Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Р АЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЛИП ЕЦ КОЙ ОБЛАСТИ ПостановлениеседьмойсессииЛипецкогообластногоСоветадепутатовтретьегосозыва №123-псот14.11.2002г. ОПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯСИСТЕМЫНЕГОСУДАРСТВЕННОГОПЕНСИОННОГООБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯВЛИПЕЦКОЙОБЛАСТИ Рассмотрев проект программы развития системы негосудар­ ственного пенсионного обеспечения населения в Липецкой области и учитывая решение комитета областного Совета депутатов по со­ циальным вопросам, областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить Программу развития системы негосударственного пенсионного обеспечения населения в Липецкой области (прилага­ ется). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подпи­ сания. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. I. П а с п о р т п р о г р а м м ы : Наименование Программы: Программа развития системы негосударственного пенсионно­ го обеспечения населения в Липецкой области (далее — Програм­ ма). Основание для разработки: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ав­ густа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», По­ становление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 7 мая 1998 г. № 75- ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», распоряжение главы администрации области от 17.07.02 г. № 672-р «Об организации региональной системы негосударственного пенсионного обеспе­ чения населения области». Государственный заказчик Программы: Администрация Липецкой области. Разработчики Программы: Управление экономики администрации области. Управление социальной защиты населения администрации об­ ласти. Управление труда и занятости населения администрации обла­ сти. Основной исполнитель и соисполнители Программы: Администрация Липецкой области совместно: — с органами местного самоуправления; — с работодателями; — с объединениями работодателей; — с профсоюзными организациями; — с негосударственными пенсионными фондами. Основная цель Программы: Обеспечение социально-политической стабильности в обще­ стве, повышение уровня жизни населения пенсионного возраста, формирование и развитие рыночных институтов и механизмов по­ лучения дополнительных гарантий по социальной защите граждан, развитие социального партнерства работодателей и работников, создание устойчивого источника долговременных финансовых ре­ сурсов, позволяющих осуществлять социально-экономические про­ екты. Основные задачи Программы: 1. Проведение в Липецкой области государственной социаль­ ной политики по реформированию пенсионной системы. 2. Создание системы негосударственного пенсионного обес­ печения населения. 3. Вовлечение в систему негосударственного пенсионного обес­ печения работников предприятий и учреждений всех форм соб­ ственности, в т. ч. работников бюджетной сферы. 4. Инвестирование пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов в экономику области. 5. Формирование областной правовой базы по вопросам него­ сударственного пенсионного обеспечения. Сроки реализации Программы: I этап (2003-2004 годы): создание системы негосударственно­ го пенсионного обеспечения; II этап (срок не ограничивается): реализация Программы. Источники финансирования Программы: Средства предприятий и организаций. Средства областного и местных бюджетов. Средства населения. Система организации контроля за исполнением Программы: Ежегодное рассмотрение на Совете администрации области, на сессии областного Совета депутатов. II. С о д е р ж а н и е п р о б л е м ы и н е о б х о д и м о с т ь е ё р е ш е н и я 1. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Переход к рыночной экономике и проводимые в связи с этим реформы затронули практически все сферы социально-экономи­ ческих отношений. Наиболее важным для членов общества направ­ лением преобразований в социальной политике государства явля­ ется реформирование пенсионной системы, затрагивающей инте­ ресы нескольких поколений на протяжении длительного времени. Действовавшая до последнего времени государственная сис­ тема пенсионного обеспечения, основанная на принципах соли­ дарности поколений и распределения части доходов работающих граждан в пользу пенсионеров, перестала обеспечивать достой­ ный уровень жизни нынешним, и тем более будущим поколениям. Объективными причинами, обусловившими финансовую неста­ бильность пенсионной системы страны, являются: — ее несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям; — ухудшение демографической ситуации, проявившееся в сни­ жении численности населения, изменении соотношения между ли­ цами, занятыми в экономике, и пенсионерами, сокращении про­ должительности жизни; — низкий по сравнению с развитыми странами возраст выхода на пенсию; — наличие многочисленных льгот по возрасту; — снижение роли заработной платы при исчислении размера пенсии, в результате чего у населения уменьшились стимулы к «зарабатыванию» пенсии. В Липецкой области из общего числа пенсионеров — 366 тыс. человек, около 80% — пенсионеры по старости, в том числе имею­ щие право на досрочное назначение трудовой пенсии — 55,0 тыс. человек или чуть более 19,0%. По городу Липецку — 30% всех по­ лучателей пенсии по старости получают досрочную трудовую пен­ сию. Ниже прожиточного минимума получают пенсию около 92 тысяч неработающих пенсионеров, или четвертая часть от их общего числа. Одновременно с ростом численности пенсионеров и размера пенсий в области, как и в целом по стране, сокращается числен­ ность работающих граждан. Уже на сегодня на одного пенсионера приходится менее двух работающих. Поскольку в ближайшие годы увеличение темпов рождаемости не прогнозируется, следует ожи­ дать дальнейшего сокращения числа работающих и увеличения числа пенсионеров. К 2020 г. по оценкам разработчиков пенсионной ре­ формы их число сравняется и на одного работающего будет при­ ходиться один пенсионер. Обеспеченность расходов на выплату страховой части трудо­ вой пенсии поступлениями страховых взносов от предприятий и организаций области за первое полугодие 2002 года составила около 44%. Анализ состояния пенсионного обеспечения позволяет выде­ лить наименее социально защищенную категорию населения — ра­ ботников бюджетной сферы. В отраслях: здравоохранение, соци­ альное обеспечение, образование, культура и искусство занято 91,6 тыс. человек или более 21% от общего числа работающих. Работ­ ники бюджетной сферы получают самую низкую заработную плату, которая в среднем составила на 1 августа 2002 года 2084 руб., в том числе: — в сфере здравоохранения и социального обеспечения — 2289 руб.; — в сфере образования — 1900 руб.; — в сфере культуры и искусства — 1800 руб. Для сравнения: средний размер заработной платы работников промышленности — 4612 руб., транспорта — 3989 руб., связи — 3344 руб. Одной из основных задач, на решение которой направлены уси­ лия федеральных органов государственной власти, является по­ степенное приближение базовой части пенсии к прожиточному минимуму пенсионера. В настоящее время размер базовой части пенсии составляет 450 руб., что значительно ниже величины про­ житочного минимума (1103 руб.). В целях планомерного реформирования действующей модели государственного пенсионного обеспечения с 1 января 2002 года вступили в силу законы Российской Федерации от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российс­ кой Федерации», от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пен­ сионном страховании в Российской Федерации» и от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пре­ дусматривающие введение накопительных элементов финансиро­ вания трудовых пенсий, пенсионного капитала, конвертацию пен­ сионных прав. Формирование пенсионных накоплений позволит снизить зависимость пенсионной системы от соотношения между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, тем самым по­ высив ее устойчивость перед неблагоприятными демографически­ ми изменениями. Однако введение нового пенсионного законодательства не мо­ жет единовременно и в короткий срок решить накопившиеся про­ блемы. В связи с этим возникает необходимость в создании новой модели пенсионной реформы, привлечении к её финансированию работодателей и граждан, развитии добровольного дополнитель­ ного пенсионного обеспечения, профессиональных пенсионных систем. Система негосударственного пенсионного обеспечения (далее — НПО) начала свое формирование в 1992 году (Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16 сентября 1992 г. № 1077) и действует на основании Федерального закона № 75- ФЗ от 7 мая 1998г. «О негосударственных пенсионных фондах». За 10 лет развития в системе НПО Российской Федерации по­ лучили лицензии более 380 негосударственных пенсионных фон­ дов (далее — НПФ), из которых активно работают на рынке 263, суммарные пенсионные активы превысили 45 млрд, руб., а количе­ ство участников 4 млн. чел. Таким образом, в России реально сло­ жился особый социально-финансовый институт, который специа­ лизируется на негосударственном пенсионном обеспечении. В Липецкой области за период с 1994 года было зарегистриро­ вано 6 негосударственных пенсионных фондов. Фактическую дея­ тельность осуществляли только два фонда: негосударственные пенсионные фонды «Надежда» и «Социальное развитие». НПФ «Надежда» был учрежден в 1995 году акционерным бан­ ком «Липецккредит». Однако в результате дефолта 1998 года банк, выполнявший роль управляющей компании, потерпел банкротство. Данное обстоятельство привело к финансовой несостоятельности фонда. Ликвидация фонда была проведена в соответствии с дей­ ствующим законодательством. Требования кредиторов —физических лиц — были удовлетворены в размере 87% от заявленного основ­ ного долга и процентов по нему. В 1997 году был зарегистрирован негосударственный пенсион­ ный фонд «Социальное развитие», в состав учредителей которого вошел фонд имущества Липецкой области. Более динамичное раз­ витие фонд получил начиная с 2000 года. В настоящее время акти­ вы фонда достигли 300 млн. руб., а численность участников — 51 тыс. человек. Развитие системы НПО в рамках реализации реформы отече­ ственной пенсионной системы позволит: — приблизиться к размерам пенсий, применяемым к адекват­ ным доходам граждан в трудоспособный период; — решить проблему размера пенсий для тех, кому сейчас от 35 до 40 лет; — принять участие с 2003 года в обязательном страховании льготных пенсий в рамках Профессиональных Пенсионных систем (далее — ППС); — принять участие с 2004 года в обязательном страховании накопительной части трудовой пенсии (далее — НЧТП). 2. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ИМЕЮЩЕГОСЯ ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В последние годы финансовое положение предприятий и орга­ низаций в области значительно улучшилось. За январь—август 2002 года положительный сальдированный финансовый результат меж­ ду прибылью и убытками крупных и средних организаций составил 11,6 млрд, руб., или 162% по отношению к объему прибыли за январь—август 2001 года. Значительный рост объемов сальдиро­ ванной прибыли был достигнут в промышленности — в 1,7р. К позитивным итогам можно отнести увеличение оборотных активов предприятий, наполнение их денежными средствами. В январе—августе 2002 года улучшилась структура расчетов за опла­ ченную продукцию (работы, услуги) организаций. Доля расчетов денежными средствами в структуре оплаченной продукции имеет положительную динамику и составила на 01.09.02 г. более 96%. Область является одним из немногих регионов России, не по­ лучающих трансферты из федерального бюджета и самостоятель­ но обеспечивающих свои текущие бюджетные расходы. Уровень самообеспеченности области составляет свыше 90%. За январь—август текущего года доходы бюджета составили 5,8 млрд.руб., или 125% к уровню прошлого года. Численность экономически активного населения области со­ ставляет 620 тыс. человек, из них занято в экономике — около 570 тыс., или 92%, оставшаяся 51 тыс. человек является потенциаль­ ным резервом для пополнения численности занятых. Наибольший удельный вес приходится на работающих в промышленности и сель­ ском хозяйстве, соответственно 24% и 18%. В общей численности рабочих и служащих в отраслях экономики 49% составляют жен­ щины. Их наибольшее число занято в здравоохранении, социаль­ ном обеспечении, народном образовании, информационно-вычис­ лительном обслуживании, кредитовании, финансах и страховании, где удельный вес женщин составляет от 74% до 84%. 3. Х АРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Правовую основу системы негосударственного пенсионного обеспечения в РФ составляют: — Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренная Постановлением Правитель­ ства РФ № 790 от 07.08.1995 г.; — Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренная Постановлением Правительства Российской Федера­ ции № 463 от 20.05.98г.; — Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосудар­ ственных пенсионных фондах»; — Федеральный закон от 12.01.96 г. № 7-ФЗ «О некоммерчес­ ких организациях»; — Налоговый Кодекс РФ, часть вторая; — Федеральный закон от 08.08.01 г. №128-ФЗ «О лицензиро­ вании отдельных видов деятельности»; — Постановление Правительства РФ от 22.07.02 № 546 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности негосу­ дарственных пенсионных фондов»; — Постановление Правительства РФ от 04.07.02 № 495 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по управ­ лению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами»; — Постановление Правительства РФ от 13.12.99 № 1385 «Об утверждении требований к пенсионным схемам Негосударствен­ ных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного Пенсионного обеспечения населения»; — Постановление Правительства РФ от 23.12.99 № 1432 «Об утверждении правил размещения пенсионных резервов негосудар­ ственных пенсионных фондов и контроля за их размещением»; — Постановление Правительства РФ от 07.03.00 № 194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций»; — приказы и инструкции Инспекции негосударственных пенси­ онных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ. Кроме этого, во исполнение положений Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Государственной Думой РФ 28.06.02 принят в первом чтении проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О негосу­ дарственных пенсионных фондах», подготовленный в целях реали­ зации возможности участия негосударственных пенсионных фон­ дов в качестве страховщиков в системе обязательного пенсионно­ го страхования. Финансирование развития региональной системы негосудар­ ственного пенсионного обеспечения должно осуществляться в со­ ответствии с Уставом области, Бюджетным Кодексом РФ, Законом Липецкой области «О бюджетном устройстве и бюджетном про­ цессе в Липецкой области», законами об областном бюджете Ли­ пецкой области на очередной финансовый год. I I I. Ц е л и с о з д а н и я р е г и о н а л ь н о й с и с т е м ы н е г о с у д а р с т в е н н о г о п е н с и о н н о г о о б е с п е ч е н и я н а с е л е н и я в Л и п е ц к о й о б л а с т и Система негосударственного пенсионного обеспечения насе­ ления в Липецкой области позволит решить следующие задачи. Социальные , Основными социальными целями системы являются: — проведение в Липецкой области государственной социаль­ ной политики по реформированию пенсионной системы, создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения; — вовлечение в накопительную систему негосударственного пен­ сионного обеспечения работников бюджетной сферы как наиме­ нее социально защищенной категории населения; — решение круга вопросов, связанных с назначением и выпла­ той льготных пенсий, перевод выплаты льготных пенсий в сферу пенсионного обеспечения и создание профессиональных пенсион­ ных систем как важнейшего звена социального и экономического партнерства государства, работодателя и работника. В ходе внедрения системы предусматривается поиск новых форм и методов негосударственного пенсионного обеспечения для раз­ личных социальных групп населения области. Интересы предприятия, организации, учреждения Участие в НПФ позволит руководству предприятия: — решить проблему закрепления квалифицированных кадров и освобождения рабочих мест для более молодых работников; — предупредить возникновение социальной напряженности в коллективах, связанной с неадекватной экономической ситуацией; — реализовать возможность материального стимулирования отдельных категорий работников, внесших наибольший вклад в развитие предприятия; — снизить налоговое бремя для предприятия за счет суще­ ствующих в соответствии с федеральным законодательством льгот по налогу на прибыль (совокупная сумма платежей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и долгосрочного стра­ хования жизни работников учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% расходов на оплату труда). Кроме того, действующее законодательство предоставляет право органам государственной власти и органам местного самоуправ­ ления в пределах своей компетенции оказывать предприятиям и организациям, участвующим в системе НПО, экономическую под­ держку в различных формах, в том числе: предоставление льгот по уплате региональных и местных нало­ гов, сборов и платежей; предоставление иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муни­ ципальным имуществом. Интевесы „работника Интерес работника в данной ситуации определяется, прежде всего, в гарантированности сохранения постоянного и достаточно­ го (социально справедливого, учитывающего индивидуальные ус­ ловия труда, стаж работы, уровень оплаты труда в течение всех лет работы и социальный статус работника) дохода при потере работником трудоспособности по причине наступления инвалидно­ сти или старости, а также возможностью по условиям заключае­ мого пенсионного договора защиты интересов членов семьи ра­ ботника в случае его смерти. Негосударственная пенсия, получае­ мая по пенсионным основаниям, предусмотренным законодатель­ ством Российской Федерации, не учитывается при определении совокупного дохода участника системы. Инвестиционные цели Организация системы негосударственного пенсионного обес­ печения создаст устойчивый источник долговременных финансо­ вых ресурсов, позволяющих осуществлять социально-экономичес­ кие проекты, привлечет предприятия к участию в инвестиционных программах области, даст возможность использовать в экономике области средства, направляемые на обязательное страхование, через профессиональные пенсионные системы. Организационно-управленческие цели Использование нормативно-правовых и финансовых рычагов, предусмотренных системой негосударственного пенсионного обес­ печения, позволит реально заинтересовать предприятия и органи­ зации в совершенствовании механизма социального партнерства, повышении эффективности управления. Интересы области Стратегические интересы области заключаются, прежде всего, в формировании социально ответственного механизма повышения уровня жизни пенсионеров, гарантированности получения ими до ­ полнительной пенсии, вовлечении в систему негосударственного пенсионного обеспечения предприятий и учреждений всех форм собственности, в том числе и работников бюджетной сферы, тмн Важное значение имеет проведение единой государственной политики по реформированию пенсионной системы, создание мно­ гоуровневой системы пенсионного обеспечения. Кроме того, инвестирование пенсионных резервов негосудар­ ственных пенсионных фондов — участников Программы — в эконо­ мику области даст новый импульс ее развитию. IV . О с н о в н ы е н а п р а в л е н и я п о о р г а н и з а ц и и и р а з в и т и ю с и с т е м ы н е г о с у д а р с т в е н н о г о п е н с и о н н о г о о б е с п е ч е н и я в Л и п е ц к о й о б л а с т и 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Определение на конкурсной основе в соответствии с Законом Липецкой области «О закупках и поставках продукции для област­ ных нужд» и соответствующими актами органов местного самоуп­ равления негосударственного пенсионного фонда — исполнителя Программы, заключение договора с негосударственным пенсион­ ным фондом о негосударственном пенсионном обеспечении ра­ ботников бюджетной сферы, проводимом с участием бюджетных средств. Участие администрации области в лице комитета по управле­ нию госимуществом Липецкой области в составе учредителей не­ государственного пенсионного фонда — исполнителя Программы. Обеспечение взаимодействия всех сторон социального парт­ нерства при реализации Программы развития системы негосудар­ ственного пенсионного обеспечения населения, используя меха­ низм заключения областного Трёхстороннего соглашения между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов, объе­ динениями работодателей. Обеспечение контроля за деятельностью на территории облас­ ти негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Дек­ ларацией о взаимодействии между Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального разви­ тия Российской Федерации и администрацией Липецкой области. Разработка Положения о порядке установления и выплаты еже­ месячной негосударственной пенсии работникам бюджетной сфе­ ры. 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Система негосударственного пенсионного обеспечения в реги­ оне — это совокупность прав и обязанностей юридических и физи­ ческих лиц, результатом взаимодействия которых является обес­ печение выплаты дополнительной пенсии для граждан, достигших пенсионного возраста. Участники системы выполняют контролирующие, управленчес­ кие, финансирующие, инвестиционные и учетные функции. Функци­ онально участников системы можно подразделить на: — представительные органы (областной Совет депутатов, пред­ ставительные органы местного самоуправления); — исполнительные органы (администрация области и органы местного самоуправления); — контролирующие органы; — негосударственные пенсионные фонды — особая организа­ ционно-правовая форма некоммерческой организации социально­ го обеспечения, исключительным видом деятельности которой яв­ ляется негосударственное пенсионное обеспечение участников фон­ да на основании договоров о негосударственном пенсионном обес­ печении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фон­ да; — плательщиков взносов — вкладчиков: юридические или фи­ зические лица, являющиеся сторонами пенсионного договора и пе­ речисляющие пенсионные взносы в пользу назначенных им участ­ ников. Вкладчик в пользу работников бюджетной сферы — админи­ страция Липецкой области, являющаяся стороной пенсионного до­ говора и перечисляющая пенсионные взносы в пользу работников бюджетной сферы Липецкой области; — управляющие компании — коммерческая организация в фор­ ме хозяйственного общества, получившая в установленном поряд­ ке необходимые разрешения (лицензии) и осуществляющая управ­ ление пенсионными резервами фонда (фондов) на основании зак­ люченного с фондом (фондами) договора; — участников — физических лиц, являющихся гражданами Рос­ сийской Федерации, которым в силу заключенного между вкладчи­ ками и фондами пенсионного договора должны производиться или производятся выплаты негосударственных пенсий. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу; — депозитарии — профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие депозитарную деятельность, которой при­ знается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарием мо­ жет быть только юридическое лицо. 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В целях экономического регулирования развития системы не­ государственного пенсионного обеспечения необходимо: — разработать механизм льготного налогообложения участни­ ков системы НПО, в т.ч. в вопросах арендной платы за пользова­ ние государственным и муниципальным имуществом; — обеспечить бюджетное финансирование Программы в соот­ ветствии с заключенными договорами о негосударственном пен­ сионном обеспечении работников бюджетной сферы. 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ Сегодняшнее состояние экономики в стране и в области, не­ смотря на имеющиеся положительные тенденции в ее развитии, отражается на социальном положении населения области, вклю­ чая и его пенсионное обеспечение. Региональная система негосу­ дарственного пенсионного обеспечения населения позволит: — существенно повысить уровень социальной защиты населе­ ния, создать необходимые гарантии социального спокойствия в обществе; — сформировать необходимые пенсионные резервы для реа­ лизации долгосрочных экономических проектов; — создать условия для формирования реального источника д о ­ полнительной пенсии, помимо государственной; — оказать реальное влияние на процессы воспроизводства и развития экономики области; — создать новые рабочие места через реализацию инвестици­ онных проектов. Создание наряду с государственной системой системы негосу­ дарственного пенсионного обеспечения, построенной по принципу накопления, позволит решить проблему, связанную с созданием крупного внутреннего инвестора региональной экономики. V . С т р у к т у р а с и с т е м ы п е н с и о н н о г о о б е с п е ч е н и я в Л и п е ц к о й о б л а с т и В соответствии с разработанной Правительством Российской Федерации Программой пенсионной реформы в Российской Фе­ дерации (постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463) соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации предусматривают многоуровневый характер пенсионного обеспечения в Российской Федерации: / у р о в е н ь . Г о с у д а р с т в е н н ы е п е н с и и 1. Базовая пенсия. Для всех граждан. 2. Трудовая (страховая) пенсия. 3. Накопительная пенсия. Для граждан моложе 50 лет (до двух процентов от единого социального налога для граждан 35-50 лет; до шести процентов для граждан моложе 35 лет). II у р о в е н ь . П е н с и я п р е д п р и я т и й 1. Предприятие выступает на добровольной основе вкладчиком в пользу своих работников, в том числе бывших, при этом пользу­ ется существующими налоговыми льготами. 2. С 2003 года предприятие будет обязано в рамках професси­ ональной пенсионной системы дополнительно перечислять пенси­ онные взносы в пользу своих работников, занятых на местах с особыми условиями труда, в Пенсионный фонд Российской Феде­ рации или негосударственный пенсионный фонд (по выбору). III у р о в е н ь . Д о б р о в о л ь н а я п е н с и я р а б о т н и к о в Дополнительно работники сами могут выступать вкладчиками в свою пользу в негосударственном пенсионном фонде. Базовые пенсии, выплачиваемые Пенсионным фондом Россий­ ской Федерации, планируется предоставить всем гражданам Рос­ сийской Федерации независимо от наличия трудового стажа. Пред­ полагается, что они в перспективе заменят социальные пенсии. Трудовые (страховые) пенсии, выплачиваемые Пенсионным фондом Российской Федерации, будут назначаться в зависимости от продолжительности и величины взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на основе введения персонифицированно­ го учета по достижении пенсионного возраста. Накопительные пенсии рассматриваются как дополнительные по отношению к государственному пенсионному обеспечению, при этом важная роль в их формировании и проведении выплат отво­ дится негосударственным пенсионным фондам. В этих целях приняты Федеральный закон «О негосударствен­ ных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ, ряд постанов­ лений и других нормативных правовых актов Правительства Рос­ сийской Федерации, направленных на его реализацию, определен государственный орган, уполномоченный осуществлять государ­ ственное регулирование и контроль за деятельностью негосудар­ ственных пенсионных фондов (Инспекция негосударственных пен­ сионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации). 1. Негосударственное пенсионное обеспечение Система негосударственного пенсионного обеспечения в об­ ласти должна представлять собой совокупность организаций и лиц, имеющих права и обязанности, результатом деятельности которых является обеспечение гражданам выплаты негосударственной пен­ сии. Система может стать частью долгосрочной программы соци­ ально-экономического развития области и в этом качестве рас­ сматривается прежде всего как средство социальной защиты граж­ дан. Для достижения этой цели необходимо: — обеспечить доступность для населения услуг негосударствен­ ного пенсионного фонда, создать условия для реального выбора гражданами между услугами государственной и негосударствен­ ной пенсионных систем; — развивать государственную систему контроля, защиты и га­ рантий прав граждан в сфере негосударственного пенсионного обеспечения; — создать ощутимые экономические и социальные стимулы уча­ стия предприятий и граждан в негосударственном пенсионном обес­ печении, включая упорядочение налогообложения. Учитывая социальную значимость системы негосударственно­ го пенсионного обеспечения, базовыми принципами ее функцио­ нирования должны быть: прозрачность, информационная доступ­ ность, контролируемость, высокий профессионализм специалис­ тов. 2. Профессиональное пенсионное обеспечение Профессиональное пенсионное обеспечение работников будет осуществляться работодателями, имеющими вредные производ­ ства и особые условия труда, дающее право на льготную пенсию, в соответствии с федеральным законодательством, в том числе и с участием НПФ, осуществляющих свою деятельность на террито­ рии области. 3. Обязательное пенсионное страхование накопитель­ ной части т р у д о в о й пенсии Обязательное пенсионное страхование накопительной части трудовой пенсии регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страхова­ нии в Российской Федерации». Согласно данному закону, начиная с 1 января 2004 года застрахованное лицо вправе в порядке, уста­ новленном Федеральным законом, отказаться от получения нако­ пительной части трудовой пенсии из Пенсионного Фонда Российс­ кой Федерации и передать свои накопления в негосударственный пенсионный фонд. Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 111- ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопитель­ ной части трудовой пенсии в Российской Федерации» предусмат­ ривается, что особенности правового положения негосударствен­ ных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обяза­ тельному пенсионному страхованию, порядок осуществления такой деятельности и целый ряд требований к негосударственным пен­ сионным фондам устанавливаются федеральным законом. V I. Р е с у р с н о е о б е с п е ч е н и е п р о г р а м м ы Финансирование Программы осуществляется: — из средств бюджета — при осуществлении пенсионных взно­ сов в пользу работников бюджетной сферы при наличии соответ­ ствующих договоров с негосударственным пенсионным фондом и осуществлении пенсионных взносов в пользу назначаемых участ­ ников; — из средств предприятий Липецкой области — при осуществ­ лении добровольных пенсионных взносов в пользу работников своих предприятий и пенсионеров — бывших работников предприятий; — из средств фондов и общественных объединений, дополни­ тельных доходов, благотворительных взносов — при осуществле­ нии добровольных пенсионных взносов в пользу определяемых дополнительно наименее социально защищенных категорий насе­ ления Липецкой области; — из средств предприятий — при осуществлении обязательных страховых взносов на финансирование профессиональных пенси­ онных систем; — из средств пенсионных накоплений, предусмотренных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, а также накопительной части негосударственной пенсии. Финансирование дополнительного пенсионного обеспечения осуществляется как за счет взносов работодателей, так и с учас­ тием работников. Объем финансовых ресурсов» который может быть аккумулирован в негосударственной пенсионной системе области, составляет в условиях текущего года до 1,7 млрд. руб. Общая сумма пенсионных взносов в пользу участников систе­ мы негосударственного пенсионного обеспечения области — ра­ ботников бюджетной сферы определяется законом «Об областном бюджете Липецкой области» на очередной финансовый год. Развитие многоуровневой региональной пенсионной системы предполагает систематическое продление действия Программы для обеспечения более полного участия в ней различных категорий работников, в том числе всех работников бюджетной сферы Ли­ пецкой области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz