Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
16 февраля 2002 г., №> 32 (21660) ММ днШя ■ i ЩуЩМ ' '■ ШШШШШШЯшИШШш ? :г:Мж;:ШШШжа « Д Ш Ш а '., -MJT<■ V*^*' ■»'■ , J П Р О Г Р А М М А С О Ц И А Л Ь Н О - Э К О Н О М И Ч Е С К О Г О Р А З В И Т И Я Л И П Е Ц К О Й О Б Л А С Т И Н А 2 0 0 2 Г О Д (Продолжение. Начало на 2 -й стр.) Проведен монтаж антенных опор в с. Долгоруково и г. Усмань. Осуществлялось строительство телевизионного ретранслятора в с. Чернава Измалковского района, выполнены проектные работы по строительству ретранслятора в с. Долгоруково. Кроме того осу ществляется закупка оборудования для ретранслятора в г. Усмань. Разрабатывается и согласовывается техническая документация для организации вещания новых телепрограмм в районах области: с. Измалково, п.г.т. Добринка, г. Задонск — программа «Культура»; с. Волово — программа «Культура», «ОРТ»; г. Елец — программа «REN TV»; с. Чернава — программа «Культура», РТР+ГТРК «Липецк»; г. Чаплыгин — программа «НТВ». ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ хо зяй с тво Жилищно-коммунальное хозяйство представляет многоотрас левой производственно-технологический комплекс, основная за дача которого — жизнеобеспечение населения. Жилищный фонд области составляет 25,4 млн. м2 общей пло- ч щади, из него 59% расположено в городской местности, 41% — в ' сельской. Обеспеченность населения общей площадью жилья на одного жителя составила 20,5 м2, в том числе в городской местности — 18.6 м2, в сельской местности — 23,6 м2, при среднероссийском показателе — 19,1 м2. Уровень благоустройства общей площади жилищного фонда составил: водопроводом — 71%, канализацией — 69%, централь ным отоплением — 80%, газом — 86%, горячим водоснабжением — 63%, что выше уровня 1997 года от 1% до 5%. В 2001 году населению оказано жилищно-коммунальных услуг на сумму свыше 1 млрд.руб. Их доля в общем объеме платных услуг населению составила 30%. ЦЕНЫ И ТАРИФЫ Наибольший пик инфляционных процессов приходился на 1999 год. Начиная с 2000 года наметилась тенденция замедления роста потребительских цен, в 2001 году их прирост составил 19,5%, в т.ч. на услуги — 35,6%, товары — 17%. Самым существенным в последние годы остается удорожание жилищно-коммунальных услуг, и это связано, прежде всего, с по вышением тарифов на электрическую энергию и газ на федераль ном уровне. За период с 1998 по 2000 гг. тарифы на электрическую энергию увеличились для промышленных потребителей в 1,8 раза, для сельхозтоваропроизводителей — в 4 раза, для населения — в 3.6 раза, для бюджетной сферы — в 2,4 раза. На природный газ для населения — в 1,9 раза. За 2001 г. рост тарифов на электри ческую энергию составил от 30% до 60% в зависимости от катего рии потребителей, на природный газ для населения — на 12%. За 2001 год стоимость оплаты жилья и коммунальных услуг в г. Ли пецке возросла на 42%. Органами власти проводится политика сдер живания роста тарифов путем минимизации затрат на производ ство жилищных и коммунальных услуг с учетом повышения их ка чества. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 07.03.97 г. № 265 и от 28.12.98 г. № 1559 осуществлялось совер шенствование механизма государственного регулирования цен (та рифов) на услуги связи, предусматривающее доведение их разме ра до уровня экономически обоснованных затрат, снижение преде лов перекрестного субсидирования. Тарифы на услуги связи для юридических лиц за 1998-2000 годы увеличились на 37,4%, в т.ч. в 2001 г. — на 12%, для населения — на 67% и 25% соответственно. За период с 1998 г. по 2000 г. тарифы на перевозку пассажи ров автомобильным транспортом увеличились в среднем в 2 раза. В 2001 г. тарифного скачка не произошло. На пригородных марш рутах увеличение составило 14%, на внутриобластных и межобла стных — 11%. ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ В последние годы финансовое положение предприятий и орга низаций значительно улучшилось. Наибольшая сумма прибыли была получена в 2000 году. В 2001 году по сравнению с 2000 годом ожидается снижение прибыли на 35%, в том числе в черной метал лургии — более чем на 40%. На финансовую ситуацию повлиял ряд факторов. Прежде всего это снижение цен на продукцию экспорто ориентированных отраслей, в частности черной металлургии, рост цен и тарифов на продукцию естественных монополий и др. В то же время по ряду отраслей наблюдается устойчивый рост прибыли: в машиностроении и металлообработке, пищевой промышленности, связи. Ожидается рост прибыли и в сельскохозяйственном произ водстве — в 2,5 раза. При этом на высоком уровне сохраняется доля прибыльных предприятий — 67% (11 месяцев 2001 г.), в том числе в промышленности — 69%, в сельском хозяйстве — 60%. К позитивным итогам можно отнести увеличение оборотных активов предприятий, наполнение их денежными средствами. Су щественным фактором в изменении структуры оборотных активов является сокращение доли просроченной дебиторской задолжен ности с 56% в 1997 году до 26% в 2001 году. Удельный вес денеж ных средств в объеме оплаченной продукции и услуг возрос с 60 до 92%. Несколько улучшилось положение дел по погашению предприя тиями задолженности поставщикам, бюджету и государственным « внебюджетным фондам. Доля просроченной кредиторской задол женности в общем объеме уменьшилась по сравнению с 1997 го дом на 11 процентных пунктов и составила около 50%. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ Область является одним из немногих регионов России, не по лучающих трансферты из федерального бюджета и самостоятель но обеспечивающих свои текущие бюджетные расходы. Уровень самообеспеченности области составляет свыше 90%. Наиболее благоприятная ситуация с формированием доходов консолидированного бюджета области сложилась в 1999 и 2000 годах. В 2001 году доходы бюджета области составили около 8 млрд, руб., или 92% от уровня 2000 года. Изменения в налоговом и бюджетном законодательстве при вели к перераспределению налоговых доходов в пользу федераль ного центра при сохранении расходных полномочий территории. Если в 2000 году соотношение налоговых доходов, остающихся на тер ритории и перечисляемых в федеральный бюджет, составляло 75% и 25%, то в 2001 г. соответственно — 68% и 32%. Кроме того, в результате продолжающейся н а л о г о в о й р е ф о р м ы , направлен ной на уменьшение налоговой нагрузки на товаропроизводителей, поступления в бюджет от оборотных налогов, в частности налога на пользователей автодорог и налога на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы, уменьшились более чем на 1,7 млрд. руб. Основную часть доходов бюджета составляют налоговые по- ступления. Их доля в структуре доходов бюджета на протяжении 1997-2001 гг. остается стабильно высокой — от 74% в 1997 году до 92% в 2001 году. Значительная часть налоговых поступлений обес печивается за счет налога на прибыль предприятий и организаций. Однако его доля в структуре доходов территориального бюджета уменьшилась с 44% в 2000 году до 34% в 2001 г. Для территориального бюджета характерна высокая степень зависимости от нормативов распределения федеральных налогов и сборов. Доля регулирующих налогов и сборов увеличилась с 61% в 1997 году до 74% в 2001 году. Недостаточны темпы развития собственной налоговой базы местных бюджетов. Большинство муниципальных образований яв ляются дотационными, причем доля перечислений из областного бюджета в сумме доходов бюджетов по некоторым районам дости гает 80%. В структуре расходов областного бюджета финансовая помощь бюджетам муниципальных образований составляет одну четвертую часть — свыше 1 млрд. руб. и возросла на 17% к уровню 2000 года. Приоритетным направлением расходования средств бюджета является финансирование социально значимых мероприятий. Доля расходов на эти цели достигла в 2001 году 63% всех расходов (с учетом расходов на жилищно-коммунальное хозяйство) против 55% в 2000 году. В государственные внебюджетные фонды в 2001 году поступи ло 5,5 млрд, руб., что составило 128% к 2000 году, в том числе от федерального уровня власти — 1,3 млрд, руб., или 24%. Средства государственных внебюджетных фондов были направлены на вып лату пенсий и пособий гражданам, оплату медицинской помощи в рамках территориальной Программы обязательного медицинского страхования, другие целевые социальные выплаты. * УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ Рост денежных доходов населения в 2001 году составил 129% к уровню 2000 года, в том числе реальных располагаемых доходов — 107%. Область занимает первое место в ЦЧР по насущным жизне обеспечивающим показателям: уровню заработной платы, денеж ным доходам и потребительским расходам на душу населения. Среднемесячная заработная плата как основной источник д е нежных доходов населения имеет тенденцию устойчивого роста, в 2001 году — 144% к 2000 году. Более быстрыми темпами отмечен ее рост в промышленности (146%), сельском хозяйстве (150%), связи (140%), организациях снабжения и сбыта (139%). В течение 2001 года пенсии пересчитывались четыре раза. Их средний размер возрос с 785 до 1185 руб., или на 51%. Проведена большая работа по погашению задолженности и своевременной выплате государственных пособий гражданам, име ющим детей. Это позволило не только увеличить объемы выплат, но и практически полностью погасить многомиллионную задолжен ность. В 1998 году выплачено пособий на детей в сумме 49,8 млн. руб., в 1999 году — 180,4 млн. руб., или в 3,6 раза больше. За 2000 год его получили 134 тыс. чел. в сумме 188 млн. руб., в 2001 году— 127 тыс. чел. в сумме 117 млн. руб. Размер пособия на ребенка с января 2001 года увеличен на 20%. Размер среднемесячного душевого денежного дохода соста вил 2184 рубля, что в 2,2 раза превышает прожиточный минимум. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного мини мума сократилась на 10% и составила 20% от общей численности, что в 2 раза ниже среднероссийского показателя. В структуре денежных доходов наибольший удельный вес зани мают расходы на приобретение товаров и оплату услуг. Прирост денег на руках у населения составил более 4,5 млрд, рублей. Ос татки вкладов населения в коммерческих банках увеличились в 1,5 раза и составили свыше 3 млрд, рублей. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА О б р а зо в а н и е В области сохранена сеть образовательных учреждений, начи ная с 1999 года ежегодно осуществляется ввод 7-8 школьных зда ний. В 2001 году сданы в эксплуатацию 8 школьных зданий на 1757 ученических мест: в г. Липецке — на 650, г. Чаплыгине — 281, пос. Аргамач г. Ельца — 320 и ряд других. Отремонтировано 156 объектов, в том числе 105 школ, 25 дош кольных, 16 интернатных и 6 внешкольных учреждений, 1 вуз и 3 ссуза. В области имеется 688 школ, из них 6 — частных, 13 — вечер них, остальные — государственные дневные. По сравнению с 2000 годом количество учащихся в школах уменьшилось на 5 тысяч человек, в первый класс зачислено на 1432 ребенка меньше. Главная причина сокращения заключается в сложившейся демографической ситуации. Повышается качество образования. Функционирует, помимо 6 гимназий и 5 лицеев, 32 школы с углубленным изучением предме тов, что составляет 5% от общего числа общеобразовательных учреждений. Организация такого уровня образования характерна для городов, где в школах с углубленным изучением предметов обучается 15% детей, в сельской местности — только 0,7%. О ка честве образования свидетельствует постоянно увеличивающееся число выпускников, закончивших школу с золотыми и серебряны ми медалями. Возрастает численность детей, получающих среднее (полное) образование в форме экстерната. В 6 школах области проходит эксперимент по 12-летнему обучению. В школах преподают почти 17,5 тысячи учителей, 92% из них имеют высшее педагогическое образование, что значительно выше, чем по России (74%). Наметилась положительная тенденция со кращения школ, работающих в две и три смены. Число детей, обу чающихся в две смены, сократилось на 3,5 тысячи. Бесплатным питанием обеспечиваются дети льготных катего рий: из многодетных и малообеспеченных семей, из семей бежен цев и переселенцев, дети с хроническими заболеваниями и т.д. В летний период 2001 года в оздоровительных лагерях отдохнуло 71,8 тыс. детей, что на 13% больше, чем в 2000 году, в том числе 19,4 тыс. чел. — отдыхали в загородных лагерях. В области функционирует 383 дошкольных образовательных учреждения, в том числе в системе образования — 288, где воспи тывается 29 тысяч детей. Обеспеченность дошкольными образо вательными учреждениями ниже среднероссийского уровня — 583 места н а '1000 детей дошкольного возраста, по России — 663. На полняемость детских садов — более 90%, охват детей от 1 года до 6 лет составляет около 50%. Поступление в дошкольные учрежде ния детей из малообеспеченных семей сдерживается высокой ро дительской платой. В области принимаются меры по восстановлению сети дош кольных учреждений, в текущем году в г.Липецке сдан в эксплуата цию комплекс школа-детский сад на 650 и 7.5 мест. Продолжается процесс передачи ведомственных детских садов в муниципальную собственность, в течение трех лет принято 13 детских садов. Боль шое внимание уделяется совмещению дошкольных и школьных уч реждений путем создания новых прогрессивных общеобразова тельных учреждений типа «школа-сад». В настоящее время функ ционирует 10 таких учреждений, число обучающихся в них увеличи лось по сравнению с прошлым годом на 300 детей. На содержание 1 ребенка в школе израсходовано за год около 7 тыс. рублей бюд жетных средств, что на 640 рублей, или 31% больше, чем в 2000 году, на 1 ребенка в детском саду — 9,5 тыс. руб. с ростом на 14%. Образовательной деятельностью в сфере высшего и среднего профессионального образования занимаются 5 самостоятельных вузов, 12 филиалов высших учебных заведений, 23 ссуза и 4 фи лиала средних специальных учебных заведений разной организа ционно-правовой формы. В высших и средних профессиональных учебных заведениях по всем формам обучения получают образование около 50,8 тыс. сту дентов, что в 1,4 раза больше, чем в 1997 г., и на 9% больше, чем в 2000 г. На платной основе обучается 36% студентов, их число увеличилось по сравнению с 1997 годом в 2,7 раза, с 2000 г. — на 24%. Показатель по выпуску специалистов вузами и ссузами в области несколько ниже среднероссийского уровня — на 10 тыс. жителей выпускается 72,5 специалиста, а в среднем по России — 82,9. Продолжалась работа по совершенствованию системы началь ного профессионального образования, включающей в себя 34 учи лища. Численность учащихся составляет более 14 тыс. человек с ростом на 2% к уровню 2000 года. Процент трудоустроенных вы пускников профучилищ за последние годы увеличился с 76% в 1998 году до 84% в 2000 году. Эти показатели свидетельствуют о вос требованности рабочих кадров на рынке труда области. З д р а в о о х р а н е н и е Сеть учреждений здравоохранения включает 91 больницу на 14,3 тыс. коек и 152 поликлиники на 31,1 тыс. посещений в смену. По обеспеченности лечебно-амбулаторными учреждениями — 277,8 посещений в смену на 10 тыс. жителей область опережает средне российский показатель — 240,4. Для укрепления материально-технической базы за периоде 1998 года на строительство объектов здравоохранения израсходовано 118,6 млн. руб., на капитальный ремонт — 106,6 млн. руб. Введены в эксплуатацию: стационар областного стоматологического цент ра, областной родильный дом, больница восстановительного лече ния детей-инвалидов, поликлиника на 250 посещений в смену в г.Задонске, после реконструкции расширена на 118 коек больница скорой медицинской помощи в г. Липецке. В 2001 г. на капитальный ремонт объектов здравоохранения направлено из областного бюджета 20,5 млн. руб. Отремонтирова ны: травматологическое отделение областной клинической боль ницы в г. Липецке, лечебный корпус Воловской центральной район ной больницы, операционный блок областной детской больницы, начата реконструкция одного из зданий областного наркодиспан сера под наркодиспансер для детей-подростков. Активно внедря лась такая современная ресурсно-сберегательная форма органи зации медпомощи, как дневной стационар. В области — 29 дневных стационаров, эта форма работы применяется в 9 районах из 18. Для лечения и профилактики жителей области применяются высокие технологии и специализированные виды помощи. На обес печение лечебных учреждений медицинской техникой и оборудова нием за период с 1998 года направлено 129,8 млн. руб., в том числе в 2001 году — 47,4 млн. руб. Приобретено современное вы сокотехнологичное оборудование для рентгенологического, эндос копического, ультразвукового, лабораторного, электрофизиологи- ческого, компьютерного обследования больных, проведения мало травматичных оперативных вмешательств при хирургических, он кологических, гинекологических заболеваниях, болезнях сердца и сосудов, травмах. В системе здравоохранения работают свыше 4 тысяч врачей и почти 13 тысяч среднего медицинского персонала. Профессиональ ная переподготовка и повышение квалификации медицинских ра ботников проводится за счет средств областного бюджета. Прак тикуется целевой набор абитуриентов в высшие медицинские учеб ные заведения. Культура, искусство и кинематография, а р хи вн о е д е л о Сфера культуры и искусства объединяет 511 домов культуры и клубов, 533 библиотеки, 18 музеев, 5 театрально-зрелищных уч реждений, 1 областную специальную школу для одаренных детей, 2 училища искусств, 38 детских школ искусств. Обеспеченность по садочными местами в клубных учреждениях и книгами в библиоте ках на 1 жителя превышает установленные нормативы соответ ственно на 19 и 22%. В области работает 276 киноустановок, в том числе 18 кинотеатров. Фильмофонд включает в себя 2524 художе ственных и 3330 хроникально-документальных кинолент. Успешно велась работа по укреплению материально-техничес кой базы учреждений культуры. За последние годы введен в экс плуатацию дом культуры в с. Мокрое Лебедянского района, предо ставлены помещения для областной детской библиотеки и филар монии. Отреставрированы памятник федерального значения — обе лиск Петру I и концертный зал Елецкого училища искусства им. Т.Н. Хренникова. В г. Ельце открыт дом-музей Т.Н. Хренникова. Про должаются реставрационные работы здания областной картинной галереи, восстановлен разрушенный ураганом Лебедянский рай онный дом культуры, в с. Яркино Становлянского района заверша ется строительство Дома культуры. На 22 единицы увеличен парк автотехники, во все подведомственные учреждения культуры и ис кусства и централизованные библиотечные системы приобретена современная компьютерная техника. Открыты Липецкий муници пальный театр и детская хореографическая школа-студия. Работниками культуры и искусства области проведен ряд круп ных мероприятий межрегионального и российского уровня: празд нования 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина, 55-летия Побе ды в Великой Отечественной войне, 2000-летия христианства и встреча нового тысячелетия. Вошло в практику проведение круп ных областных праздников, посвященных Дням работников сельс кого хозяйства и хлебороба, Дней культуры городов и районов об ласти, Дня библиотек, Дня музеев и т.д. Успешно прошли многие фестивали и конкурсы, такие как «Ли пецкие театральные встречи», «Мелиховская весна», «Петровский бал», фестиваль им. А.П. Мистюкова, Всероссийский фестиваль- конкурс им. К.Н. Игумнова, конкурс экологического просвещения и образования населения среди библиотек Липецкой области. Продолжалась плодотворная деятельность творческих коллек тивов. Театр кукол принял участие в 1-м Международном фестивале театров кукол в г. Москве, посвященном 100-летию со дня рождения С.В. Образцова. Ансамбль танца «Казаки России» достойно представлял Россию на Международном фестивале в Шот ландии. Лауреатами различных международных и российских кон курсов стали 26 одаренных учащихся школ и училищ искусств об ласти. 4 Деятельность учреждений киносети направлена на сохранение киноустановок области и улучшение качества кинообслуживания населения. В 2001 году проведено более 22 тыс. киносеансов и обслужено 366 тыс. зрителей. Архивными учреждениями принимались меры по сохранению архивного фонда и улучшению использования архивных докумен тов. Ф и зи ческ а я культура и спорт, молодеж ная политика В области насчитывается 39 спортивных школ и клубов, в том числе 8 специальных школ олимпийского резерва и областная шко ла высшего спортивного мастерства. За последние годы подго товлены 16 мастеров спорта международного класса и 3 заслу женных мастера спорта России. Воспитанники областной школы высшего мастерства добились серьезных успехов на международ ной арене, 65 спортсменов по 12 видам спорта входят в основной и резервный состав сборных команд России. Значительным событием в спортивной жизни области в 2001 году стало проведение Спартакиады трудящихся, соревнований по 10 наиболее доступным и популярным видам спорта, фестиваля по спортивным танцам «Петровский бал». На базе факультета физической культуры Липецкого государ ственного педагогического университета организованы курсы по повышению квалификации тренерских и руководящих кадров. Сданы в эксплуатацию спортивный зал в Елецком районе и пристройка к спортзалу Усманского педагогического училища, ре конструирован 25-метровый плавательный бассейн спортивного комплекса «Спартак», завершен капитальный ремонт центрального стадиона в г. Ельце, продолжалось строительство лыжной базы в г. Задонске. Принята областная целевая программа «Молодежь Липецкой области (2001-2005 гг.)», в рамках которой осуществлялась под держка молодежных и детских объединений талантливой молоде жи, Центра социально-психологической адаптации и информации молодежи. Д ем о гр аф и ч е с к а я ситуация В 1998-2001 гг. в области, как в целом по России, продолжа лась тенденция ухудшения основных демографических показате лей: сокращалась численность и продолжительность жизни насе ления, сохранялся низкий уровень рождаемости, высокая смерт ность. Однако в последние два года в области наблюдается некото рая стабилизация демографической ситуации с наметившейся тен денцией к улучшению. Увеличилось число родившихся в 2000 г. — на 6 %, в 2001 г. — на 1 %. Продолжает снижаться уровень младенческой смертности (2000 г. — 14,7 человека на 1 тыс. родившихся, 2001 г. — 12). В целом уровень младенческой смертности в области ниже, чем по России. С оциа льн а я поддерж ка н а с е л е н и я Усилия в области социальной поддержки населения были на правлены на комплексное решение проблем по обеспечению для населения социально приемлемого уровня жизни, доступности со циальных услуг высокого качества. На территории области функционирует 14 стационарных учреж дений, в том числе 10 домов-интернатов, содержанию и модерни зации которых уделялось большое внимание. Особое место зани мает ОГУ «Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Со сновый бор», где проживают ветераны войны и труда, проходят реабилитацию и получают профессии инвалиды трудоспособного возраста. В 2000 году открыто полустационарное отделение на 25 человек, профессиональная подготовка с двух профессий увеличи лась до 7. За период с 1997 по 2001 год проведено 5 наборов реабилитантов в количестве более 150 человек. После реконструкции на базе Введенского дома-интерната от крыт геронтологический Центр, оснащенный новейшей техникой, оборудованием и приспособлениями по обслуживанию престаре лых граждан и инвалидов. Во всех стационарных учреждениях созданы достойные усло вия жизни проживающим гражданам нашей области. ЭКОЛОГИЯ Рост промышленного производства обусловил увеличение выб росов и сбросов загрязняющих веществ на ряде предприятий в окружающую природную среду. Однако за счет выполненных возду хоохранных мероприятий выбросы загрязняющих веществ в ат мосферный воздух в 2001 г. составили 376 тыс. т, или 98% к уров ню 2000 г. По валовому выбросу загрязняющих веществ от стаци онарных источников область занимает 13 место среди субъектов РФ, а по объему выбросов приравненных к единице площади (16 т/кв. км) — на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. В последние годы на загрязнение атмосферы все большее влияние оказывает автотранспорт, выбросы от которого в общем балансе занимают 39%. Наблюдается высокий уровень загрязнения поверхностных вод. Ежегодно в водоемы области сбрасывается свыше 200 млн. куб. м сточных вод, в т.ч. 138 млн. куб. м (68%) приходится на промыш ленные предприятия, 15 млн. куб. м (7%) — на сельское хозяйство и 51 млн. куб. м (25%) — на жилищно-коммунальное. В рамках «Программы прекращения загрязнения водных ре сурсов» завершено строительство канализационных коллекторов в гг. Данкове и Ельце, ведется строительство и реконструкция очис тных сооружений в п. Лев Толстой и с. Хлевное, Липецке, Ельце, Лебедяни начаты работы по реконструкции очистных сооружений некоторых сельхозкомплексов. В целях снижения опасности загрязнения нитратами подзем ных вод разрабатывается комплекс мероприятий по ликвидации очагов нитратного загрязнения. Негативное влияние на экологическую обстановку оказывает процесс образования и накопления отходов производства и по требления. Ежегодно их образуется более 5 млн. т, в местах хра нения накоплено около 45 млн. т, в том числе около 10 млн. т — токсичных отходов. По количеству образовавшихся токсичных от ходов на единицу площади область находится на втором месте после Санкт Петербурга. В целях уменьшения нагрузки на природную среду, сохранения плодородия земель в области начата работа по ведению государ ственного кадастра отходов, который включает составление клас сификационного каталога отходов, госреестр объектов их разме щения и др. УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В текущем году осуществлен комплекс организационных и прак тических мероприятий по укреплению законности и правопорядка, обеспечению конституционных прав и законных интересов граж дан. Приняты программы противодействия преступности, по борьбе с наркоманией и совершенствованию работы участковых уполно моченных милиции. Особое внимание уделялось укреплению материальной базы правоохранительных органов, созданию необходимых условий для эффективной деятельности. Объём финансирования правоохрани тельной деятельности за последние три года увеличился более чем в 3 раза. Полностью сформирован и приступил к работе корпус мировых судей области. Возрождаются организованные формы участия об щественности и трудовых коллективов в охране общественного порядка. В результате принятых мер обеспечено дальнейшее снижение уровня преступности. Отмечается сокращение подростковой и ре цидивной преступности, меньше зарегистрировано преступлений в общественных местах. Возросло число вскрытых преступлений эко номической направленности. Достигнуто сокращение количества дорожно-транспортных про исшествий, снизилось число пострадавших в авариях участников движения. Под контролем правоохранительных структур находится ситуация на алкогольном рынке. В области не допущено террорис тических и иных экстремистских проявлений. На высоком профессиональном уровне, проявляя мужество и героизм, сотрудники правоохранительных органов принимают уча стие в специальных антитеррористических мероприятиях на Се верном Кавказе. 2. Основные проблемы соци ально -эконом ич еско го развития Липецкой области Анализ социально-экономического положения свидетельствует о наличии целого ряда проблем, решение которых будет осущест вляться в рамках реализации программы социально-экономичес кого развития области на 2002 год. К числу основных проблем можно отнести следующие. Высокий и з н о с о с н о в ны х ф о н д о в , который составил по хо зяйственному комплексу области более 48%, в промышленности — 54%, причем в черной металлургии — около 60%, промышленно сти строительных материалов — 57%, электроэнергетике — 50%, сельском хозяйстве — 54%. За ряд последних лет существенных изменений в обновлении фондов не произошло — коэффициент обновления составил около 3 при коэффициенте выбытия более 8. Не достаточное обновление основных средств негативно отражается на конкурентоспособности продукции, финансовом положении предприя тий. В ряде случаев пока на низком уровне — 30-50% —остается и с п о л ь з о в а н и е п р о и з в о д с т в е н н ы х м о щ н о с т е й . Часть из них выве дена из строя, разукомплектована, а амортизационные отчисления на их содержание тяжелым грузом ложатся на себестоимость произво димой продукции. По-прежнему многие предприятия испытывают остры й н е д о с т а ток о б о р о тны х с р е д с т в , что в свою очередь сказывается на состоя нии платежной дисциплины и своевременности расчетов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, с кредиторами. Просроченная за долженность по заработной плате составляет свыше 271 млн. рублей, в том числе: в промышленности — 31 млн. рублей, строительстве — 14 млн. рублей, жилищно-коммунальном хозяйстве — 10,3 млн. рублей. Особенно высока она в сельском хозяйстве — 208 млн. рублей, или 3 месячных фонда. В ряде отраслей, в т.ч. сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании, культуре и т.д. размер заработной платы не соответствует жизненным потребностям ра ботающих. Во многих сельхозпредприятиях заработная плата ос тается ниже величины прожиточного минимума. Несмотря на то, что уровень заработной платы в бюджетной сфере области выше республиканского, оплата врачей и учителей составляет всего 50% от средней заработной платы в целом по области. К р е д и т о в ан и е р е а л ь н о го с е к т о р а эко н оми ки пока не в полной мере адекватно потребностям. В структуре инвестиций в основной ка- пи?аУ) банковские кредиты составляют всего 1%, недостаточно актив но в хозяйственный оборот вовлекаются средства населения. Оживление экономики, рост объемов производства повысили тре бовательность к к а д р о в о м у п о тен ц и ал у . Многие предприятия стал киваются с дефицитом высококвалифицированных специалистов. Си стема подготовки кадров на производстве находится в критическом состоянии. Напряженное положение сложилось и с квалификацией ру ководителей и специалистов среднего звена. Назрела необходимость в выработке перспективной кадровой политики и прежде всего в воп росах подготовки производственного потенциала. Повышени е цен (тариф ов) на продукцию и услуги е с т е с т в е н ных м о н о п о л и й , опережающее изменение уровня цен в отраслях хо зяйственного комплекса, привело к снижению доходности и прежде всего энергоемких производств. Нерешенной проблемой остаются последствия жесточайшего д и с паритета цен. Цены на промышленную продукцию, поставляемую сель скому хозяйству, росли за последние 10 лет в 4 раза быстрее, чем на сельскохозяйственную. Следствием этого явилось снижение энерге тического потенциала, сокращение поголовья скота, ухудшение плодо родия почвы. Потери сельского хозяйства области за 10 лет из-за дис паритета цен оцениваются в 20 млрд. руб. Недостаточна г о су д а р с тв е н н а я п о д д ерж к а сельхозпредприятий из ф е д е р а л ь н о г о бю дж ета. Средства, выделяемые в последние годы из федерального бюджета, составляют 1-2% от объема реализации сельхозпродукции. На территории области в целях поддержки сельс кохозяйственного производства действует практически одна федераль ная целевая Программа «Плодородие». За 1998-2001 годы в рамках этой Программы профинансировано всего 33 млн.руб., что составляет менее 10% от необходимых затрат. Наиболее частой причиной кризисного состояния предприятий является о т с у т с т в и е у сто й ч и вы х к о р п о р а ти вн ы х с в я з е й с п а р т н ерами . Острейшей проблемой в настоящее время является н е д о с т а т о к ф у н д ам е н т ал ь ны х и п р и кладны х и с с л е д о в а н и й в п р о и зв о д с тв о , низкая э ф ф е к т и в н о с т ь и с п о л ьзо ва н и я научных р а з р а б о т о к и вне дрения результатов. Недостаточная эф ф е к т и в н о с ть управлени я го сударственным с е к т о р о м экономики привела ктому, что ряд предприятий оказались банкротами, 35% предприятий государственного сектора являются убыточными, кредиторская задолженность в 2,9 раза превышает д е биторскую, высок удельный вес просроченной задолженности, снижа ется уровень доходности, объем производства. М о н о о т р а с л е в а я стр у к ту р а п р о м ы ш л е н н о с т и (предприятия черной металлургии производят более 60% промышленной продукции области) ставит бюджетную сферу в зависимость от налоговых поступ лений предприятий одной отрасли. На ин вести ц и о н н ую акти вн о сть негативное влияние оказывают сложное финансовое положение многих предприятий и организаций, высокая стоимость кредитов, значительная налоговая нагрузка на ре альный сектор экономики, высокий уровень цен на строительные ма териалы и конструкционные изделия и т.д. В районах области в е л и к а д о л я н а с е л е н н ы х пунктов, не и м е ющих с т а ц и о н а р н о й т о р го в о й с ет и и к о м п л е к с ны х п р и е м н ы х пунктов по о к а з а н ию бы товых услуг, что негативно сказывается на уровне обслуживания сельского населения. Вы со к а я с т е п е н ь и з н о с а в с е х в и д о в п о д виж н о го с о с т а в а может привести в ближайшее время кснижению провозных возмож ностей и уровня безопасности на т р а н с п о р т е . Сокращающиеся бюджетные возможности сн и зи л и ур о вен ь б е с п латн ого п р е д о с т а в л е н и я ж и л ья , тогда как число граждан, состоя щих в очереди на улучшение жилищных условий, составляет более 81 тыс. семей, из них 35,6 тыс. семей (44%) ожидают жилье более 10 лет. Остро стоит проблема у в ел и ч е н и я д о л и ветх о го и а в а р и й н о го жилья в общем жилищном фонде области —83,9 тыс.кв.м, общей пло щади, или 0,3%. Из-за отсутствия средств переселение жильцов из таких зданий осуществляется крайне медленно. Недостаточными тем пами ведется капитальный ремонт жилищного фонда и объектов соци альной сферы, что неудовлетворительно сказывается на их состоянии. В 2001 году ф о р м и р о в а н и е ф и н а н с о вы х р е с у р с о в территории происходило в условиях значительного снижения прибыли как прямо го дохода предприятий, так и источника формирования доходов кон солидированного бюджета области. Финансовые ресурсы области по сравнению с 2000 годом уменьшились на 3,6 млрд, руб., или на 12%. Несмотря на то, что в последние два года в области наблюдается некоторая стабилизация д е м о г р а ф и ч е с к о й ситуации с наметившей ся тенденцией к улучшению, положение в этой сфере пока остается сложным. За 2001 год численность населения уменьшилась на 5,2 тыс- .человек. Многолетнее снижение уровня естественного воспроизвод ства населения в сочетании с увеличением абсолютной численности старших возрастов сделало процесс демографического старения прак тически необратимым. Важной проблемой, имеющей социальное и экономическое значе ние, является з а г р я з н е н и е п р и р о д н о й с р е д ы в р е д н ы м и в е щ е с т в а м и , выбрасываемыми в атмосферу и водные объекты хозяйству ющими субъектами. Сложную экологическую проблему представ ляют твердые бытовые отходы производства и потребления. (Продолжение на 4 -й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz