Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

ВАЛЕНТИН ИВАНОВИЧ ЕЖОВ П РИДУМ АЛ СЦЕНАРИИ ДЛЯ Ф И Л ЬМ О В « БА Л Л А Д А О СОЛДА ТЕ » , «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ», «С И БИ РИ А Д А » И МНОГИХ ДРУГИХ ... Подсчитано, что во всей м и ­ ровой л и тературе существует о к о л о 130 сюжетов! Не м у д р е­ но, что Г олли вуд п латит з а идею сценария м иллионы д о л ­ л ар о в - и все р авн о сплош ны е п ер е п ев ы . С ценарист Ежов был бы у них н а вес зо лота: 102 м еж д у н ар о д ны е премии! Сценарии ф ильм ов « Б ал л ад а о солд ате», «Д ворян ское гн ез­ д о » , «33», «К ры лья», «Это слад к о е слово • свобод а», «Бе­ л о е солнце пустыни», «Сибири- ад а» , «Мой лучш ий друг гене­ р ал Василий, сын Иосифа» - это все В алентин И ванович. О ткуда ж е он чер п ал свои ис­ тории? Об этом его рассказ. Ш ли мы с Гришей Чухра­ ем от ВГИКа пешком по мокрому снегу, каждый вспоминал свою войну - он был десантником, я служил в морской авиации. Тогда сол­ датских картин не снимали, од­ ни генеральские, солдаты в них только в атаку за танками б е ­ жали. А останови его - что он расскажет? И как показать ха­ рактер? Решили, что наш сол­ датик поедет в отпуск к маме - отличится в бою, и его поощ­ рят. Но он добрый парень и не может отказать людям: и туда нужно, и сюда... Сначала к картине отне­ слись прохладно, искали не­ точности: не давали, мол, тог­ да солдатам отпусков. Конеч­ но, этого в уставе не найти. Но в жизни-то все зависело от командира: если полк шел в тыл на переформирование - мог и отпустить, наш же герой танк подоил. Поэтому министр обороны Малиновский на про­ смотре картины только и ска­ зал: «А здорово его послали в отпуск!» - потому что так быва­ ло, и он это знал, и мы... Один полковник из Политуправления Советской Армии, куратор во­ енных газет, потом с трибуны заявил: «Это нож в спину на­ шей армии - солдат бежит от танка, как трус!» Малиновский в ответ: «А мне надоели филь­ мы, где бежит солдат с крас­ ным знаменем, а от него тика­ ют фашистские танки!» Ми­ нистр культуры Михайлов рас­ суждал по-своему: «Любите вы солдат убивать. Да и тема мел­ кая. Вот поехал бы в тыл гене­ рал, зашел к секретарю обко­ ма, на военный завод...» Но за нас вступился Герасимов. На «Фестивале фестива­ лей» в Сан-Франциско мы взя­ ли за картину все существую­ щие премии, а через год - Ле­ нинскую. Ч ухрай с Познером соз­ дали экспериментальную студию, чтобы людей можно было материально заинтересо­ вать. А у Андрона Кончалов­ ского, с которым мы делали «Дворянское гнездо», а позже «Сибириаду», тогда из плана выпала какая-то картина про басмачей. И вот нас пригла­ шает Познер и говорит, что в этот план нужно срочно вста­ вить другой сценарий. А поче^ му бы, спрашивает он, не сде­ лать какой-нибудь вестерн? Кто-то из членов Политбюро смотрел у себя на даче вес­ терн, и ему понравилось! Мы вышли с Андроном, он мрач­ ный. Да у меня, говорит, пупок развяжется. В Голливуде осо­ бая индустрия, специальные вестерновые поселки! Герой должен по-особому ходить, по- особому носить свои стенсоны и виртуозно крутить кольт на руке... Мы тогда все очень увлека­ лись Платоновым. И вот как-то на даче у Андрона я читал его вслух им со Смоктуновским и от каких-то ассоциаций гово­ рю: «А что если сделать такой остерн: Пухов - машинист и, стало быть, ходит не в стенсо- нах, а в выцветшей гимнастер­ ке? И пистолет крутить не на­ до!» Пухов потом превратился в Сухова, появился Абдулла... Понадобился знаток восточно­ го колорита, а я тогда препо­ давал на Высших сценарных курсах, и у нас учились толко­ вые ребята - Рустам и Максуд Ибрагимбековы. Рустам пер­ вым попался в коридоре (а мог бы быть и Максуд). Я ему: «Ты пустыню знаешь?» - «Конечно!» - отвечает,<Ыопе> не моргнув глазом. «А имена восточные?» - «Ну, это мои имена...» - «Бу­ дешь с нами работать»: Поехали с ним в Коктебель. Там я познакомился с одним комбригом, который воевал с басмачами, попросил его рас­ сказать всякие истории. Он вы­ пил и начал: как разбили того, этого, как заходили справа, слева... Но для картины-то ну­ жен анекдот. Расскажи, гово­ рю, смешную историю. «Вот мы ехали, а возле колодца - брошенный гарем. Сидят бабы и не знают, что делать...» Я был просто счастлив: красноарме­ ец ведет гарем - вот это сю­ жет! Сдали мы сценарий, а замминистра Баскаков гово- И в свой 81 год Ежов считает, что главное в жизни - это приключение. рит: «Все это интересно, хотя и несколько безыдейно. Но уж вы проверьте, чтоб бандитов ото всех республик было по­ ровну, а то какой-нибудь сек­ ретарь ЦК возмутится, что их бандитов больше. Восток, по­ нимаешь ты, материя тонкая». Так что дивной фразой «Восток - дело тонкое» мы обязаны замминистра. Фильм у нас первоначально назывался «Спасите гарем», и все обсуж­ дения я начинал с объяснения, что гарем - это не бардак, а очень строгий институт. ...Нужен же режиссер. У Кончаловского, понятно, лю­ бовь, он спрыгнул. Приходит Юра Челюкин, чистый коме­ диограф, автор знаменитых «Девчат». Говорит: «Ребята, у вас гениально написано, толь­ ко выкиньте к едрене фене все эти бои! Ну зачем нам бои? Красноармеец и гарем! Я сни­ му так, что все лягут!» Потом - очень серьезный человек Вита­ утас Желакявичус («Никто не хотел умирать», «Это сладкое сл во - свобода»): «Прочитал ваш сценарий. Оч-чень любо­ пытно. Я бы мог сделать эту картину. Только все, как это... - смехуйки? Ах, да, смехуечки!... Смехуечки убрать! А вот го-о­ лову, закопанную в песке...» И мы поняли: сейчас он закопает 20 голов и ка-ак пустит меж ними конницу! И тут появился Володя Мо­ тыль, в котором соединялось и комическое, и трагическое - он выпустил отличную комедию «Женя, Женечка и «Катюша»» и собирался снимать про дека­ бристов. Долго отнекивался, но в итоге согласился - костля­ вая рука голода заставила. Мотыль.- человек очень жест­ кий. Ведь Сухова должен был играть Жора Юматов, он был просто великолепен и так был счастлив! Но у него тогда брат умер, и он напился... Мотыль его с роли и снял. огда у меня работа не клеится, вялый сюжет или еще что-то, я вспоминаю сво­ его учителя Александра Пет­ ровича Довженко. Как-то он, разбирая чью-то работу, взял маленькую палочку и начал чертить на стене ломаную ли­ нию, приговаривая: «Вин ему говорит, а вин ему отвечает, вин ему говорит, а вин ему от­ вечает». На пятой минуте мы падали от смеха. Затем при­ тихли; А потом всем стало жут­ ко: так продолжалось два ча­ са, пока Александр Петрович не исчертил все четыре стены! Иллюстрировал никудышные сценарии, когда нет ни дейст­ вия, ни сюжета, одни диалоги, как в пьесе. Заходит человек: «Здравствуйте». Ему отвечают: «Здравствуйте». Заходит вто­ рой, и опять: «Здравствуйте». Затем третий... Он пытался на­ учить нас'смотреть на все с поэтических позиций, и то за­ клинание «Вин ему говорит...» - это был момент истины. олоритная личность - уже повод для сценари­ ста. История режиссера и ак­ тера Бориса Барнета, может, и есть самый заветный сюжет в жизни Ежова. Именно Барнет с его фильмом «Окраина», по мнению Ежова, истинный осно­ воположник неореализма, много раньше итальянцев. Современные зрители знают К К его фильм «Подвиг разведчи­ ка», где он и сам сыграл не­ мецкого генерала. - Барнет был человеком удивительного обаяния и кра­ соты - одних официальных жен у него было семь... Однажды в Киеве мы пришли с ним в дом, где за столом собрались чело­ век 25, масса красивых жен­ щин! Барнет встал в дверях, ог­ лядел гостиную и сказал: «Все меня любили!» Так вот от этого светского льва вдруг уходит жена, актриса Кузьмина. Ухо­ дит к Ромму, человеку доволь­ но щуплому и далеко не кра савцу. Барнет был так пора­ жен, что поехал разбираться. А Ромм тогда снимал в пусты­ не свою картину «13» й ввел в группе сухой закон. Приезжает Барнет, ищет, естественно, вы­ пить - хоть шаром покати! Ни у осветителей, ни у кого... Нако­ нец, кто-то достал ему одеко­ лон. А в это время Михаилу Ильичу уже доложили: надвига­ ется Барнет. Тот занервничал, стал ходить по своей огромной палатке, как комдив, и решил, что наверное, нужно выпить - вдруг поможет. Знал, что спиртного не достать и... мах­ нул одеколона. Тут палаточная щель раздвигается, появляется голова Барнета. Тянет ноздря­ ми воздух и участливо спраши­ вает: «Что, Миша, тоже «Фиал­ ка»?» После чего просто исче­ зает, даже не входя. Если уж сам Ромм дошел до одеколо­ на! В павильоне киевской кино студии, наверное, самом боль­ шом в Европе - семь громад­ ных танков КВ стояли, как ма­ ленькие черепашки, - собира­ лись отмечать торжества честь 400-летия воссоединения Украины с Россией. Кругом ку­ мачовые полотнища, румяные девушки в красных сапожках отплясывают гопак... Высокое начальство - секретари •ЦК, председатель Совмина со сви той. И какой-то фокусник под­ ходит к зампреду Совмина, просит платок, что-то у него там с сигаретой, и... нечаянно прожигает носовой платок. Повисает неловкая пауза, фо­ кусник смущен, извиняется - «фокус не удался»... Чиновник в гробовой тишине, зловеще: «Не умеешь - не берись. Кто тебя прислал? Вещь испортил». Пауза длится до неприличия, чиновник не унимается. Всем уже жутко не смешно. ■И тут вскакивает Барнет: «Позволь­ те, и я покажу фокус!» Засучи­ вает рукава, снимает дорогу- щие, как автомобиль «ЗИМ», золотые часы «Лонжин». Кла­ дет их на пол и... со всей силы ка-ак даст по ним каблуком Часы - вдребезги! - Ах, - говорит, - извините, фокус не удался! Шквал апло­ дисментов, смех!.. трашно похудела записная книжка Какие люди ушли... Когда при­ шел с войны и мне было 25, думал: вот прожить бы до 50! Семь лет службы - в 1938-м я ушел в армию, потом война Так что все мы бросились жить, любить, жениться, боялись не успеть, не наверстать упущен­ ное. А в 70 понял: да я - сча­ стливчик! И все, что сверх, - та­ кой подарок!.. З а п и с а л а Г узель АГИШЕВА С СЮЖЕТЫ ДЕНЬГИ СНЕБА Ранним утречком житель Волгодонска Денис Шкурин решил смотаться на рынок за картошкой. Вышел во двор и увидел странную картину: люди метались по всему двору, под­ бирая с земли какие-то бумаж­ ки... Прямо на голову Денису упал с дерева пожелтевший лист, который при ближайшем рассмотрении оказался 100- рублевой купюрой. Через не­ сколько минут «урожай» Дени­ са составил 19 желтых, как осенние листья, сторублевок. А всего, по общим прикидкам, с неба упало около 30 тысяч рублей. Собранные банкноты даже проверили с помощью ультрафиолетового аппарата. Тест подтвердил: подлинные. Происхождение упавших с неба сторублевок до сей поры не установлено. Все сходятся на том, что кто-то из жителей верхних этажей выбросил из окна эту пачку денег от избыт­ ка чувств. А вот с горя ли, с ра­ дости - пока неизвестно. На всякий случай еще целую неде­ лю жители ходили сюда, как на работу: а вдруг опять деньги с неба посыпятся? Увы! Х ач и к ХУТЛУБЯН. РОСТОВ-на-ДОНУ. МЕДВЕДЬ НА НАРАХ В то утро житель поселка Каз Виктор Брюхачев проснул­ ся не от привычного пения пе­ туха, а от усердного сопения, доносившегося из примыкаю­ щего к дому курятника. Подоз­ рительно молчаливо вели себя и куры. Хозяин заглянул в стай­ ку и... Вместо кудахтающих кур Виктор увидел беззаботно по­ сапывающего медведя и кучу перьев. Хотел было пристре­ лить косолапого, да жалко ста­ ло. И хотя кур Виктор мишке простил, милицию все-таки вы­ звал. А дальше все было, как у людей. Милиционеры скрутили несовершеннолетнего • «хозяи­ на тайги», отвезли в отделение и поместили в индивидуальную камеру, где косолапый нахо­ дится по сей день. Два цирка, куда полюбившие задержанно­ го милиционеры обратились с просьбой о его «усыновлении», от шатуна отказались. Лишь посоветовали кормить приемы­ ша хлебом и морковкой. Н и к о л а й СЛАВИН. Кемеровская область. ЭТУ БЕЛУГУ ДОЛГО ЕЛИ КОСМОНАВТЫ... Пять лет потребовалось Вла- димиру Ильичу Головачеву, что­ бы изготовить чучело этой чудо- рыбы. 12 человек еле дотащили этот экспонат до места назначе­ ния. Еще бы! Длина чудо-рыбы - 6 метров 48 см, окружность гру­ ди - л метра. Эксперты считают, что смерть настигла ее в доволь­ но преклонном возрасте - около 127 лет. Астраханские рыбаки обна­ ружили эту белугу в камышах на взморье. Брюхо у нее было вспорото, икры там уже не бы­ ло (как выяснилось, браконье­ ры вытащили около 2 /0 кг бе­ лужьей икры!). Рыбину достави­ ли на рыбокомбинат. Решили шкуру сохранить для чучела, а из этой царь-рыбы приготовить консервы для космонавтов. консервы получи- Отменные лись. За 40 лет работы Головачев чучел наделал немерено: сай­ гаки, волки, лисицы, птицы раз­ ные. И белуга, и севрюга, и осетр его работы тоже красу­ ются в краеведческом музее. Но такого гигантского чучела еще не было. По свидетельству истори­ ков, в 1827 году астраханские рыбаки выловили белугу весом 1.440 кг, в 1922 году - на 1.230 кг. Эта же красавица все рекорды побила - весила она, как считают эксперты, около 1.800 кг. Может, остались еще такие «динозавры» в Каспии? Кто знает.... Е лен а РЕШЕТНЯК. АСТРАХАНЬ. 'К',.ЩН&ХЦШ >: : Р 1 Р Щ 4 . & / 4 -1 +>'-У *** х%,. • • : - .У-:*-: •> +/'% | |Й| |||ш %. $ <,ММШМжмт. тшшщШщтщщ ш т т Белуга и помощники Владимира Ильича - сын Михаил с другом. ...А ЭТИМ ТОПОРОМ ПЕТР РУБИЛ «ОКНО В ЕВРОПУ» В П етербурге создан первый в России Музей инструмента. Новый м узей в торгово-вы ста­ вочном центре - у н и кал ьн о е со б ран и е о к о л о д в у х тысяч ин­ струментов от н а ч а л а XVIII д о середины XX век а. Первые экспонаты появи­ лись здесь в конце 1999-го, ко­ гда компания «Проммашинст- румент» предложила горожа­ нам обменять старые орудия труда на новые. Народ валом повалил - тащили столярные, слесарные, ткацкие, сапожные, измерительные инструменты. Многие из них принадлежали еще дедушкам и прадедушкам, однако находились в отличном рабочем состоянии. - У хорошего мастера инст­ румент хранился бережно, - поясняет начальник ремонтной мастерской Алексей Леострин. - Никому не давал его взаймы - вдруг сломают? Вот так бла­ годаря замечательным ремес­ ленникам и их потомкам у нас появился такой музей. Экспонаты Можно трогать руками. У стендов проводятся уроки труда для ребят из сосед­ них школ. Некоторые вещи, на­ пример толщинометр, сделаны руками их сверстников, правда, в далеком блокадном Ленин­ граде. Электронные ножницы изготовлены трудовым коллек­ тивом мастерских НКВД. Гор­ дость экспозиции - шпунтурный рубанок второй половины XIX века с комплектом 48 резцов. И, конечно, здесь пОлно то­ поров. Как без них? Топоры на Руси целая история. С парад­ ными алебардами, например, запросто входили в царские, палаты. И на парад с ними хо­ дить не стеснялись. Ведь наши далекие предки только топора­ ми и воевали. Удобная вещь! И на войне топор - молодец, и в миру при деле. Правда, боевых топоров в музейной коллекции нет. Есть работяги исключительно хозяй­ ственного назначения. Одним долбили бочки, корыта, лодки и колоды, другой принадлежал горному инженеру - у него особая заточка лезвия для кол­ ки камней. Имеется и штатный пожарный инструмент, просто­ явший на вооружении пожар­ ной охраны аж до 50-х годов Прошлого века. А вот всем топорам топор! Его датируют началом XVIII ве­ ка. Как раз недавно, во время раскопок на территории Воен­ но-исторического музея артил­ лерии, археологи обнаружили сенсационные находки. В зем­ лянках времен Петра I, кото­ рые скрывались всего лишь на полутораметровой глубине, жили первые строители Петер- Зд а ( бурга. есь нашли куритель­ ные трубки, бронзовые крести­ ки, ножи, куски свинца, из кото­ рых делали пули, выложенный шведским кирпичом очаг с ос-- татками золы и бараньих, об­ глоданных за ужином костей. Землянки просуществовали недолго. Вслед за Петропав­ ловской крепостью, в 1706 го­ ду, была построена Кронвер- ская. Она-то и сровняла с зе­ млей жилища строителей. Ин­ струменты нашли только сей­ час. Историки начали гадать: ко­ му они принадлежат? Вспомни­ ли, что Петр всегда был рядом с мастерами. На Петропавлов­ ке устанавливают куранты - царь лезет на верхотуру по­ смотреть, как работают. Ему интересно, как ткут парусину, как варят смолу, делают гра­ вюры. Всюду он вмешивается, никому нет покоя. Он уверен: куда бы ни сунулся - всюду сможет улучшить, подсказать. Неподалеку от Летнего двор­ ца находилась царская токар­ ня. Петр пристрастился к этому делу. За короткое время обог­ нал всех учеников, достиг не­ малых успехов: точил подсвеч­ ники, солонки, песочницы, люс­ тры, канделябры. Причем выто­ чить было полдела, хитрость была придумать и нарисовать, да так, чтобы ни на что не по­ хоже. - У него было оправдание, - считает писатель Даниил Гра­ нин, - страна нуждалась в мас­ терах своего дела, прежде все­ го в ремесленниках. Ремесло - кормилец, ремесло - почет. Многие осуждали - суетится не царскими делами. А ему иначе было нельзя,, знал: одному ему. и надо, чуть отпустишь, будут сидеть сиднем, начнут - не кон­ чат, остановятся, напутают. Не стеснялся ни учиться, ни пере­ нимать. Так вот музейный топор на­ чала XVIII. века упорно припи­ сывают самому императору! И все историки сходятся - точно его инструмент. Тот самый, ко­ торым Петр прорубил «окно в Европу»! Но, ведь, если задуматься, совсем неважно - есть ли на этом’топоре петровский авто­ граф. Важно то, что строи­ тельство новой столицы и но­ вой славы России началось с топора. Вернее, с мастерства людей, способных построить и город, и флот с помощью са­ мых обыкновенных рабочих инструментов. Слишком про­ сто? А как создать красоту и величие без этой кажущейся простоты? И р и н а КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. БИЗНЕССИЗНАНКИ П А Р Н И Ш К А В Ш О К О Л А Д Е МОДЕЛЬНЫ Е АГЕНТСТВА НАПЕРЕБОЙ ЗА ЗЫ ВАЮ Т ДЕТЕЙ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ТЕЛЕРЕКЛАМЕ. ПСИХИАТРЫ УТВЕРЖДАЮТ , ЧТО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ЗВ Е ЗД АМ ЭКРАНА В БУДУЩ ЕМ ГРО ЗИ Т КАК М ИНИМ УМ Ш И ЗОФ РЕН И Я д л я ТВ, д авн о усвоили: используй в р е­ к л ам е детей! И вот вслед за толстощ е- У Кого не возникнет умильной улы б­ ки при виде рыж еволосого п ар ен ьк а, б о й к о уп и сы вающ его торт, пьющ его м о л о к о , п олзающ его по грязи в белы х ш тан ах, кром сающ его дедуш ки н свитер и так д а л е е . Лю ди, м астерящ и е клипы У« I ким отроком , п оед аю щ им плавлены й сыр, возн и кла о р а в а м алолетн и х в д вух разны х р о л и ках , славящ их средство для повыш ения потенции и п роп аган ду п р е ­ зервати вов. Где берут детей для рекламы? Пери­ одически возникают слухи: вон тот лопо­ ухий - внук Березовского, а та, в пам­ персе на. босу... ногу, приходится внуча­ той племянницей Чубайсу. Но вот вол­ шебный ящик открыл тайну происхожде­ ния теледетей. Устами известной актри­ сы Натальи Крачковской и энергичного молодого человека из модельного агентства <Л/|с1 | ую » телевизор призвал родителей приводить чад на просмотр. Стало ясно, что Россия готова наступить на грабли, о ручку которых Запад раз­ бил себе лоб еще 20 лет назад. Грабли называются «неконтролируемый всплеск психических заболеваний в подростко- • вой среде, связанный с использованием детей в телерекламе». В начале 80-х группа социопсихоло­ гов Университета Лос-Анджелеса обна­ ружили неприятный феномен. В штате Калифорния, где располагается Голли­ вуд, начала складываться критическая ситуация: родители 43 процентов под­ ростков 9 - 1 5 лет, когда-либо привле­ кавшихся для съемок фильмов, реклам­ ных роликов или сюжетов для журналов, жалуются на неадекватное поведение своих детей. Диагнозы различные: от неврастении до первых признаков пара­ нойи. Однако две вещи фигурировали с пугающим постоянством; заторможен­ ность в умственном развитии и катаст­ рофическое снижение успеваемости в школе. Плюс к этому пограничные фор­ мы эгоизма, неадекватная реакция на внешние раздражители и опасный соци­ альный инфантилизм. Истерия же при­ сутствовала в 100 процентах случаев! Разбираясь в причинах отклонений, психологи и психиатры обратились к са­ мой сути модельного бизнеса. Вывод: детская психика не готова к тому, что является неотъемлемой частью рабоче­ го процесса шоу-бизнеса. Профессор психологии Майкл О'Доннелл в своем отчете, предназначенном Конгрессу США, написал: «Многократные повто­ рения (дубли) одних и тех же ситуаций выливаются в эффект так называемого зацикливания восприятия. Ребенок начи­ нает воспринимать действительность как некую форму съемки, в его сознании ут­ вердилась идея об обратимости любого действия». Нет смысла цитировать весь отчет. О его содержании свидетельствует тот факт, что за 4 года в суды США посту­ пило 5.657 исков на рекламные агентст­ ва; общая сумма компенсации ущерба выразилась в 2,3 миллиарда долларов. Параллельно юные звезды подали 876 исков против собственных родителей, давших согласие на участие своих чад в телерекламе, еще 1,4 миллиарда долла­ ров. В результате был принят федераль­ ный закон об ограничениях использова­ ния несовершеннолетних в любых видах шоу- и кинобизнеса. Были введены огра­ ничения: не более 3 часов- в сутки перед теле- или фотокамерой плюс обязатель­ ное ежемесячное обследование ребен­ ка независимым психологом. Аналогич­ ные подзаконные акты были приняты и в Европе, столкнувшейся с теми же проб­ лемами. ■ У России все еще впереди. Мы все еще рвемся к рекордным объемам про­ дажи пылесосов и кухонных комбайнов на гусеничном ходу - любой ценой, на­ плевав на опыт более развитых стран. Всероссийский Центр опроса общест­ венного мнения (ВЦИОМ) утверждает, что в 87 процентах рекламных роликов, которые гоняют на IВ по двадцать раз на дню, участвуют дети до 15 лет. Об­ щее их число колеблется от 16 до 21 ты­ сячи в зависимости от сезона и смены профильной рекламы. В основном это жители больших городов, в списке кото­ рых лидируют, конечно же, Москва и Санкт-Петербург. То есть именно те геополитические центры, где, по идее, должна формироваться элита нации - хотя бы вследствие обилия качественных учебных заведений всех уровней и уров­ ня жизни населения. Вместо этого дети и подростки, заво­ роженные сияющими перспективами за­ работка и всеобщей Известности, рвут­ ся на экран и страницы глянцевых жур­ налов. Точнее говоря, их туда продают собственные родители. С первых спрос невелик, они только-только научились самостоятельно застегивать штаны. А вторые просто не знают, что, по иссле­ дованиям ЮНЕСКО за 2001 год, только 12 процентов несовершеннолетних, имеющих опыт работы в шоу-бизнесе, сумели окончить высшее учебное заве­ дение. К онстантин БЛАГОДАРОВ. Сладкая жизнь для юных звезд экрана может легко превратиться в очень горькую. ЭКСПЕРТИЗА«АВ» КАНИДзЁ:м е д и ц и н с к и х н аУК/ практ икующ ий п с и х о ло г Ю рий - В течение трех лет я работал штатным консультантом в известном рекламном агентстве «Премьер-СВ». Наблюдал много детей на съемках клипов. Жуткая нервотрепка! Если совсем коротко: сознание ребенка не вмещает в себя два мира - виртуально-рекламный и настоящий. Неизбежен кон­ фликт. Потом родители устраивают скандал: «Чему вы тутде­ тей учите?!» Да они же сами за руку-его в агентство приве­ ли! Выясняется, что оболтус перессорился с ровесниками и учителями в школе, потому что привык к повышенному внима­ нию к своей персоне, а отдых сводится к напряженному про­ смотру телепрограмм в ожидании собственной физиономии на экране. Если ролики исчезают - депрессия и истерики. А сеансы психотерапии, которые я проводил, сводились на нет буквально на следующий же съемочный день. Доктор п ед а го ги ч еск и х н а у к , н а уч ны й сотрудник РАН, преподават ель с 30-лет ним стажем О лег МАЛОВ: - Недопустима ситуация, когда дети считают себя центром вселенной. На этапе раннего развития необходимо внедрить в сознание ребенка понятие об изначальном равенстве. В этом контексте участие в шоу-бизнесе прямо противопока­ зано для несовершеннолетних - вырабатывается комплекс исключительности. И любое нарушение целостности этого комплекса неизменно приводит к тяжелым психическим трав­ мам. П еви ц а Кристина ОРБАКАЙТЕ: - Мне было жутко сложно жить. В 11 лет я снялась в филь­ ме «Чучело» и совершенно уверилась в том, что я - это что- то уникальное. Звездной болезни не было - просто ощуще­ ние, что я в каком-то коконе, а все остальные где-то там, за стенками. И до самого окончания школы я пробыла в одино­ честве. Может быть, это и помогло мне впоследствии, но то­ гда было очень тяжело. Ну как же: я-то привыкла, что вокруг меня постоянно суетятся взрослые люди, уговаривают, убеж­ дают в чем-то... .Училась я очень плохо. Наверное, все ждала, когда учи­ тельница будет заниматься тЬлько со мной и ни с кем боль­ ше. Я своего ребенка никогда не отдам в рекламу или в ки­ но, пока не вырастет. Пусть немного поживет в свое удоволь­ ствие - еще успеет покрутиться в этом бизнесе. А если очень повезет, то и вообще это ребенка не коснется. ДЕЛОВОЙ Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Рег. П И № 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Ф.Сизый. В.Симонов. Л.Арих, А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, СЗаворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. Телефон для справок: (095) 257-37-92. Телефон/факс отдела рекламы : (095) 257-38-42. Е-таН: уТогп|к@ас11.ги «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку ииспользование материалов тел./факс (095) 257-37-83. Н ом ер подписан в 15.00. По граф и ку в 1 5 .0 0 .. О тпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.М осковская, 83. Общий ти раж 1.515.975 экз. Ц ена - бесплатно. «Трибуна», «Труд» (московский выпуск), «Рабочая газета» (Украина), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экспресс» (Германия), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Архангельск» (Архангельск), «Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), «Варта» (Нижневартовск), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Северный рабочий» (Северодвинск), «Волжская коммуна» (Самара), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Вятский край» (Киров), «Земское обозрение» (Саратов), «Калининградская правда» (Калининград), «Коммунар» (Тула), «Курская правда» (Н.Новгород), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Рабочий край» (Иваново), «Рабочий путь» (Смоленск), «Республика Ьашкортостан» (Уфа), «Республика 1 атар< Кировской области), «Ставропольская правда» (Ставрополь), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Челябинский рабочий» (Челябинск). ижегородские новости» «Сельская правда» (Малмыж,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz