Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Р у б р и к у в е д е т Е л е н а Т А Р А В К О В А . М У Ж С К О Й Р А З Г О В О Р Научно обо снованны й факт: стать отцом к у д а т р у д н е е , чем м атерью . В о зм ож н о , по той причине, что сильная п оловина ч еловечества н е вынашивает р е б ен к а и ей психологически сл ож н е е сжиться с новой р олью . П одавляющ ее большинство совр ем енны х м о л о ды х мужчин просто н е готовы к отцовской миссии, д а и н е только к отцовской (вот д о чего д о в е л а их поголовная женская эмансипация!): они несамостоятельны , безответственны , ранимы . В о бщ ем , реш ительно н е ж ел аю т в зрослеть. А у ж слово «армия» их просто пугает. Они н е ум ею т защ ищ ать — ни Р один у , ни лю бим ую ж енщ и н у , ни своего р е б ен к а . История одн о го м о е г о зн ак ом о го б ан ал ьн а . Но, м ож ет быть, для кого-то он а б у д е т п о в о д ом для размыш ления. Р Ы Ц А Р И В КО РО ТКИ Х Ш Т АНИШ КА Х ... Итак, мой знакомый, назовем его Денисом, че­ ловек неглупый и очень осторожный. Главное для него — не напрягаться и не брать на себя лишний груз. Но, надо сказать, жизнь перехитрила его: контрацептивы от отцов­ ства не спасли... Навер­ ное, только мужчина мо­ ж ет жить три года в гражданском браке и со­ вершенно неожиданно для себя узнать, что вот- вот станет папашей. Ого­ ворюсь: девушка Дениса Даша — давно хотела уп­ рочить их отношения, она его любила. Услышав о дашиной берем енности , Денис впал в растерянность: куда бежать? что делать? Жениться? Но он как-то и не готов в свои 22 года... И бросить Дашу — жалко все-таки... С од­ ной стороны, ребенок — это отсрочка от армии, с другой — учеба не окон­ чена, на ноги не встали, живут у родителей. Даша чувствовала себя нормально, хотела радоваться ребенку от лю­ бимого человека, но не могла — он-то просто пребывал в ступоре. Де­ нис продолжал учебу, подрабатывал, шутил с друзьями, но от Даши отдалялся. Он знал, что она с трепетом ждет его решения, его слова, а ему просто нечего было ска­ зать. Всего боялся — и расстроить Дашу, и обна­ дежить... ...От советов друзей серое вещество головно­ го мозга распухало еще больше, легче не стано­ вилось, а месяцы шли... Чувствуя себя последним подлецом, Денис все же предложил Даше распи­ саться. Но на вопрос Даши: «Ты уверен?» — не нашел, что ответить. Весь тот вечер он си­ дел в баре и пил горькую, только не помогало. Там же, в баре, Денис встре­ тил бывшую одноклас­ сницу, именно ей и суж­ дено было сыграть осо­ бую роль во всей этой ис­ тории. Выяснив причину глубокой подавленности приятеля, она сказала примерно следующее: «Не хочешь — не женись, счастливее свадьба никого не сделает в вашей ситуа­ ции. У людей, которые хо­ тят, браки не всегда скла­ дываются, а которые не хо­ тят — и подавно. Пусть Даша подождет, потерпит, а ты... в армию сходи, что ли...» Полгода Денис отдавал гражданский долг Родине. Много думал вдали от дома. Часто видел Дашу во сне, представлял себе их ребенка. А через несколь­ ко дней после рождения дочери Денис вернулся до­ мой. И когда увидел девоч­ ку с огромными, как у него, глазами-вишнями и пухлыми губками, прижал ее к груди, то понял, все понял. Он чувствовал, что это его родной, беззащит­ ный человечек, которому он нужен, которого он лю­ бит больше всего на свете. Денис чувствовал себя от­ цом, и ему нравилось это. Эта история обретения новой социальной роли за­ вершилась достаточно бла­ гополучно. Вместе с тем Карру епс1 имеет место да­ леко не всегда. И кто уж в этом виноват, разбираться можно долго: воспитание ли родителей, пытающих­ ся уберечь свое драгоцен­ ное чадо от всех забот, ре­ зультатом чего чаще всего становится безответствен­ ность, наивная ли уверен­ ность молодых людей, что проблемы обойдут их сто­ роной; политика ли наше­ го государства в целом; не­ достаточная ли социальная работа с молодежью... Почему же мы, моло­ дые, как говорят, будущее страны, позволяем себе шутить жизнями других, лишь бы выгородить себя, как в поговорке «моя хата с краю»? Почему избира­ ем столь недостойно легкие пути?.. Нет, я ни в коем случае не хочу учить кого- то, призывать кого-то по­ ступать так или иначе. У каждого из нас есть право самостоятельно решать и отвечать за свои решения. Если мы, конечно, в прин­ ципе способны за что-то или за кого-то нести от­ вет... Юлия КОЛПАКОВА, студентка Московской социально-гуманитарной академии. В о время бесед с родителями, правда, не так уж часто, можно услышать мнение: «Хватит, тут вся страна состояла из одних героев, и во т к чему это привело. Не герои н ужны, а трезвые, практичные люди. Не к подви гам надо стремиться, а к нормальной, человеческой жизни. Вон, посмотрите на спасателей, которые бросились в Чернобыль после аварии... Кому они теперь нужны? Кто о них теперь вспоминает?» Однако не было слу­ чая, чтобы у детей, с которыми мы занима­ емся, — даже у малы­ шей! — при слове «под­ виг» не загорелись гла­ за. Странно вроде бы... Что там может отзы­ ваться в пятилетней малявке на слово «под­ виг»? Тем более сей­ час, когда эта тема так непопулярна, когда о героизме и подвигах в лучшем случае не гово­ рят ничего. Наши дети уже не знают тех имен, которые были на слу­ ху у нас: Олег Коше­ вой, Лёня Голиков, Зоя Космодемьян ­ ск ая ... Но подвигов жаждут не менее, если не более страстно. Однако если мы вспомним о родовой па­ мяти, то ничего стран­ ного и удивительного в этом нет. Какие свиде­ тельства дошли до нас на каменных скрижа­ лях, керамических че­ репках, пожелтевших папирусах? Что люди прежде всего хотели ос­ тавить в памяти потом­ ков? Описание своих подвигов. Какой са­ мый древний жанр в литературе? Эпос, по­ вествование о героях и их свершениях, то есть о подвигах. Эпос, мож­ но сказать, лицо наро­ да. Но если это есть у каж­ дого народа, значит, это для чего-то нужно? С тех незапамятных вре­ мен, как люди стали назы­ ваться людьми, они устрем­ ляли свой взор к небу, где обитали боги. Богам покло­ нялись, богов страшились, богам хотели подражать. Но боги были недосягаемы. Ми­ лость богов и близость к ним следовало заслужить. Заслу­ жить отважными деяниями, подвигами. Человек, совер­ шивший подвиг, приближал­ ся к богам, но в то же время — и это очень важно! — ос­ тавался человеком. Он был ближе, доступнее, понятнее, ему легче было подражать. Самим фактом своего суще­ ствования герой как бы го­ ворил другим людям: — Вы тоже сможете воз­ выситься, если очень поста­ раетесь. У вас есть надежда. Я тому пример. То есть герой становился промежуточным звеном между людьми и богами. — Но у России такие ге­ рои, что лучше б их и вовсе не было! — можно порой про­ читать в нашей печати. — Разве это герои? Сплошные разбойники, убийцы... Стень­ ка Разин да Емелька Пуга­ чёв... Что ж, давайте вспомним иноземных героев. Геракл, Улисс, Александр Македон­ ский, Цезарь, Робин Гуд, Тиль Уленшпигель, Жанна д’Арк, Марат... Они что, цве­ ты в лесу собирали или ба­ бочек ловили? Если подхо­ дить к ним с обычными мер­ ками, то есть если судить их по общечеловеческим зако­ нам, то все они были преступ­ никами. Они или грабили, или убивали. Или и то и дру­ гое вместе. Но в том-то и дело, что человеческие мер­ ки к ним не применимы, по­ тому что они, герои, не со­ всем люди. Их отличают две главные особенности: способ­ ность к самоотречению и не­ поколебимая уверенность в том, что они действуют во имя добра, во имя идеала. Перечитайте стихотворе­ ние Лермонтова «Гяур», где мать с проклятиями изгоня­ ет сына, бежавшего с поля боя. А героический Тарас Бульба, которым Гоголь, обычно такой насмешник, искренне восхищается, — тот и вовсе убил своего сына-из- менника. А ведь убить соб­ ственного ребёнка — это по­ ступок, нарушающий все за­ коны. Кажется, читателю самое время задать вопрос. И даже не в очень-то вежливой фор­ ме: П О Д У М А ЕМ ВМЕСТЕ — Так на кой чёрт нуж­ ны эти герои? Провались они все пропадом! С какой стати я должен воспиты­ вать ребёнка на таких от­ вратительных примерах?! Гори синим пламенем это вселенское благо, если оно несёт страдания близким! Не нужен мне герой! Пусть будет нормальным челове­ ком. Но в том-то и дело, что невозможно вырастить нор­ мального человека, если не предлагать ему в период его формирования возвышен­ но-романтические, герои­ ческие идеалы. — Возвышенные? Ро­ мантические? А жизнь — она совсем не возвышен­ ная. И она шмякнет с этих романтических высот мор­ дой об стол. Тогда что? Ра­ зочарование? Душевный надлом? Но, исходя из этой ло­ гики, и сказки читать вред­ но. Там тоже сплошные ге­ рои и подвиги. И всё не как в жизни. Интересно, что даже те родители, которые активно не хотят дать своим детям романтическое воспитание, считая его ненужным или даже вредным, искренне недоумевают и возмущают­ ся, когда видят в своём ре­ бёнке проявления трусости, эгоизма, равнодушия. Ему жалуются на не­ приятности на работе или в семье, а он: — Извините, это ваши проблемы. Его спрашиваешь, поче­ му он девушку до дому не проводил, ведь было уже поздно. А он усмехается: — Что я, дурак, что ли? Она в таком районе живет... Там и башку проломить могут. А ведь романтизм не только закаляет душу и даёт силы жить, но и слу­ жит как бы сладкой оболоч­ кой для того, чтобы ребё­ нок лучше принимал и ус­ ваивал традиционные нрав­ ственные установки. Ро­ мантические примеры об­ легчают формирование «сверх-Я» — кодекса чести, на который ориентируется человек. — Помилуйте, какой ко­ декс? Какая честь? Вы что, с Луны свалились? Люди забыли, что это такое! Ни у кого ни чести, ни совести не осталось! Ну, во-первых, у многих остались. Просто бессовес­ тные больше бросаются в глаза, и поэтому кажется, что их много. На самом деле они всего лишь замет­ ней, и это свидетельствует как раз в пользу того, что люди не забыли понятие совести. А во-вторых, у всех людей есть слабости, все когда-нибудь совершают дурные поступки. Но необходимо при этом по­ мнить, «что такое хорошо, а что такое плохо», где чёрное, а где белое. Важно, чтобы были точки отсчета. Самое страшное (то, что мы, к сожа­ лению, видим сейчас всё чаще и чаще) — это когда нечего на­ рушать, потому что нет образ­ ца, нет верха и низа, нет «хо­ рошо» и «плохо». Что ни сде­ лаешь, всё «нормально». — Ну ладно, допустим, — устало согласится читатель, — допустим, героическая роман­ тика для чего-то нужна. Но за­ чем нужен этот старый отече­ ственный хлам? У современ­ ных детей и герои должны быть современные. А их вон сколько! Терминатор, Супер­ мен, Арнольд Шварценеггер, Брюс Ли, Клод Ван Дамм... Мы не будем сейчас обсуж­ дать, нравятся'нам эти герои или не нравятся. Это действи­ тельно вопрос вкуса. Тут важ­ но другое. Пример для подра­ жания должен быть высоким, но не далёким. Мы уже упо­ мянули о необходимости иметь своих, отечественных, героев, но потом отвлеклись и не ска­ зали почему. Потребность в ро­ мантическом, возвышенном (и об этом мы тоже вскользь упо­ мянули) имеет иррациональ­ ную природу. Стремление при­ близиться к богам, уподобить­ ся им иррационально, по­ скольку боги сами иррацио­ нальны, непостижимы разу­ мом. Герои, для того чтобы выз­ вать не просто восхищение, а желание подражать, должны затрагивать в человеческой душе самые глубинные струны, иначе говоря — архетипичес­ кую сущность. А то, что герои должны быть не только сказочно-бы­ линными и не только истори­ ческими, но и современными, — что ж, это правда. И надо отдать должное прежней вла­ сти: в данном вопросе она вела себя очень мудро. Герои и ге­ роические культы создава­ лись, насаждались, поддержи­ вались. «Свято место» не пус­ товало ни одного дня. Герои революции, герои гражданс­ кой войны, герои первых пя­ тилеток, герои Великой Отече­ ственной, герои-целинники, ге­ рои-космонавты... А что мы видим сейчас? Ничего не видим. Может быть, героев действительно нет? Но как тогда быть с людьми, ко­ торые пожертвовали собой, бросившись гасить чернобыль­ ский пожар? Или с тем пар­ нем, который помогал людям выбраться из го­ рящего автобуса во вре­ мя крупнейшей москов­ ской аварии на Дмитров­ ском шоссе и скончался в больнице от ожогов? Герои? Несомненно. Но кто даже сегодня, по прошествии совсем мало­ го времени, знает, помнит их имена? Не всех вмес­ те («герои-чернобыль­ цы»), а каждого в отдель­ ности? Правда, была одна по­ пытка в августе 91-го. О трёх погибших юношах какое-то время говорили, называли их имена. А потом... До того ли?! Зато усиленно вдалбливается, что быть героем — заня­ тие неблагодарное, что всё равно этого никто не оце­ нит. Льготной квартиры — и то не видать. Какая уж там слава и благодар­ ная память потомков! Но самое главное и са­ мое печальное заключа­ ется в том, что романти­ ка всё равно не уйдет из нашей жизни. Да-да, не удивляйтесь, мы созна­ тельно написали слово «печальное», ибо неист­ ребимая, неизбывная ро­ мантическая потребность, не находя нормальных спо­ собов проявления, всё равно проявляется, но уже патоло­ гически. И реальная сивуха, реаль­ ные наркотики, как ни стран­ но, имеют самое непосред­ ственное отношение к роман­ тизму. Наркоман ищет яр­ ких, красочных грёз, галлю­ цинаторных приключений. Пьяному — море по колено (совсем как герою). Ну у нас это принято списывать на тяжёлую жизнь. А на Запа­ де, где наркоманов (пока!) гораздо больше? И борются там с наркоманией очень се­ рьёзно. Просветительская работа огромна, репрессив­ ные меры суровы, нарколо­ гическая служба поставлена на высочайший уровень. От какой такой тяжёлой жизни уходит западная молодежь в мир смертоносных наркоти­ ческих видений?.. Мы, конечно, не специа­ листы-наркологи и не соби­ раемся давать рекомендаций по борьбе с наркоманией на государственном уровне. Но родителям, которые не могут быть безразличны к такой страшной перспективе, на­ стоятельно советуем: делай­ те упор на романтическую сторону воспитания. И не ждите подросткового возрас­ та, когда мечтательность до­ стигает апогея. С самого ран­ него детства рассказывайте ребёнку о героях, о подви­ гах, не гнушайтесь именами, подвергнутыми сегодня офи­ циальному остракизму. Под­ бирайте соответствующий круг чтения. Главное — не бойтесь вы­ растить оторванного от жиз­ ни мозгляка-идеалиста. Прагматической стороной воспитания у нас нынче за­ нимается государство. Так что ребёнок и без вашего уча­ стия узнает, в какой банк лучше положить деньги. Ваша же задача в другом. Пусть он узнает о радости «бесполезной» дружбы и бес­ корыстной помощи, о вечной любви, о работе не только ради денег, о том, что не всё и не всех можно купить и... — уж простите за опостылев­ шую нам с детства цитату- лозунг! — ещё и о том, что «в жизни всегда есть место подвигу». Ирина МЕДВЕДЕВА, Татьяна ШИ1П0ВА, педагоги-психологи, соучредители Фонда социально­ психологического здоровья семьи и ребенка, члены Союза писателей России. Рисунок Евгении ДВОСКИНОЙ. Д О Р О Г А К ХРАМ У События, прои сходящ и е в стране и р егион е, н еукл онно свидетельствуют о п ер ем ен а х в общ естве: вновь забл естели п о зол отой кресты на к уп ол ах ц ерквей , открыты дв ери хр ам ов , совершаются крестные ходы . О днако известно, что вн еш н ее — д а л е к о не главное. Если за ним н е стоит внутр еннее и зм ен ен и е, в дан н ом сл уча е — п р е о б р аж ен и е ч ел ов ек а из обывателя в п одлинно ду х овн ую личность. Для реш ения этой нелегкой задачи по благослов ению Митрополита Ворон еж ского и Липецкого Вы сокопреосвящ еннейш его М ефодия в январе этого года в ДК Студеновского рудоупр авл ения открылся Региональный Православный духовный центр «В о зр ож д ен и е» . К этому событию можно относить­ ся по-разному. В конце концов, каждый из нас делает свой вы­ бор. Но уже одно то, что центр старается помочь людям разных возрастов и профес­ сий изменить себя в лучшую сторону, под­ готовить человека ксо­ знательной духовно­ нравственной органи­ зации своей жизни на всех уровнях,несом­ ненно, достойно похва­ лы. Сейчас как для взрослых, так и для де­ тей в центре работают православный лекто­ рий (курс лекций по «Основам правосла­ вия» читают священни­ ки отец Александр, отец Сергий, диакон Александр из Христо- рождественского собо­ ра и отец Геннадий из Христорождественско- го храма на улице Арк­ тической); иконопис­ ная школа (занятия ве­ дет иконописец Хрис- торождественского собора Ан­ дрей Скрыльников); церковно- певческаая школа (рукбводи- тель—регент Никольского хра­ ма Роман Попов); театральная и хореографическая студии; творческая мастерская, в кото­ рой осваиваются традицион­ ные русские виды рукоделия: вышивка, бисероплетение, мягкая игрушка, рисунок по стеклу. То есть каждый может проявить свои индивидуаль­ ные творческие способности и заняться тем, что ему ближе. Отрадно, что центр «Воз­ рождение» посещают люди разных возрастов. Среди них много студентов ЛГПУ, ЛГТУ, техникумов, учащихся ПТУ и школьников. Работает центр в , таким образом, может выбрать удоб­ ное для себя орсмя. Для взрослых в центре со­ здан православный семейный клуб «Благочестие», встречи в котором проходят по субботам и отличаются разнообразием тематики. Сюда приходят не только его постоянные слуша­ тели (их уже около 50 человек), но и новички. За чашкой чая в уютной домашней обстановке, располагающей к беседе, со­ бравшиеся ведут разговор о взаимоотношениях между ро­ дителями и детьми, о право­ славном воспитании в семье, о таких церковных таинствах, какисповедь, покаяние, прича­ стие, соборование, венчание, а также о любых насущных про­ блемах, время от времени воз­ никающих в наших семьях. Непременными участника­ ми встреч стали представите­ ли церкви. Желающие могут обратиться к ним за разъяс­ нением по любому вопросу. Любимым местом жарких споров как представителей молодежи, так и людей стар­ шего поколения стал молодеж- ный дискуссионный клуб «Фома». Именно в нем ежене­ дельно обсуждаются вопросы, приобретшие сегодня особую актуальность. Руководит клу­ бом диакон Александр. Заня­ тия проходят в форме живой дискуссии, что предполагает активное участие всех присут­ ствующих. Каждый имеет пра­ во открыто высказываться по обсуждаемой проблеме, отста­ ивать свою точку зрения. Ин­ тересно прошло, к примеру, недавнее обсуждение темы: «Рок-музыка и рок судьбы». Неожиданным открытием для многих стало глубокое знание истории жизни и творчества выдающихся рок-музыкантов отцом Геннадием и диаконом Александром. Отец Геннадий прочел не­ сколько своих стихотворений, подведя православную моло­ дёжь к мысли о том, что глав­ ное в человеке—сила его духа и добрых помыслов, и что рока судьбы можно избежать, если думать прежде всего о своей душе. Организаторы дискусси­ онного клуба стараются сохра­ нить определенную логику и последовательность в выборе его тематики. Эта цепочка ни­ когда не нарушается. Уже про­ шли дискуссии по многим те­ мам, но особенно запомнились следующие: «Можецлй верить современный человек?», «Отцы и дети: вечное противостоя­ ние», «Суицид—бегство от ре­ альности», «Кто такой защит­ ник Отечества?» Даже в наше трудное вре­ мя находятся люди, которые понимают необходимость со­ здания подобных центров. Среди них председатель сове­ та директоров Студеновской акционерной горнорудной до­ бывающей компании Денис Самсиков, генеральный дирек­ тор этой же компании Виктор Бондарь, коммерческий дирек­ тор Константин Лажкевич, ко­ торые безвозмездно предоста­ вили возможность центру «Возрождение» проводить по­ добные встречи в помещении Дома культуры рудоуправле­ ния, а также выделили деньги на покупку православной лите­ ратуры для формирования фонда православной библио­ теки. Современный уровень ра­ боты центра позволяет значи­ тельно расширить поле его д е­ ятельности. Уего сотрудников есть огромное желание от­ крыть православные детский сад и гимназию. Естественно, это потребует больших челове­ ческих усилий и колоссальных финансовых затрат. Хочется верить, что и в этом добром начинании у них найдутся доб­ ровольные и бескорыстные по­ мощники. Е лена САШИНА. г. Липецк. На снимках: вы ступле­ ние д и а к о н а А лек сан д р а; встр еч а в ди скусси он н ом клубе «Фома». Ч-Л*.'- . «.V 4 Ч*”* . Ч V*ЧЛ -лр'чч : 4 Ч • . V. \ •..’■ Счастлив тот р еб ен ок , который, н е опасаясь, что его неправильно поймут, м ож ет поделиться своими впечатлениями, эмоциями с самыми близкими людьми — родственниками. Машу Усачеву, семиклассницу 65-й школы гор ода Липецка, привела к нам в р едакцию бабуш ка Инесса Ф едор овн а Усачева. Сама он а много лет н а за д окончила факультет журналистики Свердловского государственного университета. Но так случилось, что работать по специальности не пришлось, вышла зам уж за военного и прожила почти всю жизнь в А зер б а й дж а н е . Когда Инесса Ф едор овн а прочитала Машины зарисовочки, ей показалось , что есть в них то искреннее настроение, которое всегда подкупает читателя. Одним словом , знакомьтесь с нашим новым а в т о р ом ... ТВОРЧЕСТВО О громная серая туча грозно завис­ ла над городом. Уже слышатся первые раскаты грома и видны яркие и быстрые вспышки молний. Ве­ тер становится все сильнее и сильнее. Люди, кто с любопытством, кто со стра­ хом (теперь промочит до нитки), зади­ рают головы вверх. Вот первая капля упала на сухой и серый асфальт. Потом еще и еще... И начинается такое извержение неба на землю, что кажется, еще секунда, и... до нитки промокнут не только люди, но и дома, машины, фонари. Одинокие прохожие с трудом несут свои разноцветные зонтики и, огляды­ ваясь по сторонам, присматривают, где ^ ^ - V ? / Ч / . и л . л % . .л ч ч -лЛлг «лл ли % Ч.Ч.. . X . % I I I » бы укрыться от бурных ПОТОКОВ. Но МО­ ЛОДОЙ ливень, не ведая преград, каким- то странным образом просачивается даже под козырьки остановок. Спасе­ ния от воды нет! Веселятся только дети,— выбегают под теплые струи и раз­ бивают лужи ногами. Сочные листья деревьев прогибают­ ся под тяжестью упавших капель. Вет­ ки качаются в такт ударам разбушевав­ шейся стихии. И вот ливень неожиданно закан­ чивается... Ветер утих, тучи начали лениво расползаться в разные сторо­ ны, уступая дорогу солнечным лучам. Люди покидали свои укрытия. По­ свежевшая листва трепетала навстре­ чу солнцу. Через полчаса город за­ жил своей прежней жизнью и ничто не напоминало о прошедшем ливне. Маша УСАЧЕВА. г. Липецк

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz