Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
2 4 О К Т Я Б Р Я 2 0 0 2 Ч Е Т В Е Р Г № 4 1 ( 9 3 ) С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я _ _ _ Ш Д р а м а К - 1 9 : н а э к р а н е и в ж и з н и О п о д л и н н ы х с о б ы т и я х , л е г ш и х в о с н о в у г о л л и в у д с к о г о ф и л ь м а , с в и д е т е л ь с т в у ю т и х н е п о с р е д с т в е н н ы е у ч а с т н и к и как это было Александр Емельяненков ВОКРУГ этой кинопремьеры уже сломано немало копий. И, види мо, не без причины. Во всяком случае документальный фильм Свердловской телестудии «Спуск флага», снятый двенад цать лет назад на том же самом историческом материале, при чем с участием многих еще оста вавшихся в живых подводников из экипажа К-19, таким событи ем не стал. Да, он куда более то чен в деталях, в отражении спе цифики подводного флота, чем игровой голливудский экшн. И он, разумеется, не вызывал столько нареканий у военных мо ряков. Но помнит ли кто-нибудь ту премьеру на всесоюзном телеэк ране?! А чтобы повторить показ сегодня, дирекция любого теле канала, надо полагать, вежливо предложит поискать спонсора... О чем задумываешься, когда смотришь это чисто американ ское кино? При всей амбициозности по литических заявлений нам порой нечем было ответить янки. Исце на на верхней палубе терпящей бедствие К-19, когда советские подводники оголяют зады под объективами обнаружившего их вертолета американских ВМС, не просто эксцентричный режис серский ход. Это, если хотите, документальная метафора. Сво его рода свидетельство «нацио нальной гордости великорос сов» в той конкретной обстанов ке. Их визитная карточка... На рубеже 60-х по части бомб, ракет и подводных лодок мы еще только догоняли американцев, но уже тогда стремились пока зать, что ни в чем не отстаем, не уступаем — нив количестве, ни в мощности, ни в дальности... Ведь и К-19, первая из советских атомных подлодок, способная нести на себе ядерные ракеты, была прямым ответом на появив шийся у США еще в 1958 году подводный атомный ракетоно сец «Джордж Вашингтон». Ни конструкторы, ни судо строители никогда не согласятся с утверждением, что они выпихи вали в море корабли-полуфабри каты. Но на политических весах тех лет фактор времени всегда перевешивал прочие соображе ния: деньги, материальные ре сурсы, человеческие судьбы... Конечно, прямо со стапеля никто и никогда не посылал ко рабли на боевое "патрулирова ние, да еще с ракетной стрель бой. И в этом смысле сценарий фильма «К-19» содержит много преувеличений. Он как бы уплот няет время, вбирает в себя и сум мирует многое из того, что дейст вительно имело место на заре создания нашего атомного фло та. В том числе на других кораб лях, в другое время и с другими экипажами, в других обстоятель ствах... Да, в этом кинематографиче ском приеме «уплотнения» есть определенная плакатность. Но согласитесь, что преодоление психологических стереотипов — дело не одного десятилетия. И то, что уже удалось сделать ре жиссеру Кэтрин Бигеллоу, заслу живает искреннего уважения. Самый выразительный, на мой взгляд, и самый пронзитель ный момент фильма — вовсе не разрыв трубопровода на ядер- ном реакторе, вокруг чего, соб ственно, и закручен сюжет. Идаже не рискованное погру жение на предельную глубину, а потом — экстренное, сродни бе зумию, всплытие из-подо льда — на огромной скорости, с эф фектными, но неправдоподоб ными кадрами вспарывания л е дяного панциря. Да и последо вавший за тем пуск баллистиче ской ракеты при всей устрашаю щей реальности этого события заметно уступает с точки зрения «веришь — не веришь» другой сцене, снимавшейся в море. Самый пронзительный мо мент — подход к борту К-19 дру гой нашей подлодки — дизель ной, принявшей сигнал бедствия и кинувшейся к своим на выруч ку. Может, потому, что никакая самая современная техника не сравнится с надежностью рук, намертво вцепившихся в швар товные канаты и удерживающих на расстоянии прыжка две ог ромные, раскачиваемые океан ской волной субмарины... Может, потому, что это не множко напоминало сказку со счастливым концом. А может, потому, что в дейст вительности все было так и сов сем не так... На выручку К-19 в самый кри тический момент действительно пришли наши дизельные лодки. Ипервой была С-270 под коман дованием Жана Свербилова. Этого отважного и решительного человека уже нет в живых, но со хранились его воспоминания, ра бота над которыми, как значится в рукописи,была закончена 4 ок тября 1990 года. Примерно ктому же времени относятся записки старпома К- 19 Владимира Енина (по фильму — Поленин,роль которого испол няет Лиам Нисон) и рассказ ко мандира лодки Николая Затеева (капитан Востриков в исполне нии Харрисона Форда), с его слов положенный на бумагу дру гим подводником — капитаном 1 ранга Валентином Завариным. Судя по всему, ветераны подпла- ® К апитан 1 ран га В ладим ир Енин. 90-е годы . ва лелеяли тогда надежду выпус тить сборник — рассказать, на конец, и рассказать без прикрас о том, что тридцать лет остава лось под завесой секретности. Но такого сборника, увы, мне увидеть не довелось. А всем четверым, кого я только что упомянул, не дов е лось увидеть себя в качестве ге роев голливудской драмы. Не дожили до этого дня моряки. К сожалению или к счастью, не знаю. И судить не берусь. Но в чем я твердо убежден, так это в необходимости дать слово глав ным участникам тех событий, о которых повествует американ ский экшн «К-19», вышедший на экраны российских кинотеат ров. Обнаженной правды тех лет уже не могут сдержать ни воен ная цензура, ни подписка о не разглашении, когда-то взятая с подводников. Владимир ЕНИН, СТАРПОМ К-19: — Подводная лодка выполни ла свои задачи в Атлантике и держала курс в Арктику, где на заключительном этапе похода должна была пройти подо льда ми и при выходе из-под арктиче ских льдов произвести пуск ра кет. Миновали Датский пролив, ледовое поле над нами закончи лось. Все механизмы работали нормально. Наступило 4 июля 1961 года... В 4 часа 15 минут с поста уп равления главной энергетиче ской установкой поступил док лад управленца Юрия Ерастова: «Центральный! Сработала ава рийная защита левого борта. Да вление в первом контуре резко падает». И еще через некоторое время: «Давление в первом кон туре упало до нуля». Николай ЗАТЕЕВ, КОМАНДИР К-19: — Я объявил аварийную тре вогу и начал всплывать. Реак торный отсек необитаем. Снаря дили туда разведчиков — обна ружили прорыв воды из 1-го кон тура. Дозиметры зашкалило. С пульта управления доложили: больше 25 рентген. Всплыли. На наше счастье, погода оказалась хорошей — мо ре было спокойное... Владимир ЕНИН: — С прекращением теплосъе- ма в активной зоне реактора на чала расти температура, что мог ло привести красплавлению теп ловыделяющих элементов. А при возрастании температуры до критических значений и при от сутствии давления могло про изойти мгновенное парообразо вание, разрушение реактора и катастрофическое распростра нение радиации. Нечто подобное произошло в Чернобыле 25 лет спустя. Из теории знали, что необхо димо в таких случаях снимать те пло, выделяемое ТВЭЛами, пу тем проливки активной зоны во дой. Но конструкция первых реа кторов не имела системы, с по мощью которой можно было это осуществить. Подспудно мы ожидали «ка верз» от некоторых технологиче ских узлов энергетической уста новки. У лодок первого поколе ния на выходах в море были не приятности с насосами и пароге нераторами. С учетом этого, еще будучи на заводе, наши офице ры Анатолий Козырев и Юрий Повстьев организовали подго товку трюмных реакторного от сека по сварке спецстали. Их предусмотрительность сыграла неоценимую роль... Анатолий Козырев, Юрий Повстьев и Михаил Красичков (опытный управленец, в походе дублировал командира дивизио на живучести) сориентирова лись по месту и предложили не штатную схему проливки. Николай ЗАТЕЕВ: — Нужно было проводить сва рочные работы непосредственно в выгородке реактора. Команди ром 6-го отсека был молодень кий лейтенант Боря Корнилов. Он со своими спецтрюмными и в разведку в отсек ходил, он дол жен был вести и сварочные рабо ты. А сколько в выгородке можно безопасно работать? Минуту, две. Но что за это время сдела ешь? Ничего. Я переживал за ре бят. Уже после того, как Корни лов и Козырев, командир БЧ-5, побывали первый раз в отсеке и разобрались с обстановкой, их тошнило. Но я должен был Кор нилова снова посылать туда. Ес ли я посылаю людей на смерть, то я знаю, что посылаю на смерть. Говорю: — Боря, ты знаешь, на что идешь? — Знаю! Вместе с Борисом пошел старшина 1-й статьи Ордочкин Юра. Я не мог их вернуть через минуту: это была бы насмешка над делом, над всеми нами. Они вернулись минут через десять. Бледные. Долцжили, что сдела но. Их сменили старшина 2-й ста тьи Кашенков Женя и главный старшина Рыжиков Борис Ива нович. Работали в костюмах и аппаратах. А отсек нагрелся, температура поднялась за 60 градусов... Радио о случившемся мы да ли сразу, но квитанции на полу чение с берега все нет и нет. Толя Козырев — командир БЧ-5 — снова пошел в реакторный от сек. Ребята мои там работают, а у меня сердце кровью обливает ся. Ведь пришлось посылать мо лодых спецтрюмных: Пенькова Семена, Валеру Харитонова, Савкина Колю. Но эти-то ребята столько не сделают, сколько мо гут Корнилов или Юра Ордоч кин... Прошло минут пятнадцать, вижу: предел уже. Говорю: за канчивайте работу, возвращай тесь. А ребята в ответ: товарищ командир, мы останемся, пока все не сделаем. Норму свою взя ли, так уж все равно теперь. Не надо других... Владимир ЕНИН: — Установку смонтировали, температура в активной зоне на чала снижаться. Но вся аварий ная партия получила сверхле тальные дозы. Радиация начала отсчет последних дней жизни наших товарищей: Борис Корни лов, Юрий Ордочкин, Евгений Кашенков, Николай Савкин, Се мен Пеньков, Валерий Харито нов... Очень большие дозы облуче ния получили Юрий Повстьев, Борис Рыжиков (старший коман ды трюмных реакторного отсе ка), Анатолий Козырев, Михаил Красичков. Основную опасность — теп ловой взрыв и разрушение реак тора — удалось отвести. Но на корабле начала неотвратимо увеличиваться радиация. Вскоре во всех отсеках засветились ру биновые огни на дозиметриче ских приборах: «Опасно, радиа ция!» Чтобы уменьшить степень по ражения людей, командир при нял решение весь личный состав лодки, не занятый ходовой вах той ^борьбой за живучесть, вы вести на носовую надстройку. Николай ЗАТЕЕВ: — Даю аварийный сигнал, а квитанции о приеме все нет и нет. Стали разбираться, в чем дело. Оказалось: лопнул изоля тор основной антенны. Шли на большой глубине— не выдержал давления. Ну почему у нас все не выдер живает, что по расчетам должно выдерживать?! Не выдержала на реакторе трубка, не выдержал на антенне изолятор. Только люди наши все выдерживают, что ва лится на их плечи... Владимир ЕНИН: — Примерно через шесть ча сов после монтажа системы про ливки поступил доклад, что сни жение температуры в аварийном реакторе прекратилось. Что-то случилось с системой. Обратился к группе моряков: так, мол, и так, сами видите, в ка ком состоянии вернулись ребята. Но надо снова туда... Все, как один, вызвались идти. Такой не обходимости не было, и со мной в отсек пошли Иван Кулаков и Леонид Березов. Быстро обнару жили трещину на крутом изгибе трубопровода. Через нее, не до ходя до реактора, вода скатыва лась на настил... Наложили резиновые банда жи, предварительно сгладив из гиб трубопровода. С дистанцион ного пульта управления энерге тической установки получили со общение, что температура в ава рийном реакторе снова начала снижаться. Еще раз осмотрели крепление бандажей и покинули отсек, загерметизировав его с внешней стороны. Через некоторое время по чувствовали симптомы рентге новской реакции, проще говоря — рвота, слабость, холодный пот... Эта дополнительная на грузка на организм была явно ни к чему. Держаться в рабочем со стоянии помогал корабельный врач Алексей Косач. Подручных средств у него было немного, но, по крайней мере, нашатырный спирт взбадривал неплохо. Самая большая психологиче ская нагрузка, разумеется, ле жала на командире. У него боль шие права, но и самая большая ответственность. Мы не могли связаться и доложить обстанов ку на командный пункт ВМФ и Северного флота. А радиация тем временем нарастала. Что делать? Идти в базу на правом реакто ре мы могли в надводном поло жении со скоростью около 10 уз лов (18,5 км/ч). Море штормило, а до базы более 1000 миль (миля — 1,852 км). В этом варианте на базу вернулся бы новый «Лету чий голландец», поскольку боль шая часть экипажа была бы об речена на смерть от лучевой бо лезни. Командир принял решение идти в район предполагаемого Подвсплыв на сеанс связи на глубину девять метров, радисты приняли шифровку: «Имею ава рию реактора Личный состав пе реоблучен. Нуждаюсь в помощи. Широта 66° северная, долгота 4°. Командир К-19». Тут же, собрав офицеров и старшин во второй отсек, я ознакомил их с ситуаци ей и высказался за необходи мость срочно идти на помощь. Все меня поддержали. Сомнение вызывало только местонахожде ние К-19: в шифровке не была указана долгота — восточная или западная. Сами мы находи лись в этот момент на нулевом меридиане, т.е. на Гринвиче. Лодка уже всплыла, когда старпом Иван Свищ вспомнил, что несколько суток тому назад мы «перехватили» шифровку, в которой командир К-8 (ныне по гибшей) сообщал на К-19 о со стоянии льда в Датском проливе. Это позволило определить, что долгота нужного нам района — западная. Мы полным ходом по шли к предполагаемому месту встречи с К-19. Часа через четыре обнаружи ли точку на горизонте. Скоро опознали в ней подводную лодку в крейсерском положении. На наш опознавательный сигнал зе леной ракетой получили в ответ беспорядочный залп разноцвет ных сигнальных ракет. Это была К-19. До этого ни мне, ни моим офи церам и матросам не доводилось видеть нашу первую ракетную атомную лодку. Команда ее бы ла на носовой надстройке. Ребя та махали руками, прыгали, кри чали: «Жан, подходи!», узнав от командира мое имя. О б н а ж е н н о й п р а в д ы т е х л е т у ж е н е м о г у т с д е р ж а т ь н и в о е н н а я ц е н з у р а , н и п о д п и с к а о н е р а з г л а ш е н и и , к о г д а - т о в з я т а я с п о д в о д н и к о в . развертывания дизельных под водных лодок. Благо он был сравнительно недалеко от нас. А решение заключалось в том, что бы подойти к этому району, свя заться с нашими лодками с по мощью передатчика ближней связи и через их радиостанции доложить командованию сло жившуюся ситуацию. Николай ЗАТЕЕВ: — Главное — надо было спа сать людей, как можно быстрее убрать их с лодки. Все получили дозы. Меня не покидала мысль, что в этом районе должны быть еще наши лодки. Даю радио каж дые четыре часа в надежде, что кто-нибудь из наших, выйдя в это время на сеанс связи с берегом, примет... Жан СВЕРБИЛОВ, КОМАНДИР С-270: — Дизельная подводная лод ка С-270, которой я в то время ко мандовал, принимала участие в учениях «Полярный круг» в се верной части Атлантического океана. В этом районе было со средоточено свыше 30 подвод ных лодок. Нам была поставлена задача, следуя на глубине наи лучшей акустической слышимо сти, осуществлять поиск и сле жение за ракетными подводны ми лодками «противника». Эту задачу мы выполняли с другими, однотипными с нашей, подвод ными лодками. Находясь на оп ределенных расстояниях друг от друга и следуя параллельными курсами, мы составляли «Заве су» подводных лодок, прослуши вая и держа под контролем боль шой район океана. Владимир ЕНИН: — В это время я был на мости ке рядом с командиром, посмот рел на него. Ни радости, ни ожив ления — только на миг проступи ло на лице выражение дикой ус талости. Николай ЗАТЕЕВ: — Жан принял мой сигнал и самостоятельно вышел из «За весы», пошел ко мне на помощь! А что значит самовольно выйти из учений, да еще в те жестокие времена?! Жан СВЕРБИЛОВ: — Кмоменту подхода на мос тике был дозиметрист и контро лировал уровень радиации. Если на расстоянии в один кабельтов прибор показывал 0,4— 0,5 рент гена в час, то после нашей швар товки к борту аварийной лодки уровень радиации поднялся до 4—7 р/ч, что превышало всякие нормы... Я спросил Затеева: в какой нуждаетесь помощи? Он попро сил принять на борт одиннадцать человек тяжелобольных и обес печить его радиосвязью с ФКП (флагманским командным пунк том). На носовой надстройке К-19 среди возбужденных людей трое лежали на носилках с опухшими лицами. Сразу же возникла труд ность переноса и перехода лю дей на нашу лодку, так как сход ни подводные лодки, уходя в мо ре, оставляют на пирсе в своей базе. Я предложил Затееву отва лить носовые горизонтальные рули, что он и сделал, а я, про двигаясь вперед вдоль по борту К-19, подвел под них форште вень С-270. Итогда по рулям, как по сходне, перенесли трех чело век на носилках. Это были лейте нант Борис Корнилов, главный старшина Борис Рыжиков и стар шина 1-й статьи Юрий Ордочкин. Восемь человек перебежали са ми. Всех одиннадцать через наш торпедопогрузочный люк мы разместили в первом отсеке. И сразу в нем стало 9 р/ч. Когда я сообщил об этом Коле Затееву, он предложил их раздеть и одеж ду выбросить за борт. После этой процедуры в нашем первом отсе ке стало 0,5 р/ч. Но сами эти ре бята излучали значительно боль ше, особенно когда их рвало. Наш доктор Юрий Салиенко об работал каждого спиртом и пе реодел в наше аварийное белье. Я дал радио на ФКП: «Стою у борта К-19. Принял на борт 11 че ловек тяжелобольных. Обеспе чиваю К-19 радиосвязью. Жду указаний. Командир С-270». Приблизительно через час в мой адрес от главкома ВМФ и от ко мандующего Северным флотом пришло радио почти одного и то го же содержания: «Что вы дела ете у борта К-19? Почему без разрешения покинули «Заве су»? Ответите за самовольст во». Прошу Затеева, чтобы он со ставил шифровку о состоянии его лодки для передачи моей ра цией на ФКП. Такую шифровку он составил, и мы ее передали на берег. Через часа полтора после этого ФКП приказал подводным лодкам С-159 под командовани ем Григория Вассера и С-268 под командованием Геннадия Нефе дова следовать к К-19 и помочь Свербилову снимать людей. Пока мы стояли у борта К-19, иностранные военные самолеты нас не облетали. Но на всякий случай мы с Затеевым разыгра ли и такой вариант: если появит ся иностранный военный ко рабль, то все перейдут к нам на лодку, а К-19 я буду топить. Для этой цели было отдано приказа ние командиру БЧ-3 нашей лод ки Борису Антропову пригото вить две боевые торпеды. Николай ЗАТЕЕВ: — Через семь часов подошла лодка Гриши Вассера. Тоже от чаянный командир. А с берега поступали нелепые указания - пораженному личному составу давать свежие овощи и фрукты. Овощей и фруктов у нас в море не было. Приказал выдать лич ному составу по ТОО граммов спирта. Заглушил второй реак тор, включил охлаждение от ак кумуляторной батареи и начал эвакуацию личного состава... Владимир ЕНИН: — Вот здесь по-настоящему страх охватил меня. Страх за лю дей. Эвакуация производилась через носовые горизонтальные рули. Начало штормить. Рули од ной лодки взлетают вверх, рули соседней проваливаются в это же время вниз. И наоборот. Надо было ловить момент, когда рули встречались на одном уровне, и в этот момент прыгать. Стой и дру гой стороны, естественно, стра ховали. Эвакуировались в костюме Адама, чтобы не тащить на одеж де радиационную грязь. Подош ла и моя очередь. Спускаюсь по трапу в первый отсек лодки и вдруг чувствую, что кто-то кипя ток мне на спину льет. Обернул ся: моряк с чайником стоит. «Что ты делаешь?» — взвыл я. «Деза ктивирую! — ответил моряк. — Врач приказал!» Жан СВЕРБИЛОВ: — Принимая людей, мы их раздевали догола. Деньги, пар тийные и комсомольские билеты закладывали в герметичный кра- Д р у зья-север о м о р ц ы н авед ал и сь в госпи таль к п одводн и кам К-19. С тоят в пиж ам ах: Геннадий С тарков, А натолий К озы рев, В ладим ир Енин (крайний сп рава). П рисел — Иван Кулаков. нец. На нашу лодку, помимо пер вых одиннадцати, перешли еще 68 человек. Среди них два дубле ра командира Владимир Першин и Василий Архипов. К нам же пе ренесли большие мешки с совсе кретной документацией. Коман дир К-19 с остальными людьми перешел на С-159. Николай ЗАТЕЕВ: — Когда высадились на под водную лодку Вассера, я взял у Гриши вахтенный журнал и запи сал: «Командиру приготовить торпедный залп боевыми торпе дами для уничтожения ПЛ К-19 в случае подхода боевых кораблей с целью захвата». Жан СВЕРБИЛОВ: — ФКП приказал мне и Вассе- ру полным ходом кратчайшим расстоянием следовать в Поляр ный. По пути следования в наш адрес шли радиограммы различ ного содержания. Начмед флота в радиограммах советовал кор мить облученных фруктами, све жими овощами, соками и анти биотиками. А у нас ктому време ни уже картошка кончилась, так как много суток уже были в море. Представитель особого ведомст ва интересовался, кто у нас на борту из экипажа К-19 из управ ленцев, киповцев,турбинистов может толково объяснить причи ну аварии. На этот запрос по мощник с К-19 Володя Енин предложил послать спрашиваю щего подальше, но я ответил, что имею на борту 79 человек, нуж дающихся в медицинской помо щи. Пришло радио, где сообща лось, что к исходу третьих суток пути будем высаживать людей на миноносцы, вышедшие нам навстречу... Владимир ЕНИН: — В госпитале в Полярном, куда мы были доставлены, весь экипаж по степени поражения разделили натри группы. Первая аварийная партия была отправ лена в Москву в Институт биофи зики. Всем было ясно, что дни их сочтены. На лице, руках у них бы ли большие отеки, разговари вать они не могли. Группу с тяжелыми поражени ями доставили в Военно-меди цинскую академию, в клинику военно-полевой терапии. С меньшей степенью поражения — в Военно-морской госпиталь Ле нинграда. Жан СВЕРБИЛОВ: — На фоне общей порядоч ности и, если хотите, смелости имел место быть (как пишут в суко.ноязычных официальных документах) и факт трусости. Коротко суть дела. Когда мы ошвартовались к борту К-19, то первым к нам на лодку перебе жал вполне здоровый человек, а уж после перенесли на носилках трех тяжелобольных. Когда Коля Затеев передал мне бланк шиф рограммы для передачи на ФКП о состоянии его лодки, он попро сил меня после передачи возвра тить ему сам бланк, т.е. бумагу, как документ строгой отчетно сти. Радио было передано, и я обратился к этому, первым поки нувшему К-19 матросу передать бланк Затееву. На что он мне от ветил, что он не матрос, а офи цер и является представителем Ракетного управления штаба флота и на К-19 не пойдет. Тогда я приказал ему отправ ляться в первый отсек, где уже находились одиннадцать чело век тяжелобольных. Он мне от ветил, что туда он тоже не пойдет и доложит командованиктфлота о моем самоуправстве. Его не подчинение я расценил как бунт на военном корабле, о чем сооб щил ему и всем присутствующим на мостике. После чего приказал старпому Ивану Свищу вынести пистолет и расстрелять бунтаря у кормового флага, Иван начал опускаться в центральный пост за пистолетом. Штабист понял, что с ним не шутят, и, изрыгая уг розы, пошел в первый отсек. Я не называю фамилию и имя этого человека потому, что, как сказали Володя Енин и мой зам полит Сергей Софронов, он не струсил, а просто дал моральную утечку. И еще я не называю его фамилию потому, что за этот по ход он был награжден орденом. А ордена у нас зазря не раздают ся. Так нас учили. Владимир ЕНИН: — Описывать, как протекала лучевая болезнь, и самому не хо чется, да и веселого мало. Вкрат це: круглосуточные уколы, пря мое переливание крови,неодно кратная пересадка костного моз га и отбор крови на анализ и днем и ночью. Через месяц скончался Юрий Повстьев и через несколько дней после него — Борис Рыжиков. Они умирали на моих глазах и могу сказать, что из жизни они уходили достойно, как и достой но служили. Но были и веселые минуты. Однажды в дверях палаты поя вился заместитель главкома, уважаемый на флоте человек. Врачи пытались представить нас, но он их прервал: «Това-а- арищи, я же их знаю!» Но тут на его лице появилась секундная растерянность: узнать нас было трудно. Почти у всех стали выпа дать волосы (на них было по 120—140 тысяч распадов), и нас остригли наголо. Значительно потеряли в весе. Одеты в одина ковые полосатые пижамы. (Рас сматривая любительскую фото графию тех времен, Николай За теев каждый раз хмыкал и гово рил, что я похож на зека. А фото графия групповая.) Но моряки никогда не теряются. Подойдя к койке Анатолия Козырева, зам- главкома произнес: «Здравст вуйте, товарищ Красичков». Анатолий ответил. К Михаилу Красичкову: «Здравствуйте, то варищ Енин...» Врачи вежливо и почтительно рассматривали по толок палаты. Гость из Москвы поздравил нас с правительственными на градами. Поинтересовались, как награждены Иван Кулаков и Лео нид Березов (они лежали в дру гой палате). Леонида Березова наградили орденом Красной Звезды, Ивана Кулакова в спи сках награжденных не оказа лось. Поблагодарили за награду и вежливо заявили, что Иван Ку лаков заслуживает награды не меньше нас... Заместитель глав кома заверил, что это ошибка и она будет обязательно исправле на. В итоге Ивана наградили фо тоаппаратом ФЭД... Жан СВЕРБИЛОВ: — Начальник отдела кадров дивизии подводных лодок Глеб Караушев, встретив меня на пир се, сказал, что на наш экипаж подготовлены наградные доку менты и представления. С его слов меня представляли к зва нию Героя Советского Союза. Но пройдет месяц (лодка стояла уже в доке), Глеб Караушев скажет, что наше награждение не состо ится, так как Никита Сергеевич Хрущев, не разобравшись, на чьей лодке была авария, на моем представлении напишет: за ава рии не награждаем. Владимир ЕНИН: — Кдекабрю весь экипаж вы писался и из клиники, и из госпи таля. Демобилизованные моря ки срочной службы перед отъез дом домой заходили попрощать ся с нами. Часто навещал нас ко мандир, делился флотскими но востями. Во второй половине декабря настала и наша очередь. Военно врачебная комиссия определила вторую группу инвалидности. Ивану Кулакову и Леониду Бере зову подошел срок демобилиза ции. Козырев, Красичков и я от казались от инвалидности. Наде ялись вернуться на корабль, да и как-то неприлично в нашем воз расте считать себя инвалидом. Иван Кулаков вскоре снова вернулся на службу. Призывался он из сельской местности и, ко гда вернулся, ему по инвалидно сти назначили пенсию-^ 32 руб ля. По просьбе Владимира Вага нова, вступившего в командова ние экипажем, ВВК клиники при знала Ивана «здоровым». Ду маю, за давностью лет никто не предъявил претензий к врачам за это милосердие. Кулакова взяли на сверхсрочную службу, где он обучал молодых матросов на тренажере. На память об ава рии остались у него рубцы на ру ках от радиационных ожогов. Прощаясь с нами, профессор Закоржевский пошутил: «Счи тайте, что вас за пятки из могилы вытащили». Но, видимо, некреп ко держали. Через три года скон чался Анатолий Козырев. Много позже, но рано для своих лет — Леонид Березов. Лучевая бо лезнь для многих не прошла бес следно — инфаркты, инсульты, атеросклерозы... Жан СВЕРБИЛОВ: — К сожалению, из-за нера зумной секретности на флотах не разобрали этот случай. Не до вели до сведения всех моряков- подводников причину и следст вие аварии. Не оценили дейст вия всех участников катастро фы. В медицинских книжках моря ков наших трех экипажей не ос тавили ни единой отметки о по лученных дозах радиации. В конце июля 1961 года, нахо дясь в отпуске и случайно ока завшись в Зеленогорске, встре тил похоронную процессию. Лю ди, идущие за гробом, мне сказа ли, что хоронят моряка-подвод- ника с Севера. Я спросил: «А от чего умер?» — «Током убило» — ответили мне. «Как фамилия?» — «Рыжиков». Да, тот самый главный старшина Борис Рыжи ков, который в числе трех на но силках был перенесен в наш пер вый отсек. И когда нас горький опыт че му-нибудь научит? Я бы мог и не называть номер лодки — К-19. После этой аварии она получила печальную кличку «Хиросима», и на флотах боль ше известна под этим именем. Впоследствии на «Хиросиме» были еще аварии также с гибе лью людей. Но об этом пусть вспомнят и напишут очевидцы... В июле 1990 года в Полярном отмечали 30-летие первого со ветского атомного ракетоносца. Съехались со всех концов стра ны члены первого экипажа этой лодки. Приехал и ее первый ко мандир Николай Владимирович Затеев. Приехал помощник Во лодя Енин... Приехали офицеры, старшины, матросы — все уже пожилые люди. Встречи были очень сердечные. Люди обнима лись, плакали. Меня спрашива ли: а почему ты все-таки без при казания вышел из «Завесы» и пошел к нам на помощь? Это ведь для тебя пахло трибуна лом... А я объяснил, что все от моей врожденной недисциплиниро ванности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz