Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
(> П Н ПЕЦК АЯ • I газета м ш и Зяб» 2 марта 2002 г., № 41-42 (21669-21670) СОБАЧЬЯ СМЕ РТЬ От боли Слипались веки, Пронзительная и сырая Метель оплетала лапы, Ерошила мокрый мех... Собака тащилась с хрипом До брошенного сарая И молча уткнулась мордой В колючий вечерний снег. А мимо Сновали люди, Упрятав носы и руки, Пронзительно и тоскливо Повизгивал снег в ушах... И не было людям дела До этой собачьей муки: Они лишь брезгливо вздрагивали И ускоряли шаг. Когда, Сотрясаясь глухо И медленно коченея, Она разлепила веки, Подрагивая губой, — Чужой и лиловый вечер Качался и плыл над нею, И люди качались тоже — Качались, как тот... рябой... И снова, Под грохот крови, Под тяжкий и смертный грохот, Перед глазами встало: Угрюмый и низкий лоб, Холодный оскал ухмылки, Похожий на скрежет хохот И черный сапог верзилы, Швырнувший ее в сугроб... Внезапно ударил в ноздри Какой-то знакомый запах... И в мутном мозгу, как вспышки: «Пошла вон! Куда? Не сметь!» . А смерть подбиралась тихо На мягких и быстрых лапах, Под тонкие взвизги ветра, Простая собачья смерть... ...Наутро Метель утихла, И к небу, лилово-розов Тянулся дымок столбами Из' побелевших труб. Мальчишки с веселым гиком, Пунцовые от мороза, Тоскали за хвост по снегу Застывший и гулкий труп. И только один, Курносый, В какой-то овчинной робе И челкою золоченой И спутанной, словно рожь. Отчаянно вдруг заплакал, Рванулся, застрял в сугробе, Размазал по скулам слезы И закричал: «Не трожь!..» СНЫ Сны оранжевые о пустынях, Сны лиловые об озерах, Золотые — о листьях палых Заколдовывают меня. Снятся желтые сны о звездах, Снятся розовые — о зорях, Снятся синие сны о море. Белым парусом вдаль маня... Под напевы ночной метели Сны встают самоцветьем радуг — О, как трепетно и нежданно И х волшебное забытье! | А потом целый день и вечер | Бродит в сердце такая радость, %Что в стихах незнакомым людям Я расплескиваю ее... ДУБЫ С холма. Где в гремучие грозы Кустарник вставал на дыбы, В кольчугах из блещущей бронзы Медлительно сходят дубы... Навстречу им тучи. Как орды, Несутся, клубясь все черней, Оскалив лиловые морды Своих долгогривых коней. Дубы же Под вихрем резким Идут, горизонт заградя... О грудь их ломаются с треском Татарские стрелы дождя. Пусть их наконечники злобно Срывают с кольчуг чешую, — Дубы, исполинам подобно, Идут в нерушимом строю. Дубы одолеют ненастье И, в ножны задвинув мечи, Вернутся в распахнутых настежь Кафтанах зеленой парчи. Сгибаясь девическим станом, Березки их выйдут встречать, Уже не мечам неустанным, А песням старинным звучать. И месяц, Веселью в угоду, Им всем поднесет По душе Хмельного июльского меду В своем золоченом ковше. РУСИЧИ Бились люто С утра до полночи, До раскаливания мечей, С Е Р Д Ц Е , в з р ы в а м и с т р о ф С Т У Ч И ! РЕЗЕНТАЦИЯ «ЛГ» В и к то р МО С О Б Е С Е Д Н И К «ЛГ» Кто-то у д ач н о ск а зал , а п о том многие повторили: в России н а д о жить д о л г о . Жить, чтобы когда-нибудь дождаться при зна ния или хотя бы понимания. Да на б е д у как р а з те, кому Бог д а ет талант к творчеству, р ед к о п ер е шагивают р у б еж старости. Они успевают щ едр о посеять, но жнут у ж е б е з них. Ч етв ер ть в е к а н е х в а т и л о А дольф у Б еляеву, чтобы п о д е р жать в руках эту его сам ую боль ш ую , итоговую , книгу, пусть не со бр ан и е сочинений, но все ж е внушительное «и збранное». Кни га вышла в конце 2001 го да . Бе ляев ум ер в 1975. Впрочем , ничего тут не у г а д а еш ь. Может, не остановись его се р д ц е в сорок три го д а , сего д ня он , п о д о б н о десяткам хорош их поэтов, п р о д о лж а л бы ждать — счастливого случая, снисходитель ного к просителям сп он сора. Сти хи — товар на рынке н е х о д о в ой . А у нас рынок. Где куда сподруч н е е преуспеть ли б о л и х ом у х а л турщику — сочинителю детекти вов или дам ских р ом ан ов с эр о тикой , л и б о гр а ф о м а н у — этот всегда как-то ухитряется н ап еча таться, издаться, выклянчить д ен ь ги и засорить ду х о вн ую атм о сф е ру беспом ощ ными книжонками. Смог ли бы соперничать с ними Ад ик Беляев, привлекли бы кого- то из м ец енатов его суровая ч е ловечность, его бла городн ая про поведь шестидесятника, его ярос тная обр а зно сть , в которой тра гизм и оптимизм не просто с о с е д ствуют, но прорастают друг в д р у га и вырастают один из другого? Но оставим риторические б е с полезны е вопрош ания. Поэта нет, но книга есть. Долг памяти про бил стену б езра зличия . З а д ум а н ная и собранная друзьями Беляе ва «Б аллада о любви» годы то милась в рукописи, никак н е мог ла добраться д о печатного стан ка. И все-таки вышла. С помощью а д м и н и с т р а ц и и Д о б р и н с к о г о р айона и, п р еж д е всего, е е главы Владимира Тонких. П опеч ением р е д а к т о р а -с о с т а в и т е л я Б ори са Шальнева, а такж е с участием Л е он и да Соловьева и Л еони да Шир- нина. Все они поместили в томи ке воспоминания о б А дольф е Бе ля ев е, а Ширнин ещ е и оф ормил п е р е п л е т . А ри сунки в т ек ст е, кстати, прин адл еж ат сам ом у ав тору, в о ч ер ед н о й р а з подтв ерж дая старую , но н ебан ал ьн ую ис тину: талантливый человек талан тлив во всем . Б еляев был по этом св о его в р ем ен и . И о н о пульсирует в строчках н екогда наш ум евших «Баллады о л о се» , «Смерти ак тера», поэмы «Крылья», опубли к ов ан н ой в ж у р н а л е «Н ева» , других законч енны х, н езак он ченных и впервые увид евш их свет им енно в посмертной б е - ляевской книге произведений . И вместе с тем почти ничто в ней н е воспринимается как а н а х р о низм . (.троки поэта, те самы е строфы, что, по его слову, взры вами стучали в с ер д ц е , входят в новый век и способны стать о дн ой из ду ховны х оп ор ново го поколения. Мы н уж даем ся в этих о п о р а х , хотя в суете и тре воге п л о х о о с о зн а ем это. Книга получилась на зависть лю б ом у столичному издательст ву. Но н е к аж д ом у , кто м ож ет е е оценить, достанется один из тысячи эк зем п л я р о в . Поэтому редакция «ЛГ», с журналистами которой Адольф др уж ил и со т р у д н и ч а л , р ед а к ц и я газеты , где когда-то появился некролог Беляева вкупе с п о дборк ой сти х о в по эта , р еш ил а п е р е п е ч а тать пусть м ал ую часть прои з ведений из «Баллады о любви». Мы н е старались выискивать н е прем енн о р а н е е не оп у бли к о в ан н о е. Просто хотели по с о бственному усмотрению п р е д ставить н езн ак ом ом у с б ел я ев - ским творчеством читателю н е которые вещи из сборника. А любители поэзии постарш е н а в ер н як а с горьк ой р а д о ст ью встретятся с давн о им известны ми, но не утратившими силы, магии, энергии строками. И. НЕВЕРОВ. А наутро Прислали половцы Полномочных и толмачей. Шли они По меже сурепковой, Снявши черные клобуки, С обреченностью со свирепою В землю втискивая каблуки. Было поле Кроваво полито. Было поле рассветным чуть, И усыпано было поле то Злыми кольцами от кольчуг... Станет поле великой пашнею, Было что — Порастет быльем, Но останется все же нашею Та земля. Где с тобой живем. И в какое-то утро раннее. Зарывая в полынь лицо. Стиснет вдруг Комиссар израненный То кольчужное, то кольцо... И своею святою смертию На бессмертие обречен, И застынет он С этой метою — С Русью древнею обручен. ВЕТЕР Я до горечи помню Обожженный лесок, И придонскую пойму, И придонский песок. В редкой клеверной кашке С той свинцовой весны Похоронены в касках Иностранные сны... Но, безжалостней лезвий И по-своему рьян, Сквозь пробоины лезет Равнодушный бурьян. По-российскому светел И сердит-не сердит, Поймой пойманный ветер В этих касках гудит... Но гудит он не марши, Не торжественный гимн, — Он бурьяном тем машет В назиданье другим. Чтоб, Под солнцем багряным, Взвесить против и за, Чтоб Российским бурьяном Не кололо глаза. СМЕРТЬ АКТЕРА На душных подушках Распластанный плоско, Белей, чем халаты сестер, На душных подушках И страшно и просто Большой умирает актер. Когда’он на сцене Валился от сабли Иль бредил, сражен сыпняком, У каждого руки От горечи слабли И к горлу подкатывал ком. Теперь же, Хоть гаснут, Почти неживые, Глаза его в смертном дыму, — А люди не плачут, А люди впервые Поверить не могут ему. Б А Л Л А Д А О ЛОСЕ По насту, Мерзлому и злому, Лось делал тяжкие рывки К голубоватому излому Апрельской вздувшейся реки. Холодной злобой налитая, По следу страшному За ним Катилась молча Волчья стая Клубком оскаленным одним. Летели с лося Пены клочья, Вскипая ало на снегу, Но так же молча Стая волчья Глотала клочья на бегу. Таежный месяц Желтым жалом Назад заламывал рога, А за рекой — Оконным жаром Переливались берега... Спекалась кровь на волчьих лапах, А из заречной из дали Шел теплый запах, Добрый запах Тулупов, Ласки И земли. И, Ни во что еще не веря, Но верный древнему чутью, С отвагой загнанного зверя Лось грозно Грохнулся В струю... Окаменев, Глядели волки, С подвывом яростным и без, Как плыли месяца осколки, Рогами сбитого с небес. Рога упрямо вырастали, И узловаты и туги, Из волн ревущих Цвета стали И из шершавости шуги. Поборов водовороты, Тяжелой дрожи не избыв, Шатаясь, Лось вошел в ворота Сибирской рубленой избы. А в рыжих окнах Пьяно ржали. Вздымая Чаши без конца... Багры, Багровые от ржави, Лежали, Щерясь, У крыльца. В воротах тех, Как в черной раме, Глядел сохатый в полутьму, Когда с ломами да бограми Гуляки Кинулись к нему. По-волчьи Шеи косо сбыча, Не обтерев сивушный пот, Хрипели: — Добрая добыча! — Да шкуру, дьяволы, не порть! По голове Ломами били, Срывая матом голоса... И р ухнул лось, И скорбны были Его огромные глаза. Плыла звезда В их смертной стыни, И снег поблескивал, багров, А в глубине — Навек застыли Оскалы ржавые багров... Но, Пусть меня осудят страшно,- Законы логики поправ, Я утверждаю, Зло и страстно: Лось к людям шел — И лось был прав. «НА ДЕСЯТЬ НОВОРОЖДЕННЫХ ТОЛЬКО ОДИН ЗДОРОВ. З Т О К А Т А С Т Р О Ф А ! . . , «ЛГ» стремится максимально освещать пробл емы здр ав о о хр ан ен и я области . Н емало публикаций посвящается социально значимым за б ол ев ан и ям — нарком ании , СПИДу, т у б ер к ул езу , по которым приняты региональны е ц ел евы е программы . Не м е н е е б ол е зн ен н ой про бл ем ой остается у х у дш ающ ееся зд ор о в ь е наших д ет ей . Ведь не секрет, что б о л е е половины детского населения страдает сегодня тяжелыми хроническими н едугами , а из десяти н овор ож д ен ны х только один р ож да ет ся здор овы м . Оттого врачи н е случайно бьют тревогу по п о в о д у б у д ущ его всей российской нации. Эту ж ивотр епещ ущ ую тем у не могли обойти и участницы н ед а в н о п рош едш его II съ езд а женщин области . Словом , зд ор о в ь е д ет ей стало наш ей о бщ ей тревогой и болью . Поэтому сегодня наш со б еседн и к — главный врач областной детской больницы , заслуж енный врач России Виктор МОРЕНКО. У Виктора Ивановича свой взгляд на п р о бл ем у , которой он занимается у ж е 3 4 го д а . — Виктор Иванович, н а сколько, по-вашему, нынеш няя ситуация со здоровьем детей опасна? —Согласитесь, сегодня здо ровье всего российского населе ния вызывает глубокую тревогу. Возвращаются социально опас ные заболевания, типа чумы и ди зентерии, с которыми медики по кончили еще 20-30 лет назад. Не малая часть населения погружа ется в агонию, связанную с алко голизмом, наркотическим дурма ном, половыми инфекциями. Ес тественно, что весь этот негатив выплескивается и на самую не защищенную категорию—детей. Поэтому я считаю, что корень зла кроется в нас, взрослых, и начи нать исправлять ситуацию надо с общегосударственной оздоро вительной программы. —Считается, что в нашем регионе существуют две глав ные больницы — областная клиническая, или взрослая, и областная детская. В чем р аз личаются их функции, кроме возраста пациентов? — Функции больниц схожи как по лечебной, так и по органи зационно-методической помощи. Только в ОКБ борются за улучше ние состояния здоровья взросло го населения, а в нашей больни це —детского. Вместе с тем обе миссии в главном пересекаются: наши коллеги улучшают здоровье взрослых пап и мам, чтобы потом у них появлялось здоровое потом ство, мы же заботимся о детях, чтобы после 14 лет у взрослых врачей было меньше с ними хло пот. Словом, интеграция между больницами проявляется во мно гом. Например, наше отделение патологии новорожденных и не доношенных детей, кстати, един ственное в области, является про должением перинатального Цен тра ОКБ. —Что представляет собой сегодня областная д етская больница и каковы е е , так ск азать, производственны е возможности? — В состав ОДБ входит по ликлиника и стационар на 527 коек. Здесь оказывают специали зированную помощь по 27 меди цинским профилям. Кроме этого, мы круглосуточно осуществляем экстренную помощь по хирургии, травматологии, отоларинголо гии, педиатрии, оказываем реа ниматологическую помощь по са нитарной авиации. Словом, наши специалисты могут в кратчайшее время вмешаться в критическую ситуацию в любом уголке облас ти. — Известно, что главный критерий работы ОДБ —уро вень младенческой смертно сти. Каковы зд есь р езульта ты? — Из года в год мы добива емся снижения младенческой смертности в области. Напри мер, если в 1997 году она состав ляла 16 человек на тысячу детс кого населения, то в 2001 — 13,2 человека. Это результат последо вательной профессиональной ра боты всех отделений и служб больницы. Особенно велика зас луга отделения патологии ново рожденных и недоношенных д е тей, где выхаживаются крошеч ные пациенты с самыми серьез ными отклонениями. До сих пор в памяти случай с ребенком, который поступил в от деление весом 680 граммов. Он не мог самостоятельно сосать грудь, удерживать тепло, у него отмечались частые остановки ды хания. Врачи и медсестры суме ли выходить кроху и в нормаль ном состоянии передать родите лям. Значительно повышен уро вень оказания экстренной реани мационной помощи новорожден ным за счет выделения неона тального блока в составе отделе ния реанимации. Для него при обретен реанимобиль с совре менной дыхательной аппарату рой, инфузионной техникой, что существенно расширило показа ния д л я т р а н с п о р т и р о в к и т я ж е лобольных детей из районов об ласти в ОДБ. В прошлом году детская консультативно-реани мационная бригада выполнила 377 срочных выездов. Все это за метно снизило смертность ново рожденных как в роддомах, так и в других лечебных учреждениях области. За сухими цифрами и фактами стоят сотни спасенных жизней, неизмеримая радость родителей, их благодарность ме дикам, работающим буквально в экстремальных условиях. Самая большая нагрузка достается за ведующему отделением реани мации Андрею Кузьменко, вра чам Андриану Бурсаеву и Кирил лу Бахмут. Надо отметить, что эта тяже лая интенсивная работа, требу ющая огромных физических и ду шевных сил в сочетании с ответ ственностью за жизнь и здоровье малышей, по праву должна вос приниматься как трудовой под виг и хорошо оплачиваться. Но наши медики получают крохи, что приводит к падению престижа и дискредитации профессии. В ре зультате лучшие кадры уходят. Например, сегодня в том же от делении реанимации остро не хватает врачей и медсестер. — Главным п ринципом зд р ав о о х р ан ен и я я вл яется рождение здорового ребенка. Какими методами этот прин цип реализуется в областной детской больнице? —Уже несколько лет мы прак тикуем пренатальную диагности ку плода, выявление его врожден ной и наследственной патологии. В прошлом году в медико-гене тической консультации ОДБ были выявлены 48 случаев тяжелейших пороков развития плода. По ре комендации врачей берем ен ность была прервана, что позво лило предотвратить рождение детей со сложными, несовмести мыми с жизнью патологиями. Чаще всего это —пороки разви тия головного и спинного мозга (зачастую его отсутствие), опор но-двигательного аппарата, по роки сердца и легких, а нередко наблюдается сочетание несколь ких патологий в одном плоде. — Коснулось ли детской больницы повсеместное р а з вертывание дневных стацио наров и насколько, по-ваш е му, их работа эффективна? — У нас действуют 50 коек дневного стационара. Этот метод позволяет не только уменьшить затраты на лечение, при этом со хранив качество оказания меди цинской помощи, но и значитель но снижает психологическую на грузку на больного ребенка, уст раняет стрессовые реакции на госпитализацию. В течение трех четырех часов ребенок получает полноценное лечение, а вторую половину дня проводит в обычной с е м е й н о й о б с т а н о в к е . Э та ф е р ма лечения наиболее популярна' у жителей Липецка. В 2001 году на койках дневного стационара здесь было пролечено 1123 ре бенка. * — Д а в н е й п р о б л е м о й зд р аво о х р ан ен и я явл яется недоступность получения спе циализированной медпомощи для жителей удаленных сел. Как реш ается она в ОДБ? —Унас эту проблему во мно гом решают выезды поликлини ки «Здоровье». В 2001 году мы участвовали в областном бла готворительном марафоне «Все дети — наши», в ходе которого провели осмотр воспитанников детских домов, школ-интернатов в городах и районах области. А всего за год выездную поликли нику ОДБ посетили 15 тысяч д е тей. В ходе осмотров врачи вы явили 2240 заболеваний, 335 че ловек были госпитализированы. Считаю, что лечебные воз можности областной больницы максимально приблизили специ ализированную медицинскую по мощь к детям, проживающим в сельской местности. Вместе с тем пора поднимать и уровень само го сельского здравоохранения. Для этого необходимы средства, но прежде всего квалифициро ванные, преданные делу кадры специалистов. Они пойдут рабо тать в село лишь тогда, когда уви дят реальную перспективу, будут получать достойную зарплату, ког да им будут обеспечены соци альные гарантии и блага. Беседовал Николай РОЩУПКИН. П Р И Х О Д И Т Е . К О Г Д А Х О Т И Т Е . , , СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ Счастлив тот, ком у дов ел о сь встретить в юности П едагога. Если это действи тельно Педагог с больш ой буквы, то такая встреча накладывает отпечаток на весь жизненный путь ч ел ов ек а . Среди таких счастливцев огромная плеяда учеников Цили Марковны Байч —старейш его и в едущ его преподавателя ф ор тепианного отделения Липецкого музыкального училищ а (ныне училищ е ис кусств). Циля Марковна закончила Московскую консерваторию , к уда ей при шлось поступать дваж ды — у ч е б у прервал а война. Но и в эвакуации он а не расставалась с музыкой — р а б о тал а конц ертм ей стером в театр е Наталии Сац. В Липецком ж е музыкальном училищ е начала преподавать почти со дня его основания . Сегодня у Цили Марковны ю бил ей . Накануне я встрети лась с е е бывшими уч еницами , а ныне преподавателям и областного учили ща искусств имени Игумнова. Рассказывают Лариса С емоненко и Людмила Т уромш ева. — Мы не можем назвать себя ее бывшими ученицами, поскольку и сегодня продол жаем учиться у Цили Мар ковны. И речь не только о чисто профессиональной сто роне. Когда общаешься с нею, не перестаешь удивлять ся ее жизненной стойкости, выдержке и внутреннему спо койствию. Она ни когда и ни на что не жалуется. Согласи тесь, это редкость в наши дни. Одна из ее главных установок: «Все нор мально, лишь бы хуже не было». Нам всем нередко не хватает такой жизненной мудрости, а от Цили Марков ны получаешь настоящий заряд надежды. Так что она и сейчас продолжает учить нас. Те пианисты, кто закан чивал училище в шестидеся тых, прекрасно помнят ее, даже если не учились в ее классе. Дело в том, что Циля Марковна была не только прекрасным педагогом, но и блистательном концертмей стером, владела колоссаль ным репертуаром. В те вре мена было сложно добыть пластинки с классическими записями. Так на уроки му зыкальной литературы при глашали Цилю Марковну, и она иллюстрировала любые произведения — и симфони ческие, и оперные, и хоро вые. У музыкантов есть та кое понятие —«читать с лис та», то есть с ходу играть не знакомое сочинение. У нее в этом смысле уникальные спо собности. Для ее учеников она была непререкаемым авторитетом, кумиром. Причем требова тельность ее распространя лась не только на учеников, но и на самое себя. Она не боялась сказать: «Я не пре тендую на истину в послед ней инстанции». Наверное, в музыке иначе и нельзя — можно загубить индивиду альность ученика. А для нее всегда было главным вы явить эту индивидуальность. Уже позже, когда мы сами стали преподавать, она не уставала напоминать: «Если у вас есть хорошие ученики, не скупитесь на похвалы, давайте им понять, что в чем- то они лучше других». Такая педагогическая, психологи ческая методика приносила завидные результаты. Впро чем, снисхождения не было никому, включая и самых одаренных. Она могла просто закрыть ноты и сказать: «Иди, думай». И мы шли, ду мали, искали, искренне же лая только одного — на сле дующем уроке заслужить ее сдержанную похвалу. Для нее «техничность» как таковая никогда не была самоцелью. Она никогда не любила, если играли по при нципу «громче да быстрее». Во главе угла всегда была му зыка, о ней-то и шел разго вор. Техника — лишь сред ство. Пожалуй, в душе она всегда была очень тонким и ранимым романтиком. И не случайно через всю ее жизнь прошел фортепианный кон церт Шумана — ее любимое произведение, которое она неоднократно исполняла с различными оркестрами. А для учеников она старалась подобрать программу, кото рая бы лучше всего выявила их индивидуальность. Инте ресная особенность: она все гда хотела, чтобы репертуар в классе все время расширял ся. Знаете, есть педагоги, которые предпочитают из года в год давать разным уче никам одну и ту же програм му — так проще, легче, удоб нее. А Циля Марковна уме ла находить какие-то совер шенно новые произведения современных авторов, откры вать их и для нас, и для себя. Ей так было интереснее. Она и сейчас продолжает откры вать что-то новое для себя, но теперь уже больше — в книгах. Она признается: «Я теперь могу обойтись без фор тепиано, но без чтения — ни за что». Когда мы учились в ву зах, то продолжали с нею пе реписываться, делиться забо тами, радостями, и отнюдь не только профессиональны ми. И она отвечала, совето вала, подсказывала, поддер живала. Как находила на это время — уму непостижимо. Бывали ситуации, когда по делиться можно было толь ко с ней. Странно: за всю свою педагогическую дея тельность она никогда не по лучила ни одного звания, ни одной награды. Может, пото му, что никогда к ним не стремилась, не ечитала нуж ным и пальцем шевельнуть ради какого-то официально го признания. Это было ниже ее достоинства. У нее было нечто большее — признан ный авторитет, основанный на высочайшем профессиона лизме. Были любовь и дове рие учеников. Наверное, на стоящему педагогу ничего другого и не надо. Если вспомнить те годы, когда нам уже посчастливи лось работать рядом с ней, то можно сказать, что класс ее был своеобразным клубом, в который постоянно тяну лись преподаватели, — и за профессиональным советом, и просто для разговора по душам. И это несмотря на то, что все мы ощущали между собой и Цилей Марковной колоссальную дистанцию. Но эта дистанция не давила тебя, не угнетала, не рожда ла комплексов неполноцен ности. Видимо, потому, что эта женщина очень много всем нам отдавала. По сути, неверно, что у нас идет разговор в прошед шем времени. Настоящий педагог продолжает учить всех окружающих просто са мим своим отношением к жизни, неважно, работает он или на пенсии. Мы продол жаем с ней общаться и в силу естественной внутренней по требности. Да и сама она не устает повторять: «Приходи те ко мне не тогда, когда дол жны, а когда хотите». Вот мы и приходим... Записала Елена БРЕДИС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz