Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

1 У _______ С О Ю 3 Б е л а р у с ь — Р о с с и я 24 ОКТЯБРЯ 2002 ЧЕТВЕРГ № 41 (93) К у т ю р ь е — о т п р е з и д е н т а П ь е р К а р д е н н а г р а ж д е н о р д е н о м Ф р а н ц и с к а С к о р и н ы Елена Ермичева М ОСКВА ЗНАМЕНИТЫЙ фран цузский модельер Пьер Карден с тал ка­ валером ордена Фран циска Скорины. Соо тветствующий указ о награждении подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко. Наивысшей награ­ ды Беларуси маэстро моды удо­ стоился «за значительный вклад в развитие белорусско- фран цузских отношений в обла­ сти культуры и оказанную по­ мощь в преодолении последст­ вий аварии на Чернобыльской АЭС». Пьера Кардена связывают давние и тесные связи с Белару­ сью. Так, в апреле нынешнего года по ини циа тиве фран цуз­ ской с тороны и под личным па­ тронажем всемирно известного кутюрье во Фран ции прошли Дни Беларуси. То гда белорусы познакомили парижан с творче­ ством артистов и художников своей республики. В частности, труппа Витебского академиче­ ского театра имени Якуба Кола- са привезла спектакль «Ша­ гал... Шагал...», что, по словам начальника управления искус­ ства Министерства культуры Республики Беларусь Бориса Лазуко, «имеет огромное значе­ ние в деле продвижения бело­ русской культуры на Запад». Гости из Фран ции в эти дни знакомили жителей Беларуси с культурными достижениями своей страны. В Гомеле прошел фестиваль современного фран­ цузско го театра. Театральные труппы из Парижа и Клермон- Феррана представили на суд бе­ лорусов ряд спектаклей, один из которых— «Чернобыльская мо­ литва» — поставлен по повести известной белорусской писа­ тельни цы Све тланы Алексие- вич. Значительный вклад маэстро Карден вносит и в различные благотворительные фонды, за-' нимающиеся оказанием гума­ нитарной помощи гражданам Беларуси, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. Справедливости ради надо от­ метить, что судьба пострадав­ ших от этой техногенной катаст­ рофы заботит не только Пьера Кардена. Ранее орденом Фран циска Скорины на гражден ряд зару­ бежных общественных д еяте­ лей. Среди них — исполнитель­ ный директор благотворитель­ ной организа ции «Чернобыль­ ские де ти — линия жизни» Вик­ тор Ми цци из Великобри тании, исполнительный директор ир­ ландской благотворительной организа ции «Проек т «Дети Чернобыля» Эди Роуч и руково­ дитель британского отделения этой организа ции Линда Уол­ кер. я П. К арден. М а р к Ш а г а л д о М о с к в ы д о ш а г а л 3 2 п о л о т н а в е л и к о г о х у д о ж н и к а н а Н е г л и н к е выставка Дарья Скворцова МОСКВА РАБОТЫ одного из самых уди­ вительных, оригинальных ху­ дожников XX века — Марка Ша­ гала — можно увидеть в эти дни в галерее Московского цен тра искусств на Неглинной. В экс­ пози цию вошли 32 поло тна из зарубежных частных коллек­ ций и гобелен «Давид и Вирса- вия». Выставка примечательна тем, что под одной крышей нашли приют и самое раннее произведение художника «Фер­ ма дедушки», написанное в 1914 году, и одна из последних картин Шагала «Новобрачные на фоне Эйфелевой башни», со­ зданная в 1982 году, за три года до кончины художника-долгожи- теля. Марк Шагал провел свои детские и юношеские годы в Витебске, где сегодня на Пок­ ровской ули це принимае т гостей дом-музей художника. А в экспози ции Ар т- цен тра Мар­ ка Шагала на витебской ули це Путна собраны замечательные литографии, офорты , ксило­ графии м астера, серия иллю­ стра ций к поэме Го голя «Мерт­ вые души», другие работы. Ху­ дожник на всю оставшуюся жизнь сохранил в душе образ Витебска, своей семьи. Родной город нередко присутствует в его работах в качестве фона. Не каждому художнику дано без тени рисовки сказать: «Па­ риж — мой второй Витебск». Не потому ли Эйф елева башня на его полотне неожиданно со­ седствует с куполами Спасо- Преображенского храма в Ви­ тебске... Именно во фран цузской с то­ ли це к Ш агалу пришла подлин­ ная слава. Сегодня его по праву можно назвать человеком мира: полотна Марка Шагала украша­ ют Русский музей в Питере, Третьяковку, итальянские, фран цузские, армянские музеи. В нынешней московской экспо­ зиции художник верен самому себе — грани ц между реальным и фан тастическим для него не существует. Таков его неповто­ римый почерк, не стершийся за долгую творческую жизнь. Марк Шагал преуспел во многих жанрах искусства. Сотни картин, графических листов, ил­ люстра ций к кн игам дополняют созданные им декора ции и теат­ ральные костюмы. Среди отме­ ченных талантом художника — росписи в парижской «Гранд- Опера» и нью-йоркском «Метро­ политен-Опера». Подвластны были ему керамика, скульпту­ ры, витражи... Мастер мог вдох­ нуть красоту во все, с чем со­ прикасался за свои 98 лет. Выставка в Москве вызывает интерес еще и тем, что все пред­ ставленные на Неглинке работы великого мастера продаются. Разброс цен — от 120 тысяч дол­ ларов до полутора миллионов. Покупатели, надо полагать, най­ дутся. я Гобелен М. Шагала «Давид и Вирсавия». У « К а м е н с к о й » б е л о р у с с к и й а к ц е н т К о р р е с п о н д е н т « С О Ю З а » п о б ы в а л н а с ъ е м к а х п о п у л я р н о г о т е л е с е р и а л а Мария Кучерова МИНСК «РЕПОРТАЖ со съемок «Камен­ ской»? Авы уверены, что нам это нужно?» — пытался выпрово­ дить меня директор съемочной группы Владимир Василевич. Уже с порога стало очевидно: журналистов здесь не жалуют. «Чем же они вам так насолили?» — интересуюсь. «Не успели еще, — улыбается он. — Мы их просто не пускаем сюда. Кино нужно до­ ма смотреть на диване, а то, что происходит на площадке — нуд­ ный, утомительный и неинтерес­ ный процесс»: На самом деле только обыва­ тели думают, что все самое лю­ бопытное остается за кадром. — Хорошее кино снимается с серьезным ли цом, — говорит ре­ жиссер Юрий Мороз. — Когда на съемочной площадке смешно и весело, то, как правило, получа­ ется ерунда. ...Съемки должны были на­ чаться три часа назад. З а окном уже давно стемнело, а по с цена­ рию— ранее у тро. Два часа уста­ навливали свет. После чего ре­ жиссер Юрий Мороз заявил: «Эта комната не из моей карти­ ны, переходим в павильон». И всю аппаратуру пришлось зано­ во собирать и перетаскивать вниз. В павильоне — холодно и сыро. Серьезная деви ца с видом очень заня того человека разно­ сила всем чай с лимоном в пла­ стиковых стаканчиках и бутер­ броды. После 16 часов съемок ничего другого уже не хотелось. Но работали до победного кон ца. С тарались из графика не выби­ ваться. — У актеров расписан каж­ дый день, — говорит директор съемочной группы. — Они рабо­ тают в разных театрах, и собрать их вместе очень сложно. Не акте­ ры под нас подстраиваются, а мы под них. И при всей этой гонке все рав­ но в день удается отснять всего 5—7 минут. Если уже к полуночи съемка заканчивается, вахтер­ ши на студии «Беларусьфильм» удивленно переглядываются: «Так рано?» Актеров приглашают на съе­ мочную площадку только когда все готово к работе. Они люди творческие, веселые. Поэтому с их приходом напряженная рабо­ чая обстановка хоть чуть-чуть разряжается. Пошутили, посмея­ лись и снова: «Снимаем. Мотор». Усталость искусно замаскирова­ на под гримом. И трудно пове­ рить, что ночь они провели в по­ езде, что еще вчера вечером иг­ рали в московском театре, сни­ мались в новой киноленте или гастролировали в российской глубинке. «Если бы не шутили, — говорит Ирина Розанова, — бы­ ло бы гораздо сложнее работать. А вообще обстановка на съемоч­ ной площадке во многом зависит от режиссера. Юрий Мороз — са­ мо спокойствие. Когда съемоч­ ный про цесс за тягивается на не­ сколько часов из-за технических неполадок, он даже глазом не моргнет. С ним приятно рабо­ тать. Он очень чуткий, тонкий че­ ловек». — Ну, Ирка, ты просто «звез­ да». Посмотри, ты все время на первом плане, — шутит Елена Яковлева, просматривая отсня­ тый материал. — Какая же ты все-таки зави­ стн ица, — поды грывает ей Роза­ нова. — Я через три дня уеду, и снимайся ты в своей «Камен­ ской» хоть всю жизнь. — Работа требует, — серьез­ но отвечает Яковлева. Когда смотришь на актера за работой, он открывается с новой, неожиданной стороны. «Звезда» у камеры — слесарь у станка. На ул ице мороз, а по сценарию — знойное ле то. Сниматься прихо­ дится в летней одежде. Первый дубль, второй... Уже зуб на зуб не попадает, добраться бы до теп­ лого трейлера. Атут поклонники прохода не дают, протягивают клочки бумаги: «Напишите здесь: «Для любимой тещи...» А именитый московский актер — тоже большая роль. И на публике ее играть нужно соответствую­ ще. —Я простой, очень простой, — доказывал мне Сергей Гармаш, когда мы сидели с ним накануне за(чашкой чая. — Давайте сразу перейдем на «ты». Поговорим за жизнь, только без этой штуки, — и Гармаш кивнул на диктофон. Я нажала кнопку «стоп» и выбро­ сила заготовленные заранее во­ просы. В итоге мы проговорили око­ ло двух часов на далекие от «Каменской» темы. Он пригла­ шал меня в «Современник», рассказывал о жизни. А когда на следующий день я подошла к нему на съемочную площадку и просто сказала: «Здравствуйте, Сергей!», он сделал вид, будто меня здесь нет, и обращаюсь я вовсе не к нему. А чего тут удив­ ляться — так просто к «звезде» подходить не принято... В «Каменской» задействова­ но много белорусских актеров. На пробы приезжают даже из глубинки. По словам режиссера, талант в съемках — не главное, потому что кино — на 90 про цен­ тов режиссура. Почему «Каменская» снима­ ется в Минске, если по сценарию все дейс твие происходит в Моск­ ве? Ведь с этим связано столько возни и мороки. Актерам нужно оплачивать билеты, квартиры, и все равно многие сцены прихо­ дится снимать в Москве. — Раньше писатели, с ценари­ с ты тоже уезжали к себе на дачу, уединялись, скрываясь от свет­ ских раутов. Я уезжаю в Минск и & Е. Яковлева, Д. Нагиев и С. Гармаш на съемках сериала. на полгода выпадаю из москов­ ской суеты, — объясняет Юрий Мороз. — ВМоскве постоянно бы отвлекался, параллельно зани­ мался бы еще чем-нибудь. А тут могу спокойно и сосредоточенно работать над сериалом. Ктому же для съемок Минск гораздо удоб­ нее. Компактный город. Здесь за 15 минут можно доехать из одно­ го кон ца города в другой. За день успеваем отснять несколько пла­ нов. А в Москве, если мы забыли костюмы, то съемка не состоится. Потому что, даже хоть и недалеко еще отъехали от «Мосфильма», обратная дорога все равно зай­ мет два-три часа. Идоговориться здесь о съемках в общественных местах гораздо проще. В Москве за все нужно платить. Когда общались с актерами на съемочной площадке, у меня случайно оказалась с собой ук­ раинская газета с интервью Еле­ ны Яковлевой. Она прочла на­ звание: «Моя прапрабабушка была актрисой и... позором на­ шей семьи» и тут же изменилась в лице: «К то это писал? Я давно ни с кем не разговаривала!» А потом говорит мне: «А зачем вам со мной беседовать. Интервью со мной все журналисты уже дав­ но пишут без меня. Покопайтесь в Интернете...» — Вы тоже так близко к серд цу принима ете газетные сплетни? — спрашиваю Розанову. — Стара­ юсь не замечать, — отвечает она, — мне очень нравится песня Высо цко го: «И словно мухи тут и там ходят слухи по домам. А без­ зубые старухи их разносят по уг­ лам». Помните? Хотя, по правде, все равно иногда задевает. В общем, только наглотав­ шись на съемочной площадке «звездной пыли», начинаешь по­ нимать, как зажигаются звезды на экране. О ч е н ь х о р о ш о , С а ш а ! Радик Амиров МОСКВА НАРОДНЫЙ артист СССР Алек­ сандр ФИЛИППЕНКО недавно вернулся с гастрольного турне по Беларуси. Своими впечатле­ ниями он поделился в интервью с корреспондентом «СОЮЗа». —Это не первая моя поездка в Минск и другие белорусские горо­ да, — рассказал артист. — Если бы меня в Беларуси не любили, наверное, я бы не ездил туда. Про­ сто так не приглашают. Значит, зритель Полесья меня не забыл. —Ачтотамиграли? — Достоевского, Гоголя, Зо­ щенко, Довлатова. Даже читал на белорусских сценах моноло ги Са­ тина «На дне» Горького. Дело еще в том, что я строго слежу, чтобы на афишах присутствова­ ли фамилии авторов. Считаю, что зритель имеет полное право знать — на что и на кого он идет. Это же не просто монолог артиста Филиппенко, встреча, а для неко­ торых знакомство с классикой. После выступлений белорус- ш А. Филиппенко. ские администраторы часто спрашивали меня: «Значит, зри­ тели за кулисы приходили?» «Да!», — отвечал им. «Оч-ч-чень хорошо, Саша!» Уж кто-кто, а они, люди с опытом работы с ар­ тистами, могут дать любую оцен­ ку. И заяви ть: воттакая-то с цен­ ка плохо смо трелась, а вот эта — хорошо. Зритель из уважения что-то может недосказать. Адми­ нистраторы, строгие судьи, этого делать не будут. Чуть что — пря­ мо в лоб: «Ты что это там схалту­ рил?! В честь чего все это?!» Мне часто задают вопрос: есть ли разни ца между зри теля­ ми разных городов? В данном конкретном случае этого не бы­ ло. В Гродно, Минске, Витебске зритель был един: он знал, что его ждет. —Что больше всего запомни­ лось? —Мыдовольно много путеше­ ствовали по Беларуси, за день приходилось проезжать километ­ ров по двести. И в один из таких дней, как раз по пути в Гродно, по­ пали в сильный снежный буран. И было очень красиво: на золотую, я бы даже сказал —.трех цве тную, осень падали большие хлопья снега! А наутро было солн це — прел есть! А как-то раз сидели в неболь­ шом каф е в Гродно и разгова­ ривали с молодыми людьми. Они говорили: «Вильнюс, Вар­ шаву, Париж знаем, а Москву и Минск — не знаем». Это были ребята откуда-то из Восточной Европы, и они клонили к тому, что, мол, видите, как получается: на Запад теперь можем ездить свободно, только вот неплохо бы и восточных соседей посетить, посмотреть, как они живут-по- живают. В конце концов мы не вра ги! —Александр Георгиевич, в последние месяцыоченьмно­ го говорят о Беларуси иРос­ сии—экономических, куль­ турных, духовных связях. А что по этому поводу скажете вы? — Наши народы очень близ­ ки, у них много общего. И не слу­ чайно мы по-настоящему инте­ ресуемся друг другом. Люди хо­ тят жить хорошо, а общие слова никто уже слышать не хочет. По- моему, нужно укреплять сотруд­ ничество в экономике, других сферах, поскольку это очень важно и для России, и для Бела­ руси. Вот мы съездили на гаст­ роли, настам знают, значит, по­ работали в пользу союзных от­ ношений. —Если еще будут приглаше­ ниявБеларусь, согласитесь? — Безусловно!С удовольст­ вием поеду. Во-первых, буду рад еще раз встретиться и погово­ рить с теплой белорусской пуб­ ликой. Во-вторых, это ведь моя работа. АФИША К О Н Ц Е Р Т Ы 29 октября в Минске, в Малом зале Двор ца Республи­ ки, — «Класс-Клуб ДК» представляет программу «Барды и классики» с участием Льва Аннинского, Ирины и Михаи­ ла Столяр, Виктора Луферова и др. Начало в 19.00. 31 октября. Кон цер тный зал «Минск». «Российский Д’Ар- таньян» в гостях у минчан—кон цер т Михаила Боярского. Т Е А Т Р Ы 27 октября. Минск, Дворе ц Республики — спе ктакль «Афинские вечера» с участием Ольги Аросевой, Льва Дурова, Евдокии Германовой, Людмилы Дмитриевой, Анастасии Бусыгиной, Андрея Барило. Начало в 19.00. 27 октября. Минск, Центральный дом офи церов—Лю­ бовь Полищук, Се ргей Безруков и Борис Щербаков в ко­ медии «Искушение». Б А Л Е Т Минск, На циональный академический театр балета. 23 октября. П.Чайковский «Лебединое озеро». 24 и 25 октября. Японский балет представляет МВАВА1_1_ЕТСОМРАЫУ. 27 октября. И.Морозов «Доктор Айболит». В Ы С Т А В К И Минск, Дворе ц куль туры профсоюзов — выставка восковых фигур «Расстрел царской семьи». Аним аторная выставка «Возвращение динозавров». С 11 до 19 часов, без выходных. Минск, кинотеатр «Мир» — выставка «Движущиеся восковые фигуры плюс кунст­ камера». Минск, музей истории белорусской литературы — продолжается литературная выставка, посвященная Алесю Адамовичу. К А Л Е Н Д А Р Ь О т ч е т в е р г а д о с р е д ы Баталии и баталист Русские войска генерала Д. Дохтурова и Н. Раевского одержали победу над авангар­ дом фра нцузской армии у Мало­ ярославца, между Москвой и Ка­ лугой, вынудив Наполеона на­ чать отступление по разоренной Смоленской дороге. Стратегиче­ ская ини циа тива в ходе Отечест­ венной войны 1812 года оконча­ тельно перешла к русской ар­ мии. Это произошло 24 октября. Минуло ровно 190 лет. «И на Тихом океане свой за ­ кончили поход» части Народно­ револю ционной армии Дальне­ во сточной республики 25 октяб­ ря 1922 года. Под руководством 26-летнего командарма Иерони­ ма Петровича Уборевича, буду­ щего (с июня 1931 года) команду­ ющего войсками Белорусского военного округа, члена ЦИК СССР и Президиума ЦИК Бело­ русской ССР, они вступили во Владивосток. Остатки японских и белогвардейских войск покину­ ли советскую Россию. Заверши- » X. Колумб. лась многолетняя кровопролит­ ная Гражданская война. 26 октября — 160 лет со дня рождения Василия Верещагина. В историю русской живописи он вошел как яркий художник-бата­ лист, впервые показавший сол­ дат как главную силу военных со­ бытий, солдатское мужество и тяжелый армейский труд. Выс­ тавки его произведений с триум­ фом обошли крупнейшие города Европы и Америки. «В те време­ на за грани цами России из рус­ ских художников только его и признавали, в России же многие почитали Верещагина за какого- то мага живописи, до которого всем западным новаторам, как до неба...», — отмечал искусст­ вовед А. Бенуа. Погиб Вереща­ гин на боевом посту во время русско-японской войны при взрыве на бронено сце «Пе тропа­ вловск» в Порт-Артуре вместе с адмиралом Степаном Макаро­ вым. О делах и людях добрых Завтра — 130 лет со дня появ­ ления в газете «Тульские губерн­ ские ведомости» объявления Елизаветы Смидович об откры­ тии ею с 1 ноября 1872 года дет­ ского сада для малышей от трех до семи лет. Это был один из пер­ вых садов в России, организо­ ванный с разрешения попечите­ ля Московского учебного округа на Большой Дворянской в собст­ венном доме. Доме известного тульского врача и матери буду­ щего писателя Вересаева. 200 лет назад, в октябре 1802 года, другой добрый человек, русский художник, академик жи­ вописи Александр Васильевич Ступин основал в городе Арза­ масе Нижегородской губернии первую в России частную школу изобразительного искусства. Сюда принимали детей не только приказных, куп цов и мещан, но и крепо стных. Лучшие работы представлялись на просмотры и выставки в Академию худо­ жеств, где им присуждали награ­ ды и медали. Среди воспитанни­ ков школы Ступина были многие известные впоследствии живо­ пи сцы, в их числе Василий Пе­ ров. Гор од-порт, вокзал, премьера Сегодня — 145 лет с тех пор, как небольшому укреплению Пе­ тровское, построенному русски­ ми солдатами на берегу Каспия, и небольшому поселению при нем царским указом был присво­ ен с татус города, получившего имя Петровск-Порт. В 1922 году город был переименован в честь одного из организаторов борь­ бы за советскую власть и созда­ ния дагестанской Красной Ар­ мии М. А. Дахадаева (Махача). С Днем города, Махачкала! 26 октября исполняется 104 года со дня открытия первого се­ зона в Московском художествен­ ном театре: Ставили спектакль '«Царь Федор Иоаннович». С це­ ны из драмы в стихах М. Ю. Лер­ монтова «Маскарад» впервые были поставлены на с цене Алек­ сандрийс кого театра в Санкт-Пе­ тербурге 150 лет назад, 27 октя­ бря. А 29 октября, 80 лет назад, в Москве открылся Театр Рево­ лю ции, ныне Московский акаде­ мический театр им. Маяковско­ го. С 30 октября 1837 года ведет свое летосчисление отечествен­ ный пассажирский железнодо­ рожный транспорт. 165 лет назад в этот день из Петербурга со ст анции на Семеновском плацу отправился в Царское Село пер­ вый пассажирский поезд. Путь протяженностью 27 километров 700 метров занял 33 минуты. Дней много хороших и разных Сегодня—День Орган изации Объединенных На ций. 24 октяб­ ря 1945 года вступил в силу Ус­ тав ООН. Сегодня же в России День соединений и частей специ­ ально го назначения Вооружен­ ных Сил РФ. 25 октября в Рос­ сии День таможенника. В пред­ стоящую субботу — Всероссий- ш в. Верещагин. ский день гимнастики. В воскре­ сенье «крепче за баранку дер­ жись, шофер». В России —День работников автомобильного транспорта, в Беларуси — День автомобилиста и дорожника. 28 октября можем поздра­ вить жителей Острова свободы. Ровно 510 лет назад Христофор Колумб открыл территорию Ку­ бы. Лишь полтора десятилетия спустя экспе диция дру гого море­ плавателя С. де Окампо устано­ вила, что Куба является остро­ вом. И еще об одной круглой дате. 28—29 октября в стол ице Ал тай­ ского края Барнауле пройдут праздничные мероприятия, по­ священные столетию алтайского сыроделия^. Сегодня на Алтае производится десятая часть сы­ чужных сыров России. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. «СОЮЗ.Беларусь-Россия» Периодическое издание СоветаМинистров Союзного государства Газета зарегистрирована вМинистерстве поделам печати, телерадиовещания исредств массовых коммуника ций Российской Федерации 10 мар та 2000 года. Регистра ционный №77-1880. Тиражпо РФ: 431879 Тиражпо РБ: 314047 Тираж«С ОЮЗа.Беларусь— Россия» вРФиРБ: 745926 Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первый заместитель шеф-редактора А.М. Таранда (Минск) Адрес редак ции «С ОЮЗа. Беларусь—Россия»: Москва, А-40, ГСП-3125993, ули ца Правды, 24. Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е- тай: |ит!еуа@гд.ги Адрес редак ции газеты «Советская Белоруссия»: Республика Беларусь, 220013, Минск, ули ца Б. Хмельницко го, 10а. Тел. ифакс: 232-1432 Издательство: ЗАО «Информа ционно-изда тельский кон церн «Российская газета» Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати. ОТПЕЧАТАНО в 000 «Объединенный издательский дом «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяется по всем подписным индексам: Пографику: 16.00 «Российской газеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номер подписан: 16.00. 40945,38286,41591. «Советская Белоруссия»: 63889. «СОЮЗ.Беларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске,Казани,Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красноярске, МинеральныхВодах, Москве, Мурманске, НижнемНовгороде, Новосибирске,Омске, Оренбурге, Пензе,Перми,Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге, Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг.Минске. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz