Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

I I 1 4 Н О Я Б Р Я 2002 Ч Е Т В Е Р Г № 4 4 ( 9 6 ) С О Ю З Б е л а р у с ь — Р о с с и я Ч е р н о б ы л ь с к и й с ч е т — о б щ и й союзная программа МИНСК—МОСКВА_______________ ВОТУЖЕ почти пять лет, как вСо­ юзном государстве разработана и внедряется программа совмест­ ных действий по минимизации по­ следствий аварии на ЧАЭС. Не­ давно в Беларуси были внесены изменения в карты радиационной загрязненности территорий и со­ кращены некоторые выплаты. По­ добные меры вызвали некоторое недовольство в обществе, пошли даже слухи о сокращении черно­ быльских программ. Прокоммен­ тировать ситуациюкорреспондент «СОЮЗА» попросил председате­ ля Комиссии по вопросам эколо­ гии, природопользования и ликви­ дации последствий аварий Парла­ ментского собрания Союза Бела­ руси иРоссии МариюХУДУЮ. — Комплекс мероприятий по минимизации последствий черно­ быльской аварии был выработан совместными усилиями. Еще пять лет назад Совмин Союзного госу­ дарства утвердил Программу сов­ местной деятельности по преодо­ лению последствий чернобыль­ ской катастрофы в рамках Союз­ ного государства. Сначала это бы­ ла так называемая первая часть программы, рассчитанная на 1998—2000 годы. В марте этого года была принята вторая часть, рассчитанная на 2002—2005 годы. Основная часть средств, выделен­ ных из бюджета Союзного госу­ дарства, пошла на строительство социально значимых объектов в Беларуси и России. В Беларуси это Гродненский завод медпрепа- ратов, который будет производить высокоочищенные аминокислоты и Гомельский специализирован­ ный радиационный диспансер. В России — Медицинский радиоло­ гический научный центр в Обнин­ ске и Всероссийский центр экс­ тренной радиационной медицины в Санкт-Петербурге. Еще одна важная задача союзной програм­ мы— объединить усилия ученых Беларуси и России, сделать их ра­ боту по изучению влияния радиа­ ции на окружающую среду и чело­ века, созданию новых медицин­ ских препаратов, профилактике, лечению и оздоровлению населе­ ния наших стран более эффектив­ ной. — На какой срок рассчитана программа? — Первая программа была рассчитана на два года. Понятно, что за это время последствия Чер­ нобыля не искоренить. Потому в марте нынешнего года была ут­ верждена Программа совместной деятельности на 2002 — 2005 го­ ды. Средства под нее заложены немалые — только на нынешнем этапе около 980 миллионов рос­ сийских рублей. Совсем недавно мы рассматривали ход выполне­ ния нынешнего этапа программы на заседании нашей Постоянной комиссии по проблемам экологии, природопользования и ликвида­ ции последствий аварий в Москве и Обнинске. На 2002 год в бюдже­ те Союзного государства под про­ грамму выделено 203 миллиона российских рублей — по 50 про­ центов для каждой страны. Идаже несмотря на то, что бюджетная роспись была проведена только в конце июня, освоение средств идет неплохо. Финансирование объектов Российской Федерации за этот период осуществлено уже на 70 процентов. Что же касается Беларуси, то здесь работа пока идет чуть медленнее — все освое­ ние средств от годовой суммы со­ ставило только 44 процента. В ча­ стности, на заседании комиссии было отмечено, что недостаточно работали по освоению средств, направленных на научнуютемати­ ку— поздно были заключены до­ говоры. Совместно с научно-кон­ сультативным советом ученых мы рассмотрели каждую позицию проекта, и ученые уверили, что ес­ ли выделят средства, то все науч­ ные темы, намеченные в рамках программы, будут освоены уже до конца года. В рамках программы большое значение уделяется профилакти­ ке заболеваний, вызываемых воз­ действием радиации. Так, при на­ учном центре в Обнинске начато производство йодоказеина. Ис­ следования подтвердили, что эта добавка восполняет йододефицит организма значительно эффек­ тивней, чем йодированная соль. —Несмотряна совместнуюра­ боту, все же существует разни­ ца в подходах к проблемам Чернобыля в наших странах. Возможна ли в будущем уни­ фикация этих подходов? — В программе заложена раз­ работка единой концепции соци­ альной защиты населения, по­ страдавшей от аварии на ЧАЭС. Но пока, несмотря на многократ­ ное обсуждение, кединому знаме­ нателю мыне пришли. Российские ученые считают, что определение зон влияния радиации на здоро­ вье человека должно вестись ис­ ходя из дозовой нагрузки, а наши ученые настаивают на оценке по загрязненности территорий. Если бы на первых порах, сразу после аварии, проводилось индивиду­ альное обследование населения, составление радиологических карт, то метода российских уче­ ных была бы на сегодня более точ­ ной. Но посколькутогда подобного учета не велось, старались, напро­ тив, уменьшить цифры, умолчать проблему, то теперь крайне слож­ но перейти на оценку дозовой на­ грузки. По сегодняшним показате­ лям, без знания картинывдинами­ ке многие территории могут счи­ таться относительно чистыми. Но такого быть не может, поскольку мы знаем еще ито, что не был вы­ полнен сразу весь комплекс меро­ приятий, определенных после ава­ рии— обеспечение населения чи­ стыми продуктами, водой, гази­ фикация, дезактивация террито­ рий. Что же касается изменения карты загрязненных территорий, то Белгидрометом ведется их по­ стоянный мониторинг. На основа­ нии этих данных каждые 5 лет пе­ ресматривается районирование по загрязненности территорий. —Связан ли с этим пересмотр льгот для жителей загрязнен­ ныхрайонов? — Нет, просто решено было перераспределить средства для более эффективного использова­ ния. Они пойдут на приобретение оборудования для медицинских учреждений в загрязненных рай­ онах, значительная сумма напра­ влена на строительство Гомель­ ского диспансера. Также будут решаться вопросы с обеспечени­ ем населения чистой водой, гази­ фикацией районов и т.д. Возмож­ но, необходимо было провести более тщательную разъяснитель­ ную работу, прежде чем отменить чернобыльские надбавки. Сейчас в белорусском парламенте ведет­ ся разговор о том, что необходи­ мо менять подходы, само отноше­ ние к жизнедеятельности рай­ онов повышенного загрязнения. Для предприятий, которые будут там работать, уже в ближайшее время введут налоговые префе­ ренции. Мы надеемся, что тогда больше средств будет вклады­ ваться в модернизацию произ­ водств, благоустройство насе­ ленных пунктов. Этим регионам необходимо уделять повышенное внимание. Потому теперь задача государства — позаботиться о том, чтобы местные жители мог­ ли сами себя обеспечивать, дать им возможность заработать, а не продуцировать социальных иж­ дивенцев, привыкшихжить в ожи­ дании пособия. Беседовала Светлана ЛИЦКЕВИЧ. Д и к т а т р а в н о п р а в и я н е з а м е н и т . . . продолжаем тему Алексей Чичкин МОСКВА________________________ В ПОСЛЕДНЕЕ время в спорах о будущем российско-белорусско­ го Союза, о его экономической «начинке» один из главных вопро­ сов — где размещать единый эмиссионный центр для союзной валюты? Такие дискуссии идут давно и усиливаются всякий раз, когда между обеими странами возника­ ют проблемы, будь то платежи Минска за газ или несогласие бе­ лорусской стороны с проектами финансового и правового «погло­ щения» экономики Беларуси рос­ сийскими финасово-промышлен- ными структурами. Звучит и та­ кое мнение: либо Минск будет беспрекословно подчиняться кри­ териям российских Минфина с Центробанком, либо такая валю­ та не нужна, нежизнеспособна. Складывается впечатление, что инициаторы такого рода спо­ ров сознательно игнорируют мно­ гие факты, свидетельствующие о бессрочной сопричастности обе­ их наших экономик. Во-первых, с помощью белорусских предпри­ ятий в России производится око­ ло трети высокотехнологичной и наукоемкой продукции, которая вдобавок наиболее рентабельна с точки зрения экспортных доходов. Во-вторых, именно Беларусь (в отличие от других стран бывшего СССР) не взимает с России плату за экспортный транзит нефти и га­ за — основных экспортных това­ ров РФ. А такие платежи, по са­ мым скромным экспертным оцен­ кам, могли бы составить до 150 миллионов долларов ежегодно. Да и беспрепятственный транзит между Калининградской обла­ стью и остальной территорией России возможен только через Беларусь— неспроста именно со­ юзные проекты, как уже сообщал «СОЮЗ», предусматривают раз­ витие транспортных мощностей в Калининградском регионе. Под­ тверждают значимость белорус­ ского фактора в этом вопросе и недавние литовско-белорусские договоренности по взаимным транзитным льготам. Что до «главенства» в едином эмиссионном центре, то, как пока­ зывает мировая практика, несхо­ жесть национальной внутри- и внешнеэкономической политики вовсе не является препятствием для финансово-экономической интеграции. В том же Евросоюзе существует зона евро, куда не входят страны— члены ЕС: Шве­ ция, Дания, Великобритания. Но они согласовывают свою эконо­ мическую, прежде всего финан­ совую, политику с остальными участниками и руководством Ев­ росоюза. Или, например, Бельгия с Нидерландами и Люксембургом вошли в зону евро, но сохранили свой таможенно-экономический союз (БЕНИЛЮКС), существую­ щий с 1944 года. Именно он стал «предтечей» Европейского сооб­ щества, учрежденного через 13 лет. Кроме того, по сей день во всех странах — членах зоны евро со­ храняются различия в таможен­ ных пошлинах, акцизах, в ценах и тарифах на товары и услуги, рас­ ценках на грузо- и пассажирот- ранзит. Естественно, между «ев­ ространами» возникают пробле­ мы, но они решаются главным об­ разом в двусторонних перегово­ рах. Кредитно-денежную полити­ ку и, стало быть, эмиссию еврова­ люты из единого центра (в Герма­ нии) ни правительства, ни финан­ сово-промышленные структуры этих стран не оспаривают. То есть в регионе и Евросоюза, и зоны ев­ ро сохраняются национальные различия в экономической поли­ тике, обусловленные, кстати, и географическими причинами (не­ большая территория, зависи­ мость от импорта энергопромыш­ ленного сырья, наличие прямых транспортных «выходов» за ру­ беж, природно-климатические ус­ ловия ит.п.). Скажем, трудно требовать от миниатюрного Люксембурга пол­ ной схожести его экономической политики с германской. Многие факторы «отличают» и Португа­ лию от Франции с Финляндией. Но все эти страны, сохраняя внут­ ри- и внешнеэкономическую ав­ тономность, придерживаются со­ гласованной кредитно-денежной стратегии, обусловленной их уча­ стием в зоне евро. Европейский же Центробанк вовсе не предпи­ сывает им, например, уровень им­ портных пошлин на многие това­ рыи услуги, политику в сфере экс­ порта капиталовложений, разме­ ры штрафов за налоговые нару­ шения, расценок на электроэнер­ гию, товары массового потребле­ ния... Характерен и пример сущест­ вующего уже 80 лет «Альпийско­ го» — швейцарско-лихтенштейн­ ского таможенно-экономического союза: здесь единой валютой яв­ ляется франк Швейцарии, эмити­ руемый ее Нацбанком. Но швей­ царские власти вовсе не отказы­ вают маленькомуЛихтенштейну в праве на собственную налоговую, транзитную, экспортно-импорт­ нуюполитику. Равноправие, неза­ висимо от размеров территории и масштабов экономики, характе­ ризует и таможенно-экономиче­ ский союз «карликовой» респуб- ш Сокровищница евро — хватит на всю Европу. лики Сан-Марино, не участвую­ щей, заметим, ни в ЕС, ни в зоне Евро, с Италией, существующий с середины 1920-х годов. Более то­ го, швейцарское и итальянское правительства выплачивают сво­ им «микроскопическим» партне­ рам немалые суммы, чтобы те контролировали экспорт соответ­ ственно в Швейцарию и Италию многих потребительских товаров иуслуг, ибо их качество ицены бо­ лее приемлемы для швейцарских и итальянских потребителей, чем «родные аналоги». Схожие меры применяются и в регионе Евросо­ юза. Не исключено, что подоплека «советов» насчет подчинения бе­ лорусской финансовой и внешне­ экономической политики россий­ ской — нежелание многих финан­ сово-промышленных и внешне­ торговых структур России конку­ рировать с белорусскими товара­ ми и услугами, пользующимися в РФ высоким, точнее, массовым спросом благодаря приемлемым, не «перекрученным» ценам и вы­ сокому качеству. Словом, вопрос вовсе не втом, кто главнее в РЕАЛЬНОЙ инте­ грации, то есть кому диктовать и кого подчинять. Как полагает бе­ лорусский вице-премьер Андрей Кобяков, «экономика России зна­ чительно крупнее по масштабу, она во многом имеет сырьевой ха­ рактер и вто же время самодоста­ точна. Белорусская же ориенти­ рована на выпуск конечной — промышленной продукции, в ос­ новном на экспорт. Что касается темпов и характера реформ, мы — маленькая страна и не можем позволить себе больших оши­ бок». П р е р в у т с я с в я з и — п о г а с н е т с в е т В л а д и м и р с к а я о б л а с т ь и Б е л а р у с ь в е д у т д е л о к о б о ю д н о й в ы г о д е Ч у д е с а в а в т о ф у р г о н е Б е л о р у с с к и е ч еки сты и т ам ож енни ки с о в м е с т н о с н ал о го в о й полицией Р о сси и п е р е к ры л и м ощ ны й к а н а л к о н тр аб ан д ны х т о в а р о в Дмитрий Иванов ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ КРУПНЕЙШИЕ заводы Белару­ си, выпускающие автомобили, трактора, сельхозмашины, ком­ плектуются электрооборудова­ нием, приборами и узлами вла­ димирских предприятий «Автос­ вет», «Автоприбор» и других. Разрыв экономических связей, к примеру, между Могилевским лифтостроительным и Влади­ мирским электромоторным за­ водами привел бы белорусское предприятие к остановке. Весной нынешнего года Пос­ тоянный комитет Союзного госу­ дарства Беларуси и России ут­ вердил совместную программу «Развитие швейного машино­ строения». Головное предпри­ ятие «Швеймаш» находится на территории Владимирской обла­ сти. В настоящее время органи­ зовано производство импорто­ заменяющей продукции — бы­ товых швейных машин. По каче­ ству и техническим параметрам они не уступают зарубежным аналогам, а стоят гораздо деше­ вле. Совместное финансирова­ ние проекта позволило уже в на­ чале 2002 года полностью ре­ конструировать головное пред­ приятие «Швеймаш», запустить главный конвейер и оснастить его современным оборудовани­ ем, увеличив выпуск швейных машин в шесть раз. В следую­ щем году на эти цели из союзно­ го бюджета предполагается на­ править еще 7,3 миллиона рос­ сийских рублей. Осенью из сельских районов Беларуси во Владимирскую об­ ласть пошли крупные поставки льна-сырца. Это позволило пол­ ностью загрузить льноперера­ батывающие предприятия обла­ сти, обеспечить прядильные и ткацкие фабрики сырьем. В бу­ дущем поставки льна из Бела­ руси еще более возрастут. Объ­ единение владимирских льно­ комбинатов заключило на 2003 год прямые договора с белорус­ скими производителями этого сырья. Сегодня четверть всего объе­ ма внешней торговли Влади­ мирской области со странами СНГ приходится на Беларусь. Белорусы охотно покупают в российском регионе продукцию химических и стекольных пред­ приятий, электродвигатели, медный прокат, осветительные приборы. А владимирцы в свою очередь приобретают у своих друзей полимерные материалы и товары из пластмассы, авто­ погрузчики, бытовую аппарату­ ру, химические волокна... безопасность Федор Муха__________________ БРЕСТ_________________________ О ПРОБЛЕМЕ взяточничества на таможне сказано и написано много. Однако практика показы­ вает, что сегодня роль мздоим­ цев в темных делах контрабанд­ ных кланов сильно преувеличена — нарушители таможенных рубе­ жей часто могут обходиться и без их прямой помощи, показывая на границе настоящие фокусы с ис­ чезновением товаров. Об этом, в частности, свидетельствует ин­ формация, предоставленная кор­ респонденту «СОЮЗа» Управле­ нием КГБ по Брестской области. Дело, о котором пойдет речь, ве­ лось не один месяц. Только не­ давно в нем была поставлена точка. Минувшим летом, по опера­ тивной информации, белорус­ ским чекистам стало известно, что из Германии в адрес россий­ ских фирм 3е11а-(3гирр и «Де- нак», зарегистрированных вМос­ ковской области, должен просле­ довать груз, сопроводительные документы на который будут со­ держать недостоверные сведе­ ния. Данные подтвердились. Ве­ чером 26 июля при досмотре на белорусско-польской границе ав­ тофургона, следовавшего в ад­ рес Зе11а-Сгирр, обнаружилось, что товара в нем больше, чем указано в документах (кстати, бе­ зупречно оформленных), на пол­ тора миллиарда белорусских рублей. Пока решался вопрос о возможной конфискации скры­ тых излишков, Федеральная служба налоговой полиции Рос­ сии сообщила, что Зе1!а-Огирр— фирма-«однодневка». Ее офиса по указанному адресу в регистра­ ционных документах нет, а в на­ логовые органы коммерсанты сдают «нулевые балансы». Поя­ вились основания для задержа­ ния всей партии груза, состоя­ щей из телевизионной и элек­ тронной техники, поставщиком которой являлась канадская фирма Со1с1 Тгабе ЕГО. Во время двухнедельного разбирательст­ ва лица, выдававшие себя за представителей подмосковных фирм в Бресте, пытались «от­ бить» контрабандный груз любой ценой. В ход пошли ссылки на технические ошибки, намеки на то, что в составе груза есть зака­ зы Управления делами Прези­ дента Российской Федерации. За содействие в «решении вопроса» брестскому сотруднику КГБ предлагалась взятка в размере 150 000 (!) долларов. Атем временем в Брест нача­ ли прибывать автофургоны с то­ варом для другой липовой фир­ мы из Подмосковья — «Денак». Оказалось, что за полтора меся­ ца до этого на белорусско-поль­ ской границе уже прошли оформ­ ление 49 отправленных в ее ад­ рес машин. Чтобы выяснить, куда на самом деле они подевались, КГБ И ГТК Беларуси совместно с Федеральной службой налого­ вой полиции РФ организовали так называемую «контролируе­ мую поставку». Следы привели на подмосковный склад «Асер- вис», откуда после подмены со­ провождавших товары докумен­ тов импорт расходился, минуя на­ логовые барьеры. При обыске, проведенном на складе россий­ скими налоговиками, выясни­ лось, почему так легко контра­ банда легализировалась в Рос­ сии. На складе имелись печати вышеупомянутых фирм-«одно- дневок», поддельные номерные печати сотрудников таможни «Западный Буг», штампы с над­ писью «Груз мытны». Из обнару­ женных документов следовало, что в марте — июне 2002 года в адрес ООО «Денак» поступило свыше 650 большегрузных ма­ шин с «левым» товаром. Лично для меня раньше было загадкой, почему, например, бре­ стские «челноки» за импортными сигаретами, предназначенными для перепродажи в Польше, е з­ дят в Москву. На первый взгляд — абсурд: сначала блок «1.&М» везут из Польши или Германии в Москву, а затем через Брест об­ ратно за границу. Разгадка в вы­ шеописанной контрабандной схеме, согласно которой Москва и Подмосковье являются своеоб­ разными складами-накопителя­ ми не облагаемых налогами, а значит, более дешевых импорт­ ных товаров. Отсюда они расхо­ дятся по СНГ и Европе, в том чис­ ле возвращаются обратно в Польшу и Германию через Брест. Все участники многократных пе­ репродаж каждый раз имеют хо­ роший навар, переигрывая нало­ говые службы тех стран, через которые проходят контрабанд­ ные каналы. В результате из-за таможенно-налоговых недобо- ров, подрыва внутренних рынков колоссальные убытки несут госу­ дарственные бюджеты. Если бы соответствующие ме­ ждународные службы, защищая экономические интересы своих стран, работали всегда так же слаженно, как российские и бе­ лорусские специалисты при рас­ следовании дела фирм-«одно- дневок» в Бресте и Подмосковье, с контрабандистами разговор был бы коротким... « Б е л А З ы » н а п р и к о л е реплика Евгений Багаев КЕМЕРОВО СРАЗУ десять 45-тонных «БелА- Зов» новейшей модификации пришли в Кузбасс в адрес пер­ вого в России международного угледобывающего предприятия разреза «Белорусский». Случай беспрецедентный даже для та­ кого региона, как Кузнецкий бассейн, где хорошо развита от­ крытая добыча угля. Общая сто­ имость техники составляет поч­ ти 1,5 миллиона долларов. Как сообщил корреспонден­ ту «СОЮЗа» управляющий раз­ резом Виктор Бочаров, белорус­ ская сторона с опережением вы­ полняет свои обязательства по строительству нового предпри­ ятия. — Мыуже приступили к сбор­ ке этих машин, подобрали хоро­ шие экипажи. Первые четыре «БелАЗа» вышли на работу пя­ того ноября. Речь идет о новых модификациях 45-тонных «Бе- лАЗов» улучшенной комплекта­ ции, несколько машин оборудо­ ваны английскими двигателями. Машины очень надежные, — подчеркнул В. Бочаров. Наша справка: Совместное предприятие ООО «Угольный разрез «Белорусский» учре­ ждено со стороны Кузбасса — разрезом «Задубров- ский», со стороны Беларуси — заводом БелАЗ. Из 170 млн. рублей учредительного капитала каждая из сторон вносит по 50 процентов. БелАЗ свою долю вносит карьерной техникой, которая будет сдана разрезу в арен­ ду. «Задубровский» вносит долю частью своей инфра­ структуры и денежными средствами. Мощность раз­ реза определена пока в 500 тысяч тонн угля в год. Пот­ ребность Беларуси —- 320 ты­ сяч тонн энергетического уг­ ля в год. Но почему именно Кузбасс, а не соседняя с Беларусью уголь­ ная Польша? Ответ простой: весь польский уголь имеет со­ держание серы 3 процента, а кузнецкий — всего 0,2 процен­ та. К тому же польский уголь до­ роже российского. Сегодня бе­ лорусы покупают уголь и в Поль­ ше, и в Воркуте не ниже, чем за 45 долларов за тонну, а «свой» уголь, причем с учетом перевоз­ ки на 5 тысяч километров, будет стоить для Беларуси 30 долла­ ров за тонну. По мнению В. Бо­ чарова, как всегда самым слож­ ным моментом при создании по­ добных угледобывающих пред­ приятий является получение всех видов разрешительных до­ кументов: лицензии на исполь­ зование недр, отвода земли и прочее. Тем не менее авторы проекта надеются преодолеть все организационные проблемы и уже в четвертом квартале те­ кущего года начать добычу угля и его отправку в Беларусь. Хозяйственников обеих стран отличает прагматизм. «БелаАЗ» уже прислал свои ма­ шины, которые со дня на день будут готовы выйти на линию. А у россиян проблемы — третий месяц решается вопрос выдачи лицензии на разработку уголь­ ного месторождения. И это не все. В соответствии с законода­ тельством надо еще провести конкурс на эту лицензию. Полу­ чается такая картина: кузбас- совцы, имеющие поддержку со стороны областной администра­ ции, уверены в своей победе на конкурсе, готовы хоть сегодня вывести технику и начать «кро­ ить» шахтное поле разреза. Но не могут. Надо ждать решения чиновников. М и н с к у п о д а р и л и « к о л ь ц о » П о с л е р е к о н с т р у к ц и и о т к р ы т о д в и ж е н и е н а М и н с к о й к о л ь ц е в о й а в т о д о р о г е СГ)б( 1ТИО Владимир Бибиков Минск_________________________ ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, что в эти же дни Московская кольцевая д о ­ рога отмечает 40-летие. Не­ вольно появляется соблазн сравнить 109-километровое Московское «кольцо» с 56-кило­ метровым Минским. Тем более что решение об их строительст­ ве принималось примерно в од­ ни и те же годы. Собственно, мотивы, побу­ дившие белорусские власти ак­ тивизировать реконструкцию МКАД, родственны москов­ ским: Минская кольцевая к кон­ цу прошлого столетия критиче­ ским образом устарела мораль­ но и физически и тоже могла претендовать на звание «доро­ ги смерти». Только за один год, предшествовавший началу ра­ бот, число аварий,раненных и погибших в ДТП возросло при­ близительно вдвое. Это не уди­ вительно. З а 20 примерно лет, прошедших с тех пор, как одна половина Минского «кольца» обрела в ходе предыдущей ре­ конструкции по две полосы дви­ жения в каждую сторону (а вто­ рая половина так и осталась од­ нополосной), число автомоби­ лей в Минске и прилегающих районах возросло в десятки раз. К тому же на дороге посто­ янно ремонтировались те или иные участки. Стоит ли гово­ рить, что машины тянулись че­ репашьим шагом, а то и застре­ вали в пробках. Что же получил Минск сегод­ ня? Подарок вполне европей­ ский: по три полосы движения в каждую сторону, разделенные двусторонним стальным барье­ ром. Специальные устройства защищают водителей от ослеп­ ления, а железобетонные экра­ ны ограждают ближайшие мик­ рорайоны от шума. Естествен­ но, нет ни одного пересечения транспортных потоков, а все 24 транспортные развязки осве­ щены. Для пешеходов построе­ но 19 подземных и надземных переходов. — Дорога получилась поум­ нее других, — прокомментиро­ вал новостройку в беседе с кор­ респондентом «СОЮЗа» пер­ вый заместитель министра транспорта и коммуникаций Бе­ ларуси глава департамента «Белавтодор» Александр Ми­ нин. — Понятные знаки и раз- метка, ровное покрытие, о б ес­ печивающее сцепление колеса с дорогой даже в сильный дождь, позволяют дороге про­ пустить до 85 тысяч автомоби­ лей в сутки при скорости до 90 километров в час. К этому можно добавить ав­ томатизированную систему уп­ равления, которой оснащена Минская кольцевая. Три изме­ рительные станции в масштабе реального времени передают информацию о температуре и влажности воздуха, дорожного покрытия в ближайшие дорож­ но-ремонтные управления и центральную диспетчерскую департамента «Белавтодор», а также на крупные электронные табло, установленные на обочи­ не дороги. Специальный счет­ чик контролирует интенсив­ ность движения и состав транс­ портного потока, а видеокаме­ ры позволяют специалистам из кабинета следить за состояни­ ем дороги и движением машин. Это очень важно еще и потому, что Минское «кольцо» уже при­ няло на себя солидную часть внутригородских перевозок, разгрузив магистрали мегапо­ лиса. Кольцевая также стала надежным звеном международ­ ного транспортного коридора, связавшего Балтику с Причер­ номорьем. Все это благолепие в чистом виде обошлось Беларуси при­ мерно в 80 миллионов долларов, а если учесть сопутствующие за­ траты — то еще раза в два боль­ ше. Солидно для любого, даже более преуспевающего государ­ ства. Однако затраты оказались бы еще круче, если бы не одно «ноу-хау»: по требованию бело­ русского Президента реконст­ рукция МКАД завершена менее чем за два года — в 2 — 2,5 раза быстрее, чем по проекту. В оче­ редной раз подтвердилась исти­ на, известная любому строите­ лю— чем быстрее объект соору­ жается, тем меньше издержек. В Минске эта экономия составила около 50 миллиардов белорус­ ских рублей (без малого милли­ ард российских). Экономиче­ ский эффект от использован МКАД превысит 30 миллиардов рублей в год. Тем самым все за ­ траты окупятся примерно за пять лет. Резко ускорить строительст­ во, по словам Александра Ми­ нина, позволила грамотная ин­ женерная проработка объекта. К примеру, при пересечении ре­ чушки Цна встала проблема: как быть с многометровым сло­ ем сапропеля, который под на­ грузкой мог «поплыть»? Можно было забить множество длин­ ных железобетонных свай, но это дорого и долго. Поэтому бе­ лорусские дорожники «прода­ вили» сапропель слоем грунта, укрепили его специальным по­ лотном, причем рассчитали все это с точностью до сантиметра. Новая дорога по осевой нагруз­ ке — 11,5 тонны — соответству­ ет нормам Евросоюза. Прогрес­ сивные технические решения применены и при сооружении мостов и путепроводов. Примечательно, что в эти же дни в Минске после реконструк­ ции была открыта и крупнейшая транспортная развязка по Пар­ тизанскому проспекту, в 2,5 раза увеличившая его пропуск­ ную способность. И вновь нор­ мативные сроки строительства оказались в полтора раза уко­ рочены. Это лишь один из эпи­ зодов программы реконструк­ ции минских магистралей, рас­ считанной на 5 — 6 лет. Причем практически все строится свои­ ми руками и из своих материа­ лов. Такой размах обусловлен тем, что в стране удалось сохра­ нить крупные специализиро­ ванные стройтресты и проект­ ные организации. Причем они активно работают не только в Беларуси, но и в России. Впрочем, на родине у них дел тоже хватит. В ближайшие пять лет предстоит модернизиро­ вать на европейском уровне ос­ новные транспортные магист­ рали Беларуси.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz