Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

ШИПЕЦКАЯ •/А г а з е т а 2 н о я б р я 2 0 0 2 г. Но21$(21843) Н А С Л Е Д И Е ' •'Ч. -У-* щ ш ш ш ш ш ш ш ш ш т ш ш т т ш т истоки ..... «ЗОЛОТАЯ ГУСЬ» пр еодоле ть в кратчайшие сроки. Беда-то в том, что мы ока­ зались теми самыми пере- плюй-иванами из замятин- ского шедевра (цикл «Боль­ шим детям сказки»). Не на­ шлось в области здравых сил, чтобы однажды хотя бы сфор­ мулировать задачу, обратить­ ся (и настоять на ее реше­ нии) к губернатору, к депу­ татам областного Совета, к лебедянским органам власти. Мы не можем пока гово­ рить о плановом восстановле­ нии историко-культурных па­ мятников в области: нет, ка­ жется, и соответствующей программы на сей счет, не говоря уже об экономическом наполнении таковой. Но ста­ го университета им. Г. Р. Державина, где уже много лет проводятся международ­ ные Замятинские чтения, ве­ дется углубленное и всесто­ роннее изучение наследия великого писателя, создают­ ся научные труды, защища­ ются диссертации. Они-то в своем «Открытом письме» и ставят проблему (важность и необходимость которой и до­ казывать не надо) всерьёз взяться за восстановление лебедянской родовой усадь­ бы Замятиных. Евгений Замятин — писа­ тель мировой величины. О его Лебедяни знают ученые во многих странах мира. О его — не о нашей! По­ тому что наша Лебедянь (и пор дом Замятиных (пусть и в забвеньи) в Лебедяни отне­ сен к памятникам местного значения. Нормально ли это? Хотя и объяснимо — по при­ чинам вышеизложенным. Статус его должен быть из­ менен. Но для этого потре­ буются, опять же, определен­ ные усилия. ...В 20-е годы родителей Замятина лебедянские боль­ шевики просто вышвырнули из собственного дома. За по­ мощью Евгений Иванович обратился к Горькому. Алек­ сей Максимович направил в Лебедянь письмо — с прось­ бой остановить произвол. Его послушались. В начале XXI века вновь встала задача — вернуть За­ то открытое письмо в адрес губернатора облас­ ти Олега Королева (текст его публикуется ниже) пришло в Липе цк в дни, ко гда в Москве всерьез заговорили о восстановлении памятника Дзержин- :скому на Лубянке, и в показной истерике забились штатные активисты и «вожди» Союза правых сил. Ситуация для России не новая: вначале бездуш ­ но крушим и лом аем созданное не нами, затем в му­ чительных трудностях долго восстанавливаем (в луч­ шем случае). Сколько храмов, дворцов, дворянских Iусадеб, памятников, кладбищ, парковых ансамблей !уничтожено в минувшем веке! Сколько разграблено, вывезено за рубеж , а то и просто втоптано в землю! Однако, как и их предшественники в начале века, Iновые «революционеры» 90-х годов принялись за то Iже самое любимое занятие всех революционеров — крушить символы, олицетворяющие «ненавистную» : им идеологию, политическую систему. Казалось бы ;—зачем? Не взорвав Храм Христа Спасителя, не пот- Iребовалось бы огромных средств на его восстанов- | ление. Не снеси радикал-демократы памятник Дзер- :жинскому (в архитектурном контексте Лубянки —блес- | тяще выраженная доминанта), не потребовалось бы !лживыми протестами против его восстановления д о ­ казывать идейную нищету своих целей... ПОМНИТЬ ПО-ФРАНЦУЗСКИ, «ЛЮБИТЬ ПО-РУССКИ»? Эти факты, далекие, казалось бы, от проблемы восстановления лебедянс­ кой усадьбы Замятиных, о чем с тревогой пишут ав­ торы открытого письма, тем не менее проявление все того же, типично рос­ сийского, феномена: вна­ чале «до основания» раз­ рушить, «а затем...» Вот это «затем» — сродни горькому похмелью: и надо бы выправить буйную го­ ловушку, да нечем... Сейчас в области — со­ тни памятников как рес­ публиканского, так и мес­ тного значения. И боль­ шинство из них нуждают­ ся в незамедлительной по­ мощи — чтоб не исчезли с лица земли окончательно. Грустный вывод, но его приходится повторять внов|> и вновь: не круши­ ли бы так усердно, не было бы головной боли очг труд­ ностей восстановления по­ рушенного! Ситуация с восстанов­ лением родового дома Ев­ гения Замятина в Лебедя­ ни (а шире — всего уса­ дебного комплекса конца XIX века) складывается если и не столь трагично, как с возрождением бунин­ ской усадьбы в Озерках (там стерто с лица земли все), но с каким-то фарсо­ вым оттенком равноду­ шия, бездеятельности, не­ допонимания. Бессмыс­ ленно обвинять в том кого- то персонально, искать «стрелочника» — вина за сегодняшнее состояние дел на всех нас: на лебе- дянцах, позабывших своего великого земляка, на твор­ ческой интеллигенции облас­ ти, на власти — областной и местной, на чиновниках от культуры. Все мы внесли и вносим свою постоянную леп­ ту в то, что имеем в Лебедя­ ни. А имеем вот что: «А еще была такая дерев­ ня Иваниха, все мужики Ива­ ны, только прозвища разные: Самоглот Иван (во сне себе ухо сжевал), Оголтень Иван, Носопыр Иван, Соленые Уши Иван, Белены Объелся Иван, Переплюй Иван — и не пе­ речесть, а только Переплюй — самый главный ихний. Которые скородят, сеют, а Иваны — брюхами кверху да в небо плюют: кто пере­ плюнет. — Эх вы, Иваны. Пшени- цу^бы сеяли! А Иваны толь­ ко сквозь зубы: цырк.- •~“..-^ВфТ-^'а новых землях, слыхать, действительно по- шеница: первый сорт, в огу­ рец зерно. Это — пошеница, да... И опять: кто кого пере­ плюнет!» Дом Замятиных на улице Покровской (ныне Ситнико­ ва) мог бы быть восстановлен два года назад: тогда, по за­ верению бывшего начальни­ ка областного управления культуры и искусства, на завершение работ требова­ лось 400-500 тысяч рублей. Их не нашлось (не иска­ лось?). Сегодня комплекс работ, связанных с подводом к дому коммуникаций, восстановле­ ний первоначальных интерь­ еров и частичным обустрой­ ством территории усадьбы, требует уже 700-800 тысяч! Для области и самой Лебедя­ ни — не так уж и много. А если привлечь средства ме­ ценатов (убежден, такие оты­ щутся обязательно!), то си­ ротское прозябание подлин­ ного дома писателя можно вить целевую задачу изыс­ кать необходимые для ее ре­ шения средства — кто нам мешает? А правильная и обоснованная постановка во­ проса — уже половина реше­ ния! К стыду нашему, такую задачу взяли на себя ученые Тамбовского государственно- область) с удивительным рав­ нодушием относится к своей мировой известности. И еще одна проблема, ре­ шить которую необходимо на высоком уровне: Евгений За­ мятин принадлежит не толь­ ко русской, но и мировой культуре — доказательств тут не требуется. Но до сих мятиных в родовой дом. А.М. Горького нет, значит, сделать это должны мы сами... Владимир ПЕТРОВ, сопредседатель областной писательской организации Союза писателей России. ОТКРЫТОЕ ПИСЬ МО ГЛАВЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О . П. КОРОЛЕВУ Глубокоуважаемый Олег Петрович! Вам, бесспорно, известно, что в Лебедяни среди других па­ мятников культуры на улице Ситникова (бывшей Покровской) сто­ ит построенный в середине XIX столетия дом, где в 1884 году родился классик русской литературы, известный всему миру вы­ дающийся писатель Евгений Иванович Замятин. С этим домом связаны многие страницы его творческой и жизненной биогра­ фии, а также биографии некоторых великих современников. „ °бр аищ а ЯЙШЭД&зотечественной и заруоежнои интеллигенции, мировой общественйости. В послед­ нее д е е д т и ^ ^ ^ о г д р т в о р ч е ск ^ н а ^ д и ^ Е„ 14,^Замятина вер­ нулось на родину, й в разных городах России, связанных с име­ нем писателя, появились свои формы возвращения замятинского творчества читателю, не было года, чтобы специалисты и турис­ ты, почитатели уникального таланта Е. И. Замятина, не посетили родину писателя и не высказали своего возмущения заброшен­ ностью замечательного памятника русской культуры. И вот в сентябре 2000 года участники Четвертых международ­ ных Замятинских чтений, проходивших в Тамбове, приехавшие на церемонию закрытия этого крупного научного форума в Лебе­ дянь, с радостью констатировали: наконец-то реставрационные работы в доме Е. И. Замятина начались! Сколько фотоснимков реставрируемого дома увезено было в разные уголки России, Франции, Японии, Польши, Америки, Швейцарии и Англии! Там появились публикации с рассказами об истории этого дома и ис­ тории его начавшегося возрождения. В сентябре 2000 года на заседании Совета созданного в Там­ бове Международного научного центра изучения творческого на­ следия Е. И. Замятина с филиалами в Лозаннском (Швейцария) и Ягеллонском (Краков, Польша) университетах было принято ре­ шение о начале международной процедуры реставрации могилы Е. И. Замятина в Париже параллельно с начавшимся процессом реставрации замятинского дома в Лебедяни, на липецкой земле. В настоящее время парижская могила усилиями творчес­ кой интеллигенции Франции восстановлена, а реставра­ ционные работы дома Е. И. Замятина на родине писателя прекращены, и дальнейшая судьба дома снова приобрела тра­ гические очертания. Глубокоуважаемый Олег Петрович! Мы обращаемся к Вам как руководителю области, где умеют хранить национальные ценнос­ ти, взять под свой личный контроль ситуацию, сложившуюся вок­ руг дома Е. И. Замятина в Лебедяни, и оказать содействие в завершении реставрационных работ хотя бы к 120-лётнему юби­ лею писателя (начало 2004 года). Н%фрне активного возрождения его имени, интереса к творческому наследию русского классика (созданы международные ассоциации и центры, исследовательс­ кие коллективы, реализуются издательские проекты — уже изданы многотысячные тома художественных произведений Е. Н. Замяти­ на и научных работ о нем, указатели и каталоги) отношение к памяти писателя со стороны липчан воспринимается как акт не­ простительного забвения своего великого сына. Лариса ПОЛЯКОВА, заслуженный деятель науки РФ, доктор филологичес­ ких наук, профессор Тамбовского государственного уни­ верситета, руководитель Международного научного цент­ ра изучения творческого наследия Е. И. Замятина; Анна ГИЛДНЕР, доктор филологических наук, профессор Ягеллонского университета, руководитель филиала Международного на­ учного центра изучения творческого наследия Е. И. Замя­ тина в Кракове (Польша); Леонид ГЕЛЛЕР, профессор Лозаннского университета, руководитель фи­ лиала Международного научного центра изучения творчес­ кого наследия Е. И. Замятина в Лозанне (Швейцария). Сергей ВОЛКОВ, племянник писателя: ОН ВЫРОС ИЗ ИЕБЕД1НИ И ДОЛЖЕН В НЕЁ ВЕРНУТЬСЯ Сергей Владимирович Волков —младший сын сестры Евге­ ния Замятина Александры. Родился он в 1916 году, дядю сво­ его, уехавшего во Францию в ноябре 1931-го, помнит очень хорошо. Тем более, что дом Волковых стоял рядом с замятинским и сад у них был общим. Маленький Сережа с братьями прово­ дил много времени в отчем доме писателя, ибо бабушка жила там в одиночестве, коротая время от встречи до встречи с любимым сыном, и, конечно, нуждалась в опеке дочери и внуков. Помнит Сергей Владимирович каждый приезд Евгения Ива­ новича, который при жизни матери старался бывать у нее как можно чаще, пр авд а , дядя не очень ж аловал племянни­ ков. И если старшего, Женю, ещ е как-то выделял и принимал участие в его судьбе, то о среднем, Саше, вспоминал только, когда папиросы кончались — и Саша с удовольствием бегал за ними: дядю в доме обожали. Ну а младшего, Сережу, Евгений Иванович в упор не зам е­ чал —может быть, потому, что к нему была очень располо­ ж ена его ж ена, Людмила Николаевна? Но этой ее женской слабости Замятин потакать не собирался: он сам нуждался в ее материнской заботе, был слаб здоровьем и всего себя от­ д авал своим героям, писательству, литературе — дети в его планы явно не входили... Тем не менее Сергей Владимирович зла на дядю не д ер ­ жит и с грустью вспоминает о тех золотых временах, когда приходила телеграмма —и в доме Замятиных начинались су­ матошные приготовления к приезду Евгения Ивановича. В 1926 году тот привёз в Лебедянь Бориса Кустодиева — больного, в инвалидной коляске. Память Сергея Владимиро- > уж е тяжело . вича бережно хранит и эти встречи с художником, который провел в Лебедяни все лето, наслаждался ароматом яблок и много писал. Конечно, Сергей Владимирович человек уже почтенного воз­ раста, что не мешает ему, однако, быть энергичным и очень подвижным. Реставрацию замятинского дома, затянувшуюся донельзя, он воспринимает очень близко к сердцу и, если чес­ тно, уже порядком надоел нашим чиновникам, регулярно на­ ведываясь к ним из Тамбова, где он живёт, со своим близким родственником Сергеем Михайловичем Замятиным из Лебяжь­ его Добровского района (и тоже племянником писателя, но двоюродным). Ходят они из кабинета в кабинет с одним-един- ственным вопросом: когда отстроят дом? Этот настырный Волков ждёт-не дождется открытия музея, надоедает со своими указаниями и предложениями, а лебя- жинский Замятин —еще и со старинной, конца XIX века, мебе­ лью, которую, предположительно, мастерил Дмитрий Замя­ тин — д ед писателя, священник, на досуге «баловавшийся» столярным делом ... Но пока все это никому не нужно. А ведь кроме Сергея Вла­ димировича никто уже не помнит обстановку в доме, распо­ ложение надворных построек, планировку сада и парка З а ­ мятиных, где очень любил гулять писатель. Об этом — сегод­ няшние воспоминания Сергея Волкова... Н адо сказать, что внешне, даж е и после начатых рес­ таврационных работ, дом ос­ тался практически таким же, как и был век назад. Нет только балкончика, выходившего на улицу, и со стороны двора вместо террасы и еще одного входа — сейчас кирпичной Iкладки строение. Да и то сказать — после | смерти Варвары Александров- е н ы , тетушки Замятина, с ко­ нторой он всегда был очень дру- ^жен, жившей до последних [своих дней в замятинском [доме, и отъезда за границу [Евгения Ивановича — а все [[это произошло в 1931 году — !дом был приспособлен под | общежитие, и обитали в нем 1четыре семьи. Конечно, они | приспосабливали дом под свои [нужды, однако гостиная, каби- \ нет Ивана Дмитриевича, отца [Замятина, столовая, кухня и [сейчас вполне узнаваемы. _ В гостиной стоял рояль, I этажерка с полками. Когда в доме собирались гости, из ка- бинета выносили стол с «кры- 1лышками», которые ради та­ ких случаев поднимались, и ус­ траивали праздник. В кабинете был и письмен­ ный стол, располагавшийся сле­ ва от окна и двери на балкончик. Справа стоял тот самый, «запас­ ной» стол со сложенными в ожи­ дании гостей «крыльями», зани­ мавший в таком виде немного места, были там еще два очень удобных кресла-диванчика, пок­ рытых чехлами. Позднее в каби­ нете появилась кровать — же­ лезная, с никелированными ша­ рами: Замятины, приезжая, жили в этой комнате. Приходилось на этой кровати почивать и мне... В столовой, у заложенного нынче окна, стоял буфет, об е­ дали за большим столом с ше­ стью венскими — так их назы­ вали — стульями. Двери на кух­ ню были двойными — чтобы за­ пахи из нее не разносились по всему дому, в углу там пылала жаром большая русская печь. Печей в доме, кстати, было несколько — и каждая из них отапливала несколько комнат... Со спальными и другими по­ мещениями дело обстоит хуже — все-таки 70 лет прошло, да и дополнительные перегородки, установленные жильцами, изме­ нили внутреннее пространство дома. Зато во дворе, в саду все помню хорошо: мальчишкой лю­ бил лазать по деревьям, черда­ кам — сверху-то интереснее смотреть, все кругом видно — кстати, вниз до самого Дона наши поместья были. Красота необозримая! О ней и сам Замятин нередко писал: «Прямо перед балконом липа притягивает свои душистые объятия...» «Сейчас я долго гу­ лял в саду, в самой далекой ал­ лее из лип и берёз, ...красива была темная старая аллея с при­ чудливыми узорами на дорожке, сотканными из лунных лучей, кра­ сив был весь душистый вечер, унизанный жемчугом соловьиных трелей...» Да, Замятин частенько и по­ ругивал Лебедянь, но неизмен­ но в нее возвращался. После смерти матери приезжал реже, но еще и в 1928-м, и в 29-м по­ сещал родные места, заботил­ ся о сестре, тетке. Был он здесь и накануне отъ­ езда во Францию. Получив вес- точку из Лебедяни, что приехал дядя попрощаться, я в ту же ночь из Липецка, где жил, отпра­ вился туда пешком, чтобы успеть свидеться с ним перед долгой разлукой. Однако не судьба: дядя пло­ хо себя чувствовал и уснул толь­ ко под утро — велел не будить. Попрощались мы с Людми­ лой Николаевной, она подарила мне рубль — и пошел я обратно: время было суровое, отпуска для прощания с опальным дядюшкой, уезжающим за границу, тогда не полагалось... Думал ли он, что в послед­ ний раз видит отчий дом, двор, сад, где любил не только гулять, но и писать? Слева от второго, во дворе, входа была столярная мастерская, рядом с ней — лед­ ник, а дальше — маленькая сли­ вовая рощица, где стоял столик на одной ножке, за ним-то Ев­ гений Иванович летом и творил... Однажды я гляжу, они с ма­ тушкой моей что-то там под этим столиком ищут. Ая шустрый был, подлетел и спрашиваю: что? — Дядя Женя мундштук по­ терял, — отвечает мама. Я быстро прошуровал вокруг — и нашел! Дядя особенной ра­ дости не выразил, а я, знай себе, продолжаю поиски, шарю в траве. Мать не выдержала: — Что ты еще ищешь? — Двадцать копеек... Чтобы в кино сходить — отвечаю... Тут уж дядя не выдержал, улыбнулся — и дал мне 20 копе­ ек. В саду росло много яблонь разных сортов, духмяных груш. Еще в 1958 году, когда в сосед­ нем, волковском, доме посели­ лись Серафима Ивановна Кор­ нева, уже 10 лет приглядываю­ щая за замятинскими «владени­ ями» (за 100 рублей в месяц — а раньше еще меньше платили!), еще живы были и плодоносили яблони, с которых срывал ябло­ ки Евгений Иванович. Потом они стали сохнуть и погибли. А виш­ ни и до сих пор тех, замятинских корней — вкусные! Во дворе была посажена и выросла красивая елочка. Когда Замятин приезжал, рядом с ней ставили столик и усаживались обедать. Аллей было несколько, но больше всего мы, дети, любили ясеневую, в глубине сада, игра­ ли там в городки. Не поверите: даже теннисный корт был обо­ рудован внизу... Сегодня в доме и во дворе царит запустение, а садик и ого­ род, стараниями.Серафимы Ива­ новны, обихожены. Хорошо хоть строительный мусор школьники, студенты со временем убрали — но все равно стыдно: каждый день к Замятину экскурсии при­ езжают, а дом на замке. Это Серафима Ивановна го­ ворит, уж ей ли не знать. И рада, что помнят люди и едут, а сама думает: «Лишь бы только отпе­ реть дом не попросили — разру­ ха там, пыль, ветер гуляет...» Так что, не заросла к Замя­ тину «народная тропа». Мировую славу принес писатель родной Лебедяни — а она ему, вместе со всей областью и страной, музей не может открыть! Эдак потянем еще — и раз­ воруют то, что есть: а ведь боль­ шая половина работ по восста­ новлению дома уже сделана. Через год с небольшим, к 110- летию Замятина, съедутся гости из разных стран, а принимать их будет негде... Записала Эмма МЕНЬШИКОВА. ПИСАТЕЛЯ ц < В феврале 2004 г. весь читающий мир будет отме-; | чать 120-летие со дня рождения большого русского, художника, нашего земляка-лебедянца Евгения Ива- I новича Замятина, творчество которого неразрывно: связано с его «малой» родиной. Трудно найти тему, < произведение, которое не было оы культурно-геог­ рафически, духовно-исторически связано с лебедян­ ской округой, являющейся для писателя «самой на-!: .' стоящей» Россией, «с черноземом, Доном, соломен­ ными крышами...» Л е б е д я н с к о - елецкая Русь — излюблен­ ное место действия многих произведе­ ний художника. То­ понимика лебедян­ ской округи оче­ видна в рассказе «Землем ер», где бегущие от мужиц­ кой революции ге­ рои спасаются в монастыре сел а Троекурово, живо­ писно раскинувше­ гося на бер егу Красивой Мечи «посреди чаберных лугов», в десяти верстах от Л еб е­ дяни. Д ей стви е рассказа «Чрево» разворачивается на реке Ворона, хорошо известной тамбовчанам, а в рассказе «Куны» — в старинном селе Куймань, что на полпути из Л ебе­ дяни в Липецк. Ро­ дом из этого же села герой расска­ за «Слово предоставляется то­ варищу Чурыгину». В рассказе «Русь» красавица Марфа, вы­ шедшая замуж за купца Вахра­ меева, напоминает автору пе­ ресаженную яблоню, которую привезли не откуда-нибудь, а из «Липецка — из кожинских зна­ менитых питомников — погрус­ тит месяц, свернутся в трубоч­ ку листья, а садовник кругом хо­ дит, поливает —и глядишь, при­ выкла, налилась — и уже снова цветёт, пахнет». Где бы ни жил европейски образованный Е.И. Замятин — в Петербурге, Англии, Франции — он всегда оставался пронзи­ тельно русским и по-преиму- ществу уездным человеком. Не случайнр, однажды, один из ди­ ректоров немецкой кинематог­ рафической фирмы, знавший творчество Замятина, сказал ему: «Вы очень русский, вас не­ льзя приспособить к нашей жизни». Причина ярко выраженной «русскости» писателя, конечно же, и в том, что он кровно был связан с глубинной, почвенной Лебедянью, вдохновившей его на создание образа сказочно прекрасной, живой, могучей Рос­ сии, поражающей своим изоби­ лием, широтой, хлебосольством. Замятинская Русь, подобно «белой, бокастой, толстой про­ сф оре», на которую похожа мать-ключница из рассказа «Землемер», «добродушна, уют­ на, вкусна», настолько вкусна, что по произведениям художни­ ка можно составить меню рус­ ской национальной кухни. Писа­ тель наслаждается одним пере­ числением «старинных дедовс­ ких кушаний», таких как «щи со снетками, кисель овсяный — с суслом, с сытой, пироги косые со щучьими телесы, присол из живых щук, огнива белужья в ухе, жаворонки из булочной на горчичном масле». Вся эта снедь когда-то была обычным явлением на столах жителей Придонья. Золотая, красочная Русь, живущая на страницах произве­ дений Замятина, утопает в ли­ повом и сиреневом цвету. Она благоухает весенним разнот­ равьем, запахом воска, меда и яблок. Её украшают «узорчатые от зубцов стены монастырей, древние, похожие на дремлющих бояр башни», вознесенные в небесную высь золотые «крес­ ты-ласточки» русских церквей. Таков «поэтический венок» Щ Замятина, принесенный сво­ ей «малой» родине и обес- >'* смертивший её. А что же родина?! Как и 1 > чем откликается она на факт кровного родства с великим Ц земляком?! Никак... В 1994 г., юбилейном для [ Е.И. Замятина, начались вое- ' 4 становительные работы дома §§ писателя в Лебедяни: разо­ брали полусгнившую веран- ' ду, обили внутри дома шту- ' ' катурку, обновили фасад. На этом всё и закончилось. И стоит он по улице Ситникова ' немым укором нам всем... Рушится и ветшает не только дом большого русско- I - го художника, но и весь ис­ торический городской лан- ; дшафт, отраженный в твор- , ческом наследии писателя. ||| Куплен и перестраивается «дом Чеботарихи», что из по- вести «Уездное», в котором не однажды, по приезде в > | Лебедянь, останавливался у своди тетки, реальной купчи- I хи Чеботаревой, М.М. При­ швин. Врастает в землю всеми Щ забытая, маленькая, согбен- , ная, когда-то «видавшая виды», «оборонявшаяся от : татаровья» Ильинская цер­ ковь, да и весь архитектур­ ный комплекс Троицкого мо­ настыря, знаменитого прожи­ ванием на его территории И первого патриарха Рос- Я сии Филарета. Пересох нынешним л е­ том Стрелецкий пруд, на краю Ц которого всё еще можно уви- Ш деть «Апросину избенку»... •*■§ («Уездное»). Грустно, господа!.. §§ Неужели кошмарный сон романа «Мы», привидевший­ ся Замятину в 20-е годы про­ шлого столетия, о людях с математизированной душой, механическим сердцем и сте­ рильной памятью, — это про­ видческий сон о нас, нынеш­ них?! Надежда КОМЛИК, доктор филологических наук, * профессор, зав. кафедрой русской литературы XX века и зарубежной литературы ЕГУ. На снимке: Е. Замятин- студент с сестрой в саду | | родительского дома. | | Татьяна ГОРЕЛОВА. первый заместитель начальника областного Управления культуры и искусства: ОСНОВНАЯ НАДЕЖДА - НА БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ — На заверше­ ние реставрации дома нашего зем - ляка-писателя Ев­ гения Замятина в Лебедяни, к сожа­ лению, уже два года средств из облас­ тного бюджета не выделялось. Не поступали они и из федеральной каз­ ны. Возможности Лебедянского рай­ она и вовсе ограни­ чены. Что же каса­ ется открытия сче­ та, на который меценаты могли бы вносить средства, то дело это, конечно, хорошее, однако не стоит надеяться на то, что денег для окончания ремонтно-строительных работ и созда­ ния Дома-музея Евгения Замятина соберется достаточно. Какую-то помощь меценаты, несомненно, могли бы ока­ зать, и счет открыть нужно, но наша основная надежда — на бюджетные деньги. А их, как всегда, не хватает, львиную долю отпущенных нам средств в прошлом и в этом году пришлось направить на строительство усманского Дома культуры, лебе­ дянского, в одночасье рухнувшего несколько лет назад. В проект бюджета 2003 года завершение работ по рестав­ рации замятинского дома мы включили. Остается надеяться, что деньги выделят и в будущем году дом-музей Евгения За­ мятина оживёт...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz