Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ШИПЕЦКАЯ •/А г а з е т а 2 н о я б р я 2 0 0 2 г. Но21$(21843) Н А С Л Е Д И Е ' •'Ч. -У-* щ ш ш ш ш ш ш ш ш ш т ш ш т т ш т истоки ..... «ЗОЛОТАЯ ГУСЬ» пр еодоле ть в кратчайшие сроки. Беда-то в том, что мы ока зались теми самыми пере- плюй-иванами из замятин- ского шедевра (цикл «Боль шим детям сказки»). Не на шлось в области здравых сил, чтобы однажды хотя бы сфор мулировать задачу, обратить ся (и настоять на ее реше нии) к губернатору, к депу татам областного Совета, к лебедянским органам власти. Мы не можем пока гово рить о плановом восстановле нии историко-культурных па мятников в области: нет, ка жется, и соответствующей программы на сей счет, не говоря уже об экономическом наполнении таковой. Но ста го университета им. Г. Р. Державина, где уже много лет проводятся международ ные Замятинские чтения, ве дется углубленное и всесто роннее изучение наследия великого писателя, создают ся научные труды, защища ются диссертации. Они-то в своем «Открытом письме» и ставят проблему (важность и необходимость которой и до казывать не надо) всерьёз взяться за восстановление лебедянской родовой усадь бы Замятиных. Евгений Замятин — писа тель мировой величины. О его Лебедяни знают ученые во многих странах мира. О его — не о нашей! По тому что наша Лебедянь (и пор дом Замятиных (пусть и в забвеньи) в Лебедяни отне сен к памятникам местного значения. Нормально ли это? Хотя и объяснимо — по при чинам вышеизложенным. Статус его должен быть из менен. Но для этого потре буются, опять же, определен ные усилия. ...В 20-е годы родителей Замятина лебедянские боль шевики просто вышвырнули из собственного дома. За по мощью Евгений Иванович обратился к Горькому. Алек сей Максимович направил в Лебедянь письмо — с прось бой остановить произвол. Его послушались. В начале XXI века вновь встала задача — вернуть За то открытое письмо в адрес губернатора облас ти Олега Королева (текст его публикуется ниже) пришло в Липе цк в дни, ко гда в Москве всерьез заговорили о восстановлении памятника Дзержин- :скому на Лубянке, и в показной истерике забились штатные активисты и «вожди» Союза правых сил. Ситуация для России не новая: вначале бездуш но крушим и лом аем созданное не нами, затем в му чительных трудностях долго восстанавливаем (в луч шем случае). Сколько храмов, дворцов, дворянских Iусадеб, памятников, кладбищ, парковых ансамблей !уничтожено в минувшем веке! Сколько разграблено, вывезено за рубеж , а то и просто втоптано в землю! Однако, как и их предшественники в начале века, Iновые «революционеры» 90-х годов принялись за то Iже самое любимое занятие всех революционеров — крушить символы, олицетворяющие «ненавистную» : им идеологию, политическую систему. Казалось бы ;—зачем? Не взорвав Храм Христа Спасителя, не пот- Iребовалось бы огромных средств на его восстанов- | ление. Не снеси радикал-демократы памятник Дзер- :жинскому (в архитектурном контексте Лубянки —блес- | тяще выраженная доминанта), не потребовалось бы !лживыми протестами против его восстановления д о казывать идейную нищету своих целей... ПОМНИТЬ ПО-ФРАНЦУЗСКИ, «ЛЮБИТЬ ПО-РУССКИ»? Эти факты, далекие, казалось бы, от проблемы восстановления лебедянс кой усадьбы Замятиных, о чем с тревогой пишут ав торы открытого письма, тем не менее проявление все того же, типично рос сийского, феномена: вна чале «до основания» раз рушить, «а затем...» Вот это «затем» — сродни горькому похмелью: и надо бы выправить буйную го ловушку, да нечем... Сейчас в области — со тни памятников как рес публиканского, так и мес тного значения. И боль шинство из них нуждают ся в незамедлительной по мощи — чтоб не исчезли с лица земли окончательно. Грустный вывод, но его приходится повторять внов|> и вновь: не круши ли бы так усердно, не было бы головной боли очг труд ностей восстановления по рушенного! Ситуация с восстанов лением родового дома Ев гения Замятина в Лебедя ни (а шире — всего уса дебного комплекса конца XIX века) складывается если и не столь трагично, как с возрождением бунин ской усадьбы в Озерках (там стерто с лица земли все), но с каким-то фарсо вым оттенком равноду шия, бездеятельности, не допонимания. Бессмыс ленно обвинять в том кого- то персонально, искать «стрелочника» — вина за сегодняшнее состояние дел на всех нас: на лебе- дянцах, позабывших своего великого земляка, на твор ческой интеллигенции облас ти, на власти — областной и местной, на чиновниках от культуры. Все мы внесли и вносим свою постоянную леп ту в то, что имеем в Лебедя ни. А имеем вот что: «А еще была такая дерев ня Иваниха, все мужики Ива ны, только прозвища разные: Самоглот Иван (во сне себе ухо сжевал), Оголтень Иван, Носопыр Иван, Соленые Уши Иван, Белены Объелся Иван, Переплюй Иван — и не пе речесть, а только Переплюй — самый главный ихний. Которые скородят, сеют, а Иваны — брюхами кверху да в небо плюют: кто пере плюнет. — Эх вы, Иваны. Пшени- цу^бы сеяли! А Иваны толь ко сквозь зубы: цырк.- •~“..-^ВфТ-^'а новых землях, слыхать, действительно по- шеница: первый сорт, в огу рец зерно. Это — пошеница, да... И опять: кто кого пере плюнет!» Дом Замятиных на улице Покровской (ныне Ситнико ва) мог бы быть восстановлен два года назад: тогда, по за верению бывшего начальни ка областного управления культуры и искусства, на завершение работ требова лось 400-500 тысяч рублей. Их не нашлось (не иска лось?). Сегодня комплекс работ, связанных с подводом к дому коммуникаций, восстановле ний первоначальных интерь еров и частичным обустрой ством территории усадьбы, требует уже 700-800 тысяч! Для области и самой Лебедя ни — не так уж и много. А если привлечь средства ме ценатов (убежден, такие оты щутся обязательно!), то си ротское прозябание подлин ного дома писателя можно вить целевую задачу изыс кать необходимые для ее ре шения средства — кто нам мешает? А правильная и обоснованная постановка во проса — уже половина реше ния! К стыду нашему, такую задачу взяли на себя ученые Тамбовского государственно- область) с удивительным рав нодушием относится к своей мировой известности. И еще одна проблема, ре шить которую необходимо на высоком уровне: Евгений За мятин принадлежит не толь ко русской, но и мировой культуре — доказательств тут не требуется. Но до сих мятиных в родовой дом. А.М. Горького нет, значит, сделать это должны мы сами... Владимир ПЕТРОВ, сопредседатель областной писательской организации Союза писателей России. ОТКРЫТОЕ ПИСЬ МО ГЛАВЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О . П. КОРОЛЕВУ Глубокоуважаемый Олег Петрович! Вам, бесспорно, известно, что в Лебедяни среди других па мятников культуры на улице Ситникова (бывшей Покровской) сто ит построенный в середине XIX столетия дом, где в 1884 году родился классик русской литературы, известный всему миру вы дающийся писатель Евгений Иванович Замятин. С этим домом связаны многие страницы его творческой и жизненной биогра фии, а также биографии некоторых великих современников. „ °бр аищ а ЯЙШЭД&зотечественной и заруоежнои интеллигенции, мировой общественйости. В послед нее д е е д т и ^ ^ ^ о г д р т в о р ч е ск ^ н а ^ д и ^ Е„ 14,^Замятина вер нулось на родину, й в разных городах России, связанных с име нем писателя, появились свои формы возвращения замятинского творчества читателю, не было года, чтобы специалисты и турис ты, почитатели уникального таланта Е. И. Замятина, не посетили родину писателя и не высказали своего возмущения заброшен ностью замечательного памятника русской культуры. И вот в сентябре 2000 года участники Четвертых международ ных Замятинских чтений, проходивших в Тамбове, приехавшие на церемонию закрытия этого крупного научного форума в Лебе дянь, с радостью констатировали: наконец-то реставрационные работы в доме Е. И. Замятина начались! Сколько фотоснимков реставрируемого дома увезено было в разные уголки России, Франции, Японии, Польши, Америки, Швейцарии и Англии! Там появились публикации с рассказами об истории этого дома и ис тории его начавшегося возрождения. В сентябре 2000 года на заседании Совета созданного в Там бове Международного научного центра изучения творческого на следия Е. И. Замятина с филиалами в Лозаннском (Швейцария) и Ягеллонском (Краков, Польша) университетах было принято ре шение о начале международной процедуры реставрации могилы Е. И. Замятина в Париже параллельно с начавшимся процессом реставрации замятинского дома в Лебедяни, на липецкой земле. В настоящее время парижская могила усилиями творчес кой интеллигенции Франции восстановлена, а реставра ционные работы дома Е. И. Замятина на родине писателя прекращены, и дальнейшая судьба дома снова приобрела тра гические очертания. Глубокоуважаемый Олег Петрович! Мы обращаемся к Вам как руководителю области, где умеют хранить национальные ценнос ти, взять под свой личный контроль ситуацию, сложившуюся вок руг дома Е. И. Замятина в Лебедяни, и оказать содействие в завершении реставрационных работ хотя бы к 120-лётнему юби лею писателя (начало 2004 года). Н%фрне активного возрождения его имени, интереса к творческому наследию русского классика (созданы международные ассоциации и центры, исследовательс кие коллективы, реализуются издательские проекты — уже изданы многотысячные тома художественных произведений Е. Н. Замяти на и научных работ о нем, указатели и каталоги) отношение к памяти писателя со стороны липчан воспринимается как акт не простительного забвения своего великого сына. Лариса ПОЛЯКОВА, заслуженный деятель науки РФ, доктор филологичес ких наук, профессор Тамбовского государственного уни верситета, руководитель Международного научного цент ра изучения творческого наследия Е. И. Замятина; Анна ГИЛДНЕР, доктор филологических наук, профессор Ягеллонского университета, руководитель филиала Международного на учного центра изучения творческого наследия Е. И. Замя тина в Кракове (Польша); Леонид ГЕЛЛЕР, профессор Лозаннского университета, руководитель фи лиала Международного научного центра изучения творчес кого наследия Е. И. Замятина в Лозанне (Швейцария). Сергей ВОЛКОВ, племянник писателя: ОН ВЫРОС ИЗ ИЕБЕД1НИ И ДОЛЖЕН В НЕЁ ВЕРНУТЬСЯ Сергей Владимирович Волков —младший сын сестры Евге ния Замятина Александры. Родился он в 1916 году, дядю сво его, уехавшего во Францию в ноябре 1931-го, помнит очень хорошо. Тем более, что дом Волковых стоял рядом с замятинским и сад у них был общим. Маленький Сережа с братьями прово дил много времени в отчем доме писателя, ибо бабушка жила там в одиночестве, коротая время от встречи до встречи с любимым сыном, и, конечно, нуждалась в опеке дочери и внуков. Помнит Сергей Владимирович каждый приезд Евгения Ива новича, который при жизни матери старался бывать у нее как можно чаще, пр авд а , дядя не очень ж аловал племянни ков. И если старшего, Женю, ещ е как-то выделял и принимал участие в его судьбе, то о среднем, Саше, вспоминал только, когда папиросы кончались — и Саша с удовольствием бегал за ними: дядю в доме обожали. Ну а младшего, Сережу, Евгений Иванович в упор не зам е чал —может быть, потому, что к нему была очень располо ж ена его ж ена, Людмила Николаевна? Но этой ее женской слабости Замятин потакать не собирался: он сам нуждался в ее материнской заботе, был слаб здоровьем и всего себя от д авал своим героям, писательству, литературе — дети в его планы явно не входили... Тем не менее Сергей Владимирович зла на дядю не д ер жит и с грустью вспоминает о тех золотых временах, когда приходила телеграмма —и в доме Замятиных начинались су матошные приготовления к приезду Евгения Ивановича. В 1926 году тот привёз в Лебедянь Бориса Кустодиева — больного, в инвалидной коляске. Память Сергея Владимиро- > уж е тяжело . вича бережно хранит и эти встречи с художником, который провел в Лебедяни все лето, наслаждался ароматом яблок и много писал. Конечно, Сергей Владимирович человек уже почтенного воз раста, что не мешает ему, однако, быть энергичным и очень подвижным. Реставрацию замятинского дома, затянувшуюся донельзя, он воспринимает очень близко к сердцу и, если чес тно, уже порядком надоел нашим чиновникам, регулярно на ведываясь к ним из Тамбова, где он живёт, со своим близким родственником Сергеем Михайловичем Замятиным из Лебяжь его Добровского района (и тоже племянником писателя, но двоюродным). Ходят они из кабинета в кабинет с одним-един- ственным вопросом: когда отстроят дом? Этот настырный Волков ждёт-не дождется открытия музея, надоедает со своими указаниями и предложениями, а лебя- жинский Замятин —еще и со старинной, конца XIX века, мебе лью, которую, предположительно, мастерил Дмитрий Замя тин — д ед писателя, священник, на досуге «баловавшийся» столярным делом ... Но пока все это никому не нужно. А ведь кроме Сергея Вла димировича никто уже не помнит обстановку в доме, распо ложение надворных построек, планировку сада и парка З а мятиных, где очень любил гулять писатель. Об этом — сегод няшние воспоминания Сергея Волкова... Н адо сказать, что внешне, даж е и после начатых рес таврационных работ, дом ос тался практически таким же, как и был век назад. Нет только балкончика, выходившего на улицу, и со стороны двора вместо террасы и еще одного входа — сейчас кирпичной Iкладки строение. Да и то сказать — после | смерти Варвары Александров- е н ы , тетушки Замятина, с ко нторой он всегда был очень дру- ^жен, жившей до последних [своих дней в замятинском [доме, и отъезда за границу [Евгения Ивановича — а все [[это произошло в 1931 году — !дом был приспособлен под | общежитие, и обитали в нем 1четыре семьи. Конечно, они | приспосабливали дом под свои [нужды, однако гостиная, каби- \ нет Ивана Дмитриевича, отца [Замятина, столовая, кухня и [сейчас вполне узнаваемы. _ В гостиной стоял рояль, I этажерка с полками. Когда в доме собирались гости, из ка- бинета выносили стол с «кры- 1лышками», которые ради та ких случаев поднимались, и ус траивали праздник. В кабинете был и письмен ный стол, располагавшийся сле ва от окна и двери на балкончик. Справа стоял тот самый, «запас ной» стол со сложенными в ожи дании гостей «крыльями», зани мавший в таком виде немного места, были там еще два очень удобных кресла-диванчика, пок рытых чехлами. Позднее в каби нете появилась кровать — же лезная, с никелированными ша рами: Замятины, приезжая, жили в этой комнате. Приходилось на этой кровати почивать и мне... В столовой, у заложенного нынче окна, стоял буфет, об е дали за большим столом с ше стью венскими — так их назы вали — стульями. Двери на кух ню были двойными — чтобы за пахи из нее не разносились по всему дому, в углу там пылала жаром большая русская печь. Печей в доме, кстати, было несколько — и каждая из них отапливала несколько комнат... Со спальными и другими по мещениями дело обстоит хуже — все-таки 70 лет прошло, да и дополнительные перегородки, установленные жильцами, изме нили внутреннее пространство дома. Зато во дворе, в саду все помню хорошо: мальчишкой лю бил лазать по деревьям, черда кам — сверху-то интереснее смотреть, все кругом видно — кстати, вниз до самого Дона наши поместья были. Красота необозримая! О ней и сам Замятин нередко писал: «Прямо перед балконом липа притягивает свои душистые объятия...» «Сейчас я долго гу лял в саду, в самой далекой ал лее из лип и берёз, ...красива была темная старая аллея с при чудливыми узорами на дорожке, сотканными из лунных лучей, кра сив был весь душистый вечер, унизанный жемчугом соловьиных трелей...» Да, Замятин частенько и по ругивал Лебедянь, но неизмен но в нее возвращался. После смерти матери приезжал реже, но еще и в 1928-м, и в 29-м по сещал родные места, заботил ся о сестре, тетке. Был он здесь и накануне отъ езда во Францию. Получив вес- точку из Лебедяни, что приехал дядя попрощаться, я в ту же ночь из Липецка, где жил, отпра вился туда пешком, чтобы успеть свидеться с ним перед долгой разлукой. Однако не судьба: дядя пло хо себя чувствовал и уснул толь ко под утро — велел не будить. Попрощались мы с Людми лой Николаевной, она подарила мне рубль — и пошел я обратно: время было суровое, отпуска для прощания с опальным дядюшкой, уезжающим за границу, тогда не полагалось... Думал ли он, что в послед ний раз видит отчий дом, двор, сад, где любил не только гулять, но и писать? Слева от второго, во дворе, входа была столярная мастерская, рядом с ней — лед ник, а дальше — маленькая сли вовая рощица, где стоял столик на одной ножке, за ним-то Ев гений Иванович летом и творил... Однажды я гляжу, они с ма тушкой моей что-то там под этим столиком ищут. Ая шустрый был, подлетел и спрашиваю: что? — Дядя Женя мундштук по терял, — отвечает мама. Я быстро прошуровал вокруг — и нашел! Дядя особенной ра дости не выразил, а я, знай себе, продолжаю поиски, шарю в траве. Мать не выдержала: — Что ты еще ищешь? — Двадцать копеек... Чтобы в кино сходить — отвечаю... Тут уж дядя не выдержал, улыбнулся — и дал мне 20 копе ек. В саду росло много яблонь разных сортов, духмяных груш. Еще в 1958 году, когда в сосед нем, волковском, доме посели лись Серафима Ивановна Кор нева, уже 10 лет приглядываю щая за замятинскими «владени ями» (за 100 рублей в месяц — а раньше еще меньше платили!), еще живы были и плодоносили яблони, с которых срывал ябло ки Евгений Иванович. Потом они стали сохнуть и погибли. А виш ни и до сих пор тех, замятинских корней — вкусные! Во дворе была посажена и выросла красивая елочка. Когда Замятин приезжал, рядом с ней ставили столик и усаживались обедать. Аллей было несколько, но больше всего мы, дети, любили ясеневую, в глубине сада, игра ли там в городки. Не поверите: даже теннисный корт был обо рудован внизу... Сегодня в доме и во дворе царит запустение, а садик и ого род, стараниями.Серафимы Ива новны, обихожены. Хорошо хоть строительный мусор школьники, студенты со временем убрали — но все равно стыдно: каждый день к Замятину экскурсии при езжают, а дом на замке. Это Серафима Ивановна го ворит, уж ей ли не знать. И рада, что помнят люди и едут, а сама думает: «Лишь бы только отпе реть дом не попросили — разру ха там, пыль, ветер гуляет...» Так что, не заросла к Замя тину «народная тропа». Мировую славу принес писатель родной Лебедяни — а она ему, вместе со всей областью и страной, музей не может открыть! Эдак потянем еще — и раз воруют то, что есть: а ведь боль шая половина работ по восста новлению дома уже сделана. Через год с небольшим, к 110- летию Замятина, съедутся гости из разных стран, а принимать их будет негде... Записала Эмма МЕНЬШИКОВА. ПИСАТЕЛЯ ц < В феврале 2004 г. весь читающий мир будет отме-; | чать 120-летие со дня рождения большого русского, художника, нашего земляка-лебедянца Евгения Ива- I новича Замятина, творчество которого неразрывно: связано с его «малой» родиной. Трудно найти тему, < произведение, которое не было оы культурно-геог рафически, духовно-исторически связано с лебедян ской округой, являющейся для писателя «самой на-!: .' стоящей» Россией, «с черноземом, Доном, соломен ными крышами...» Л е б е д я н с к о - елецкая Русь — излюблен ное место действия многих произведе ний художника. То понимика лебедян ской округи оче видна в рассказе «Землем ер», где бегущие от мужиц кой революции ге рои спасаются в монастыре сел а Троекурово, живо писно раскинувше гося на бер егу Красивой Мечи «посреди чаберных лугов», в десяти верстах от Л еб е дяни. Д ей стви е рассказа «Чрево» разворачивается на реке Ворона, хорошо известной тамбовчанам, а в рассказе «Куны» — в старинном селе Куймань, что на полпути из Л ебе дяни в Липецк. Ро дом из этого же села герой расска за «Слово предоставляется то варищу Чурыгину». В рассказе «Русь» красавица Марфа, вы шедшая замуж за купца Вахра меева, напоминает автору пе ресаженную яблоню, которую привезли не откуда-нибудь, а из «Липецка — из кожинских зна менитых питомников — погрус тит месяц, свернутся в трубоч ку листья, а садовник кругом хо дит, поливает —и глядишь, при выкла, налилась — и уже снова цветёт, пахнет». Где бы ни жил европейски образованный Е.И. Замятин — в Петербурге, Англии, Франции — он всегда оставался пронзи тельно русским и по-преиму- ществу уездным человеком. Не случайнр, однажды, один из ди ректоров немецкой кинематог рафической фирмы, знавший творчество Замятина, сказал ему: «Вы очень русский, вас не льзя приспособить к нашей жизни». Причина ярко выраженной «русскости» писателя, конечно же, и в том, что он кровно был связан с глубинной, почвенной Лебедянью, вдохновившей его на создание образа сказочно прекрасной, живой, могучей Рос сии, поражающей своим изоби лием, широтой, хлебосольством. Замятинская Русь, подобно «белой, бокастой, толстой про сф оре», на которую похожа мать-ключница из рассказа «Землемер», «добродушна, уют на, вкусна», настолько вкусна, что по произведениям художни ка можно составить меню рус ской национальной кухни. Писа тель наслаждается одним пере числением «старинных дедовс ких кушаний», таких как «щи со снетками, кисель овсяный — с суслом, с сытой, пироги косые со щучьими телесы, присол из живых щук, огнива белужья в ухе, жаворонки из булочной на горчичном масле». Вся эта снедь когда-то была обычным явлением на столах жителей Придонья. Золотая, красочная Русь, живущая на страницах произве дений Замятина, утопает в ли повом и сиреневом цвету. Она благоухает весенним разнот равьем, запахом воска, меда и яблок. Её украшают «узорчатые от зубцов стены монастырей, древние, похожие на дремлющих бояр башни», вознесенные в небесную высь золотые «крес ты-ласточки» русских церквей. Таков «поэтический венок» Щ Замятина, принесенный сво ей «малой» родине и обес- >'* смертивший её. А что же родина?! Как и 1 > чем откликается она на факт кровного родства с великим Ц земляком?! Никак... В 1994 г., юбилейном для [ Е.И. Замятина, начались вое- ' 4 становительные работы дома §§ писателя в Лебедяни: разо брали полусгнившую веран- ' ду, обили внутри дома шту- ' ' катурку, обновили фасад. На этом всё и закончилось. И стоит он по улице Ситникова ' немым укором нам всем... Рушится и ветшает не только дом большого русско- I - го художника, но и весь ис торический городской лан- ; дшафт, отраженный в твор- , ческом наследии писателя. ||| Куплен и перестраивается «дом Чеботарихи», что из по- вести «Уездное», в котором не однажды, по приезде в > | Лебедянь, останавливался у своди тетки, реальной купчи- I хи Чеботаревой, М.М. При швин. Врастает в землю всеми Щ забытая, маленькая, согбен- , ная, когда-то «видавшая виды», «оборонявшаяся от : татаровья» Ильинская цер ковь, да и весь архитектур ный комплекс Троицкого мо настыря, знаменитого прожи ванием на его территории И первого патриарха Рос- Я сии Филарета. Пересох нынешним л е том Стрелецкий пруд, на краю Ц которого всё еще можно уви- Ш деть «Апросину избенку»... •*■§ («Уездное»). Грустно, господа!.. §§ Неужели кошмарный сон романа «Мы», привидевший ся Замятину в 20-е годы про шлого столетия, о людях с математизированной душой, механическим сердцем и сте рильной памятью, — это про видческий сон о нас, нынеш них?! Надежда КОМЛИК, доктор филологических наук, * профессор, зав. кафедрой русской литературы XX века и зарубежной литературы ЕГУ. На снимке: Е. Замятин- студент с сестрой в саду | | родительского дома. | | Татьяна ГОРЕЛОВА. первый заместитель начальника областного Управления культуры и искусства: ОСНОВНАЯ НАДЕЖДА - НА БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ — На заверше ние реставрации дома нашего зем - ляка-писателя Ев гения Замятина в Лебедяни, к сожа лению, уже два года средств из облас тного бюджета не выделялось. Не поступали они и из федеральной каз ны. Возможности Лебедянского рай она и вовсе ограни чены. Что же каса ется открытия сче та, на который меценаты могли бы вносить средства, то дело это, конечно, хорошее, однако не стоит надеяться на то, что денег для окончания ремонтно-строительных работ и созда ния Дома-музея Евгения Замятина соберется достаточно. Какую-то помощь меценаты, несомненно, могли бы ока зать, и счет открыть нужно, но наша основная надежда — на бюджетные деньги. А их, как всегда, не хватает, львиную долю отпущенных нам средств в прошлом и в этом году пришлось направить на строительство усманского Дома культуры, лебе дянского, в одночасье рухнувшего несколько лет назад. В проект бюджета 2003 года завершение работ по рестав рации замятинского дома мы включили. Остается надеяться, что деньги выделят и в будущем году дом-музей Евгения За мятина оживёт...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz