Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

2 н о я бря 2 0 0 2 г., № 2 1 5 (2 1 8 4 3 ) ШИПЕЦКАЯ •'Ж г а з е т а В М О С К В У ? В М О С К В У . . . Роскошь столицы н аш ей Родины п о р аж а е т и, что у ж скрывать, манит, о с о б е н н о юных провинциалов . Им хочется покорить, заво евать Москву. Но ин огда , и н е р е д к о , это о зн ач а е т — сломать себя . Уже на вокзале чувству­ ешь, насколько здесь все дру­ гое, даже воздух, насыщен­ ный одновременно парами отработанных газов и пьяня­ щим ароматом возможнос­ тей, азарта, вызова, который не можешь не принять. Оби­ лие световой рекламы на каждом шагу, толпы зевак и охотников на них, а также ( прочие «прибамбасы»... И в (голове, со скоростью потока сверкающих иномарок, про­ носится только одна мысль: «Да! Да, я всегда этого хо­ тел»... Далее следует культурная программа — и тут уж тебя просто распирает от впечатле­ ний и эмоций. Банальный набор из Красной площади и Мавзолея (дань советскому прошлому), ГУМа с ценовой политикой, рассчитанной ис­ ключительно на иностранцев (дань российскому настояще­ му), включает, пожалуй, и Александровский сад — бе­ зупречно красивое место, на­ вевающее воспоминания о бе­ зоблачном рае. Сходное впе­ чатление от Московского зоо­ парка, процветающ его на средства родителей, стремя­ щихся подарить в нашей мер,-, кантильной реальности кусо­ чек образцового детства сво­ им чадам. Старый Арбат — забавный филиал социализ­ ма в развитии, где вас нещад­ но дурят стайки китайцев, «втирая» за космические сум­ мы значки с дедушкой Лени­ ным. Мне кажется, именно Арбат является основным рассадником заблуждений насчет русских в умах осталь­ ного мира. Честно говоря, даже не знаю, свидетельство ли это недюжинного остро­ умия либо очередной глупос­ ти нашего брата... И, конеч­ но же, Новый Арбат... Безус­ ловно, любопытно посетить Горбушку, ВВЦ и прочие ост­ ровки — в зависимости от ув­ лечений. В общем, первое зна­ комство со столицей произво­ дит сильное впечатление. А чего стоит само ощущение, что ты тоже часть всего этого чудовищного размаха концер­ на удовольствий? Это возно­ сит твою наивность до кры­ ши трехсотэтажного дома... ...После чего неизбежно следует стремительный полет вниз. И без парашюта. Непривычный ритм жиз­ ни столицы уже через два-три дня вызывает усталость, а то и раздражение... Присматри­ ваясь, обнаруживаешь такое, от чего уже хочется просто захлопнуть веки. Достаточно свернуть в какой-нибудь про­ улок Около, скажем, «Детс­ кого мира», как тут же попа­ даешь на «дно», которое, ока­ зывается, служит фундамен­ том нашего русско-европейс­ кого мегаполиса. Или спус­ титься в метро — там бежен­ цы, попрошайки, безработные музыканты и попросту бом­ жи, г— все те, кого «Москва — звенят колокола» уложи­ ла на лопатки. Или голодные студенты из самых престиж­ ных вузов, перебивающиеся с хлеба на воду... А если взять ужасающую криминальную статистику первого города страны, тут уж е просто на улицу выходить не тянет. Особенно ближе к сумеркам. Но молодость смотрит мимо, завороженная витрина­ ми и огнями казино. Она пе­ реполнена амбициями, она верит, что уж ей-то не при­ дется ночевать на ступеньках метро, что ее ждет совсем иное. И каждый так искрен­ не верит, что окажется силь­ нее, что сможет противосто­ ять потоку соблазнов и «осед­ лать» своего коня... Не спорю: единицам это удается. А судьба большин­ ства «покорителей» предреше­ на. Им приходится доволь­ ствоваться, в лучшем случае, нищенским уголком в ком­ муналке... Да, Москва — фееричес­ ки красивый и безумно доро­ гой сити, и в нем стали урод­ ливым монолитом роскош ­ ные казино и грязные трущо­ бы. Кстати, дорогая столица не столько в смысле цен, сколько, в первую очередь, в смысле растраченных, рас­ плывшихся духовных и ду­ шевных ценностей. Дружба? Честь? Ч ест­ ность? Достоинства? Ребята, это все не из московского лек­ сикона... Конечно, любая победа имеет свою цену. Но победы в Москве слишком часто об­ ходятся непомерно дорого. Так что практически невоз­ можно вести разговор о стра­ тегиях ее покорения. Быть может, нужно родиться и вы­ расти в ней. Или идти на штурм в 25, имея за плечами образование и устоявшуюся психику... А может, лулше все-таки быть патриотом своего горо­ да, пусть не столь (кшатого, огромного, но родного? И ис­ кать свое место в его грани­ цах, не спешить попасть в пасынки Москвы, которая по- прежнему слезам не верит? Юлия КОЛПАКОВА, студентка заочного отделения Московской социально-гуманитарной академии. г. Липецк. О Т А Л А Н Т Е И С П О С О Б Н О С Т Я Х ЗАЧЕМ? «9 К о гд а я бы л с т у д е н т о м , м н е з а п о м н и л а с ь о д н а л е к ц и я , в е р н е е д а ж е , н е с к о л ь к о п р е д л о ж е н и й и з н е е . К а к о й - то с т у д е н т н а п и с а л с т а р о м у п р о ф е с с о р у д о в о л ь н о б о й к ую з а п и с к у ... В ы р аж а я с ь с о в р е м е н н ы м я зы к о м , г л а с и л а о н а в о т что : з а ч е м н ам в о о б щ е нужно и с к у с с т в о ? З а ч е м мы и з у ч а е м и з а с о р я е м с в о ю г о л о в у в с е в о з м о ж н ы м и « и с т о р и я м и » ? .. С тары й п р о ф е с с о р п о м о л ч а л , с т р о г о п о г л я д е л н а н а с , п р о ш е л с я н е с к о л ь к о р а з в д о л ь к а ф е д р ы и с к а з а л : —У в аж а ем ы е г о с п о д а ! В ж и зн и н ам п р и х о д и т с я р еш а т ь тр и в е л и к и х в о п р о с а : с п р а в е д л и в о э т о и л и н е с п р а в е д л и в о ? И стин н о э т о и л и Л ож н о? К р а с и в о э т о и л и б е з о б р а з н о ? Т ак в о т , н аш е о б р а з о в а н и е д о л ж н о п о м о г а т ь н ам р а з р е ш и т ь э т и в о п р о с ы ... П р ош л о м н о го л е т , и м н е , в с ущ н о с т и , н е ч е г о д о б а в и т ь к о тв ету , т о л ь к о , п о ж а л у й , у то ч ню о д н о : о б р а з о в а н и е п о м о г а е т н а м гл у бж е п о н я ть д р у г о г о ч е л о в е к а , и с к у с с т в о у с и л и в а е т с п о с о б н о с т ь с о ч у в с т в о в а н и я ... И, к р о м е то г о , у з н а в а я д р у г и х , мы п р и с т а л ь н е е в г л я д ы в а е м с я и в с е б я . С а м а я я р к а я о д а р е н н о с т ь м о ж е т о с т а т ь с я б е с п л о д н о й и д а ж е н е в е д о м о й с а м о м у е е о б л а д а т е л ю , е с л и б о г а т с т в а к у льту ры е е н е р а з о в ью т . Н аш е о б р а з о в а н и е — и м п у л ь с д л я т а ящ и х с я в н а с с п о с о б н о с т е й ... И з в о с п о м и н а н и й и с к у с с т в о в е д а , а к а д е м и к а Ми х а и л а В л а д и м и р о в и ч а АЛПАТОВА. ЭКОЛО ГИЧЕСКИЕ / ^ СТРАСТИ ЗАГРАНИЦА НАМ НЕ ПОМОЖЕТ... Сочетания «неблагоприятная экологическая об станов ­ ка», «загрязнение», «выбросы» и т. п. у ж е настолько при­ елись, что о них м а л о кто сер ь езн о задумы вается . При­ вычное навевает скуку. Все согласны , что все это очень в аж н о , но р еальн о экология для большинства — что-то д а л е к о е и сов ерш енн о н е зави сящ ее от «маленького ч е­ л ов ека». Возмущаемся «ужасной атмосферой» или невозможностью купаться в грязной реке, но при этом нам и в голову не прихо­ дит: а что мы сами-то сделали, чтобы было иначе? Да, разуме­ ется, снижение выбросов в атмосферу требует вмешательства властей. Ну а мусор в реке? Это же дело наших рук. А свалки в лесу, особенно вблизи дачных кооперативов? А помойки пря­ мо под оконами домов? А что оставляют после себя любители природы после пикника? Но лучше приведу конкретный при­ мер: Силикатные озера. Это место массового отдыха. И одно­ временно — помойка: что ни шаг — банки, бутылки, бумаж­ ки. А когда-то здесь была тишина, покой, чистый воздух и прозрачная вода — душа радовалась. Теперь сюда ездить нео­ хота. Так мы лишим себя последнихуголков природы. Кто их теперь должен очистить? Призовем Путина, Касья­ нова, губернатора или мэра взять в руки лопаты и метлы? Дескать, вы начальство, вы и отвечаете за порядок. Или пусть «заграница нам поможет»? Это ведь стало уже привычкой: «верхи» во всем виноваты, а мы ни при чем... Впрочем, постепенно возникает иное отношение к природе, иная, так сказать, более экологическая мораль. Вот уже вто­ рой год Липецкое отделение Российского социально-экологи­ ческого союза участвует в движении «Поможем реке». Девиз липчан: «Чистые берега». Уже из названия видно, чего хотят защитники природы. И надо сказать, что ситуация пусть хотя бы на некоторых реках у нас изменилась. А началось все в прошлом году, когда ребята из экологи­ ческого клуба «ЖУК» (есть такой при нашем отделении Соци­ ально-экологического союза) помогли убрать территорию за­ поведника «Галичья гора». В этом году члены клуба уже дваж­ ды побывали в Аргуле, привели в порядок несколько объектов на территории города (в том числе Заводские пруды). Съезди­ ли и в Задонск, чтобы помочь речке Тишевке. Когда мы с ребятами оказались в Задонске, то просто ужас­ нулись: вместо реки — маленький ручеек, еле-еле пробиваю­ щийся сквозь горы мусора. Ну как тут поверить, что еще пол­ тора десятка лет назад здесь был песок, люди купались и заго­ рали. Конечно, небольшой группе не по силам возродить все это в полной мере. Но все-таки благодаря юным экологам Ти- шевка больше не напоминает помойку. Липецкое отделение Социально-экологического союза раз­ работало и специальную программу «Мы — сограждане»Г Ее стержень — работа с ребятами, которых «воспитала» улица. Я сперва не очень-то верила, что они способны всерьез охранять природу. Но нужно видеть, как вкалывают эти мальчишки и девчонки, с каким энтузиазмом, чтобы избавиться от скепти­ цизма... Теперь Социально-экологический союз поставил новую за­ дачу — развитие экологического туризма в области. Дело это новое, поэтому предстоит потрудиться. Но есть ради чего: ре­ бята будут заняты делом, и туризм принесет свои доходы, и земля наша станет чище... Дай Бог, только, чтобы все получи­ лось... Ирина БОРНЯКОВА, студентка филологического факультета Липецкого государственного педагогического университета. У др евни х греков была л еген д а о Ф а­ этон е, сыне бо га Солнца Гелиоса. Он р е ­ шил прокатиться по н е б у на зол о той к о ­ лесниц е отца. Но крылатые кони п он ес­ ли , и Ф аэтон н е мог сам справиться с упряж кой . Тогда, чтобы н е сгор ел а з е м ­ ля, Зевс м олни ей р а зби л кол есниц у , а Ф аэтон с горящими на гол ове кудрями пронесся по в о з д у х у , п о д о б н о з в е з д е , и уп ал в волны р еки . Грустно, но краси ­ во, н е п р ав д а ли? Н емногие знаю т, что у нас Липецке есть свой «Фаэтон». Так называется д е т ­ ский театр -мю зикл , которым десять лет Аня Чиркина: — На сцену за «Золо­ той маской» и грамотой поднимались Анна Михай­ ловна и я. Смешно, но у меня руки дрожали, и я все §! никак не могла догадаться отдать «маску» Анне Ми­ хайловне. §1 Миша Степанов: — Мы совсем не ожи- 1 дали, что победим. Когда вы ступали , было очень страшно. Все так волнова- I лись, что даже сыграли, по- | | моему, хуж е, чем могли. | | Все, кроме Ани... Аня Чиркина ( |§ в а е т ): — И, кроме тебя, Миша. А на заключительном гала- концерте, который прохо­ дил в академическом теат- 1| ре им. Л. Н. Толстого, было еще тяжелее. Сцена боль­ шая, а ты такой маленький на самом ее краю. Кругом так пусто, даже страшно. А | | до этого была репетиция. Там уже жюри поправля­ ло, что-то изменяло. Но потом, на сцене, все поправ- | | ки от страха забылись. Юля Комарова, студен­ тка фортепианного отделе­ ния Училища искусств имени К. Н. Игумнова: — А я в театре с шести |! лет. И хотя уже окончила | | школу, в «Фаэтон» ходить ; все равно буду. Это мое. | | Здесь такая атмосфера. Очень много юмора. Это — | | работа и в то же время от­ дых. Анна Михайловна: — За десять лет не было | | года, чтобы мы не взяли одно из призовых мест на городском театральном фе­ стивале. А вот «Золотой маской» нас отм етили впервые. Обычно мы гото- II вимся к фестивалю доволь­ но долго, а на сей раз он II прямо в начале января. Большая неожиданность! | | Пришлось все сделать за две недели. — Как же вы успели? — Приходилось репети­ ровать у меня дома. Ведь в школе у нас совсем малень- |§ кая комнатка, там умеща- II ются только фортепиано и одна парта. В «Фаэтоне» 1| вее'зцают, орде я живу. С | солистами я занимаюсь с чего все начина­ лось лично у вас? — В детстве училась в Воронежском хореографи­ ческом училищ е. Меня т даже взяли на роль пажа в | | один из спектаклей драма­ тического театра. Но про­ фессиональной балериной я не стала. Окончила му- 11 зыкальное училище. Од­ нажды увидела объявле- ТЕАТРАЛЬНЫЕВСТРЕЧИ р уководит Анна Михайловна Елисеева. Н а звани е вы брано н е случайно: в едь театр — это т ож е красиво, ф еери чн о и вм есте с тем иногда грустно, тр евож н о , д а ж е трагично... А живет этот театр в ли п ец к ой ш к ол е № 4 9 . В есной этого г о д а «Ф аэтон» был о тм еч ен п р ем и ей «Золотая м аска» на гор одск ом фести ­ в а л е детских театральных коллективов. В гостях у «Ф аэтона» побы вал а студ ен ­ тка Липецкого государственного п е д а ­ гогического университета Настя Коноп ­ л е в а . Вот что о н а з а п и с а л а в св о ем бл ок н о т е... ние: «Советскому дому детс­ кого творчества требуются ин­ тересные люди, руководители кружков, в том числе и теат­ рального». И пришла... Пер­ вый наш спектакль «Красная Шапочка» занял первое мес­ то на городском фестивале. С тех пор поставили много: «Зайка-почтальон», «Старик Хоттабыч», «Сказка о поте­ рянном времени», «Летопись третьего класса», «Следствие ведут Колобки» и «Вера и Ан­ фиса» по Эдуарду Успенско­ му, а сейчас — «Аз, буки, веди». Но это, может быть, лишь одна треть, ведь у нас много музыкальных мини­ атюр. Например, по авторс­ кой песне. Может, слышали: «Приходи ко мне, Глафи­ ра»?.. В Доме творчества «Фаэ­ тон» просущ ествовал два года. Потом меня вместе с театром пригласили работать в школу № 49. — А как ребята приходят в театр? Существует ли от­ бор? — По-разному. Я ведь еще педагог дополнительного об­ разования в музыкальной студии при школе. Обучаю игре на фортепиано и синте­ заторе. Присматриваюсь, про­ бую, кто на что способен. Одни приживаются, другие нет. Но бывает и иначе: сна­ чала приходят в «Фаэтон», а потом с возрастом решают поступить в музыкальную школу. Как-то один мальчик привел в «Фаэтон» почти весь свой класс. Так все вместе и играли. Здорово! — И пели? — Представьте себе! Прав­ да, некоторые начинают петь не сразу. Так у нас вдруг только на втором году обуче­ ния зацрл Вадим Мелихов. Страшно радуюсь, когда слу­ чаются такие счастливые превращения — этот мальчик раньше ну никак себя не про- ЯВЛЯЛ» И снова Миша: — Я тоже сначала не пел. В первом классе занимался на фортепиано. Когда пригла­ шали в «Фаэтон», то как-то не хотелось. А в третьем клас­ се пришел, и мне понрави­ лось. Первая роль — депутат Обещалкин. Долго меня так все и дразнили. А сейчас за­ видуют, особенно когда пре­ мьера. Снова Аня: — Я играю на фортепиа­ но. Ну как-то сижу напеваю себе под нос, а Анна Михай­ ловна услышала и говорит: приходи в театр. Первая роль — Блошка в сп ек такл е «Муха-Цокотуха». Девочка, которая должна была испол­ нять эту роль, не пришла, и дебютировала я. Анна Михайловна: — Когда доходит дело до Ани, все всё бросают и смот­ рят только на нее. Она сразу перевоплощается, вживается в обстоятельства. Аня: — А я этого не замечаю, х о т я ... заплакать могу. С ходу. Помните, в мюзикле «Зайка-почтальон»? Это моя любимая роль. Миша: — А у меня Простуда — любимая роль. — Как ребята находят об­ щий язык друг с другом? — Отношение к младшим бережное. В «Старике Хотта- . ц - - быче» участвовали артисты со второго по одиннадцатый классы. Мы с этим спектак­ лем гастролировали по шко­ лам, детским садикам и даже съездили в лагерь «Проме­ тей». И вот, представляете, вечер. Дискотека. Наши стар­ шие мальчишки собрались было пригласить девочек на медленный танец. Но тут к ним подходит Анюта Чирки­ на (она тогда была во втором классе) и ... приглашает стар­ шеклассника. Но он оказал­ ся рыцарем. Только так горе­ стно вздохнул, а потом встал на колено, приглашая ее, и весь медленный танец с ней протанцевал. Самые шустрые мальчиш­ ки в школе — мои. У них больше потребности в само­ выражении. В «Фаэтоне» — на сцене, а где-то, увы, быва­ ет и такое: в подъезде бьют окна — там же тоже своего рода аплодисменты. Но они начинают понимать: аплодис­ менты аплоди см ентам — рознь. В «Фаэтоне» — ответ­ ственность, обостренное чув­ ство справедливости, творче­ ство. Не то что в подъезде. А вообще быть педагогом и режиссером, поверьте, — трудное дело. У меня, быва­ ет, руки на клавишах, глаза наблюдают за тем, что там де­ лается на сцене, а ноги в это время вытанцовывают под звуки фортепиано. Да, ведь у вас театр- мюзикл... — Занимаемся поста­ новкой звука, речевым тре­ нингом, много внимания — артикуляции, дикции. Большие проблемы с фри­ кативным «гаканьем». По­ стоянные распевки, конеч­ но. Очень ребятам нравят­ ся этюды на предлагаемые обстоятельства: «Ты не иг­ раешь эту птицу, а ты есть эта птица...» — Как вы это делаете? — Начинаем с простей­ шего: давайте попробуем вспомнить, как мы едим кашу, банан, грызем семеч­ ки, кормим голубей... Или, например, вы спускаетесь в пещеру, а там что-то нео­ жиданное. Допустим, вы находите клад. Ваша реак­ ция, ваша мимика. Сцена вообще-то дает ощущение уверенности. Бы­ вает, что кто-то «теряет» реплику и нужна находчи­ вость, сообразительность, чтобы выручить партнера и спасти спектакль. Ребята легко находят выход из та­ ких обстоятельств. У них нет коммуникативных про­ блем. Для некоторых «фа- этоновцев» увлечение опре­ делило призвание. Максим Кащенко учится в Москов­ ской консерватории по классу вокала, Лариса Ис­ томина — на факультете начальных классов в Елец­ ком государственном уни­ верситете имени И. А. Бу­ нина, а второй ее специаль­ ностью станет театроведе­ ние. — Какие у вас планы? — Хочу поставить «Ро­ мео и Джульетту» по вер­ сии Николая Доризо. Есть такое продолжение Шекс­ пира, фантазия: что было бы, если Ромео и Джульет­ та остались живы . Там смысл, что «счастливым можно только умереть, но жить нельзя день ото дня счастливым». Я ухожу из «Фаэтона» тихо, на цыпочках, чтобы не мешать репетиции. И думаю: а здорово было бы увидеть этот театр на боль­ шой сцене, при свете софи­ тов. И, может быть, даже с оркестром. Ведь театр-то музыкальный... В о сп ом и н ан и я о л о т а . ■ СОКРОВЕННОЕ в д е р е в н е Воспоминания о л ет е, п ож ал уй , о стр ее и ярче, чем сам а летняя жи знь. Так, по крайней м е р е , п ок а зал о сь девятикласснице лип ецкой ср едн ей школы № 52 Л ен е Батраковой . Про в еч ер в д е р е в н е он а напи сал а у ж е осенью в Л ип ецк е. А гостила он а у бабуш ки Серафимы Ф едор овны Б уданц ев ой в с е л е Ф ед ор ов к а Добрин ского р а й о н а . ...Только что прошел дождь. Сильный, упругий. Выбоины и ямки на дороге за­ лило водой, а посреди деревни красова­ лась огромная лужа, как горное озеро. Мы с сестрой выбежали на улицу. И замерли. В небе среди звезд запуталось покрывало тишины, оно накрыло всю д е ­ ревню. Изредка ветер приподнимал края покрывала, и тогда было слышно щебе­ тание каких-то пташек или неторопливая беседа деревьев в саду. Не сговарива­ ясь, мы спрыгнули с крыльца и побежа­ ли. Босиком, в легкой одежде, но ночь была такая теплая... Пробежав по мокрой резине травы, мы очутились в саду. Д е­ ревья, казалось, дремали, иногда пере­ говариваясь сонным полушепотом. Мы не стали тревожить их и побежали дальше. Сестра задела рукой низкие ветви ябло­ ни, и та, засмеявшись рас­ сыпчатым смехом, об­ рызгала нас. Бежать по дороге было приятно. Теп­ лая земля прилипа­ ла к ногам, а тем­ ные лужи приятно холодили. Какая ночь! Воздух пах­ нет сырой зем ­ лей и черему­ хой, а глубокое небо над голо­ вой тихо зве­ нит. Вдоволь набегавшись, мы пришли домой. Бабушка пыталась изоб­ разить на лице неодобре­ ние, но я-то видела, как на ее губы проси­ лась улыбка. —Да что ж это такое-то? Девкам ско­ ро замуж, а они всё по ночам разобратые летают. Ой, ба-а-тюшки! Да где ж вы были? Хужей поросят. Мыться, мыться щаже. А вы говорите, на дискотеку? Ка­ кая ж вам дискотека! Вам в люльку надо, — так причитала бабушка, ставя ведро воды на газовую плиту. —Ба, может, помочь? —предложила я. — Не надыть, не надыть, без сопатых обойдуся, — отказалась бабушка. Потом спросила: —Небось, голодные? —Ба, кто же по ночам ест? —возмути­ лась сестра. — Ты знаешь, какая потом фигура будет! —Ой-ой! Заносны-и-и! Фигура им ка­ кая-то. Хоть помидорчика пожубрайте да спать. —Но сейчас только двенадцать, —воз­ разила я. —Вот и вот. Спать уж пора. Динка вон, как легла с вечера, так и не шелохнется. Хе-хе-хе! Не приехали женишки-то! —Дождь же был,—ответила я, —мото­ цикл в грязи упасть может. —Тю-лю-лю! Тю-лю-лю! Адевочки одни остались! Аженишки-то, небось, уждеся­ тый сон видят. А вы все не спите, горюе­ те. — Ну тебя, ба, — отмахнулась сестра, —ложись сама спать. Бабушка ушла, жуя помидор. Через ми­ нуту вернулась: —Помоетеся, двери не забудьте зак­ рыть. —Закроем, закроем, —успокоили мы ее. — Вы закроете. В энтот раз не зак­ рыли—пожалуйста, таз сперли. В чем я теперь дрова зимой таскать буду? —Какой ужас! — воскликнула сест­ ра. — Ба, иди спать. — Я те щас дам спать. Щас сама спать пойдешь. Матери скажу: «Дочь твоя не слухается. Забирай домой». Наконец бабушка ушла спать. Мы с сестрой сидим в сенцах с ог­ ромными окнами и молчим. Не знаю, о чем думала она, а я просто слушала и смотрела. Казалось, я могу объять весь мир. Яслышала дыхание людей, спящих в доме, легкий стук в соседском сарае, видела чистый, будто хрустальный свет луны и таинственный, заманчивый блеск звезд. ...Перед сном вышла на улицу. Было тихо, но в то же время пространство за­ полнено какими-то шорохами и полузву- ками, не улавливаемыми четким ухом, но ощутимыми. В сарае закукарекал петух, но тут же осекся. Деревня притаилась, с замиранием поглядывая вокруг. Я вдох­ нула сладкий, волнующий запах, который запомнила на всю жизнь. И закрыла дверь. Ф о то О л ьг и Б Е Л Я К О В О Й , р и с у н к и Е л е н ы Б Е З Р Я Д И Н О И , Е к а т е р и н ы БЫ Ч КО ВО Й (х у д о ж е с т в е н н о ­ г р а ф и ч е с к и й ф а куль т ет Л ГПУ) и Е в г е н и и Д В О С К И Н О И . С Т И Х И И П Е С Н И Ст ихи и м у з ы к а В а д и м а Е ГОРОВА Д р у з ь я у х о д я т ка к- т о н е в з н а ч а й , Д р у з ь я у х о д я т в п р о ш л о е , к а к в зам ят ь. И м ы с м е е м с я с н о в ы м и д р у з ь я м и , А с т а р ы х в с п о м и н а е м п о н о ч а м . А ст а р ы х в с п о м и н а е м п о н о ч а м . А м ы в о с н е з о в е м и х , к а к в б р е д у , А с ф а л ь т ы т о п ч ем , ю н ы и у п р у г и , И н а п р о щ а н ь е с т и с к и в а е м р у к и , И р у к и о б е щ а ю т н а м : « П р и д у ...» И р у к и о б е щ а ю т н а м : « П р и д у ...» О н и враст аю т , тают — в с и н е в у , А м ы в о с н е та к в е р и м и м , та к в е р и м , Н о н а я в у — р а с п а х н у т ы е д в е р и , И б о л ь утраты тоже н а я в у . И г а р ь утраты то же н а я в у . Н о н е п р е р в а т ь с в я з у ю щ у ю нит ь — О н а д рож ит в о м н е и н е с д а е т с я . Д р у з ь я у х о д я т — к то ж е о ст а ет ся ? Д р у з ь я у х о д я т — к е м и х з а м е н и т ь ? Д р у з ь я у х о д я т — к е м и х з а м е н и т ь ? Д р у з ь я у х о д я т как- т о н е в з н а ч а й , Д р у з ь я у х о д я т в п р о ш л о е , к а к в за м ят ь . И м ы с м е е м с я с н о в ы м и д р у з ь я м и , А с т а р ы х в с п о м и н а е м п о н о ч а м . А с т а р ы х в с п о м и н а е м п о н о ч а м .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz