Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
\ *л~ ВО- ПЕРВЫХ, НЕБЫЛОСНАРЯДОВ.. РОССИИ НЕЧЕМ ВОЕВАТЬ НА КАВКАЗЕ, КРОМЕ КАК ЗАДВИЖКАМИ НА ГАЗОВОЙ ТРУБЕ ГЕОПОЛИТИКА СОСЕДИ ПРОЕКТЫ МОЖНО С ВЕТЕРКОМ Москва и Тбилиси продол жают обмениваться все более грозными обвинениями и угро зами в адрес друг друга. Пос мотреть со стороны, дело идет к войне. С обеих сторон она, безусловно, видится справед ливой. Россия устала терпеть присутствие террористов в не посредственной близости от границы со своим мятежным субъектом Федерации - Чеч ней. Политики и военные стра ны открыто обещают силой оружия дотла разорить «оси ное гнездо» ваххабитов в Пан- кисском ущелье... Грузия же, устам и Шевард надзе постоянно постанывая о собственной слабости и мало сти своих воору женн ых сил, тем не менее готова отстаивать су веренитет и независимость, ес тественно рассчитывая при этом на поддер жку и помо щ ь США. Но грузины и сами с усами: парламентарии ю жной респуб л ики договорились до того, что предло ж или своим военным сбивать любые залетаю щ ие в воздушное пространство стра ны самолеты. Воору женн ые за щ итники Грузии удивились, но промолчали. Ун ичто жат ь чу ж ие самолеты им нечем. При разде ле военного иму щества Совет ского Союза Груз ии достались только устаревшие комплексы войсковой ПВО, которые за го ды независимого су ществован ия пришли в полную негодность и не смогут сбить д аже ворону. Но и у России для войны на Кавказе сил и средств то же не густо. За явления о том, что с террористами в Панкисском у щел ье мо жно поконч ить опе рациями войск специального назначения и бомбоштурмовы ми ударами авиации, критики не выдер ж ивают. Во-первых, у нас не так-то много сил армей ского спецназа. В Северо-Кав казском военном округе есть всего одна бригада, обученная вести боевые действия в горно лесистой местности, подразде ления которой меняют друг дру га в Чечне. Вооб ще-то спецназов в Рос с ии много. Считается, если пле чи широкие, то у же и спецна зовец. Но практика войны в Чеч не показала, что от спецназов Минюста, МВД, милицейских СОБРов толку мало. Бросать в грузинские горы о ф ицерские группы «Аль ф ы» и «Вымпела» - все равно, что забивать микро скопом гвозди. Не те у них зада чи, да и мало их, умею щ их вое вать, спецназовцев ФСБ. ними по всей Грузии? Но для этого нам пре жде необход имо оккупировать эту страну. Весьма проблематичным ви дится и использование против чеченских боевиков боевой авиации. Кто будет в ре ж име реального времени наводить бомбардиров щ ики... и штурмо Истинная причина крайнего обострения российско-грузин ских отношений заключается вовсе не в присутствии в Пан кисском у щел ье 500-600 чечен ских боевиков. Это только по вод. В самой Чечне до сих пор против федерал ьных войск воюют никак «неистребимые» Что бы ни докладывали генералы президенту, специалисты знают: порох у Российской армии подмок. Никто из российских полко водцев почему-то пока не заду мывался над тем, где спецназ будет воеваТь с бандитами Рус лана Гелаева. Есть сомнения, что гелаевцы будут ждат ь рос сийские войска в Панкиси на своих базах. Да и нет там ника ких баз: чеченцы из России спо койно ж или в домах грузинских чеченцев-кистинцев, а сейчас покинули у щел ье и рассредото чились в других районах вос точной Кахетии. В Тбилиси ка ж д ый таксист знает, что базовый лагерь Гелаева сегодня нахо дится в горном лесу неподалеку от райцентра Тианети. Если Россия все же начнет контртер рор истическую операцию в чу жой стране, то наверн яка че ченцы покинут и этот район. Что, мы собираемся гоняться за вики на переме щающ иеся мел кие группы террористов? Мно го ли у нас самолетов, обору дованных современной авиони кой и способных выполнять по леты в условиях плохой погоды (прибли жаетс я зима) в горах? Есть ли пилоты, обладаю щ ие опытом полетов в таких услови ях? Ув ы... Кок не вспомнить тут оправдания артиллериста из анекдота: «Артиллерия не стре ляла по многим причинам. Во- первых, не было снарядов...» Неизвестно, что наши гене ралы докладывают президент/, но реальные возмо жност и достойно провести военную кампанию в Грузии у России весьма слабые. Чего тогда хо рохоримся? Е ще ден ь-другой - и кто-нибудь вновь ска жет «одн им полком за два часа»... с 1999 года 2.000 бандитов, и никто в Кремле из-за этого не устраивает истерик. Как-то совсем незаметно для россиян прошло событие миро вого масштаба: закладка пер вого отрезка не фтепровода Ба ку - Тбилиси - Д жейхан. На тор жествах в Баку ме жду тем пр и сутствовали президенты Азер байд жана, Турц ии, Грузии, ми нистр энергетики США. Когда- то, в середине 90-х, первый президент России и его окру же н ие допустили стратегическую ошибку, под давлением Амери ки согласившись дать «добро» на строительство этого трубо провода. Сегодня Москва поня ла, что крупно проигрывает и геополитически, и экономиче ски. Азербайд жанска я не фт ь, а затем, видимо, и казахстанская через несколько лет пойдут в обход России. Е ще ран ьше на ших политиков это поняли рос сийские бизнесмены. Практиче ски нену жн ым станет принадле жащ ий госкомпании «Транс не фт ь» трубопровод Баку - Но вороссийск, большие деньги по теряют некоторые крупнейшие не фт яные компании. На не фт и Каспия будут зарабатывать тур ки и грузины. Что делать? Видимо, руко водствуясь принципом «нет в мире ничего постоянного», Мо сква решила попытаться «вы бить» самое слабое звено из возникшего у ю жн ых границ России нового экономического альянса - Грузию. Присутствие на ее территории чеченских бо евиков оказалось как нельзя кстати: после трагедии 11 сен тября потворствовать мусуль манским террористам где бы . то ни было для США не с руки, с Этим и объясняется нынешнее ^ остор ожное отно шение Амери- - ки к российско-грузинским дряз гам. Штаты оказались неволь- х ными зало жн иками собствен- 5 ной антитеррористической ри- ^торики. * Войны России с Грузией не | случится. Возмо жн ые «про ф ило- | ктические» бомбардировки пус- отынных панкисских гор россий- е ской военной авиацией будут преследовать единственную цель: запугать инвесторов тру бопровода Баку - Тбилиси - Д жейхан нестаб ильностью в Гру зии. Авось, одумаются, и каспий ская не фт ь продол ж ит дви жен ие к мировым рынкам через рос сийскую территорию. Не мыть ем, так катаньем, что про фука но вчера, может б ыть поправи мо сегодня - вот и вся логика. ...А воевать с Грузией мы способны и без штурмовиков и спецназов. Надо только на ме сяц прекратить поставки туда российского газа. Дыша ща я на ладан грузинская экономика рухнет сама и похоронит под собой не слишком крепко дер жащ ийся недру жественн ый Рос сии ре ж им Шеварднадзе. Вот только прокормим ли мы потом упавшую в наши объятия полно стью разворованную Грузию? Григорий АЛЕКСАНДРОВ. На белорусском участке ав тострады Брест - Москва про тя женност ью 150 км повышена допустимая скорость дви жен ия. Теперь от Ивацев'ичей до Столбцов и обратно грузовой транспорт мо жет дв игаться со скоростью 100, а легковой - 120 км/ч. В буду щем году бе лорусск ие доро жн ики и госав- тоинспекция намерены увели чить скорость дви жен ия еще на одном отрезке «брест-москов- ской» дорог и. Петр СТОПКЕВИЧ. МИНСК. НОВАЯ ГАВАНЬ АСТАНЫ Президент Казахстана Нур султан Назарбаев зало ж ил па мятную капсулу в фундамент нового аэропорта в Астане. Ден ьги на соор ужен ие терми нала - 20 миллиардов иен - предоставил Японский банк ме ждународного сотрудн ичест ва. Погашение кредита рассчи тано на 30 лет. Борис КУЗЬМЕНКО. АСТАНА. РЕЙТИНГИ ТОЛСТЕЕМ! Б рит анские у ч е н ы е о б ъ я в и л и о том , что чело веч ест в о п о двергает с я с ей ч а с п о и ст ине г л о б а л ь н ы м и з м е н е н и я м : о н о толстеет. В н а ш е м рейт инге п р е д с т а вл ен ы страны, в кот оры х л ю д и с и н д е к с о м м ассы тела (BMI - прин ят ы й в о вс е м м и р е п о к азат ель) с вы ш е 3 0 состав л яю т зн а ч и т е л ь н у ю часть н а с е л е н и я . Л и ди р ую т в этом сп и ск е о к о н ч а т е ль н о з а е в ш и е с я а м е р и к а н ц ы и и х б л иж а й ш и е с о ю з н и к и - а н г л и ч а н е , с вы ш е 2 0 п р о ц е н тов кот оры х страдают и з б ы точным ве со м . Х Е Л Ь С И Н К И С Т А Л Б Л И Ж Е МЕЖДУ РОССИЕЙ И ФИНЛЯНДИЕЙ РАЗВИВАЕТСЯ «ТРАНСПОРТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО» Многие годы Россия и Финляндия развивают сот рудничество во всех видах транспорта. За последнюю десятилетку пассажирские железнодорожные перевоз ки между странами возрос ли почти в 10 раз. Их доля в объеме международных пе ревозок России увеличилась с 1,4 до 34 процентов! Этому способствуют раз витие политических, эконо мических, деловых и туристи ческих связей и высокая кон курентоспособность желез нодорожного транспорта по сра внению с другими вида ми. Невысокая стоимость проезда, предусматриваю ща я значительные скидки для групповых и неоднократных поездок, высокий уровень обслу ж ивания, удобное рас писание дви жен ия поездов - все это является определяю щ ими факторам и при выбо ре пассаж ирами вида транс порта. Обстановка на погранич ных переходах является одг ной из самых ва жн ых проб лем, от решения которой во многом зависят взаимоотно шения ме жду Ро ссией и Ев ропейским союзом. А уско рение тамо женн ых процедур является ключевым условием в эксплуатации высокоскоро стного поезда Хельсинки - Москва. Кстати, вопросы внедре ния скоростного дви жен ия обс уждались в ходе офици альных встреч двух президен тов - Путина и Тарьи Хало- нен - на заседаниях межпра вительственной российско- финляндской комиссии по экономическому сотрудниче ству. На заседании 11 Между народного координационно го комитета (МКК) програм мы «ТЕДИМ», которое состо ялось на днях в Санкт-Петер бурге, особо отмечалась це лесообразность проектов «ТЕДИМ» в транспортной си стеме России. Новые пилот- проекты в России, связанные с пограничными таможенны ми службами, судоходством, обеспечат ускорение поста вок товаров от российского производителя до потребите ля за границей. Балтийское море предста вляет собой готовую между народную транспортную ма гистраль Северной Европы (например, морские магист рали Балтийского моря), по тенциал которой не полно стью использован. Роль этой магистрали окажется в буду щем более значительной с точки зрения обеспечения всей Европы энергоносите лями и сырьем. Увеличиваю щиеся как по своим объе мам, так и по скорости пере возки, а также использова ние потенциала роста пред усматривают новые инвести ции, прежде всего в море ходство и информационные системы морской безопасно сти. Россия выразила также заинтересованность в проек тах по обработке информа ции по перевозкам и отсле живании перевозок. Особый интерес к путе шествию по воде от Хельсин ки до Санкт-Петербурга. Объем путешествий между Финляндией и Санкт-Петер бургом растет быстро. В 2001 г. из России в Финлян дию прибыли 1,2 млн. тури стов, в основном петербурж цев. В то же время из Фин ляндии в Санкт-Петербург прибыли около миллиона ту ристов. Пассажирский водный транспорт между Хельсинки и российской Северной сто лицей не является регуляр ным с 1995 года. В 2001-м было подписано соглашение о сотрудничестве в 2001 - 2003 гг. между городами Санкт-Петербургом и Хель синки. Цель - развитие пас сажирского водного транс порта между Хельсинки и Санкт-Петербургом, при этом планируется упрощение таможенных процедур и ус корение обработки докумен тов, повышение безопасно сти пассажиров. Геннадий ФЕДОРОВ. Ктакому облику монгольского воинства все привыкли. А вот кочевники на кораблях - явление неожиданное. НЕИЗВЕСТНЫЕСТРАНИЦЫ КОЧЕВНИКИ НА ... КОРАБ ЛЯХ ПОХОЖЕ, БЫЛИ ВРЕМЕНА, КОГДА МОНГОЛИЯ ОБЛАДАЛА КРУПНЕЙШИМ В МИРЕ ВОЕННО -МОРСКИМ ФЛОТОМ ! Идея создания собственной флотилии родилась еще у Чин гисхана вместе с мыслью о по ходе на Японию. Но вскоре, за хватив и покорив Корею, Тэму- жин увлекся местной красоткой и на долгие годы позабыл о своих воинственных намерени ях. Но его внук Хубилай решил осуществить задуманное дедом - захватить островное государ ство с моря. Первый поход он совершил в 1274 году, после того как япон цы ответили отказом вступить в состав монгольской империи. Решив силой подчинить острови тян, Хубилай снарядил 900 судов с монгольскими, китайскими и корейскими моряками, и те, по дойдя к Хаката Бай с оарова Купши, после успешного днев ного сражения решили провести предстоящую ночь в море. Од нако к вечеру начался шторм, и стоявшие на якорях суда стало бросать на волнах. Первым по шел ко дну корабль командую щего флотом. А всего потонуло 200 судов, 13,5 тысячи солдат. Неудача не остановила Ху- билай-хана. Вмае 1281 года он сформировал новый флот, со стоящий уже из 4.400 судов. На нем было 142 тысячи солдат! (Для сравнения: 300 лет спустя считавшийся в то время круп нейшим испанский флот имел только 130 судов и 27,5 тысячи человек экипажа). Но и вторая попытка захватить остров мно гочисленному войску Хубилай- хана не удалась: японцы хоро шо подготовились. За семь лет вдоль побережья Хаката Бай была возведена крепостная стена длиной 20 километров и высотой 2,5 метра. Молниенос ного удара, как это было на ев ропейских пространствах, не получилось. И захватчикам при шлось отступить к морю. Дальнейшие события разви вались так. Взяв направление на восток, через два месяца флотилия соединилась с основ ными силами, пришедшими из Китая. В конце концов завоева ли Такашиму и начали подго товку к захвату Купши. По при меру императора вся Япония вздымала руки к небу, моля Всевышнего о спасении. Слов но в ответ на это в августе в районе Токашима поднялся сильный ветер, погубивший поч ти весь неприятельский флот. Потеряв в стихии более ста ты сяч воинов, монголы уже не представляли серьезной угрозы Японии. Прошли века. И вот уже в наши дни рыбакам вместе с уловом стали попадаться древ ние амфоры, каменные сосуды, осколки, ядра. О их происхож дении догадывались, но иссле дования не проводились, пока за это не взялось министерство образования Японии. Оно сна рядило группу из ученых, инже неров и рабочих. Трехлетний поиск монгольского флота близ порта Фукуока, где более 700 лет назад разыгралась самая трагическая страница для импе рии Чингисхана, завершился «богатым уловом». Среди экс понатов, поднятых со дна моря, есть уникальная находка: пе чать военачальника довольно высокого ранга. Музей в Хаки- то Бае пополнился многими ре ликвиями. Помимо амфор, в экспозиции выставлены бурха- ны, различные сосуды, оружие. Что ни находка - целая лето пись прикладного характера. Например, в тяжелых каменных сосудах, судя по отметинам, ви димо, делали дробь. Интерес ученых привлекают и найден ные здесь специальные мешки. По сравнению с нынешними они гораздо тоньше. По мне нию некоторых ученых, на су дах монголов была небольшая кузница, где правили оружие, подковывали лошадей. Теперь то, что касается сен сационной находки - печати. На оборотной стороне ее начертано «Жи-Юаны 14 он» (14-й год Чжи-Юань), то есть 1277 год. - Военачальник, по всей ви димости, участвовал в первом походе и погиб во втором, - считает профессор Торео Ли- заи. - Коробка печати была найдена почти у берега Така- шима. - Удалось ли напасть на след хоть одного судна? - спросили ученого. - Пока нет. Но мы надеемся на удачу. Поиски флота Хуби- лая продолжаются. Действительно, нападкам монголов подверглись еще три острова между Кореей и Купши - это Цусима, Ину и Хирадо Жи ма. В этом районе и продолжа ются поиски. Уже сейчас можно сказать, что они многообещаю щие как с точки зрения исто риографии, так и судостроения. Сами посудите: до второго по хода в Японию корейский Чунь прибавил кмонгольскому флоту десять тысяч солдат, пять тысяч гребцов, 900 судов. По указу Хубилай-хана в четырех айма ках, в частности, Яньчжоу и Ху- пани, было построено лучшими мастерами 2.000 судов. А в порту Нинбао стояло еще столько же старых судов. Сила была огромная - и в те давние времена, еще в период госу дарства Цинь. Высокоразвитое судостроение тогда позволяло в год собирать флот из 3.000 судов. А кто же возглавлял флот? Имя его известно. Это полково дец Алахан, пользовавшийся покровительством Хубилая. Его- то он и послал во второй по ход. Но и этот флот, как и пер вый, победил грозный черный ветер. Оставленные на берегу монгольские воины мужествен но сражались с японцами. Су ществует даже легенда, что они дошли до дворца императора Жибэ. Есть предположение, что Алахан утонул вместе с фло том. Некоторые склонны к вер сии, что он все же вернулся на родину и там был казнен. Но как бы то ни было, у монголь ского флота была и слава. Бы стро оправившись после кру шения в Желтом море, он доб рался от Кантона до аннамско го порта Виджаст, а в 1292 го ду, преодолев Южно-Китайское море, высадил войска на ост рове Суматра. Уже в следую щем году флаг монгольского флота развевался на Яворских островах... Виктор САПОВ. УЛАН-БАТОР. НУИНУ! ГРАН-ПРИ ВХАЛАТИКЕ Красавица Ялта проща лась с III международным те лекинофорумом «Вместе». Счастливые лауреаты, обла датели специальных призов форума и многочисленные гости плавно перекочевали из Ливадийского дворца в ре сторан гостиницы «Ялта» на банкет. В зале, как говорится, не где яблоку упасть. Не на шлось сразу места за столом даже счастливой обладатель нице высшей награды форума Даце Пакуле из Латвии. По ходив между столами с увеси стой коробкой с Гран-при, она собралась было уйти, как услужливый официант все-та ки отыскал ей местечко. Как оказалось, изящная коробка с призом привлекла внимание не только официан та. Веселье было в полном разгаре, когда выяснилось: Гран-при бесследно исчез. Поиски результатов не при несли, как и обращение к со бравшимся со сцены. Отклик нулся на беду латвийской де вушки-режиссера только че ловек из «Мира животных» - Николай Дроздов. Он-то и успокаивал Даце как мог. Однако злоумышленника, похитившего стоящий не сколько тысяч долларов глав ный приз форума, ждало раз очарование: коробка оказа лась пуста! Как оказалось, приз разглядывали соседи ла- уреатши по столику, да так и забыли положить обратно в коробку. Ну а воры такого не ожидали. Домой в Ригу высшая на града телекинофорума улета ла скромно завернутой в до машний халатик, чем и разве селила работников всех та можен - украинской, россий ской и латвийской... Николай ГЛУХОВ. ЯЛТА. ВЗГЛЯД НЕ ВОР? ПОПРОБУЙ ДО КАЖ И В УКРАИНСКИХ СУПЕРМАРКЕТАХ ПРИДУМЫВАЮТ НОВЫЕ СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕСУНАМИ Статистика вроде бы должна знать все. На самом деле обма нуть ее легко, как украсть бан ку кофе в супермаркете. По статистике украинский народ - один из самых непью щих в Европе. Официальное потребление алкоголя на каж дую самостийную душу в не сколько раз меньше, чем в ту манном Альбионе и веселой Франции. Так и видится светлый облик нации, что под борщ и сало разливает по стаканам исключительно «кока-колу лайт». Конечно, реальная ситуация далека от подобной пасторали. Добрая половина местной го рилки - «левая» продукция. Без налогов и акцизов, без всякого контроля и госучета водочные короли и «крышующие» их чи новники зарабатывают гигант ские деньги. Но есть в этом еще один приятный момент. Благо лепие статистических выкладок S eeT правительственные души. казалось, руководство Украи ны может гордиться - если не сытостью, то трезвостью своего народа. И вот очередная статистиче ская новость. Теперь подсчита но, что украинский народ не только не пьет, но и не ворует. Речь идет о банальных кражах в магазинах. Самыми вороваты ми странами Западной Европы объявлены все те же Великоб ритания,! Франция и Греция. За то украинцы в зеркале стати стики выглядят почти такими же честными, как граждане зако нопослушной Швейцарии. Бо лее того, частные владельцы крупных супермаркетов рапор туют о снижении потерь от во ровства еще на пятьдесят про центов. Одним из самых интелли гентных городов республики всегда был Харьков. Последнее десятилетие обтрепало его нау ку и искусство, заставило под забыть высокие технологии, а вместо этого учить государст венную украинскую мову. Од нако оригинальность подходов ко всем процессам отличает харьковчан до сих пор. По- особому борются здесь и с ма газинными кражами. Обычно хозяева украинских магазинов предпочитают с ми лицией не связываться. Себе дороже - судебная волокита за частую безрезультатна и пото му бессмысленна, а приехав шим на вызов ментам обяза тельно приходится «помогать бензином» и собирать кульки презента. Задержав воришку- несуна, службы безопасности супермаркетов управляются са ми: тихо, но больно лупят его в кладовке и спускают с лестни цы лицом в асфальт. В общем, кроме синяков, никакой тебе статистики... Повсеместная практика - обилие в торговых залах охра ны. В униформе и цивильном эти мальчики и девочки ходят меж стеллажами, заглядывают покупателям в душу, и мурашки бегут по коже от их слишком пристальных взоров. Считается, что живая охрана надежнее, а главное, дешевле популярных за рубежом «противокражных» систем, да и наклеенная на то вар специальная магнитная эти кетка стоит лишних денег. Так живут практически все украинские супермаркеты. Но Харьков не был бы самим со бой, если бы не пошел дальше. Тут освоили передовой заоке анский опыт. Известно, что во многих американских супер маркетах «кодируют» потенци альных несунов. То есть в тор говых залах звучит музыка, в ко торую вплетается едва слыш ный быстро повторяющийся ше пот: «Я не буду воровать, я че стный человек...» Владельцы крупнейшего харьковского магазина «Класс» решили, что метод интересный, но для наших людей слишком тонкий. Поэтому через каждые полчаса по громкоговорителю администрация «Класса» зачи тывает цитаты из Уголовного кодекса. Представьте - вы вы бираете покупки, вдруг музыка останавливается и суровый мужской голос откуда-то сверху цитирует статьи УК. Уважаемые покупатели в буквальном смыс ле столбенеют. Еще одна здешняя метода - обыски на выходе. Группы поку пателей отводят в сторону и предлагают «добровольно» по казать содержимое фирменно го пакета магазина еще до то го, как он перегружен в остав ленные на хранение сумки. То вар сравнивают с кассовым че ком. Замечу, так поступают не с одной-двумя подозрительными личностями. Обычно за раз шмонают десятки людей. Охра на так внимательно все пере считывает, что на выходе из ма газинов образуются длинные очереди. Однако настоящее харьков ское ноу-хау - стенды «Они ук рали» и «Уволены по недове рию». На первых огромные фо то воришек и их индивидуаль ные пояснительные данные: фа милия, возраст, адрес, когда украл, что и почем. Второй тип стендов предназначен для сво их бывших сотрудников, ока- ВРЕМЯ КИДАТЬСЯ КАМНЯМИ? Даце Пакуле с многострадальным призом. Путешествовать из Калинин града в Москву на фирменном поезде «Янтарь» всегда прият но. Вагонные окна чистые, ми лый взгляду пейзаж • пей чай и любуйся... Я покупала билет и чувство вало симгпомы ностальгии. Ведь через пару лет, когда кольцо стран Евросоюза сомк нется вокруг маленькой россий ской территории, для таких по ездок, похоже, придется все-та- ки оформлять визы. Часа через два после пере сечения литовской границы по езд остановился на какой-то станции. Захотелось размять ноги. Однако стоило сойти на платформу, как девушки в си ней форме испуганно зашика ли: «Нельзя, нельзя! Немедлен но зайдите в вагон!» Но ведь мой паспорт с кали нинградской пропиской (что уже проверено литовскими по граничниками) позволяет мне находиться на территории Лит вы и Польши без визы! И внеш не я вряд ли тяну на отчаянную бандитку. Все резоны, увы, ни кого не интересуют. А вот за окном братская Бе лоруссия. На первой же стан ции к вагонам кинулись тетень ки с вареной кукурузой, пиро гами, яблоками. Народы актив но общаются, довольные друг другом. Но поезд тронулся - и за окном потянулся длиннющий забор, весь изукрашенный ан- тироссийскими надписями: «Проклятая Россия!», «Союз России и Белоруссии - смерть наших сыновей»... Не знаю, как у других попут чиков, а у меня сразу испорти лось настроение, и картошка встала поперек горла. Как-то не ожидала, что меня будут клясть на заборах - и где? В братской Белоруссии... Через неделю тем же поез дом я возвращалась в Калинин град. Пассажиры другие, а раз говоры те же. Что будет с обла стью, с кем надо дружбу во- завшихся нечистыми на руку. Любопытно, что вороватых продавцов, кассиров и охран ников оказывается едва ли не больше, чем жуликов со сторо ны. Стенды оказались очень эф фективной штукой. Единствен ная проблема - конкуренты, ко торые финансируют группу харьковских правозащитников. Записные борцы за права че ловека бросились доказывать, что законодательство запреща ет говорить о человеке «вор» до решения суда. Ктому же ук раинский Закон об информа ции требует получать согласие граждан на фотосъемку. В ответ владельцы магазинов утверждают, что ни один из «вывешенных» на публике пер сонажей до сих пор не потре бовал возместить ему мораль ный вред. К тому же все фото графировались исключительно добровольно, «а некоторые на столько раскаивались в содеян ном, что сами просили помес тить их на стенд». Правда, на снимках люди почему-то пыта ются закрывать лицо руками и отворачивать голову... Сергей ИЛЬЧЕНКО. ДНЕПРОПЕТРОВСК. дить? КМинску подъезжали глу боким вечером, всех уже смо рило. Бах-бабах! Из ночной те мени, осыпая купе осколками, влетела каменюка. Буквально в сантиметрах-от головы мужчины с верхней полки! Прямо ска жем, пробуждение не из прият ных. Проводница тут же явилась с веником и, выметая осколки, спокойно поведала: «А мы уже привыкли. В этом году однажды без 11 оконных стекол верну лись. Ну что тут поделаешь, в семье не без урода. Хоть в рос сийской, хоть в белорусской...» Галина СЕВАСТЬЯНОВА. КАЛИНИНГРАД. ВТОРНИК 24 СЕНТЯБРЯ 2002 ГОДА з *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz