Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
Р у б р и к у в е д е т Е л е н а Т А Р А В К О В А . М У Ж С К О Й Р А З Г О В О Р Научно обо снованны й факт: стать отцом к у д а т р у д н е е , чем м атерью . В о зм ож н о , по той причине, что сильная п оловина ч еловечества н е вынашивает р е б ен к а и ей психологически сл ож н е е сжиться с новой р олью . П одавляющ ее большинство совр ем енны х м о л о ды х мужчин просто н е готовы к отцовской миссии, д а и н е только к отцовской (вот д о чего д о в е л а их поголовная женская эмансипация!): они несамостоятельны , безответственны , ранимы . В о бщ ем , реш ительно н е ж ел аю т в зрослеть. А у ж слово «армия» их просто пугает. Они н е ум ею т защ ищ ать — ни Р один у , ни лю бим ую ж енщ и н у , ни своего р е б ен к а . История одн о го м о е г о зн ак ом о го б ан ал ьн а . Но, м ож ет быть, для кого-то он а б у д е т п о в о д ом для размыш ления. Р Ы Ц А Р И В КО РО ТКИ Х Ш Т АНИШ КА Х ... Итак, мой знакомый, назовем его Денисом, че ловек неглупый и очень осторожный. Главное для него — не напрягаться и не брать на себя лишний груз. Но, надо сказать, жизнь перехитрила его: контрацептивы от отцов ства не спасли... Навер ное, только мужчина мо ж ет жить три года в гражданском браке и со вершенно неожиданно для себя узнать, что вот- вот станет папашей. Ого ворюсь: девушка Дениса Даша — давно хотела уп рочить их отношения, она его любила. Услышав о дашиной берем енности , Денис впал в растерянность: куда бежать? что делать? Жениться? Но он как-то и не готов в свои 22 года... И бросить Дашу — жалко все-таки... С од ной стороны, ребенок — это отсрочка от армии, с другой — учеба не окон чена, на ноги не встали, живут у родителей. Даша чувствовала себя нормально, хотела радоваться ребенку от лю бимого человека, но не могла — он-то просто пребывал в ступоре. Де нис продолжал учебу, подрабатывал, шутил с друзьями, но от Даши отдалялся. Он знал, что она с трепетом ждет его решения, его слова, а ему просто нечего было ска зать. Всего боялся — и расстроить Дашу, и обна дежить... ...От советов друзей серое вещество головно го мозга распухало еще больше, легче не стано вилось, а месяцы шли... Чувствуя себя последним подлецом, Денис все же предложил Даше распи саться. Но на вопрос Даши: «Ты уверен?» — не нашел, что ответить. Весь тот вечер он си дел в баре и пил горькую, только не помогало. Там же, в баре, Денис встре тил бывшую одноклас сницу, именно ей и суж дено было сыграть осо бую роль во всей этой ис тории. Выяснив причину глубокой подавленности приятеля, она сказала примерно следующее: «Не хочешь — не женись, счастливее свадьба никого не сделает в вашей ситуа ции. У людей, которые хо тят, браки не всегда скла дываются, а которые не хо тят — и подавно. Пусть Даша подождет, потерпит, а ты... в армию сходи, что ли...» Полгода Денис отдавал гражданский долг Родине. Много думал вдали от дома. Часто видел Дашу во сне, представлял себе их ребенка. А через несколь ко дней после рождения дочери Денис вернулся до мой. И когда увидел девоч ку с огромными, как у него, глазами-вишнями и пухлыми губками, прижал ее к груди, то понял, все понял. Он чувствовал, что это его родной, беззащит ный человечек, которому он нужен, которого он лю бит больше всего на свете. Денис чувствовал себя от цом, и ему нравилось это. Эта история обретения новой социальной роли за вершилась достаточно бла гополучно. Вместе с тем Карру епс1 имеет место да леко не всегда. И кто уж в этом виноват, разбираться можно долго: воспитание ли родителей, пытающих ся уберечь свое драгоцен ное чадо от всех забот, ре зультатом чего чаще всего становится безответствен ность, наивная ли уверен ность молодых людей, что проблемы обойдут их сто роной; политика ли наше го государства в целом; не достаточная ли социальная работа с молодежью... Почему же мы, моло дые, как говорят, будущее страны, позволяем себе шутить жизнями других, лишь бы выгородить себя, как в поговорке «моя хата с краю»? Почему избира ем столь недостойно легкие пути?.. Нет, я ни в коем случае не хочу учить кого- то, призывать кого-то по ступать так или иначе. У каждого из нас есть право самостоятельно решать и отвечать за свои решения. Если мы, конечно, в прин ципе способны за что-то или за кого-то нести от вет... Юлия КОЛПАКОВА, студентка Московской социально-гуманитарной академии. В о время бесед с родителями, правда, не так уж часто, можно услышать мнение: «Хватит, тут вся страна состояла из одних героев, и во т к чему это привело. Не герои н ужны, а трезвые, практичные люди. Не к подви гам надо стремиться, а к нормальной, человеческой жизни. Вон, посмотрите на спасателей, которые бросились в Чернобыль после аварии... Кому они теперь нужны? Кто о них теперь вспоминает?» Однако не было слу чая, чтобы у детей, с которыми мы занима емся, — даже у малы шей! — при слове «под виг» не загорелись гла за. Странно вроде бы... Что там может отзы ваться в пятилетней малявке на слово «под виг»? Тем более сей час, когда эта тема так непопулярна, когда о героизме и подвигах в лучшем случае не гово рят ничего. Наши дети уже не знают тех имен, которые были на слу ху у нас: Олег Коше вой, Лёня Голиков, Зоя Космодемьян ск ая ... Но подвигов жаждут не менее, если не более страстно. Однако если мы вспомним о родовой па мяти, то ничего стран ного и удивительного в этом нет. Какие свиде тельства дошли до нас на каменных скрижа лях, керамических че репках, пожелтевших папирусах? Что люди прежде всего хотели ос тавить в памяти потом ков? Описание своих подвигов. Какой са мый древний жанр в литературе? Эпос, по вествование о героях и их свершениях, то есть о подвигах. Эпос, мож но сказать, лицо наро да. Но если это есть у каж дого народа, значит, это для чего-то нужно? С тех незапамятных вре мен, как люди стали назы ваться людьми, они устрем ляли свой взор к небу, где обитали боги. Богам покло нялись, богов страшились, богам хотели подражать. Но боги были недосягаемы. Ми лость богов и близость к ним следовало заслужить. Заслу жить отважными деяниями, подвигами. Человек, совер шивший подвиг, приближал ся к богам, но в то же время — и это очень важно! — ос тавался человеком. Он был ближе, доступнее, понятнее, ему легче было подражать. Самим фактом своего суще ствования герой как бы го ворил другим людям: — Вы тоже сможете воз выситься, если очень поста раетесь. У вас есть надежда. Я тому пример. То есть герой становился промежуточным звеном между людьми и богами. — Но у России такие ге рои, что лучше б их и вовсе не было! — можно порой про читать в нашей печати. — Разве это герои? Сплошные разбойники, убийцы... Стень ка Разин да Емелька Пуга чёв... Что ж, давайте вспомним иноземных героев. Геракл, Улисс, Александр Македон ский, Цезарь, Робин Гуд, Тиль Уленшпигель, Жанна д’Арк, Марат... Они что, цве ты в лесу собирали или ба бочек ловили? Если подхо дить к ним с обычными мер ками, то есть если судить их по общечеловеческим зако нам, то все они были преступ никами. Они или грабили, или убивали. Или и то и дру гое вместе. Но в том-то и дело, что человеческие мер ки к ним не применимы, по тому что они, герои, не со всем люди. Их отличают две главные особенности: способ ность к самоотречению и не поколебимая уверенность в том, что они действуют во имя добра, во имя идеала. Перечитайте стихотворе ние Лермонтова «Гяур», где мать с проклятиями изгоня ет сына, бежавшего с поля боя. А героический Тарас Бульба, которым Гоголь, обычно такой насмешник, искренне восхищается, — тот и вовсе убил своего сына-из- менника. А ведь убить соб ственного ребёнка — это по ступок, нарушающий все за коны. Кажется, читателю самое время задать вопрос. И даже не в очень-то вежливой фор ме: П О Д У М А ЕМ ВМЕСТЕ — Так на кой чёрт нуж ны эти герои? Провались они все пропадом! С какой стати я должен воспиты вать ребёнка на таких от вратительных примерах?! Гори синим пламенем это вселенское благо, если оно несёт страдания близким! Не нужен мне герой! Пусть будет нормальным челове ком. Но в том-то и дело, что невозможно вырастить нор мального человека, если не предлагать ему в период его формирования возвышен но-романтические, герои ческие идеалы. — Возвышенные? Ро мантические? А жизнь — она совсем не возвышен ная. И она шмякнет с этих романтических высот мор дой об стол. Тогда что? Ра зочарование? Душевный надлом? Но, исходя из этой ло гики, и сказки читать вред но. Там тоже сплошные ге рои и подвиги. И всё не как в жизни. Интересно, что даже те родители, которые активно не хотят дать своим детям романтическое воспитание, считая его ненужным или даже вредным, искренне недоумевают и возмущают ся, когда видят в своём ре бёнке проявления трусости, эгоизма, равнодушия. Ему жалуются на не приятности на работе или в семье, а он: — Извините, это ваши проблемы. Его спрашиваешь, поче му он девушку до дому не проводил, ведь было уже поздно. А он усмехается: — Что я, дурак, что ли? Она в таком районе живет... Там и башку проломить могут. А ведь романтизм не только закаляет душу и даёт силы жить, но и слу жит как бы сладкой оболоч кой для того, чтобы ребё нок лучше принимал и ус ваивал традиционные нрав ственные установки. Ро мантические примеры об легчают формирование «сверх-Я» — кодекса чести, на который ориентируется человек. — Помилуйте, какой ко декс? Какая честь? Вы что, с Луны свалились? Люди забыли, что это такое! Ни у кого ни чести, ни совести не осталось! Ну, во-первых, у многих остались. Просто бессовес тные больше бросаются в глаза, и поэтому кажется, что их много. На самом деле они всего лишь замет ней, и это свидетельствует как раз в пользу того, что люди не забыли понятие совести. А во-вторых, у всех людей есть слабости, все когда-нибудь совершают дурные поступки. Но необходимо при этом по мнить, «что такое хорошо, а что такое плохо», где чёрное, а где белое. Важно, чтобы были точки отсчета. Самое страшное (то, что мы, к сожа лению, видим сейчас всё чаще и чаще) — это когда нечего на рушать, потому что нет образ ца, нет верха и низа, нет «хо рошо» и «плохо». Что ни сде лаешь, всё «нормально». — Ну ладно, допустим, — устало согласится читатель, — допустим, героическая роман тика для чего-то нужна. Но за чем нужен этот старый отече ственный хлам? У современ ных детей и герои должны быть современные. А их вон сколько! Терминатор, Супер мен, Арнольд Шварценеггер, Брюс Ли, Клод Ван Дамм... Мы не будем сейчас обсуж дать, нравятся'нам эти герои или не нравятся. Это действи тельно вопрос вкуса. Тут важ но другое. Пример для подра жания должен быть высоким, но не далёким. Мы уже упо мянули о необходимости иметь своих, отечественных, героев, но потом отвлеклись и не ска зали почему. Потребность в ро мантическом, возвышенном (и об этом мы тоже вскользь упо мянули) имеет иррациональ ную природу. Стремление при близиться к богам, уподобить ся им иррационально, по скольку боги сами иррацио нальны, непостижимы разу мом. Герои, для того чтобы выз вать не просто восхищение, а желание подражать, должны затрагивать в человеческой душе самые глубинные струны, иначе говоря — архетипичес кую сущность. А то, что герои должны быть не только сказочно-бы линными и не только истори ческими, но и современными, — что ж, это правда. И надо отдать должное прежней вла сти: в данном вопросе она вела себя очень мудро. Герои и ге роические культы создава лись, насаждались, поддержи вались. «Свято место» не пус товало ни одного дня. Герои революции, герои гражданс кой войны, герои первых пя тилеток, герои Великой Отече ственной, герои-целинники, ге рои-космонавты... А что мы видим сейчас? Ничего не видим. Может быть, героев действительно нет? Но как тогда быть с людьми, ко торые пожертвовали собой, бросившись гасить чернобыль ский пожар? Или с тем пар нем, который помогал людям выбраться из го рящего автобуса во вре мя крупнейшей москов ской аварии на Дмитров ском шоссе и скончался в больнице от ожогов? Герои? Несомненно. Но кто даже сегодня, по прошествии совсем мало го времени, знает, помнит их имена? Не всех вмес те («герои-чернобыль цы»), а каждого в отдель ности? Правда, была одна по пытка в августе 91-го. О трёх погибших юношах какое-то время говорили, называли их имена. А потом... До того ли?! Зато усиленно вдалбливается, что быть героем — заня тие неблагодарное, что всё равно этого никто не оце нит. Льготной квартиры — и то не видать. Какая уж там слава и благодар ная память потомков! Но самое главное и са мое печальное заключа ется в том, что романти ка всё равно не уйдет из нашей жизни. Да-да, не удивляйтесь, мы созна тельно написали слово «печальное», ибо неист ребимая, неизбывная ро мантическая потребность, не находя нормальных спо собов проявления, всё равно проявляется, но уже патоло гически. И реальная сивуха, реаль ные наркотики, как ни стран но, имеют самое непосред ственное отношение к роман тизму. Наркоман ищет яр ких, красочных грёз, галлю цинаторных приключений. Пьяному — море по колено (совсем как герою). Ну у нас это принято списывать на тяжёлую жизнь. А на Запа де, где наркоманов (пока!) гораздо больше? И борются там с наркоманией очень се рьёзно. Просветительская работа огромна, репрессив ные меры суровы, нарколо гическая служба поставлена на высочайший уровень. От какой такой тяжёлой жизни уходит западная молодежь в мир смертоносных наркоти ческих видений?.. Мы, конечно, не специа листы-наркологи и не соби раемся давать рекомендаций по борьбе с наркоманией на государственном уровне. Но родителям, которые не могут быть безразличны к такой страшной перспективе, на стоятельно советуем: делай те упор на романтическую сторону воспитания. И не ждите подросткового возрас та, когда мечтательность до стигает апогея. С самого ран него детства рассказывайте ребёнку о героях, о подви гах, не гнушайтесь именами, подвергнутыми сегодня офи циальному остракизму. Под бирайте соответствующий круг чтения. Главное — не бойтесь вы растить оторванного от жиз ни мозгляка-идеалиста. Прагматической стороной воспитания у нас нынче за нимается государство. Так что ребёнок и без вашего уча стия узнает, в какой банк лучше положить деньги. Ваша же задача в другом. Пусть он узнает о радости «бесполезной» дружбы и бес корыстной помощи, о вечной любви, о работе не только ради денег, о том, что не всё и не всех можно купить и... — уж простите за опостылев шую нам с детства цитату- лозунг! — ещё и о том, что «в жизни всегда есть место подвигу». Ирина МЕДВЕДЕВА, Татьяна ШИ1П0ВА, педагоги-психологи, соучредители Фонда социально психологического здоровья семьи и ребенка, члены Союза писателей России. Рисунок Евгении ДВОСКИНОЙ. Д О Р О Г А К ХРАМ У События, прои сходящ и е в стране и р егион е, н еукл онно свидетельствуют о п ер ем ен а х в общ естве: вновь забл естели п о зол отой кресты на к уп ол ах ц ерквей , открыты дв ери хр ам ов , совершаются крестные ходы . О днако известно, что вн еш н ее — д а л е к о не главное. Если за ним н е стоит внутр еннее и зм ен ен и е, в дан н ом сл уча е — п р е о б р аж ен и е ч ел ов ек а из обывателя в п одлинно ду х овн ую личность. Для реш ения этой нелегкой задачи по благослов ению Митрополита Ворон еж ского и Липецкого Вы сокопреосвящ еннейш его М ефодия в январе этого года в ДК Студеновского рудоупр авл ения открылся Региональный Православный духовный центр «В о зр ож д ен и е» . К этому событию можно относить ся по-разному. В конце концов, каждый из нас делает свой вы бор. Но уже одно то, что центр старается помочь людям разных возрастов и профес сий изменить себя в лучшую сторону, под готовить человека ксо знательной духовно нравственной органи зации своей жизни на всех уровнях,несом ненно, достойно похва лы. Сейчас как для взрослых, так и для де тей в центре работают православный лекто рий (курс лекций по «Основам правосла вия» читают священни ки отец Александр, отец Сергий, диакон Александр из Христо- рождественского собо ра и отец Геннадий из Христорождественско- го храма на улице Арк тической); иконопис ная школа (занятия ве дет иконописец Хрис- торождественского собора Ан дрей Скрыльников); церковно- певческаая школа (рукбводи- тель—регент Никольского хра ма Роман Попов); театральная и хореографическая студии; творческая мастерская, в кото рой осваиваются традицион ные русские виды рукоделия: вышивка, бисероплетение, мягкая игрушка, рисунок по стеклу. То есть каждый может проявить свои индивидуаль ные творческие способности и заняться тем, что ему ближе. Отрадно, что центр «Воз рождение» посещают люди разных возрастов. Среди них много студентов ЛГПУ, ЛГТУ, техникумов, учащихся ПТУ и школьников. Работает центр в , таким образом, может выбрать удоб ное для себя орсмя. Для взрослых в центре со здан православный семейный клуб «Благочестие», встречи в котором проходят по субботам и отличаются разнообразием тематики. Сюда приходят не только его постоянные слуша тели (их уже около 50 человек), но и новички. За чашкой чая в уютной домашней обстановке, располагающей к беседе, со бравшиеся ведут разговор о взаимоотношениях между ро дителями и детьми, о право славном воспитании в семье, о таких церковных таинствах, какисповедь, покаяние, прича стие, соборование, венчание, а также о любых насущных про блемах, время от времени воз никающих в наших семьях. Непременными участника ми встреч стали представите ли церкви. Желающие могут обратиться к ним за разъяс нением по любому вопросу. Любимым местом жарких споров как представителей молодежи, так и людей стар шего поколения стал молодеж- ный дискуссионный клуб «Фома». Именно в нем ежене дельно обсуждаются вопросы, приобретшие сегодня особую актуальность. Руководит клу бом диакон Александр. Заня тия проходят в форме живой дискуссии, что предполагает активное участие всех присут ствующих. Каждый имеет пра во открыто высказываться по обсуждаемой проблеме, отста ивать свою точку зрения. Ин тересно прошло, к примеру, недавнее обсуждение темы: «Рок-музыка и рок судьбы». Неожиданным открытием для многих стало глубокое знание истории жизни и творчества выдающихся рок-музыкантов отцом Геннадием и диаконом Александром. Отец Геннадий прочел не сколько своих стихотворений, подведя православную моло дёжь к мысли о том, что глав ное в человеке—сила его духа и добрых помыслов, и что рока судьбы можно избежать, если думать прежде всего о своей душе. Организаторы дискусси онного клуба стараются сохра нить определенную логику и последовательность в выборе его тематики. Эта цепочка ни когда не нарушается. Уже про шли дискуссии по многим те мам, но особенно запомнились следующие: «Можецлй верить современный человек?», «Отцы и дети: вечное противостоя ние», «Суицид—бегство от ре альности», «Кто такой защит ник Отечества?» Даже в наше трудное вре мя находятся люди, которые понимают необходимость со здания подобных центров. Среди них председатель сове та директоров Студеновской акционерной горнорудной до бывающей компании Денис Самсиков, генеральный дирек тор этой же компании Виктор Бондарь, коммерческий дирек тор Константин Лажкевич, ко торые безвозмездно предоста вили возможность центру «Возрождение» проводить по добные встречи в помещении Дома культуры рудоуправле ния, а также выделили деньги на покупку православной лите ратуры для формирования фонда православной библио теки. Современный уровень ра боты центра позволяет значи тельно расширить поле его д е ятельности. Уего сотрудников есть огромное желание от крыть православные детский сад и гимназию. Естественно, это потребует больших челове ческих усилий и колоссальных финансовых затрат. Хочется верить, что и в этом добром начинании у них найдутся доб ровольные и бескорыстные по мощники. Е лена САШИНА. г. Липецк. На снимках: вы ступле ние д и а к о н а А лек сан д р а; встр еч а в ди скусси он н ом клубе «Фома». Ч-Л*.'- . «.V 4 Ч*”* . Ч V*ЧЛ -лр'чч : 4 Ч • . V. \ •..’■ Счастлив тот р еб ен ок , который, н е опасаясь, что его неправильно поймут, м ож ет поделиться своими впечатлениями, эмоциями с самыми близкими людьми — родственниками. Машу Усачеву, семиклассницу 65-й школы гор ода Липецка, привела к нам в р едакцию бабуш ка Инесса Ф едор овн а Усачева. Сама он а много лет н а за д окончила факультет журналистики Свердловского государственного университета. Но так случилось, что работать по специальности не пришлось, вышла зам уж за военного и прожила почти всю жизнь в А зер б а й дж а н е . Когда Инесса Ф едор овн а прочитала Машины зарисовочки, ей показалось , что есть в них то искреннее настроение, которое всегда подкупает читателя. Одним словом , знакомьтесь с нашим новым а в т о р ом ... ТВОРЧЕСТВО О громная серая туча грозно завис ла над городом. Уже слышатся первые раскаты грома и видны яркие и быстрые вспышки молний. Ве тер становится все сильнее и сильнее. Люди, кто с любопытством, кто со стра хом (теперь промочит до нитки), зади рают головы вверх. Вот первая капля упала на сухой и серый асфальт. Потом еще и еще... И начинается такое извержение неба на землю, что кажется, еще секунда, и... до нитки промокнут не только люди, но и дома, машины, фонари. Одинокие прохожие с трудом несут свои разноцветные зонтики и, огляды ваясь по сторонам, присматривают, где ^ ^ - V ? / Ч / . и л . л % . .л ч ч -лЛлг «лл ли % Ч.Ч.. . X . % I I I » бы укрыться от бурных ПОТОКОВ. Но МО ЛОДОЙ ливень, не ведая преград, каким- то странным образом просачивается даже под козырьки остановок. Спасе ния от воды нет! Веселятся только дети,— выбегают под теплые струи и раз бивают лужи ногами. Сочные листья деревьев прогибают ся под тяжестью упавших капель. Вет ки качаются в такт ударам разбушевав шейся стихии. И вот ливень неожиданно закан чивается... Ветер утих, тучи начали лениво расползаться в разные сторо ны, уступая дорогу солнечным лучам. Люди покидали свои укрытия. По свежевшая листва трепетала навстре чу солнцу. Через полчаса город за жил своей прежней жизнью и ничто не напоминало о прошедшем ливне. Маша УСАЧЕВА. г. Липецк
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz