Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
И ____ С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я 17 ОКТЯБРЯ 2002 ЧЕТВЕРГ № 40 (92) О пер ац ия на двоих Окончание. Начало на стр. I. — Про блема наркотраффика стоит настолько остро, что в ав г у сте это го года в Мо гилеве уже бы ло проведено совместное совеща ние руководителей подразделе ний по борьбе с незаконным обо ротом наркотиков при граничны х областей, — говори т Андрей Паш кевич . —На совещании в Гомеле этот вопрос внЬвь был поднят. Как отметили в раз говоре с корреспондентом «СОЮЗа» бе лорусские эксперты, Россия для Беларуси является основной транзитной зоной поступления таких опасных видов наркоти ков, как героин, матадон, ма рихуана. Так, среди 106 ино странцев, задержанных бело русскими ор гана ми внутренних дел за 8 месяцев 2002 года, 44 человека — ро ссияне. Со гла сно «Меж го сударственной про гра м ме совместных мер борьбы с преступностью на период до 2003 года» проводи тся совмест ная специальная операция по перекрытию каналов контра банды наркотических средств, психотропных веществ прекур соров через белорусско-рос сийскую границ у под условным названием «Канал». К примеру, только в Брянской области при пресечении канала поступле ния наркотиков из Республики Беларусь было изъято более 400 килогра ммов наркотиков. Наркопреступления тесно связаны и с незаконной ми гра цией . В ходе скоординирован ных операций «Неле гал» и «Ко чевник» были задержаны более 230 человек, подозреваемых в совершении преступлений, 5,5 тысячи граждан привлече ны к а дминистративной ответст венности, пресечена попытка 1 4 гр упп нел егальны х эмигрантов проследовать через террито рию Брянской области. Наконец совместными усили ями милиционеров, сотрудников таможни и пограничниками про веряются все грузы, принимают ся меры по недопущению неза конного ввоза оружия, боеприпа сов, взрывчатых и токсичных ве ществ. Так, в ходе операции «Граница»,проведенной в пери од с 23 по 26 сентября нынешне го года, на территории Брянской области раскрыты 205 преступ лений, выявлены три организо ванные преступные группы, за держаны 17 лиц, находившихся в розыске, 7 нелегальных мигран тов, изъято 46 единиц огне стрельного оружия, 382 единицы боеприпасов, свыше 10 кило граммов взрывчатых веществ, 10 килограммов наркотиков. —- Сотрудничество сотрудни ков УВД—ОВД приграничных территорий Союзного государ ства осуществляется не только в сфере оперативно-служебной деятельности, — отметил в за ключение Андрей Пашкевич. — В рамках наших министерств ежегодно проводятся фестива ли у Мемориала Дружбы наро дов в месте, где сходятся терри тории Российской Федерации, Республики Беларусь и Украи ны, международная спартакиа да «Памяти Героев Чернобы ля». В е т е р с В о с т о к а д о с т и г П ол есья М н о г и е и з п р е д с т а в и т е л е й н ы н е ш н е г о в ь е т н а м с к о г о р у к о в о д с т в а о б у ч а л и с ь в р о с с и й с к и х и б е л о р у с с к и х в у з а х и т е п е р ь а к т и в н о с п о с о б с т в у ю т у л у ч ш е н и ю о т н о ш е н и й м е ж д у н а ш и м и ш Ды к Мань б ес ед у ет с рабочим и Минского тракторного зав о д а. Аркадий Медведев ПОДПИСАНИЕМ совместного бе лорусско-вьетнамского коммю нике завершился трехдневный (13—15 октября) визит в Бела русь генерального секретаря ком партии Вьетнама Нонг Дык Маня. В итоговом документе стороны подтвердили заинтересован ность в расширении двусторон них торгово-экономических отно шений и высказались за более ак тивное задействование еще не использованного потенциала сот рудничества в таких перспектив ных областях, как машинострое ние, нефтехимическая промыш ленность, сельское хозяйство, на ука и техника, связь, транспорт, образование и культура. В ком мюнике высказываются намере ния оказывать содействие субъе ктам хозяйствования двух стран в создании иностранных и совмест ных предприятий, а также осуще ствлении инвестиционной дея тельности. Хотя дипломатические отно шения между двумя странами ус тановлены немногим более 10 лет назад, за это время наработана обширная договорно-правовая база двусторонних отношений. Нынешний визит вьетнамской де легации —катализатор дальней шего развития взаимовыгодного сотрудничества. Как подчеркнул Александр Лукашенко, Беларусь высоко ценит растущее значение Вьетнама в Азиатско-Тихоокеан ском регионе и открыта для взаи модействия с ним в любой облас ти. Всвою очередь НонгДык Мань высказал заинтересованность вьетнамской стороны в развитии политических и экономических связей с Беларусью, в частности, в скорейшем заключении Согла шения о свободной торговле. Одно из традиционных напра влений сотрудничества — взаи модействие в сфере образова ния. Вэтой связи А. Лукашенко на встрече с Нонг Дык Манем отме тил, что многие из представите лей нынешнего вьетнамского ру ководства обучались в белорус ских вузах итеперь представляют собой потенциал и опору для про движения во Вьетнаме белорус ских интересов. Впрочем, как из вестно, сам генеральный секре тарь компартии Вьетнама являет ся выпускником Технической ака демии Санкт-Петербурга. Б о й к о е м е с т о б е р у т к а ч е с т в о м М и н с к и й т е к с т и л ь с т а л б л и ж е к м о с к о в с к о м у п о т р е б и т е л ю Сергей Альбертович МИНСК — МОСКВА ФИЛИАЛ минского ОАО «Сукно» недавно открылся в российской столице. Этого события с нетерпе нием ждали на предприятии, по скольку экспорт в союзную Рос сию здесь всегда рассматривает ся как приоритетный. Прежде потенциальные парт неры белорусских текстильщиков по ту сторону восточной границы, среди которых можно встретить как солидные универмаги, так и рядовых индивидуальных пред принимателей, зачастую стара лись вообще не искать товары в соседних государствах. Зачем ос ложнять себе жизнь, затевая не простую канитель импортных опе раций, если многое из того, что им нужно, в избытке продается в Мо скве? Так что до Минска в итоге добирались немногие. Теперь же, с открытием нового филиала, бе лорусские ткани оказались нако нец «на бойком месте» —в столи це России. Как сообщили в службе реали зации предприятия, ажиотажным спросом у москвичей сразу стали пользоваться минские детские одеяла. Так, к примеру, директор одного из универмагов даже зая вил, что теперь будет продавать только их и никакие другие. С открытием московского фи лиала ОАО «Сукно» рассчитывает уже в ближайшие месяцы увели чить свой экспорт в Россию как минимум на 20 процентов. Это принесет предприятию возмож: ность стабильно работать —ведь значительная доля сырья и краси- д телей для будущих тканей покупа- § ется именно у российских произ- ' водителей. Т а м о ж н я д а е т д о б р о ПРОДОЛЖАЕМ публикацию ма териалов, связанных с развити ем и реализацией союзных про грамм. О них рассказывает на чальник Департамента экономи ки Постоянного комитета Союз ного государства Александр МОИСЕЕНКО. Еще одной программой, кото рую можно занести в актив Со юзного государства, является реализуемая с 1997 года в целях противодействия контрабанде и совершенствования таможенно го контроля на внешней тамо женной границе Беларуси «Про грамма первоочередного разви тия таможенной инфраструкту ры пограничных пунктов тамо женного оформления (пунктов пропуска) на территории Рес публики Беларусь». Учитывая выгодное стратеги ческое положение в трансевро- пейской транспортной системе, через территорию Республики Беларусь в настоящее время проходят два из десяти основных международных транспортных коридоров. Кроме того, по дан ным таможенного комитета Рес публики Беларусь, за период 1996—2001 годов через тамо женную границу Беларуси было перемещено более 300 млн. тонн товаров, более половины из кото рых—транзит в Российскую Фе дерацию. При этом перемещение товаров имеет тенденцию к рос ту: если в 1996 году было переме щено 524 млн. тонн, то в 2000 го ду — уже 63,5 млн. тонн. Втече ние 2001 года через таможенную границу Республики Беларусь перемещались (въезд/выезд) до 8 млн. единиц транспортных средств, а также было пропуще но более 20 млн. человек. На момент утверждения рос сийско-белорусской программы (1996 год) пограничная тамо женная инфраструктура бело русского участка внешней гра ницы Таможенного союза требо вала улучшения санитарного со стояния и приведения ее к уров ню международных стандартов. Существовавшие пункты пропу ска имели недостаточную пропу скную способность и работали с перегрузкой в 1,5—2 раза, обра зовывались очереди автотранс портных средств, достигавшие нескольких километров, наблю далась нехватка кадров тамо женных органов. Служба охра ны, отвечающая современным требованиям, отсутствовала, происходил рост криминогенно- сти. Работа в таких условиях су щественно снижала качество та моженного контроля. В рамках утвержденной про граммы в период 1997—2002 го дов построены и реконструиро ваны 8 пограничных пунктов пропуска: белорусско-литовская граница — пункт таможенного оформления «Каменный Лог»; белорусско-польская.граница — пункты «Брузги», «Берестови- ца», «Козловичи», «Варшавский Мост»; белорусско-украинская граница — пункты «Мокраны», «Новая Гута», «Новая Рудня». Первый этап программы на пе риод 1997—2000 годов был ут вержден Исполкомом Сообще ства Беларуси и России в мае 1997 года и продлен на один год решением Совета министров Союзного государства. За пери од 1997—2001 годов на реализа цию указанной программы было перечислено из бюджета Союза Беларуси и России (Союзного государства) около 567 млн. рос. рублей. Утвержденная в январе 2001 года постановлением Со вета министров Союзного госу дарства Программа первооче редного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформле ния (пунктов пропуска) на терри тории Республики Беларусь на период 2002—2004 годов преду сматривает развитие всех эле ментов инфраструктуры и опре деляет необходимые капитало вложения, источники финанси рования и конкретные сроки строительства и реконструкции объектов, пропуск грузов и пас сажиропотоков через границу Республики Беларусь на авто мобильном транспорте. щшщ. Государственным заказчи- ком-координатором программы является Государственный та моженный комитет Российской Федерации, государственным заказчиком программы и голов ным исполнителем—Государст венный таможенный комитет Республики Беларусь. Реализа ция программы позволит завер шить строительство пунктов пропуска на основных автодо рожных транспортных магистра лях белорусского участка внеш ней границы Союзного государ ства, улучшить качество произ водства таможенных процедур и работы таможенных и других ор ганов государственного контро ля в соответствии с требования ми, принятыми в сфере между народной торговли. При этом прогнозируется увеличение в 2 раза пропускной способности пунктов таможенного пропуска (оформления) грузов на запад ной границе Союзного государ ства. Кроме того, программа имеет значительный социаль ный эффект: она позволяет соз дать новые рабочие места в сфере применения высококва лифицированного и интеллекту ального труда. Построенные и реконструированные объекты таможенной и «околотаможен- ной» инфраструктуры обеспе чат не только развернутый сер вис, ускорение и облегчение об работки товаров и транспортных средств, а также удовлетворе ние социальных потребностей перевозчиков (бытовые услуги, отдых и т.д.). Финансирование мероприятий программы идет из бюджета Союзного государства. На эти цели предусмотрено вы делить в период 2002—2004 го дов ассигнования на общую сум му 807,9 млн. рублей, в том чис ле в 2002 году — 332,7 млн. руб лей. В ходе реализации програм мы в июле нынешнего года вве ден в эксплуатацию пункт про пуска «Каменный Лог», кото рый соответствует западно-ев ропейским стандартам и нор мам, а по отдельным парамет рам превосходит их. Кроме то го, практически завершены ра боты на пунктах пропуска «Но вая Гута» и «Козловичи», готов ность которых по состоянию на 1 сентября нынешнего года со ставляет 97,7 и 85,3 процента соответственно, а ввод в экс плуатацию запланирован на IV квартал 2002 года. В соответст вии с планом мероприятий в 2003 году будут сданы в эксплу атацию пункты пропуска «Бере- стовица» и «Брузги»; в 2004 го д у— «Варшавский Мост», «Но вая Рудня» и «Мокраны». По со стоянию на 1 сентября нынеш него года из бюджета Союзного государства выделено на реа лизацию программы 128,2 млн. рос. руб. (или 38,5 процента го дового объема финансирова ния). В настоящее время тамо женные службы обоих госу дарств имеют настоятельную потребность в согласованном развитии автоматизированных информационных систем в со ответствии с уровнем информа ционных технологий. В своей работе ГТК России и ГТК Бела- & К онтрабанды нет? Проходи. руси уделяют большое внима ние проблемам информатиза ции таможенных служб. Уже с 1996 года между тамо женными службами России и Беларуси налажен обмен опе ративной информацией о това рах и транспортных средствах, доставляемых под таможенным контролем. Однако различия в используемых в Беларуси и России информационных тамо женных технологиях не позво ляют обеспечить требуемое взаимодействие в рамках Тамо женного комитета Союзного го сударства. В этой связи еще од ним значимым союзным проек том является разработанная ГТК России и ГТК Беларуси программа «Создание Единой автоматизированной информа ционной системы Таможенного комитета Союзного государст ва (ЕАИС ТКСГ)». Программа рассчитана на 3 года и преду сматривает решение ряда за дач, направленных на создание благоприятных условий для развития внешнеэкономиче ских связей государств — уча стников Союзного государства, создание эффективной систе мы контроля правильности ис полнения участниками внешне экономической деятельности своих обязательств, а также для повышения эффективности коммерческой деятельности и собираемости таможенных пла тежей. В ходе ее реализации предстоит разработать про граммное обеспечение автома тизации таможенных техноло гий, объединить сети телеком муникаций таможенных орга нов России и Беларуси, создать объединенную интегрирован ную сеть Таможенного комитета Союзного государства и орга низовать обучение должност ных лиц таможенных служб для работы с новым программным обеспечением. В с о о т в е т с т в и и с п л а н о м м е р о п р и я т и й в 2 0 0 3 г о д у б у д у т с д а н ы в э к с п л у а т а ц и ю пункты п р о п у с к а « Б е р е с т о в и ц а » и « Б р у з г и » , в 2 0 0 4 г о д у — « В а рш а в с к и й М о с т » , «Н о в а я Р у д н я » и «М о к р а н ы » . & Такими красивы м и, благоустроенны м и п редстаю т сегодн я там ож ни в Б еларуси . 2 4 плю с 3. И д а л ьш е О п ы т с о т р у д н и ч е с т в а р е г и о н о в т р е б у е т п р а в о в о г о п о д к р е п л е н и я накануне события Лариса Раковская МИНСК ВОТЛИЧИЕ от синоптиков поли тологи обещают «жаркий» де кабрь: 8—9-го в Санкт-Петербур ге пройдет очередная, 21 -я сессия Парламентского собрания Союза Беларуси и России. Затем встре тятся участники заседания союз ного Совмина, после чего насту пит время Высшего Госсовета Со юзного государства. Кдекабрьским встречам, глав ной темой которых станет проект союзного бюджета-2003, готовят ся и в Минске, и в Москве. Активи зировался обмен визитами специ алистов и экспертов, чаще стали проводить совместные заседания белорусско-российские рабочие группы по тем или иным вопро сам. Так, в минувшие выходные в Москве работала головная комис сия Парламентского собрания — по экономической политике. Как рассказал заместитель председа теля комиссии, депутат белорус ского национального парламента Сергей ЗАБОЛОТЕЦ, тема встре чи была обозначена как «анализ исполнения союзного бюджета те кущего года» и обсуждение про екта бюджета на 2003 год. Разго вор, по словам депутата, получил ся острым: —Меня удивило, —сказал он, —что в проекте бюджета на буду щий год не заняли подобающего им места те проекты, которые уже не первый год являлись образцом интеграционных процессов. Меж ду тем есть решение союзного Совмина продолжить работу над проектом «Развитие дизельного автомобилестроения» до 2008 го да. Потому как реализация этой программыдоказала своюжизне способность, благоприятно сказа лась на оживлении работы не только отраслевых, но и станко строительных предприятий Рос сии и Беларуси. Уже сегодня она охватывает 24 российских и 3 бе лорусских станкостроительных завода. И список вовлеченных в проект предприятий обещает стать еще шире. Учитывая, что бюджет следую щего года будет принят в преде лах суммы 2 млрд. 460 миллио нов, то, как считает Сергей Забо- лотец, смысла разворачивать но вые программы, нет: «В2001 году, —продолжает он, — акцент был сделан на 14 программах, в этом году—на 11». Чтобы эти совмест ные проекты заработали, недос таточно только лишь «пробить» бюджетное финансирование. Нужно еще создать соответству ющую правовую среду —единую для всех участников хозяйствова ния от Бреста до Курил вне зави симости от формы собственно сти. По плечу ли такая задача депу татам Парламентского собрания? УСергея Заболотца на этот счет твердое мнение, что дорогу оси лит идущий: —Унификация законодатель ной базы двух наших государств начата давно. Но вот, к примеру, что получилось с налоговой став кой на прибыль: у белорусов она составляла 25 процентов, у рос сиян — 30. Пока мы привели ее размеры к российскому знамена телю, наши соседи кэтому време ни снизили ставку до 24 процен тов. Вот такие нестыковки. Они тем более досадны, что сегодня белорусской стороне нужно при нять в общей сложности 14 зако нопроектов для создания унифи цированной законодательной ба зы в сфере экономики. Но если «догонять» по правилам выше приведенного примера, то толку будет мало. Между тем, утверждает депу тат, проблемы, стоящие перед парламентариями Палаты пред ставителей Национального соб рания Беларуси, во многом схожи с теми, которые совсем недавно решали их российские коллеги из Госдумы. — Я обратился с просьбой к президенту А. Лукашенко, —рас сказывает Сергей Макарович, — чтобы тот взял под контроль зако нопроект «О лицензировании», как в России это сделал В. Путин. Инаше, и российское правитель ства лоббируют интересы ве домств и расширяют список видов деятельности, подлежащих ли цензированию. Разработан еще один законопроект, действие ко торого могло бы благотворно ска заться на развитии интеграцион ных процессов, —«О пригранич ной торговле». У нас есть опыт торгово-экономического сотруд ничества российских и белорус ских регионов, но нужна правовая основа для его развития. Порой очень трудно отделить политику от экономики. Но, как считает С. Заболотец, нужно чет ко осознавать, что политическая воля и принятие высоких решений —это сфера президентов, а дело депутатов —воплощать эту волю в конкретной работе, в том числе и на законотворческой ниве. — И нынешних полномочий ■ Парламентского Собрания для этого достаточно, — отмечает депутат. —Поэтому мне не очень понятно, почему некоторые мои коллеги вместо того, чтобы ак тивно заниматься своим делом уже сейчас, настроились на ре жим ожидания выборов в союз ный парламент. Не уверен, что они состоятся раньше второй по ловины следующего года. Поэто му нужно использовать для раз вития интеграции те рычаги и возможности, которые у нас есть. Новый с т а т у с д о р о г Б е л а р у с ь с т а н о в и т с я б о л е е п р и в л е к а т е л ь н о й д л я т р а н з и т н ы х п е р е в о з ч и к о в транспорт Владимир Бибиков_________ М И Н С К ________________ КОЛЛЕГИЯ департамента «Бел- автодор» рассмотрела новую схе му основных и дополнительных маршрутов движения по Белару си тяжеловесных и крупногаба ритных автотранспортных средств. Она призвана сделать страну более привлекательной для транзитных перевозчиков и решить ряд проблем транспорт ной идорожной отраслей. Транзит через Беларусь тяже лого автотранспорта год от года растет. Вэтом потоке, например, до половины составляют грузови ки, доставляющие товар из Евро пы в Россию. Поэтомутак называ емый 2-й Критский транспортный коридор, соединяющий Брест и восточную границу Беларуси, осо бенно популярен. Напряженное транзитное движение идет также по белорусским участкам между народных автотрасс, соединяю щих Прибалтику с Украиной и Россией, Скандинавию и северо- запад России с Украиной и далее Причерноморьем. Проблема, однако, в том, что техническое состояние многих бе лорусских автодорог уже не соот ветствует нагрузкам. Азначит, не растут должным образом и дохо ды страны от транзита по ее тер ритории грузов и пассажиров. Не говоря уже о вопросах безопасно сти, комфорта ит.д. Увы, сегодня почти 63 процента дорог респуб ликанского значения не могут обеспечить проезд транспортных средств с нагрузкой на единичную ось более 10тонн, итолько 37 про центов соответствуют по прочно сти нормативным требованиям. В этих условиях открытие для международного транспорта но вых маршрутов позволило бы бо лее рационально распределить нагрузку на дорожную сеть стра ны. Да и перевозчикам в ряде слу чаев удобнее доставлять груз по параллельным магистралям. К примеру, отныне включено в схе му шоссе под европейским индек сом Е-85, связывающее Балтику с Украиной и Черным морем. Вос новные из дополнительных приве дена дорога Минск—Микашеви- чи, также ориентированная на пе ревозки север—юг. Наконец, не последнее по зна чению обстоятельство: белорус ские дорожники будут реконстру ировать с учетом повышенных требований в первую очередь шоссе, внесенное в обновленную схему движения транзитного транспорта. Благо с завершением к ноябрю реконструкции Минской кольцевой автодороги в отрасли высвободятся немалые силы и средства. Предстоит также увели чить количество пограничных пун ктов пропуска грузовиков общим весом более 24 тонн. Соответст вующая долгосрочная программа реконструкции и ремонта автодо рог Беларуси должна быть подго товлена уже кдекабрю. П е н с и я в . . . п о л т о р а д о л л а р а вопрос —ответ «Интерфакс» В МИНСКОМ городском суде считают, что пенсия экс-спикера белорусского парламента (Вер ховного Совета 12-го созыва) Станислава Шушкевича в разме ре 1,57 доллара США выплачи вается ему в соответствии с за коном. Такой ответ С. Шушкевич по лучил от исполняющего обязан ности председателя Минского городского суда Владимира Турко. Пенсия экс-спикера, ко торая выплачивается ему с 1996 года, не индексировалась в течение 5 лет. По словам са мого С. Шушкевича, в настоя щее время это самая маленькая в мире пенсия одного из руково дителей государства. Иск С. Шушкевича к Министерству труда и социальной защиты Бе ларуси ранее был отклонен су дом Московского района Мин ска и городским судом столицы. С. Шушкевич заявил журнали стам, что теперь намерен обра титься в Верховный суд.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz