Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
I I С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я / 3 1 О К Т Я Б Р Я 2 0 0 2 Ч Е Т В Е Р Г № 4 2 ( 9 4 ) У н а с п р е д м е т о м о б с у ж д е н и я я в л я ю т с я в с е т е м ы З а н а с , М А З и К а м А З ! У т в е рж д ен п р о е к т новой сою зн о й п р о гр ам м ы прямая речь Павел Бородин ГОССЕКРЕТАРЬ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА МЫ ЖИВЕМ в век союзов. В но вой единой Европе это понима ют как нельзя лучше. Призна юсь, позитивный опыт европей цев в сф ер е интеграции пора жает воображение. Скажу боль ше: Европа в очередной раз подтверждает имидж настоя щей «политической лаборато рии» мира. Ведь здесь создает ся фактически образ будущего мира. Мира, лишенного границ и барьеров. Мира культурного многообразия. Естественное стремление народов к бол ее тесному сот рудничеству, объединению уси лий в решении жизненно важ ных задач — ясная и понятная реакция на происходящие «тек тонические сдвиги» последнего времени. Речь идет о глобали зации — необратимом процес се, подготовленном всей пре дыдущей фазой человеческого развития. Можно спорить о пер спективах и последствиях гло бализации, но ясно одно — на циональные государства уже сегодня обязаны реагировать на этот исторический факт. Од ним из адекватных ответов на вызовы современности как раз и стало создани е Союза Бела руси и России. Как известно, в 1995 году Беларусь и Россия взяли курс на объединение. Сегодняшний этап интеграции — это построе ние Союзного государства. Со своей системой органов власти и управления, системой единых нормативных актов и общей ва лютой. Для этого уже продела на большая работа по унифика ции национальных законода тельств, сближению основных параметров экономических си стем и развитию интегрирован ного хозяйственного комплек са. Определилась главная по зиция — создание Союзного го сударства отвечает жизненно важным внутренним и внешним интересам народов наших стран. Процесс интеграции не обратим. Отрадно наблюдать замет ное расширение связей как меж ду простыми гражданами, так и между общественными объеди нениями Беларуси и России,на учными и профессиональными сообществами, учреждениями и представителями культуры. Се годня одной из целей союзного строительства является форми рование в наших странах креп ких институтов гражданского общества, способных стать на дежной основой интеграции. Не малая роль в этом процессе при надлежит независимым средст вам массовой информации, в том числе специализирующим ся на союзных новостях. Скажу честно, не все пока получается так, как хотелось бы. Существуют трудности и организационного,и правово го, и финансового характера. Это совершенно естественно, поскольку после распада СССР в Беларуси и России сложились свои информационные систе мы. Более того — у отдельных групп средств массовой инфор мации, как в Беларуси, так и в России, сформировались свои взгляды на процесс интегра ции, свое понимание хода сою з ного строительства. Тема информационного обеспечения интеграционных процессов — одна из централь ных для руководства Союзного государства. Конечно же, про цессы объединения находят свое освещение в СМИ. По под счетам специалистов, в 2001 го ду в центральных российских СМИ тема Беларуси и россий ско-белорусских отношений звучала сотни раз. Казалось бы, замечательно! Но «пики» активности прессы приходятся в основном на заседания руко водящих органов Союзного го сударства. З а протокольными кадрами остается н езамечен ным колоссальный по объему событийный фон. Цикличность в эмоциональном накале осв е щения проблем белорусско- российских отношений харак терна как для белорусских, так и российских СМИ. А ведь ин формационных поводов для по стоянного поддержания темы предостаточно. Жизнь — это ведь не только область полити ческого. Остается мало зам е ченной сф ера культуры, искус ства, экономики. Сегодня мы оказались в не простой ситуации, когда хоро шим тоном в редакциях стала ориентация на «горячие фак ты» и негатив в союзных собы тиях. А СМИ, финансируемые из союзного бюджета, оказа лись не в состоянии изменить этот отрицательный баланс. Р е зультат? При активном участии средств массовой информации происходит существенное за медление интеграционных тем пов. Я говорил и снова повторю: б ез разногласий такие сложные процессы не происходят. Р а з ногласия и несовпадения во взглядах — это признак здоро вья. Мы не совхозы объединяем и даже не города, а страны. Бы ло бы тревожно, если бы все были «за». Расхождения в оценках и подходах — свиде тельство того, что Союзное го сударство строится на свобод ных и демократических нача лах. У нас предметом обсужде ния являются все темы. У нас нет умалчиваемых проблем и закрытых обсуждений. Без мак симально широкого диалога и дискуссии положительного о б щественного и политического эфф екта не добиться. Это не преложный закон функциони рования демократии. Поэтому вопрос нужно ста вить по-другому: не что плохого и хорошего в Союзном государ стве, а что мы все вместе мо жем сделать для активного сближения Беларуси и России, укрепления доверия между на шими народами, формирова ния новых ориентиров и стиму лов интеграции? Именно на это ориентирована информацион ная линия Союзного государст ва. Поэтому я благодарен пред ставителям всех СМИ — нашим единомышленникам, которые поддерживают нас. Б ез вашей активной позиции Союзное го сударство осталось бы на бума ге. Конечно, информационная политика должна быть подкреп лена и соответствующими фи нансовыми инструментами. Не обходимо концентрировать бюджетные ресурсы на наибо л ее эффективных информаци онных проектах. Руководству ясь при этом результатами не зависимых социологических исследований и экспертных оценок. Постоянный Комитет стара ется опираться на все СМИ, представленные на уровне как центра, так и регионов. Основ ной упор делается на СМИ, вхо дящие в медиа-группу «Союз». Главные из них — Телерадиове щательная организация Союза Беларуси и России, радиостан ция «Союз», газеты «СОЮЗ. Беларусь — Россия» (выходит в виде еженедельного приложе ния к «Российской газете» и га зет е «Советская Белоруссия») и «Союзное вече», а также ин формационное агентство «Со- юз-Инфо». В информационном активе Союзного государства также регулярные программы на центральных и региональ ных телеканалах, многочислен ные радиопередачи и радио мосты. Разнообразна как гео графия союзного вещания, так и аудитория. К примеру, бол ее 11 часов телетрансляций осу ществлено на страны Азии, Аф рики, Америки и Австралии. Там живут наши соотечествен ники, и мы хотим, чтобы у них не было недостатка в объективной информации. Мы— за активное освоение интеграционной ниши в медиа пространстве. Интеграция — это область эксперимента. Поэ тому для е е освещения нужны новые и смелые информацион ные и общественно-политиче ские форматы. Особенно это касается телевидения. Напри мер, на российских каналах уже существуют блоки регио нальных новостей. Если логи чески развить эту идею, то, сог ласитесь, блок «союзных» но востей просто просится на эк раны. Его можно включить как рубрику в сетку новостного ве щания. Одной из самых дина мичных и значимых программ российского телевидения ста ла программа «Москва— Минск». Этот новый общ ест венно-политический формат на РТР заслужил огромную попу лярность среди зрителей. Ду маем о запуске проекта соци альной рекламы Союзного го сударства на телеканалах. Осо бенно в связи с предстоящим обсуждением и принятием Кон ституционного акта, выборами в Парламент Союзного госу дарства. Или о публикации «со юзных» вкладок в самых мас совых газетах. В перспективе — создание специального со юзного телеканала. Как видите, сделано немало. И уже можно уверенно говорить о наметившейся тенденции к выстраиванию эффективной информационной стратегии Со юзного государства, отвечаю щей интересам личности и о б щества, их потребностям в по лучении объективной и полной информации. Из выступления на IV Всемирном конгрессе русской прессы в Берлине. экономика Р ади к Амиров МОСКВА_____________________________ В МИНУВШИЙ вторник в Пос тоянном комитете Союзного го сударства состоялось внеоче редное собрание акционеров Межгосударственной финан сово-промышленной группы (МФПГ) «БелРусАвто». В нем приняли участие Государствен ный секретарь Союзного госу дарства Павел Бородин, гене ральный директор «БелРусАв то» Олег Данилов, руководите ли предприятий — участников союзной программы «Развитие дизельного автомобилестрое ния». Главной новостью за с е д а ния можно считать принятие в состав акционеров ЗАО «Цент ральная компания МФПГ «Бел РусАвто» одного из флагманов российской промышленно сти — ОАО «КамАЗ». На собрании П. Бородин от метил, что состоявшееся собы тие — это «знаковая вещь, по скольку служит интересам на ших народов». Он особо под черкнул, что реализация новой союзной программы позволит не только задействовать мощности крупнейших автомобильных предприятий Беларуси и России, развивать околоавтомобильную инфраструктуру стран-соседей, но и открыть дополнительные рабочие места. По самым скром ным прогнозам специалистов, при реализации новой програм мы работой будут обеспечены тридцать тысяч человек! — Среди основных задач — как можно максимально заин тересовать потенциальных по купателей российско-белорус ских автомобилей, — сказал заместитель главы Минпром науки России Сергей Митин. — Нашим заводам, выпускающим конкурентоспособный на миро вом рынке товар, это под силу. И основа есть, и перспектива, и опыт. ' Тему продолжил руководи тель «БелРусАвто» Олег Дани лов: — По существу речь идет о качественно новой ступени го сударственных отношений и развития региональных связей между Беларусью и Россией. Немаловажно, что в первых ря дах шагают именно крупней шие предприятия. По этому пу ти мы идем сообща, а не враз нобой. — Дальнейшее развитие но вой союзной программы, — д о бавил О. Данилов, — позволит к 2005 году завершить основ ные разработки конструкции двигателя, отвечающей требо ваниям «Евро-3», а затем нала дить е е массовый выпуск. А в период с 2006 по 2008 год сп е циалисты будут работать над движком нового поколения — уже по нормам «Евро-4». На шим спецам данный проект по силам. — Конечно, у нашего завода есть собственные программы. Однако они ни в коем случае не идут вразрез с программами союзного значения, — сказал заместитель генерального ди ректора КамАЗа Ирек Гуме- ров. — Государственная поли тика, выраженная в виде под держки продукции собствен ных заводов на мировом рынке, даст ещ е большие гарантии на развитие отечественного про изводства. И. Гумеров в интервью кор респонденту «СОЮЗа» расска зал, что татарстанскому авто гиганту, который в нынешнем году экспортировал порядка пяти тысяч автомобилей (и эта цифра, несомненно, к концу 2002-го возрастет), очень важ но рассчитывать на выход на дополнительные рынки реали зации. — Перспективы есть и их не обходимо использовать, так что мы вынуждены разочаро вать тех, кто думает, будто бы мы в открытую «схлестнемся» с МАЗом за место под солнцем. Мы против выяснения отноше ний, мы за конкретную совм е стную деятельность. Если по дойти к делу с умом, место под солнцем найдется всем, — под черкнул ИрекФлорович. Эмоциональным получилось выступление генерального ди ректора ОАО «Автодизель» (в прошлом Ярославский мотор ный завод) Владимира Савель ева, который не скрывал своего удовлетворения по поводу уча стия в совместных российско- белорусских проектах. А уж продукцию ярославцев знают во всем мире! «КамАЗы» с дви гателями ярославского пред приятия не раз приходили пер выми на престижных ралли-ма рафонах Азии, Африки, Латин ской Америки. Для белорусских «МАЗов», своих давних партне ров, при реализации союзной программы «Автодизель» с о з дал двигатель ЯМЗ-7511, сер тифицированный по стандар там «Евро-2». А что дало сот рудничество с белорусами для российского предприятия? — Нам удалось разобраться с ситуацией внутреннего долга завода, решить вопросы с д е ловыми партнерами, напри мер, энергетиками, — конста тировал В. Савельев. — Все это произошло благодаря слажен ной работе менеджеров и д ея тельности трудового коллекти ва. Но не следует отбрасывать ответственность при выполне нии заказов. Мы не имели и не имеем морального права под водить друг друга! Глава «Автодизеля» отме тил, что темпы деятельности завода постоянно растут: по итогам прошлого года он уве личил свои мощности на 14 процентов, а в 2002-м рост то же налицо. & БелАЗ. Главный конвейер по сборке сам освалов грузоподъемностью 80—120 тонн. И вот ещ е один отрадный факт. В будущем году «Автоди зель» совместно с МАЗом пла нирует провести специализи рованную выставку. Понятно, что в ней примут участие не только организаторы, но и ряд других, можно сказать, корпо ративных заводов. А что же другие участники программы? В дальнейшем ни кто из нынешних компаньонов «БелРусАвто» не будет выбро шен за борт. Наоборот, вполне возможно, что круг единомыш ленников расширится. Кстати, при реализации первой про граммы, которая финиширует в нынешнем году, только станко строительных заводов было за действовано три десятка! Неко торые из них открыли новые ра бочие места, заново запустили пустующие цеха. А иные, пол ностью технически перевоору жившись, пережили второе ро ждение. М о т о р д л я и н т е г р а ц и и Прибыль о т р еали за ции ин тегра ционных проек тов должно получать Сою зное государство , а не отдельны е структуры и фирмы актуально ПРОДОЛЖАЕМ публикацию ма териалов, связанных с развити ем и реализацией союзных про изводственных программ. Ос новная их задача — разработка и внедрение новейших базис ных технологий, с помощью ко торых можно совершить качест венный рывок в развитии эконо мики России и Беларуси. Рас сказывает начальник Департа мента экономики Постоянного комитета Союзного государства Александр МОИСЕЕНКО. — Александр Алексеевич, в предыдущих номерах «СОЮ За» речьшла, напомним чита телям, о таких важных, при носящих реальную отдачу российско-белорусских про граммах, как «Развитие ди зельного автомобилестрое ния», «Союзный телевизор», создание суперкомпьютера «СКИФ», а также о програм ме развития таможенной ин фраструктуры пограничных пунктов на территории Рес публики Беларусь. Продол жим разговор о других пер спективных совместных про ектах. Расскажите, к приме ру, о программе организации серийного производства обо рудования для выпуска хими ческих волокон. — Да, эта российско-бело русская программа очень пер спективна. Дело в том, что в Ев ропе сейчас практически не ос талось подобных производств, а в России и Беларуси накануне распада СССР было построено несколько таких заводов. Обно вив производство, мы вполне сможем стать мировыми лиде рами в этой области — ведь с е годня спрос на химические во локна во всем мире огромен. В 2001 году завершилась реали зация первого этапа програм мы, и в 2002 году начался ее вто рой этап. В рамках программы создан целый ряд очень инте ресных инженерных наработок, которые в настоящее время в виде опытных образцов разме щены на Светлогорском заводе «Химволокно» в Беларуси и ус пешно эксплуатируются. Одна ко для того, чтобы начать торго вать технической документаци ей, необходимо оснастить ею заводы России и Беларуси. Кро ме того, следует определить, кто является собственником этой документации, кто и как бу дет производить продукцию. —Насколько я понимаю, это вопрос о том, кто же является легитимным собственником результатов реализации со юзных программ. Ведь хотя российско-белорусское сог лашение о союзной собствен ности подписано, до сих пор оно не вступило в силу, так как не ратифицировано бело русской стороной, не так ли? — Начиная с 1996 года в сов местные проекты вкладываются союзные деньги. С 1998 года рос сийско-белорусские программы* существуют уже на прямом фи нансировании из союзного бюд жета. И вот программа закончи лась, получен некий результат, например, создана новая маши на по выработке химических во локон. Возникает вопрос: кто яв ляется владельцем технической документации, кто может в даль нейшем производить эти маши ны? Еще задачка: в рамках про граммы построены опытные об разцы — дорогостоящие, высо коэффективные, нужные на всех заводах. Где их ставить? На сего дняшний день такие вопросы не разрешены. Очевидно, если про грамма финансировалась из бюджета Союзного государства, то ее результаты должны состав лять союзную собственность. И за управление, за эффектив ность ее использования необхо димо держать ответ: истрачены бюджетные деньги, что от этого получили Россия, Беларусь, Со юзное государство в целом? Но на сегодняшний день действи тельно, пока не решен принципи альный вопрос о собственности Союзного государства. В нынешнем году заканчива ется более 70 процентов всех программ предшествующего года, а использование их ре зультатов остается под вопро сом. Безусловно, деньги, вло женные в программы, не пропа ли. Результаты есть, но они должны приносить дивиденды и Беларуси, и России. Можно, ко нечно, говорить, что, к примеру, кооперация МАЗа и Ярослав ского моторного завода приве ла к созданию машин с двигате лями по стандарту «Евро-2». Факт замечательный, наши ма шины имеют сейчас право е з дить в Европу. Но хотелось бы, чтобы прибыль от этого получа ло Союзное государство, а не отдельные структуры и фирмы. В этом случае можно будет пе редавать собственность в опе ративное управление, во владе ние предприятиям Союзного го сударства, то есть полноценно ею распоряжаться, вести нор мальный контроль и учет акти вов. —Одной из наиболее значи мых социальных программ, реализуемых в рамках Союз ного государства, является разработанная министерства ми по чрезвычайным ситуаци ям Беларуси и России «Про грамма совместной деятель ности по преодолению пос ледствий чернобыльской ка тастрофы». Как идет ее реа лизация? — В рамках первого этапа осуществления этой программы (1998—2001 годы) удалось объ единить и обобщить опыт науч но-практических разработок, накопленный в наших странах за 15-летний период после ава рии на ЧАЭС. В результате объ единения и согласования имею щихся данных и методик достиг нут ощутимый прогресс, позво ляющий в настоящее время пла нировать и реализовать совме стную деятельность двух стран по решению медицинских, соци альных и экологических проб лем, связанных с чернобыль ской катастрофой. В ходе второго этапа реали зации программы (2002—2005 годы) предстоит решить общие для России и Беларуси наибо лее сложные и принципиальные проблемы по минимизации не гативных медицинских, соци альных, экономических и психо логических последствий ава рии, унифицировать норматив ную и методическую базы, по высить качество медицинской и психологической помощи по страдавшим гражданам, с о з дать единую российско-бело- русскую материально-техниче скую базу для реализации з а щитных и реабилитационных мероприятий. Так, планируется ввести в строй ряд объектов ка питального строительства, та ких, как завод медицинских препаратов в Гродно, специали зированный радиологический диспансер в Гомеле, а также за вершить строительство и осна щение оборудованием ВЦЭРМ в Санкт-Петербурге, поликли ники и отделений с коечным фондом онкорадиологической клиники МРНЦ РАМН в Обнин ске, российско-белорусского информационного центра в Мо скве по работе с населением ра диоактивно загрязненных тер риторий. — О каких еще конкретных результатах чернобыльской программыможно сказать? — В России и Беларуси орга низованы производства ряда продуктов питания, содержа щих полезные для здоровья че ловека добавки. На хлебоком бинатах в Брянской и Тульской областях налажен выпуск хле ба с бета-каротином, хлебобу лочных изделий с йод-казеи- ном. В Беларуси начато произ водство майонеза и рапсового рафинированного и дезодори рованного масла, витаминизи рованных бета-каротином, а также конфет и мармелада, со держащих специальные биодо бавки с лечебно-профилакти ческими и адаптогенными свойствами. Кроме того, отра ботаны способы технологиче ской переработки мясного и мо лочного сырья, способствую щие снижению перехода радио- нуклеидов в конечную продук цию. Подготовлены техниче ские условия и технологиче ские инструкции по производ ству сыра домашнего с кароти ном, витаминизированных кис ломолочных продуктов. —Да, такие примеры произ водят впечатление, у меня да же аппетит появился. Алек сандр Алексеевич, а вот гово рят, что сейчас очень трудно «пробить» новую программу, придать перспективному про екту статус союзной програм мы. Что выможете сказать по этому поводу? — Дело в том, что изначаль но была поставлена задача ото брать лишь те из проектов, кото рые действительно нужны, вы сокоэффективны и могут быть реализованы совместными уси лиями Беларуси и России. Поэ тому при отборе действительно нужного и важного была созна тельно усложнена процедура их утверждения. А теперь из-за сложности прохождения всех этапов согласования реализа ция даже уже принятых союзных программ неоправданно затяги вается. В целях исправления ситуа ции Постоянный комитет подго товил проект перечня приори тетных программ Союзного го сударства, которые предполага ется разработать в среднесроч ный период, а также проект уточненного порядка разработ ки и реализации союзных про грамм и направил их в прави тельства Российской Федера ции и Республики Беларусь для согласования. Предполагается сразу же после получения пред ложений и замечаний от заинте ресованных министерств и ве домств откорректировать и рас смотреть эти документы в рам ках рабочей группы, а затем внести их на утверждение в Со вет Министров Союзного госу дарства. В заключение, подводя итоги разговора, хочу сказать: трудно сти на пути реализации союзных программ — это трудности ста новления самого Союзного го сударства, развитие которого сдерживается, в частности, из- за отсутствия единой законода тельной базы. Вместе с тем именно совместные российско- белорусские программы служат мощным мотором интеграцион ных процессов не только в обла сти экономики России и Белару си, но и в политико-юридиче ской сфере. Беседовал Аркадий МЕДВЕДЕВ. О б щ и й р у б л ь Р а з р а б о т а н п р о е к т м е м о р а н д у м а о с о з д а н и и е д и н о г о э м и с с и о н н о г о ц е н т р а главная тема Владимир Бибиков МИНСК НА ДНЯХ в столице Беларуси прошло 12-е заседание Межбан ковского валютного совета, объ единяющего представителей На ционального банка Беларуси и Центробанка России. Было рас смотрено 14 вопросов. Но наибо лее принципиальной темой обсу ждения явились, конечно, усло вия введения в качестве общей платежной единицы российского рубля. Как известно, Владимир Путин предложил сделать это уже в 2004 году. Отом, что росси яне рассматривают такую воз можность всерьез, говорит и уро вень их делегации на заседании Межбанковского совета — ее возглавил председатель Центро банка Сергей Игнатьев. Как заявил по итогам встречи его белорусский коллега Петр Прокопович, интеграция банков ских сообществ развивается в соответствии с двусторонними соглашениями о введении еди ного рубля. Но усилий только де нежно-финансовой сферы недо статочно. Ведь введение единой валюты — заключительный этап экономической интеграции. Ме жду тем многие другие стадии, определенные, кстати, союзным договором, нашими странами еще не пройдены. Речь, в частно сти, о создании равных условий для субъектов хозяйствования и граждан двух стран. Увы, россия не и белорусы друг для друга с юридической точки зрения по- прежнему иностранцы, так же как и их предприятия на террито рии союзной страны не считают ся резидентами. Тем не менее белорусская сторона основательно подгото вилась к нынешнему совеща нию, чтобы максимально при близить в этих непростых усло виях введение единой денежной единицы и образование единого эмиссионного центра. К приезду россиян были разработаны про екты таких основополагающих документов, как меморандум о создании единого эмиссионного центра, государственное согла шение на сей счет, устав такого центра и т.д. Специалисты Цент робанка отметили достаточно высокий уровень предложенных белорусскими коллегами доку ментов, однако альтернативных проектов не привезли. Между тем известно, что точки зрения Беларуси и России по поводу принципов создания эмиссион ного центра не совпадают. Поэ тому дискуссию решено продол жить в ноябре на заседании об разованной по предложению Владимира Путина белорусско- российской комиссии по созда нию единого эмиссионного цент ра. Пока трудно говорить, когда и какие конкретно результаты даст эта работа. Но Петр Прокопович, похоже, выразил мнение многих в Беларуси, когда заявил коррес понденту «СОЮЗа», что в конеч ном итоге мы придем к единой валюте. Благо опыт преодоления и более сложных разногласий у нас имеется. П о й д е т , п о М и н с к у у р а л ь с к и й т р а м в а й прямые связи Владимир Кож евятов ЕКАТЕРИНБУРГ______________________ ВИЗИТ в Екатеринбург нанес мэр Минска Михаил Павлов. Руково дители городов решили заклю чить соглашение о торгово-эко номическом сотрудничестве. А совсем недавно в Минске ответ но побывала представительная делегация из Екатеринбурга во главе с мэром города Аркадием Чернецким. После возвращения из Беларуси А. Чернецкий пози тивно оценил итоги поездки. За три дня, по его словам, состоя лось около 130 встреч уральских промышленников и бизнесменов с белорусскими коллегами. В итоге было заключено 60 согла шений об экономическом сотруд ничестве между предприятиями Свердловской области иМинска. Екатеринбуржцев, к примеру, очень заинтересовал автобус для городских маршрутов, выпу скаемый одним из предприятий столицы Беларуси. Он комфор табелен и в то же время значи тельно дешевле аналогов из дальнего зарубежья. В свою оче редь минчане обратили при стальное внимание на трамвай ный вагон «Спектр», производ ство которого налажено на од ном из оборонных предприятий Екатеринбурга'. Ведь и Минск, и Екатеринбург очень нуждаются в обновлении парка городского транспорта... Прометого, члены екатерин бургской делегации побывали на 19 белорусских предприятиях аг- ропрома. Хозяева говорили о же лании сотрудничать с уральца ми. Возражений не последовало.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz