Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

9 октября 2002 г., № 197 (21825) Ш Едва представ п е р е д зрителями , главный герой ком едии зажиточный крестьянин Ж орж Д ан ден (В ик тор Соболев) ср а зу проясняет суть д е л а . Мол, что это значит таким , как он , жениться на знатных д ам а х . Ничего х о р ош е го , ни грамма лю бви . Его ж ен а Анжелика его дурачит , заигрывает с равным ей по п р ои схож д ен ию Клитандром . А точки н а д «■» расставляет слуга Клитандра Лю бен (Вячеслав Михеев). Он, п ер е д а в запи сочку от того сл уж анк е Анжелики Клодин е , охотно делится новостями с Д ан д ен ом , как просто с первым встречным. Получается получш е , н еж ели в с е р и а л а х про лейтенанта К оломбо : «преступник» известен , н а д о лишь его (и главное — его «подельщицу») вывести на чистую в о д у , прилю дно изобличить , п р еп од ав публик е ур ок по принципу «порок н ак а зан , д о б р о д е т е л ь торжествует» . Но не тут-то было! Изобли­ чить прилюдно означает при­ звать в свидетели родителей неверной. Ас их появлением на сцене невыносимая для Данде- на, хотя вроде бы легкая доза «чертовщины», озвученной про- стодырой Любеном, нарастает. Расфуфыренные, разряженные г-жа и г-н Сотанвиль (Любовь Кабанова и Петр Коновалов), прежде чем выслушать бедня­ гу зятя, предаются танцеваль­ ному самоупоению. Ситуация, понятно, будет поставлена с ног на голову: персонажи, за ис­ ключениемДандена, будут спо­ койненько, без опаски «ломать комедию», и благоприятное для героя нравоучительное ре­ зюме «финита ля комедия» так и повиснет в воздухе. По первому впечатлению, выбор художественным руково­ дителем театра Владимиром Пахомовым непритязательной, близкой к«старомодному» жан­ ру водевиля комедии Мольера (названной автором «Жорж Данден, или Одураченный муж»-) кажется очень уж неакту­ альным. Но это — на первый взгляд. Да, сегодня отнюдь не кадры, а в первую очередь : деньги решают все. И играть | пьесу про безвластие денег, ! про то, что они когда-то, ока- I зывается, ровным счетом ниче- ! го не решали, что перед со ­ словными барьерами они бес- ; сильны — значит совершать, I простите, известную процеду- | ру против ветра. Хороший при- | мер насчет новейшего соотно- ! шения сословности и денег — фильм «Принцесса на бобах». Разве что «Рогоносцем» театр ' НЕВДЕНЬГАХСЧАСТЬЕ ЖОРЖ ДАНДЕН?! «Р о гоно сец» п о Ж . -Б . М о л ь е р у в Л и п е ц к о м а к а д е м и ч е с к о м т е а т р е д р а м ы им ен и Л .Н . Толстого решил все-таки напомнить, что не в деньгах счастье? Ну, что же, это, в общем-то, вовсе не лишнее... Но тут надо иметь в виду и «внутридраматургические», внут- ритеатральные причины. На их фоне появление «Рогоносца» осо­ бенно естественно. Год назад наша труппа выпустила «Кабалу святош (Мольера)» М. Булгакова, спектакль, работа над которым без «влюбленности» в великого французского комедиографа была немыслима. А от истории жизни Мольера, столь глубоко прочувствованной в спектакле, один шаг ккакой-либо мольеров- ской пьесе, где так или иначе тоже отражается и человеческая его сущность. Скажем, позиция не­ знатного по рождению сына обой­ щика мебели, ставшего актером и завоевавшего успех не в напи­ санных кем-то благородных тра­ гедиях—в собственных комеди­ ях, где он играл слуг. Ктому же позиция человека ревнивого и в театральном, и в житейском смысле. Лишь собственно сцена возмещала Мольеру недоданное ему за ее пределами, позволяла направлять свое творчество «про­ тив духовной опустошенности аристократии» (Г. Бояджиев). Это-то, похоже, и привлекло со ­ здателей спектакля о Дандене... По-видимому, наша труппа после серьезной «Кабалы святош» решила на нынешнем этапе «рас­ статься» с Мольером смеясь. УМ. Булгакова рассказано о закули- сье. Драматург в «Жорже Данде­ не» (фактически не покидает под­ мосток, разворачивает «чистую», условную, невзаправдашнюю ко­ медийную игру. Действие спектак­ ля проходит вообще лишь на аван­ сцене. Исключительно фронталь­ ный вид дома Дандена (художни­ ки Ольга Твардовская, Владимир Макушенко) напоминает нечто вроде выгородки. На этом сужен­ ном пространстве вроде никому ни от кого не укрыться, никому никого не одурачить. Выходит же совсем иначе: Анжелика (Елена Оленина), находясь бок о бок с му­ женьком, ухитряется вовсю стро­ ить глазки Клитандру (Андрей Новиков). Почти в кульминацион­ ный момент Данден стрех метров в упор не видит, что Анжелика за­ калывает себя понарошку, и вновь упускает возможность разобла­ чить ее. Да что там говорить: «Рогоно­ сец» —это фарс, и его действую­ щие лица — фарсеры. Причем действие выглядит сгущенным, сконцентрированным не только из-за узости пространства. Трю­ ки здесь чуть ли не нанизывают­ ся один на другой. Никто, разу­ меется, и не думает общаться в размеренно-салонном стиле. В ПРЕМЬЕРА ж монологах или диалогах обяза­ тельно надо пускать в ход руки, а то и ноги, или прямо-таки взбираться на собеседника. Непревзойденная жеманница, казуистка, красавица, в креа­ тивном парике Анжелика, с го­ рячими взглядами, зато с весьма холодным сердцем (ни­ чего удивительного, ведь не драма) —вот фарсовый пара­ докс! —воспринимается впол­ не невинным, неиспорченным созданием. Очарованный ею Клитандр лезет почти напро­ лом, со стороны Анжелики не встречает абсолютно никако­ го отпора. Кажется, еще чуть- чуть — и они прилюдно со ­ льются в пароксизме взаим­ ной страсти. Ан нет! Мало ли там что они вытворяли, остав­ шись наедине в доме Данде­ на. Они — аристократы и на публике не позволят себе ни­ чего лишнего. Зато совсем не фарсово, а вполне реалистично играет Дандена В. Соболев. Конечно, до последней степени отчая­ ния он не доходит. Ктому же актер, хоть и не так явно, как остальные исполнители, тоже оставляет между собой и сво­ им персонажем некий лице- дейский «зазор», показывая, что Данден все равно себе на уме и что его самопотопление в бочке — тоже игра. Игра, в стихии которой, как рыбы в воде, чувствуют себя и слуги —Любен, Клодина (Ольга Му­ сина), Колен (Эмин Мамедов). ...Любой, в том числе и ко­ медийный, вроде бы без осо­ бых глубоких затей, спектакль способен вызвать самые при­ чудливые ассоциации. Шутли­ вая игровая стихия «Рогонос­ ца» вполне может... породить обиду за Дандена. Испытыва­ ешь. зрительски-простодуш- ную досаду: ну отчего же Дан­ ден такой никудышный укро­ титель строптивой Анжелики? И в противовес в памяти воз­ никает даже не комедия Шек­ спира. Вспоминаются «Беше­ ные деньги» А.Н. Островского. Там прелестная 24-летняя Ли­ дия, дочь «пожилой дамы с важными манерами», долго морочит голову своему мужу, прагматичному провинциалу Василькову. Но под конец Ли­ дия «вынуждена» произнести: «Ах, как мне жаль бедных, не­ жных созданий, этих милых, веселеньких девушек!., брось­ те мечты о несбыточном счас­ тье, бросьте думать о тех, ко­ торые изящно проматывают, и выходите за тех, которые гру­ бо наживают и называют себя деловыми людьми». Вот это по-нашему, по-русски. И ведь сколь современно, хоть и рез­ ковато звучит! Да и Васильков —очень симпатичный, не гру­ бый, безусловно, располагаю­ щий к себе персонаж... Великий поэт — правда, по иному поводу —советовал перечесть «Женитьбу Фига­ ро». Посмотревшим «Рогонос­ ца» я бы посоветовал раскрыть «Бешеные деньги». Тогда, уве­ ряю, вы закончите необреме­ нительный театральный вечер в полной гармонии с собой.., Константин КЛЮТКИН. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. • < II щ ф *-л ШШШМШШШ ПОДРОБНОСТИ АРКАДИИ ИОЛЬГАСЕВИДОВЫ: ЕЛЕЦКИИ ДЕБЮТ С«БЛЮТНЕРОМ» Как у ж е со о бщ а л а «ЛГ», кульминационное событие М еж д ун ар одн о го дня музыки п р ои зош л о в наш ей области н е первого октября (когда этот День обычно отмечают), а в к о н ц е м и н у вш ей н е д е л и . И н е в Л и п е ц к е , а в Ельц е . М естом в стр ечи представителей лучш их творческих коллективов р еги он а бы ло и зб р а н о Елецкое училищ е искусств имени Т. Н. Хренникова . Здесь ж е состоялась презентация сам ого главного музыкального п о д арк а —концертного рояля германской фирмы «Блютнер», п о д арк а училищ у от областн ой администрации . В поздравительной части пр аздника тон за д а в а л и м эр Ельца Виктор Соковых и начальник областного управл ения культуры Ф е д о р Жиляев . На сц ен у выходили руководители Липецкой ф иларм онии , вокальной группы ан сам бля «Казаки России», Л и п ец к о г о м у н и ц и п а л ь н о г о к а м е р н о г о х о р а , н а у ч н о -м е т о д и ч е с к о г о ц ен т р а н а зв ан н о го уп р ав л ен и я , училищ искусств Л ип ецк а , Ельца, З а д о н ск а , ан сам бл я эстрадного танца «Эльта», п едагоги . А честь презентовать рояль выпала н ар о дн ом у а р ти ст у Р о ссии п р о ф е с с о р у М о ск ов ск ой к о н с е р в а т о р и и А р к а д и ю С е в и д о в у (родивш емуся , что весьма н ем а л о в аж н о в контексте дан н о го события, в Ельце) и его д оч ер и Ольге, аспирантке той ж е консерватории . П осл е п р ош е дш е г о с о гр ом ны м у с п е х о м к о н ц ер т а С еви довы х , на к о т ор ом прозвучали сочинения Б етхов ен а , Брам са , Ш опена и Листа, наш корр есп он ден т взял интервью у Аркадия Гавриловича. — «Блютнер» — это, вне всякого сомнения, суперпода­ рок. Но скажите без обиняков: легко ли было играть на со­ вершенно новом инструменте? —Когда мне директор учили­ ща Александр Николаевич Мерку­ лов сказал, что рояль—абсолют­ но новый, необкатанный, я впал в состояние сродни одновременно и прострации, и панике. Лучше бы, подумал я, иметь под рукой рояль с «биографией», отреставриро­ ванный какой-нибудь, с уже изве­ стными возможностями. Но те­ перь я смело заявляю: Ельцу про­ сто очень повезло с роялем. Ведь, чего скрывать: раньше, когда «Блютнеры» производились на территории ГДР, их качество не было безукоризненно стопроцен­ тным. Теперь же общий немецкий и шире—европейский рынок дик­ тует более жесткие законы, и фир­ ма «Блютнер», разумеется, стара­ ется им соответствовать. Могу поэтому смело сказать и то, что отныне в Ельце можно давать кон­ церты с участием самых знамени­ тых исполнителей. Этот рояль — великолепный профессиональный «агрегат», сверх того —он спосо­ бен «помочь» любому пианисту. —Вопрос чисто дилетант­ ский: не показалось ли вам, что рояль звучит несколько громковато для камерного кон­ цертного зала училища? — Ни в коем случае. Пользу­ ясь поводом, подчеркну: и сам зал — отличное «приобретение» для училища. Мне приходилось выс­ тупать во многих российских учеб­ ных заведениях искусств, и про­ центов восемьдесят их залов не отвечают необходимым требова­ ниям по части акустики и инстру­ ментов. Многие рояли там уже находятся на пределе износа, по­ этому зал с «Блютнером» состав­ ляют, на мой взгляд, практически идеальную гармонию. —Сегодняшний концерт у вас, разумеется, далеко не первый в Ельце? —Да, я бываю в своем род­ ном городе —навещаю маму, не­ сколько раз давал в училище от­ крытые уроки, мастер-классы. И нынешний рояль с прежним, ко­ нечно, не сравнить. Честно скажу и то, что предыдущие директора училища не слишком-то звали меня к себе на выступления, ну а сам я и не напрашивался. Поэто­ му надо отдать должное Алексан­ дру Николаевичу. Надеюсь, и я, и моя дочь, мы еще не раз и не два выступим здесь. Благо — повод для отказа концертировать исклю­ чен. Наоборот, и мне, и Ольге, и каждому музыканту с именем бу­ дет лишь лестно получать подоб­ ные приглашения. —Кстати, об Ольге. При­ знаться, публика не ожидала, что на «фоне» столь опытного пианиста, как вы, ваша дочь ничуть не стушевалась и про­ явила себя зрелой, экспрес­ сивной исполнительницей. В чем секрет ее достижений? — В первую очередь, она* с раннего детства, всю свою жизнь слышала и слышит, чем я зани­ маюсь. Тут действительно яблоко от яблони недалеко упало. Оля сумела максимально воспринять мое «видение» фортепианной игры, проникнуться им. Этого до­ биться путем отцовского «понука­ ния», даже самого деликатного, очень трудно. Трудно прочувство­ вать всю «технологию», многие собственные «ноу-хау», если недо­ стает и желания, и упорства, и таланта. Оля мою «технологию», в отличие от других моих учеников, изучила досконально. Дочь—мой самый верный ассистент, самый верный помощник в преподава­ тельской деятельности. —А как же Олина испол­ нительская деятельность? — Одно от другого зависит напрямую. Когда Оля берется ра­ зучивать новое для себя произве­ дение, она его «препарирует» с позиций нашей, «севидовской, школы». Никто из моих коллег не может заниматься со своими сы­ новьями и дочерьми. Но я-то об­ щаюсь с Олей, прибегая не кэмо­ циям, а каргументам. Чаще всего оказываюсь прав я, не она. В ре­ зультате —ни с кем, кроме меня, она заниматься не хочет, не может. — Простите, а насколько вы сейчас востребованы в Рос­ сии, нет ли у вас желания по­ пытать счастья на Западе? —Если я могу на что-то пожа­ ловаться, так только на большую загруженность. В Московской кон­ серватории, в Академии музыки имени Гнесиных, в Центральной музыкальной школе я занимаюсь без малого с тридцатью ученика­ ми. Понимаете, дело все втом, что я просто не могу отказать друзь­ ям, которые приводят ко мне сво­ их чад, родственников и просят: ну возьми их к себе. Главное —что­ бы на все хватало времени, в пер­ вую очередь—на концерты. Ксча­ стью, и у меня, и у Оли—хватает. Интервью вел Константин ВАСИЛЬЕВ. Фото Виктора ДАВЫДОВА. Ь ЛИПЕЦКИЙ КАРАТИСТ - ТРЕТИЙ В МИРЕ! *ф* В минувшие выходные в Югославии прошел чемпионат мира по каратэ среди подростков и кадетов (возраст до 20 лет). На нем выясняли отношения спортсмены разных стилей. В составе сборной России выступали пять липчан, мастеров стиля си- торю. Стоит отметить, что спортсмены нашей области впервые добились права участво­ вать в турнире лучших каратистов планеты. Артем Болышев (11 лет), Алена Мажникова (15 лет), Сергей Никитин (15 лет) и Надеж­ да Мажникова (18 лет) не смогли пробиться в число призеров, выбыв из борьбы за ме­ дали на ранних стадиях. Самым же успеш­ ным оказалось выступление Дмитрия Гуляе­ ва (12 лет). Лишь в полуфинале он проиг­ рал свою схватку будущему победителю. Тем не менее заслуженной наградой на­ шему земляку стала бронзовая медаль чем­ пионата мира, что, несомненно, является большим успехом. Тренируют юных спорт­ сменов Вадим Осадчий и Владимир Чуньков. СТАНОВОЕ ПРИМЕТ СИЛЬНЕЙШИХ ГИРЕВИКОВ ■ф* Состоялось очередное заседание международной Федерации гиревого спорта, на котором было принято решение о прове­ дении в следующем году Всероссийских со­ ревнований сельских гиревиков и одновре­ менно чемпионата мира среди ветеранов в Становом Липецкой области. В состязаниях примут участие «старички» гиревого спорта из стран СНГ, Греции и Германии. Как сообщил редакции «ЛГ» председатель международной Федерации гиревого спорта липчанин Владимир Рассказов, в настоящее время идет согласование с федерациями стран-участниц чемпионата сроков проведе­ ния соревнований, определяется смета бу­ дущих расходов на их организационно-тех­ ническое обеспечение. ЛИПЕЦК СТАЛ ЧАСТЬЮ «СПОРТИВНОЙ РОССИИ» + Одной из первых в стране в Липецке на днях прошла учредительная конферен­ ция регионального отделения Всероссийс­ кого добровольного общества «Спортивная Россия», инициатором создания которого стал легендарный российский хоккеист, а ныне председатель Госкомспорта РФ Вячес­ лав Фетисов. В ходе конференции был принят Устав регионального отделения ВДО «Спортивная Россия», обсуждение которого прошло на­ кануне во всех городских и райспорторга- низациях. Состоялись также выборы совета отделения общества в количестве девяти человек из числа ведущих тренеров и спортивных специалистов области, его кон­ трольно-ревизионных органов и председа­ теля, обязанности которого доверено выпол­ нять на общественных началах начальнику облспортуправления Владимиру Дементье­ ву. Аисполнительным секретарем Липецко­ го регионального отделения Всероссийско­ го добровольного общества «Спортивная Россия» назначен ведущий специалист «ШВСМ-спортсервиса» Николай Воронов. КУРЯНЕ УЕХАЛИ НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ... "4* В очередном матче первенства стра­ ны по футболу среди команд второго диви­ зиона в зоне «Центр» липецкий «Металлург» принимал одного из аутсайдеров чемпиона­ та —курский «Авангард». Защитник хозяев Евгений Чумаченко на 30-й минуте открыл счет, а перед перерывом Михаил Прошин увеличил результат. Во второй половине встречи Игорь Вековищев забил третий гол. Победив со счетом 3:0, «Металлург» с 80-ю очками продолжает возглавлять тур­ нирную таблицу. На пять очков от лидера отстает подольский «Витязь», забивший на своем поле три безответных мяча в ворота динамовцев Брянска. Остальные матчи 36-го тура закончились так: «Мострансгаз» —«Орел» (Орел) —1:0, «Космос» (Электросталь) —«Спартак» (Там­ бов) —2:0, «Фабус» (Бронницы) —«Колом­ на» — 1:1, «Спартак —Орехово» (Орехово- Зуево) —«Спартак» (Луховицы) —0:0, «Ря- зань-Агрокомплект» (Рязань) —«Арсенал-2” (Тула) —0:0, «Титан» (Реутов) —«Локомо­ тив» (Лиски) —1:3. «ДОПРИЗЫВНИК» ОБОСНОВАЛСЯ В СИНЯВСКОЙ ШКОЛЕ ■ф* По установившейся традиции, в на­ чале нового учебного года подводятся ито­ ги Грязинской районной Спартакиады школь- ников-допризывников. Внынешней, семнад­ цатой по счету, первое место и переходя­ щий кубок «Допризывник», учрежденный в этом году, завоевала Синявская средняя школа. Шестое место в стрельбе, четвертое —в подтягивании на перекладине, третье —в беге на стометровке и в комплексе вольных упражнений, второе —по строевой подго­ товке и первое —в кроссе и упражнениях с гирями позволили в итоге синявенцам стать первыми. Учащиеся школы № 9 стали серебряны­ ми призерами Спартакиады, а ученики При- бытковской средней школы поднялись на третью ступеньку пьедестала почета. П у б л и к а ц и ю п о д г о т о в и л и Ю р и й КУЛИЙИЧ и М и х а и л А Б Р АМ О В . ВСЕ ДЕТИ— НАШИ НАЙДИМЕНЯ.МАМА! Валерия Г. Эта девочка старается быть всегда в центре событий. Очень общительная и активная. Любит уча­ ствовать в праздничных мероприяти­ ях. Хорошо танцует и поет. В детс­ ком доме живет год. Родилась в кон­ це декабря 1997 года. Дима Д. В детском доме почти два года — это половина его жизни. Маль­ чик добрый, ласковый. Любит живот­ ных. С удовольствием кормит рыбок и морских свинок, играет в мозаику и складывает картинки. Андрей Р. Этот маленький чело­ век очень раним. По мнению воспи­ тателей, психологов, он очень нуж­ дается в теплом, ласковом обраще­ нии. Но близких нет. Как бы там ни было, Андрюшка умеет улыбаться и весело смеяться. А еще он любит играть в машины, петь, танцевать. В развитии пока не­ много отстает. Родился мальчик 21 марта 1999 года. шшш Ирина О. Очень общительная де­ вочка. Хрупкую и нежную, Ирину воспитатели детского дома сравнива­ ют то с лесным колокольчиком, то с яркой гвоздичкой на лугу. Она все время улыбается. И даже когда ей больно и глаза уже плачут, старает­ ся держаться. Девочке скоро будет шесть лет. В е д у щ а я р у б р и к и Г а л и н а КОЖУХАРЬ . Фото О л ь г и БЕЛЯКОВОЙ . ОПЯТЬ ПОЛЫХАЕТ РЯБИНА... Сегодня исполняется 110 л ет со дня рож д ения Марины Цве­ таевой , выдающ ейся русской поэтессы, жизнь и творчество ко ­ торой тесным о б р а зом связаны и с наш им к р а ем . В сентябре 1918 года , вынуж денн ая спасать м ал ен ьки х д о ­ чер ей от буш евавш его в России гол од а (младш ую , Ирину, о н а так и не уберегла ) , М арина И вановна отправилась в трудно е и опасное «путешествие». Оформив докум енты н а «вольный п р о е зд (провоз) в 1 /2 пуда» д о станции Усмань Тамбовской губернии , что по звол яло провезти по ж ел е зной доро ге к о е -к а ки е продукты , он а о к а з а ­ лась в самой гуще народной жизни и революционных событий. Жила и столовалась вместе с бойцами реквизиционного отряда , х о д и л а по д ер ев н ям и б а з а р а м не столько торгуясь, сколько присматриваясь и прислушиваясь к жйзни и людям , вдыхая воз­ дух глубинной России и Революции —чтобы по зж е «выдышать- ся» стихом! По сл ед ам своей поездки в Усмань о н а н ап и с ал а зн а м е н а ­ тельный о ч ер к «Вольный про е зд» , в ко тором —в р а з го в о р ах , р еп ли к ах и ди а л о гах героев , р а змыш л ени ях ав тор а —о тр а зи ­ лась вся тогдашняя Россия на трагич еском р у б еж е старого и нового времени. К оч ер к у этому, его героям , своей п о е зд к е в Усмань он а мысленно во зв р ащ ал а сь всю последу ­ ющую жизнь . Усманский «Стенька Р а ­ зин» не р а з фигурирует в е е стихах , «Повести о Сонечке», написанной в 1937 году . А уж е н ак ан у н е своего в о з в р а ­ щения в Советский Союз, после 17-лет­ ней эмиграции, на последней странице «Вольного проезда» , опубликованного во Франции , в 1938 году она написала : «Перечитывала и правила двадцать лет спустя, накануне другого вольного про­ езда» .. . Н ав ерн як а поэтесса опять вспоми ­ н а л а свою п о е здку , в которой «чуть голову не о ставила» , Ус­ м ань , Россию, свою «мороку-молодость» и н еу ем но е в то время ж е л ан и е писать и любить. «Если не смогу ... писать —покончу с собой» , —эти е е слов а были не просто пророческими. Она всегда все « зн ала отродясь». Когда не стало сил на стихи и лю бовь , уш л а из жи зни ... Юбилею Марины Цветаевой посвящена сегодняшняя подборка стихов журналиста «ЛГ» Эммы Меньшиковой. АХ, КАК БОЛЬНО... —Я на все времена! —говорила Марина. Но, увы, прошли времена. Ис тоскою по родине и по рябине Ты, Марина, кому нужна?! Собираются черные вороны в стаи, А романтикам места нет. Тыдля племени этого слишком простая, Ибо что для него —Поэт?! Времена миновали, а век твой треклятый Пустотой доволен вполне. Как бы ты, Марина, сейчас по Арбату Пробиралась сквозь блеск огней? Где бы ты свой фонарь зажигала наддверный — Ив каком таком терему? —Ядо всякого века, с душою безмерной! — Говорила. А шла во тьму... Раствориться, не быть, ускользнуть захотела, Ибо кончились времена. Ибессмертную душу сгубила так смело, Что свое отжила она? Ах, как больно: опять полыхает рябина... Только времени вовсе нет. Я с тобой... Ядержу твои руки, Марина: Помолись —и увидишь свет... НОСТАЛЬГИЯ Тоска по Родине! Давно Разоблаченная морока! Марина Цветаева. ...Но и Париж ее не приручил — Марина изнывала по России! Иприступы жестокой ностальгии Стихом лечила из последних сил... А если по дороге куст вставал (Здесь пауза...) —особенно рябины, Срывался голос, рушилась гордыня, Истих на многоточье замирал... И в эту пропасть —кончились слова! — Она метнулась птицею бескрылой... Россию взяв отказом — воспарила, Молчанием ее благословя... К 110-ЛЕТИЮ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ ВСЕГДАЖИВУЩЕЙ Ау Цветаевой —все на надрыве. О быте —только свысока. Горда, корили, и спесива, А сами знали —на века. Не кланялась ни вашим и ни нашим, Спина—натянутой струной. Ив одиночестве всегдашнем Была всем страждущим и падшим Подругой верной и женой* А как любила! Дом и душу —настежь! Распахнутая—кто постиг... Сгорала в ураганах страсти, Одной томимая напастью— Излиться, выдышаться в стих! Безмерная, в строках не умещалась, Кроила их и вкривь, и вкось, Рвалась куда-то, разрывалась — Любовь искала, а не жалость, Но—не сбылось. Зато сбылись стихи, где столько боли: По сердцу —каждая строка... Горда, корили, своевольна — А сами знали: на века.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz