эти мне жирные, сладкие, острые блюда, — сердито говорит она. — Все мы не умеем устоять перед соблазном. И прямохонько идем к гипертонии, атеро склерозу, сахарному диабету и прочим сердечно-сосу дистым заболеваниям. Двадцать лет Ольга Николаевна учит своих пациен тов, прежде всего, правильно питаться. А начала с соб ственной семьи. Муж Игорь Сергеевич и сын Глеб не сетуют, что домашний повар не балует их мясными де ликатесами, пирогами, салатом оливье. Игорь Сергее вич — тоже врач, а Глеб из родительских разговоров давно уяснил, в чем секрет здоровья. — Да не морю я домашних голодом, — отвечает на мой незаданный вопрос Ольга Николаевна. — На столе у нас бывают и гусь, и торт, и рыбная икра. Но мы этим не злоупотребляем. Один-два раза в неделю едим мясо, яйца, бутерброды с маслом или сыром. Но пред почтение отдаем овощам, нежирному молоку, кефиру или творогу. В памятках, которые Останина вручает пациентам, рекомендации: употреблять только снятое молоко, обез жиренные сыры или творог, курицу, кролика, теляти ну, белую рыбу, овсяную кашу и максимально ограни чить жиры и сладости, насыщающие организм холес терином и излишним сахаром. Может быть, самая убедительная агитация за такое меню — сама Ольга Николаевна. Она стройна, подтяну та, энергична, и паспортным ее данным не хочется ве рить. — Врач, естественно, обязан сам выполнять то, что советует другим, — считает Останина. Ее коллеги по кардиологическому отделению № 2 областной клинической больницы раскрыли еще один секрет ее молодости: их заведующая страшно увлечена своей работой, отдает ей времени больше, чем семье, родным, близким. Нередко ее рабочий день длится по двенадцать часов. Домашние привыкли, что Ольга Ни колаевна возвращается позже всех: приготовятся к ужи ну, уберут в доме. Они ее понимают. И, похоже, гордят ся ею. — К врачеванию меня приобщила мама, — рассказы вает Останина. — Всю жизнь она посвятила медицине. И сегодня в шестьдесят девять мама все еще работает врачом функциональной диагностики в одной из поли клиник Липецка. Но вот шестнадцатилетний Глеб уже решил, что вра чом он точно не будет. По его мнению, престиж у этой профессии в России нынче невелик. За тысячу рублей в месяц белые халаты надевают либо энтузиасты, вроде его мамы, либо неудачники, к коим он себя не относит. — Это, конечно, горько. Труд врача, медсестры, са нитарки ценится у нас крайне низко, — констатирует моя собеседница. — Молодой врач получает 1000-1200 рублей в месяц. Можно ли на это содержать семью? Вот и вынужден человек брать полторы-две ставки, дежур ства, подрабатывать где только можно. В результате семья не видит своего главу и кормильца неделями. Не все такое выдерживают. Скажем, один наш врач сегод ня торгует на рынке компьютерами. Но для самой Ольги Николаевны это немыслимо. Нет, она не неудачница, а энтузиаст, нашедший в жизни то, ради чего на свет родился. И благодаря таким врачам, как она, престиж медицины все-таки сохраняется. И может быть, пусть не Глеб, а его дети когда-нибудь про должат семейную традицию Останиных... Николай РОЩУПКИН. i е КАК СТАТЬ «ЗВЕЗДОЙ» Jlia& a яеся /н ггя; с надеж дой ...Дел, как всегда, было много. Поэтому, услышав, как хлопнула вход ная дверь, Валентина крикнула: — Сынок, посмотри, кто там при шел. Он выглянул из своей комнаты, где делал уроки: на пороге стоял незнако мый человек. Зато она, вытирая руки о фартук и выходя в коридор, уже почти наверняка угадала, кто это... —Ты посмотри внимательней, сы нок, —сказала, —это твой отец... Более десяти лет понадобилось топтавшемуся у порога мужчине, что бы соскучиться и приехать к сыну из соседнего района. Он решил взять Максима к себе в гости — на канику лы... — Нет, — ответила Валентина. — Теперь только я за него в ответе. — Как ты можешь? Ведь это моя кровинушка... —Уже не твоя, а моя, — сдержав подступившие слезы, сказала она. Бывший отец ушел, не слишком уд рученный. Повидался—иладно. Не стала встреча потрясением идля мальчика: он знал о существовании отца, просто забыл, кактот выглядит, и не ис пытывал никаких чувств кэтому чужому дяде. Совсем маленьким попал он в семью Лямзиных —Валентины и Вла димира. Называет их мамой и папой. И роднее нет- у него никого на белом свете. Авообще-то Валентина Ивановна приходится ему теткой. Ее сестра тра гически погибла, а перед смертью «за вещала» ей сына. Отец тогда почти не возражал. Валентина же «кровинушку» приняла не в дом свой, а в сердце. Ей ли не знать, что такое для ребенка дом и семья, где его любят. Сама она, две ее сестры идва брата тоже рано остались без мамы. Детей рас пределили по детским домам, пока не собрались они наконец все вместе в од ном, Боринском. Росли, заботясь друг о друге, ибо там, «на воле», за стенамидет дома, ихникто неждал: глухонемомуотцу Богтоже отпустил недолгуюжизнь. Знали: они —семья. Только вот жизненные пути троих из них оказались несправедливо ко роткие. Но Валентина старается ранысвои не бередить. Она человек волевой, трудо любивый, у нее есть свой интерес в жиз ни. Честно говоря, не всякий поверит, что эта хрупкая миловидная женщина с лег кой, светлой улыбкой и выразительными глазами — ни дать ни взять звезда эк рана, даже позирует с редкой легкостью и артистизмом! —уже почти тридцать лет работает в Конь-Колодезе Левенского района дояркой. На ферму пришла с ин ститутской скамьи. Знаний и желания учиться оказалось недостаточно для того, чтобы детдомовской сироте осилить вуз. И она попросила знакомых помочь ей. Они подсобили с жильем и устройством на работу: в селе не пропадешь. Сегодня у нее в группе 60 с лишним первотелок. Раздаивала их одна, без на парницы, забыв о выходных, целых че тыре месяца —вручную: так коровы дают больше молока. Особо высокими надоями, впрочем, сегодня аграрный Конь-Колодезский тех никум похвастать не может. Дела в хо зяйстве, обремененном учебным заве дением и сомнительным по теперешним временам государственным статусом, не блещут. Оно испытывает огромные труд ности в условиях нынешней экономики, но пытается удержаться на плаву. Люди верят — лучшие времена еще впереди. Вот только теперь бы помогли им немного. Стадо ведь племенное, по тенциал у него — дай Бог. Однако ре формы «задавили», а помощь со сторо ны государства — символическая... — Нет, мы сдаваться не собираем ся. Село наше старинное, красивое, с бо гатыми традициями. Анарод работящий. Выживем. И будем жить! И совхоз от стоим! И Валентина задорно сжимает изра ботавшиеся, с опухшими пальцами, ма ленькие, но сильные ручки в кулачки. Невольно подумалось: какее на все-то хватает? Наферму, надом, насемью? Как? Иона вдруг улыбается: да по дому у меня мужуправляется... Владимир женой явно гордится. Ка жется, до сих пор в нее трогательно влюблен. Жалеет ее и на подворье, и в доме старается'уСпевать все сам. Ей, го ворит, ибез того достается. Да иМакси му нужнывремя и забота. Старший-то сын уже женат. Зато внучка подрастает. Тоже в бабушке нуждается... —А что позирует умело, —смеется Владимир, — так это она еще при со ветской власти с Доски почета «не схо дила». Вот и привыкла фотографиро ваться. Почет, уважение, грамоты, пре мии — все было. Даже зарплата... Но Валентина и нынче работает без скидок на время и обстоятельства. Не умеет она по-другому... Эмм а МЕНЬШИКОВА. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. У лава одиннадиш&ая: с ^аДг11Сшическсш УМАПАЛАТА ИЭНЕРГИЧНЫЙ ВНЕШНИЙВИН Какие они - среднестатистические липчанки? Например, по последней переписи, которая проводи лась еще вСССР в 1989 году, женщин в Липецкой области проживало665 тысяч. Стехпор их число уменьшилось. А вот количество мужчин увеличи лось. Правда, разрыв между численностью мужчин и жен щин в 6 процентов (мужчин— 47 процентовотобщей числен ности населения, женщин—53) у нас держится стойко с 1926 года. Но тут прослеживаются интересные закономерности. Дело втом, что мальчиков всегда рождается больше. И если проанализироватьданные соотношениячисленностимуж чин и женщин по возрастным группам, товсе переписиимик ропереписи фиксируют, что числодевочекдо 5 лет всред нем по области на7,5 процен та меньше числа мальчиков этого же возраста. Апо пере писям 1979 и 1989 годов муж чин оставалось больше идо 35 лет. То есть вбрачном возрас те, впериод создания семьи, у женщин всё же есть выбор, во преки песне: «...на 10девчонок по статистике 9 ребят». Авотпосле 35 лет—ситуа ция резко меняется. Особенно это заметно кпенсионномувоз расту: после 60 летженщинста новится в 2 раза больше, чем мужчин, а после 70—в3 раза. Каковже совокупный порт рет россиянки? Её средний возраст —37 лет. По уровню образования женщины давно дали форумужчинам. Уже с пе реписи населения 1970 года женщин с высшим и средним специальным образованием (в возрастных группахдо 30 лет) было значительно больше. Тог да как, например, по результа там первой российской пере писи 1897 года всего 15,4 про центаженщин были грамотны. Где чаще всего женщины находятприменение своимспо собностям и знаниям? Заня тость в промышленности и сельском хозяйстве уменьша ется год от года. Повышается же в образовании и социаль ной сфере. Например, по ста тистике за 1998 год, 98,4 про центаучителей младших и88,1 процента старших классов — женщины. Вцелом, включая и руководящий состав, россий ские школысостоят на 85%из женщин. ВЛипецкой области этот показатель равнялся 78,3. Таковы наши женщины—ум ные, профессиональные, педа гогичные... По м атериалам областного комитета госстатистики подготовил Сергей ЧЕБОТАРЕВ. ". ■ I 11111 lllfl I I ■ Ь': i I — ■ В моей жизни — знаю точно — это была третья песня, как-то очень нечаянно запавшая в душу с детских лет. Сначала, всем известную про елочку, шепелявила в новогодних хороводах. В шесть лет, заболев малярией, попала в больницу. Единственной книжкой в палате был букварь с красивой кар тинкой под обложкой. С картинки, в белой парадной одежде, добрыми глазами смотрел Сталин. А чуть ниже крупным шрифтом была напе чатана песня о вожде. Вся палата, куплет за куплетом, выучила ее на изусть. И каждый день, отстрадав уколы и рыбий жир, мы с девчонка ми впятером усаживались на одну кровать, закутывались от холода в колючее суконное одеяло и вдохно венно исполняли: Ст ал ин — наше знам я боевое. Сталин — нашей Родины оплот... Нам эта песня очень нравилась! Шел 51-й год. И что мы, шести летние, могли знать о той реальнос ти, которую преобразили в держав ный миф поэт с композитором? А год спустя как раз и случилась встреча с песней особенной. Привез ли меня на зимние каникулы в дет ский пансионат. В первый же вечер, благополучно избежав кружковой работы, я устроилась в вестибюле около старшеклассников, среди ко торых была девочка с гитарой. Они уже спели несколько песен, и вдруг я услышала совершенно необычное: «Сиреневый туман над нами проплы вает...» Я никогда не видела сиреневый туман. Сидела, завороженная чем- то неведомым, красивым и непонят ным. А мелодия была такая хоро шая... Может, вовсе и не стоило бы пи сать об этом. Но я, признаться, до сих пор как некое откровение осоз наю тот факт, что песню эту люди поют уже более полувека! А не так давно узнала, что человек, написав ший ее, — наш земляк. И женщи на, которой он посвятил песню, жи вет всего в полутора часах езды... В стретились они случайно, во второй год войны. Семнадцати летняя Нина Глухова работа ла на станции Лев Толстой грузовым диспетчером. Ее ровесник Юра Ли патов жил в маленьком старинном Раненбурге (ныне Чаплыгин) и был актером фронтового театра, создан ного эвакуированной сюда Варварой Маслюченко, женой писателя Оста па Вишни. Одну из первых своих пос тановок артисты и «повезли» к со седям, в Лев Толстой. Приехав, по каким-то делам оказались в станци онной службе, заодно и на спектакль Д А НЕ РАССЕЕТСЯ я к н е в ы й Ш . . в Дом культуры пригласили. Остави ли несколько контрамарок — Нина по лучила свою из рук красивого голу боглазого блондина. Юрия Липатова. А вечером, в перерыве спектакля, он поспешил к пышноволосой девуш ке в зал: «Нина, вы не будете против, если я вас провожу?» Она сама уди вилась тому, как легко согласилась на его предложение. Им хорошо было вместе. И когда уже она провожала его на перроне, из проема вагонной теп лушки, в которой возвращался домой небольшой театральный коллектив, до девушки донеслось: «Ждите меня. Я вернусь к вам...» Как причалы их первой любви — эти вокзалы. Юрий провожал Нину, когда она бывала у него в Раненбурге. Нина всегда стояла до отхода его по езда на своей станции. Встречи, рас ставания... Их теплые, романтические отношения продолжались пять лет. Уже и война закончилась, и им, лю бящим, можно было соединить свои судьбы. Но вот тут-то знакомый пер рон неожиданно стал местом Проща ния. Так сложилось — и пусть истин ная причина разрыва останется их тай ной. Это потом, спустя годы, сохра нив неизбывную любовь в сердцах, они оба поймут, что не было повода терять друг друга. А сейчас они расставались... И ярко горе ла звезда, прямо над там буром. И плыл туман, сме шанный с паровозным ды мом. И кондуктор выжидал до предела... В ту ночь за,стареньким пианино и родилась песня, которая вскоре облетела всю ростенькие стихи. Не замысловатая мело дия. Но почему же она, эта песня, всегда так трогала душу? Помню, из поселка, где я жила в детстве, уходил эшелон на целину. Вся ули ца наша сбежалась к вокза лу. Здесь играла гармошка, плясали, делили четверть по стопочкам. И как же вдруг стало тревожно-тихо, когда кто-то затянул: Сиреневый т ум ан над нами проплывает , Н ад тамбуром горит полночная звезда... Соседка тетя Дуся, про вожавшая дочку, вытирала глаза кончиком платка. А развеселый Матвей, сам собравшийся в путь, враз присмирел, привлек к пле чу свою подругу Зойку и гладил ее во лосы... Сколько раз я слышала эту песню в студенческих походах, на семейных посиделках, на вечерах в нашей ре дакции, на самых солидных презента циях — и всегда, всегда ее поют и слу шают с каким-то особым, трогатель ным чувством. Словно на всех нас по делил свою боль раненбургский паре нек, словно всем нам сумел передать трепет своего сердца. Мы уже собствен ной жизнью живем в этой песне, на себя переносим ее щемящую грусть, потому что думаем: она про каждого из нас. Пусть так и будет. Истина ос танется. Д а , вот и жизнь прошла... Судьба и х не связала. Он тот прощальный миг Н е в си л а х бы л забыть! И каждый год он ждал У старого вокзала Ту, что сам Бог су ли л Н а веки полюбить... Н о есть и свет лый лу ч В истории печальной. Ведь был он м узы кант С поэзией в крови, И песню он сложил, К а к пам ят н и к прощальный П редутренней звезде, Единст венной Любви. Это написал один из сыновей ком позитора, Михаил. Всего в его семье было четверо детей. Из Раненбурга Юрий Липатов так и не уехал, создал еще немало известных песен. В 1986 году его не стало... Ниной Александровной мы встре тились на той же тихой улочке, где прошла ее молодость. Живые глаза, милая, приятная улыбка. — Рассказать вам о Юре? И с грустью смотрит в окно. Пере жившая мужа, с которым не была счас тлива, — откроет ли она душу незна комым людям? — Так то ж ведь, — находится вдруг, — первая любовь... t ( С ; У ла£а двенатт Д1ал: к fro песню и лю бовь Как же светло, как доверчиво и до стойно рассказывала Нина Алексан дровна о своем давнем чувстве! И мы будто вместе с ней прошли вокзаль ным перроном, постояли у третьего пути, откуда отправлялся раненбургс кий, — мы тоже провожали Юру. И туман был действительно сиреневый, потому что уходил этот поезд за пол ночь, когда уже чуть брезжил предут ренний свет. Многое вспомнила пожилая жен щина — даже те редкие встречи, ког да у каждого уже была своя семья. Им очень дорога была память о про шлом, но что-либо изменить в жизни они не смели... Кстати, Нина Александровна долго не знала о том, что звучавшая по ра дио песня «Прощание» — так назвал ее сам Липатов — была посвящена именно ей. — А сейчас, когда слушаю, всегда волнуюсь, — по щеке ее сбегает слеза. — И виню себя... Вот так прошли рядом две судьбы. Нине Александровне далеко за семь десят. А сердце, теперь уже больное сердце, все еще живет светлым чувст вом, подаренным юностью. Каюсь: в эту командировку (повод, что ни говорите, особый!) я впервые за всю свою журналистскую жизнь при хватила бутылку вина. Очень хороше го вина. И когда мы накрыли с хозяй кой нехитрый стол и предложили ей первый тост, Нина Александровна за думалась. Потом, смущаясь, вдруг улыбнулась совсем по-девчоночьи: — Давайте выпьем за любовь... Потом мы помянули Юрия Михай ловича. А потом — просто за хорошие песни чуточку выпили и за прекрас ных женщин, которые во все века вдох новляли поэтов. ...Проводить нас Нина Алексан дровна вышла на улицу. Мы увозили с собой ее рассказ, единственные, мно го лет хранимые ею, фотографии. Мы уже думали над,строчками будущей статьи в газете... А она, помахав нам вслед рукой, неспеша пошла к дому. Ее мир теперь узок. Небольшая родня. Белобрысая Булька во дворе да петух с тремя квочками. Корвалол на сто ле... Но проносятся мимо поезда — и волнующий зов чудится ей в стуке ко лес. По радио, как и много лет назад, поют «Сиреневый туман» — и тут же звонит кто-нибудь из знакомых: «Нина, ты слушаешь?» Слушает. Помнит. И все еще лю бит. Галина КАЙДА1ПКО. Фото из архива и Ольги БЕЛЯКОВОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz