Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ЛИП ЕЦ КА )! • Н г а з е т а 111 3 0 октября 2 0 0 2 г., № 2 1 2 (21840 ) Е л е н а П А Н И Н А : «ПРИШЛО ВРЕМЯ СМЕЛЫХ ОТВЕТСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ» Н Е К О Т О Р Ы Е А С П Е К Т Ы С Т Р А Т Е Г И И П Р О М Ы Ш Л Е Н Н О Й П О Л И Т И К И В начале нового тысячелетия Россия должна наконец выйти на путь развития, когда личное благополучие каж дого и государственное величие перестанут быть антипода ми. Но для этого необходимо сильное, экономически раз витое демократическое государство, способное гарантиро вать благополучие граждан, защищать их достоинство и права, остановить беспредел преступности, отстоять нацио нально-государственные интересы на международной аре не. Между тем сегодня ВВП России составляет 9 трлн, руб лей, то есть 300 млрд, долларов в год, уступая не только любому из основных развитых государств, но и десятке стран второго эшелона во всех частях света. Хотя двадцать лет назад экономика СССР была второй по масштабу в мире. Валовой внутренний продукт СССР оценивался по миро вым ценам в 2,5-3 трлн, долларов, из которых почти две трети приходилось на долю РСФСР. Такой результат 15-летних усилий по реформированию экономики является совершенно уникальным в мировой истории: вместо исправления неэффективности социалистической экономики оказалось разрушено и то, что имелось. Темпы начавшегося в 1999 г. экономического роста не позволяют в обозримом будущем ни восстановить эконо мику в объеме советской эпохи, ни даже вернуться к уров ню, сложившемуся перед финансовым кризисом 1998 г., когда ВВП достигал 500 млрд, долларов в год. Тем не менее в бюджете 2003 года при росте общих рас ходов на 10 процентов объем финансирования реального сектора экономики продолжает снижаться. Это иллюстри рует несостоятельность проводимой ныне экономической по литики, не способной обеспечить даже минимальные нуж ды отечественной промышленности, задействовать ее мощ ный потенциал. Такая политика не просто ошибочна, а гу бительна, ее программируемым результатом станет еще большее ослабление страны. Российская объединенная про мышленная партия предлагает единственно возможную альтернативу такому будущему — стратегию экономичес кого прорыва. Е С Т Ь Ф А К Т О Р Ы Р О С Т А Г Государство о б л а д а е т вполне легальными и используемыми во всем м и р е рычагами п ер ер а сп р ед ел ен и я природной ренты в пол ьзу госбюджета — путем прогрессивного н ало гооблож ени я . Такой х о д буд ет противодействовать искусственному завыш ению тариф о в на услуги естественных м онополий , что сам о по себе станет значимым ф ак то р ом ож ивления всей промышленности и сельского хозяйства . Но с ам о е главное , откроется мощный источник пополнения государственного бю дж е т а ... Вторая половина XX века видела немало «экономичес ких чудес». При всем многообразии конкретных условий и обстоятельств все они являлись результатом, в первую оче редь, мобилизации внутренних ресурсов, подпитывались энергией широких слоев населения, чувствующих свою кров ную заинтересованность в реализации подобных программ, связывающих с ними свои надежды, а также последова тельностью и упорством политического руководства в ис пользовании имеющихся резервов для решения задач на ционального масштаба. В современной России напрасно было бы искать какой- то сверхфактор, какое-то волшебное «звено», ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь. Между тем Россия известна как обладатель двух уникальных, но неудовлет ворительно используемых преимуществ, чтобы вывести стра ну из нищеты и прозябания. Во-первых, это громадные богатства российских недр, которые служат, прежде все го, для экспорта сырья. Во-вторых, неизмеримый интеллектуальный потенци ал, накопленный нашей страной за всю ее историю, — и в виде конкретных раз работок, и в виде научно-тех нических кадров, и, что еще более важно, в виде систе мы науки и образования, позволяющих воспроизво дить квалифицированные кадры и новые идеи. Нужна лишь государственная про мышленная политика, кото рая соединит интеллектуаль ный ресурс России с произ водством и природными бо гатствами. Государство обладает вполне легальными и ис пользуемыми во всем мире рычагами перераспределе ния природной ренты в пользу госбюджета — путем прогрессивного налогообло жения. Такой ход будет противодействовать искусственно му завышению тарифов на услуги естественных монопо лий, что само по себе станет значимым фактором оживле ния всей промышленности и сельского хозяйства. Но са мое главное, откроется мощный источник пополнения го сударственного бюджета, который должен быть направлен на создание государственной инновационной системы как базы технологического рывка в экономике. Другая важнейшая составляющая стратегии экономит ческого прорыва состоит в том, чтобы, сочетая элементы экономического либерализма и государственного управле ния, добиться не только количественного, но и, в первую очередь, качественного роста промышленного производства. Это потребует решения ряда принципиальных задач, в чис ле которых — кардинальное обновление технологического уровня производства и создание действенных инновацион но-инвестиционных механизмов, обеспечивающих доведе ние интеллектуальных разработок до серийного выпуска про дукции мирового уровня; создание условий повышения кон курентности российских товаров для расширения внутрен него потребительского и инвестиционного спроса на отече ственную продукцию; выстраивание финансовых инструмен тов, обеспечивающих заинтересованность предприятий в ре ализации названных мер и возможность привлечения средств на развитие и модернизацию реального сектора экономи ки; реализация государственной программы по возрожде нию кадрового корпуса инженеров и рабочих, чья квали фикация соответствует требованиям современного производ ства. И, наконец, усиление роли государства в создании усло вий для нормальной производительной деятельности, за щиты граждан от произвола и насилия, неоправданного бюрократического вмешательства в хозяйственные процес сы, воровства и коррупции... К А К Д О С Т И Ч Ь П О С Т А В Л Е Н Н Ы Х З А Д А Ч Ключевой вопрос — обеспечить для предприятий, инве сторов выгодность вложения средств в модернизацию эко номики. И прежде всего — в реальный сектор. Для этого необходимо существенно улучшить соотношение между при быльностью инвестиций и уровнем делового риска в стра не, сделать инвестиционный климат в России конкуренто способным по мировым стандартам. Пока эти условия в России далеко не созданы. Государ ственные инвестиции практически свернуты. Средняя по про мышленности доля валовой прибыли в стоимости продук ции в 2-4 раза уступает показателям лидеров мирового биз неса, причем работающих в более стабильных условиях. А если учесть инфляцию и налоги, то средняя чистая рента бельность российской промышленности оказывается на гра ни убыточности. Необходимо, чтобы макроэкономическая ситуация обес печивала высокую рентабельность для основной массы рос сийских предприятий как норму их работы, а не как ис ключение. Создать такую ситуацию можно, и не в неопре деленном будущем, а уже сейчас. Для этого необходимо, во-первых, снизить уровень де ловых рисков, прежде всего связанных со всеобщим несоб людением обязательств, бюрократизмом и административ ным произволом, воровством, коррупцией и преступностью. Во-вторых, повысить рентабельность работы предприя тий до уровня, привлекательного для частных инвестиций, то есть в среднем в 1,5-2 раза, при сокращении отрас левой дифференциации и со здании наиболее благоприят ных условий для развития обрабатывающей промыш ленности. В-третьих, активизиро вать государственную инве стиционную и инновацион ную политику. Исходя из этого, государ ство должно предпринять со ответствующий комплекс мер. На первое место необ ходимо поставить реформу правоохранительных орга нов, чтобы защитить закон, а также обеспечить личную безопасность граждан. В це лях противодействия неэф фективности работы и кор румпированности необходим перекрестный контроль пра воохранительных органов по вертикали и горизонтали (то есть между подразделения ми разных ведомств на мес тах, а также центральными и местными органами одного ведомства), создание типовых программ и нормативов по осуществлению защитных ме роприятий. Требуется также техническое переоснащение ма териальной базы правоохранительных органов, повышение оплаты труда и введение социальных гарантий сотрудни кам. Но параллельно с решением социальных вопросов дол жны быть изменены система комплектования кадрами и уровень требований к эффек тивности их работы. Реформа правоохрани тельных органов, в свою оче редь, тесно связана с корен ными изменениями системы судопроизводства и работы арбитражных судов, которые необходимо осуществить в кратчайшие сроки. В законо дательном порядке должна быть закреплена ответствен ность судей за некомпетент ные решения, затягивание сроков судопроизводства, уголовная ответственность и запрет на работу в судебных органах в случае выявления фактов коррупции. Одновре менно должна создаваться система административной юстиции, которая взяла бы на себя решение актуальных для предприятии и экономи ки страны споров о законности принимаемых органами го сударственной власти решений в экономической сфере, спо ры между хозяйствующими субъектами и органами госвла- сти, а также споры между последними. Это существенно разгрузит арбитражные суды и суды общей юрисдикции и одновременно сможет защитить бизнес от неправомерных действий... Необходимо срочно провести дебюрократизацию эконо мики, перейти от лозунгов к реализации реальных мер в этой сфере. Для существенного ограничения самой возмож ности административного произвола и коррупции необхо димо предельно четко регламентировать порядок осуществ ления госрегулирования экономики, точно формализовать отношения чиновника и предпринимателя. Любая остаю щаяся неопределенность и размытость в этой сфере будет питать бюрократический произвол и коррупцию... Вторая крупномасштабная проблема, которую необхо димо решить для экономического подъема, — это повыше 111Ш 111111 П о отнош ению к « тен евом у сек тору» н е о б х о д и м а ори ен та ци я не н а е го унич тож ени е , а н а ин тегра цию , н а с о зд а н и е н о рм ал ьны х у словий е го р аб о ты в р а м к а х з а к о н а . Им енно н а л о г о в а я р еф о р м а д о л ж н а стать главным инструм ентом интегра ции « тенево го сек то р а» в л е г ал ь н ую э к о н о м и к у ... н еобходим о срочно провести д ебю ро кр ати за цию экономики , перей ти от лозунгов к реали за ции реальны х м ер в э той сфере . Для существенного ограничения самой возможности административного прои звола и корруп ции необходимо предельно че тко регламентировать порядок осуществления госрегулирования экономики , точно ф орм али зовать отношения чиновника и п р едп риним ат ел я ... ние рентабельности работы предприятий. У нас чрезвы чайно низкий, по сравнению с мировым, уровень цен на продукцию производителей. Если в денежном выражении объем российского ВВП со ставил в 2001 г. 300 млрд, долларов, то, по мировым ценам, например, по оценке Мирового банка — 1 трлн. 295 млрд, долларов. Это дает примерно четырехкрат ную разницу между ценами российского и мирового рын ков, если брать всю корзину ВВП. Например, 16-кратная разница между Россией и США в размере ВВП на душу населения складывается из 4-кратного разрыва в фи зическом объеме выпуска на душу населения и еще 4-крат- ного разрыва в уровне денежной оценки труда и продукции — также не в пользу России. Отсюда следует вывод, что политика экономического роста в России не может сводить ся к наращиванию только физических объемов производ ства. Она должна включать как минимум два равноправ ных компонента: рост производства и повышение денежной оценки экономики страны... Сегодня инвесторы, вкладывающие средства в модерни зацию российских предприятий, в среднем получают при мерно четверть той выручки, которую при тех же затратах имели бы, вложив деньги в другой стране. Традиционная для России модель — защищать населе ние путем реализации необходимых товаров и услуг по низ ким ценам — создает порочный круг бедности. Производи тели этих товаров и услуг не получают достаточных дохо дов, чтобы развивать производство, использовать иннова ции и выпускать высококачественные товары, платить вы сокую заработную плату работникам, налоги в бюджет и т.д. Внутренний рынок с его низким платежеспособным спро сом оказывается «второсортным», а предприятия, работаю щие преимущественно на него, подвергаются финансовой дискриминации и лишаются ресурсов для развития. Предлагаемая нами политика экономического подъема разрывает этот порочный круг. Во главу угла мы предлага ем поставить повышение уровня реальных доходов граж дан, предприятий, следовательно, и государства, изменив на этой основе систему социальных гарантий. Однако эту задачу невозможно решить «в лоб». Простое повышение реальных цен и доходов в России немедлен но делает многие отечествен ные товары неконкурентоспо собными. Таким образом, го сударству, с одной стороны, необходимо поддерживать об щую конкурентоспособность производства мерами денеж но-кредитной, налогово-бюд жетной политики, регулиро вания валютного курса, де нежной массы, процентных ставок. С другой — обеспе чить правовые и экономичес кие условия для повышения конкурентоспособности про дукции, в т.ч. за счет сниже ния цен и тарифов на услуги естественных монополий, на логовых платежей и сборов, для проведения модернизации производства, повышения технологического и каче ВЭДвНЮ У ЛЛЛ-. % *• : ственного уровня продукции, для освоения неценовых мето- дов конкурентной борьбы... По критериям, принятым в мировой практике, экономи ческий рост определяется следующими факторами: техни ческий прогресс — 49 процентов, рабочая сила — 27, капи тал — 24 процента. Как видим, ведущую роль в обеспече нии экономического роста играют наукоемкие отрасли. В связи с этим необходимо создать систему, способству ющую быстрому доведению научных идей до их практичес кого использования, серийного выпуска новых продуктов на уровне мировых стандартов. В первую очередь речь идет о создании Федеральной инновационной системы для вне дрения высокоэффективных инновационных проектов. Важнейшим моментом тут должно стать формирование институтов по взаимодействию государства и бизнеса в деле развития высокотехнологичных производств и наукоемких отраслей. Необходимо стимулировать платежеспособный спрос на услуги науки, в том числе и за счет освобождения от налогообложения средств предприятий, идущих на раз витие и внедрение научных разработок. Безусловно, потребуется принять пакет законов и дру гих нормативных актов, создающих правовое поле для бы строго развития инновационной активности научных и про мышленных организаций. Государственная политика в инновационной сфере не разрывно связана с принятием решений, направленных на привлечение дополнительных источников инвестиций. Нуж но кардинально изменить налоговую систему, таможенную и тарифную политику. Сегодня не секрет ведь, «теневой» сектор экономики, по самым скромным оценкам, составляет в России 40 про центов всего хозяйства, а по мнению некоторых экспертов, превышает величину легального сектора. Причины тут связаны исключительно с государственной политикой — применением непродуманных налоговых си стем, неоправданной регламентацией, бюрократизмом и произволом в решении вопросов, связанных с бизнесом, заставляющих производителей скрывать часть хозяйствен ной деятельности от государственного учета. Опыт развитых зарубежных стран показывает, что уже сточение системы контроля само по себе не решает пробле му. По отношению к «теневому сектору» необходима ори ентация не на его уничтожение, а на интеграцию, на созда ние нормальных условий его работы в рамках закона. Имен но налоговая реформа должна стать главным инструмен том интеграции «теневого сектора» в легальную экономи- ку.^То, что до сих пор называлось у нас налоговой рефор мой, является лишь косметической правкой негодной на логовой системы и не решает ни одной серьезной пробле мы. Реализация предлагаемой стратегии требует решить про блему приоритетов государственной политики бюджетных расходов. Увеличение налоговых поступлений за счет при родной ренты, роста объемов производства, сокращения доли расходов по обслуживанию внешнего долга (за счет повышения денежной оценки экономики относительная сто имость внешнего долга для бюджета снижается), легали зации «теневого сектора» ведет к появлению значительных дополнительных финансовых средств... К числу приоритетов государственных бюджетных рас ходов необходимо также отнести стимулирование инвести ционного спроса в отраслях, наиболее страдающих от дис паритета цен, где при исправлении ценовых диспропорций может быть реализована давно назревшая потребность в модернизаций и решены социальные проблемы (жилищно- коммунальное хозяйство, агропромышленный сектор, до рожное строительство, некоторые виды пассажирского транспорта)... Особо следует остановиться на вопросах государствен ной поддержки предприятий. Она, особенно на первом, са мом сложном этапе реализации промышленной стратегии должна обеспечить ту отдачу от инвестиций и внедрения инноваций в производство, которую пока не в состоянии дать свободный российский рынок. Здесь может быть ис пользован опыт Франции, где практикуется заключение контрактов между предприятиями и уполномоченными го сударственными органами, когда за определенные действия, поддерживаемые государством, предприятие получает в со гласованных размерах налоговые льготы, льготные креди ты, субсидии и другие формы поддержки. Э Т А П Ы В Ы Б Р А Н Н О Г О П У Т И На первый взгляд, три основных условия, абсолютно необходимых для решения поставленной задачи, не выгля дят особо сложными. Это — быстрый запуск механизмов, создающих предпосылки для ускоренного экономического роста. Это — жесткая последовательность в реализации си стемы мер в рамках принятой стратегии. Это — концентра ция финансовых и материальных ресурсов и строгое ис пользование их на реализацию принятых в рамках страте гии целевых программ. Предлагаемая промышленная политика осуществляет ся в три этапа. Первый — подготовительный, второй — пе реход к ускоренным темпам роста промышленности, тре тий — выход на устойчиво высокий уровень роста эко номики с переходом к ста бильному долгосрочному развитию страны. На первом этапе, в 2003 году, обеспечивается приня тие всех необходимых для осуществления стратегичес кого замысла законодатель ных и других нормативных актов по всей вертикали власти. Формируется и отла живается система институ тов и инструментов, необхо димых для реализации стра тегии экономического роста. Проводится реорганизация административной системы управления, судов и право охранительных органов. То есть реализуется весь комплекс задач, создающих предпо сылки ускоренного экономического роста. Однако уже к концу этого периода достигается ряд важ ных экономических результатов. Темпы роста ВВП соста вят 7-8 процентов. Конкурентоспособность российского производства в этот период повышается в основном за счет ценовых факторов, в том числе некоторого снижения валютного курса рубля. В то же время за счет реализации системы мер в рамках общей стратегии отрасли, которые в наибольшей степени страдают от занижения цен, подтягиваются ближе к сред нему уровню. Тем самым их предприятия получают источ ники доходов для начала модернизации. На втором этапе, в 2004-2006 годах, осуществляется, собственно, форсированный рост экономики. Темпы эконо мического развития возрастают до 14-18 процентов в год. Свои результаты приносят те правовые, нормативные, институциональные изменения, которые были осуществле ны на первом этапе. Денежная оценка ВВП России повы шается до уровня среднеразвитых стран. Рост конкурентос пособности отечественного производства достигается за счет структурных реформ на предприятиях, стимулируемых и поддерживаемых государством через налоговые, бюджет ные, кредитные и другие механизмы в рамках программ повышения конкурентоспособности экономики и активной промышленной политики. Бюджет получает дополнитель ные доходы не только за счет роста объемов производства и повышения рентабельности работы предприятий, но и за счет интеграции «теневого» сектора в легальную экономи ку и уменьшения оттока капиталов за рубеж. Дополнительные средства бюджета направляются в пер вую очередь, через федеральную инновационную систему на техническое перевооружение приоритетных направлений и внедрение новых технологий в производство, а также на реализацию ряда социальных программ. В этот период осуществляется реформа доходов граж дан, за счет прироста бюджетных поступлений повышается уровень оплаты труда работников бюджетной сферы, пен сий и пособий, решаются острые социальные проблемы. На основе роста экономики в целом и повышения дохо дов населения формируется полноценный средний класс, в который наряду с представителями новых формаций вхо дят и традиционные социальные слои — научные работни ки, врачи, учителя, инженеры, офицеры, квалифицирован ные рабочие. При поддержке государства проходит массовая модер низация производственных предприятий. Форсированными темпами развиваются сектор наукоемких производств и свя занные с ним сферы прикладной науки, значительно уве личивается финансирование фундаментальной науки. Сти мулируется внедрение инноваций в производство. Тем са мым закладывается фундамент дальнейшего роста техно логического уровня российской экономики. На третьем этапе, после 2006 г., главным фактором ро ста становится повышение конкурентоспособности на осно ве неценовых факторов — уровня технологий и качества продукции, маркетинга и увеличения экономической эф фективности. Эти направления работы предприятий актив но поддерживаются государством. Темпы роста несколько снижаются по сравнению с форсированными показателя ми второго этапа, но в течение всего периода остаются вы сокими, на уровне 10-12 процентов. Предлагаемая стратегия экономического прорыва яв ляется реальным шансом для России. Наша страна спо собна выйти из полосы кризисов и неудач, которые пре следовали ее на протяжении последних десятилетий, и встать на путь подъема. Пришло время настоящей политики. Свое слово долж но сказать государство, которое ответственно не только перед собой, но прежде всего — перед народом, перед его будущим. Пришло время смелых и ответственных решений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz