Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
31 О К Т Я Б Р Я 2 0 0 2 Ч Е Т В Е Р Г № 4 2 ( 9 4 ) С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я - - - - - - Ш « Н о р д - О с т » б о л ь ш е , ч е м « в Р о с с и и Н о р д - О с т Г е о р г и й В а с и л ь е в в э к с к л ю з и в н о м и н т е р в ь ю : к а к э т о б ы л о теш дня В алерий Кичин ТРАГЕДИЯ, которая в течение трех суток разворачивалась в театральном центре на Дубров ке, уже описана многократно. Но каждый раз мы видели собы тия глазами тех, кто был вне здания. Интервью, которое дал мне Георгий Васильев, один из авторов и продюсеров «Норд- Оста», содержит принципиаль но новую для нас информацию. Это взгляд человека, смот ревшего в глаза смерти, чело века, который потерял многих своих друзей и был свидетелем сцен невообразимых и запре дельных. Взгляд человека, без которого жертв было бы гораз до больше. Мы знаем, как раз вивались события вокруг теат рального здания — он знает, что происходило внутри. То, что вы сейчас прочитаете, заставит вас содрогнуться. Он через это прошел, он это пережил, и не будем сейчас требовать от его рассказа абсолютной объектив ности. Рассказ Георгия Василь ева — о том, что реально про исходило, а также о том, каким происходящее представало, ви делось или казалось запертым в камере пыток людям. Для прояснения всей истины мы обязаны его выслушать полно стью. — Где вас застало вторже ние террористов и какова была ваша первая реакция? — Мы с Алексеем Иващенко работали в студии звукозаписи на третьем этаже, когда прибе жал наш менеджер сцены и со общил, что в зале стреляют. И первая реакция, естественно, броситься туда, узнать, в чем дело, чем-то помочь. Потому что как это так — в театре стре ляют! Сбежал на первый этаж и обнаружил там нашего пожар ника, который кричал на непо нятных людей в черном; «Бросьте нас пугать, я же вижу, что это пиропатроны, я по запа ху слышу!» Но когда ударили первые пули, мы поняли, что дело серьезное. И тогда я бро сился в зал. — То есть в принципе вы могли побежать на улицу и спастись? — А я и так спасся. По сути вскочил в последний вагон. Еще чуть-чуть, и мне уже не удалось бы заскочить в зал. Все решали секунды. К счастью, я успел. Если бы не успел, меня расстреляли бы или вытеснили за пределы помещения. Мне нужно было куда-то бежать: ли бо в зал, либо вон из здания. Я побежал в зал. —Ясно. Что было в зале? — Там к этому времени все уже сидели смирно, потому что зрители были окружены цепью людей в черном. В основном это были женщины с пистолета ми и гранатами в руках, к поя сам были прикреплены взрыв- пакеты. Мне ничего не остава лось, как сесть с краю и попы таться влиться в ситуацию. И войти в контакт с террориста ми. Это оказалось довольно просто, потому что я очень бы стро им потребовался. Ведь те атральное здание — сложная конструкция и таит много опас ностей для людей, не знакомых с театральной техникой и не умеющих с ней обращаться. Естественно, проблемы на чались почти сразу же. К при меру, они вдруг обнаружили, что из тех больших тяжелых штук, которыми они забаррика дировали двери сцены, повалил густой дым и они не знают, что это такое. А это были машины для сценического дыма. Терро ристы были вынуждены обра титься в зал: кто, мол, тут зна ет, что с этим делать? К сча стью, я был, я знал, и вообще мне кажется: мое присутствие помогло избежать многих опас ностей. — В принципе вы оказались в роли капитана захваченно го корабля. — В принципе да, и это сча стье, что я смог провести все трудные часы вместе с людьми, которых я заманил, если так можно выразиться, в зал, со брал на спектакль, и я должен был быть с этими людьми, с на шими актерами, с нашим орке стром. — Вы пытались вступить с захватчиками в какие-ни будь переговоры? — Я был единственным че ловеком в зале, у которого бы ла возможность с ними гово рить. По той причине, что они во мне постоянно нуждались. Я пытался все время расширять сферу влияния. И уже следую щий эпизод показал, что из них можно было вытягивать какие- то уступки. Начали дымиться и гореть светофильтры. Световой компьютер завис в режиме ожи дания, а фильтры не рассчита ны на такое долгое воздействие мощных ламп. Пошел запах го релого, люди перепугались. Террористы сначала храбри лись, но я им описал, как это страшно, когда горит театр, и что они даже не успеют выдви нуть свои политические требо вания и погибнут бессмысленно вместе со всеми за несколько минут. Под таким прессингом удалось выбить из них рации, у меня появилась связь с нашими людьми внутри театра, я даже смог на некоторое время свя заться с людьми, находившими ся вне здания. В частности, с нашим техническим директо ром Андреем Яловичем, кото рый был за пределами театра и очень много сделал для нашего освобождения. О таких эпизо дах можно рассказывать беско нечно — все трое суток состоя ли из них. Я все время был в ка ком-то деле, в какой-то борьбе бесконечной, в какой-то много ходовой шахматной игре, кото рая лично мне очень помогла — я оказался как бы в привилеги рованном положении. Тяжелее было другим: они были факти чески прикованы к креслам, им запрещалось вставать, звонить по сотовым, поворачивать голо ву, даже разговаривать, им бы ло, конечно, гораздо труднее. И физически, и психически. —Ваши артисты находились в зале вместе со всеми? — Да. К счастью, девочки наши успели выскочить из зда ния, им очень помог Иващенко: он забаррикадировал дверь, ведущую в гримерки, и боль шинство артистов, не занятых в начале второго акта, сумели спуститься из окон на связан ных костюмах. —Террористы вас слушали? Вам удавалось на них вли ять? — Да. Не сразу, конечно. Я постоянно пробовал степень возможного влияния: можно ли сделать еще шажок, еще ша жок... Они меня дергали бук вально каждые сорок минут, у них все время возникали проб лемы. В какой-то момент они захотели узнать, что там, за большой дверью на сцене. Это был вход в так называемый хо лодный карман. Они потребова ли, чтобы я залез по стремянке к одной из вентиляционных ре шеток и показал, что там есть. А потом я обнаружил, что они играют в футбол нашим знаме нитым арбузом: вы помните, в спектакле с ним ходит узбек. Я у них этот арбуз выхватил: «Вы что, это реквизит!». И положил арбуз в сторонке. Тут они още тинились: «Ты кто такой, чтоб нам приказывать?!». —Удалось что-то сделать? — Очень многое. Удалось, например, полностью снять по жарную опасность. Ведь был момент, когда в зале начался пожар. — От осветительных прибо ров? — Нет, там такая история была. Ведь самая большая про блема — туалеты. Террористов было слишком мало, чтобы они могли контролировать все вхо ды и выходы из здания. Поэто му они старались держаться или внутри зала, или как можно ближе к нему. В зале у них бы ли орудия влияния: была мощ ная бомба посреди партера, ко торую они собирались взор вать. В сущности, эта бомба бы ла их единственной серьезной защитой. Они мало знали о зда нии: ни всех выходов из него, ни устройства подвалов, потол ков, колосников, галерей. Поэ тому они старались всех удер живать внутри зала. Человек 200—250 на балконе и человек 600 в партере. И если участь людей на балконе была легче — там поблизости были туале ты, то из партера они категори чески никого не выпускали. Я очень быстро обнаружил, что сами террористы используют под туалеты служебные поме щения. Было ясно, что для лю дей в партере эта проблема скоро станет неразрешимой. Я предложил использовать для этих целей внутренние служеб ные лестницы, но террористы опять-таки отказались, сосла лись на нехватку людей и не возможность все это контроли ровать: выходы на лестницы были слишком далеко от зала. И они стали настаивать, чтобы в качестве туалетов использо вать оркестровую яму. Для ме ня сама эта мысль была невы носимой, я даже не знаю, как это объяснить... — Это понятно. — Я предлагал другой вари ант: снять часть планшета сце ны и сделать две выгородки для мужского и женского туале тов. Там на сцене есть люки, через которые нечистоты мог ли бы уходить вниз на трехмет ровую глубину. Но они отказа лись и от этого, опять же ссы лаясь на трудности контролиро вать сцену. И пришлось всем, мужчинам и женщинам, ис пользовать оркестровую яму, дальнейшее вы можете себе представить. Через несколько часов там творилось что-то не сусветное. Это были невероят ные моральные и физические мучения. Потому что террори сты и в яму пускали не всех и не всегда. Разворачивались ду шераздирающие сцены, когда сидела девочка и умоляющим взглядом смотрела на эту во нючую яму, потом косилась на чеченку, которая была неумо лима: «Сиди, терпи, я же си жу!». А девочка умоляла: я двое суток не была в туалете, пустите меня... Все это было пыткой. Яма очень быстро пре вратилась в страшную клоаку, где кровь смешивалась с фека лиями. Не дай Бог кому это пе режить. И вот на второй день там загорелось. Дело в том, что мы не могли полностью выклю чить свет в яме — там было бы темно. И в качестве подсветки использовали лампы на оркест ровых пультах. Удлинитель од ного из пультов закоротило. Огонь перекинулся на провода, с проводов на листы нотной партитуры, начался пожар. Слава богу, там был наш золо той человек — начальник осве тительного цеха Саша Федя- кин, он притащил огнетуши тель, и мы с ним заглушили огонь. Таких ситуаций было до вольно много. — Как вели себя люди? — Одни переносили все сто ически и, я бы сказал, героиче ски. Другие паниковали. Мно гие все время плакали. — Друг другу помогали? — Были совершенно удиви тельные моменты самопожерт вования. Рядом со мной сидели двое наших музыкантов из ор кестра — жена Саша и муж Же ня. У него украинский паспорт, у нее российский. Украинцев считали иностранцами и обе щали отпустить. И Саша все время выталкивала мужа, что бы он отдал свой паспорт, и все пыталась выкрикнуть: он ино странец! А он не двигался: мол чи, я без тебя никуда не пойду. Я вспоминаю эту драму, кото рая разворачивалась рядыш ком со мной, с ужасом, потому что Женя в конечном итоге по гиб... — Что происходило на бал коне? — Там было несколько по легче, потому что им все-таки позволяли пользоваться туале тами. А с другой стороны, было труднее: их там было поменьше и там сидели наши дети — 11 человек. И с ними не было связи. Правда, с детьми были наши преподаватели Галя Де- лятицкая и Сергей Лобанков, которые их поддерживали, ог ромное им спасибо... В партере наши актеры держались молод цами, пытались ободрить зри телей: «Смотрите, не потеряйте билеты, когда мы отсюда вый дем. Мы вам обязательно дои граем спектакль!». Рассказыва ли в лицах соседям, как дальше развивались события в спекта кле. Поддерживали, как могли. — Эта проблема с водой... Ведь в театральных буфетах были продукты и напитки — террористы что, даже не пы тались как-то обеспечить людей? — Это было как раздача пря ников. Время от времени выхо дил чеченец и бросал несколь ко шоколадок или жвачек или давал несколько двухсотграм мовых бутылочек с пепси — что это было для почти тысячного зала! Можно считать, что трое суток люди практически не ели и не пили. И это обезвоживание организма усилило действие газа. — Вам пытались помочь из вне —до вас эта помощь до ходила? — В первые же сутки я успел передать длинный список того, что нам нужно. А нужны нам были в первую очередь средст ва гигиены — женские проклад ки, средства для дезинфекции оркестровой ямы, нужна была вода, простая обычная вода. Я даже не просил еды, я просил самое неотложно необходимое: лекарства от желудка, от серд ца... К сожалению, ничего этого мы не получали, а если и полу чали, то не то. — Вам удавалось общаться с теми, кто приходил с воли? С профессором Рошалем? — Нет, он работал на балко не, я был в партере, а туда ни кто не приходил, мы только вы носили раненых, и мне удава лось только вступить в контакт с теми, кто принимал раненых, и с представителями Красного Креста, с Анной Политковской. Но какой это контакт, когда в спину тычут прикладами, приго варивая: «Пошел-пошел, быст ро-быстро, не оборачивайся!». Я только успел шепнуть, что нам надо то-то и то-то. — Террористы не пропуска ли продукты и воду. По всем телеканалам мы видели, как подносы с провизйей вноси ли в здание театра. — Но Красный Крест же они пропустили! И лекарства, и во ду, и сок. Просто прислали не то, что требовалось. Ведь в этой посылке могло быть то, что мы просили и что нам было ре ально нужно! Знаете, что нам прислали из обезболивающих средств? Анальгин в ампулах! Не в таблетках даже. Что мы могли с ним делать?.. Я вам сейчас скажу, наверное, спор ную, но очень важную для меня вещь: ведь, думая о происшед шем, надо понять людей, кото рые оказались в заложниках, понять их родственников и дру зей. Так вот, когда решался во прос о способе разрешения И Георгий Васильев: не дай Бог такое пережить. конфликта — идти или не идти на штурм и если идти, то когда и с какими средствами, — на чашах весов с той и другой сто роны лежало очень многое. И было много вариантов. Одни ущемляли бы национальное до стоинство России, но при этом сохранили бы жизни людей... — ...и умножили бы жертвы завтра. Террористы поймут, что сработало, и пойдут зна чительно дальше. В терроре цепочка безнаказанности тя нется бесконечно, разве не так? — И все же поймите меня, когда я говорю о варианте дли тельных переговоров. Понятно, что решение было сложным. Но сегодня-то на этих весах лежа ла судьба людей в захваченном театре. Поймите их: если сред ства массовой информации молчат, если молчит общест венность — тогда и вес этих жизней небольшой. Об этом тревожились заложники. Они вопили в свои сотовые телефо ны, они взывали к друзьям, к родным, к журналистам, к зна комым политикам, просили об ратить на них внимание, выйти на демонстрацию, просили, что бы ни в коем случае не было штурма. Чтобы пошли на уступ ки, но сохранили человеческие жизни. Но в некоторых СМИ да же пытались занизить число за ложников. — Знаю, но извне это виде лось как очередная торопли вость журналистов, а не ин формационная блокада. Сам слышал, как один телеканал настаивал, что ваш зал все го на 300 мест, но я пони маю: на вашем месте и я в безответственности конкрет ного репортера видел бы большую политику, хотя это и не так. — Возникла даже эта гнус ная теория насчет того, что все заложники впали в «стокгольм ский синдром», что они «полю били своих мучителей» и поэ тому выполняют все их указа ния. — Какое развитие событий вы считали бы правильным? — Я понимаю, что любой сценарий, который я могу вам описать, будет поднят на смех профессионалами. Они легко объяснят, почему этого нельзя было сделать. Но при том коли честве жертв... Из 76 сотрудни ков «Норд-Оста», находивших ся в зале, погибли 18 человек! Из 32 музыкантов оркестра по гибли 8! А представляете, если бы у одной из этих чеченок дрогнула рука и хотя бы одна бомба сдетонировала! Пойми те, все было ужасно, но все бы ли готовы идти на новые испы тания, только бы уменьшить ко личество смертей. Только об этом мы просили, звоня знако мым, друзьям и журналистам, и спасибо огромное всем, кто старался нам помочь, привлечь к проблеме внимание общест венности. — Как вы оцениваете сам штурм? — Наверное, это было сде лано суперпрофессионально. И, наверное, я не имею права судить решение командиров на счет того, какую дозу газа дать в зал. Честь и хвала этим лю дям, которые сумели опреде лить дозу, усыпившую всех тер рористов. Хотя только я лично знаю в зале нескольких чело век, на которых газ не подейст вовал вообще, я могу назвать их имена. Они остались в пол ном сознании и вышли из зда ния своим ходом — вы понима ете, что это означает? — Пресса сообщала, что часть заложников удалось каким-то образом предупре дить о готовящемся штурме. Вы в числе тех, кто знал? И было ли это так на самом деле? — Больше всего на свете люди боялись штурма! Они по нимали, что это огромный риск. Может быть, они не понимали, что часть уцелеет: они думали, что любой штурм вызовет взрыв огромных бомб, лежа щих в креслах, и погибнут все. Так что для них штурм означал смерть. Поэтому распростране ние слухов о том, что после третьей ночи начнут расстрели вать заложников и начнется штурм, несло только панику. И распространять такие слухи — преступление, мы получили бы массовый психоз, истерику, ко торая неизвестно чем бы кончи лась. Для меня готовящийся штурм был вполне очевиден. По тону СМИ и политиков, кото рые выступали. —Вам удавалось все это от слеживать? — Да. у кого-то были радио приемники, по рядам передава лись слухи. Во-вторых, я очень хорошо знаю это здание — от подвалов до крыши. И знаю, что множество дыр оставались незакрытыми и через них мож но было напасть на террори стов. Можно было подобраться через подвалы, вентиляцион ные камеры и воздуховоды, террористы не могли контроли ровать колосники и галереи. Существовали переходные мостики над подвесными по толками, где можно было раз местить хоть роту снайперов. Террористы понятия не имели о том, что находится за каждой из многочисленных дверей. Они были защищены только своими бомбами и угрозой их взорвать. Но мне было абсо лютно ясно, что в этой ситуа ции ни один спецназ не устоит перед соблазном начать штурм. Из СМИ я знал, что пос ле третьей ночи начнут рас стреливать, и поэтому спокой но приготовился к штурму. И когда пошел газ, я даже сказал соседям по креслам: успокой тесь и засыпайте. А потом и сам вырубился. — Как вы перенесли дейст вие газа? — Плохо, потому что сидел прямо под кондиционером и по лучил большую дозу. Но слава богу, я человек крепкого здоро вья и хорошо переношу стресс. И уже через 10 часов меня от качали и я пришел в себя. Сра ботало и то, что я лежал с краю и меня быстро вытащили на воздух. — Как сейчас себя чувству ют дети и в какой мере про исшедшее сказалось на их психике? — К сожалению, я еще не ви дел ни одного ребенка, думаю, что они сидят по домам и над ними хлопочут родные и близ кие и радуются их спасению. Мне трудно очень об этом гово рить: дети есть среди погиб ших, в том числе из «Норд-Ос та». — Как вы думаете, почему для теракта выбран именно «Норд-Ост»? — Я задавал этот вопрос террористам, и они ответили: вы русский мюзикл. На «Чика го» ходят больше иностранцы, а они нам не интересны, нам ин тересны граждане России. Кро ме того, наш спектакль шел ка ждый день в одном и том же ре жиме, к нам легко было присмо треться, изучить все необходи мое. — Понимаю, что рано об этом говорить, но вопрос волнует всех: «Норд-Ост» занял в сердцах людей со вершенно особое место —он будет жить? — Честно скажу: не знаю. У меня нет ни сил, ни средств, и я один не в состоянии ничего сде лать. Слишком большой ущерб. У нас нет даже денег, чтобы за платить сотрудникам. Сейчас в результате теракта мы вынуж дены уволить всю команду «Норд-Оста» — более 200 чело век. Нам нечем им платить. Мы обращаемся в Фонд занятости, объясняем: на нас напали тер рористы, мы жертвы политиче ской обстановки. Мы вынужде ны уволить актеров, но надеем ся за два-три месяца восстано вить спектакль. Можно им пока выплачивать пособие по безра ботице хотя бы в размере поло вины их оклада? Мы же честно делали все отчисления. Получа ем ответ: нет. А я говорю даже не о восстановлении мюзикла, а просто о поддержании людей, пострадавших от теракта. И от вет — нет. Вот что ужасно. Поэ тому ждать более серьезной по мощи от государства я боюсь. Правда, слышны заявления о том, что здание отстроят. Но что это такое — отстроить? От строят к летнему сезону, когда будет очередной спад зритель ской активности, а через год у нас заканчивается срок арен ды. И это будет помощь не нам, а шарикоподшипниковому за воду. Кроме того, нужно же не просто здание отстроить, нужно еще восстановить сложнейший спектакль, а главное, провести социальную реабилитацию это го места, где погибло столько людей. Конечно, если город дейст вительно окажет поддержку, можно попробовать все восста новить. Хотя теперь артистам трудно будет выйти на эту сце ну, музыкантам сесть в эту ор кестровую яму, зрителям войти в этот зал. Наверное, и это можно было бы преодолеть — заменить кресла и баннер, ко торый все эти дни был на теле экранах, но, может быть, пра вильнее сделать «Норд-Ост» подвижным, чтобы его увидела вся страна. Чтобы его можно было показывать полгода в Мо скве, полгода в Петербурге, полгода в Екатеринбурге, Са маре, в ближнем зарубежье... Но это все прожекты, а я вам привел только один пример — надо поддержать выброшенных на улицу сотрудников «Норд- Оста», и даже здесь мы не мо жем найти понимания... Итак, линия фронта прошла через мюзикл — самый жизнеутверждающий жанр искусст ва. Через первый российский мюзикл, который люди полюбили, потому что на спектак лях заново обретали веру в свою страну и величие ее истории. «Норд-Ост», претендовав ший всего только дать своим зрителям хороший отдых и зарядить их оптимизмом, стал символом мужества и знаком переломного времени. Вслед за нью-йоркскими башнями- близнецами музыкальный рассказ о героях-полярниках снова трагически обозначил по люса главного противостояния в сегодняшнем мире: террористы против человечества, человечество против террористов. Поэтому «Норд-Ост» должен вернуться, поэтому всеми должны его видеть — это теперь дело чести не только для продюсеров, режиссеров и артистов, но и для Москвы, и для России. Он вернется, и переполненный, как всегда, зрительный зал встанет ему навстре чу. Где это произойдет — в Екатеринбурге, Витебске, Москве, Минске?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz