Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
Н А Ц И О Н А Л Ь Н О Е Д О С Т О Я Н И Е Виталий Славу тинский в командировке на учебном паруснике «Товарищ»/ конец 7 0 -х. Трепещут о синки в осенней тоске. Стирает простынки жена но реке. Синеет косынка ее вдалеке. Пуста я корзинк а стоит на песке... Эти стихи хочется укрыть от слишком пристального взгляда. Они созданы для двух-трех родных людей, для любящего взгляда, для молчаливого пони мания. Настоящая поэзия - она всегда для немногих глаз и только тогда она поднимается в горнее, недоступное земному пониманию. И встречая это высокое и таинственное, нам кажется, что любимые стихи созданы до грехопадения. Они были всегда. ... Я видел, как уходят старики последние из вымершей деревни. Как с бабушкою Клавой дед Иван укладывают вещи на телегу. Поверьте, грустно было бы и вам представить, как по выпавшему снегу за бабушкою Клавой дед Иван ступает, опираясь на телегу... «Как утешить плачущих?» - спрашивали о. Александра Ельчанинова. «Плакать вместе с ними...» - отвечал он. Виталий Славутинский - блестящий выпускник МГУ, ис торик-американист, сотрудник иновещания московского ра дио, а позднее журналист «Известий» в начале восьми десятых он оставляет редак цию на Пушкинской площади, квартиру на Арбате и уезжа ет в глухой угол Костромской области. Уезжает не дачником и не отшельником, не для то го, чтобы потом написать о своем хождении в народ. Он уезжает, чтобы разделить до конца участь жителей дере вень, объявленных «неперспе ктивными». До этого Виталий ездил по этим деревням как журналист, защищал их словом, очерка ми, статьями. Но все это ока залось - как горох об стенку. Собственно, до стенки под на званием «политика партии» этот горох и не долетал, час то оставаясь в редакционных корзинах. Другой бы сменил тему, но в нем не было того, что разъе ло как ржа несколько поколе ний, - сердечного отступниче ства. Как вспоминают друзья, Виталий всегда безоглядно вмешивался в жизнь на сторо не униженных и оскорбленных, всегда был заступником в деле, которое многим казалось за ведомо проигранным и обре ченным. «...Постепенно, меняя и ос тавляя всевозможные редак ции, он вовсе перестал чис литься на какой-либо службе в Москве... В деревне стал жить подолгу, а деревня в это время рушилась. Он сопротивлялся разрухе... даже у телят на те лятнике чистил... Получил от развалившегося колхоза се мейный пай, хотел осущест виться в земледельце, когда уже сами крестьяне не знали, куда себя девать и как прокор мить семьи... Упрямство его злило меня, а он возвращался и возвращался в гибнущую от безденежья и водки деревню... Деревенские принимали его за чудного, но своего..» (Олег Мраморное). ...И дом рубить, и в поле сено приспело время ворошить. И буратинок из полена строгать и куклам платья шить. Ему было очень важно быть в том месте, которое стирают с карты, и сохранить там жизнь, затеплить свечу. Он пы тался поднять из руин храм в селе Спас-Заборье, поставил в Дорофеево памятник погиб шим в Великую Отечественную войну, записывал на магнито фон стариков, чтобы хоть на пленке остались живые голо са... И было ясно, с кем бо роться и за что бороться. А его стихи тех лет полнятся колыбельностью. Родной ее звук напоминает о горемыках- стариках, брошенных по де ревням, о забытых погостах, о давнем детском счастье падать с крыльца в бабушкины или де довы руки, о нашей вине, кото рую не зальешь вином... ...И некому их будет провожать - из дому уходящих в город к сыну. Лишь из лесу, одна, без медвежат, медведица глядеть им будет в спину. И некому их больше провожать - навеки уходящих в город к сыну... Когда в редкие встречи он рассказывал друзьям о своей крестьянской жизни, они пона чалу отказывались верить. «...Я готов был услышать все, что угодно - что Виталий слетал на Марс или по дну пе ресек Атлантический' океан - но только не это... И это Вить ка с Арбата, который вряд ли бы отличил чернозем от суг линка, березку от ракиты, и вот тебе на... Рассказывает мне, выросшему в деревне, со знанием дела особенности весновспашки, посадки де ревьев под осень... Он рас сказывал, как те же сельские трудяги, не раз с ним отмечав шие его маленькие удачи на фермерском пути, слушавшие его стихи, покрякивая: «По-на шему матку-правду режешь! Это ж все про нас, нашу жиз- ню!..» - потом его же и обво ровывали, растаскивали стро ительные материалы, топливо, заготовленное на зиму; как врывались к нему или встреча ли где-то на отшибе, чтобы вы яснить отношения, распуская руки... «Одна мысль была: только бы не разбили очки!» - признавался Виталий. И тут же Виталий рассказывал, как те же мужики в лютые морозы не сли ему краюшку хлеба... К не му шли со своими горестями и радостями, шли за советом и просто излить душу...» (Вяче слав Белоновский) В поэзии он приходит к той открытости, распахнутости чувств, которая ныне редко кому доступна. Идут, идут по свету беженцы - войну ведут друг с другом бешенцы... Нам никуда не убежать: нам жить - и жертвенно мужать. В нем было что-то от эпохи 1812 года. Его учителями в по эзии можно было бы назвать Батюшкова и Дениса Давыдо ва, если бы их не разделяло почти два века. Когда-то Вла димир Одоевский писал, что стихи Жуковского «были для нас не только стихами, но бы ло что-то другое под звучною речью; они уверяли нас в чело веческом достоинстве, чем-то невыразимым обдавали ду шу...» Стихи и судьба Виталия Славутинского уверяют нас в человеческом достоинстве, в том, что и один в поле - воин. «...Мы расставались с Витей погожим утром жаркого летне го дня... Он стоял на верхней палубе ракеты, быстро уходя щей в утреннюю дымку раз дольной Волги. Он уплывал к своим светлым далям, своим мужикам, к своим щелыковским просторам... Там не было ни парткомов, ни Марксов, ни Л е ниных... Там не было ни ка федр, ни заседаний ученых со ветов, ни собраний и чествова ний, ни почетных президиумов во главе с Леонидом Ильичом, ни меченых перестройщиков... Там была жизнь...» (Вячеслав Белоновский) «Оправданием своей жизни Витя считал сына Ваню и свои стихи... Витя выпевал свои пес ни несколько в нос, зычно-ха рактерным голосом. И были слушатели. Деревенские его охотно слушали... Он часто ос тавался по деревням без куска хлеба и мог проситься на ноч лег, как Франсуа Вийон... Ког да я перечитываю его стихи, мне кажется, что мы, как преж де, идем с ним где-нибудь за Мерой, по заброшенным, зади чавшим, теперь уже не общин ным, а разобщенным русским полям...» (Олег Мраморное). Он надолго исчезал для друзей и знакомых. Порой на годы. Кто-то считал, что дерев ня с ее тоской, раскисшими до рогами и неизбежной пьянкой затянула Славутинского, как трясина. Никто не знал, какая подземная робота шла в нем в эти годы. Он учил арабский и латынь, сочинил пьесу в стихах, подготовил свою первую книгу «Я открываю Россию», и она вышла осенью 93-го. Виталий привез пачки с книгами домой, на Новый Ар бат, а накануне шальными пулями у них в квартире были разбиты окна. Он сел за от цовский стол, под которым но чью спасалась от обстрела мать, и написал несколько строчек: ...И хорошо, что в окнах - дыры, и что осколки между рам: еще слышнее голос лиры и наконец-то полон храм. Беда не приходит одна. Умирает отец. Трагически поги бает жена. Он воспитывает маленько го сына, заботится о маме. Од но время работает дворником во дворе МХАТа. Пишет стихи в память об отце и жене. В них слышен плач по всем, кого без объявления войны унесли 90-е годы. А унесли они столь многих и столь стремительно, что мы еще не успели осознать всего масштаба наших потерь в литературе, науке, искусст ве... Да что там искусство! - жизнь стала чередой утрат и потерь. Белые вершинки вижу на заре. Первые снежинки будут в сентябре... Виталий Славутинский скон чался в московской больнице в конце августа 1999 года. Он успел составить свою вторую книгу и написать к ней предисловие. «...Мне давно хотелось со ставить отдельный сборник из стихотворений, посвященных самым близким людям - живым и усопшим. Ибо нет для меня ничего дороже и желанней, чем Дом...» Проснуться в детстве!.. Мама рядом, родной поблизости отец. Все дышит свежестью и ладом, и не приходит сну конец... Друзья, благодаря которым вышла в свет посмертная книга Виталия, так и назвали ее: «Проснуться в детстве» (Вита лий Славутинский. Проснуться в детстве. М., РГГУ, 2002). Заволжским деревням До рофеево, Долгово, Спас-Забо рье и Аферихе отныне долго жить - на карте русской поэ зии. Дмитрий ШЕВАРОВ. Д О Б Р Ы Е Л И Ц А - i «НАМ НИКУДА НЕ УБЕЖАТЬ: НАМ ЖИТЬ - И ЖЕРТВЕННО МУЖАТЬ...» СТИХИ И С УДЬ БА ВИТАЛИЯ СЛАВ УТИНСКОГО О Ч ЕМ РАК НА ГОРЕ СВИСТИТ РАЗВОДИТЬ ДЕЛИКАТЕС С КЛЕШНЯМИ НА РУСИ НАЧАЛИ ЕЩЕ ПО УКАЗУ ГОСУДАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА Иду в Москве по Маросейке, в глаза бросается яркая зазывная вывеска: трак тир «Русские раки». Хорошо звучит, вкус но, хоть и непривычно: пиво под нашен ские раки давно стало диковинкой. Между тем еще государь Алексей Ми хайлович высочайшим указом повелел: «В водоемы, где раки себя не оказывают, опускать их по нескольку штук. И так пусть будет по всей Руси». И шли возы по стра не и в иные государства. Русские купцы умудрялись за тридцать суток пути дово зить раков живыми до столов вельмож. Обходились тогда, естественно, без ны нешних хитростей: заморозки и вакуумной упаковки. А замороженного, осклизлого рака и в корм охотничьих псов не допус кали. Секрет древних технологий был прост: пойманных раков обсушивали на ветерке, потом перекладывали сухим мхом. Что ха рактерно, этот способ использовался вплоть до новейших времен. Меню знаме нитого ресторана «Максим» без русских раков, пришедших в Париж живьем, не составлялось... Обо всем этом поведал мне у костра, на котором готовилось угощение богов - только что пойманные озерные раки, Вла димир Николаевич Нефедов, известный в России и за рубежом исследователь-био лог, автор 70 трудов: - С семидесятых годов XIX века Россия стала основным поставщиком раков в страны центральной и северной Европы. В 1887 году, например, их экспорт составил 70 тысяч пудов, или 30 млн. штук. С 1909 по 1913 годы ежегодная выручка от про дажи раков составляла полмиллиона руб лей золотом! По тем временам оборот солидный. Едва начав хозяйствовать, боль шевистское правительство экспортирова ло раков уже в объемах 4 млн. штук в год. Но все равно раки своими клешнями ис правно загребали солидную выручку в госбюджет. Громадное их количество бралось на Нижней Волге с ее обширной поймой. Здесь, так сказать, их историческая роди на. - А вообще-то, - продолжал Владимир Николаевич, - высыпая в ключом бьющую воду припасенные пахучие травы из завет ного мешочка, - самые крупные раки дли ной до 175 миллиметров встречались в во доемах Волго-Ахтубинской поймы. Они преобладали в уловах, из Старой Ахтубы, а также озер Беляевский ключ, Бесчаст- ное и Чечеры. А ведь, бывало, когда в Азово-Черноморском бассейне встреча лись особи длиной до 300 миллиметров... - Эх, были времена! - вздохнул кто-то из сидящих вокруг костра. - Действительно, - поддержал Владимир Николаевич, - мои лаборанты из НИИ озерного и речного рыбного хозяйства брали 12 ведер рака за 20 минут. Мы их подсчитали и отпускали обратно. С тех пор много воды утекло. Всеоб щая химизация сельского хозяйства, недо пустимые переловы, варварское браконь ерство резко снизили запасы раков. От великого изобилия к ощутимым нехваткам путь оказался близкий. С ликвидацией бывших рыболовецких колхозов, возникно вением некрепких еще АО резко поубави лось число настоящих хозяев водоемов. Браконьеры продолжают свирепство вать. На больших и малых лесных озерах можно видеть, как, выпутывая рака из се тей, ему обрывают клешни, конечности, хвосты. И хотя лов раков в Волгоградской области на незакрепленных участках за прещен вовсе, ко всем базарчикам подво зят в плетенках деликатесный живой товар по цене от 80-100 рублей за килограмм, а весной и зимой цена доходит до 200 рублей. Недавно прокурор области Н. Шепель возмущался: - Даже самочек с икрой на базарах продают! Меры, конечно, принимаются. Но за каждым озерцом не уследишь! Что касается Волгоградской области, то, согласно постановлению главы адми нистрации, три года назад проведена пас портизация водоемов, которые могут быть ракопромысловыми. Определено положе ние о закреплении их за пользователями. Это бывшие рыбколхозы, которые преоб разованы в кооперативы, различные акци онерные общества, предприниматели. По договору они должны охранять уча стки от браконьеров и заниматься воспро изводством. А от увеличения нереста ра ков устанавливается промысловая квота на вылов. Теперь можно определить и об щую промысловую квоту по области - все го до пяти тонн. Да, далеко скатились от прежнего изобилия. Урок, к сожалению, не в прок. Бра коньерские артели не смотрят ни на какие постановления. Продукты хищнического лова доходят до фешенебельных москов ских ресторанов, пересекают кордоны. Недавно таким образом в Германию была поставлена довольно крупная партия ра ков. Естественно, ни по каким отчетам она не проходила. Дело настолько прибыльное, что для ловли раков даже подо льдом (чего не сделаешь ради барыша!) браконьеры ис пользуют дорогие импортные акваланги, рискуют жизнью. Каково же соотношение браконьерского лова к промысловому, за явить официально никто не решается. Что же нам мешает повсеместно поса дить на водоемы настоящего хозяина? Чтобы он отгонял дармоедов, а обитатели рек и озер плодились и нагуливали вес? Остановка за разработкой и принятием закона о водопользовании, по которому в развитие Богом данных ресурсов, мы, не разумные наследники богатств Арало- Понто-Каспийского бассейна, начали бы вкладывать и волю, и ум, и капиталы. ...Такой вот разговор получился у нас со знатоком «сумеречных обитателей дна», ученым-биологом В. Нефедовым у костра. И если бы такие разговоры велись также в высоких кабинетах, сопровождаясь приня тием глубоких хозяйственных решений, по чин которым положил государь Алексей Михайлович! Глядишь, мы бы и сами быст рее начали подниматься со «дна жизни». Анатолий МИХАЙЛОВСКИЙ. ВОЛГОГРАД. Т А К О Е К И Н О ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ ШУМНОЙ КИНОПРЕМЬЕРЫ По словам Павла Лунг ина, снявшего «Олигарха», целых 10 тысяч богатых швейцарцев приехали в Локарно, чтобы под открытым небом посмотреть «Нового русского» (так при шлось назвать ф ильм в европей ском прокате - в цивипизован- ном-то мире последние оф ици альные олигархи е ще в Древней Грец ии прож ивали)... Не знаю, что они вынесли из этого массового просмотра об очередной «загадочной русской душе». Уверена только: многое, многое им было непонятно. И не то их с ног сбивает, что наш олигархушка водку прямо из горла предпочитает - они, ду маю, даже удивились, что он в фильме один в такой манере вы ступает. Но вот эти «гениальные русские финансовые схемы»: ве ники -_ автомобили, перчатка - Ломоносов - перчатка - и ведь сработали же, судя по всему (?!) - тут Европа отдыхает... А мы?! Нам одних ключевых слов достаточно, как тем пси хам, что анекдоты у себя в заве дении для краткости пронумеро вали. Нам понятна схема: ком сомол - энтэтээм - папа - чинов ник во власти - АОЗТ - нефтяная квота - СП с зарубежным парт нером - уже тепло. Варианты: папа на заводском бартере, то гда - видаки, телевизоры, холо дильники, шмотки за копейки, и за все уже уплачено нефтью, га зом, лесом, самолетами... Или вот, почти с натуры: националь ная республика, простой дирек тор нефтеперерабатывающего завода, потом председатель то го - председатель сего, потом - президент, хоть и маленький, но свой... И действительно гениаль ная финансовая схема, понятная даже швейцарцу, «суверенитет» называется: золотые слова, про граммные речи... Пиф! Паф! Мы! Они!.. Все в дыму, а в итоге - вы живает один банк, а все, что в республике едва рентабельно, уже так или иначе принадлежит ему... Это - про тех, у кого на стар те первоначальный капитал был в каком-нибудь виде. А у кого не было - раскручивались с мелкой фарцовки (вот Борис Абрамович начинал с контрабанды постель ного белья). Лунгина, режиссера фильмов «Такси-блюз» и «Луна-парк», по- прежнему занимает тема свобо ды человека в несвободном об ществе, и но этот раз он пере ключается от своих любимых му зыкальных полуночных полумар- гиналов к другой крайности, куда более редкой и несравнимо бо лее публичной и скандальной. Вот его главное послание зрите лю: богатый - не значит плохой или хороший. Он - другой. Пока вся страна продолжала по инерции идти строем, он, ум ница и индивидуалист, не только понял, что пусть на грани фола, но уже МОЖНО - строить не мифическое общее счастье, а вполне материальное свое соб ственное. Он сумел придумать КАК и так этого захотел, что ему удалось. Однако фильм Лунгина не о том, как все это было, тех нические детали и исторические вехи, обозначенные весьма ус ловно и схематично (например, понятно, что основные состоя ния в России сделаны на тск на зываемой приватизации, но об этом напоминает не столько нам, сколько самим ребятам- олигархам только рыжий коте- В О П Р О С Н А З А С Ы П К У ЧЕМ БОРИС БЕРЕЗОВСКИЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ БИЛЛА ГЕЙТСА? Василий ШАНДЫБИН, депутат Государственной Думы: - Самый богатый человек в Америке и в мире заработал себе состояние, монопо лизировав распространение пропэаммно- го обеспечения для компьютеров. По край ней мере, он это все придумал и сделал, совершив настоящую революцию в мире. А что Березовский? Он в «Логовазе» воро вал автомобили, перекупал и перепрода вал. Вот откуда взялось его состояние. Гейтс, конечно, не святой. Но он исправно платит налоги и не уклоняется от уплаты миллионных штрафов, которые накладыва ет на его корпорацию американский анти монопольный комитет. А какую пользу на шей стране приносят капиталы Березов ского? Да никакой! Они все давно выведе ны за границу. Леонид ЯРМОЛЬНИК, актер: - Ха-ха! Вот это вопрос! Ну какая может быть связь между аистом и тараканом? Билл Гейтс технический и финансовый ге ний. А Борис Абрамович славен тем, что первым сумел отобрать то, что плохо ле жит. Это стало возможно только у нас, в России. Наша действительность порождает наших олигархов. Кстати, лично Бориса Абрамовича в чем упрекнуть? Родная стра на играет на руку таким ухарям. Евгений БОЛДИН, президент фирмы «Эс эй ви энтертей- мент»: - Вопрос настолько несерьезный, что даже отвечать не хочется! Сравнивать этих людей никак нельзя. Это как «зло» и «доб- о», между которыми нет ничего общего, то Борис Березовский по национально сти? Правильно: еврей. А Билл Гейтс - аме- иконец. Этим, мне кажется, все сказано, срабатывая миллионы, Березовский так и не сделал ничего путного для своей стра ны. Использовал ее, а потом выкинул, как ненужную тряпку. Гейтс же высокоинтелле ктуальный бизнесмен, который сколотил ог ромное состояние в жесточайшей конку ренции, но честным путем. Олег ГАЛАХОВ, председатель Союза композиторов Мо сквы: - А я не знаю, кто такой Билл Гейтс! Ко нечно, я слышал, что это самый состоятель ный человек в мире, - и все... А вот о Бе резовском я наслышан. Что я могу сказать про него? Выдающийся мошенник. Высосал из государства все что смог, а теперь жут ко обиделся на власть. Кстати, в этом от ношении Гусинский симпатичнее: во-пер вых, он с нуля создал медиаимперию, а во- вторых, оказался мудрее: сделал свое дело и залег на дно. Марк РУДИНШТЕЙН, президент фестиваля «Кинотавр»: - Прежде всего они отличаются полити ческим строем страны, в которой живут. Билл Гейтс не жил в Америке в 20-е годы, когда в бизнесе процветал закон джунг лей. А Березовскому свою деятельность пришлось развернуть именно в такие вре мена, когда в России властвует хищниче ский капитализм. Кроме того, у Билла в Америке есть законы, которым общество строго подчиняется. Он исправно платит государству, обогащая казну США. А у Бориса в России царит беззаконие. С Березовским я знаком и отношусь к нему как к талантливому человеку. Плох Борис Абрамович или хорош - это другой вопрос. Главное, что он умный. Никита БОГОСЛОВСКИЙ, композитор: - В чем отличия? Да ни в чем! Все бо гатые люди одинаковые: вместо мозгов у них калькулятор. У них одинаковая мане ра говорить, одеваться и держаться на публике. Березовский быстро научился подражать западным олигархам. Но ему еще далеко до Билла Гейтса. Тот-то на много богаче будет. Пожалуй, в этом их отличие. А еще Березовского разыскивает Ин терпол... нок в сцене гибели полковника Беленького), нужны ему совсем для другого. Известно, что мечты по мере их осуществления пре вращаются в свою противопо ложность - так вот, оказывается, у олигархов с этим делом - про сто чума! Олигарха играет Владимир Машков. Он и в прежних своих работах всегда достоверен, ин тонационно чист, подкупает ку ражом и гусарской лихостью - это должно понравиться даже такому зрителю, который за ду шой ни гроша не имеет и к оли гархам на пушечный выстрел подпущен не будет. Добавим сюда женщин - им Машков нра вится почти в любом виде, - и нам станет ясно, что именно бы ло у режиссера на уме... голь олигарха Платона Ма ковского особенная - во-пер вых, есть реальный прототип в лице Березовского, сколь горячо не доказывали бы нам, что об раз собирательный. То, что ге рой Машкова - не калька с Бо риса Абрамовича, понятно каж дому. Во-вторых, нравится нам или нет, но эти люди, бывшие вчера простыми мэнээсами или инженерами, действительно из менили наши базовые взгляды. Они «заработали» первый руб левый миллион - и оказались под «крышей» какого-нибудь ав торитетного господина, о чем помалкивают. А после первого миллиона баксов попали на од ну орбиту с бандитами другого сорта, разноудаленными от Кремля, и сделали в какой-то мере публичными такие стороны жизни общественного организ ма, о которых раньше можно было только догадываться. В-третьих, жизнь их очень труд на, безо всякой иронии, и про ходит так, что рано или поздно человеческому в ней почти не остается места. Чем туже кошелек, чем боль ше счет в банке, тем больше опасностей и больше подозре ний: друзья уходят - кто добро вольно, кому помогают, как-то незаметно уходят любовь и са ма способность любить, дети, пристроенные в престижные колледжи за бугром, падают от яблони тоже далековато. Не случайно в финале фильма Ма ковский, пережив несколько сильнейших потрясений, вместо того чтобы «лечь на матрац» и «жить долго и счастливо», едет в Москву - для него лучше боль ших денег могут быть только еще большие деньги, а чтобы взять их, ему нужна большая власть... А главное - за ними уже легион наших сограждан, кото рые по своей собственной ини циативе и под свой страх и риск, с разной степенью успеха и по рядочности заняты делом в на шей стране, - и каждый из них в своем собственном масштабе фактически имеет те же пробле мы. Нина, жена одного из близ ких друзей олигарха (прекрас ная работа артистки Натальи Колякановой), пережившая со своим мужем и его компанией и взлеты их бизнеса, большие деньги, все кризисы и «наезды», в конце концов потерявшая сво его Виктора, называет Маков ского Крысоловом. Помните не мецкую сказку про мальчика с дудочкой, спасшего город от на шествия крыс? Существует, од нако, другая, более точная ана логия. Как в старину на морских судах боролись с крысами? Са жали десяток-другой крыс в же лезную бочку и закрывали же лезной крышкой. Через некото рое время там остается только одна крысоловка, она настолько сильнее других хотела выжить, что ради этого пожирает всех остальных. И не было у крыс страшнее врага - оставалось только выпустить крысоловку в трюм... А что до легендарного Крысо лова - не он ли стоит за кадром, играя нам на своей режиссер ской дудочке? Не случайно и фильм получился таким эстет ским. В нем красивы подачи, ин терьеры, мизансцены, проходы, проезды, крупные планы... А на рода - нашего, сморчковато- быдловатого, который не возбу ждается даже от чубайсовской премии в $2 млн. - в фильме нет. Не говоря уж о несогласных, их, очевидно, сильные и зубастые уже сожрали всех с потрохами - где-то за кадром. Народное до стоинство воплощает «незама- занный следователь из глубинки» (арт. Андрей Краско в своем единственном приличном костю ме, известном стране еще по се риалу «Агент национальной без опасности»). А классовую нена висть - два мента на кладбище, избивающие нашего олигарха ногами за то, что «очень уж по хож но того самого». Им и не вдомек - он тот самый и есть: смерть инсценирована, и сидит он, попивая водку - из горла, ра зумеется, у своего же портрета на собственной пустой могиле. А если б знали - может, и убили бы... Поскольку, перефразируя того же Жванецкого, «плохо еще нас с уважением к богатым, у, не идет пока уважение». Да и с чего бы, собственно? Смотрят «господа» с поп корном на жизнь затравленно го олигарха и думают: а вот за мочат его сейчас, будет жалко? He-а, не будет. А кого в этом фильме вообще жалко? Лично мне - только стройную сосенку, в которую полковник-афганец Беленький (арт. Владимир Стек лов) шмальнул реактивным сна рядом. Почто, Павел Семоно- вич, в натуре, сосенку загуби ли? Гузель АГИШЕВА. Учредитель и Издатель «Ин формац ионно-аналитическое агентство «Деловой вторник» IBOHO делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Per. ПИ № 77-7161. Издание зарегистриров Министерством РФ по Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24,8-й этаж. В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Е.Жирнов, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-37-83. СЗаворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Интернет-сайт: http://inform.adi.ru. E-mail: vtomik@adi.ru «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © на перепечатку и использование материалов тел./Лакс (095) 257-37- 83. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, гЛипецк, ул .Московская, 83. Общий тираж 1.411.715 экз. Цена - бесплатно. правда» (Курск), «Л ипецкая газета» (Липецк), «Н а смену!» (Екатеринбург), «Н и ж егородск ие новости» (Н .Н овгород), «Пульс А ксарайска» (Астрахань), «Рабочий край» (И ваново), _ _ (Ч ^ я би н с^ ^ В еч ер н я я *П ^ рм ь» * ( рмь)0 ^0 0 Н * 'Ка3аНЬ,/ «С ев еРный к УР ьеР» (П етрозаводск), «Сельская правда» (Малмы ж, К ировской области), «Тамбовская ж изнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень)) «Челябинский"рабочий»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz