Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

ЖНПЕЦКАЯ v l г а з е т а Ш враля 2002 г, ^_^_,!4®Sww>;->XwS^>!w4wewW*ft*SX,W-X^w&Xv> щ СОБЕСЕДНИК «ЛГ» ВСЕ ДЕТИ — НАШИ ПЛАТАЗА ПРОЕЗД В ПОЕЗДАХ ПОКА МЕНЯТЬСЯ НЕ БУДЕТ ^ Повышение тарифов 'У’ на железной д о ­ роге «было последним, и в этом году плата за проезд в поездах дальнего следования боль­ ше увеличиваться не будет». Об этом заявил на днях новый министр путей сообщения РФ Геннадий Ф адеев , находившийся в Ярослав­ ле с однодневной рабочей поездкой. Он по­ яснил, что уже сейчас стоимость билета по­ крывает 80 процентов расходной части на перевозку пассажира. С 15 января 2002 года тарифы на дальние железнодорожные пассажирские перевозки повысились на 30 процентов. Ранее предпо­ лагалось, что увеличение соответствующих тарифов будет проведено еще в феврале-мар­ те на 11-14 процентов и в июле — на 3-4 процента. Сейчас пов сю ду анализируются итоги минувшего год а . И ш кольное д е л о — не исключение. Б е седа с начальником Липецкого городского управления обр а зов ан и я Ниной ФЕДОРОВОЙ и задумы валась как р азмыш лени е о том , как и чем жили школы областного центра . Но н е в ж а н р е сам оотчета . Поэтому р едакция п р едл ож и л а Нине С ем еновне ряд пробл ем ны х , не всегда «удобны х» для н е е вопросов . образовательного процесса. И это в определенной степени не может не мешать, скажем так, основной дея­ тельности. Но, во-первых, такое по­ ложение вещей не ново. Десять-пят­ надцать лет назад финансовые воз­ можности были лучше, но приходи­ лось добывать хорошие материалы и оборудование. Сейчас материалов и оборудования более чем достаточ­ но, но не хватает денег... Во-вторых, администрация горо­ да и Совет депутатов делают все, что в их силах, чтобы ослабить давле­ ние этих проблем на директора. На­ пример, способствуя установлению прочных связей шефствующих пред­ приятий и школ, максимальному выделению бюджетных средств и так далее. В-третьих, настоящий директор никогда, ни при каких обстоятель­ ствах не превратится в чистого хо­ зяйственника. У него всегда на пер­ вом месте будут учебно-воспитатель­ ный процесс, условия для творчества педагогов. Тут как на фронте: пере­ довая — образовательный процесс, тыл — его материально-техническое обеспечение. Управление образования стремит­ ся помочь директору прежде всего в плане внутришкольного управления. К примеру, создав специально для директоров школ лаборатории «Мо­ ниторинг качества управления педа­ гогическими системами». — Подводя итог нашему диало­ гу, скажите: каким был в целом ми­ нувший год для муниципальной си­ стемы образования? Что удалось, что нет? — Мы сохранили педагогические коллективы. Выпустили из школ подготовленных и в основном дос­ тойных людей. Хуже ли, лучше ли, но учебные заведения города финан­ сировались, а учителя вовремя по­ лучали зарплату. Наладили контакт с шефствующими предприятиями и организациями. Продолжили инно­ вационную работу. Несмотря на не­ достаток средств, сохранили систе­ му дополнительного образования. Актуальная проблема сегодняш­ него дня — обучение в массовых школах детей, имеющих серьезные отклонения в поведении, психичес­ ком здоровье. Такие дети нуждают­ ся в особых условиях воспитания, квалифицированной помощи специ­ алистов, социальной реабилитации, что обычная российская школа обес­ печить не может. А вот что касается воспитания... Воспитательные границы школ до сих пор не определены, а взрослые никак не могут понять, что ответ­ ственность за своих детей несут прежде всего они сами. На одном полюсе — дети обеспе­ ченных родителей. Отправляя их в школу, им выдают мобильник, день­ ги и напутствуют: «Пообедаешь в кафе, домой придешь, когда захо­ чешь, а за учебу не волнуйся — в случае чего наймем репетиторов». На другом полюсе — дети, от которых родители либо отказались, либо мах­ нули на них рукой. Этим нечего есть и некуда идти после уроков... Раньше мы могли вызвать отца или мать в школу, написать им по месту работы письмо. А сейчас кого вызывать, куда писать? В коммер­ ческий ларек? Как «вытащить» от­ туда родителя, дать знать, что его сын или дочь курит, пьет, что его или ее доставляли в милицию? Мы пытаемся идти на контакт, но в боль­ шинстве случаев наталкиваемся на усталость, непонимание и даже аг­ рессию. Вернуть родителя в школу — вот задача номер один. Но одним педагогам с ней не справиться. Если государство, общество не осознают, что семья и школа неразрывны, трудно рассчитывать на светлое бу­ дущее нации. Одни коллегии и засе­ дания нас к нему не приблизят. Беседовала Елена ТАРАВКОВА. исключено, в какой-то степени это удастся сделать с помощью единого государственного экзамена. Но и тут нет абсолютной уверенности. Мы под­ готовили письмо в Министерство об­ разования, где высказываем опасе­ ния, связанные с тестированием и не­ которыми другими моментами. Ждем ответа. А пока решаем «медальную» проблему своими силами. Недавно вот провели общегородскую конт­ рольную работу для претендентов на «золото» и «серебро». Результаты за­ ставляют задуматься... Это не озна­ чает, что у нас сплошь и рядом «ли­ повые» медалисты. Просто, может быть, иным ребятам не хватает до «золота» полшага, и с ними нужно больше заниматься. К слову, у нас разработана специальная программа «Одаренные дети». Привлекаем к ее реализации ведущих вузовских пре­ подавателей, ученых. Усиливаем ин­ дивидуальную работу по сложным гчебных программ. В РОССИИ НАЧАЛАСЬ ЭПИДЕМИЯ ГРИППА + Эпидемический порог заболеваемости превышен в среднем на 60-80 процентов в Астрахани, Казани, Кирове, Барнауле, Челя­ бинске и Перми. Болеют в основном дети . Главным возбудителем эпидемии, как по­ казали данные, полученные в Институте ви­ русологии РАМН, является известный вирус гриппа типа В. Вместе с тем хождение имеют также вирусы гриппа типа А. Ожидаемая эпидемия , считают вместе с тем специалисты, будет умеренной интенсив­ ности. В России з а время эпидемии , как и в прошлом году, переболеют около 7-8 про­ центов населения. Смертность от гриппа обыч­ но наиболее высока среди детей в возрасте до 2 лет, а также среди больных с хроничес­ кой патологией легких и сердечно -сосудис­ той системы и престарелых людей. Леталь­ ные исходы возможны не только в период эпидемии , но и в течение последующих 2 месяцев, когда люди умирают от осложнений после перенесенного гриппа, предупреждают эпидемиологи. Олег Ф. Мальчик р о д и л с я 21 мая 1996 года . Глаза карие , волосы русы е . О бщитель ­ ный, оч ен ь подвижны й и лю б о зн а т ел ьны й . И н о гд а е г о о х в а ты в а е т б е с п о к о й с т в о , и в зр о слы м , к оторы е р я д ом , п ор ой н еп р о с т о понять, о т ч е го он в др у г за гр у стил . Р а з р еш а ю т си т у а ц и ю д о б р о е с л о в о , улыбка, ласка . З д е с ь , в д е т ск ом д о м е , он н е один ок . У н е го е с т ь с е с т р а — Ольга. к введению 12-летнего обучения, еди­ ного государственного экзамена. А особенно тревожит, не останется ли только декларацией бесплатное об­ разование. В реальности стоимость обучения ребенка в школе с каждым годом увеличивается. И происходит это с подачи правительства, издав­ шего постановление о дополнитель­ ных образовательных услугах. Со­ гласно этому документу, школы те­ перь имеют право (и даже обязаны!) самостоятельно зарабатывать деньги, вводя плату за преподавание отдель­ ных предметов. да , конечно, по же­ ланию родителей. Но факт остается фактом. Хочешь, чтобы твой ребенок занимался, к примеру, танцами — плати. А не заплатишь — извини. В стандартном расписании, кроме уро­ ков пения и рисования, ничего тако­ го не предусмотрено... — Зато предусмотрены гражда­ новедение, ОБЖ и другие дисцип­ лины ... Участники прошлогодней педконференции констатировали: основной бич современной школы — перегрузка учебных планов. Но как от этого избавиться, если три чет­ верти ее — так называемый «феде­ ральный компонент»? Возможно ли устранить этот перекос? — Полностью устранить перегруз­ ку на местах невозможно. Ведь про­ граммы, содержание образования — прерогатива Центра. Но ослабить напряжение мы должны. Как? Гра­ мотным расписанием уроков в соот­ ветствии с санитарными нормами, обоснованным использованием школьного компонента учебного плана, разумной дозировкой домаш­ них заданий. Вообще повышение качества зна­ ний учащихся без их перегрузки для наших учителей не новость. Они этим занимаются много лет. Например, в рамках лабораторий-мастерских «Пе­ дагогическая система Константина Москаленко в XXI веке», «Монито­ ринг качества управления педагоги­ ческими системами». Что, конечно, пока не означает, что липецкие школьники полностью застрахованы от неврозов и бессонниц. Но опреде­ ленная работа ведется. — За последние три года каж­ дый десятый липецкий выпускник стал медалистом. В России — каж­ дый 17, в Москве — каждый 40 . То есть получается, что мы учим на по­ рядок лучше. Но есть и другая ста­ тистика: большинство медалистов «срезаются» Уже на первом экзаме­ не в вуз, а поступивших приходится «доучивать» с помощью спецкурсов, факультативов и так далее. Как вы это прокомментируете? — Статистика, как известно, зна­ ет все. Но она не может знать, по какой причине тот или иной меда­ лист не подтвердил своего уровня знаний. Одно дело, если это проис­ ходит на пороге выпускных экзаме­ нов, когда вдруг выясняется, что уче­ ника «тянули» — такие случаи дей­ ствительно были, мы их разбираем, анализируем, чтобы в дальнейшем исключить. И совсем другое, если речь идет о вступительных испыта­ ниях в вуз. Объективность и непред­ взятость приемной комиссии мы про­ верить, к сожалению, не можем. Не темам „ — В городе все больше лицеев, гимназий, школ с углубленным изу­ чением отдельных предметов. Там сегодня обучается около двадцати процентов детей. А как быть с ос­ тальными 80 процентами? На какое образование они могут рассчиты­ вать? Многие аналитики предупреж­ дают о тенденции расслоения единой школы, которой когда-то гордился Советский^Союз, на два «коридора» — элитный и массовый. Со всеми вы­ текающими отсюда последствиями. Вы разделяете эту тревогу? Она обо­ снованна? — Ну, скажем так: образователь­ ный минимум можно получить в лю­ бой школе. А если есть интерес, же­ лание и, самое главное, способности к освоению инновационных программ — речь, в первую очередь, о старше­ классниках, определяющихся с вы­ бором будущей профессии, — милос­ ти просим в школы нового вида. Се­ годня в Липецке три лицея, четыре гимназии. Кроме того, в 17 школах идет углубленное изучение отдельных предметов, в 22 открыты профильные классы, в 39 реализуются програм­ мы коррекционно-развивающего обу­ чения, в 65 преподаются нетрадици­ онные дисциплины. Право ребенка и родителей — вы­ брать любую из них. Но прежде я со­ ветую мамам и папам серьезно поду­ мать: «потянет» ли их сын или дочь специальные программы? Не будет ли это лишь данью моде, раскроет ли природные способности и возможно­ сти ребенка? А если результатом ока­ жутся стрессы, комплексы, хроничес­ кая неуверенность в себе? Совершенно очевидно и другое: учить свыше 64 тысяч школьников (именно столько их в Липецке) по одной и той же традиционной про­ грамме нельзя. Без дифференциации обучения в старших, выпускных клас­ сах невозможно реализовать принци­ пы адаптивности, то есть учет особен­ ностей подготовки и развития уча­ щихся. Над этим мы сейчас работа­ ем. А насчет возможности «раздвое­ ния» школы... мы готовы учить всех. Помочь каждому ученику найти свою «тропинку» — наша главная задача. — Мне не раз приходилось уча­ ствовать в рейдах по школам нака­ нуне начала нового учебного года. Сложилось впечатление, что в боль­ шинстве своем директора преврати­ лись в хозяйственников, добываю­ щих средства на ремонт, заключаю­ щих договоры, сделки... Наверное, каждый хороший руководитель дол­ жен обладать организаторскими спо­ собностями, но... Не страдает ли при этом учебный процесс? Не оттого ли многие беды школы, что директору элементарно недосуг проконтролиро­ вать, как составляются учебные пла­ ны, разрабатываются методики, как анализируются и ап] В КАЛИНИНГРАДЕ НАЧНУТ ВЫПУСКАТЬ ПОЛЬСКИЕ АВТОБУСЫ оритета образования как отрасли, со­ здающей базовую основу для устой­ чивого социально-экономического и духовного развития общества. Ли­ пецкие учителя, несомненно, поддер­ живают мысль о восстановлении от­ ветственности государства в этой сфе­ ре. Почему это важно? Возьмем, к примеру, подготовку школ к новому учебному году. Мало того, что выде­ ляемых на эти цели средств явно не­ достаточно, так еще и непонятно, кто их должен изыскивать. Город? Об­ ласть? Центр? В этой ситуации ни­ куда не деться от неофициальных «взносов», взимаемых с родителей на побелку-покраску классов. А вот ког­ да школы получат статус государ­ ственных образовательных учрежде­ ний с разделением полномочии меж­ ду областью и муниципалитетом, тог­ да, надеюсь, все встанет на свои мес­ та. Совершенно правильно заострен вопрос о качественно новых учебни­ ках, программах, методиках. Они должны обеспечить прочные и глу­ бокие знания, умения, навыки, а также преемственность среднего об­ разования. Естественно, при этом мы за разумную разгрузку детей при ба­ лансе фундаментальных знаний и практических навыков. "И, конечно, необходимо достойное материальное вознаграждение учителя. ГГо-мбему, справедливо, если будут стимулиро­ вать педагогов, достигающих высо­ ких результатов, предоставлять им субсидии на покупку персональных компьютеров и пользование Интер­ нетом, льготы по жилью. Обо всем этом шла речь на Госсовете. Главное, чтобы не получилось, как это быва­ ло: поговорили и забыли... — Во время недавнего визита в нашу область министр образования очень убедительно говорил о рефор­ мах. Так ли уж они страшны, как их малюют? Что думают об этом в вашем управлении? Какие из ново­ введений вы считаете своевремен­ ными и целесообразными, а что вы­ зывает у вас опасения? — Вполне своевременно измене­ ние методов обучения, чтобы суще­ ственно усилить мотивацию к учебе, познавательные интересы школьни­ ков, значение самостоятельной твор­ ческой работы детей. Упор, несомнен­ но, нужно сделать на личностно-ори­ ентированные технологии. Всех обу­ чать фронтальным способом, то есть одинаково, нельзя. Поэтому актуаль­ ны идеи вариативности образования, профильного обучения в старших классах. Осторожное отношение у нас пока ^ Тысяча автобусов в год —таковы мощ­ ности производства польских пассажирских автобусов, которые начнут выпускать в Кали­ нинграде. Соглашение об этом было подпи­ сано во время визита Президента РФ Влади­ мира Путина в Республику Польша. Техноло­ гические линии нового производства распо ­ ложатся на площадях компании «Автотор» в пригородном поселке имени Александра Кос­ модемьянского, где выпускаются автомоби­ ли корейской марки «КИА». Как сообщил на встрече с журналистами губернатор Калининградской области Влади­ мир Егоров, с учетом налоговых и таможен­ ных льгот особой экономической зоны Кали­ нинградской области и других факторов цена автобуса, произведенного зд ес ь , будет на четверть ниже выпускаемых в других евро ­ пейских странах. ■ Ольга Ф. Э та к ар егл а за я д ев оч к а т ож е р о д и л а с ь в м а е , только 1 6 -го и г о д ом рань ­ ш е бр а т а — в 1 9 9 5 -м . Она поступила в д е т с ­ кий д о м в 2 0 0 0 - м , и е е почти с р а з у ж е о т ­ правили в бол ьни ц у . Там п ост ави ли д и а г ­ н о з — п и е л о н еф р и т . С ей ч а с с о с т о я н и е е е зд о р о в ь я улучш ается . Она д о в е р ч и в а , д о б р а . В с е г д а п р и сл у ­ ш и ва е т ся к м н ен ию ст арш и х . В о спи т ат еля н ер е д к о з о в е т м ам ой . А В ПАРИЖЕ УЖЕ... ЛЕТО ^ Показ коллекций летних моделей одеж­ ды Высокой моды стартовал в Париже. В од ­ ном из первых дефиле —Дома Версаче —при­ няли участие такие звезды , как Мадонна, ги­ тарист ансамбля «Роллинг Стоунз» Рон Вуд, певец Бой Джордж, звезды кино Рассел Кроу и Гвинет Пелтроу и даже дочь бывшего пре­ зидента США Челси Клинтон. Версаче в этом году сделал упор на яр ­ кую женственность и сексуальность —пред ­ л агаемы е им модели одежды отличаются смелым и глубоким декольте, веселыми, не­ сколько химическими цветами типа «цвета з е ­ леного яблока» и розово-пурпурного, то есть в стиле 80-х годов, со всевозможными бл ес ­ тками. Нынешний показ — последний для вете ­ рана Высокой моды Ива Сен Лорана, закры ­ вающего свой Дом. Он представит публике большое ретроспективное дефиле . ЛАИЗА МИНЕЛЛИ ГОТОВИТСЯ К СВАДЬБЕ + Оправившись от серии пластических операций, Лайза Минелли вновь возвращает­ ся к активным выступлениям: впервые после пятилетнего перерыва она даст в апреле не­ дельные гастроли в Лондоне, после чего пос­ ледует европейское шлягерное турне. Продю­ сером континентального шоу выступает ж е­ них трижды разведенной певицы — Дэвид Гест, с которым Лайза вступает в брак 16 марта, в канун выступлений в лондонском Альберт-холле. Ожидается, что в ходе встреч с прессой в Лондоне Лайза Минелли не только обрисует график своего предстоящего европейского вояжа, но и поделится деталями о готовя­ щемся свадебном торжестве. Уже известно, что пройдет оно в Нью-Йорке в присутствии 300 «звезд» мирового шоу-бизнеса и в сопро­ вождении грандиозного оркестра. (По м ат ер и а лам ИТАР-ТАСС). Юля В. Она х о р ош о учится и м еч т а е т стать уч и т ел ем . Лю би т читать, з а н и м а е т с я в кружках. В зр о слы е часто называют эту сп о ­ койную дев очку умницей . Д е н ь р ож д ен и я Юли в самы й жаркий м е с я ц го да — в июле . О тм ечает она е г о чащ е 1 в с е г о у бабуш ки в д е р е в н е в м е с т е с бр ат ом I и с е с т р о й , т ож е воспи танникам и д е т с к о г о д о м а . О бычно там они п р о в о д я т св о и л е т - II ни е каникулы. . >тся но­ вые предметы, учебники? — Безусловно, директора школ много времени и сил затрачивают на материально-техническое обеспечение с л уж б а з а г с а , выполняя за д а ч и по з ащ и т е законны х прав граж дан , г о ­ сударственных и общ ественны х ор га ­ н и з ац и й . Увы, н е в с е и н е в с е г д а п олуч а ­ е т с я , как х о т е л о с ь бы . М ного т р у д ­ н о с т ей в о зн и к а е т п о и с т р е б о в а н ию д ок ум ен тов наших бывших с о о т е ч е ­ ств енн и к ов , пр ож ивающ и х в бл иж ­ н ем з а р у б е ж ь е . И хотя Р о с си й ск а я Ф ед ер ац и я подпи сала Минскую кон­ венцию о п р а в о в ой п ом ощ и и п р а ­ вовых отнош ения х п о граж данским , с ем ей ны м и уголовным д е л ам , в р а ­ б о т е с в ош едш им и в н е е д в е н а д ц а ­ тью странами СНГ п о -п р еж н ем у в о з ­ никает н ем а л о п р еп о н о в . От ч его , б е з у с л о в н о , ст р а д аю т лю ди , р а з д е ­ л енны е границами . Лю бой и з обративш и хся с о с в о ­ ей п р о б л е м о й и н е п р е д с т а в л я е т , сколько п и с е м , з а п р о с о в л ети т по т ер р и т о р и и бы вш е г о СССР , ск ол ь ­ ко в е д о м с т в п одклю чаю тся к п о и с ­ кам, в т ом ч и сл е М ини ст ер ств о ю с ­ тиции РФ, МИД Р о с си и , чтобы у ск о ­ рить е е р еш е н и е . О днак о ответы п р и ход я т н е в с е г д а . Б ольш е в с е г о с л о ж н о с т е й в о зн и к а е т с Г р у зи ей , К а за х с т ан ом , А з е р б а й д ж а н о м , А р ­ м ен и ей , У зб ек и с тан ом . С е р ь е з н о е в н и м а н и е у д ел и л и участники с е м и н а р а ан ал и зу харак ­ терны х наруш ении , выявленных при заклю чении актов граж дан ского с о ­ стояния ино стр анны х граж дан , при п е р е м е н е и м ен , и д р у г ом у , в ч ем ош ибки н едоп у стимы , так как о б р е ­ кают л ю д е й на д о л г и е х ож д ен и я по мукам. В с тр еч а в Ельце п олучилась п о ­ л е з н о й . И дл я р аботы , и дл я душ и . В е дь , п р о в ед я д ел о в ую часть , гости за т ем сум ели п о см отр еть В о з н е с е н ­ ский с о б о р и Д о м -м у з е й Ивана Бу­ нина. Тамара ФЕДЮКИНА, Алла В. Она р о д и л а с ь накануне М еж ­ д у н а р о д н о г о ж ен ск о г о дня 8 Марта . Как и е е с е с т р а , умн ая , п о слуш ная , д о б р а я д е ­ вочка. Д руж ит с о св ер стни к ам и . У м еет р а ­ д о в а т ь с я у д ач ам др у ги х и в ер и т в л учш ее С л а д к о спавш ей на ц ер ем он и и торж еств енной регистрации н ов ор ож д ен ны х Кристинке, когда он а вырастет, р оди т ел и — Олег и Юлия Гусевы из д ер ев н и Казаки Елецкого р ай он а — обя за т ел ьн о расскаж ут , каким бы ло для н е е 30 января 2 0 0 2 г о д а . В едь им енн о в этот д ен ь м ол оды м родителям вручили главный док ум ен т их д о ч ер и — свидетельство о р ож д ен и и . А ещ е символическую «м едал ь » как р ож д ен н о й на ел ец к ой з ем л е . Красивый п ра здник в Елецком р ай он н ом о т д е л е загса н е з а б у д е т и м о л о д а я семья из с е л а Лавы А н др ей и Светлана О бор отовы , которы х в тот ж е д ен ь с таким ж е зн ам енательным собы тием в их жи зни п о здр ав л я л а вся область в лиц е за в е д ую щ и х о т д ел ов загса . По счастливому со в п а д ен ию , м ал ен ьк ом у Кол еньк е , кстати, так и н е сом кн увш ем у глаз на р у к а х м амы , д о б р ы е п ож ел ани я ск а зали тезки — глава р ай онн ой администрации Николай Савенков , глава администрации К азацкого сель совета Николай С ем енихин и глава администрации Лавского сель сов ета , хотя и Вадим Овсянников, но по батюш к е — Николаевич! Поздравляя св ои х зем ляк ов , он при знался , что оч ень р а д появлению на свет ещ е о д н о г о лавского парня . Что-что, а м уж ски е руки , они в сегда на с е л е н уж ны ... б у д ущ е е в с е х р е б я т д е т с к о г о д о м а . • .: ;:: . .:• ... •••••• 7' ..' "..' ^шшшжттттттшшттттш Ф о т о А л ек сандр а КОЗИНА. в о д на новую п р огр амм у , которая п о ­ з в о л и т с о з д а т ь ц ен т р а л и з о в а н ны й электронный банк данных на б а з е о б ­ ластного архива за г са . По сл овам Чек- м ач ев ой , р еал и зац и я эт ой за д ач и на­ ч ал а сь с Л ип ецк ого р а й о т д е л а з а г с а , г д е уж е о т р а б а ты в а е т с я п р о гр ам м а п о бр ак ам , р ож д ен и ям и п о в с ем вы­ текающим и з эти х видов р егистраций докум ентам . М ежду т ем статистика п р ош едш е ­ го г о д а у д и в и л а бы д а ж е бывалых, в е д ь з а э т о в р ем я в органы з а г с а о б ­ ратилось б о л е е 7 0 тысяч ч еловек , ко­ торым бы ло с о с т а в л е н о б о л е е 4 8 ты­ сяч актов гр аж д а н ск о г о со с т о я н и я . 9 8 6 6 р а з вы д а в а л о сь с в и д е т е л ь с т в о о р ож д е н и и , почти 21 ты сяча — о с м е р т и , 8 8 3 8 — о б р а к е и 6 9 0 5 — о расторжении с ем ей н о г о сою з а . В 1231 сл уч а е т р е б о в а л с я д о к ум ен т о б у с т а ­ н овл ен ии о тц о в с т в а и в 321 — о б и з ­ м е н ен и и и м ен и . 15 ты сячам ч ел о в ек выписывались п овторны е с в и д е т ел ь ­ ства и т .д . В с ей эт ой кропотливой ра - Виновникам т о р ж е с т в а д а р и л и подарки , для них п ели колы бельны е , п ес ен к и -п о т еш к и , в о ди л и х о р о в о д . У строит ели м е р оп р и я ти я , как и бы ­ вало в старин у , д а в ал и м ол о ды м п а ­ пам о т в е д а т ь п ер ч ен о й и с о л е н о й каши, ч ествовали кума и куму, напут­ ствовали их з а б о т и т ь с я о с в о и х к р е ­ стниках, в е д ь т е п е р ь в м е с т е с р о д и ­ т елям и и они в о т в е т е з а них. Н ар одны е тр а ди ц и и в о з в р ащ а ­ ются к нам и з глубины в еков . В от и показанная Елецким р ай о тд ел ом з а г ­ с а т орж еств енная р еги стр ация н о в о ­ р ож д ен ны х — в о в с е н е д а н ь м о д е , а ж елани е м о л о д о го коллектива во гла­ в е с М ариной С в и р и д о в о й с д е л а т ь з а п ом и н аю щ им с я важный в ж и зни каж дого ч ел овек а д ен ь . И м ен н о так в и д и т и п о н и м а е т роль з а г с а , кстати , в п ервы е с о з д а н ­ н о го в Елецком р а й о н е , и е г о глава Николай С авенков . Открывая н е д а в ­ нюю в с т р еч у р у к о в о д и т е л ей службы за г с а городов и районов области , Ни­ колай Иванович д ем о г р а ф и ч е с к у ю си т у ац ию н а зв а л с а м о й б о л ьш о й п р обл ем ой . И эт о д ей стви т ельн о так: и з 3 2 тысяч н а с ел е н и я р а й о н а каж­ дый тр етий — п е н с и о н е р , и только каждый ш ест ой — р е б ен о к . П ер ек о с н е потом у , что ельчанки н е хотят р о ­ жать д е т е й . П р о ст о жи зн енны й у р о ­ в ень н е п о зв о л я е т с е г о д н я п однять на ноги больш ую с ем ью . Власти пы­ таю т ся п ом о г а ть лю дям . П о эт ом у и р еш е н о с января ны н еш н его г о д а п одд ерж ать м ол о ды е с ем ь и — отны­ н е каждая ж енщ ина , которая долж н а стать м а т ер ью , б у д е т еж ем е с я ч н о получать 2 0 0 р убл ей . А ч т о бы б о л ь ш е п о я в л я л о с ь крепких и х о р ош и х с е м е й , открыли красивый Д о м сч а стья . На покупку п ом ещ ен и я , р ем о н т и о б у с т р о й с т в о в с ем самым совр ем ен ны м власти н е п ож ал ели почти милли он р у б л е й . К сл ову , ст ар ал и сь н е зр я — н е только с е л ь с к и е ж ени хи и н е в е с ты е д у т сю д а р е ги с т р и р о в а т ь св о й брак , но и парни и д е в ч а т а и з Ельца. В проч ем , побы вавш и е з д е с ь о д ­ нажды см о гл и у б е д и т ь с я , что в н о ­ вом з а г с е с т ар аю т ся — е с л и э т о р а ­ д о с т ь , т о у д в ои т ь е е , а е с л и г о р е — р а зд ел и т ь п опол ам . О бм ениваясь на обл а стн ом с е м и ­ н ар е опытом работы , коллеги и з р ай ­ о н о в и г о р о д о в п о - д о б р о м у з а в и д о ­ вали у сл о ви ям р а б о ты ельчан . Ч его греха таить: п о с л е т о го , как зак он ом Лип ецкой о б л а с т и органы м е с т н о г о сам о у п р а в л ен и я н а д ели ли г о с у д а р ­ ственными полномочиями по о б р а з о ­ ванию и дея т ельн о сти м е стны е о т д е ­ лы з а г с а , м н о ги е главы а дм и н и с т р а ­ ций и в о в с е ушли в с т о р о н у о т п р о ­ б л ем эт ой службы . Ее сотрудники с горечью при зн а ­ ются, что, встречая кортежи сч астли ­ вых м о л о д ож е н о в , они как слуги Ги­ м е н е я за ч а с т ую сты дя т ся с в о и х о б ­ шарпанных ф а с а д о в и с т ен , н е п р и ­ д аю щ и х т о р ж е с т в е н н о с т и м ом ен т у . В от и на ито гов ом с е м и н а р е началь ­ ник управления за г с а администрации обл асти Р аи са Чекмачева ещ е р а з на­ помнила о фактах, н е д ел ающ и х ч е с ­ ти р у к о в о д и т е л я м Ч аплы гин ск о го , Д о б р о в с к о г о и Т ер б ун ск о го рай онов , г д е н е зам еч аю т п р о бл ем отд елов за г ­ с а . В св я зи с р еф о р м и р о в а н и ем эт ой структуры р е зк о в о зр о с л а нагрузка на коллективы. П е р е д ними ставится з а ­ дач а о б е с п е ч е н и я вы сочайш его у р о в ­ ня и сполн ения з а п р о с о в и зая вл ен и й граждан , с о б лю д е н и я зак онности при р е ги с т р ац и и актов гр аж д ан ск о г о с о ­ стояния . Для выполнения их тр еб ую т ­ ся квалифицированны е кадры. С е г о д ­ ня в ор ган ах з а г с а р а б о т аю т 8 0 ч е л о ­ век, и з которых половина — с высшим о б р а з о в а н и е м , ост альны е обучаю т ся в в у зах и на п р а в о в ом о т д е л е н и и в техникумах. Для бы стр о го и качественного о б ­ служивания граж дан в о т д е л а х з а г с а у с т ан о вл ен а компью терная и м н ож и ­ т ельн ая т ехника . Вы д ел ен ны е и з о б ­ л а с тн о г о бю д ж е т а 9 5 0 тысяч р у бл ей п о зв ол и л и с д е л а т ь зам е тны й шаг в о сн ащ ен и и сл уж б г о р о д о в и районов . Роман М. У о ди н н а дц а ти л е тн е г о Ромы д в е с е с т ры , старш ая и з которых уж е п о с т у - ll пила в м е д к о л л е дж . Очень подвижный , н е ­ у р а вн о в еш ен ны й , но д о б ры й мальчик. Из школьных п р е дм е т о в нравятся физкультура и р и со в а н и е . Блондин с зел ены м и гла зам и . Ведущая рубрики Галина КОЖУХАРЬ Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ В ны н еш н ем г о д у п л ан и р у е т ся п е р е б о т о й и з о д н я в д е н ь з а н и м а е т с я соб .корр . «Липецкой газеты»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz