Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

ПОДЫТОЖИМ? -1 «КАССОВОЕ» ЧУТЬЕ ОБОСТРЯЕТСЯ ИТОГИ НЕДЕЛИ ПОДВОДИТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ПАВЕЛ ВОЩАНОВ Едва ли не каждая неделя являет примеры того, как наши политики умело меняют одну «принципиальную позицию» на другую, столь же принципи­ альную. Вроде только вчера с гневом выражали несогласие, а сегодня уже разъясняют, как своевременно то же самое ре­ шение принято. Правда, при этом о б я з а ­ тельно звучит: «Мы высказали претензии, и нам пообещали учесть их при окончательной доработке...» А тем временем всякий р аз после выполнения этих «акробатических» трюков в политсалонах Москвы только и судачат о том, сколько упла­ чено депутату или фракции за перемену позиции. Цифры на­ зываются разные. Они зависят не столько от важности реш е­ ния, сколько от влиятельности «переменчивой» персоны. Клевета? Ведь за десятиле­ тие отечественного парламен ­ таризма и многопартийности никто за руку не пойман. С другой стороны, много р аз в прессе назывались конкретные имена, ситуации, суммы, а «со­ бака лает, караван идет». Но куда идет? Может, все к той же кассе, где выдаются гонорары «за принципиальность»? А р а ­ зоблачений нет вовсе не отто­ го, что факт не имел места. Просто в очереди у этой самой кассы встречаются политиче­ ские противники, которым нет никакого резона разоблачать друг друга. Это одна из наших политических особенностей - «консенсус во грехе». На минувшей неделе Дума р ассм отрела и в общем-то одобрила пакет законов по р е ­ форме электроэнергетике. По­ лезные они для страны или р а з ­ рушительные - особый вопрос, куда интереснее другое: и н а ­ кануне голосования, и после него по Москве ходят упорные слухи о том, как РАО ЕЭС при­ шлось тряхнуть кошельком, д а ­ бы склонить депутатов на свою сторону. Если верить слухам, за поддержку законопроектов некоторым из них были об ещ а ­ ны солидные «премии», а одной из центристских фракций, т р а ­ диционно занимающей «прин­ ципиальную позицию», - 50 миллионов долларов на буду­ щую избирательную кампанию. Представляю, с каким гневом опровергнут эту «болтовню» господа энергетики. Но подож­ дем с полгодика. Начнется из­ бирательная кампания, и ко многим ее участникам придут деньги энергокомпаний. Если не напрямую, так обходными путями. Правда, тогда уже ис­ тория с р еф ормированием ЕЭС будет порядком подзабы­ та , едва ли кто станет связы­ вать платежи и какое-то там голосование в октябре 2002- го... Если нельзя добиться нужно­ го решения, то его можно ку­ пить. В нынешней России это известный всем факт. А прин­ ципиальная позиция отдельно взятого депутата стоит денег. А вот крупные государственные деятели далеки от такой прозы жизни. Они берут «борзыми щенками». Некоторое время н азад руководство С ар атов ­ ской области активно противи­ лось планам Чубайса, зато те­ перь не противится. Наверное , тот сумел найти убедительные аргументы. Да, кстати: управля­ ющим «Саратовэнерго» н азна ­ чен зять губернатора области. Так что теперь заботы Анато­ лия Борисовича стали семей­ ными заботами Дмитрия Аяцко­ ва. Президент Татарстана то­ же был убежденным противни­ ком принятия законов, подгото­ вленных в недрах РАО ЕЭС. Он даже подбил три думские фракции - ОВР, «Единство» и «Регионы России», - с которыми сотрудничает и в руководстве которых у него свои люди, го­ лосовать «против». Но как на­ зло забыл, что его родной пле­ мянник руководит компанией «Татэнерго». Ему напомнили об этом - кстати, не без помощи Генпрокуратуры - и тем об е с ­ печили полный «ободрямс». Шаймиев теперь «за», и друже­ ственные ему фракции тоже. Башкирский президент М.Рахи­ мов не стал доводить дело до ненужных ра зборок . Увидев, как велики долги «Башкирэнер­ го», он перестал бороться с Чубайсом и «согласился» с на­ значением своего сына предсе­ дателем С овета директоров местной энергокомпании. А там и депутаты республикан­ ского парламента заговорили о том, как все же здорово при­ думал Чубайс все реформиро­ вать... Или другой пример. Отчего руководители крупных компа­ ний и банков вдруг стали под­ бирать себе в заместители вы­ ходцев из Санкт-Петербурга? Мода объяснима: такие кадры ценны прежде всего старыми связями и вхожестью в нынеш­ ние сановные кабинеты. Мы насмехались над этим, но в последнее время то же самое стало происходить и в полити­ ке. Самый свежий пример - вы­ движение Людмилы Нарусовой в члены Совета Федерации от Республики Тува. Той самой, что на выборах в Госдуму с треском проиграла в Брянске Василию Шандыбину. Для чего это надо «многогранно о д а ­ ренной» (цитата) даме - понят­ но. Походит немного в сенато­ рах, а там, глядишь, пойдет на повышение - в министры культу­ ры или, может, в министры пе­ чати. Швыдкой и Лесин не веч­ ные. А вот зачем это руково­ дителям далекой Тувы? В том- то и секрет, что с помощью Нарусовой они становятся на­ много ближе к Кремлю. Не б е ­ да , что выдвиженка мало что понимает в законодательстве, главное - иметь возможности что-нибудь пролоббировать . Ведь с самим президентом не чужие! Все труднее понять, где у наших политиков грань между государственным и личным. На­ пример, когда депутат Борис Немцов вдруг заинтересовался проблемами алкогольного рын­ ка - это с чем связано? Нужно навести порядок и порадеть о государственной казне или ко­ му-то подсобить? А когда наши министры обложили непомер­ ными налогами подержанные иномарки, это от того, что они радеют за экологию Родины или об этом их настойчиво по­ просили наши автомагнаты? В «экологическую» версию, бо ­ юсь, самые наивные граждане не поверят. А не так давно ми­ нистр Г.Греф принялся откро­ венно лоббировать продвиже­ ние на наш рынок немецкой компании «Уо1к$у/адеп», что сразу же насторожило других западных производителей и по­ родило возмущенный вопрос: «Россия опять за свое?!» Громкая политическая ини­ циатива прозвучала на минув­ шей неделе: «Единая Россия» предложила установить такой высокий барьер , чтобы в буду­ щей Думе не было «всякой мел­ коты» (то, что за «мелкотой» стоят избиратели - пусть, не миллионы, а тысячи, уже не имеет значения). Удивительная метаморфоза! Пять-десять лет назад люди, близкие к Кремлю, умилялись каждой вновь соз­ данной партии и представляли это чуть ли не как главное дос­ тижение в развитии российской демократии. Теперь наоборот, только и разговоров , что о двухпартийной системе. Что за этим разворотом на 180 граду­ сов? Только ли опыт других стран? Увы, у нас все строится по «правилу Макиавелли»: за любой политической идеей сто­ ит заурядный интерес к вещам. Один крупный финансист из­ ложил мне весьма оригиналь­ ный взгляд на проблему, на первый взгляд вроде бы дал е ­ кую от финансов - на россий­ скую многопартийность. По его мнению, количество денег, ко­ торое ежегодно инвестируется в политику и в политиков, дос­ тигло предельных значений. Чтобы увеличить «политвложе- ния», нужен расцвет в экономи­ ке. А его-то и не предвидится. В этой ситуации возможно только одно решение - сокра ­ тить число политических пар­ тий, которые будут представле­ ны в Думе. Так будет дешевле. «Зачем размазывать деньги по всем этим фракциям? Пусть бу­ дет только две, которым надо платить. И все сразу станет предсказуемо - и в политике, и в бизнесе!» Вот ведь где собака зарыта! Нельзя устраивать толкучку у кассы. Должен быть какой-то порядок. А классовое чутье давно пора сменить на «кассо­ вое». ЭКО-НОВОСТИ ЧИНОВНИКИ КРОВЬ НЕ только пьют Руководители Саратовской области решили лично способ­ ствовать выполнению ими же принятой целевой программы «Развитие Донорства», для че­ го в массовом порядке члены областного правительства сд а ­ ли кровь. Станет ли этот при­ мер заразительным? Ведь сто­ имость крови невысока (50 рублей за 400 мл) и желающих стать донорами совсем немно­ го. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. ТАМ ЕЩЕ ДЕРЕВО БЫЛО И МУЖИК... Сотрудники новосибирско­ го предприятия «Горзеленхоз» в шоке: злоумышленники выко­ пали и украли маньчжурский орех. А это, между прочим, дерево высотой добрых семь метров с крепкими и длинными корнями. А еще говорят, что в России перевелись любители природы. Вячеслав НЕЧИПУРЕНКО. НОВОСИБИРСК. конкурс: ||1М1!1ГПНЦ I I | ховного Совета I профессор Руслан ■ ЛАТОВ поведал с | нам о некоторых непригляд- ■ ных фактах из своего детст-1 ЗАКАПЫВАТЬ ОН УЧИЛСЯ СДЕТСТВА Экс-председатель В ер -1 России ХАСБУ- огражда- I «Я пошел в школу в пять лет... Учиться не хотел, да­ же букварь в землю зако- пал, надеялся, после этого | учителя от меня отстанут». | 1 Р.5. Давний опыт очень я пригодился в будущем - ко - 1 1 гда возглавляемый Русланом Имрановичем Верховный I Совет активно помогал .«за- ■ ^салыеатъ» Советский С о ю ^ ^ К А К Б Ы П И ТЕ Р НЕ С М Ы Л О В Законодательном собра­ нии Петербурга прошла кон­ ференция с участием ученых и строителей гидрозащитных сооружений. Специалисты сделали очередную попытку предупредить город о смер­ тельной опасности. П ророчества типа «Быть городу пусту!» сыпались на Питер со дня его основания и, увы, имели под собой научную основу. За триста лет С евер ­ ная столица пережила 295 по­ топов, три из которых (осо­ бенно наводнение 1824 года, описанное Пушкиным в поэме «Медный всадник») были про­ сто катастрофическими! Так вот, в ближайшее деся­ тилетие специалисты снова предсказывают Петербургу серию крупных наводнений, включая ту самую страшную волну, что с дьявольской точ­ ностью приходит р аз в столе­ тие. На этот р а з мы не отде­ лаемся парой подтопленных набережных, снесенными в з а ­ лив кораблями или даже зали­ тыми станциями метро. «Нева, как зверь остервенясь, на го­ род кинется», и мир вздрогнет. По прогнозам ученых, по­ топ, могущий превратить Пе­ тербург в зону глобальной экологической катастрофы , особенно вероятен в январе. Именно январские наводне­ ния метеорологи называют самыми опасными. Все надежды на то, чтобы уже в ближайшие годы строители ус­ пели закончить возведение дамбы. Защитные сооружения от наводнений строят уже 22 го­ да. Объект был законсервиро ­ ван вскоре после начала пе­ рестройки - кончилось финан­ сирование. Затем под бе зде ­ нежье подвели идеологиче­ скую (дамба - это пережиток социализма) и экологическую (от нее вода портится и рыба дохнет) основы. Нынче, когда противников строительства уже почти не осталось, дамбу решили «до­ бить». Оказалось, что стройка заверш ена примерно на 80 процентов, зато оставшиеся 20 инженеры называют самым трудным участком. Рабочим надо соорудить очистные со ­ оружения, водо- и судопропу­ скные ворота (здесь проходит главный фарватер) и закончить тоннель из Кронштадта в Ло­ моносов, который, между про­ чим, проходит по дну залива. По самым оптимистичным прогнозам, закончить строи­ тельство дамбы можно будет в 2008 году. Между тем, по словам специалистов, это пол­ ная чепуха. - Подсчитано, что для з а ­ вершения р або т нужно более 800 миллионов долларов. О д ­ нако текущее финансирова­ ние составляет не более 180- 210 миллионов рублей в год. То есть одну десятую часть от того объема, что требуется для соблюдения графика. Та­ ким образом , мы можем про­ возиться ни много ни мало, а целый век! - говорит Алек­ сандр Савинов, начальник Уп­ равления строительства гид­ розащитных сооружений. - Правда, боюсь, что стихия от­ пустила нам гораздо меньше времени. Но основания для оптимиз­ ма все-таки есть. С помощью федеральных властей и между­ народных экспертов удалось найти примерно две трети от нужной суммы. Через пару ме­ сяцев Европейский банк р е ­ конструкции и развития подки­ нет, вернее одолжит, под га­ рантии правительства России 245 миллионов долларов. Так что стройку, возможно, размо ­ розят уже в следующем году. Кстати, ученые утверждают, что с помощью дамбы удастся избежать не только последст­ вий наводнения, но и загряз­ нения Финского залива. Хуже, во всяком случае, точно не бу­ дет. Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. НЕГРОМКАЯ ДАТА ДЕВУШКА С МЕЧОМ КРУПНЕЙШЕМУ МЕМОРИАЛУ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ ИСПОЛНЯЕТСЯ 35 ЛЕТ Ровно 35 лет назад, 15 октя* бря 1967 года, был открыт грандиознейший мемориаль­ ный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде. Мас­ штаб понятен: битва на Волге стала крупнейшей в истории всех войн человечества, и ме­ мориал замышлялся соответст­ вующий. Кстати, конкурс на лучший проект объявили еще в 1У45-м, а строить начали весной 1959 года. Могли раньше, но С та­ лин посчитал, что прежде надо воздвигнуть убедительный памятник в честь нашей П обе ­ ды в Берлине и только потом увековечить подвиг сталинград­ цев. В конкурсе участвовал весь цвет советской архитектуры и ваяния. Однако итог был пред­ сказуем. После создания па­ мятника-ансамбля в берлин ­ ском Трептов-парке л аур еат Сталинской премии Евгений Вучетич пользовался б е з гр а ­ ничным доверием вождей. В м ае 1959-го стройка закипела. По ходу Вучетич вносил изме­ нения в проект - да какие! М а­ ло кто знает, что, согласно его первоначальному замыслу, главный монумент выглядел со ­ вершенно иначе: на вершине кургана должна была встать Родина-мать с красным зн а ­ менем и коленопреклоненным бойцом , а ещ е две грандиозные лестницы. Но ко­ гда лестницу уже построили, Вучетич задумал изменить уже утвержденный проект. Вучетич просто пошел к Хрущеву, пого­ ворил - и ступени сломали, стали делать дорожку-серпан­ тин... О б этом мне расск а зал а Валентина Клюшина. Ныне з а ­ служенный строитель России, зам. директора памятника-ан­ самбля, а тогда сотрудник Вол­ гоградского горисполкома, ку­ рирующая строительство. От нее узнал я и о многих других событиях той необычной стройки. Итак, Вучетич меняет замы­ сел, и Родина-мать остается одна. Убирает он и помпезный постамент, повторяющий стоя­ щий в Берлине. Главная фигура вырастает до 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успе­ ли сделать фундамент, как фи- ра «подросла» до 52 метров, ришлось срочно «пригру- зить» основание, чтобы оно выдержало 85-метровый (вме­ сте с мечом) монумент, веся­ щий 8 тысяч тонн. Покоится он теперь на насыпи, в которую тогда уложили 150 тысяч тонн земли. Много путаницы было и со стелой, на которой высечены слова Василия Гроссмана: «Железный ветер бил им в ли­ цо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противни­ ка: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» Задумыва­ лась она как С тена слез. Сверху должны были катиться капельки воды, омывая мозаич­ ные гвардейские знамена с именами павших. А в нынеш­ нем З а л е воинской славы предполагалось разместить ху­ дожественную панораму с р а ­ жения. Когда же коробку для полотна уже выстроили соглас­ но проекту, Вучетич решил, что для панорамы надо поставить специальное здание в другом месте (что затем и 'сделали). К тому времени он уже вышел из Студии имени Грекова, чьи ху­ дожники писали живописное полотно и, по свидетельству людей знающих, скорее всего просто не хотел делить славу автора и создателя мемориа­ ла. А как же тогда использо­ вать готовый пантеон? Туда Ев­ гений Викторович решил пере­ нести те самые знамена. Так Стена слез разом лишилась и мозаики, и слез. И этот вопрос Вучетич быстро «провел» через ЦК. С мозаикой пантеона слу­ чился крупный конфуз. С ней работали мастера из Ленин­ града. А художественное стек­ ло им поставляли из украин­ ского города Лисичанска. Мо­ заичники выкладывали интерь­ ер по м ере поступления м ате ­ риала . Когда же сняли 1.200 кв. метров лесов, все ахнули. Тона на стене настолько отли­ чались, что стены напоминали шахматную доску. Между тем близился срок сдачи объекта. Тогда Вучетич вновь использует сво е «телефонное право» . Позвонил Брежневу, тот - Ше­ лесту, первому секретарю ЦК КП Украины, а уж он - на свой завод в Лисичанск. Короче, на пятый день машины доставили на курган новое стекло... На дворе был июнь, до от­ крытия всего 4 месяца. А надо снова восстановить л еса , под­ готовить и уложить тысячу квад­ ратных метров разноцветных стеклышек. Очень помог леген­ дарный командарм 62-й армии Василий Чуйков. Он был у Ву­ четича главным консультантом проекта. В распоряжение шта­ б а стройки откомандировали 500 солдат здешнего полка ПВО. Работали бойцы по-ста­ хановски. Через три недели ин­ терьер обрел задуманный вид. ...В один из весенних дней 1967-го главный инженер «Волгоградгидростроя» Юрий Абрамов по пути на работу ус­ лышал, как ребятишки, глядя на фигуру Родины-матери, спо­ рят, отчего так сильно р аск а ­ чивается меч в е е руке. А бр а ­ мов поднял голову и ужаснул­ ся. Немедленно провели оп е ­ ративку, а уже на следующий день приехала специальная ко­ миссия из Москвы. О казалось , что инженеры не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Новенький титановый меч был развернут плашмя по отноше­ нию к ветру. Срочно в нем сделали несколько отверстий, чтобы меч мог свободно про­ дуваться, а столичная комиссия рекомендовала заменить его на стальной. В ЦАГИ при испы­ таниях новой .конструкции из нержавейки дали заключение, что она испытывает такую же нагрузку, как крыло самолета при полете. Конечно, исполь­ зовать в таких условиях тита­ новый сплав было нельзя. По­ тому новый меч не только изго­ товили из другого м атериала , но и развернули ребром к ве­ тру. Но это будет несколько позже... Для подсветки главной скульптуры тр ебо в ал о сь 50 мощных прожекторов. Их нигде не могли достать. Все, что про­ изводилось, по разнарядкам уходило в Москву, Ленинград, другие столицы Союза - все го­ товились к торжествам по слу­ чаю 50-летия Октября. Из Вол­ гограда командировали Клю- шину с письмом к Промыслову, тогдашнему столичному градо­ начальнику. С трудом она про­ билась к председателю Мос го­ рисполкома. Но Промыслов равнодушно пробежал глаза­ ми по строчкам письма, ска­ зав , что Москва ничем помочь не в силах. Тогда Клюшина рванула прямиком на завод «Электромаш» в город Гусев в Калининградской области. Ди­ ректор на мольбу о помощи только руками развел . А потом говорит Вале: а выступить пе­ ред рабочими по радио и по­ просить их сможешь? И она обратилась по зав о ­ дской радиосети к коллективу. Рассказала о своих мытарст­ вах, о мемориальном комплек­ се... Первая смена осталась в полном составе на вторую, а вторая - на третью. В общем, 50 изготовленных по ночам прожекторов «Сайра» ушли в Волгоград. Это лишь несколько фраг­ ментов летописи стройки, про­ должавшейся 8 лет и 5 меся­ цев. С той поры много воды утекло. Но во вс'е времена М а­ маев курган был в стране ме­ мориалом № 1. Даже в самые нищие годы здесь вовремя под­ стригали траву и ухаживали за деревьями. Правда, чего это стоило - знают только те, кто здесь рабо тает за символиче­ скую зарплату. Вот и 60-летие Сталинградской битвы Мамаев курган встречает достойно, ох­ раняя покой захороненных здесь 35 тысяч защитников го­ рода. Илья БАГНЮК. ВОЛГОГРАД. ЗАМЕТКИАВТОЛЮБИТЕЛЯ ЧЕЛОВЕК ЗА РУЛЕМЧУТЬ-ЧУТЬ КАМИКАДЗЕ СТАТИСТИКА ФИКСИРУЕТ БУРНЫЙ РОСТ АВТОМОБИЛЬНЫХ АВАРИЙ И УГОНОВ НА РОССИЙСКИХ ДОРОГАХ Каждый год на дорогах России гиб­ нет около 30 тысяч человек. Имы, ка­ жется, привыкли к этой страшной циф­ ре. Но в нынешнем году и этот чудо­ вищный показатель будет превзойден, Россия окажется на третьем месте в ми­ ре по числу смертей на дорогах. Боль­ ше людей под колесами уничтожается только на целых континентах - в Афри­ ке и в Азии. По отечественной статистике, с янва­ ря по август нынешнего года в автока­ тастрофах погибло уже около 19 тысяч граждан. А впереди снегопады с гололе­ дами и резкое увеличение в этот пери­ од числа ДТП. К концу года количество жертв на дорогах достигнет 35-40 тысяч. Добавьте 200 тысяч раненных в а в ари ­ ях, часть из них навсегда останутся ин­ валидами и калеками... Бедствие носит не только гуманитар­ ный, но и экономический характер. М а­ териальный ущерб от него в масштабах страны, по самым минимальным и отно­ сительным оценкам, составляет около 4 млрд, долларов ежегодно. А как изме­ рить горечь утраты родных и близких? Столь чудовищные показатели достиг­ нуты в стране, которая по уровню авто­ мобилизации болтается где-то во второй сотне стран, рядом с Перу и Соломоно­ выми островами. В России по состоянию на прошлый год было около 21 млн. лег­ ковых автомобилей. В островной Японии - свыше 60 млн. Тем не менее число по­ гибших. на дорогах соседнего государст­ ва в прошлом году снизилось и состави­ ло 8,7 тысячи человек. Даже в США под колесами и на колесах гибнет меньше, чем в России. При том что, как известно, американец рождается в машине, там же ест, отдыхает и даже зачинает детей. А легковой автопарк Соединенных Штатов приближается к 140 миллионам единиц, общ ее же число транспортных средств - около 200 миллионов! Нельзя сказать, что в России не видят проблемы. «Чувство глубокой тревоги и обеспокоенности» витало на правитель­ ственном селекторном совещании, про­ веденном по результатам первого полу­ годия. Зам.министра МВД А.Чекалин з а ­ явил, что его ведомство приступило к детальному анализу ситуации в городах- «миллионниках», в большинстве из кото­ рых количество транспорта вдвое пре­ вышает пропускную способность авто ­ дорог. В качестве других причин бедст­ вия милицейский чиновник поминает «загадочную русскую душу», толкаю­ щую на сознательное нарушение П ра ­ вил дорожного движения, вождение без прав и пьянство за рулем. К авариям также приводят малая ширина проез­ жей части, недостаточная освещ ен ­ ность, плохие дороги. Последнее обсто ­ ятельство воспето еще Гоголем, но дальше констатации дело не идет. США основу своей автомобильной сети - скоростные магистрали с шести­ полосным движением - создавали еще в довоенный период. Занималось этим го­ сударство под руководством президента Рузвельта, который в том числе и таким об р а зом вытаскивал страну из жесто­ чайшего экономического кризиса. На строительство дорог выделялись огром­ ные средства, туда же в массовом коли­ честве привлекались безработные. А ведь тогда в США было «всего-то» 10 млн. авто! Примерно то же самое происходит сейчас в Китае, который ежегодно сда­ ет в эксплуатацию более 3 тысяч кило­ метров скоростных автострад и по их протяженности вышел на второе место в мире после США. Имеются в виду до­ роги такого качества и такой техниче­ ской оснащенности, каких в России во­ обще нет и не предвидится. При этом в Китае подавляющее большинство насе­ ления только мечтает об автомобиле, а пока ездит на велосипедах. В России же ежегодно прибавляется около миллиона авто - при безнадеж ­ ном отставании дорожного строительст­ ва. В условиях бурной автомобилизации в России, когда за руль садится все больше неопытных водителей, и при от­ сутствии денег на адекватное развитие дорожной сети, ситуацию могли бы не­ сколько смягчить чрезвычайные меры в административной плоскости. ГИБДД- ГАИ же после принятия нового, не уст­ раивающего эту структуру Администра­ тивного кодекса, кажется, вообще опус­ тила руки. Решение «проанализировать ситуацию в городах» ведь не назовешь радикальным. О собенно после того как за пять последних лет на российских до­ рогах было убито 150 тысяч человек и без того активно вымирающего населе­ ния. Увы, на этом беды российского авто­ любителя не заканчиваются. Те, кому посчастливилось избежать автокатаст­ рофы, подвергаются еще одной все воз­ растающей и даже смертельной опас­ ности. Некогда безобидные для жизни владельцев авто угоны становятся все более кровавыми, счастливые обладате ­ ли колес все чаще рискуют не только кошельком, но и собственной жизнью. Все более совершенные противоугон­ ные устройства и отсутствие адекватных законов, системы в борьбе с угонщика­ ми заставляют преступников действо­ вать проще и эффективнее: бить водите­ ля по голове чем-нибудь тяжелым. Громкие ЧП такого рода , в результа­ те которых пострадали десятки извест­ ных людей, являются уже не ужасными исключениями, а привычным делом. Па­ мятное многим жестокое убийство двух московских студентов из-за дорогого джипа вроде бы всколыхнуло общество, сам президент контролировал ход след- ровано около 80 тысяч посягательств на автотранспортные средства. А сколько не зафиксировано? Раскрываемость этих преступлений - на уровне 20 про­ центов. В большинстве своем «раскры­ тие» - это просто брошенный преступни­ ками за ненадобностью автомобиль. Страшная статистика свидетельству­ ет: преступники не опасаются возмез­ дия, чПоэтому в последнее время р а с ­ пространился новый вид грабежа: сна­ чала машину силой отнимают, а потом требуют за нее выкуп. Крадут даже строительные катки и бульдозеры, на которых вроде бы далеко не уедешь. На что надеяться человеку за рулем? Слабым утешением выглядит то, что у нас пока в абсолютных цифрах крадут меньше машин, чем на Западе . Авто­ парк-то в России небольшой. Напри­ мер, в США в 1991 году было украдено 1,2 млн. автомобилей. Но там все ужесточают борьбу с этим видом пре­ ступлений. Совершенствуются законы, Ставшая привычной сценка из российской «дорожной» жизни. А тем временем при активном уча­ стии милиции создана новая генерация водителей, никогда не сдававших экза­ менов и не имеющих никакого предста­ вления о Правилах дорожного движе­ ния. Тема злоупотреблений в рядах ГИБДД ничего, кроме тошноты, у граж­ дан не вызывает. И все же оцените: в Москве есть фирмы, практически офици­ ально предлагающие услуги по прода­ же... водительских прав! В последнее время появилась тенден­ ция освобождения от ответственности лиц, совершивших ДТП со смертельным исходом. В почте «Делового вторника» есть несколько душераздирающих пи­ сем родственников погибших в автока- строфах, которые пишут об упорном не­ желании милиции доводить до конца возбужденные дела. Логика проста: по­ гибшего не вернешь - какой смысл засу­ живать виновника? Тем более если он «правильно ведет себя» в процессе до з­ нания или следствия... ствия - ведь жертвами стали внук пред­ седателя Совета директоров «ЛУКОЙ­ Ла» и дочка декана социологического факультета МГУ. И что? Тех бандитов нашли, но сколько подобных историй еще случилось. Последняя, менее кро­ вавая - с известным артистом, экс-«на- найцем» Левкиным, отделавшимся кон­ тузией и насморком, уже воспринимает­ ся обыденно. Ведь машины отбирали и у жены вице-мэра Москвы, и у председа­ теля комитета Госдумы, и у писателя Жванецкого, и даже у супруги самого министра внутренних дел! А сколько имен попроще... По милицейской статистике, которая по понятным причинам не дает объек­ тивной картины, число угонов по Моск­ ве за первое полугодие составило око­ ло 5 тысяч - то есть ожидается полуто- ра-двухкратный рост по сравнению с прошлым годом. Но и остальная Россия не отстает. В 2001 году по стране было украдено около 50 тысяч авто, зафикси- усиливается техническая б а з а полиции. После принятия конгрессом акта по борьбе с кражами автомобилей в 1992 году удалось не только остановить рост этих преступлений, но и сократить их число: в 1995 году их было зафиксиро­ вано 1 млн. 180 тыс. А во Франции из 389 тысяч угнанных автомобилей три четверти возвращено владельцам. Было бы наивным относить наши б е ­ ды целиком к компетенции милиции. О б е они - общенациональные и должны решаться на уровне федерального пра­ вительства и парламента. Но пока что нет признаков того, что власть способ­ на предложить России что-то в этом плане, кроме демонстрации озабочен ­ ности. Милицейские же начальники вообще склонны все валить на народ, который сам как всегда виноват в своих бедах. А посему всякий гражданин в России, садящийся за руль, - чуть-чуть камикадзе. Михаил МОРОЗОВ. 15 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА у

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz