Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Ж И П Е Ц К А Я » М г н . н ч л 10 октября 2 0 0 2 г., № 1 9 8 (2 1 8 2 6 ) ДЕТИ Р О С С И И ПОС ЛЕСЛОВИЕ РЕЛЬСОВЫЕ АВТОБУСЫ ДЛЯ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ ▼ Регулярное движение рельсового ав­ тобуса —принципиально нового вида желез­ нодорожного транспорта —открылось между Калининградом и Балтийском —главной во­ енно-морской базой Балтийского флота. Эти непривычные пока для российских же­ лезных дорог автобусы-поезда, состоящие из одного вагона, впервые в России появились на Калининградской железной дороге. Один из них решением министра путей сообщения РФ Геннадия Фадеева передан Балтийскому флоту для доставки к месту службы в Кали­ нинград и обратно военнослужащих, прожи­ вающих в Балтийске. По согласованию с ру­ ководством дороги составлено удобное рас­ писание, военные пользуются бесплатными по­ садочными талонами. Рельсовый автобус способен за один рейс перевозить до 160 пассажиров, полностью удовлетворяя потребности этого, как его ок­ рестили, «военного маршрута». «Вы учительница? Это пр авд а , что нам дадут учебники и тетради? А в школ у возьмут?» — наперебой шумели цы ган ские ребятишки из поселка Заречье, окружив меня плотным босоно го-пе стрым кольцом . Сму глолицая, кар егла зая девч ушка лет семи, явно пытаясь привлечь к себе внимание, демонстрировала необычный для свое го возра ста наряд —длинное, с разр езами по бокам , платьице из черно го бархата с блестящей накидкой . «Она у нас модница, —поймав мой вз гляд, улыбнулась пожилая цы ганка в цве тастой юбке. — Вот скоро замуж ее отдадим!» Девочка зам о тал а головой: « Я учиться хочу!» —Молодец! А зов ут тебя как? — спрашиваю у юной кокетки. — Исамар. — А меня Лена. Только я не учительница, а журналистка, статьи пишу про детей, про школу. — Про школ у? Это хорошо! Значит, поможешь нам? —большие, по- детски доверчивые и по-цы ган ски проницательные глаза радо стно блеснули... Чернобыля есть — и это есте­ ственно, правильно, но вот то, что цы га нских ребят забыли, — несправедливо... Я не знаю, надо ли немед­ ленно открывать национальные цы ган ские школы. Но думать, как вырвать маленьких цыган из сумрака без гра мотности, б ес­ перспективности, надо. Кстати, вот пра г матичные | | американцы проблемой цыган оза ботились. На проходившем в 11 сентябре прошло го года в Вар­ шаве фор уме ОБСЕ по правам Ц человека представительница | | СШ А не со гла силась с теми, кто рассматривает кочующих по Ев­ ропе мн огочи сленных цыган как |! экономических ми гра нтов, и за­ явила буквально следующее: « При пере ходе от командно-ад­ министративной к рыночной эко­ номике цы гане оказываю тся | | среди наиболее уязвимых сло­ ев населения. Как правило, их Ц увольняют первыми и принима­ ют на работу последними. Они | | сталкиваются с дискриминаци­ ей, ко гда ищ ут работу, а зачас­ тую и ко гда пы таются пройти §|| проф ессиональное обучение. Щ ...В таких странах, как Чешская И Республика и Вен грия, вла сти | | не покончили с фактически се г­ регированной системой о б р а­ зования, в результате которой непропорционально большая | | доля цыган о стается малообра­ зованной и не го товой для вы­ хода на современный рынок | | рабочей силы. Короче говоря, хотя у мно ги х цы ган дей стви ­ тельно мо гут иметься экономи­ ческие причины для п ер еезд а | | в другую страну, в конечном счете именно нарушения их | | основных прав, включая право Щ на недискриминацию в вопро­ сах трудоустройства, жилья и образования, оставляют их «за §§ бортом» в экономическом пла­ не». И В Интернете мне попалась §| и другая, не менее любопытная 11 информация: С орос учредил §| специальную стипендию в раз­ м ере от 500 до 1000 долларов | | для цыган, обучающихся в ву­ зах. С начала следующего учеб­ ного года ее будут получать око­ ло 500 цыганских студентов, проживающих в Болгарии, Че­ хии, Венгрии, Македонии, Ру­ мынии, Словакии, Сербии. По Ш мнению американского милли­ ардера, именно в этих странах Ц цыгане имеют меньше всего §! шансов получить высшее обра­ зование. Более того, они не всегда могут закончить даж е среднюю школу. По-моему, стыдно будет, если в этот список попадет и Россия. Неужели мы и вправду б е з американских опекунов- миллионеров ничего сами сд е­ лать не в силах хотя бы для сво­ их же детей? Елена ТАРАВКОВА. В областном училище искусств имени К.Н. Игумнова юные музыканты не только учатся. Их, к сожалению, не слишком частые, концерты становятся заметными событиями в культурной жизни Липецка. Не был исключением и прошедший недавно большой концерт, приуроченный к началу очередного сезона. Открыл программу эстрадный оркестр под управлением Игоря Бойкова. Этот коллектив получил признание далеко за пределами области. Не случайно оркест­ рантыприглашеныучаствовать вшоу, ко­ торое вскоре состоится в Кремлевском дворце... А потом звучала скрипка третьекурс­ ника Максима Козюлькова. Он вырази­ тельно исполнил весьма непростую «Пье­ су в стиле блюз» В. Фролова. Скрипача сменил гитарист — лауреат региональ­ ного бардовского фестиваля Всеволод Не- любов. Казалось бы, авторская песня не совсем уместна в ряду «серьезных» но­ меров других участников. Однако Нелю- бов, не в пример многим бардам, не бор­ мочет под простенькие гитарные аккор­ ды, а поет в полном смысле этого слова — глубоким, красивым, сильным голо­ сом. Маленькую, но весьма выразитель­ ную хореографическую композицию на музыкуШуберта показали лауреатыВсе­ российского конкурса в г. Иваново На­ талья Курулина и Владимир Филимонов: это был изящный, благородный по ри­ сунку танец. «Сказку» си-бемоль-минор Метнера, яркую, драматичнуюфортепианную пье­ су, сыграла Алина Зайцева, а рондо из концерта для двух флейт с оркестром Чимероза —Руслан Хозиев и Роман Фе- дянин. Затем наступил черед народной музы­ ки. Ей в училище придают большое зна­ чение. Михаил Юров исполнил пьесу на тему русской народной песни «Выйду ль я на реченьку». Слушая его, в который раз подумалось: сколько красок таит в себе такой инструмент, как балалайка, какие возможности открывает она для одаренного человека! Не менее сильное впечатление оставил баянист Сергей Су­ харев с концертным этюдомМошковско- го «Искорки». Сергею предложено выс­ тупить на конкурсе «Кубок Сибири». Трио «Канарейка» не только замеча­ тельно поёт народные песни. Вместе со своим преподавателем Валентиной Гри­ бановой девушки ездят по области, за­ писывают мелодии, изучают манеру пе­ ния. Им хочется, чтобыпесня звучала со сцены так же, как она звучит в деревне или селе, где была рождена. Выходит, вопреки распространенному мнению, мо­ лодежь интересуют не только рок и «по­ пса», есть среди нее и энтузиастыфольк­ лора... А завершил концерт еще один кол­ лектив. Эстрадный ансамбль, созданный студентами по собственной инициативе четыре года назад, сыграл две пьесы — «Канталупские острова» Хэнкока и «Опавшие листья» Космы. Это очень кра­ сивая и немного грустная музыка... Ан­ самбль пока выходит лишь на училищ­ ную сцену. Но можно надеяться, что его участники еще появятся и на более пре­ стижных подмостках... Ирина ВИКТОРОВА. ГЛАДИАТОР УХОДИТ НА ОХОТУ + Крупное открытие в области зоологии сделали недавно исследователи входе науч­ ной экспедиции в горном районе в 400 км к северо-западу от столицы Намибии Виндху­ ка. Энтомологи из Великобритании, США, На­ мибии и ЮАР обнаружили на вершине горы Брандберх насекомых, которые до последне­ го времени считались исчезнувшими еще мил­ лионы лет назад. По словам одного из участников экспеди­ ции, найденное насекомое —хищник, ведет ночной образ жизни, а по внешнему виду на­ поминает нечто среднее между сверчком и богомолом. Спинная часть его усеяна твер­ дыми шипами, предназначенными для защи­ ты от многочисленных врагов. «Мы назвали его гладиатором, —рассказывает ученый. — Однако, несмотря на свой грозный вид, насе­ комое не лишено привлекательности. Вчаст­ ности, у негодовольно красивая окраска, схо­ жая по цвету с гранитной поверхностью горы Брандберх». Энтомолог также сообщил, что уникальный по форме и поведению «гладиа­ тор» будет классифицирован как представи­ тель нового отряда насекомых. Последний раз этот отряд насекомых был открыт в 1915 году. Коллаж Николая ЧЕРКАСОВА Воспитанию детей ромалы уде­ ляют сер ьезн о е внимание. Это только с виду кажется, что те рас­ тут сами по себе, как трава в ого­ роде, и к все дозволено — носись с утра до вечера по улицам и не знай забот. С одной стороны, их и вправду ни в чем не ограничивают, не одергивают всякий раз: «Стой! Не бери! Не кричи!». Но с другой — стараются развить сам остоя­ тельность, ответственность, вынос­ ливость. Капризничающих, чем-то недовольных, на что-то обиженных малышей вы здесь не встретите. Веселые, улыбчивые мордашки, озорные бархатные глаза... Такое впечатление, что это не липецкое Заречье, а солнечная благополучная Италия. Хотя живут эти цыгане весьма скромно: в дом е — ничего лишнего, одежды и той на всех не хватает. В этих условиях ребята привыкают делиться друг с другом всем, что имеют—игрушками, ве­ щами, едой. Я видела, как они иг­ рают: все вместе — и те, кто едва научился стоять на ногах, и те, что постарш е. Старшие заботятся о младших. А как слушаются и ува­ жают взрослых! Для маленького цыгана слово родителя, бабушки или дедушки — закон. Иногда бы­ вает достаточно и одного взгляда... Здесь быстро учатся и послуша­ нию, ^почитанию старости... г-! Я была'удивлена, узнаву что- годам к 12-14-ти цыганские м аль­ чики в совершенстве овладевают каким-нибудь ремеслом. Наиболее распространенные занятия —резь­ ба по дереву, лужение котлов, плот­ ницкие работы, кузнечное дело, ме­ таллообработка. А девочки, начи­ ная с шести лет, занимаются д о ­ машним хозяйством. Они очень рано — в 13-15 лет — выходят з а ­ муж. Зато обзаводятся спутником жизни только один раз и на всю жизнь. «Одно плохо — неграмотные они у нас, — говорит барон.—Сам- то я три класса окончил — поме­ шала Великая Отечественная. Ос­ воил профессию жестянщика и д о сих пор тружусь. Но сегодня дру­ гие требования даже к простым ра­ бочим. Без знаний никак нельзя». Пожалуй, единственный мало- мальски образованный в таборе Г | о недавних пор я зна- I I ла о цыганах лишь по Л I 1| фильму «Последний табор» ^ли тературн ой класси­ ке: «Цыгане шумною толпой...». А еще в романе Вальтера Скот­ та «Квентин Дорвард» на вопрос главного героя «Кто такие цы­ гане?» звучит ответ: «...Они не признают ни Божьей Матери, ни святых. Воруют все, что под руку попадется, а вдобавок колдуют и гадают». Признаться, я тоже в этом не сомневалась, пока не побы­ вала в поселке Заречье, где про­ живают 45 сем ей молдавских цыган. Поехала, когда узнала, что цыганские ребятишки не ходят в школу: не только малы­ ши, но и подростки в большин­ стве своем абсолютно безгра­ мотны. Ехала не без некоторой опаски: все-таки цыгане. На вся­ кий случай решила подстрахо­ ваться — заран ее сообщила о своем визите цыганскому баро­ ну—Михай Михаилу Гоговичу. А они встретили гостепри­ имно и доброжелательно. При­ гласили меня в дом, сложенный из бревен (у цыган все дом а такие), и первым делом напои­ ли вкусным чаем с лимоном и яблоками. Я пила, а они расска­ зывали о своем житье-бытье. 'Оказывается, первые пять семей кочующего племени обо­ сновались в поселке ещ е в на­ чале 90-х годов. Необычный вид, непонятный язык, непривычные повадки — все это среди корен­ ных зареченцев порбждапо мас­ су слухов. Естественно, говори­ ли, к примеру, что табор — рас­ садник наркоты... «Надо же такое придумать! — возмущается тетя Сима. —Да мы сами страсть как боимся этого зелья! Не дай Бог детиш ­ кам в руки попадет. На сей счет строгий контроль держим. Па­ пиросы, сигареты — это пожа­ луйста. У нас все курят. А чтобы травку какую —ни-ни-ни». Действительно, наркотика­ ми молдавские цыгане не про­ мышляют. Это «бизнес» других групп, с которыми у моих хозя­ ев отнюдь не безоблачные от­ ношения. человек—15-летний Ванюшка. Бой­ кий парнишка — самоучка. Умеет писать, читать, знает счет, хорошо говорит по-русски. А ещ е поет, танцует, играет на нескольких ин­ струментах. Залихватскую «Цыга­ ночку» специально для меня сыграл на... фортепиано. Мелодию подо­ брал сам, поскольку просто не зна­ ет, что такое ноты... Унего свой «биз­ нес»: работает по металлу, время от времени выполняет какие-то за­ казы. На заработанные деньги кор­ мит, обувает-одевает себя и мать, Софью Ивановну (отец у Ванюшки несколько лет назад умер, у стар­ ших братьев и сестер — свои се ­ мьи). Право же, дайте ему образо­ вание, он мог бы многого добить­ ся... С прошлого года обитатели табора ведут с сотрудниками го­ родского управления образования, другими начальниками переговоры насчет учебы. Своей школы в посел­ ке нет. Начальную зареченскую за ­ крыли почти двадцать лет тому на­ зад, а здание передали в частную собственность. С тех пор дети за ­ реченцев ездят за знаниями в со ­ седний поселок тракторостроите­ лей. Те, что поменьше, — в общ е­ образовательную школу № 62, ре­ бята среднего и старшего школь­ ного возраста —в открытую смен­ ную школу № 2. Проблем с транс­ портом нет:' рейсовые автобусы хо­ дят через каждые 12-15 минут. Но цыган это не устраивает. Они при­ выкли жить общиной и не хотят, чтобы их детей куда-то возили, рас­ пределяли по школам и классам. К тому же среди ребят есть «пере­ ростки», которые стесняются сво­ их более образованных русских сверстников. Все это побудило представи­ телей кочующего племени обра­ титься с просьбой выкупить и обо­ рудовать-под школу пустующий в центре табора цыганский дом. Но службы июедомства констатирова­ ли: для храма науки он не подходит — смежные комнаты, маленькие окна, отсутствие удобств... Попыт­ ка заполучить здание бывшей за- реченской начальной школы также не увенчалась успехом —предпри­ ниматель Олег Шушаков наотрез отказался его продавать. Тогда цыгане предложили перевести их детей на домашнее обучение. Но туг возникла масса проблем. Где най­ ти учителей, которые согласились бы «обосноваться» в таборе? Кто и как будет контролировать учебный процесс? Есть, конечно, такая фор­ ма обучения, как экстернат, пред­ полагающая самообразование. Но для цыганских ребятишек, не про­ шедших элементарного ликбеза, она вряд ли приемлема. Слава Богу, в конце концов со­ шлись на том, что в школу они все- таки пойдут — в ту самую откры­ тую сменную № 2. Для них там бу­ дут организованы специальны е классы. Есть учебники, есть учите­ ля, готовые вести занятия по ин­ дивидуальным программам. На мо­ мент моего визита в табор шел сбор заявлений. Думаю, что про­ блема благополучно разрешится. Ведь эти черноволосые, смуглоли­ цые мальчишки и девчонки—тоже наши дети. Дети России. И госу­ дарство, в котором они живут, дол­ жно помнить о них, помогать им. Во всяком случае прежнее, советское, считало это своей обязанностью. В начале 40-х годов в Москве было несколько начальных школ с препо­ даванием предметов на цыганском языке. Действовали педагогичес­ кие курсы, где готовились кадры учителей Для цыганских школ. Сей­ час этого ноп В президентской про­ грамме «Дети России», направлен­ ной на защиту прав и жизненно важ­ ных интересов наших юных сограж­ дан, о цыганских детях не сказано ни слова. Дети Севера есть, дети КОГДАВЕРСТАЛСЯНОМЕР, стало известно, что 70 зареченс- ких цыганят в возрасте от 6,5 до 16 лет приступили кзанятиям. По словам начальника отдела городского управления образова­ ния ГалиныЧех, для них созданышесть классов компенсирующе­ го обучения наполняемостью не более 12 человек. Разработаны индивидуальные программы. Проблем с учебниками, ручками и тетрадями нет—все необходимые канцтоварызакуплены. Орга­ низован подвоз учащихся кшколе иобратно впоселок. Открытымпока остается вопрос обеспечения ребят из много­ детных, малообеспеченных семей школьнойформой. Сложность заключается втом, что министерская программа «Школьный все­ обуч» предусматривает выплаты на эти цели раз в два года. К тому же придется собрать немало бумаг, втом числе справки о доходах исоставе семей, оформить ходатайство вместные орга­ нысоциальной защиты населения. Но по сравнениюс огромной работой, проделанной управлениемполиквидациицыганской без­ грамотности, это уже мелочи... ЭКГ П О ... ЛАПОНИ ^ Японский рынок удобных в обращении медицинских измерительных приборов попол­ нился новой разработкой: портативное элект­ ронное устройство, созданное компанией «Палм-тех», делает электрокардиограммупола­ дони. Внешне это 200-граммовый «брусок» раз­ мером шесть на двенадцать сантиметров с корпусом из нержавеющей стали, снабженный жидкокристаллическиммонитором итремя сен­ сорами. Его следует прикладывать к ладони или к груди в районе сердца. Менее чем за полминуты он снимет необходимые парамет­ рыи отобразит их в виде кривой на мониторе. Карманный электрокардиограф появится в продаже уже в этом году. Так же, как мини­ атюрные тонометры, измеряющие давление на запястье или на пальце, он будет прода­ ваться в магазинах бытовой техники и апте­ ках. Первоначальная цена —310 долларов по текущему курсу. 30 СОРТОВ ВИНОГРАДА НА ОДНОЙ ЛОЗЕ "Т"Имя садовода из иранского города Ур- мие Азиза Амани вполне может быть занесе­ но в какую-нибудь книгу рекордов. Ему уда­ лось вырастить 30 сортов винограда на од­ ной виноградной лозе. Для этого потребова­ лось два года. Из привитых клозе 43 черен­ ков лозы других сортов в этом году плоды дали только 30. Сегодня многие жители Урмие посещают сад Азиза Амани, где на одной лозе свисают крупные гроздья черного, белого, бордового винограда. Каждый сорт имеет свой вкус, тер­ пкость, сочность и сладость. Удачливый и упорный садовод намерен продолжать свои эксперименты. Он надеется вырастить совершенно новый сорт виногра­ да, который вобрал бы в себя все лучшее от уже известных сортов. (По ин формации ИТАР-ТАСС). К КОНЦЕРТУ -------------------- Г И Б Д Д -1 С О О Б Щ А Е Т СУББОТА - ДЕНЬ ТЯЖЕЛЫЙ За прошедшую неделю (30 сентября —6 октября) в области зарегистрировано 28 дорожно-транспортных про­ исшествий. В них погибли 5 человек и 39 получили ране­ ния. Н аиболее сер ьезны е ДТП произошли в минувшую суббо­ ту. Самой тяжелой по п ослед­ ствиям оказалась авария в селе Сошки Г рязи н ского р ай о н а. Около д ев я ти в е ч е р а з д е с ь столкнулись два легковых авто­ мобиля: «Москвич-412» и «Жи­ гули» 93-й модели. От лобового удара погибла пассажирка «Жи­ гулей», 38-летняя женщина, еще сем ь человек получили травмы разли чн ой степ ен и тяж ести. Среди них двое несоверш енно­ летних — 10-летний мальчик и 12-летняя девочка. Примерно в это же врем я в Л ебедян и на улице Горького ВАЗ-21063 врезался на встреч­ ной полосе в «Жигули» 99-й м о­ дели. Итог аварии — один по­ гибший и четверо раненых. Спустя пару часов у сел а Афанасьево Измалковского рай­ она на полосе встречного д ви ­ ж ения во д и тель ав том о б и л я «М-412» допустил столкновение с ВАЗ-21063. Пассажир «Моск­ вича», 35-летний мужчина, полу­ чил смертельную травму. Води­ тель «Жигулей» и его попутчица с ранениями госпитализирова­ ны. В двух ДТП, имевших траги­ ческие последствия, жертвами становились пешеходы. 4 октября на автодороге Л е­ бед ян ь— село Докторово води­ тель «Жигулей» 43-й модели при о б ъ езд е стоящих на обочине двух а в то м о б и л ей сб и л н а ­ смерть 23-летнего мужчину. А 7 октября во втором часу ночи на 370-м килом етре автотрассы «Дон» у становлянского сел а Прохоровка попал под колеса «М ерседеса» мужчина в в о зр а­ сте 45-50 лет. В результате на­ езд а он скончался на месте. Владимир ПАРАХИН, ст. инспектор УГИБДД области, капитан милиции. О Б Р А З О В А Н И Е У Ч И Т Ь С Я я з ы к у ^ Н А . . . К О М П Ь Ю Т Е Р Е В ЕГУ имени И.А. Бунина прошла трехдневная Все­ российская научно-практическая конференция «Русский язык. Актуальные проблемы лингвистики и дидактики», посвященная нашей землячке, академику Академии ин­ форматизации образования, профессору Надежде Ал- газиной, которой в конце сентября исполнилось бы 80 лет. У ченики и коллеги Надежды Николаевны собрались вспомнить ученого и друга, а также обобщить опыт, наработанный иссле­ дователями в области создания новых информационных техно­ логий и программ обучения русскому языку, наметить дальнейшие пер­ спективы. Эти идеи воплощала в жизнь Алгазина. Ее теория формирования прописных навыков на основе учета трудных вариантов орфографии легла в основу многих современных учебников. Но главное, почувствовав ве­ ление времени — распространение компьютеров, используемых в каче­ стве мощного средства обучения, — она создала научную школу, объе­ динив в ней единомышленников, посвятивших свои исследования ком­ пьютеризации обучения русскому языку. В 1994 году в тогда ещ е Елецком педагогическом институте, кото­ рый, кстати, сам а Надежда Николаевна окончила в 1941 году, она откры­ ла и на общественных началах возглавила лабораторию компьютерного обучения русскому языку—одну из первых в России. Под ее редакцией вышли несколько пособий для учащихся, а сам а идея успешно внедря­ лась в практику школ Липецкой, Белгородской и Московской областей. До Алгазиной в основном использовались программы тестирующе­ го плана, а разработанные под ее руководством (по орфографии и пун­ ктуации) содержат обучающий модуль. З а несколько лет елецкая науч­ ная школа создала около двухсот компьютерных программ по различ­ ным разделам курса «Русский язык». К этой работе привлекались не только теоретики, но и практики — учителя школ Ельца, Елецкого райо­ на, Воронежа, Белгорода. А сами члены лаборатории опубликовали бо­ лее ста печатных работ. Многие ученики Алгазиной, в том числе и преподаватели ЕГУ, защи­ тили кандидатские и докторские диссертации и теперь продолжают ее идеи. Это особенно важно сегодня, когда в России реализуется про­ грамма компьютеризации школ, и прежде всего сельских. В этой связи большие задачи поставлены и перед лабораторией елецкого госуни- верситета, обеспечивающей их качественными электронными продукта­ ми учебного назначения. Предпочтение отдается мультимедийным учеб­ никам по русскому языку. Следующим направлением работы елецкой научной школы, о чем шла речь на конференции, станет подготовка студентов и учителей к исполь­ зованию компьютерных программ на уроках. Для этого университет бу­ д ет проводить специальные курсы, заседания методических объедине­ ний. Обсуждались также различные подходы к планированию и внедре­ нию новых технологий в практику обучения, выбору форм и методов ком­ пьютерной поддержки курса русского языка с учетом достижений совре­ менной лингвистики и дидактики. И созданная Надеждой Алгазиной л а­ боратория, несомненно, займет в этом процессе достойное место. Тамара ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты». г. Елец. ребята со школьной скамьи, аакадемики—слишкомвы­ соки требования к абитури­ ентам. Иностранный язык, допустим, мысдавалиустно. Потребовалась невероятная мобилизация воли, чтобыот­ вечать достойно и грамотно, ведь вшколе его преподава­ лиодинраз внеделю! Науро­ ке успевали спросить только домашнее задание, которое можно зазубрить. Здесь и мозгов не надо, ведь обще­ ния на иностранном совсем не было. Вот почему школь­ ные «пятерки» на экзаменах ввуз превращаются в «трой­ ки», а то и «двойки». Я не сетую на школу, но не могу понять, почему та­ кое творится в нашей стра­ не... Мне жалко умных ре­ бят, которые не имеют свя­ зейиденег, чтобыобеспечить себе достойное будущее... Не сегодня-завтра со школьной скамьи уйдут в жизнь нынешние одиннад­ цатиклассники. Мымолоды, и мыдолжны верить, что не все в этой жизни продается- покупается. И лишь одна фраза должна служить на­ путствиембудущимабитури­ ентам: «Не стоит прогибать­ ся под изменчивый мир, пусть лучше он’прогнется под нас...» ОльгаСТРЕЛЬНИКОВА, студентка 1-го курса ф-та журналистики Российского университета дружбынародов им. Патриса Лумумбы. Липецк —Москва. Каждому новому поколению выпадает своя доля испытаний. У кого-то была Великая Отечественная, у кого-то —Афганистан, у кого-то —Чечня, у кого-то —перестройка, а у нас, то есть у моего поколения, ее плоды. Горькие, сладкие, кислые, червивые: разные! Нам трудно вживаться в холодный, расчетливый мир человеческих отношений. Но это наш мир, и никуда от него не деться. Приходится учиться понимать его, нащупывать слабые и сильные места, чтобы пробиться, чтобы не остаться в хвосте... Поколение ЫЕХТ ругают часто, его просто уничтожают ярлыка­ ми вроде «наркоманы», «бандиты», «бездельники». Но все не так просто. Портрет нашего поколения нельзя малевать только черными красками. Мы полны сил, желаний, здоровых амбиций и, если хотите, агрессии, чтобы менять мир, делать его справед­ ливым и честным. Здоровый революционный пафос греет наши сердца. А победить нам помогут только знания... Но одобрение мамы и папы, увы, не единственная поддержка. Чтобы поступить в вуз, нужно готовиться — усердно, добросовестно, мно­ го. Я, конечно, не говорю о тех, для кого не проблема ку­ пить себе диплом или запла­ тить за поступление. Я гово­ рюо «простых смертных», ум­ ных и настойчивых ребятах, которые из-за бедности вы­ нуждены идти вПТУ, вмест­ ные техникумыиуниверсите­ ты. В наше время, в нашей странеЛомоносовыхне ценят. И, как это ни грустно звучит, ни один Михайло не доберет­ ся без денег из того же Ар­ хангельска до златоглавой. Каким бы умным он ни был, онвсеравноне поступитвмос­ ковскийвуз без репетиторов (а это опять же деньги, и нема­ лые!). Я убедилась в этом на собственном опыте. Сейчас вРоссиитревожное время: переход отстарогокно­ вому, от «неправильных» взглядов (это те, что были до девяностых годов) к «правиль­ ным». Но именно в этот мо­ мент хочется вспомнить сло­ ва Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Это я вот к чему. В настоящее время осуществля­ етсяреформаобразовательной системы, меняются планы, цели*и задачи, кроятся-пере- краиваются школьные про­ граммы. И именно это вызы­ вает серьезные опасения. Я закончила среднюю школу с золотой медалью, без какой-либо помощи и связей. Мои родители даже не знали имя моего классного руково­ дителя, не ходили на собра­ ния. Этоне оттого, что я была имне нужна, а оттого, что я с детства была самостоятель­ ным ребенкок. Я училась сама, учила все и особенно налегаланалитературу иязы­ ки, ведь именно это мне при­ шлось сдавать. Не буду скрывать, чтояпо­ ступала вдва столичных уни- верситета, дутущя, что такпро- ще, безопаснее. Не тут-то было. Расхождения в про­ граммах МГУ и РУДИ (Рос­ сийский университет дружбы народов), атакже вшкольной оказались колоссальными. И не будь у меня репетиторов, которые натаскивали меня в течение двух лет, мне даже и близко к Москве подъезжать не стоило. Нет, я не говорю, что в школе ничему не учат. Учат, но не всему! Идаже мои репе­ титорыне думали, не гадали, чтонаустномэкзамене порус­ скойлитературе мне достанет­ ся Чернышевский. Его не было в нашей школьной про­ грамме, нет его и в програм­ ме вуза, по которой я готови­ лась, а на экзамене он вдруг ни с того ни с сего «выплыл». То же можно сказать и о русскомязыке, таккак на эк­ замене с меня потребовали совсемне такой разбор, какой мыделали вшколе. ВМоскве у меня возникло ощущение, что в институт поступают не ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕТЕ «НЕ СТОИТ ПРОГИБАТЬСЯ ПОД И ЗМ ЕНЧИВЫЙ М И Р . . .» П омню, три года на­ зад, когда училась в 8-м классе, я за­ явила (именно заявила, так как, по моему мнению, это даже не подлежало обсужде­ нию), что буду поступать на факультетжурналистики, да еще в столичный вуз. И я благодарна родителям за то, что онине пыталисьменя от­ говорить, не пытались удер­ жать от такого выбора. Сейчас я понимаю, как им было трудно. Ведь Моск­ ва—совсемдругая планета, где тыникомуне нужен игде тебя не будут спрашивать, хочешь ты чего-то или нет. Там всего много: и соблаз­ нов, и проблем. Но для того, чтобы поко­ рить столицу или хотя бы один из ее вузов, необходи­ маподдержка родителей: мо­ ральная иматериальная. Да­ леко не все взрослые могут понять это и позволить свое­ му чаду оторваться от подо­ ла. Мои смогли...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz