Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
27 д е к аб р я 2002 г., № 248 -249 (21876-21877) Ш И П Е Ц К А Я %)Ш. г а з е т а щт ИНН К А Д Р Ы ИЗ ПЕРВЫХ УСТ Н Е Ф Т Е П Р О Д У К Т О В —А какая разница пред принимателю: вернут ему акциз или нет? Впротивном случае, он просто включит его в цену и получит с поку пателя. То есть все равно в проигрыше не останется... —Это неверное рассужде ние. Аналитики просчитали, что те, кто решит работать без свидетельства и без вычета акцизов, окажутся в значи тельном проигрыше. Они бу дут вынуждены включать акциз в цену бензина. Суче тамначисления НДС, других наценок, конечная цена бу дет неизбежно выше. Продук ция окажется, таким обра зом, неконкурентоспособна. А это уже, как понимаете, прямой проигрыш. — Наталья Ивановна, каков же порядок предос тавления налогового вычета по акцизам? —Организация, которая продала нефтепродукты на сторону, может получить на логовый вычет, равный сум ме начисленного акциза, только в случае, если у по купателя есть свидетельство о регистрации лица, совер шающего операции с нефте продуктами. Чтобы подтвердить свое право на вычет, необходимо представить в налоговые органы договор с получате лем нефтепродуктов, товаро распорядительные докумен ты и выставленный покупа телю счет-фактуру с отмет кой той налоговой инспек ции, в которой состоит на учете покупатель. Эту отмет ку ему поставят лишь после того, как покупатель пред ставит декларацию, в кото рой отражен акциз, начис ленный на полученные неф тепродукты. —Где и когда можно по лучить свидетельства по опе рации с нефтепродуктами? — Свидетельства можно получить в управленииМНС России по Липецкой облас ти по адресу: Октябрьская, 26 —до конца текущего года. Получившие такие свиде тельства становятся полно правными участниками рын ка нефтепродуктов со всеми законными правами. В том числе и с возможностью по лучить вычет по акцизу. Хочу подчеркнуть: от того, как будет организова на работа на рынке по реа лизации ГСМ, будет зависеть и собственное благополучие в бизнесе участников этого рынка, и наполнение мест ных бюджетов. Беседовала Людмила ДЕДОВА. Р Е С Т Р У К Т У Р И З А Ц И Я КО М П ЬЮ Т Е Р И З А Ц И Я ВНИМАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ! Налоговые органы области начинают прием налоговых дек лараций по НДС на магнитных носителях (дискетах). Для формирования декла раций на магнитных носителях необходимо принести в инспек цию две дискеты и получить программу «1приЮос». Про грамма позволяет ввести доку менты налоговой отчетности, проверить их; распечатать на бумажных носителях и подгото вить текстовой файл для пере дачи в налоговую инспекцию. В налоговый орган платель щик обязан предоставить файл на дискете наряду с документа ми на бумажных носителях (с печатью и подписями руководи теля и главного бухгалтера). Кроме того, н алоговы е органы передают налогопла тельщикам для использования программу подготовки платеж ных документов «Р1а1ед». Программа предназначена для подготовки и распечатки налогоплательщиком бумажной формы платежного поручения в соответствии с приказом Мини стерства по налогам и сборам «Об утверждении Правил ука зания информации в полях «Плательщик», «Получатель» и «Назначение платежа» расчет ных документов на перечисле ние платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной систе мы Российской Федерации, а также взыскание недоимок, пе ней и штрафов». Полученный с помощью про граммы бланк платежного доку мента используется так же, как и другие платежные поручения. При этом программа обеспечи вает правильное заполнение поля «Назначение платежа». А К Т У А Л Ь Н А Я Т Е М А войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослу жащих, проходивших службу в во инскихчастях, штабах и учреждени ях, входящих в состав действующей армии, и бывших партизан, а также граждане, подвергшиеся воздей ствию радиации вследствие катас трофы на Чернобыльской АЭС. Освобождены от транспортно го налога организации автотран спорта общего пользования по транспортным средствам, осуще ствляющим перевозки пассажиров (кроме такси), органы государ ственной власти и местного само управления, а также учреждения, находящиеся на бюджетном фи нансировании. Кльготной катего рии отнесены профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, органыуправления и подразделения государственной противопожарной службы МЧС. Не платят этот налог также лечебно профилактические учреждения, не зависимо от организационно-пра вовых форм, и организации, в со став которых входят лечебно-про филактические учреждения, в час ти специализированного автотран спорта, предназначенного для ока зания медицинских услуг. Осво бождены от налога и предприятия жилищно-коммунального хозяйства по автотранспорту, используемому для осуществления профессио нальной деятельности. Статьей 9 областного закона предусмотрено, что порядок исчис ления транспортного налога разли чендля налогоплательщиков—юри дических и физических лиц. Орга низации будут начислять налог са мостоятельно. Сумма же налога, подлежащего уплате гражданами, будет определяться налоговыми инспекциями на основании сведе ний, полученных от органов, осу ществляющих государственную ре гистрацию транспортных средств. О подлежащей уплате сумме нало га владельцы транспорта узнают из налогового уведомления, которое получат не позднее 1 июня. Уплата налога производится налогоплательщиками ежегодно по месту нахождения транспортных средств не позднее 1 августа те кущего года. О н а л о г а х — н а о ф и ц и а л ь н о м с а й т е У п р а в л е н и я МНС Р о с с и и п о Л и п е ц к о й о б л а с т и Ь Н р : / / УАЖж.Г|ре15к.ги/~-уужждш ЕЩЕ ОДИН ШАНС В прошлом году прошла реструктуризация задол женности предприятий в бюджет. Многие налогопла тельщики, получившие отсрочку погашения своих дол гов, рассчитываются с бюджетом по текущим платежам, постепенно гасят недоимку прошлых лет, что оказыва ет оздоравливающее влияние на экономику области. 11 ноября этого года вышло постановление прави тельства № 818, внесшее изменения в порядок рест руктуризации кредиторской задолженности. Что это за изменения и чем они вызваны? Проведенная работа по реструктуризации кредиторс кой задолженности юриди ческих лиц по налогам и сбо рам, а также задолженности по пеням и штрафам поло жительно сказывается и на экономическом положении самих предприятий, и на на полняемости бюджета. В те кущем году уже поступило из задолженности около 90 миллионов рублей. Кроме того* дополнительно посту пили в бюджет проценты за предоставленную отсрочку в сумме 13 с половиной мил лионов рублей. Тем не менее контроль показал, что не все предпри ятия осуществляли уплату текущих платежей и плате жей по графикам своевремен но и в полном объеме. За нарушение условий прохож дения реструктуризации по итогам 9 месяцев налогови ки были вынужденыпринять решения об отмене предос тавленной отсрочки ипрекра щении права на реструктури зацию задолженности по 152 предприятиям. В результате восстановлена задолжен ность почти на 334 милли она рублей. И такое положение не только в нашей области. Очень многие предприятия в целом по стране, образно го воря, «сошли с дистанции». Именно этим и вызвано по явление постановления пра вительства Российской Феде рации № 818, предоставив шего право сохранения рест руктуризации организациям, в отношении которых были приняты решения о ее пре кращении. Тем организациям, по которым такие решения при няты с 1 января по 1 ноября текущего года, надо подать заявления о возобновлении отсрочки долгов до 31 декаб ря 2002 г. А организации, в отношении которых такие решения приняты после 1 ноября, должныподать заяв ления не позднее 90 дней после прекращения реструк туризации. Чтобы вернуться к рест руктуризации, предприятия должны соблюдать ряд усло вий. Это, прежде всего, уп лата текущих налоговых пла тежей и перечисление вбюд жет средств в погашение ре структурируемой кредитор ской задолженности в соот ветствии с графиком. Необ ходимо также внесение пе ней, начисленных за неупла ту налоговых платежей с мо мента нарушения условий реструктуризации, И еще одно условие — досрочное выполнение гра фика погашения задолженно сти за один квартал вперед как конкретный веществен ный показатель того, что организация действительно желает восстановиться впол номочиях реструктурируемой и готова выполнять все не обходимые условия. Приглашаем все предпри ятия, где решили отсрочить свои долги перед бюджетом, но не смогли до конца вы держать условия, воспользо ваться предоставленным шансом и продолжить рест руктуризацию. Кроме того, впостановле нии правительства установ лено, что право на реструк туризацию задолженности реорганизованного предпри ятия сохраняется за его пра вопреемником. Это позволя ет максимально уйти от офор мления дополнительных до кументов. Валентина ДАНЧЕНКО, начальник отдела областного управления МНСРоссии по налогам и сборам. П Р О Ф Е С С И О Н А Л - . В О С Е М Ь Л Е Т Н А С Т Р А Ж Е Лучше, чем впро году, пора- налоговики Краснинского тер- риториального участка межрай онной налоговой инспекции № 4. За одиннадцать месяцев текущего года они собрали в бюджеты раз ных уровней пять десят семь милли онов сто двадцать пять тысяч руб лей, что составля ет сто сорокшесть процентов к уров ню одиннадцати месяцев прошло го года. Б о л ь ш о й вкладвобщуюко пилку вносят спе циалисты отдела налогообложения юридических лиц, где заместителемначальника работаетТа тьяна Иванникова (на снимке). Вот уже более восьми лет стоит онанастраже бюджета. Все стотридцатьдевятьюриди ческих лиц селаКрасное постоянно находятся под ее строгим контролем. Фото Геннадия ЛУКИНА. Т Р А Н С П О Р Т Н Ы Й Н А Л О Г : С нового года вступает в силу 28 глава Налогового кодекса России «Транспортный налог», который заменит собой налог с владельцев транспортных средств. Этот на лог отнесен к региональным, то есть он обязателен к уп лате на территории тех субъектов Российской Федера ции, где введен в действие местным законом. В нашей области закон «О транспортном налоге» уже принят. Об основных положениях этого закона рассказыва ет Валентина ТАБОЛИНА, заместитель начальника от дела налогообложения физических лиц управления МНС России по Липецкой области. Плательщиками транспортно го налога признаются организа ции и физические лица, на имя которых зарегистрированы транс портные средства. Причем если, скажем, автомобиль передан ли цом, на которое он зарегистриро ван, другому гражданину на осно вании доверенности на право вла дения и распоряжения до 30 июля этого года, налогоплательщиком является тот, кто указан в такой до веренности. При этом лица, на ко торых зарегистрированы транс портные средства, уведомляют об их передаче на основании дове ренности налоговый орган по ме сту своего жительства. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоцик лы, мотороллеры, автобусы и дру гие самоходные машины и меха низмы, а также самолеты, верто леты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные средства. Не облагаются налогом легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные через органы социальной защиты насе ления. Не являются объектом на логообложения и весельные, и мо торные лодки, мощность двигате ля которых не превышает 5 лоша диных сил, а также тракторы, са моходные комбайны. Ставки налога устанавливают ся в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимо сти и дифференцируются по ка тегориям транспортных средств. По сравнению с ныне действу ющими, ставки транспортного на лога увеличены в несколько раз. Так, н&пример, ст.6 Закона РФ «О дорожных фондах», которая утра чивает силу с 1 января 2003 года, предусматривала взимание нало га с владельцев легковых автомо билей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил по ставке 50 копеек, а свыше 100 лошадиных сил —1 рубль 30 копеек. Законом Липецкой области ставки в отно шении указанных автомобилей предусмотрены соответственно 5 и 7 рублей. На легковые автомоби ли от 150 до 200 лошадиных сил ставка налога составит 10 рублей, от 200 до 250 лошадиных сил —15 рублей, свыше 250 —30 рублей с каждой лошадиной силы. Законом определены катего рии льготников. От уплаты транс портного налога освобождаются Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Сла вы трех степеней. Не уплачивают его инвалиды всех категорий, уча стники Великой Отечественной А Л О Г О В Ы Й У Р Ь Е Р № 6 0 ИКр:// \ллллл/.Нре15к.ги/-\Алллл/дп1 В ы п у с к п о д г о т о в л е н п р е с с - с л у ж б о й У п р а в л е н и я М Н С Р о с с и и п о Л и п е ц к о й о б л а с т и П Л А Ш К И Н О В Ы Е П Р А В И Л А Н А Р Ы Н К Е И П Е Н С И И ЧТОБЫ НЕ БЫЛО НЕПРИЯТНЫХ СЮРПРИЗОВ Заканчивается второй год, как на налоговые орга ны России были возложены обязанности по контролю за правильностью исчисления, а также полнотой и сво евременностью внесения взносов в государственные со циальные внебюджетные фонды: пенсионный, социаль ного страхования и обязательного медицинского стра хования. Они стали уплачиваться в составе единого со циального налога (ЕСН). За 11 месяцев текущего года в целом по области собрано 4 миллиарда 875 миллионов этого налога. В пенсионный фонд из поступивших средств зачислено 3 миллиарда 825 миллионов. Но не все предприятия рас считываются с социальными фондами полностью. Не доимка ЕСН составила 334 миллиона рублей, из кото рых пенсионный фонд недосчитался 287 миллионов. Каждая инспекция области, понимая значимость еди ного социального налога, держит его поступление под особым контролем. Не является исключением и инспек ция МНС России по Октябрьскому району г. Липецка. Спредприятий, стоящихна налоговом учете в районе, со брано 211 миллионов рублей единого социальногоналога. В том числе от предпринимате лей поступило 8 миллионов. В пенсионный фонд зачислено 181 миллионрублей. Абсолют ное большинство руководите лейпредприятий, организаций и предпринимателейОктябрь ского района приложили мак симумусилий для своевремен ного и полного перечисления взносов в бюджет. Необходимо отметить ряд предприятий, которые внесли значительный и весомый вклад в поступления текуще го года. ЭтоМУП«Автоколон на № 1415», хлебозавод № 5, ОАО «Липецкмолоко», цен трализованная бухгалтерия №3 управления образования, АООТ«Липецк-Трактор-Мед*. Тяжелое наследство доста лось налого#иК#М"‘ЙЪ’‘ЬуМйе задолженности, накопленной впредыдущие годы. Пришлось индивидуально заниматься с организациями, не уплачива ющими страховые взносы, применять к ним меры при нудительного взыскания. Так, за 11 месяцев выстав лено 1952 инкассовых поруче ния на сумму 73 миллиона 39 тысячрублей, покоторымуже поступило 2 миллиона 319 тысяч. Приходитсядействовать и через арбитражные суды, подразделения судебных при ставов, часто лишая должни ков их имущества, на которое переноситсявзысканиенедоим ки. Но ктакиммераммыпри бегаемвкрайнихслучаях, ког да все другие, включая утоми тельные беседыо необходимо сти уплаты налога, не прино сят желаемого результата. С начала года банкрота ми признаны Арбитражным судом 38 организаций’, й на них введено конкурсное про- йШ йегьб?- Понятно, что такая пер спектива не радует никого, и большинство налогоплатель щиков старается не иметь не доимки. Прирост задолжен ности за год допустили врай оне единицы. Это акционер ные общества «Липецкий тракторостроительный за вод», «Липецксантехмон- таж», «Липецкводпроект». Особую опасность в себе таит неуплата страховых пла тежей пенсионного страхова ния. Основаниемдля начисле ния и выплаты пенсии явля етсясуммастраховыхвзносов, поступившая от страхователя (организации) за работника в бюджет, которая учитывается на его индивидуальном лице вом счете. Если страхователь исчислил взносы, а перечис лить их вбюджет «забыл», то при выходе на пенсию работ ника может ожидать сюрприз ввиде отсутствия базыдля на числения пенсии... Если учитывать, что для большинства пожилых лю дей пенсия —единственный источник существования, то отдельные руководители, в основном машиностроитель ной и строительной отраслей, должны испытывать чувство вины за задолженность, ко торая наращивалась с каж дой отчетной датой. Достойная жизнь пенси онеров вРоссии должна быть организована совместными усилиями и налогоплатель щиков, и налоговых органов в виде обязательных и рав номерных поступлений в бюджет. Другого пути нет. ВикторШЕЛЕСТОВ, заместитель руководителя ‘ Г “ чИМНСРоссии по Октябрьскому району г. Липецка. ------- Н А П О М И Н А Е М А В Ы П Р О Ш Л И П Е Р Е Р Е Г И С Т Р А Ц И Ю ? С1 июля регистрация юридических лиц передана налоговым органам. Все вновь со зданные предприятия и организации теперь обретают официальный статус по месту уче та в налоговых инспекциях. А те, что заре гистрированыдо 1 июля 2002, должны пре доставить сведения о себе вналоговые орга ныдо конца текущего года. Это требование содержится в статье 26 Федерального зако на «Огосударственной регистрации юриди ческих лиц». Предприятия предоставляют такие сведе ния, или, говоря по-другому, перерегистриру ются, в инспекциях, где они состоят на нало говом учете, а общественные и религиозные организации, а также политические партии предоставляют сведения в областное налого вое управление по адресу: Октябрьская, 26. Организации, не представившие до 1 ян варя 2003 года указанные сведения, будут ликвидированы в судебном порядке. Кроме того, согласно статье 14.25 Кодекса «Об ад министративном правонарушении» за не представление сведений, предусмотренных законом, на руководителей организаций на лагается штраф в размере 5 тысяч рублей. Татьяна АВРАМЕНКО, заместитель начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков областного Управления МНСРоссии. Продолжающаяся налоговая реформа каждый год вносит что-то новое, нередко в уже принятые правила. Вот и в этом году внесены дополнения в главу 22 Нало гового кодекса, которые существенно изменили поря док уплаты акцизов на нефтепродукты. Действовать новый порядок будет с 2003 года. О том, что он меняет в ранее принятой системе, как будет применяться, — беседа с заместителем руково дителя управления МНС России по Липецкой области Натальей ВЫСОЧКИНОЙ. —НатальяИвановна, ка кой порядок взимания акци за на нефтепродукты дей ствовал до нововведения? — Раньше, по клас сической схеме, акциз был налогом непосредственно на первого производителя. Он включался в цену товара, и затем нефтепродукты обра щались на рынке уже без уплаты акциза. Теперь же налоговое бремя смещено от производителей в сферу реа лизации нефтепродуктов, и будет уплачиваться, образно говоря, с каждой заправки. —Для чего это сделано, какие цели преследовал за конодатель? — Одна из целей — по ставить заслон теневому биз несу в сфере оборота нефте продуктов. Предотвратить по ступление на рынок прямо гонных и технических бензи нов, не облагаемых акцизом вотличие от товарных марок бензина. Сделать прозрачной всюцепочку от производите ля до конечного потребителя. Достигаться это будет путем применения авансово-зачет ной системыуплатыакцизов. Ее суть в том, что каждый налогоплательщик по цепоч ке движения нефтепродуктов от нефтеперерабатывающих заводов до розницы начисля ет акциз. Эта сумма акциза возвращается ему после реа лизации нефтепродуктов, подтвержденной счетами- фактурами покупателя. Вторая цель, не менее су щественная, —перераспреде ление доходов между регио нами в пользу тех, где нет нефтеперерабатывающих за водов. Сегодня, скажем, все акцизы на бензин, который реализуется у нас на нефте- заправках Тюменской не фтяной компании, в Тюме ни и остаются. Теперь же большая часть акциза посту пит вобласть. Если говорить конкретно, то 40 процентов пойдет в федеральный бюд жет, а 60 —в бюджет терри торий. Из этих 60 процентов 10 зачисляются в областной бюджет и 50 —в территори альный дорожный фонд. —Какие документыдол жныиметь организации, ра ботающие в этой сфере? — И организации, и ин дивидуальные предпринима тели, которые занимаются производством либо реализа цией нефтепродуктов — ав томобильного бензина, ди зельного топлива, моторных масел —обязанызарегистри роваться в налоговых орга нах иполучить свидетельство на этот вид деятельности. —Но ведь эти организа ции и граждане имеют ли цензии на этот вид деятель ности. Для чего нужно полу чать еще и свидетельство? —Дело в том, что с 1 ян варя 2003 года изменяется порядок исчисления акцизов по нефтепродуктам. Начиная с этой даты налоговые орга ны не смогут принять к вы чету сумму акциза по нефте продуктам у организации или частного предпринимате ля, продающих нефтепродук ты, если они не имеют тако го свидетельства. З А С О Ю З Т Е О Р И И И П Р А К Т И К И На экономическом факультете Елецкого государственного университета имени И.Бу кина вот уже второй год идут занятия по специальности «Налоги и налогообложение». И |не случайно подружились преподаватели университета с работниками городской налого вой инспекции. Если одни владеют теоретической базой, то другие обладают к тому же и ^практическими навыками непосредственного применения налогового законодательства |при ежедневном общении с налогоплательщиками. Между деканатом экономического факультета и налоговой инспекцией достигнута |договоренность о том, что студентывторого курса, изучающие налоги, начнут периодичес- | ки проводить налоговые чтения в школах города, а работники инспекции будут высту пать перед студентами. Геннадий ЛУКИН. На снимке: заместитель руководителя ИМНС России по городу Ельцу Лидия Чернова (слева) и исполняющая обязанности декана экономического факультета кандидат экономических наук Алевтина Сливинская за обсуждением планов сотрудничества. Фото автора. ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ЛОШАДИНЫХ СИЛ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz