Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
16 февраля 2002 г., № 32 (21660) шшшш С О Ц И А Л Ь Н О (Продолжение. Начало на 2—4 -й стр.) В соответствии с программой «Основн ые мероприятия по улучше нию экологической обстановки в Липецкой области на 2001-2005 гг.» осуществлены меры по созданию систем централизованной канализа ции с очистными сооружениями. В 2001 году на указанные цели из экологического фонда направлено около 27 млн. руб. В 2001 году за счет средств областного бюджета приобретено и смонтировано 12 приборов учета тепловой энергии, 24 расходомера холодной воды. В г. Липецке из муниципального бюджета направлено более 520 тыс. руб. на установку приборов учета тепловой энергии на муниципальных котельных (11 штук) и установку трехфазных общедо мовых электросчетчиков (около 100 штук). * В соответствии с постановлением главы администрации области от 29.04.99 г. № 70 «О порядке консолидации и использования средств на энергосбережение» сформирован фонд энергосбережения. В 2001 году из средств фонда более одного миллиона рублей направлено на приобретение энергосберегающего оборудования и технологий, 0,6 млн. руб. — на энергоаудит, 0,5 млн. руб. — на теплоизоляционные мероприятия, установлено 340 счетчиков по учету топливно-энергети ческих ресурсов, внедрены 2 автоматизированных тепловых пункта и 7 пластинчатых теплообменников. В целях социальной поддержки населения сохранен уровень опла ты за жилищно-коммунальные услуги в размере 50% от их полной сто имости при федеральном стандарте —80%. При этом доля расходов граждан на оплату услуг от совокупного дохода семьи сохраняется в размере 10%, в то время как федеральный стандарт предусматривает 22%. Фактический уровень оплаты населением жилищно-коммуналь ных услуг составил 39%. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг осу ществляется с одновременным принятием мер по социальной защите населения, и в первую очередь малообеспеченного. В 2001 году субси диями воспользовались более 37 тыс. семей. Наряду с предоставле нием субсидий, население пользуется льготами по оплате жилья и ком мунальных услуг. Кроме того, на покрытие затрат в связи с реализаци ей законов Российской Федерации от 12.01.95 г. № 5-ФЗ «О ветера нах» и от 24.11.95 г. № 181 -ФЗ «Осоциальной защите инвалидов в РФ» направлен 91 млн. руб., на поддержку многодетных семей —4,5 млн. руб. В целях совершенствования структуры управления, создания эко номических предпосылок для нормализации положения в отрасли со здано 9 служб единого заказчика и 14 товариществ собственников жилья. Предметы ведения и полномочия органов государственной вла сти и местного самоуправления определены Уставом и Законами Ли пецкой области «Об общих принципах организации местного самоуп равления в Липецкой области» (от 14.09.1995 г. № 21-03), «О порядке наделения органов местного самоуправления в Липецкой области от дельными государственными полномочиями» (от 12.11.1999 г. № 55- 03). Межбюджетные отношения осуществляются в соответствии с законами об областном бюджете на очередной финансовый год. При нят Закон Липецкой области от 26.10.2001 г. № 165-03 «О закреплении долей федеральных налогов за бюджетами районов и городов». Одним из инструментов регулирования экономических процессов, с помощью которого предоставляется возможность поддерживать ре жим цивилизованной конкуренции, состояние динамичной сбаланси рованности бюджета, является конкурсное размещение заказа на закупку продукции для областных нужд. Принят Закон Липецкой области от 26.10.01 г. № 169-03 «О закупках и поставках продукции для областных нужд». В 2001 году экономия бюджетных средств в ре зультате конкурсного размещения областного заказа составила около 27 млн. руб. В целях обеспечения прозрачности бюджетных расходов и в соот ветствии с Законом Липецкой области от 10.04.2000 г. № 72 -0 3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Липецкой области «О бюд жетном устройстве и бюджетном процессе в Липецкой области» с 1.01.2001 г. финансирование бюджетных учреждений из областного бюджета осуществляется по казначейской системе. / Управление долгом осуществлялось в соответствии с законом области от 21.02.2001 г. № 132-03 «Об областном бюджете на 2001 год», которым установлен верхний предел государственного долга об ласти на 1 января 2002 года в сумме 300 млн. руб., в том числе размер предоставляемых государственных гарантий на привлечение заимство ваний — 100 млн. руб. Кроме того, принято постановление главы ад министрации области от 16.07.2001 г. № 113 «О мероприятиях по ре структуризации долговых обязательств администрации Липецкой об ласти». Полностью погашена задолженность по кредитам коммерчес ких банков. В 2001 году продолжена работа Совета по координации д е я тельности контролирующих органов в вопросах обеспечения доходов бюджета области и внебюджетных фондов. Принятые меры позволили уменьшить долю недоимки по платежам в бюджет в общей сумме поступлений в бюджетную систему области с 10,4% в 2000 году до 1,8% в 2001 году. Работа по реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды осуществ ляется в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 23.05.01 г. № 410 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пра вительства РФ от 03.09.99 г. № 1002», от 08.06.01 г. № 458 «О порядке и условиях проведения в 2001 году реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сель скохозяйственных предприятий и организаций по федеральным нало гам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государствен ных внебюджетных фондов», постановлением главы администрации области от 17.07.2001 г. № 118. Решению социально-экономических проблем, сохранению социаль ной стабильности способствует созданная и целенаправленно разви вающаяся многоуровневая система социального партнерства. В соответствии с законами Липецкой области от 12.02.99 г. № 20- 0 3 «О социальном партнерстве» и от 04.05.2000 г. № 89-03 «Об охра не труда в Липецкой области» деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях, меж ведомственных комиссий по охране труда вовлекает в партнерские отношения с органами государственной власти, местного самоуправ ления все больше работодателей, объединения которых созданы в 12 городах и районах. В дополнение кставшим традиционными областному трехсторон нему и отраслевым соглашениям заключены первые районные трех сторонние соглашения. Количество зарегистрированных коллективных договоров по сравнению с 1997 г. увеличилось на 30%, а охват работ ников, чьи права защищены ими, возрос с 61 до 71% всех занятых в экономике области, что заметно превышает среднероссийский уро вень. В результате в последние годы забастовки и другие крайние фор мы трудовых конфликтов стали единичным событием, а возникающие проблемы и спорные ситуации решаются методами переговоров и ком промиссов. Поднятию престижа человека труда, росту эффективности произ водства и более полному удовлетворению на этой основе социально трудовых интересов населения способствует возрождение областных конкурсов профессионального мастерства, трудового соперничества среди работников промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы. В результате принятия мер, способствующих снижению производ ственного травматизма и профессиональной заболеваемости, число пострадавших на производстве с 5,5 чел. на 1 тыс. работающих в 1997 г. сократилось до 4,1 чел. С января 2000 года Липецким региональным отделением Фонда социального страхования РФ производятся выплаты по обязательно му социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В 2001 году их получили 7,3 тыс. чел., что в 2,5 раза больше, чем в 2000 году, пострадавшим выделено 890 санаторно- курортных путевок и 7 автомобилей. Одновременно с выплатой от не счастных случаев производятся дополнительные выплаты: на приобре тение лекарств, питание, уход, протезирование и т.д. Своевременное и полное бюджетное финансирование про граммных мероприятий по занятости населения позволило со хранить достаточно стабильную ситуацию на рынке труда. Уровень ре гистрируемой безработицы сократился с 0,9 %на 01.01.98 г. до 0,6%. На протяжении трех последних лет этот показатель в 2 раза ниже сред нероссийского уровня. На 3% уменьшилась «хроническая», свыше 1 года, безработица, «женская» —соответственно на 2,5%. За период с 1998 по 2001 год оказано содействие занятости различного характера 388 тысячам человек, в т.ч. 51,8 тыс. человек взрослого населения при няли участие в общественных работах и около 50 тысяч несовершенно летних граждан —во временных работах в свободное от учебы время и на период каникул. На постоянную и временную работу трудоустроено около 143 тысяч человек. Из средств фонда занятости населения и федерального бюджета на мероприятия активной политики занятости и материальной под держки безработных направлено 208,5 млн. рублей, в том числе в 2001 году —53 млн. руб. В целях гарантированного трудоустройства безработных граждан, из числа особо нуждающихся в социальной защите, с участием средств фонда занятости населения на предприятиях области за 1998-2001 годы П Р О Г Р А М М А Э К О Н О М И Ч Е С К О Г О Р А З В И Т И Я Л И П Е Ц К О Й О Б Л А С Т И Н А 2 0 0 2 Г О Д дополнительно создано около 1,5 тыс. рабочих мест постоянного ха рактера. Для снижения напряженности на рынке труда, подготовки необхо димых экономике специалистов ежегодно увеличивается численность безработных граждан, получающих за счет средств фонда занятости населения или федерального бюджета новые, востребованные на рынке труда профессии. За 1998-2001 годы направлено на профобучение 12,5 тыс. чел., в том числе в 2001 году —3 тыс. чел. Активно проводится работа по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения. Данные услуги в службе заня тости получили 132 тыс. чел. Большое внимание уделяется работе по профессиональной ориентации учащейся молодежи. Помощь в обо снованном выборе профессии с учетом спроса на рынке труда, инди видуальных наклонностей и способностей получили 35 тыс. учащихся. Во всех центрах занятости населения действуют профконсультацион- ные пунктыдля выпускников школ и абитуриентов. Для обеспечения дополнительных гарантий занятости и реализа ции права на социальную защиту от безработицы инвалидов, молоде жи и других лиц принят закон от 14.09.00 г. № 104-03 «О квотирова нии рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в,социальной защи те», которым установлена квота для приема на работу инвалидов в раз мере 3 процента и другим категориям в размере до 2 процентов от среднесписочной численности работников. Производится первоочередное финансирование расходов на выплату заработной платы работникам бюджетной сф еры . В течение 2001 г. заработная плата указанной категории повышалась 4 раза. До 1 декабря размер действующей ставки 1 разряда Единой тарифной сетки в области был выше федерального уровня в 1,5 раза. С 1 декабря 2001 г. размер тарифной ставки установлен в размере 450 рублей в месяц. В истекшем году на нужды здравоохранения из бюджета облас ти направлено около 1,5 млрд. руб. с ростом к2000 году на 20%. Удель ный вес затрат на здравоохранение составляет в бюджете 19%. Кроме того, финансирование отрасли осуществлялось из фонда обязательного медицинского страхования в сумме около 450 млн. руб., или 22% от общей суммы, что в 1,5 раза больше, чем в 2000 году. В настоящее время система обязательного медицинского страхо вания представлена 19 тысячами страхователей, 62 лечебно-профи лактическими учреждениями, областным фондом обязательного меди цинского страхования и 4 страховыми медицинскими организациями. В целях улучшения финансового состояния отрасли проводится планомерная работа по введению стационарного звена в систему ОМС. С 1 октября 2001 года в системе ОМС финансируются все стационар ные отделения областных и центральных районных больниц, больниц г. Ельца, 8 из 11 стационаров г. Липецка. Учреждения здравоохранения области, работая в системе обяза тельного медицинского страхования, дополнительно к бюджетному финансированию получили в 1998-2001 годах около 1,0 млрд, рублей. Это позволило обеспечить своевременную выплату в полном объеме заработной платы медицинским работникам, укрепить материально- техническую базу лечебных учреждений, профинансировать меропри ятия целевых программ «Безопасное материнство», «Вакцинопрофи- лактика». В сфере здравоохранения продолжает реализовываться стратеги ческая задача —профилактика заболеваемости, улучшение состояния здоровья жителей области на основе выполнения Программы государ ственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Сни зились показатели младенческой и материнской смертности, заболе ваемость туберкулезом и инфекциями, передающимися половым пу тем, остановлен рост общей заболеваемости населения, повысилась выявляемость онкозаболеваний в ранних стадиях, снизился уровень первичного выхода на инвалидность. Этому в немалой степени способ ствовала реализация федеральных и областных целевых программ: «Сахарный диабет», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Рос сии», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля», «Безопас ное материнство», «Планирование семьи», «Вакцинопрофилактика», «Анти-ВИЧ/СПИД», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Совершенствование всероссийской службы медицины катастроф», «Профилактика заболеваний, передающихся половым путем». На реализацию целевых программ в сфере здравоох ранения из областного бюджета за период с 1998 года выделено 153,4 млн. руб., в том числе в 2001 году —почти 76 млн. руб. Кроме того, в 2001 году из федерального бюджета направлено около 15 млн. руб., из фонда обязательного медицинского страхования —9 млн. рублей. Обеспечена потребность в лекарственных препаратах больных, стра дающих социально значимыми заболеваниями, и граждан, имеющих право на получение медикаментов на льготных условиях и бесплатно. На данные цели с 1998 года израсходовано 233,6 млн. руб., в том чис ле в 2001 году—81 млн. руб. Кроме того, на льготное зубное протези рование направлено 20 млн. руб., бесплатное питание детей до 2 лет жизни —26,9 млн. рублей, в том числе в 2001 году —соответственно 5,2 млн. руб. и 7,4 млн. рублей. За счет средств областного бюджета в сумме 15,3 млн. руб. в 1998- 2001 гг. оплачены необходимые виды медицинской помощи, предос тавляемые населению в специализированных центрах и институтах за пределами области, в том числе в 2001 г. —6,8 млн. руб. С 1998 года в 2,5 раза увеличен норматив расходования д е нежных средств из расчета на один день пребывания в стационаре по питанию, лекарственному обеспечению — в 2,1 раза. В 2001 году стоимость лекарственного обеспечения в районных больни цах составила 30 руб., питания — 25 рублей, в областных — соот ветственно 55 руб. и 38 рублей. Утверждена Концепция развития здравоохранения Липецкой области на 2001-2005 гг. и на период до 2010 года и план по ее реализации. В 2001 году в сферу образования из бюджета области направле но более 1,5 млрд, рублей, что составляет в общих расходах около 19% и на 23% превышает сумму бюджетных средств, выделенных в 2000 году. Кроме этого, на реализацию целевых программ «Развитие обра зования», «Одаренные дети», «Дети-сироты», «Здоровый ребенок» до полнительно направлено около 22 млн. рублей, в том числе из област ного бюджета — 12 млн. руб., из федерального — 10 млн. рублей. Сократилась общая сумма долга бюджетов всех уровней перед образовательными учреждениями, за год она уменьшилась на 15,8 млн. рублей. В 2001 году практически ликвидирована задолженность педа гогическим работникам по выплате денежной компенсации на приоб ретение книгоиздательской продукции, задолженность по выплате льгот по коммунальным услугам сократилась на 14%. В целях стимулирования научно-исследовательской работы и развития научного потенциала в 2001 году проведен областной кон курс научных исследований и разработок. По итогам конкурса из областного бюджета выделено 500 тысяч рублей на целевую фи нансовую поддержку научных исследований по естественно-научному, гуманитарному и техническому направлениям. Для сохранения кадрового потенциала и притока молодых спе циалистов в образовательные учреждения принято решение об установлении доплат молодым педагогам в размере 15% от ставки 7 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюд жетной сферы, педагогическим работникам, имеющим звание «Заслу женный учитель РФ», —в размере одного минимального размера оп латы труда. Решались вопросы технического перевооружения системы об разования. На поставку, монтаж и наладку компьютерных классов в сельские школы направлено из областного и федерального бюд жетов более 18 млн. рублей. В течение 2001 года в 88 школ обла сти поступило 617 персональных компьютеров. Завершается работа по газификации объектов образования. На газообразном топливе уже работают 543 школы (с учетом централь ного отопления), или 85%, в 2001 году переведено еще 17 объектов. В таких районах, как Грязинский, Добровский, Елецкий, Хлевенский и Липецкий, газификация школ практически завершена. Сохранение потенциала в сф ер е культуры было обеспечено за счет своевременного финансирования отрасли. В 2001 году в сф е ру культуры направлено более 190 млн. рублей бюджетных средств, что составляет 2,5% консолидированного бюджета с ростом к 2000 году на 22%. Оказано платных услуг населению на сумму около 17 млн. руб., или в 2 раза выше уровня 1997 года, в том числе в сфере кинематографии — на сумму более 6 млн. рублей. В истекшем году, помимо ранее учрежденных творческих стипен дий, дополнительно были учреждены 25 стипендий молодым профес сиональным артистам, режиссерам и руководителям коллективов, а также социальные стипендии липецким писателям. Лучшим деятелям культуры и искусства присуждалась премия им. И.А. Бунина, а уча щимся—премии им. К.Н. Игумнова и В.С. Сорокина. На реализацию целевой программы «Культура России» в 2001 году выделено из федерального бюджета 5,5 млн. руб. С целью осуществления мер по улучшению положения детей, женщин, семьи и демографической ситуации в 1998-2001 гг. при оритетное внимание уделялось укреплению и повышению статуса се мьи с детьми, особенно социальной поддержке многодетных семей, семей с детьми первых двух лет жизни, а также оказавшимся в труд ной жизненной ситуации. Дальнейшее развитие получила целенаправленная работа по вы полнению комплексной программы «Дети России». В 2000 г. меропри ятия программы впервые были профинансированы из областного бюд жета отдельной статьей в сумме 6,2 млн. руб. — 107% кплану. В 2001 г. целевое финансирование программы «Дети России» увеличено в 2 раза и составило 12,4 млн. руб. В ходе выполнения 9 целевых программ по улучшению положения детей приоритетное внимание уделялось детям-сиротам и детям, ока завшимся без попечения родителей. Возросло с 400 до 433 число де- тей-сирот, переданных на воспитание в семью. В течение 2000-2001 гг. в области создано 20 приемных семей, в 1999—таких семей было 5. С 1 января 2000 г. размер опекунских пособий увеличен с 966 до 1355 руб., или в 2,3 раза. Внесены поправки в Закон Липецкой области «О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области» в части целевого финансирования из областного бюджета. Завершена газификация учреждений государственной поддержки детства. В 2000 году в рамках областной целевой программы «Дети-сиро ты» впервые за многие годы приобретено 6 квартир для детей-сирот на сумму 1,5 млн. руб., в 2001 году израсходовано на эти цели в 2 раза больше —3 млн. руб. В условиях ухудшения демографической ситуации в области при нимались дополнительные меры по социальной поддержке многодет ных семей. В 2001 году областным Советом депутатов по предложению администрации области принято постановление «О дополнительных мерах по социальной поддержке многодетных семей», где с учетом особенностей социально-экономического и демографического разви тия области изменен статус многодетной семьи и им предоставлено 13 дополнительных прав и льгот. В связи с этим 5978 семей с тремя детьми получили возможность пользоваться всеми правами и льгота ми многодетной семьи. Увеличилось число детей, получающих различное питание в обще образовательных учреждениях, с 70 до 99%, а также число детей пер вых двух лет жизни, получающих смешанное специальное питание. Расширился ассортимент специальных молочных продуктов, произво димых на молочных кухнях, увеличилось число торговых предприятий, производящих отпуск продуктов детского питания по рецептам врачей и за наличный расчет, особенно в сельской местности. В 2000 году в области учрежден Почетный знак «Слава Матери». В канун Дня матери первые награды и премии в 120 минимальных раз меров оплаты труда получили за рождение и воспитание достойных детей 25 женщин-матерей, внесших личный значительный вклад в со циально-экономическое развитие области. В 2001 г. в целях развития благотворительной деятельности, направленной на обеспечение бла гополучия и стабильности общества, учрежден Почетный знак Добро ты. В сфере улучшения положения женщин и повышения их роли в обществе увеличилось число женщин-депутатов представительных органов местного самоуправления с 14 до 20,5%, женщин-глав сельс ких администраций —с 34,1 до 41,1 %. Завершается капитальный ремонт областного государственного учреждения — Кризисный центр помощи женщинам и детям. На содержание домов-интернатов и переоснащение их но вым техническим оборудованием и реабилитационной техни кой в 2001 году из областного бюджета выделено 118 млн. рублей. Только на текущий и капитальный ремонт учреждений соци альной защиты населения за последние 4 года израсходовано 64,5 млн. руб. По уровню комфортности проживания дома-интернаты области занимают лидирующее место в Российской Федерации. Малообеспеченным гражданам и семьям, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, в рамках Комплекс ной программы по социальной поддержке населения оказывается ад ресная помощь. Размер адресной помощи на 1 человека в месяц воз рос с 63 руб. в 2000 году до 100 руб. в 2001 году, для оказавшихся в кризисной ситуации сумма помощи составляет от 1 до 10 тыс. рублей. За счет расширения перечня категорий граждан, имеющих право на получение адресной помощи, их количество и бюджетное финансиро вание по сравнению с 1997 годом увеличилось в 4 раза. В 1997 году адресную помощь получили 17 тыс. чел. на сумму 2,8 млн. руб., в 2001 году —90 тыс. человек на сумму 29,8 млн. руб. Кроме этого, в истек шем году 3560 детей из малообеспеченных семей получили бесплат ные путевки в оздоровительные лагеря на сумму 8,9 млн. руб., что боль ше уровня 2000 года на 5,4 млн. руб., или в 2,5 раза. Начиная с 1998 года малоимущим гражданам на бесплатную гази фикацию домовладений из областного бюджета выделено 9 млн. руб., «голубое топливо» поступило в 1700 квартир. В рамках программы «Старшее поколение» действует милосердная акция «Мы твой дом и тепло сохраним». Более 15 тысяч одиноких не трудоспособных граждан обслуживаются на дому, работают 185 отде лений, 17 бригад экстренной социально-бытовой помощи пенсионе рам и инвалидам, 500 столовых на дому, 700 социально-экономических огородов. Открыто 8 социальных прачечных, 6 аптек и 3 парикмахерс кие. Создана и работает служба «Социальное такси». Из средств обла стного бюджета для нее приобретено 28 автомобилей, в 2001 году зак лючено 1807 договоров с ветеранами войны и труда на оказание транс портных услуг. В полном объеме решаются вопросы обеспечения инвалидов крес ло-колясками и протезно-ортопедическими изделиями. Инвалидам Великой Отечественной войны не только полностью погашена задол женность по компенсациям за бензин и техническое обслуживание ав томобилей, образовавшаяся еще в 1996 году, но и размер компенса ции с 2001 года увеличен почти в 2 раза, с 468 до 800 рублей. Помимо этого для инвалидов войны, по общему заболеванию и детства в 2001 году приобретено 420 автомобилей на сумму 23,3 млн. руб. Более 900 инвалидов и участников Великой Отечественной войны получили бес платную телефонную связь. Всего за период с 1998 по 2001 год осуще ствлен доступ ктелефонной сети около 1,5 тыс. человек льготной кате гории. В 2000 году за счет средств областного бюджета ликвидирова на задолженность инвалидам и участникам войны по компенсации за санаторно-курортное лечение, в 2001 году санаторно-курортные путе вки получили 2 тыс. человек. На территории области проживает 285 тысяч граждан льготных категорий, которые в соответствии с Федеральными законами «О ве теранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федера ции» имеют право на льготы. В 2001 году сумма льгот составила 334 млн. рублей. В связи с тем, что отдельным категориям граждан льготы по жилищно-коммунальным услугам предоставляются и на членов се мей, совместно с ними проживающих, количество лиц, реально пользу ющихся льготами в полном объеме, составляет около 325 тысяч чело век. В сфере экологии в 2001 году для водных ресурсов бассейна реки Воронеж разработаны нормативы предельно допустимого воз действия на воды и комплексная схема их рационального ис пользования. Это позволит более строго контролировать качество сбрасываемых сточных вод предприятиями и распределять водные ре сурсы с учетом первоочередного удовлетворения водопользователей. В рамках «Программы прекращения загрязнения водных ресур сов области» осуществлен ряд мероприятий по строительству, ре конструкции и ремонту очистных сооружений. Продолжается работа по обезвреживанию отходов производства. Ведется строительство полигонов твердых бытовых отходов в городах Усмани, Грязи и р.ц. Волово. На эти цели из областного бюджета вы делено более 1,2 млн. рублей. Продолжается сооружение первой оче реди станции приема, сортировки и брикетирования твердых быто вых отходов в г. Липецке. Предприятие рассчитано на переработку 2 млн. т в год бытового мусора с извлечением вторичных материалов. Осуществляется реконструкция иловых площадок объединенных канализационных очистных сооружений г. Липецка и ОАО «НЛМК». На природоохранные мероприятия за счет всех источников финан сирования в 2001 году направлено более 200 млн. рублей, в т.ч. за счет бюджета всех уровней —32 млн. руб., за счет средств предприятий — более 160 млн. руб. 5. Основные н ап р авл ени я и приоритетны е з ад а чи соци ал ьно -эконом ич еско го развития области на 2002 год ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Развитие промышленности будет по-прежнему ориентировано на повышение конкурентоспособности продукции и технического уров ня, обеспечение роста объемов производства, замещение импорт ной продукции, формирование механизмов, позволяющих привлекать дополнительные инвестиции. Обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производ ства требует активизации промышленной политики, реализация ко торой будет осуществляться в соответствии с законом «О промыш ленной политике в Липецкой области» и через мероприятия, предус мотренные Программой развития промышленности области до 2005 года. Приоритетными направлениями развития промышленности будут являться: —активизация политики реформирования предприятий, направ ленной на совершенствование системы управления, повышение от ветственности руководителей за последствия принимаемых решений, формирование эффективных собственников, снижение издержек, улуч шение финансово-экономических результатов деятельности; — создание условий для ускорения восстановления производ ства на наиболее перспективных промышленных предприятиях и дальнейшего развития; — сохранение и расширение продукции отечественного маши ностроения; — перепрофилирование и модернизация высвобождаемых мощ ностей для организации производства конкурентоспособной про дукции; — развитие внутриобластной кооперации промышленных пред приятий; — реализация программ модернизации металлургической от расли; —развитие экспортного потенциала; —снижение энергоёмкости производства и внедрение энерго сберегающих технологий; —формирование устойчивых рынков сбыта; — разработка и реализация мер поддержки предприятий в об ласти развития персонала; — повышение экологической безопасности. Основу стратегии развития промышленности составит ориента ция в основном на собственный совокупный ресурсный потенциал (производственный, научно-технический, трудовой и природный), внутренние источники накопления, которые позволят закрепить стар товые условия экономического роста, продолжить реструктуриза цию экономики и выйти на модель устойчивого развития. Продолжится реализация региональной программы качества, ос новной целью которой является создание организационных, эконо мических и социальных условий для улучшения качества продукции и услуг. В плане реализации системного эколого-экономического подхо да планируется развернуть на предприятиях работу по совершен ствованию существующих технологических процессов при минималь ных финансовых, энергетических и сырьевых издержках, в резуль тате которой должна улучшиться экологическая обстановка на пред приятиях и в целом в области. Мероприятия, направленные на содействие развитию персона ла на производстве, должны обеспечить расширенное качественное воспроизводство трудовых ресурсов в соответствии с требования ми рыночной экономики. Будет продолжена работа по координации деятельности орга нов власти с соответствующими отраслями промышленности в це лях достижения устойчивого роста объемов промышленного произ водства и увеличения на этой основе доли добавленной стоимости промышленности в валовом региональном продукте области. Сохранятся формы и направления государственной поддержки, предусматривающие предоставление поручительств, а также льгот для инвесторов с целью повышения их заинтересованности и при влечения в производство дополнительных финансовых средств. Рост промышленного производства в 2002 году оценивается на уровне 101,5% к 2001 году. Наиболее высокие темпы развития со хранятся в машиностроении и металлообработке, промышленности строительных материалов, легкой и пищевой промышленности. .В элект роэнергет ике предусматривается реализация мер по реформированию отрасли в соответствии с основными направле ниями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.01 № 526. Реформирование будет направлено на развитие ры ночных отношений в сфере электроэнергетики, привлечение допол нительных инвестиций, реструктуризацию долгов потребителей. Ос новное внимание будет уделяться сохранению потенциала действу ющих энергетических предприятий, главным образом за счет тех нического перевооружения и реконструкции. В 2002 году планиру ется провести реконструкцию теплотрасс и ТЭЦ в городах Липецке, Данкове, Ельце (9 км на сумму более 55 млн. руб.), подстанций 220- 110 КВ, линий электропередач. Всего на эти цели будет направлено из разных источников финансирования около 200 млн. рублей. Опережающий рост цен и тарифов на продукцию и услуги есте ственных монополий по сравнению с ценами на промышленную про дукцию снижает эффективность развития предприятий м ет аллурги ческой промышленности, которая является крупнейшим потребите лем топлива, электроэнергии, минерального сырья и услуг транспор та. Кроме того, ухудшается внешнеэкономическая конъюнктура по от дельным видам продукции металлургии. На эффективность работы продолжает оказывать влияние высокая степень износа основных фон дов, что повышает материало- и энергоемкость производства, снижа ет технический уровень, качество и конкурента- способность продук ции. В отрасли предусматриваются мероприятия по замене устарев ших технологий, агрегатов и оборудования, совершенствованию су ществующих технологических процессов в производстве чугуна, ста ли, проката, внедрению ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. В ОАО «НЛМК» продолжатся работы по строительству но вой установки непрерывной разливки стали, модернизации прокатных цехов и сталеплавильного производства. ВОАОЛМЗ «Свободный со кол» будут проведены капитальный ремонт и реконструкция шихтопо- дачи доменной печи № 1, планируется организация участка фасонного литья. Выполнение программы технического перевооружения позво лит увеличить рост производства продукции в ОАО «Стагдок». По прогнозу на 2002 год, объем производства в отрасли ожида ется в пределах 101% к уровню 2001 года. В х и м и ч е с к о й и нефт ехим ической промыш ленност и объем выпуска продукции прогнозируется с ростом на 3% к уровню 2001 года. В результате реализации программы реконструкции и техни ческого перевооружения ОАО «Силан» будет создано производство антинакипинов, фасадных и разметочных дорожных эмалей, усовер шенствована технология производства низконаполненных прозрач ных клеев-герметиков. В промышленности синтетических смол и пла стических масс прогнозируется незначительный рост выпуска про дукции. В м аш и ност роении и мет аллообработ ке, с учетом оценки спроса на важнейшие виды машиностроительной продукции на внут реннем рынке, прогнозируется дальнейшее наращивание объемов производства. Продолжатся работы по оптимизации производствен ных мощностей, реструктуризации активов предприятий, поиску стратегических инвесторов для обеспечения развития новых направ лений, освоению перспективных видов продукции и новых произ водств, а также проведению сертификации продукции. Прогнози руемый общий объем продукции отрасли превысит уровень теку щего года на 4%. Продолжится наращивание производства и обновление продук ции металлообрабатывающего оборудования. В ЗАО «Липецкий станкостроительный завод» новые технологии и имеющийся опыт по изготовлению высокотехнологичного и наукоемкого оборудова ния позволят возобновить производство специализированных стан ков глубинного шлифования, увеличить объем производства высо коточных линейных направляющих в 1,5 раза, расширить номенкла туру деревообрабатывающего оборудования. Частичное обновление основных производственных фондов по зволит ОАО ЛОЭЗ «Гидромаш» увеличить объем производства про дукции на 10-15%, расширить номенклатуру выпускаемых изделий, улучшить экологическую обстановку на производстве. Программа развития ОАО «Гидравлик» предусматривает освое ние производства новых конкурентоспособных изделий: гидрорас пределителей с ручным и электрогидравлическим управлением для мобильной техники, спецгидроприводов для изделий специально го назначения. Объемы производства увеличатся на 2%. Актуальной является задача стабилизации работы предприятия ОАО «Липецкий тракторостроительный завод», его финансового со стояния, активизации работы по поиску потенциальных инвесторов. На Чаплыгинском заводе агрегатов планируется освоение новых видов продукции — элементов фильтрующих дисковых для судовых двигателей речного и морского флота, для двигателя автобуса «Ика рус», для очистки рабочих жидкостей гидросистем тракторов, стро ительных и дорожных машин, что позволит увеличить объем произ водства на 7%. В промыш ленност и строительных мат ериалов дальнейшее развитие получит производство стеновых материалов, конструкций и изделий сборных железобетонных, цемента, оконных и дверных блоков. ОАО «Липецкий завод изделий домостроения» увеличит произ водство блоков из ячеистого бетона. Производство продукции в ОАО «Липецкий комбинат силикат ных изделий», ОАО «Липецкцемент» останется на уровне 2001 года. ОАО «Елецизвесть» проводит поэтапный капитальный ремонт и ре конструкцию печей с переводом их на газообразное топливо. В ОАО «Стройдеталь» планируется начать производство сухих строитель ных смесей. Исходя из ожидаемого спроса на продукцию промышленности строительных материалов, объем продукции в отрасли составит 105% по отношению к 2001 году. На предприятиях легкой промышленности объем производства возрастет на 3%. Имеющийся производственный потенциал отрас- (П р о д о лж е н и е н а 6 -й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz