Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
3 ОКТЯБРЯ 2002 ЧЕТВЕРГ №38(90) I I С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я . Д в о й н о й т я г о й с л у ж и т ь л е г ч е кон такты «Союз-инфо» ВМИНСКЕ состоялось первое за седание белорусско-российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотруд ничеству. Стороны обсудили вопросы развития нормативно-правовой базы военно-техническ ого сот рудничества двух стран, установ ления ль го тно го режима нетариф но го регулирования в отношении продукции военного назначения, перемещаемой между Беларусью и Россией, создания равных усло вий хозяйствования для юридиче ских лиц двух стран, участвующих в разработке, производстве, ре монте и модернизации продукции военного назначения. С российской стороны в рабо те комиссии принимали участие председатель Комитета Россий ской Федерации по военно-техни ческому сотрудничеству с ино странными государствами, заме ститель министра обороны Рос сии Михаил Дмитриев, замести тель председателя Комитета РФ по военно-техническому сотруд ничеству Владимир Палещук. С белорусской стороны — министр обороны Республики Беларусь ге нерал-полковник Леонид Маль цев, заместитель министра обо роны по вооружению — началь ник вооружения Вооруженных сил генерал-майор Петр Рогожев- ский. Напомним, что сейчас воен но-техническое сотрудничество Беларуси и России регулируется четырьмя межправительственны ми и одним межгосударственным соглашением. Военное сотрудни чество (совместные боевые де журства, совместные учения) двух стран опережает военно-тех ническое. Объемы взаимодейст вия здесь минимальные, а проект договора о совместном оборон ном заказе еще только разраба тывается. Впрочем, темпы воен но-технического сотрудничества во многом зависят от модели дальнейшей интеграции, которую предпочтут политики обоих госу дарств. Е сл и у с о с е д а л у ч ш е , д е л а й , к а к с о с е д Юрий Звягин ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ — НАША РЕСПУБЛИКА полно стью обеспечивает своих жителей продовольствием. Сельское хо зяйство у нас развивается успеш но. Но есть свои проблемы. Глав ная: как сделать сельхозпредпри ятия еще более эффективными, а произведенную ими продукцию дешевле? Для этого делегации белорусских специалистов в об ласти сельского хозяйства отпра вились на Украину, в Прибалтику и Россию изучать положительный опыт соседей. По возвращении все это будет обобщено, и то, что подходит к нашим условиям, мы будем внедрять. Так заместитель министра сельского хозяйства и продоволь ствия Республики Беларусь Нико лай Попков объяснил задачу трех дневного пребывания в Ленин градской области делегации Бе ларуси. Гости посетили ряд ленин градских хозяйств. В первую оче редь их интересовали два вопро са. Как лучше организовать пре образование сельхозпредприятия в акционерное общество закрыто го типа, чтобы при этом гаранти ровать права и интересы кресть ян? Икак наиболее рационально и дешево организовать процесс кормления молочного скота, что бы при этом получать высокие на дои? У ленинградских сельхоз предприятий тут можно поучить ся. За последние годы резко воз росло число рентабельно работа ющих хозяйств, а по надоям Ле нинградская область перекрыла лучшие свои показатели совет ских времен. В то же время областным хо зяйствам есть чему поучиться у белорусских соседей. — У них высокие урожаи зер новых. Нам интересно знать, ка кие технологии они применяют, какими сортами пользуются. Мы хотим завязать связи нашей рас тениеводческой науки с белорус ской. Ведь, хотя у нас в Ленин градской области есть сильные научные учреждения, у соседей успехи пока лучше, — говорит председатель комитета сельского хозяйства области Николай Си зых. — Второе направление, кото рое нас очень интересует, — сви новодство. Унас эта отрасль была почти разрушена и возрождается тяжело. А в Беларуси хорошо за рекомендовали себя небольшие фермы на глубокой подстилке. Один человек может обслуживать до тысячи голов. Что надо сде лать, чтобы внедрить такие фер мы и у нас? Наконец российское сельское хозяйство очень заинте ресовано в белорусской технике. В свою очередь гостей заинтере совал наш опыт плющения зерна для кормов. Амы можем для этого поделиться не только технологи ей, но и техникой, которая произ водится в области. Решено, что теперь в Ленин градскую область приедут дирек тора и специалисты хозяйств Бе ларуси, чтобы поплотнее изучить опыт ленинградцев. Спадчы на — значи т наследство П р о р а б о т а в в к о л х о з е п я т н а д ц а т ь л е т д о я р к о й и п я т ь — к о н ю х о м , Л и н а Ш у б а р е ш и л а у й т и н а в о л ь н ы е х л е б а . В ф е р м е р ш и Лидия Хлыстун СЛУЦКИЙ РАЙОН СВОИМ делом Лина Дмитриевна Шуба обзавелась сразу после то го, как в Беларуси дали старт фер мерскому движению. Теперь в своем хозяйстве, расположенном в пригороде Слуцка, она и агро ном, и зоотехник, и инженер, и экономист, и руководитель. У этой женщины есть чему по учиться. Начав с обработки 18 гек таров земли, она «дорастила» свое хозяйство до огромных, по белорусским меркам размеров: 250 гектаров. Вто время как сред ний размер фермерского хозяйст ва в Беларуси недотягивает до 30. Особенно трепетно Лина Дмитри евна относится к земельному уча стку, расположенному прямо за воротами дома и давшему назва ние хозяйству— «Спадчына», что в переводе с белорусского озна чает наследство. По семейному преданию, ту землю купил когда- то за заработанные в Америке деньги дед ее мужа. Потом совет ская власть лишила наследников собственности. Но спустя многие годы земля вернулась к своим хо зяевам. Впрочем, «Спадчына» инте ресна не только своим историче ским прошлым. Ухозяйства есть еще одна особенность: Лина Шу б а— одна из немногих фермеров Беларуси, рискнувших заняться животноводством. Дело хлопот ное и затратное. Производствен ные помещения, корма, ветери нарные препараты требуют ог ромных капвложений. Куда проще выращивать овощи, зерно да кар тошку, но без животных Лина Дмитриевна считает хозяйство неполноценным. Сегодня у нее 60 коров, 80 свиней, 20 овец, 60 кро ликов, сотня гусей и полсотни ин дюшек. Управляться с живностью Ли не Дмитриевне помогают муж, работающий лесником, а еще де ти и внуки. И хотя ни один из на следников, насмотревшись на тяжкий труд матери, так и не ос тался в родной деревне, всех пя терых — троих дочек и двоих сы новей — можно застать в роди тельском доме во время посевной и уборочной. Вот и нынче стар шая дочь Лена оформилась на лето управляющей хозяйством, а ее муж отработал на комбайне. Наемных работников со стороны в хозяйстве немного. Потреб ность в лишних рабочих руках — сезонная. Ферму Шубы от начала до кон ца строили своими руками. Все молоко (а это сейчас около 600 ли тров в день), Лина Дмитриевна сдает на Слуцкий сыродельный завод! Однако с окончанием жатвы проблемы в хозяйстве не закончи лись. Лина Дмитриевна 40 тонн зерна отдает в счет госзаказа. Что делать с остальным, фермерша не знает. Многие комбинаты хле бопродуктов отказываются при нимать «лишнее» зерно. — Если колхозам помогает го сударство, то фермер, как прави ло, остается со своими проблема ми один на один, — сетует Лина Дмитриевна. — Работа на земле больших денег не приносит. Поэ тому многие хозяйства распада ются, так и не успев стать на ноги, таковых в Беларуси более 2 ты сяч. Прочно на ногах стоят лишь те фермеры, которые занимаются еще и коммерческой деятельно стью. Они строят особняки, ездят на дорогих иномарках, отдыхают за границей. Я же никак не соберу средства на покупку еще одного трактора, не говоря уже о новом доме. Хорошо, что в начале 90-х удалось купить за кредиты три трактора, старенькую «Ниву» и ЗИЛ. Сейчас таких возможностей нет: государство выделяет намно го меньше денег на поддержку фермерских хозяйств, чем рань ше. В принципе мне ничего и не нужно—получить бы только зара ботанное. Сама Лина Дмитриевна ни о чем не жалеет. Даже если и при дется свернуть производство, краснеть за свое детище ей не придется. «Спадчыну» сегодня знают не только в Слуцком районе перенимать фермерский опыт приезжали люди из других регио нов Беларуси. Что бы ни случи лось, уходить из фермеров она не собирается. С о ю з н ы е п р о г р а м м ы р а б о ч и е м е с т а , у в е р е н н о с т ь в з а в т р а ш н е м д н е , у г л у б л е н и е и н т е г р а ц и и Окон чание. Начало на стр. I. В итоге практически завер шена отработка конструкций двигателей ЯМЗ, топливной ап паратуры и автомобилей «МАЗ» для обеспечения требо ваний норм «Евро-2» по эколо гии и безопасности. Автомо бильная техника сертифициро вана. Одновременно предпри ятия — исполнители програм мы модернизируют исследова тельскую базу и проводят науч но-исследовательские и опыт но-конструкторские работы, формируя задел конструктор ских решений, соответствую щих стандартам «Евро-3» и «Евро-4». Ведется техническое перевооружение и создание мощностей по выпуску новой техники (по схеме финансового лизинга через ЗАО «Централь ная компания МФПГ «БелРу- сАвто»), В 2001 году изготовлено 1260 дизельных двигателей и 1152 грузовых автомобиля, от вечающих требованиям «Евро- 2» по экологии и безопасности. Вместе с тем при предоставле нии в полном объеме кредитных средств в 2002 году в соответст вии с бюджетом на приемлемых для предприятий условиях и с привлечением в полном объеме собственных ресурсов в 2002— 2003 годах могут быть созданы мощности по производству ди зельных грузовых автомобилей «МАЗ» и компонентов к ним, от вечающих требованиям «Евро- 2», в объемах, практически обеспечивающих потребность рынков в этой технике, в том числе по производству двигате лей в количестве 25,0 тыс. штук и автомобилей в количестве 10,0 тыс. штук в год. Какие выгоды получили на ши страны-соседи от р еали за ции этой программы? Стабили зировалась экономическая си туация на заводах, что позволи ло предприятиям с 2000 года полностью перейти на денеж ные расчеты. Удалось наладить ритмичную работу предпри ятий. По итогам прошлого года производство двигателей на ОАО «Автодизель» и автомоби лей на РУП «МАЗ» увеличилось по сравнению с 2000 годом на 14 процентов. Выполнение программы имеет положительные экологи ческие последствия и социаль ное значение. З а первое полу годие 2001 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года общая численность рабо тающих на всех предприятиях, участвующих в реализации программы, увеличилась более чем на 3300 человек. Учитывая, что, по экспертной оценке, одно рабочее место в автомобиле строении создаст как минимум 8 рабочих мест в смежных от раслях, реализация программы обеспечила рабочими местами почти 30 тысяч человек! Техни ческое перевооружение заво дов в рамках программы благо приятно сказалось на оживле нии работы станкостроитель ных предприятий России и Бе ларуси. В ее реализации прини мают участие 24 российских и три белорусских станкострои тельных завода. В России с 2004 года плани руется введение норм «Евро- 3», в связи с чем потребуется модернизация автомобилей. Учитывая это, а также в целом положительные результаты ре ализации совместной профор мы «Развитие дизельного авто мобилестроения», Совет Мини стров Союзного государства предложил Минпромнауки Рос сии и Минпрому Беларуси вне сти в установленном порядке в союзный Совмин предложения по разработке проекта новой союзной программы. Таким об разом, объективная реальность требований рынка автотранс портных средств и российских, и белорусских автоперевозчи ков вызывает необходимость объединения усилий предпри ятий России и Беларуси по своевременной подготовке предприятий — производите лей дизельной автомобильной техники к вводу в России и Б е ларуси норм «Евро-3» и в пос ледующем — «Евро-4». Минпромнауки России и Минпром Беларуси внесли предложения по новой совм е стной российско-белорусской программе «Развитие ди зель ного автомобилестроения до 2008 года», разработанной на основе приоритетов, отражен ных в основных направлениях политики Правительства Рос сийской Федерации и Респуб лики Беларуси на среднесроч ную перспективу и концепции развития автомобилестроения России до 2010 года, одобрен ной Правительством РФ в ию ле 2002 года. При этом ЗАО «Центральная компания МФПГ «БелРусАвто» активно участ вует в подготовке как предло жений по разработке, так и па раллельно в формировании са мой новой программы. Пред ложениями предусматривает ся завершить до 2005 года раз работку конструкций ди зел ь ной автотранспортной техники, отвечающей требованиям норм «Евро-3» по экологии, экономичности, безопасности и надежности, приступить к ее выпуску и до 2008 года создать необходимые мощности для ее производства в количествах, обеспечивающих потребности рынка. Одновременно в пери од с 2006 до 2008 года преду сматривается создать перспе ктивные конструкции, обеспе чивающие выполнение требо ваний норм «Евро-4». Помимо уже сложившейся группы предприятий, принимавших участие в работе по «старой» программе, в реализации но вой программы пример — уча стие ОАО «Автомобильный з а вод «УРАЛ». Организация производства автомобильной техники с про грессивными технико-экономи ческими показателями возмож на только на базе тесного сот рудничества с различными от раслями реального сектора экономики, и в первую очередь по производству электроники. Таким образом, особая роль в реализации новой программы отводится новому партнеру — Межгосударственной финансо во-промышленной группе «Аэ рокосмическое оборудование», имеющей большой опыт в соз дании и производстве сложней ших электронных систем управ ления, контроля, диагностики. Затраты на реализацию про граммы определены в объеме 30,0 млн. рублей, в том числе на научно-исследовательские и опытно-конструкторские рабо ты — 1,5 млн. рублей и капи тальные вложения (реконструк ция и техническое перевоору жение предприятий) — 28,5 млн. рублей, в том числе 11,1 млн. рублей (37 процентов) для предприятий Беларуси и 18,9 млн. рублей (63 процента) для ® На Л ебединском горно-обогати тельном комбинате (Белгород ская область) началось обнов ление изнош енного автопарка больш егрузны х машин. В этом году сю да поступило четыре «БелАЗа». Новый 130-тонный рудовоз сп особен вывозить до 180 тысяч тонн горной массы еж ем есячно. предприятий России. Указан ные объемы затрат будут уточ нены при разработке бизнес- планов предприятий и проекта программы. Основным и приоритетным направлением работы ЗАО «Центральная компания МФПГ «БелРусАвто» на ближайшую перспективу остается задача координации действий по раз работке и реализации новой программы Союзного государ ства «Развитие дизельного а в томобилестроения до 2008 го да». Реализация программы предполагается с привлечени ем средств из бюджета Союзно го государства через ЗАО «Центральная компания МФПГ «БелРусАвто» на основе фи нансового лизинга с предпри ятиями—участниками програм мы. О развитии других союзных программ расскажем в следую щих номерах «СОЮЗа». С у п е р к о м п ь ю т е р ы , ж и л ь е д л я п о г р а н и ч н и к о в , п о д г о т о в к а п с и х о л о г о в . . . К а к и е с о в м е с т н ы е п р о е к т ы с е г о д н я м о ж н о н а з в а т ь з н а к о в ы м и ? взгляд из Минска Лариса Раковская БЛИЖАЙШЕЕ заседание Высше го Госсовета Союзного государ ства состоится лишь в конце де кабря этого года. Встрече прези дентов будет предшествовать за седание Совета министров, уча стники которого подведут черту под выполнением союзного бюд жета 2002 года, а также под фи нансированием и выполнением общих экономических и социаль ных проектов. Поэтому в послед нем квартале года уходящего са мое пристальное внимание и в Беларуси, и в России будет на правлено на «подтягивание» со юзных программ. То, как сегодня выполняются совместные проек ты, какие из них уже можно на звать знаковыми для Союзного государства, мы обсудили в бесе де с руководителем минского представительства Постоянного комитета Союзного государства Сергеем ШУХНО: — На вторую половину теку щего года запланировано финан сирование более 35 совместных программ. В их реализации при нимают участие более четырех сот российских и полторы сотни белорусских предприятий. Это очень серьезные цифры. Потому что за ними — новые рабочие ме ста в обоих государствах, рост объемов производства на задей ствованных предприятиях и ожи вление деловой активности тех заводов и фабрик, которые попа дают в сферу раскрутки союзных программ. » С. Шухно. Судите сами. Такой проект, как «Разработка опережающих технологий «двойного» примене ния и гаммы современного опти ческого оборудования на принци пах управляемого формообразо вания», реализуется силами 12 предприятий обеих стран. В этом же ряду программы по разработ ке и освоению в серийном произ водстве «семейства высокопро изводительных вычислительных систем с параллельной архитек турой (суперкомпьютеров) и соз дание прикладных программно аппаратных комплексов на их ос нове», «цифровых, цифро-анало говых и аналоговых интеграль ных схем», «изделий функцио нальной СВЧ-микроэлектрони- ки» и т.д. Врамках этих программ уже выпущены и прошли экспер тизу первые опытные образцы су перкомпьютеров. Что особенно важно, в реали зации этих программ участвуют те производства, которые были ориентированы в свое время на оборонные заказы. После разва ла СССР они остались просто не у дел. И это несмотря на то, что именно на таких предприятиях были сосредоточены новейшие наукоемкие технологии, в произ водственных лабораториях тру дились высококлассные специа листы. Вообще это настолько перспективные проекты, что от них не требуется сиюминутной от дачи. Пусть и завтра, но все вло женное в эти программы окупится сторицей. — Сергей Степанович, чаще всего, когда говорят о союз ных программах, в пример приводят уже хорошо зареко мендовавшие себя зрелые про екты вроде «БелРусАвто», «Союзного телевизора». Но интеграционные процессы не ограничиваются лишь проек тами, пусть и достаточно удачными, только в экономи ческой сфере. — Безусловно. Процессы сближения набирают обороты во всех областях нашей жизни. Так, продолжается реализация совме стной программы первоочеред ного развития таможенной инф раструктуры на пограничных пун ктах на территории Республики Беларусь. Ее реализация была начата еще в 1997 году. Сейчас идут интенсивные строительные работы на семи пограничных пун ктах таможенного оформления. Пункт пропуска «Каменный Лог» сдан в полном объеме, а «Новая Гута» и «Козловичи» практически в стадии завершения реконструк ции. Интенсивно ведутся работы в «Берестовице» и «Брузгах», на других пунктах таможенного оформления. —Тем не менее цифры свиде тельствуют: в настоящее вре мя профинансировано чуть больше трети от суммы, необ ходимой для завершения обу стройства таможенных пере ходов. Какже так, это ведь за падная граница Союзного го сударства. — Союзный бюджет финанси рует два направления обустрой ства наших западных рубежей. Таможенные переходы — это не что вроде «надстройки», а вот «базис» — это все же сама внеш няя граница Союзного государст ва. Несмотря на то что реализа ция программы по обустройству внешних границ, разработанной на период до 2005 года, начата только в этом году, уже есть кон кретные результаты. Так, в экс плуатацию введены шесть комп лексов пограничных застав, на чал свою работу современный ин формационный центр оператив ного управления Госкомитета по граничных войск Беларуси, по строен питомник на 100 служеб ных собак. Реконструируются во енные городки в Лиде и Полоцке, в приграничных военных город ках построены два многоквартир ных дома для семей погранични ков. Кроме того, продолжается долевое строительство жилья в Минске и Лиде для военнослужа щих Оперативной группы Феде ральной пограничной службы Российской Федерации и погра ничников Беларуси. Хорошей практикой стало и то, что кадры для обеспечения безопасности Союзного государства готовят военные вузы Беларуси и России. —Насколько я понимаю, рав ные возможности получения образования для белорусов и россиян —это значительный шаг в сторону создания еди ных социальных стандартов для жителей Союзного госу дарства. Не так ли? — В этом направлении сдела но многое. Кпримеру, реализован проект по созданию в Минске фи лиала Московского государствен ного социального университета, деятельность которого финанси руется из бюджета Союза. В на стоящее время в филиале (здесь готовят специалистов по трем профилям: «социальная работа», «психология», «юриспруденция») обучаются более 900 студентов. Конкурс в этот первый союзный вуз с каждым годом растет. Иэто лучшее подтверждение успешно сти и востребованности совмест ного образовательного проекта. Появятся ли новые подобные про граммы — покажет время. Ведь уже сегодня активно верстается проект бюджета на будущий год, формируется пакет тех программ, которые будут финансироваться из союзных средств. Головные ис полнители программ уже внесли в Постоянный комитет свои бюд жетные заявки, и в октябре-нояб ре (до очередного заседания со юзного Совмина) будет решена их судьба — станут они союзными программами или нет. Н аш общий стол Б е л а р у с ь у в е л и ч и в а е т п о с т а в к и с е л ь х о з п р о д у к ц и и в Р о с с и ю рынок Лидия Хлыстун МИНСК—МОСКВА В БЛИЖАЙШИЕ 2—3 года б е лорусский аграрный экспорт на российский рынок, по с л о вам вице-премьера Б еларуси Александра ПОПКОВА, д о л ж ен вырасти с 256 миллионов долларов д о одн ого миллиар да. Эти нам ерения возникли не на пустом м есте. Д аж е в самы е неблагоприятные для сел ь - хозп р ои зв одств а годы б е л о русские крестьяне не прекра щали поставки на российский рынок, позволяющ ие за р а б о тать валюту. Пять лет н азад взаимовы годны е связи были закреплены соглаш ением Б е ларуси с правительством Мо сквы об экспор те пр одоволь ствия в российскую столицу. Ныне годовой план его б е л о русы уж е выполнили на 70 процентов, отгрузив в Москву продукции б о л е е чем на 30 млн. доллар ов. Б ол ее полови ны в поставках традиционно заним ает мясомолочная пр о дукция. К сож алению , рыноч ная конъюнктура в этом году была не на стор он е б е л о р у с ских сел ь хозп р ои зв оди тел ей . В связи с падени ем мировых цен на животноводческую продукцию им пришлось про давать е е в Р оссию по ценам ниже себест оим ост и . И при нынешнем оживлении сп р оса на сливочное м асло белорусы теряют окол о тысячи д о л л а ров на тонне. Чуть м еньш е — около 300 доллар ов — состав ляют потери на поставках мя са. Д аж е такой «золотой » пре ж д е продукт, как с у х о е о б е з ж иренное молоко, ныне не приносит прежних ди ви ден дов. Тем не м ен ее реализация ск о ропортящихся продуктов в лю бом сл уч ае б о л е е выгодна, чем их хранение. Сейчас в хо лодильниках скопилось м ясо молочной продукции на сум му 27 млн. доллар ов. Однако реализация е е вряд ли п ом о жет белорусским аграриям выйти на запланированный годовой 7,5-процентный при рост экспорта. Единственный выход — менять структуру экспорта и повышать э ф ф е к тивность производства. Тем б о л е е что к этом у подталкива ет сел ь хозп р ои зв оди тел ей са ма жизнь. Сегодня помимо говядины, свинины и молокопродуктов, составляющих львиную долю в бел орусски х поставках, Мо сква заинтересована в увели чении ввоза вы сококачест венной птицеводческой пр о дукции. Эта проблем а о б с уж дал ась во время н едавн его ви зита в столицу п ервого за м е с тителя белор усск ого минист ра сельск ого хозяйства и пр о довольствия Анатолия Д о зо - рова. Речь шла о еж егодны х поставках мяса птицы в о б ъ е м е 17 тыс. тонн, что почти втрое больш е нынешних. Для этого требуется расширить мощности белор усск и х птице фабрик: провести т ехп ер ев о оруж ени е, реконструировать забр ош енны е птичники, зак у пить обор удован и е для п ер е рабатывающих предприятий. Акционирование б ел о р у сск о го Птицепрома, нам еч енн ое на этот год, долж н о п о сп о со б ст вовать притоку инвестиций в отрасль. О ж елании проинве- стировать бел ор усск и е птице фабрики уж е заявили п р ед ставители российской фирмы «Агропродукт», заним ающ ей ся продовольственными п о ставками из Беларуси. Есть и ещ е один аспект «экс портной» проблемы . До сих пор в структуре эк спортируе мых мясопродуктов д о 90 пр о центов заним ало н еп ер ер або- танное мясо. Почти такая ж е ситуация и с молокопродукта- ми. С ельхозпр оизводи тели н есут немалы е затраты на п р ои зводстве м ясом олочного сырья, а прибыль получают его переработчики. Д ругое д е ло, что те ж е колбаса или й о гурт должны быть конкурен тосп особны на внешнем рын ке как по качеству, так и по ц е не. А в Б еларуси переработка сельхозпродукции пока, увы, с л а б о е звен о. Сами п р ои зв о дители не скрывают, что в т ех нологическом плане отстали от россиян на несколько лет. В итоге д аж е белор усск и е п о требители зачастую п р едп о читают местным йогуртам и творожкам российски е «Да- ноны» или «Эмиргурты». В теч ение двух лет в Б еларуси нам ечено провести технич е ск ое и техн ологическ ое п е р е оснащ ение перерабаты ваю щ ей промышленности. Наря д у с этим реализуются м ер о приятия по 25—30-процентно му сниж ению затрат в АПК. Так что ч ер ез год-другой б е лор усски е балыки и творожки имеют в се шансы прописать ся в меню россиян.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz