Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

5 д е к а б р я 2002 г., № 2 3 5 (2 1 8 6 3 ) шШ 1 О ВЕЧНОМ конечно, идет ужасная. Спрашиваю: ну, кто тут хо­ роший? Показывает: вот этот. Почему, ведь он тоже людей убивает? А он за на­ ших... И это тянется беско­ нечно: «наши»—«не наши», и все в крови по колено... Классовый подход угробил не одно уже дело, а не толь­ ко искусство. Пусть уж ху­ дожник работает без огляд­ ки на какие-то «задачи», установленные сверху... Но вот , к слову, об и скус­ ст ве. Ч у вст вую , т ут мы недоговорили. Оно все равн о принадлежит народу, б уд ут ли об этом кричать на пере­ крест ках или нет. Если, ко­ нечно, этот самый народ не предст авлят ь сплошной се­ рой массой в сто пятьдесят миллионов... Ведь за любым искусством — песенным, по­ этическим , да за той же жи­ вописью — за всем этим сто­ ят национальные традиции. Все это родилось не на п ус­ том месте, все эти виды «за­ казал» не чиновник с п л а к а ­ та, а жизнь. И тот самый народ, который проживает в данном конкретном мест е и которому это дорого. ...О днаж ды в г а з ет е я вы спренно н а зва л Д ем ьян о­ ва «П евцом уходящ его ст а ­ рорусского быта». Он не оби­ делся, а только усм ехн ул ся . У н его хо р ош а я у см еш к а , т акая , зн ает е, защ ит ная: «Вам т а к хоч ет ся ...— ну- ну»... Н о ведь он сам признал­ ся однаж ды , что/ З а д о н с к «весь исписал вдоль и попе­ р ек , в каждый дворик за гл я ­ н ул , во зл е каждого за б о р а постоял». И что же дальше? С н о в а у с м е х н у л с я : «Д а опять принимат ься за З а ­ донск... Я один дом на Одно- ли чке писал р а з десят ь, и всякий р а з он вы ходил д р у ­ гим. У знаваем ост ь в т вор­ честве — дело хорошее, но все же, думаю , не главное. В к у с и мера — вот что дол­ жно уберечь от х а лт у ры и пошлости. А пош лост ь — это многократ но повт орен­ ная истина». П ока же я знаю одну мно­ г о к р а т н о п о вт о р е н н у ю Демьяновым истину: «Люби­ мое мое время — осень, не­ важно к а к а я — пуш кин ская или поздняя, главное, чтоб за шиворот не лило и не меш а­ ло работать...» Н овая персо­ нальная вы ст авка художни­ ка — об этой жажде. Н еут о ­ лимой жажде писат ь свое, любимое. Александр КОСЯКИН. Однажды мы. заговорили о лю дях нам знакомы х, но с н есост оя вш ей ся судьб ой и загубл енным талантом . —Никто им не судья, но отчего-то в их жизни имен­ но так сложилось... Главное —размышлялЮрийВасиль­ евич, — человек вовремя должен понять свое предназ­ начение. Есть свет, который льется на него откуда-то сверху, есть талант, также ниспосланный свыше... Нельзя размениваться на мелочи. Есть немало талант­ ливых людей, художников, что называется, от Бога. Но они не работают так, как дол­ жны бы. Оправдания нахо­ дятся: знаете, жизнь заеда­ ет, семью кормить надо, а тут выгоднуюработу предло­ жили, халтурка подверну­ лась... То есть на первое ме­ сто выходят быт, суета зем­ ная. Порицать человека никто не может, это не по-Божес- ки, но и принять этот его об­ раз жизни тоже нельзя. По­ томучто'он растрачивает без­ думно дар, которого нет у другого, который именно ему подарила Судьба, понимаете? Порой нужно себя букваль­ но дотягивать до ремесла. Н о т ут я все же прице­ пился по п оводу быт а, уж слишком ради кальным и вы г­ лядели реком ендации маст е­ ра... — А вот конкретный Ю РИ Я Д ЕМ Ь Я Н О В А В искусстве, всегда живом и неповторимом, очень даже часто встречается такая, в сущ­ ности, убогая вещь, как тяга к авторитетам, вызревающая до пустого подражательства. «А вы были на выставке у Н...? Ну тогда вы ничего о живописи не знаете»... Хотя —вот пара­ докс! —авторитетов-то здесь всегда достаточно и без них никуда... Репинская школа, сав- расовская, васнецовская... поклонение Малевичу и К° —■все это, как говорили прежде, этапы большого пути. Липецкие знатоки и любители живописи знают, к примеру, о школе Сорокина. Школа-то была, есть и будет, но, при этом, приходили времена, когда художни­ ков делили на «сорокинцев» и «не»... Для первых были все пути (выставочные залы) откры­ ты, на вторых косились... Я знаю одного человека, который и раньше не признавал и теперь не признает такого искусственного деления... Художник живет в провинции, в старинном городе Задонске, где у него есть снега, купола церквей и, конечно, трескучая печка... А еще у него есть имя, его работы охотно покупают, в том числе и заграничные ценители, потому что в них —непри­ думанная и, увы, уходящая Россия... Яне раз бывал у него в малюсенькой мастерской, где та же печка, старинные самовары, утюги и образа в углу —правом, на восток, как и положено, где оконца морозом разрисо­ ваны, а на полу —не ширпотребовский, а самотканый половичок... Ему тут хорошо рабо­ тается —вместе с розовыми бликами по стенам и неспешными мыслями, вот их-то, особо непричесанных, но честных и вынянчанных в душе, я теперь и хочу предложить читателям. Ибо есть повод: У ЮРИЯ ДЕМЬЯНОВА В ЦЕНТРАЛЬНОМ ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ ЛИПЕЦКА - ОЧЕРЕДНАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА«ЗАДОНСКИЕМОТИВЫ». Посетите ее, и вы поймете, чем сегодня живет настоящий русский художник. пример: огород за окном за­ растает, а вас, Юрий Васи­ льевич, тянет «на этюды». Как быть? —Надо идти на этюды! Я для себя давно решил, что главное, что второстепенное. И именно сейчас, а не вооб­ ще. Иначе дров наломаешь. Я три года после вуза мебель делал. Причем на професси­ ональном уровне. А потом я физически сломался. Забо­ лел. И когда взял кисть, все прошло. Врач, который со мной занимался и готовил к очередной операции, сказал: так не бывает... Вжизни бы­ вает и не такое: подъем, по­ том долгое скольжение по горизонтали, не вверх и не вниз, а потом резкий спуск —и уже навсегда. Не пропу­ стить бы ни одну эту фазу... — А может ли кто-то из внимательных «наблюдате­ лей», скажем, коллег, под­ сказать что-то на сей счет, объективно сравнить тебя «сегодняшнего» с «про­ шлым»? —Нет, только ты сам. — Но ведь бывает же, что человек наделен столькими талантами, что его распирает от энергии и потому он мечется по жиз­ ни? — Согласен, я это заме­ чал. Бывает. Но если в чело­ веке изначально уже был от­ крыт какой-то «серьезный» талант, то стоит тысячу раз подумать, прежде чем брать­ ся за что-то другое. Ибо это уж точно твое предназначе­ ние. Это тебе дано Господом. И ты должен понимать, что завтра все может изменить­ ся: как дали, так и заберут... Вот мы говорим о драме человеческой. Сколько при­ меров, в том числе и в на­ шем цехе, когда люди зани­ маются не своим делом. Та­ лант потрачен или пропит до дна, жизнь прошла в разго­ ворах о каких-то придуман­ ных идеалах или всклоках... Впрочем, это ведь не только вискусстве, это ведь и вжиз­ ни обычной бывает. Поехал я недавно в свою деревню на Тамбовщине. Повез тетку на кладбище, и стала она при­ читать. Она была одна, она забыла про меня и про весь мир, она общалась со своею... матерью. И вот в этом абсо­ лютном одиночестве она на­ чала говорить вещи, которые обычно от деревенских не ус­ лышишь. На своемкрестьян­ ском языке она размышля­ ла о неудавшейся своей жиз­ ни. И я ее понял: а что в ней было хорошего? Муж всегда пил (тому я сам свидетель), сама всюжизнь горбатила на ферме с четырех утра. И вот — старость и своеобразный отчет перед матерью. И по­ казалось мне, что горевала тетка о каких-то своих нево­ стребованных талантах. Мо­ жет, знала в себе что-то со­ крытое — может, певунья была или там сказительни­ ца, да вот не сложилось. И уже не сложится! — А кто может оценить ваши личные заслуги перед искусством, чьей оценке-ин­ туиции он доверяет — про­ фессионала или «человека с улицы»? — Тут вот какая вещь. Профессионал будет оцени­ вать любуюработу професси­ онально. Иэто, конечно, пра­ вильно и полезно. Но доро­ гого стоит, во всяком случае для меня лично, взгляд субъективный, со стороны. Потому что он — на уровне эмоций, а это в искусстве главное. Если хоть один че­ ловек на выставке задержит­ ся у моих картин, она уже будет не зря. Вообще на выс­ тавки нельзя ходить как на мероприятие или только из любопытства. Важно не столько то, что вы знаете, а то, что вычувствуете. И ни­ какой дидактики! — Так что же — лучше прийти совершенно неподго­ товленным («Я про Саврасо­ ва с его «Грачами» вообще впервые слышу и тем гор­ жусь...»)?Но ведь естьже та­ кие понятия, как критика, мировое признание, школа, основы, догматы, ведь нуж­ но же знать, в связи с чем художник написал это по­ лотно, а почему столько яро­ сти вылилна другое... Этоже азы, которые помогают при­ близиться кзамыслу, кправ­ де жизни, наконец? —Мне трудно с вами спо­ рить. Все так и... не так. У меня, например, так бывает. Слушаю музыку, хорошую, как уверяют специалисты, и ... ничего не чувствую, пони­ маете, ни-че-го. Хотел бы, да не получается. И то же са­ мое, кстати, могу сказать о живописи. А бывает, и в бе­ седе с человеком получаешь удовлетворение. Ведь это тоже может быть творче­ ством, умный и глубокий раз­ говор, да? Тут свою роль иг­ рают особая энергетика и осо­ бое же искусство. — Но ведь оно же, как говаривали классики, дол­ жно принадлежать народу? А у вас выходит —искусст­ во для искусства... — Ну, нужно помнить, когда и при каких обстоя­ тельствах говорились подоб­ ные вещи. Если с плаката на всех углах на тебя смотрит ужасный тип и тычет паль­ цем: «А ты записался доб­ ровольцем?!», то вольно или невольно тыпобежишь и за­ пишешься. Точно так же те­ перь по ТВ навязывают пиво: и не хочешь, а побре­ дешь в пивнушку... Это ко­ дирование своего рода или зомбирование, и к интересам народа не имеет никакого отношения. Вот у меня сын смотрит боевик. Стрельба, ЛАМПОЧКАВПОДЪЕЗДЕ КАКСВЕТВКОНЦЕ ТОННЕЛЯ? (Окончание. Начало на 1-й стр.) К слову — о засорив­ шейся канализации. Звоню как-то в ЖЭУ и слышу в ответ, что это исключитель­ но платная услуга. Я им по наивности напоминаю, что два раза в год они обязаны делать профилактическую прочистку, чего вжизни не бывало. «Так то профилак­ тика, а у вас засор». Логи­ ка, как говорится, желез­ ная. Так на что же идут эти деньги? Впрочем, МУП «Единый заказчик» усилен­ но пытается свалить вину за все эти недоделки на дол­ жников. Дескать, платили бы вовремя — все бы мы для вас делали. Проверить подобные обещания, как вы догадываетесь, невозмож­ но. Но вернемся к комму­ нальной реформе, а точнее —к квартплате. Прожиточ­ ный минимум составляет у нас на сегодняшний день в среднем чуть больше 1400 рублей. Предполагается, что на эту сумму среднестатис­ тический липчанин может как-то протянуть. Ну а если взглянуть реально? Если учесть те деньги, которые ежегодно перед первым сен­ тября уходят на «экипиров­ ку» школьника? Если допу­ стить, что родители хотят летом оздоровить ребенка и вывезти его на юг? А если уж совсем обнаглеть и пред­ ставить, что они мечтают дать ему высшее образова­ ние и вынужденынанимать репетиторов? Каким тогда должен быть прожиточный минимум? Те же полторы тысячи? Лично меня удивляет и тот факт, что этот минимум у работающего больше, чем у пенсионера. Элемен­ тарная жизненная практи­ ка свидетельствует, что с го­ дами человеку требуется больше лекарств, дорогос­ тоящих витаминов, он чаще нуждается в санатор­ ном лечении. Почему же его потребительская корзи­ на должна скудеть? Или по достижении пенсионного возраста надо думать уже только об оплате дороги на Косыревку? Мне возразят: те, кто живет за чертой бедности, получают дотации. Вот только боюсь, что наши «отцы», а равно и «матери» города вряд ли имеют реаль­ ное представление о том, сколько липчан скатилось за эту черту впоследнее вре­ мя. Ибо далеко не все ре­ шатся и захотят идти с про­ тянутой рукой к государ­ ству. Просто смысла нет — себе дороже по бесконечным инстанциям ходить. Вот вам один лишь пример: пожи­ лая женщина, пенсия 900 рублей. В сентябре государ­ ство «с барского плеча» ки­ нуло ей в «потребительскую корзину» восемь рублей. В октябре — одиннадцать. Для того, чтобы переофор­ мить справки, она заплати­ ла те же одиннадцать руб­ лей. Переоформлять надо два раза в год. А то вдруг тыза это время крупное на­ следство получишь или за­ муж выйдешь удачно? Оче­ реди в каждом коридоре по несколько десятков человек. Стоит ли терпеть унижения ради ничтожных сумм? Пока я писала этот ма­ териал, с экрана ТВ прозву­ чали две новости: одна хо­ рошая и одна плохая. У нас принято начинать с плохой. Госдуме предложили в но­ вом законе отменить все су­ ществующие льготы и оста­ вить только адресную по­ мощь. Чтобыбольше людей в очередях стояло. Я ниче­ го не имеюпротив того, что­ бы льгот лишили самих де­ путатов. Им и так на жизнь хватит. Но за что же так «опускать» человека, имею­ щего удостоверение «Вете­ ран труда»? За то, что он всю жизнь думал прежде о Родине, а потом о себе? Пока такого рода намерения не прошли, но... Есть и хорошая новость. Депутатырешили запретить выселять людей из квартир без решения суда. Так что остается только «легкая» мера: вывешивать списки должников. Впрочем, могу посоветовать: гораздо эф­ фективнее вешать самих должников. Так и кварти­ ры быстрее освободятся, и реформа лучше пойдет. Елена БРЕДИС. Первое впечатление часто бывает обманчивым. Вот и я, оказывается, обманулся, побывав весной на гене­ ральном прогоне спектакля «Все в саду» по пьесе изве­ стного американского автора Эдварда Олби, постав­ ленной в липецком муниципальном театре. Работа нынешнего художественного руководителя коллектива, а на тот момент просто «гастрольного» режиссера Ген­ надия Балабаева, показалась сыроватой (чего, впро­ чем, и следовало ожидать на прогоне). Но мало того. Вспомнилось, что «Все в саду» (или «Всё в саду»?) поче­ му-то очень уж недолго продержались в свое время в репертуаре суперпопулярного Московского театра са­ тиры с участием «звезд», включая Валентина Гафта. Да и сама работа Э. Олби была отрецензирована прессой негативно: переделка пьесы англичанина Джай­ лза Купера «Все в саду» не добавила Олби «славы ори­ гинального драматического писателя». Ктому же сочи­ нение Олби чересчур уж соответствовало актуальному прежде лозунгу «разоблачения буржуазно-капиталис­ тического образа жизни». Сейчас такое разоблачение утратило и пропагандистский, а тем более эстетичес­ кий, художественный смысл. Правда, в эту «разоблачитель­ ную» схему с трудом вписывался и как бы смущал странный, почти ирреально обозначенный персо­ наж пьесы, рассказывающий зри­ телям всю эту историю букваль­ но из загробного мира. Под ко­ нец оказывалось, что Джека, ком- муникабельно-безалаберно-про- ницательного миллионера, душат и закапывают в саду соседей суп­ ругов Ричарда иДженни. И вот сам Джек, завершая спектакль коро­ теньким монологом, объяснил, что супружеская чета благополучно выпуталась из столь рисковой си­ туации и получила после исчезно­ вения миллионера и семи лет ожи­ дания огромную сумму, которую он по дружбе ей завещал. Итак, липецкая версия «Все в саду». Уже не прогон и даже не премьера, а обретший «дыхание» спектакль. Признаюсь: придя в театр, я больше всего хотел по­ пытаться разгадать загадку Дже­ ка и увидеть в роли Дженни одну из интереснейших актрис театра Лилию Журман (на прогоне Джен­ ни играла другая артистка). И, надо сказать, вторая встреча, вто­ рая проба разобраться в «исто­ рии одного преступления» (подза­ головок пьесы) расставили все на свои места. А спектакль произвел впечатление весьма современно­ го. Но сперва все о том же Джеке. Он показан Олегом Пономаревым без намека на мистику. В нем нет ничего не от мира сего. Наоборот: на сцене — большой жизнелюб, его финансовые возможности по­ зволяют ему существовать сво­ бодно, беззаботно, как говорит­ ся, без проблем. В отличие от ос­ тальных персонажей, как раз фи­ нансовыми проблемами сильно растревоженных. Г .Б алабаев верно уловил: Олби писал не полнокровную, пси­ хологически насыщенную сцени­ ческую повесть, а выстраивал в определенной степени модель, схему, конструкцию на заданную тему. Причем тема денег, ради которых жены из респектабель­ ных семей приторговывают собой под водительством миссис Туе (Валентина Бражник), что их му­ жей вполне устраивает,—эта тема в спектакле лишь поверхностный его слой. А чтобы пойти глубже, как раз и потребовался Джек с двойной его функцией: лица от театра и обычного персонажа. По­ требовался, дабы усиль ощуще­ ние условности происходящего (происшедшего) и придать дей ­ ствию почти притчевые обертона и наглядность. В атмосфере спектакля раз­ лита некая нарочитая холодность, умозрительность. Соответственно этому в белом цвете, с подчерк­ нутым вкраплением в квартирный интерьер «натюрморта» (то есть «мертвой природы») из «голых ске­ летов» деревьев, решена самим Г. Балабаевым декорация. «Хо­ лодны», не вызывают никакого зрительского сочувствия и при­ глашенные на вечеринку три суп­ ружеские пары, более благополуч­ ные в материальном смысле по сравнению с Дженни и Ричардом (Александр Бережной). Гости до­ статочно тупы, примитивны, в них —избыток внешнего, напускного. Собственно, они, прямо или кос­ венно, и провоцируют Ричарда придушить подушкой Джека, что­ бы он не выболтал секрет благо­ получия собравшихся на раг!у. Трем парам и миссис Туе, в сущности, противопоставлены Дженни с Ричардом. Конечно, д е­ нежные «игры» у всех стали об­ щими. Но наши симпатии главные герои вызывают уже потому, что их внутренняя борьба за и про­ тив вовлечения в эти крайне со­ мнительные с моральной точки зрения «игры» происходит у нас на глазах. В принципе, эта чета ничем особо не примечательна: постоянные разговоры о собира­ нии сигаретных купонов, дающих шанс чего-то там выиграть, об оранжерейке (Дженни обожает цветы), об электрогазонокосилке для Ричарда и т. д. Но у актеров есть материал для иного. Для вы­ ражения совсем не шуточной дра­ мы. И Л. Журман, и А. Бережной играют в самом деле с драмати­ ческим накалом. Именно они точ­ но и сильно акцентируют основ­ ной мотив спектакля, который мож­ но обознчить примерно так: «По­ чему мы должны жить хуже дру­ гих, ведь мы ничем их не хуже?». Ихдрама определяется потребно­ стью непременного соответствия —ради душевного спокойствия — статусу соседей, желанием не уро­ нить себя во мнении окружающих. «Все в саду»—спектакль, ста­ вящий вопрос о «фатальности» социального честолюбия и заос­ тряющий его, по идее, до абсур­ дного предела. Убить ради дос­ тижения ам би ци озн ой цели, убить ради обретения душевного спокойствия? Да о каком же ду­ шевном спокойствии потом-то мо­ жет идти речь? Ну а «вечно живой» Джек от­ четливо напоминает фигуру из отдельных классических пьес, именуемую «богом из машины». Это «палочка-выручалочка», бла­ годаря которой в момент разру­ баются накрепко завязанные сю­ жетные узлы. О функции, сверх­ задаче Джека напоследок узнаем лишь мы, зрители; для персона­ жей «Все в саду» он —просто бла­ гополучнейший и беззаботней­ ший Джек. Однако никто, кроме него, не сведет в драм е Э. Олби концы с концами, не ответит, ради чего он, «бог из машины» в закамуфлированном облике рас­ сказчика Джека, готов пожертво­ вать собой. Но, независимо от самого ответа, Джек, его присут­ ствие призваны, прежде всего, напоминать: мы—свидетели «од­ ного преступления», которым не придется давать показаний в суде, но зато стоит задуматься о цене того же честолюбия и мни­ мого, абсурдного «душевного спокойствия», когда оно основа­ но на желании во что бы то ни стало быть «как все». Константин КЛЮТКИН. На снимке: сц ен а и з сп ек - Фото Александра КОЗИНА. ........ ............■■■«■БРИФИНГ— П О Т Р Е БИ Т Е Л ЬС К И Й Р Ы Н О К Д О Л Ж Е Н РА Б О Т А Т Ь Н Е П О « П 0 Н Я Т И 1 М » , * П О З А К О Н У Н е секрет, что потребительский рынок Липецкой области —ныне один из самых стабильных, сбалансированных и насыщенных в Центрально-Черноземном регионе. Способствует этому развивающаяся с каждым годом материальная сфера торговли. В ней сегодня работают свыше семи тысяч предприятий различных организационно­ правовых форм: магазины, предприятия общественного питания, мелкорозничной сети, мини-рынки. Как же обеспечить наиболее стабильное, а главное — эффективное функционирование столь многочисленных субъектов хозяйственной деятельности? Эту ответственную задачу ре­ шают специалисты Департамента потребительского рынка админи­ страции области, созданного в августе нынешнего года и объе­ динившего в себе комитеты тор­ говли, ценовой политики и лицен­ зирования. Как отмечалось на не­ давнем брифинге председателя департамента Виктора Чеботаре­ ва, при непосредственном учас­ тии этого регулирующего звена потребительского рынка с начала года в области проведены много­ численные розничные ярмарки товаров народного потребления, продукции сельхозпроизводите­ лей. До конца года Департамен­ том потребительского рынка ад­ министрации области планирует­ ся провести еще три таких ярмар­ ки (в Грязях, Ельце и Липецке). В рамках Соглашения о со­ трудничестве в торгово-экономи­ ческих, социальных и культурных областях, заключенного админи­ страцией Липецкой области с ад­ министрацией Южного админис­ тративного округа столицы, в Мос­ кве проведены 6 ярмарок по про­ даже товаров, выпускаемых мес­ тными предприятиями, что позво­ лило привлечь дополнительные средства в сумме 26 млн. руб. Для стабильного обеспечения потре­ бительского рынка области на предстоящий год в ноябре про­ ведена оптовая ярмарка по закуп­ ке товаров местных производите­ лей, в которой приняли участие 86 организаций. При этом было зак­ лючено более 2000 договоров. По особым контролем депар­ тамента, как заявил Виктор Чебо­ тарев, —рынок алкогольной про­ дукции. В соответствии с поста­ новлением Правительства РФ в октябре текущего года в области разработаны проекты норматив­ ных актов, касающихся порядка проверки качества и безопаснос­ ти алкогольной продукции; орга­ низации, изготовления, приобре­ тения и выдачи региональных спе­ циальных марок для ее маркиров­ ки; условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Липецкой облас­ ти. А в преддверии нового года Департамент потребительского рынка проводит конкурс по опре­ делению организации-изготови­ теля региональных специальных марок алкогольной продукции. По мнению Виктора Чеботарева, все это позволит комплексно решать вопросы государственного регу­ лирования рынка алкогольной продукции, контроля за легально­ стью производства и оборота ал­ когольной продукции и ее каче­ ства. Наиболее актуальным и зло­ бодневным вопросом для нас, по­ требителей различных товаров и услуг, остается, безусловно, их возрастающая стоимость. Пре­ пятствовать этому процессу, как известно, весьма затруднительно с учетом постоянного увеличения цен и тарифов на энергоносите­ ли и удорожания стоимости пере­ работки продукции. В этом смыс­ ле «масла в огонь» подливают и многие местные предприятия- производители, взаимодействую­ щие с организациями розничной торговли не напрямую, а через сеть посредников (проблема эта остается предметом рассмотре­ ния всех ветвей власти). Все это в конечном итоге способствует «взвинчиванию» цен на алкоголь­ ную продукцию, сахар и многие другие товары народного потреб­ ления, однако специалисты д е ­ партамента, как заверил журнали­ стов его председатель, намерены с этим решительно бороться. О методах борьбы оратор особо не распространялся... Александр БОЧКАРЕВ. УЧИТЕСЬ ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ П РА В И Л ЬН О (Окончание. Начало на 1-й стр .) Но и здесь не обходится без перекосов. Сроки и стоимость обу­ чения, конечно, должны отличаться в зависимости от географическо­ го положения регионов, но в ряде территорий стоимость профобуче- ния неоправданно завышена. В частности, в Санкт-Петербурге она составляет 8,1 тысячи рублей, чуть меньше, чем на Дальнем Востоке. На семинаре был озвучен и неприятный факт: не удалось ре­ шить проблему финансирования молодежной практики, которую ста­ вили перед Министерством труда региональные департаменты. При­ дется искать альтернативные источники финансирования. Очень любопытны были статистические данные, которые привел в своем выступлении руководитель Департамента занятости населе­ ния Минтруда России Юрий Терций. Характерной особенностью об­ щей безработицы на сегодняшний день, отметил он, является преоб­ ладание людей, потерявших работу (около 80 процентов), среди ко­ торых каждый третий был высвобожден в результате сокращения шта­ тов и реорганизации предприятия. Остальные 20 процентов, в основ­ ном граждане, никогда не работавшие, —выпускники учебных заве­ дений, домохозяйки и так далее. 650 тысяч человек нуждаются в про­ фессиональном обучении—это около 55 процентов от общей числен­ ности состоящих на учете по безработице. Однако сколько безработ­ ных людей просто еще не обращались в службу занятости! Обозначена была на семинаре и новая проблема для службы занятости —альтернативная гражданская служба. Пока еще нет кон­ кретного банка вакансий на предприятиях, организующих прохож­ дение альтернативной службы. Призыв на данную службу начнется в 2004 году, а с апреля 2003 года уже станут приниматься заявки на создание рабочих мест для призывников-пацифистов. В первый год можно будет направить на службу около 4 тысяч альтернативщиков. Остается решить вопрос, какую работу можно считать альтернатив­ ной службой. В заключение было высказано немало пожеланий по организации самой работы государственной службы занятости. Во многих регио­ нах есть специальные мероприятия по выходу «в народ»: проводятся ярмарки вакансий, осуществляется тесное взаимодействие с прес­ сой. Важно здесь показывать, как эта служба необходима обществу. Тогда всем будет легче доказывать, как нужны ей деньги, чтобы мак­ симально сокращать и сводить на нет безработицу в нашей стране. Алексей КОЛБАСКО, _______ сп ец , корр. «Липецкой газеты». I КНИЖНАЯ ПОЛКА ЛИП ЕЦКИ Е ПСИХИАТРЫ - П РО ТИВ Ш И ЗО Ф Р Е Н И И Профессиональная библиотечка липецких врачей пополнилась недавно новым изданием. На этот раз «от­ личились» психиатры, которые выпустили в свет книгу «Терапевтическая резистентность при приступообраз­ но протекающей шизофрении и методы ее коррекции». Авторы монографии —врачи Липецкой областной пси­ хоневрологической больницы А. Музыченко, С. Дмит- риенков, А. Захацкий и В. Барзаков —предлагают кол­ легам новые лечебные методики, облегчающие проте­ кание шизофрении. — Научная работа липецких психиатров поможет нам эффек­ тивнее бороться с одним из са­ мых распространенных недугов, — сказала в беседе с корреспонден­ том «ЛГ» главный терапевт управ­ ление здравоохранения админи­ страции области Любовь Меще­ рякова. —Ведь, согласно между­ народной медицинской статисти­ ке, сегодня в мире страдают ши­ зофренией 45 миллионов человек, или 0,8 процента всего населения планеты. Ежегодно выявляется 4,5 миллиона новых случаев. Замече­ но, что около 10 процентов шизо­ фреников заканчивают жизнь са­ моубийством, 40 процентов —яв­ ляются инвалидами. Из-за этого происходят многомиллиардные потери. Добиться эффективного лечения этого недуга — значит сберечь эти средства, а главное — сохранить здоровье и жизнь людей. Авторы книги разработали новую лечебную методику. Они рекомендуют использовать корот­ коволновую терапию и препарат— иммуномодулятор иммунофан. Эти новинки внедрены в ЛОПНБ и пси­ хиатрических клиниках ряда реги­ онов России. Они позволили улуч­ шить психическое состояние тысяч больных, вернуть их к полноценно­ му труду, что обеспечило значи­ тельный экономический эффект. Научные разработки липецких психиатров заинтересовали уче­ ных Московского НИИ психиатрии Минздрава России. Их положи­ тельные отклики опубликованы в материалах Всемирного съезда психиатров в Мадриде, различ­ ных специализированных издани­ ях. Книга издана на грант, выде­ ленный администрацией области, и спонсорную помощь фирмы «Лундбек», специализирующейся на производстве психотропных средств. Монография вышла в Липецком издательстве тиражом 700 экземпляров. Николай РОЩУПКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz