Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
9 о к т я б р я 2 0 0 2 г ., № 197 (21825 ) Ш Едва представ п е р е д зрителями, главный герой ком едии зажиточный крестьянин Ж орж Д ан ден (В ик тор Соболев) ср а зу проясняет суть д е л а . Мол, что это значит таким , как он , жениться на знатных д ам а х . Ничего х о р ош е го , ни грамма лю бви . Его ж ен а Анжелика его дурачит, заигрывает с равным ей по п р ои схож д ен ию Клитандром . А точки н а д «■» расставляет слуга Клитандра Лю бен (Вячеслав Михеев). Он, п ер е д а в запи сочку от того сл уж анк е Анжелики Клодин е, охотно делится новостями с Д ан д ен ом , как просто с первым встречным. Получается получш е, н еж ели в се р и а л а х про лейтенанта К оломбо: «преступник» известен , н а д о лишь его (и главное — его «подельщицу») вывести на чистую в о д у , прилю дно изобличить, п р еп од ав публик е ур ок по принципу «порок н ак а зан , д о б р о д е т е л ь торжествует». Но не тут-то было! Изобли чить прилюдно означает при звать в свидетели родителей неверной. Ас их появлением на сцене невыносимая для Данде- на, хотя вроде бы легкая доза «чертовщины», озвученной про- стодырой Любеном, нарастает. Расфуфыренные, разряженные г-жа и г-н Сотанвиль (Любовь Кабанова и Петр Коновалов), прежде чем выслушать бедня гу зятя, предаются танцеваль ному самоупоению. Ситуация, понятно, будет поставлена с ног на голову: персонажи, за ис ключениемДандена, будут спо койненько, без опаски «ломать комедию», и благоприятное для героя нравоучительное ре зюме «финита ля комедия» так и повиснет в воздухе. По первому впечатлению, выбор художественным руково дителем театра Владимиром Пахомовым непритязательной, близкой к«старомодному» жан ру водевиля комедии Мольера (названной автором «Жорж Данден, или Одураченный муж»-) кажется очень уж неакту альным. Но это — на первый взгляд. Да, сегодня отнюдь не кадры, а в первую очередь : деньги решают все. И играть | пьесу про безвластие денег, ! про то, что они когда-то, ока- I зывается, ровным счетом ниче- ! го не решали, что перед со словными барьерами они бес- ; сильны — значит совершать, I простите, известную процеду- | ру против ветра. Хороший при- | мер насчет новейшего соотно- ! шения сословности и денег — фильм «Принцесса на бобах». Разве что «Рогоносцем» театр ' НЕ В ДЕНЬГ А Х СЧ АСТЬ Е ЖОРЖ Д АНД ЕН?! « Р о г о н о с е ц » п о Ж . - Б . М о л ь е р у в Л и п е ц к о м а к а д е м и ч е с к о м т е а т р е д р а м ы и м е н и Л . Н . Т о л с т о г о решил все-таки напомнить, что не в деньгах счастье? Ну, что же, это, в общем-то, вовсе не лишнее... Но тут надо иметь в виду и «внутридраматургические», внут- ритеатральные причины. На их фоне появление «Рогоносца» осо бенно естественно. Год назад наша труппа выпустила «Кабалу святош (Мольера)» М. Булгакова, спектакль, работа над которым без «влюбленности» в великого французского комедиографа была немыслима. А от истории жизни Мольера, столь глубоко прочувствованной в спектакле, один шаг ккакой-либо мольеров- ской пьесе, где так или иначе тоже отражается и человеческая его сущность. Скажем, позиция не знатного по рождению сына обой щика мебели, ставшего актером и завоевавшего успех не в напи санных кем-то благородных тра гедиях—в собственных комеди ях, где он играл слуг. Ктому же позиция человека ревнивого и в театральном, и в житейском смысле. Лишь собственно сцена возмещала Мольеру недоданное ему за ее пределами, позволяла направлять свое творчество «про тив духовной опустошенности аристократии» (Г. Бояджиев). Это-то, похоже, и привлекло со здателей спектакля о Дандене... По-видимому, наша труппа после серьезной «Кабалы святош» решила на нынешнем этапе «рас статься» с Мольером смеясь. УМ. Булгакова рассказано о закули- сье. Драматург в «Жорже Данде не» (фактически не покидает под мосток, разворачивает «чистую», условную, невзаправдашнюю ко медийную игру. Действие спектак ля проходит вообще лишь на аван сцене. Исключительно фронталь ный вид дома Дандена (художни ки Ольга Твардовская, Владимир Макушенко) напоминает нечто вроде выгородки. На этом сужен ном пространстве вроде никому ни от кого не укрыться, никому никого не одурачить. Выходит же совсем иначе: Анжелика (Елена Оленина), находясь бок о бок с му женьком, ухитряется вовсю стро ить глазки Клитандру (Андрей Новиков). Почти в кульминацион ный момент Данден стрех метров в упор не видит, что Анжелика за калывает себя понарошку, и вновь упускает возможность разобла чить ее. Да что там говорить: «Рогоно сец» —это фарс, и его действую щие лица — фарсеры. Причем действие выглядит сгущенным, сконцентрированным не только из-за узости пространства. Трю ки здесь чуть ли не нанизывают ся один на другой. Никто, разу меется, и не думает общаться в размеренно-салонном стиле. В П РЕМЬЕР А ж монологах или диалогах обяза тельно надо пускать в ход руки, а то и ноги, или прямо-таки взбираться на собеседника. Непревзойденная жеманница, казуистка, красавица, в креа тивном парике Анжелика, с го рячими взглядами, зато с весьма холодным сердцем (ни чего удивительного, ведь не драма) —вот фарсовый пара докс! —воспринимается впол не невинным, неиспорченным созданием. Очарованный ею Клитандр лезет почти напро лом, со стороны Анжелики не встречает абсолютно никако го отпора. Кажется, еще чуть- чуть — и они прилюдно со льются в пароксизме взаим ной страсти. Ан нет! Мало ли там что они вытворяли, остав шись наедине в доме Данде на. Они — аристократы и на публике не позволят себе ни чего лишнего. Зато совсем не фарсово, а вполне реалистично играет Дандена В. Соболев. Конечно, до последней степени отчая ния он не доходит. Ктому же актер, хоть и не так явно, как остальные исполнители, тоже оставляет между собой и сво им персонажем некий лице- дейский «зазор», показывая, что Данден все равно себе на уме и что его самопотопление в бочке — тоже игра. Игра, в стихии которой, как рыбы в воде, чувствуют себя и слуги —Любен, Клодина (Ольга Му сина), Колен (Эмин Мамедов). ...Любой, в том числе и ко медийный, вроде бы без осо бых глубоких затей, спектакль способен вызвать самые при чудливые ассоциации. Шутли вая игровая стихия «Рогонос ца» вполне может... породить обиду за Дандена. Испытыва ешь. зрительски-простодуш- ную досаду: ну отчего же Дан ден такой никудышный укро титель строптивой Анжелики? И в противовес в памяти воз никает даже не комедия Шек спира. Вспоминаются «Беше ные деньги» А.Н. Островского. Там прелестная 24-летняя Ли дия, дочь «пожилой дамы с важными манерами», долго морочит голову своему мужу, прагматичному провинциалу Василькову. Но под конец Ли дия «вынуждена» произнести: «Ах, как мне жаль бедных, не жных созданий, этих милых, веселеньких девушек!., брось те мечты о несбыточном счас тье, бросьте думать о тех, ко торые изящно проматывают, и выходите за тех, которые гру бо наживают и называют себя деловыми людьми». Вот это по-нашему, по-русски. И ведь сколь современно, хоть и рез ковато звучит! Да и Васильков —очень симпатичный, не гру бый, безусловно, располагаю щий к себе персонаж... Великий поэт — правда, по иному поводу —советовал перечесть «Женитьбу Фига ро». Посмотревшим «Рогонос ца» я бы посоветовал раскрыть «Бешеные деньги». Тогда, уве ряю, вы закончите необреме нительный театральный вечер в полной гармонии с собой.., Кон стантин КЛЮТКИН. Фото Оль ги Б ЕЛЯКОВОЙ. • < II щ ф *-л ШШШ М ШШШ ПО ДРОБНОСТИ А РКА Д И И И О Л Ь Г А С Е ВИ Д О ВЫ : ЕЛЕЦКИИ ДЕБЮТ С «БЛЮТНЕРОМ» Как у ж е со о бщ а л а «ЛГ», кульминационное событие М еж д ун ар одн о го дня музыки п р ои зош л о в наш ей области н е первого октября (когда этот День обычно отмечают), а в к о н ц е м и н у вш ей н е д е л и . И н е в Л и п е ц к е , а в Ельц е. М естом в стр ечи представителей лучш их творческих коллективов р еги он а бы ло и зб р а н о Елецкое училищ е искусств имени Т. Н. Хренникова. Здесь ж е состоялась презентация сам ого главного музыкального п о д арк а —концертного рояля германской фирмы «Блютнер», п о д арк а училищ у от обла стн ой администрации . В поздравительной части пр аздника тон за д а в а л и м эр Ельца Виктор Соковых и начальник областного управл ения культуры Ф е д о р Жиляев. На сц ен у выходили руководители Липецкой ф иларм онии , вокальной группы ан сам бля «Казаки России», Л и п ец к о г о м у н и ц и п а л ь н о г о к а м е р н о г о х о р а , н а у ч н о -м е т о д и ч е с к о г о ц ен т р а н а зв ан н о го уп р ав л ен и я , училищ искусств Л ип ецк а , Ельца, З а д о н ск а , ан сам бл я эстрадного танца «Эльта», п едагоги . А честь презентовать рояль выпала н ар о дн ом у а р ти ст у Р о ссии п р о ф е с с о р у М о ск ов ск ой к о н с е р в а т о р и и А р к а д и ю С е в и д о в у (родивш емуся, что весьма н ем а л о в аж н о в контексте дан н о го события, в Ельце) и его д оч ер и Ольге, аспирантке той ж е консерватории . П о сл е п р ош е дш е г о с о гр ом ны м у с п е х о м к о н ц ер т а С еви довы х , на к о т ор ом прозвучали сочинения Б етхов ен а , Брам са, Ш опена и Листа, наш корр есп он ден т взял интервью у Аркадия Гавриловича. — «Блютнер» — это, вне всяко го сомнения, суперпода рок. Но скажите без обиняков: л егко ли было игра ть на со вершенно новом инструменте? —Когда мне директор учили ща Александр Николаевич Мерку лов сказал, что рояль—абсолют но новый, необкатанный, я впал в состояние сродни одновременно и прострации, и панике. Лучше бы, подумал я, иметь под рукой рояль с «биографией», отреставриро ванный какой-нибудь, с уже изве стными возможностями. Но те перь я смело заявляю: Ельцу про сто очень повезло с роялем. Ведь, чего скрывать: раньше, когда «Блютнеры» производились на территории ГДР, их качество не было безукоризненно стопроцен тным. Теперь же общий немецкий и шире—европейский рынок дик тует более жесткие законы, и фир ма «Блютнер», разумеется, стара ется им соответствовать. Могу поэтому смело сказать и то, что отныне в Ельце можно давать кон церты с участием самых знамени тых исполнителей. Этот рояль — великолепный профессиональный «агрегат», сверх того —он спосо бен «помочь» любому пианисту. —Вопрос чисто дилетант ский: не показалось ли вам, что рояль звучит несколько гро мковато для камерно го кон цер тн ого зала училища? — Ни в коем случае. Пользу ясь поводом, подчеркну: и сам зал — отличное «приобретение» для училища. Мне приходилось выс тупать во многих российских учеб ных заведениях искусств, и про центов восемьдесят их залов не отвечают необходимым требова ниям по части акустики и инстру ментов. Многие рояли там уже находятся на пределе износа, по этому зал с «Блютнером» состав ляют, на мой взгляд, практически идеальную гармонию. — Сегодняшний конц ерт у вас, разумеется, далеко не первый в Ельце? —Да, я бываю в своем род ном городе —навещаю маму, не сколько раз давал в училище от крытые уроки, мастер-классы. И нынешний рояль с прежним, ко нечно, не сравнить. Честно скажу и то, что предыдущие директора училища не слишком-то звали меня к себе на выступления, ну а сам я и не напрашивался. Поэто му надо отдать должное Алексан дру Николаевичу. Надеюсь, и я, и моя дочь, мы еще не раз и не два выступим здесь. Благо — повод для отказа концертировать исклю чен. Наоборот, и мне, и Ольге, и каждому музыканту с именем бу дет лишь лестно получать подоб ные приглашения. — Кстати, об Ольге. При знаться, публика не ожидала, что на «фоне» столь опытного пианиста, как вы, ваша дочь ничуть не стушевалась и про явила себя зрелой, экспрес сивной исполнительницей. В чем секрет ее достижений? — В первую очередь, она* с раннего детства, всю свою жизнь слышала и слышит, чем я зани маюсь. Тут действительно яблоко от яблони недалеко упало. Оля сумела максимально воспринять мое «видение» фортепианной игры, проникнуться им. Этого до биться путем отцовского «понука ния», даже самого деликатного, очень трудно. Трудно прочувство вать всю «технологию», многие собственные «ноу-хау», если недо стает и желания, и упорства, и таланта. Оля мою «технологию», в отличие от других моих учеников, изучила досконально. Дочь—мой самый верный ассистент, самый верный помощник в преподава тельской деятельности. —А как же Олина испол нительская деятельность? — Одно от другого зависит напрямую. Когда Оля берется ра зучивать новое для себя произве дение, она его «препарирует» с позиций нашей, «севидовской, школы». Никто из моих коллег не может заниматься со своими сы новьями и дочерьми. Но я-то об щаюсь с Олей, прибегая не кэмо циям, а каргументам. Чаще всего оказываюсь прав я, не она. В ре зультате —ни с кем, кроме меня, она заниматься не хочет, не может. — Простите, а насколько вы сейчас востребованы в Рос сии, нет ли у вас желания по пытать счастья на Западе? —Если я могу на что-то пожа ловаться, так только на большую загруженность. В Московской кон серватории, в Академии музыки имени Гнесиных, в Центральной музыкальной школе я занимаюсь без малого с тридцатью ученика ми. Понимаете, дело все втом, что я просто не могу отказать друзь ям, которые приводят ко мне сво их чад, родственников и просят: ну возьми их к себе. Главное —что бы на все хватало времени, в пер вую очередь—на концерты. Ксча стью, и у меня, и у Оли—хватает. Интервью вел Константин ВАСИЛЬЕВ. Фото Виктора ДАВЫДОВА. Ь ЛИПЕЦКИЙ КАРАТИСТ - ТРЕТИЙ В МИРЕ! *ф* В минувшие выходные в Югославии прошел чемпионат мира по каратэ среди подростков и кадетов (возраст до 20 лет). На нем выясняли отношения спортсмены разных стилей. В составе сборной России выступали пять липчан, мастеров стиля си- торю. Стоит отметить, что спортсмены нашей области впервые добились права участво вать в турнире лучших каратистов планеты. Артем Болышев (11 лет), Алена Мажникова (15 лет), Сергей Никитин (15 лет) и Надеж да Мажникова (18 лет) не смогли пробиться в число призеров, выбыв из борьбы за м е дали на ранних стадиях. Самым же успеш ным оказалось выступление Дмитрия Гуляе ва (12 лет). Лишь в полуфинале он проиг рал свою схватку будущему победителю. Тем не менее заслуженной наградой на шему земляку стала бронзовая медаль чем пионата мира, что, несомненно, является большим успехом. Тренируют юных спорт сменов Вадим Осадчий и Владимир Чуньков. СТАНОВОЕ ПРИМЕТ СИЛЬНЕЙШИХ ГИРЕВИКОВ ■ф* Состоялось очередное засед ание международной Федерации гиревого спорта, на котором было принято решение о прове дении в следующем году Всероссийских со ревнований сельских гиревиков и одновре менно чемпионата мира среди ветеранов в Становом Липецкой области. В состязаниях примут участие «старички» гиревого спорта из стран СНГ, Греции и Германии. Как сообщил редакции «ЛГ» председатель международной Федерации гиревого спорта липчанин Владимир Рассказов, в настоящее время идет согласование с федерациями стран-участниц чемпионата сроков проведе ния соревнований, определяется смета бу дущих расходов на их организационно-тех ническое обеспечение. ЛИПЕЦК СТАЛ ЧАСТЬЮ «СПОРТИВНОЙ РОССИИ» + Одной из первых в стране в Липецке на днях прошла учредительная конферен ция регионального отделения Всероссийс кого добровольного общества «Спортивная Россия», инициатором создания которого стал легендарный российский хоккеист, а ныне председатель Госкомспорта РФ Вячес лав Фетисов. В ходе конференции был принят Устав регионального отделения ВДО «Спортивная Россия», обсуждение которого прошло на кануне во всех городских и райспорторга- низациях. Состоялись также выборы совета отделения общества в количестве девяти ч еловек из числа ведущих тр ен ер о в и спортивных специалистов области, его кон трольно-ревизионных органов и п р едседа теля, обязанности которого доверено выпол нять на общественных началах начальнику облспортуправления Владимиру Дементье ву. А исполнительным секретарем Липецко го регионального отделения Всероссийско го добровольного общества «Спортивная Россия» назначен ведущий сп еци али ст «ШВСМ-спортсервиса» Николай Воронов. КУРЯНЕ УЕХАЛИ НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ ... "4* В очередном матче первенства стра ны по футболу среди команд второго диви зиона в зоне «Центр» липецкий «Металлург» принимал одного из аутсайдеров чемпиона та — курский «Авангард». Защитник хозяев Евгений Чумаченко на 30-й минуте открыл счет, а перед перерывом Михаил Прошин увеличил результат. Во второй половине встречи Игорь Вековищев забил третий гол. Победив со счетом 3:0, «Металлург» с 80-ю очками продолжает возглавлять тур нирную таблицу. На пять очков от лидера отстает подольский «Витязь», забивший на своем поле три безответных мяча в ворота динамовцев Брянска. Остальные матчи 36-го тура закончились так: «Мострансгаз» —«Орел» (Орел) — 1:0, «Космос» (Электросталь) —«Спартак» (Там бов) —2:0, «Фабус» (Бронницы) —«Колом на» — 1:1, «Спартак —Орехово» (Орехово- Зуево) —«Спартак» (Луховицы) —0:0, «Ря- зань-Агрокомплект» (Рязань) — «Арсенал-2” (Тула) — 0:0, «Титан» (Реутов) — «Локомо тив» (Лиски) —1:3. «ДОПРИЗЫВНИК» ОБОСНОВАЛСЯ В СИНЯВСКОЙ ШКОЛЕ ■ф* По установившейся традиции, в на чале нового учебного года подводятся ито ги Грязинской районной Спартакиады школь- ников-допризывников. В нынешней, семнад цатой по счету, первое место и переходя щий кубок «Допризывник», учрежденный в этом году, завоевала Синявская средняя школа. Шестое место в стрельбе, четвертое —в подтягивании на перекладине, третье —в беге на стометровке и в комплексе вольных упражнений, второе — по строевой подго товке и первое —в кроссе и упражнениях с гирями позволили в итоге синявенцам стать первыми. Учащиеся школы № 9 стали серебряны ми призерами Спартакиады, а ученики При- бытковской средней школы поднялись на третью ступеньку пьедестала почета. П у б л и к а ц и ю п о д г о т о в и л и Ю р и й КУЛИЙИЧ и М и х а и л А Б Р А М О В . ВСЕ ДЕТИ — НАШИ НАЙДИМЕНЯ. МАМА! Валерия Г. Эта девочка старается быть всегда в центре событий. Очень общительная и активная. Любит уча ствовать в праздничных мероприяти ях. Хорошо танцует и поет. В детс ком доме живет год. Родилась в кон це декабря 1997 года. Дима Д. В детском доме почти два года — это половина его жизни. Маль чик добрый, ласковый. Любит живот ных. С удовольствием кормит рыбок и морских свинок, играет в мозаику и складывает картинки. Андрей Р. Этот маленький чело век очень раним. По мнению воспи тателей, психологов, он очень нуж дается в теплом, ласковом обраще нии. Но близких нет. Как бы там ни было, Андрюшка умеет улыбаться и весело смеяться. А еще он любит играть в машины, петь, танцевать. В развитии пока не много отстает. Родился мальчик 21 марта 1999 года. шшш Ирина О. Очень общительная де вочка. Хрупкую и нежную, Ирину воспитатели детского дома сравнива ют то с лесным колокольчиком, то с яркой гвоздичкой на лугу. Она все время улыбается. И даже когда ей больно и глаза уже плачут, старает ся держаться. Девочке скоро будет шесть лет. В е д у щ а я р у б р и к и Г а л и н а КОЖУХАРЬ. Ф ото О л ь г и БЕЛЯКОВОЙ . О П Я Т Ь П О Л Ы Х А Е Т Р Я Б И Н А . . . С егодня исполняется 110 л е т со д н я р о ж д е н и я М ари ны Ц ве т а е в о й , вы д аю щ ей ся русской п оэтессы , ж и зн ь и тво р ч ество к о то р о й тесны м о б р а з о м св язан ы и с н аш и м к р а е м . В сен тяб р е 1918 го д а , в ы н у ж д е н н а я сп асать м а л е н ь к и х д о ч е р е й о т б уш е в а вш его в России го л о д а (м л адш ую , И ри н у, о н а т а к и н е у б е р е гл а ), М ар и н а И в ан о в н а о тп р а в и л ас ь в тр у д н о е и о п ас н о е «путеш ествие». О ф о р м и в д о к у м ен ты н а « в о л ь н ы й п р о е з д (п р о во з) в 1 /2 п у д а» д о станции У см ань Т ам б о в ск о й гу б ер н и и , что п о зв о л я л о п р о везти по ж е л е зн о й д о р о г е к о е -к а к и е п р о д у к ты , о н а о к а з а л ас ь в сам о й гущ е н ар о д н о й ж и зн и и р ев о лю ц и о н н ы х собы тий. Ж и л а и сто л о вал ась вм есте с б о й ц а м и р екви зи ц и о н н о го о тр я д а, х о д и л а по д е р е в н я м и б а з а р а м н е сто л ьк о тор гу ясь, с к о л ь к о п ри см атри ваясь и п ри слуш и ваясь к ж й зн и и лю д ям , вд ы х ая во з д у х глубинной России и Р ево лю ц и и —чтобы п о зж е «вы дыш ать- ся» стихом! По с л е д а м сво ей п о е з д к и в У см ан ь о н а н а п и с а л а з н а м е н а тел ьны й о ч е р к «В ольны й п р о е з д » , в к о т о р о м — в р а з г о в о р а х , р е п л и к а х и д и а л о г а х ге р о е в , р а з м ы ш л е н и я х а в т о р а —о т р а з и л а с ь вся то гд аш н я я Россия н а т р а ги ч е с к о м р у б е ж е стар о го и нового врем ен и . К о ч е р к у этом у, его гер о я м , св о ей п о е з д к е в У см ан ь о н а м ы сл ен н о в о з в р ащ а л а с ь всю п о сл е д у ю щ ую ж и зн ь . У см анский «С тенька Р а зи н » н е р а з ф и гу р и р у ет в е е сти х ах , «Повести о Сонечке», написанной в 1937 го д у . А у ж е н а к а н у н е св о его в о з в р а щ ен и я в Советский Сою з, п о сл е 17-лет н ей эм и гр ац и и , н а п о сл ед н ей стран и ц е «В ольного п р о езд а » , о п у б л и к о ван н о го во Ф р ан ц и и , в 1938 году о н а н ап и сал а: «П еречи ты вала и п р ав и л а д в ад ц ать лет спустя, н ак ан у н е другого вольного п р о ез д а » ... Н а в е р н я к а п оэтесса о п ять всп о м и н а л а свою п о е з д к у , в к о то р о й «чуть го л о в у н е о ст ав и л а » , Ус м а н ь , Р оссию , свою « м о р о к у -м о л о д о сть » и н е у е м н о е в то в р ем я ж е л а н и е писать и лю би ть. «Если н е см о гу ... п и сать — п о к о н ч у с со б о й » , — эти е е с л о в а бы ли н е просто п р о р о ч еским и . О н а всегда все « зн а л а отродясь». К огд а н е стал о сил н а стихи и л ю б о в ь , у ш л а и з ж и зн и ... Ю билею М арины Ц ветаевой посвящ ена сегодняшняя п о д б о р к а стихов ж у р н а л и ста «ЛГ» Эммы М ен ьш и ковой . А Х , КАК Б О Л Ь Н О . . . —Я на все времена! —говорила Марина. Но, увы, прошли времена. Ис тоскою по родине и по рябине Ты, Марина, кому нужна?! Собираются черные вороны в стаи, А романтикам места нет. Тыдля племени этого слишком простая, Ибо что для него —Поэт?! Времена миновали, а век твой треклятый Пустотой доволен вполне. Как бы ты, Марина, сейчас по Арбату Пробиралась сквозь блеск огней? Где бы ты свой фонарь зажигала наддверный — Ив каком таком терему? —Ядо всякого века, с душою безмерной! — Говорила. А шла во тьму... Раствориться, не быть, ускользнуть захотела, Ибо кончились времена. Ибессмертную душу сгубила так смело, Что свое отжила она? Ах, как больно: опять полыхает рябина... Только времени вовсе нет. Я с тобой... Ядержу твои руки, Марина: Помолись —и увидишь свет... НОСТАЛЬГИЯ Тоска по Родине! Давно Р азо б лачен н ая морока! Ма рина Цветаева. ...Но и Париж ее не приручил — Марина изнывала по России! Иприступы жестокой ностальгии Стихом лечила из последних сил... А если по дороге куст вставал (Здесь пауза...) —особенно рябины, Срывался голос, рушилась гордыня, Истих на многоточье замирал... И в эту пропасть —кончились слова! — Она метнулась птицею бескрылой... Россию взяв отказом — воспарила, Молчанием ее благословя... К 110-ЛЕТИЮ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ ВСЕГДА Ж ИВУЩ ЕЙ Ау Цветаевой —все на надрыве. О быте —только свысока. Горда, корили, и спесива, А сами знали —на века. Не кланялась ни вашим и ни нашим, Спина—натянутой струной. Ив одиночестве всегдашнем Была всем страждущим и падшим Подругой верной и женой* А как любила! Дом и душу —настежь! Распахнутая—кто постиг... Сгорала в ураганах страсти, Одной томимая напастью— Излиться, выдышаться в стих! Безмерная, в строках не умещалась, Кроила их и вкривь, и вкось, Рвалась куда-то, разрывалась — Любовь искала, а не жалость, Но—не сбылось. Зато сбылись стихи, где столько боли: По сердцу —каждая строка... Горда, корили, своевольна — А сами знали: на века.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz