Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ПОДЫТОЖИМ? -1 « К А С С О В О Е » Ч У Т Ь Е О Б О С Т Р Я Е Т С Я ИТОГИ НЕДЕЛИ ПОДВОДИТ ПО ЛИТИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВ АТ ЕЛЬ ПАВЕЛ ВОЩАНОВ Едва ли не каждая неделя являет примеры того, как наши политики умело меняют одну «принципиальную позицию» на другую, столь же принципи альную. Вроде только вчера с гневом выражали несогласие, а сегодня уже разъясняют, как своевременно то же самое ре шение принято. П р авд а, при этом о б я з а тельно звучит: «Мы высказали претензии, и нам п ообещ али учесть их при окончательной доработке...» А тем врем енем всякий р а з после выполнения этих «акробатических» трюков в политсалонах Москвы только и судачат о том, сколько упла чено депутату или фракции за перем ену позиции. Цифры н а зываются разны е. Они зависят не столько от важности р еш е ния, сколько от влиятельности «переменчивой» персоны. Клевета? Ведь з а десятиле тие отечественного п ар л а м ен тари зм а и многопартийности никто за руку не пойман. С другой стороны, много р а з в п рессе назывались конкретные им ена, ситуации, суммы, а «со б а к а лает, к ар ав ан идет». Но куда идет? Может, все к той же кассе, где выдаются гонорары «за принципиальность»? А р а зоблачений нет вовсе не отто го, что ф акт не имел м еста. П росто в очереди у этой сам ой кассы встречаю тся политиче ские противники, которым нет никакого р езо н а р азо б л ач ать друг друга. Э то одн а из наших политических особен н остей - «консенсус во грехе». Н а минувшей неделе Дума р а с с м о т р е л а и в о бщ ем -то о д о б р и л а пакет зако н о в по р е ф орм е электроэнергетике. П о лезны е они для страны или р а з рушительные - особый вопрос, куда и нтересн ее другое: и н а кануне голосования, и после него по Москве ходят упорные слухи о том, как РАО ЕЭС при шлось тряхнуть кошельком, д а бы склонить депутатов на свою сторону. Если верить слухам, за поддержку закон опроектов некоторым из них были о б е щ а ны солидные «премии», а одной из центристских фракций, т р а диционно заним ающ ей «прин ципиальную позицию», - 50 миллионов д о л л ар о в на буду щую избирательную кампанию. П редставляю , с каким гневом оп ро вер гн у т эту «болтовню » господа энергетики. Но подож дем с полгодика. Начнется из б и рательная кампания, и ко многим е е участникам придут деньги энергокомпаний. Если не напрямую , так обходными путями. П р авд а, тогда уже ис тори я с р е ф о р м и р о в а н и е м ЕЭС будет порядком п одзабы та, едва ли кто станет связы вать платежи и какое-то там голосован ие в октябре 2 0 0 2 - го... Если нельзя добиться нужно го реш ения, то его можно ку пить. В нынешней России это известный всем факт. А прин ципиальная позиция отдельно взятого депутата стоит денег. А вот крупные государственные деятели далеки от такой прозы жизни. Они б ер у т «борзыми щенками». Н еко то р о е время н а за д руководство С а р а т о в ской области активно противи лось планам Ч убайса, зато те перь не противится. Н авер н о е, тот сумел найти убедительные аргументы. Д а, кстати: управля ющим «С аратовэн ерго» н а зн а чен зять гу берн атора области. Так что теп ерь заботы А нато лия Б орисовича стали сем ей ными заб о там и Дмитрия Аяцко ва. П резидент Т атарстан а то же был убежденным противни ком принятия закон ов, подгото вленных в недрах РАО ЕЭС. О н даж е подбил три думские ф ракции - ОВР, «Единство» и «Регионы России», - с которыми сотрудничает и в руководстве которых у него свои люди, го лосовать «против». Но как н а зло забы л, что его родной пле мянник руководит компанией «Татэнерго». Ему напомнили о б этом - кстати, не б ез помощи Генпрокуратуры - и тем о б е с печили полный «ободрям с». Ш аймиев теп ерь «за», и друж е ственные ему фракции тоже. Башкирский президент М .Рахи мов не стал доводить дело до ненужных р а зб о р о к . Увидев, как велики долги «Баш кирэнер го», он перестал бороться с Чубайсом и «согласился» с н а зн ачен и ем своего сына п р ед се д ател ем С о в ета ди р екто р о в м естн ой эн ергоком п ан и и . А там и депутаты республикан ского п ар лам ен та заговорили о том, как все же зд о р о во при думал Чубайс все р еф о р м и р о вать... Или другой пример. О тчего руководители крупных компа ний и бан ков вдруг стали под б и рать с е б е в зам естители вы ходцев из С анкт-П етербурга? М ода объяснима: такие кадры ценны прежде всего старыми связями и вхожестью в нынеш ние сановны е кабинеты. Мы насм ехались над этим, но в последнее время то же сам о е стало происходить и в полити ке. Самый свежий прим ер - вы движение Людмилы Н арусовой в члены С о вета Ф ед ераци и от Республики Тува. Той сам ой, что на выборах в Госдуму с треском проиграла в Брянске Василию Шандыбину. Для чего это н адо «многогранно о д а ренной» (цитата) д ам е - понят но. Походит немного в сен ато рах, а там , глядишь, пойдет на повышение - в министры культу ры или, может, в министры пе чати. Швыдкой и Л есин не веч ные. А вот зач ем это руково дителям далекой Тувы? В том- то и секрет, что с помощью Н арусовой они становятся н а много ближе к Кремлю. Не б е д а, что выдвиженка м ало что поним ает в закон одательстве, главное - иметь возможности что-нибудь п р о л о б б и р о вать . Ведь с самим президентом не чужие! Все труднее понять, где у наших политиков грань между государственным и личным. Н а прим ер, когда депутат Борис Немцов вдруг заи н тересовался проблем ам и алкогольного рын ка - это с чем связан о? Нужно навести порядок и п орадеть о государственной казне или ко му-то подсобить? А когда наши министры обложили н епом ер ными налогами подерж анные ином арки, это от того, что они радею т з а экологию Родины или о б этом их настойчиво по просили наши автом агнаты? В «экологическую» версию , б о юсь, самы е наивные граж дане не поверят. А не так давн о ми нистр Г.Греф принялся откро венно л о б б и р о вать продвиж е ние на наш рынок немецкой компании «Уо1к$у/адеп», что с р а зу же насторож ило других западных производителей и по родило возмущенный вопрос: «Россия опять за свое?!» Громкая политическая ини циатива п розвучала на минув шей неделе: «Единая Россия» предложила установить такой высокий б а р ь е р , чтобы в буду щей Думе не было «всякой м ел коты» (то, что за «мелкотой» стоят избиратели - пусть, не миллионы, а тысячи, уже не им еет значения). Удивительная м етам о рф о за! Пять-десять лет н а за д люди, близкие к Кремлю, умилялись каждой вновь со з данной партии и представляли это чуть ли не как главное д о с тижение в развитии российской дем ократии. Теперь н ао б о р о т, только и р азго во р о в , что о двухпартийной системе. Что за этим р азв о р о то м на 180 граду сов? Только ли опыт других стран ? Увы, у н ас все строится по «правилу Макиавелли»: за лю бой политической идеей сто ит заурядный и нтерес к вещам. Один крупный ф инансист из ложил мне весьм а оригиналь ный взгляд на проблему, на первый взгляд вроде бы д а л е кую от ф инансов - на россий скую многопартийность. По его мнению , количество денег, ко т о р о е еж егодно инвестируется в политику и в политиков, д ос тигло предельных зн ачен и й. Чтобы увеличить «политвложе- ния», нужен расц вет в экономи ке. А его-то и не предвидится. В этой ситуации возм ож н о только одно реш ен ие - со к р а тить число политических п ар тий, которые будут п редставле ны в Думе. Так будет деш евле. «Зачем разм азы вать деньги по всем этим фракциям ? Пусть бу дет только две, которым надо платить. И все ср азу станет предсказуем о - и в политике, и в бизнесе!» Вот ведь где со б а к а зары та! Нельзя устраивать толкучку у кассы. Должен быть какой-то порядок. А классовое чутье д авн о п ора сменить на «кассо вое». ЭКО-НОВОСТИ ЧИНОВНИКИ КРОВЬ НЕ только пьют Руководители С аратовской области решили лично сп о со б ствовать выполнению ими же принятой целевой программы «Развитие Д онорства», для че го в м ассовом порядке члены областн ого п равительства с д а ли кровь. С танет ли этот при м ер заразительным ? Ведь сто имость крови невы сока (50 рублей за 4 0 0 мл) и желающих стать дон орам и совсем немно го. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. ТАМ ЕЩЕ ДЕРЕВО БЫЛО И МУЖИК... Сотрудники новосибирско го предприятия «Горзеленхоз» в шоке: злоумышленники выко пали и украли маньчжурский орех. А это, между прочим, д ер ев о высотой добрых семь м етров с крепкими и длинными корнями. А ещ е говорят, что в России перевелись любители природы. Вячеслав НЕЧИПУРЕНКО. НОВОСИБИРСК. конкурс: ||1М1!1ГПНЦ I I | ховного С о в ета I п роф ессо р Руслан ■ ЛАТОВ поведал с | нам о некоторых непригляд- ■ ных ф актах из своего д етст-1 ЗАКАПЫВАТЬ ОН УЧИЛСЯ С ДЕТСТВА Э кс-п р ед сед ател ь В е р -1 России ХАСБУ- сограж да- I «Я пошел в школу в пять лет... Учиться не хотел, да же букварь в землю зако- пал, надеялся, после этого | учителя от меня отстанут». | 1 Р.5. Давн ий опыт очень я пригодился в будущем - ко - 1 1 гда возглавляемый Русланом Имрановичем Верховный I Совет активно помогал .«за- ■ ^салы еатъ » Советский С о ю ^ ^ К А К Б Ы П И Т Е Р Н Е С М Ы Л О В Законодательном собра нии Петербурга прошла кон ференция с участием ученых и строителей гидрозащитных сооружений. Специалисты сделали очередную попытку предупредить город о смер тельной опасности. П р о р о ч еств а типа «Быть городу пусту!» сыпались на Питер со дня его основания и, увы, имели под собой научную основу. З а триста лет С ев е р ная столица переж ила 29 5 по топов, три из которых (осо б ен н о н аводнен ие 1824 года, оп и сан н ое Пушкиным в поэме «Медный всадник») были п ро сто катастрофическими! Так вот, в ближ айш ее деся тилетие специалисты сн о ва п р ед ск азы ваю т П етербургу серию крупных наводнений, включая ту самую страшную волну, что с дьявольской точ ностью приходит р а з в столе тие. На этот р а з мы не отде лаем ся п арой подтопленных набереж ны х, снесенными в з а лив кораблями или д аж е зал и тыми станциями м етро. «Н ева, как звер ь остервенясь, на го род кинется», и мир вздрогнет. По п рогн озам ученых, по топ, могущий превратить П е тербург в зон у глобальной экологической к атастр оф ы , о со б ен н о вероятен в январе. Именно январские н аво д н е ния м етео р о л о ги н азы ваю т самыми опасными. Все надежды на то, чтобы уже в ближайшие годы строители ус пели закон чи ть в о зв ед ен и е дамбы. Защитные сооруж ения от наводнений строят уже 22 го да. О бъект был зак о н сер в и р о ван вскоре после н ач ал а пе рестройки - кончилось ф инан си рован ие. З атем под б е з д е нежье подвели и д еологи ч е скую (дамба - это пережиток социализм а) и экологическую (от нее вода портится и рыба дохнет) основы. Нынче, когда противников строительства уже почти не осталось, дам бу решили «до бить». О казал о сь, что стройка зав ерш ен а прим ерно на 80 процентов, за то оставшиеся 20 инженеры назы ваю т самым трудным участком. Рабочим надо соорудить очистные со оружения, водо- и судопропу скные ворота (здесь проходит главный ф ар ватер ) и закончить тоннель из Кронш тадта в Л о м оносов, который, между про чим, проходит по дну залива. По самым оптимистичным прогн озам , закончить строи тельство дамбы можно будет в 2 0 0 8 году. Между тем, по словам специалистов, это пол ная чепуха. - Подсчитано, что для з а верш ения р а б о т нужно б о л ее 80 0 миллионов д олларов. О д нако текущ ее ф и н ан си р о ва ние составляет не б о л е е 180- 21 0 миллионов рублей в год. То есть одну десятую часть от того о б ъ ем а, что требуется для соблю дения графика. Та ким о б р а з о м , мы мож ем п ро возиться ни много ни м ало, а целый век! - говорит Алек сан д р С авинов, начальник Уп равления строительства гид розащ и тны х сооруж ен и й . - П равд а, бою сь, что стихия от пустила нам го р азд о меньше времени. Но основания для оптимиз м а все-таки есть. С помощью ф едеральных властей и между народных экспертов удалось найти прим ерно две трети от нужной суммы. Ч ерез пару м е сяцев Европейский бан к р е конструкции и развития подки нет, вер н ее одолжит, под га рантии правительства России 245 миллионов долларов. Так что стройку, возможно, р азм о розят уже в следующем году. Кстати, ученые утверждаю т, что с помощью дамбы удастся избеж ать не только последст вий наводнения, но и загр яз нения Финского зали ва. Хуже, во всяком случае, точно не бу дет. Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. НЕГРОМКАЯ ДАТА Д Е В У Ш К А С М Е Ч О М КРУПНЕЙШЕМУ МЕМОРИАЛУ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ ИСПОЛНЯЕТСЯ 35 ЛЕТ Ровно 35 лет назад, 15 октя* бря 1967 года, был открыт грандиознейший мемориаль ный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде. Мас штаб понятен: битва на Волге стала крупнейшей в истории всех войн человечества, и ме мориал замышлялся соответст вующий. Кстати, конкурс на лучший проект объявили ещ е в 1У45-м, а строить начали весной 1959 года. Могли ран ьш е, но С та лин посчитал, что прежде н адо воздвигнуть убедительный памятник в честь наш ей П о б е ды в Берлине и только потом увековечить подвиг сталин град цев. В конкурсе участвовал весь цвет советской архитектуры и ваяния. О д н ако итог был п ред сказуем . П осле создания п а м ятника-ансам бля в б ер л и н ском Т рептов-парке л а у р е а т С талинской премии Евгений Вучетич пользовался б е з гр а ничным довери ем вождей. В м ае 1959-го стройка заки пела. По ходу Вучетич вносил изм е нения в проект - д а какие! М а ло кто зн ает, что, согласн о его п ер во н ач ал ь н о м у замы слу, главный монумент выглядел с о верш енн о иначе: на верш ине кургана долж на была встать Родина-мать с красным з н а м енем и коленопреклоненным б о й ц ом , а ещ е две грандиозны е лестницы. Но ко гда лестницу уже построили, Вучетич задум ал изменить уже утвержденный проект. Вучетич просто пошел к Хрущеву, пого ворил - и ступени слом али, стали делать дорож ку-серп ан тин... О б этом мне р а с с к а за л а Валентина Клюшина. Ныне з а служенный строитель России, зам . ди ректора пам ятника-ан сам бля, а тогда сотрудник Вол гоградского горисполком а, ку рирующ ая строительство. О т нее узнал я и о многих других событиях той необы чн ой стройки. Итак, Вучетич м еняет замы сел, и Родина-мать остается одна. У бирает он и помпезный постамент, повторяющий стоя щий в Берлине. Главная фигура вы растает до 36 м етров. Но и этот вари ан т просущ ествовал недолго. Едва строители успе ли сделать фундамент, как фи- р а «подросла» до 52 м етров, ришлось срочн о «пригру- зить» о сн ован и е, чтобы он о выдерж ало 85-метровый (вме сте с мечом) монумент, веся щий 8 тысяч тонн. Покоится он теп ерь на насыпи, в которую тогда уложили 150 тысяч тонн земли. Много путаницы было и со стелой, на которой высечены сл о в а Василия Г р о ссм ан а: «Железный ветер бил им в ли цо, а они все шли вперед, и сн о в а чувство с у е в ер н о го страха охваты вало противни ка: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» Задумы ва л а с ь о н а как С тен а слез. Сверху должны были катиться капельки воды, омывая м о заи ч ные гвардейские зн ам ен а с именами павших. А в нынеш нем З а л е воинской славы п редп олагалось разм естить ху дож ественную п ан орам у с р а жения. Когда же коробку для полотна уже выстроили соглас но проекту, Вучетич решил, что для панорамы н адо поставить специальное здани е в другом м есте (что затем и 'сделали). К тому времени он уже вышел из Студии имени Грекова, чьи ху дожники писали ж ивописное полотно и, по свидетельству людей знающих, ск о р ее всего просто не хотел делить славу а в то р а и создателя м ем о р и а ла. А как же тогда использо вать готовый пантеон? Туда Ев гений Викторович решил п ер е нести те самы е зн ам ен а. Так С тена слез р а зо м лишилась и мозаики, и слез. И этот вопрос Вучетич бы стро «провел» ч ерез ЦК. С м озаикой п антеон а слу чился крупный конфуз. С ней р аб о тал и м астер а из Л енин града. А худож ественное стек ло им поставляли из украин ского города Л исичанска. М о заичники выкладывали интерь е р по м ер е поступления м а те ри ала. Когда же сняли 1.200 кв. м етров л есов, все ахнули. Тона на стене настолько отли чались, что стены напоминали шахматную доску. Между тем близился срок сдачи объекта. Тогда Вучетич вновь использует с в о е « тел еф о н н о е п раво » . Позвонил Брежневу, тот - Ш е лесту, первому сек р етарю ЦК КП Украины, а уж он - на свой зав о д в Лисичанск. Короче, на пятый день машины доставили на курган н овое стекло... Н а д в о р е был июнь, до от крытия всего 4 месяца. А надо сн ова восстановить л е с а , под готовить и уложить тысячу квад ратных м етров разноцветных стеклышек. О чен ь помог леген дарный ком ан дарм 62-й армии Василий Чуйков. О н был у Ву четича главным консультантом проекта. В расп оряж ен и е ш та б а стройки отком андировали 5 0 0 солдат здеш него полка ПВО. Р аботали бойцы п о-ста хановски. Ч ер ез три недели ин тер ь ер о б р ел задуманный вид. ...В один из весенних дней 1967-го главный и нж енер «Волгоградгидростроя» Юрий А брам ов по пути на р аб о ту ус лыш ал, как ребятишки, глядя на фигуру Родины-матери, сп о рят, отчего так сильно р а с к а чивается меч в е е руке. А б р а мов поднял голову и уж аснул ся. Н ем едленно провели о п е ративку, а уже на следующий день п риехала специальная ко миссия из Москвы. О к азал о сь , что инженеры не учли данные многолетних наблюдений за р озой ветров. Новенький титановый меч был развер н у т плашмя по отн ош е нию к ветру. С рочн о в нем сделали несколько отверстий, чтобы меч мог свободн о п р о дуваться, а столичная комиссия реком ен д овала зам енить его на стальной. В ЦАГИ при испы таниях новой .конструкции из нержавейки дали заклю чение, что о н а испытывает такую же нагрузку, как крыло сам о л ета при полете. Конечно, исполь зовать в таких условиях тита новый сплав было нельзя. П о тому новый меч не только изго товили из другого м атер и ал а, но и развернули р еб р о м к ве тру. Но это будет несколько позже... Для подсветки главной скульптуры т р е б о в а л о с ь 5 0 мощных прож екторов. Их нигде не могли достать. Все, что про изводилось, по р азн ар яд к ам уходило в Москву, Ленинград, другие столицы С ою за - все го товились к торж ествам по слу чаю 50-летия Октября. Из Вол гограда ком андировали Клю- шину с письмом к Промыслову, тогдашнему столичному град о начальнику. С трудом о н а п ро би лась к п редседателю М ос го ри сполком а. Но П ромы слов равнодуш но п робеж ал глаза ми по строчкам письма, ска зав , что М осква ничем помочь не в силах. Тогда Клюшина рванула прямиком на зав о д «Э лектромаш » в город Гусев в Калининградской области. Ди ректор на мольбу о помощи только руками развел . А потом говорит Вале: а выступить пе р ед рабочими по р ади о и по просить их сможешь? И о н а о б р ати л ась по з а в о дской радиосети к коллективу. Р асск азал а о своих мы тарст вах, о м ем ориальном комплек се... П ервая см ен а о стал ась в полном со ставе на вторую , а вторая - на третью. В общ ем , 50 изготовленных по ночам прож екторов «С айра» ушли в Волгоград. Э то лишь несколько ф р аг м ентов летописи стройки, п ро долж авш ейся 8 лет и 5 м еся цев. С той поры много воды утекло. Но во вс'е врем ен а М а м аев курган был в стр ан е м е м о р и ал ом № 1. Д аж е в самы е нищие годы здесь вовремя под стригали траву и ухаживали за деревьями. П равд а, чего это стоило - знаю т только те, кто здесь р а б о т а е т з а символиче скую зарплату. Вот и 60-летие С талинградской битвы М ам аев курган встречает достойно, ох ран яя покой зах о р о н ен ны х здесь 35 тысяч защитников го рода. Илья БАГНЮК. ВОЛГОГРАД. ЗАМЕТКИАВТОЛЮБИТЕЛЯ ЧЕЛО ВЕК З А РУЛЕМ ЧУ ТЬ -ЧУ ТЬ КАМ И КА Д ЗЕ СТАТИСТИКА ФИКСИРУЕТ БУРНЫЙ РОСТ АВТОМОБИЛЬНЫХ АВАРИЙ И УГОНОВ НА РОССИЙСКИХ ДОРОГАХ Каждый год на дорогах России гиб нет около 30 тысяч человек. И мы, ка жется, привыкли к этой страшной циф ре. Но в нынешнем году и этот чудо вищный показатель будет превзойден, Россия окажется на третьем месте в ми ре по числу смертей на дорогах. Боль ше людей под колесами уничтожается только на целых континентах - в Афри ке и в Азии. По отечественной статистике, с янва ря по август нынешнего года в ав то к а тастр оф ах погибло уже около 19 тысяч граждан. А впереди снегопады с гололе дами и р езк о е увеличение в этот пери од числа ДТП. К концу года количество ж ертв на дорогах достигнет 35-40 тысяч. Д о б авьте 200 тысяч раненных в а в а р и ях, часть из них навсегда останутся ин валидами и калеками... Бедствие носит не только гум анитар ный, но и экономический характер. М а териальный ущ ерб от него в м асш таб ах страны , по самым минимальным и отн о сительным оценкам , составляет около 4 млрд, д о л л ар о в ежегодно. А как изм е рить горечь утраты родных и близких? Столь чудовищные показатели достиг нуты в стране, которая по уровню авто мобилизации болтается где-то во второй сотне стран, рядом с Перу и С олом оно выми островами. В России по состоянию на прошлый год было около 21 млн. лег ковых автомобилей. В островной Японии - свыше 60 млн. Тем не м ен ее число по гибших. на дорогах соседнего государст ва в прошлом году снизилось и состави ло 8,7 тысячи человек. Д аж е в США под колесами и на колесах гибнет меньше, чем в России. При том что, как известно, ам ери канец рождается в машине, там же ест, отдыхает и даж е зачин ает детей. А легковой автоп арк Соединенных Штатов приближается к 140 миллионам единиц, о бщ ее же число транспортных средств - около 20 0 миллионов! Нельзя сказать, что в России не видят проблемы . «Чувство глубокой тревоги и обеспокоенности» витало на правитель ственном селекторном совещ ании, п ро веденном по результатам первого полу годия. Зам .м инистра МВД А .Чекалин з а явил, что его ведомство приступило к детальному ан али зу ситуации в городах- «миллионниках», в большинстве из кото рых количество тран сп о р та вдвое п р е выш ает пропускную способн ость а в то дорог. В качестве других причин бедст вия милицейский чиновник поминает «загадочную русскую душу», толкаю щую на созн ательн ое наруш ение П р а вил дорож н ого движения, вождение б ез п рав и пьянство за рулем. К авари ям такж е приводят м алая ширина п р о е з жей части, н едостаточн ая о св ещ е н ность, плохие дороги. П оследнее о б сто ятельство воспето ещ е Гоголем, но дальш е констатации дело не идет. США основу своей автом обильной сети - скоростны е м агистрали с шести полосным движением - созд авали ещ е в довоенный период. Зан им алось этим го сударство под руководством президента Рузвельта, который в том числе и таким о б р а з о м вытаскивал страну из ж есто чайш его экономического кризиса. Н а строительство дорог выделялись огром ные средства, туда же в м ассо вом коли честве привлекались б езр аб о тны е. А ведь тогда в США было «всего-то» 10 млн. авто! П рим ерно то же сам о е происходит сей ч ас в Китае, который еж егодно сд а ет в эксплуатацию б о л ее 3 тысяч кило м етров скоростных ав то стр ад и по их протяженности вышел на вто р о е м есто в мире после США. Имеются в виду д о роги такого качества и такой техниче ской оснащ енности, каких в России во общ е нет и не предвидится. При этом в Китае подавляющ ее большинство н асе ления только м ечтает о б автом оби ле, а пока ездит на велосипедах. В России же еж егодно прибавляется около миллиона авто - при б езн ад еж ном отставании дорож ного строительст ва. В условиях бурной автомобилизации в России, когда за руль садится все больш е неопытных водителей, и при от сутствии денег на адекватн ое развитие дорож ной сети, ситуацию могли бы не сколько смягчить чрезвычайные меры в административной плоскости. ГИБДД- ГАИ же после принятия нового, не уст раи ваю щ его эту структуру А дминистра тивного кодекса, кажется, вообщ е опус тила руки. Реш ение «п роанали зи ровать ситуацию в городах» ведь не назовеш ь радикальным. О со б ен н о после того как за пять последних лет на российских д о рогах было убито 150 тысяч человек и б е з того активно вымирающ его н асел е ния. Увы, на этом беды российского ав то любителя не заканчиваю тся. Те, кому посчастливилось избеж ать автокатаст рофы, подвергаю тся ещ е одной все воз растающ ей и даж е см ертельной о п ас ности. Некогда безобидны е для жизни владельцев авто угоны становятся все б о л ее кровавыми, счастливые о б л а д а т е ли колес все чащ е рискуют не только кошельком, но и собственной жизнью. Все б о л ее соверш енны е противоугон ные устройства и отсутствие адекватных закон ов, системы в б о р ь б е с угонщика ми заставляю т преступников действо вать п рощ е и эфф ективнее: бить водите ля по голове чем-нибудь тяжелым. Громкие ЧП такого р о д а, в результа те которых пострадали десятки извест ных людей, являются уже не ужасными исключениями, а привычным делом. П а мятное многим ж естокое убийство двух московских студентов из-за дорогого джипа вроде бы всколыхнуло общ ество, сам президент контролировал ход след- р о в ан о около 80 тысяч посягательств на автотранспортны е средства. А сколько не заф и к си р о в ан о ? Р аскры ваем ость этих преступлений - на уровне 20 про центов. В большинстве своем «раскры тие» - это просто брош енный преступни ками за ненадобностью автомобиль. С траш ная статистика свидетельству ет: преступники не опасаю тся возм ез дия, ч Поэтому в последнее время р а с пространился новый вид грабеж а: с н а чала машину силой отнимают, а потом требую т за нее выкуп. Крадут даж е строительные катки и бульдозеры , на которых вроде бы далеко не уедешь. На что надеяться человеку за рулем? Слабым утеш ением выглядит то, что у нас пока в абсолютных цифрах крадут меньше машин, чем на З ап ад е. Авто парк-то в России небольшой. Н апри м ер, в США в 1991 году было украдено 1,2 млн. автом обилей. Но там все ужесточаю т борьб у с этим видом п ре ступлений. Соверш енствую тся законы, Ставшая привычной сценка из российской «дорожной» жизни. А тем врем енем при активном уча стии милиции со зд ан а новая генерация водителей, никогда не сдававших экза м енов и не имеющих никакого п редста вления о П равилах дорож ного движе ния. Тема злоупотреблений в рядах ГИБДД ничего, кром е тошноты, у граж дан не вызывает. И все же оцените: в М оскве есть фирмы, практически офици ально предлагающ ие услуги по п р о д а же... водительских прав! В последнее время появилась тенден ция освобож дения от ответственности лиц, совершивших ДТП со смертельным исходом. В почте «Д елового вторника» есть несколько душ ераздирающ их пи сем родственников погибших в автока- строф ах, которые пишут о б упорном не желании милиции доводить до конца возбужденные дела. Логика проста: по гибшего не вернеш ь - какой смысл засу живать виновника? Тем б о л ее если он «правильно ведет себя» в п роцессе д о з нания или следствия... ствия - ведь жертвами стали внук пред седателя С овета ди ректоров «ЛУКОЙ Ла» и дочка декан а социологического факультета МГУ. И что? Тех бандитов нашли, но сколько подобных историй ещ е случилось. Последняя, м ен ее кро вавая - с известным артистом , экс-«на- найцем» Левкиным, отделавшимся кон тузией и насморком , уже восприним ает ся обыденно. Ведь машины отби рали и у жены вице-мэра Москвы, и у п р ед сед а теля комитета Госдумы, и у писателя Жванецкого, и даж е у супруги сам ого министра внутренних дел! А сколько имен попроще... По милицейской статистике, которая по понятным причинам не д а е т объек тивной картины, число угонов по М оск ве за п ервое полугодие составило око ло 5 тысяч - то есть ожидается полуто- ра-двухкратный рост по сравнению с прошлым годом. Но и остальная Россия не отстает. В 2001 году по стр ан е было украдено около 50 тысяч авто, зафикси- усиливается техническая б а з а полиции. П осле принятия конгрессом акта по б о р ь б е с кражами автом обилей в 1992 году удалось не только остановить рост этих преступлений, но и сократить их число: в 1995 году их было заф и кси ро вано 1 млн. 180 тыс. А во Ф ранции из 38 9 тысяч угнанных автом обилей три четверти возвращ ен о владельцам. Было бы наивным относить наши б е ды целиком к компетенции милиции. О б е они - общ енациональны е и должны решаться на уровне ф едеральн ого п р а вительства и п арлам ента. Но пока что нет признаков того, что власть сп о со б на предложить России что-то в этом плане, кром е дем онстрации о за б о ч е н ности. Милицейские же начальники вообщ е склонны все валить на народ, который сам как всегда виноват в своих бедах. А посему всякий гражданин в России, садящийся за руль, - чуть-чуть камикадзе. Михаил МОРОЗОВ. 15 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА у
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz