Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

9 о к т я б р я 2 0 0 2 г ., № 197 (21825 ) Ш Едва представ п е р е д зрителями, главный герой ком едии зажиточный крестьянин Ж орж Д ан ден (В ик тор Соболев) ср а зу проясняет суть д е л а . Мол, что это значит таким , как он , жениться на знатных д ам а х . Ничего х о р ош е го , ни грамма лю бви . Его ж ен а Анжелика его дурачит, заигрывает с равным ей по п р ои схож д ен ию Клитандром . А точки н а д «■» расставляет слуга Клитандра Лю бен (Вячеслав Михеев). Он, п ер е д а в запи сочку от того сл уж анк е Анжелики Клодин е, охотно делится новостями с Д ан д ен ом , как просто с первым встречным. Получается получш е, н еж ели в се р и а л а х про лейтенанта К оломбо: «преступник» известен , н а д о лишь его (и главное — его «подельщицу») вывести на чистую в о д у , прилю дно изобличить, п р еп од ав публик е ур ок по принципу «порок н ак а зан , д о б р о д е т е л ь торжествует». Но не тут-то было! Изобли­ чить прилюдно означает при­ звать в свидетели родителей неверной. Ас их появлением на сцене невыносимая для Данде- на, хотя вроде бы легкая доза «чертовщины», озвученной про- стодырой Любеном, нарастает. Расфуфыренные, разряженные г-жа и г-н Сотанвиль (Любовь Кабанова и Петр Коновалов), прежде чем выслушать бедня­ гу зятя, предаются танцеваль­ ному самоупоению. Ситуация, понятно, будет поставлена с ног на голову: персонажи, за ис­ ключениемДандена, будут спо­ койненько, без опаски «ломать комедию», и благоприятное для героя нравоучительное ре­ зюме «финита ля комедия» так и повиснет в воздухе. По первому впечатлению, выбор художественным руково­ дителем театра Владимиром Пахомовым непритязательной, близкой к«старомодному» жан­ ру водевиля комедии Мольера (названной автором «Жорж Данден, или Одураченный муж»-) кажется очень уж неакту­ альным. Но это — на первый взгляд. Да, сегодня отнюдь не кадры, а в первую очередь : деньги решают все. И играть | пьесу про безвластие денег, ! про то, что они когда-то, ока- I зывается, ровным счетом ниче- ! го не решали, что перед со­ словными барьерами они бес- ; сильны — значит совершать, I простите, известную процеду- | ру против ветра. Хороший при- | мер насчет новейшего соотно- ! шения сословности и денег — фильм «Принцесса на бобах». Разве что «Рогоносцем» театр ' НЕ В ДЕНЬГ А Х СЧ АСТЬ Е ЖОРЖ Д АНД ЕН?! « Р о г о н о с е ц » п о Ж . - Б . М о л ь е р у в Л и п е ц к о м а к а д е м и ч е с к о м т е а т р е д р а м ы и м е н и Л . Н . Т о л с т о г о решил все-таки напомнить, что не в деньгах счастье? Ну, что же, это, в общем-то, вовсе не лишнее... Но тут надо иметь в виду и «внутридраматургические», внут- ритеатральные причины. На их фоне появление «Рогоносца» осо­ бенно естественно. Год назад наша труппа выпустила «Кабалу святош (Мольера)» М. Булгакова, спектакль, работа над которым без «влюбленности» в великого французского комедиографа была немыслима. А от истории жизни Мольера, столь глубоко прочувствованной в спектакле, один шаг ккакой-либо мольеров- ской пьесе, где так или иначе тоже отражается и человеческая его сущность. Скажем, позиция не­ знатного по рождению сына обой­ щика мебели, ставшего актером и завоевавшего успех не в напи­ санных кем-то благородных тра­ гедиях—в собственных комеди­ ях, где он играл слуг. Ктому же позиция человека ревнивого и в театральном, и в житейском смысле. Лишь собственно сцена возмещала Мольеру недоданное ему за ее пределами, позволяла направлять свое творчество «про­ тив духовной опустошенности аристократии» (Г. Бояджиев). Это-то, похоже, и привлекло со­ здателей спектакля о Дандене... По-видимому, наша труппа после серьезной «Кабалы святош» решила на нынешнем этапе «рас­ статься» с Мольером смеясь. УМ. Булгакова рассказано о закули- сье. Драматург в «Жорже Данде­ не» (фактически не покидает под­ мосток, разворачивает «чистую», условную, невзаправдашнюю ко­ медийную игру. Действие спектак­ ля проходит вообще лишь на аван­ сцене. Исключительно фронталь­ ный вид дома Дандена (художни­ ки Ольга Твардовская, Владимир Макушенко) напоминает нечто вроде выгородки. На этом сужен­ ном пространстве вроде никому ни от кого не укрыться, никому никого не одурачить. Выходит же совсем иначе: Анжелика (Елена Оленина), находясь бок о бок с му­ женьком, ухитряется вовсю стро­ ить глазки Клитандру (Андрей Новиков). Почти в кульминацион­ ный момент Данден стрех метров в упор не видит, что Анжелика за­ калывает себя понарошку, и вновь упускает возможность разобла­ чить ее. Да что там говорить: «Рогоно­ сец» —это фарс, и его действую­ щие лица — фарсеры. Причем действие выглядит сгущенным, сконцентрированным не только из-за узости пространства. Трю­ ки здесь чуть ли не нанизывают­ ся один на другой. Никто, разу­ меется, и не думает общаться в размеренно-салонном стиле. В П РЕМЬЕР А ж монологах или диалогах обяза­ тельно надо пускать в ход руки, а то и ноги, или прямо-таки взбираться на собеседника. Непревзойденная жеманница, казуистка, красавица, в креа­ тивном парике Анжелика, с го­ рячими взглядами, зато с весьма холодным сердцем (ни­ чего удивительного, ведь не драма) —вот фарсовый пара­ докс! —воспринимается впол­ не невинным, неиспорченным созданием. Очарованный ею Клитандр лезет почти напро­ лом, со стороны Анжелики не встречает абсолютно никако­ го отпора. Кажется, еще чуть- чуть — и они прилюдно со­ льются в пароксизме взаим­ ной страсти. Ан нет! Мало ли там что они вытворяли, остав­ шись наедине в доме Данде­ на. Они — аристократы и на публике не позволят себе ни­ чего лишнего. Зато совсем не фарсово, а вполне реалистично играет Дандена В. Соболев. Конечно, до последней степени отчая­ ния он не доходит. Ктому же актер, хоть и не так явно, как остальные исполнители, тоже оставляет между собой и сво­ им персонажем некий лице- дейский «зазор», показывая, что Данден все равно себе на уме и что его самопотопление в бочке — тоже игра. Игра, в стихии которой, как рыбы в воде, чувствуют себя и слуги —Любен, Клодина (Ольга Му­ сина), Колен (Эмин Мамедов). ...Любой, в том числе и ко­ медийный, вроде бы без осо­ бых глубоких затей, спектакль способен вызвать самые при­ чудливые ассоциации. Шутли­ вая игровая стихия «Рогонос­ ца» вполне может... породить обиду за Дандена. Испытыва­ ешь. зрительски-простодуш- ную досаду: ну отчего же Дан­ ден такой никудышный укро­ титель строптивой Анжелики? И в противовес в памяти воз­ никает даже не комедия Шек­ спира. Вспоминаются «Беше­ ные деньги» А.Н. Островского. Там прелестная 24-летняя Ли­ дия, дочь «пожилой дамы с важными манерами», долго морочит голову своему мужу, прагматичному провинциалу Василькову. Но под конец Ли­ дия «вынуждена» произнести: «Ах, как мне жаль бедных, не­ жных созданий, этих милых, веселеньких девушек!., брось­ те мечты о несбыточном счас­ тье, бросьте думать о тех, ко­ торые изящно проматывают, и выходите за тех, которые гру­ бо наживают и называют себя деловыми людьми». Вот это по-нашему, по-русски. И ведь сколь современно, хоть и рез­ ковато звучит! Да и Васильков —очень симпатичный, не гру­ бый, безусловно, располагаю­ щий к себе персонаж... Великий поэт — правда, по иному поводу —советовал перечесть «Женитьбу Фига­ ро». Посмотревшим «Рогонос­ ца» я бы посоветовал раскрыть «Бешеные деньги». Тогда, уве­ ряю, вы закончите необреме­ нительный театральный вечер в полной гармонии с собой.., Кон стантин КЛЮТКИН. Фото Оль ги Б ЕЛЯКОВОЙ. • < II щ ф *-л ШШШ М ШШШ ПО ДРОБНОСТИ А РКА Д И И И О Л Ь Г А С Е ВИ Д О ВЫ : ЕЛЕЦКИИ ДЕБЮТ С «БЛЮТНЕРОМ» Как у ж е со о бщ а л а «ЛГ», кульминационное событие М еж д ун ар одн о го дня музыки п р ои зош л о в наш ей области н е первого октября (когда этот День обычно отмечают), а в к о н ц е м и н у вш ей н е д е л и . И н е в Л и п е ц к е , а в Ельц е. М естом в стр ечи представителей лучш их творческих коллективов р еги он а бы ло и зб р а н о Елецкое училищ е искусств имени Т. Н. Хренникова. Здесь ж е состоялась презентация сам ого главного музыкального п о д арк а —концертного рояля германской фирмы «Блютнер», п о д арк а училищ у от обла стн ой администрации . В поздравительной части пр аздника тон за д а в а л и м эр Ельца Виктор Соковых и начальник областного управл ения культуры Ф е д о р Жиляев. На сц ен у выходили руководители Липецкой ф иларм онии , вокальной группы ан сам бля «Казаки России», Л и п ец к о г о м у н и ц и п а л ь н о г о к а м е р н о г о х о р а , н а у ч н о -м е т о д и ч е с к о г о ц ен т р а н а зв ан н о го уп р ав л ен и я , училищ искусств Л ип ецк а , Ельца, З а д о н ск а , ан сам бл я эстрадного танца «Эльта», п едагоги . А честь презентовать рояль выпала н ар о дн ом у а р ти ст у Р о ссии п р о ф е с с о р у М о ск ов ск ой к о н с е р в а т о р и и А р к а д и ю С е в и д о в у (родивш емуся, что весьма н ем а л о в аж н о в контексте дан н о го события, в Ельце) и его д оч ер и Ольге, аспирантке той ж е консерватории . П о сл е п р ош е дш е г о с о гр ом ны м у с п е х о м к о н ц ер т а С еви довы х , на к о т ор ом прозвучали сочинения Б етхов ен а , Брам са, Ш опена и Листа, наш корр есп он ден т взял интервью у Аркадия Гавриловича. — «Блютнер» — это, вне всяко го сомнения, суперпода­ рок. Но скажите без обиняков: л егко ли было игра ть на со­ вершенно новом инструменте? —Когда мне директор учили­ ща Александр Николаевич Мерку­ лов сказал, что рояль—абсолют­ но новый, необкатанный, я впал в состояние сродни одновременно и прострации, и панике. Лучше бы, подумал я, иметь под рукой рояль с «биографией», отреставриро­ ванный какой-нибудь, с уже изве­ стными возможностями. Но те­ перь я смело заявляю: Ельцу про­ сто очень повезло с роялем. Ведь, чего скрывать: раньше, когда «Блютнеры» производились на территории ГДР, их качество не было безукоризненно стопроцен­ тным. Теперь же общий немецкий и шире—европейский рынок дик­ тует более жесткие законы, и фир­ ма «Блютнер», разумеется, стара­ ется им соответствовать. Могу поэтому смело сказать и то, что отныне в Ельце можно давать кон­ церты с участием самых знамени­ тых исполнителей. Этот рояль — великолепный профессиональный «агрегат», сверх того —он спосо­ бен «помочь» любому пианисту. —Вопрос чисто дилетант­ ский: не показалось ли вам, что рояль звучит несколько гро мковато для камерно го кон­ цер тн ого зала училища? — Ни в коем случае. Пользу­ ясь поводом, подчеркну: и сам зал — отличное «приобретение» для училища. Мне приходилось выс­ тупать во многих российских учеб­ ных заведениях искусств, и про­ центов восемьдесят их залов не отвечают необходимым требова­ ниям по части акустики и инстру­ ментов. Многие рояли там уже находятся на пределе износа, по­ этому зал с «Блютнером» состав­ ляют, на мой взгляд, практически идеальную гармонию. — Сегодняшний конц ерт у вас, разумеется, далеко не первый в Ельце? —Да, я бываю в своем род­ ном городе —навещаю маму, не­ сколько раз давал в училище от­ крытые уроки, мастер-классы. И нынешний рояль с прежним, ко­ нечно, не сравнить. Честно скажу и то, что предыдущие директора училища не слишком-то звали меня к себе на выступления, ну а сам я и не напрашивался. Поэто­ му надо отдать должное Алексан­ дру Николаевичу. Надеюсь, и я, и моя дочь, мы еще не раз и не два выступим здесь. Благо — повод для отказа концертировать исклю­ чен. Наоборот, и мне, и Ольге, и каждому музыканту с именем бу­ дет лишь лестно получать подоб­ ные приглашения. — Кстати, об Ольге. При­ знаться, публика не ожидала, что на «фоне» столь опытного пианиста, как вы, ваша дочь ничуть не стушевалась и про­ явила себя зрелой, экспрес­ сивной исполнительницей. В чем секрет ее достижений? — В первую очередь, она* с раннего детства, всю свою жизнь слышала и слышит, чем я зани­ маюсь. Тут действительно яблоко от яблони недалеко упало. Оля сумела максимально воспринять мое «видение» фортепианной игры, проникнуться им. Этого до­ биться путем отцовского «понука­ ния», даже самого деликатного, очень трудно. Трудно прочувство­ вать всю «технологию», многие собственные «ноу-хау», если недо­ стает и желания, и упорства, и таланта. Оля мою «технологию», в отличие от других моих учеников, изучила досконально. Дочь—мой самый верный ассистент, самый верный помощник в преподава­ тельской деятельности. —А как же Олина испол­ нительская деятельность? — Одно от другого зависит напрямую. Когда Оля берется ра­ зучивать новое для себя произве­ дение, она его «препарирует» с позиций нашей, «севидовской, школы». Никто из моих коллег не может заниматься со своими сы­ новьями и дочерьми. Но я-то об­ щаюсь с Олей, прибегая не кэмо­ циям, а каргументам. Чаще всего оказываюсь прав я, не она. В ре­ зультате —ни с кем, кроме меня, она заниматься не хочет, не может. — Простите, а насколько вы сейчас востребованы в Рос­ сии, нет ли у вас желания по­ пытать счастья на Западе? —Если я могу на что-то пожа­ ловаться, так только на большую загруженность. В Московской кон­ серватории, в Академии музыки имени Гнесиных, в Центральной музыкальной школе я занимаюсь без малого с тридцатью ученика­ ми. Понимаете, дело все втом, что я просто не могу отказать друзь­ ям, которые приводят ко мне сво­ их чад, родственников и просят: ну возьми их к себе. Главное —что­ бы на все хватало времени, в пер­ вую очередь—на концерты. Ксча­ стью, и у меня, и у Оли—хватает. Интервью вел Константин ВАСИЛЬЕВ. Фото Виктора ДАВЫДОВА. Ь ЛИПЕЦКИЙ КАРАТИСТ - ТРЕТИЙ В МИРЕ! *ф* В минувшие выходные в Югославии прошел чемпионат мира по каратэ среди подростков и кадетов (возраст до 20 лет). На нем выясняли отношения спортсмены разных стилей. В составе сборной России выступали пять липчан, мастеров стиля си- торю. Стоит отметить, что спортсмены нашей области впервые добились права участво­ вать в турнире лучших каратистов планеты. Артем Болышев (11 лет), Алена Мажникова (15 лет), Сергей Никитин (15 лет) и Надеж­ да Мажникова (18 лет) не смогли пробиться в число призеров, выбыв из борьбы за м е­ дали на ранних стадиях. Самым же успеш ­ ным оказалось выступление Дмитрия Гуляе­ ва (12 лет). Лишь в полуфинале он проиг­ рал свою схватку будущему победителю. Тем не менее заслуженной наградой на­ шему земляку стала бронзовая медаль чем­ пионата мира, что, несомненно, является большим успехом. Тренируют юных спорт­ сменов Вадим Осадчий и Владимир Чуньков. СТАНОВОЕ ПРИМЕТ СИЛЬНЕЙШИХ ГИРЕВИКОВ ■ф* Состоялось очередное засед ание международной Федерации гиревого спорта, на котором было принято решение о прове­ дении в следующем году Всероссийских со­ ревнований сельских гиревиков и одновре­ менно чемпионата мира среди ветеранов в Становом Липецкой области. В состязаниях примут участие «старички» гиревого спорта из стран СНГ, Греции и Германии. Как сообщил редакции «ЛГ» председатель международной Федерации гиревого спорта липчанин Владимир Рассказов, в настоящее время идет согласование с федерациями стран-участниц чемпионата сроков проведе­ ния соревнований, определяется смета бу­ дущих расходов на их организационно-тех­ ническое обеспечение. ЛИПЕЦК СТАЛ ЧАСТЬЮ «СПОРТИВНОЙ РОССИИ» + Одной из первых в стране в Липецке на днях прошла учредительная конферен­ ция регионального отделения Всероссийс­ кого добровольного общества «Спортивная Россия», инициатором создания которого стал легендарный российский хоккеист, а ныне председатель Госкомспорта РФ Вячес­ лав Фетисов. В ходе конференции был принят Устав регионального отделения ВДО «Спортивная Россия», обсуждение которого прошло на­ кануне во всех городских и райспорторга- низациях. Состоялись также выборы совета отделения общества в количестве девяти ч еловек из числа ведущих тр ен ер о в и спортивных специалистов области, его кон­ трольно-ревизионных органов и п р едседа­ теля, обязанности которого доверено выпол­ нять на общественных началах начальнику облспортуправления Владимиру Дементье­ ву. А исполнительным секретарем Липецко­ го регионального отделения Всероссийско­ го добровольного общества «Спортивная Россия» назначен ведущий сп еци али ст «ШВСМ-спортсервиса» Николай Воронов. КУРЯНЕ УЕХАЛИ НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ ... "4* В очередном матче первенства стра­ ны по футболу среди команд второго диви­ зиона в зоне «Центр» липецкий «Металлург» принимал одного из аутсайдеров чемпиона­ та — курский «Авангард». Защитник хозяев Евгений Чумаченко на 30-й минуте открыл счет, а перед перерывом Михаил Прошин увеличил результат. Во второй половине встречи Игорь Вековищев забил третий гол. Победив со счетом 3:0, «Металлург» с 80-ю очками продолжает возглавлять тур­ нирную таблицу. На пять очков от лидера отстает подольский «Витязь», забивший на своем поле три безответных мяча в ворота динамовцев Брянска. Остальные матчи 36-го тура закончились так: «Мострансгаз» —«Орел» (Орел) — 1:0, «Космос» (Электросталь) —«Спартак» (Там­ бов) —2:0, «Фабус» (Бронницы) —«Колом­ на» — 1:1, «Спартак —Орехово» (Орехово- Зуево) —«Спартак» (Луховицы) —0:0, «Ря- зань-Агрокомплект» (Рязань) — «Арсенал-2” (Тула) — 0:0, «Титан» (Реутов) — «Локомо­ тив» (Лиски) —1:3. «ДОПРИЗЫВНИК» ОБОСНОВАЛСЯ В СИНЯВСКОЙ ШКОЛЕ ■ф* По установившейся традиции, в на­ чале нового учебного года подводятся ито­ ги Грязинской районной Спартакиады школь- ников-допризывников. В нынешней, семнад­ цатой по счету, первое место и переходя­ щий кубок «Допризывник», учрежденный в этом году, завоевала Синявская средняя школа. Шестое место в стрельбе, четвертое —в подтягивании на перекладине, третье —в беге на стометровке и в комплексе вольных упражнений, второе — по строевой подго­ товке и первое —в кроссе и упражнениях с гирями позволили в итоге синявенцам стать первыми. Учащиеся школы № 9 стали серебряны ­ ми призерами Спартакиады, а ученики При- бытковской средней школы поднялись на третью ступеньку пьедестала почета. П у б л и к а ц и ю п о д г о т о в и л и Ю р и й КУЛИЙИЧ и М и х а и л А Б Р А М О В . ВСЕ ДЕТИ — НАШИ НАЙДИМЕНЯ. МАМА! Валерия Г. Эта девочка старается быть всегда в центре событий. Очень общительная и активная. Любит уча­ ствовать в праздничных мероприяти­ ях. Хорошо танцует и поет. В детс­ ком доме живет год. Родилась в кон­ це декабря 1997 года. Дима Д. В детском доме почти два года — это половина его жизни. Маль­ чик добрый, ласковый. Любит живот­ ных. С удовольствием кормит рыбок и морских свинок, играет в мозаику и складывает картинки. Андрей Р. Этот маленький чело­ век очень раним. По мнению воспи­ тателей, психологов, он очень нуж ­ дается в теплом, ласковом обраще­ нии. Но близких нет. Как бы там ни было, Андрюшка умеет улыбаться и весело смеяться. А еще он любит играть в машины, петь, танцевать. В развитии пока не­ много отстает. Родился мальчик 21 марта 1999 года. шшш Ирина О. Очень общительная де­ вочка. Хрупкую и нежную, Ирину воспитатели детского дома сравнива­ ют то с лесным колокольчиком, то с яркой гвоздичкой на лугу. Она все время улыбается. И даже когда ей больно и глаза уже плачут, старает­ ся держаться. Девочке скоро будет шесть лет. В е д у щ а я р у б р и к и Г а л и н а КОЖУХАРЬ. Ф ото О л ь г и БЕЛЯКОВОЙ . О П Я Т Ь П О Л Ы Х А Е Т Р Я Б И Н А . . . С егодня исполняется 110 л е т со д н я р о ж д е н и я М ари ны Ц ве­ т а е в о й , вы д аю щ ей ся русской п оэтессы , ж и зн ь и тво р ч ество к о ­ то р о й тесны м о б р а з о м св язан ы и с н аш и м к р а е м . В сен тяб р е 1918 го д а , в ы н у ж д е н н а я сп асать м а л е н ь к и х д о ­ ч е р е й о т б уш е в а вш его в России го л о д а (м л адш ую , И ри н у, о н а т а к и н е у б е р е гл а ), М ар и н а И в ан о в н а о тп р а в и л ас ь в тр у д н о е и о п ас н о е «путеш ествие». О ф о р м и в д о к у м ен ты н а « в о л ь н ы й п р о е з д (п р о во з) в 1 /2 п у д а» д о станции У см ань Т ам б о в ск о й гу б ер н и и , что п о зв о л я л о п р о везти по ж е л е зн о й д о р о г е к о е -к а к и е п р о д у к ты , о н а о к а з а ­ л ас ь в сам о й гущ е н ар о д н о й ж и зн и и р ев о лю ц и о н н ы х собы тий. Ж и л а и сто л о вал ась вм есте с б о й ц а м и р екви зи ц и о н н о го о тр я д а, х о д и л а по д е р е в н я м и б а з а р а м н е сто л ьк о тор гу ясь, с к о л ь к о п ри см атри ваясь и п ри слуш и ваясь к ж й зн и и лю д ям , вд ы х ая во з­ д у х глубинной России и Р ево лю ц и и —чтобы п о зж е «вы дыш ать- ся» стихом! По с л е д а м сво ей п о е з д к и в У см ан ь о н а н а п и с а л а з н а м е н а ­ тел ьны й о ч е р к «В ольны й п р о е з д » , в к о т о р о м — в р а з г о в о р а х , р е п л и к а х и д и а л о г а х ге р о е в , р а з м ы ш л е н и я х а в т о р а —о т р а з и ­ л а с ь вся то гд аш н я я Россия н а т р а ги ч е с к о м р у б е ж е стар о го и нового врем ен и . К о ч е р к у этом у, его гер о я м , св о ей п о е з д к е в У см ан ь о н а м ы сл ен н о в о з в р ащ а л а с ь всю п о сл е д у ­ ю щ ую ж и зн ь . У см анский «С тенька Р а ­ зи н » н е р а з ф и гу р и р у ет в е е сти х ах , «Повести о Сонечке», написанной в 1937 го д у . А у ж е н а к а н у н е св о его в о з в р а ­ щ ен и я в Советский Сою з, п о сл е 17-лет­ н ей эм и гр ац и и , н а п о сл ед н ей стран и ц е «В ольного п р о езд а » , о п у б л и к о ван н о го во Ф р ан ц и и , в 1938 году о н а н ап и сал а: «П еречи ты вала и п р ав и л а д в ад ц ать лет спустя, н ак ан у н е другого вольного п р о ­ ез д а » ... Н а в е р н я к а п оэтесса о п ять всп о м и ­ н а л а свою п о е з д к у , в к о то р о й «чуть го л о в у н е о ст ав и л а » , Ус­ м а н ь , Р оссию , свою « м о р о к у -м о л о д о сть » и н е у е м н о е в то в р ем я ж е л а н и е писать и лю би ть. «Если н е см о гу ... п и сать — п о к о н ч у с со б о й » , — эти е е с л о в а бы ли н е просто п р о р о ч еским и . О н а всегда все « зн а л а отродясь». К огд а н е стал о сил н а стихи и л ю б о в ь , у ш л а и з ж и зн и ... Ю билею М арины Ц ветаевой посвящ ена сегодняшняя п о д б о р к а стихов ж у р н а л и ста «ЛГ» Эммы М ен ьш и ковой . А Х , КАК Б О Л Ь Н О . . . —Я на все времена! —говорила Марина. Но, увы, прошли времена. Ис тоскою по родине и по рябине Ты, Марина, кому нужна?! Собираются черные вороны в стаи, А романтикам места нет. Тыдля племени этого слишком простая, Ибо что для него —Поэт?! Времена миновали, а век твой треклятый Пустотой доволен вполне. Как бы ты, Марина, сейчас по Арбату Пробиралась сквозь блеск огней? Где бы ты свой фонарь зажигала наддверный — Ив каком таком терему? —Ядо всякого века, с душою безмерной! — Говорила. А шла во тьму... Раствориться, не быть, ускользнуть захотела, Ибо кончились времена. Ибессмертную душу сгубила так смело, Что свое отжила она? Ах, как больно: опять полыхает рябина... Только времени вовсе нет. Я с тобой... Ядержу твои руки, Марина: Помолись —и увидишь свет... НОСТАЛЬГИЯ Тоска по Родине! Давно Р азо б лачен н ая морока! Ма рина Цветаева. ...Но и Париж ее не приручил — Марина изнывала по России! Иприступы жестокой ностальгии Стихом лечила из последних сил... А если по дороге куст вставал (Здесь пауза...) —особенно рябины, Срывался голос, рушилась гордыня, Истих на многоточье замирал... И в эту пропасть —кончились слова! — Она метнулась птицею бескрылой... Россию взяв отказом — воспарила, Молчанием ее благословя... К 110-ЛЕТИЮ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ ВСЕГДА Ж ИВУЩ ЕЙ Ау Цветаевой —все на надрыве. О быте —только свысока. Горда, корили, и спесива, А сами знали —на века. Не кланялась ни вашим и ни нашим, Спина—натянутой струной. Ив одиночестве всегдашнем Была всем страждущим и падшим Подругой верной и женой* А как любила! Дом и душу —настежь! Распахнутая—кто постиг... Сгорала в ураганах страсти, Одной томимая напастью— Излиться, выдышаться в стих! Безмерная, в строках не умещалась, Кроила их и вкривь, и вкось, Рвалась куда-то, разрывалась — Любовь искала, а не жалость, Но—не сбылось. Зато сбылись стихи, где столько боли: По сердцу —каждая строка... Горда, корили, своевольна — А сами знали: на века.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz