Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

1 2 о к т я б р я 2 0 0 2 г . , N 9 2 0 0 ( 2 1 8 2 8 ) ШИПЕЦКАЯ ш)ж г а з е т а 6 1 2 З А П ЕК АНКА И З ТЫ К ВЫ С ТВОРО ГОМ Очищенную тыкву нареза­ ют кусочками и припускают с маслом до готовности. За­ тем смешивают с густой ман­ ной кашей, сваренной на мо­ локе, и хорошо отпрессован­ ным творогом. Кладут яйца, сахарный песок, соль, тмин. С А М С ЕБЕ Д О К Т О Р ■■ В е д у щ а я р у б р и к и — Г а л и н а К А Й Д А Ш К О . Д.Р. Киплинга «Маугли». 18. В Париже его продают на улицах жаре­ ным. 19. Жидкость с пряностями для заготовки овощей на зиму. 20. Сорт сливы и Вселенная. 21. Сжатое поле. 25. Был ребенок—не знал пеленок, а стал стариком—сто пеленок на нем (заг.). 26. Плод с пуш­ ком и с кремешком (заг.). 27. Изделие из табака. 31. Хоть трава и мала, да ягода мила. 33. Торгово-промышленное поселение на Руси. 34. Цветок медовый, а плод пудовый (заг.). 35. Плодовое, медоносное, масличное дерево семейства розоцветных. 36. Медвежий лук. П о в е р т и к а л и : 1. В рот—красную кашку, изо рта костяшку (заг.). 2. Она бывает сахарная, кокосовая. 3. Красна и зерниста, сладка и душиста (заг.). 4. Второй сын родителей, съевших яблоко в раю. 7. Сорт винограда Армении. 8. Аллигаторова груша, семейства лавро­ вых. 10. Сорт огурцов. 13. Ягода—и кисло, и сладко, и колко, и глад­ ко, и манит, и ранит. 14. Морская капуста. 16. Травянистое растение семейства губоцветных, пряность. 17. Сорт черной смородины и му­ зыкальное произведение. 22. Сорт винограда и абрикоса. 23. Унера­ дивого хозяина он забивает все огородные культуры. 24. Сорт арбу­ за. 28. Урепы сестра на язык остра. 29. Наивысший сорт продуктов. 30. То, чем питался Балда у попа. 32. Листья —плотные да лаковые, плоды—желтые да лакомые (заг.). ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ 5 ОКТЯБРЯ По горизонтали: 5. Соска. 6. Моряк. 8. Онагр. 9. Тельняшка. 11. Ганг. 13. Кара. 15. Тон. 16. Бумага. 18. Нал. 20. Конспиратор. 21. Кол. 22. Сяопин. 23. Лир. 24. Кинг. 26. Рама. 28. Компьютер. 32. Бедро. 33. Кабак. 34. Собор. По вертикали: 1. Коала. 2. Бант. 3. Тога. 4. Ягуар. 6. Мел. 7. Куш. 10. Нерадивость. 12. Гинеколог. 13. Контролер. 14. Руссос. 15. Табак. 17. Апа­ тит. 19. Ликер. 25. Иафет. 27. Молот. 28. киот. 29. Мак. 30. Ток. 31. Роса. П О В О Д Д Л Я Р А ЗМЫШ Л ЕНИ Я ЧТО ПОС ЕЕШЬ О л ь гу П е т р о в н у Д . я з н аю очень д ав н о . Девять л е т н а з а д ум е р е е супруг, я был н а п о х о р о н а х . У н и х о д н а д о ч ь Л и з а , в р а ч . Пять л е т н а з а д о н а вышла з а м у ж , и м олоды е п р о ж и ­ в аю т вм есте с м а т е р ью . К а к -т о т а к получилось, что после п охор о н м у ж а я н е встречался с Ольгой П ет­ р о в н о й . И во т н е д а в н о в с тр е тил и сь , р а з го в о р и ­ лись. О н а т а к о ж и вл ен н о н а ч а л а р а с с к а зы в а т ь о своем жи тье-бы тье. С утра до вечера на кухн е: готовит, моет посуду, сти­ рает, делает разные заго­ товки на зиму. «А что же молодые?» — прервал я ее рассказ. «Дочь с мужем ждут, когда им сготовлю. А так читают, смотрят те­ левизор, гуляют». После, идя домой, кдк я ни пытался, не мой выз­ вать в себе сочувствие к ио -1 жилой женщине. Не мог по двум причинам: во-пер­ вых, возможно, что мать и в преклонном возрасте с удовольствием несет этот свой крест: подает дочери и любимому зятю кофе в постель. Кто бросит в нее за это камень? И за что жа­ леть, если она счастлива этим ухаживанием за сво­ им, пусть уже взрослым, ребенком? А во-вторых, если это ей в тягость, то жаловаться и сокрушаться вовсе бессмысленно: что по­ сеяно, как говорится... От домашнего труда ни­ куда не денешься. Он, ко­ нечно, видоизменился, но не исчез. Да и не исчезнет никогда. Значит, надо с малых лет приучать детей к самому необходимому труду по дому. Я наблю­ дал, как это делала моя жена и поступает сейчас также с внуками. Трехлет- няя дочь с мамой вместе пропалывала на даче гряд­ ки с морковью, тряпкой стирала пыль с мебели, поливала цветы, сын бегал в магазин, мыл посуду, вы­ носил мусорное ведро, ра­ ботал с пылесосом. Причем все это делалось с желани­ ем, без принуждения. И не надо бояться соседских об­ винений в жестокости. В противном случае в семье образуется не сотрудниче­ ство, так ей необходимое, а некое противоборство: старшие хотят заставить младших что-то сделать, а те сопротивляются — кто кого одолеет. И зачастую родители, устав от беско­ н ечны х н ап ом ин аний , предпочитают выполнять любую работу сами, чтобы только «не связываться» и «не портить себе нервы». Тогда лень детей расцве­ тает уже беспрепятственно и заставить их трудиться по- настоящему становится почти невозможно. А потом мы с не­ доумением спрашиваем, от­ куда берутся невесты, не уме­ ющие пришить пуговицу, или зятья, неспособные вбить гвоздь в доску. Жизненные наблюдения и с наука утверждают, что •пер­ вые впечатления играют ог­ ромную роль в жизни ребен­ ка, в становлении его харак­ тера. Дети чаще всего связа­ ны с матерью, с ее голосом, руками, улыбкой и ее рабо­ той в доме. Да, с этой самой ежедневной домашней рабо­ той, которой она занимается на глазах малышей. С эмо­ циональным восприятием ма­ теринских действий, ее трудо­ вых усилий у детей выраба­ тывается и отношение к ним, я бы подчеркнул, со знаком «плюс» либо со знаком «ми­ нус». Тут как раз и заклады­ вается нравственный стер­ жень, основа человеческой личности. Между прочим, лично я в чем-то отказался бы от служ­ бы быта, будь это необходи­ мо. Оглянитесь вокруг: мно­ гие папы свободное время тра­ тят на телевизор или домино, карты во дворе, напрочь ра­ зучившись орудовать обыкно­ венным молотком или топо­ ром. Выключатель — и тот починить не можем. Потом стонем, сокрушаемся, откуда берутся такие ленивые дети. Я культивировал бы в доме починку одежды, мебе­ ли, ремонт квартиры, всякое рукоделие. Это же прекрасно — подарить вещи вторую жизнь или всей семьей обно­ вить свое жилище. В народе всегда стреми­ лись приохотить, а не прину­ дить детей к домашнему тру­ ду. Знали — охота пуще не­ воли, а потому считали: пусть труд обернется сначала своей нарядной стороной. Таким пу­ тем пробуждали тягу к тру­ ду, интерес к творческим его сторонам, вырабатывали тер­ пение, внимание, выдержку, способность к большим на­ пряжениям и, что я бы еще особенно подчеркнул, чув­ ство заботы о ближнем. По- ' являлось как раз то, чего так не хватает в семье Оль- : ги Петровны . Сейчас я вижу: сплошь и рядом | | многие женщины застрева- ; ют на монотонном, беско- нечном, обслуживающем ||| труде и его-то считают глав- ' ' ным материнским подви­ гом. Я спрашиваю: «Разве ; это справедливо? Совершен- • но не на пользу многие ваши жертвы. Ребенку нуж­ на не мать-служанка, по­ стоянно уставшая от до­ машних забот, а мать, жи- , > вущая полнокровной жиз- ^ нью свободного, созидаю­ щего, состоявшегося чело- .... века. И такой человек дол- 1| го может быть нравствен- Ц ной опорой своих детей, внуков и их прибежищем в трудную минуту жизни». >- Я хорошо понимаю, что упорядочить быт не так лег­ ко, но можно. А чтобы этот процесс не был утомитель­ ным, надо сделать домаш- | ний труд творческим, с эле­ ментами выдумки и изоб­ ретательности. В этом и заключается смысл роди- * тельского творчества: опре­ делит!; что надо ребенку, и твердо, но бережно, вес­ ти его в жизнь. Обязатель­ но твердо, уверенно — это отцу. И обязательно береж­ но, осторожно — это мате­ ри. Согласовать эти свои, вроде бы, противоречивые, а на самом деле взаимодо­ полняющие функции — еще одна, творческая, за­ дача для отца и матери. Если она будет выполнена, в детях обязательно про­ явится чувство заботы, и они в свое время будут при­ ходить к постаревшим ро­ дителям на помощь. Вспомним Макаренко. Он окружал ребят заботой, какой они не видели в пре­ жней своей жизни, и в то же время давал им возмож­ ность заботиться о других — о друзьях, товарищах, коллективе. Максимум за­ боты о детях с максимумом предоставленной им воз­ можности заботиться о других — вот, пожалуй, идеальное воспитание. В хорошей семье никто никого не воспитывает, просто дружно живут, каж­ дый старается взять на себя работы побольше — вот и вся педагогика. Домашнее «бюро услуг» по отноше­ нию к детям с годами все больше сворачивает свою деятельность, все больше расширяется «сфера у с­ луг», которые дети оказы­ вают взрослым. Тут сама собой развивается эта дра­ гоценная деликатность, которая отмечает истинно воспитанного человека: ни при каких обстоятельствах не доставлять хлопот дру­ гим, не требовать заботы о себе и постоянно стремить­ ся облегчить жизнь окру­ жающим. И тем родите­ лям, которые жалуются на неблагодарность своих де­ тей, которые мало заботят­ ся о своих престарелых ро­ дителях, хотелось бы ска­ зать следующее: «Заботу нельзя требовать ни от де­ тей, ни от кого-нибудь еще. Ее можно только прояв­ лять и ждать, что и дети научатся тому же. Если же дети оказываются неблаго­ дарными, значит, мы ког­ да-то, в чем-то просчита­ лись в смысле их воспита­ ния». Николай УСИК, почетный гражданин г. Липецка ше сока) поместите в стеклянный сосуд или банку, залейте 96 % спиртом 0,2 л и плотно закройте. Емкость необходимо выдержать в темноте и прохладном месте 10 суток, а затем массу процежива­ ют через плотную ткань (много­ слойную марлю), отжимают и до­ полнительно отстаивают 2-3 дня. Настойку пить с холодным мо­ локом (50 г на прием) 3 раза вдень за 20 минут до еды по несколько (от 1 до 15) капель. Начиная с 11 - го дня принимать по 25 капель с молоком три раза в день тоже до еды, пока не будет выпит весь объем настойки. Хлопотно? Зато с полным ос­ нованием можно твердить: «Не расстанусь с комсомолом!» Основ­ ное же состоит в том, что подоб­ ная процедура способствует очи­ щению организма от избытка жи­ ровых соединений, делает более благоприятным ход целого ряда важных обменных процессов, по­ вышает эластичность наших кро­ веносных сосудов. Настойка теснит склероз с его «благодеяниями» (стенокардия, инфаркты). Сопут­ ствующее лечению улучшение зре­ ния в нынешний век информации тоже дорогого стоит. Здоровья вам! А л е к с е й М А ЛИКОВ . «Р асскаж ит е, пож алуйст а, р е к о м е н д у е т с я л и пит ь в о д у на т ощ а к и в о в р е м я е д ы ? » Выпитая натощак вода, осо­ бенно холодная,газированная, а также подслащенные напитки, спадкие соки усиливают перис­ тальтику кишечника и тем самым оказывают послабляющее дей­ ствие. Поэтому страдающим за­ порами рекомендуется выпивать до завтрака стакан холодной воды или сладкого холодного сока. Очень горячие напитки натощак пить не следует, они неблагопри­ ятно действуют на слизистую обо­ лочку желудка. Вредно пить холодную воду после обильной жирной пищи. Такая пища дольше задерживает­ ся в желудке, и если выпить мно­ го воды, он еще более перепол­ няется, растягивается. Появляет­ ся неприятное ощущение распи- рания, дискомфорта. Кроме того, переполненный желудок рефлек- торно усиливает перистальтику кишечника, вызывая понос. Пос­ ле жирной пищи лучше выпить не­ большое количество горячего чая. Не рекомендуется пить во время еды людям, борющимся с полнотой. Пища, разбавленная жидкостью, становится кашице­ образной, в таком виде она быст­ рее покидает желудок. Появляет­ ся чувство голода, вынуждающее нарушать диету. Полным людям лучше не запивать пищу, а пить до еды или через некоторое вре­ мя после еды. Не пейте сразу после того, как съели фрукты или ягоды. Это мо­ жет вызвать сильное вздутие ки­ шечника. Запивать рекомендует- ВЫ П Р О С И Л И Р А С С К А ЗА Т Ь ся только сухую пищу: бутербро­ ды, пироги, сухари, сухое печенье, которые трудно проглотить всухо­ мятку. Но помните: количество выпиваемой в течение дня жид­ кости не должно превышать 1,5 литра. Ее общий объем вместе с той водой, которая поступает с продуктами питания, должен со­ ставлять в сутки в среднем 2000- 2400 миллилитров. Избыточное употребление жидкости нежела­ тельно идаже вредно: оно способ­ ствует вымыванию из организма ценных пищевых веществ, в том числе минеральных солей и вита­ минов. Кроме того, обильное пи­ тье создает неблагоприятные ус­ ловия для работы сердечно-сосу­ дистой системы и органов пище­ варения. Имейте в виду, что горячие и теплые напитки всасываются и утоляют жажду быстрее, чем хо­ лодные. Если часто хочется пить, например, в жару, лучше выпить немного горячего чая, притом зе ­ леного. Не следует выпивать мно­ го жидкости за один прием: жаж­ ду не утолите, а большая часть выпитого выведется из организ­ ма в течение двух часов. К тому же массивные нагрузки жидко­ стью вызывают неприятные субъективные ощущения. Но и резкое ограничение воды без осо­ бых ктому причин тоже нежела­ тельно. Режимы с повышенным или пониженным содержанием жидкости назначает врач по ме­ дицинским показаниям. е с н о к , л у к о в б р а т духи. Да, между ними, как приня­ то в подобной ситуации шутить, наметились две большие разни­ цы. Но, пожевав петрушки, можно полностью устранить неприятный запах изо рта после чеснока. Бла­ го, чеснок и отменный аппетит по сути «близнецы-братья». Древние целители Тибета в поисках эликсира омоложения организма остановились на ре­ цепте, предусматривающем ис­ пользование именно чеснока как едва не универсального лекар­ ства. Современные медики с ними вполне солидарны, во всяком слу­ чае в том, что чесночные настойки позволяют здорово подтянуть то­ нус и стимулировать защитные силы организма. Как приготовить чесночную настойку? Очень просто: тщатель­ но промойте и очистите 350 г чес­ нока, мелко порежьте, разотрите с помощью деревянной ложки в тарелке. 200 г полученной кашицы (брать ее лучше снизу, где поболь- КРОССВОРД «С а д о в о - о г о р о д н ы й » Н а р о д н а я м е д и ц и н а в сегд а д е р ­ ж а л а ч е с н о к в « к р а с н ом » у г л у своего х р а м а . В з н а м е н и то м сл ов ар е В л ад и ­ м и р а Д а л я , кс та ти , в р а ч а п о о б р а з о ­ в а н ию , н а х о д и м : ч е с н о к д а р е д ь к а , т а к и н а ж и в о т е к р е п к о . П л о х о г о 1 н е п о с о в е т у е м « Ч ер с т вы й хлеб^ | можно «привести в чув- | ство», если завернуть в ; фольгу и разогреть в ду- I ховке. Ч т о б ы о ч и - I щ е п н ы е б а н а н ы н е п о - * т е м н е л и во ф р у к т о в о м с а л а т е , о б д а й т е и х хо- | л о д н о й в о д о й , п о д к и с - , л е н н о й л и м о н н ы м с о ­ к о м . в Печень получит­ ь ся н еж ной и вкусной , если до жарки ее вымо­ чить в холодном молоке, а посолить в ''самом кон- | це. О С м е т а н а ■ л у ч ш е в з б и в а е т с я , е с л и д о б а - 1 в и т ь в н е е н е м н о г о я и ч - • к о г о б е л к а . О А если д о ­ бавить в сметану немно- I го молока, она не свер- | нется в супе, соусе или ;■подливке, в Р ы б у п е р е д : ж а р к о й з а м о ч и т е в м о- | л о к е , а п о т о м п о п е р ч и ­ т е и п о с о л и т е — о н а б у - д ет с о ч н о й и н еж н о й . П о го р и з о н т а л и : 5. Орехоплод­ ное, масличное, южное дерево се­ мейства розоцветных. 6. Весной она заменяет капусту в борще. 9. Часть дерева, где растут плоды. 11. Си­ ний мундир, желтая подкладка, а в середине —сладко (заг.). 12 Чер­ ная? Нет красная! Апочему она бе­ лая? Потому что зеленая! 15. Сорт (п. 12) черной; персонаж рассказа Интересно, что благотворное влияние чеснока на процессы гни­ ения и брожения в кишечнике, по­ жалуй, никто из современных эс­ кулапов под сомнение не ставит. Со времен Даля «чесноковеды» вовсе не сидели сложа руки. Они, кпримеру, нашли на предмете сво­ ей слабости соединение, которое нарекли аджоеном от испанского «аджо», что значит, естественно, чеснок. Акакой прок от этого импорт­ ного словечка, спросит дотошный читатель? Отвечаем: аджоен, как оказалось, предотвращает обра­ зование тромбов в наших сосудах. Главная же чесночная сенса­ ция все-таки связана с обнаруже­ нием селена. Для медицины он давно значит много больше, неже­ ли просто химический элемент. Селен, к примеру, улучшает вос­ приятие света сетчаткой нашего глаза. Кроме того, просматрива­ ется явно обратная зависимость между уровнем поступления дан­ ного микроэлемента в организм, с одной стороны, и риском заполу­ чить инфаркт миокарда — с дру­ гой. Британские фармацевты реко­ мендуют даже здоровым людям употреблять по 5 граммов чеснока ежедневно. Мы же употребляем чеснока половину килограмма в год. Чесночный дух и французские р 1 л N 0 1 II 1 1 М О РКО В Ь ( З Е Л Е Н Ы М ГОРОШ КОМ Морковь шинкуют, отва­ ривают и откидывают на сито. Сушеный зеленый горошек перебирают, промывают, за­ ливают водой, варят и отки­ дывают на сито. Варят рас­ сыпчатый рис. Добавляют в него сливочное масло (марга­ рин), тертый сыр и хорошо пе­ ремешивают. Соединяют с ва­ реными морковью и зеленым горошком, сахарным песком, солью. Хорошо смешивают. Выкладывают на смазанную маслом сковороду. Сверху по­ сыпают тертым сыром и сбрызгивают растопленным маслом. Ставят в духовой шкаф и дают подрумяниться. При подаче посыпают ук­ ропом. М о р к о в ь — 5 0 0 г, с уш е н ы й го р ош е к — 0 ,5 с т а к а н а , р и с — 0 ,5 ст а к а н а , т е р т ы й с ы р — 2-3 ст о л о ­ вы е л ож к и , с а х а р н ы й п е с о к п о в к у с у , с л и в о ч н о е м а с л о — 2-3 с т о л о в ы е л о ж ки. О Д А Т И З СВ ЕКЛЫ С Я БЛО К АМ И Вареную свеклу и подго­ товленные яблоки шинкуют соломкой. Добавляют сахар­ ный песок, лимонный сок, ра­ стительное масло и хорошо перемешивают. С в е к л а — 5 0 0 г, я б л о к и — 2-3 ш т .. с о л ь , с а х а р н ы й п е с о к п о в к у с у , с о к л и м о н а — 0 ,5 ст о л о в о й лож ки , р а с т и т е л ь н о е м а с л о — 3-4 с т о л о в ы е лож ки . ПЮ РЕ И З СВЕКЛЫ С ГРЕНК АМИ Свеклу нарезают и при­ пускают с небольшим коли­ чеством воды. Затем пропус­ кают через мясорубку. Зап­ равляют сливочным маслом (маргарином), сахарным пес­ ком и солью. Подают на тарелке, укла­ дывая по краям свеклы грен­ ки. Для гренков из белого хлеба нарезают ломтики пря­ моугольной формы, смачива­ ют их в яйце, смешанном с молоком, и обжаривают на сливочном масле до образо­ вания румяной корочки. С в е к л а — 8 0 0 г, с л и в о ч н о е м а с л о — 3 -4 с т о л о в ы е л ож к и , с а х а р н ы й п е с о к — 2 ч а й н ы е л ож к и , с о л ь п о в к у с у . Н а гр е н к и : б е л ы й х л е б — 1 5 0 г, я й ц о — 1 ш т ., с л и в о ч н о е м а с л о — 2 ст о л о в ы е л ож к и , м о л о к о — 1 н е п о л н ы й с т а к а н , с а х а р н ы й п е с о к — 1 ч а й н а я л ож к а . В " У . и на­ резанную мелкими кубиками тыкву ва­ рят в подсоленной воде, а за­ тем откидывают на сито. До­ бавляют горячее молоко, са­ харный песок, толченую ко­ рицу и хорошо перемешива­ ют. Выкладывают на смазан­ ный маслом и посыпанный молотыми сухарями проти­ вень. Разравнивают поверх­ ность, посыпают молотыми сухарями, сбрызгивают рас­ топленным сливочным мас­ лом и запекают. При подаче поливают маслом. Т ы к в а — 1 к г , м о л о к о — 1 н е п о л н ы й с т а к а н , с у х а р и — 6 ст о л о вы х л о ­ ж ек, с л и в о ч н о е м а с л о — 4 ст о л о в ы е л ож к и , с о л ь , с а х а р п о в к у с у . Хорошо перемешивают. Вык­ ладывают на смазанные мас­ лом порционные сковороды (или на противень), разрав­ нивают поверхность, смазы­ вают ее яйцом. Запекают в духовом шка­ фу. К запеканке подают сме­ тану. Т ы к в а — 6 0 0 г, т в о р о г — 3 0 0 г, м а н н а я к р у п а — 4 ст о ­ л о в ы е л ож к и , м о л о к о — 0 ,7 5 с т а к а н а , я й ц о — 1 ш т ., с а х а р н ы й п есо к — 2 ст о­ л о в ы е л ож к и , с м е т а н а — 1 н е п о л н ы й с т а к а н , с л и в о ч н о е м а с л о — 3-4 ст о л о вы е л ож к и , т м и н п о в к у с у . Морковь нарезают кусоч­ ками и с добавлением неболь­ шого количества молока при­ пускают до мягкости. Проти­ рают. Добавляют сливочное масло и хорошо смешивают. Вливают остальное молоко, всыпают манную крупу, са­ харный песок и перемешива­ ют. Доводят до кипения. Ох­ лаждают. Вводят отделенные от белков яичные желтки и хорошо смешивают. Вводят взбитые яичные белки. Осто­ рожно смешивают с готовым тестом. Выпекают блины на небольших сковородах с мас­ лом. При подаче поливают ра­ стопленным сливочным мас­ лом. М о р к о в ь — 2 0 0 г, м о л о к о — 1-1 ,5 ст а к а н а , с л и в о ч н о е м а с л о — 4 ст о л о вы е л ож к и , м а н н а я к р у п а — 0 ,7 5 с т а к а н а , я й ц а — 5 ш т ., с а х а р н ы й п е с о к — 1 ,5 ст о л о вы е л ож ки . Расход продуктов дан на четыре порции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz