Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

ЛИП ЕЦ КА )! • Н г а з е т а 111 3 0 октября 2 0 0 2 г., № 2 1 2 (21840 ) Е л е н а П А Н И Н А : «ПРИШЛО ВРЕМЯ СМЕЛЫХ ОТВЕТСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ» Н Е К О Т О Р Ы Е А С П Е К Т Ы С Т Р А Т Е Г И И П Р О М Ы Ш Л Е Н Н О Й П О Л И Т И К И В начале нового тысячелетия Россия должна наконец выйти на путь развития, когда личное благополучие каж­ дого и государственное величие перестанут быть антипода­ ми. Но для этого необходимо сильное, экономически раз­ витое демократическое государство, способное гарантиро­ вать благополучие граждан, защищать их достоинство и права, остановить беспредел преступности, отстоять нацио­ нально-государственные интересы на международной аре­ не. Между тем сегодня ВВП России составляет 9 трлн, руб­ лей, то есть 300 млрд, долларов в год, уступая не только любому из основных развитых государств, но и десятке стран второго эшелона во всех частях света. Хотя двадцать лет назад экономика СССР была второй по масштабу в мире. Валовой внутренний продукт СССР оценивался по миро­ вым ценам в 2,5-3 трлн, долларов, из которых почти две трети приходилось на долю РСФСР. Такой результат 15-летних усилий по реформированию экономики является совершенно уникальным в мировой истории: вместо исправления неэффективности социалистической экономики оказалось разрушено и то, что имелось. Темпы начавшегося в 1999 г. экономического роста не позволяют в обозримом будущем ни восстановить эконо­ мику в объеме советской эпохи, ни даже вернуться к уров­ ню, сложившемуся перед финансовым кризисом 1998 г., когда ВВП достигал 500 млрд, долларов в год. Тем не менее в бюджете 2003 года при росте общих рас­ ходов на 10 процентов объем финансирования реального сектора экономики продолжает снижаться. Это иллюстри­ рует несостоятельность проводимой ныне экономической по­ литики, не способной обеспечить даже минимальные нуж ­ ды отечественной промышленности, задействовать ее мощ­ ный потенциал. Такая политика не просто ошибочна, а гу­ бительна, ее программируемым результатом станет еще большее ослабление страны. Российская объединенная про­ мышленная партия предлагает единственно возможную альтернативу такому будущему — стратегию экономичес­ кого прорыва. Е С Т Ь Ф А К Т О Р Ы Р О С Т А Г Государство о б л а д а е т вполне легальными и используемыми во всем м и р е рычагами п ер ер а сп р ед ел ен и я природной ренты в пол ьзу госбюджета — путем прогрессивного н ало гооблож ени я . Такой х о д буд ет противодействовать искусственному завыш ению тариф о в на услуги естественных м онополий , что сам о по себе станет значимым ф ак то р ом ож ивления всей промышленности и сельского хозяйства . Но с ам о е главное , откроется мощный источник пополнения государственного бю дж е т а ... Вторая половина XX века видела немало «экономичес­ ких чудес». При всем многообразии конкретных условий и обстоятельств все они являлись результатом, в первую оче­ редь, мобилизации внутренних ресурсов, подпитывались энергией широких слоев населения, чувствующих свою кров­ ную заинтересованность в реализации подобных программ, связывающих с ними свои надежды, а также последова­ тельностью и упорством политического руководства в ис­ пользовании имеющихся резервов для решения задач на­ ционального масштаба. В современной России напрасно было бы искать какой- то сверхфактор, какое-то волшебное «звено», ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь. Между тем Россия известна как обладатель двух уникальных, но неудовлет­ ворительно используемых преимуществ, чтобы вывести стра­ ну из нищеты и прозябания. Во-первых, это громадные богатства российских недр, которые служат, прежде все­ го, для экспорта сырья. Во-вторых, неизмеримый интеллектуальный потенци­ ал, накопленный нашей страной за всю ее историю, — и в виде конкретных раз­ работок, и в виде научно-тех­ нических кадров, и, что еще более важно, в виде систе­ мы науки и образования, позволяющих воспроизво­ дить квалифицированные кадры и новые идеи. Нужна лишь государственная про­ мышленная политика, кото­ рая соединит интеллектуаль­ ный ресурс России с произ­ водством и природными бо­ гатствами. Государство обладает вполне легальными и ис­ пользуемыми во всем мире рычагами перераспределе­ ния природной ренты в пользу госбюджета — путем прогрессивного налогообло­ жения. Такой ход будет противодействовать искусственно­ му завышению тарифов на услуги естественных монопо­ лий, что само по себе станет значимым фактором оживле­ ния всей промышленности и сельского хозяйства. Но са­ мое главное, откроется мощный источник пополнения го­ сударственного бюджета, который должен быть направлен на создание государственной инновационной системы как базы технологического рывка в экономике. Другая важнейшая составляющая стратегии экономит ческого прорыва состоит в том, чтобы, сочетая элементы экономического либерализма и государственного управле­ ния, добиться не только количественного, но и, в первую очередь, качественного роста промышленного производства. Это потребует решения ряда принципиальных задач, в чис­ ле которых — кардинальное обновление технологического уровня производства и создание действенных инновацион­ но-инвестиционных механизмов, обеспечивающих доведе­ ние интеллектуальных разработок до серийного выпуска про­ дукции мирового уровня; создание условий повышения кон­ курентности российских товаров для расширения внутрен­ него потребительского и инвестиционного спроса на отече­ ственную продукцию; выстраивание финансовых инструмен­ тов, обеспечивающих заинтересованность предприятий в ре­ ализации названных мер и возможность привлечения средств на развитие и модернизацию реального сектора экономи­ ки; реализация государственной программы по возрожде­ нию кадрового корпуса инженеров и рабочих, чья квали­ фикация соответствует требованиям современного производ­ ства. И, наконец, усиление роли государства в создании усло­ вий для нормальной производительной деятельности, за­ щиты граждан от произвола и насилия, неоправданного бюрократического вмешательства в хозяйственные процес­ сы, воровства и коррупции... К А К Д О С Т И Ч Ь П О С Т А В Л Е Н Н Ы Х З А Д А Ч Ключевой вопрос — обеспечить для предприятий, инве­ сторов выгодность вложения средств в модернизацию эко­ номики. И прежде всего — в реальный сектор. Для этого необходимо существенно улучшить соотношение между при­ быльностью инвестиций и уровнем делового риска в стра­ не, сделать инвестиционный климат в России конкуренто­ способным по мировым стандартам. Пока эти условия в России далеко не созданы. Государ­ ственные инвестиции практически свернуты. Средняя по про­ мышленности доля валовой прибыли в стоимости продук­ ции в 2-4 раза уступает показателям лидеров мирового биз­ неса, причем работающих в более стабильных условиях. А если учесть инфляцию и налоги, то средняя чистая рента­ бельность российской промышленности оказывается на гра­ ни убыточности. Необходимо, чтобы макроэкономическая ситуация обес­ печивала высокую рентабельность для основной массы рос­ сийских предприятий как норму их работы, а не как ис­ ключение. Создать такую ситуацию можно, и не в неопре­ деленном будущем, а уже сейчас. Для этого необходимо, во-первых, снизить уровень де­ ловых рисков, прежде всего связанных со всеобщим несоб­ людением обязательств, бюрократизмом и административ­ ным произволом, воровством, коррупцией и преступностью. Во-вторых, повысить рентабельность работы предприя­ тий до уровня, привлекательного для частных инвестиций, то есть в среднем в 1,5-2 раза, при сокращении отрас­ левой дифференциации и со­ здании наиболее благоприят­ ных условий для развития обрабатывающей промыш­ ленности. В-третьих, активизиро­ вать государственную инве­ стиционную и инновацион­ ную политику. Исходя из этого, государ­ ство должно предпринять со­ ответствующий комплекс мер. На первое место необ­ ходимо поставить реформу правоохранительных орга­ нов, чтобы защитить закон, а также обеспечить личную безопасность граждан. В це­ лях противодействия неэф­ фективности работы и кор­ румпированности необходим перекрестный контроль пра­ воохранительных органов по вертикали и горизонтали (то есть между подразделения­ ми разных ведомств на мес­ тах, а также центральными и местными органами одного ведомства), создание типовых программ и нормативов по осуществлению защитных ме­ роприятий. Требуется также техническое переоснащение ма­ териальной базы правоохранительных органов, повышение оплаты труда и введение социальных гарантий сотрудни­ кам. Но параллельно с решением социальных вопросов дол­ жны быть изменены система комплектования кадрами и уровень требований к эффек­ тивности их работы. Реформа правоохрани­ тельных органов, в свою оче­ редь, тесно связана с корен­ ными изменениями системы судопроизводства и работы арбитражных судов, которые необходимо осуществить в кратчайшие сроки. В законо­ дательном порядке должна быть закреплена ответствен­ ность судей за некомпетент­ ные решения, затягивание сроков судопроизводства, уголовная ответственность и запрет на работу в судебных органах в случае выявления фактов коррупции. Одновре­ менно должна создаваться система административной юстиции, которая взяла бы на себя решение актуальных для предприятии и экономи­ ки страны споров о законности принимаемых органами го­ сударственной власти решений в экономической сфере, спо­ ры между хозяйствующими субъектами и органами госвла- сти, а также споры между последними. Это существенно разгрузит арбитражные суды и суды общей юрисдикции и одновременно сможет защитить бизнес от неправомерных действий... Необходимо срочно провести дебюрократизацию эконо­ мики, перейти от лозунгов к реализации реальных мер в этой сфере. Для существенного ограничения самой возмож­ ности административного произвола и коррупции необхо­ димо предельно четко регламентировать порядок осуществ­ ления госрегулирования экономики, точно формализовать отношения чиновника и предпринимателя. Любая остаю­ щаяся неопределенность и размытость в этой сфере будет питать бюрократический произвол и коррупцию... Вторая крупномасштабная проблема, которую необхо­ димо решить для экономического подъема, — это повыше­ 111Ш 111111 П о отнош ению к « тен евом у сек тору» н е о б х о д и м а ори ен та ци я не н а е го унич тож ени е , а н а ин тегра цию , н а с о зд а н и е н о рм ал ьны х у словий е го р аб о ты в р а м к а х з а к о н а . Им енно н а л о г о в а я р еф о р м а д о л ж н а стать главным инструм ентом интегра ции « тенево го сек то р а» в л е г ал ь н ую э к о н о м и к у ... н еобходим о срочно провести д ебю ро кр ати за цию экономики , перей ти от лозунгов к реали за ции реальны х м ер в э той сфере . Для существенного ограничения самой возможности административного прои звола и корруп ции необходимо предельно че тко регламентировать порядок осуществления госрегулирования экономики , точно ф орм али зовать отношения чиновника и п р едп риним ат ел я ... ние рентабельности работы предприятий. У нас чрезвы­ чайно низкий, по сравнению с мировым, уровень цен на продукцию производителей. Если в денежном выражении объем российского ВВП со­ ставил в 2001 г. 300 млрд, долларов, то, по мировым ценам, например, по оценке Мирового банка — 1 трлн. 295 млрд, долларов. Это дает примерно четырехкрат­ ную разницу между ценами российского и мирового рын­ ков, если брать всю корзину ВВП. Например, 16-кратная разница между Россией и США в размере ВВП на душу населения складывается из 4-кратного разрыва в фи­ зическом объеме выпуска на душу населения и еще 4-крат- ного разрыва в уровне денежной оценки труда и продукции — также не в пользу России. Отсюда следует вывод, что политика экономического роста в России не может сводить­ ся к наращиванию только физических объемов производ­ ства. Она должна включать как минимум два равноправ­ ных компонента: рост производства и повышение денежной оценки экономики страны... Сегодня инвесторы, вкладывающие средства в модерни­ зацию российских предприятий, в среднем получают при­ мерно четверть той выручки, которую при тех же затратах имели бы, вложив деньги в другой стране. Традиционная для России модель — защищать населе­ ние путем реализации необходимых товаров и услуг по низ­ ким ценам — создает порочный круг бедности. Производи­ тели этих товаров и услуг не получают достаточных дохо­ дов, чтобы развивать производство, использовать иннова­ ции и выпускать высококачественные товары, платить вы­ сокую заработную плату работникам, налоги в бюджет и т.д. Внутренний рынок с его низким платежеспособным спро­ сом оказывается «второсортным», а предприятия, работаю­ щие преимущественно на него, подвергаются финансовой дискриминации и лишаются ресурсов для развития. Предлагаемая нами политика экономического подъема разрывает этот порочный круг. Во главу угла мы предлага­ ем поставить повышение уровня реальных доходов граж­ дан, предприятий, следовательно, и государства, изменив на этой основе систему социальных гарантий. Однако эту задачу невозможно решить «в лоб». Простое повышение реальных цен и доходов в России немедлен­ но делает многие отечествен­ ные товары неконкурентоспо­ собными. Таким образом, го­ сударству, с одной стороны, необходимо поддерживать об­ щую конкурентоспособность производства мерами денеж­ но-кредитной, налогово-бюд­ жетной политики, регулиро­ вания валютного курса, де­ нежной массы, процентных ставок. С другой — обеспе­ чить правовые и экономичес­ кие условия для повышения конкурентоспособности про­ дукции, в т.ч. за счет сниже­ ния цен и тарифов на услуги естественных монополий, на­ логовых платежей и сборов, для проведения модернизации производства, повышения технологического и каче­ ВЭДвНЮ У ЛЛЛ-. % *• : ственного уровня продукции, для освоения неценовых мето- дов конкурентной борьбы... По критериям, принятым в мировой практике, экономи­ ческий рост определяется следующими факторами: техни­ ческий прогресс — 49 процентов, рабочая сила — 27, капи­ тал — 24 процента. Как видим, ведущую роль в обеспече­ нии экономического роста играют наукоемкие отрасли. В связи с этим необходимо создать систему, способству­ ющую быстрому доведению научных идей до их практичес­ кого использования, серийного выпуска новых продуктов на уровне мировых стандартов. В первую очередь речь идет о создании Федеральной инновационной системы для вне­ дрения высокоэффективных инновационных проектов. Важнейшим моментом тут должно стать формирование институтов по взаимодействию государства и бизнеса в деле развития высокотехнологичных производств и наукоемких отраслей. Необходимо стимулировать платежеспособный спрос на услуги науки, в том числе и за счет освобождения от налогообложения средств предприятий, идущих на раз­ витие и внедрение научных разработок. Безусловно, потребуется принять пакет законов и дру­ гих нормативных актов, создающих правовое поле для бы­ строго развития инновационной активности научных и про­ мышленных организаций. Государственная политика в инновационной сфере не­ разрывно связана с принятием решений, направленных на привлечение дополнительных источников инвестиций. Нуж­ но кардинально изменить налоговую систему, таможенную и тарифную политику. Сегодня не секрет ведь, «теневой» сектор экономики, по самым скромным оценкам, составляет в России 40 про­ центов всего хозяйства, а по мнению некоторых экспертов, превышает величину легального сектора. Причины тут связаны исключительно с государственной политикой — применением непродуманных налоговых си­ стем, неоправданной регламентацией, бюрократизмом и произволом в решении вопросов, связанных с бизнесом, заставляющих производителей скрывать часть хозяйствен­ ной деятельности от государственного учета. Опыт развитых зарубежных стран показывает, что уже­ сточение системы контроля само по себе не решает пробле­ му. По отношению к «теневому сектору» необходима ори­ ентация не на его уничтожение, а на интеграцию, на созда­ ние нормальных условий его работы в рамках закона. Имен­ но налоговая реформа должна стать главным инструмен­ том интеграции «теневого сектора» в легальную экономи- ку.^То, что до сих пор называлось у нас налоговой рефор­ мой, является лишь косметической правкой негодной на­ логовой системы и не решает ни одной серьезной пробле­ мы. Реализация предлагаемой стратегии требует решить про­ блему приоритетов государственной политики бюджетных расходов. Увеличение налоговых поступлений за счет при­ родной ренты, роста объемов производства, сокращения доли расходов по обслуживанию внешнего долга (за счет повышения денежной оценки экономики относительная сто­ имость внешнего долга для бюджета снижается), легали­ зации «теневого сектора» ведет к появлению значительных дополнительных финансовых средств... К числу приоритетов государственных бюджетных рас­ ходов необходимо также отнести стимулирование инвести­ ционного спроса в отраслях, наиболее страдающих от дис­ паритета цен, где при исправлении ценовых диспропорций может быть реализована давно назревшая потребность в модернизаций и решены социальные проблемы (жилищно- коммунальное хозяйство, агропромышленный сектор, до­ рожное строительство, некоторые виды пассажирского транспорта)... Особо следует остановиться на вопросах государствен­ ной поддержки предприятий. Она, особенно на первом, са­ мом сложном этапе реализации промышленной стратегии должна обеспечить ту отдачу от инвестиций и внедрения инноваций в производство, которую пока не в состоянии дать свободный российский рынок. Здесь может быть ис­ пользован опыт Франции, где практикуется заключение контрактов между предприятиями и уполномоченными го­ сударственными органами, когда за определенные действия, поддерживаемые государством, предприятие получает в со­ гласованных размерах налоговые льготы, льготные креди­ ты, субсидии и другие формы поддержки. Э Т А П Ы В Ы Б Р А Н Н О Г О П У Т И На первый взгляд, три основных условия, абсолютно необходимых для решения поставленной задачи, не выгля­ дят особо сложными. Это — быстрый запуск механизмов, создающих предпосылки для ускоренного экономического роста. Это — жесткая последовательность в реализации си­ стемы мер в рамках принятой стратегии. Это — концентра­ ция финансовых и материальных ресурсов и строгое ис­ пользование их на реализацию принятых в рамках страте­ гии целевых программ. Предлагаемая промышленная политика осуществляет­ ся в три этапа. Первый — подготовительный, второй — пе­ реход к ускоренным темпам роста промышленности, тре­ тий — выход на устойчиво высокий уровень роста эко­ номики с переходом к ста­ бильному долгосрочному развитию страны. На первом этапе, в 2003 году, обеспечивается приня­ тие всех необходимых для осуществления стратегичес­ кого замысла законодатель­ ных и других нормативных актов по всей вертикали власти. Формируется и отла­ живается система институ­ тов и инструментов, необхо­ димых для реализации стра­ тегии экономического роста. Проводится реорганизация административной системы управления, судов и право­ охранительных органов. То есть реализуется весь комплекс задач, создающих предпо­ сылки ускоренного экономического роста. Однако уже к концу этого периода достигается ряд важ­ ных экономических результатов. Темпы роста ВВП соста­ вят 7-8 процентов. Конкурентоспособность российского производства в этот период повышается в основном за счет ценовых факторов, в том числе некоторого снижения валютного курса рубля. В то же время за счет реализации системы мер в рамках общей стратегии отрасли, которые в наибольшей степени страдают от занижения цен, подтягиваются ближе к сред­ нему уровню. Тем самым их предприятия получают источ­ ники доходов для начала модернизации. На втором этапе, в 2004-2006 годах, осуществляется, собственно, форсированный рост экономики. Темпы эконо­ мического развития возрастают до 14-18 процентов в год. Свои результаты приносят те правовые, нормативные, институциональные изменения, которые были осуществле­ ны на первом этапе. Денежная оценка ВВП России повы­ шается до уровня среднеразвитых стран. Рост конкурентос­ пособности отечественного производства достигается за счет структурных реформ на предприятиях, стимулируемых и поддерживаемых государством через налоговые, бюджет­ ные, кредитные и другие механизмы в рамках программ повышения конкурентоспособности экономики и активной промышленной политики. Бюджет получает дополнитель­ ные доходы не только за счет роста объемов производства и повышения рентабельности работы предприятий, но и за счет интеграции «теневого» сектора в легальную экономи­ ку и уменьшения оттока капиталов за рубеж. Дополнительные средства бюджета направляются в пер­ вую очередь, через федеральную инновационную систему на техническое перевооружение приоритетных направлений и внедрение новых технологий в производство, а также на реализацию ряда социальных программ. В этот период осуществляется реформа доходов граж­ дан, за счет прироста бюджетных поступлений повышается уровень оплаты труда работников бюджетной сферы, пен­ сий и пособий, решаются острые социальные проблемы. На основе роста экономики в целом и повышения дохо­ дов населения формируется полноценный средний класс, в который наряду с представителями новых формаций вхо­ дят и традиционные социальные слои — научные работни­ ки, врачи, учителя, инженеры, офицеры, квалифицирован­ ные рабочие. При поддержке государства проходит массовая модер­ низация производственных предприятий. Форсированными темпами развиваются сектор наукоемких производств и свя­ занные с ним сферы прикладной науки, значительно уве­ личивается финансирование фундаментальной науки. Сти­ мулируется внедрение инноваций в производство. Тем са­ мым закладывается фундамент дальнейшего роста техно­ логического уровня российской экономики. На третьем этапе, после 2006 г., главным фактором ро­ ста становится повышение конкурентоспособности на осно­ ве неценовых факторов — уровня технологий и качества продукции, маркетинга и увеличения экономической эф­ фективности. Эти направления работы предприятий актив­ но поддерживаются государством. Темпы роста несколько снижаются по сравнению с форсированными показателя­ ми второго этапа, но в течение всего периода остаются вы­ сокими, на уровне 10-12 процентов. Предлагаемая стратегия экономического прорыва яв­ ляется реальным шансом для России. Наша страна спо­ собна выйти из полосы кризисов и неудач, которые пре­ следовали ее на протяжении последних десятилетий, и встать на путь подъема. Пришло время настоящей политики. Свое слово долж ­ но сказать государство, которое ответственно не только перед собой, но прежде всего — перед народом, перед его будущим. Пришло время смелых и ответственных решений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz