Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
I I 1 4 Н О Я Б Р Я 2002 Ч Е Т В Е Р Г № 4 4 ( 9 6 ) С О Ю З Б е л а р у с ь — Р о с с и я Ч е р н о б ы л ь с к и й с ч е т — о б щ и й союзная программа МИНСК—МОСКВА_______________ ВОТУЖЕ почти пять лет, как вСо юзном государстве разработана и внедряется программа совмест ных действий по минимизации по следствий аварии на ЧАЭС. Не давно в Беларуси были внесены изменения в карты радиационной загрязненности территорий и со кращены некоторые выплаты. По добные меры вызвали некоторое недовольство в обществе, пошли даже слухи о сокращении черно быльских программ. Прокоммен тировать ситуациюкорреспондент «СОЮЗА» попросил председате ля Комиссии по вопросам эколо гии, природопользования и ликви дации последствий аварий Парла ментского собрания Союза Бела руси иРоссии МариюХУДУЮ. — Комплекс мероприятий по минимизации последствий черно быльской аварии был выработан совместными усилиями. Еще пять лет назад Совмин Союзного госу дарства утвердил Программу сов местной деятельности по преодо лению последствий чернобыль ской катастрофы в рамках Союз ного государства. Сначала это бы ла так называемая первая часть программы, рассчитанная на 1998—2000 годы. В марте этого года была принята вторая часть, рассчитанная на 2002—2005 годы. Основная часть средств, выделен ных из бюджета Союзного госу дарства, пошла на строительство социально значимых объектов в Беларуси и России. В Беларуси это Гродненский завод медпрепа- ратов, который будет производить высокоочищенные аминокислоты и Гомельский специализирован ный радиационный диспансер. В России — Медицинский радиоло гический научный центр в Обнин ске и Всероссийский центр экс тренной радиационной медицины в Санкт-Петербурге. Еще одна важная задача союзной програм мы— объединить усилия ученых Беларуси и России, сделать их ра боту по изучению влияния радиа ции на окружающую среду и чело века, созданию новых медицин ских препаратов, профилактике, лечению и оздоровлению населе ния наших стран более эффектив ной. — На какой срок рассчитана программа? — Первая программа была рассчитана на два года. Понятно, что за это время последствия Чер нобыля не искоренить. Потому в марте нынешнего года была ут верждена Программа совместной деятельности на 2002 — 2005 го ды. Средства под нее заложены немалые — только на нынешнем этапе около 980 миллионов рос сийских рублей. Совсем недавно мы рассматривали ход выполне ния нынешнего этапа программы на заседании нашей Постоянной комиссии по проблемам экологии, природопользования и ликвида ции последствий аварий в Москве и Обнинске. На 2002 год в бюдже те Союзного государства под про грамму выделено 203 миллиона российских рублей — по 50 про центов для каждой страны. Идаже несмотря на то, что бюджетная роспись была проведена только в конце июня, освоение средств идет неплохо. Финансирование объектов Российской Федерации за этот период осуществлено уже на 70 процентов. Что же касается Беларуси, то здесь работа пока идет чуть медленнее — все освое ние средств от годовой суммы со ставило только 44 процента. В ча стности, на заседании комиссии было отмечено, что недостаточно работали по освоению средств, направленных на научнуютемати ку— поздно были заключены до говоры. Совместно с научно-кон сультативным советом ученых мы рассмотрели каждую позицию проекта, и ученые уверили, что ес ли выделят средства, то все науч ные темы, намеченные в рамках программы, будут освоены уже до конца года. В рамках программы большое значение уделяется профилакти ке заболеваний, вызываемых воз действием радиации. Так, при на учном центре в Обнинске начато производство йодоказеина. Ис следования подтвердили, что эта добавка восполняет йододефицит организма значительно эффек тивней, чем йодированная соль. —Несмотряна совместнуюра боту, все же существует разни ца в подходах к проблемам Чернобыля в наших странах. Возможна ли в будущем уни фикация этих подходов? — В программе заложена раз работка единой концепции соци альной защиты населения, по страдавшей от аварии на ЧАЭС. Но пока, несмотря на многократ ное обсуждение, кединому знаме нателю мыне пришли. Российские ученые считают, что определение зон влияния радиации на здоро вье человека должно вестись ис ходя из дозовой нагрузки, а наши ученые настаивают на оценке по загрязненности территорий. Если бы на первых порах, сразу после аварии, проводилось индивиду альное обследование населения, составление радиологических карт, то метода российских уче ных была бы на сегодня более точ ной. Но посколькутогда подобного учета не велось, старались, напро тив, уменьшить цифры, умолчать проблему, то теперь крайне слож но перейти на оценку дозовой на грузки. По сегодняшним показате лям, без знания картинывдинами ке многие территории могут счи таться относительно чистыми. Но такого быть не может, поскольку мы знаем еще ито, что не был вы полнен сразу весь комплекс меро приятий, определенных после ава рии— обеспечение населения чи стыми продуктами, водой, гази фикация, дезактивация террито рий. Что же касается изменения карты загрязненных территорий, то Белгидрометом ведется их по стоянный мониторинг. На основа нии этих данных каждые 5 лет пе ресматривается районирование по загрязненности территорий. —Связан ли с этим пересмотр льгот для жителей загрязнен ныхрайонов? — Нет, просто решено было перераспределить средства для более эффективного использова ния. Они пойдут на приобретение оборудования для медицинских учреждений в загрязненных рай онах, значительная сумма напра влена на строительство Гомель ского диспансера. Также будут решаться вопросы с обеспечени ем населения чистой водой, гази фикацией районов и т.д. Возмож но, необходимо было провести более тщательную разъяснитель ную работу, прежде чем отменить чернобыльские надбавки. Сейчас в белорусском парламенте ведет ся разговор о том, что необходи мо менять подходы, само отноше ние к жизнедеятельности рай онов повышенного загрязнения. Для предприятий, которые будут там работать, уже в ближайшее время введут налоговые префе ренции. Мы надеемся, что тогда больше средств будет вклады ваться в модернизацию произ водств, благоустройство насе ленных пунктов. Этим регионам необходимо уделять повышенное внимание. Потому теперь задача государства — позаботиться о том, чтобы местные жители мог ли сами себя обеспечивать, дать им возможность заработать, а не продуцировать социальных иж дивенцев, привыкшихжить в ожи дании пособия. Беседовала Светлана ЛИЦКЕВИЧ. Д и к т а т р а в н о п р а в и я н е з а м е н и т . . . продолжаем тему Алексей Чичкин МОСКВА________________________ В ПОСЛЕДНЕЕ время в спорах о будущем российско-белорусско го Союза, о его экономической «начинке» один из главных вопро сов — где размещать единый эмиссионный центр для союзной валюты? Такие дискуссии идут давно и усиливаются всякий раз, когда между обеими странами возника ют проблемы, будь то платежи Минска за газ или несогласие бе лорусской стороны с проектами финансового и правового «погло щения» экономики Беларуси рос сийскими финасово-промышлен- ными структурами. Звучит и та кое мнение: либо Минск будет беспрекословно подчиняться кри териям российских Минфина с Центробанком, либо такая валю та не нужна, нежизнеспособна. Складывается впечатление, что инициаторы такого рода спо ров сознательно игнорируют мно гие факты, свидетельствующие о бессрочной сопричастности обе их наших экономик. Во-первых, с помощью белорусских предпри ятий в России производится око ло трети высокотехнологичной и наукоемкой продукции, которая вдобавок наиболее рентабельна с точки зрения экспортных доходов. Во-вторых, именно Беларусь (в отличие от других стран бывшего СССР) не взимает с России плату за экспортный транзит нефти и га за — основных экспортных това ров РФ. А такие платежи, по са мым скромным экспертным оцен кам, могли бы составить до 150 миллионов долларов ежегодно. Да и беспрепятственный транзит между Калининградской обла стью и остальной территорией России возможен только через Беларусь— неспроста именно со юзные проекты, как уже сообщал «СОЮЗ», предусматривают раз витие транспортных мощностей в Калининградском регионе. Под тверждают значимость белорус ского фактора в этом вопросе и недавние литовско-белорусские договоренности по взаимным транзитным льготам. Что до «главенства» в едином эмиссионном центре, то, как пока зывает мировая практика, несхо жесть национальной внутри- и внешнеэкономической политики вовсе не является препятствием для финансово-экономической интеграции. В том же Евросоюзе существует зона евро, куда не входят страны— члены ЕС: Шве ция, Дания, Великобритания. Но они согласовывают свою эконо мическую, прежде всего финан совую, политику с остальными участниками и руководством Ев росоюза. Или, например, Бельгия с Нидерландами и Люксембургом вошли в зону евро, но сохранили свой таможенно-экономический союз (БЕНИЛЮКС), существую щий с 1944 года. Именно он стал «предтечей» Европейского сооб щества, учрежденного через 13 лет. Кроме того, по сей день во всех странах — членах зоны евро со храняются различия в таможен ных пошлинах, акцизах, в ценах и тарифах на товары и услуги, рас ценках на грузо- и пассажирот- ранзит. Естественно, между «ев ространами» возникают пробле мы, но они решаются главным об разом в двусторонних перегово рах. Кредитно-денежную полити ку и, стало быть, эмиссию еврова люты из единого центра (в Герма нии) ни правительства, ни финан сово-промышленные структуры этих стран не оспаривают. То есть в регионе и Евросоюза, и зоны ев ро сохраняются национальные различия в экономической поли тике, обусловленные, кстати, и географическими причинами (не большая территория, зависи мость от импорта энергопромыш ленного сырья, наличие прямых транспортных «выходов» за ру беж, природно-климатические ус ловия ит.п.). Скажем, трудно требовать от миниатюрного Люксембурга пол ной схожести его экономической политики с германской. Многие факторы «отличают» и Португа лию от Франции с Финляндией. Но все эти страны, сохраняя внут ри- и внешнеэкономическую ав тономность, придерживаются со гласованной кредитно-денежной стратегии, обусловленной их уча стием в зоне евро. Европейский же Центробанк вовсе не предпи сывает им, например, уровень им портных пошлин на многие това рыи услуги, политику в сфере экс порта капиталовложений, разме ры штрафов за налоговые нару шения, расценок на электроэнер гию, товары массового потребле ния... Характерен и пример сущест вующего уже 80 лет «Альпийско го» — швейцарско-лихтенштейн ского таможенно-экономического союза: здесь единой валютой яв ляется франк Швейцарии, эмити руемый ее Нацбанком. Но швей царские власти вовсе не отказы вают маленькомуЛихтенштейну в праве на собственную налоговую, транзитную, экспортно-импорт нуюполитику. Равноправие, неза висимо от размеров территории и масштабов экономики, характе ризует и таможенно-экономиче ский союз «карликовой» респуб- ш Сокровищница евро — хватит на всю Европу. лики Сан-Марино, не участвую щей, заметим, ни в ЕС, ни в зоне Евро, с Италией, существующий с середины 1920-х годов. Более то го, швейцарское и итальянское правительства выплачивают сво им «микроскопическим» партне рам немалые суммы, чтобы те контролировали экспорт соответ ственно в Швейцарию и Италию многих потребительских товаров иуслуг, ибо их качество ицены бо лее приемлемы для швейцарских и итальянских потребителей, чем «родные аналоги». Схожие меры применяются и в регионе Евросо юза. Не исключено, что подоплека «советов» насчет подчинения бе лорусской финансовой и внешне экономической политики россий ской — нежелание многих финан сово-промышленных и внешне торговых структур России конку рировать с белорусскими товара ми и услугами, пользующимися в РФ высоким, точнее, массовым спросом благодаря приемлемым, не «перекрученным» ценам и вы сокому качеству. Словом, вопрос вовсе не втом, кто главнее в РЕАЛЬНОЙ инте грации, то есть кому диктовать и кого подчинять. Как полагает бе лорусский вице-премьер Андрей Кобяков, «экономика России зна чительно крупнее по масштабу, она во многом имеет сырьевой ха рактер и вто же время самодоста точна. Белорусская же ориенти рована на выпуск конечной — промышленной продукции, в ос новном на экспорт. Что касается темпов и характера реформ, мы — маленькая страна и не можем позволить себе больших оши бок». П р е р в у т с я с в я з и — п о г а с н е т с в е т В л а д и м и р с к а я о б л а с т ь и Б е л а р у с ь в е д у т д е л о к о б о ю д н о й в ы г о д е Ч у д е с а в а в т о ф у р г о н е Б е л о р у с с к и е ч еки сты и т ам ож енни ки с о в м е с т н о с н ал о го в о й полицией Р о сси и п е р е к ры л и м ощ ны й к а н а л к о н тр аб ан д ны х т о в а р о в Дмитрий Иванов ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ КРУПНЕЙШИЕ заводы Белару си, выпускающие автомобили, трактора, сельхозмашины, ком плектуются электрооборудова нием, приборами и узлами вла димирских предприятий «Автос вет», «Автоприбор» и других. Разрыв экономических связей, к примеру, между Могилевским лифтостроительным и Влади мирским электромоторным за водами привел бы белорусское предприятие к остановке. Весной нынешнего года Пос тоянный комитет Союзного госу дарства Беларуси и России ут вердил совместную программу «Развитие швейного машино строения». Головное предпри ятие «Швеймаш» находится на территории Владимирской обла сти. В настоящее время органи зовано производство импорто заменяющей продукции — бы товых швейных машин. По каче ству и техническим параметрам они не уступают зарубежным аналогам, а стоят гораздо деше вле. Совместное финансирова ние проекта позволило уже в на чале 2002 года полностью ре конструировать головное пред приятие «Швеймаш», запустить главный конвейер и оснастить его современным оборудовани ем, увеличив выпуск швейных машин в шесть раз. В следую щем году на эти цели из союзно го бюджета предполагается на править еще 7,3 миллиона рос сийских рублей. Осенью из сельских районов Беларуси во Владимирскую об ласть пошли крупные поставки льна-сырца. Это позволило пол ностью загрузить льноперера батывающие предприятия обла сти, обеспечить прядильные и ткацкие фабрики сырьем. В бу дущем поставки льна из Бела руси еще более возрастут. Объ единение владимирских льно комбинатов заключило на 2003 год прямые договора с белорус скими производителями этого сырья. Сегодня четверть всего объе ма внешней торговли Влади мирской области со странами СНГ приходится на Беларусь. Белорусы охотно покупают в российском регионе продукцию химических и стекольных пред приятий, электродвигатели, медный прокат, осветительные приборы. А владимирцы в свою очередь приобретают у своих друзей полимерные материалы и товары из пластмассы, авто погрузчики, бытовую аппарату ру, химические волокна... безопасность Федор Муха__________________ БРЕСТ_________________________ О ПРОБЛЕМЕ взяточничества на таможне сказано и написано много. Однако практика показы вает, что сегодня роль мздоим цев в темных делах контрабанд ных кланов сильно преувеличена — нарушители таможенных рубе жей часто могут обходиться и без их прямой помощи, показывая на границе настоящие фокусы с ис чезновением товаров. Об этом, в частности, свидетельствует ин формация, предоставленная кор респонденту «СОЮЗа» Управле нием КГБ по Брестской области. Дело, о котором пойдет речь, ве лось не один месяц. Только не давно в нем была поставлена точка. Минувшим летом, по опера тивной информации, белорус ским чекистам стало известно, что из Германии в адрес россий ских фирм 3е11а-(3гирр и «Де- нак», зарегистрированных вМос ковской области, должен просле довать груз, сопроводительные документы на который будут со держать недостоверные сведе ния. Данные подтвердились. Ве чером 26 июля при досмотре на белорусско-польской границе ав тофургона, следовавшего в ад рес Зе11а-Сгирр, обнаружилось, что товара в нем больше, чем указано в документах (кстати, бе зупречно оформленных), на пол тора миллиарда белорусских рублей. Пока решался вопрос о возможной конфискации скры тых излишков, Федеральная служба налоговой полиции Рос сии сообщила, что Зе1!а-Огирр— фирма-«однодневка». Ее офиса по указанному адресу в регистра ционных документах нет, а в на логовые органы коммерсанты сдают «нулевые балансы». Поя вились основания для задержа ния всей партии груза, состоя щей из телевизионной и элек тронной техники, поставщиком которой являлась канадская фирма Со1с1 Тгабе ЕГО. Во время двухнедельного разбирательст ва лица, выдававшие себя за представителей подмосковных фирм в Бресте, пытались «от бить» контрабандный груз любой ценой. В ход пошли ссылки на технические ошибки, намеки на то, что в составе груза есть зака зы Управления делами Прези дента Российской Федерации. За содействие в «решении вопроса» брестскому сотруднику КГБ предлагалась взятка в размере 150 000 (!) долларов. Атем временем в Брест нача ли прибывать автофургоны с то варом для другой липовой фир мы из Подмосковья — «Денак». Оказалось, что за полтора меся ца до этого на белорусско-поль ской границе уже прошли оформ ление 49 отправленных в ее ад рес машин. Чтобы выяснить, куда на самом деле они подевались, КГБ И ГТК Беларуси совместно с Федеральной службой налого вой полиции РФ организовали так называемую «контролируе мую поставку». Следы привели на подмосковный склад «Асер- вис», откуда после подмены со провождавших товары докумен тов импорт расходился, минуя на логовые барьеры. При обыске, проведенном на складе россий скими налоговиками, выясни лось, почему так легко контра банда легализировалась в Рос сии. На складе имелись печати вышеупомянутых фирм-«одно- дневок», поддельные номерные печати сотрудников таможни «Западный Буг», штампы с над писью «Груз мытны». Из обнару женных документов следовало, что в марте — июне 2002 года в адрес ООО «Денак» поступило свыше 650 большегрузных ма шин с «левым» товаром. Лично для меня раньше было загадкой, почему, например, бре стские «челноки» за импортными сигаретами, предназначенными для перепродажи в Польше, е з дят в Москву. На первый взгляд — абсурд: сначала блок «1.&М» везут из Польши или Германии в Москву, а затем через Брест об ратно за границу. Разгадка в вы шеописанной контрабандной схеме, согласно которой Москва и Подмосковье являются своеоб разными складами-накопителя ми не облагаемых налогами, а значит, более дешевых импорт ных товаров. Отсюда они расхо дятся по СНГ и Европе, в том чис ле возвращаются обратно в Польшу и Германию через Брест. Все участники многократных пе репродаж каждый раз имеют хо роший навар, переигрывая нало говые службы тех стран, через которые проходят контрабанд ные каналы. В результате из-за таможенно-налоговых недобо- ров, подрыва внутренних рынков колоссальные убытки несут госу дарственные бюджеты. Если бы соответствующие ме ждународные службы, защищая экономические интересы своих стран, работали всегда так же слаженно, как российские и бе лорусские специалисты при рас следовании дела фирм-«одно- дневок» в Бресте и Подмосковье, с контрабандистами разговор был бы коротким... « Б е л А З ы » н а п р и к о л е реплика Евгений Багаев КЕМЕРОВО СРАЗУ десять 45-тонных «БелА- Зов» новейшей модификации пришли в Кузбасс в адрес пер вого в России международного угледобывающего предприятия разреза «Белорусский». Случай беспрецедентный даже для та кого региона, как Кузнецкий бассейн, где хорошо развита от крытая добыча угля. Общая сто имость техники составляет поч ти 1,5 миллиона долларов. Как сообщил корреспонден ту «СОЮЗа» управляющий раз резом Виктор Бочаров, белорус ская сторона с опережением вы полняет свои обязательства по строительству нового предпри ятия. — Мыуже приступили к сбор ке этих машин, подобрали хоро шие экипажи. Первые четыре «БелАЗа» вышли на работу пя того ноября. Речь идет о новых модификациях 45-тонных «Бе- лАЗов» улучшенной комплекта ции, несколько машин оборудо ваны английскими двигателями. Машины очень надежные, — подчеркнул В. Бочаров. Наша справка: Совместное предприятие ООО «Угольный разрез «Белорусский» учре ждено со стороны Кузбасса — разрезом «Задубров- ский», со стороны Беларуси — заводом БелАЗ. Из 170 млн. рублей учредительного капитала каждая из сторон вносит по 50 процентов. БелАЗ свою долю вносит карьерной техникой, которая будет сдана разрезу в арен ду. «Задубровский» вносит долю частью своей инфра структуры и денежными средствами. Мощность раз реза определена пока в 500 тысяч тонн угля в год. Пот ребность Беларуси —- 320 ты сяч тонн энергетического уг ля в год. Но почему именно Кузбасс, а не соседняя с Беларусью уголь ная Польша? Ответ простой: весь польский уголь имеет со держание серы 3 процента, а кузнецкий — всего 0,2 процен та. К тому же польский уголь до роже российского. Сегодня бе лорусы покупают уголь и в Поль ше, и в Воркуте не ниже, чем за 45 долларов за тонну, а «свой» уголь, причем с учетом перевоз ки на 5 тысяч километров, будет стоить для Беларуси 30 долла ров за тонну. По мнению В. Бо чарова, как всегда самым слож ным моментом при создании по добных угледобывающих пред приятий является получение всех видов разрешительных до кументов: лицензии на исполь зование недр, отвода земли и прочее. Тем не менее авторы проекта надеются преодолеть все организационные проблемы и уже в четвертом квартале те кущего года начать добычу угля и его отправку в Беларусь. Хозяйственников обеих стран отличает прагматизм. «БелаАЗ» уже прислал свои ма шины, которые со дня на день будут готовы выйти на линию. А у россиян проблемы — третий месяц решается вопрос выдачи лицензии на разработку уголь ного месторождения. И это не все. В соответствии с законода тельством надо еще провести конкурс на эту лицензию. Полу чается такая картина: кузбас- совцы, имеющие поддержку со стороны областной администра ции, уверены в своей победе на конкурсе, готовы хоть сегодня вывести технику и начать «кро ить» шахтное поле разреза. Но не могут. Надо ждать решения чиновников. М и н с к у п о д а р и л и « к о л ь ц о » П о с л е р е к о н с т р у к ц и и о т к р ы т о д в и ж е н и е н а М и н с к о й к о л ь ц е в о й а в т о д о р о г е СГ)б( 1ТИО Владимир Бибиков Минск_________________________ ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, что в эти же дни Московская кольцевая д о рога отмечает 40-летие. Не вольно появляется соблазн сравнить 109-километровое Московское «кольцо» с 56-кило метровым Минским. Тем более что решение об их строительст ве принималось примерно в од ни и те же годы. Собственно, мотивы, побу дившие белорусские власти ак тивизировать реконструкцию МКАД, родственны москов ским: Минская кольцевая к кон цу прошлого столетия критиче ским образом устарела мораль но и физически и тоже могла претендовать на звание «доро ги смерти». Только за один год, предшествовавший началу ра бот, число аварий,раненных и погибших в ДТП возросло при близительно вдвое. Это не уди вительно. З а 20 примерно лет, прошедших с тех пор, как одна половина Минского «кольца» обрела в ходе предыдущей ре конструкции по две полосы дви жения в каждую сторону (а вто рая половина так и осталась од нополосной), число автомоби лей в Минске и прилегающих районах возросло в десятки раз. К тому же на дороге посто янно ремонтировались те или иные участки. Стоит ли гово рить, что машины тянулись че репашьим шагом, а то и застре вали в пробках. Что же получил Минск сегод ня? Подарок вполне европей ский: по три полосы движения в каждую сторону, разделенные двусторонним стальным барье ром. Специальные устройства защищают водителей от ослеп ления, а железобетонные экра ны ограждают ближайшие мик рорайоны от шума. Естествен но, нет ни одного пересечения транспортных потоков, а все 24 транспортные развязки осве щены. Для пешеходов построе но 19 подземных и надземных переходов. — Дорога получилась поум нее других, — прокомментиро вал новостройку в беседе с кор респондентом «СОЮЗа» пер вый заместитель министра транспорта и коммуникаций Бе ларуси глава департамента «Белавтодор» Александр Ми нин. — Понятные знаки и раз- метка, ровное покрытие, о б ес печивающее сцепление колеса с дорогой даже в сильный дождь, позволяют дороге про пустить до 85 тысяч автомоби лей в сутки при скорости до 90 километров в час. К этому можно добавить ав томатизированную систему уп равления, которой оснащена Минская кольцевая. Три изме рительные станции в масштабе реального времени передают информацию о температуре и влажности воздуха, дорожного покрытия в ближайшие дорож но-ремонтные управления и центральную диспетчерскую департамента «Белавтодор», а также на крупные электронные табло, установленные на обочи не дороги. Специальный счет чик контролирует интенсив ность движения и состав транс портного потока, а видеокаме ры позволяют специалистам из кабинета следить за состояни ем дороги и движением машин. Это очень важно еще и потому, что Минское «кольцо» уже при няло на себя солидную часть внутригородских перевозок, разгрузив магистрали мегапо лиса. Кольцевая также стала надежным звеном международ ного транспортного коридора, связавшего Балтику с Причер номорьем. Все это благолепие в чистом виде обошлось Беларуси при мерно в 80 миллионов долларов, а если учесть сопутствующие за траты — то еще раза в два боль ше. Солидно для любого, даже более преуспевающего государ ства. Однако затраты оказались бы еще круче, если бы не одно «ноу-хау»: по требованию бело русского Президента реконст рукция МКАД завершена менее чем за два года — в 2 — 2,5 раза быстрее, чем по проекту. В оче редной раз подтвердилась исти на, известная любому строите лю— чем быстрее объект соору жается, тем меньше издержек. В Минске эта экономия составила около 50 миллиардов белорус ских рублей (без малого милли ард российских). Экономиче ский эффект от использован МКАД превысит 30 миллиардов рублей в год. Тем самым все за траты окупятся примерно за пять лет. Резко ускорить строительст во, по словам Александра Ми нина, позволила грамотная ин женерная проработка объекта. К примеру, при пересечении ре чушки Цна встала проблема: как быть с многометровым сло ем сапропеля, который под на грузкой мог «поплыть»? Можно было забить множество длин ных железобетонных свай, но это дорого и долго. Поэтому бе лорусские дорожники «прода вили» сапропель слоем грунта, укрепили его специальным по лотном, причем рассчитали все это с точностью до сантиметра. Новая дорога по осевой нагруз ке — 11,5 тонны — соответству ет нормам Евросоюза. Прогрес сивные технические решения применены и при сооружении мостов и путепроводов. Примечательно, что в эти же дни в Минске после реконструк ции была открыта и крупнейшая транспортная развязка по Пар тизанскому проспекту, в 2,5 раза увеличившая его пропуск ную способность. И вновь нор мативные сроки строительства оказались в полтора раза уко рочены. Это лишь один из эпи зодов программы реконструк ции минских магистралей, рас считанной на 5 — 6 лет. Причем практически все строится свои ми руками и из своих материа лов. Такой размах обусловлен тем, что в стране удалось сохра нить крупные специализиро ванные стройтресты и проект ные организации. Причем они активно работают не только в Беларуси, но и в России. Впрочем, на родине у них дел тоже хватит. В ближайшие пять лет предстоит модернизиро вать на европейском уровне ос новные транспортные магист рали Беларуси.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz