Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

ш ш т Ш т м т ш ш ш т ш ш ж ш я и ШИПБЦКАЯ •Я г а з е т а штт И » МОЛОД ЕЖЬ ВОБЩЕСТВЕ «ЛЮДИ Д ЕЛА» И Д Р У Г И Е . . . Екатерина М еркулова — начальник бю р о по р а ­ б о т е с м о л о д е ж ью дирекции по п ер сон ал у и об щ им в опро сам ОАО «НЛМК». Е ще о н а — руковод и тель м о ­ л о д е ж н о г о бю р о Л ипецкого р еги он альн ого о б щ е с ­ твенного дв и ж ен ия «Люди д е л а » . Окончила ф акул ь ­ тет иноязычной культуры Липецкого государственного педагогического университета. — Катя, я только слы­ шала о молоде жном бюро дв и жен ия «Люди д ел а» . Что это такое? Чем мо жет вообще зан иматься моло­ де ж ь , объ единенная ка­ ким-то дви жен ием? — Мы не являемся фор­ мал ьной молоде жной орга­ н изацией, не имеем своей печати, не преследуем по­ литических целей. В это дви жен ие входят не толь­ ко молодые люди, работа­ ю щ и е, н ап рим ер , на НЛМК, но и представители серьезных коммерческих организаций. Любому дви­ жен ию ну жна поддержка. Она б ывает на разном уров­ не: ф инансовом, мораль­ ном... Чем занимаемся? Провели социальную ак­ цию в помо щ ь сельским би бли от ек ам . Собирали книги, журнал ы, — все это было подарено 25 библио­ текам нашей области. Вы знаете, ведь сельские биб­ лиотеки сейчас находятся в бедственном поло жен ии, нет средств на пополнение фондов, нет нов ых поступ­ лений . Задумало акцию «Книга липчан в подарок сельским библиотекам* наше бюро по работе с мо­ лоде ж ью . . Комбинат под­ дер жал, помог, предостав ил транспорт, взял на себя материальные затраты. На инициативу НЛМК отклик­ нулись больницы, Сбербанк и Аль фа- Банк, фонд «Со­ ц иально-духовное разви ­ тие*, Липецкий городской Совет депутатов, Государ­ ственная налоговая инспек­ ция по Липецкой области и многие другие. Мы упрос­ тили задачу: кроме пунктов сбора в горсовете и в ДК НЛМК люди могли сдать кни жк и в своих организа­ циях. Это намного про ще. Были звонки, да же в ызо­ вы. Я чувствовала, видела: у участников акции ро жда­ лос ь чувство удовлетворе­ ния от сделанного доброго, полезного дела. Когда мы при ез ж ал и в очередную сельскую библиотеку с кни­ гами, то проводили и твор­ ческие встречи. Было очень интересно, когда за «круг­ лым столом* собирались сверстники, но ж иву щ ие в разных условиях — в горо­ де и в селе. Так шел обмен мнениями о проблемах мо­ лодё ж и. Другая акция «Людей дела* — «Чистые берега*. Наши добровольцы садились в лодки и очи щал и реки, со­ бирали мусор по берегам. Убрал и пля ж в заповедн ике «Галичья гора*. А этой весной мы осу ще­ ств или другую акцию — «Иг­ рушка Айболита*. Игрушки предназначались для меди­ цинских учре жден ий (для детских отделений, в том чис­ ле и ин ф екц и онны х , где нельзя выносить ве щ и за тер­ риторию). Когда детишки ле­ жат в бол ьнице, им же очен ь скучно. Ребенок и здесь ну ж­ даетс я в своем сказочном мире. Игрушка — то же сред­ ство лечен ия. Было очень приятно, что после оконча­ ния акции люди все е ще зво­ н или, просили приехать за игрушками. — А ведь сейчас часто слышишь нападки на моло­ де ж ь, разговоры, что ею ни­ кто не занимается... — Да, сегодня на моло­ де ж ь нечасто обра щаетс я об­ щ ественное вн имание, но лично мое мнение такое: во многом мы сами и винова­ ты. Молодое поколение сей­ час занимает несколько и ж ­ д ивенческую позицию: кто-то дол жен сделат ь, предоста­ вить льготы... Депутаты го­ родского и областного Сове­ тов отмечают пассивную об­ щественную поз ицию моло­ де ж и — редко кто приходит со своими предло жен иями. Но есть и инициативные молодые люди, которым как раз и ну жно объед иниться. Проблемы неоднозначны. Но вот ле жащ ие на поверх­ ности — это ж илье, трудоус­ тройство и досуг. Раньше их решения ждал и от государ­ ства. На сегодняшний день от государства, по жалуй, сле­ дует ож идать создания усло­ вий, которые помогли бы по­ лучить молодым людям ж и ­ лье, льготы. — Значит, остальные во­ просы дол жна ре шать сама молоде ж ь? — Да, но при поддер жке, как это получаетс я у нас. Не мо жет б ыть единой програм­ мы, помогаю щей всем и ин­ тересую щей всех. Луч ше — несколько программ, кото­ рые бы отра жал и интересы разных групп. — Ваша дол жност ь свя­ зана в основном с рабочей молоде ж ью. А какие здесь проблемы? — По законодательству молоде ж ь — это люди от 1 4 до 3 0 лет. Очень большой возрастной пром е ж уток . Есл и школьниками и сту­ дентами власти е ще зан има­ ются, то в отношении рабо­ чей молоде ж и почти ниче­ го не д е л а е т с я . Вот на НЛМК и решили создать бюро по работе с м ол о ­ де ж ью . Раньше в комсо­ м ольской ор га н и за ц и и была востребованность, так или иначе реализовывался лидерский потенциал, ре­ шались е ще как ие-то про­ блемы. А после распада комсомола у многих моло­ дых людей, в том числе и у рабочих, — вакуум на эмо­ циональном уровне, хотя потребность участвовать в социально ва жн ых делах осталась. И вот, с помо щ ью таких акций, о которых я у же говор ила, эти пробле­ мы решаются. Однако речь§ ни в коем случае не дол ж ­ на идти только о досуговых мероприятиях. Необходимо проведение социально ори­ ентированной политики в отношении молоде ж и со стороны власти, бизнеса, об щества. — ...То ест ь выстроен­ ная молоде жна я политика? — Да, именно. Она до­ л жна б ыть признана мно­ гими и за ф иксирована в до­ кументах. В настоя щее вре­ м я поднимается вопрос о не­ обходимости принятия за­ кона о молоде ж и, но мне ка жетс я, что этой темой ча­ сто спекулируют, особенно накануне каких-то дат, вы­ боров и так далее. Я думаю, что если закон и ну жен, то тол ько, как принято теперь выра жат ься, рамочного ха­ рактера. Все с фер ы деятель­ ности молоде ж и прописать в одном законе невозмо ж­ но. Проще внос ить поправ­ ки для людей до 30 лет в у же созданн ые законы. А на предприятии главное да же не сама молодежна я политика, а осознание ва ж­ ност и этого. — А каковы ваши пла­ ны? — Мы хотим провести исследование интересов и потребностей именно рабо­ таю щей молодеж и: что она хочет, чего о ж идают от нее руководители производст­ ва? Такие исследования давно не п р ов о ди л и сь . Ну жно в рамках общей кад­ ровой пол итики создать мо­ лоде жную программу. Сле­ дует провест и публичную дискуссию о проблемах мо­ лоде ж и. Думаю, у нас это получится. Беседовала Анастасия КОНОПЛЕВА. Т ЛИЧНОСТЬ р е т ь е к у р с н и ц ы I I I I мыли окн а . —Бог в пом о щ ь , д ев о ч ­ ки, — улы бн ул ся п р о х о ­ ди вш ий м и м о з а в е д у ю ­ щ ий педагогической прак ­ тик ой Н и к ол ай В а си л ь ­ евич Климанов. И вдруг в ответ: — Спаси Вас, Господи! — Ты что — в ерую щ а я? — обратился он к д ев уш ­ ке. — Д а , — ответила Аня. —Вот кто м н е ну ж ен ! — воскликнул Климанов. Так студентка ф акул ь ­ тета педагогики и п сихо­ логии Липецкого го с у д ар ­ ственного педагогического универ ситета Аня Т ар ха ­ нова была приглаш ена в Детский о р д е н м и л о с е р ­ дия. Аня иным ка жетс я стран­ ной, «не от мира сего*. Она и внешне отличается — та­ кая невероятно скромная, милая, улыбчивая. Я не фан­ таз ирую — когда с ней раз­ говариваешь, то в глазах ее мо жно ув идеть деревья, хра­ мы, смею щ ихся детей. Слов­ но смотришь в волшебное зеркало. Голос тих и мягок. Но я знаю, как она твер­ да, когда ну жно насто ять. Л ето . К омпью терны й класс факул ьтета педагогики и психологии. У закр ытых дверей — сердитая по ж илая вахтерша. Она прекрасно ос­ ведомлена о своих правах и никого, кроме преподавате­ лей и пятикурсников, про­ пускать не собирается. — Куда? — прегра ждает она пут ь Ане. — Нельзя! — Да мне ну жно. Я пра­ в ительственная стипендиат­ ка. — Кто? — переспрашива­ ет вахтерша. — Ну... Иди.. — И у ж е в сп ину Ане: — Ишь ты, такая молодая, а у же прав ительственная... Я спросила Аню про ее первое впечатление о церкви. ...Это было е ще до шко­ лы. Пришли с мамой в храм, сначала было совсем непо­ нятно, но вскоре стало так легко, как никогда в ж изни. Позолота икон, огоньки све­ чей, приятный запах успока­ ивали и согревали. — Как хорошо! — при жа­ лас ь она к маме. Работа отца была на кос­ модроме Байконур, и семья постоянно ездила туда. Аня запомнила и аромат тюльпа­ нов в казахской степи. Виде­ ла и запуск ракет, спутников. Хотела стать космонавтом. — Ну что ты, детка! — с т и х и и П Е С Н И Я БЫ СКАЗАЛ ТЕБЕ... Стихи и музыка В. Вихорева Я бы сказал тебе много хорошего В тихую лунную ночь у костра. В зеркале озера звездное крошево Я подарю тебе вместо венца. Бархатом трав лесных плечи укутаю И унесу тебя в млечную даль, Чтоб не искала ты встречи со скукою, Звонкою радостью гнала печаль. Песнею теплою стужу развею я, Чтобы оттаяли искорки глаз. И расскажу тебе, если сумею я, Как я люблю тебя, - тысячу раз. О ТАЛАНТЕ И СПОСОБНОСТЯХ Б Ы Т Ь д о в о л ь н ы м ДРУГИМИ И С О Б О Й . . . ЧУВСТВА, ПОНЯТИЯ, ИСПЫТАННЫЕ В ДЕТСТВЕ, ПРОХОДЯТ ЧЕРЕЗ ВСЮ ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ Так, счастливые браки наиболее часты у детей от счастливых супру жеск их пар. Некоторые психиатры утвер­ ждают, что люд и, в которых мы влюбляемся, «суть толь­ ко многие транс формац ии единственного объекта люб­ ви, с форм ированного в ран­ ней ж и зни*. Французские психологи провели экспери­ мент: были изучены 373 по­ молвленные пары. Оказа­ лось: те, кто любит своих ро­ дителей, стремились подо­ брать для брака человека точно такого же т ипа, харак­ тера, а те, кто не любил ро­ дителей, стремились найти избранницу или избранника совершенно противополо жно­ го характера, н и­ чем не напомина­ ю щего им своих родных. Человек в сво­ ей ж изни прохо­ дит несколько фаз эм оц ионального развития. Первая фаза — младенчество. Есл и рядом с ребенком не будет ни одного человека, который за­ ботится о нем, жалеет его, то эмоц иональные контакты с другими людьми ока жутс я надолго затормо женн ыми. На третий год ж изни прихо­ дится начало второй фаз ы: развивается потребность в об­ щен ии. Это период, когда на ребенка влияет социальная структура окру жающей его сред ы. Обычаи, навыки, пот ребности его окру жен ия ста новятся и его привычками Он наблюдает и подра жает Затем наступает врем я «со циального разграничения* — третья фаза. В ысшая ее точка — школьный возраст. Если потребность в понима­ нии не реализуется, о щуще­ н ие отвер женност и ро ждает, как говор ят п си х о л о ги , «комплекс «Золушки*: чело­ век у же соглас ился, что он ху же друг их, менее красив, умен, но он все время верит в какое-то чудо, в добрую фею, котора я в один прекрас­ ный день все изменит, — так он уходит в себя. Попробуй­ те улыбнуться — не мудрое ли это правило? Будьте до­ бро желател ьны к людям, и они будут добро желател ьны к вам. Попробуйте найти об­ щую тему: интересую щее вас обо их дело, книга, новый ки­ но ф ильм, забавный случай, об щ ие знакомые... Включи­ тесь в человека — слушайте его. Слушать гораздо сло ж­ нее, чем говор ить. Талантом собеседника обладает не тот, кто охотно говорит сам, а тот, кто умеет слушать. Если пос­ ле беседы с вами человек до­ волен собой и своим остроу­ мием, значит, он вполне до­ волен и вами. И. КЛЕНСКАЯ. И АНЕ УЛЫБАЕТСЯ... улыбалась бабушка. — Чело­ век дол жен ж ить и работать на земле. И Аня придумывала себе земные про фесс ии. То дела­ ла куклам «операции*. То во дворе учила малышей грамо­ те (сама-то научилась читать в три года). А то вдруг тру­ дилась над страницей альбо­ ма — рисовала огромный трактор, вспахиваю щ ий поле, а в кабине — себя... В первый класс школы шла она с полной серьезнос­ тью. Ее к этому готовила мама, говорила: — Ну вот, начинается твоя работа. И Аня работала: готови­ ла уроки, много читала и приносила домой «пятерки*. Одно плохо — болела часто. ...— Мама, о чем говори­ ли? — интересовалась после родительского собрания. — Почему ты отказалась быть председателем совета отряда? — Что ты, мамочка! Председатель дол жен сто ять перед всем классом, а я стес­ няюсь. Да и командовать не люблю. — А е ще интересовались, почему ты водишь дру жбу не только с хорошими ребята­ ми, но и с двоечниками... — А я дру жу с люд ьми, не с отметками. ... Но одна жд ы Аня Тар­ ханова попала в аварию. По­ следствия были тя жел ыми: многочисленные переломы, частичная потеря памяти. — Борись, девочка! — поддер ж ивали врачи. Школу пришлось на пол­ года оставить. Нет, вопрос о переводе на повторное обуче­ ние не стоял — слишком сильна знаниями была уче­ ница, но мечта о золотой ме­ дали померкла. — Ничего, — успокаива­ ли ее учителя. — Главное — здоровье, а медали в твоей ж изни е ще будут. И вот она студентка Л и­ пецкого педагогического. Тогда е ще ж ив был Сталь Анатольевич Шмаков. Спро­ сил на вводной лекции: — Кто у нас готов пока­ зать свои знания по истории? Первой откликнулась Аня. ...Да, а что же Детск ий О дн о зн ач н о трудн о ответить на этот вопрос. Это и рядовы е студенты , сливаю щ иеся в о д н о о б р а з н ую сер ую (а м о ж е т , и н е о д н о о б р а з н ую , и н е се р ую ...) м а ссу , и . папенькины детки на п о сл едн и х м о д ел я х спортивных ав том обил ей , и парни и д евч онки , п р о д аю щ и е хот -доги и газеты , и те, кого игнорирует об щ еств о , кто по в ол е обсто ятельств оказал ся б е з д о м а , б е з семьи, у кого семья — весь огромный мир, смотря щ ий на бывших б е з д ом о в ц е в свысока. Но в сех их объ единя ет н еотъ ем л ем ая ж аж д а ж и зни , настоя щ ей ж и зни , а н е е ё иллю зии , ж аж д а с ам о р е а л и за ц и и , поисков и при знания ... Порой не понимают, а ча ще не хот ят понимать этот «странный слой населения* — молоде ж ь. Мо жет, поэто­ му молод ые люди ка жутс я порой чрезмерно бесшабаш­ ными, беззаботными. А мо- орден милосердия, куда сту­ дентку пригласил Климанов? У Ан и появилась маленькая тя желобол ьная подру жка, Анюта. Встреча ясь, они го­ ворят о самом сокровенном, делятся мечтами. Когда дети Ордена милосердия собира­ ются вместе, Аня обязатель­ но везет девочку на эти встре­ чи. Как она, взяв на себя от­ ветственность быть другом такого ребенка, успевает е ще и преподавать — в воскрес­ ной школе Свято-Евдокиевс- кого храма? Аня говорит, что ребята в воскресной школе — из самых разных семей, бед­ ных и богатых, маленькие и большие — отличаются от '■ своих сверстников в обычной школе, они откровеннее, пос­ лушнее. Аня ведет у них ри­ сование и труд. — Они ведь то же учат мен я — добру, милосердию. После уроков — об ща я трапеза в храме. Простые, но вкусные блюда. А у ж п иро ж­ к и особенно — мягкие, аро­ матные. Недавно воскресная шко­ ла побывала в паломничес­ кой поездке по Мордовии, Тамбовской, Рязанской и Ни жегородской област ям. — Бо же ! — шептала Аня. — Какая же ч истая душа дол жна б ыть у челове­ ка, создавшего такую красо­ ту... Были и в Дивеево, совер­ шили омовение в святом ис­ точнике Сера ф има Саровско­ го. Монахини пригласили детей в трапезную, и то же б ыло все так вкусно, особен­ но чай, заваренный на зве­ робое, душице, чабреце, липе и е ще как их-то целебных травах. После все говорили, что прошла усталость и при­ бавилось энергии. Аня радовалась, как тре­ петно дети трогают и гладят ладошками стены свя щенной об ители, как задумчиво и серьезно ступают по канавке Царицы Небесной, окру жаю­ щей монаст ырь... ...В прошлом году у горя­ чо любимой Аниной бабуш­ ки случился инсульт. Аня проси ж ивала у ее постели день и ночь. Молилась Богу, прося для бабушки облегче­ ния. Одна жд ы, пытаясь ото­ гнать усталость и сон, ти­ хонько запела: Сп и, м оя р а д о ст ь , ус н и , В дом е п о га сл и ог н и... И лишь замолчала — уви­ дела, как бабушка знаками просит ее продол жат ь. Аня пела весь день. Она перепе­ ла все песни, которые когда- либо слышала и знала. И кризис у бабушки отступил. ... — Аня, как же ты все успеваешь? — спрашиваю ее. В ответ — тихая улыбка. А правительственная ее стипендия более чем заслу­ женна. Уч ится Аня на одни пятерки. Опубликовала в сборнике «Наука и моло­ де ж ь* н есколько статей . Есть и почетная грамота «...за большие успехи в на­ учно-исследовательской рабо­ те*. Сейчас решением дека­ ната Аня Тарханова выдви­ нута на президентскую сти­ пендию. Собраны все доку­ менты, написаны характерис­ тики-рекомендации, в том числе и от детского-Ордена милосердия... Татьяна ИВАНОВА. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. КТО ТАКОЙ СОВРЕМЕННЫЙ М О Л О Д О Й Ч Е Л О В Е К ! жет, род ители узнают в нас себя, пытаются уберечь от ошибок? Но делают это так, как будто сами никогда не были молодыми, никогда не приходили за полночь, не за­ бывали о родительских пору­ чениях... Молодость — это время, когда хочется успеть как мо жно бол ьше. И в спешке мы упускаем самое ва жное — те мелоч и, из которых складывается ж изнь любого человека: не забыть сказать «спасибо*, убрать в своей ВЗГЛЯД-, комнате, понять своих родителей, сделать пер­ вый шаг по пути ком­ промисса. А оставаться самим собой современному молодому че­ ловеку с ка жд ым днём всё труднее и труднее: соблазнов и искушений полно. Сегодня ка жд ый желающ ий мо жет запросто найт и все псевдодо­ роги к счастью: наркотики, алкоголь, секты, секс. И не ка жд ый мо жет сказат ь «ма­ га зин у удовольствий* — «нет*. Ка жд ый мечтает о поко­ рении мира. И выбирает свой путь, часто да же не представ­ л яя, насколько он будет тер­ нист. Обычно молоде ж ь и щет легк ие пути, которые зачас­ тую приводят в ад, хотя по­ началу он таковым и не ка­ жетс я. Большинство нарко­ манов и алкоголиков прини­ мает «допинг* в поисках но­ вой, "лучшей" реальности, чтобы не видеть безрадост­ ных будней. Одиночество человека в толпе стало болезнью об ще­ ства. Желан ие не видеть ок­ ру жающ их людей с их со­ бственной точкой зрения разрослось до невероятных масштабов. Мы отказываем­ ся делать скидки, отказыва­ емся слушать других, считая себя единственными носите­ лями истины, и с таким же непон иманием сталкиваемся сами. И в этой ситуации не садимся за «стол перегово­ ров* с собственной семьей, а, случается, идем туда, где нам ска жут то, что м ы хотим ус­ лышать, — в секту. И эта игра в «родственность душ* принимается за искренность лишь потому, что сами хо­ тим верить в это. Дергая за самые чувствительные ниточ­ ки человеческой души, сек­ танты овладевает сознанием, превра ща я свободного чело­ века в раба, не только ф изи­ ческого, но и морального. С вопросами полового воспитания мы, оказалось, вооб ще не знаком ы. Многие родители считают разговоры на подобные темы либо не­ удобными, либо нену жн ыми. А в результате это приводит к увеличению числа абортов, росту венерических заболева­ ний, последствием которых часто становится бесплодие. И е ще — от секса (не от люб­ в и!) пополняются дома ре­ бенка. А такое проявление « фе­ м инизма», как курение, сре­ ди девушек стало носить мас­ совый характер. Все эти язвы из воздуха не берутся. Молоде ж ь наибо­ лее подвер жена им из-за сво­ ей неустроенности, неопреде­ ленности. На работу устро­ иться очень сло жно: или опыта нет (да и откуда ему взяться?), или возраст не тот, или вы просто не пригляну­ лись начальнику. Уч иться в приличном вузе не ка ждому по карману, а Менделеев ы­ ми и Ньютонами ро ждаютс я далеко не все. Нельзя сбра­ сывать со счетов и проблемы в семье... Слаб современный молодой человек и трудно ему бороться с самим собой в условиях давления на него обстоятельств, нелегко быть сегодня «не как все*. Живи быстро, попробуй все, сдохни в тридцать лет, оставив после себя симпатич­ ный труп — неу жел и это судь­ ба нашего поколения?.. Юлия КОЛПАКОВА, студентка Московского государственного социального университета. Р и сун ки Е к атер и ны БЫЧКОВОЙ (х у д о ж е с т в е н н о -г р аф и ч е с к и й ф а к у л ь т е т ЛГПУ) и Евгении ДВОСКИНОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz