Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

ШИПЕЦКАЯ « I газета 16 ф ев р а л я 2002 г., № 32 (21660) П Р О Г Р А М М А С О Ц И А Л Ь Н О - Э К О Н О М И Ч Е С К О Г О Р А З В И Т И Я Л И П Е Ц К О Й О Б Л А С Т И Н А 2 0 0 2 Г О Д (П р о д о лж ен и е. Н а ча ло н а 2 - 3 - й стр.) На низком уровне остается р а с к р ы в а е м о с т ь п р еступлений . От­ мечается рост тяжки х преступлений против жизни и здоровья, больше зарегистрировано разбоев и грабежей. Требует дальнейшего совер­ шенствования деятельность по охране всех форм собственности. Про­ должают иметь место нарушения законности вдеятельности самих пра­ воохранительных органов. Вы я в л е н и е в с е х у зл о вы х п р о б л е м с о ц и а л ь н о - э к о н о м и ч е с ­ кого р азвити я о б л асти и их в за и м о за в и с и м о с т и явл я ет ся о б ъ е к ­ ти в н о й о с н о в о й д л я р а з р а б о т к и конкретны х п р о г р а м м н ы х м е ­ р о п р и я ти й на 2 0 0 2 год. 3. Потенциал развития Липецкой области П р и р о д н о -р е с у р с н ы й п о т е н ц и а л . По результатам геолого­ разведочных работ открыто 123 месторождения различных полез­ ных ископаемых, из них эксплуатируются 105. В целом из 22 видов минерального сырья из недр добывается 15. Ценность недр обла­ сти с учетом стоимости разведанных запасов и прогнозных ресур­ сов полезных ископаемых, просчитанная по методике ВСЕГЕИ, со­ ставляет 2,5 млрд, долларов США. С учетом современного состояния изученности удельная ценность недр региона составляет 103, 8 тыс. долларов США на 1 км2. В товарной стоимости недр разведанных полезных ископаемых основное место занимают карбонатные породы (16 месторожде­ ний — 90%), используемые в металлургическом производстве, са­ харной промышленности, производстве цемента, в строительной индустрии, сельском хозяйстве, с суммарными запасами более 2500 млн. т. Потребителями карбонатного сырья являются пред­ приятия аналогичных отраслей области и солредельных террито­ рий, а также Московской, Тульской и Владимирской областей. Разведано 18 месторождений песков для стройиндустрии с об­ щими запасами более 100 млн. м3, из них разрабатываются 14. Доля в товарной стоимости недр— 2,5%. Особый интерес представляют стекольные пески, которые ус­ тановлены и оценены на 5 перспективных участках. Общие запасы стекольных песков превышают 40 млн. м3. Они пригодны для произ­ водства бутылочного стекла, а при обогащении —для получения более ценных видов продукции. Доля стекольных песков в товарной стоимо­ сти недр — 1,7%. На территории области расположены 2 месторождения тугоплав­ ких глин (Лукошкинское, Чибисовское), используемых предприятиями Тульской, Рязанской, Московской, Волгоградской и других областей в производстве керамических изделий различного назначения и лице­ вого высококачественного кирпича. Разведаны запасы в сумме 47 млн. т, хотя существуют реальные перспективы увеличения в 2-3 раза. Область располагает необходимыми запасами легкоплавких глин для местных нужд. В последние годы в Тербунском районе оценены несколько месторождений высококачественных глин, пригодных для производства прочного легковесного лицевого кирпича и керамзито­ вого гравия, а также глинопорошков для глубокого бурения. Из других полезных ископаемых в области имеются формовочные низкомарочные пески, лечебные грязи, торф, сапропель. Определен­ ные перспективы и предпосылки имеются для расширения минераль­ но-сырьевой базы по титан-циркониевым россыпям, золоту, алмазам, фосфатному сырью. Разведаны крупные месторождения пресных подземных вод, используемые для хозяйственно-питьевого водоснабжения, с об­ щими утвержденными эксплуатационными запасами 1,4 млн. м3 в сутки. Добываются также и минеральные воды для коммерческих и лечебно-профилактических целей. Суммарные прогнозные запасы минеральных вод составляют 700-800 м3 в сутки, из них использу­ ются только 300 м3. П р о и зв о д с т в е н н ы й п о т е н ц и а л . Стоимость основных произ­ водственных фондов в хозяйственном комплексе области соста­ вила более 97,3 млрд, рублей, в том числе в промышленности —40 млрд.рублей. На большинстве предприятий имеются резервные конкурентоспособные мощности. Большие возможности по нара­ щиванию выпуска лакокрасочной продукции, где мощности недоис­ пользуются на 99%, радиаторов и конвекторов отопительных — на 86%, конструкций и изделий сборных железобетонных, машин и оборудования для строительно-отделочных работ — почти на 70%, тракторов — на 90%, проката черных металлов — на 40%, насосов центррбежных и приводнопоршневых — на 35%, станков металло­ режущих — на 30%, колбасных изделий, масла животного, мака­ ронных и кондитерских изделий, муки —на 50%, мяса, водки и лике­ роводочных изделий —почти на 80%. Центральным звеном в развитии производственного потенциа­ ла являются мероприятия по реконструкции и техническому пере­ вооружению, реализуемые на ряде предприятий. Программой технического перевооружения и развития ОАО «НЛМК» предусмотрено обновление производственных фондов с обеспечени­ ем увеличения объемов производства продукции более глубокой пе­ реработки и капиталоемкости, расширение сортамента и повышение качественных характеристик металла, сокращение энергоемкости тех­ нологических процессов, улучшение экологической чистоты производ­ ства. Выполнение Программы позволит увеличить производство кокса с 3 до 4,2 млн. т, коксового газа —на 40%, чугуна —с 7,1 до 8,2 млн. т, стали —с 7,5 до 8,6 млн. т, горячекатаного проката —с 4,3 до 6 млн. т, снизить выбросы в атмосферу пыли на 12 тыс. т и химических веществ на 2,5 тыс. т в год. ЗАО « Л и п ец кий станкостроительный за в о д » освоило произ­ водство деревообрабатывающего оборудования. За счет средств фе­ дерального бюджета в рамках целевой программы «Реформирование и развитие станкостроительной и инструментальной промышленнос­ ти» предприятие занимается организацией производства станков с программным управлением для глубинного шлифования турбинных лопаток авиационных двигателей. Из федерального бюджета выделе­ но на указанные цели 2,5 млн.рублей. В ОАО «Л е б е д ян с ки й за в о д строительно-отделочных м а ­ шин» наладили серийный выпуск отопительных котлов, расширили ассортимент строительно-отдел,очных машин. ОАО «Грязинский культиваторный завод» осваивает серий­ ное производство культиваторов для обработки посевов сахарной свеклы и высокостебельных культур. Предприятие планирует осво­ ить производство трех-, четырех- и девятикорпусных плугов. Осуществление программ технического перевооружения ОАО «Прожекторные угли», «Гидромаш», «Елецкий за в о д трактор­ ны х гидроагрегатов», «Гидропривод», «Л ебедянский м аш за- вод», «Грязинский культиваторный завод» и др. позволит обес­ печить развитие производства, повысить технический уровень и качество продукции, улучшить экологическую ситуацию на произ­ водстве. Целью инвестиционного проекта «Модернизация существующего производства ЗАО «Завод х о ло д и ль н и к о в «Стинол» является улуч­ шение качества и наращивание объемов выпускаемой продукции, расширение рынков сбыта. Реализация данного проекта позволит увеличить производство холодильников на 365 тыс. штук. В ОАО «Силан» предусматривается увеличение объемов произ­ водства кремнийорганической продукции, осваиваются новые виды ликвидной продукции. И н ф р астр у к ту р ны й п о т е н ц и а л . В отрасли «Связь» на городс­ ких телефонных сетях имеется 41 АТС общей монтированной емкостью 206,5 тыс. номеров. Сельская телефонная сеть области включает 373 АТС общей емкостью 69 тыс. номеров. Более 44% ТС—это современ­ ные цифровые АТС. Эксплуатируются 1992 таксофона для местной свя­ зи, в т.ч. в г. Липецке — 1457 аппаратов, в сельской местности — 153 аппарата и 309 таксофонов для междугородной и международ­ ной связи. Действуют 53 теле- и радиопередатчика суммарной мощ­ ностью 109 кВт. Более половины населения имеет возможность принимать четыре и более программ. Населению и предприятиям области оказывают услуги 511 от­ делений и пунктов почтовой связи, в т.ч. 430 — в сельской местно­ сти. На пассажирском транспорте общего пользования задейство­ вано 1367 ед. подвижного состава, в т.ч. 1167 автобусов, 117 трам­ ваев, 83 троллейбуса. Перевозки осуществляют 21 транспортное предприятие. Всего насчитывается 415 автобусных, 7 троллейбус­ ных, 9 трамвайных маршрутов. Альтернативой для улучшения об­ служивания населения является привлечение к пассажирским пе­ ревозкам владельцев частного транспорта. В настоящее время на маршрутах городов Липецка, Ельца, Лебедяни, Грязей работают бо­ лее 120 частных автобусов, а также образованы и вышли на рынок пре­ доставления услуг по перевозке пассажиров 5 новых юридических лиц (63 единицы транспортных средств). Разработан план финансового оздоровления и созданы необ­ ходимые условия для вывода из кризиса государственного пред­ приятия «Липецкое авиапредприятие». На базе имеющихся мощ­ ностей создано новое акционерное общество открытого типа «Ли- пецк-АВИА». Реструктуризация активов позволит максимально удов­ летворить требования кредиторов, сохранить и создать условия для развития предприятия. Банковская с и с т е м а в результате финансового кризиса 1998 года претерпела значительные изменения. Количество действующих кре­ дитных организаций уменьшилось вдвое, значительно сократилась филиальная сеть. В рамках программы Банка России по реструктуризации банковс­ кой системы в качестве «опорных» банков определены ОАО «Липецкий областной банк» и ОАО «Липецккомбанк». В результате осуществле­ ния программ финансового оздоровления устойчивость банковской системы повысилась. Уставный капитал банков составил 66,3 млн. руб. и возрос по сравнению с 2000 годом в 2,8 раза. Положительная динамика банковских активов позволила по сравнению с докризисным периодом увеличить кредитные вложе­ ния в экономику области более чем в 6 раз. Восстанавливается доверие к банковской системе со стороны клиентов, кредиторов и вкладчиков, о чем свидетельствует динамика средств, размещен­ ных в виде депозитов и вкладов в коммерческих банках. Объемы привлеченных средств у населения увеличились почти в полтора раза и достигли порядка 3,5 млрд, рублей. Инфраструктура стр а х о в о го рынка представлена 8 действующи­ ми региональными страховыми компаниями и 6 филиалами иногород­ них страховщиков. На выплату страхового возмещения страхователям направлено в 2001 году около 400 млн. руб., или в 1,3 раза больше, чем в 2000 году. Вместе с тем уровень развития областного страхового рынка недостаточен. Сумма страховой премии к ВРП составила 0,7% при среднероссийском показателе —2,4%. Трудовой потенциал. Численность экономически активного н а­ с е л е н и я о б л а с т и составляет более 620 тыс. чел., из них занято в экономике — около 575 тыс. чел., или 93%, оставшиеся 45 тыс. чел. являются потенциальным резервом для пополнения численности заня­ тых. Наибольший удельный вес приходится на работающих в промыш­ ленности и сельском хозяйстве, соответственно 24,4% и 21,7%. Втеку­ щем году за счет создания новых рабочих мест численность работаю­ щих в промышленности увеличится на 4 тыс. чел., или на 3%. В сфере малого предпринимательства трудятся свыше 80 тыс.человек, или 13% от численности экономически активного населения. В общей числен­ ности рабочих и служащих в отраслях экономики 50,8% составляют женщины, их наибольшее число занято в здравоохранении, социаль­ ном обеспечении, народном образовании, информационно-вычисли­ тельном обслуживании, кредитовании, финансах и страховании, где удельный вес женщин составляет от 73,9 до 84,4%. Нау чн о -тех нич еский п о т е н ц и а л . Область имеет высокоразви­ тый научно-технический потенциал. В 24 организациях, в т.ч. в 5 вузах, выполняющих научные исследования и разработки, работают 135 док­ торов и 860 кандидатов наук, из них 77% трудятся в Высшей школе. В целом потенциал научных кадров за 2 года вырос на 20%. Ведется раз­ работка более 250 научных тем, многие из которых непосредственно связаны с проблемами региона и его ведущими отраслями: металлур­ гией, энергетикой, строительством, машиностроением, сельским хо­ зяйством, медициной, образованием. На базе вузов создано 8 научно- производственных центров и лабораторий: «Инжиниринг», «Валок», «ЛГТУ-VALMET», Центр коммуникативного обучения и др. Э к сп ортн о-им портный по тен ц и ал . География внешнеэкономи­ ческих связей предприятий охватывает более 70 стран. Экспорт области исторически имеет металлургическую направ­ ленность, т.е. основная доля экспортного потенциала — это про­ дукция ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат». Модер­ низация технологий ОАО «НЛМК» позволяет увеличить объемы поставок на внешний рынок. Активизировал свою работу на вне­ шних рынках ОАОЛМЗ «Свободный сокол». Начаты поставки металла на рынок Италии, идет активная проработка рынков других стран. Резервом увеличения экспортных поставок продукции с высокой добавленной стоимостью является продукция ОАО «Лебедян-ский ма­ шиностроительный завод». Готовится к выходу на китай-ский рынок первая партия специальных насосов для атомных реакторов. Развивает связи по производственной кооперации с предприяти­ ями Польши и Италии ОАО «Лебедянский завод строительно-отделоч­ ных машин». Планируют увеличить экспорт предприятия, которые ведут ра­ боту по сертификации продукции на соответствие международным стандартам. Это —ОАО «Прогресс», ООО «Комтез», ОАО «Эсперимен- тально-консервный завод «Лебедянский» и др. Импортный потенциал области обусловлен необходимостью модернизации и технического перевооружения производства с це­ лью выпуска продукции, отвечающей требованиям мирового рын­ ка. . . . . . . . . . 4. Действующие м еханизмы влияния на социально - экономическое полож ени е Липецкой области В целях развития научно-технического и промышленного по­ тенциала, оптимизации структуры промышленного производства, обес­ печения занятости населения принят Закон области от 14.06.01 г. № 144 «О п р о м ыш л е н н о й п о л и т и к е в Л и п ец к о й о б л а ст и » . Дей­ ствует утвержденная распоряжением главы администрации области от 24.12.99 г. № 2725-р Р еги о н а л ьн а я п р о г р а м м а к ач ества, реали­ зация которой позволит значительно повысить конкурентоспособность продукции, обеспечит развитие рынков сбыта. Создан Региональный центр качества, в котором проводится обучение руководителей пред­ приятий. * Действенным инструментом в координации деятельности руково­ дителей промышленных предприятий и органов власти я в л яю тс я а с с о ц и а ц и и : п р о м ыш л е н н и к о в , п р е д п р и я т и й л ег к о й п р о м ы ш ­ л е н н о с ти , п р е д п р и я т и й п р о м ы ш л е н н о с т и с тр о и т е л ь н ы х м а т е ­ ри ал о в . Ежеквартально проводятся семинары-совещания, по резуль­ татам которых разрабатываются мероприятия по совершенствованию промышленной политики. Промышленные предприятия участвуют в р е ал и з ац и и ф е д е р а л ь ­ ных ц е л евы х п р о г р ам м , связанных с решением крупномасштабных задач отрасли. Проводилась определенная работа по з а щ и т е и п о д д е р ж к е м е ­ стных т о в а р о п р о и з в о д и т е л е й . В целях создания более благопри­ ятных условий для привлечения кредитных ресурсов на реализацию инвестиционных проектов действует Положение о предоставлении поручительств предприятиям и организациям, утвержденное поста­ новлением главы администрации Липецкой области от 17.06.97 г. № 291. Предоставлялось право заключать договора поручитель­ ства в обеспечение займа ЗАО «Липчанка» и ОАО «Липецкое пред­ приятие реабилитационной техники». Одной из мер государственной поддержки реального сектора экономики является предоставление льгот предприятиям и орга­ низациям в соответствии с действующим налоговым законодатель­ ством. В 2001 году налоговые освобождения предоставлены на сумму около 37 млн. рублей. Кроме того, в соответствии с Законом Липецкой области «О под­ держке инвестиций в экономику Липецкой области», по проектам, вклю­ ченным в перечень наиболее социально значимых, в 2001 году предос­ тавлено налоговых льгот на сумму около 1,5 млн. руб. В результате- налоговой реформы по снижению налогового бре­ мени у предприятий появилась возможность направить на соб­ ственное развитие более 1,7 млрд.руб. Осуществляются мероприятия, направленные на п р о д в и ж е н и е пр о д у кц и и на о т е ч е с т в е н н ы е и за р у б е ж н ы е рынки. С 1998 года по 2001 год проведено 45 универсальных и специализированных выс­ тавок, на которых экспонировалась продукция более 600 предпри-* ятий практически всех регионов России. В результате заключены соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве с 79 субъектами Российской Федерации. Проведение «Дней Липецкой области в Москве» позволило установить многочисленные деловые контакты с организациями и предприятиями столицы. В 2001 году липецкие товаропроизводители реализовали на ярмарках жителям Южного административного округа г. Москвы высококачественных промышлен­ ных и продовольственных товаров на сумму 29 млн.руб. С префектурой округа подписано Соглашение о сотрудничестве в торгово-экономи­ ческой, социальной и культурной сферах. Более 60 московских пред­ приятий участвовали в проведении в г. Липецке шестого этапа биз­ нес-марафона «Деловая Москва. Приглашение ксотрудничеству». Осо­ бенно тесные связи у области сложились с регионами Ассоциации «Черноземье». Более 200 предприятий и организаций области вовле­ чены в реализацию 13 региональных программ. С образованием Цен­ трального Федерального округа процесс интеграции активизировал­ ся. Одним из главных мероприятий инвестиционной политики стало проведение, начиная с 1997 года, еж е го д ны х м е ж д у н а р о д н ы х и н ­ вес т и ц и о н ны х к о н ф е р е н ц и й «Липецкая о б л а с т ь : р а з в и т и е ч е ­ р е з инвестиции». Для повышения престижа высококвалифицированного труда массовых профессий, возрождения традиций по пропаганде трудо­ вых достижений, по инициативе исполнительной власти области проводятся конкурсы за звание «Лучший по профессии» и на соис­ кание Премии главы администрации области за качество. Продолжена г о с у д а р с т в е н н а я п о д д е р ж к а а г р о п р о м ы ш л е н ­ ного к о м п л е к с а . В прошлом году из федерального бюджета на­ правлено средств в сумме 54 млн. руб., в том числе по Программе «Повышение плодородия почв» — 16 млн. руб., на закладку много­ летних насаждений — 14,2 млн. руб., на поддержку элитного семе­ новодства — 2,2 млн. руб, племдела — 4,3 млн. руб., субсидирова­ ние процентной ставки по банковским кредитам — 7,4 млн. руб., покрытие убытков от стихийных бедствий — 7,9 млн. руб. Сохраняется ежегодное кредитование села за счет средств об­ ластного бюджета. В 2001 году выделено товарного кредита в сум­ ме свыше 600 млн. руб., в том числе на закупку минеральных удобре­ ний и средств защиты растений, техники и запчастей и др. Кроме того, осуществлялось банковское кредитование на закупку горюче-сма­ зочных материалов как непосредственно сельхозтоваропроизводите­ лей, так и через перерабатывающие и обслуживающие предприятия на условиях возмещения затрат по погашению процентной ставки из областного бюджета. На эти цели было направлено 85 млн. руб., что позволило дополнительно привлечь в сельское хозяйство кредитные ресурсы в сумме более 550 млн. руб. Проводились работы по коренному улучшению земель, в 2001 году на эти цели было выделено около 30 млн. руб. Осуществляет­ ся поддержка элитного семеноводства, племдела, ежегодно дотиру­ ется свыше 60% реализуемого молока. По федеральному лизингу на условиях возврата средств было закуплено техники на сумму 72 млн. руб. Привлечение дополнитель­ ных оборотных средств позволило хозяйствам частично обновить тех­ нический потенциал, было закуплено всего 633 единицы сельскохо­ зяйственной техники, в том числе производства фирм «КЛААС», «Франц Кляйн», «Холмер». Оказывалась безвозмездная помощь государственным унитар­ ным предприятиям сельскохозяйственного назначения. За период с 1997 года им безвозмездно выделено средств в сумме более 130 млн. руб., в том числе в 2001 году — 8 млн. руб. В целях развития рынков сбыта, обеспечения рентабельного про­ изводства осуществлялась закупка основных видов сельскохозяй­ ственной продукции в региональный продовольственный фонд по гарантированным закупочным ценам. Гарантированный рынок сбыта сельскохозяйственной продукции обеспечивается за счет конкурсного размещения областного заказа на продукты питания для обеспечения потребности бюджетных уч­ реждений. В 2001 году осуществлены закупки на сумму свыше 49 млн. руб. Продолжается целенаправленная работа по организации заку­ пок излишков сельскохозяйственной продукции у населения. В 2001 году закуплено около 39 тыс.т молока, что в 2,4 раза больше, чем закупалось в 1997 году, и составляет 103% к 2000 году. Населению от сдачи молока на молокоперерабатывающие предприятия в 2001 году было выплачено около 120 млн. руб. Продолжилось р е ф о р м и р о в а н и е и и н т е гр а ц и я с е л ь х о з п р е д ­ п р и я т и й с п р о м ы ш л е н н ы м и и п е р е р а б а т ы в а ю щ и м и п р е д п р и ­ я т и я м и . Это позволило дополнительно ввести в оборот более 100 тыс. га ранее не используемых земель, значительно повысить уро­ жайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных. За счет средств областного бюджета осуществляется поддержка ин­ тегрированных предприятий, в прошлом году им списана задолжен­ ность по товарному кредиту в сумме 365,8 млн. руб. Осуществлялась г о с у д а р с т в е н н а я п о д д е р ж к а с о ц и а л ь н о й и н ф р а с т р у к т у р ы с е л а , кроме жилых домов обеспечен ввод обще­ образовательных школ на 416 ученических мест, 470 км газовых се­ тей, газифицировано более 7 тысяч квартир и т.д. В 2001 году на р е а л и з а ц и ю с о ц и а л ь н ы х п р о г р а м м в области направлено около 600 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета— 194 млн.рублей, из областного — 395 млн. рублей. Для решения проблемы обеспечения индивидуальным жильем населения, и в первую очередь сельского, с 1998 года реализуется о б л а с т н а я п р о г р а м м а «Свой д о м » . В ней принимают участие более 2 тыс.семей, 38% договоров заключено занятыми в сельско­ хозяйственном производстве рабочими, 23% — работниками бюд­ жетной сферы, 17%—инженерно-техническими, 5%—предприни­ мателями и руководителями хозяйств, 20% приходится на лиц мо­ ложе 30 лет. В целом на развитие программы из областного бюдже­ та направлено около 300 млн. рублей, что позволило обеспечить ввод 292 тыс.кв.м общей площади жилых домов, на 40% сократить уро­ вень незавершенного индивидуального жилищного строительства. Реализация программы способствует комплексному решению воп­ росов электроснабжения, водоснабжения, благоустройства жилых поселков и новостроек. Эта программа не только предоставила сель­ ским труженикам возможность строить жилье, но и стимулировала развитие предприятий стройиндустрии, обеспечила создание но­ вых рабочих мест, привлечение в отрасль дополнительных инвести­ ций, в т.ч. средств населения. Главной целью П р о г р а м м ы и п о те ч н о го ж и л ищ н о го к р е д и т о ­ в а н и я является обеспечение доступным по стоимости жильем го­ родского населения области, увеличение объемов жилищного стро­ ительства, совершенствование рынка жилья. Для малообеспеченных семей предусмотрены наиболее льготные условия. В 2000 году на начало реализации программы из областного бюджета было выде­ лено 13,5 млн. руб, в 2001 году — 12 млн. руб. С помощью ипотечных кредитов уже более 100 семей решили свои жилищные проблемы. За последние годы под индивидуальное жилищное строитель­ ство населению области выделено 66 тыс. земельных участков пло­ щадью более 7 тыс. га. П р о д о лж е н а р е а л и з а ц и я ц е л е в ы х г о с у д а р с т в е н н ы х ф е д е ­ р а л ь н ы х п р о г р а м м : «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», «Государственные жи­ лищные сертификаты», «Жилищные субсидии гражданам, выезжа­ ющим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местнос­ тей» и ряда других. В 2001 г. сохранен уровень финансирования 2000 года, на эти цели направлено около 30 млн. руб., что позволило улучшить жилищные условия 154 семьям. В 2001 году в рамках областной программы еще в четырех р а й ­ о н а х з а в е р ш и л и с ь р а б о т ы по г а з и ф и к а ц и и —Липецком, Тер­ бунском, Измалковском и Добровском. Набранные темпы позволят в ближайшие два года полностью закончить газификацию всей обла­ сти. Приоритетным направлением является выполнение о б л а с т н о й п р о г р а м м ы « О б е с п е ч е н и е п и т ь е в о й в о д о й н а с е л е н и я Л и п е ц ­ кой о б л а с т и » . На эти цели направлено в 2001 году около 50 млн. руб. с ростом на 9% куровню 2000 года, построено 11,5 км водопро­ водных сетей, пробурено 17 артскважин, капитально отремонтиро­ вано 46,4 км водопроводов и 287 скважин . В целях улучшения т о р г о в о г о о б с л у ж и в а н и я н а с е л е н и я , и прежде всего сельского, сохранения и развития стационарной тор­ говой сети оказывается государственная поддержка предприятиям потребительской кооперации. Всего в 1997-2001 годах предостав­ лено льгот по налогам в областной и местные бюджеты на сумму более 60 млн. рублей, в том числе 5 млн. руб. —в 2001 году. В ре­ зультате удалось стабилизировать работу районных потребительс­ ких обществ: число убыточных сократилось с 8 в 1997 году до 2 в 2001 году, что, безусловно, положительно сказалось на обеспечении сельских жителей продуктами питания и промышленными товарами повседневного спроса. Потребительской кооперации в прошедшем году из районных бюджетов выделено около 3 млн. руб. для приоб­ ретения хлебных автофургонов. Органами местного самоуправления и районными потребитель­ скими обществами ежегодно разрабатываются Программы разви­ тия рынков, их выполнение способствует повышению культуры об­ служивания и более полному удовлетворению потребностей сельс­ кого населения. В целях защиты прав потребителей, повышения эффективности контроля за денежным оборотом в сфере торговли и услуг, предот­ вращения сокрытия доходов от налогообложения, роста поступле­ ний налогов в бюджеты принимаются меры по расширению сферы применения контрольно-кассовых машин с учетом требований дей­ ствующего законодательства РФ и предложений органов местного самоуправления. Целенаправленная совместная работа органов власти, правоох­ ранительных и контролирующих органов позволила создать действен­ ную систему мер по борьбе с правонарушениями в сфере произ­ водства и оборота алкогольной продукции, существенно потеснить дельцов теневой экономики. Указанные вопросы находятся в центре внимания областной межведомственной комиссии по предупрежде­ нию и пресечению незаконного производства и оборота алкоголь­ ной продукции. Д л я с т а б и л и з а ц и и р о зн и ч н ы х ц е н и з о б л а с т н о г о б ю д ж е т а в ы д е л я ю т с я с р е д с т в а н а д о т и р о в а н и е с е л ь с к о х о з я й с т в е н ­ ной п р о д у кц ии. За четыре последних года на уценку зерна для хле­ бопечения было выделено около 140 млн. руб., в том числе в 2001 году —44 млн. руб. В результате цены на хлеб из муки смешанной валки не повышались с августа 2000 года. В 2001 году продотирова­ но более 60% переработанного молока на сумму 153 млн. руб. Учитывая, что бытовые услуги населению несут большую соци­ альную нагрузку, за счет средств областного и местных бюджетов о к а з ы в а е т с я г о с у д а р с т в е н н а я п о д д е р ж к а п р е д п р и я т и я м с л уж ­ бы б ы т а . В 2001 году на централизованную доставку грузов выде­ лено 121 тыс.руб., на приобретение спецавтотранспорта — 106 тыс. руб., на ремонт и открытие комплексных приемных пунктов в сельс­ кой местности, покрытие убытков от выездного обслуживания насе­ ления направлено около 1 млн. руб: Законом Липецкой области «О едином налоге на вмененный до­ ход для определенных видов деятельности» для предприятий быто­ вого обслуживания и индивидуальных предпринимателей, оказыва­ ющих бытовые услуги населению, введены понижающие коэффици­ енты, учитывающие наличие комплексных приемных пунктов, фили­ алов, а также количество видов выполняемых услуг. Приняты пони­ жающие коэффициенты в зависимости от наличия оборудованных рабочих мест для предприятий и индивидуальных предпринимате­ лей, оказывающих парикмахерские услуги. В 2001 г. и з о б л а с т н о г о б ю д ж е т а на строительство т е л е ­ р е т р а н с л я т о р о в и п р и о б р е т е н и е оборудования д л я р а д и о р е ­ л е й н ы х л и н и й н а п р а в л е н о 3 , 7 м л н . р у б ., на т е л е ф о н и з а ц и ю к в ар т и р и д о м о в и н в а л и д о в и участни к о в Великой О т е ч е с т в е н ­ ной в о й ны — 1 ,7 м л н . руб., на телефонизацию отдаленных мало­ населенных пунктов — 1,6 млн. руб., государственному учреждению- управлению федеральной почтовой связи Липецкой области на по­ крытие убытков по приему подписки, перевозке и доставке газет — 2,7 млн. руб. На покрытие затрат ОАО «Липецкэлектросвязь», в связи с реа­ лизацией федеральных законов от 12.01.95 г. № 5-ФЗ «О ветера­ нах» и от 24.11.95 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в ■ РФ» направлено 28 млн. руб., в том числе на абонентскую плату и установку квартирных телефонов —24,8 млн. руб., на проводное ве­ щание — 3,2 млн. руб. В целях регламентации порядка, условий и принципов осуще­ ствления пассажирских перевозок п р и н я т З а к о н Л и п е ц к о й о б л а ­ с ти о т 0 4 . 0 5 .0 1 г. № 9 0 - 0 3 *Об а в т о м о б и л ь н о м и г о р о д с к о м п а с с а ж и р с к о м т р а н с п о р т е в Л и п е ц к о й области». Введен бесплатный проезд для всех ветеранов на городском пас­ сажирском транспорте, пригородных и междугородных внутриобла­ стных маршрутах. Кроме того, на железнодорожном транспорте еже­ годно ветеранам труда дополнительно предоставляется 50% скидка от стоимости проезда в пригородном сообщении с 16 мая по 30 сен­ тября. На эти цели в 2001 г. из областного бюджета выделено 48,8 млн. руб. В целях улучшения транспортного обслуживания и обеспечения устойчивой работы предприятий железнодорожного транспорта еже­ годно между администрацией области, МПС РФ и Ю.-В.ж.д заклю­ чаются соглашения о сотрудничестве и взаимодействии. В соответ­ ствии с данными соглашениями, учитывая социальную значимость железнодорожных перевозок, вт.ч. пригородных, предприятиямЮ.-В.ж.д, расположенным на территории области, в порядке возмещения убыт­ ков на пригородных маршрутах предоставляются налоговые льготы в части, поступающей в областной бюджет. В 2001 году сумма нало­ говых льгот составила 2,1 млн. руб. Кроме того, компенсация выпа­ дающих доходов в связи с перевозкой льготных категорий пасса­ жиров по Федеральному закону «О ветеранах» —8,2 млн. руб. Ежегодно заключаются договоры-контракты между органами ме­ стного самоуправления (заказчиками) и транспортными предприя­ тиями на выполнение перевозок пассажиров и обеспечение финан­ сирования убытков от городских и пригородных перевозок. Дота­ ция на данные виды перевозок в 2001 г. составила 429,7 млн. руб. За счет бюджетных средств решались вопросы обновления под­ вижного состава. В 1997-2000 гг. приобретено 288 единиц подвиж­ ного состава, в т.ч. 257 автобусов, 18 троллейбусов, 3 трамвая, 10 легковых такси на общую сумму 106,7 млн. руб., в 2001 г. —96 еди­ ниц на сумму более 40 млн. руб. За этот период в области сохранена и расширена маршрутная сеть. Открыто более 20 новых маршрутов. Увеличилось прохожде­ ние поездов дальнего следования различных направлений. Только со станции Липецк появилась возможность беспересадочного про­ езда пассажиров по следующим направлениям: Адлер, Новорос­ сийск, Анапа, Санкт-Петербург, Мурманск. Действует круглогодич­ ное обращение пригородного поезда Елец — Грязи. Активно формировался рынок пассажирских транспортных услуг, на который, наряду со специализированными предприятиями, вы­ шел привлеченный пассажирский транспорт юридических лиц дру­ гих отраслей экономики и предпринимателей. Этот процесс регули­ руется на основе конкурсной системы отбора. В целях стимулирования и активизации развития малого бизне­ са утверждена П р о гр амм а п о д держ к и м ал о г о п р е д п р и н и м а т е л ь ­ с т в а в Л и п е ц к о й о б л а с т и на 2 0 0 1 - 2 0 0 4 г о ды . В ходе выполнения мероприятий Программы формируется соб­ ственная нормативно-правовая база, регламентирующая сферу дея­ тельности малого предпринимательства- Совершенствование зако­ нов Липецкой области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и «О введении на территории об­ лает^ упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» позволило не только упрос­ тить предпринимателям уплату налогов, но и создало условия для легализации малого бизнеса. Все законопроекты, касающиеся пред­ принимательства, в обязательном порядке проходят общественную экспертизу. Для субъектов малого бизнеса в соответствии с Законом Липец­ кой области от 26.10.2001 г. № 169-03 «О закупках и поставках про­ дукции для областных нужд» предусмотрена 15% квота от общего объема поставок для областных нужд по приоритетным видам. В соответствии с законодательством области предусмотрены на­ логовые льготы в части снижения ставки единого налога на совокуп­ ный доход, подлежащей зачислению в областной бюджет, для малых предприятий, осуществляющих деятельность в приоритетных направ­ лениях (15% вместо 20%). Определен перечень категорий предпри­ нимателей, для которых сумма вмененного дохода на очередной на­ логовый период уменьшается на 25%. Кданным категориям относят­ ся инвалиды, участники войн, пенсионеры, многодетные матери и прочие социально незащищенные группы населения. В области функционирует децентрализованная система инфра­ структуры поддержки малого бизнеса, которая характеризуется от­ сутствием единого центра и состоит из независимых организаций, формально не связанных между собой. Причем каждая из этих орга­ низаций выполняет определенные функции, способствующие разви­ тию малого бизнеса. В инфраструктуру входят: Липецкая торгово- промышленная палата, Липецкая областная общественная организа­ ция содействия малому бизнесу (ЛООСМБ), Липецкое отделение общества купцов и промышленников, Ассоциация крестьянских (фер­ мерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Липецкой области (АККОР), кредитный кооператив ^Восход», ассоциация «Ры­ нок», объединение работодателей г. Ельца, кредитные учреждения, страховые компании. Функции по координации деятельности инфра­ структуры поддержки малого бизнеса выполняют координационный Совет по развитию малого бизнеса при главе администрации облас­ ти, консультативный Совет по предпринимательству при главе адми­ нистрации города Липецка, аналогичные структуры в органах мест­ ного самоуправления других городов и районов. В этих же целях заключено трехстороннее соглашение между ад­ министрацией области, департаментом Федеральной государствен­ ной службы занятости населения по Липецкой области и Липецким территориальным управлением Министерства РФ по антимонополь­ ной политике и поддержке предпринимательства. В 2001 г. введено в практику работы проведение «круглых столов» контролирующих органов с предпринимателями по существующим проблемам. Продолжена практика проведения выездных зональных совещаний. Создана межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров при осуществлении предприниматель- V. ской деятельности. Большое внимание уделялось выполнению мероприятий Програм­ мы по финансово-кредитной поддержке. Для этих целей в областном бюджете в текущем году было предусмотрено 11 млн.руб, которые на конкурсной основе направлялись на возмещение процентных ставок по банковским кредитам. В результате проведения трех конкурсных отборов на лучший предпринимательский проект победителями при­ знаны 21 инвестиционный проект, которые реализуются в приори­ тетных направлениях деятельности. Это позволило дополнительно привлечь в малый бизнес более 60 млн. рублей. В ходе реализации данных проектов будет создано свыше 400 дополнительных рабочих мест. Кроме того, в 2001 г. за счет средств фонда занятости на со­ здание собственного дела направлено 1,2 млн. руб. Новым участником на рынке микрофинансирования субъектов ма­ лого предпринимательства явилось Липецкое отделение Воронежс­ кого филиала Фонда поддержки малого предпринимательства «Фора» сети «Оппортюнити Интернэшнл» в России. В прошедшем году Фонд выдал более 700 займов на сумму около 16 млн. рублей предприни­ мателям из числа безработных и вынужденных переселенцев. Хозяйственная деятельность жилищно-коммун альны х п р е д п р и ­ я тий осуществляется за счет средств, полученных за предоставлен­ ные услуги организациям, учреждениям, населению, и частичного фи­ нансирования из бюджета. В 2001 году из бюджета области направ­ лено 1,2 млрд. руб. с ростом к уровню 2000 года на 22%, из них на покрытие убытков и возмещение разницы в тарифах —около 1 млрд, руб., субсидии —28,7 млн. руб. Кроме того, предприятия жилищно- коммунального хозяйства освобождены от уплаты налогов в област­ ной бюджет в сумме около 2 млн. руб. В области осуществлялась приемка ведомственного жилья и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собствен­ ность. В 2001 году принято 110 тыс.кв. метров общей площади жи­ лья. На строительство жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда направлено 15 млн. руб., что позволи­ ло улучшить жилищные условия более 60 семьям. (Продолжение на 5-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz