Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
ш ш т Ш т м т ш ш ш т ш ш ж ш я и ШИПБЦКАЯ • Я г а з е т а штт И » МОЛОДЕЖЬ ВОБЩЕСТВЕ «ЛЮДИДЕЛА» И Д Р У Г И Е . . . Екатерина М еркулова — начальник бю р о по р а б о т е с м о л о д еж ью дирекции по п ер сон ал у и общ им в опросам ОАО «НЛМК». Еще о н а — руководи тель м о л о д еж н о г о бю р о Липецкого р еги он альн ого о бщ е с твенного движ ения «Люди д е л а » . Окончила ф акуль тет иноязычной культуры Липецкого государственного педагогического университета . — Катя, я только слы шала о молодежном бюро движения «Люди д ел а» . Что это такое? Чем может вообще заниматься моло деж ь , объ единенная ка ким-то движением? — Мы не являемся фор мальной молодежной орга низацией, не имеем своей печати, не преследуем по литических целей. В это движение входят не толь ко молодые люди, работа ющ и е , н ап рим ер , на НЛМК, но и представители серьезных коммерческих организаций. Любому дви жению нужна поддержка. Она бывает на разном уров не: финансовом, мораль ном... Чем занимаемся? Провели социальную ак цию в помощь сельским би бли от ек ам . Собирали книги, журналы, — все это было подарено 25 библио текам нашей области. Вы знаете, ведь сельские биб лиотеки сейчас находятся в бедственном положении , нет средств на пополнение фондов, нет новых поступ лений . Задумало акцию «Книга липчан в подарок сельским библиотекам* наше бюро по работе с мо лодежью . . Комбинат под держал, помог, предоставил транспорт, взял на себя материальные затраты. На инициативу НЛМК отклик нулись больницы, Сбербанк и Альфа-Банк, фонд «Со циально-духовное разви тие*, Липецкий городской Совет депутатов, Государ ственная налоговая инспек ция по Липецкой области и многие другие. Мы упрос тили задачу: кроме пунктов сбора в горсовете и в ДК НЛМК люди могли сдать книжки в своих организа циях. Это намного проще. Были звонки, даже вызо вы. Я чувствовала, видела: у участников акции рожда лось чувство удовлетворе ния от сделанного доброго, полезного дела. Когда мы при езж али в очередную сельскую библиотеку с кни гами, то проводили и твор ческие встречи. Было очень интересно, когда за «круг лым столом* собирались сверстники, но живущие в разных условиях — в горо де и в селе. Так шел обмен мнениями о проблемах мо лодёжи. Другая акция «Людей дела* — «Чистые берега*. Наши добровольцы садились в лодки и очищали реки, со бирали мусор по берегам. Убрали пляж в заповеднике «Галичья гора*. А этой весной мы осуще ствили другую акцию — «Иг рушка Айболита*. Игрушки предназначались для меди цинских учреждений (для детских отделений, в том чис ле и инф екци онны х , где нельзя выносить вещи за тер риторию). Когда детишки ле жат в больнице, им же очень скучно. Ребенок и здесь нуж дается в своем сказочном мире. Игрушка — тоже сред ство лечения. Было очень приятно, что после оконча ния акции люди все еще зво нили, просили приехать за игрушками. — А ведь сейчас часто слышишь нападки на моло дежь, разговоры, что ею ни кто не занимается... — Да, сегодня на моло дежь нечасто обращается об щ ественное внимание, но лично мое мнение такое: во многом мы сами и винова ты. Молодое поколение сей час занимает несколько иж дивенческую позицию: кто-то должен сделать, предоста вить льготы... Депутаты го родского и областного Сове тов отмечают пассивную об щественную позицию моло дежи — редко кто приходит со своими предложениями. Но есть и инициативные молодые люди, которым как раз и нужно объединиться. Проблемы неоднозначны. Но вот лежащие на поверх ности — это жилье, трудоус тройство и досуг. Раньше их решения ждали от государ ства. На сегодняшний день от государства, пожалуй, сле дует ожидать создания усло вий, которые помогли бы по лучить молодым людям жи лье, льготы. — Значит, остальные во просы должна решать сама молодежь? — Да, но при поддержке, как это получается у нас. Не может быть единой програм мы, помогающей всем и ин тересующей всех. Лучше — несколько программ, кото рые бы отражали интересы разных групп. — Ваша должность свя зана в основном с рабочей молодежью. А какие здесь проблемы? — По законодательству молодежь — это люди от 14 до 30 лет. Очень большой возрастной пром еж уток . Если школьниками и сту дентами власти еще занима ются, то в отношении рабо чей молодежи почти ниче го не д е л а е т с я . Вот на НЛМК и решили создать бюро по работе с м ол о дежью . Раньше в комсо м ольской ор га н и за ц и и была востребованность, так или иначе реализовывался лидерский потенциал, ре шались еще какие-то про блемы. А после распада комсомола у многих моло дых людей, в том числе и у рабочих, — вакуум на эмо циональном уровне, хотя потребность участвовать в социально важных делах осталась. И вот, с помощью таких акций, о которых я уже говорила, эти пробле мы решаются. Однако речь§ ни в коем случае не долж на идти только о досуговых мероприятиях. Необходимо проведение социально ори ентированной политики в отношении молодежи со стороны власти, бизнеса, общества. — ...То есть выстроен ная молодежная политика? — Да, именно. Она до лжна быть признана мно гими и зафиксирована в до кументах. В настоящее вре мя поднимается вопрос о не обходимости принятия за кона о молодежи, но мне кажется, что этой темой ча сто спекулируют, особенно накануне каких-то дат, вы боров и так далее. Я думаю, что если закон и нужен, то только, как принято теперь выражаться, рамочного ха рактера. Все сферы деятель ности молодежи прописать в одном законе невозмож но. Проще вносить поправ ки для людей до 30 лет в уже созданные законы. А на предприятии главное даже не сама молодежная политика, а осознание важ ности этого. — А каковы ваши пла ны? — Мы хотим провести исследование интересов и потребностей именно рабо тающей молодежи: что она хочет, чего ожидают от нее руководители производст ва? Такие исследования давно не п р ов о ди л и сь . Нужно в рамках общей кад ровой политики создать мо лодежную программу. Сле дует провести публичную дискуссию о проблемах мо лодежи. Думаю, у нас это получится. Беседовала Анастасия КОНОПЛЕВА. Т ЛИЧНОСТЬ р е т ь е к у р с н и ц ы I I I I мыли окн а . —Бог в пом ощ ь , д ев о ч ки , — улы бн ул ся п р о х о ди вш ий м и м о з а в е д у ю щий педагогической прак тик ой Н и к ол ай В а си л ь евич Климанов . И вдруг в ответ: — Спаси Вас, Господи! — Ты что — в ерующ ая? — обратился он к д ев уш ке. — Д а , — ответила Аня. —Вот кто м н е нуж ен ! — воскликнул Климанов . Так студентка ф акуль тета педагогики и п сихо логии Липецкого го с у д ар ственного педагогического универ ситета Аня Т ар ха нова была приглаш ена в Детский о р д е н м и л о с е р дия . Аня иным кажется стран ной, «не от мира сего*. Она и внешне отличается — та кая невероятно скромная, милая, улыбчивая. Я не фан тазирую — когда с ней раз говариваешь, то в глазах ее можно увидеть деревья, хра мы, смеющихся детей. Слов но смотришь в волшебное зеркало. Голос тих и мягок. Но я знаю, как она твер да, когда нужно настоять. Л ето . К омпью терны й класс факультета педагогики и психологии. У закрытых дверей — сердитая пожилая вахтерша. Она прекрасно ос ведомлена о своих правах и никого, кроме преподавате лей и пятикурсников, про пускать не собирается. — Куда? — преграждает она путь Ане. — Нельзя! — Да мне нужно. Я пра вительственная стипендиат ка. — Кто? — переспрашива ет вахтерша. — Ну ... Иди.. — И уж е в спину Ане: — Ишь ты, такая молодая, а уже правительственная... Я спросила Аню про ее первое впечатление о церкви. ...Это было еще до шко лы. Пришли с мамой в храм, сначала было совсем непо нятно, но вскоре стало так легко, как никогда в жизни. Позолота икон, огоньки све чей, приятный запах успока ивали и согревали. — Как хорошо! — прижа лась она к маме. Работа отца была на кос модроме Байконур, и семья постоянно ездила туда. Аня запомнила и аромат тюльпа нов в казахской степи. Виде ла и запуск ракет, спутников. Хотела стать космонавтом. — Ну что ты, детка! — с т и х и и П Е С Н И Я БЫ СКАЗАЛ ТЕБЕ... Стихи и музыка В. Вихорева Я бы сказал тебе много хорошего В тихую лунную ночь у костра. В зеркале озера звездное крошево Яподарютебе вместо венца. Бархатом трав лесных плечи укутаю И унесу тебя в млечную даль, Чтоб не искала ты встречи со скукою, Звонкою радостью гнала печаль. Песнею теплою стужу развею я, Чтобы оттаяли искорки глаз. И расскажу тебе, если сумею я, Как я люблю тебя, - тысячу раз. О ТАЛАНТЕ И СПОСОБНОСТЯХ БЫТЬ д о в о л ь н ы м ДРУГИМИИСОБОЙ... ЧУВСТВА, ПОНЯТИЯ, ИСПЫТАННЫЕ В ДЕТСТВЕ, ПРОХОДЯТ ЧЕРЕЗ ВСЮ ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ Так, счастливые браки наиболее часты у детей от счастливых супружеских пар. Некоторые психиатры утвер ждают, что люди, в которых мы влюбляемся, «суть толь ко многие трансформации единственного объекта люб ви, сформированного в ран ней жи зни* . Французские психологи провели экспери мент: были изучены 373 по молвленные пары. Оказа лось: те, кто любит своих ро дителей, стремились подо брать для брака человека точно такого же типа, харак тера, а те, кто не любил ро дителей, стремились найти избранницу или избранника совершенно противоположно го характера, ни чем не напомина ющего им своих родных. Человек в сво ей жизни прохо дит несколько фаз эм оционального развития. Первая фаза — младенчество. Если рядом с ребенком не будет ни одного человека, который за ботится о нем, жалеет его, то эмоциональные контакты с другими людьми окажутся надолго заторможенными. На третий год жизни прихо дится начало второй фазы: развивается потребность в об щении. Это период, когда на ребенка влияет социальная структура окружающей его среды. Обычаи, навыки, пот ребности его окружения ста новятся и его привычками Он наблюдает и подражает Затем наступает время «со циального разграничения* — третья фаза. Высшая ее точка — школьный возраст. Если потребность в понима нии не реализуется, ощуще ние отверженности рождает, как говорят п си х о л о ги , «комплекс «Золушки*: чело век уже согласился, что он хуже других, менее красив, умен, но он все время верит в какое-то чудо, в добрую фею, которая в один прекрас ный день все изменит, — так он уходит в себя. Попробуй те улыбнуться — не мудрое ли это правило? Будьте до брожелательны к людям, и они будут доброжелательны к вам. Попробуйте найти об щую тему: интересующее вас обоих дело, книга, новый ки нофильм, забавный случай, общие знакомые... Включи тесь в человека — слушайте его. Слушать гораздо слож нее, чем говорить. Талантом собеседника обладает не тот, кто охотно говорит сам, а тот, кто умеет слушать. Если пос ле беседы с вами человек до волен собой и своим остроу мием, значит, он вполне до волен и вами. И. КЛЕНСКАЯ. ИАНЕУЛЫБАЕТСЯ... улыбалась бабушка. — Чело век должен жить и работать на земле. И Аня придумывала себе земные профессии. То дела ла куклам «операции*. То во дворе учила малышей грамо те (сама-то научилась читать в три года). А то вдруг тру дилась над страницей альбо ма — рисовала огромный трактор, вспахивающий поле, а в кабине — себя... В первый класс школы шла она с полной серьезнос тью. Ее к этому готовила мама, говорила: — Ну вот, начинается твоя работа. И Аня работала: готови ла уроки, много читала и приносила домой «пятерки*. Одно плохо — болела часто. . . .— Мама, о чем говори ли? — интересовалась после родительского собрания. — Почему ты отказалась быть председателем совета отряда? — Что ты, мамочка! Председатель должен стоять перед всем классом, а я стес няюсь. Да и командовать не люблю. — А еще интересовались, почему ты водишь дружбу не только с хорошими ребята ми, но и с двоечниками... — А я дружу с людьми, не с отметками. ... Но однажды Аня Тар ханова попала в аварию. По следствия были тяжелыми: многочисленные переломы, частичная потеря памяти. — Борись, девочка! — поддерживали врачи. Школу пришлось на пол года оставить. Нет, вопрос о переводе на повторное обуче ние не стоял — слишком сильна знаниями была уче ница, но мечта о золотой ме дали померкла. — Ничего, — успокаива ли ее учителя. — Главное — здоровье, а медали в твоей жизни еще будут. И вот она студентка Ли пецкого педагогического. Тогда еще жив был Сталь Анатольевич Шмаков. Спро сил на вводной лекции: — Кто у нас готов пока зать свои знания по истории? Первой откликнулась Аня. ...Да, а что же Детский О дн о зн ач н о трудн о ответить на этот вопрос . Это и рядовы е студенты , сливающиеся в о д н о о б р а з н ую сер ую (а м ож е т , и н е о д н о о б р а з н ую , и н е с е р ую . .. ) м ассу , и . папенькины детки на п о сл едн и х м о д ел я х спортивных ав том обил ей , и парни и д евч онки , п р о д ающ и е хот -доги и газеты , и те , кого игнорирует общ еств о , кто по в ол е обстоятельств оказал ся б е з д о м а , б е з семьи , у кого семья — весь огромный мир , смотрящий на бывших б е з д ом о в ц е в свысока. Но в сех их объ единя ет н еотъ ем л ем ая ж аж д а ж и зни , настоящ ей ж и зни , а н е е ё иллю зии , ж аж д а с ам о р е а л и з а ц и и , поисков и при знания ... Порой не понимают, а чаще не хотят понимать этот «странный слой населения* — молодежь. Может, поэто му молодые люди кажутся порой чрезмерно бесшабаш ными, беззаботными. А мо- орден милосердия, куда сту дентку пригласил Климанов? У Ани появилась маленькая тяжелобольная подружка , Анюта. Встречаясь, они го ворят о самом сокровенном, делятся мечтами. Когда дети Ордена милосердия собира ются вместе, Аня обязатель но везет девочку на эти встре чи. Как она, взяв на себя от ветственность быть другом такого ребенка, успевает еще и преподавать — в воскрес ной школе Свято-Евдокиевс- кого храма? Аня говорит, что ребята в воскресной школе — из самых разных семей, бед ных и богатых, маленькие и большие — отличаются от '■ своих сверстников в обычной школе, они откровеннее, пос лушнее. Аня ведет у них ри сование и труд. — Они ведь тоже учат меня — добру, милосердию. После уроков — общая трапеза в храме. Простые, но вкусные блюда. А уж пирож ки особенно — мягкие, аро матные. Недавно воскресная шко ла побывала в паломничес кой поездке по Мордовии, Тамбовской, Рязанской и Нижегородской областям. — Боже! — шептала Аня . — Какая же чистая душа должна быть у челове ка, создавшего такую красо ту... Были и в Дивеево, совер шили омовение в святом ис точнике Серафима Саровско го. Монахини пригласили детей в трапезную, и тоже было все так вкусно, особен но чай, заваренный на зве робое, душице, чабреце, липе и еще каких-то целебных травах. После все говорили, что прошла усталость и при бавилось энергии. Аня радовалась, как тре петно дети трогают и гладят ладошками стены священной обители, как задумчиво и серьезно ступают по канавке Царицы Небесной, окружаю щей монастырь... ...В прошлом году у горя чо любимой Аниной бабуш ки случился инсульт. Аня просиживала у ее постели день и ночь. Молилась Богу, прося для бабушки облегче ния. Однажды, пытаясь ото гнать усталость и сон, ти хонько запела: Спи , м о я р а д о ст ь , у с н и , В дом е п о га с л и огни ... И лишь замолчала — уви дела, как бабушка знаками просит ее продолжать. Аня пела весь день. Она перепе ла все песни, которые когда- либо слышала и знала. И кризис у бабушки отступил. ... — Аня, как же ты все успеваешь? — спрашиваю ее. В ответ — тихая улыбка. А правительственная ее стипендия более чем заслу женна. Учится Аня на одни пятерки . Опубликовала в сборнике «Наука и моло деж ь* н есколько статей . Есть и почетная грамота « ...за большие успехи в на учно-исследовательской рабо те*. Сейчас решением дека ната Аня Тарханова выдви нута на президентскую сти пендию. Собраны все доку менты, написаны характерис тики-рекомендации, в том числе и от детского-Ордена милосердия... Татьяна ИВАНОВА. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. КТОТАКОЙ СОВРЕМЕНЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК! жет, родители узнают в нас себя, пытаются уберечь от ошибок? Но делают это так, как будто сами никогда не были молодыми, никогда не приходили за полночь, не за бывали о родительских пору чениях... Молодость — это время, когда хочется успеть как можно больше. И в спешке мы упускаем самое важное — те мелочи, из которых складывается жизнь любого человека: не забыть сказать «спасибо*, убрать в своей ВЗГЛЯД-, комнате, понять своих родителей, сделать пер вый шаг по пути ком промисса. А оставаться самим собой современному молодому че ловеку с каждым днём всё труднее и труднее: соблазнов и искушений полно. Сегодня каждый желающий может запросто найти все псевдодо роги к счастью: наркотики, алкоголь, секты, секс. И не каждый может сказать «ма га зин у удовольствий* — «нет*. Каждый мечтает о поко рении мира. И выбирает свой путь, часто даже не представ ляя, насколько он будет тер нист. Обычно молодежь ищет легкие пути, которые зачас тую приводят в ад, хотя по началу он таковым и не ка жется. Большинство нарко манов и алкоголиков прини мает «допинг* в поисках но вой, "лучшей" реальности, чтобы не видеть безрадост ных будней. Одиночество человека в толпе стало болезнью обще ства. Желание не видеть ок ружающих людей с их со бственной точкой зрения разрослось до невероятных масштабов. Мы отказываем ся делать скидки, отказыва емся слушать других, считая себя единственными носите лями истины, и с таким же непониманием сталкиваемся сами. И в этой ситуации не садимся за «стол перегово ров* с собственной семьей, а, случается, идем туда, где нам скажут то, что мы хотим ус лышать, — в секту. И эта игра в «родственность душ* принимается за искренность лишь потому, что сами хо тим верить в это. Дергая за самые чувствительные ниточ ки человеческой души, сек танты овладевает сознанием, превращая свободного чело века в раба, не только физи ческого, но и морального. С вопросами полового воспитания мы, оказалось, вообще не знакомы. Многие родители считают разговоры на подобные темы либо не удобными, либо ненужными. А в результате это приводит к увеличению числа абортов, росту венерических заболева ний, последствием которых часто становится бесплодие. И еще — от секса (не от люб ви!) пополняются дома ре бенка. А такое проявление «фе минизма», как курение, сре ди девушек стало носить мас совый характер. Все эти язвы из воздуха не берутся. Молодежь наибо лее подвержена им из-за сво ей неустроенности, неопреде ленности. На работу устро иться очень сложно: или опыта нет (да и откуда ему взяться?), или возраст не тот, или вы просто не пригляну лись начальнику. Учиться в приличном вузе не каждому по карману, а Менделеевы ми и Ньютонами рождаются далеко не все. Нельзя сбра сывать со счетов и проблемы в семье... Слаб современный молодой человек и трудно ему бороться с самим собой в условиях давления на него обстоятельств, нелегко быть сегодня «не как все*. Живи быстро, попробуй все, сдохни в тридцать лет, оставив после себя симпатич ный труп — неужели это судь ба нашего поколения?.. Юлия КОЛПАКОВА, студентка Московского государственного социального университета. Рисунки Екатерины БЫЧКОВОЙ (худож ественно -графический ф акультет ЛГПУ) и Евгении ДВОСКИНОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz