Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
2 5 с е н т я б р я 2 0 0 2 г ., № 1 8 7 ( 2 1 8 1 5 ) r s I f L В программке к н ов ом у спектаклю Елецкого театра « Бене ф ис» — «Тот, который приходит снова» по пьесе Г. Ибсена «Г едда Габлер» — есть эпигра ф: «Ж ить — это значит все снова С троллями в с е р д ц е бой » . Немного непонятно, п оч ем у этот коротенький опус норве жского драматурга, названн ый «Четверостишие», н е прив еден полностью . Вот его др уги е д в е строки: «Творить — это су д суровый, Суд н а д самим со б ой » . Тролли, н е л ю д и , м а т ер и ал и зов аны в сп ек такл е «привидениями», м асками ж ивотных. Их (маски) ис пользуют актеры , исполняя соответствую щ ие у страш а ю щ и е «символистские» дви ж ен ия , в отдельны е м ом ен ты спектакля и в его ф и н ал е. Но ведь и слова «тво рить», «суд» т о ж е имеют в а ж н о е зн ач ен и е прим ени тельно к основным п ер с о н а ж ам «Гедд ы Габл ер» — заглавной героин е и Эйлерту Л евборгу, е е первой пла тонической лю бви и талантливому уч ен ом у в области истории культуры. Л евборг — творит, пишет книги. По х о д у действия он показы вает рукопись своего нового зам е ч а т ел ь н о г о со ч и н ен и я , и с ч е зн о в ен и е к о т о р о й п р ед оп р ед ел и т печальный и сх о д спектакля. 11 о б а — и Г едда , и Л евборг — сотворят воистину страшный су д н а д самими со б ой . диционный, почти точно по опи санию драматурга, интерьер дома Тесмана не давит на пер сона жей. Сверх того, художник Павел Попов внедряет в гости ную высоко, до колосников 6ы- росшее дерево, водосточную трубу и тротуарный фонарь — мол, было бы желание, за пре делы гостиной всегда можно выйти. Гедда — не аскетка, не «си ний чулок», она — вполне «игро вая» натура. Перекидывается мячом с асессором Бракком (Владимир Громовиков), кото рый, не торопя события, наме кая и улыбаясь, предвкушает составить с супругами Тесман любовный «треугольник». Кружит прекраснодушную девушку Tea (Татьяна Гришина), смотрящую на мужчин в основном как на средоточие учености, подпрыги вает с ней, изображая игру в скакалки. Но иная, не невинная, а рисковая игра — с огнем, с щем за их прежние, давние и, казалось бы, напрочь канувшие в Лету ошибки. В самом деле и более того: если приплюсовать к елецкой версии «Гедды Габ лер» ибсеновские «Кукольный дом» и «Привидения» Липецко го академического театра име ни Л.Н. Толстого, то чем перед нами не трилогия? Однако, при менительно к спектаклю «Бене фиса», разговор вряд ли может вестись лишь о заблуждениях давно минувших дней, имеющих свойство судьбоносного буме ранга, или о троллях-привиде- ниях, угнездившихся в челове ческом сознании и подсознании. Вновь обращусь к 30-летней давности мнению Б. Алперса: «Сейчас драма Норы кажется просто непонятной. Тема духов ного максимализма, которую когда-то несла на своих хруп ких плечах маленькая хозяйка «кукольного дома», исчезла из пьесы. И вместо трагической Н емного, когда развер нешь программку, непо нятно и то, почему те атр вместе с режиссером Оле гом Соловьевым, приглашен ным на данную постановку из Санкт-Петербурга, обозначил жанр спектакля как мелодра му (у Г. Ибсена стоит просто «Пьеса в четырех действиях»). Люди-то в «Гедде Габлер» не только любят-не любят, они стреляются; причем не с ус ловно-мелодраматическим, а ля немое кино, надрывом. Но довольно быстро распозна ешь, отчего же «снижен» жанр пьесы. Чтобы со сцены не ве яло скандинавской холоднос тью, строгостью. Чтобы пока зать обыкновенность персо нажей, тем самым приблизив их к зрителю. И чтобы оправ дать отдельные режиссерские ' ходы, призванные театрально «оживить» пьесу, придать ей «незашоренность», расширить е е горизонты, открыть на встречу житейским ветрам сумрачное пространство дач ного дома Иоргена Тесмана, супруга Гедды и менее спо собного и более скучного кол леги Левборга. Иногда режиссерские ре шения отдают произвольнос тью, алогичностью, но тоже, как ни странно, вписываются в контекст спектакля, своеоб разно дополняя ибсеновский текст и характеристики персо нажей. Берте (Наталья Хоро ших), служанке Тесманов, «до думан» горб. Начальный эпи зод мелодрамы с участием Берты и фрекен Юлиане (Людмила Соловьева), тетки Иоргена, проходит неожидан но шумно, нервно. Хотя в ав торской ремарке указано, что фрекен говорит вполголоса. Видимо, нервность обуслов лена ожиданием не понра виться «молодой барыне», дочери покойного генерала Габлера, стоявшего на соци альной лестнице выше Тесма нов. П оявляется, всл ед за своим супругом, сама Гедда, и тут, как и впос ледствии оказывается, слож новато судить, играет Ирина Проняшкина Гедду в мелодра матическом ключе или как-то иначе. Известный советский театровед Борис Алперс лет 30 с небольшим назад заме тил: в пьесах Г. Ибсена есть «куски недостаточно разрабо танной в психологических от тенках словесной ткани ро лей». Эта недостаточность мо тивировок видна и у И. Про- няшкиной. Только тут все же больше веришь, что актриса не акцентирует внимание на ВОЛЕЙБОЛ — СЕЗОН НОВЫХ НАДЕЖД К откры тию оч ер едн о го ч ем п и он а та страны ’ готовятся волейболи стки л и п е ц к о й ж ен ской ком ан ды «Стинол» В составе «Стинола» особых изменений не про изошло: кадровые потери и приобретения новых игро ков минимальные. Ушла только Ольга Устименко, выступающая теперь за ха баровский клуб высшей лиги. Зато вернулась опыт нейшая Людмила Дробот, небезуспешно игравшая в Польше. Очень полезным новичком клуба непремен но должна стать и пере шедшая из питерского ТТУ перспективная связу ющая Наталья Воробьева — 23-летняя спортсменка ростом 185 сантиметров, потерю которой на берегах Невы расценивают чуть ли ни как командную траге дию. В рамках предсезонной подготовки наши волейбо листки приняли участие в Москве в турнире на «Ку бок вице-мэра», организа тором которого выступил клуб «Луч-МГСУ». Лип- чанки весьма уверенно стартовали в этих соревно ваниях, с одинаковым счё том 3:1 победив поочеред но хозяек зала и турецкий клуб «Вакиф Банк», кста ти, серебряного призера последнего чемпионата этой страны. На третий день турнира «Стинол» проиграл ЦСКА, а затем наши волейболистки пере играли питерский ТТУ — 3:0 — ив итоге заняли вто рое место. Юрий КУЛИНИЧ. П Е Ч А Л Ь Н А Я И С Т О Р И Я исключительности Гедды. Гедда несколько скрытна, загадочна, сдержанна. Да, у героини есть особенный норов, особенная стать, но Гедда не самодоста точна, она не может существо вать, реализоваться сама по себе, ей нужна поддержка и опо ра достойного ее мужчины. Гед да в определенной степени — «полый сосуд», объем которого надо до краев наполнить долж ным содержанием — пьянящим напитком, способным придать немещанский, нетривиальный «вкус» смыслу жизни. Одной ей это сделать не по силам, толь ко вдвоем, только с равным ей по духу, волевыми порывами партнером. Жить — так по мак симуму полно и свободно, ком промиссная «золотая середина» рано или поздно будет исклю чена. Увы, узок, скучен, замкнут круг, внутри которого пребыва ет Гедда. Хотя мизансценичес- ки, сценографически, «игрово» он достаточно разомкнут. Тра- револьверами — более волни тельна для Гедды. И куда там до Г. Ибсена «де ликатному» А.П. Чехову с его хрестоматийной фразой про ви сящее ружье, долженствующее неотвратимо выстрелить. Гедда, хоть и не всерьез, стреляет уже в первой половине спектакля, и это еще, понятно, цветочки. Поз же, при прощании с Левборгом, героиня говорит вдогонку ему: «Постойте! Надо же вам взять от меня что-нибудь на память» — и Левборг берет из ее рук револьвер. Ничего себе суве нир, не так ли? Н азвание спектакля —«Тот, который приходит снова» — О. Соловьев выбрал потому, что оно взято у Г. Иб сена, лишь напоследок назвав шего пьесу именем героини, и что «вновь приходящий» (к Гед де после нескольких лет разлу ки) Левборг олицетворяет собой прошлое. Прошлое, которое фа тально мстит героям в настоя- :1: : Норы на сцене осталась каприз ная молодая женщина, по какой- то странной прихоти разрушаю щая свое домашнее гнездо. Примерно то же самое про изошло и с другой ибсеновской максималисткой —с гордой Гед- дой Габлер...» Оставим в сто роне Нору. Речь не о ней. И, соб ственно, не о прошлом и при видениях. Речь — о нынешней непонятности пьес Г. Ибсена и, конкретнее, смертельно опас ных «игр» Гедцы Габлер с ре вольверами. На обсуждении спектакля «Тот, который приходит снова» сразу вслед за его первым пуб личным показом (аудитория со стояла в основном из препода вателей местного университета) и говорилось именно об этом. Отнюдь не умаляя очевидных достоинств постановки, отмечая неотрывность к ней зрительс кого интереса, педагоги, тем не менее, вопрошали: в чем же кроется сверхзадача, современ ная актуальность образа Гедды? ТЕАТР: ПРЕМЬЕРА Имела ли она право столь убийственно распорядиться пусть и собственной, зато ведь Богом данной ей жиз нью? Припоминалась фраза, кажется, Ницше: самоубий ство — это или пошлость, или подвиг. И неужели Гедда — воистину героическая лич ность? Я же, проникшись пе дагогической «аурой», вспом нил гоголевское определение театра: «кафедра, с которой можно много сказать миру добра». А Гедда — разве она добрая, разве она способна привнести в зрительский зал добро? Все вопросы, как ка жется, исходили из одной, по сути, первопричины —излиш них умозрительности, сконст- руированности ибсеновской драматургии, каковой она вос принимается сейчас. О днако есть и возмож ность «проникнуться» пьесой с несколько иных позиций. Тогда в ней мы увидим и берущую за душу ис торию о женщине с противо речивым характером, мяту щейся в поисках полноты бы тия, и пример некоей универ сальной, метафизической мо дели отношений человека с окружающим миром. По от кровенному признанию р е жиссера, поставить «Гедду Габлер» было его давнишней мечтой. И как бы пространно он ни растолковывал сверх задачу образа Гедды, О. Со ловьев, прежде всего пасует —и преклоняется —перед при- тягательностью, «загадкой» той, которой он глубоко сочув ствует и которую сильно лю бит. (Добавлю: воплощенная или невоплощенная мечта сыграть Гедду Габлер связа на с целым рядом выдающих ся, известных актрис, начиная с Веры Комиссаржевской). Что же касается метафи зических высот и глубин «Гед ды Габлер», то она — о бес компромиссности гордого че ловека, оставляющего, невзи рая на какие-либо высшие и низшие силы, право оконча тельного выбора — быть или не быть, жить или не жить — за самим собой. Идея подоб ного выбора (даже на очевид ном суицидном фоне) для 99,99 процента из нас нере альна, отвратительна, чисто теоретична и, повторюсь, умозрительна. Но Гедда дол го ждала, чтобы окончатель но, раз и навсегда, с ним оп ределиться. Ждала, надеялась — и поняла, что ни мягкий, стремящийся сгладить любые острые углы Тесман (Виталий Хоменко), ни Левборг (Андрей Скоров), изначально талант ливый, а в итоге же не со владавший с обстоятельства ми, безвольный, ее надежды никогда оправдать не смогут. История, поведанная Елецким театром о Гедде Габ лер, не имеет, разумеется, значения дидактичного мо рального урока. Значение спектакля в ином — растре вожить зрителя, хоть на пару часов вывести его за преде лы будничной, поднадоевшей «среды обитания» с ее кон трастами между реальной и виртуальной действительно стями. И лишний раз подчер кнуть: такие истории следует приветствовать исключитель но на сцене... Константин КЛЮТКИН. На сним ке: сц ен а и з | нового спектакля театр а «Бенефис». Фото Дмитрия ШЕБАЛОВА. ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ ЗА ЛАВРАМИ СТОИТ СЪЕЗДИТЬ Второе место на м еж д у на р о дн ом юнош еском >тепианном конкурсе ельгийском гор од е Вресс — нагр ада весьма серь езная . Тем б о л е е что конкурсанту совсем н е д а в н о исполнилось только десять лет. Саша Максимов — ученик областной спецшколы искусств — оказался в Бельгии н е случайно. Вот что рассказывает его педагог Ольга КРУГЛОВА. — Это не совсем обычный конкурс. Его организует Ев ропейская ассоциация педаго- гов-пианистов, и президент этой Ассоциации госпожа Андерсен рассылает персо нальные приглашения тем педагогам, с которыми она встречалась и которые ее за интересовали. Мы с ней по знакомились два года назад в Праге, я была там со своей ученицей на мастер-классе. Приглашение на конкурс приходило и в прошлом году, однако все оказалось не так просто. В этот раз мы за че тыре месяца начали занимать ся визами, а получили их только в день отъезда. Ехали автобусом, а это значит, что три дня дети — кроме Саши ездила и моя ученица Аля Косухина — не подходили к инструменту. Естественно, такая дорога утомляет, но что делать? Все оплачивали из своего кармана, так что вы бирали путь не самый легкий, а самый дешевый. Добавьте к этому еще одну сложность: конкурс проходил в конце августа, значит, заниматься надо было все лето. Но поезд ка стоила этих усилий. Вресс — курортный город на границе с Люксембургом. Конкурс проходил в здании старинной церкви, куда спе циально привезли два рояля «Ямаха» с настройщиком. После тех «дров», на которых дети у нас играют, возможно сти такого инструмента оше ломляют. Был всего один день И В БЕЛЬГИЮ перед прослушиванием, что бы позаниматься на этих ро ялях. Зато график был состав лен так четко, что никаких накладок не возникало. Поме щения с этими потрясающи ми роялями не закрывались даже на ночь: хочешь — иди и занимайся. Саша вытянул на первом туре первый номер. Музыканты знают, как это трудно — выступать первым. Да и у жюри еще нет пред ставления об общем уровне конкурсантов. Но он сумел сразу поставить планку очень высоко. К нам потом очень многие подходили и спраши вали: «Вы из Москвы?» Для них Россия — это почему-то только Москва. Аля Косухи на тоже произвела хорошее впечатление, хотя и не взяла призового места. За рубежом продолжают восхищаться традициями русского пианиз ма — выразительностью, вни манием к звуку, к интонации. Да и вообще наши дети отли чаются более ранней внутрен ней зрелостью, что ли. Там перед их ровесниками слож ных психологических задач не ставят, в том числе и в ис полнительском искусстве. А наши с юных лет сталкивают ся с трудностями и даже дра матизмом жизни, а потому мо гут выразить это за инстру ментом. Еще одно приятное впечат ление от конкурса — это де мократичность членов жюри. К ним можно было запросто подойти, задать вопросы, уточнить оценочные моменты, посоветоваться. Это общение продолжалось и за рамками собственно конкурса, на ежедневных фуршетах. Все оценки были абсолютно «про зрачны», ни на секунду не возникало сомнений в их объективности. И знаете, что характерно? Они прежде все го говорят о том, что у ребен ка хорошо, и очень мягко де лают замечания, обязательно оговариваясь, что это субъек тивное мнение. Когда я поин тересовалась, откуда такая лояльность, то услышала: «Мы же музыканты, мы по нимаем, какой это в любом случае колоссальный труд». Да и у детей я не заметила азарта недоброго соперниче ства — скорее неподдельный интерес друг к другу, как к представителям разных фор тепианных школ. На этом конкурсе все было только ради музыки — ни зависти, ни обид. Вообще интерес в Бельгии к классической му зыке удивительный. Она зву чит всюду: на улицах, в скве рах, в магазинах. Никакой «попсы», никакого тяжелого рока мы за все время не ус лышали. Когда шли репети ции, помещение обязательно заполнялось людьми «с ули цы», они часами сидели и слушали. Видимо, это — ре зультат целенаправленного воспитания, культурной по литики. Здесь, в городе Намюре, ежегодно проходит конгресс, на который съезжаются педа гоги-пианисты со всей Евро пы. Так вот из девяти лауре атов конкурса жюри отобра ло шесть человек, которые должны были выступать на этом форуме. Эта высокая честь выпала и Саше Макси мову. А для меня очень важ но было поприсутствовать на заседаниях конгресса. Каж дый год заранее определяет ся проблема фортепианной педагогики, которая обсужда ется. Вот бы и у нас так... Мы ведь варимся в собственном соку, пытаясь каждый что-то найти, и практически не име ем контактов с коллегами из других городов, не говорю уже стран, не обмениваемся опытом. Хотя многое можем и знаем. Как там относятся к Рос сии и русским? С уважением и неподдельным интересом, как будто мы загадка, кото рую им обязательно надо от гадать. Зато американцев и Штаты, как говорится, на дух не принимают. Даже в быту я не заметила ничего от аме риканизации. В Бельгии мало смотрят телевизор и видео, предпочитая общение за сто лом. Мы жили в нескольких семьях и видели, сколько у детей игрушек. Ребятишки постоянно что-то мастерят, лепят, рисуют. А на живопи си в Бельгии просто помеша ны. Я не заметила, чтобы дети увлекались компьютерными играми. Конечно, они намно го меньше загружены в шко ле — домашние задания за нимают не больше часа даже в старших классах. Когда девочка, занявшая на конкур се первое место, сказала, что она занимается по семь-восемь часов в день, я прикинула и поняла: у наших детей физи чески не будет столько сво бодного времени. Ни в шко ле, ни в музыкальном учили ще. Вообще в Бельгии культ детей. Три ребенка в семье — это нормально. До поры до времени детям разрешается буквально все, но к опреде ленному возрасту непостижи мым для меня образом они оказываются идеально дис циплинированными. Впрочем,' надо учитывать, что мы обща лись с определенным кругом, тем, что у нас называется творческой интеллигенцией. И этот круг людей очень сим патичен и открыт: ни снобиз ма, ни высокомерия. Они тру долюбивы и энергичны, без заветно преданы своему делу. Правда, и профессиональная, и материальная отдача у них на совершенно ином уровне, нежели у нас. Я рада, что от крыла для себя эту страну, а юные липчане еще раз про демонстрировали Европе уни кальные традиции нашей фортепианной школы. Записала Елена БРЕДИС. ШИПЕЦКАЯ •/Я г а з е т а ГРАБЯТ! И ДНЁМ. И НОЧЬЮ + В областном центре не прекращают ся уличные грабежи граждан. На прошлой неделе жертвой очередного преступления стала 36-летняя липчанка. В 12 часов дня в подземном переходе на площади Металлур гов неизвестный злоумышленник отобрал у| нее две золотые цепочки. Настоящий шок испытала и другая жи тельница Липецка. Около шести часов в е чера в подъезде одного из домов на улице Терешковой на 41 -летнюю женщину напал незнакомец и, угрожая расправой, з а с т а вил её отдать ему кожаный плащ. Вместе с добычей налетчик скрылся. Попробовали себя в роли грабительниц и две неизвестные особы. В минувший по недельник в первом часу ночи на улице Мер кулова они напали на двух припозднивших ся девушек-подружек и сняли с них кожа ные куртки. Ни в одном из случаев преступ ников задержать пока не удалось. РОСТОВЧАНИНА ОСТАВИЛИ БЕЗ ЛИНОЛЕУМА I ^ Федеральная автотрасса «Дон» — ме сто небезопасное для водителей проезжа ющего по ней транспорта. В этом на соб ственном горьком опыте убедился на днях житель Ростова-на-Дону 42-летний Д. Но чью у райцентра Хлевное его машину ГАЗ- 3307 остановили трое неизвестных мужчин. Ростовского предпринимателя связали , а затем похитили из автомобиля перевозимые им строительные материалы. В одночасье ростовчанин лишился 40 рулонов линолеу ма и почти полтонны клея. Сумма похищен ного составила 280 тысяч рублей. ОСЕНЬ. ПОРА КРАСТЬ КАНИСТРЫ С ПРОТРАВИТЕЛЕМ? + Похоже, в хозяйствах области начал ся сезон охоты на... протравители семян. Уже не один раз за последнее время склад ские помещения сельхозпредприятий под вергались набега с целью хищения этих не дешевых химикатов. Усманское ООО «Ко лос Черноземья» не спасло даже то, что по пулярный среди семеноводов раствор о с тавили на хранение под замком в конторе I п р авл ени я о бщ е с т в а . Злоумыш ленники] в зл ом али д в е р и пом ещ ения и в се-таки умыкнули находившиеся там 20 литров «Пре- миса двести». Куда больший ущерб — почти в 150 ты сяч рублей — понес СХПК имени К. Маркса Добринского района. В селе Дурово со скла да хозяйства исчезло сразу 50 канистр с протравителем под названием «Девидент». ПОЖАР ОСТАВИЛ БЕЗ КРЫШ ТРИ ДОМА + Крупный пожар случился в понедель ник в грязинском селе Двуречки. Около 4 часов утра на улице Старосельской неожи данно вспыхнула времянка, принадлежащая 77-летней пенсионерке. Сбить огонь не уда лось, и он перекинулся на стоящий рядом дом . В зоне действия разбушевавш егося пламени оказались и соседские жилища. К счастью, никто из людей не постра дал, но огнем полностью уничтожены: кров ля трех домов, две времянки и надворные постройки. Причины пожара устанавлива ются. АВТОВЛАДЕЛЬЦА СВЯЗАЛИ, МАШИНУ УГНАЛИ + Дерзкому ограблению подвергся в центре Липецка 48-летний Р. Выйдя утром из дома и направившись в гараж за маши ной, липчанин и не предполагал, что его ждет в ближайшие минуты. А случилось сле дующее. Как только мужчина открыл гараж и со брался было завести свой «Опель-Вектру», на него напали д во е незнакомцев. Лица обоих скрывали маски. Связав опешившего автовладельца, грабители сели за руль ино марки и скрылись. Введенный милицией j план «Перехват» не принес результатов в поисках грабителей. ВЫСВЕРЛИ 3AM0KI И УТОЛИ ЖАЖДУ I + Вроде бы в надежном месте —в соб ственном гараже — оставил на хранение двенадцать ящиков пива липчанин В., но, видимо, переоценил крепость вставленных замков. «Умелые» руки неизвестных люби телей пенного напитка сделали своё дело: высверлив сердцевину замка, злоумышлен ники без труда открыли гаражные ворота. З а одну ночь предприним атель лишился почти трехсот бутылок пива. НЕ ПИЩЕЙ ДУХОВНОЙ ЖИВ ЧЕЛОВЕК... + В добровском селе Трубетчино в м е стном психоневрологическом доме-интер- нате совершена кража. Ночью через фор точку кто-то зал е з в интернатовскую биб лиотеку. Но, как оказалось, не за книгами. Духовной пище воришки предпочли бо лее материальное. После «визита» непро шеных гостей из медучреждения пропали видеоплейер и музыкальный центр. Служба новостей « Липецкой газеты». ДОБРИНКА - т е л о м . « Д О Б Р Ы Й » (Окончание. Начало на 1-й стр.) Поздравляя добринцев с юбилеем, го сти признавались: название Добринки ассоциируется у них со словом «добро та». Первый заместитель главы област ной администрации Петр Горлов сказал, что именно чувства добрые порождают у него общение с Героями Социалистичес кого Труда Александром Глазьевым, Ека териной Верзилиной, Александрой Лу- пенко, другими замечательными труже никами. Кстати, тут же, на празднике, было положено начало новой традиции: присваивать людям, отличившимся сво ей добродетелью, звание «Почетный граж данин Добринского района». Первой это го звания была удостоена председатель сельхозкооператива «Сафоновский» Анто нина Позднякова. Заместитель председателя облсовета Александр Никонов заявил, что набирать ся доброты он приезжает именно сюда, в край, где жили его предки, с которым связано столько приятных воспоминаний. А прибывший засвидетельствовать почте ние соседям глава администрации Усман- ского района Николай Жуликов не пре минул заметить, что из одиннадцати доб- ринских Героев Соцтруда двое — Евдо кия Баскакова и Сергей Дымов — родом из усманских мест. Естественно, гости приехали не с пу стыми руками. Подарки были самые раз ные. Наиболее щедрый — от областной администрации. Подметив, как преобра зили, омолодили поселок за последние годы новые скверы, аллеи, фонтан, вели колепной архитектуры здания, Петр Гор лов пожелал «Так держать!» и объявил: областное руководство выделяет на даль нейшее благоустройство Добринки два миллиона рублей. Ну а самый необычный подарок — барана — привез долгое вре мя проработавший председателем в ус- манском хозяйстве «Тихие зори» Леонид Котяев. Намек понятен. Мол, в хлебороб стве добринцам нет равных, а вот овце водству у усманцев поучиться не поме шает. Центральным событием праздника стало открытие памятника великому пи сателю Алексею Максимовичу Горькому, которого добринцы считают своим. В да леких 1888-1889 годах «буревестник ре волюции» работал на здешней станции ночным сторожем. Долгое время его воп лощенный в бетон лик мрачновато смот рел в даль у здания вокзала. Но бетон недолговечен. И вот новый памятник, из бронзы. Теперь уже на современную Доб- ринку взирает молодой Алексей Пешков — такой, каким его увидел на фотогра фии добринского периода скульптор Алек сандр Вагнер. Он присутствовал при от крытии своего творения, и когда спало покрывало с монумента, автор этих строк взял у скульптора краткое интервью, по интересовавшись мыслями, посещавши ми его во время работы над памятником. — Произведения Горького ныне очень актуальны, — сказал Александр Ваг нер.— Та же его пьеса «На дне» в наше время приобретает особое, новое звуча ние. Так получилось, что многие сегодня оказались на дне жизни. Это и опреде ленная бедность, и бездуховность. Но ведь и сам Горький тоже был на дне в молодо сти. И его добринский рассказ «Ночной сторож» как раз об этом. Страшные стра ницы. Но Горький прорвался, поднялся с этого дна. Он сам олицетворяет подъем народа. Хотелось бы верить, что люди поймут, что моя работа — это не просто увековечение писателя, который здесь, в Добринке, когда-то жил, а призыв к подъему — духовному, нравственному. К высотам человеческого духа, силы и кра соты. * * * А праздник тем временем продолжал ся. Екатерину Шаврину сменил приехав ший в гости ансамбль воздушно-десант ной дивизии. Большую программу подго товили районные самодеятельные артис ты. Не спадало оживление и на стадионе. Сначала тульские десантники, посетив шие по случаю юбилея Добринку, демон стрировали в показательных выступлени ях приемы единоборства, а потом мест ная молодежь показала, как она усвоила уроки каратэ и тхэквондо. Играючи вы жимали двухпудовки гиревики. На фут больном поле липецкий «Металлург» пре поднес урок мастерства добринскому «Ко лосу», правда, с минимальным счетом — 1:0. А вечером Добринку украсил фейер верк праздничного салюта, которому даже начавшийся дождик не помешал. Как не остановил он и продолжавшуюся прямо на площади до глубокой ночи дис котеку... Вячеслав ИСКОРНЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». п. Добринка. ПЕРЕПИСЬ-2002 — СЧИТАТЬ БУДУТ ТЩАТЕЛЬНО И ОБЪЕКТИВНО Приближаются сроки п р о в е д ен и я В сероссийской п ер епи си . Опросы россиян, по данным специалистов Ф он д а «О бщ ественное м н ени е» , показы ваю т, что п о д а в л яю щ ее большинство наш их со гр аж дан у б е ж д е ны в е ё важности и н еобходим о сти . В то же время остается немало вопросов, касающихся переписи, к которым люди про являют значительный интерес. Так, многие сегодня, например, хотели бы узнать, как именно будут подводиться её итоги. Ведь от правильного подсчёта зависит достоверность полу ченной информации. Как уверяют специалисты, вся собранная информация будет обрабатываться с помо щью вычислительной техники. После того как переписчи ки пройдут по квартирам, со берут данные и поместят пе реписные листы в специальные портфели, и начнётся обработ ка полученной информации. Заполненные бланки доставят в региональный переписной центр в Липецком областном комитете государственной ста тистики, где всю информацию пропустят через двусторонний сканер. Отсканированная инфор мация поступит на так назы ваемые рабочие станции фор мального контроля, где ее про верят на наличие логических неувязок. Каких? Например, у пятнадцатилетней девочки вдруг окажется пятеро детей или у го довалого ребёнка — высшее об разование. Для этих операций стране потребуется 100-110 сканеров и 1400 компьютеров. По предва рительным расчётам, каждый сканер за это время должен выдержать нагрузку в 2,5 млн. переписных листов. Разумеет ся, сотрудники счётных центров будут работать в две смены в течение ста дней. Затем полученную информа цию из комитета статистики от правят в Главный межрегио нальный центр обработки и рас пространения статистической информации (ГМЦ) Госкомста та. Но в первую очередь сотруд ники ГМЦ пересчитают жителей Москвы, Московской области, Чечни и Чукотки. Это связано с тем, что из Чечни и с Чукотки переписные листы сразу доста вят в Москву, и только здесь их будут сканировать. После чего на основе информации из регионов создадут федераль ную базу данных. По прогно зам специалистов, для ввода информации потребуется 20 процентов всего времени, от ведённого на подсчёты. Гораз до больше времени займёт со ставление таблиц, подводящих итоги переписи. Как ожидается, уже в мар те 2003 года специалисты смо гут сказать, сколько человек живёт в том или ином регионе, определить соотношение меж ду мужчинами и женщинами, городским и сельским населе нием страны. Полные результаты В се российской переписи-2002 бу дут получены только к концу 2003 года. Так что работа предстоит значительная. Сотрудники Ли пецкого облкомстата готовы сделать всё, чтобы результа ты переписи оказались макси мально объективными. Юрий ЧЕКМАЧЁВ, п р е д с е д а т е л ь Липецкого областного комитета государственной статистики . «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz