Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

3 ОКТЯБРЯ 2002 ЧЕТВЕРГ №38(90) I I С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я . Д в о й н о й т я г о й с л у ж и т ь л е г ч е кон такты «Союз-инфо» ВМИНСКЕ состоялось первое за­ седание белорусско-российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотруд­ ничеству. Стороны обсудили вопросы развития нормативно-правовой базы военно-техническ ого сот­ рудничества двух стран, установ­ ления ль го тно го режима нетариф­ но го регулирования в отношении продукции военного назначения, перемещаемой между Беларусью и Россией, создания равных усло­ вий хозяйствования для юридиче­ ских лиц двух стран, участвующих в разработке, производстве, ре­ монте и модернизации продукции военного назначения. С российской стороны в рабо­ те комиссии принимали участие председатель Комитета Россий­ ской Федерации по военно-техни­ ческому сотрудничеству с ино­ странными государствами, заме­ ститель министра обороны Рос­ сии Михаил Дмитриев, замести­ тель председателя Комитета РФ по военно-техническому сотруд­ ничеству Владимир Палещук. С белорусской стороны — министр обороны Республики Беларусь ге­ нерал-полковник Леонид Маль­ цев, заместитель министра обо­ роны по вооружению — началь­ ник вооружения Вооруженных сил генерал-майор Петр Рогожев- ский. Напомним, что сейчас воен­ но-техническое сотрудничество Беларуси и России регулируется четырьмя межправительственны­ ми и одним межгосударственным соглашением. Военное сотрудни­ чество (совместные боевые де­ журства, совместные учения) двух стран опережает военно-тех­ ническое. Объемы взаимодейст­ вия здесь минимальные, а проект договора о совместном оборон­ ном заказе еще только разраба­ тывается. Впрочем, темпы воен­ но-технического сотрудничества во многом зависят от модели дальнейшей интеграции, которую предпочтут политики обоих госу­ дарств. Е сл и у с о с е д а л у ч ш е , д е л а й , к а к с о с е д Юрий Звягин ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ — НАША РЕСПУБЛИКА полно­ стью обеспечивает своих жителей продовольствием. Сельское хо­ зяйство у нас развивается успеш­ но. Но есть свои проблемы. Глав­ ная: как сделать сельхозпредпри­ ятия еще более эффективными, а произведенную ими продукцию дешевле? Для этого делегации белорусских специалистов в об­ ласти сельского хозяйства отпра­ вились на Украину, в Прибалтику и Россию изучать положительный опыт соседей. По возвращении все это будет обобщено, и то, что подходит к нашим условиям, мы будем внедрять. Так заместитель министра сельского хозяйства и продоволь­ ствия Республики Беларусь Нико­ лай Попков объяснил задачу трех­ дневного пребывания в Ленин­ градской области делегации Бе­ ларуси. Гости посетили ряд ленин­ градских хозяйств. В первую оче­ редь их интересовали два вопро­ са. Как лучше организовать пре­ образование сельхозпредприятия в акционерное общество закрыто­ го типа, чтобы при этом гаранти­ ровать права и интересы кресть­ ян? Икак наиболее рационально и дешево организовать процесс кормления молочного скота, что­ бы при этом получать высокие на­ дои? У ленинградских сельхоз­ предприятий тут можно поучить­ ся. За последние годы резко воз­ росло число рентабельно работа­ ющих хозяйств, а по надоям Ле­ нинградская область перекрыла лучшие свои показатели совет­ ских времен. В то же время областным хо­ зяйствам есть чему поучиться у белорусских соседей. — У них высокие урожаи зер­ новых. Нам интересно знать, ка­ кие технологии они применяют, какими сортами пользуются. Мы хотим завязать связи нашей рас­ тениеводческой науки с белорус­ ской. Ведь, хотя у нас в Ленин­ градской области есть сильные научные учреждения, у соседей успехи пока лучше, — говорит председатель комитета сельского хозяйства области Николай Си­ зых. — Второе направление, кото­ рое нас очень интересует, — сви­ новодство. Унас эта отрасль была почти разрушена и возрождается тяжело. А в Беларуси хорошо за ­ рекомендовали себя небольшие фермы на глубокой подстилке. Один человек может обслуживать до тысячи голов. Что надо сде­ лать, чтобы внедрить такие фер­ мы и у нас? Наконец российское сельское хозяйство очень заинте­ ресовано в белорусской технике. В свою очередь гостей заинтере­ совал наш опыт плющения зерна для кормов. Амы можем для этого поделиться не только технологи­ ей, но и техникой, которая произ­ водится в области. Решено, что теперь в Ленин­ градскую область приедут дирек­ тора и специалисты хозяйств Бе­ ларуси, чтобы поплотнее изучить опыт ленинградцев. Спадчы на — значи т наследство П р о р а б о т а в в к о л х о з е п я т н а д ц а т ь л е т д о я р к о й и п я т ь — к о н ю х о м , Л и н а Ш у б а р е ш и л а у й т и н а в о л ь н ы е х л е б а . В ф е р м е р ш и Лидия Хлыстун СЛУЦКИЙ РАЙОН СВОИМ делом Лина Дмитриевна Шуба обзавелась сразу после то­ го, как в Беларуси дали старт фер­ мерскому движению. Теперь в своем хозяйстве, расположенном в пригороде Слуцка, она и агро­ ном, и зоотехник, и инженер, и экономист, и руководитель. У этой женщины есть чему по­ учиться. Начав с обработки 18 гек­ таров земли, она «дорастила» свое хозяйство до огромных, по белорусским меркам размеров: 250 гектаров. Вто время как сред­ ний размер фермерского хозяйст­ ва в Беларуси недотягивает до 30. Особенно трепетно Лина Дмитри­ евна относится к земельному уча­ стку, расположенному прямо за воротами дома и давшему назва­ ние хозяйству— «Спадчына», что в переводе с белорусского озна­ чает наследство. По семейному преданию, ту землю купил когда- то за заработанные в Америке деньги дед ее мужа. Потом совет­ ская власть лишила наследников собственности. Но спустя многие годы земля вернулась к своим хо­ зяевам. Впрочем, «Спадчына» инте­ ресна не только своим историче­ ским прошлым. Ухозяйства есть еще одна особенность: Лина Шу­ б а— одна из немногих фермеров Беларуси, рискнувших заняться животноводством. Дело хлопот­ ное и затратное. Производствен­ ные помещения, корма, ветери­ нарные препараты требуют ог­ ромных капвложений. Куда проще выращивать овощи, зерно да кар­ тошку, но без животных Лина Дмитриевна считает хозяйство неполноценным. Сегодня у нее 60 коров, 80 свиней, 20 овец, 60 кро­ ликов, сотня гусей и полсотни ин­ дюшек. Управляться с живностью Ли­ не Дмитриевне помогают муж, работающий лесником, а еще де­ ти и внуки. И хотя ни один из на­ следников, насмотревшись на тяжкий труд матери, так и не ос­ тался в родной деревне, всех пя­ терых — троих дочек и двоих сы­ новей — можно застать в роди­ тельском доме во время посевной и уборочной. Вот и нынче стар­ шая дочь Лена оформилась на лето управляющей хозяйством, а ее муж отработал на комбайне. Наемных работников со стороны в хозяйстве немного. Потреб­ ность в лишних рабочих руках — сезонная. Ферму Шубы от начала до кон­ ца строили своими руками. Все молоко (а это сейчас около 600 ли­ тров в день), Лина Дмитриевна сдает на Слуцкий сыродельный завод! Однако с окончанием жатвы проблемы в хозяйстве не закончи­ лись. Лина Дмитриевна 40 тонн зерна отдает в счет госзаказа. Что делать с остальным, фермерша не знает. Многие комбинаты хле­ бопродуктов отказываются при­ нимать «лишнее» зерно. — Если колхозам помогает го­ сударство, то фермер, как прави­ ло, остается со своими проблема­ ми один на один, — сетует Лина Дмитриевна. — Работа на земле больших денег не приносит. Поэ­ тому многие хозяйства распада­ ются, так и не успев стать на ноги, таковых в Беларуси более 2 ты­ сяч. Прочно на ногах стоят лишь те фермеры, которые занимаются еще и коммерческой деятельно­ стью. Они строят особняки, ездят на дорогих иномарках, отдыхают за границей. Я же никак не соберу средства на покупку еще одного трактора, не говоря уже о новом доме. Хорошо, что в начале 90-х удалось купить за кредиты три трактора, старенькую «Ниву» и ЗИЛ. Сейчас таких возможностей нет: государство выделяет намно­ го меньше денег на поддержку фермерских хозяйств, чем рань­ ше. В принципе мне ничего и не нужно—получить бы только зара­ ботанное. Сама Лина Дмитриевна ни о чем не жалеет. Даже если и при­ дется свернуть производство, краснеть за свое детище ей не придется. «Спадчыну» сегодня знают не только в Слуцком районе перенимать фермерский опыт приезжали люди из других регио­ нов Беларуси. Что бы ни случи­ лось, уходить из фермеров она не собирается. С о ю з н ы е п р о г р а м м ы р а б о ч и е м е с т а , у в е р е н н о с т ь в з а в т р а ш н е м д н е , у г л у б л е н и е и н т е г р а ц и и Окон чание. Начало на стр. I. В итоге практически завер ­ шена отработка конструкций двигателей ЯМЗ, топливной ап­ паратуры и автомобилей «МАЗ» для обеспечения требо­ ваний норм «Евро-2» по эколо­ гии и безопасности. Автомо­ бильная техника сертифициро­ вана. Одновременно предпри­ ятия — исполнители програм­ мы модернизируют исследова­ тельскую базу и проводят науч­ но-исследовательские и опыт­ но-конструкторские работы, формируя задел конструктор­ ских решений, соответствую­ щих стандартам «Евро-3» и «Евро-4». Ведется техническое перевооружение и создание мощностей по выпуску новой техники (по схеме финансового лизинга через ЗАО «Централь­ ная компания МФПГ «БелРу- сАвто»), В 2001 году изготовлено 1260 дизельных двигателей и 1152 грузовых автомобиля, от­ вечающих требованиям «Евро- 2» по экологии и безопасности. Вместе с тем при предоставле­ нии в полном объеме кредитных средств в 2002 году в соответст­ вии с бюджетом на приемлемых для предприятий условиях и с привлечением в полном объеме собственных ресурсов в 2002— 2003 годах могут быть созданы мощности по производству ди­ зельных грузовых автомобилей «МАЗ» и компонентов к ним, от­ вечающих требованиям «Евро- 2», в объемах, практически обеспечивающих потребность рынков в этой технике, в том числе по производству двигате­ лей в количестве 25,0 тыс. штук и автомобилей в количестве 10,0 тыс. штук в год. Какие выгоды получили на­ ши страны-соседи от р еали за­ ции этой программы? Стабили­ зировалась экономическая си­ туация на заводах, что позволи­ ло предприятиям с 2000 года полностью перейти на денеж ­ ные расчеты. Удалось наладить ритмичную работу предпри­ ятий. По итогам прошлого года производство двигателей на ОАО «Автодизель» и автомоби­ лей на РУП «МАЗ» увеличилось по сравнению с 2000 годом на 14 процентов. Выполнение программы имеет положительные экологи­ ческие последствия и социаль­ ное значение. З а первое полу­ годие 2001 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года общая численность рабо­ тающих на всех предприятиях, участвующих в реализации программы, увеличилась более чем на 3300 человек. Учитывая, что, по экспертной оценке, одно рабочее место в автомобиле­ строении создаст как минимум 8 рабочих мест в смежных от­ раслях, реализация программы обеспечила рабочими местами почти 30 тысяч человек! Техни­ ческое перевооружение заво ­ дов в рамках программы благо­ приятно сказалось на оживле­ нии работы станкостроитель­ ных предприятий России и Бе­ ларуси. В ее реализации прини­ мают участие 24 российских и три белорусских станкострои­ тельных завода. В России с 2004 года плани­ руется введение норм «Евро- 3», в связи с чем потребуется модернизация автомобилей. Учитывая это, а также в целом положительные результаты ре­ ализации совместной профор­ мы «Развитие дизельного авто­ мобилестроения», Совет Мини­ стров Союзного государства предложил Минпромнауки Рос­ сии и Минпрому Беларуси вне­ сти в установленном порядке в союзный Совмин предложения по разработке проекта новой союзной программы. Таким об­ разом, объективная реальность требований рынка автотранс­ портных средств и российских, и белорусских автоперевозчи­ ков вызывает необходимость объединения усилий предпри­ ятий России и Беларуси по своевременной подготовке предприятий — производите­ лей дизельной автомобильной техники к вводу в России и Б е­ ларуси норм «Евро-3» и в пос­ ледующем — «Евро-4». Минпромнауки России и Минпром Беларуси внесли предложения по новой совм е­ стной российско-белорусской программе «Развитие ди зель­ ного автомобилестроения до 2008 года», разработанной на основе приоритетов, отражен­ ных в основных направлениях политики Правительства Рос­ сийской Федерации и Респуб­ лики Беларуси на среднесроч­ ную перспективу и концепции развития автомобилестроения России до 2010 года, одобрен­ ной Правительством РФ в ию­ ле 2002 года. При этом ЗАО «Центральная компания МФПГ «БелРусАвто» активно участ­ вует в подготовке как предло­ жений по разработке, так и па­ раллельно в формировании са­ мой новой программы. Пред­ ложениями предусматривает­ ся завершить до 2005 года раз­ работку конструкций ди зел ь­ ной автотранспортной техники, отвечающей требованиям норм «Евро-3» по экологии, экономичности, безопасности и надежности, приступить к ее выпуску и до 2008 года создать необходимые мощности для ее производства в количествах, обеспечивающих потребности рынка. Одновременно в пери­ од с 2006 до 2008 года преду­ сматривается создать перспе­ ктивные конструкции, обеспе­ чивающие выполнение требо­ ваний норм «Евро-4». Помимо уже сложившейся группы предприятий, принимавших участие в работе по «старой» программе, в реализации но­ вой программы пример — уча­ стие ОАО «Автомобильный з а ­ вод «УРАЛ». Организация производства автомобильной техники с про­ грессивными технико-экономи­ ческими показателями возмож­ на только на базе тесного сот­ рудничества с различными от­ раслями реального сектора экономики, и в первую очередь по производству электроники. Таким образом, особая роль в реализации новой программы отводится новому партнеру — Межгосударственной финансо­ во-промышленной группе «Аэ­ рокосмическое оборудование», имеющей большой опыт в соз­ дании и производстве сложней­ ших электронных систем управ­ ления, контроля, диагностики. Затраты на реализацию про­ граммы определены в объеме 30,0 млн. рублей, в том числе на научно-исследовательские и опытно-конструкторские рабо­ ты — 1,5 млн. рублей и капи­ тальные вложения (реконструк­ ция и техническое перевоору­ жение предприятий) — 28,5 млн. рублей, в том числе 11,1 млн. рублей (37 процентов) для предприятий Беларуси и 18,9 млн. рублей (63 процента) для ® На Л ебединском горно-обогати­ тельном комбинате (Белгород­ ская область) началось обнов­ ление изнош енного автопарка больш егрузны х машин. В этом году сю да поступило четыре «БелАЗа». Новый 130-тонный рудовоз сп особен вывозить до 180 тысяч тонн горной массы еж ем есячно. предприятий России. Указан­ ные объемы затрат будут уточ­ нены при разработке бизнес- планов предприятий и проекта программы. Основным и приоритетным направлением работы ЗАО «Центральная компания МФПГ «БелРусАвто» на ближайшую перспективу остается задача координации действий по раз­ работке и реализации новой программы Союзного государ­ ства «Развитие дизельного а в ­ томобилестроения до 2008 го­ да». Реализация программы предполагается с привлечени­ ем средств из бюджета Союзно­ го государства через ЗАО «Центральная компания МФПГ «БелРусАвто» на основе фи­ нансового лизинга с предпри­ ятиями—участниками програм­ мы. О развитии других союзных программ расскажем в следую ­ щих номерах «СОЮЗа». С у п е р к о м п ь ю т е р ы , ж и л ь е д л я п о г р а н и ч н и к о в , п о д г о т о в к а п с и х о л о г о в . . . К а к и е с о в м е с т н ы е п р о е к т ы с е г о д н я м о ж н о н а з в а т ь з н а к о в ы м и ? взгляд из Минска Лариса Раковская БЛИЖАЙШЕЕ заседание Высше­ го Госсовета Союзного государ­ ства состоится лишь в конце де­ кабря этого года. Встрече прези­ дентов будет предшествовать за­ седание Совета министров, уча­ стники которого подведут черту под выполнением союзного бюд­ жета 2002 года, а также под фи­ нансированием и выполнением общих экономических и социаль­ ных проектов. Поэтому в послед­ нем квартале года уходящего са­ мое пристальное внимание и в Беларуси, и в России будет на­ правлено на «подтягивание» со­ юзных программ. То, как сегодня выполняются совместные проек­ ты, какие из них уже можно на­ звать знаковыми для Союзного государства, мы обсудили в бесе­ де с руководителем минского представительства Постоянного комитета Союзного государства Сергеем ШУХНО: — На вторую половину теку­ щего года запланировано финан­ сирование более 35 совместных программ. В их реализации при­ нимают участие более четырех­ сот российских и полторы сотни белорусских предприятий. Это очень серьезные цифры. Потому что за ними — новые рабочие ме­ ста в обоих государствах, рост объемов производства на задей­ ствованных предприятиях и ожи­ вление деловой активности тех заводов и фабрик, которые попа­ дают в сферу раскрутки союзных программ. » С. Шухно. Судите сами. Такой проект, как «Разработка опережающих технологий «двойного» примене­ ния и гаммы современного опти­ ческого оборудования на принци­ пах управляемого формообразо­ вания», реализуется силами 12 предприятий обеих стран. В этом же ряду программы по разработ­ ке и освоению в серийном произ­ водстве «семейства высокопро­ изводительных вычислительных систем с параллельной архитек­ турой (суперкомпьютеров) и соз­ дание прикладных программно­ аппаратных комплексов на их ос­ нове», «цифровых, цифро-анало­ говых и аналоговых интеграль­ ных схем», «изделий функцио­ нальной СВЧ-микроэлектрони- ки» и т.д. Врамках этих программ уже выпущены и прошли экспер­ тизу первые опытные образцы су­ перкомпьютеров. Что особенно важно, в реали­ зации этих программ участвуют те производства, которые были ориентированы в свое время на оборонные заказы. После разва­ ла СССР они остались просто не у дел. И это несмотря на то, что именно на таких предприятиях были сосредоточены новейшие наукоемкие технологии, в произ­ водственных лабораториях тру­ дились высококлассные специа­ листы. Вообще это настолько перспективные проекты, что от них не требуется сиюминутной от­ дачи. Пусть и завтра, но все вло­ женное в эти программы окупится сторицей. — Сергей Степанович, чаще всего, когда говорят о союз­ ных программах, в пример приводят уже хорошо зареко­ мендовавшие себя зрелые про­ екты вроде «БелРусАвто», «Союзного телевизора». Но интеграционные процессы не ограничиваются лишь проек­ тами, пусть и достаточно удачными, только в экономи­ ческой сфере. — Безусловно. Процессы сближения набирают обороты во всех областях нашей жизни. Так, продолжается реализация совме­ стной программы первоочеред­ ного развития таможенной инф­ раструктуры на пограничных пун­ ктах на территории Республики Беларусь. Ее реализация была начата еще в 1997 году. Сейчас идут интенсивные строительные работы на семи пограничных пун­ ктах таможенного оформления. Пункт пропуска «Каменный Лог» сдан в полном объеме, а «Новая Гута» и «Козловичи» практически в стадии завершения реконструк­ ции. Интенсивно ведутся работы в «Берестовице» и «Брузгах», на других пунктах таможенного оформления. —Тем не менее цифры свиде­ тельствуют: в настоящее вре­ мя профинансировано чуть больше трети от суммы, необ­ ходимой для завершения обу­ стройства таможенных пере­ ходов. Какже так, это ведь за­ падная граница Союзного го­ сударства. — Союзный бюджет финанси­ рует два направления обустрой­ ства наших западных рубежей. Таможенные переходы — это не­ что вроде «надстройки», а вот «базис» — это все же сама внеш­ няя граница Союзного государст­ ва. Несмотря на то что реализа­ ция программы по обустройству внешних границ, разработанной на период до 2005 года, начата только в этом году, уже есть кон­ кретные результаты. Так, в экс­ плуатацию введены шесть комп­ лексов пограничных застав, на­ чал свою работу современный ин­ формационный центр оператив­ ного управления Госкомитета по­ граничных войск Беларуси, по­ строен питомник на 100 служеб­ ных собак. Реконструируются во­ енные городки в Лиде и Полоцке, в приграничных военных город­ ках построены два многоквартир­ ных дома для семей погранични­ ков. Кроме того, продолжается долевое строительство жилья в Минске и Лиде для военнослужа­ щих Оперативной группы Феде­ ральной пограничной службы Российской Федерации и погра­ ничников Беларуси. Хорошей практикой стало и то, что кадры для обеспечения безопасности Союзного государства готовят военные вузы Беларуси и России. —Насколько я понимаю, рав­ ные возможности получения образования для белорусов и россиян —это значительный шаг в сторону создания еди­ ных социальных стандартов для жителей Союзного госу­ дарства. Не так ли? — В этом направлении сдела­ но многое. Кпримеру, реализован проект по созданию в Минске фи­ лиала Московского государствен­ ного социального университета, деятельность которого финанси­ руется из бюджета Союза. В на­ стоящее время в филиале (здесь готовят специалистов по трем профилям: «социальная работа», «психология», «юриспруденция») обучаются более 900 студентов. Конкурс в этот первый союзный вуз с каждым годом растет. Иэто лучшее подтверждение успешно­ сти и востребованности совмест­ ного образовательного проекта. Появятся ли новые подобные про­ граммы — покажет время. Ведь уже сегодня активно верстается проект бюджета на будущий год, формируется пакет тех программ, которые будут финансироваться из союзных средств. Головные ис­ полнители программ уже внесли в Постоянный комитет свои бюд­ жетные заявки, и в октябре-нояб­ ре (до очередного заседания со­ юзного Совмина) будет решена их судьба — станут они союзными программами или нет. Н аш общий стол Б е л а р у с ь у в е л и ч и в а е т п о с т а в к и с е л ь х о з п р о д у к ц и и в Р о с с и ю рынок Лидия Хлыстун МИНСК—МОСКВА В БЛИЖАЙШИЕ 2—3 года б е ­ лорусский аграрный экспорт на российский рынок, по с л о ­ вам вице-премьера Б еларуси Александра ПОПКОВА, д о л ­ ж ен вырасти с 256 миллионов долларов д о одн ого миллиар­ да. Эти нам ерения возникли не на пустом м есте. Д аж е в самы е неблагоприятные для сел ь - хозп р ои зв одств а годы б е л о ­ русские крестьяне не прекра­ щали поставки на российский рынок, позволяющ ие за р а б о ­ тать валюту. Пять лет н азад взаимовы годны е связи были закреплены соглаш ением Б е­ ларуси с правительством Мо­ сквы об экспор те пр одоволь­ ствия в российскую столицу. Ныне годовой план его б е л о ­ русы уж е выполнили на 70 процентов, отгрузив в Москву продукции б о л е е чем на 30 млн. доллар ов. Б ол ее полови­ ны в поставках традиционно заним ает мясомолочная пр о­ дукция. К сож алению , рыноч­ ная конъюнктура в этом году была не на стор он е б е л о р у с ­ ских сел ь хозп р ои зв оди тел ей . В связи с падени ем мировых цен на животноводческую продукцию им пришлось про­ давать е е в Р оссию по ценам ниже себест оим ост и . И при нынешнем оживлении сп р оса на сливочное м асло белорусы теряют окол о тысячи д о л л а ­ ров на тонне. Чуть м еньш е — около 300 доллар ов — состав ­ ляют потери на поставках мя­ са. Д аж е такой «золотой » пре­ ж д е продукт, как с у х о е о б е з ­ ж иренное молоко, ныне не приносит прежних ди ви ден ­ дов. Тем не м ен ее реализация ск о­ ропортящихся продуктов в лю бом сл уч ае б о л е е выгодна, чем их хранение. Сейчас в хо­ лодильниках скопилось м ясо­ молочной продукции на сум ­ му 27 млн. доллар ов. Однако реализация е е вряд ли п ом о­ жет белорусским аграриям выйти на запланированный годовой 7,5-процентный при­ рост экспорта. Единственный выход — менять структуру экспорта и повышать э ф ф е к ­ тивность производства. Тем б о л е е что к этом у подталкива­ ет сел ь хозп р ои зв оди тел ей са ­ ма жизнь. Сегодня помимо говядины, свинины и молокопродуктов, составляющих львиную долю в бел орусски х поставках, Мо­ сква заинтересована в увели­ чении ввоза вы сококачест­ венной птицеводческой пр о­ дукции. Эта проблем а о б с уж ­ дал ась во время н едавн его ви­ зита в столицу п ервого за м е с ­ тителя белор усск ого минист­ ра сельск ого хозяйства и пр о­ довольствия Анатолия Д о зо - рова. Речь шла о еж егодны х поставках мяса птицы в о б ъ е ­ м е 17 тыс. тонн, что почти втрое больш е нынешних. Для этого требуется расширить мощности белор усск и х птице­ фабрик: провести т ехп ер ев о­ оруж ени е, реконструировать забр ош енны е птичники, зак у­ пить обор удован и е для п ер е­ рабатывающих предприятий. Акционирование б ел о р у сск о ­ го Птицепрома, нам еч енн ое на этот год, долж н о п о сп о со б ст ­ вовать притоку инвестиций в отрасль. О ж елании проинве- стировать бел ор усск и е птице­ фабрики уж е заявили п р ед ­ ставители российской фирмы «Агропродукт», заним ающ ей­ ся продовольственными п о­ ставками из Беларуси. Есть и ещ е один аспект «экс­ портной» проблемы . До сих пор в структуре эк спортируе­ мых мясопродуктов д о 90 пр о­ центов заним ало н еп ер ер або- танное мясо. Почти такая ж е ситуация и с молокопродукта- ми. С ельхозпр оизводи тели н есут немалы е затраты на п р ои зводстве м ясом олочного сырья, а прибыль получают его переработчики. Д ругое д е ­ ло, что те ж е колбаса или й о­ гурт должны быть конкурен­ тосп особны на внешнем рын­ ке как по качеству, так и по ц е ­ не. А в Б еларуси переработка сельхозпродукции пока, увы, с л а б о е звен о. Сами п р ои зв о­ дители не скрывают, что в т ех ­ нологическом плане отстали от россиян на несколько лет. В итоге д аж е белор усск и е п о­ требители зачастую п р едп о­ читают местным йогуртам и творожкам российски е «Да- ноны» или «Эмиргурты». В теч ение двух лет в Б еларуси нам ечено провести технич е­ ск ое и техн ологическ ое п е р е ­ оснащ ение перерабаты ваю ­ щ ей промышленности. Наря­ д у с этим реализуются м ер о ­ приятия по 25—30-процентно­ му сниж ению затрат в АПК. Так что ч ер ез год-другой б е ­ лор усски е балыки и творожки имеют в се шансы прописать­ ся в меню россиян.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz