Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
1 У _______ С О Ю 3 Б е л а р у с ь — Р о с с и я 24 ОКТЯБРЯ 2002 ЧЕТВЕРГ № 41 (93) Кутюрье — от президента П ь е р К а р д е н н а г р а ж д е н о р д е н о м Ф р а н ц и с к а С к о р и н ы Елена Ермичева МОСКВА ЗНАМЕНИТЫЙ французский модельер Пьер Карден стал ка валером ордена Франциска Скорины. Соответствующий указ о награждении подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко. Наивысшей награ ды Беларуси маэстро моды удо стоился «за значительный вклад в развитие белорусско- французских отношений в обла сти культуры и оказанную по мощь в преодолении последст вий аварии на Чернобыльской АЭС». Пьера Кардена связывают давние и тесные связи с Белару сью. Так, в апреле нынешнего года по инициативе француз ской стороны и под личным па тронажем всемирно известного кутюрье во Франции прошли Дни Беларуси. Тогда белорусы познакомили парижан с творче ством артистов и художников своей республики. В частности, труппа Витебского академиче ского театра имени Якуба Кола- са привезла спектакль «Ша гал... Шагал...», что, по словам начальника управления искус ства Министерства культуры Республики Беларусь Бориса Лазуко, «имеет огромное значе ние в деле продвижения бело русской культуры на Запад». Гости из Франции в эти дни знакомили жителей Беларуси с культурными достижениями своей страны. В Гомеле прошел фестиваль современного фран цузского театра. Театральные труппы из Парижа и Клермон- Феррана представили на суд бе лорусов ряд спектаклей, один из которых— «Чернобыльская мо литва» — поставлен по повести известной белорусской писа тельницы Светланы Алексие- вич. Значительный вклад маэстро Карден вносит и в различные благотворительные фонды, за-' нимающиеся оказанием гума нитарной помощи гражданам Беларуси, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. Справедливости ради надо от метить, что судьба пострадав ших от этой техногенной катаст рофы заботит не только Пьера Кардена. Ранее орденом Франциска Скорины награжден ряд зару бежных общественных деяте лей. Среди них — исполнитель ный директор благотворитель ной организации «Чернобыль ские дети — линия жизни» Вик тор Мицци из Великобритании, исполнительный директор ир ландской благотворительной организации «Проект «Дети Чернобыля» Эди Роуч и руково дитель британского отделения этой организации Линда Уол кер. я П. К арден . Марк Шагал до Москвы дош агал 3 2 п о л о т н а в е л и к о г о х у д о ж н и к а н а Н е г л и н к е выставка Дарья Скворцова МОСКВА РАБОТЫ одного из самых уди вительных, оригинальных ху дожников XXвека —Марка Ша гала —можно увидеть в эти дни в галерее Московского центра искусств на Неглинной. В экс позицию вошли 32 полотна из зарубежных частных коллек ций и гобелен «Давид и Вирса- вия». Выставка примечательна тем, что под одной крышей нашли приют и самое раннее произведение художника «Фер ма дедушки», написанное в 1914 году, и одна из последних картин Шагала «Новобрачные на фоне Эйфелевой башни», со зданная в 1982 году, за три года до кончины художника-долгожи- теля. Марк Шагал провел свои детские и юношеские годы в Витебске, где сегодня на Пок ровской улице принимает гостей дом-музей художника. А в экспозиции Арт-центра Мар ка Шагала на витебской улице Путна собраны замечательные литографии, офорты, ксило графии мастера, серия иллю страций к поэме Гоголя «Мерт вые души», другие работы. Ху дожник на всю оставшуюся жизнь сохранил в душе образ Витебска, своей семьи. Родной город нередко присутствует в его работах в качестве фона. Не каждому художнику дано без тени рисовки сказать: «Па риж — мой второй Витебск». Не потому ли Эйфелева башня на его полотне неожиданно со седствует с куполами Спасо- Преображенского храма в Ви тебске... Именно во французской сто лице к Шагалу пришла подлин ная слава. Сегодня его по праву можно назвать человеком мира: полотна Марка Шагала украша ют Русский музей в Питере, Третьяковку, итальянские, французские, армянские музеи. В нынешней московской экспо зиции художник верен самому себе —границ между реальным и фантастическим для него не существует. Таков его неповто римый почерк, не стершийся за долгую творческую жизнь. Марк Шагал преуспел во многих жанрах искусства. Сотни картин, графических листов, ил люстраций к книгам дополняют созданные им декорации и теат ральные костюмы. Среди отме ченных талантом художника — росписи в парижской «Гранд- Опера» и нью-йоркском «Метро политен-Опера». Подвластны были ему керамика, скульпту ры, витражи... Мастер мог вдох нуть красоту во все, с чем со прикасался за свои 98 лет. Выставка в Москве вызывает интерес еще итем, что все пред ставленные на Неглинке работы великого мастера продаются. Разброс цен—от 120 тысяч дол ларов до полутора миллионов. Покупатели, надо полагать, най дутся. я Гобелен М. Шагала «Давид и Вирсавия». У « К а м е н с к о й » б е л о р у с с к и й а к ц е н т К о р р е с п о н д е н т « С О Ю З а » п о б ы в а л н а с ъ е м к а х п о п у л я р н о г о т е л е с е р и а л а Мария Кучерова МИНСК «РЕПОРТАЖ со съемок «Камен ской»? Авы уверены, что нам это нужно?» — пытался выпрово дить меня директор съемочной группы Владимир Василевич. Уже с порога стало очевидно: журналистов здесь не жалуют. «Чем же они вам так насолили?» —интересуюсь. «Не успели еще, —улыбается он. —Мыих просто не пускаем сюда. Кино нужно до ма смотреть на диване, а то, что происходит на площадке — нуд ный, утомительный и неинтерес ный процесс»: На самом деле только обыва тели думают, что все самое лю бопытное остается за кадром. —Хорошее кино снимается с серьезным лицом, — говорит ре жиссер Юрий Мороз. —Когда на съемочной площадке смешно и весело, то, как правило, получа ется ерунда. ...Съемки должны были на чаться три часа назад. За окном уже давно стемнело, а по сцена рию—ранее утро. Два часа уста навливали свет. После чего ре жиссер Юрий Мороз заявил: «Эта комната не из моей карти ны, переходим в павильон». И всю аппаратуру пришлось зано во собирать и перетаскивать вниз. В павильоне — холодно и сыро. Серьезная девица с видом очень занятого человека разно сила всем чай с лимоном в пла стиковых стаканчиках и бутер броды. После 16 часов съемок ничего другого уже не хотелось. Но работали до победного конца. Старались из графика не выби ваться. — У актеров расписан каж дый день, — говорит директор съемочной группы. —Они рабо тают в разных театрах, и собрать их вместе очень сложно. Не акте ры под нас подстраиваются, а мы под них. Ипри всей этой гонке все рав но в день удается отснять всего 5—7 минут. Если уже к полуночи съемка заканчивается, вахтер ши на студии «Беларусьфильм» удивленно переглядываются: «Так рано?» Актеров приглашают на съе мочную площадку только когда все готово к работе. Они люди творческие, веселые. Поэтому с их приходом напряженная рабо чая обстановка хоть чуть-чуть разряжается. Пошутили, посмея лись и снова: «Снимаем. Мотор». Усталость искусно замаскирова на под гримом. И трудно пове рить, что ночь они провели в по езде, что еще вчера вечером иг рали в московском театре, сни мались в новой киноленте или гастролировали в российской глубинке. «Если бы не шутили, — говорит Ирина Розанова, — бы ло бы гораздо сложнее работать. Авообще обстановка на съемоч ной площадке во многом зависит от режиссера. Юрий Мороз—са мо спокойствие. Когда съемоч ный процесс затягивается на не сколько часов из-за технических неполадок, он даже глазом не моргнет. С ним приятно рабо тать. Он очень чуткий, тонкий че ловек». —Ну, Ирка, ты просто «звез да». Посмотри, ты все время на первом плане, — шутит Елена Яковлева, просматривая отсня тый материал. —Какая же ты все-таки зави стница, —подыгрывает ей Роза нова. — Я через три дня уеду, и снимайся ты в своей «Камен ской» хоть всю жизнь. — Работа требует, — серьез но отвечает Яковлева. Когда смотришь на актера за работой, он открывается с новой, неожиданной стороны. «Звезда» у камеры —слесарь у станка. На улице мороз, а по сценарию — знойное лето. Сниматься прихо дится в летней одежде. Первый дубль, второй... Уже зуб на зуб не попадает, добраться бы до теп лого трейлера. Атут поклонники прохода не дают, протягивают клочки бумаги: «Напишите здесь: «Для любимой тещи...» А именитый московский актер — тоже большая роль. Ина публике ее играть нужно соответствую ще. —Япростой, очень простой, — доказывал мне Сергей Гармаш, когда мы сидели с ним накануне за(чашкой чая. —Давайте сразу перейдем на «ты». Поговорим за жизнь, только без этой штуки, — и Гармаш кивнул на диктофон. Я нажала кнопку «стоп» и выбро сила заготовленные заранее во просы. В итоге мы проговорили око ло двух часов на далекие от «Каменской» темы. Он пригла шал меня в «Современник», рассказывал о жизни. Акогда на следующий день я подошла к нему на съемочную площадку и просто сказала: «Здравствуйте, Сергей!», он сделал вид, будто меня здесь нет, и обращаюсь я вовсе не к нему. Ачего тут удив ляться —так просто к «звезде» подходить не принято... В «Каменской» задействова но много белорусских актеров. На пробы приезжают даже из глубинки. По словам режиссера, талант в съемках —не главное, потому что кино—на 90 процен тов режиссура. Почему «Каменская» снима ется в Минске, если по сценарию все действие происходит в Моск ве? Ведь с этим связано столько возни и мороки. Актерам нужно оплачивать билеты, квартиры, и все равно многие сцены прихо дится снимать в Москве. —Раньше писатели, сценари сты тоже уезжали к себе на дачу, уединялись, скрываясь от свет ских раутов. Яуезжаю в Минск и & Е. Яковлева, Д. Нагиев и С. Гармаш на съемках сери ала . на полгода выпадаю из москов ской суеты, — объясняет Юрий Мороз. —ВМоскве постоянно бы отвлекался, параллельно зани мался бы еще чем-нибудь. Атут могу спокойно и сосредоточенно работать над сериалом. Ктому же для съемок Минск гораздо удоб нее. Компактный город. Здесь за 15 минут можно доехать из одно го конца города в другой. За день успеваем отснять несколько пла нов. Ав Москве, если мы забыли костюмы, то съемка не состоится. Потому что, даже хоть и недалеко еще отъехали от «Мосфильма», обратная дорога все равно зай мет два-три часа. Идоговориться здесь о съемках в общественных местах гораздо проще. ВМоскве за все нужно платить. Когда общались с актерами на съемочной площадке, у меня случайно оказалась с собой ук раинская газета с интервью Еле ны Яковлевой. Она прочла на звание: «Моя прапрабабушка была актрисой и... позором на шей семьи» и тут же изменилась в лице: «Кто это писал? Я давно ни с кем не разговаривала!» А потом говорит мне: «Азачем вам со мной беседовать. Интервью со мной все журналисты уже дав но пишут без меня. Покопайтесь в Интернете...» —Вытоже так близко к сердцу принимаете газетные сплетни? — спрашиваю Розанову. —Стара юсь не замечать, — отвечает она, —мне очень нравится песня Высоцкого: «И словно мухи тут и там ходят слухи по домам. Абез зубые старухи их разносят по уг лам». Помните? Хотя, по правде, все равно иногда задевает. В общем, только наглотав шись на съемочной площадке «звездной пыли», начинаешь по нимать, как зажигаются звезды на экране. О ч е н ь х о р о ш о , С а ш а ! Радик Амиров МОСКВА НАРОДНЫЙ артист СССР Алек сандр ФИЛИППЕНКО недавно вернулся с гастрольного турне по Беларуси. Своими впечатле ниями он поделился в интервью с корреспондентом «СОЮЗа». —Это не первая моя поездка в Минск идругие белорусские горо да, — рассказал артист. — Если бы меня в Беларуси не любили, наверное, я быне ездил туда. Про сто так не приглашают. Значит, зритель Полесья меня не забыл. —Ачтотамиграли? — Достоевского, Гоголя, Зо щенко, Довлатова. Даже читал на белорусских сценах монологи Са тина «На дне» Горького. Дело еще в том, что я строго слежу, чтобы на афишах присутствова ли фамилии авторов. Считаю, что зритель имеет полное право знать —на что и на кого он идет. Это же не просто монолог артиста Филиппенко, встреча, а для неко торых знакомство с классикой. После выступлений белорус- ш А. Филиппенко. ские администраторы часто спрашивали меня: «Значит, зри тели за кулисы приходили?» «Да!», —отвечал им. «Оч-ч-чень хорошо, Саша!» Уж кто-кто, а они, люди с опытом работы с ар тистами, могут дать любую оцен ку. Изаявить: воттакая-то сцен ка плохо смотрелась, а вот эта — хорошо. Зритель из уважения что-то может недосказать. Адми нистраторы, строгие судьи, этого делать не будут. Чуть что —пря мо в лоб: «Ты что это там схалту рил?! Вчесть чего все это?!» Мне часто задают вопрос: есть ли разница между зрителя ми разных городов? В данном конкретном случае этого не бы ло. В Гродно, Минске, Витебске зритель был един: он знал, что его ждет. —Что больше всего запомни лось? —Мыдовольно много путеше ствовали по Беларуси, за день приходилось проезжать километ ров по двести. Ив один из таких дней, как раз по пути в Гродно, по пали в сильный снежный буран. И было очень красиво: на золотую, я быдаже сказал—.трехцветную, осень падали большие хлопья снега! А наутро было солнце — прелесть! Акак-то раз сидели в неболь шом кафе в Гродно и разгова ривали с молодыми людьми. Они говорили: «Вильнюс, Вар шаву, Париж знаем, а Москву и Минск — не знаем». Это были ребята откуда-то из Восточной Европы, и они клонили к тому, что, мол, видите, как получается: на Запад теперь можем ездить свободно, только вот неплохо бы и восточных соседей посетить, посмотреть, как они живут-по- живают. В конце концов мы не враги! —Александр Георгиевич, в последние месяцыоченьмно го говорят о Беларуси иРос сии—экономических, куль турных, духовных связях. А что по этому поводу скажете вы? — Наши народы очень близ ки, у них много общего. Ине слу чайно мы по-настоящему инте ресуемся друг другом. Люди хо тят жить хорошо, а общие слова никто уже слышать не хочет. По- моему, нужно укреплять сотруд ничество в экономике, других сферах, поскольку это очень важно и для России, и для Бела руси. Вот мы съездили на гаст роли, настам знают, значит, по работали в пользу союзных от ношений. —Если еще будут приглаше ниявБеларусь, согласитесь? — Безусловно!С удовольст вием поеду. Во-первых, буду рад еще раз встретиться и погово рить с теплой белорусской пуб ликой. Во-вторых, это ведь моя работа. АФИША К О Н Ц Е Р Т Ы 29 октября в Минске, в Малом зале Дворца Республи ки, —«Класс-КлубДК» представляет программу «Барды и классики» с участиемЛьва Аннинского, Ирины иМихаи ла Столяр, ВиктораЛуферова идр. Начало в 19.00. 31 октября. Концертный зал «Минск». «РоссийскийД’Ар- таньян» в гостяхуминчан—концертМихаила Боярского. Т Е А Т Р Ы 27 октября. Минск, Дворец Республики —спектакль «Афинские вечера» с участием Ольги Аросевой, Льва Дурова, Евдокии Германовой, Людмилы Дмитриевой, Анастасии Бусыгиной, Андрея Барило. Начало в 19.00. 27 октября. Минск, Центральный дом офицеров—Лю бовь Полищук, Сергей Безруков и Борис Щербаков в ко медии «Искушение». Б А Л Е Т Минск, Национальный академический театр балета. 23 октября. П.Чайковский «Лебединое озеро». 24 и 25 октября. Японский балет представляет МВАВА1_1_ЕТСОМРАЫУ. 27 октября. И.Морозов «Доктор Айболит». В Ы С Т А В К И Минск, Дворец культуры профсоюзов — выставка восковых фигур «Расстрел царской семьи». Аниматорная выставка «Возвращение динозавров». С 11 до 19 часов, без выходных. Минск, кинотеатр «Мир» — выставка «Движущиеся восковые фигуры плюс кунст камера». Минск, музей истории белорусской литературы— продолжается литературная выставка, посвященная АлесюАдамовичу. КАЛЕНДАР Ь От четверга до среды Баталии и баталист Русские войска генерала Д. Дохтурова и Н. Раевского одержали победу над авангар дом французской армии у Мало ярославца, между Москвой и Ка лугой, вынудив Наполеона на чать отступление по разоренной Смоленской дороге. Стратегиче ская инициатива в ходе Отечест венной войны 1812 года оконча тельно перешла к русской ар мии. Это произошло 24 октября. Минуло ровно 190 лет. «И на Тихом океане свой за кончили поход» части Народно революционной армии Дальне восточной республики 25 октяб ря 1922 года. Под руководством 26-летнего командарма Иерони ма Петровича Уборевича, буду щего (с июня 1931 года) команду ющего войсками Белорусского военного округа, члена ЦИК СССР и Президиума ЦИК Бело русской ССР, они вступили во Владивосток. Остатки японских ибелогвардейских войск покину ли советскую Россию. Заверши- » X. Колумб. лась многолетняя кровопролит ная Гражданская война. 26 октября — 160 лет со дня рождения Василия Верещагина. Висторию русской живописи он вошел как яркий художник-бата лист, впервые показавший сол дат как главную силу военных со бытий, солдатское мужество и тяжелый армейский труд. Выс тавки его произведений с триум фом обошли крупнейшие города Европы и Америки. «В те време на за границами России из рус ских художников только его и признавали, в России же многие почитали Верещагина за какого- то мага живописи, до которого всем западным новаторам, как до неба...», —отмечал искусст вовед А. Бенуа. Погиб Вереща гин на боевом посту во время русско-японской войны при взрыве на броненосце «Петропа вловск» в Порт-Артуре вместе с адмиралом Степаном Макаро вым. О делах и людях добрых Завтра — 130 лет со дня появ ления в газете «Тульские губерн ские ведомости» объявления Елизаветы Смидович об откры тии ею с 1 ноября 1872 года дет ского сада для малышей от трех до семи лет. Это был один из пер вых садов в России, организо ванный с разрешения попечите ля Московского учебного округа на Большой Дворянской в собст венном доме. Доме известного тульского врача и матери буду щего писателя Вересаева. 200 лет назад, в октябре 1802 года, другой добрый человек, русский художник, академик жи вописи Александр Васильевич Ступин основал в городе Арза масе Нижегородской губернии первую в России частную школу изобразительного искусства. Сюда принимали детей не только приказных, купцов и мещан, но и крепостных. Лучшие работы представлялись на просмотры и выставки в Академию худо жеств, где им присуждали награ ды и медали. Среди воспитанни ков школы Ступина были многие известные впоследствии живо писцы, в их числе Василий Пе ров. Город-порт, вокзал, премьера Сегодня — 145 лет с тех пор, как небольшому укреплению Пе тровское, построенному русски ми солдатами на берегу Каспия, и небольшому поселению при нем царским указом был присво ен статус города, получившего имя Петровск-Порт. В 1922 году город был переименован в честь одного из организаторов борь бы за советскую власть и созда ния дагестанской Красной Ар мии М. А. Дахадаева (Махача). С Днем города, Махачкала! 26 октября исполняется 104 года со дня открытия первого се зона в Московском художествен ном театре: Ставили спектакль '«Царь Федор Иоаннович». Сце ны из драмы в стихах М. Ю. Лер монтова «Маскарад» впервые были поставлены на сцене Алек сандрийского театра в Санкт-Пе тербурге 150 лет назад, 27 октя бря . А 29 октября , 80 лет назад, в Москве открылся Театр Рево люции, ныне Московский акаде мический театр им. Маяковско го. С 30 октября 1837 года ведет свое летосчисление отечествен ный пассажирский железнодо рожный транспорт. 165 лет назад в этот день из Петербурга со станции на Семеновском плацу отправился в Царское Село пер вый пассажирский поезд. Путь протяженностью 27 километров 700 метров занял 33 минуты. Дней много хороших и разных Сегодня—День Организации Объединенных Наций. 24 октяб ря 1945 года вступил в силу Ус тав ООН. Сегодня же в России День соединений и частей специ ального назначения Вооружен ных Сил РФ. 25 октября в Рос сии День таможенника. В пред стоящую субботу —Всероссий- ш в. Верещагин . ский день гимнастики. Ввоскре сенье «крепче за баранку дер жись, шофер». ВРоссии —День работников автомобильного транспорта, в Беларуси —День автомобилиста и дорожника. 28 октября можем поздра вить жителей Острова свободы. Ровно 510 лет назад Христофор Колумб открыл территорию Ку бы. Лишь полтора десятилетия спустя экспедиция другого море плавателя С. де Окампо устано вила, что Куба является остро вом. Иеще об одной круглой дате. 28—29 октября в столице Алтай ского края Барнауле пройдут праздничные мероприятия, по священные столетию алтайского сыроделия^. Сегодня на Алтае производится десятая часть сы чужных сыров России. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. «СОЮЗ. Беларусь-Россия» Периодическое изданиеСоветаМинистровСоюзного государства Газета зарегистрирована вМинистерстве поделам печати, телерадиовещания исредств массовыхкоммуникацийРоссийскойФедерации 10марта2000 года. Регистрационный №77-1880. Тиражпо РФ: 431879 ТиражпоРБ: 314047 Тираж«СОЮЗа.Беларусь— Россия» вРФиРБ: 745926 Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первыйзаместитель шеф-редактора А.М. Таранда (Минск) Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь—Россия»: Москва, А-40, ГСП-3125993, улица Правды, 24. Телефон: 257-5787Факс: 257-5787 Е- тай: |ит!еуа@гд.ги Адресредакции газеты «Советская Белоруссия»: Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Б. Хмельницкого, 10а. Тел. ифакс: 232-1432 Издательство: ЗАО«Информационно-издательский концерн «Российская газета» Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство «Советской Белоруссии»: БелорусскийДом печати. ОТПЕЧАТАНО в 000 «Объединенный издательский дом «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяется по всемподписным индексам: Пографику: 16.00 «Российской газеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номер подписан: 16.00. 40945,38286,41591. «Советская Белоруссия»: 63889. «СОЮЗ.Беларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске,Казани,Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красноярске,МинеральныхВодах,Москве,Мурманске, НижнемНовгороде, Новосибирске,Омске, Оренбурге, Пензе,Перми, Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге, Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг.Минске. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz