Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ПОДЫТОЖИМ? -1 «КАССОВОЕ» ЧУТЬЕ ОБОСТРЯЕТСЯ ИТОГИ НЕДЕЛИ ПОДВОДИТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ПАВЕЛ ВОЩАНОВ Едва ли не каждая неделя являет примеры того, как наши политики умело меняют одну «принципиальную позицию» на другую, столь же принципи альную. Вроде только вчера с гневом выражали несогласие, а сегодня уже разъясняют, как своевременно то же самое ре шение принято. Правда, при этом о б я з а тельно звучит: «Мы высказали претензии, и нам пообещали учесть их при окончательной доработке...» А тем временем всякий р аз после выполнения этих «акробатических» трюков в политсалонах Москвы только и судачат о том, сколько упла чено депутату или фракции за перемену позиции. Цифры на зываются разные. Они зависят не столько от важности реш е ния, сколько от влиятельности «переменчивой» персоны. Клевета? Ведь за десятиле тие отечественного парламен таризма и многопартийности никто за руку не пойман. С другой стороны, много р аз в прессе назывались конкретные имена, ситуации, суммы, а «со бака лает, караван идет». Но куда идет? Может, все к той же кассе, где выдаются гонорары «за принципиальность»? А р а зоблачений нет вовсе не отто го, что факт не имел места. Просто в очереди у этой самой кассы встречаются политиче ские противники, которым нет никакого резона разоблачать друг друга. Это одна из наших политических особенностей - «консенсус во грехе». На минувшей неделе Дума р ассм отрела и в общем-то одобрила пакет законов по р е форме электроэнергетике. По лезные они для страны или р а з рушительные - особый вопрос, куда интереснее другое: и н а кануне голосования, и после него по Москве ходят упорные слухи о том, как РАО ЕЭС при шлось тряхнуть кошельком, д а бы склонить депутатов на свою сторону. Если верить слухам, за поддержку законопроектов некоторым из них были об ещ а ны солидные «премии», а одной из центристских фракций, т р а диционно занимающей «прин ципиальную позицию», - 50 миллионов долларов на буду щую избирательную кампанию. Представляю, с каким гневом опровергнут эту «болтовню» господа энергетики. Но подож дем с полгодика. Начнется из бирательная кампания, и ко многим ее участникам придут деньги энергокомпаний. Если не напрямую, так обходными путями. Правда, тогда уже ис тория с р еф ормированием ЕЭС будет порядком подзабы та , едва ли кто станет связы вать платежи и какое-то там голосование в октябре 2002- го... Если нельзя добиться нужно го решения, то его можно ку пить. В нынешней России это известный всем факт. А прин ципиальная позиция отдельно взятого депутата стоит денег. А вот крупные государственные деятели далеки от такой прозы жизни. Они берут «борзыми щенками». Некоторое время н азад руководство С ар атов ской области активно противи лось планам Чубайса, зато те перь не противится. Наверное , тот сумел найти убедительные аргументы. Да, кстати: управля ющим «Саратовэнерго» н азна чен зять губернатора области. Так что теперь заботы Анато лия Борисовича стали семей ными заботами Дмитрия Аяцко ва. Президент Татарстана то же был убежденным противни ком принятия законов, подгото вленных в недрах РАО ЕЭС. Он даже подбил три думские фракции - ОВР, «Единство» и «Регионы России», - с которыми сотрудничает и в руководстве которых у него свои люди, го лосовать «против». Но как на зло забыл, что его родной пле мянник руководит компанией «Татэнерго». Ему напомнили об этом - кстати, не без помощи Генпрокуратуры - и тем об е с печили полный «ободрямс». Шаймиев теперь «за», и друже ственные ему фракции тоже. Башкирский президент М.Рахи мов не стал доводить дело до ненужных ра зборок . Увидев, как велики долги «Башкирэнер го», он перестал бороться с Чубайсом и «согласился» с на значением своего сына предсе дателем С овета директоров местной энергокомпании. А там и депутаты республикан ского парламента заговорили о том, как все же здорово при думал Чубайс все реформиро вать... Или другой пример. Отчего руководители крупных компа ний и банков вдруг стали под бирать себе в заместители вы ходцев из Санкт-Петербурга? Мода объяснима: такие кадры ценны прежде всего старыми связями и вхожестью в нынеш ние сановные кабинеты. Мы насмехались над этим, но в последнее время то же самое стало происходить и в полити ке. Самый свежий пример - вы движение Людмилы Нарусовой в члены Совета Федерации от Республики Тува. Той самой, что на выборах в Госдуму с треском проиграла в Брянске Василию Шандыбину. Для чего это надо «многогранно о д а ренной» (цитата) даме - понят но. Походит немного в сенато рах, а там, глядишь, пойдет на повышение - в министры культу ры или, может, в министры пе чати. Швыдкой и Лесин не веч ные. А вот зачем это руково дителям далекой Тувы? В том- то и секрет, что с помощью Нарусовой они становятся на много ближе к Кремлю. Не б е да , что выдвиженка мало что понимает в законодательстве, главное - иметь возможности что-нибудь пролоббировать . Ведь с самим президентом не чужие! Все труднее понять, где у наших политиков грань между государственным и личным. На пример, когда депутат Борис Немцов вдруг заинтересовался проблемами алкогольного рын ка - это с чем связано? Нужно навести порядок и порадеть о государственной казне или ко му-то подсобить? А когда наши министры обложили непомер ными налогами подержанные иномарки, это от того, что они радеют за экологию Родины или об этом их настойчиво по просили наши автомагнаты? В «экологическую» версию, бо юсь, самые наивные граждане не поверят. А не так давно ми нистр Г.Греф принялся откро венно лоббировать продвиже ние на наш рынок немецкой компании «Уо1к$у/адеп», что сразу же насторожило других западных производителей и по родило возмущенный вопрос: «Россия опять за свое?!» Громкая политическая ини циатива прозвучала на минув шей неделе: «Единая Россия» предложила установить такой высокий барьер , чтобы в буду щей Думе не было «всякой мел коты» (то, что за «мелкотой» стоят избиратели - пусть, не миллионы, а тысячи, уже не имеет значения). Удивительная метаморфоза! Пять-десять лет назад люди, близкие к Кремлю, умилялись каждой вновь соз данной партии и представляли это чуть ли не как главное дос тижение в развитии российской демократии. Теперь наоборот, только и разговоров , что о двухпартийной системе. Что за этим разворотом на 180 граду сов? Только ли опыт других стран? Увы, у нас все строится по «правилу Макиавелли»: за любой политической идеей сто ит заурядный интерес к вещам. Один крупный финансист из ложил мне весьма оригиналь ный взгляд на проблему, на первый взгляд вроде бы дал е кую от финансов - на россий скую многопартийность. По его мнению, количество денег, ко торое ежегодно инвестируется в политику и в политиков, дос тигло предельных значений. Чтобы увеличить «политвложе- ния», нужен расцвет в экономи ке. А его-то и не предвидится. В этой ситуации возможно только одно решение - сокра тить число политических пар тий, которые будут представле ны в Думе. Так будет дешевле. «Зачем размазывать деньги по всем этим фракциям? Пусть бу дет только две, которым надо платить. И все сразу станет предсказуемо - и в политике, и в бизнесе!» Вот ведь где собака зарыта! Нельзя устраивать толкучку у кассы. Должен быть какой-то порядок. А классовое чутье давно пора сменить на «кассо вое». ЭКО-НОВОСТИ ЧИНОВНИКИ КРОВЬ НЕ только пьют Руководители Саратовской области решили лично способ ствовать выполнению ими же принятой целевой программы «Развитие Донорства», для че го в массовом порядке члены областного правительства сд а ли кровь. Станет ли этот при мер заразительным? Ведь сто имость крови невысока (50 рублей за 400 мл) и желающих стать донорами совсем немно го. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. ТАМ ЕЩЕ ДЕРЕВО БЫЛО И МУЖИК... Сотрудники новосибирско го предприятия «Горзеленхоз» в шоке: злоумышленники выко пали и украли маньчжурский орех. А это, между прочим, дерево высотой добрых семь метров с крепкими и длинными корнями. А еще говорят, что в России перевелись любители природы. Вячеслав НЕЧИПУРЕНКО. НОВОСИБИРСК. конкурс: ||1М1!1ГПНЦ I I | ховного Совета I профессор Руслан ■ ЛАТОВ поведал с | нам о некоторых непригляд- ■ ных фактах из своего детст-1 ЗАКАПЫВАТЬ ОН УЧИЛСЯ СДЕТСТВА Экс-председатель В ер -1 России ХАСБУ- огражда- I «Я пошел в школу в пять лет... Учиться не хотел, да же букварь в землю зако- пал, надеялся, после этого | учителя от меня отстанут». | 1 Р.5. Давний опыт очень я пригодился в будущем - ко - 1 1 гда возглавляемый Русланом Имрановичем Верховный I Совет активно помогал .«за- ■ ^салыеатъ» Советский С о ю ^ ^ К А К Б Ы П И ТЕ Р НЕ С М Ы Л О В Законодательном собра нии Петербурга прошла кон ференция с участием ученых и строителей гидрозащитных сооружений. Специалисты сделали очередную попытку предупредить город о смер тельной опасности. П ророчества типа «Быть городу пусту!» сыпались на Питер со дня его основания и, увы, имели под собой научную основу. За триста лет С евер ная столица пережила 295 по топов, три из которых (осо бенно наводнение 1824 года, описанное Пушкиным в поэме «Медный всадник») были про сто катастрофическими! Так вот, в ближайшее деся тилетие специалисты снова предсказывают Петербургу серию крупных наводнений, включая ту самую страшную волну, что с дьявольской точ ностью приходит р аз в столе тие. На этот р а з мы не отде лаемся парой подтопленных набережных, снесенными в з а лив кораблями или даже зали тыми станциями метро. «Нева, как зверь остервенясь, на го род кинется», и мир вздрогнет. По прогнозам ученых, по топ, могущий превратить Пе тербург в зону глобальной экологической катастрофы , особенно вероятен в январе. Именно январские наводне ния метеорологи называют самыми опасными. Все надежды на то, чтобы уже в ближайшие годы строители ус пели закончить возведение дамбы. Защитные сооружения от наводнений строят уже 22 го да. Объект был законсервиро ван вскоре после начала пе рестройки - кончилось финан сирование. Затем под бе зде нежье подвели идеологиче скую (дамба - это пережиток социализма) и экологическую (от нее вода портится и рыба дохнет) основы. Нынче, когда противников строительства уже почти не осталось, дамбу решили «до бить». Оказалось, что стройка заверш ена примерно на 80 процентов, зато оставшиеся 20 инженеры называют самым трудным участком. Рабочим надо соорудить очистные со оружения, водо- и судопропу скные ворота (здесь проходит главный фарватер) и закончить тоннель из Кронштадта в Ло моносов, который, между про чим, проходит по дну залива. По самым оптимистичным прогнозам, закончить строи тельство дамбы можно будет в 2008 году. Между тем, по словам специалистов, это пол ная чепуха. - Подсчитано, что для з а вершения р або т нужно более 800 миллионов долларов. О д нако текущее финансирова ние составляет не более 180- 210 миллионов рублей в год. То есть одну десятую часть от того объема, что требуется для соблюдения графика. Та ким образом , мы можем про возиться ни много ни мало, а целый век! - говорит Алек сандр Савинов, начальник Уп равления строительства гид розащитных сооружений. - Правда, боюсь, что стихия от пустила нам гораздо меньше времени. Но основания для оптимиз ма все-таки есть. С помощью федеральных властей и между народных экспертов удалось найти примерно две трети от нужной суммы. Через пару ме сяцев Европейский банк р е конструкции и развития подки нет, вернее одолжит, под га рантии правительства России 245 миллионов долларов. Так что стройку, возможно, размо розят уже в следующем году. Кстати, ученые утверждают, что с помощью дамбы удастся избежать не только последст вий наводнения, но и загряз нения Финского залива. Хуже, во всяком случае, точно не бу дет. Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. НЕГРОМКАЯ ДАТА ДЕВУШКА С МЕЧОМ КРУПНЕЙШЕМУ МЕМОРИАЛУ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ ИСПОЛНЯЕТСЯ 35 ЛЕТ Ровно 35 лет назад, 15 октя* бря 1967 года, был открыт грандиознейший мемориаль ный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде. Мас штаб понятен: битва на Волге стала крупнейшей в истории всех войн человечества, и ме мориал замышлялся соответст вующий. Кстати, конкурс на лучший проект объявили еще в 1У45-м, а строить начали весной 1959 года. Могли раньше, но С та лин посчитал, что прежде надо воздвигнуть убедительный памятник в честь нашей П обе ды в Берлине и только потом увековечить подвиг сталинград цев. В конкурсе участвовал весь цвет советской архитектуры и ваяния. Однако итог был пред сказуем. После создания па мятника-ансамбля в берлин ском Трептов-парке л аур еат Сталинской премии Евгений Вучетич пользовался б е з гр а ничным доверием вождей. В м ае 1959-го стройка закипела. По ходу Вучетич вносил изме нения в проект - да какие! М а ло кто знает, что, согласно его первоначальному замыслу, главный монумент выглядел со вершенно иначе: на вершине кургана должна была встать Родина-мать с красным зн а менем и коленопреклоненным бойцом , а ещ е две грандиозные лестницы. Но ко гда лестницу уже построили, Вучетич задумал изменить уже утвержденный проект. Вучетич просто пошел к Хрущеву, пого ворил - и ступени сломали, стали делать дорожку-серпан тин... О б этом мне расск а зал а Валентина Клюшина. Ныне з а служенный строитель России, зам. директора памятника-ан самбля, а тогда сотрудник Вол гоградского горисполкома, ку рирующая строительство. От нее узнал я и о многих других событиях той необычной стройки. Итак, Вучетич меняет замы сел, и Родина-мать остается одна. Убирает он и помпезный постамент, повторяющий стоя щий в Берлине. Главная фигура вырастает до 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успе ли сделать фундамент, как фи- ра «подросла» до 52 метров, ришлось срочно «пригру- зить» основание, чтобы оно выдержало 85-метровый (вме сте с мечом) монумент, веся щий 8 тысяч тонн. Покоится он теперь на насыпи, в которую тогда уложили 150 тысяч тонн земли. Много путаницы было и со стелой, на которой высечены слова Василия Гроссмана: «Железный ветер бил им в ли цо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противни ка: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» Задумыва лась она как С тена слез. Сверху должны были катиться капельки воды, омывая мозаич ные гвардейские знамена с именами павших. А в нынеш нем З а л е воинской славы предполагалось разместить ху дожественную панораму с р а жения. Когда же коробку для полотна уже выстроили соглас но проекту, Вучетич решил, что для панорамы надо поставить специальное здание в другом месте (что затем и 'сделали). К тому времени он уже вышел из Студии имени Грекова, чьи ху дожники писали живописное полотно и, по свидетельству людей знающих, скорее всего просто не хотел делить славу автора и создателя мемориа ла. А как же тогда использо вать готовый пантеон? Туда Ев гений Викторович решил пере нести те самые знамена. Так Стена слез разом лишилась и мозаики, и слез. И этот вопрос Вучетич быстро «провел» через ЦК. С мозаикой пантеона слу чился крупный конфуз. С ней работали мастера из Ленин града. А художественное стек ло им поставляли из украин ского города Лисичанска. Мо заичники выкладывали интерь ер по м ере поступления м ате риала . Когда же сняли 1.200 кв. метров лесов, все ахнули. Тона на стене настолько отли чались, что стены напоминали шахматную доску. Между тем близился срок сдачи объекта. Тогда Вучетич вновь использует сво е «телефонное право» . Позвонил Брежневу, тот - Ше лесту, первому секретарю ЦК КП Украины, а уж он - на свой завод в Лисичанск. Короче, на пятый день машины доставили на курган новое стекло... На дворе был июнь, до от крытия всего 4 месяца. А надо снова восстановить л еса , под готовить и уложить тысячу квад ратных метров разноцветных стеклышек. Очень помог леген дарный командарм 62-й армии Василий Чуйков. Он был у Ву четича главным консультантом проекта. В распоряжение шта б а стройки откомандировали 500 солдат здешнего полка ПВО. Работали бойцы по-ста хановски. Через три недели ин терьер обрел задуманный вид. ...В один из весенних дней 1967-го главный инженер «Волгоградгидростроя» Юрий Абрамов по пути на работу ус лышал, как ребятишки, глядя на фигуру Родины-матери, спо рят, отчего так сильно р аск а чивается меч в е е руке. А бр а мов поднял голову и ужаснул ся. Немедленно провели оп е ративку, а уже на следующий день приехала специальная ко миссия из Москвы. О казалось , что инженеры не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Новенький титановый меч был развернут плашмя по отноше нию к ветру. Срочно в нем сделали несколько отверстий, чтобы меч мог свободно про дуваться, а столичная комиссия рекомендовала заменить его на стальной. В ЦАГИ при испы таниях новой .конструкции из нержавейки дали заключение, что она испытывает такую же нагрузку, как крыло самолета при полете. Конечно, исполь зовать в таких условиях тита новый сплав было нельзя. По тому новый меч не только изго товили из другого м атериала , но и развернули ребром к ве тру. Но это будет несколько позже... Для подсветки главной скульптуры тр ебо в ал о сь 50 мощных прожекторов. Их нигде не могли достать. Все, что про изводилось, по разнарядкам уходило в Москву, Ленинград, другие столицы Союза - все го товились к торжествам по слу чаю 50-летия Октября. Из Вол гограда командировали Клю- шину с письмом к Промыслову, тогдашнему столичному градо начальнику. С трудом она про билась к председателю Мос го рисполкома. Но Промыслов равнодушно пробежал глаза ми по строчкам письма, ска зав , что Москва ничем помочь не в силах. Тогда Клюшина рванула прямиком на завод «Электромаш» в город Гусев в Калининградской области. Ди ректор на мольбу о помощи только руками развел . А потом говорит Вале: а выступить пе ред рабочими по радио и по просить их сможешь? И она обратилась по зав о дской радиосети к коллективу. Рассказала о своих мытарст вах, о мемориальном комплек се... Первая смена осталась в полном составе на вторую, а вторая - на третью. В общем, 50 изготовленных по ночам прожекторов «Сайра» ушли в Волгоград. Это лишь несколько фраг ментов летописи стройки, про должавшейся 8 лет и 5 меся цев. С той поры много воды утекло. Но во вс'е времена М а маев курган был в стране ме мориалом № 1. Даже в самые нищие годы здесь вовремя под стригали траву и ухаживали за деревьями. Правда, чего это стоило - знают только те, кто здесь рабо тает за символиче скую зарплату. Вот и 60-летие Сталинградской битвы Мамаев курган встречает достойно, ох раняя покой захороненных здесь 35 тысяч защитников го рода. Илья БАГНЮК. ВОЛГОГРАД. ЗАМЕТКИАВТОЛЮБИТЕЛЯ ЧЕЛОВЕК ЗА РУЛЕМЧУТЬ-ЧУТЬ КАМИКАДЗЕ СТАТИСТИКА ФИКСИРУЕТ БУРНЫЙ РОСТ АВТОМОБИЛЬНЫХ АВАРИЙ И УГОНОВ НА РОССИЙСКИХ ДОРОГАХ Каждый год на дорогах России гиб нет около 30 тысяч человек. Имы, ка жется, привыкли к этой страшной циф ре. Но в нынешнем году и этот чудо вищный показатель будет превзойден, Россия окажется на третьем месте в ми ре по числу смертей на дорогах. Боль ше людей под колесами уничтожается только на целых континентах - в Афри ке и в Азии. По отечественной статистике, с янва ря по август нынешнего года в автока тастрофах погибло уже около 19 тысяч граждан. А впереди снегопады с гололе дами и резкое увеличение в этот пери од числа ДТП. К концу года количество жертв на дорогах достигнет 35-40 тысяч. Добавьте 200 тысяч раненных в а в ари ях, часть из них навсегда останутся ин валидами и калеками... Бедствие носит не только гуманитар ный, но и экономический характер. М а териальный ущерб от него в масштабах страны, по самым минимальным и отно сительным оценкам, составляет около 4 млрд, долларов ежегодно. А как изме рить горечь утраты родных и близких? Столь чудовищные показатели достиг нуты в стране, которая по уровню авто мобилизации болтается где-то во второй сотне стран, рядом с Перу и Соломоно выми островами. В России по состоянию на прошлый год было около 21 млн. лег ковых автомобилей. В островной Японии - свыше 60 млн. Тем не менее число по гибших. на дорогах соседнего государст ва в прошлом году снизилось и состави ло 8,7 тысячи человек. Даже в США под колесами и на колесах гибнет меньше, чем в России. При том что, как известно, американец рождается в машине, там же ест, отдыхает и даже зачинает детей. А легковой автопарк Соединенных Штатов приближается к 140 миллионам единиц, общ ее же число транспортных средств - около 200 миллионов! Нельзя сказать, что в России не видят проблемы. «Чувство глубокой тревоги и обеспокоенности» витало на правитель ственном селекторном совещании, про веденном по результатам первого полу годия. Зам.министра МВД А.Чекалин з а явил, что его ведомство приступило к детальному анализу ситуации в городах- «миллионниках», в большинстве из кото рых количество транспорта вдвое пре вышает пропускную способность авто дорог. В качестве других причин бедст вия милицейский чиновник поминает «загадочную русскую душу», толкаю щую на сознательное нарушение П ра вил дорожного движения, вождение без прав и пьянство за рулем. К авариям также приводят малая ширина проез жей части, недостаточная освещ ен ность, плохие дороги. Последнее обсто ятельство воспето еще Гоголем, но дальше констатации дело не идет. США основу своей автомобильной сети - скоростные магистрали с шести полосным движением - создавали еще в довоенный период. Занималось этим го сударство под руководством президента Рузвельта, который в том числе и таким об р а зом вытаскивал страну из жесто чайшего экономического кризиса. На строительство дорог выделялись огром ные средства, туда же в массовом коли честве привлекались безработные. А ведь тогда в США было «всего-то» 10 млн. авто! Примерно то же самое происходит сейчас в Китае, который ежегодно сда ет в эксплуатацию более 3 тысяч кило метров скоростных автострад и по их протяженности вышел на второе место в мире после США. Имеются в виду до роги такого качества и такой техниче ской оснащенности, каких в России во обще нет и не предвидится. При этом в Китае подавляющее большинство насе ления только мечтает об автомобиле, а пока ездит на велосипедах. В России же ежегодно прибавляется около миллиона авто - при безнадеж ном отставании дорожного строительст ва. В условиях бурной автомобилизации в России, когда за руль садится все больше неопытных водителей, и при от сутствии денег на адекватное развитие дорожной сети, ситуацию могли бы не сколько смягчить чрезвычайные меры в административной плоскости. ГИБДД- ГАИ же после принятия нового, не уст раивающего эту структуру Администра тивного кодекса, кажется, вообще опус тила руки. Решение «проанализировать ситуацию в городах» ведь не назовешь радикальным. О собенно после того как за пять последних лет на российских до рогах было убито 150 тысяч человек и без того активно вымирающего населе ния. Увы, на этом беды российского авто любителя не заканчиваются. Те, кому посчастливилось избежать автокатаст рофы, подвергаются еще одной все воз растающей и даже смертельной опас ности. Некогда безобидные для жизни владельцев авто угоны становятся все более кровавыми, счастливые обладате ли колес все чаще рискуют не только кошельком, но и собственной жизнью. Все более совершенные противоугон ные устройства и отсутствие адекватных законов, системы в борьбе с угонщика ми заставляют преступников действо вать проще и эффективнее: бить водите ля по голове чем-нибудь тяжелым. Громкие ЧП такого рода , в результа те которых пострадали десятки извест ных людей, являются уже не ужасными исключениями, а привычным делом. Па мятное многим жестокое убийство двух московских студентов из-за дорогого джипа вроде бы всколыхнуло общество, сам президент контролировал ход след- ровано около 80 тысяч посягательств на автотранспортные средства. А сколько не зафиксировано? Раскрываемость этих преступлений - на уровне 20 про центов. В большинстве своем «раскры тие» - это просто брошенный преступни ками за ненадобностью автомобиль. Страшная статистика свидетельству ет: преступники не опасаются возмез дия, чПоэтому в последнее время р а с пространился новый вид грабежа: сна чала машину силой отнимают, а потом требуют за нее выкуп. Крадут даже строительные катки и бульдозеры, на которых вроде бы далеко не уедешь. На что надеяться человеку за рулем? Слабым утешением выглядит то, что у нас пока в абсолютных цифрах крадут меньше машин, чем на Западе . Авто парк-то в России небольшой. Напри мер, в США в 1991 году было украдено 1,2 млн. автомобилей. Но там все ужесточают борьбу с этим видом пре ступлений. Совершенствуются законы, Ставшая привычной сценка из российской «дорожной» жизни. А тем временем при активном уча стии милиции создана новая генерация водителей, никогда не сдававших экза менов и не имеющих никакого предста вления о Правилах дорожного движе ния. Тема злоупотреблений в рядах ГИБДД ничего, кроме тошноты, у граж дан не вызывает. И все же оцените: в Москве есть фирмы, практически офици ально предлагающие услуги по прода же... водительских прав! В последнее время появилась тенден ция освобождения от ответственности лиц, совершивших ДТП со смертельным исходом. В почте «Делового вторника» есть несколько душераздирающих пи сем родственников погибших в автока- строфах, которые пишут об упорном не желании милиции доводить до конца возбужденные дела. Логика проста: по гибшего не вернешь - какой смысл засу живать виновника? Тем более если он «правильно ведет себя» в процессе до з нания или следствия... ствия - ведь жертвами стали внук пред седателя Совета директоров «ЛУКОЙ Ла» и дочка декана социологического факультета МГУ. И что? Тех бандитов нашли, но сколько подобных историй еще случилось. Последняя, менее кро вавая - с известным артистом, экс-«на- найцем» Левкиным, отделавшимся кон тузией и насморком, уже воспринимает ся обыденно. Ведь машины отбирали и у жены вице-мэра Москвы, и у председа теля комитета Госдумы, и у писателя Жванецкого, и даже у супруги самого министра внутренних дел! А сколько имен попроще... По милицейской статистике, которая по понятным причинам не дает объек тивной картины, число угонов по Моск ве за первое полугодие составило око ло 5 тысяч - то есть ожидается полуто- ра-двухкратный рост по сравнению с прошлым годом. Но и остальная Россия не отстает. В 2001 году по стране было украдено около 50 тысяч авто, зафикси- усиливается техническая б а з а полиции. После принятия конгрессом акта по борьбе с кражами автомобилей в 1992 году удалось не только остановить рост этих преступлений, но и сократить их число: в 1995 году их было зафиксиро вано 1 млн. 180 тыс. А во Франции из 389 тысяч угнанных автомобилей три четверти возвращено владельцам. Было бы наивным относить наши б е ды целиком к компетенции милиции. О б е они - общенациональные и должны решаться на уровне федерального пра вительства и парламента. Но пока что нет признаков того, что власть способ на предложить России что-то в этом плане, кроме демонстрации озабочен ности. Милицейские же начальники вообще склонны все валить на народ, который сам как всегда виноват в своих бедах. А посему всякий гражданин в России, садящийся за руль, - чуть-чуть камикадзе. Михаил МОРОЗОВ. 15 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА у
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz