Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)

ш ш т Ш т м т ш ш ш т ш ш ж ш я и ШИПБЦКАЯ • Я г а з е т а штт И » МОЛОДЕЖЬ ВОБЩЕСТВЕ «ЛЮДИДЕЛА» И Д Р У Г И Е . . . Екатерина М еркулова — начальник бю р о по р а ­ б о т е с м о л о д еж ью дирекции по п ер сон ал у и общ им в опросам ОАО «НЛМК». Еще о н а — руководи тель м о ­ л о д еж н о г о бю р о Липецкого р еги он альн ого о бщ е с ­ твенного движ ения «Люди д е л а » . Окончила ф акуль ­ тет иноязычной культуры Липецкого государственного педагогического университета . — Катя, я только слы­ шала о молодежном бюро движения «Люди д ел а» . Что это такое? Чем может вообще заниматься моло­ деж ь , объ единенная ка ­ ким-то движением? — Мы не являемся фор­ мальной молодежной орга­ низацией, не имеем своей печати, не преследуем по­ литических целей. В это движение входят не толь­ ко молодые люди, работа­ ющ и е , н ап рим ер , на НЛМК, но и представители серьезных коммерческих организаций. Любому дви­ жению нужна поддержка. Она бывает на разном уров­ не: финансовом, мораль­ ном... Чем занимаемся? Провели социальную ак­ цию в помощь сельским би бли от ек ам . Собирали книги, журналы, — все это было подарено 25 библио­ текам нашей области. Вы знаете, ведь сельские биб­ лиотеки сейчас находятся в бедственном положении , нет средств на пополнение фондов, нет новых поступ­ лений . Задумало акцию «Книга липчан в подарок сельским библиотекам* наше бюро по работе с мо­ лодежью . . Комбинат под­ держал, помог, предоставил транспорт, взял на себя материальные затраты. На инициативу НЛМК отклик­ нулись больницы, Сбербанк и Альфа-Банк, фонд «Со­ циально-духовное разви ­ тие*, Липецкий городской Совет депутатов, Государ­ ственная налоговая инспек­ ция по Липецкой области и многие другие. Мы упрос­ тили задачу: кроме пунктов сбора в горсовете и в ДК НЛМК люди могли сдать книжки в своих организа­ циях. Это намного проще. Были звонки, даже вызо­ вы. Я чувствовала, видела: у участников акции рожда­ лось чувство удовлетворе­ ния от сделанного доброго, полезного дела. Когда мы при езж али в очередную сельскую библиотеку с кни­ гами, то проводили и твор­ ческие встречи. Было очень интересно, когда за «круг­ лым столом* собирались сверстники, но живущие в разных условиях — в горо­ де и в селе. Так шел обмен мнениями о проблемах мо­ лодёжи. Другая акция «Людей дела* — «Чистые берега*. Наши добровольцы садились в лодки и очищали реки, со­ бирали мусор по берегам. Убрали пляж в заповеднике «Галичья гора*. А этой весной мы осуще­ ствили другую акцию — «Иг­ рушка Айболита*. Игрушки предназначались для меди­ цинских учреждений (для детских отделений, в том чис­ ле и инф екци онны х , где нельзя выносить вещи за тер­ риторию). Когда детишки ле­ жат в больнице, им же очень скучно. Ребенок и здесь нуж­ дается в своем сказочном мире. Игрушка — тоже сред­ ство лечения. Было очень приятно, что после оконча­ ния акции люди все еще зво­ нили, просили приехать за игрушками. — А ведь сейчас часто слышишь нападки на моло­ дежь, разговоры, что ею ни­ кто не занимается... — Да, сегодня на моло­ дежь нечасто обращается об­ щ ественное внимание, но лично мое мнение такое: во многом мы сами и винова­ ты. Молодое поколение сей­ час занимает несколько иж ­ дивенческую позицию: кто-то должен сделать, предоста­ вить льготы... Депутаты го­ родского и областного Сове­ тов отмечают пассивную об­ щественную позицию моло­ дежи — редко кто приходит со своими предложениями. Но есть и инициативные молодые люди, которым как раз и нужно объединиться. Проблемы неоднозначны. Но вот лежащие на поверх­ ности — это жилье, трудоус­ тройство и досуг. Раньше их решения ждали от государ­ ства. На сегодняшний день от государства, пожалуй, сле­ дует ожидать создания усло­ вий, которые помогли бы по­ лучить молодым людям жи ­ лье, льготы. — Значит, остальные во­ просы должна решать сама молодежь? — Да, но при поддержке, как это получается у нас. Не может быть единой програм­ мы, помогающей всем и ин­ тересующей всех. Лучше — несколько программ, кото­ рые бы отражали интересы разных групп. — Ваша должность свя­ зана в основном с рабочей молодежью. А какие здесь проблемы? — По законодательству молодежь — это люди от 14 до 30 лет. Очень большой возрастной пром еж уток . Если школьниками и сту­ дентами власти еще занима­ ются, то в отношении рабо­ чей молодежи почти ниче­ го не д е л а е т с я . Вот на НЛМК и решили создать бюро по работе с м ол о ­ дежью . Раньше в комсо­ м ольской ор га н и за ц и и была востребованность, так или иначе реализовывался лидерский потенциал, ре­ шались еще какие-то про­ блемы. А после распада комсомола у многих моло­ дых людей, в том числе и у рабочих, — вакуум на эмо­ циональном уровне, хотя потребность участвовать в социально важных делах осталась. И вот, с помощью таких акций, о которых я уже говорила, эти пробле­ мы решаются. Однако речь§ ни в коем случае не долж­ на идти только о досуговых мероприятиях. Необходимо проведение социально ори­ ентированной политики в отношении молодежи со стороны власти, бизнеса, общества. — ...То есть выстроен­ ная молодежная политика? — Да, именно. Она до­ лжна быть признана мно­ гими и зафиксирована в до­ кументах. В настоящее вре­ мя поднимается вопрос о не­ обходимости принятия за­ кона о молодежи, но мне кажется, что этой темой ча­ сто спекулируют, особенно накануне каких-то дат, вы­ боров и так далее. Я думаю, что если закон и нужен, то только, как принято теперь выражаться, рамочного ха­ рактера. Все сферы деятель­ ности молодежи прописать в одном законе невозмож­ но. Проще вносить поправ­ ки для людей до 30 лет в уже созданные законы. А на предприятии главное даже не сама молодежная политика, а осознание важ­ ности этого. — А каковы ваши пла­ ны? — Мы хотим провести исследование интересов и потребностей именно рабо­ тающей молодежи: что она хочет, чего ожидают от нее руководители производст­ ва? Такие исследования давно не п р ов о ди л и сь . Нужно в рамках общей кад­ ровой политики создать мо­ лодежную программу. Сле­ дует провести публичную дискуссию о проблемах мо­ лодежи. Думаю, у нас это получится. Беседовала Анастасия КОНОПЛЕВА. Т ЛИЧНОСТЬ р е т ь е к у р с н и ц ы I I I I мыли окн а . —Бог в пом ощ ь , д ев о ч ­ ки , — улы бн ул ся п р о х о ­ ди вш ий м и м о з а в е д у ю ­ щий педагогической прак ­ тик ой Н и к ол ай В а си л ь ­ евич Климанов . И вдруг в ответ: — Спаси Вас, Господи! — Ты что — в ерующ ая? — обратился он к д ев уш ­ ке. — Д а , — ответила Аня. —Вот кто м н е нуж ен ! — воскликнул Климанов . Так студентка ф акуль ­ тета педагогики и п сихо ­ логии Липецкого го с у д ар ­ ственного педагогического универ ситета Аня Т ар ха ­ нова была приглаш ена в Детский о р д е н м и л о с е р ­ дия . Аня иным кажется стран­ ной, «не от мира сего*. Она и внешне отличается — та­ кая невероятно скромная, милая, улыбчивая. Я не фан­ тазирую — когда с ней раз­ говариваешь, то в глазах ее можно увидеть деревья, хра­ мы, смеющихся детей. Слов­ но смотришь в волшебное зеркало. Голос тих и мягок. Но я знаю, как она твер­ да, когда нужно настоять. Л ето . К омпью терны й класс факультета педагогики и психологии. У закрытых дверей — сердитая пожилая вахтерша. Она прекрасно ос­ ведомлена о своих правах и никого, кроме преподавате­ лей и пятикурсников, про­ пускать не собирается. — Куда? — преграждает она путь Ане. — Нельзя! — Да мне нужно. Я пра­ вительственная стипендиат­ ка. — Кто? — переспрашива­ ет вахтерша. — Ну ... Иди.. — И уж е в спину Ане: — Ишь ты, такая молодая, а уже правительственная... Я спросила Аню про ее первое впечатление о церкви. ...Это было еще до шко­ лы. Пришли с мамой в храм, сначала было совсем непо­ нятно, но вскоре стало так легко, как никогда в жизни. Позолота икон, огоньки све­ чей, приятный запах успока­ ивали и согревали. — Как хорошо! — прижа­ лась она к маме. Работа отца была на кос­ модроме Байконур, и семья постоянно ездила туда. Аня запомнила и аромат тюльпа­ нов в казахской степи. Виде­ ла и запуск ракет, спутников. Хотела стать космонавтом. — Ну что ты, детка! — с т и х и и П Е С Н И Я БЫ СКАЗАЛ ТЕБЕ... Стихи и музыка В. Вихорева Я бы сказал тебе много хорошего В тихую лунную ночь у костра. В зеркале озера звездное крошево Яподарютебе вместо венца. Бархатом трав лесных плечи укутаю И унесу тебя в млечную даль, Чтоб не искала ты встречи со скукою, Звонкою радостью гнала печаль. Песнею теплою стужу развею я, Чтобы оттаяли искорки глаз. И расскажу тебе, если сумею я, Как я люблю тебя, - тысячу раз. О ТАЛАНТЕ И СПОСОБНОСТЯХ БЫТЬ д о в о л ь н ы м ДРУГИМИИСОБОЙ... ЧУВСТВА, ПОНЯТИЯ, ИСПЫТАННЫЕ В ДЕТСТВЕ, ПРОХОДЯТ ЧЕРЕЗ ВСЮ ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ Так, счастливые браки наиболее часты у детей от счастливых супружеских пар. Некоторые психиатры утвер­ ждают, что люди, в которых мы влюбляемся, «суть толь­ ко многие трансформации единственного объекта люб­ ви, сформированного в ран­ ней жи зни* . Французские психологи провели экспери­ мент: были изучены 373 по­ молвленные пары. Оказа­ лось: те, кто любит своих ро­ дителей, стремились подо­ брать для брака человека точно такого же типа, харак­ тера, а те, кто не любил ро­ дителей, стремились найти избранницу или избранника совершенно противоположно­ го характера, ни­ чем не напомина­ ющего им своих родных. Человек в сво­ ей жизни прохо­ дит несколько фаз эм оционального развития. Первая фаза — младенчество. Если рядом с ребенком не будет ни одного человека, который за­ ботится о нем, жалеет его, то эмоциональные контакты с другими людьми окажутся надолго заторможенными. На третий год жизни прихо­ дится начало второй фазы: развивается потребность в об­ щении. Это период, когда на ребенка влияет социальная структура окружающей его среды. Обычаи, навыки, пот ребности его окружения ста новятся и его привычками Он наблюдает и подражает Затем наступает время «со циального разграничения* — третья фаза. Высшая ее точка — школьный возраст. Если потребность в понима­ нии не реализуется, ощуще­ ние отверженности рождает, как говорят п си х о л о ги , «комплекс «Золушки*: чело­ век уже согласился, что он хуже других, менее красив, умен, но он все время верит в какое-то чудо, в добрую фею, которая в один прекрас­ ный день все изменит, — так он уходит в себя. Попробуй­ те улыбнуться — не мудрое ли это правило? Будьте до­ брожелательны к людям, и они будут доброжелательны к вам. Попробуйте найти об­ щую тему: интересующее вас обоих дело, книга, новый ки­ нофильм, забавный случай, общие знакомые... Включи­ тесь в человека — слушайте его. Слушать гораздо слож­ нее, чем говорить. Талантом собеседника обладает не тот, кто охотно говорит сам, а тот, кто умеет слушать. Если пос­ ле беседы с вами человек до­ волен собой и своим остроу­ мием, значит, он вполне до­ волен и вами. И. КЛЕНСКАЯ. ИАНЕУЛЫБАЕТСЯ... улыбалась бабушка. — Чело­ век должен жить и работать на земле. И Аня придумывала себе земные профессии. То дела­ ла куклам «операции*. То во дворе учила малышей грамо­ те (сама-то научилась читать в три года). А то вдруг тру­ дилась над страницей альбо­ ма — рисовала огромный трактор, вспахивающий поле, а в кабине — себя... В первый класс школы шла она с полной серьезнос­ тью. Ее к этому готовила мама, говорила: — Ну вот, начинается твоя работа. И Аня работала: готови­ ла уроки, много читала и приносила домой «пятерки*. Одно плохо — болела часто. . . .— Мама, о чем говори­ ли? — интересовалась после родительского собрания. — Почему ты отказалась быть председателем совета отряда? — Что ты, мамочка! Председатель должен стоять перед всем классом, а я стес­ няюсь. Да и командовать не люблю. — А еще интересовались, почему ты водишь дружбу не только с хорошими ребята­ ми, но и с двоечниками... — А я дружу с людьми, не с отметками. ... Но однажды Аня Тар­ ханова попала в аварию. По­ следствия были тяжелыми: многочисленные переломы, частичная потеря памяти. — Борись, девочка! — поддерживали врачи. Школу пришлось на пол­ года оставить. Нет, вопрос о переводе на повторное обуче­ ние не стоял — слишком сильна знаниями была уче­ ница, но мечта о золотой ме­ дали померкла. — Ничего, — успокаива­ ли ее учителя. — Главное — здоровье, а медали в твоей жизни еще будут. И вот она студентка Ли­ пецкого педагогического. Тогда еще жив был Сталь Анатольевич Шмаков. Спро­ сил на вводной лекции: — Кто у нас готов пока­ зать свои знания по истории? Первой откликнулась Аня. ...Да, а что же Детский О дн о зн ач н о трудн о ответить на этот вопрос . Это и рядовы е студенты , сливающиеся в о д н о о б р а з н ую сер ую (а м ож е т , и н е о д н о о б р а з н ую , и н е с е р ую . .. ) м ассу , и . папенькины детки на п о сл едн и х м о д ел я х спортивных ав том обил ей , и парни и д евч онки , п р о д ающ и е хот -доги и газеты , и те , кого игнорирует общ еств о , кто по в ол е обстоятельств оказал ся б е з д о м а , б е з семьи , у кого семья — весь огромный мир , смотрящий на бывших б е з д ом о в ц е в свысока. Но в сех их объ единя ет н еотъ ем л ем ая ж аж д а ж и зни , настоящ ей ж и зни , а н е е ё иллю зии , ж аж д а с ам о р е а л и з а ц и и , поисков и при знания ... Порой не понимают, а чаще не хотят понимать этот «странный слой населения* — молодежь. Может, поэто­ му молодые люди кажутся порой чрезмерно бесшабаш­ ными, беззаботными. А мо- орден милосердия, куда сту­ дентку пригласил Климанов? У Ани появилась маленькая тяжелобольная подружка , Анюта. Встречаясь, они го­ ворят о самом сокровенном, делятся мечтами. Когда дети Ордена милосердия собира­ ются вместе, Аня обязатель­ но везет девочку на эти встре­ чи. Как она, взяв на себя от­ ветственность быть другом такого ребенка, успевает еще и преподавать — в воскрес­ ной школе Свято-Евдокиевс- кого храма? Аня говорит, что ребята в воскресной школе — из самых разных семей, бед­ ных и богатых, маленькие и большие — отличаются от '■ своих сверстников в обычной школе, они откровеннее, пос­ лушнее. Аня ведет у них ри­ сование и труд. — Они ведь тоже учат меня — добру, милосердию. После уроков — общая трапеза в храме. Простые, но вкусные блюда. А уж пирож­ ки особенно — мягкие, аро­ матные. Недавно воскресная шко­ ла побывала в паломничес­ кой поездке по Мордовии, Тамбовской, Рязанской и Нижегородской областям. — Боже! — шептала Аня . — Какая же чистая душа должна быть у челове­ ка, создавшего такую красо­ ту... Были и в Дивеево, совер­ шили омовение в святом ис­ точнике Серафима Саровско­ го. Монахини пригласили детей в трапезную, и тоже было все так вкусно, особен­ но чай, заваренный на зве­ робое, душице, чабреце, липе и еще каких-то целебных травах. После все говорили, что прошла усталость и при­ бавилось энергии. Аня радовалась, как тре­ петно дети трогают и гладят ладошками стены священной обители, как задумчиво и серьезно ступают по канавке Царицы Небесной, окружаю­ щей монастырь... ...В прошлом году у горя­ чо любимой Аниной бабуш­ ки случился инсульт. Аня просиживала у ее постели день и ночь. Молилась Богу, прося для бабушки облегче­ ния. Однажды, пытаясь ото­ гнать усталость и сон, ти­ хонько запела: Спи , м о я р а д о ст ь , у с н и , В дом е п о га с л и огни ... И лишь замолчала — уви­ дела, как бабушка знаками просит ее продолжать. Аня пела весь день. Она перепе­ ла все песни, которые когда- либо слышала и знала. И кризис у бабушки отступил. ... — Аня, как же ты все успеваешь? — спрашиваю ее. В ответ — тихая улыбка. А правительственная ее стипендия более чем заслу­ женна. Учится Аня на одни пятерки . Опубликовала в сборнике «Наука и моло­ деж ь* н есколько статей . Есть и почетная грамота « ...за большие успехи в на­ учно-исследовательской рабо­ те*. Сейчас решением дека­ ната Аня Тарханова выдви­ нута на президентскую сти­ пендию. Собраны все доку­ менты, написаны характерис­ тики-рекомендации, в том числе и от детского-Ордена милосердия... Татьяна ИВАНОВА. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. КТОТАКОЙ СОВРЕМЕНЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК! жет, родители узнают в нас себя, пытаются уберечь от ошибок? Но делают это так, как будто сами никогда не были молодыми, никогда не приходили за полночь, не за­ бывали о родительских пору­ чениях... Молодость — это время, когда хочется успеть как можно больше. И в спешке мы упускаем самое важное — те мелочи, из которых складывается жизнь любого человека: не забыть сказать «спасибо*, убрать в своей ВЗГЛЯД-, комнате, понять своих родителей, сделать пер­ вый шаг по пути ком­ промисса. А оставаться самим собой современному молодому че­ ловеку с каждым днём всё труднее и труднее: соблазнов и искушений полно. Сегодня каждый желающий может запросто найти все псевдодо­ роги к счастью: наркотики, алкоголь, секты, секс. И не каждый может сказать «ма­ га зин у удовольствий* — «нет*. Каждый мечтает о поко­ рении мира. И выбирает свой путь, часто даже не представ­ ляя, насколько он будет тер­ нист. Обычно молодежь ищет легкие пути, которые зачас­ тую приводят в ад, хотя по­ началу он таковым и не ка­ жется. Большинство нарко­ манов и алкоголиков прини­ мает «допинг* в поисках но­ вой, "лучшей" реальности, чтобы не видеть безрадост­ ных будней. Одиночество человека в толпе стало болезнью обще­ ства. Желание не видеть ок­ ружающих людей с их со­ бственной точкой зрения разрослось до невероятных масштабов. Мы отказываем­ ся делать скидки, отказыва­ емся слушать других, считая себя единственными носите­ лями истины, и с таким же непониманием сталкиваемся сами. И в этой ситуации не садимся за «стол перегово­ ров* с собственной семьей, а, случается, идем туда, где нам скажут то, что мы хотим ус­ лышать, — в секту. И эта игра в «родственность душ* принимается за искренность лишь потому, что сами хо­ тим верить в это. Дергая за самые чувствительные ниточ­ ки человеческой души, сек­ танты овладевает сознанием, превращая свободного чело­ века в раба, не только физи­ ческого, но и морального. С вопросами полового воспитания мы, оказалось, вообще не знакомы. Многие родители считают разговоры на подобные темы либо не­ удобными, либо ненужными. А в результате это приводит к увеличению числа абортов, росту венерических заболева­ ний, последствием которых часто становится бесплодие. И еще — от секса (не от люб­ ви!) пополняются дома ре­ бенка. А такое проявление «фе­ минизма», как курение, сре­ ди девушек стало носить мас­ совый характер. Все эти язвы из воздуха не берутся. Молодежь наибо­ лее подвержена им из-за сво­ ей неустроенности, неопреде­ ленности. На работу устро­ иться очень сложно: или опыта нет (да и откуда ему взяться?), или возраст не тот, или вы просто не пригляну­ лись начальнику. Учиться в приличном вузе не каждому по карману, а Менделеевы­ ми и Ньютонами рождаются далеко не все. Нельзя сбра­ сывать со счетов и проблемы в семье... Слаб современный молодой человек и трудно ему бороться с самим собой в условиях давления на него обстоятельств, нелегко быть сегодня «не как все*. Живи быстро, попробуй все, сдохни в тридцать лет, оставив после себя симпатич­ ный труп — неужели это судь­ ба нашего поколения?.. Юлия КОЛПАКОВА, студентка Московского государственного социального университета. Рисунки Екатерины БЫЧКОВОЙ (худож ественно -графический ф акультет ЛГПУ) и Евгении ДВОСКИНОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz