Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
1 У _______ С О Ю 3 Б е л а р у с ь — Р о с с и я 24 ОКТЯБРЯ 2002 ЧЕТВЕРГ № 41 (93) К у т ю р ь е — о т п р е з и д е н т а П ь е р К а р д е н н а г р а ж д е н о р д е н о м Ф р а н ц и с к а С к о р и н ы Елена Ермичева М ОСКВА ЗНАМЕНИТЫЙ фран цузский модельер Пьер Карден с тал ка валером ордена Фран циска Скорины. Соо тветствующий указ о награждении подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко. Наивысшей награ ды Беларуси маэстро моды удо стоился «за значительный вклад в развитие белорусско- фран цузских отношений в обла сти культуры и оказанную по мощь в преодолении последст вий аварии на Чернобыльской АЭС». Пьера Кардена связывают давние и тесные связи с Белару сью. Так, в апреле нынешнего года по ини циа тиве фран цуз ской с тороны и под личным па тронажем всемирно известного кутюрье во Фран ции прошли Дни Беларуси. То гда белорусы познакомили парижан с творче ством артистов и художников своей республики. В частности, труппа Витебского академиче ского театра имени Якуба Кола- са привезла спектакль «Ша гал... Шагал...», что, по словам начальника управления искус ства Министерства культуры Республики Беларусь Бориса Лазуко, «имеет огромное значе ние в деле продвижения бело русской культуры на Запад». Гости из Фран ции в эти дни знакомили жителей Беларуси с культурными достижениями своей страны. В Гомеле прошел фестиваль современного фран цузско го театра. Театральные труппы из Парижа и Клермон- Феррана представили на суд бе лорусов ряд спектаклей, один из которых— «Чернобыльская мо литва» — поставлен по повести известной белорусской писа тельни цы Све тланы Алексие- вич. Значительный вклад маэстро Карден вносит и в различные благотворительные фонды, за-' нимающиеся оказанием гума нитарной помощи гражданам Беларуси, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. Справедливости ради надо от метить, что судьба пострадав ших от этой техногенной катаст рофы заботит не только Пьера Кардена. Ранее орденом Фран циска Скорины на гражден ряд зару бежных общественных д еяте лей. Среди них — исполнитель ный директор благотворитель ной организа ции «Чернобыль ские де ти — линия жизни» Вик тор Ми цци из Великобри тании, исполнительный директор ир ландской благотворительной организа ции «Проек т «Дети Чернобыля» Эди Роуч и руково дитель британского отделения этой организа ции Линда Уол кер. я П. К арден. М а р к Ш а г а л д о М о с к в ы д о ш а г а л 3 2 п о л о т н а в е л и к о г о х у д о ж н и к а н а Н е г л и н к е выставка Дарья Скворцова МОСКВА РАБОТЫ одного из самых уди вительных, оригинальных ху дожников XX века — Марка Ша гала — можно увидеть в эти дни в галерее Московского цен тра искусств на Неглинной. В экс пози цию вошли 32 поло тна из зарубежных частных коллек ций и гобелен «Давид и Вирса- вия». Выставка примечательна тем, что под одной крышей нашли приют и самое раннее произведение художника «Фер ма дедушки», написанное в 1914 году, и одна из последних картин Шагала «Новобрачные на фоне Эйфелевой башни», со зданная в 1982 году, за три года до кончины художника-долгожи- теля. Марк Шагал провел свои детские и юношеские годы в Витебске, где сегодня на Пок ровской ули це принимае т гостей дом-музей художника. А в экспози ции Ар т- цен тра Мар ка Шагала на витебской ули це Путна собраны замечательные литографии, офорты , ксило графии м астера, серия иллю стра ций к поэме Го голя «Мерт вые души», другие работы. Ху дожник на всю оставшуюся жизнь сохранил в душе образ Витебска, своей семьи. Родной город нередко присутствует в его работах в качестве фона. Не каждому художнику дано без тени рисовки сказать: «Па риж — мой второй Витебск». Не потому ли Эйф елева башня на его полотне неожиданно со седствует с куполами Спасо- Преображенского храма в Ви тебске... Именно во фран цузской с то ли це к Ш агалу пришла подлин ная слава. Сегодня его по праву можно назвать человеком мира: полотна Марка Шагала украша ют Русский музей в Питере, Третьяковку, итальянские, фран цузские, армянские музеи. В нынешней московской экспо зиции художник верен самому себе — грани ц между реальным и фан тастическим для него не существует. Таков его неповто римый почерк, не стершийся за долгую творческую жизнь. Марк Шагал преуспел во многих жанрах искусства. Сотни картин, графических листов, ил люстра ций к кн игам дополняют созданные им декора ции и теат ральные костюмы. Среди отме ченных талантом художника — росписи в парижской «Гранд- Опера» и нью-йоркском «Метро политен-Опера». Подвластны были ему керамика, скульпту ры, витражи... Мастер мог вдох нуть красоту во все, с чем со прикасался за свои 98 лет. Выставка в Москве вызывает интерес еще и тем, что все пред ставленные на Неглинке работы великого мастера продаются. Разброс цен — от 120 тысяч дол ларов до полутора миллионов. Покупатели, надо полагать, най дутся. я Гобелен М. Шагала «Давид и Вирсавия». У « К а м е н с к о й » б е л о р у с с к и й а к ц е н т К о р р е с п о н д е н т « С О Ю З а » п о б ы в а л н а с ъ е м к а х п о п у л я р н о г о т е л е с е р и а л а Мария Кучерова МИНСК «РЕПОРТАЖ со съемок «Камен ской»? Авы уверены, что нам это нужно?» — пытался выпрово дить меня директор съемочной группы Владимир Василевич. Уже с порога стало очевидно: журналистов здесь не жалуют. «Чем же они вам так насолили?» — интересуюсь. «Не успели еще, — улыбается он. — Мы их просто не пускаем сюда. Кино нужно до ма смотреть на диване, а то, что происходит на площадке — нуд ный, утомительный и неинтерес ный процесс»: На самом деле только обыва тели думают, что все самое лю бопытное остается за кадром. — Хорошее кино снимается с серьезным ли цом, — говорит ре жиссер Юрий Мороз. — Когда на съемочной площадке смешно и весело, то, как правило, получа ется ерунда. ...Съемки должны были на чаться три часа назад. З а окном уже давно стемнело, а по с цена рию— ранее у тро. Два часа уста навливали свет. После чего ре жиссер Юрий Мороз заявил: «Эта комната не из моей карти ны, переходим в павильон». И всю аппаратуру пришлось зано во собирать и перетаскивать вниз. В павильоне — холодно и сыро. Серьезная деви ца с видом очень заня того человека разно сила всем чай с лимоном в пла стиковых стаканчиках и бутер броды. После 16 часов съемок ничего другого уже не хотелось. Но работали до победного кон ца. С тарались из графика не выби ваться. — У актеров расписан каж дый день, — говорит директор съемочной группы. — Они рабо тают в разных театрах, и собрать их вместе очень сложно. Не акте ры под нас подстраиваются, а мы под них. И при всей этой гонке все рав но в день удается отснять всего 5—7 минут. Если уже к полуночи съемка заканчивается, вахтер ши на студии «Беларусьфильм» удивленно переглядываются: «Так рано?» Актеров приглашают на съе мочную площадку только когда все готово к работе. Они люди творческие, веселые. Поэтому с их приходом напряженная рабо чая обстановка хоть чуть-чуть разряжается. Пошутили, посмея лись и снова: «Снимаем. Мотор». Усталость искусно замаскирова на под гримом. И трудно пове рить, что ночь они провели в по езде, что еще вчера вечером иг рали в московском театре, сни мались в новой киноленте или гастролировали в российской глубинке. «Если бы не шутили, — говорит Ирина Розанова, — бы ло бы гораздо сложнее работать. А вообще обстановка на съемоч ной площадке во многом зависит от режиссера. Юрий Мороз — са мо спокойствие. Когда съемоч ный про цесс за тягивается на не сколько часов из-за технических неполадок, он даже глазом не моргнет. С ним приятно рабо тать. Он очень чуткий, тонкий че ловек». — Ну, Ирка, ты просто «звез да». Посмотри, ты все время на первом плане, — шутит Елена Яковлева, просматривая отсня тый материал. — Какая же ты все-таки зави стн ица, — поды грывает ей Роза нова. — Я через три дня уеду, и снимайся ты в своей «Камен ской» хоть всю жизнь. — Работа требует, — серьез но отвечает Яковлева. Когда смотришь на актера за работой, он открывается с новой, неожиданной стороны. «Звезда» у камеры — слесарь у станка. На ул ице мороз, а по сценарию — знойное ле то. Сниматься прихо дится в летней одежде. Первый дубль, второй... Уже зуб на зуб не попадает, добраться бы до теп лого трейлера. Атут поклонники прохода не дают, протягивают клочки бумаги: «Напишите здесь: «Для любимой тещи...» А именитый московский актер — тоже большая роль. И на публике ее играть нужно соответствую ще. —Я простой, очень простой, — доказывал мне Сергей Гармаш, когда мы сидели с ним накануне за(чашкой чая. — Давайте сразу перейдем на «ты». Поговорим за жизнь, только без этой штуки, — и Гармаш кивнул на диктофон. Я нажала кнопку «стоп» и выбро сила заготовленные заранее во просы. В итоге мы проговорили око ло двух часов на далекие от «Каменской» темы. Он пригла шал меня в «Современник», рассказывал о жизни. А когда на следующий день я подошла к нему на съемочную площадку и просто сказала: «Здравствуйте, Сергей!», он сделал вид, будто меня здесь нет, и обращаюсь я вовсе не к нему. А чего тут удив ляться — так просто к «звезде» подходить не принято... В «Каменской» задействова но много белорусских актеров. На пробы приезжают даже из глубинки. По словам режиссера, талант в съемках — не главное, потому что кино — на 90 про цен тов режиссура. Почему «Каменская» снима ется в Минске, если по сценарию все дейс твие происходит в Моск ве? Ведь с этим связано столько возни и мороки. Актерам нужно оплачивать билеты, квартиры, и все равно многие сцены прихо дится снимать в Москве. — Раньше писатели, с ценари с ты тоже уезжали к себе на дачу, уединялись, скрываясь от свет ских раутов. Я уезжаю в Минск и & Е. Яковлева, Д. Нагиев и С. Гармаш на съемках сериала. на полгода выпадаю из москов ской суеты, — объясняет Юрий Мороз. — ВМоскве постоянно бы отвлекался, параллельно зани мался бы еще чем-нибудь. А тут могу спокойно и сосредоточенно работать над сериалом. Ктому же для съемок Минск гораздо удоб нее. Компактный город. Здесь за 15 минут можно доехать из одно го кон ца города в другой. За день успеваем отснять несколько пла нов. А в Москве, если мы забыли костюмы, то съемка не состоится. Потому что, даже хоть и недалеко еще отъехали от «Мосфильма», обратная дорога все равно зай мет два-три часа. Идоговориться здесь о съемках в общественных местах гораздо проще. В Москве за все нужно платить. Когда общались с актерами на съемочной площадке, у меня случайно оказалась с собой ук раинская газета с интервью Еле ны Яковлевой. Она прочла на звание: «Моя прапрабабушка была актрисой и... позором на шей семьи» и тут же изменилась в лице: «К то это писал? Я давно ни с кем не разговаривала!» А потом говорит мне: «А зачем вам со мной беседовать. Интервью со мной все журналисты уже дав но пишут без меня. Покопайтесь в Интернете...» — Вы тоже так близко к серд цу принима ете газетные сплетни? — спрашиваю Розанову. — Стара юсь не замечать, — отвечает она, — мне очень нравится песня Высо цко го: «И словно мухи тут и там ходят слухи по домам. А без зубые старухи их разносят по уг лам». Помните? Хотя, по правде, все равно иногда задевает. В общем, только наглотав шись на съемочной площадке «звездной пыли», начинаешь по нимать, как зажигаются звезды на экране. О ч е н ь х о р о ш о , С а ш а ! Радик Амиров МОСКВА НАРОДНЫЙ артист СССР Алек сандр ФИЛИППЕНКО недавно вернулся с гастрольного турне по Беларуси. Своими впечатле ниями он поделился в интервью с корреспондентом «СОЮЗа». —Это не первая моя поездка в Минск и другие белорусские горо да, — рассказал артист. — Если бы меня в Беларуси не любили, наверное, я бы не ездил туда. Про сто так не приглашают. Значит, зритель Полесья меня не забыл. —Ачтотамиграли? — Достоевского, Гоголя, Зо щенко, Довлатова. Даже читал на белорусских сценах моноло ги Са тина «На дне» Горького. Дело еще в том, что я строго слежу, чтобы на афишах присутствова ли фамилии авторов. Считаю, что зритель имеет полное право знать — на что и на кого он идет. Это же не просто монолог артиста Филиппенко, встреча, а для неко торых знакомство с классикой. После выступлений белорус- ш А. Филиппенко. ские администраторы часто спрашивали меня: «Значит, зри тели за кулисы приходили?» «Да!», — отвечал им. «Оч-ч-чень хорошо, Саша!» Уж кто-кто, а они, люди с опытом работы с ар тистами, могут дать любую оцен ку. И заяви ть: воттакая-то с цен ка плохо смо трелась, а вот эта — хорошо. Зритель из уважения что-то может недосказать. Адми нистраторы, строгие судьи, этого делать не будут. Чуть что — пря мо в лоб: «Ты что это там схалту рил?! В честь чего все это?!» Мне часто задают вопрос: есть ли разни ца между зри теля ми разных городов? В данном конкретном случае этого не бы ло. В Гродно, Минске, Витебске зритель был един: он знал, что его ждет. —Что больше всего запомни лось? —Мыдовольно много путеше ствовали по Беларуси, за день приходилось проезжать километ ров по двести. И в один из таких дней, как раз по пути в Гродно, по пали в сильный снежный буран. И было очень красиво: на золотую, я бы даже сказал —.трех цве тную, осень падали большие хлопья снега! А наутро было солн це — прел есть! А как-то раз сидели в неболь шом каф е в Гродно и разгова ривали с молодыми людьми. Они говорили: «Вильнюс, Вар шаву, Париж знаем, а Москву и Минск — не знаем». Это были ребята откуда-то из Восточной Европы, и они клонили к тому, что, мол, видите, как получается: на Запад теперь можем ездить свободно, только вот неплохо бы и восточных соседей посетить, посмотреть, как они живут-по- живают. В конце концов мы не вра ги! —Александр Георгиевич, в последние месяцыоченьмно го говорят о Беларуси иРос сии—экономических, куль турных, духовных связях. А что по этому поводу скажете вы? — Наши народы очень близ ки, у них много общего. И не слу чайно мы по-настоящему инте ресуемся друг другом. Люди хо тят жить хорошо, а общие слова никто уже слышать не хочет. По- моему, нужно укреплять сотруд ничество в экономике, других сферах, поскольку это очень важно и для России, и для Бела руси. Вот мы съездили на гаст роли, настам знают, значит, по работали в пользу союзных от ношений. —Если еще будут приглаше ниявБеларусь, согласитесь? — Безусловно!С удовольст вием поеду. Во-первых, буду рад еще раз встретиться и погово рить с теплой белорусской пуб ликой. Во-вторых, это ведь моя работа. АФИША К О Н Ц Е Р Т Ы 29 октября в Минске, в Малом зале Двор ца Республи ки, — «Класс-Клуб ДК» представляет программу «Барды и классики» с участием Льва Аннинского, Ирины и Михаи ла Столяр, Виктора Луферова и др. Начало в 19.00. 31 октября. Кон цер тный зал «Минск». «Российский Д’Ар- таньян» в гостях у минчан—кон цер т Михаила Боярского. Т Е А Т Р Ы 27 октября. Минск, Дворе ц Республики — спе ктакль «Афинские вечера» с участием Ольги Аросевой, Льва Дурова, Евдокии Германовой, Людмилы Дмитриевой, Анастасии Бусыгиной, Андрея Барило. Начало в 19.00. 27 октября. Минск, Центральный дом офи церов—Лю бовь Полищук, Се ргей Безруков и Борис Щербаков в ко медии «Искушение». Б А Л Е Т Минск, На циональный академический театр балета. 23 октября. П.Чайковский «Лебединое озеро». 24 и 25 октября. Японский балет представляет МВАВА1_1_ЕТСОМРАЫУ. 27 октября. И.Морозов «Доктор Айболит». В Ы С Т А В К И Минск, Дворе ц куль туры профсоюзов — выставка восковых фигур «Расстрел царской семьи». Аним аторная выставка «Возвращение динозавров». С 11 до 19 часов, без выходных. Минск, кинотеатр «Мир» — выставка «Движущиеся восковые фигуры плюс кунст камера». Минск, музей истории белорусской литературы — продолжается литературная выставка, посвященная Алесю Адамовичу. К А Л Е Н Д А Р Ь О т ч е т в е р г а д о с р е д ы Баталии и баталист Русские войска генерала Д. Дохтурова и Н. Раевского одержали победу над авангар дом фра нцузской армии у Мало ярославца, между Москвой и Ка лугой, вынудив Наполеона на чать отступление по разоренной Смоленской дороге. Стратегиче ская ини циа тива в ходе Отечест венной войны 1812 года оконча тельно перешла к русской ар мии. Это произошло 24 октября. Минуло ровно 190 лет. «И на Тихом океане свой за кончили поход» части Народно револю ционной армии Дальне во сточной республики 25 октяб ря 1922 года. Под руководством 26-летнего командарма Иерони ма Петровича Уборевича, буду щего (с июня 1931 года) команду ющего войсками Белорусского военного округа, члена ЦИК СССР и Президиума ЦИК Бело русской ССР, они вступили во Владивосток. Остатки японских и белогвардейских войск покину ли советскую Россию. Заверши- » X. Колумб. лась многолетняя кровопролит ная Гражданская война. 26 октября — 160 лет со дня рождения Василия Верещагина. В историю русской живописи он вошел как яркий художник-бата лист, впервые показавший сол дат как главную силу военных со бытий, солдатское мужество и тяжелый армейский труд. Выс тавки его произведений с триум фом обошли крупнейшие города Европы и Америки. «В те време на за грани цами России из рус ских художников только его и признавали, в России же многие почитали Верещагина за какого- то мага живописи, до которого всем западным новаторам, как до неба...», — отмечал искусст вовед А. Бенуа. Погиб Вереща гин на боевом посту во время русско-японской войны при взрыве на бронено сце «Пе тропа вловск» в Порт-Артуре вместе с адмиралом Степаном Макаро вым. О делах и людях добрых Завтра — 130 лет со дня появ ления в газете «Тульские губерн ские ведомости» объявления Елизаветы Смидович об откры тии ею с 1 ноября 1872 года дет ского сада для малышей от трех до семи лет. Это был один из пер вых садов в России, организо ванный с разрешения попечите ля Московского учебного округа на Большой Дворянской в собст венном доме. Доме известного тульского врача и матери буду щего писателя Вересаева. 200 лет назад, в октябре 1802 года, другой добрый человек, русский художник, академик жи вописи Александр Васильевич Ступин основал в городе Арза масе Нижегородской губернии первую в России частную школу изобразительного искусства. Сюда принимали детей не только приказных, куп цов и мещан, но и крепо стных. Лучшие работы представлялись на просмотры и выставки в Академию худо жеств, где им присуждали награ ды и медали. Среди воспитанни ков школы Ступина были многие известные впоследствии живо пи сцы, в их числе Василий Пе ров. Гор од-порт, вокзал, премьера Сегодня — 145 лет с тех пор, как небольшому укреплению Пе тровское, построенному русски ми солдатами на берегу Каспия, и небольшому поселению при нем царским указом был присво ен с татус города, получившего имя Петровск-Порт. В 1922 году город был переименован в честь одного из организаторов борь бы за советскую власть и созда ния дагестанской Красной Ар мии М. А. Дахадаева (Махача). С Днем города, Махачкала! 26 октября исполняется 104 года со дня открытия первого се зона в Московском художествен ном театре: Ставили спектакль '«Царь Федор Иоаннович». С це ны из драмы в стихах М. Ю. Лер монтова «Маскарад» впервые были поставлены на с цене Алек сандрийс кого театра в Санкт-Пе тербурге 150 лет назад, 27 октя бря. А 29 октября, 80 лет назад, в Москве открылся Театр Рево лю ции, ныне Московский акаде мический театр им. Маяковско го. С 30 октября 1837 года ведет свое летосчисление отечествен ный пассажирский железнодо рожный транспорт. 165 лет назад в этот день из Петербурга со ст анции на Семеновском плацу отправился в Царское Село пер вый пассажирский поезд. Путь протяженностью 27 километров 700 метров занял 33 минуты. Дней много хороших и разных Сегодня—День Орган изации Объединенных На ций. 24 октяб ря 1945 года вступил в силу Ус тав ООН. Сегодня же в России День соединений и частей специ ально го назначения Вооружен ных Сил РФ. 25 октября в Рос сии День таможенника. В пред стоящую субботу — Всероссий- ш в. Верещагин. ский день гимнастики. В воскре сенье «крепче за баранку дер жись, шофер». В России —День работников автомобильного транспорта, в Беларуси — День автомобилиста и дорожника. 28 октября можем поздра вить жителей Острова свободы. Ровно 510 лет назад Христофор Колумб открыл территорию Ку бы. Лишь полтора десятилетия спустя экспе диция дру гого море плавателя С. де Окампо устано вила, что Куба является остро вом. И еще об одной круглой дате. 28—29 октября в стол ице Ал тай ского края Барнауле пройдут праздничные мероприятия, по священные столетию алтайского сыроделия^. Сегодня на Алтае производится десятая часть сы чужных сыров России. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. «СОЮЗ.Беларусь-Россия» Периодическое издание СоветаМинистров Союзного государства Газета зарегистрирована вМинистерстве поделам печати, телерадиовещания исредств массовых коммуника ций Российской Федерации 10 мар та 2000 года. Регистра ционный №77-1880. Тиражпо РФ: 431879 Тиражпо РБ: 314047 Тираж«С ОЮЗа.Беларусь— Россия» вРФиРБ: 745926 Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первый заместитель шеф-редактора А.М. Таранда (Минск) Адрес редак ции «С ОЮЗа. Беларусь—Россия»: Москва, А-40, ГСП-3125993, ули ца Правды, 24. Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е- тай: |ит!еуа@гд.ги Адрес редак ции газеты «Советская Белоруссия»: Республика Беларусь, 220013, Минск, ули ца Б. Хмельницко го, 10а. Тел. ифакс: 232-1432 Издательство: ЗАО «Информа ционно-изда тельский кон церн «Российская газета» Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати. ОТПЕЧАТАНО в 000 «Объединенный издательский дом «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяется по всем подписным индексам: Пографику: 16.00 «Российской газеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номер подписан: 16.00. 40945,38286,41591. «Советская Белоруссия»: 63889. «СОЮЗ.Беларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске,Казани,Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красноярске, МинеральныхВодах, Москве, Мурманске, НижнемНовгороде, Новосибирске,Омске, Оренбурге, Пензе,Перми,Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге, Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг.Минске. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz