Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
1 2 о к т я б р я 2 0 0 2 г . , N 9 2 0 0 ( 2 1 8 2 8 ) ШИПЕЦКАЯ ш)ж г а з е т а 6 1 2 З А П ЕК АНКА И З ТЫ К ВЫ С ТВОРО ГОМ Очищенную тыкву нареза ют кусочками и припускают с маслом до готовности. За тем смешивают с густой ман ной кашей, сваренной на мо локе, и хорошо отпрессован ным творогом. Кладут яйца, сахарный песок, соль, тмин. С А М С ЕБЕ Д О К Т О Р ■■ В е д у щ а я р у б р и к и — Г а л и н а К А Й Д А Ш К О . Д.Р. Киплинга «Маугли». 18. В Париже его продают на улицах жаре ным. 19. Жидкость с пряностями для заготовки овощей на зиму. 20. Сорт сливы и Вселенная. 21. Сжатое поле. 25. Был ребенок—не знал пеленок, а стал стариком—сто пеленок на нем (заг.). 26. Плод с пуш ком и с кремешком (заг.). 27. Изделие из табака. 31. Хоть трава и мала, да ягода мила. 33. Торгово-промышленное поселение на Руси. 34. Цветок медовый, а плод пудовый (заг.). 35. Плодовое, медоносное, масличное дерево семейства розоцветных. 36. Медвежий лук. П о в е р т и к а л и : 1. В рот—красную кашку, изо рта костяшку (заг.). 2. Она бывает сахарная, кокосовая. 3. Красна и зерниста, сладка и душиста (заг.). 4. Второй сын родителей, съевших яблоко в раю. 7. Сорт винограда Армении. 8. Аллигаторова груша, семейства лавро вых. 10. Сорт огурцов. 13. Ягода—и кисло, и сладко, и колко, и глад ко, и манит, и ранит. 14. Морская капуста. 16. Травянистое растение семейства губоцветных, пряность. 17. Сорт черной смородины и му зыкальное произведение. 22. Сорт винограда и абрикоса. 23. Унера дивого хозяина он забивает все огородные культуры. 24. Сорт арбу за. 28. Урепы сестра на язык остра. 29. Наивысший сорт продуктов. 30. То, чем питался Балда у попа. 32. Листья —плотные да лаковые, плоды—желтые да лакомые (заг.). ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ 5 ОКТЯБРЯ По горизонтали: 5. Соска. 6. Моряк. 8. Онагр. 9. Тельняшка. 11. Ганг. 13. Кара. 15. Тон. 16. Бумага. 18. Нал. 20. Конспиратор. 21. Кол. 22. Сяопин. 23. Лир. 24. Кинг. 26. Рама. 28. Компьютер. 32. Бедро. 33. Кабак. 34. Собор. По вертикали: 1. Коала. 2. Бант. 3. Тога. 4. Ягуар. 6. Мел. 7. Куш. 10. Нерадивость. 12. Гинеколог. 13. Контролер. 14. Руссос. 15. Табак. 17. Апа тит. 19. Ликер. 25. Иафет. 27. Молот. 28. киот. 29. Мак. 30. Ток. 31. Роса. П О В О Д Д Л Я Р А ЗМЫШ Л ЕНИ Я ЧТО ПОС ЕЕШЬ О л ь гу П е т р о в н у Д . я з н аю очень д ав н о . Девять л е т н а з а д ум е р е е супруг, я был н а п о х о р о н а х . У н и х о д н а д о ч ь Л и з а , в р а ч . Пять л е т н а з а д о н а вышла з а м у ж , и м олоды е п р о ж и в аю т вм есте с м а т е р ью . К а к -т о т а к получилось, что после п охор о н м у ж а я н е встречался с Ольгой П ет р о в н о й . И во т н е д а в н о в с тр е тил и сь , р а з го в о р и лись. О н а т а к о ж и вл ен н о н а ч а л а р а с с к а зы в а т ь о своем жи тье-бы тье. С утра до вечера на кухн е: готовит, моет посуду, сти рает, делает разные заго товки на зиму. «А что же молодые?» — прервал я ее рассказ. «Дочь с мужем ждут, когда им сготовлю. А так читают, смотрят те левизор, гуляют». После, идя домой, кдк я ни пытался, не мой выз вать в себе сочувствие к ио -1 жилой женщине. Не мог по двум причинам: во-пер вых, возможно, что мать и в преклонном возрасте с удовольствием несет этот свой крест: подает дочери и любимому зятю кофе в постель. Кто бросит в нее за это камень? И за что жа леть, если она счастлива этим ухаживанием за сво им, пусть уже взрослым, ребенком? А во-вторых, если это ей в тягость, то жаловаться и сокрушаться вовсе бессмысленно: что по сеяно, как говорится... От домашнего труда ни куда не денешься. Он, ко нечно, видоизменился, но не исчез. Да и не исчезнет никогда. Значит, надо с малых лет приучать детей к самому необходимому труду по дому. Я наблю дал, как это делала моя жена и поступает сейчас также с внуками. Трехлет- няя дочь с мамой вместе пропалывала на даче гряд ки с морковью, тряпкой стирала пыль с мебели, поливала цветы, сын бегал в магазин, мыл посуду, вы носил мусорное ведро, ра ботал с пылесосом. Причем все это делалось с желани ем, без принуждения. И не надо бояться соседских об винений в жестокости. В противном случае в семье образуется не сотрудниче ство, так ей необходимое, а некое противоборство: старшие хотят заставить младших что-то сделать, а те сопротивляются — кто кого одолеет. И зачастую родители, устав от беско н ечны х н ап ом ин аний , предпочитают выполнять любую работу сами, чтобы только «не связываться» и «не портить себе нервы». Тогда лень детей расцве тает уже беспрепятственно и заставить их трудиться по- настоящему становится почти невозможно. А потом мы с не доумением спрашиваем, от куда берутся невесты, не уме ющие пришить пуговицу, или зятья, неспособные вбить гвоздь в доску. Жизненные наблюдения и с наука утверждают, что •пер вые впечатления играют ог ромную роль в жизни ребен ка, в становлении его харак тера. Дети чаще всего связа ны с матерью, с ее голосом, руками, улыбкой и ее рабо той в доме. Да, с этой самой ежедневной домашней рабо той, которой она занимается на глазах малышей. С эмо циональным восприятием ма теринских действий, ее трудо вых усилий у детей выраба тывается и отношение к ним, я бы подчеркнул, со знаком «плюс» либо со знаком «ми нус». Тут как раз и заклады вается нравственный стер жень, основа человеческой личности. Между прочим, лично я в чем-то отказался бы от служ бы быта, будь это необходи мо. Оглянитесь вокруг: мно гие папы свободное время тра тят на телевизор или домино, карты во дворе, напрочь ра зучившись орудовать обыкно венным молотком или топо ром. Выключатель — и тот починить не можем. Потом стонем, сокрушаемся, откуда берутся такие ленивые дети. Я культивировал бы в доме починку одежды, мебе ли, ремонт квартиры, всякое рукоделие. Это же прекрасно — подарить вещи вторую жизнь или всей семьей обно вить свое жилище. В народе всегда стреми лись приохотить, а не прину дить детей к домашнему тру ду. Знали — охота пуще не воли, а потому считали: пусть труд обернется сначала своей нарядной стороной. Таким пу тем пробуждали тягу к тру ду, интерес к творческим его сторонам, вырабатывали тер пение, внимание, выдержку, способность к большим на пряжениям и, что я бы еще особенно подчеркнул, чув ство заботы о ближнем. По- ' являлось как раз то, чего так не хватает в семье Оль- : ги Петровны . Сейчас я вижу: сплошь и рядом | | многие женщины застрева- ; ют на монотонном, беско- нечном, обслуживающем ||| труде и его-то считают глав- ' ' ным материнским подви гом. Я спрашиваю: «Разве ; это справедливо? Совершен- • но не на пользу многие ваши жертвы. Ребенку нуж на не мать-служанка, по стоянно уставшая от до машних забот, а мать, жи- , > вущая полнокровной жиз- ^ нью свободного, созидаю щего, состоявшегося чело- .... века. И такой человек дол- 1| го может быть нравствен- Ц ной опорой своих детей, внуков и их прибежищем в трудную минуту жизни». >- Я хорошо понимаю, что упорядочить быт не так лег ко, но можно. А чтобы этот процесс не был утомитель ным, надо сделать домаш- | ний труд творческим, с эле ментами выдумки и изоб ретательности. В этом и заключается смысл роди- * тельского творчества: опре делит!; что надо ребенку, и твердо, но бережно, вес ти его в жизнь. Обязатель но твердо, уверенно — это отцу. И обязательно береж но, осторожно — это мате ри. Согласовать эти свои, вроде бы, противоречивые, а на самом деле взаимодо полняющие функции — еще одна, творческая, за дача для отца и матери. Если она будет выполнена, в детях обязательно про явится чувство заботы, и они в свое время будут при ходить к постаревшим ро дителям на помощь. Вспомним Макаренко. Он окружал ребят заботой, какой они не видели в пре жней своей жизни, и в то же время давал им возмож ность заботиться о других — о друзьях, товарищах, коллективе. Максимум за боты о детях с максимумом предоставленной им воз можности заботиться о других — вот, пожалуй, идеальное воспитание. В хорошей семье никто никого не воспитывает, просто дружно живут, каж дый старается взять на себя работы побольше — вот и вся педагогика. Домашнее «бюро услуг» по отноше нию к детям с годами все больше сворачивает свою деятельность, все больше расширяется «сфера у с луг», которые дети оказы вают взрослым. Тут сама собой развивается эта дра гоценная деликатность, которая отмечает истинно воспитанного человека: ни при каких обстоятельствах не доставлять хлопот дру гим, не требовать заботы о себе и постоянно стремить ся облегчить жизнь окру жающим. И тем родите лям, которые жалуются на неблагодарность своих де тей, которые мало заботят ся о своих престарелых ро дителях, хотелось бы ска зать следующее: «Заботу нельзя требовать ни от де тей, ни от кого-нибудь еще. Ее можно только прояв лять и ждать, что и дети научатся тому же. Если же дети оказываются неблаго дарными, значит, мы ког да-то, в чем-то просчита лись в смысле их воспита ния». Николай УСИК, почетный гражданин г. Липецка ше сока) поместите в стеклянный сосуд или банку, залейте 96 % спиртом 0,2 л и плотно закройте. Емкость необходимо выдержать в темноте и прохладном месте 10 суток, а затем массу процежива ют через плотную ткань (много слойную марлю), отжимают и до полнительно отстаивают 2-3 дня. Настойку пить с холодным мо локом (50 г на прием) 3 раза вдень за 20 минут до еды по несколько (от 1 до 15) капель. Начиная с 11 - го дня принимать по 25 капель с молоком три раза в день тоже до еды, пока не будет выпит весь объем настойки. Хлопотно? Зато с полным ос нованием можно твердить: «Не расстанусь с комсомолом!» Основ ное же состоит в том, что подоб ная процедура способствует очи щению организма от избытка жи ровых соединений, делает более благоприятным ход целого ряда важных обменных процессов, по вышает эластичность наших кро веносных сосудов. Настойка теснит склероз с его «благодеяниями» (стенокардия, инфаркты). Сопут ствующее лечению улучшение зре ния в нынешний век информации тоже дорогого стоит. Здоровья вам! А л е к с е й М А ЛИКОВ . «Р асскаж ит е, пож алуйст а, р е к о м е н д у е т с я л и пит ь в о д у на т ощ а к и в о в р е м я е д ы ? » Выпитая натощак вода, осо бенно холодная,газированная, а также подслащенные напитки, спадкие соки усиливают перис тальтику кишечника и тем самым оказывают послабляющее дей ствие. Поэтому страдающим за порами рекомендуется выпивать до завтрака стакан холодной воды или сладкого холодного сока. Очень горячие напитки натощак пить не следует, они неблагопри ятно действуют на слизистую обо лочку желудка. Вредно пить холодную воду после обильной жирной пищи. Такая пища дольше задерживает ся в желудке, и если выпить мно го воды, он еще более перепол няется, растягивается. Появляет ся неприятное ощущение распи- рания, дискомфорта. Кроме того, переполненный желудок рефлек- торно усиливает перистальтику кишечника, вызывая понос. Пос ле жирной пищи лучше выпить не большое количество горячего чая. Не рекомендуется пить во время еды людям, борющимся с полнотой. Пища, разбавленная жидкостью, становится кашице образной, в таком виде она быст рее покидает желудок. Появляет ся чувство голода, вынуждающее нарушать диету. Полным людям лучше не запивать пищу, а пить до еды или через некоторое вре мя после еды. Не пейте сразу после того, как съели фрукты или ягоды. Это мо жет вызвать сильное вздутие ки шечника. Запивать рекомендует- ВЫ П Р О С И Л И Р А С С К А ЗА Т Ь ся только сухую пищу: бутербро ды, пироги, сухари, сухое печенье, которые трудно проглотить всухо мятку. Но помните: количество выпиваемой в течение дня жид кости не должно превышать 1,5 литра. Ее общий объем вместе с той водой, которая поступает с продуктами питания, должен со ставлять в сутки в среднем 2000- 2400 миллилитров. Избыточное употребление жидкости нежела тельно идаже вредно: оно способ ствует вымыванию из организма ценных пищевых веществ, в том числе минеральных солей и вита минов. Кроме того, обильное пи тье создает неблагоприятные ус ловия для работы сердечно-сосу дистой системы и органов пище варения. Имейте в виду, что горячие и теплые напитки всасываются и утоляют жажду быстрее, чем хо лодные. Если часто хочется пить, например, в жару, лучше выпить немного горячего чая, притом зе леного. Не следует выпивать мно го жидкости за один прием: жаж ду не утолите, а большая часть выпитого выведется из организ ма в течение двух часов. К тому же массивные нагрузки жидко стью вызывают неприятные субъективные ощущения. Но и резкое ограничение воды без осо бых ктому причин тоже нежела тельно. Режимы с повышенным или пониженным содержанием жидкости назначает врач по ме дицинским показаниям. е с н о к , л у к о в б р а т духи. Да, между ними, как приня то в подобной ситуации шутить, наметились две большие разни цы. Но, пожевав петрушки, можно полностью устранить неприятный запах изо рта после чеснока. Бла го, чеснок и отменный аппетит по сути «близнецы-братья». Древние целители Тибета в поисках эликсира омоложения организма остановились на ре цепте, предусматривающем ис пользование именно чеснока как едва не универсального лекар ства. Современные медики с ними вполне солидарны, во всяком слу чае в том, что чесночные настойки позволяют здорово подтянуть то нус и стимулировать защитные силы организма. Как приготовить чесночную настойку? Очень просто: тщатель но промойте и очистите 350 г чес нока, мелко порежьте, разотрите с помощью деревянной ложки в тарелке. 200 г полученной кашицы (брать ее лучше снизу, где поболь- КРОССВОРД «С а д о в о - о г о р о д н ы й » Н а р о д н а я м е д и ц и н а в сегд а д е р ж а л а ч е с н о к в « к р а с н ом » у г л у своего х р а м а . В з н а м е н и то м сл ов ар е В л ад и м и р а Д а л я , кс та ти , в р а ч а п о о б р а з о в а н ию , н а х о д и м : ч е с н о к д а р е д ь к а , т а к и н а ж и в о т е к р е п к о . П л о х о г о 1 н е п о с о в е т у е м « Ч ер с т вы й хлеб^ | можно «привести в чув- | ство», если завернуть в ; фольгу и разогреть в ду- I ховке. Ч т о б ы о ч и - I щ е п н ы е б а н а н ы н е п о - * т е м н е л и во ф р у к т о в о м с а л а т е , о б д а й т е и х хо- | л о д н о й в о д о й , п о д к и с - , л е н н о й л и м о н н ы м с о к о м . в Печень получит ь ся н еж ной и вкусной , если до жарки ее вымо чить в холодном молоке, а посолить в ''самом кон- | це. О С м е т а н а ■ л у ч ш е в з б и в а е т с я , е с л и д о б а - 1 в и т ь в н е е н е м н о г о я и ч - • к о г о б е л к а . О А если д о бавить в сметану немно- I го молока, она не свер- | нется в супе, соусе или ;■подливке, в Р ы б у п е р е д : ж а р к о й з а м о ч и т е в м о- | л о к е , а п о т о м п о п е р ч и т е и п о с о л и т е — о н а б у - д ет с о ч н о й и н еж н о й . П о го р и з о н т а л и : 5. Орехоплод ное, масличное, южное дерево се мейства розоцветных. 6. Весной она заменяет капусту в борще. 9. Часть дерева, где растут плоды. 11. Си ний мундир, желтая подкладка, а в середине —сладко (заг.). 12 Чер ная? Нет красная! Апочему она бе лая? Потому что зеленая! 15. Сорт (п. 12) черной; персонаж рассказа Интересно, что благотворное влияние чеснока на процессы гни ения и брожения в кишечнике, по жалуй, никто из современных эс кулапов под сомнение не ставит. Со времен Даля «чесноковеды» вовсе не сидели сложа руки. Они, кпримеру, нашли на предмете сво ей слабости соединение, которое нарекли аджоеном от испанского «аджо», что значит, естественно, чеснок. Акакой прок от этого импорт ного словечка, спросит дотошный читатель? Отвечаем: аджоен, как оказалось, предотвращает обра зование тромбов в наших сосудах. Главная же чесночная сенса ция все-таки связана с обнаруже нием селена. Для медицины он давно значит много больше, неже ли просто химический элемент. Селен, к примеру, улучшает вос приятие света сетчаткой нашего глаза. Кроме того, просматрива ется явно обратная зависимость между уровнем поступления дан ного микроэлемента в организм, с одной стороны, и риском заполу чить инфаркт миокарда — с дру гой. Британские фармацевты реко мендуют даже здоровым людям употреблять по 5 граммов чеснока ежедневно. Мы же употребляем чеснока половину килограмма в год. Чесночный дух и французские р 1 л N 0 1 II 1 1 М О РКО В Ь ( З Е Л Е Н Ы М ГОРОШ КОМ Морковь шинкуют, отва ривают и откидывают на сито. Сушеный зеленый горошек перебирают, промывают, за ливают водой, варят и отки дывают на сито. Варят рас сыпчатый рис. Добавляют в него сливочное масло (марга рин), тертый сыр и хорошо пе ремешивают. Соединяют с ва реными морковью и зеленым горошком, сахарным песком, солью. Хорошо смешивают. Выкладывают на смазанную маслом сковороду. Сверху по сыпают тертым сыром и сбрызгивают растопленным маслом. Ставят в духовой шкаф и дают подрумяниться. При подаче посыпают ук ропом. М о р к о в ь — 5 0 0 г, с уш е н ы й го р ош е к — 0 ,5 с т а к а н а , р и с — 0 ,5 ст а к а н а , т е р т ы й с ы р — 2-3 ст о л о вы е л ож к и , с а х а р н ы й п е с о к п о в к у с у , с л и в о ч н о е м а с л о — 2-3 с т о л о в ы е л о ж ки. О Д А Т И З СВ ЕКЛЫ С Я БЛО К АМ И Вареную свеклу и подго товленные яблоки шинкуют соломкой. Добавляют сахар ный песок, лимонный сок, ра стительное масло и хорошо перемешивают. С в е к л а — 5 0 0 г, я б л о к и — 2-3 ш т .. с о л ь , с а х а р н ы й п е с о к п о в к у с у , с о к л и м о н а — 0 ,5 ст о л о в о й лож ки , р а с т и т е л ь н о е м а с л о — 3-4 с т о л о в ы е лож ки . ПЮ РЕ И З СВЕКЛЫ С ГРЕНК АМИ Свеклу нарезают и при пускают с небольшим коли чеством воды. Затем пропус кают через мясорубку. Зап равляют сливочным маслом (маргарином), сахарным пес ком и солью. Подают на тарелке, укла дывая по краям свеклы грен ки. Для гренков из белого хлеба нарезают ломтики пря моугольной формы, смачива ют их в яйце, смешанном с молоком, и обжаривают на сливочном масле до образо вания румяной корочки. С в е к л а — 8 0 0 г, с л и в о ч н о е м а с л о — 3 -4 с т о л о в ы е л ож к и , с а х а р н ы й п е с о к — 2 ч а й н ы е л ож к и , с о л ь п о в к у с у . Н а гр е н к и : б е л ы й х л е б — 1 5 0 г, я й ц о — 1 ш т ., с л и в о ч н о е м а с л о — 2 ст о л о в ы е л ож к и , м о л о к о — 1 н е п о л н ы й с т а к а н , с а х а р н ы й п е с о к — 1 ч а й н а я л ож к а . В " У . и на резанную мелкими кубиками тыкву ва рят в подсоленной воде, а за тем откидывают на сито. До бавляют горячее молоко, са харный песок, толченую ко рицу и хорошо перемешива ют. Выкладывают на смазан ный маслом и посыпанный молотыми сухарями проти вень. Разравнивают поверх ность, посыпают молотыми сухарями, сбрызгивают рас топленным сливочным мас лом и запекают. При подаче поливают маслом. Т ы к в а — 1 к г , м о л о к о — 1 н е п о л н ы й с т а к а н , с у х а р и — 6 ст о л о вы х л о ж ек, с л и в о ч н о е м а с л о — 4 ст о л о в ы е л ож к и , с о л ь , с а х а р п о в к у с у . Хорошо перемешивают. Вык ладывают на смазанные мас лом порционные сковороды (или на противень), разрав нивают поверхность, смазы вают ее яйцом. Запекают в духовом шка фу. К запеканке подают сме тану. Т ы к в а — 6 0 0 г, т в о р о г — 3 0 0 г, м а н н а я к р у п а — 4 ст о л о в ы е л ож к и , м о л о к о — 0 ,7 5 с т а к а н а , я й ц о — 1 ш т ., с а х а р н ы й п есо к — 2 ст о л о в ы е л ож к и , с м е т а н а — 1 н е п о л н ы й с т а к а н , с л и в о ч н о е м а с л о — 3-4 ст о л о вы е л ож к и , т м и н п о в к у с у . Морковь нарезают кусоч ками и с добавлением неболь шого количества молока при пускают до мягкости. Проти рают. Добавляют сливочное масло и хорошо смешивают. Вливают остальное молоко, всыпают манную крупу, са харный песок и перемешива ют. Доводят до кипения. Ох лаждают. Вводят отделенные от белков яичные желтки и хорошо смешивают. Вводят взбитые яичные белки. Осто рожно смешивают с готовым тестом. Выпекают блины на небольших сковородах с мас лом. При подаче поливают ра стопленным сливочным мас лом. М о р к о в ь — 2 0 0 г, м о л о к о — 1-1 ,5 ст а к а н а , с л и в о ч н о е м а с л о — 4 ст о л о вы е л ож к и , м а н н а я к р у п а — 0 ,7 5 с т а к а н а , я й ц а — 5 ш т ., с а х а р н ы й п е с о к — 1 ,5 ст о л о вы е л ож ки . Расход продуктов дан на четыре порции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz