Липецкая газета. 2002 г. (г. Липецк)
        
 о г н и :. Ш J r n e i *■«-г '& 7* . Ш т щ т Н Ш "■•■•- # *1 * ' ' . W*U. " to . СПЕЦИАЛЬНЫМВЫУПСК«ЛИПЕЦКОМГАЗЕТЫ» I ”apu р ум яны й теп; Залил поляны. ■ асовпей кажется i дыму багряном, пак легкий сон — ч СЛЫШНЫi Листвы парящей. Взметнулся ввысь аттраг Как звероящер. А п р у д , засыпанных >е так же плеща парус зыбкий над ар рпь чуть трепег ждут деревья и юв откровенья, о чужды всякие i tmu осенней,.. ■ ВЕРНИТЕ НАМ НАШУТРОПУ! П И С Ь М А Х очу сказать о наболев шем. Что ж это полу чается, граждане-гос- пода-товарищи! Государство от нас, простых людей, на прочь отреклось. А как ина че понимать, если задавило непомерно высокими цена ми, низкими зарплатами, мизерными пенсиями... При этом за пользование газом хоть и деревянные, но отдай, за электричество, квартиру, ставшую нашей собственно стью, уже чуть ли не тысячу отвалили. А на какие шиши, извините, жить: одеваться, питаться, чтобы не умереть голодной смертью? Выручают картошка, огурцы, помидоры, яблоки, груши — то есть все то, что вырастили на своих дачах. Но и здесь нас обижают. У одного, глядишь, воры про извели «зачистку» урожая, у другого — взломали до мик, похитили имущество, умыкнули садово-огородный инвентарь. А государство, в лице местных органов влас ти, и на эти наши беды смот рит сквозь черные очки. То есть в упор их не видит. Это не только мое личное убеждение, но и других са доводов общества «Метал лург-1», что за железнодо рожным вокзалом, точнее, в районе СХПК "Тепличный". Добираемся мы до своих «сельхозвладений» автобу сом маршрута № 8. Дальше, до дач — минут 10 пешком. Теперь же эта территория, ранее принадлежавшая Зе- ленстрою (его перевели в другое место), приглянулась новым русским, и они нача ли воздвигать там себе двух этажные коттеджи. Предъя вило на нее свои права и теп личное хозяйство. А у нас, садоводов, проложивших через эту территорию к сво им дачам тропу, какие мо гут быть права? Да никаких. Вот и огородили новые хо зяева территорию высокими бетонными плитами, не ос тавив нам даже узенькой тропки. К ним привязали «гималайских волкодавов». Так что попробуй пройди — разорвут на части. А нам по советовали держать курс в обход за площадью Героев, через железнодорожный пе реезд. Это километров на пять дальше... Сейчас созрели овощи, фрукты. Вот и тащим, над рываясь, домой баулы, сум ки, рюкзаки. Чтобы сделать соответствующие соленья на зиму. Денег-то, как у новых русских, на покупку необхо димого набора продоволь ствия у нас кот наплакал и наверняка, судя по рыночно криминальному беспределу, в ближайшие годы их в дос татке не будет. Государство, как уже сказал, обдирает нас как липку. И в дачном воп росе от местных властей не чувствуем поддержки. А ведь всего-то нам и надо: вер нуть нам нашу тропу... Виктор ТАРАБРИН, ветеран труда. ПРОДОМУДОРОГИ ИНЕПОСАЖЕНЫЕДЕРЕВЦА Д вадцать два года назад большинство из живущих в доме № 28 по улице 8 Марта справили новоселье. Сра зу же мы посадили деревья, кустики, цветы вокруг. Конечно, городская многоэтажка не личная усадьба. Но и она стала для нас домом родным. Сейчас же у нас абсолют но безрадостное настроение. Никто нас не хочет слышать и понимать. Спилили у дома три отживших свой срок дерева, а молоденькие никто не посадил. Хотя мы очень просили представителей ЖЭКа об этом. Да, впрочем, мы бы и сами сделали ямки для саженцев. И поливали бы, и ухажива ли... Еще неуютнее почувствовали мы себя, когда по нашей улице пустили транспорт. Движется он с большой скорос тью, а вот светофора нет, человека в форме, рехулирующего движение, мы тоже никогда в глаза не видели. Теперь нет и минуты без шума и пыли. Поливать же улицу перестали по такой причине: рядом стоянка, автомобили... Нельзя, как считают хозяева, чтобы их обрызгали. Вот и получается, что рядовой горожанин сидит в своей квартире, как птица в клетке. Но, простите, мы же люди. Решения тоже принимают такие же липчане, как и мы, хотя они и начальники. Одно непонятно: неужели все делается для того, чтобы лишь дело сделать, а не для того, чтобы людям жилось интереснее и легче. Пишулины, Травковы, Кузнецовы, Сидоренко.., всего 12 подписей. г. Липецк. Э К О Л О Г И Я и м ы КАКЭКОНОМИЧНАЯ УПАКОВКАПОРОДИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ В восьмидесятые годы к нам пришла упаковка Tetra Рак , основу которой составляет картон и полиэтиленовая пленка. Легкая, нарядная , удобная в применении, она сразу пришлась по вкусу рядовому потребителю. Один только недостаток — е е нельзя было повторно использовать. Но кто тогда обращ ал внимание на такие «мелочи»? И упаковка Tetra Рак стала методично вытеснять стекло... Сегодня в нее разливают соки и молочные продукты. Столь же широко используются и пластиковые бутылки. Удобно. Слов нет. Но что получилось в итоге? Посмотрите хотя бы на Нижний парк или другие скверы нашего города. Они зах ламлены использованными упаковками. Му сорные контейнеры переполнены ими же. Ог ромная мусорная свалка образовалась на бе регу Матырского водохранилища. Прибреж ный сосновый лес буквально завален смяты ми пакетами и пластиковыми бутылками. Все это принимает характер экологического бед ствия. Даже в центре города, в районе лесопарко вых насаждений между Ниженкой и рекой Воронеж, можно найти как минимум десяток стихийных свалок. Чтобы вывезти весь этот хлам, одним грузовиком не обойтись. Да и куда вывозить? Городская свалка и так уже переполнена. Новые тонны мусора прибыва ют за счет все тех же упаковок. Не лишним будет заметить, что процесс распада синтети ческой продукции может растянуться на не сколько столетий. Так что даже закопанный в землю мусор проблему не решит, а нанесет неизбежный удар по экосистеме края. Что же делать? Как решать проблему? В других странах, давно использующих подобную «тару», например во Франции и Великобритании, значительная часть синтети ческого мусора перерабатывается по специаль ной технологии. В Японии мусор прессуют, создавая из него искусственные берега и рас ширяя, таким образом, свою территорию. Од нако в ряде стран Африки, в Румынии, на Украине и в России проблема утилизации так и не решена. Неужели мы, в самом деле, ста ли страной «третьего мира»и превратились в мировую свалку?.. Но не все еще потеряно... Есть предложе ния создать установку по переработке синте тического мусора. Сейчас трудно оценить пер спективы данного проекта. Важно другое — проблема утилизации новомодных упаковок сегодня беспокоит как власть, так и рядовых граждан. Так, может быть, в ближайшее вре мя будут найдены пути ее решения... Максим БРЕЕВ. г. Липецк. С пяти лет осиротев, Саша боготворил своего деда, мастера на все руки, который мастерил не хитрые духовые народные инструменты: сопел ки, свирели, дудочки и прочие вехци. Но береж ливый старый мастер был строг и не всегда давал внуку поиграть на дудочках —видимо, опасался, что тот сломает или потеряет их. А Саша при удоб ном случае, когда дедушка отсутствовал, внима тельно рассматривал свирели и пробовал-таки иг рать. Постигал также премудрости столярного, свер лильного, клеевого дела. И это осталось у него на всю жизнь. А мечта у подростка была заветная — научиться хорошо петь и играть на народных ин струментах. И он добился своего. Со временем ов ладел баяном, рояльной и другими типами гар моник (русского строя), аккордеоном, гитарой, ба лалайкой, мандалиной. Уверенно стал играть на рожках, сопелках, свирелях, жалейках. Одновре менно с удовольствием мастерил инструменты. Побывайте на концертах народного ансамбля I «Россиянка» и детского образцового ансамбля «Та- раторочки» и воочию убедитесь, что все музыкаль ные инструменты сделаны здесь руками Алексан дра Уварова, кстати, музыкального руководите ля данных коллективов. ...В 1941-м в его судьбу неожиданно вмеша лась Великая Отечественная война. Стал навод чиком противотанковой артиллерии. В одном из боев получил ранение и контузию... В числе немногих вернулся Александр в Ли пецк. Закончил машиностроительный техникум и был направлен на завод в Киев. Музыкально одаренный, обладавший сильным, красивым го лосом, он обратил на себя внимание руководите ля заводской самодеятельности. Уваров стал ее участником. Во всех концертах его выступления пользовались неизменным успехом. Руководитель как-то сказал: «Александр, у тебя хорошие во кальные данные. Поступай в консерваторию». И наш земляк стал студентом вокального отделе- l l ния Киевской государственной консерватории. щ Но на мизерную стипендию, без дополнитель- Щ ной помощи невозможно было выжить в большом Щ городе. Словом, пришлось оставить учебу и вер- l l нуться на завод. Там Александр познакомился с выпускником консерватории Андреем Мистюко- вым, с которым потом около 13 лет он работал в Государственном Академическом Воронежском русском народном хоре. Как-то он встретил приятеля, тоже певца, со бравшегося в Москву на работу в Краснознамен ный имени Александрова ансамбль песни и пляс ки Советской Армии. Договорились ехать вместе. По дороге остановились в Воронеже. Зашли пови дать А. П. Мистюкова, в то время хормейстера Воронежского хора. И Андрей Петрович уговорил Уварова петь в хоре. Так Александр Михайлович стал артистом про славленного коллектива. В Воронежском хоре встретил будущую жену, Марию Морозову, пре красного знатока народной песни и замечатель ную певицу. Много лет исполняют Уваров и Морозова рус ские песни. Сохранилась грампластинка с запи сью «Ой, мороз, мороз». Ее слова они напели в студии звукозаписи е 1 це в начале 60-х годов. Ра ботали Уваров и Морозова и на Дальнем Востоке. Но тянуло в родные края. ВЛипецке их радушно встретил директор Двор ца культуры Александр Киваев и предложил суп ругам организовать ансамбль русской песни. Они с энтузиазмом принялись за дело. Обходили пред приятия, учебные заведения, стройки — выявля ли голосистую молодежь. Вскоре создали ан самбль, со временем ставший известным в облас ти и за ее пределами — «Россиянка». Позднее создали детский образцовый ансамбль русской пес ни «Тараторочки». Поначалу в «Россиянке* аккомпанировал один баянист. Это не устраивало Александра Михайло- вича. Вспомнил он свои познания в духовых де ревянных и язычковых инструментах. И вскоре появились жалейки, сопелки, свирели, гусли, тре- 1ЦОтки, бубны, колокольчики, гармоники, вели чиной от спичечной коробки до нормальной ро яльной. Все это сделал своими руками Александр Уваров. И стали на смотрах, фестивалях «Росси янка» и питающий его молодыми певцами ан самбль «Тараторочки» неизменно побеждать дру гие коллективы. Побеждают и сегодня. Успех во многом предопределяют и народные инструмен ты, которые мастер постоянно совершенствует. К предстояхцему в будущем году Всероссийс кому фестивалю народной песни имени Андрея Мистюкова Александр Михайлович и Мария Пав ловна готовят новую программу песен и музыкаль ных номеров. Надеемся, что им, умелым и талан тливым, в очередной раз обязательно повезет. г. Липецк. Аркадий ГАРБУЗОВ. Ж ивет в Липецке замечательный чело век . О нем говорят: «Мастер зо л о  тые руки». Это Александр Михайло вич Уваров. Многими ремеслами, профессия ми влад еет он. Знает слесарное , токарное дело , пайку, клепку, работает с клеем по м е  таллу , д ер ев у , стеклу, пластмассе, резине, Владеет секретами столярного мастерства... И м я н а к а р г е г о р о д а «Дорогая редакция! С интересом чи таю в вашей газете материалы странич ки «Огни Липецка», особенно опубликован ные под рубриками «День за днем», «Пись ма горожан»... Лично я, да, наверное, и многие другие, хотели бы также прочи тать о том, каким был наш город на заре его основания, как в нем развивались ме таллургия, ремесла, курортное дело, что это за люди, чьими именами названы в Липецке многие улицы. Виктор МОРАНОВ. начинает публикацию материалов Откликаясь на просьбу читателя, с этого номера «ЛГ* под рубрикой «Имя на карте города». ЯН БЕРЗИН: он не йог ТРЕПЕТЬДЕМАГОГИЮ Левобережье реки Воронеж —ныне главный про мышленный район индустриального Липецка. А до тридцатых годов прошлого столетия это был пустырь, поросший сосновым бором . В ноябрьские дни 1930 г. здесь появились люди, вооруженные пилами, топо рами , лопатами. И закипела работа . Они валили лес, выкорчевывали пни, распиливали бревна , строили б араки ... Так в центре Европейской части страны начал сооружаться Новолипецкий металлургический завод . Для этого была создана организация «Липецк- строй». Ее возглавил Ян Андреевич Берзин, который стал и первым директором завод а . Вот некоторые штрихи из биографии человека, стояв шего у истоков сегодняшне го НЛМК. Берзин родился в семье батрака-латыша. Средств, которые для содер жания семьи зарабатывал отец, не хватало. Поэтому с восьмилетнего возраста Ян стал помогать родителям, ежегодно летом нанимаясь в пастухи. Повзрослев, начал выполнять другие работы: заготавливать дрова, сплав лять лес. Затем поступил на лесопильный завод. В семнадцать лет он по ехал в Ригу. Большой город встретил сельского парня не приветливо. Трудно оказалось найти работу. В течение трех лет перепробовал несколько «профессий»: ломового извоз чика, землекопа, строителя, грузчика. В 1910-м устроил ся подручным в механичес кий цех рижского завода «Атлас». Стал квалифициро ванным фрезеровщиком, бригадиром. Здесь же началась обще ственная деятельность Я. Берзина. В 1913 г. он всту пил в Рижскую организацию СДРП (б) Латвии. Вел актив ную работу в большевистс ком подполье. После об этом периоде Ян Андреевич вспоминал: «Вступая в партию, я уже был достаточно начитанным, хорошо разбирался как в ос новах марксизма, так и в различных течениях СДРП. Окончательным толчком, побудившим меня вступить в партию, была меньшевис тская демагогия, ведшаяся в то время на страницах газе ты «Луч», и желание актив но бороться с этой демагоги ей». Следует заметить, что си стематизированного образо вания Я. Берзин не получил. Учился он всего пять лет — окончил начальное сельское училище и приходскую шко лу. Зато активно занимался самообразованием. Многое ему дал подпольный теоре тический кружок, в котором Ян Андреевич изучал марк систскую литературу. Первая империалистичес кая война. Берзин вместе с заводом из Риги эвакуирует ся в Петроград. Здесь ему часто приходилось менять место работы, переходить с одного предприятия на дру гое, так как полиция, зная о революционной деятельнос ти Берзина, установила за ним слежку. В этот период он являлся ответственным организатором латышской организации СДРП (б), кото рая входила в состав Петрог радского комитета партии. Наряду с подпольной и партийной деятельностью Берзин проводил легальную общественную работу: состо ял в союзе рабочих-металли- стов, был членом латышско го культурно-просветитель ного общества, правления и президиума страховой кассы объединения кабельных за водов. После Февральской рево люции, в которой он прини мал активное участие, Бер зин поступил на Русско-Бал тийский механический за вод. Сначала работал фрезе ровщиком, затем — предсе дателем профсоюзного коми тета металлистов предприя тия. Здесь его застала Ок тябрьская революция. Он участвовал в вооруженном восстании, находился в пер вых рядах питерских рабо чих и солдат, поднявшихся против буржуазии. В октябре 1918 г. вместе с заводом эвакуируется из Петрограда в Москву. Там его переводят в ЦК профсо юза металлистов, затем в аппарат ВЦСПС. Через два года направляют в Нижний Новгород председателем гу бернского совета профсою зов. Он становится членом правления Югостали. В ап реле 1929 г. Яна Андрееви ча командируют в Макеевку на строительство металлур гического завода. В марте 1931 г. он приез жает вЛипецк, где становит ся начальником строитель ства и директором Новоли- петткого металлургического завода. Положение на строй ке было трудным. На толь ко что освободившихся от леса участках началось ры тье котлованов под первую доменную печь, ТЭЦ, вспо могательные цехи, контору завода. Строители —кресть яне из окрестных деревень. Техника —в основном лопа та. Транспорт — тачки да подводы. Стройка от города отрезана рекой, на которой вот-вот начнется половодье. Не было хороших дорог, не хватало рабочих. Отсутство вало жилье. И еще много чего недоставало. Но опыт, энергия, незау рядные организаторские спо собности большевика-ленин- ца помогли преодолеть труд ности, справиться с задани ем партии. Быстро овладевали стро ительными профессиями приходившие из близлежа щих сел крестьяне. Возводи лись времянки для жилья, решались вопросы бытового и культурного обслужива ния. А главное — люди ве рили в успех дела. Среди строителей развивалось ударничество. Обычным ста ло перевыполнение дневных норм. Стройка набирала силы. Ударный труд не прерывал ся ни днем, ни ночью, ни в зимнюю стужу, ни в летний зной. На всех стройучастках по нескольку раз в смену можно было видеть энергич ного Берзина. Его умение обращаться с людьми, добро желательность и требова тельность делали свое дело. Начальник строительства умело и оперативно решал важные производственные вопросы. Например, доказал необходимость передачи «Липецкстрою» каменных карьеров и известкового за вода. По его настоянию пос ле горячих споров осенью 1933-го началось сооруже ние незаливной дамбы и мо ста через Воронеж. В следующем году были сданы в эксплуатацию пер вые объекты завода. Дала первый промышленный ток ТЭЦ. В день 17-й годовщи ныВеликого Октября домен ная печь № 1 выдала первый новолипецкий чугун! Несмотря на занятость стройкой и делами завода, Берзин принимал активное участие вобщественной жиз ни города: являлся членом президиума горсовета и гор кома ВКП (б). В январе 1935 г. состоялся съезд Советов Воронежской области (Ли пецк тогда входил в ее со став). Выступая на нем, Я. Берзин рассказал о станов лении НЛМЗ. На съезде его избрали членом облисполко ма, делегатом на Всероссий ский и Всесоюзный съезды Советов. Более шести лет он воз главлял «Липецкстрой* и НЛМЗ. Занимая эти посты, показал себя умелым органи затором, опытным руководи телем, отдающим все силы укреплению и развитию со ветской экономики. В то же время он отличался удиви тельной простотой и скром ностью. С исключительным вниманием относился к нуж дам и заботам людей труда. Цоэтому пользовался боль шим доверием масс, огром ным уважением и авторите том среди строителей и ме таллургов. Отмечая особые заслуги Я. Берзина в создании Но волипецкого металлургичес кого завода, исполком гор совета принял решение о присвоении его имени одной из новых улиц Липецка. Она есть в Липецке и сегодня. Константин ОГРЫЗКОВ, краевед. На центральном автовокзале Липецка уж е с само го раннего утра «яблоку негде упасть». Проходя мимо билетных касс, торговых точек с провизией и прессой «в дорогу», трудно не столкнуться с кем-нибудь «нос к носу». Вот так и встретился наш корреспондент с на ч а л ьн и к ом л и п е ц к о го а в т о в о к з а л а А л е к с ан д р ом ЕФРЕМОВЫМ... — А л ек сандр А ндреевич , куда , в каких направл ениях отправляются нынче с ли п ец  кого автовок зала автобусы ? —За день мы обслуживаем пять-шесть тысяч пассажиров. В минувшем месяце на междуго родных и пригородных автобусах перевезено... 160 тысяч пассажи ров. Наибольший пассажиропо ток на междугородных маршру тах—Воронеж, Курск, Белгород, на пригородных маршрутах — Троицкое, Крутогорье, Ивово, Вербилово. — Какие возникают п р о  б л е м ы с о б с л у ж и в а н и е м столь внушительного количе ства пассаж и ров и как вы их р еш а ет е? —Проблем хватает. Но мы ис ходим из того, что обслуживать пассажиров необходимо своевре менно, вне зависимости от того, много их или мало. В зале одно временно могут работать до де сяти касс. Как только у некоторых образуются очереди, открываем дополнительные. Кроме того, в от дельной кассе билеты продаются непосредственно перед отправле нием автобуса при наличии в нем свободных мест. При большом на плыве пассажиров (это случается обычно в выходные, предпразд ничные и праздничные дни)тре буются дополнительные автобусы. Вэтом случае задействуем резер вную технику, обращаемся в ав тотранспортные предприятия, ко торые, как правило, нас выруча ют. — Какие категории п а с с а  жиров пользую тся льготами? —В соответствии с законо дательством, правом льготного проезда на междугородных внут риобластных маршрутах пользу ются ветераны Великой Отече ственной войны, ветераны боевых действий и военной службы, ве тераны государственной службы и ветераны труда. На пригород ных таким правом обладают бо лее 60 категорий пассажиров. В минувшем году количество пас- сажиров-льготников к общему числу пассажиров в процентном соотношении составило 33,7. В этом году складывается пример но такая же картина. — П о я в и л и сь ли н о вы е маршруты? —Они, как правило, откры ваются с учетом пожеланий пас сажиров, а также по заявкам ав топредприятий, с которыми мы сотрудничаем. Недавно, напри мер, открылись маршруты «Ли пецк — Мокрое» и «Липецк — Георгиевка». После некоторого перерыва возобновлено движе ние по маршруту «Липецк — Хлевное». Замечу, ранее он был экономически убыточным, по этому от него пришлось отка заться. С учетом большой вос требованности появились также дополнительные междугородные маршруты «Курск —Тамбов» и «Липецк —Белгород». На сегодняшний день наш ав товокзал на договорной основе сотрудничает с семнадцатью ав тотранспортными предприятиями нашей области и других регио нов. В том числе с липецкими муниципальными автотранспорт ными предприятиями № 1, № 3, автоколонной 1415. Они предос тавляют в распоряжение автовок зала 120-125 автобусов, которые обслуживают в общей сложнос ти восемьдесят маршрутов. —Нем п ор аду ет е пассажи  ров в п ерсп ектив е? —Дальнейшим расширением сети пассажирских перевозок, и прежде всего, пригородных. При этом будем учитывать, в первую очередь, повторюсь, пожелания пассажиров. Впомещении авто вокзала по-прежнему будут ра ботать комнаты отдыха, комнаты матери и ребенка, камера хране ния, парикмахерская, торговые точки, где реализуются как про довольственные, так и промыш ленные товары. Б е се д о в а л Александр БОЧКАРЕВ.
        
         Made with FlippingBook 
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz