Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ш ш т Ш т м т ш ш ш т ш ш ж ш я и ШИПБЦКАЯ •Я г а з е т а штт И » МОЛОД ЕЖЬ ВОБЩЕСТВЕ «ЛЮДИ Д ЕЛА» И Д Р У Г И Е . . . Екатерина М еркулова — начальник бю р о по р а б о т е с м о л о д е ж ью дирекции по п ер сон ал у и об щ им в опро сам ОАО «НЛМК». Е ще о н а — руковод и тель м о л о д е ж н о г о бю р о Л ипецкого р еги он альн ого о б щ е с твенного дв и ж ен ия «Люди д е л а » . Окончила ф акул ь тет иноязычной культуры Липецкого государственного педагогического университета. — Катя, я только слы шала о молоде жном бюро дв и жен ия «Люди д ел а» . Что это такое? Чем мо жет вообще зан иматься моло де ж ь , объ единенная ка ким-то дви жен ием? — Мы не являемся фор мал ьной молоде жной орга н изацией, не имеем своей печати, не преследуем по литических целей. В это дви жен ие входят не толь ко молодые люди, работа ю щ и е, н ап рим ер , на НЛМК, но и представители серьезных коммерческих организаций. Любому дви жен ию ну жна поддержка. Она б ывает на разном уров не: ф инансовом, мораль ном... Чем занимаемся? Провели социальную ак цию в помо щ ь сельским би бли от ек ам . Собирали книги, журнал ы, — все это было подарено 25 библио текам нашей области. Вы знаете, ведь сельские биб лиотеки сейчас находятся в бедственном поло жен ии, нет средств на пополнение фондов, нет нов ых поступ лений . Задумало акцию «Книга липчан в подарок сельским библиотекам* наше бюро по работе с мо лоде ж ью . . Комбинат под дер жал, помог, предостав ил транспорт, взял на себя материальные затраты. На инициативу НЛМК отклик нулись больницы, Сбербанк и Аль фа- Банк, фонд «Со ц иально-духовное разви тие*, Липецкий городской Совет депутатов, Государ ственная налоговая инспек ция по Липецкой области и многие другие. Мы упрос тили задачу: кроме пунктов сбора в горсовете и в ДК НЛМК люди могли сдать кни жк и в своих организа циях. Это намного про ще. Были звонки, да же в ызо вы. Я чувствовала, видела: у участников акции ро жда лос ь чувство удовлетворе ния от сделанного доброго, полезного дела. Когда мы при ез ж ал и в очередную сельскую библиотеку с кни гами, то проводили и твор ческие встречи. Было очень интересно, когда за «круг лым столом* собирались сверстники, но ж иву щ ие в разных условиях — в горо де и в селе. Так шел обмен мнениями о проблемах мо лодё ж и. Другая акция «Людей дела* — «Чистые берега*. Наши добровольцы садились в лодки и очи щал и реки, со бирали мусор по берегам. Убрал и пля ж в заповедн ике «Галичья гора*. А этой весной мы осу ще ств или другую акцию — «Иг рушка Айболита*. Игрушки предназначались для меди цинских учре жден ий (для детских отделений, в том чис ле и ин ф екц и онны х , где нельзя выносить ве щ и за тер риторию). Когда детишки ле жат в бол ьнице, им же очен ь скучно. Ребенок и здесь ну ж даетс я в своем сказочном мире. Игрушка — то же сред ство лечен ия. Было очень приятно, что после оконча ния акции люди все е ще зво н или, просили приехать за игрушками. — А ведь сейчас часто слышишь нападки на моло де ж ь, разговоры, что ею ни кто не занимается... — Да, сегодня на моло де ж ь нечасто обра щаетс я об щ ественное вн имание, но лично мое мнение такое: во многом мы сами и винова ты. Молодое поколение сей час занимает несколько и ж д ивенческую позицию: кто-то дол жен сделат ь, предоста вить льготы... Депутаты го родского и областного Сове тов отмечают пассивную об щественную поз ицию моло де ж и — редко кто приходит со своими предло жен иями. Но есть и инициативные молодые люди, которым как раз и ну жно объед иниться. Проблемы неоднозначны. Но вот ле жащ ие на поверх ности — это ж илье, трудоус тройство и досуг. Раньше их решения ждал и от государ ства. На сегодняшний день от государства, по жалуй, сле дует ож идать создания усло вий, которые помогли бы по лучить молодым людям ж и лье, льготы. — Значит, остальные во просы дол жна ре шать сама молоде ж ь? — Да, но при поддер жке, как это получаетс я у нас. Не мо жет б ыть единой програм мы, помогаю щей всем и ин тересую щей всех. Луч ше — несколько программ, кото рые бы отра жал и интересы разных групп. — Ваша дол жност ь свя зана в основном с рабочей молоде ж ью. А какие здесь проблемы? — По законодательству молоде ж ь — это люди от 1 4 до 3 0 лет. Очень большой возрастной пром е ж уток . Есл и школьниками и сту дентами власти е ще зан има ются, то в отношении рабо чей молоде ж и почти ниче го не д е л а е т с я . Вот на НЛМК и решили создать бюро по работе с м ол о де ж ью . Раньше в комсо м ольской ор га н и за ц и и была востребованность, так или иначе реализовывался лидерский потенциал, ре шались е ще как ие-то про блемы. А после распада комсомола у многих моло дых людей, в том числе и у рабочих, — вакуум на эмо циональном уровне, хотя потребность участвовать в социально ва жн ых делах осталась. И вот, с помо щ ью таких акций, о которых я у же говор ила, эти пробле мы решаются. Однако речь§ ни в коем случае не дол ж на идти только о досуговых мероприятиях. Необходимо проведение социально ори ентированной политики в отношении молоде ж и со стороны власти, бизнеса, об щества. — ...То ест ь выстроен ная молоде жна я политика? — Да, именно. Она до л жна б ыть признана мно гими и за ф иксирована в до кументах. В настоя щее вре м я поднимается вопрос о не обходимости принятия за кона о молоде ж и, но мне ка жетс я, что этой темой ча сто спекулируют, особенно накануне каких-то дат, вы боров и так далее. Я думаю, что если закон и ну жен, то тол ько, как принято теперь выра жат ься, рамочного ха рактера. Все с фер ы деятель ности молоде ж и прописать в одном законе невозмо ж но. Проще внос ить поправ ки для людей до 30 лет в у же созданн ые законы. А на предприятии главное да же не сама молодежна я политика, а осознание ва ж ност и этого. — А каковы ваши пла ны? — Мы хотим провести исследование интересов и потребностей именно рабо таю щей молодеж и: что она хочет, чего о ж идают от нее руководители производст ва? Такие исследования давно не п р ов о ди л и сь . Ну жно в рамках общей кад ровой пол итики создать мо лоде жную программу. Сле дует провест и публичную дискуссию о проблемах мо лоде ж и. Думаю, у нас это получится. Беседовала Анастасия КОНОПЛЕВА. Т ЛИЧНОСТЬ р е т ь е к у р с н и ц ы I I I I мыли окн а . —Бог в пом о щ ь , д ев о ч ки, — улы бн ул ся п р о х о ди вш ий м и м о з а в е д у ю щ ий педагогической прак тик ой Н и к ол ай В а си л ь евич Климанов. И вдруг в ответ: — Спаси Вас, Господи! — Ты что — в ерую щ а я? — обратился он к д ев уш ке. — Д а , — ответила Аня. —Вот кто м н е ну ж ен ! — воскликнул Климанов. Так студентка ф акул ь тета педагогики и п сихо логии Липецкого го с у д ар ственного педагогического универ ситета Аня Т ар ха нова была приглаш ена в Детский о р д е н м и л о с е р дия. Аня иным ка жетс я стран ной, «не от мира сего*. Она и внешне отличается — та кая невероятно скромная, милая, улыбчивая. Я не фан таз ирую — когда с ней раз говариваешь, то в глазах ее мо жно ув идеть деревья, хра мы, смею щ ихся детей. Слов но смотришь в волшебное зеркало. Голос тих и мягок. Но я знаю, как она твер да, когда ну жно насто ять. Л ето . К омпью терны й класс факул ьтета педагогики и психологии. У закр ытых дверей — сердитая по ж илая вахтерша. Она прекрасно ос ведомлена о своих правах и никого, кроме преподавате лей и пятикурсников, про пускать не собирается. — Куда? — прегра ждает она пут ь Ане. — Нельзя! — Да мне ну жно. Я пра в ительственная стипендиат ка. — Кто? — переспрашива ет вахтерша. — Ну... Иди.. — И у ж е в сп ину Ане: — Ишь ты, такая молодая, а у же прав ительственная... Я спросила Аню про ее первое впечатление о церкви. ...Это было е ще до шко лы. Пришли с мамой в храм, сначала было совсем непо нятно, но вскоре стало так легко, как никогда в ж изни. Позолота икон, огоньки све чей, приятный запах успока ивали и согревали. — Как хорошо! — при жа лас ь она к маме. Работа отца была на кос модроме Байконур, и семья постоянно ездила туда. Аня запомнила и аромат тюльпа нов в казахской степи. Виде ла и запуск ракет, спутников. Хотела стать космонавтом. — Ну что ты, детка! — с т и х и и П Е С Н И Я БЫ СКАЗАЛ ТЕБЕ... Стихи и музыка В. Вихорева Я бы сказал тебе много хорошего В тихую лунную ночь у костра. В зеркале озера звездное крошево Я подарю тебе вместо венца. Бархатом трав лесных плечи укутаю И унесу тебя в млечную даль, Чтоб не искала ты встречи со скукою, Звонкою радостью гнала печаль. Песнею теплою стужу развею я, Чтобы оттаяли искорки глаз. И расскажу тебе, если сумею я, Как я люблю тебя, - тысячу раз. О ТАЛАНТЕ И СПОСОБНОСТЯХ Б Ы Т Ь д о в о л ь н ы м ДРУГИМИ И С О Б О Й . . . ЧУВСТВА, ПОНЯТИЯ, ИСПЫТАННЫЕ В ДЕТСТВЕ, ПРОХОДЯТ ЧЕРЕЗ ВСЮ ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ Так, счастливые браки наиболее часты у детей от счастливых супру жеск их пар. Некоторые психиатры утвер ждают, что люд и, в которых мы влюбляемся, «суть толь ко многие транс формац ии единственного объекта люб ви, с форм ированного в ран ней ж и зни*. Французские психологи провели экспери мент: были изучены 373 по молвленные пары. Оказа лось: те, кто любит своих ро дителей, стремились подо брать для брака человека точно такого же т ипа, харак тера, а те, кто не любил ро дителей, стремились найти избранницу или избранника совершенно противополо жно го характера, н и чем не напомина ю щего им своих родных. Человек в сво ей ж изни прохо дит несколько фаз эм оц ионального развития. Первая фаза — младенчество. Есл и рядом с ребенком не будет ни одного человека, который за ботится о нем, жалеет его, то эмоц иональные контакты с другими людьми ока жутс я надолго затормо женн ыми. На третий год ж изни прихо дится начало второй фаз ы: развивается потребность в об щен ии. Это период, когда на ребенка влияет социальная структура окру жающей его сред ы. Обычаи, навыки, пот ребности его окру жен ия ста новятся и его привычками Он наблюдает и подра жает Затем наступает врем я «со циального разграничения* — третья фаза. В ысшая ее точка — школьный возраст. Если потребность в понима нии не реализуется, о щуще н ие отвер женност и ро ждает, как говор ят п си х о л о ги , «комплекс «Золушки*: чело век у же соглас ился, что он ху же друг их, менее красив, умен, но он все время верит в какое-то чудо, в добрую фею, котора я в один прекрас ный день все изменит, — так он уходит в себя. Попробуй те улыбнуться — не мудрое ли это правило? Будьте до бро желател ьны к людям, и они будут добро желател ьны к вам. Попробуйте найти об щую тему: интересую щее вас обо их дело, книга, новый ки но ф ильм, забавный случай, об щ ие знакомые... Включи тесь в человека — слушайте его. Слушать гораздо сло ж нее, чем говор ить. Талантом собеседника обладает не тот, кто охотно говорит сам, а тот, кто умеет слушать. Если пос ле беседы с вами человек до волен собой и своим остроу мием, значит, он вполне до волен и вами. И. КЛЕНСКАЯ. И АНЕ УЛЫБАЕТСЯ... улыбалась бабушка. — Чело век дол жен ж ить и работать на земле. И Аня придумывала себе земные про фесс ии. То дела ла куклам «операции*. То во дворе учила малышей грамо те (сама-то научилась читать в три года). А то вдруг тру дилась над страницей альбо ма — рисовала огромный трактор, вспахиваю щ ий поле, а в кабине — себя... В первый класс школы шла она с полной серьезнос тью. Ее к этому готовила мама, говорила: — Ну вот, начинается твоя работа. И Аня работала: готови ла уроки, много читала и приносила домой «пятерки*. Одно плохо — болела часто. ...— Мама, о чем говори ли? — интересовалась после родительского собрания. — Почему ты отказалась быть председателем совета отряда? — Что ты, мамочка! Председатель дол жен сто ять перед всем классом, а я стес няюсь. Да и командовать не люблю. — А е ще интересовались, почему ты водишь дру жбу не только с хорошими ребята ми, но и с двоечниками... — А я дру жу с люд ьми, не с отметками. ... Но одна жд ы Аня Тар ханова попала в аварию. По следствия были тя жел ыми: многочисленные переломы, частичная потеря памяти. — Борись, девочка! — поддер ж ивали врачи. Школу пришлось на пол года оставить. Нет, вопрос о переводе на повторное обуче ние не стоял — слишком сильна знаниями была уче ница, но мечта о золотой ме дали померкла. — Ничего, — успокаива ли ее учителя. — Главное — здоровье, а медали в твоей ж изни е ще будут. И вот она студентка Л и пецкого педагогического. Тогда е ще ж ив был Сталь Анатольевич Шмаков. Спро сил на вводной лекции: — Кто у нас готов пока зать свои знания по истории? Первой откликнулась Аня. ...Да, а что же Детск ий О дн о зн ач н о трудн о ответить на этот вопрос. Это и рядовы е студенты , сливаю щ иеся в о д н о о б р а з н ую сер ую (а м о ж е т , и н е о д н о о б р а з н ую , и н е се р ую ...) м а ссу , и . папенькины детки на п о сл едн и х м о д ел я х спортивных ав том обил ей , и парни и д евч онки , п р о д аю щ и е хот -доги и газеты , и те, кого игнорирует об щ еств о , кто по в ол е обсто ятельств оказал ся б е з д о м а , б е з семьи, у кого семья — весь огромный мир, смотря щ ий на бывших б е з д ом о в ц е в свысока. Но в сех их объ единя ет н еотъ ем л ем ая ж аж д а ж и зни , настоя щ ей ж и зни , а н е е ё иллю зии , ж аж д а с ам о р е а л и за ц и и , поисков и при знания ... Порой не понимают, а ча ще не хот ят понимать этот «странный слой населения* — молоде ж ь. Мо жет, поэто му молод ые люди ка жутс я порой чрезмерно бесшабаш ными, беззаботными. А мо- орден милосердия, куда сту дентку пригласил Климанов? У Ан и появилась маленькая тя желобол ьная подру жка, Анюта. Встреча ясь, они го ворят о самом сокровенном, делятся мечтами. Когда дети Ордена милосердия собира ются вместе, Аня обязатель но везет девочку на эти встре чи. Как она, взяв на себя от ветственность быть другом такого ребенка, успевает е ще и преподавать — в воскрес ной школе Свято-Евдокиевс- кого храма? Аня говорит, что ребята в воскресной школе — из самых разных семей, бед ных и богатых, маленькие и большие — отличаются от '■ своих сверстников в обычной школе, они откровеннее, пос лушнее. Аня ведет у них ри сование и труд. — Они ведь то же учат мен я — добру, милосердию. После уроков — об ща я трапеза в храме. Простые, но вкусные блюда. А у ж п иро ж к и особенно — мягкие, аро матные. Недавно воскресная шко ла побывала в паломничес кой поездке по Мордовии, Тамбовской, Рязанской и Ни жегородской област ям. — Бо же ! — шептала Аня. — Какая же ч истая душа дол жна б ыть у челове ка, создавшего такую красо ту... Были и в Дивеево, совер шили омовение в святом ис точнике Сера ф има Саровско го. Монахини пригласили детей в трапезную, и то же б ыло все так вкусно, особен но чай, заваренный на зве робое, душице, чабреце, липе и е ще как их-то целебных травах. После все говорили, что прошла усталость и при бавилось энергии. Аня радовалась, как тре петно дети трогают и гладят ладошками стены свя щенной об ители, как задумчиво и серьезно ступают по канавке Царицы Небесной, окру жаю щей монаст ырь... ...В прошлом году у горя чо любимой Аниной бабуш ки случился инсульт. Аня проси ж ивала у ее постели день и ночь. Молилась Богу, прося для бабушки облегче ния. Одна жд ы, пытаясь ото гнать усталость и сон, ти хонько запела: Сп и, м оя р а д о ст ь , ус н и , В дом е п о га сл и ог н и... И лишь замолчала — уви дела, как бабушка знаками просит ее продол жат ь. Аня пела весь день. Она перепе ла все песни, которые когда- либо слышала и знала. И кризис у бабушки отступил. ... — Аня, как же ты все успеваешь? — спрашиваю ее. В ответ — тихая улыбка. А правительственная ее стипендия более чем заслу женна. Уч ится Аня на одни пятерки. Опубликовала в сборнике «Наука и моло де ж ь* н есколько статей . Есть и почетная грамота «...за большие успехи в на учно-исследовательской рабо те*. Сейчас решением дека ната Аня Тарханова выдви нута на президентскую сти пендию. Собраны все доку менты, написаны характерис тики-рекомендации, в том числе и от детского-Ордена милосердия... Татьяна ИВАНОВА. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. КТО ТАКОЙ СОВРЕМЕННЫЙ М О Л О Д О Й Ч Е Л О В Е К ! жет, род ители узнают в нас себя, пытаются уберечь от ошибок? Но делают это так, как будто сами никогда не были молодыми, никогда не приходили за полночь, не за бывали о родительских пору чениях... Молодость — это время, когда хочется успеть как мо жно бол ьше. И в спешке мы упускаем самое ва жное — те мелоч и, из которых складывается ж изнь любого человека: не забыть сказать «спасибо*, убрать в своей ВЗГЛЯД-, комнате, понять своих родителей, сделать пер вый шаг по пути ком промисса. А оставаться самим собой современному молодому че ловеку с ка жд ым днём всё труднее и труднее: соблазнов и искушений полно. Сегодня ка жд ый желающ ий мо жет запросто найт и все псевдодо роги к счастью: наркотики, алкоголь, секты, секс. И не ка жд ый мо жет сказат ь «ма га зин у удовольствий* — «нет*. Ка жд ый мечтает о поко рении мира. И выбирает свой путь, часто да же не представ л яя, насколько он будет тер нист. Обычно молоде ж ь и щет легк ие пути, которые зачас тую приводят в ад, хотя по началу он таковым и не ка жетс я. Большинство нарко манов и алкоголиков прини мает «допинг* в поисках но вой, "лучшей" реальности, чтобы не видеть безрадост ных будней. Одиночество человека в толпе стало болезнью об ще ства. Желан ие не видеть ок ру жающ их людей с их со бственной точкой зрения разрослось до невероятных масштабов. Мы отказываем ся делать скидки, отказыва емся слушать других, считая себя единственными носите лями истины, и с таким же непон иманием сталкиваемся сами. И в этой ситуации не садимся за «стол перегово ров* с собственной семьей, а, случается, идем туда, где нам ска жут то, что м ы хотим ус лышать, — в секту. И эта игра в «родственность душ* принимается за искренность лишь потому, что сами хо тим верить в это. Дергая за самые чувствительные ниточ ки человеческой души, сек танты овладевает сознанием, превра ща я свободного чело века в раба, не только ф изи ческого, но и морального. С вопросами полового воспитания мы, оказалось, вооб ще не знаком ы. Многие родители считают разговоры на подобные темы либо не удобными, либо нену жн ыми. А в результате это приводит к увеличению числа абортов, росту венерических заболева ний, последствием которых часто становится бесплодие. И е ще — от секса (не от люб в и!) пополняются дома ре бенка. А такое проявление « фе м инизма», как курение, сре ди девушек стало носить мас совый характер. Все эти язвы из воздуха не берутся. Молоде ж ь наибо лее подвер жена им из-за сво ей неустроенности, неопреде ленности. На работу устро иться очень сло жно: или опыта нет (да и откуда ему взяться?), или возраст не тот, или вы просто не пригляну лись начальнику. Уч иться в приличном вузе не ка ждому по карману, а Менделеев ы ми и Ньютонами ро ждаютс я далеко не все. Нельзя сбра сывать со счетов и проблемы в семье... Слаб современный молодой человек и трудно ему бороться с самим собой в условиях давления на него обстоятельств, нелегко быть сегодня «не как все*. Живи быстро, попробуй все, сдохни в тридцать лет, оставив после себя симпатич ный труп — неу жел и это судь ба нашего поколения?.. Юлия КОЛПАКОВА, студентка Московского государственного социального университета. Р и сун ки Е к атер и ны БЫЧКОВОЙ (х у д о ж е с т в е н н о -г р аф и ч е с к и й ф а к у л ь т е т ЛГПУ) и Евгении ДВОСКИНОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz