Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ШИПЕЦКАЯ « I газета 16 ф ев р а л я 2002 г., № 32 (21660) П Р О Г Р А М М А С О Ц И А Л Ь Н О - Э К О Н О М И Ч Е С К О Г О Р А З В И Т И Я Л И П Е Ц К О Й О Б Л А С Т И Н А 2 0 0 2 Г О Д (П р о д о лж ен и е. Н а ча ло н а 2 - 3 - й стр.) На низком уровне остается р а с к р ы в а е м о с т ь п р еступлений . От мечается рост тяжки х преступлений против жизни и здоровья, больше зарегистрировано разбоев и грабежей. Требует дальнейшего совер шенствования деятельность по охране всех форм собственности. Про должают иметь место нарушения законности вдеятельности самих пра воохранительных органов. Вы я в л е н и е в с е х у зл о вы х п р о б л е м с о ц и а л ь н о - э к о н о м и ч е с кого р азвити я о б л асти и их в за и м о за в и с и м о с т и явл я ет ся о б ъ е к ти в н о й о с н о в о й д л я р а з р а б о т к и конкретны х п р о г р а м м н ы х м е р о п р и я ти й на 2 0 0 2 год. 3. Потенциал развития Липецкой области П р и р о д н о -р е с у р с н ы й п о т е н ц и а л . По результатам геолого разведочных работ открыто 123 месторождения различных полез ных ископаемых, из них эксплуатируются 105. В целом из 22 видов минерального сырья из недр добывается 15. Ценность недр обла сти с учетом стоимости разведанных запасов и прогнозных ресур сов полезных ископаемых, просчитанная по методике ВСЕГЕИ, со ставляет 2,5 млрд, долларов США. С учетом современного состояния изученности удельная ценность недр региона составляет 103, 8 тыс. долларов США на 1 км2. В товарной стоимости недр разведанных полезных ископаемых основное место занимают карбонатные породы (16 месторожде ний — 90%), используемые в металлургическом производстве, са харной промышленности, производстве цемента, в строительной индустрии, сельском хозяйстве, с суммарными запасами более 2500 млн. т. Потребителями карбонатного сырья являются пред приятия аналогичных отраслей области и солредельных террито рий, а также Московской, Тульской и Владимирской областей. Разведано 18 месторождений песков для стройиндустрии с об щими запасами более 100 млн. м3, из них разрабатываются 14. Доля в товарной стоимости недр— 2,5%. Особый интерес представляют стекольные пески, которые ус тановлены и оценены на 5 перспективных участках. Общие запасы стекольных песков превышают 40 млн. м3. Они пригодны для произ водства бутылочного стекла, а при обогащении —для получения более ценных видов продукции. Доля стекольных песков в товарной стоимо сти недр — 1,7%. На территории области расположены 2 месторождения тугоплав ких глин (Лукошкинское, Чибисовское), используемых предприятиями Тульской, Рязанской, Московской, Волгоградской и других областей в производстве керамических изделий различного назначения и лице вого высококачественного кирпича. Разведаны запасы в сумме 47 млн. т, хотя существуют реальные перспективы увеличения в 2-3 раза. Область располагает необходимыми запасами легкоплавких глин для местных нужд. В последние годы в Тербунском районе оценены несколько месторождений высококачественных глин, пригодных для производства прочного легковесного лицевого кирпича и керамзито вого гравия, а также глинопорошков для глубокого бурения. Из других полезных ископаемых в области имеются формовочные низкомарочные пески, лечебные грязи, торф, сапропель. Определен ные перспективы и предпосылки имеются для расширения минераль но-сырьевой базы по титан-циркониевым россыпям, золоту, алмазам, фосфатному сырью. Разведаны крупные месторождения пресных подземных вод, используемые для хозяйственно-питьевого водоснабжения, с об щими утвержденными эксплуатационными запасами 1,4 млн. м3 в сутки. Добываются также и минеральные воды для коммерческих и лечебно-профилактических целей. Суммарные прогнозные запасы минеральных вод составляют 700-800 м3 в сутки, из них использу ются только 300 м3. П р о и зв о д с т в е н н ы й п о т е н ц и а л . Стоимость основных произ водственных фондов в хозяйственном комплексе области соста вила более 97,3 млрд, рублей, в том числе в промышленности —40 млрд.рублей. На большинстве предприятий имеются резервные конкурентоспособные мощности. Большие возможности по нара щиванию выпуска лакокрасочной продукции, где мощности недоис пользуются на 99%, радиаторов и конвекторов отопительных — на 86%, конструкций и изделий сборных железобетонных, машин и оборудования для строительно-отделочных работ — почти на 70%, тракторов — на 90%, проката черных металлов — на 40%, насосов центррбежных и приводнопоршневых — на 35%, станков металло режущих — на 30%, колбасных изделий, масла животного, мака ронных и кондитерских изделий, муки —на 50%, мяса, водки и лике роводочных изделий —почти на 80%. Центральным звеном в развитии производственного потенциа ла являются мероприятия по реконструкции и техническому пере вооружению, реализуемые на ряде предприятий. Программой технического перевооружения и развития ОАО «НЛМК» предусмотрено обновление производственных фондов с обеспечени ем увеличения объемов производства продукции более глубокой пе реработки и капиталоемкости, расширение сортамента и повышение качественных характеристик металла, сокращение энергоемкости тех нологических процессов, улучшение экологической чистоты производ ства. Выполнение Программы позволит увеличить производство кокса с 3 до 4,2 млн. т, коксового газа —на 40%, чугуна —с 7,1 до 8,2 млн. т, стали —с 7,5 до 8,6 млн. т, горячекатаного проката —с 4,3 до 6 млн. т, снизить выбросы в атмосферу пыли на 12 тыс. т и химических веществ на 2,5 тыс. т в год. ЗАО « Л и п ец кий станкостроительный за в о д » освоило произ водство деревообрабатывающего оборудования. За счет средств фе дерального бюджета в рамках целевой программы «Реформирование и развитие станкостроительной и инструментальной промышленнос ти» предприятие занимается организацией производства станков с программным управлением для глубинного шлифования турбинных лопаток авиационных двигателей. Из федерального бюджета выделе но на указанные цели 2,5 млн.рублей. В ОАО «Л е б е д ян с ки й за в о д строительно-отделочных м а шин» наладили серийный выпуск отопительных котлов, расширили ассортимент строительно-отдел,очных машин. ОАО «Грязинский культиваторный завод» осваивает серий ное производство культиваторов для обработки посевов сахарной свеклы и высокостебельных культур. Предприятие планирует осво ить производство трех-, четырех- и девятикорпусных плугов. Осуществление программ технического перевооружения ОАО «Прожекторные угли», «Гидромаш», «Елецкий за в о д трактор ны х гидроагрегатов», «Гидропривод», «Л ебедянский м аш за- вод», «Грязинский культиваторный завод» и др. позволит обес печить развитие производства, повысить технический уровень и качество продукции, улучшить экологическую ситуацию на произ водстве. Целью инвестиционного проекта «Модернизация существующего производства ЗАО «Завод х о ло д и ль н и к о в «Стинол» является улуч шение качества и наращивание объемов выпускаемой продукции, расширение рынков сбыта. Реализация данного проекта позволит увеличить производство холодильников на 365 тыс. штук. В ОАО «Силан» предусматривается увеличение объемов произ водства кремнийорганической продукции, осваиваются новые виды ликвидной продукции. И н ф р астр у к ту р ны й п о т е н ц и а л . В отрасли «Связь» на городс ких телефонных сетях имеется 41 АТС общей монтированной емкостью 206,5 тыс. номеров. Сельская телефонная сеть области включает 373 АТС общей емкостью 69 тыс. номеров. Более 44% ТС—это современ ные цифровые АТС. Эксплуатируются 1992 таксофона для местной свя зи, в т.ч. в г. Липецке — 1457 аппаратов, в сельской местности — 153 аппарата и 309 таксофонов для междугородной и международ ной связи. Действуют 53 теле- и радиопередатчика суммарной мощ ностью 109 кВт. Более половины населения имеет возможность принимать четыре и более программ. Населению и предприятиям области оказывают услуги 511 от делений и пунктов почтовой связи, в т.ч. 430 — в сельской местно сти. На пассажирском транспорте общего пользования задейство вано 1367 ед. подвижного состава, в т.ч. 1167 автобусов, 117 трам ваев, 83 троллейбуса. Перевозки осуществляют 21 транспортное предприятие. Всего насчитывается 415 автобусных, 7 троллейбус ных, 9 трамвайных маршрутов. Альтернативой для улучшения об служивания населения является привлечение к пассажирским пе ревозкам владельцев частного транспорта. В настоящее время на маршрутах городов Липецка, Ельца, Лебедяни, Грязей работают бо лее 120 частных автобусов, а также образованы и вышли на рынок пре доставления услуг по перевозке пассажиров 5 новых юридических лиц (63 единицы транспортных средств). Разработан план финансового оздоровления и созданы необ ходимые условия для вывода из кризиса государственного пред приятия «Липецкое авиапредприятие». На базе имеющихся мощ ностей создано новое акционерное общество открытого типа «Ли- пецк-АВИА». Реструктуризация активов позволит максимально удов летворить требования кредиторов, сохранить и создать условия для развития предприятия. Банковская с и с т е м а в результате финансового кризиса 1998 года претерпела значительные изменения. Количество действующих кре дитных организаций уменьшилось вдвое, значительно сократилась филиальная сеть. В рамках программы Банка России по реструктуризации банковс кой системы в качестве «опорных» банков определены ОАО «Липецкий областной банк» и ОАО «Липецккомбанк». В результате осуществле ния программ финансового оздоровления устойчивость банковской системы повысилась. Уставный капитал банков составил 66,3 млн. руб. и возрос по сравнению с 2000 годом в 2,8 раза. Положительная динамика банковских активов позволила по сравнению с докризисным периодом увеличить кредитные вложе ния в экономику области более чем в 6 раз. Восстанавливается доверие к банковской системе со стороны клиентов, кредиторов и вкладчиков, о чем свидетельствует динамика средств, размещен ных в виде депозитов и вкладов в коммерческих банках. Объемы привлеченных средств у населения увеличились почти в полтора раза и достигли порядка 3,5 млрд, рублей. Инфраструктура стр а х о в о го рынка представлена 8 действующи ми региональными страховыми компаниями и 6 филиалами иногород них страховщиков. На выплату страхового возмещения страхователям направлено в 2001 году около 400 млн. руб., или в 1,3 раза больше, чем в 2000 году. Вместе с тем уровень развития областного страхового рынка недостаточен. Сумма страховой премии к ВРП составила 0,7% при среднероссийском показателе —2,4%. Трудовой потенциал. Численность экономически активного н а с е л е н и я о б л а с т и составляет более 620 тыс. чел., из них занято в экономике — около 575 тыс. чел., или 93%, оставшиеся 45 тыс. чел. являются потенциальным резервом для пополнения численности заня тых. Наибольший удельный вес приходится на работающих в промыш ленности и сельском хозяйстве, соответственно 24,4% и 21,7%. Втеку щем году за счет создания новых рабочих мест численность работаю щих в промышленности увеличится на 4 тыс. чел., или на 3%. В сфере малого предпринимательства трудятся свыше 80 тыс.человек, или 13% от численности экономически активного населения. В общей числен ности рабочих и служащих в отраслях экономики 50,8% составляют женщины, их наибольшее число занято в здравоохранении, социаль ном обеспечении, народном образовании, информационно-вычисли тельном обслуживании, кредитовании, финансах и страховании, где удельный вес женщин составляет от 73,9 до 84,4%. Нау чн о -тех нич еский п о т е н ц и а л . Область имеет высокоразви тый научно-технический потенциал. В 24 организациях, в т.ч. в 5 вузах, выполняющих научные исследования и разработки, работают 135 док торов и 860 кандидатов наук, из них 77% трудятся в Высшей школе. В целом потенциал научных кадров за 2 года вырос на 20%. Ведется раз работка более 250 научных тем, многие из которых непосредственно связаны с проблемами региона и его ведущими отраслями: металлур гией, энергетикой, строительством, машиностроением, сельским хо зяйством, медициной, образованием. На базе вузов создано 8 научно- производственных центров и лабораторий: «Инжиниринг», «Валок», «ЛГТУ-VALMET», Центр коммуникативного обучения и др. Э к сп ортн о-им портный по тен ц и ал . География внешнеэкономи ческих связей предприятий охватывает более 70 стран. Экспорт области исторически имеет металлургическую направ ленность, т.е. основная доля экспортного потенциала — это про дукция ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат». Модер низация технологий ОАО «НЛМК» позволяет увеличить объемы поставок на внешний рынок. Активизировал свою работу на вне шних рынках ОАОЛМЗ «Свободный сокол». Начаты поставки металла на рынок Италии, идет активная проработка рынков других стран. Резервом увеличения экспортных поставок продукции с высокой добавленной стоимостью является продукция ОАО «Лебедян-ский ма шиностроительный завод». Готовится к выходу на китай-ский рынок первая партия специальных насосов для атомных реакторов. Развивает связи по производственной кооперации с предприяти ями Польши и Италии ОАО «Лебедянский завод строительно-отделоч ных машин». Планируют увеличить экспорт предприятия, которые ведут ра боту по сертификации продукции на соответствие международным стандартам. Это —ОАО «Прогресс», ООО «Комтез», ОАО «Эсперимен- тально-консервный завод «Лебедянский» и др. Импортный потенциал области обусловлен необходимостью модернизации и технического перевооружения производства с це лью выпуска продукции, отвечающей требованиям мирового рын ка. . . . . . . . . . 4. Действующие м еханизмы влияния на социально - экономическое полож ени е Липецкой области В целях развития научно-технического и промышленного по тенциала, оптимизации структуры промышленного производства, обес печения занятости населения принят Закон области от 14.06.01 г. № 144 «О п р о м ыш л е н н о й п о л и т и к е в Л и п ец к о й о б л а ст и » . Дей ствует утвержденная распоряжением главы администрации области от 24.12.99 г. № 2725-р Р еги о н а л ьн а я п р о г р а м м а к ач ества, реали зация которой позволит значительно повысить конкурентоспособность продукции, обеспечит развитие рынков сбыта. Создан Региональный центр качества, в котором проводится обучение руководителей пред приятий. * Действенным инструментом в координации деятельности руково дителей промышленных предприятий и органов власти я в л яю тс я а с с о ц и а ц и и : п р о м ыш л е н н и к о в , п р е д п р и я т и й л ег к о й п р о м ы ш л е н н о с ти , п р е д п р и я т и й п р о м ы ш л е н н о с т и с тр о и т е л ь н ы х м а т е ри ал о в . Ежеквартально проводятся семинары-совещания, по резуль татам которых разрабатываются мероприятия по совершенствованию промышленной политики. Промышленные предприятия участвуют в р е ал и з ац и и ф е д е р а л ь ных ц е л евы х п р о г р ам м , связанных с решением крупномасштабных задач отрасли. Проводилась определенная работа по з а щ и т е и п о д д е р ж к е м е стных т о в а р о п р о и з в о д и т е л е й . В целях создания более благопри ятных условий для привлечения кредитных ресурсов на реализацию инвестиционных проектов действует Положение о предоставлении поручительств предприятиям и организациям, утвержденное поста новлением главы администрации Липецкой области от 17.06.97 г. № 291. Предоставлялось право заключать договора поручитель ства в обеспечение займа ЗАО «Липчанка» и ОАО «Липецкое пред приятие реабилитационной техники». Одной из мер государственной поддержки реального сектора экономики является предоставление льгот предприятиям и орга низациям в соответствии с действующим налоговым законодатель ством. В 2001 году налоговые освобождения предоставлены на сумму около 37 млн. рублей. Кроме того, в соответствии с Законом Липецкой области «О под держке инвестиций в экономику Липецкой области», по проектам, вклю ченным в перечень наиболее социально значимых, в 2001 году предос тавлено налоговых льгот на сумму около 1,5 млн. руб. В результате- налоговой реформы по снижению налогового бре мени у предприятий появилась возможность направить на соб ственное развитие более 1,7 млрд.руб. Осуществляются мероприятия, направленные на п р о д в и ж е н и е пр о д у кц и и на о т е ч е с т в е н н ы е и за р у б е ж н ы е рынки. С 1998 года по 2001 год проведено 45 универсальных и специализированных выс тавок, на которых экспонировалась продукция более 600 предпри-* ятий практически всех регионов России. В результате заключены соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве с 79 субъектами Российской Федерации. Проведение «Дней Липецкой области в Москве» позволило установить многочисленные деловые контакты с организациями и предприятиями столицы. В 2001 году липецкие товаропроизводители реализовали на ярмарках жителям Южного административного округа г. Москвы высококачественных промышлен ных и продовольственных товаров на сумму 29 млн.руб. С префектурой округа подписано Соглашение о сотрудничестве в торгово-экономи ческой, социальной и культурной сферах. Более 60 московских пред приятий участвовали в проведении в г. Липецке шестого этапа биз нес-марафона «Деловая Москва. Приглашение ксотрудничеству». Осо бенно тесные связи у области сложились с регионами Ассоциации «Черноземье». Более 200 предприятий и организаций области вовле чены в реализацию 13 региональных программ. С образованием Цен трального Федерального округа процесс интеграции активизировал ся. Одним из главных мероприятий инвестиционной политики стало проведение, начиная с 1997 года, еж е го д ны х м е ж д у н а р о д н ы х и н вес т и ц и о н ны х к о н ф е р е н ц и й «Липецкая о б л а с т ь : р а з в и т и е ч е р е з инвестиции». Для повышения престижа высококвалифицированного труда массовых профессий, возрождения традиций по пропаганде трудо вых достижений, по инициативе исполнительной власти области проводятся конкурсы за звание «Лучший по профессии» и на соис кание Премии главы администрации области за качество. Продолжена г о с у д а р с т в е н н а я п о д д е р ж к а а г р о п р о м ы ш л е н ного к о м п л е к с а . В прошлом году из федерального бюджета на правлено средств в сумме 54 млн. руб., в том числе по Программе «Повышение плодородия почв» — 16 млн. руб., на закладку много летних насаждений — 14,2 млн. руб., на поддержку элитного семе новодства — 2,2 млн. руб, племдела — 4,3 млн. руб., субсидирова ние процентной ставки по банковским кредитам — 7,4 млн. руб., покрытие убытков от стихийных бедствий — 7,9 млн. руб. Сохраняется ежегодное кредитование села за счет средств об ластного бюджета. В 2001 году выделено товарного кредита в сум ме свыше 600 млн. руб., в том числе на закупку минеральных удобре ний и средств защиты растений, техники и запчастей и др. Кроме того, осуществлялось банковское кредитование на закупку горюче-сма зочных материалов как непосредственно сельхозтоваропроизводите лей, так и через перерабатывающие и обслуживающие предприятия на условиях возмещения затрат по погашению процентной ставки из областного бюджета. На эти цели было направлено 85 млн. руб., что позволило дополнительно привлечь в сельское хозяйство кредитные ресурсы в сумме более 550 млн. руб. Проводились работы по коренному улучшению земель, в 2001 году на эти цели было выделено около 30 млн. руб. Осуществляет ся поддержка элитного семеноводства, племдела, ежегодно дотиру ется свыше 60% реализуемого молока. По федеральному лизингу на условиях возврата средств было закуплено техники на сумму 72 млн. руб. Привлечение дополнитель ных оборотных средств позволило хозяйствам частично обновить тех нический потенциал, было закуплено всего 633 единицы сельскохо зяйственной техники, в том числе производства фирм «КЛААС», «Франц Кляйн», «Холмер». Оказывалась безвозмездная помощь государственным унитар ным предприятиям сельскохозяйственного назначения. За период с 1997 года им безвозмездно выделено средств в сумме более 130 млн. руб., в том числе в 2001 году — 8 млн. руб. В целях развития рынков сбыта, обеспечения рентабельного про изводства осуществлялась закупка основных видов сельскохозяй ственной продукции в региональный продовольственный фонд по гарантированным закупочным ценам. Гарантированный рынок сбыта сельскохозяйственной продукции обеспечивается за счет конкурсного размещения областного заказа на продукты питания для обеспечения потребности бюджетных уч реждений. В 2001 году осуществлены закупки на сумму свыше 49 млн. руб. Продолжается целенаправленная работа по организации заку пок излишков сельскохозяйственной продукции у населения. В 2001 году закуплено около 39 тыс.т молока, что в 2,4 раза больше, чем закупалось в 1997 году, и составляет 103% к 2000 году. Населению от сдачи молока на молокоперерабатывающие предприятия в 2001 году было выплачено около 120 млн. руб. Продолжилось р е ф о р м и р о в а н и е и и н т е гр а ц и я с е л ь х о з п р е д п р и я т и й с п р о м ы ш л е н н ы м и и п е р е р а б а т ы в а ю щ и м и п р е д п р и я т и я м и . Это позволило дополнительно ввести в оборот более 100 тыс. га ранее не используемых земель, значительно повысить уро жайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных. За счет средств областного бюджета осуществляется поддержка ин тегрированных предприятий, в прошлом году им списана задолжен ность по товарному кредиту в сумме 365,8 млн. руб. Осуществлялась г о с у д а р с т в е н н а я п о д д е р ж к а с о ц и а л ь н о й и н ф р а с т р у к т у р ы с е л а , кроме жилых домов обеспечен ввод обще образовательных школ на 416 ученических мест, 470 км газовых се тей, газифицировано более 7 тысяч квартир и т.д. В 2001 году на р е а л и з а ц и ю с о ц и а л ь н ы х п р о г р а м м в области направлено около 600 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета— 194 млн.рублей, из областного — 395 млн. рублей. Для решения проблемы обеспечения индивидуальным жильем населения, и в первую очередь сельского, с 1998 года реализуется о б л а с т н а я п р о г р а м м а «Свой д о м » . В ней принимают участие более 2 тыс.семей, 38% договоров заключено занятыми в сельско хозяйственном производстве рабочими, 23% — работниками бюд жетной сферы, 17%—инженерно-техническими, 5%—предприни мателями и руководителями хозяйств, 20% приходится на лиц мо ложе 30 лет. В целом на развитие программы из областного бюдже та направлено около 300 млн. рублей, что позволило обеспечить ввод 292 тыс.кв.м общей площади жилых домов, на 40% сократить уро вень незавершенного индивидуального жилищного строительства. Реализация программы способствует комплексному решению воп росов электроснабжения, водоснабжения, благоустройства жилых поселков и новостроек. Эта программа не только предоставила сель ским труженикам возможность строить жилье, но и стимулировала развитие предприятий стройиндустрии, обеспечила создание но вых рабочих мест, привлечение в отрасль дополнительных инвести ций, в т.ч. средств населения. Главной целью П р о г р а м м ы и п о те ч н о го ж и л ищ н о го к р е д и т о в а н и я является обеспечение доступным по стоимости жильем го родского населения области, увеличение объемов жилищного стро ительства, совершенствование рынка жилья. Для малообеспеченных семей предусмотрены наиболее льготные условия. В 2000 году на начало реализации программы из областного бюджета было выде лено 13,5 млн. руб, в 2001 году — 12 млн. руб. С помощью ипотечных кредитов уже более 100 семей решили свои жилищные проблемы. За последние годы под индивидуальное жилищное строитель ство населению области выделено 66 тыс. земельных участков пло щадью более 7 тыс. га. П р о д о лж е н а р е а л и з а ц и я ц е л е в ы х г о с у д а р с т в е н н ы х ф е д е р а л ь н ы х п р о г р а м м : «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», «Государственные жи лищные сертификаты», «Жилищные субсидии гражданам, выезжа ющим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местнос тей» и ряда других. В 2001 г. сохранен уровень финансирования 2000 года, на эти цели направлено около 30 млн. руб., что позволило улучшить жилищные условия 154 семьям. В 2001 году в рамках областной программы еще в четырех р а й о н а х з а в е р ш и л и с ь р а б о т ы по г а з и ф и к а ц и и —Липецком, Тер бунском, Измалковском и Добровском. Набранные темпы позволят в ближайшие два года полностью закончить газификацию всей обла сти. Приоритетным направлением является выполнение о б л а с т н о й п р о г р а м м ы « О б е с п е ч е н и е п и т ь е в о й в о д о й н а с е л е н и я Л и п е ц кой о б л а с т и » . На эти цели направлено в 2001 году около 50 млн. руб. с ростом на 9% куровню 2000 года, построено 11,5 км водопро водных сетей, пробурено 17 артскважин, капитально отремонтиро вано 46,4 км водопроводов и 287 скважин . В целях улучшения т о р г о в о г о о б с л у ж и в а н и я н а с е л е н и я , и прежде всего сельского, сохранения и развития стационарной тор говой сети оказывается государственная поддержка предприятиям потребительской кооперации. Всего в 1997-2001 годах предостав лено льгот по налогам в областной и местные бюджеты на сумму более 60 млн. рублей, в том числе 5 млн. руб. —в 2001 году. В ре зультате удалось стабилизировать работу районных потребительс ких обществ: число убыточных сократилось с 8 в 1997 году до 2 в 2001 году, что, безусловно, положительно сказалось на обеспечении сельских жителей продуктами питания и промышленными товарами повседневного спроса. Потребительской кооперации в прошедшем году из районных бюджетов выделено около 3 млн. руб. для приоб ретения хлебных автофургонов. Органами местного самоуправления и районными потребитель скими обществами ежегодно разрабатываются Программы разви тия рынков, их выполнение способствует повышению культуры об служивания и более полному удовлетворению потребностей сельс кого населения. В целях защиты прав потребителей, повышения эффективности контроля за денежным оборотом в сфере торговли и услуг, предот вращения сокрытия доходов от налогообложения, роста поступле ний налогов в бюджеты принимаются меры по расширению сферы применения контрольно-кассовых машин с учетом требований дей ствующего законодательства РФ и предложений органов местного самоуправления. Целенаправленная совместная работа органов власти, правоох ранительных и контролирующих органов позволила создать действен ную систему мер по борьбе с правонарушениями в сфере произ водства и оборота алкогольной продукции, существенно потеснить дельцов теневой экономики. Указанные вопросы находятся в центре внимания областной межведомственной комиссии по предупрежде нию и пресечению незаконного производства и оборота алкоголь ной продукции. Д л я с т а б и л и з а ц и и р о зн и ч н ы х ц е н и з о б л а с т н о г о б ю д ж е т а в ы д е л я ю т с я с р е д с т в а н а д о т и р о в а н и е с е л ь с к о х о з я й с т в е н ной п р о д у кц ии. За четыре последних года на уценку зерна для хле бопечения было выделено около 140 млн. руб., в том числе в 2001 году —44 млн. руб. В результате цены на хлеб из муки смешанной валки не повышались с августа 2000 года. В 2001 году продотирова но более 60% переработанного молока на сумму 153 млн. руб. Учитывая, что бытовые услуги населению несут большую соци альную нагрузку, за счет средств областного и местных бюджетов о к а з ы в а е т с я г о с у д а р с т в е н н а я п о д д е р ж к а п р е д п р и я т и я м с л уж бы б ы т а . В 2001 году на централизованную доставку грузов выде лено 121 тыс.руб., на приобретение спецавтотранспорта — 106 тыс. руб., на ремонт и открытие комплексных приемных пунктов в сельс кой местности, покрытие убытков от выездного обслуживания насе ления направлено около 1 млн. руб: Законом Липецкой области «О едином налоге на вмененный до ход для определенных видов деятельности» для предприятий быто вого обслуживания и индивидуальных предпринимателей, оказыва ющих бытовые услуги населению, введены понижающие коэффици енты, учитывающие наличие комплексных приемных пунктов, фили алов, а также количество видов выполняемых услуг. Приняты пони жающие коэффициенты в зависимости от наличия оборудованных рабочих мест для предприятий и индивидуальных предпринимате лей, оказывающих парикмахерские услуги. В 2001 г. и з о б л а с т н о г о б ю д ж е т а на строительство т е л е р е т р а н с л я т о р о в и п р и о б р е т е н и е оборудования д л я р а д и о р е л е й н ы х л и н и й н а п р а в л е н о 3 , 7 м л н . р у б ., на т е л е ф о н и з а ц и ю к в ар т и р и д о м о в и н в а л и д о в и участни к о в Великой О т е ч е с т в е н ной в о й ны — 1 ,7 м л н . руб., на телефонизацию отдаленных мало населенных пунктов — 1,6 млн. руб., государственному учреждению- управлению федеральной почтовой связи Липецкой области на по крытие убытков по приему подписки, перевозке и доставке газет — 2,7 млн. руб. На покрытие затрат ОАО «Липецкэлектросвязь», в связи с реа лизацией федеральных законов от 12.01.95 г. № 5-ФЗ «О ветера нах» и от 24.11.95 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в ■ РФ» направлено 28 млн. руб., в том числе на абонентскую плату и установку квартирных телефонов —24,8 млн. руб., на проводное ве щание — 3,2 млн. руб. В целях регламентации порядка, условий и принципов осуще ствления пассажирских перевозок п р и н я т З а к о н Л и п е ц к о й о б л а с ти о т 0 4 . 0 5 .0 1 г. № 9 0 - 0 3 *Об а в т о м о б и л ь н о м и г о р о д с к о м п а с с а ж и р с к о м т р а н с п о р т е в Л и п е ц к о й области». Введен бесплатный проезд для всех ветеранов на городском пас сажирском транспорте, пригородных и междугородных внутриобла стных маршрутах. Кроме того, на железнодорожном транспорте еже годно ветеранам труда дополнительно предоставляется 50% скидка от стоимости проезда в пригородном сообщении с 16 мая по 30 сен тября. На эти цели в 2001 г. из областного бюджета выделено 48,8 млн. руб. В целях улучшения транспортного обслуживания и обеспечения устойчивой работы предприятий железнодорожного транспорта еже годно между администрацией области, МПС РФ и Ю.-В.ж.д заклю чаются соглашения о сотрудничестве и взаимодействии. В соответ ствии с данными соглашениями, учитывая социальную значимость железнодорожных перевозок, вт.ч. пригородных, предприятиямЮ.-В.ж.д, расположенным на территории области, в порядке возмещения убыт ков на пригородных маршрутах предоставляются налоговые льготы в части, поступающей в областной бюджет. В 2001 году сумма нало говых льгот составила 2,1 млн. руб. Кроме того, компенсация выпа дающих доходов в связи с перевозкой льготных категорий пасса жиров по Федеральному закону «О ветеранах» —8,2 млн. руб. Ежегодно заключаются договоры-контракты между органами ме стного самоуправления (заказчиками) и транспортными предприя тиями на выполнение перевозок пассажиров и обеспечение финан сирования убытков от городских и пригородных перевозок. Дота ция на данные виды перевозок в 2001 г. составила 429,7 млн. руб. За счет бюджетных средств решались вопросы обновления под вижного состава. В 1997-2000 гг. приобретено 288 единиц подвиж ного состава, в т.ч. 257 автобусов, 18 троллейбусов, 3 трамвая, 10 легковых такси на общую сумму 106,7 млн. руб., в 2001 г. —96 еди ниц на сумму более 40 млн. руб. За этот период в области сохранена и расширена маршрутная сеть. Открыто более 20 новых маршрутов. Увеличилось прохожде ние поездов дальнего следования различных направлений. Только со станции Липецк появилась возможность беспересадочного про езда пассажиров по следующим направлениям: Адлер, Новорос сийск, Анапа, Санкт-Петербург, Мурманск. Действует круглогодич ное обращение пригородного поезда Елец — Грязи. Активно формировался рынок пассажирских транспортных услуг, на который, наряду со специализированными предприятиями, вы шел привлеченный пассажирский транспорт юридических лиц дру гих отраслей экономики и предпринимателей. Этот процесс регули руется на основе конкурсной системы отбора. В целях стимулирования и активизации развития малого бизне са утверждена П р о гр амм а п о д держ к и м ал о г о п р е д п р и н и м а т е л ь с т в а в Л и п е ц к о й о б л а с т и на 2 0 0 1 - 2 0 0 4 г о ды . В ходе выполнения мероприятий Программы формируется соб ственная нормативно-правовая база, регламентирующая сферу дея тельности малого предпринимательства- Совершенствование зако нов Липецкой области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и «О введении на территории об лает^ упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» позволило не только упрос тить предпринимателям уплату налогов, но и создало условия для легализации малого бизнеса. Все законопроекты, касающиеся пред принимательства, в обязательном порядке проходят общественную экспертизу. Для субъектов малого бизнеса в соответствии с Законом Липец кой области от 26.10.2001 г. № 169-03 «О закупках и поставках про дукции для областных нужд» предусмотрена 15% квота от общего объема поставок для областных нужд по приоритетным видам. В соответствии с законодательством области предусмотрены на логовые льготы в части снижения ставки единого налога на совокуп ный доход, подлежащей зачислению в областной бюджет, для малых предприятий, осуществляющих деятельность в приоритетных направ лениях (15% вместо 20%). Определен перечень категорий предпри нимателей, для которых сумма вмененного дохода на очередной на логовый период уменьшается на 25%. Кданным категориям относят ся инвалиды, участники войн, пенсионеры, многодетные матери и прочие социально незащищенные группы населения. В области функционирует децентрализованная система инфра структуры поддержки малого бизнеса, которая характеризуется от сутствием единого центра и состоит из независимых организаций, формально не связанных между собой. Причем каждая из этих орга низаций выполняет определенные функции, способствующие разви тию малого бизнеса. В инфраструктуру входят: Липецкая торгово- промышленная палата, Липецкая областная общественная организа ция содействия малому бизнесу (ЛООСМБ), Липецкое отделение общества купцов и промышленников, Ассоциация крестьянских (фер мерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Липецкой области (АККОР), кредитный кооператив ^Восход», ассоциация «Ры нок», объединение работодателей г. Ельца, кредитные учреждения, страховые компании. Функции по координации деятельности инфра структуры поддержки малого бизнеса выполняют координационный Совет по развитию малого бизнеса при главе администрации облас ти, консультативный Совет по предпринимательству при главе адми нистрации города Липецка, аналогичные структуры в органах мест ного самоуправления других городов и районов. В этих же целях заключено трехстороннее соглашение между ад министрацией области, департаментом Федеральной государствен ной службы занятости населения по Липецкой области и Липецким территориальным управлением Министерства РФ по антимонополь ной политике и поддержке предпринимательства. В 2001 г. введено в практику работы проведение «круглых столов» контролирующих органов с предпринимателями по существующим проблемам. Продолжена практика проведения выездных зональных совещаний. Создана межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров при осуществлении предприниматель- V. ской деятельности. Большое внимание уделялось выполнению мероприятий Програм мы по финансово-кредитной поддержке. Для этих целей в областном бюджете в текущем году было предусмотрено 11 млн.руб, которые на конкурсной основе направлялись на возмещение процентных ставок по банковским кредитам. В результате проведения трех конкурсных отборов на лучший предпринимательский проект победителями при знаны 21 инвестиционный проект, которые реализуются в приори тетных направлениях деятельности. Это позволило дополнительно привлечь в малый бизнес более 60 млн. рублей. В ходе реализации данных проектов будет создано свыше 400 дополнительных рабочих мест. Кроме того, в 2001 г. за счет средств фонда занятости на со здание собственного дела направлено 1,2 млн. руб. Новым участником на рынке микрофинансирования субъектов ма лого предпринимательства явилось Липецкое отделение Воронежс кого филиала Фонда поддержки малого предпринимательства «Фора» сети «Оппортюнити Интернэшнл» в России. В прошедшем году Фонд выдал более 700 займов на сумму около 16 млн. рублей предприни мателям из числа безработных и вынужденных переселенцев. Хозяйственная деятельность жилищно-коммун альны х п р е д п р и я тий осуществляется за счет средств, полученных за предоставлен ные услуги организациям, учреждениям, населению, и частичного фи нансирования из бюджета. В 2001 году из бюджета области направ лено 1,2 млрд. руб. с ростом к уровню 2000 года на 22%, из них на покрытие убытков и возмещение разницы в тарифах —около 1 млрд, руб., субсидии —28,7 млн. руб. Кроме того, предприятия жилищно- коммунального хозяйства освобождены от уплаты налогов в област ной бюджет в сумме около 2 млн. руб. В области осуществлялась приемка ведомственного жилья и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собствен ность. В 2001 году принято 110 тыс.кв. метров общей площади жи лья. На строительство жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда направлено 15 млн. руб., что позволи ло улучшить жилищные условия более 60 семьям. (Продолжение на 5-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz