Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
Р АЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЛИП ЕЦ КОЙ ОБЛАСТИ ПостановлениеседьмойсессииЛипецкогообластногоСоветадепутатовтретьегосозыва №123-псот14.11.2002г. ОПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯСИСТЕМЫНЕГОСУДАРСТВЕННОГОПЕНСИОННОГООБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯВЛИПЕЦКОЙОБЛАСТИ Рассмотрев проект программы развития системы негосудар ственного пенсионного обеспечения населения в Липецкой области и учитывая решение комитета областного Совета депутатов по со циальным вопросам, областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить Программу развития системы негосударственного пенсионного обеспечения населения в Липецкой области (прилага ется). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подпи сания. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. I. П а с п о р т п р о г р а м м ы : Наименование Программы: Программа развития системы негосударственного пенсионно го обеспечения населения в Липецкой области (далее — Програм ма). Основание для разработки: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ав густа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», По становление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 7 мая 1998 г. № 75- ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», распоряжение главы администрации области от 17.07.02 г. № 672-р «Об организации региональной системы негосударственного пенсионного обеспе чения населения области». Государственный заказчик Программы: Администрация Липецкой области. Разработчики Программы: Управление экономики администрации области. Управление социальной защиты населения администрации об ласти. Управление труда и занятости населения администрации обла сти. Основной исполнитель и соисполнители Программы: Администрация Липецкой области совместно: — с органами местного самоуправления; — с работодателями; — с объединениями работодателей; — с профсоюзными организациями; — с негосударственными пенсионными фондами. Основная цель Программы: Обеспечение социально-политической стабильности в обще стве, повышение уровня жизни населения пенсионного возраста, формирование и развитие рыночных институтов и механизмов по лучения дополнительных гарантий по социальной защите граждан, развитие социального партнерства работодателей и работников, создание устойчивого источника долговременных финансовых ре сурсов, позволяющих осуществлять социально-экономические про екты. Основные задачи Программы: 1. Проведение в Липецкой области государственной социаль ной политики по реформированию пенсионной системы. 2. Создание системы негосударственного пенсионного обес печения населения. 3. Вовлечение в систему негосударственного пенсионного обес печения работников предприятий и учреждений всех форм соб ственности, в т. ч. работников бюджетной сферы. 4. Инвестирование пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов в экономику области. 5. Формирование областной правовой базы по вопросам него сударственного пенсионного обеспечения. Сроки реализации Программы: I этап (2003-2004 годы): создание системы негосударственно го пенсионного обеспечения; II этап (срок не ограничивается): реализация Программы. Источники финансирования Программы: Средства предприятий и организаций. Средства областного и местных бюджетов. Средства населения. Система организации контроля за исполнением Программы: Ежегодное рассмотрение на Совете администрации области, на сессии областного Совета депутатов. II. С о д е р ж а н и е п р о б л е м ы и н е о б х о д и м о с т ь е ё р е ш е н и я 1. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Переход к рыночной экономике и проводимые в связи с этим реформы затронули практически все сферы социально-экономи ческих отношений. Наиболее важным для членов общества направ лением преобразований в социальной политике государства явля ется реформирование пенсионной системы, затрагивающей инте ресы нескольких поколений на протяжении длительного времени. Действовавшая до последнего времени государственная сис тема пенсионного обеспечения, основанная на принципах соли дарности поколений и распределения части доходов работающих граждан в пользу пенсионеров, перестала обеспечивать достой ный уровень жизни нынешним, и тем более будущим поколениям. Объективными причинами, обусловившими финансовую неста бильность пенсионной системы страны, являются: — ее несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям; — ухудшение демографической ситуации, проявившееся в сни жении численности населения, изменении соотношения между ли цами, занятыми в экономике, и пенсионерами, сокращении про должительности жизни; — низкий по сравнению с развитыми странами возраст выхода на пенсию; — наличие многочисленных льгот по возрасту; — снижение роли заработной платы при исчислении размера пенсии, в результате чего у населения уменьшились стимулы к «зарабатыванию» пенсии. В Липецкой области из общего числа пенсионеров — 366 тыс. человек, около 80% — пенсионеры по старости, в том числе имею щие право на досрочное назначение трудовой пенсии — 55,0 тыс. человек или чуть более 19,0%. По городу Липецку — 30% всех по лучателей пенсии по старости получают досрочную трудовую пен сию. Ниже прожиточного минимума получают пенсию около 92 тысяч неработающих пенсионеров, или четвертая часть от их общего числа. Одновременно с ростом численности пенсионеров и размера пенсий в области, как и в целом по стране, сокращается числен ность работающих граждан. Уже на сегодня на одного пенсионера приходится менее двух работающих. Поскольку в ближайшие годы увеличение темпов рождаемости не прогнозируется, следует ожи дать дальнейшего сокращения числа работающих и увеличения числа пенсионеров. К 2020 г. по оценкам разработчиков пенсионной ре формы их число сравняется и на одного работающего будет при ходиться один пенсионер. Обеспеченность расходов на выплату страховой части трудо вой пенсии поступлениями страховых взносов от предприятий и организаций области за первое полугодие 2002 года составила около 44%. Анализ состояния пенсионного обеспечения позволяет выде лить наименее социально защищенную категорию населения — ра ботников бюджетной сферы. В отраслях: здравоохранение, соци альное обеспечение, образование, культура и искусство занято 91,6 тыс. человек или более 21% от общего числа работающих. Работ ники бюджетной сферы получают самую низкую заработную плату, которая в среднем составила на 1 августа 2002 года 2084 руб., в том числе: — в сфере здравоохранения и социального обеспечения — 2289 руб.; — в сфере образования — 1900 руб.; — в сфере культуры и искусства — 1800 руб. Для сравнения: средний размер заработной платы работников промышленности — 4612 руб., транспорта — 3989 руб., связи — 3344 руб. Одной из основных задач, на решение которой направлены уси лия федеральных органов государственной власти, является по степенное приближение базовой части пенсии к прожиточному минимуму пенсионера. В настоящее время размер базовой части пенсии составляет 450 руб., что значительно ниже величины про житочного минимума (1103 руб.). В целях планомерного реформирования действующей модели государственного пенсионного обеспечения с 1 января 2002 года вступили в силу законы Российской Федерации от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российс кой Федерации», от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пен сионном страховании в Российской Федерации» и от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пре дусматривающие введение накопительных элементов финансиро вания трудовых пенсий, пенсионного капитала, конвертацию пен сионных прав. Формирование пенсионных накоплений позволит снизить зависимость пенсионной системы от соотношения между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, тем самым по высив ее устойчивость перед неблагоприятными демографически ми изменениями. Однако введение нового пенсионного законодательства не мо жет единовременно и в короткий срок решить накопившиеся про блемы. В связи с этим возникает необходимость в создании новой модели пенсионной реформы, привлечении к её финансированию работодателей и граждан, развитии добровольного дополнитель ного пенсионного обеспечения, профессиональных пенсионных систем. Система негосударственного пенсионного обеспечения (далее — НПО) начала свое формирование в 1992 году (Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16 сентября 1992 г. № 1077) и действует на основании Федерального закона № 75- ФЗ от 7 мая 1998г. «О негосударственных пенсионных фондах». За 10 лет развития в системе НПО Российской Федерации по лучили лицензии более 380 негосударственных пенсионных фон дов (далее — НПФ), из которых активно работают на рынке 263, суммарные пенсионные активы превысили 45 млрд, руб., а количе ство участников 4 млн. чел. Таким образом, в России реально сло жился особый социально-финансовый институт, который специа лизируется на негосударственном пенсионном обеспечении. В Липецкой области за период с 1994 года было зарегистриро вано 6 негосударственных пенсионных фондов. Фактическую дея тельность осуществляли только два фонда: негосударственные пенсионные фонды «Надежда» и «Социальное развитие». НПФ «Надежда» был учрежден в 1995 году акционерным бан ком «Липецккредит». Однако в результате дефолта 1998 года банк, выполнявший роль управляющей компании, потерпел банкротство. Данное обстоятельство привело к финансовой несостоятельности фонда. Ликвидация фонда была проведена в соответствии с дей ствующим законодательством. Требования кредиторов —физических лиц — были удовлетворены в размере 87% от заявленного основ ного долга и процентов по нему. В 1997 году был зарегистрирован негосударственный пенсион ный фонд «Социальное развитие», в состав учредителей которого вошел фонд имущества Липецкой области. Более динамичное раз витие фонд получил начиная с 2000 года. В настоящее время акти вы фонда достигли 300 млн. руб., а численность участников — 51 тыс. человек. Развитие системы НПО в рамках реализации реформы отече ственной пенсионной системы позволит: — приблизиться к размерам пенсий, применяемым к адекват ным доходам граждан в трудоспособный период; — решить проблему размера пенсий для тех, кому сейчас от 35 до 40 лет; — принять участие с 2003 года в обязательном страховании льготных пенсий в рамках Профессиональных Пенсионных систем (далее — ППС); — принять участие с 2004 года в обязательном страховании накопительной части трудовой пенсии (далее — НЧТП). 2. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ИМЕЮЩЕГОСЯ ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В последние годы финансовое положение предприятий и орга низаций в области значительно улучшилось. За январь—август 2002 года положительный сальдированный финансовый результат меж ду прибылью и убытками крупных и средних организаций составил 11,6 млрд, руб., или 162% по отношению к объему прибыли за январь—август 2001 года. Значительный рост объемов сальдиро ванной прибыли был достигнут в промышленности — в 1,7р. К позитивным итогам можно отнести увеличение оборотных активов предприятий, наполнение их денежными средствами. В январе—августе 2002 года улучшилась структура расчетов за опла ченную продукцию (работы, услуги) организаций. Доля расчетов денежными средствами в структуре оплаченной продукции имеет положительную динамику и составила на 01.09.02 г. более 96%. Область является одним из немногих регионов России, не по лучающих трансферты из федерального бюджета и самостоятель но обеспечивающих свои текущие бюджетные расходы. Уровень самообеспеченности области составляет свыше 90%. За январь—август текущего года доходы бюджета составили 5,8 млрд.руб., или 125% к уровню прошлого года. Численность экономически активного населения области со ставляет 620 тыс. человек, из них занято в экономике — около 570 тыс., или 92%, оставшаяся 51 тыс. человек является потенциаль ным резервом для пополнения численности занятых. Наибольший удельный вес приходится на работающих в промышленности и сель ском хозяйстве, соответственно 24% и 18%. В общей численности рабочих и служащих в отраслях экономики 49% составляют жен щины. Их наибольшее число занято в здравоохранении, социаль ном обеспечении, народном образовании, информационно-вычис лительном обслуживании, кредитовании, финансах и страховании, где удельный вес женщин составляет от 74% до 84%. 3. Х АРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Правовую основу системы негосударственного пенсионного обеспечения в РФ составляют: — Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренная Постановлением Правитель ства РФ № 790 от 07.08.1995 г.; — Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренная Постановлением Правительства Российской Федера ции № 463 от 20.05.98г.; — Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосудар ственных пенсионных фондах»; — Федеральный закон от 12.01.96 г. № 7-ФЗ «О некоммерчес ких организациях»; — Налоговый Кодекс РФ, часть вторая; — Федеральный закон от 08.08.01 г. №128-ФЗ «О лицензиро вании отдельных видов деятельности»; — Постановление Правительства РФ от 22.07.02 № 546 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности негосу дарственных пенсионных фондов»; — Постановление Правительства РФ от 04.07.02 № 495 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по управ лению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами»; — Постановление Правительства РФ от 13.12.99 № 1385 «Об утверждении требований к пенсионным схемам Негосударствен ных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного Пенсионного обеспечения населения»; — Постановление Правительства РФ от 23.12.99 № 1432 «Об утверждении правил размещения пенсионных резервов негосудар ственных пенсионных фондов и контроля за их размещением»; — Постановление Правительства РФ от 07.03.00 № 194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций»; — приказы и инструкции Инспекции негосударственных пенси онных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ. Кроме этого, во исполнение положений Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Государственной Думой РФ 28.06.02 принят в первом чтении проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О негосу дарственных пенсионных фондах», подготовленный в целях реали зации возможности участия негосударственных пенсионных фон дов в качестве страховщиков в системе обязательного пенсионно го страхования. Финансирование развития региональной системы негосудар ственного пенсионного обеспечения должно осуществляться в со ответствии с Уставом области, Бюджетным Кодексом РФ, Законом Липецкой области «О бюджетном устройстве и бюджетном про цессе в Липецкой области», законами об областном бюджете Ли пецкой области на очередной финансовый год. I I I. Ц е л и с о з д а н и я р е г и о н а л ь н о й с и с т е м ы н е г о с у д а р с т в е н н о г о п е н с и о н н о г о о б е с п е ч е н и я н а с е л е н и я в Л и п е ц к о й о б л а с т и Система негосударственного пенсионного обеспечения насе ления в Липецкой области позволит решить следующие задачи. Социальные , Основными социальными целями системы являются: — проведение в Липецкой области государственной социаль ной политики по реформированию пенсионной системы, создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения; — вовлечение в накопительную систему негосударственного пен сионного обеспечения работников бюджетной сферы как наиме нее социально защищенной категории населения; — решение круга вопросов, связанных с назначением и выпла той льготных пенсий, перевод выплаты льготных пенсий в сферу пенсионного обеспечения и создание профессиональных пенсион ных систем как важнейшего звена социального и экономического партнерства государства, работодателя и работника. В ходе внедрения системы предусматривается поиск новых форм и методов негосударственного пенсионного обеспечения для раз личных социальных групп населения области. Интересы предприятия, организации, учреждения Участие в НПФ позволит руководству предприятия: — решить проблему закрепления квалифицированных кадров и освобождения рабочих мест для более молодых работников; — предупредить возникновение социальной напряженности в коллективах, связанной с неадекватной экономической ситуацией; — реализовать возможность материального стимулирования отдельных категорий работников, внесших наибольший вклад в развитие предприятия; — снизить налоговое бремя для предприятия за счет суще ствующих в соответствии с федеральным законодательством льгот по налогу на прибыль (совокупная сумма платежей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и долгосрочного стра хования жизни работников учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% расходов на оплату труда). Кроме того, действующее законодательство предоставляет право органам государственной власти и органам местного самоуправ ления в пределах своей компетенции оказывать предприятиям и организациям, участвующим в системе НПО, экономическую под держку в различных формах, в том числе: предоставление льгот по уплате региональных и местных нало гов, сборов и платежей; предоставление иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муни ципальным имуществом. Интевесы „работника Интерес работника в данной ситуации определяется, прежде всего, в гарантированности сохранения постоянного и достаточно го (социально справедливого, учитывающего индивидуальные ус ловия труда, стаж работы, уровень оплаты труда в течение всех лет работы и социальный статус работника) дохода при потере работником трудоспособности по причине наступления инвалидно сти или старости, а также возможностью по условиям заключае мого пенсионного договора защиты интересов членов семьи ра ботника в случае его смерти. Негосударственная пенсия, получае мая по пенсионным основаниям, предусмотренным законодатель ством Российской Федерации, не учитывается при определении совокупного дохода участника системы. Инвестиционные цели Организация системы негосударственного пенсионного обес печения создаст устойчивый источник долговременных финансо вых ресурсов, позволяющих осуществлять социально-экономичес кие проекты, привлечет предприятия к участию в инвестиционных программах области, даст возможность использовать в экономике области средства, направляемые на обязательное страхование, через профессиональные пенсионные системы. Организационно-управленческие цели Использование нормативно-правовых и финансовых рычагов, предусмотренных системой негосударственного пенсионного обес печения, позволит реально заинтересовать предприятия и органи зации в совершенствовании механизма социального партнерства, повышении эффективности управления. Интересы области Стратегические интересы области заключаются, прежде всего, в формировании социально ответственного механизма повышения уровня жизни пенсионеров, гарантированности получения ими до полнительной пенсии, вовлечении в систему негосударственного пенсионного обеспечения предприятий и учреждений всех форм собственности, в том числе и работников бюджетной сферы, тмн Важное значение имеет проведение единой государственной политики по реформированию пенсионной системы, создание мно гоуровневой системы пенсионного обеспечения. Кроме того, инвестирование пенсионных резервов негосудар ственных пенсионных фондов — участников Программы — в эконо мику области даст новый импульс ее развитию. IV . О с н о в н ы е н а п р а в л е н и я п о о р г а н и з а ц и и и р а з в и т и ю с и с т е м ы н е г о с у д а р с т в е н н о г о п е н с и о н н о г о о б е с п е ч е н и я в Л и п е ц к о й о б л а с т и 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Определение на конкурсной основе в соответствии с Законом Липецкой области «О закупках и поставках продукции для област ных нужд» и соответствующими актами органов местного самоуп равления негосударственного пенсионного фонда — исполнителя Программы, заключение договора с негосударственным пенсион ным фондом о негосударственном пенсионном обеспечении ра ботников бюджетной сферы, проводимом с участием бюджетных средств. Участие администрации области в лице комитета по управле нию госимуществом Липецкой области в составе учредителей не государственного пенсионного фонда — исполнителя Программы. Обеспечение взаимодействия всех сторон социального парт нерства при реализации Программы развития системы негосудар ственного пенсионного обеспечения населения, используя меха низм заключения областного Трёхстороннего соглашения между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов, объе динениями работодателей. Обеспечение контроля за деятельностью на территории облас ти негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Дек ларацией о взаимодействии между Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального разви тия Российской Федерации и администрацией Липецкой области. Разработка Положения о порядке установления и выплаты еже месячной негосударственной пенсии работникам бюджетной сфе ры. 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Система негосударственного пенсионного обеспечения в реги оне — это совокупность прав и обязанностей юридических и физи ческих лиц, результатом взаимодействия которых является обес печение выплаты дополнительной пенсии для граждан, достигших пенсионного возраста. Участники системы выполняют контролирующие, управленчес кие, финансирующие, инвестиционные и учетные функции. Функци онально участников системы можно подразделить на: — представительные органы (областной Совет депутатов, пред ставительные органы местного самоуправления); — исполнительные органы (администрация области и органы местного самоуправления); — контролирующие органы; — негосударственные пенсионные фонды — особая организа ционно-правовая форма некоммерческой организации социально го обеспечения, исключительным видом деятельности которой яв ляется негосударственное пенсионное обеспечение участников фон да на основании договоров о негосударственном пенсионном обес печении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фон да; — плательщиков взносов — вкладчиков: юридические или фи зические лица, являющиеся сторонами пенсионного договора и пе речисляющие пенсионные взносы в пользу назначенных им участ ников. Вкладчик в пользу работников бюджетной сферы — админи страция Липецкой области, являющаяся стороной пенсионного до говора и перечисляющая пенсионные взносы в пользу работников бюджетной сферы Липецкой области; — управляющие компании — коммерческая организация в фор ме хозяйственного общества, получившая в установленном поряд ке необходимые разрешения (лицензии) и осуществляющая управ ление пенсионными резервами фонда (фондов) на основании зак люченного с фондом (фондами) договора; — участников — физических лиц, являющихся гражданами Рос сийской Федерации, которым в силу заключенного между вкладчи ками и фондами пенсионного договора должны производиться или производятся выплаты негосударственных пенсий. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу; — депозитарии — профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие депозитарную деятельность, которой при знается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарием мо жет быть только юридическое лицо. 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В целях экономического регулирования развития системы не государственного пенсионного обеспечения необходимо: — разработать механизм льготного налогообложения участни ков системы НПО, в т.ч. в вопросах арендной платы за пользова ние государственным и муниципальным имуществом; — обеспечить бюджетное финансирование Программы в соот ветствии с заключенными договорами о негосударственном пен сионном обеспечении работников бюджетной сферы. 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ Сегодняшнее состояние экономики в стране и в области, не смотря на имеющиеся положительные тенденции в ее развитии, отражается на социальном положении населения области, вклю чая и его пенсионное обеспечение. Региональная система негосу дарственного пенсионного обеспечения населения позволит: — существенно повысить уровень социальной защиты населе ния, создать необходимые гарантии социального спокойствия в обществе; — сформировать необходимые пенсионные резервы для реа лизации долгосрочных экономических проектов; — создать условия для формирования реального источника д о полнительной пенсии, помимо государственной; — оказать реальное влияние на процессы воспроизводства и развития экономики области; — создать новые рабочие места через реализацию инвестици онных проектов. Создание наряду с государственной системой системы негосу дарственного пенсионного обеспечения, построенной по принципу накопления, позволит решить проблему, связанную с созданием крупного внутреннего инвестора региональной экономики. V . С т р у к т у р а с и с т е м ы п е н с и о н н о г о о б е с п е ч е н и я в Л и п е ц к о й о б л а с т и В соответствии с разработанной Правительством Российской Федерации Программой пенсионной реформы в Российской Фе дерации (постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463) соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации предусматривают многоуровневый характер пенсионного обеспечения в Российской Федерации: / у р о в е н ь . Г о с у д а р с т в е н н ы е п е н с и и 1. Базовая пенсия. Для всех граждан. 2. Трудовая (страховая) пенсия. 3. Накопительная пенсия. Для граждан моложе 50 лет (до двух процентов от единого социального налога для граждан 35-50 лет; до шести процентов для граждан моложе 35 лет). II у р о в е н ь . П е н с и я п р е д п р и я т и й 1. Предприятие выступает на добровольной основе вкладчиком в пользу своих работников, в том числе бывших, при этом пользу ется существующими налоговыми льготами. 2. С 2003 года предприятие будет обязано в рамках професси ональной пенсионной системы дополнительно перечислять пенси онные взносы в пользу своих работников, занятых на местах с особыми условиями труда, в Пенсионный фонд Российской Феде рации или негосударственный пенсионный фонд (по выбору). III у р о в е н ь . Д о б р о в о л ь н а я п е н с и я р а б о т н и к о в Дополнительно работники сами могут выступать вкладчиками в свою пользу в негосударственном пенсионном фонде. Базовые пенсии, выплачиваемые Пенсионным фондом Россий ской Федерации, планируется предоставить всем гражданам Рос сийской Федерации независимо от наличия трудового стажа. Пред полагается, что они в перспективе заменят социальные пенсии. Трудовые (страховые) пенсии, выплачиваемые Пенсионным фондом Российской Федерации, будут назначаться в зависимости от продолжительности и величины взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на основе введения персонифицированно го учета по достижении пенсионного возраста. Накопительные пенсии рассматриваются как дополнительные по отношению к государственному пенсионному обеспечению, при этом важная роль в их формировании и проведении выплат отво дится негосударственным пенсионным фондам. В этих целях приняты Федеральный закон «О негосударствен ных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ, ряд постанов лений и других нормативных правовых актов Правительства Рос сийской Федерации, направленных на его реализацию, определен государственный орган, уполномоченный осуществлять государ ственное регулирование и контроль за деятельностью негосудар ственных пенсионных фондов (Инспекция негосударственных пен сионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации). 1. Негосударственное пенсионное обеспечение Система негосударственного пенсионного обеспечения в об ласти должна представлять собой совокупность организаций и лиц, имеющих права и обязанности, результатом деятельности которых является обеспечение гражданам выплаты негосударственной пен сии. Система может стать частью долгосрочной программы соци ально-экономического развития области и в этом качестве рас сматривается прежде всего как средство социальной защиты граж дан. Для достижения этой цели необходимо: — обеспечить доступность для населения услуг негосударствен ного пенсионного фонда, создать условия для реального выбора гражданами между услугами государственной и негосударствен ной пенсионных систем; — развивать государственную систему контроля, защиты и га рантий прав граждан в сфере негосударственного пенсионного обеспечения; — создать ощутимые экономические и социальные стимулы уча стия предприятий и граждан в негосударственном пенсионном обес печении, включая упорядочение налогообложения. Учитывая социальную значимость системы негосударственно го пенсионного обеспечения, базовыми принципами ее функцио нирования должны быть: прозрачность, информационная доступ ность, контролируемость, высокий профессионализм специалис тов. 2. Профессиональное пенсионное обеспечение Профессиональное пенсионное обеспечение работников будет осуществляться работодателями, имеющими вредные производ ства и особые условия труда, дающее право на льготную пенсию, в соответствии с федеральным законодательством, в том числе и с участием НПФ, осуществляющих свою деятельность на террито рии области. 3. Обязательное пенсионное страхование накопитель ной части т р у д о в о й пенсии Обязательное пенсионное страхование накопительной части трудовой пенсии регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страхова нии в Российской Федерации». Согласно данному закону, начиная с 1 января 2004 года застрахованное лицо вправе в порядке, уста новленном Федеральным законом, отказаться от получения нако пительной части трудовой пенсии из Пенсионного Фонда Российс кой Федерации и передать свои накопления в негосударственный пенсионный фонд. Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 111- ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопитель ной части трудовой пенсии в Российской Федерации» предусмат ривается, что особенности правового положения негосударствен ных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обяза тельному пенсионному страхованию, порядок осуществления такой деятельности и целый ряд требований к негосударственным пен сионным фондам устанавливаются федеральным законом. V I. Р е с у р с н о е о б е с п е ч е н и е п р о г р а м м ы Финансирование Программы осуществляется: — из средств бюджета — при осуществлении пенсионных взно сов в пользу работников бюджетной сферы при наличии соответ ствующих договоров с негосударственным пенсионным фондом и осуществлении пенсионных взносов в пользу назначаемых участ ников; — из средств предприятий Липецкой области — при осуществ лении добровольных пенсионных взносов в пользу работников своих предприятий и пенсионеров — бывших работников предприятий; — из средств фондов и общественных объединений, дополни тельных доходов, благотворительных взносов — при осуществле нии добровольных пенсионных взносов в пользу определяемых дополнительно наименее социально защищенных категорий насе ления Липецкой области; — из средств предприятий — при осуществлении обязательных страховых взносов на финансирование профессиональных пенси онных систем; — из средств пенсионных накоплений, предусмотренных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, а также накопительной части негосударственной пенсии. Финансирование дополнительного пенсионного обеспечения осуществляется как за счет взносов работодателей, так и с учас тием работников. Объем финансовых ресурсов» который может быть аккумулирован в негосударственной пенсионной системе области, составляет в условиях текущего года до 1,7 млрд. руб. Общая сумма пенсионных взносов в пользу участников систе мы негосударственного пенсионного обеспечения области — ра ботников бюджетной сферы определяется законом «Об областном бюджете Липецкой области» на очередной финансовый год. Развитие многоуровневой региональной пенсионной системы предполагает систематическое продление действия Программы для обеспечения более полного участия в ней различных категорий работников, в том числе всех работников бюджетной сферы Ли пецкой области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz