Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
« ЛГ» 23 ноября 2002 г., № 227 (21855) К О Н С У Л Ь Т А Ц И И . Л И К Б Е З . М Е М У А Р Ы 7 ЮРИДИЧЕСКИИ СЛО ВА РЬ Б Е Ж Е Н Ц А Н Е Л Ё Г К А Я С У Д Ь Б А В нашем с л о в а р е пришло время буквы «Б». Ю ри ди ч е ск и х т ерм и н ов на в т ор ую букву алф ави та п р е д о с т а т о ч н о . Итак, начнем с о с л о в а « б еж е н ец » . Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое, в си лу опасений статьжер твой преследований по признаку расы, вероисповедания, граж данства, национальности, принадлежности к определенной со циальной группе или политических убеждений, находится вне своей страны и не может пользоваться защитой этой страны или не желает ею пользоваться вследствие опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны сво его прежнего местожительства в результате подобных собы тий, не может или не желает вернуться в неё. В соответствии с Федераль ным законом «О беженцах» в Рос сийской Федерации беженцем признается лицо, подпадающее под следующие основные при знаки: это лицо, не являющееся гражданином Российской Феде рации, т.е. им может быть как зарубежный гражданин (иностра нец), так и лицо, не имеющее оп ределенного гражданства: находящееся вне страны сво ей гражданской принадлежности либо вне страны своего прежне го местожительства из-за впол не обоснованных опасений стать жертвой преследования по при знаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или полити ческих убеждений: не имеющее возможности или не желающее пользоваться защитой страны своей граждан ской принадлежности вследствие имеющихся у данного лица опа сений (для иностранного гражда нина): не имеющее возможности или не желающее вернуться в страну своего прежнего местожи тельства в результате вышеназ ванных опасений (для лица, не имеющего определенного граж данства). Для того чтобы лицо было признано беженцем, ему необхо димо подать ходатайство о при- ------------- ( Они н а п и с а л и зак оны ) --------- Вступил в силу целый ряд важных законодательных ак тов. Ознакомьтесь с ними. Полный текстдокументов можно прочитать в «Российской газете». Лжебанкротам - бой! Методыфиктивного банкротства, используемые мошен никами, становятся все изощренней. Чтобы не уступать «предприимчивым» людям, законодатели приняли очеред ной закон о несостоятельности. (Федеральный закон «О несост оятельност и (банк ротстве)» Л? 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «Российская газета», далее «РГ», 02.11.2002 г.). Экологическая безопасность Постановлением Правительства определен перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. К ним относятся, к примеру, оборонные, химические предприятия, природные объек ты, включенные в список всемирного культурного насле дия и др. (Постановление Правительства РФ Л? 777 от 29.10.2002 г. « О перечне объектов, подлежащих фе деральному государственному экологическому кон тролю». «РГ». 02.11.2002 г.) «Грязные» деньги Помните, в прошлом году Россия решила идти в ногу с цивилизованным миром и приняла Закон о противодей ствии отмыванию преступных доходов? В процессе его применения обнаружились недоработки в документе. Те перь в него внесены изменения и дополнения. (Федеральный закон Л® 131-ФЗ от 30 10.2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыва нию) доходов, полученных преступным путем». «РГ», 02.11.2002 г.) Кстати, в связи с изменениями в этом Законе соответ ствующие дополнения внесены и в Кодекс об администра тивных правонарушениях. (Федеральный закон «О внесении дополнений в Ко декс РФ об административных правонарушениях» № 130-ФЗ от 30.10.2002 г. «РГ», 02.11.2002 г.) Не укради! В соответствии с изменениями, внесенными в Уголов ный Кодекс, смягчено наказание за кражу. Читайте соот ветствующий закон. (Федеральный закон «О внесении изменений и до полнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процес суальный кодекс РФ и Кодекс РФ об администра тивных правонарушениях» № 133-ФЗ от 31.10.2002 г. «РГ», 05.11.2002 г.) После трагедии на Дубровке Детям, пострадавшим в результате теракта в Москве в октябре этого года, Правительством России решено ока зать помощь в их оздоровлении. На сей счет издано распо ряжение. Действие этого нормативного акта также рас пространяется на детей, чьи родители погибли в театраль ном центре на Дубровке. (Распоряжение Правительства РФ № 1521-Р от 31.10.2002 г. «РГ», 05.11.2002 г.) Иностранные гости В следующем году для работы в Россию смогут въе хать 530 тысяч иностранцев. Такова установленная Пра вительствомРоссии трудовая квота для иностранных граж дан. (Постановление Правительства РФ № 782 от 30.10.2002 г. «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в цеЛях осуществления тру довой деятельности». «РГ», 06.11.2002 г.) Принято Положение о получении вида на жительство в России для иностранцев и лиц без гражданства. Определе ны квоты по субъектам России на количество разрешений при выдаче вида на жительство. Так, в нашей области вид на жительство в 2003 году смогут получить 1,5 тысячи человек. (Постановление Правительства РФ № 789 от 01.11.2002 г. «Об утверждении Положения о выда че иностранным гражданам и лицам без граждан ства разрешения на временное проживание»; По становление Правительства РФ № 794 от 01.10.2002 г. «Об утверждении Положения о выда че иностранным гражданам и лицам без граждан ства вида на жительство»; Постановление Пра вительства РФ № 790 от 01.10.2002 г. «О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации». «РГ», 13.11.2002 г.) Станем крепче и сильнее В целях совершенствования государственной полити ки в области физкультуры и спорта, формирования здоро вого образа жизни принята Концепция развития физкуль туры и спорта. Судя по положениям документа, к 2005 году мы должны стать физически гораздо сильнее. И это правильно: на Олимпиаде в 2006 году все медали будут российскими. (Распоряжение Правительства РФ М 1507-Р от 29.10.2002 г. «РГ», 06.11.2002 г.) Минимум жизни В третьем квартале 2002 года прожиточный минимум в России, по мнению наших чиновников, составил 1817 рублей на человека. Согласитесь, не густо. (Постановление Правительства РФ М 793 от 01.11.2002 г. «Об установлении величины прожи точного минимума на душу населения и по основ ным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за 3 квартал 2002 года». «РГ», 06.11.2002 г.) Документы читала Мария ТОКАРЕВА. знании беженцем. Затем следуют: предварительное рассмотре ние ходатайства: принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатай ства: выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рас смотрении ходатайства: рассмотрение ходатайства: принятие решения о призна нии беженцем либо об отказе в признании беженцем: выдача удостоверения бежен ца либо уведомления об отказе в признании беженцем. Процедура признания лица беженцем предваряется его ан кетированием и оформлением опросного листа на основе про ведения индивидуального собе седования. При этом органы миг рационной службы при необхо димости могут затребовать дот кументальное подтверждение фактов угроз, насилия или пре следования в иной форме в от ношении лица или членов его се мьи. Это могут быть тексты су дебных приговоров,постановле ния местных властей, приказы об увольнении или переводе на дру гую работу, милицейские прото колы, медицинские справки об увечьях и, наконец, газетные за метки и публикации. Нередко получить такие документы невоз можно, а иногда и просто опас но. В таком случае если лицо выезжает из «горячих» точек, то миграционная служба не требу ет предоставления специальных доказательств. Если же речь идет о таких местностях, где явных во енных действий нет, но права лица попираются и существует реальная угроза его жизни, здо ровью, чести и достоинству, а подтверждающие это документы получить сложно и опасно, лицо вправе обратиться в российский суд по месту его прибытия с за явлением об установлении юри дического факта опасности пре следования его или членов его семьи. Орган миграционной службы, проведя предварительное все стороннее исследование причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве, а также в опросном листе, убедившись в их достовер ности и сопоставив их с переч нем причин, по которым лицо мо жет быть признано беженцем, принимает решение о рассмот рении ходатайства по существу о признании лица беженцем и о выдаче соответствующего свиде тельства. На период предвари тельного рассмотрения ходатай ства лица, в отношении которых проводится изучение материалов дела, помещаются в места вре менного содержания. Признание беженцами лиц, являющихся чле нами одной семьи, осуществля ется в отношении каждого члена семьи, достигшего восемнадца тилетнего возраста. Членами се мьи считаются, как правило, суп руги и их дети. Бабушки и дедуш ки могут считаться членами се мьи, а сестры и братья нет, кро ме случаев, когда они несовер шеннолетние (или взрослые, но нетрудоспособные) и живут на иждивении брата или сестры. В случае если отсутствует возможность заниматься офор млением документов для получе ния статуса беженца самостоя тельно, равно как и получать со ответствующее свидетельство, эту процедуру можно перепору чить другому лицу, но только по доверенности, заверенной нота риусом. Без доверенности даже жена или сын заявителя делать это не вправе, несмотря на то, что и их имена значатся в хода т а й с т в ____________________ М ар и я ТОКАРЕВА. ВАШИ ПРАВА Е С Л И П О С Т У Ч А Л А С Ь Б Е Д А П о р я д о к п р и ё м а , р е г и с т р а ц и и и у ч ё т а з а я в л е н и й г р а ж д а н в м и л и ц и и В погоне за хорошей статистикой раскрываемости преступ лений сотрудники органов внутренних д е л порой не регистри руют заявления о преступлениях, не возбуждают по ним уго ловные д е ла и т.п. А как должно быть по закону? Согласно п. 3 ст. 10 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (в ред. от 25 июля 2002 г.) милиция, в соот ветствии с поставленными перед ней задачами, обязана прини мать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях. Приказом МВД СССР от 11 но ября 1990 г. № 415 утверждена Примерная инструкция о поряд ке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреж дениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшестви ях (далее — Инструкция). Она определяет единый для органов и учреждений внутренних дел РФ порядок приема, регистрации, учета и разрешения заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшестви ях, по которым они обязаны про водить проверочные действия, и контроля за ее прохождением, а также порядок регистрации и уче та разрешенных материалов и принятых по ним решений. В соответствии с Инструкци ей информация о преступлениях и происшествиях в зависимости от формы поступления и поряд ка рассмотрения подразделяет ся на две группы: — заявления и сообщения о преступлениях, поступающие в органы внутренних дел и являю щиеся в соответствии с уголов но-процессуальным законом по водами к возбуждению уголовно го дела; —другая информация о пре ступлениях и происшествиях. Кзаявлениям и сообщениям о преступлениях, являющимся поводами к возбуждению уголов ного дела, относятся: — устные заявления после разъяснения ответственности за заведомо ложный донос, офор мленные протоколом и подпи санные заявителем; —письменные заявления или письма граждан, имеющие необ ходимые реквизиты и оформлен ные в соответствии с уголовно процессуальным законом; — заявления и сообщения о безвестном исчезновении граж дан; — письм енны е сообщ ения народных дружин по охране о б щественного порядка и других общественных организаций; — письм енны е сообщ ения предприятий, учреждений, орга низаций и должностных лиц. Под заявлениями и сообще ниями о преступлениях в Инст рукции понимаются также явки с повинной, оформленные в соот ветствии с требованиями уголов но-процессуального закона. Анонимные письма не р е гистрирую тся в органах внут ренних д е л , а подлежат уничто жению. Исключение составляют анонимные письма, содержащие данные о готовящихся или совер шенных преступлениях: они пе редаются без регистрации в опе ративные службы для использо вания в пресечении и раскрытии преступлений. Кдругой информации о пре ступлениях и происшествиях от носятся те сообщения, которые не являются поводами для воз буждения уголовного дела, но т р е б ую т п р ов ер оч ны х д е й ствий с целью установления при знаков преступления или отсут ствия таковых. Это информация граждан, представителей обще ственных организаций и должно стных лиц, поступившая по теле фону (телефаксу), телеграфу, или радиосообщения: персонала ле чебных учреждений — об обра щении граждан с телесными по вреждениями, происхождение которых может быть результатом преступных действий: работников паспортных аппаратов — об ут рате гражданами паспортов при обстоятельствах, вызывающих подозрение о преступлении; ра ботников ГИБДД — о дорожно- транспортных происшествиях и их последствиях, об утрате граж данами удостоверений на право управления автотранспортом и технических паспортов на авто мобили при обстоятельствах, вы зывающих подозрение о преступ лении; работников подразделе ний вневедомственной охраны — о срабатывании приборов охран ной сигнализации: работников МЧС РФ — о пожарах и загора ниях; статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и дру гих средствах массовой инфор мации; письма страховых компа ний об обращении граждан по фактам правонарушений; опове щения о других происшествиях, событиях или фактах, имеющих отношение к борьбе с преступ ностью и обеспечению охраны общественного порядка; сведе ния об авариях, эпизоотиях, сти хийных бедствиях, несчастных случаях с людьми; рапорты ра ботников органов внутренних дел о непосредственно ими обнару женных или выявленных проис шествиях. Каковы правила реги стр а ции заявл ений в милиции? В соответствии с п. 2.1 Инст рукции информация о преступле ниях и происшествиях, вне зави симости от места и времени их совершения, а также полноты со общаемых сведений, принима ется в лю бом органе внутрен них д е л круглосуточно штатны ми дежурными, их помощниками или работниками, назначенными на дежурство в установленном порядке. Заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях, поступившие в канцелярию (сек ретариат) органа внутренних дел по почте, телеграфу, нарочным и т.д., регистрируются по общим правилам регистрации входящей корреспонденции, докладывают ся начальнику органа внутренних дел или лицу, его замещающе му, который в зависимости от содержащейся информации дает письменное указание о регистра ции заявления или сообщения в дежурной части и принимает ре шение о порядке его проверки. Передача такой информации для. проверки и исполнения без ре гистрации в дежурной части ка тегорически запрещается (п. 2.2 Инструкции). При обращении граждан в дежурную часть, приемную орга на внутренних дел, к участково му уполномоченному милиции, следователю, дознавателю или другому сотруднику милиции с устным заявлением о преступле нии оформляется протокол з а явления в соответствии с требо ваниями уголовно-процессуаль ного закона. При этом должнос тное лицо, принявшее устное за явление, обязано разъяснить за явителю ответственность за за ведомо ложный донос и сделать в протоколе соответствующую от метку, удостоверенную подписью заявителя. Явка с повинной оформляется в соответствии с требованиями уголовно-про цессуального законодательства (п. 2.3 Инструкции). Вне служебных помещений органов внутренних дел прием информации о преступлениях и происшествиях наряду с участко выми уполномоченными милиции обязаны осуществлять все лица рядового и начальствующего со става органов внутренних дел, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. Они не вправе отказываться от ее при ема под предлогом, что обслу живают другую территорию или сообщаемые сведения недоста точны для решения вопроса о наличии признаков преступления или по каким-либо другим при чинам (п. 2.4 Инструкции). При получении заявления или сообщения о преступлении не посредственно от заявителя и оформлении протокола устного обращения дежурный по органу внутренних дел, подразделению ГИБДД или другой работник ор ганов внутренних дел, в чьи дол жностные обязанности входит прием заявлений и сообщений, о б я за н н е м е д л е н н о вы дать зая в и т елю т а л о н -у в е д о м л е ние. По этим талонам, являю щимся документами строгой от четности, осуществляется конт роль за полнотой регистрации за явлений и сообщений о преступ лениях, принятых от заявителя при его личном обращении. Талон-уведомление состоит из двух частей: отрывного лист ка и корешка, имеющих одина ковый регистрационный номер. Отрывной листок, содержащий сведения о дате приема заявле ния или сообщения, получившем его должностном лице и заяви теле, вручается заявителю. Коре шок талона, в котором фиксиру ются сведения о заявителе, крат кое содержание и дата приема заявления или сообщения, а так же номер и дата регистрации его в Книге учета заявлений и сооб щений о преступлениях (КУЗСП), остается у работника. Заявитель расписывается на корешке тало на-уведомления и проставляет время и дату (п.п. 2.6, 2.7 Инст рукции). Регистрация информации о преступлениях и происшествиях производится в дежурных частях органов внутренних дел незамед лительно. Заявления и сообще ния о преступлениях регистриру ются в уже упоминавшейся Кни ге учета заявлений и сообщений о преступлениях (КУЗСП, Книга № 1), а другая информация — в Журнале учета информации, по ступившей в орган внутренних дел по телефону, телеграфу, в виде срабатывания приборов ох ранной сигнализации и иных сиг налов о происшествиях (ЖУИ, Журнал № 2) (п. 3.2 Инструкции). Записи по каждой информа ции должны содержать краткие и вместе с тем полные сведения о том, что и когда произошло, кто и в какой форме заявил о проис шедшем, какие указания даны по порядку рассмотрения, какие меры приняты для проверки, кто участвовал в рассмотрении, ка кое решение, когда и кем приня то. При регистрации информа ции о преступлениях и происше ствиях, поступившей в письмен ном виде, на документе простав ляется штамп регистрации орга на внутренних дел, включающий: дату регистрации, порядковый номер регистрационной записи и фамилию дежурного, принявше го информацию. Записи подпи сывает дежурный по органу внут ренних дел. Персональная ответствен ность за нарушение правил ве дения Книги № 1, Журнала № 2 и неполноту регистрации поступив шей информации о преступлени ях и происшествиях возлагается на начальника органа внутренних дел и дежурного по горрайлин- органу. Л ю б о в ь ЛЕОНТЬЕВА, ю р и ст . ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ... Л о в е л С У Л О Л А А Ж О Д Ш Е Р Е Р А М И ЛУБЯНКА И КРЕМЛЬ. 1930-1950 ГОДЫ ГЛАВА. 6 , Р А З В Е Д К А В Г О Д Ы В О И Н Ы (П ро долж ени е. Н а ч а л о в н о м е р а х за 1 2 , 2 6 о кт я б р я , 6 н о я б р я с .г.) ШИШ « К р а с н а я к а п е л л а » и З о р г е аже в эти тревожные для страны часы мы искали слабые места противника, чтобы повернуть ход событий в нашу пользу. Ценную информацию мы получили от графа Нелидова, бывшего офицера царской и белой армии, крупного двойного агента абвера и английс кой разведки. По заданию Канариса граф Нелидов принимал участие в стратегических военных «играх» германского генштаба в 1936-1937 годах. Накануне вторжения немцев в Польшу (он был в Варшаве с разведывательной миссией) его арестовала польская контрразведка. Захватив Западную Украину в 1939 году, мы обнаружили его во Львовской тюрьме и привезли в Москву. Нелидова разрабатывали Василий Зарубин, Зоя Рыбкина и Павел Журавлев, начальник немецкого направления разведки НКВД. В 1941-1942 годах Нелидова планировали использовать в противодействие агентам английской разведки, обосно вавшейся в Москве. Тогда показаниям Нелидова об основной установке абвера в разведывательно-диверсионной работе на действия в условиях молниеносной войны Журавлев, Рыбкина и я не придали должного значения. Однако обстановка резко изменилась после наших поражений в первые дни и месяцы войны. Тут-то мы и возвратились к первым допросам НелиДова. Его показания сопоставили с материала ми, полученными в 1937 году от Шпигельглаза, о военно-стратегических «играх» в штабе вермахта, и ставка немцев на блицкриг стала очевидной для всех. Реакция Сталина на наше сообщение была незамедлительной. Для развернутых допросов Нелидова и ознакомления со всеми оперативными документами 30-х годов в НКВД прибыли начальник Разведупра Красной Армии Голиков и начальник оперативного управления Генштаба генерал-майор Василевский. На них произвели большое впе чатление его осведомленность, связи и характеристика настроений германского высшего командования. пре- Нелидов рассказал, что немцы могут нанести нам поражение только в том случае, если война будет продолжаться два или три месяца. Но если в течение этого времени они не овладеют Ленинградом, Москвой, Киевом, Донбассом, Северным Кавказом и, конечно, Баку с его нефтью, немецкое вторжение обречено на провал. Огромное количество танков и моторизованных соединений, необходимых для блицкрига, могло эффективно действовать лишь на территории с достаточно развитой сетью дорог, а для ведения затяжной войны у немцев не было резерва топлива, особенно для судов германского флота, и в частности подлодок. В октябре и ноябре 1941 года мы получили надежную информацию из Берлина о том, что немецкая армия почти исчерпала запасы боеприпасов, нефти и бензина для продолжения активных наступательных операций. Все указывало на приближение неизбежной паузы в немецком наступлении. Эти данные передал Арвид Харнак (кодовое имя Корсиканец), антифашист, советник министерства экономики Герма нии. Член известной семьи писателей и философов, он был привлечен к сотрудниче ству во время его визита в Советский Союз в 1932 году и с тех пор целое десятиле тие поставлял информацию советской разведке, пока его не разоблачили. В декабре 1942 года его судили и повесили. Его жена, американка Мильдред Фиш Харнйк, с которой он познакомился во время учебы в университете штата Висконсин, была также арестована и казнена в 1945 году за антифашистскую деятельность. В марте 1939 года, когда я стал заместителем начальника разведки НКВД, одной из моих главных задач было внедрение нелегалов в Западной Европе и создание агентурной сети, связанной с немцами, имевшими дипломатическое прикрытие. Особенно это касалось Германии, являвшейся центром внимания всей нашей работы. После репрессий 1937-1938 годов германскими делами в разведке стали заниматься новые люди, и наши контакты с агентами оказались временно прерванными. Было принято решение резко активизировать эти контакты. Бегство Александра Орлова в 1938 году бросило подозрение на руководящие кадры Иностранного отдела; аресто вали Шпигельглаза, Мали, Белкина, Серебрянского и других сотрудников, контроли ровавших наши агентурные сети в Западной Европе, что существенно затруднило получение разведывательной информации. Когда я возглавил этот участок, мне пришлось посылать за рубеж новых и зачастую неопытных людей. В результате с ноября 1938-го по март 1939-го поступление разведданных из Западной Европы резко сократилось. Решение, принятое Берией и Сталиным в 1939 году, об открытии специальной разведывательной школы для подготовки кадров означало, что первых специалистов мы получим не раньше чем через два года. Между тем потребность в этих кадрах становилась все более острой. Нам позарез нужны были новые люди. Обстановка с каждым днем накалялась: Гитлер готовился к захвату Польши. Перс пективы развязывания войны в Европе вырисовывались все отчетливее. Сталин требовал от Берии подробностей о немецких боевых формированиях и стратегичес ких планах Берлина. Поскольку люди, которые раньше отвечали за агентурную сеть в Западной Европе (Орлов в Испании, Кривицкий в Голландии, Рейсе и Штейнберг в Швейцарии), либо стали перебежчиками, либо подверглись репрессиям, было крайне трудно убедить Берию и Меркулова пойти на риск и активизировать те структуры, которыми они в свое время руководили. К счастью, не все, кто занимался отбором и вербовкой агентов, были репрессированы. Некоторые, как, например, Ланг, Парпаров, Фишер- Абель и Гиршфельд, временно числились в действующем резерве, пока наверху решалась их дальнейшая судьба. В Берлине и Париже по-прежнему находились наши люди. Возобновила свою деятельность кембриджская группа, вопреки опасениям, что ее засветил перебежавший на Запад Орлов. В конце концов удалось убедить Фитина, что нам следует все же идти на риск и восстановить свои старые агентурные связи, как бы это ни было опасно. Мы с ним доложили о своем решении Берии —и он поддержал нас. Непростое решение о восстановлении прерванных на полгода контактов с нашими агентами было все-таки принято, хотя мы опасались, что за это время некоторых уже, возможно, схватили и перевербовали. Но был конец апреля 1940 года, и призрак войны на горизонте виделся все яснее. Я помню, что именно тогда в Центре была решена дальнейшая судьба Кима Филби. Когда из Лондона запросили санкцию на его переход в штаб-квартиру анг лийской разведки, я лично дал согласие при условии, что он сам добровольно примет решение о «двойной игре» с учетом особого риска. Переход Филби на оперативную работу в советскую разведку не только поставил его в сложное положение. Совсем по-новому встал вопрос о доверии ему как важней шему источнику информации о намерениях противника. В разведке существует порядок обязательной перепроверки всех сообщений источников, завербованных среди аппарата спецслужб противника. Филби, в частно сти, сообщая об имевшихся у английской разведки данных о беседах английского посла в Москве Крипса с заместителем наркома иностранных дел Вышинским и о телеграмме-ориентировке английского посольства в Министерство иностранных дел Великобритании 15 и 28 марта 1941 года, не полностью передал содержание этих документов. В изложении телеграммы не давались данные о согласованных английс ких и американских шагах по поддержанию отношений с советским руководством. Между тем более расширенная информация по этим вопросам поступала от Маклина — сотрудника министерства иностранных дел Великобритании. Аналитик разведуп- равления НКВД подполковник Морджинская, впоследствии в 1960-1970-х годах видный философ, профессор института философии Академии наук, в своем заключе нии заподозрила Филби в неискренности и участии в дезинформационной операции английской разведки. Филби ходил и работал под тенью этих подозрений долгие годы. Как мне рассказывали и в Центре, в Москве даже в 1960-х годах он первона чально прошел унизительную процедуру перепроверок лояльности. Во Францию новым руководителем нашей резидентуры был направлен Василевс кий, который должен был восстановить заглохшие связи. В Германию, Финляндию, Польшу и Чехословакию получила назначение группа офицеров. Им потребовалось примерно полгода, чтобы проверить состояние и надежность нашей агентурной сети, с которой последнее время не поддерживалось никаких контактов. В 1939-1940 годах мы восстановили связи и приступили к активной работе. Созданная военной разведкой и НКВД подпольная сеть, известная как «Красная капелла», действовала в течение почти всей второй мировой войны. Агенты «Крас ной капеллы» передавали по радио кодированные сообщения в Центр. Несколько слов о том, как все это осуществлялось на практике. Военная разведка имела свою собственную агентурную сеть в Германии, Франции, Бельгии и Швейца рии и действовала независимо от НКВД. В 1938-1939 годах, перед началом войны, военные оказались достаточно дальновидными и послали во Францию и Бельгию двух сотрудников —Треппера и Гуревича —вместе с радистами для работы в условиях военного времени. В этот период военные также имели свою нелегальную резидентуру в Швейцарии, руководимую бывшим работником венгерской секции Коминтерна Шандором Радо и Урсулой Кучинской (кодовое имя Соня), позднее, в 1941 году, ставшей связной между нами и немецким физиком Клаусом Фуксом, который работал в Англии. В подготовке резидента к оперативной деятельности в Западной Европе в услови ях военных действий и перехода на нелегальное положение были допущены серьез ные ошибки. Агентурная сеть Треппера, Гуревича и Радо слишком сильно была связана с источниками еврейской национальности, что делало ее уязвимой со сторо ны германских спецслужб. Руководство Разведупра, так же, как и ИНО НКВД, пренебрегло надлежащей подготовкой радистов для поддержания связи в условиях войны. (П р о д о лж ен и е с л е д у ет ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz