Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Н А Ц И О Н А Л Ь Н О Е Д О С Т О Я Н И Е Виталий Славу тинский в командировке на учебном паруснике «Товарищ»/ конец 7 0 -х. Трепещут о синки в осенней тоске. Стирает простынки жена но реке. Синеет косынка ее вдалеке. Пуста я корзинк а стоит на песке... Эти стихи хочется укрыть от слишком пристального взгляда. Они созданы для двух-трех родных людей, для любящего взгляда, для молчаливого пони­ мания. Настоящая поэзия - она всегда для немногих глаз и только тогда она поднимается в горнее, недоступное земному пониманию. И встречая это высокое и таинственное, нам кажется, что любимые стихи созданы до грехопадения. Они были всегда. ... Я видел, как уходят старики последние из вымершей деревни. Как с бабушкою Клавой дед Иван укладывают вещи на телегу. Поверьте, грустно было бы и вам представить, как по выпавшему снегу за бабушкою Клавой дед Иван ступает, опираясь на телегу... «Как утешить плачущих?» - спрашивали о. Александра Ельчанинова. «Плакать вместе с ними...» - отвечал он. Виталий Славутинский - блестящий выпускник МГУ, ис­ торик-американист, сотрудник иновещания московского ра­ дио, а позднее журналист «Известий» в начале восьми­ десятых он оставляет редак­ цию на Пушкинской площади, квартиру на Арбате и уезжа­ ет в глухой угол Костромской области. Уезжает не дачником и не отшельником, не для то­ го, чтобы потом написать о своем хождении в народ. Он уезжает, чтобы разделить до конца участь жителей дере­ вень, объявленных «неперспе­ ктивными». До этого Виталий ездил по этим деревням как журналист, защищал их словом, очерка­ ми, статьями. Но все это ока­ залось - как горох об стенку. Собственно, до стенки под на­ званием «политика партии» этот горох и не долетал, час­ то оставаясь в редакционных корзинах. Другой бы сменил тему, но в нем не было того, что разъе­ ло как ржа несколько поколе­ ний, - сердечного отступниче­ ства. Как вспоминают друзья, Виталий всегда безоглядно вмешивался в жизнь на сторо­ не униженных и оскорбленных, всегда был заступником в деле, которое многим казалось за­ ведомо проигранным и обре­ ченным. «...Постепенно, меняя и ос­ тавляя всевозможные редак­ ции, он вовсе перестал чис­ литься на какой-либо службе в Москве... В деревне стал жить подолгу, а деревня в это время рушилась. Он сопротивлялся разрухе... даже у телят на те­ лятнике чистил... Получил от развалившегося колхоза се­ мейный пай, хотел осущест­ виться в земледельце, когда уже сами крестьяне не знали, куда себя девать и как прокор­ мить семьи... Упрямство его злило меня, а он возвращался и возвращался в гибнущую от безденежья и водки деревню... Деревенские принимали его за чудного, но своего..» (Олег Мраморное). ...И дом рубить, и в поле сено приспело время ворошить. И буратинок из полена строгать и куклам платья шить. Ему было очень важно быть в том месте, которое стирают с карты, и сохранить там жизнь, затеплить свечу. Он пы­ тался поднять из руин храм в селе Спас-Заборье, поставил в Дорофеево памятник погиб­ шим в Великую Отечественную войну, записывал на магнито­ фон стариков, чтобы хоть на пленке остались живые голо­ са... И было ясно, с кем бо­ роться и за что бороться. А его стихи тех лет полнятся колыбельностью. Родной ее звук напоминает о горемыках- стариках, брошенных по де­ ревням, о забытых погостах, о давнем детском счастье падать с крыльца в бабушкины или де­ довы руки, о нашей вине, кото­ рую не зальешь вином... ...И некому их будет провожать - из дому уходящих в город к сыну. Лишь из лесу, одна, без медвежат, медведица глядеть им будет в спину. И некому их больше провожать - навеки уходящих в город к сыну... Когда в редкие встречи он рассказывал друзьям о своей крестьянской жизни, они пона­ чалу отказывались верить. «...Я готов был услышать все, что угодно - что Виталий слетал на Марс или по дну пе­ ресек Атлантический' океан - но только не это... И это Вить­ ка с Арбата, который вряд ли бы отличил чернозем от суг­ линка, березку от ракиты, и вот тебе на... Рассказывает мне, выросшему в деревне, со знанием дела особенности весновспашки, посадки де­ ревьев под осень... Он рас­ сказывал, как те же сельские трудяги, не раз с ним отмечав­ шие его маленькие удачи на фермерском пути, слушавшие его стихи, покрякивая: «По-на­ шему матку-правду режешь! Это ж все про нас, нашу жиз- ню!..» - потом его же и обво­ ровывали, растаскивали стро­ ительные материалы, топливо, заготовленное на зиму; как врывались к нему или встреча­ ли где-то на отшибе, чтобы вы­ яснить отношения, распуская руки... «Одна мысль была: только бы не разбили очки!» - признавался Виталий. И тут же Виталий рассказывал, как те же мужики в лютые морозы не­ сли ему краюшку хлеба... К не­ му шли со своими горестями и радостями, шли за советом и просто излить душу...» (Вяче­ слав Белоновский) В поэзии он приходит к той открытости, распахнутости чувств, которая ныне редко кому доступна. Идут, идут по свету беженцы - войну ведут друг с другом бешенцы... Нам никуда не убежать: нам жить - и жертвенно мужать. В нем было что-то от эпохи 1812 года. Его учителями в по­ эзии можно было бы назвать Батюшкова и Дениса Давыдо­ ва, если бы их не разделяло почти два века. Когда-то Вла­ димир Одоевский писал, что стихи Жуковского «были для нас не только стихами, но бы­ ло что-то другое под звучною речью; они уверяли нас в чело­ веческом достоинстве, чем-то невыразимым обдавали ду­ шу...» Стихи и судьба Виталия Славутинского уверяют нас в человеческом достоинстве, в том, что и один в поле - воин. «...Мы расставались с Витей погожим утром жаркого летне­ го дня... Он стоял на верхней палубе ракеты, быстро уходя­ щей в утреннюю дымку раз­ дольной Волги. Он уплывал к своим светлым далям, своим мужикам, к своим щелыковским просторам... Там не было ни парткомов, ни Марксов, ни Л е ­ ниных... Там не было ни ка­ федр, ни заседаний ученых со­ ветов, ни собраний и чествова­ ний, ни почетных президиумов во главе с Леонидом Ильичом, ни меченых перестройщиков... Там была жизнь...» (Вячеслав Белоновский) «Оправданием своей жизни Витя считал сына Ваню и свои стихи... Витя выпевал свои пес­ ни несколько в нос, зычно-ха­ рактерным голосом. И были слушатели. Деревенские его охотно слушали... Он часто ос­ тавался по деревням без куска хлеба и мог проситься на ноч­ лег, как Франсуа Вийон... Ког­ да я перечитываю его стихи, мне кажется, что мы, как преж­ де, идем с ним где-нибудь за Мерой, по заброшенным, зади­ чавшим, теперь уже не общин­ ным, а разобщенным русским полям...» (Олег Мраморное). Он надолго исчезал для друзей и знакомых. Порой на годы. Кто-то считал, что дерев­ ня с ее тоской, раскисшими до­ рогами и неизбежной пьянкой затянула Славутинского, как трясина. Никто не знал, какая подземная робота шла в нем в эти годы. Он учил арабский и латынь, сочинил пьесу в стихах, подготовил свою первую книгу «Я открываю Россию», и она вышла осенью 93-го. Виталий привез пачки с книгами домой, на Новый Ар­ бат, а накануне шальными пулями у них в квартире были разбиты окна. Он сел за от­ цовский стол, под которым но­ чью спасалась от обстрела мать, и написал несколько строчек: ...И хорошо, что в окнах - дыры, и что осколки между рам: еще слышнее голос лиры и наконец-то полон храм. Беда не приходит одна. Умирает отец. Трагически поги­ бает жена. Он воспитывает маленько­ го сына, заботится о маме. Од­ но время работает дворником во дворе МХАТа. Пишет стихи в память об отце и жене. В них слышен плач по всем, кого без объявления войны унесли 90-е годы. А унесли они столь многих и столь стремительно, что мы еще не успели осознать всего масштаба наших потерь в литературе, науке, искусст­ ве... Да что там искусство! - жизнь стала чередой утрат и потерь. Белые вершинки вижу на заре. Первые снежинки будут в сентябре... Виталий Славутинский скон­ чался в московской больнице в конце августа 1999 года. Он успел составить свою вторую книгу и написать к ней предисловие. «...Мне давно хотелось со­ ставить отдельный сборник из стихотворений, посвященных самым близким людям - живым и усопшим. Ибо нет для меня ничего дороже и желанней, чем Дом...» Проснуться в детстве!.. Мама рядом, родной поблизости отец. Все дышит свежестью и ладом, и не приходит сну конец... Друзья, благодаря которым вышла в свет посмертная книга Виталия, так и назвали ее: «Проснуться в детстве» (Вита­ лий Славутинский. Проснуться в детстве. М., РГГУ, 2002). Заволжским деревням До­ рофеево, Долгово, Спас-Забо­ рье и Аферихе отныне долго жить - на карте русской поэ­ зии. Дмитрий ШЕВАРОВ. Д О Б Р Ы Е Л И Ц А - i «НАМ НИКУДА НЕ УБЕЖАТЬ: НАМ ЖИТЬ - И ЖЕРТВЕННО МУЖАТЬ...» СТИХИ И С УДЬ БА ВИТАЛИЯ СЛАВ УТИНСКОГО О Ч ЕМ РАК НА ГОРЕ СВИСТИТ РАЗВОДИТЬ ДЕЛИКАТЕС С КЛЕШНЯМИ НА РУСИ НАЧАЛИ ЕЩЕ ПО УКАЗУ ГОСУДАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА Иду в Москве по Маросейке, в глаза бросается яркая зазывная вывеска: трак­ тир «Русские раки». Хорошо звучит, вкус­ но, хоть и непривычно: пиво под нашен­ ские раки давно стало диковинкой. Между тем еще государь Алексей Ми­ хайлович высочайшим указом повелел: «В водоемы, где раки себя не оказывают, опускать их по нескольку штук. И так пусть будет по всей Руси». И шли возы по стра­ не и в иные государства. Русские купцы умудрялись за тридцать суток пути дово­ зить раков живыми до столов вельмож. Обходились тогда, естественно, без ны­ нешних хитростей: заморозки и вакуумной упаковки. А замороженного, осклизлого рака и в корм охотничьих псов не допус­ кали. Секрет древних технологий был прост: пойманных раков обсушивали на ветерке, потом перекладывали сухим мхом. Что ха­ рактерно, этот способ использовался вплоть до новейших времен. Меню знаме­ нитого ресторана «Максим» без русских раков, пришедших в Париж живьем, не составлялось... Обо всем этом поведал мне у костра, на котором готовилось угощение богов - только что пойманные озерные раки, Вла­ димир Николаевич Нефедов, известный в России и за рубежом исследователь-био­ лог, автор 70 трудов: - С семидесятых годов XIX века Россия стала основным поставщиком раков в страны центральной и северной Европы. В 1887 году, например, их экспорт составил 70 тысяч пудов, или 30 млн. штук. С 1909 по 1913 годы ежегодная выручка от про­ дажи раков составляла полмиллиона руб­ лей золотом! По тем временам оборот солидный. Едва начав хозяйствовать, боль­ шевистское правительство экспортирова­ ло раков уже в объемах 4 млн. штук в год. Но все равно раки своими клешнями ис­ правно загребали солидную выручку в госбюджет. Громадное их количество бралось на Нижней Волге с ее обширной поймой. Здесь, так сказать, их историческая роди­ на. - А вообще-то, - продолжал Владимир Николаевич, - высыпая в ключом бьющую воду припасенные пахучие травы из завет­ ного мешочка, - самые крупные раки дли­ ной до 175 миллиметров встречались в во­ доемах Волго-Ахтубинской поймы. Они преобладали в уловах, из Старой Ахтубы, а также озер Беляевский ключ, Бесчаст- ное и Чечеры. А ведь, бывало, когда в Азово-Черноморском бассейне встреча­ лись особи длиной до 300 миллиметров... - Эх, были времена! - вздохнул кто-то из сидящих вокруг костра. - Действительно, - поддержал Владимир Николаевич, - мои лаборанты из НИИ озерного и речного рыбного хозяйства брали 12 ведер рака за 20 минут. Мы их подсчитали и отпускали обратно. С тех пор много воды утекло. Всеоб­ щая химизация сельского хозяйства, недо­ пустимые переловы, варварское браконь­ ерство резко снизили запасы раков. От великого изобилия к ощутимым нехваткам путь оказался близкий. С ликвидацией бывших рыболовецких колхозов, возникно­ вением некрепких еще АО резко поубави­ лось число настоящих хозяев водоемов. Браконьеры продолжают свирепство­ вать. На больших и малых лесных озерах можно видеть, как, выпутывая рака из се­ тей, ему обрывают клешни, конечности, хвосты. И хотя лов раков в Волгоградской области на незакрепленных участках за­ прещен вовсе, ко всем базарчикам подво­ зят в плетенках деликатесный живой товар по цене от 80-100 рублей за килограмм, а весной и зимой цена доходит до 200 рублей. Недавно прокурор области Н. Шепель возмущался: - Даже самочек с икрой на базарах продают! Меры, конечно, принимаются. Но за каждым озерцом не уследишь! Что касается Волгоградской области, то, согласно постановлению главы адми­ нистрации, три года назад проведена пас­ портизация водоемов, которые могут быть ракопромысловыми. Определено положе­ ние о закреплении их за пользователями. Это бывшие рыбколхозы, которые преоб­ разованы в кооперативы, различные акци­ онерные общества, предприниматели. По договору они должны охранять уча­ стки от браконьеров и заниматься воспро­ изводством. А от увеличения нереста ра­ ков устанавливается промысловая квота на вылов. Теперь можно определить и об­ щую промысловую квоту по области - все­ го до пяти тонн. Да, далеко скатились от прежнего изобилия. Урок, к сожалению, не в прок. Бра­ коньерские артели не смотрят ни на какие постановления. Продукты хищнического лова доходят до фешенебельных москов­ ских ресторанов, пересекают кордоны. Недавно таким образом в Германию была поставлена довольно крупная партия ра­ ков. Естественно, ни по каким отчетам она не проходила. Дело настолько прибыльное, что для ловли раков даже подо льдом (чего не сделаешь ради барыша!) браконьеры ис­ пользуют дорогие импортные акваланги, рискуют жизнью. Каково же соотношение браконьерского лова к промысловому, за­ явить официально никто не решается. Что же нам мешает повсеместно поса­ дить на водоемы настоящего хозяина? Чтобы он отгонял дармоедов, а обитатели рек и озер плодились и нагуливали вес? Остановка за разработкой и принятием закона о водопользовании, по которому в развитие Богом данных ресурсов, мы, не­ разумные наследники богатств Арало- Понто-Каспийского бассейна, начали бы вкладывать и волю, и ум, и капиталы. ...Такой вот разговор получился у нас со знатоком «сумеречных обитателей дна», ученым-биологом В. Нефедовым у костра. И если бы такие разговоры велись также в высоких кабинетах, сопровождаясь приня­ тием глубоких хозяйственных решений, по­ чин которым положил государь Алексей Михайлович! Глядишь, мы бы и сами быст­ рее начали подниматься со «дна жизни». Анатолий МИХАЙЛОВСКИЙ. ВОЛГОГРАД. Т А К О Е К И Н О ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ ШУМНОЙ КИНОПРЕМЬЕРЫ По словам Павла Лунг ина, снявшего «Олигарха», целых 10 тысяч богатых швейцарцев приехали в Локарно, чтобы под открытым небом посмотреть «Нового русского» (так при­ шлось назвать ф ильм в европей­ ском прокате - в цивипизован- ном-то мире последние оф ици­ альные олигархи е ще в Древней Грец ии прож ивали)... Не знаю, что они вынесли из этого массового просмотра об очередной «загадочной русской душе». Уверена только: многое, многое им было непонятно. И не то их с ног сбивает, что наш олигархушка водку прямо из горла предпочитает - они, ду­ маю, даже удивились, что он в фильме один в такой манере вы­ ступает. Но вот эти «гениальные русские финансовые схемы»: ве­ ники -_ автомобили, перчатка - Ломоносов - перчатка - и ведь сработали же, судя по всему (?!) - тут Европа отдыхает... А мы?! Нам одних ключевых слов достаточно, как тем пси­ хам, что анекдоты у себя в заве­ дении для краткости пронумеро­ вали. Нам понятна схема: ком­ сомол - энтэтээм - папа - чинов­ ник во власти - АОЗТ - нефтяная квота - СП с зарубежным парт­ нером - уже тепло. Варианты: папа на заводском бартере, то­ гда - видаки, телевизоры, холо­ дильники, шмотки за копейки, и за все уже уплачено нефтью, га­ зом, лесом, самолетами... Или вот, почти с натуры: националь­ ная республика, простой дирек­ тор нефтеперерабатывающего завода, потом председатель то­ го - председатель сего, потом - президент, хоть и маленький, но свой... И действительно гениаль­ ная финансовая схема, понятная даже швейцарцу, «суверенитет» называется: золотые слова, про­ граммные речи... Пиф! Паф! Мы! Они!.. Все в дыму, а в итоге - вы­ живает один банк, а все, что в республике едва рентабельно, уже так или иначе принадлежит ему... Это - про тех, у кого на стар­ те первоначальный капитал был в каком-нибудь виде. А у кого не было - раскручивались с мелкой фарцовки (вот Борис Абрамович начинал с контрабанды постель­ ного белья). Лунгина, режиссера фильмов «Такси-блюз» и «Луна-парк», по- прежнему занимает тема свобо­ ды человека в несвободном об­ ществе, и но этот раз он пере­ ключается от своих любимых му­ зыкальных полуночных полумар- гиналов к другой крайности, куда более редкой и несравнимо бо­ лее публичной и скандальной. Вот его главное послание зрите­ лю: богатый - не значит плохой или хороший. Он - другой. Пока вся страна продолжала по инерции идти строем, он, ум­ ница и индивидуалист, не только понял, что пусть на грани фола, но уже МОЖНО - строить не мифическое общее счастье, а вполне материальное свое соб­ ственное. Он сумел придумать КАК и так этого захотел, что ему удалось. Однако фильм Лунгина не о том, как все это было, тех­ нические детали и исторические вехи, обозначенные весьма ус­ ловно и схематично (например, понятно, что основные состоя­ ния в России сделаны на тск на­ зываемой приватизации, но об этом напоминает не столько нам, сколько самим ребятам- олигархам только рыжий коте- В О П Р О С Н А З А С Ы П К У ЧЕМ БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ БИЛЛА ГЕЙТСА? Василий ШАНДЫБИН, депутат Государственной Думы: - Самый богатый человек в Америке и в мире заработал себе состояние, монопо­ лизировав распространение пропэаммно- го обеспечения для компьютеров. По край­ ней мере, он это все придумал и сделал, совершив настоящую революцию в мире. А что Березовский? Он в «Логовазе» воро­ вал автомобили, перекупал и перепрода­ вал. Вот откуда взялось его состояние. Гейтс, конечно, не святой. Но он исправно платит налоги и не уклоняется от уплаты миллионных штрафов, которые накладыва­ ет на его корпорацию американский анти­ монопольный комитет. А какую пользу на­ шей стране приносят капиталы Березов­ ского? Да никакой! Они все давно выведе­ ны за границу. Леонид ЯРМОЛЬНИК, актер: - Ха-ха! Вот это вопрос! Ну какая может быть связь между аистом и тараканом? Билл Гейтс технический и финансовый ге­ ний. А Борис Абрамович славен тем, что первым сумел отобрать то, что плохо ле­ жит. Это стало возможно только у нас, в России. Наша действительность порождает наших олигархов. Кстати, лично Бориса Абрамовича в чем упрекнуть? Родная стра­ на играет на руку таким ухарям. Евгений БОЛДИН, президент фирмы «Эс эй ви энтертей- мент»: - Вопрос настолько несерьезный, что даже отвечать не хочется! Сравнивать этих людей никак нельзя. Это как «зло» и «доб- о», между которыми нет ничего общего, то Борис Березовский по национально­ сти? Правильно: еврей. А Билл Гейтс - аме- иконец. Этим, мне кажется, все сказано, срабатывая миллионы, Березовский так и не сделал ничего путного для своей стра­ ны. Использовал ее, а потом выкинул, как ненужную тряпку. Гейтс же высокоинтелле­ ктуальный бизнесмен, который сколотил ог­ ромное состояние в жесточайшей конку­ ренции, но честным путем. Олег ГАЛАХОВ, председатель Союза композиторов Мо­ сквы: - А я не знаю, кто такой Билл Гейтс! Ко­ нечно, я слышал, что это самый состоятель­ ный человек в мире, - и все... А вот о Бе­ резовском я наслышан. Что я могу сказать про него? Выдающийся мошенник. Высосал из государства все что смог, а теперь жут­ ко обиделся на власть. Кстати, в этом от­ ношении Гусинский симпатичнее: во-пер­ вых, он с нуля создал медиаимперию, а во- вторых, оказался мудрее: сделал свое дело и залег на дно. Марк РУДИНШТЕЙН, президент фестиваля «Кинотавр»: - Прежде всего они отличаются полити­ ческим строем страны, в которой живут. Билл Гейтс не жил в Америке в 20-е годы, когда в бизнесе процветал закон джунг­ лей. А Березовскому свою деятельность пришлось развернуть именно в такие вре­ мена, когда в России властвует хищниче­ ский капитализм. Кроме того, у Билла в Америке есть законы, которым общество строго подчиняется. Он исправно платит государству, обогащая казну США. А у Бориса в России царит беззаконие. С Березовским я знаком и отношусь к нему как к талантливому человеку. Плох Борис Абрамович или хорош - это другой вопрос. Главное, что он умный. Никита БОГОСЛОВСКИЙ, композитор: - В чем отличия? Да ни в чем! Все бо­ гатые люди одинаковые: вместо мозгов у них калькулятор. У них одинаковая мане­ ра говорить, одеваться и держаться на публике. Березовский быстро научился подражать западным олигархам. Но ему еще далеко до Билла Гейтса. Тот-то на­ много богаче будет. Пожалуй, в этом их отличие. А еще Березовского разыскивает Ин­ терпол... нок в сцене гибели полковника Беленького), нужны ему совсем для другого. Известно, что мечты по мере их осуществления пре­ вращаются в свою противопо­ ложность - так вот, оказывается, у олигархов с этим делом - про­ сто чума! Олигарха играет Владимир Машков. Он и в прежних своих работах всегда достоверен, ин­ тонационно чист, подкупает ку­ ражом и гусарской лихостью - это должно понравиться даже такому зрителю, который за ду­ шой ни гроша не имеет и к оли­ гархам на пушечный выстрел подпущен не будет. Добавим сюда женщин - им Машков нра­ вится почти в любом виде, - и нам станет ясно, что именно бы­ ло у режиссера на уме... голь олигарха Платона Ма­ ковского особенная - во-пер­ вых, есть реальный прототип в лице Березовского, сколь горячо не доказывали бы нам, что об­ раз собирательный. То, что ге­ рой Машкова - не калька с Бо­ риса Абрамовича, понятно каж­ дому. Во-вторых, нравится нам или нет, но эти люди, бывшие вчера простыми мэнээсами или инженерами, действительно из­ менили наши базовые взгляды. Они «заработали» первый руб­ левый миллион - и оказались под «крышей» какого-нибудь ав­ торитетного господина, о чем помалкивают. А после первого миллиона баксов попали на од­ ну орбиту с бандитами другого сорта, разноудаленными от Кремля, и сделали в какой-то мере публичными такие стороны жизни общественного организ­ ма, о которых раньше можно было только догадываться. В-третьих, жизнь их очень труд­ на, безо всякой иронии, и про­ ходит так, что рано или поздно человеческому в ней почти не остается места. Чем туже кошелек, чем боль­ ше счет в банке, тем больше опасностей и больше подозре­ ний: друзья уходят - кто добро­ вольно, кому помогают, как-то незаметно уходят любовь и са­ ма способность любить, дети, пристроенные в престижные колледжи за бугром, падают от яблони тоже далековато. Не случайно в финале фильма Ма­ ковский, пережив несколько сильнейших потрясений, вместо того чтобы «лечь на матрац» и «жить долго и счастливо», едет в Москву - для него лучше боль­ ших денег могут быть только еще большие деньги, а чтобы взять их, ему нужна большая власть... А главное - за ними уже легион наших сограждан, кото­ рые по своей собственной ини­ циативе и под свой страх и риск, с разной степенью успеха и по­ рядочности заняты делом в на­ шей стране, - и каждый из них в своем собственном масштабе фактически имеет те же пробле­ мы. Нина, жена одного из близ­ ких друзей олигарха (прекрас­ ная работа артистки Натальи Колякановой), пережившая со своим мужем и его компанией и взлеты их бизнеса, большие деньги, все кризисы и «наезды», в конце концов потерявшая сво­ его Виктора, называет Маков­ ского Крысоловом. Помните не­ мецкую сказку про мальчика с дудочкой, спасшего город от на­ шествия крыс? Существует, од­ нако, другая, более точная ана­ логия. Как в старину на морских судах боролись с крысами? Са­ жали десяток-другой крыс в же­ лезную бочку и закрывали же­ лезной крышкой. Через некото­ рое время там остается только одна крысоловка, она настолько сильнее других хотела выжить, что ради этого пожирает всех остальных. И не было у крыс страшнее врага - оставалось только выпустить крысоловку в трюм... А что до легендарного Крысо­ лова - не он ли стоит за кадром, играя нам на своей режиссер­ ской дудочке? Не случайно и фильм получился таким эстет­ ским. В нем красивы подачи, ин­ терьеры, мизансцены, проходы, проезды, крупные планы... А на­ рода - нашего, сморчковато- быдловатого, который не возбу­ ждается даже от чубайсовской премии в $2 млн. - в фильме нет. Не говоря уж о несогласных, их, очевидно, сильные и зубастые уже сожрали всех с потрохами - где-то за кадром. Народное до­ стоинство воплощает «незама- занный следователь из глубинки» (арт. Андрей Краско в своем единственном приличном костю­ ме, известном стране еще по се­ риалу «Агент национальной без­ опасности»). А классовую нена­ висть - два мента на кладбище, избивающие нашего олигарха ногами за то, что «очень уж по­ хож но того самого». Им и не­ вдомек - он тот самый и есть: смерть инсценирована, и сидит он, попивая водку - из горла, ра­ зумеется, у своего же портрета на собственной пустой могиле. А если б знали - может, и убили бы... Поскольку, перефразируя того же Жванецкого, «плохо еще нас с уважением к богатым, у, не идет пока уважение». Да и с чего бы, собственно? Смотрят «господа» с поп­ корном на жизнь затравленно­ го олигарха и думают: а вот за­ мочат его сейчас, будет жалко? He-а, не будет. А кого в этом фильме вообще жалко? Лично мне - только стройную сосенку, в которую полковник-афганец Беленький (арт. Владимир Стек­ лов) шмальнул реактивным сна­ рядом. Почто, Павел Семоно- вич, в натуре, сосенку загуби­ ли? Гузель АГИШЕВА. Учредитель и Издатель «Ин формац ионно-аналитическое агентство «Деловой вторник» IBOHO делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Per. ПИ № 77-7161. Издание зарегистриров Министерством РФ по Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24,8-й этаж. В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-37-83. СЗаворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт: http://inform.adi.ru. E-mail: vtomik@adi.ru «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © на перепечатку и использование материалов тел./Лакс (095) 257-37- 83. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, гЛипецк, ул .Московская, 83. Общий тираж 1.411.715 экз. Цена - бесплатно. правда» (Курск), «Л ипецкая газета» (Липецк), «Н а смену!» (Екатеринбург), «Н и ж егородск ие новости» (Н .Н овгород), «Пульс А ксарайска» (Астрахань), «Рабочий край» (И ваново), _ _ (Ч ^ я би н с^ ^ В еч ер н я я *П ^ рм ь» * ( рмь)0 ^0 0 Н * 'Ка3аНЬ,/ «С ев еРный к УР ьеР» (П етрозаводск), «Сельская правда» (Малмы ж, К ировской области), «Тамбовская ж изнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень)) «Челябинский"рабочий»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz