Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

16 февраля 2002 г., № 32 (21660) шшшш С О Ц И А Л Ь Н О (Продолжение. Начало на 2—4 -й стр.) В соответствии с программой «Основн ые мероприятия по улучше­ нию экологической обстановки в Липецкой области на 2001-2005 гг.» осуществлены меры по созданию систем централизованной канализа­ ции с очистными сооружениями. В 2001 году на указанные цели из экологического фонда направлено около 27 млн. руб. В 2001 году за счет средств областного бюджета приобретено и смонтировано 12 приборов учета тепловой энергии, 24 расходомера холодной воды. В г. Липецке из муниципального бюджета направлено более 520 тыс. руб. на установку приборов учета тепловой энергии на муниципальных котельных (11 штук) и установку трехфазных общедо­ мовых электросчетчиков (около 100 штук). * В соответствии с постановлением главы администрации области от 29.04.99 г. № 70 «О порядке консолидации и использования средств на энергосбережение» сформирован фонд энергосбережения. В 2001 году из средств фонда более одного миллиона рублей направлено на приобретение энергосберегающего оборудования и технологий, 0,6 млн. руб. — на энергоаудит, 0,5 млн. руб. — на теплоизоляционные мероприятия, установлено 340 счетчиков по учету топливно-энергети­ ческих ресурсов, внедрены 2 автоматизированных тепловых пункта и 7 пластинчатых теплообменников. В целях социальной поддержки населения сохранен уровень опла­ ты за жилищно-коммунальные услуги в размере 50% от их полной сто­ имости при федеральном стандарте —80%. При этом доля расходов граждан на оплату услуг от совокупного дохода семьи сохраняется в размере 10%, в то время как федеральный стандарт предусматривает 22%. Фактический уровень оплаты населением жилищно-коммуналь­ ных услуг составил 39%. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг осу­ ществляется с одновременным принятием мер по социальной защите населения, и в первую очередь малообеспеченного. В 2001 году субси­ диями воспользовались более 37 тыс. семей. Наряду с предоставле­ нием субсидий, население пользуется льготами по оплате жилья и ком­ мунальных услуг. Кроме того, на покрытие затрат в связи с реализаци­ ей законов Российской Федерации от 12.01.95 г. № 5-ФЗ «О ветера­ нах» и от 24.11.95 г. № 181 -ФЗ «Осоциальной защите инвалидов в РФ» направлен 91 млн. руб., на поддержку многодетных семей —4,5 млн. руб. В целях совершенствования структуры управления, создания эко­ номических предпосылок для нормализации положения в отрасли со­ здано 9 служб единого заказчика и 14 товариществ собственников жилья. Предметы ведения и полномочия органов государственной вла­ сти и местного самоуправления определены Уставом и Законами Ли­ пецкой области «Об общих принципах организации местного самоуп­ равления в Липецкой области» (от 14.09.1995 г. № 21-03), «О порядке наделения органов местного самоуправления в Липецкой области от­ дельными государственными полномочиями» (от 12.11.1999 г. № 55- 03). Межбюджетные отношения осуществляются в соответствии с законами об областном бюджете на очередной финансовый год. При­ нят Закон Липецкой области от 26.10.2001 г. № 165-03 «О закреплении долей федеральных налогов за бюджетами районов и городов». Одним из инструментов регулирования экономических процессов, с помощью которого предоставляется возможность поддерживать ре­ жим цивилизованной конкуренции, состояние динамичной сбаланси­ рованности бюджета, является конкурсное размещение заказа на закупку продукции для областных нужд. Принят Закон Липецкой области от 26.10.01 г. № 169-03 «О закупках и поставках продукции для областных нужд». В 2001 году экономия бюджетных средств в ре­ зультате конкурсного размещения областного заказа составила около 27 млн. руб. В целях обеспечения прозрачности бюджетных расходов и в соот­ ветствии с Законом Липецкой области от 10.04.2000 г. № 72 -0 3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Липецкой области «О бюд­ жетном устройстве и бюджетном процессе в Липецкой области» с 1.01.2001 г. финансирование бюджетных учреждений из областного бюджета осуществляется по казначейской системе. / Управление долгом осуществлялось в соответствии с законом области от 21.02.2001 г. № 132-03 «Об областном бюджете на 2001 год», которым установлен верхний предел государственного долга об­ ласти на 1 января 2002 года в сумме 300 млн. руб., в том числе размер предоставляемых государственных гарантий на привлечение заимство­ ваний — 100 млн. руб. Кроме того, принято постановление главы ад­ министрации области от 16.07.2001 г. № 113 «О мероприятиях по ре­ структуризации долговых обязательств администрации Липецкой об­ ласти». Полностью погашена задолженность по кредитам коммерчес­ ких банков. В 2001 году продолжена работа Совета по координации д е я ­ тельности контролирующих органов в вопросах обеспечения доходов бюджета области и внебюджетных фондов. Принятые меры позволили уменьшить долю недоимки по платежам в бюджет в общей сумме поступлений в бюджетную систему области с 10,4% в 2000 году до 1,8% в 2001 году. Работа по реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды осуществ­ ляется в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 23.05.01 г. № 410 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пра­ вительства РФ от 03.09.99 г. № 1002», от 08.06.01 г. № 458 «О порядке и условиях проведения в 2001 году реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сель­ скохозяйственных предприятий и организаций по федеральным нало­ гам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государствен­ ных внебюджетных фондов», постановлением главы администрации области от 17.07.2001 г. № 118. Решению социально-экономических проблем, сохранению социаль­ ной стабильности способствует созданная и целенаправленно разви­ вающаяся многоуровневая система социального партнерства. В соответствии с законами Липецкой области от 12.02.99 г. № 20- 0 3 «О социальном партнерстве» и от 04.05.2000 г. № 89-03 «Об охра­ не труда в Липецкой области» деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях, меж­ ведомственных комиссий по охране труда вовлекает в партнерские отношения с органами государственной власти, местного самоуправ­ ления все больше работодателей, объединения которых созданы в 12 городах и районах. В дополнение кставшим традиционными областному трехсторон­ нему и отраслевым соглашениям заключены первые районные трех­ сторонние соглашения. Количество зарегистрированных коллективных договоров по сравнению с 1997 г. увеличилось на 30%, а охват работ­ ников, чьи права защищены ими, возрос с 61 до 71% всех занятых в экономике области, что заметно превышает среднероссийский уро­ вень. В результате в последние годы забастовки и другие крайние фор­ мы трудовых конфликтов стали единичным событием, а возникающие проблемы и спорные ситуации решаются методами переговоров и ком­ промиссов. Поднятию престижа человека труда, росту эффективности произ­ водства и более полному удовлетворению на этой основе социально­ трудовых интересов населения способствует возрождение областных конкурсов профессионального мастерства, трудового соперничества среди работников промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы. В результате принятия мер, способствующих снижению производ­ ственного травматизма и профессиональной заболеваемости, число пострадавших на производстве с 5,5 чел. на 1 тыс. работающих в 1997 г. сократилось до 4,1 чел. С января 2000 года Липецким региональным отделением Фонда социального страхования РФ производятся выплаты по обязательно­ му социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В 2001 году их получили 7,3 тыс. чел., что в 2,5 раза больше, чем в 2000 году, пострадавшим выделено 890 санаторно- курортных путевок и 7 автомобилей. Одновременно с выплатой от не­ счастных случаев производятся дополнительные выплаты: на приобре­ тение лекарств, питание, уход, протезирование и т.д. Своевременное и полное бюджетное финансирование про­ граммных мероприятий по занятости населения позволило со­ хранить достаточно стабильную ситуацию на рынке труда. Уровень ре­ гистрируемой безработицы сократился с 0,9 %на 01.01.98 г. до 0,6%. На протяжении трех последних лет этот показатель в 2 раза ниже сред­ нероссийского уровня. На 3% уменьшилась «хроническая», свыше 1 года, безработица, «женская» —соответственно на 2,5%. За период с 1998 по 2001 год оказано содействие занятости различного характера 388 тысячам человек, в т.ч. 51,8 тыс. человек взрослого населения при­ няли участие в общественных работах и около 50 тысяч несовершенно­ летних граждан —во временных работах в свободное от учебы время и на период каникул. На постоянную и временную работу трудоустроено около 143 тысяч человек. Из средств фонда занятости населения и федерального бюджета на мероприятия активной политики занятости и материальной под­ держки безработных направлено 208,5 млн. рублей, в том числе в 2001 году —53 млн. руб. В целях гарантированного трудоустройства безработных граждан, из числа особо нуждающихся в социальной защите, с участием средств фонда занятости населения на предприятиях области за 1998-2001 годы П Р О Г Р А М М А Э К О Н О М И Ч Е С К О Г О Р А З В И Т И Я Л И П Е Ц К О Й О Б Л А С Т И Н А 2 0 0 2 Г О Д дополнительно создано около 1,5 тыс. рабочих мест постоянного ха­ рактера. Для снижения напряженности на рынке труда, подготовки необхо­ димых экономике специалистов ежегодно увеличивается численность безработных граждан, получающих за счет средств фонда занятости населения или федерального бюджета новые, востребованные на рынке труда профессии. За 1998-2001 годы направлено на профобучение 12,5 тыс. чел., в том числе в 2001 году —3 тыс. чел. Активно проводится работа по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения. Данные услуги в службе заня­ тости получили 132 тыс. чел. Большое внимание уделяется работе по профессиональной ориентации учащейся молодежи. Помощь в обо­ снованном выборе профессии с учетом спроса на рынке труда, инди­ видуальных наклонностей и способностей получили 35 тыс. учащихся. Во всех центрах занятости населения действуют профконсультацион- ные пунктыдля выпускников школ и абитуриентов. Для обеспечения дополнительных гарантий занятости и реализа­ ции права на социальную защиту от безработицы инвалидов, молоде­ жи и других лиц принят закон от 14.09.00 г. № 104-03 «О квотирова­ нии рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в,социальной защи­ те», которым установлена квота для приема на работу инвалидов в раз­ мере 3 процента и другим категориям в размере до 2 процентов от среднесписочной численности работников. Производится первоочередное финансирование расходов на выплату заработной платы работникам бюджетной сф еры . В течение 2001 г. заработная плата указанной категории повышалась 4 раза. До 1 декабря размер действующей ставки 1 разряда Единой тарифной сетки в области был выше федерального уровня в 1,5 раза. С 1 декабря 2001 г. размер тарифной ставки установлен в размере 450 рублей в месяц. В истекшем году на нужды здравоохранения из бюджета облас­ ти направлено около 1,5 млрд. руб. с ростом к2000 году на 20%. Удель­ ный вес затрат на здравоохранение составляет в бюджете 19%. Кроме того, финансирование отрасли осуществлялось из фонда обязательного медицинского страхования в сумме около 450 млн. руб., или 22% от общей суммы, что в 1,5 раза больше, чем в 2000 году. В настоящее время система обязательного медицинского страхо­ вания представлена 19 тысячами страхователей, 62 лечебно-профи­ лактическими учреждениями, областным фондом обязательного меди­ цинского страхования и 4 страховыми медицинскими организациями. В целях улучшения финансового состояния отрасли проводится планомерная работа по введению стационарного звена в систему ОМС. С 1 октября 2001 года в системе ОМС финансируются все стационар­ ные отделения областных и центральных районных больниц, больниц г. Ельца, 8 из 11 стационаров г. Липецка. Учреждения здравоохранения области, работая в системе обяза­ тельного медицинского страхования, дополнительно к бюджетному финансированию получили в 1998-2001 годах около 1,0 млрд, рублей. Это позволило обеспечить своевременную выплату в полном объеме заработной платы медицинским работникам, укрепить материально- техническую базу лечебных учреждений, профинансировать меропри­ ятия целевых программ «Безопасное материнство», «Вакцинопрофи- лактика». В сфере здравоохранения продолжает реализовываться стратеги­ ческая задача —профилактика заболеваемости, улучшение состояния здоровья жителей области на основе выполнения Программы государ­ ственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Сни­ зились показатели младенческой и материнской смертности, заболе­ ваемость туберкулезом и инфекциями, передающимися половым пу­ тем, остановлен рост общей заболеваемости населения, повысилась выявляемость онкозаболеваний в ранних стадиях, снизился уровень первичного выхода на инвалидность. Этому в немалой степени способ­ ствовала реализация федеральных и областных целевых программ: «Сахарный диабет», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Рос­ сии», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля», «Безопас­ ное материнство», «Планирование семьи», «Вакцинопрофилактика», «Анти-ВИЧ/СПИД», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Совершенствование всероссийской службы медицины катастроф», «Профилактика заболеваний, передающихся половым путем». На реализацию целевых программ в сфере здравоох­ ранения из областного бюджета за период с 1998 года выделено 153,4 млн. руб., в том числе в 2001 году —почти 76 млн. руб. Кроме того, в 2001 году из федерального бюджета направлено около 15 млн. руб., из фонда обязательного медицинского страхования —9 млн. рублей. Обеспечена потребность в лекарственных препаратах больных, стра­ дающих социально значимыми заболеваниями, и граждан, имеющих право на получение медикаментов на льготных условиях и бесплатно. На данные цели с 1998 года израсходовано 233,6 млн. руб., в том чис­ ле в 2001 году—81 млн. руб. Кроме того, на льготное зубное протези­ рование направлено 20 млн. руб., бесплатное питание детей до 2 лет жизни —26,9 млн. рублей, в том числе в 2001 году —соответственно 5,2 млн. руб. и 7,4 млн. рублей. За счет средств областного бюджета в сумме 15,3 млн. руб. в 1998- 2001 гг. оплачены необходимые виды медицинской помощи, предос­ тавляемые населению в специализированных центрах и институтах за пределами области, в том числе в 2001 г. —6,8 млн. руб. С 1998 года в 2,5 раза увеличен норматив расходования д е ­ нежных средств из расчета на один день пребывания в стационаре по питанию, лекарственному обеспечению — в 2,1 раза. В 2001 году стоимость лекарственного обеспечения в районных больни­ цах составила 30 руб., питания — 25 рублей, в областных — соот­ ветственно 55 руб. и 38 рублей. Утверждена Концепция развития здравоохранения Липецкой области на 2001-2005 гг. и на период до 2010 года и план по ее реализации. В 2001 году в сферу образования из бюджета области направле­ но более 1,5 млрд, рублей, что составляет в общих расходах около 19% и на 23% превышает сумму бюджетных средств, выделенных в 2000 году. Кроме этого, на реализацию целевых программ «Развитие обра­ зования», «Одаренные дети», «Дети-сироты», «Здоровый ребенок» до­ полнительно направлено около 22 млн. рублей, в том числе из област­ ного бюджета — 12 млн. руб., из федерального — 10 млн. рублей. Сократилась общая сумма долга бюджетов всех уровней перед образовательными учреждениями, за год она уменьшилась на 15,8 млн. рублей. В 2001 году практически ликвидирована задолженность педа­ гогическим работникам по выплате денежной компенсации на приоб­ ретение книгоиздательской продукции, задолженность по выплате льгот по коммунальным услугам сократилась на 14%. В целях стимулирования научно-исследовательской работы и развития научного потенциала в 2001 году проведен областной кон­ курс научных исследований и разработок. По итогам конкурса из областного бюджета выделено 500 тысяч рублей на целевую фи­ нансовую поддержку научных исследований по естественно-научному, гуманитарному и техническому направлениям. Для сохранения кадрового потенциала и притока молодых спе­ циалистов в образовательные учреждения принято решение об установлении доплат молодым педагогам в размере 15% от ставки 7 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюд­ жетной сферы, педагогическим работникам, имеющим звание «Заслу­ женный учитель РФ», —в размере одного минимального размера оп­ латы труда. Решались вопросы технического перевооружения системы об­ разования. На поставку, монтаж и наладку компьютерных классов в сельские школы направлено из областного и федерального бюд­ жетов более 18 млн. рублей. В течение 2001 года в 88 школ обла­ сти поступило 617 персональных компьютеров. Завершается работа по газификации объектов образования. На газообразном топливе уже работают 543 школы (с учетом централь­ ного отопления), или 85%, в 2001 году переведено еще 17 объектов. В таких районах, как Грязинский, Добровский, Елецкий, Хлевенский и Липецкий, газификация школ практически завершена. Сохранение потенциала в сф ер е культуры было обеспечено за счет своевременного финансирования отрасли. В 2001 году в сф е­ ру культуры направлено более 190 млн. рублей бюджетных средств, что составляет 2,5% консолидированного бюджета с ростом к 2000 году на 22%. Оказано платных услуг населению на сумму около 17 млн. руб., или в 2 раза выше уровня 1997 года, в том числе в сфере кинематографии — на сумму более 6 млн. рублей. В истекшем году, помимо ранее учрежденных творческих стипен­ дий, дополнительно были учреждены 25 стипендий молодым профес­ сиональным артистам, режиссерам и руководителям коллективов, а также социальные стипендии липецким писателям. Лучшим деятелям культуры и искусства присуждалась премия им. И.А. Бунина, а уча­ щимся—премии им. К.Н. Игумнова и В.С. Сорокина. На реализацию целевой программы «Культура России» в 2001 году выделено из федерального бюджета 5,5 млн. руб. С целью осуществления мер по улучшению положения детей, женщин, семьи и демографической ситуации в 1998-2001 гг. при­ оритетное внимание уделялось укреплению и повышению статуса се­ мьи с детьми, особенно социальной поддержке многодетных семей, семей с детьми первых двух лет жизни, а также оказавшимся в труд­ ной жизненной ситуации. Дальнейшее развитие получила целенаправленная работа по вы­ полнению комплексной программы «Дети России». В 2000 г. меропри­ ятия программы впервые были профинансированы из областного бюд­ жета отдельной статьей в сумме 6,2 млн. руб. — 107% кплану. В 2001 г. целевое финансирование программы «Дети России» увеличено в 2 раза и составило 12,4 млн. руб. В ходе выполнения 9 целевых программ по улучшению положения детей приоритетное внимание уделялось детям-сиротам и детям, ока­ завшимся без попечения родителей. Возросло с 400 до 433 число де- тей-сирот, переданных на воспитание в семью. В течение 2000-2001 гг. в области создано 20 приемных семей, в 1999—таких семей было 5. С 1 января 2000 г. размер опекунских пособий увеличен с 966 до 1355 руб., или в 2,3 раза. Внесены поправки в Закон Липецкой области «О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области» в части целевого финансирования из областного бюджета. Завершена газификация учреждений государственной поддержки детства. В 2000 году в рамках областной целевой программы «Дети-сиро­ ты» впервые за многие годы приобретено 6 квартир для детей-сирот на сумму 1,5 млн. руб., в 2001 году израсходовано на эти цели в 2 раза больше —3 млн. руб. В условиях ухудшения демографической ситуации в области при­ нимались дополнительные меры по социальной поддержке многодет­ ных семей. В 2001 году областным Советом депутатов по предложению администрации области принято постановление «О дополнительных мерах по социальной поддержке многодетных семей», где с учетом особенностей социально-экономического и демографического разви­ тия области изменен статус многодетной семьи и им предоставлено 13 дополнительных прав и льгот. В связи с этим 5978 семей с тремя детьми получили возможность пользоваться всеми правами и льгота­ ми многодетной семьи. Увеличилось число детей, получающих различное питание в обще­ образовательных учреждениях, с 70 до 99%, а также число детей пер­ вых двух лет жизни, получающих смешанное специальное питание. Расширился ассортимент специальных молочных продуктов, произво­ димых на молочных кухнях, увеличилось число торговых предприятий, производящих отпуск продуктов детского питания по рецептам врачей и за наличный расчет, особенно в сельской местности. В 2000 году в области учрежден Почетный знак «Слава Матери». В канун Дня матери первые награды и премии в 120 минимальных раз­ меров оплаты труда получили за рождение и воспитание достойных детей 25 женщин-матерей, внесших личный значительный вклад в со­ циально-экономическое развитие области. В 2001 г. в целях развития благотворительной деятельности, направленной на обеспечение бла­ гополучия и стабильности общества, учрежден Почетный знак Добро­ ты. В сфере улучшения положения женщин и повышения их роли в обществе увеличилось число женщин-депутатов представительных органов местного самоуправления с 14 до 20,5%, женщин-глав сельс­ ких администраций —с 34,1 до 41,1 %. Завершается капитальный ремонт областного государственного учреждения — Кризисный центр помощи женщинам и детям. На содержание домов-интернатов и переоснащение их но­ вым техническим оборудованием и реабилитационной техни­ кой в 2001 году из областного бюджета выделено 118 млн. рублей. Только на текущий и капитальный ремонт учреждений соци­ альной защиты населения за последние 4 года израсходовано 64,5 млн. руб. По уровню комфортности проживания дома-интернаты области занимают лидирующее место в Российской Федерации. Малообеспеченным гражданам и семьям, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, в рамках Комплекс­ ной программы по социальной поддержке населения оказывается ад­ ресная помощь. Размер адресной помощи на 1 человека в месяц воз­ рос с 63 руб. в 2000 году до 100 руб. в 2001 году, для оказавшихся в кризисной ситуации сумма помощи составляет от 1 до 10 тыс. рублей. За счет расширения перечня категорий граждан, имеющих право на получение адресной помощи, их количество и бюджетное финансиро­ вание по сравнению с 1997 годом увеличилось в 4 раза. В 1997 году адресную помощь получили 17 тыс. чел. на сумму 2,8 млн. руб., в 2001 году —90 тыс. человек на сумму 29,8 млн. руб. Кроме этого, в истек­ шем году 3560 детей из малообеспеченных семей получили бесплат­ ные путевки в оздоровительные лагеря на сумму 8,9 млн. руб., что боль­ ше уровня 2000 года на 5,4 млн. руб., или в 2,5 раза. Начиная с 1998 года малоимущим гражданам на бесплатную гази­ фикацию домовладений из областного бюджета выделено 9 млн. руб., «голубое топливо» поступило в 1700 квартир. В рамках программы «Старшее поколение» действует милосердная акция «Мы твой дом и тепло сохраним». Более 15 тысяч одиноких не­ трудоспособных граждан обслуживаются на дому, работают 185 отде­ лений, 17 бригад экстренной социально-бытовой помощи пенсионе­ рам и инвалидам, 500 столовых на дому, 700 социально-экономических огородов. Открыто 8 социальных прачечных, 6 аптек и 3 парикмахерс­ кие. Создана и работает служба «Социальное такси». Из средств обла­ стного бюджета для нее приобретено 28 автомобилей, в 2001 году зак­ лючено 1807 договоров с ветеранами войны и труда на оказание транс­ портных услуг. В полном объеме решаются вопросы обеспечения инвалидов крес­ ло-колясками и протезно-ортопедическими изделиями. Инвалидам Великой Отечественной войны не только полностью погашена задол­ женность по компенсациям за бензин и техническое обслуживание ав­ томобилей, образовавшаяся еще в 1996 году, но и размер компенса­ ции с 2001 года увеличен почти в 2 раза, с 468 до 800 рублей. Помимо этого для инвалидов войны, по общему заболеванию и детства в 2001 году приобретено 420 автомобилей на сумму 23,3 млн. руб. Более 900 инвалидов и участников Великой Отечественной войны получили бес­ платную телефонную связь. Всего за период с 1998 по 2001 год осуще­ ствлен доступ ктелефонной сети около 1,5 тыс. человек льготной кате­ гории. В 2000 году за счет средств областного бюджета ликвидирова­ на задолженность инвалидам и участникам войны по компенсации за санаторно-курортное лечение, в 2001 году санаторно-курортные путе­ вки получили 2 тыс. человек. На территории области проживает 285 тысяч граждан льготных категорий, которые в соответствии с Федеральными законами «О ве­ теранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федера­ ции» имеют право на льготы. В 2001 году сумма льгот составила 334 млн. рублей. В связи с тем, что отдельным категориям граждан льготы по жилищно-коммунальным услугам предоставляются и на членов се­ мей, совместно с ними проживающих, количество лиц, реально пользу­ ющихся льготами в полном объеме, составляет около 325 тысяч чело­ век. В сфере экологии в 2001 году для водных ресурсов бассейна реки Воронеж разработаны нормативы предельно допустимого воз­ действия на воды и комплексная схема их рационального ис­ пользования. Это позволит более строго контролировать качество сбрасываемых сточных вод предприятиями и распределять водные ре­ сурсы с учетом первоочередного удовлетворения водопользователей. В рамках «Программы прекращения загрязнения водных ресур­ сов области» осуществлен ряд мероприятий по строительству, ре­ конструкции и ремонту очистных сооружений. Продолжается работа по обезвреживанию отходов производства. Ведется строительство полигонов твердых бытовых отходов в городах Усмани, Грязи и р.ц. Волово. На эти цели из областного бюджета вы­ делено более 1,2 млн. рублей. Продолжается сооружение первой оче­ реди станции приема, сортировки и брикетирования твердых быто­ вых отходов в г. Липецке. Предприятие рассчитано на переработку 2 млн. т в год бытового мусора с извлечением вторичных материалов. Осуществляется реконструкция иловых площадок объединенных канализационных очистных сооружений г. Липецка и ОАО «НЛМК». На природоохранные мероприятия за счет всех источников финан­ сирования в 2001 году направлено более 200 млн. рублей, в т.ч. за счет бюджета всех уровней —32 млн. руб., за счет средств предприятий — более 160 млн. руб. 5. Основные н ап р авл ени я и приоритетны е з ад а чи соци ал ьно -эконом ич еско го развития области на 2002 год ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Развитие промышленности будет по-прежнему ориентировано на повышение конкурентоспособности продукции и технического уров­ ня, обеспечение роста объемов производства, замещение импорт­ ной продукции, формирование механизмов, позволяющих привлекать дополнительные инвестиции. Обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производ­ ства требует активизации промышленной политики, реализация ко­ торой будет осуществляться в соответствии с законом «О промыш­ ленной политике в Липецкой области» и через мероприятия, предус­ мотренные Программой развития промышленности области до 2005 года. Приоритетными направлениями развития промышленности будут являться: —активизация политики реформирования предприятий, направ­ ленной на совершенствование системы управления, повышение от­ ветственности руководителей за последствия принимаемых решений, формирование эффективных собственников, снижение издержек, улуч­ шение финансово-экономических результатов деятельности; — создание условий для ускорения восстановления производ­ ства на наиболее перспективных промышленных предприятиях и дальнейшего развития; — сохранение и расширение продукции отечественного маши­ ностроения; — перепрофилирование и модернизация высвобождаемых мощ­ ностей для организации производства конкурентоспособной про­ дукции; — развитие внутриобластной кооперации промышленных пред­ приятий; — реализация программ модернизации металлургической от­ расли; —развитие экспортного потенциала; —снижение энергоёмкости производства и внедрение энерго­ сберегающих технологий; —формирование устойчивых рынков сбыта; — разработка и реализация мер поддержки предприятий в об­ ласти развития персонала; — повышение экологической безопасности. Основу стратегии развития промышленности составит ориента­ ция в основном на собственный совокупный ресурсный потенциал (производственный, научно-технический, трудовой и природный), внутренние источники накопления, которые позволят закрепить стар­ товые условия экономического роста, продолжить реструктуриза­ цию экономики и выйти на модель устойчивого развития. Продолжится реализация региональной программы качества, ос­ новной целью которой является создание организационных, эконо­ мических и социальных условий для улучшения качества продукции и услуг. В плане реализации системного эколого-экономического подхо­ да планируется развернуть на предприятиях работу по совершен­ ствованию существующих технологических процессов при минималь­ ных финансовых, энергетических и сырьевых издержках, в резуль­ тате которой должна улучшиться экологическая обстановка на пред­ приятиях и в целом в области. Мероприятия, направленные на содействие развитию персона­ ла на производстве, должны обеспечить расширенное качественное воспроизводство трудовых ресурсов в соответствии с требования­ ми рыночной экономики. Будет продолжена работа по координации деятельности орга­ нов власти с соответствующими отраслями промышленности в це­ лях достижения устойчивого роста объемов промышленного произ­ водства и увеличения на этой основе доли добавленной стоимости промышленности в валовом региональном продукте области. Сохранятся формы и направления государственной поддержки, предусматривающие предоставление поручительств, а также льгот для инвесторов с целью повышения их заинтересованности и при­ влечения в производство дополнительных финансовых средств. Рост промышленного производства в 2002 году оценивается на уровне 101,5% к 2001 году. Наиболее высокие темпы развития со ­ хранятся в машиностроении и металлообработке, промышленности строительных материалов, легкой и пищевой промышленности. .В элект роэнергет ике предусматривается реализация мер по реформированию отрасли в соответствии с основными направле­ ниями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.01 № 526. Реформирование будет направлено на развитие ры­ ночных отношений в сфере электроэнергетики, привлечение допол­ нительных инвестиций, реструктуризацию долгов потребителей. Ос­ новное внимание будет уделяться сохранению потенциала действу­ ющих энергетических предприятий, главным образом за счет тех­ нического перевооружения и реконструкции. В 2002 году планиру­ ется провести реконструкцию теплотрасс и ТЭЦ в городах Липецке, Данкове, Ельце (9 км на сумму более 55 млн. руб.), подстанций 220- 110 КВ, линий электропередач. Всего на эти цели будет направлено из разных источников финансирования около 200 млн. рублей. Опережающий рост цен и тарифов на продукцию и услуги есте­ ственных монополий по сравнению с ценами на промышленную про­ дукцию снижает эффективность развития предприятий м ет аллурги­ ческой промышленности, которая является крупнейшим потребите­ лем топлива, электроэнергии, минерального сырья и услуг транспор­ та. Кроме того, ухудшается внешнеэкономическая конъюнктура по от­ дельным видам продукции металлургии. На эффективность работы продолжает оказывать влияние высокая степень износа основных фон­ дов, что повышает материало- и энергоемкость производства, снижа­ ет технический уровень, качество и конкурента- способность продук­ ции. В отрасли предусматриваются мероприятия по замене устарев­ ших технологий, агрегатов и оборудования, совершенствованию су­ ществующих технологических процессов в производстве чугуна, ста­ ли, проката, внедрению ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. В ОАО «НЛМК» продолжатся работы по строительству но­ вой установки непрерывной разливки стали, модернизации прокатных цехов и сталеплавильного производства. ВОАОЛМЗ «Свободный со­ кол» будут проведены капитальный ремонт и реконструкция шихтопо- дачи доменной печи № 1, планируется организация участка фасонного литья. Выполнение программы технического перевооружения позво­ лит увеличить рост производства продукции в ОАО «Стагдок». По прогнозу на 2002 год, объем производства в отрасли ожида­ ется в пределах 101% к уровню 2001 года. В х и м и ч е с к о й и нефт ехим ической промыш ленност и объем выпуска продукции прогнозируется с ростом на 3% к уровню 2001 года. В результате реализации программы реконструкции и техни­ ческого перевооружения ОАО «Силан» будет создано производство антинакипинов, фасадных и разметочных дорожных эмалей, усовер­ шенствована технология производства низконаполненных прозрач­ ных клеев-герметиков. В промышленности синтетических смол и пла­ стических масс прогнозируется незначительный рост выпуска про­ дукции. В м аш и ност роении и мет аллообработ ке, с учетом оценки спроса на важнейшие виды машиностроительной продукции на внут­ реннем рынке, прогнозируется дальнейшее наращивание объемов производства. Продолжатся работы по оптимизации производствен­ ных мощностей, реструктуризации активов предприятий, поиску стратегических инвесторов для обеспечения развития новых направ­ лений, освоению перспективных видов продукции и новых произ­ водств, а также проведению сертификации продукции. Прогнози­ руемый общий объем продукции отрасли превысит уровень теку­ щего года на 4%. Продолжится наращивание производства и обновление продук­ ции металлообрабатывающего оборудования. В ЗАО «Липецкий станкостроительный завод» новые технологии и имеющийся опыт по изготовлению высокотехнологичного и наукоемкого оборудова­ ния позволят возобновить производство специализированных стан­ ков глубинного шлифования, увеличить объем производства высо­ коточных линейных направляющих в 1,5 раза, расширить номенкла­ туру деревообрабатывающего оборудования. Частичное обновление основных производственных фондов по­ зволит ОАО ЛОЭЗ «Гидромаш» увеличить объем производства про­ дукции на 10-15%, расширить номенклатуру выпускаемых изделий, улучшить экологическую обстановку на производстве. Программа развития ОАО «Гидравлик» предусматривает освое­ ние производства новых конкурентоспособных изделий: гидрорас­ пределителей с ручным и электрогидравлическим управлением для мобильной техники, спецгидроприводов для изделий специально­ го назначения. Объемы производства увеличатся на 2%. Актуальной является задача стабилизации работы предприятия ОАО «Липецкий тракторостроительный завод», его финансового со ­ стояния, активизации работы по поиску потенциальных инвесторов. На Чаплыгинском заводе агрегатов планируется освоение новых видов продукции — элементов фильтрующих дисковых для судовых двигателей речного и морского флота, для двигателя автобуса «Ика­ рус», для очистки рабочих жидкостей гидросистем тракторов, стро­ ительных и дорожных машин, что позволит увеличить объем произ­ водства на 7%. В промыш ленност и строительных мат ериалов дальнейшее развитие получит производство стеновых материалов, конструкций и изделий сборных железобетонных, цемента, оконных и дверных блоков. ОАО «Липецкий завод изделий домостроения» увеличит произ­ водство блоков из ячеистого бетона. Производство продукции в ОАО «Липецкий комбинат силикат­ ных изделий», ОАО «Липецкцемент» останется на уровне 2001 года. ОАО «Елецизвесть» проводит поэтапный капитальный ремонт и ре­ конструкцию печей с переводом их на газообразное топливо. В ОАО «Стройдеталь» планируется начать производство сухих строитель­ ных смесей. Исходя из ожидаемого спроса на продукцию промышленности строительных материалов, объем продукции в отрасли составит 105% по отношению к 2001 году. На предприятиях легкой промышленности объем производства возрастет на 3%. Имеющийся производственный потенциал отрас- (П р о д о лж е н и е н а 6 -й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz