Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
Т ЖИПЕЦКАЯ v l газета :| I цщ® i &ВШ'W&,' '/ffi&W тетшат ^ J O C J I O B H O (ИЛЬНОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА ПРИ СЛАБОМ ОБЩЕСТВЕ НЕ БУДЕТ Из выступления Президента РФ Владимира Путина на открытии Гражданского форума Хочу сразу же отметить, сказать, что содействие, ока занное государством в организации этого мероприятия, было продиктовано не чем иным, как осознанием необходимости диалога и партнерства между властью и гражданским об ществом. Известно, что при подготовке Форума звучали разные мнения — звучали опасения, что государство пыта ется подмять якобы под себя гражданское общество и сде лать его управляемым. Но думаю, что всем — я уверяю вас, и представителям власти — прекрасно понятно, что гражданское общество не может быть сформировано по их инициативе (то есть по инициативе представителей власти), по их желанию, и тем более — по их плану. Более того, считаю абсолютно непро дуктивным, а в принципе невозможным, и даже опасным попытаться создать гражданское общество «сверху». Его вообще невозможно по указке создать. И хочу еще раз под черкнуть, у нас это прекрасно все понимают: оно должно стать самостоятельным, иметь свою собственную корневую базу, питаться духом свободы. И только тогда оно стано вится действительно гражданским. В условиях демократии этот процесс является непременным и постоянным, а для России, надо это признать, — он только начинается. Вряд ли кто-то обладает гото вым «рецептом» взращива ния гражданского общества , но перед властью в целом мо жет стоять только одна задача — формировать максималь но благоприятный институт для его развития. Задача глав ная — и , по сути дела, единст венная. В этой аудитории находятся представители очень разных гражданских инсти тутов — разных по своим целям и по своим ожиданиям от государства. Есть и такие , которые жестко оппонируют влас ти по принципиальным вопросам государственной полити ки. Считаю это не просто явлением нормальным , но в усло виях демократии и крайне полезным. Вез действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства , ни проц ветающего благополучного общества : здесь нужен диалог на ра вных. И мы осознаем , что эффекти вность этого диалога в значи тельной степени зависит от нас — от представителей влас ти , от власти в целом. В этой связи мы готовы пойти на необходимые организационные и , если потребуется, зако нодательные меры, гото вы обеспечить эффективную обрат ную связь общества с госаппаратом. Во всяком случае мы попробуем это сделать. Мы готовы внимательно слушать и слышать то , что вы предлагаете. И полагаю , что именно сейчас, когда для России и ее граждан наступило время действительно больших возможностей , такое сотрудничест во может стать очень продуктивным; оно нужно нашему государству. За прошедшие годы вы смогли предложить свои после довательные решения социальных, экологических, благот ворительных, информационных и образовательных задач. Один из ярких примеров — это российский Интернет. Его развитие — в значительной степени заслуга негосударствен ных и некоммерческих структур. Само его становление дало жизнь принципиально новой системе общественной экспер тизы качества и достоверности информации, в том числе касающейся работы органов власти, напрямую оказывает влияние и на принятие управленческих решений. Знаю, что есть идея организации общероссийского кад рового фонда, информативной базы, которой могло бы поль зоваться и государство, и бизнес, и институты гражданско го общества. Думаю, что эта идея заслуживает самого серь езного внимания. Власть сегодня очень нуждается в прито ке современно мыслящих, компетентных людей из негосу дарственных структур. Ваше содействие, безусловно, явля ется полезным и в реформе правосудия. Наши шаги по дебюрократизаций экономики — это до лжен быть процесс конструктивного взаимодействия с пред ставителями отечественного делового сообщества. Их пря мое влияние в этих решениях очевидно. Подобное сотруд ничество считаю крайне важным в вопросах обеспечения прав человека, в контексте национальной и религиозной терпимости. Для России, для многонациональной России, это крайне важная проблема. Я убежден: только построен ное на уважении к правам человека гражданское общество может стать надежным барьером на пути маргинализации и экстремизма. Уважаемые участники Форума! Вы знаете, в последние годы мы много работали над укреплением государства. Но государство — это всегда больше, чем власть. И о нем су дят не только по политическим успехам и развитию эконо мики. Но, наверное, не в последнюю, а может быть, даже в первую очередь — о нем судят по уровню личной свободы, по тому, насколько влиятельно в том или ином государстве само гражданское общество. По-настоящему сильного де мократического государства при слабом обществе, конечно же, не будет. И только полноценная общественная жизнь может обезопасить государственную машину от застоя. Наступает время, когда быть гражданином России ста новится престижным. Тем более что простое понятие «граж данин» всегда значило гораздо больше, чем юридически оформленная связь с государством. И потому гражданствен ность и патриотизм от одной лишь записи в документе не появляются. Я искренне желаю успеха нашему Форуму. — Сергей Константино вич, какие изменения в по литической реальности вы заметили за прошедший год? Что нас ждет в буду щем? — На сегодняшний день мы можем констатировать, во-первых, что идеологичес кая победа над коммуниз мом, одержанная в 1991 году теми, кто присвоил себе право называться демокра тами, либералами и прочи ми, потерпела полное фиас ко. Демократия по Ельци ну в глазах общественности оказалась такой же мерз кой, как коммунизм по Сус лову. Рыночная экономика — такой же неэффективной, как плановая. Десять лет мы ждем демократических ценностей, а их нет и в по мине. В лучшем случае мы их видим на бумаге. А те немногие, которые мы име ли при социализме, испари лись. Десять лет мы ждем экономического подъема, а нет даже его признаков. — Но правительство же официально объявляет об экономическом росте... — Правительство может объявлять все что угодно. На то оно и правительство. Но нам, обывателям, не сле дует подобно правительству отождествлять временную стабилизацию экономичес кой ситуации вследствие вы соких цен на нефть с эконо мическим подъемом. Стра ны, где имеет место реаль ный экономический подъем, не зависят от экспорта сы рья. Кстати, если вы возьме те доклады Л.И. Брежнева на съездах партии, то уви дите, что экономический рост в СССР был процессом постоянным. Это во-первых. Во-вторых, после некоторо го оживления политической активности, возникшей с приходом нового президен та, общество вновь погрузи лось в апатию. И, видимо, теперь уже надолго. Ярким свидетельством тому явля ются прошедшие недавно выборы в Московскую думу. Полагаю, и на выборах в Го сударственную Думу, дабы они не сорвались, придется использовать принцип «мертвых душ». —Как вырасценивае тетревогу,выражаемуюря домдемократическихполи тиковиСМИотносительно приходавовластьпредста- вителей спецслужб и так называемой питерской команды? — Демократические по литики — кто это? Березов ский? —Не только. Немцов, скажем, также утверждал, что это опасное явление. — Когда вы слышите ут верждения Немцова или Бе резовского о том, что что-то опасно, я рекомендую вам сразу же задать себе вопрос: «Опасно для кого?» Для нас, обывателей, я никакой опасности не вижу. Вся беда наших доморощенных либе ралов в том, что диалекти ку они учили не по Гегелю, а по Гайдару и Березовско му. И, создав причины ка кого-либо нежелательного для себя явления, они ис кренне обижаются на след ствия. Скажем, усиление роли спецслужб было неиз бежным после того, как вы шеупомянутые либералы построили криминальное государство. Так устроен мир. Единство и борьба про тивоположностей. Одно без другого не существует. Так что усиление роли спец служб — это прямое след ствие псевдодемократичес ких преобразований, нача тых в 1992 году. Государст во — это такой организм, который защищается, когда его загоняют в угол. Что касается прихода питерской команды, то это также впол не закономерное явление. И дело не в том, что президент призывает тех, кого он зна ет лично, хотя и это играет некоторую роль. Дело в том, что представители ельцинс кой плеяды высших чинов ников настолько повязаны друг с другом, что в услови ях этой связки невозможно осуществлять какие-либо преобразования, кроме тех, которые осуществлял Ель цин. Поэтому роль спец служб и их представителей в государственных структу рах будет неизбежно расти и в дальнейшем. — Вы говорите о сниже нии политической активнос ти населения. В чем, по-ва шему, причина этого процес са? — Гайдар как-то заявил, что хотел бы видеть российс кое общество в том же состо янии, что и скандинавское: спокойное, апатичное, пассив ное. Результат достигнут. Только в Скандинавии насе ление пребывает в состоянии апатии вследствие стабильной сытости. А в России — вслед ствие безысходности. Кстати, в таком же состоянии общес тво пребывало и при социа лизме. За период «демокра тии» на нас вылилось такое количество вранья, что док нами. Все время пытается объяснить им, что такое хо рошо и что такое плохо. А использовать приемы дзюдо, которыми он прекрасно вла деет, он не хочет. Но хулига нов невозможно заставить со блюдать правила общежития путем убеждения. Другими словами, как некогда прези дент Горбачев пытался пос троить социализм с человечес ким лицом, так сейчас пре зидент Путин пытается при дать человеческое лицо рос сийскому капитализму. А че ловеческое лицо не зависит от способа производства. Это ка тегория нравственная, но ни как не экономическая и не по литическая. А о нравствен ситуацией. И только в этом случае, дабы не допустить ее перерастания в революцию, власть будет вынуждена по вернуться лицом к обществу и сделать что-то реальное для населения. Жаль, что Гайда ру не дали довести его меро приятия до конца. Если бы это случилось, то у нас уже давно произошел бы полный крах, пришли бы новые люди, которые были бы вы нуждены вследствие сложив шейся ситуации действовать в единственно правильном направлении. И действовать решительно. — В последнее время в стране, можно сказать, нача лась борьба с коррупцией. с ч и т а е т п и с тор Геббельс и товарищи из почившего отдела пропаган ды и агитации ЦК КПСС не бось от зависти ворочаются в гробах. Но в соответствии с вышеупомянутыми диалекти ческими законами в этом яв лении имеется не только ми нус , но и плюс. Скажем, е в ропеец , слушая какого-либо политика или министра, дол жен ломать голо ву : где пра в да , а где ложь? перед нами такая проблема не стоит. И когда вы слышите от прави тельства победные реляции об экономическом подъеме , рекомендую на ведаться в ре гионы и посмотреть , как там жи вут. Впрочем , я не эконо мист и вполне допускаю , что подъем уро вня жизни населе ния не связан с экономичес ким подъемом. — Вы хотите сказать , что общест венность никому не верит? — Безусловно. По край ней мере все психически нор мальные люди. — А президенту? — Провокационный во прос. Скажу так. Население верит президенту, но уже сильно сомневается в том, что он в состоянии что-либо из менить. Поэтому следующие выборы президента в России могут сопровождаться неко торыми неожиданностями. — Но ведь год был очень продуктивен. Одних новых законов было принято , на верное , больше, чем за весь срок пребывания у власти Ельцина. — Это верно. Но какой от них толк? Как заставить их работать? У нас и при Бреж неве были самые лучшие за коны в мире. А идеология гласила, что «все на благо человека». Голый либера лизм. А Конституция была на два порядка демократичнее, чем сейчас. Во всяком случае в плане прав человека. Толь ко она не соблюдалась. — А есть способы заста вить их работать? — Ну разумеется. Только президент не станет этого де лать. — Почему? — Методы, которые он избрал для упорядочения ме ханизма управления государ ством, в конкретной данной ситуации работать не будут. Президент напоминает интел лигента в коммунальной квартире, населенной хулига ном содержании российской демократии , надеюсь, вам го ворить не надо. —Вы предлагаете пус тить в ход репрессии? — Ну если вы строгое со блюдение закона и равенство перед ним всех членов общес тва считаете репрессиями , то вы сторонник демократии по Березовскому. —Ачто это за демокра тия? —- Борис Абрамович не давно объявил , что демокра тия — это преобладание лич ности над государст вом. Он , пра вда , не уточнил, каких личностей Но, думаю, их все и так хорошо знают . Как и то , во что эта «демократия* выливается для страны. В этом плане , если вы хотите правильно' оценивать пер спективы развития ситуации в России , то вам необходимо сделатьчеткое разграничение : мы и они. И они никогда не смирятся с тем, чтобы мы пользо вались одними права ми с ними. Кст ати, этот при нцип дейст вовал и при соци ализме. Там тоже были мы и были они. И никакие репрес сии здесь не помогут. Репрес сии — это анахронизм. Необ ходимы новые методы. Совре менные. — А они существуют? — Разумеется. — Как вы все же оцени ваете деятельность прези дента? — Позитивно. — В чем позитив? — Главный позитив в том, что при Ельцине обще ство и государство были без защитны от крупного капита ла, от олигархов. Сейчас же в лице президента и части его команды появилось некото рое подобие социально-эконо мической защиты населения от «шакалов» большого биз неса. Термин «акулы* к рос сийским капиталистам при менен быть не может. Надеюсь, эта тенденция будет разви ваться. — Вы критикуете либе ральные реформы. Но меж ду тем они продолжаются. И , по зая влению лидеров СПС , продолжаются по Гайдару. — Если это действитель но так, то это прекрасно. Толь ко в реформах по Гайдару заключено спасение государ ства, так как только они мо гут создать то, что коммунис ты называют революционной Какие перспекти вы в этом направлении вы видите? — Нулевые. — Почему? — Для того чтобы бороть ся с каким-либо социальным явлением , необходимо ос мыслить его сущность. В СССР коррупция я влялась преступлением. В нынешней России это не преступление , но важнейший элемент сис темы управления. Уберите коррупцию , и остано вится целый ряд необходимых для экономики процессов. Что ка сается борьбы , то вы можете выявить и пересажать всех коррупционеров , а тем, кто придет на их место, назначить зарплаты, как гла ве РАО ЕЭС , но проблему коррупции не решите. — Вы хотите сказать, что ее не возможно решить? — Возможно. Нужно только сменить систему уп равления. То есть провести комплекс мероприятий, куда бы входило и полное отделе ние частных структур от опе раций с бюджетными сред ствами, и введение прозрач-* ности в деятельность всех го сударственных структур, и многое другое, но главное — устранить фактическую за конность коррупции. И двой ные стандарты. Если в СМИ, скажем, попадает информа ция об аферах госслужащих, то это должно считаться ЧП. Реакция власти должна быть незамедлительна, и эту ин формацию должно либо оп ровергать, либо принимать со ответствующие меры. У нас же реакции власти на подо бные вещи, как правило, не наблюдается. Недавно в од ной из телепрограмм сообщи ли, что вЮжную Корею были проданы два российских ави аносца по цене около трех миллионов долларов. Сумму «отката» можно просчитать. Это десятки миллионов. Но не это главное. Депутат Госдумы зачитал перечень секретного военного оборудования, кото рое ушло на этих авианосцах. А это уже настоящая госу дарственная измена. И про куратура закрыла уголовное дело, так как не сумела най ти виновных. Знаете, что было бы в данной ситуации в стране с реальной демократи ей? Группа адмиралов во гла ве с главкомом попала бы под суд военного трибунала и со ставила бы компанию Пась- ко, который оперировал госу дарственными секретами, публикуемыми в прессе. Можно ли после этого серь езно говорить о демократии или борьбе с коррупцией? Кроме того, необходимо, что бы каждый чиновник нес от ветственность за принятие решений, тормозящих тече ние экономических процес сов. Не только в макро-, но и в микромасштабах. Отсюда и вывод о том, что коррупция — это элемент системы уп равления. — Словом, в развитии внутренней ситуации вы не видите позитивных измене ний? — За исключением вре менной стабилизации эконо мики и роста пассивности на селения, которая также явля ется формой стабильности, не вижу. Вся ситуация в мире силь но изменилась в худшую сто рону. В том числе и между народное положение нашей страны. — Вы имеете в виду воз растание опасности междуна родного терроризма? — Я имею в виду переход американской экспансии из агрессивно-политической в агрессивно-военную фазу. Если до прихода «ястребов» в Белый дом новый порядок насаждался экономическими и политическими средствами, то теперь военными. А учи тывая тот факт, что интеллек туальный и нравственный уровень нынешней американ ской администрации на не сколько порядков ниже, а сте пень так называемой «отмо- роженности* выше, чем у предыдущей, можно сказать, что опасность возрастает стре мительно. Америка была, есть и останется нашим вра гом. Глубокое заблуждение считать, что наша вражда ба зировалась на идеологии. Америка никогда не смирит ся с положением равенства в международной политике. И не только в отношении Рос сии, но и в отношении любой другой страны. Если какая- либо страна не примет статус американского сателлита, она будет рассматриваться как враг. В противном слу чае Америка начнет постепен но терять свой нынешний ста тус сверхдержавы со всеми вытекающими отсюда эконо мическими последствиями. Кстати, эту точку зрения от носительно американской внешней политики разделяет и ряд трезвомыслящих ана литиков в Европе. Еще не сколько лет назад в мире су ществовали по меньшей мере три очага сопротивления аме риканской экспансии. Сер бия, Ливия и Ирак. Сейчас, по сути дела, только Ирак. И нет сомнений, что американ цы в ближайшее время при ступят к ликвидации этого очага самыми циничными военными методами, не счи таясь с нормами международ ного права. — И каков же будет сце нарий? — Стандартный. Как в Югославии. Сначала они подвергнут Ирак бомбарди ровкам, затем начнут широ комасштабные поставки оружия курдским террорис там на севере Ирака и ини циируют их выступление про тив законного правительст ва, после чего могут предпри нять вторжение с юга сила ми НАТО. При полном иг норировании мнения Совета Безопасности ООН и мировой общественности. В рамках всех этих, уже имевших мес то и будущих событий, на лет на Нью-Йорк 11 сентяб ря напоминает налет на ра диостанцию в Глейвице в 1939 году, после чего герман ские войска вторглись в Польшу. Только сейчас нет силы, способной противосто ять новому агрессору. За ис ключением международного терроризма. — Вы считаете между народный терроризм пози тивным явлением? — Ни в коем случае. Я считаю его самым мерзким порождением американской политики экспансии. Все та же причинно-следственная связь. Но я не исключаю, что к событиям 11 сентября международный терроризм имеет весьма отдаленное от ношение. А уж доказатель ства виновности Бен Ладена вообще шиты белыми нитка ми. — Что вы имеете в виду? — Судите сами. Кто вы играл в результате этих со бытий? Рейтинг Буша, кото рый непонятно — выиграл или проиграл выборы, под скочил до небес. Американ ские войска уже дислоциру ются на территории бывше го СССР, американский ВПК получил массу дополнитель ных заказов вследствие бое вых действий в Афганиста не. Все страны Европы и Азии присягнули в верности США в форме антитеррорис- тическои коалиции. А глав ное — это то, что о Совете Безопасности все разом забы ли и теперь критерием меж дународного права является решение администрации США. Кого, когда и за что бомбить, теперь решают в Ва шингтоне. Всевластие амери канцев безгранично, и это наводит на некоторые раз мышления. Не сидят ли эти международные террористы в Лэнгли? Есть еще масса косвенных признаков. Ска жем, какой нормальный че ловек может поверить в то, что трое-пятеро террористов, вооруженных ножами для резки бумаги, могут захва тить лайнер, среди пассажи ров которого несколько де сятков здоровых мужиков, не считая экипажа. Это зна чит, что кроме ножей у них было еще кое-что. И сразу же вопрос: как они это кое- что могли пронести на борт? — Вы обвиняете адми нистрацию США в органи зации террористического акта? — Во-первых , я никого не об виняю. Я просто назы ваю вам признаки , которые учиты вает даже самый ма лограмотный аналитик. Во- вторых , как с видетельствует история , спецслужбы час тенько дейст вуют , не ста вя в известность правительство своей страны. ЦРУ не ис ключение. В Америке был даже некий прокурор Гарри сон , который ут верждал , что ЦРУ причастно к убийст ву Кеннеди. Но в целом все это закономерно , и США пожа ли то, что посеяли. У верен , что в будущем они пожнут еще более богатый урожай. —Вваших словах зву чит какое-то удовлетворе ниепроисшедшим. — Выправильно меня по няли. Я всегдаудовлетворен , когда вижу четкую причин но-следственную связь. —Но ведь погибло не сколько тысяч невинных людей! — Повторяю. Я всегда удовлетворен , когда причина порождает следст вие. Кста ти , вы знаете , что за день И сентября? Это День всех сер бских святых. Американс кие летчики , бомби вшие мирные города православной Сербии в православное Рож дество , писали на бомбах «Merry Christmas*. Этот ци низм попахи вает сатаниз мом. И 85% американцев все это одобряли. Так же , как сейчас д ве трети американ цев одобряют боевые дей ствия против Ирака. Един ственное , что я могу сказать: «Прости их, Господи, ибо не ведают оне , что творят*. Правда , как христианин я вовсе не уверен , что Господь внемлет моей молитве. — Так вы считаете , что нынешнее сближение сАме рикой — это ошибка прези дента? — Я не вижу реального сближения. Это раз. Кроме того, надеюсь, что президент играет сложную игру. Это два. А учитывая тот факт, что интеллектуальный уро вень нынешнего российско го президента на несколько порядков выше, нежели . оный нынешнего американ ского, можно допустить оп ределенную дозу оптимизма. — Последний вопрос. Чего бы вы пожелали в ны нешней ситуации нашей га зете? — Я пожелал бы вам вы жить и не потерять лицо. — Вы считаете , что опас ность «не выжить» сущес твует? — Безусловно. Вы слиш ком активно поддерживали президента с первого же дня. Это не так безопасно, как ка жется. Беседовал Виктор ПИР01ХЖ («Век» , № 3, 2002 г.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz