Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

2 5 с е н т я б р я 2 0 0 2 г ., № 1 8 7 ( 2 1 8 1 5 ) r s I f L В программке к н ов ом у спектаклю Елецкого театра « Бене ф ис» — «Тот, который приходит снова» по пьесе Г. Ибсена «Г едда Габлер» — есть эпигра ф: «Ж ить — это значит все снова С троллями в с е р д ц е бой » . Немного непонятно, п оч ем у этот коротенький опус норве жского драматурга, названн ый «Четверостишие», н е прив еден полностью . Вот его др уги е д в е строки: «Творить — это су д суровый, Суд н а д самим со б ой » . Тролли, н е л ю д и , м а т ер и ал и зов аны в сп ек такл е «привидениями», м асками ж ивотных. Их (маски) ис­ пользуют актеры , исполняя соответствую щ ие у страш а­ ю щ и е «символистские» дви ж ен ия , в отдельны е м ом ен ­ ты спектакля и в его ф и н ал е. Но ведь и слова «тво­ рить», «суд» т о ж е имеют в а ж н о е зн ач ен и е прим ени ­ тельно к основным п ер с о н а ж ам «Гедд ы Габл ер» — заглавной героин е и Эйлерту Л евборгу, е е первой пла ­ тонической лю бви и талантливому уч ен ом у в области истории культуры. Л евборг — творит, пишет книги. По х о д у действия он показы вает рукопись своего нового зам е ч а т ел ь н о г о со ч и н ен и я , и с ч е зн о в ен и е к о т о р о й п р ед оп р ед ел и т печальный и сх о д спектакля. 11 о б а — и Г едда , и Л евборг — сотворят воистину страшный су д н а д самими со б ой . диционный, почти точно по опи­ санию драматурга, интерьер дома Тесмана не давит на пер­ сона жей. Сверх того, художник Павел Попов внедряет в гости­ ную высоко, до колосников 6ы- росшее дерево, водосточную трубу и тротуарный фонарь — мол, было бы желание, за пре­ делы гостиной всегда можно выйти. Гедда — не аскетка, не «си­ ний чулок», она — вполне «игро­ вая» натура. Перекидывается мячом с асессором Бракком (Владимир Громовиков), кото­ рый, не торопя события, наме­ кая и улыбаясь, предвкушает составить с супругами Тесман любовный «треугольник». Кружит прекраснодушную девушку Tea (Татьяна Гришина), смотрящую на мужчин в основном как на средоточие учености, подпрыги­ вает с ней, изображая игру в скакалки. Но иная, не невинная, а рисковая игра — с огнем, с щем за их прежние, давние и, казалось бы, напрочь канувшие в Лету ошибки. В самом деле и более того: если приплюсовать к елецкой версии «Гедды Габ­ лер» ибсеновские «Кукольный дом» и «Привидения» Липецко­ го академического театра име­ ни Л.Н. Толстого, то чем перед нами не трилогия? Однако, при­ менительно к спектаклю «Бене­ фиса», разговор вряд ли может вестись лишь о заблуждениях давно минувших дней, имеющих свойство судьбоносного буме­ ранга, или о троллях-привиде- ниях, угнездившихся в челове­ ческом сознании и подсознании. Вновь обращусь к 30-летней давности мнению Б. Алперса: «Сейчас драма Норы кажется просто непонятной. Тема духов­ ного максимализма, которую когда-то несла на своих хруп­ ких плечах маленькая хозяйка «кукольного дома», исчезла из пьесы. И вместо трагической Н емного, когда развер­ нешь программку, непо­ нятно и то, почему те­ атр вместе с режиссером Оле­ гом Соловьевым, приглашен­ ным на данную постановку из Санкт-Петербурга, обозначил жанр спектакля как мелодра­ му (у Г. Ибсена стоит просто «Пьеса в четырех действиях»). Люди-то в «Гедде Габлер» не только любят-не любят, они стреляются; причем не с ус­ ловно-мелодраматическим, а ля немое кино, надрывом. Но довольно быстро распозна­ ешь, отчего же «снижен» жанр пьесы. Чтобы со сцены не ве­ яло скандинавской холоднос­ тью, строгостью. Чтобы пока­ зать обыкновенность персо­ нажей, тем самым приблизив их к зрителю. И чтобы оправ­ дать отдельные режиссерские ' ходы, призванные театрально «оживить» пьесу, придать ей «незашоренность», расширить е е горизонты, открыть на­ встречу житейским ветрам сумрачное пространство дач­ ного дома Иоргена Тесмана, супруга Гедды и менее спо­ собного и более скучного кол­ леги Левборга. Иногда режиссерские ре­ шения отдают произвольнос­ тью, алогичностью, но тоже, как ни странно, вписываются в контекст спектакля, своеоб­ разно дополняя ибсеновский текст и характеристики персо­ нажей. Берте (Наталья Хоро­ ших), служанке Тесманов, «до­ думан» горб. Начальный эпи­ зод мелодрамы с участием Берты и фрекен Юлиане (Людмила Соловьева), тетки Иоргена, проходит неожидан­ но шумно, нервно. Хотя в ав­ торской ремарке указано, что фрекен говорит вполголоса. Видимо, нервность обуслов­ лена ожиданием не понра­ виться «молодой барыне», дочери покойного генерала Габлера, стоявшего на соци­ альной лестнице выше Тесма­ нов. П оявляется, всл ед за своим супругом, сама Гедда, и тут, как и впос­ ледствии оказывается, слож­ новато судить, играет Ирина Проняшкина Гедду в мелодра­ матическом ключе или как-то иначе. Известный советский театровед Борис Алперс лет 30 с небольшим назад заме­ тил: в пьесах Г. Ибсена есть «куски недостаточно разрабо­ танной в психологических от­ тенках словесной ткани ро­ лей». Эта недостаточность мо­ тивировок видна и у И. Про- няшкиной. Только тут все же больше веришь, что актриса не акцентирует внимание на ВОЛЕЙБОЛ — СЕЗОН НОВЫХ НАДЕЖД К откры тию оч ер едн о го ч ем п и он а та страны ’ готовятся волейболи стки л и п е ц к о й ж ен ской ком ан ды «Стинол» В составе «Стинола» особых изменений не про­ изошло: кадровые потери и приобретения новых игро­ ков минимальные. Ушла только Ольга Устименко, выступающая теперь за ха­ баровский клуб высшей лиги. Зато вернулась опыт­ нейшая Людмила Дробот, небезуспешно игравшая в Польше. Очень полезным новичком клуба непремен­ но должна стать и пере­ шедшая из питерского ТТУ перспективная связу­ ющая Наталья Воробьева — 23-летняя спортсменка ростом 185 сантиметров, потерю которой на берегах Невы расценивают чуть ли ни как командную траге­ дию. В рамках предсезонной подготовки наши волейбо­ листки приняли участие в Москве в турнире на «Ку­ бок вице-мэра», организа­ тором которого выступил клуб «Луч-МГСУ». Лип- чанки весьма уверенно стартовали в этих соревно­ ваниях, с одинаковым счё­ том 3:1 победив поочеред­ но хозяек зала и турецкий клуб «Вакиф Банк», кста­ ти, серебряного призера последнего чемпионата этой страны. На третий день турнира «Стинол» проиграл ЦСКА, а затем наши волейболистки пере­ играли питерский ТТУ — 3:0 — ив итоге заняли вто­ рое место. Юрий КУЛИНИЧ. П Е Ч А Л Ь Н А Я И С Т О Р И Я исключительности Гедды. Гедда несколько скрытна, загадочна, сдержанна. Да, у героини есть особенный норов, особенная стать, но Гедда не самодоста­ точна, она не может существо­ вать, реализоваться сама по себе, ей нужна поддержка и опо­ ра достойного ее мужчины. Гед­ да в определенной степени — «полый сосуд», объем которого надо до краев наполнить долж­ ным содержанием — пьянящим напитком, способным придать немещанский, нетривиальный «вкус» смыслу жизни. Одной ей это сделать не по силам, толь­ ко вдвоем, только с равным ей по духу, волевыми порывами партнером. Жить — так по мак­ симуму полно и свободно, ком­ промиссная «золотая середина» рано или поздно будет исклю­ чена. Увы, узок, скучен, замкнут круг, внутри которого пребыва­ ет Гедда. Хотя мизансценичес- ки, сценографически, «игрово» он достаточно разомкнут. Тра- револьверами — более волни­ тельна для Гедды. И куда там до Г. Ибсена «де­ ликатному» А.П. Чехову с его хрестоматийной фразой про ви­ сящее ружье, долженствующее неотвратимо выстрелить. Гедда, хоть и не всерьез, стреляет уже в первой половине спектакля, и это еще, понятно, цветочки. Поз­ же, при прощании с Левборгом, героиня говорит вдогонку ему: «Постойте! Надо же вам взять от меня что-нибудь на память» — и Левборг берет из ее рук револьвер. Ничего себе суве­ нир, не так ли? Н азвание спектакля —«Тот, который приходит снова» — О. Соловьев выбрал потому, что оно взято у Г. Иб­ сена, лишь напоследок назвав­ шего пьесу именем героини, и что «вновь приходящий» (к Гед­ де после нескольких лет разлу­ ки) Левборг олицетворяет собой прошлое. Прошлое, которое фа­ тально мстит героям в настоя- :1: : Норы на сцене осталась каприз­ ная молодая женщина, по какой- то странной прихоти разрушаю­ щая свое домашнее гнездо. Примерно то же самое про­ изошло и с другой ибсеновской максималисткой —с гордой Гед- дой Габлер...» Оставим в сто­ роне Нору. Речь не о ней. И, соб­ ственно, не о прошлом и при­ видениях. Речь — о нынешней непонятности пьес Г. Ибсена и, конкретнее, смертельно опас­ ных «игр» Гедцы Габлер с ре­ вольверами. На обсуждении спектакля «Тот, который приходит снова» сразу вслед за его первым пуб­ личным показом (аудитория со­ стояла в основном из препода­ вателей местного университета) и говорилось именно об этом. Отнюдь не умаляя очевидных достоинств постановки, отмечая неотрывность к ней зрительс­ кого интереса, педагоги, тем не менее, вопрошали: в чем же кроется сверхзадача, современ­ ная актуальность образа Гедды? ТЕАТР: ПРЕМЬЕРА Имела ли она право столь убийственно распорядиться пусть и собственной, зато ведь Богом данной ей жиз­ нью? Припоминалась фраза, кажется, Ницше: самоубий­ ство — это или пошлость, или подвиг. И неужели Гедда — воистину героическая лич­ ность? Я же, проникшись пе­ дагогической «аурой», вспом­ нил гоголевское определение театра: «кафедра, с которой можно много сказать миру добра». А Гедда — разве она добрая, разве она способна привнести в зрительский зал добро? Все вопросы, как ка­ жется, исходили из одной, по сути, первопричины —излиш­ них умозрительности, сконст- руированности ибсеновской драматургии, каковой она вос­ принимается сейчас. О днако есть и возмож­ ность «проникнуться» пьесой с несколько иных позиций. Тогда в ней мы увидим и берущую за душу ис­ торию о женщине с противо­ речивым характером, мяту­ щейся в поисках полноты бы­ тия, и пример некоей универ­ сальной, метафизической мо­ дели отношений человека с окружающим миром. По от­ кровенному признанию р е­ жиссера, поставить «Гедду Габлер» было его давнишней мечтой. И как бы пространно он ни растолковывал сверх­ задачу образа Гедды, О. Со­ ловьев, прежде всего пасует —и преклоняется —перед при- тягательностью, «загадкой» той, которой он глубоко сочув­ ствует и которую сильно лю­ бит. (Добавлю: воплощенная или невоплощенная мечта сыграть Гедду Габлер связа­ на с целым рядом выдающих­ ся, известных актрис, начиная с Веры Комиссаржевской). Что же касается метафи­ зических высот и глубин «Гед­ ды Габлер», то она — о бес­ компромиссности гордого че­ ловека, оставляющего, невзи­ рая на какие-либо высшие и низшие силы, право оконча­ тельного выбора — быть или не быть, жить или не жить — за самим собой. Идея подоб­ ного выбора (даже на очевид­ ном суицидном фоне) для 99,99 процента из нас нере­ альна, отвратительна, чисто теоретична и, повторюсь, умозрительна. Но Гедда дол­ го ждала, чтобы окончатель­ но, раз и навсегда, с ним оп­ ределиться. Ждала, надеялась — и поняла, что ни мягкий, стремящийся сгладить любые острые углы Тесман (Виталий Хоменко), ни Левборг (Андрей Скоров), изначально талант­ ливый, а в итоге же не со ­ владавший с обстоятельства­ ми, безвольный, ее надежды никогда оправдать не смогут. История, поведанная Елецким театром о Гедде Габ­ лер, не имеет, разумеется, значения дидактичного мо­ рального урока. Значение спектакля в ином — растре­ вожить зрителя, хоть на пару часов вывести его за преде­ лы будничной, поднадоевшей «среды обитания» с ее кон­ трастами между реальной и виртуальной действительно­ стями. И лишний раз подчер­ кнуть: такие истории следует приветствовать исключитель­ но на сцене... Константин КЛЮТКИН. На сним ке: сц ен а и з | нового спектакля театр а «Бенефис». Фото Дмитрия ШЕБАЛОВА. ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ ЗА ЛАВРАМИ СТОИТ СЪЕЗДИТЬ Второе место на м еж д у на р о дн ом юнош еском >тепианном конкурсе ельгийском гор од е Вресс — нагр ада весьма серь езная . Тем б о л е е что конкурсанту совсем н е д а в н о исполнилось только десять лет. Саша Максимов — ученик областной спецшколы искусств — оказался в Бельгии н е случайно. Вот что рассказывает его педагог Ольга КРУГЛОВА. — Это не совсем обычный конкурс. Его организует Ев­ ропейская ассоциация педаго- гов-пианистов, и президент этой Ассоциации госпожа Андерсен рассылает персо­ нальные приглашения тем педагогам, с которыми она встречалась и которые ее за­ интересовали. Мы с ней по­ знакомились два года назад в Праге, я была там со своей ученицей на мастер-классе. Приглашение на конкурс приходило и в прошлом году, однако все оказалось не так просто. В этот раз мы за че­ тыре месяца начали занимать­ ся визами, а получили их только в день отъезда. Ехали автобусом, а это значит, что три дня дети — кроме Саши ездила и моя ученица Аля Косухина — не подходили к инструменту. Естественно, такая дорога утомляет, но что делать? Все оплачивали из своего кармана, так что вы­ бирали путь не самый легкий, а самый дешевый. Добавьте к этому еще одну сложность: конкурс проходил в конце августа, значит, заниматься надо было все лето. Но поезд­ ка стоила этих усилий. Вресс — курортный город на границе с Люксембургом. Конкурс проходил в здании старинной церкви, куда спе­ циально привезли два рояля «Ямаха» с настройщиком. После тех «дров», на которых дети у нас играют, возможно­ сти такого инструмента оше­ ломляют. Был всего один день И В БЕЛЬГИЮ перед прослушиванием, что­ бы позаниматься на этих ро­ ялях. Зато график был состав­ лен так четко, что никаких накладок не возникало. Поме­ щения с этими потрясающи­ ми роялями не закрывались даже на ночь: хочешь — иди и занимайся. Саша вытянул на первом туре первый номер. Музыканты знают, как это трудно — выступать первым. Да и у жюри еще нет пред­ ставления об общем уровне конкурсантов. Но он сумел сразу поставить планку очень высоко. К нам потом очень многие подходили и спраши­ вали: «Вы из Москвы?» Для них Россия — это почему-то только Москва. Аля Косухи­ на тоже произвела хорошее впечатление, хотя и не взяла призового места. За рубежом продолжают восхищаться традициями русского пианиз­ ма — выразительностью, вни­ манием к звуку, к интонации. Да и вообще наши дети отли­ чаются более ранней внутрен­ ней зрелостью, что ли. Там перед их ровесниками слож­ ных психологических задач не ставят, в том числе и в ис­ полнительском искусстве. А наши с юных лет сталкивают­ ся с трудностями и даже дра­ матизмом жизни, а потому мо­ гут выразить это за инстру­ ментом. Еще одно приятное впечат­ ление от конкурса — это де­ мократичность членов жюри. К ним можно было запросто подойти, задать вопросы, уточнить оценочные моменты, посоветоваться. Это общение продолжалось и за рамками собственно конкурса, на ежедневных фуршетах. Все оценки были абсолютно «про­ зрачны», ни на секунду не возникало сомнений в их объективности. И знаете, что характерно? Они прежде все­ го говорят о том, что у ребен­ ка хорошо, и очень мягко де­ лают замечания, обязательно оговариваясь, что это субъек­ тивное мнение. Когда я поин­ тересовалась, откуда такая лояльность, то услышала: «Мы же музыканты, мы по­ нимаем, какой это в любом случае колоссальный труд». Да и у детей я не заметила азарта недоброго соперниче­ ства — скорее неподдельный интерес друг к другу, как к представителям разных фор­ тепианных школ. На этом конкурсе все было только ради музыки — ни зависти, ни обид. Вообще интерес в Бельгии к классической му­ зыке удивительный. Она зву­ чит всюду: на улицах, в скве­ рах, в магазинах. Никакой «попсы», никакого тяжелого рока мы за все время не ус­ лышали. Когда шли репети­ ции, помещение обязательно заполнялось людьми «с ули­ цы», они часами сидели и слушали. Видимо, это — ре­ зультат целенаправленного воспитания, культурной по­ литики. Здесь, в городе Намюре, ежегодно проходит конгресс, на который съезжаются педа­ гоги-пианисты со всей Евро­ пы. Так вот из девяти лауре­ атов конкурса жюри отобра­ ло шесть человек, которые должны были выступать на этом форуме. Эта высокая честь выпала и Саше Макси­ мову. А для меня очень важ­ но было поприсутствовать на заседаниях конгресса. Каж­ дый год заранее определяет­ ся проблема фортепианной педагогики, которая обсужда­ ется. Вот бы и у нас так... Мы ведь варимся в собственном соку, пытаясь каждый что-то найти, и практически не име­ ем контактов с коллегами из других городов, не говорю уже стран, не обмениваемся опытом. Хотя многое можем и знаем. Как там относятся к Рос­ сии и русским? С уважением и неподдельным интересом, как будто мы загадка, кото­ рую им обязательно надо от­ гадать. Зато американцев и Штаты, как говорится, на дух не принимают. Даже в быту я не заметила ничего от аме­ риканизации. В Бельгии мало смотрят телевизор и видео, предпочитая общение за сто­ лом. Мы жили в нескольких семьях и видели, сколько у детей игрушек. Ребятишки постоянно что-то мастерят, лепят, рисуют. А на живопи­ си в Бельгии просто помеша­ ны. Я не заметила, чтобы дети увлекались компьютерными играми. Конечно, они намно­ го меньше загружены в шко­ ле — домашние задания за­ нимают не больше часа даже в старших классах. Когда девочка, занявшая на конкур­ се первое место, сказала, что она занимается по семь-восемь часов в день, я прикинула и поняла: у наших детей физи­ чески не будет столько сво­ бодного времени. Ни в шко­ ле, ни в музыкальном учили­ ще. Вообще в Бельгии культ детей. Три ребенка в семье — это нормально. До поры до времени детям разрешается буквально все, но к опреде­ ленному возрасту непостижи­ мым для меня образом они оказываются идеально дис­ циплинированными. Впрочем,' надо учитывать, что мы обща­ лись с определенным кругом, тем, что у нас называется творческой интеллигенцией. И этот круг людей очень сим­ патичен и открыт: ни снобиз­ ма, ни высокомерия. Они тру­ долюбивы и энергичны, без­ заветно преданы своему делу. Правда, и профессиональная, и материальная отдача у них на совершенно ином уровне, нежели у нас. Я рада, что от­ крыла для себя эту страну, а юные липчане еще раз про­ демонстрировали Европе уни­ кальные традиции нашей фортепианной школы. Записала Елена БРЕДИС. ШИПЕЦКАЯ •/Я г а з е т а ГРАБЯТ! И ДНЁМ. И НОЧЬЮ + В областном центре не прекращают­ ся уличные грабежи граждан. На прошлой неделе жертвой очередного преступления стала 36-летняя липчанка. В 12 часов дня в подземном переходе на площади Металлур­ гов неизвестный злоумышленник отобрал у| нее две золотые цепочки. Настоящий шок испытала и другая жи­ тельница Липецка. Около шести часов в е­ чера в подъезде одного из домов на улице Терешковой на 41 -летнюю женщину напал незнакомец и, угрожая расправой, з а с т а ­ вил её отдать ему кожаный плащ. Вместе с добычей налетчик скрылся. Попробовали себя в роли грабительниц и две неизвестные особы. В минувший по­ недельник в первом часу ночи на улице Мер­ кулова они напали на двух припозднивших­ ся девушек-подружек и сняли с них кожа­ ные куртки. Ни в одном из случаев преступ­ ников задержать пока не удалось. РОСТОВЧАНИНА ОСТАВИЛИ БЕЗ ЛИНОЛЕУМА I ^ Федеральная автотрасса «Дон» — ме­ сто небезопасное для водителей проезжа­ ющего по ней транспорта. В этом на соб­ ственном горьком опыте убедился на днях житель Ростова-на-Дону 42-летний Д. Но­ чью у райцентра Хлевное его машину ГАЗ- 3307 остановили трое неизвестных мужчин. Ростовского предпринимателя связали , а затем похитили из автомобиля перевозимые им строительные материалы. В одночасье ростовчанин лишился 40 рулонов линолеу­ ма и почти полтонны клея. Сумма похищен­ ного составила 280 тысяч рублей. ОСЕНЬ. ПОРА КРАСТЬ КАНИСТРЫ С ПРОТРАВИТЕЛЕМ? + Похоже, в хозяйствах области начал­ ся сезон охоты на... протравители семян. Уже не один раз за последнее время склад­ ские помещения сельхозпредприятий под­ вергались набега с целью хищения этих не­ дешевых химикатов. Усманское ООО «Ко­ лос Черноземья» не спасло даже то, что по­ пулярный среди семеноводов раствор о с ­ тавили на хранение под замком в конторе I п р авл ени я о бщ е с т в а . Злоумыш ленники] в зл ом али д в е р и пом ещ ения и в се-таки умыкнули находившиеся там 20 литров «Пре- миса двести». Куда больший ущерб — почти в 150 ты­ сяч рублей — понес СХПК имени К. Маркса Добринского района. В селе Дурово со скла­ да хозяйства исчезло сразу 50 канистр с протравителем под названием «Девидент». ПОЖАР ОСТАВИЛ БЕЗ КРЫШ ТРИ ДОМА + Крупный пожар случился в понедель­ ник в грязинском селе Двуречки. Около 4 часов утра на улице Старосельской неожи­ данно вспыхнула времянка, принадлежащая 77-летней пенсионерке. Сбить огонь не уда­ лось, и он перекинулся на стоящий рядом дом . В зоне действия разбушевавш егося пламени оказались и соседские жилища. К счастью, никто из людей не постра­ дал, но огнем полностью уничтожены: кров­ ля трех домов, две времянки и надворные постройки. Причины пожара устанавлива­ ются. АВТОВЛАДЕЛЬЦА СВЯЗАЛИ, МАШИНУ УГНАЛИ + Дерзкому ограблению подвергся в центре Липецка 48-летний Р. Выйдя утром из дома и направившись в гараж за маши­ ной, липчанин и не предполагал, что его ждет в ближайшие минуты. А случилось сле­ дующее. Как только мужчина открыл гараж и со­ брался было завести свой «Опель-Вектру», на него напали д во е незнакомцев. Лица обоих скрывали маски. Связав опешившего автовладельца, грабители сели за руль ино­ марки и скрылись. Введенный милицией j план «Перехват» не принес результатов в поисках грабителей. ВЫСВЕРЛИ 3AM0KI И УТОЛИ ЖАЖДУ I + Вроде бы в надежном месте —в соб­ ственном гараже — оставил на хранение двенадцать ящиков пива липчанин В., но, видимо, переоценил крепость вставленных замков. «Умелые» руки неизвестных люби­ телей пенного напитка сделали своё дело: высверлив сердцевину замка, злоумышлен­ ники без труда открыли гаражные ворота. З а одну ночь предприним атель лишился почти трехсот бутылок пива. НЕ ПИЩЕЙ ДУХОВНОЙ ЖИВ ЧЕЛОВЕК... + В добровском селе Трубетчино в м е­ стном психоневрологическом доме-интер- нате совершена кража. Ночью через фор­ точку кто-то зал е з в интернатовскую биб­ лиотеку. Но, как оказалось, не за книгами. Духовной пище воришки предпочли бо­ лее материальное. После «визита» непро­ шеных гостей из медучреждения пропали видеоплейер и музыкальный центр. Служба новостей « Липецкой газеты». ДОБРИНКА - т е л о м . « Д О Б Р Ы Й » (Окончание. Начало на 1-й стр.) Поздравляя добринцев с юбилеем, го­ сти признавались: название Добринки ассоциируется у них со словом «добро­ та». Первый заместитель главы област­ ной администрации Петр Горлов сказал, что именно чувства добрые порождают у него общение с Героями Социалистичес­ кого Труда Александром Глазьевым, Ека­ териной Верзилиной, Александрой Лу- пенко, другими замечательными труже­ никами. Кстати, тут же, на празднике, было положено начало новой традиции: присваивать людям, отличившимся сво­ ей добродетелью, звание «Почетный граж­ данин Добринского района». Первой это­ го звания была удостоена председатель сельхозкооператива «Сафоновский» Анто­ нина Позднякова. Заместитель председателя облсовета Александр Никонов заявил, что набирать­ ся доброты он приезжает именно сюда, в край, где жили его предки, с которым связано столько приятных воспоминаний. А прибывший засвидетельствовать почте­ ние соседям глава администрации Усман- ского района Николай Жуликов не пре­ минул заметить, что из одиннадцати доб- ринских Героев Соцтруда двое — Евдо­ кия Баскакова и Сергей Дымов — родом из усманских мест. Естественно, гости приехали не с пу­ стыми руками. Подарки были самые раз­ ные. Наиболее щедрый — от областной администрации. Подметив, как преобра­ зили, омолодили поселок за последние годы новые скверы, аллеи, фонтан, вели­ колепной архитектуры здания, Петр Гор­ лов пожелал «Так держать!» и объявил: областное руководство выделяет на даль­ нейшее благоустройство Добринки два миллиона рублей. Ну а самый необычный подарок — барана — привез долгое вре­ мя проработавший председателем в ус- манском хозяйстве «Тихие зори» Леонид Котяев. Намек понятен. Мол, в хлебороб­ стве добринцам нет равных, а вот овце­ водству у усманцев поучиться не поме­ шает. Центральным событием праздника стало открытие памятника великому пи­ сателю Алексею Максимовичу Горькому, которого добринцы считают своим. В да­ леких 1888-1889 годах «буревестник ре­ волюции» работал на здешней станции ночным сторожем. Долгое время его воп­ лощенный в бетон лик мрачновато смот­ рел в даль у здания вокзала. Но бетон недолговечен. И вот новый памятник, из бронзы. Теперь уже на современную Доб- ринку взирает молодой Алексей Пешков — такой, каким его увидел на фотогра­ фии добринского периода скульптор Алек­ сандр Вагнер. Он присутствовал при от­ крытии своего творения, и когда спало покрывало с монумента, автор этих строк взял у скульптора краткое интервью, по­ интересовавшись мыслями, посещавши­ ми его во время работы над памятником. — Произведения Горького ныне очень актуальны, — сказал Александр Ваг­ нер.— Та же его пьеса «На дне» в наше время приобретает особое, новое звуча­ ние. Так получилось, что многие сегодня оказались на дне жизни. Это и опреде­ ленная бедность, и бездуховность. Но ведь и сам Горький тоже был на дне в молодо­ сти. И его добринский рассказ «Ночной сторож» как раз об этом. Страшные стра­ ницы. Но Горький прорвался, поднялся с этого дна. Он сам олицетворяет подъем народа. Хотелось бы верить, что люди поймут, что моя работа — это не просто увековечение писателя, который здесь, в Добринке, когда-то жил, а призыв к подъему — духовному, нравственному. К высотам человеческого духа, силы и кра­ соты. * * * А праздник тем временем продолжал­ ся. Екатерину Шаврину сменил приехав­ ший в гости ансамбль воздушно-десант­ ной дивизии. Большую программу подго­ товили районные самодеятельные артис­ ты. Не спадало оживление и на стадионе. Сначала тульские десантники, посетив­ шие по случаю юбилея Добринку, демон­ стрировали в показательных выступлени­ ях приемы единоборства, а потом мест­ ная молодежь показала, как она усвоила уроки каратэ и тхэквондо. Играючи вы­ жимали двухпудовки гиревики. На фут­ больном поле липецкий «Металлург» пре­ поднес урок мастерства добринскому «Ко­ лосу», правда, с минимальным счетом — 1:0. А вечером Добринку украсил фейер­ верк праздничного салюта, которому даже начавшийся дождик не помешал. Как не остановил он и продолжавшуюся прямо на площади до глубокой ночи дис­ котеку... Вячеслав ИСКОРНЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». п. Добринка. ПЕРЕПИСЬ-2002 — СЧИТАТЬ БУДУТ ТЩАТЕЛЬНО И ОБЪЕКТИВНО Приближаются сроки п р о в е д ен и я В сероссийской п ер епи си . Опросы россиян, по данным специалистов Ф он д а «О бщ ественное м н ени е» , показы ваю т, что п о ­ д а в л яю щ ее большинство наш их со гр аж дан у б е ж д е ­ ны в е ё важности и н еобходим о сти . В то же время остается немало вопросов, касающихся переписи, к которым люди про­ являют значительный интерес. Так, многие сегодня, например, хотели бы узнать, как именно будут подводиться её итоги. Ведь от правильного подсчёта зависит достоверность полу­ ченной информации. Как уверяют специалисты, вся собранная информация будет обрабатываться с помо­ щью вычислительной техники. После того как переписчи­ ки пройдут по квартирам, со­ берут данные и поместят пе­ реписные листы в специальные портфели, и начнётся обработ­ ка полученной информации. Заполненные бланки доставят в региональный переписной центр в Липецком областном комитете государственной ста­ тистики, где всю информацию пропустят через двусторонний сканер. Отсканированная инфор­ мация поступит на так назы­ ваемые рабочие станции фор­ мального контроля, где ее про­ верят на наличие логических неувязок. Каких? Например, у пятнадцатилетней девочки вдруг окажется пятеро детей или у го­ довалого ребёнка — высшее об­ разование. Для этих операций стране потребуется 100-110 сканеров и 1400 компьютеров. По предва­ рительным расчётам, каждый сканер за это время должен выдержать нагрузку в 2,5 млн. переписных листов. Разумеет­ ся, сотрудники счётных центров будут работать в две смены в течение ста дней. Затем полученную информа­ цию из комитета статистики от­ правят в Главный межрегио­ нальный центр обработки и рас­ пространения статистической информации (ГМЦ) Госкомста­ та. Но в первую очередь сотруд­ ники ГМЦ пересчитают жителей Москвы, Московской области, Чечни и Чукотки. Это связано с тем, что из Чечни и с Чукотки переписные листы сразу доста­ вят в Москву, и только здесь их будут сканировать. После чего на основе информации из регионов создадут федераль­ ную базу данных. По прогно­ зам специалистов, для ввода информации потребуется 20 процентов всего времени, от­ ведённого на подсчёты. Гораз­ до больше времени займёт со­ ставление таблиц, подводящих итоги переписи. Как ожидается, уже в мар­ те 2003 года специалисты смо­ гут сказать, сколько человек живёт в том или ином регионе, определить соотношение меж­ ду мужчинами и женщинами, городским и сельским населе­ нием страны. Полные результаты В се­ российской переписи-2002 бу­ дут получены только к концу 2003 года. Так что работа предстоит значительная. Сотрудники Ли­ пецкого облкомстата готовы сделать всё, чтобы результа­ ты переписи оказались макси­ мально объективными. Юрий ЧЕКМАЧЁВ, п р е д с е д а т е л ь Липецкого областного комитета государственной статистики . «

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz